Где крестился князь Владимир

192

Святой Владимир. Москва. Автор Салават Щербаков. Фото автора

В статье, посвящённой Рюрику и призванию варягов, точнее, реконструкции летописного текста, на основании которого исследователи выстраивают гипотезы и теории по поводу возникновения Руси, мы писали, что в их основе лежит работа исследователей-филологов.

Без их детального анализа текста, и без учёта его, все последующие рассуждения являются всего лишь домыслом. «А вот мне кажется» или «мне кажется, что это не логично» – такие доводы могут приводить только дилетанты.



Это похоже на мысли людей, не знакомых с историей живописи, о «Чёрном квадрате» Казимира Малевича они судят исключительно из постулата: и я так тоже могу рисовать!

Конечно, Малевич был выдающимся и профессиональным художником, а «Чёрный квадрат» был художественным манифестом начала ХХ века: конец искусства. Но дилетант или невежда этого не хочет знать, он упорно утверждает: и я так смогу.

Я же в данной статье хочу познакомить читателей с одним из самых знаменитых и наиважнейших событий в Русской истории: крещение Руси с точки зрения текстового анализа летописных списков.

Эту работу, о чём я уже писал, проделал А. А. Шахматов, но работа над исследованием летописей продолжается.

Традиционная версия и современные выводы


Традиционная версия, о которой мы знаем из ПВЛ, повторюсь, реконструированной именно А. А. Шахматовым, выглядит следующим образом.

После неудачи в языческой «реформе» князь Владимир решил рассмотреть иные религии соседних стран.

Причиной принятия веры или усиления идеологического начала на обширной территории суперсоюза в Восточной Европе была проблема центробежных тенденций и угроза падения власти киевский руссов над захваченными территориями, которые не прекращали попыток уйти из-под даннической зависимости от Руси.

Славянские племена были язычниками. Они осуществляли поклонения животным (тотемизм), камням, рощам и т. п. (фитишизм), богам и божкам. У каждого славянского племени, кстати, как и у других язычников (греков периода осады Трои, скандинавов), были исключительно племенные боги. У западных славян, ободритов был Редегаст, у полабов – богиня Жива, Прове у вагров, у словен ильменских – Волос.

Состав пантеона до сих пор вызывает много вопросов и противоречивых выводов у историков. Важно, что независимо от происхождения данных божеств на этом этапе, все они были славянскими.

В 981 г. Владимир в языческом храме установил Хорста, Стрибога, Даждьбога, Симаргла, Макошь и Перуна, бога грома и руссов, правящего рода и правящей военно-социальной общности. Стрибог – главное божество у многих славянских племён, он же Род или Святовит, Сварог – бог прародитель, отец Даждьбога. Даждьбог – «белый свет», аналог греческому Аполлону. Макошь – женское божество, «мать урожая», мать-земля, аналог греческой Деметре. Симаргл – охранитель урожая, побегов, он связан с Макошь и является посланником между небом и землёй. А Хорс – бог солнце, аналог греческому Гелиосу.

Столь странную и непонятную подборку можно объяснить лишь тем, что боги были с собственно «Русской земли», т. е. с территории на юге Восточной Европы, которую занял род Русский с личным богом своего рода – громовержцем Перуном. Пантеон не включил в себя богов племён данников, например Волоса, бога скота, богатства и потустороннего мира, ильменских словен. Вместе с созданием пантеона в Киеве, размещаются языческие божества и на покорённых территориях. В результате Киев должен был стать сакральным центром в дополнение к административному, что абсолютно естественно для родового мышления. Поэтому дядька князя Владимира Добрыня и установил в Новгороде кумира Перуна. Для усиления сакральной силы и значимости нового «общерусского» пантеона был осуществлён акт человеческого жертвоприношения.

Владимир со старцами и боярами решили принести человеческую жертвы кумирам. Символично, что жребий пал на варяга-христианина.


Поход русов. Художник Поль Тенг

Ритуал принесения человеческих жертв был свойственен этой стадии развития и практиковался на протяжении всего Х в. Даже князя Игоря в 945 г. древляне принесли в жертву в священной роще: они привязали его к согнутым деревьям, а затем развязали их, тем самым разорвав его не части.

Попытка создать общеславянский пантеон с целью укрепления суперсоюза или, как его традиционно называют, Древнерусского государства, в Восточной Европе не удалась, и князь Владимир «со своими боярами и старцами градскими» с 986 г. начал поиск «веры» у соседних народов, стоявших на более высоких стадиях развития, с целью скрепить власть силы, на которой и держалась власть Руси в Восточной Европе.

Летописец о «выборе веры», естественно, пишет в христианском назидательном ключе. В этом рассказе отчётливо видна и поздняя редакция, о чём мы будем писать ниже, в которой есть упоминание о немцах-католиках, потому что в конце Х в. такой розни между западной и восточной церквями не было, хотя трения уже начались. И для князя Владимира и его бояр такие нюансы вряд ли были актуальны, как не прекращающийся спор Византии с «немцами», вызванный в том числе и мирскими проблемами, а именно борьбой за Италию.

Возможно, принятию христианства с запада, «от немцы», помешал заговор князя Святополка, который княжил в Турове против своего отца Владимира. В нём участвовал немец Рейнберн, епископ Кольберга (города Колобжега, Польша, ранее территория западных славян). Эту информацию сообщает нам Титмар из Мерзебурга: епископ за этот заговор даже был арестован Владимиром.

В ходе «рассмотрения веры» иудаизм был отвергнут по причине того, что не было государства у иудеев, ислам из-за «отсутствия радости в религии», как сказал князь Владимир:

«Веселье Руси есть пити, не может без того быти.»

Как мы отмечали выше, русские князья (или летописцы-«редакторы») были авторами не одного крылатого выражения, а Владимир или чернец, вложивший в его уста это выражение, как в воду глядел.

Греческий философ напугал князя Страшным Судом, и тот принял решение принимать Веру греков. Его поддержали бояре и старцы градские (племенные вожди), они указали на то, что и бабка Владимира, Ольга, была христианкой, и веру надо принимать, родовые устои покоятся на традициях. Но… вдруг посоветовали, опять затягивая время, отправить мужей в дальние страны для рассмотрения веры на месте.


Княгиня Ольга. Художник В. М. Васнецов

Победила красота храмов Бога империи византийцев – ромеев, она ошеломила язычников Восточной Европы:

«всякий человек, как отведает раз сладкого, уже не будет после принимать горького!»

Такое формальное поклонение красоте храмов современным людям может показаться странным, если не учитывать ментальность людей родоплеменного строя. И выбор был сделан.

Но… тут прибыли послы из Византии, и князь Владимир отправился походом под Корсунь (Херсон). Здесь есть несколько вариантов событий: то ли ему за поход обещали византийскую царевну, то ли за крещение, но не дали. Но он осадил Корсунь то ли в отместку, то ли нет, а город был взят благодаря византийскому священнику Анастасу.

Зачем он это сделал, сдав язычнику христианский город, пока пусть будет загадкой. Князь решил снова креститься, но отказался, после чего ослеп. И лишь приняв окончательно решение окреститься, возможно, после молитв, подоспевшей к Корсуню царевны, был чудесным образом исцелён.


Крещение в Корсуне. 1829 г. Художник А. Иванов

Князь, дружина и вои приняли крещение в Корсуне, а вернувшись в Киев, крестили всю Русь.

Так выглядит традиционная версия, но с некоторыми современными добавлениями.

Как выглядит версия крещения с точки зрения текстологического анализа?


Исследователи установили, что Древнейший киевский свод или протограф был создан в 1039 г. Это была первая русская летопись. Протограф – это текст, который лёг в основу более поздних списков, редакций и т. д.

Можно с уверенностью сказать, что в это время только происходило становление русской письменности, до нас дошли всего несколько ранних текстов этого периода.

Двадцать лет назад в Новгороде был открыт древнейший среди них – «Новгородский псалтырь» 1036 года!

Следующая редакция была сделана в 1073 г., после чего был создан Начальный свод 1093 г., а в 1116 г. была оформлена первая редакция так называемой Повести Временных Лет, которая стала основой или протографом для многих дошедших до нас физических летописных текстов.

Шахматов А. А. реконструирует текст о крещении Владимира, Киева и Руси первого протографа или Древнейшего летописного свода таким образом:

«В лето 6494… Владимир же, просвещен быв, радовашеся душою и телом. И крестишася сыновья его с ним, иже имена: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислв, Позвизд, Судислав. По сем крестишася бояре его.

Владимир же повел кумиры испроврещи, овы иссящи, а лругы огневи предати. По сем же Володимер посла по всему граду, глаголя: «аще не обрещеться кто не рецу, богат ли, ли убог, или нищ, ли работник, против меня будете». Се слыша людие с радостию идяху… Крстившем же ся людям, идоша в дома свои…

…На третиее же лето по крещении иде Володимер в силе велице на Корсун, град Греческыи; и затворишася Корсуне во граде и боряхуся крепко из града. Володимир же обестоя град; изнемогаху гладем людия...»


Тысячелетняя Русь. Фрагмент. Художник И. Глазунов

Каким же образом возникла ситуация, при которой редакторы изменили первоначальный текст летописи?

Во-первых, рассказ о диспуте Владимира с философом Кириллом очень напоминает болгарские свидетельства об аналогичных диспутах философа Мефодия или Кирилла, известных создателей славянского письма, с царём Борисом. Князь Владимир, так же как и болгарский хан Борис (852–889 гг.), под впечатлением от сцен Страшного Суда принял решение креститься. Что могло смутить редактора-книжника, конечно же, знакомого с болгарскими версиями крещения, так заимствование, не отвечавшее достоверности.

И если автор Древнейшего свода ещё мог слышать в Киеве реальные рассказы о крещении, то составитель Начального свода пользовался уже письменными свидетельствами. В его распоряжении были сказания и повести о Владимире, сложившиеся в конце XI века: «Древнее житие», «обычное житие», «Приложное житие», «Чудовский список жития Владимира», «Слово о том, како крестися Владимир возмя Корсуня», «Житие Владимира особого состава».

Основной упор в легенде делался на сюжете женитьбы, проблеме сватовства князя Владимира к византийской царевне. Что особенно важно – на противопоставление блудливого язычника, побеждённого «похотью женскою», и христианина, который вместе с крещением получил руку византийской царевны, сестры императора всех христиан мира.

А. А. Шахматов указал, как была совершена эта вставка в первичный летописный текст, сравнивая глагольные формы и нестыковки, грамматические изменения в тексте.

Что представляет особый интерес, так тот факт, что в первоначальной «Повести о крещении Владимира» нет никакого священника Анастаса. Сложно представить, как мы писали выше, зачем было бы византийскому священнику помогать дикому язычнику. А сложное построение о том, что он таким образом смог его крестить, не выдерживает критики. Но это ещё не всё про священника Анастаса, о чём ниже. А вот вместо него действовал варяг Ждьберн, который упомянут в перечисленных повестях о Владимире, который безусловно мог помогать своим соотечественникам, пришедшим под Херсон.

А пока я представлю отрывок из реконструкции первоначальной «Повести о крещении Владимира». Князь Владимир, жёсткий язычник, в глазах автора христианина XI в., «варяжского рода», захотел иметь 12 жен. На тот момент у него было уже десять жён «красных». Он обратился к «князю херсонскому» с просьбой руки его дочери, но получил от корсунца, и очень зря, отказ. История напоминает совсем недавнюю ситуацию с Рогнедой и Полоцком. Итак, язычник Владимир отправился к Корсуню за «невестой» и за добычей:

«И стояше Владимир 6 месяцев, и не истомишася гладом Корсоуняне. Бе же в Корсуне муж Варяжин, именем Жедерерг. Сии же смтрели в полк к Владимиру и рече: донесите стрелу сию князю Владимиру. [Владимир воспользовался его советом, лишив Херсон воды]. И людие изнемогоша гладем и водьною жаждею и по трех месяцев предашася. И вниде Владимир в град и дружина его, князя Корсуньского и с княгыню поима, а дщерь ею к себе в шатер, кнчязь же и княгыню превяза у шатырныя сохы и с дщерью ею пред нима безаконие сотвори, и по трех дней князя и княгыню повелел смерти предати, а дщерь ею дасть за преждересченаго Жьдьберна с многими имением и постави его наместником Корсуню граду. Ине распустившю от себя полков, посела Ольга воевода своего с Жьльберном в Цариград к царям Константиноу да Василию прошати за себя сестру ею Анны.»

Взамен императоры потребовали у Владимира креститься, тот согласился, но схитрил, за что потерял зрение, которое было ему возвращено благодаря молению царевны Анны. Так Владимир был утверждён в вере и принял крещение в Корсуне.

Одним из важных факторов, который укреплял позиции духовенства на Руси в конце XI — начале XII вв., был фактор подтверждения связей новых русских монастырей с традицией, тесной связи с Византией. Отсюда и вставка о хождениях Апостола Андрея по Руси, которую вставили в летопись в этот период.

Отсюда и замена не очень понятного Ждьберна на Анастаса, того самого, который был в Киеве главой Десятинной церкви, и который примкнул в 1018 г. к Болеславу:

«попа десятинной церкви приставил к своим богатствам, ибо тот обманом вкрался ему в доверие.»

Факт того, что Владимир вывез священников из Корсуня после его захвата, не вызывает сомнения, но был ли среди них именно Анастас, который ни с того ни с сего сдал Корсунь, достоверно не известно. Но это ещё не конец истории про Анастаса.

Итак, причиной, по мнению исследователей, включения в текст Летописи части легенды о походе Владимира на Корсунь, была попытка, с одной стороны, отойти от имеющегося уже повествования, похожего на крещение болгарского царя Бориса (информация из переведённой с болгарского «Толковой Палеи»), а с другой стороны, показать связь с Греческой церковью: греческий священник Анастас возглавил Десятинную церковь в Киеве, первую русскую церковь и первую кафедральную церковь Руси. Анастас был реальным историческим лицом, так как возглавлял кафедру Десятинной церкви, но был ли он из Корсуня – большой вопрос. Важнейшим был факт или попытка связать и примерить два источника о крещении Владимира и Руси: Древнейший киевский свод и Легенды о походе в Корсунь. Если в начале XI веке второго не существовало, то к концу века сказаний о походе в Крым было предостаточно. Поэтому и в редакции 1116 г. история о крещении получилась столь долгой – редактору надо было связать все перипетии и как-то объяснись нестыковки двух источников. Поэтому и получилось столь долгое принятие веры Владимиром от первых дискуссиях о вере до похода в Корсунь, что и подтверждено текстологическим и филологическим анализом.

Загадка Корсуня


Текстологический анализ является фундаментом для последующего исследования, но и он имеет ограниченное применение. А вот вопрос, зачем князю Владимиру понадобилось совершить поход именно в это время в Корсунь, остаётся открытым. Легенда о походе в Корсунь может и объясняла бы это, но вопрос, почему именно Корсунь, а никакой иной город, известный руси в этом регионе, ставит больше вопросов, чем ответов. Все города на Черноморском побережье были к их услугам! Русы к тому времени уже пограбили прибрежные, и не только, города Болгарии, Амастриду, на южном побережье Чёрного моря и Сурож, пройдя Крым от Херсона до Корчева.


Высадка русов у Корсуня. Художник Поль Тенге

В своей истории Херсонес уже два раза был оплотом тех, кто был оппонентом Константинопольской власти. На этот раз он поддерживал противников Василия II, будущего знаменитого и властного Василия Болгаробойца. Власть порфирородного императора находилась в шатком положении, и помощь руссов в Крыму ему была необходима. Возможно, Жьдберн или Анастас были сторонниками центральной власти и помогли союзной ей русской дружине.

Но, как обычно, русы воспользовавшись ситуацией, решили сами укрепиться в Крыму, шантажируя этим Византию, и Василий II был вынужден договариваться.

А императору Василию помощь со стороны северных варваров была крайне необходима, и прежде всего военная. Против него восстал вначале один прославленный полководец, Варда Склир, а потом, победивший Склира, Варда Фока, который объединился со Склиром.

У юного императора дела были плохи, как сообщает учёный Михаил Пселл:

«Царь Василий порицал неблагодарных ромеев, и поскольку незадолго, перед тем явился к нему отряд отборных тавроскифских воинов, задержал их у себя, добавил к ним других чужеземцев и послал против вражеского войска. Те застали неприятелей врасплох, готовившихся не противника побить, а вина попить, многих убили.»

В такой отчаянной ситуации, дабы привлечь русское войско, он подтвердил предыдущие союзные и торговые Договоры. Более того, он отдал за князя Владимира свою сестру Анну, обещанную германскому императору Оттону III, о чём пишет Титмар из Мерзебурга.

Георгий (начало XII в.) писал о том, что когда отряд Варды Фоки явился близи Хрисополя (Ускюдар), территории напротив Константинополя на восточном, азиатском берегу, то Василий:

«приготовил ночью корабли и посадил на них русь, так как кстати он призвал к себе союзную силу и сделал зятем их Владимира по своей сестре Анне.»


Хрисополь, современный Ускюдар. Вид с европейской стороны. Стамбул. Турция. Фото автора

Василий «получал»-возвращал свой же город Херсон, захваченный князем Владимиром, и, что было самым важным в этом договоре для Василия, русский союзный корпус.

Как ни странно, крещение Руси прошло незамеченным в византийских источниках. Потому что прибытие русского корпуса резко изменило ситуацию в пользу Василия II, обеспечив ему победу над узурпаторами и безопасность трона. И это политическое событие затмило менее актуальное для Византии крещение «росов».

Вопрос места и точной даты принятия веры Святым Владимиром не столь существенный с точки зрения рассмотрения исторического процесса, как для сиюминутных прихотей политиков, а сложное состояние источников, как мы видели, не позволяет нам однозначно говорить об этих событиях.

Важно, что это событие состоялось, и оно было важнейшей вехой на пути развития Руси-России, без которого точно не состоялось бы государство русских и наша европейская русская Цивилизация. Вот что важно.
192 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    8 мая 2022 04:52
    Конечно, Малевич был выдающимся и профессиональным художником, а «Чёрный квадрат» был художественным манифестом начала ХХ века: конец искусства. Но дилетант или невежда этого не хочет знать, он упорно утверждает: и я так смогу.

    Лично мне больше всего нравится вот это эссе о "Черном квадрате".
    Должен честно сказать, что каждый раз видя эту картину или просто слыша ее название, я испытывал невообразимый комплекс художественной неполноценности.
    Тысячи культурных и образованных людей при одном упоминании о «Черном квадрате» закатывали глаза и, важно поднимая вверх указательный палец (не путать со средним, пожалуйста), говорили: - «О!»
    Когда же я скромно спрашивал, а в чем там «О!», на меня смотрели соболезнующим взглядом профессора литературы, узревшего пьяного матерящегося дворника, лежавшего в канаве.

    Ну а полностью это произведение В.Чекмарева о этом "культурном явлении" можно прочитать на https://maxpark.com/user/1258628856/content/669935 Обещаю: не пожалеете!
    p.s. "Черный квадрат" лично не довелось, а вот "Красный квадрат" этого же Малевича довелось в 1981 году в Москве на выставке импрессионистов "Москва-Париж" из французских и советских музеев. Сезанн, Моне, Мане, Дега ощущения "и я так могу" совершенно не вызвали, потому что очень красиво. Я тогда впервые понял, что импрессионистов (впрочим как и других настоящих художников) надо смотреть только в подлиннике. Ни одна иллюстрация не передает "ощущения" от картины, что в последствии укрепилось в Дрезденской галереее. А Малевич и у меня вызвал "я тактоже смогу"
    1. +9
      8 мая 2022 07:00
      Кто дочитал статью до конца тот молодец
      1. +3
        8 мая 2022 07:57
        Цитата: Умник
        Кто дочитал статью до конца тот молодец

        Возьми с полки пирожок!!! laughing
        Теперь серьезно! Присутствие на ВО материалов Эдуарда, для меня праздник! Впрочем я думаю, что не только для меня, но и многих завсегдатаев ветки «Истории». Почему, причина банальна - я узнаю новое!!! Причём зная его коллег по цеху «не по-наслышке», надо отметить, что Эдуард старается писать предельно доступным языком. Вторая не маловажная причина, Автору всегда можно задать вопрос и получить ответ!!!
        Так что не дочитать, работу Эдуарда для человека любящего историю - это сродни «греха», ну или «глупости».
        С уважением!
        1. +6
          8 мая 2022 08:47
          Владислав,
          спасибо огромное.
          Вашими стараниями - и я стараюсь как могу.
          hi
    2. +9
      8 мая 2022 07:07
      Коллега Нафаня, доброе утро!)))
      Супрематизм и импрессионизм -- это разные вещи. Супрематизм Малевича расчеловечивает. Потому, глядя на все эти квадраты, я не думаю: "Я тоже так могу".
      Я думаю: "Я так не хочу".
      1. +3
        8 мая 2022 07:18
        Супрематизм и импрессионизм -- это разные вещи.

        Полностью с Вами согласет. Импрессионизм вызывает чувство прекрасного. А "суперматизм" Малевича вызывает желание подискутировать о терминах и названиях, т.к. исключительно по моему мнению, ни к какому искусству его отнести нельзя.
        1. +3
          8 мая 2022 08:26
          Импрессионизм вызывает чувство прекрасного.

          Главное любоваться им подшоффе...лучше под абсентом, как и большинство авторов при создании этих картин. Импрессионизм появился благодаря трем составлющим. Изобретение фотографии, любви к абсенту и новым русским 19 века с их комплексами.
          1. +3
            8 мая 2022 09:09
            Импрессионизм появился благодаря трем составлющим.

            В Будапеште в музее я видел три картины Эль Греко (XVI век). Абсолютное ощущение, что они написаны имрессионистом в конце 19-начале 20 века. Тогда ни фотографии, ни абсента, не говоря уж о новых русских, еще не было. Был просто талант.
            Повторюсь, но картины надо смотреть в подлиннике.
            1. +2
              8 мая 2022 09:22
              Абсолютное ощущение, что они написаны имрессионистом в конце 19-начале 20 века.

              Почти...только картины Эль Греко, по мнению "искусствоведов", выполнены в стиле Экспрессионизм..."корень" один и тот же.
              А мне картина из будапештского музея "Кающаяся Магдалина" напомнила Сальвадора Дали, возможно образцом подражания для Дали и послужил Эль Греко.
              1. +2
                8 мая 2022 09:28
                по мнению "искусствоведов", выполнены в стиле Экспрессионизм...

                Искусствоведы- это люди, которые хотели стать художниками, но из-за отсутствия таланта писать не умеют. Поэтому они придумывают названия для творчества художников а так же их критивуют.
                1. +1
                  8 мая 2022 09:39
                  Поэтому они придумывают названия для творчества художников а так же их критикуют.


                  Ладно бы критиковали, а они придумывают то, о чем
                  сам автор даже и не думал. Этим например, отличалась покойная Паола Волкова из ВГИКа. Она придумывала какие-то безумные интрепретации сюжетов картин...по существу не являющиеся научными исследованиями, а просто словоблудием.
                  1. +1
                    8 мая 2022 09:45
                    https://maxpark.com/user/1258628856/content/669935
                    Почитайте Чекмарева. Не пожалеете и посмеетесь
                    1. +3
                      8 мая 2022 10:05
                      Почитайте Чекмарева. Не пожалеете и посмеетесь

                      Все верно и смешно...
                      Если бы это было не так грустно. Все эти выдуманные и высосанные из пальца исследования имеют цель не поиск истины, а зарабатывания денег на людях, желающих показаться исключительными, не как всё остальное "замазано цензурой ВО".
                      В лихие 90-е, как и в конце 19-го века новые русские захотели приобщиться к миру искусств. А наши краснопиджачники кроме Левитана и Айвазовского никого не знали, стали скупать невесть откуда взявшиеся, "раннее неизвестные" шедевры, атрибутированные экспертами Третьяковки, Русского музея и т.п. Что интересно даже техническая экспертиза подтверждала подлинность произведений...И пришло время "Ч", эти "шедевры" стали отправлять на аукционы типа Сотби, ну а как же, для чего покупались, только для перепродажи, где выяснялось, что это картины малоизвестных дешевых европейских мастеров того времени с подделанными автографами. Теперь эти эксперты и искусствоведы прячутся, а некоторые даже смогли нанять охрану. Импре...экспрес...сионизм.
      2. +12
        8 мая 2022 07:46
        Цитата: депрессант

        Супрематизм и импрессионизм -- это разные вещи. Супрематизм Малевича расчеловечивает. Потому, глядя на все эти квадраты, я не думаю: "Я тоже так могу".
        Я думаю: "Я так не хочу".

        Признаю себя убогим и лишённым какого-либо художественного понимания, но при выборе!


        Я выберу второе!
        Людмила Яковлевна, доброе утро!
        1. +8
          8 мая 2022 08:04
          Понравилось! Извините что не в тему.
        2. +3
          8 мая 2022 08:17
          Признаю себя убогим и лишённым какого-либо художественного понимания, но при выборе! Я выберу второе!

          Вы или смелый или "ничего не понимаете в искусстве" drinks

          ...
          Екатерина Дмитриевна старалась, чтобы дом ее был всегда образцом вкуса и новизны, еще не ставшей достоянием улицы; она не пропускала ни одной выставки и покупала футуристические картины. В последний год из-за этого у нее происходили бурные разговоры с мужем, потому что Николай Иванович любил живопись идейную, а Екатерина Дмитриевна со всей женской пылкостью решила лучше пострадать за новое искусство, чем прослыть отсталой.

          Мне нравятся эти слова А.Н.Толстого, они, по-моему, выражают саму суть модных течений в искусстве. Ну конечно еще бессмертный Андерсен своим Новым Платьем Короля высветил сущность человека "как все", так и крещение Владимира, чтобы как у людей.
          Я кстати человек, пострадавший за Футуризм...написал сочинение в школе с этим словом, а затем пытался объяснить учительнице что это слово просто использовал в смысле "будущность"...но нашла коса на камень и единственная четверка в аттестате оказалась по русскому wassat
          1. +3
            8 мая 2022 13:01
            . Футуризм...написал сочинение в школе с этим словом, а затем пытался объяснить учительнице что это слово просто использовал в смысле "будущность"...но нашла коса на камень

            Мы с Вами коллеги по несчастью - меня отодрали за особое мнение о Базарове и его «негелизм»!!! laughing
            Теперь по чёрному квадрату!!!
            Каждому своё, в моей семье все рисуют: дед, тетя, отец, дочка, а на мне природа решила отдохнуть!!!
            Так что, я горжусь, что соотечественник Великого художника Малевича, но его работы не понимаю.
            Хотя кое, что из сюрреализма нравится!

            Рисунок дочки десятилетней давности.
            1. +3
              8 мая 2022 13:23
              Рисунок дочки десятилетней давности

              Ну здесь смысл есть...классная задумка - воздуха мне мало, ветер пью, туман глотаю..
              Человека-амфибию напомнило, фильм, сцена в городе..
        3. +3
          8 мая 2022 08:40
          Доброе утро, Владислав! )))
          Оно и вправду доброе -- есть о чём поговорить, да и птицы откуда-то взялись. Свистят, издают трели -- чудесно! Такому нет места в квадрате любого цвета. А поскольку трели за окном есть, то нет места геометрическим фигурам Малевича. Недаром африканцы строили свои хижины в виде цилиндров, дети природы интуитивно чувствовали, что к чему wassat )))
          1. +1
            8 мая 2022 14:27
            Животные, лучше нас людей понимают матушку природу!!!
    3. +10
      8 мая 2022 08:07
      А Малевич и у меня вызвал "я тактоже смогу"

      Водил я сына в Третьяковку, на Крымском валу. В зале с Черным квадратом сын два раза прошел мимо висящей на центральной колонне картины и не заметил ее. Когда я ему сказал, что он прошел два раза мимо "шедевра", он ответил , что он не обратил внимание на закрашенную табличку.
      1. +6
        8 мая 2022 08:42
        Отлично сказал ребёнок! )))
        Дети не умеют лукавить.
        1. +4
          8 мая 2022 08:48
          Дети не умеют лукавить.

          Почти сюжет из Андерсена...А король то голый...
    4. +11
      8 мая 2022 08:59
      И ещё.
      Только через 2 месяца заметили, что картина "Чёрный квадрат " Малевича висит "вверх ногами"
  2. +8
    8 мая 2022 05:43
    Спасибо, Эдуард smile , очень порадовал, особенно этим:
    ислам из-за «отсутствия радости в религии», как сказал князь Владимир:

    «Веселье Руси есть пити, не может без того быти.»

    Как мы отмечали выше, русские князья (или летописцы-«редакторы») были авторами не одного крылатого выражения, а Владимир или чернец, вложивший в его уста это выражение, как в воду глядел.
    good good

    Спасибо Владимиру!!! drinks drinks

    "Княгиня Ольга", я и раньше видел эту работу Васнецова, но как-то не обращал внимания, что с лицом у княгини?


    Про Илюшу Глазунова добавить нечего, про него уже давно было сказано пишет в стиле "руки в карманах, ноги в траве", потому как академическому письму не обучен и -- "тысяча рож это ещё не живопись и не история России".

    По поводу "Чёрного квадрата" полностью согласен с Нафаней. drinks
    1. +9
      8 мая 2022 06:09
      что с лицом у княгини?
      Древлян увидела!)))
      1. +8
        8 мая 2022 06:40
        Когда приходится вразумлять соседей в течение долгого времени, невольно жесткость появится. Вот Васнецов и почувствовал.
        1. +4
          8 мая 2022 07:16
          По поводу "Чёрного квадрата" полностью согласен с Нафаней.

          А я Нафане по-другому ответила. Нет у меня подсознательного желания славы любой ценой.
          Позабавило и ужаснуло иное:
          князя Игоря в 945 г. древляне принесли в жертву в священной роще: они привязали его к согнутым деревьям, а затем развязали их, тем самым разорвав его не части.

          Попытка создать общеславянский пантеон с целью укрепления суперсоюза или, как его традиционно называют, Древнерусского государства, в Восточной Европе не удалась

          Разорвать на отдельные части, чтобы создать целое?
          1. +4
            8 мая 2022 07:39
            Доброе утро Людмила Яковлевна,
            это древляне, по мнению Павла Дьякона, принесли Игоря в жертву, разорвав его на части. Что к стати, было нормально в средние века: как языческих правителей, в Скандинавии, так и мощи святых, разносили по разным регионам, для получение частички святости.
            Про древлян можно только догадываться: возможно жертвоприношение в священной роще.
            А древлянам не очень то нужен был общерусский пантеон - это важно было для Русов в Киеве.
            С уважением,
            hi
            1. +3
              8 мая 2022 08:02
              Уточните ,пожалуйста.Херсон,или Херсонес?
              1. +7
                8 мая 2022 08:41
                Дмитрий,
                добрый день,
                Херсон и Херсонес на тот момент были тождественные названия.
                hi
                Это сегодня существует город Херсон, названный как раз по тому Херсону, что был в Севастополе.
                1. +6
                  8 мая 2022 08:59
                  Спасибо.Два года назад был в Севастополе.Место завораживает.
            2. +4
              8 мая 2022 09:06
              Эдуард, доброе утро!
              Но как так могло получиться, что князь позволил принести себя в жертву, да ещё таким ужасным способом? Понятно, что этого требовали деревья, они вот так могли -- согнуться и разогнуться, но где у людей голова? Ужасная смерть! Я воспринимаю такую смерть как избыточное варварство. И почему обязательно -- князь?
            3. +2
              8 мая 2022 09:24
              Однажды довелось узнать, что, если не ошибаюсь, у древних ирландцев короли были выборными. По окончании срока правления подлежали утилизации.
              И вот ведь загадка -- шли таки люди на эту должность. Не отказывались.
        2. +5
          8 мая 2022 08:58
          Когда приходится вразумлять соседей в течение долгого времени, невольно жесткость появится. Вот Васнецов и почувствовал.

          Понимаете, все источники о крещении приукрашены летописцами. Это как исторические события из жизни викингов, описанные в сагах, превратились в пьесу Шекспира, а кровавые разборки берсерков с топорами трансформировались в дуэли на шпагах в кружевных рубашках и колготках laughing
    2. +4
      8 мая 2022 07:01
      "Нет прохода здесь, клянусь вам,
      От любителей искуства" (С))))
      1. +7
        8 мая 2022 07:30
        «- Вот вы, Билл, что предпочитаете - скачки или изящную образность?
        - Это... как его? - отвечает Билл. - Оно, конечно, всякие изящные скачки, то есть... всякие скачкообразности...
        - Вооот! - констатирую я. - Но почему же тогда наши доки в вопросах финансов и филантропии пускают нас на ипподром за два доллара, а в библиотеки - бесплатно?» (с).
        1. +5
          8 мая 2022 07:54
          на ум сразу О.Генри пришёл
          или ошибся?
          1. +6
            8 мая 2022 08:02
            Кончено. О’Генри. «Кафедра филантроматематики».
            1. +6
              8 мая 2022 08:05
              Цитата: Korsar4
              Кончено. О’Генри. «Кафедра филантроматематики».

              Скорее всего не читал у него эту вещь. Но стиль узнаваем.
              1. +5
                8 мая 2022 08:16
                Извиняюсь. Все же - «Рука, которая терзает весь мир». И ещё разные варианты перевода есть.

                Но, безусловно, О’Генри. И он узнаваем.
      2. +2
        8 мая 2022 15:08
        "Нет прохода здесь, клянусь вам,

        1. +2
          8 мая 2022 15:13
          «Этот рассказ мы с загадки начнём —
          Даже Алиса ответит едва ли:
          Что остаётся от сказки потом,
          После того как её рассказали?

          Где, например, волшебный рожок?
          Добрая фея куда улетела?
          А? Э-э! Так-то, дружок,
          В этом-то всё и дело» (с).
          1. +2
            8 мая 2022 19:41
            "Алиса умеет вязать, Алиса рисует в альбомах.
            Алису в гостях не застать, Алиса почти всегда дома.

            Ах, Алиса, как бы нам встретиться, Как поболтать обо всем.
            Ах, Алиса, просто не терпится, Побыть в доме твоём, с тобою вдвоём…

            Алиса не любит гостей, Алиса одна вечерами.
            Алиса сидит на тахте с коробкой конфет и с мечтами."(с)
            1. +1
              8 мая 2022 19:44
              «Привет! Сегодня дождь и скверно,
              А мы не виделись, наверно, сто лет» (с).
              1. +1
                8 мая 2022 19:48
                "В нашем городе дождь,
                Он идет днем и ночью."(с)
                1. +1
                  8 мая 2022 20:43
                  «Не надо печалиться — вся жизнь впереди.
                  Вся жизнь впереди, — надейся и жди!» (с).
                  1. +1
                    8 мая 2022 20:52
                    "Что делать, Фауст?
                    Таков вам положен предел,
                    Его ж никто не преступает.
                    Вся разумная скучает:
                    Иной от лени, тот от дел;
                    Кто верит, кто утратил веру;
                    Тот насладиться не успел,
                    Тот насладился через меру,
                    И всяк зевает да живет —
                    И всех вас гроб, зевая, ждет."(с)
                    1. +1
                      8 мая 2022 21:11
                      «- Что ж? боишься вывихнуть ручки?
                      Чего ты ждешь?» – «Да жду вон этой тучки»» (с).
                      1. +1
                        9 мая 2022 16:54
                        "Я тучка, тучка, тучка, Я вовсе не медведь,
                        А как приятно тучке По небу лететь.
                        А в синем, синем небе Порядок и уют,
                        Поэтому все тучки, Так весело поют."(с)
    3. +6
      8 мая 2022 08:48
      Про Илюшу Глазунова добавить нечего, про него уже давно было сказано пишет в стиле "руки в карманах, ноги в траве"

      А у меня альбом, глазуновский. Редкое издание в количестве 5 тыс. экземпляров. Художник "больших глаз". В которых отражается душа русского человека, защитника Отечества.
      1. +4
        8 мая 2022 09:09
        У Глазунова прекрасные пейзажи с церквями, совершенно иной почерк.
        1. +4
          8 мая 2022 09:13
          "Донской" цикл тоже неплох.
          1. +3
            8 мая 2022 09:30
            И иллюстрации к «Братьям Карамазовым».
        2. +1
          8 мая 2022 14:27
          Да, есть такое дело. Был на его первой выставке в Москве(после Парижа) летом 1969 года, и до сих пор запомнилась "Александр Невский наблюдает пожар Пскова".
      2. +2
        8 мая 2022 15:02
        Люда, добрый день. smile
        А как насчёт Константина Васильева?


        1. +2
          8 мая 2022 15:15
          И «Человек с филином».
          1. +2
            8 мая 2022 15:34
            «Человек с филином».

            Да!
        2. +3
          8 мая 2022 15:15
          Костя, добрый день! )))
          Нет, не знакома с творчеством. Несколько утрированный героический стиль. Но очень впечатляет. Суть не столько людей, сколько эпичность ситуаций. В общем, мощно.
        3. 0
          8 мая 2022 19:20
          Русский Луис Ройо fellow
          1. 0
            8 мая 2022 19:33
            Ты не прав. Он не Луис, он просто русский.
    4. +1
      8 мая 2022 09:23
      Про Илюшу Глазунова добавить нечего, про него уже давно было сказано пишет в стиле "руки в карманах, ноги в траве", потому как академическому письму не обучен и -- "тысяча рож это ещё не живопись и не история России".

      Рекомендую Вам сходить в галерею И.Глазунова на Волхонке и посмотреть его живопись. И только после этого начинать комментировать.
      А то получается как в старом анекдоте:
      -Слушай Мойша. И что так все восхищаются этим Шаляпиным?
      -А ты слышал, как он поет?
      -Нет, но мне Рабинович напел"


      Незаконченный портрет Е.Образцовой.
      1. 0
        8 мая 2022 14:31
        Я писал выше, что был на его самой первой выставке в Москве (не считая следующих) и давно составил мнение о нём как о художнике, а комментарии буду оставлять те, которые полагаю правильными и не надо мне советовать что и как делать.
        1. +1
          8 мая 2022 16:34
          а комментарии буду оставлять те, которые полагаю правильными и не надо мне советовать что и как делать.

          Да ну и ради бога. Пишите что хотите.
          1. 0
            8 мая 2022 19:31
            Богу наплевать на то, что мы здесь пишем, и, как мне кажется, наплевать на нас вообще. Я не хотел Вас ни задеть, ни обидеть, просто советы, скорее всего, стоит давать тем, кто в них нуждается. smile drinks
            1. 0
              9 мая 2022 07:01
              просто советы, скорее всего, стоит давать тем, кто в них нуждается.

              Вы абсолютно правы. Я в Ваших советах тоже не нуждаюсь. drinks
  3. +11
    8 мая 2022 05:52
    Уважаемые Пользователи! Уважаемые Модераторы! Уважаемый Автор! Извините, что совсем не по теме! Но завтра меня в сети не будет! Поэтому я хочу сегодня поздравить всех нас и всех наших с самым главным Праздником! С Днём Победы! Отдельно я завтра выпью за ПЕРВОЕ послевоенное поколение! За тех, кто со своими родителями с той страшной войны ЖИВЫМ вернулся! За НАС, мальчики и девочки! С Праздником!
    1. +7
      8 мая 2022 06:02
      Спасибо, Сергей! И Вас тоже с наступающим Праздником! drinks smile
    2. +5
      8 мая 2022 06:48
      С Праздником Победы!!!!!
      1. +5
        8 мая 2022 08:02
        Нет слов! Просто присоединяюсь к комментариям камрадов!
        Хотя вру, где-то в глубине души тихо от сердца начала звучать мелодия «праздник со слезами на глазах»…
        1. +5
          8 мая 2022 08:46
          «праздник со слезами на глазах»…
          это многим сегодня сложно понять.
          А уж вместо истории Великой Отечественной войны Советского народа - 2 мировой - комментариев нет.
          soldier
        2. +3
          8 мая 2022 08:56
          Уважаемые Пользователи! Уважаемые Модераторы! Уважаемый Автор! Извините, что совсем не по теме!

          Стала читать, аж сердце захолонуло. Будто "От советского информбюро..." А оно -- поздравление! )))))
          С праздником и Вас, дорогой коллега, так напугавший меня! love ))))
          С наступающим всех присутствующих!
          А потом поздравим друг друга ещё и ещё раз, ибо поздравлений и добрых пожеланий много не бывает wassat )))
  4. +6
    8 мая 2022 06:36
    «И молвит, там голову князь преклоня:
    «Клянуся я в вашем синклите
    Дружить Византии от этого дня!
    Крестите ж, отцы-иереи, меня,
    Да, чур, по уставу крестите!»

    Свершился в соборе крещенья обряд,
    Свершился обряд обвенчанья,
    Идет со княгиней Владимир назад,
    Вдоль улиц старинных, до светлых палат,
    Кругом их толпы ликованье.

    Сидят за честным они рядом столом,
    И вот, когда звон отзвонили,
    Владимир взял чашу с хиосским вином:
    «Хочу, чтоб меня поминали добром
    Шурья Константин да Василий:

    То правда ль, я слышал, замкнули Босфор
    Дружины какого-то Фоки?»
    «Воистину правда!»— ответствует двор.
    «Но кто ж этот Фока?»— «Мятежник и вор!»
    «Отделать его на все боки!»

    Отделали русские Фоку как раз;
    Цари Константин и Василий
    По целой империи пишут приказ:
    «Владимир-де нас от погибели спас —
    Его чтоб все люди честили!»» (c).

    Конечно, для Византии подавление мятежа Фоки лучше запоминается, чем крещение, что далеко от Константинополя.
    1. +5
      8 мая 2022 07:31
      По совокупности преданий складыается впечатление, что старые боги для князя -- как игрушки для детей. Наигрался, выбросил, взял новую, политически подходящую. А боги, они ничего не забывают. Получив жертву, старые боги будут требовать ещё и ещё, создавая для этого подходящие условия. И им плевать, что вместо них выбран один иной.
      1. +2
        8 мая 2022 07:36
        Людмила Яковлевна, Вы будто за завесу заглянули с отставленными богами.

        Данте, впрочем, ещё глубже заглянул.
        1. +4
          8 мая 2022 08:00
          Поддержу Сергея,
          обращение к богам было "потребительским", если помогают, умастить, а если нет, можно и "наказать".
          А вот "как дите" - это совсем в точку, не смотря на брутальность князей и воинов этого периода, они и правду вели себя как дети. Что поделать, ментальность периода родоплеменного строя, "детство человечества".
          Очень, очень субъективно, наблюдая за сыном, кажется что он все социальные стадии проходит с рождения, прямо улавливаю детали.
          hi
          1. +2
            8 мая 2022 09:31
            И ещё. В отличие от старых богов, христианский бог не требует человеческих жертв. Но, став роддержкой верховных правителей, получил те жертвы в куда больших количествах, чем языческие боги. Сомневаюсь, что доволен. Человечество никак не повзрослеет.
            1. +1
              8 мая 2022 09:49
              В отличие от старых богов, христианский бог не требует человеческих жертв.

              Людмила Яковлевна,
              человеческие жертвоприношения не были проблемой для этого периода. Надо так надо. Попавших в рабство тоже не считали за людей.
              Если бы жертвоприношения помогли, ну и ладно, зачем менять.
              По Руси у нас до сих пор вопрос, почему понадобилось принять Христианство открытый.
              Да, версий правдоподобных много. Но...если мы посмотрим шире, то увидим, что у тех же шведов или норвежцев, принявших Христианство в одно время с нами, были совершенно другие причины.Впрочем, здесь рассуждений и материала на целую статью)
              hi
              1. +3
                8 мая 2022 10:39
                Эдуард, я имела в виду иное.
                Скажем, принятие христианства большей частью Европы к X веку сподвигло европейские правительства на мысль, что их святой долг нести христианство народам, исповедующим различные языческие верования. Огнём и мечом, если не приводятся по-доброму с помощью миссионеров. В результате император западной части Европы Карл Великий угробил 12 лет своей жизни, чтобы привести к христианству восточных германцев -- саксов. И угробив столько этих самых саксов, проливая при этом столько крови, что саксонские земли буквально обезлюдели. Вот это и есть жертвоприношение, которого добрый бог вовсе не требовал.
                Показателен в этой связи образ сумасшедшего священника из фильма "Джонни-мнемоник" в исполнении Дольфа Лунгрена. Вспомните его возглас: "Я приведу тебя к Господу!" И убивал во имя веры. Вот это я имела в виду.
                1. +2
                  8 мая 2022 10:53
                  Вспомните его возглас: "Я приведу тебя к Господу!"

                  Вспоминается другой фильм с Лунгреном:
                  Я принес Вам покой!
                  laughing
                2. +2
                  8 мая 2022 10:55
                  В результате император западной части Европы Карл Великий угробил 12 лет своей жизни, чтобы привести к христианству восточных германцев -- саксов. И угробив столько этих самых саксов, проливая при этом столько крови, что саксонские земли буквально обезлюдели. Вот это и есть жертвоприношение, которого добрый бог вовсе не требовал.

                  Христианизация в Европе шла рука об руку с захватом земель.
              2. +5
                8 мая 2022 11:03
                По Руси у нас до сих пор вопрос, почему понадобилось принять Христианство открытый.

                Для меня закрытый. Надо людям дать веру в то, чего не будет. Основа христианской религии на терпении в жизни и вере в рай после смерти. Только ислам конкретизировал жизнь в раю обещаниями женской ласки аж от 72 красавиц. Ислам учел ошибки христианства. А Владимир почему-то, имевший при жизни гораздо больше наложниц, не захотел их там. Они ему и на земле надоели feel устал мужик.
  5. +1
    8 мая 2022 07:16
    Цитата: Автор
    Конечно, Малевич был выдающимся и профессиональным художником....

    belay
    Не совсем понятна следственная связь глубоко вторичной мазни малевича и темой статьи.
    1. +2
      8 мая 2022 08:31
      Не совсем понятна следственная связь глубоко вторичной мазни малевича и темой статьи.

      Отвечу словами автора статьи.

      Вопрос места и точной даты принятия веры Святым Владимиром не столь существенный


      Это такой спор как спор об супрематизме, искусство это или не искусство. Неважна сама суть вопроса
    2. +4
      8 мая 2022 09:28
      "Не совсем понятна следственная связь глубоко вторичной мазни малевича и темой статьи."(с)

      Всё очень просто. Только специально обученные люди могут разбираться как в исскустве, так и истории, а все остальные
      дилетанты молча внимают.
      "Каждый сверчок знай свой шесток "
      1. +2
        8 мая 2022 09:42
        «- Гриша, штемпсель есть?» (с).

        Метко, но язвительно.
      2. +4
        8 мая 2022 10:05
        Александр,
        я Вас приветствую.
        Дилетанты должны всегда прислушиваться к специалистам, вот в чем смысл.
        Страна из державы специалистов (по всем отраслям) превратилась в страну дилетантов.
        Я, если не могу чинить машину, туда и не лезу. Не могу лечить зубы - тоже не лечу. Вот в чем смысл.
        Высказать мнение о том или ином событие по истории, это правильно. Это очень хорошо.
        Но написать профессиональному историку: да автор читал ли, далее по желанию, Карамзина, Костомарова, Ключевского? и т.д., это тоже самое, что указать зубному врачу, как Вас лечить.
        В этом и смысл: полутона.
        Линейное мышление, к сожалению, все сводит к "нравиться/ не нравиться".
        А мир устроен по другому:
        Вы говорите, что Земля это шар, но мои глаза мне говорят о другом

        С уважением,
        hi
        1. +2
          8 мая 2022 10:42
          Доброе утро, Эдуард!
          У Вас практически к каждой статье по истории есть предисловие, где эта тема идёт лейтмотивом.
          Нравоучительно!
          Тут, более менее свободная площадка и размещая свои публикации ожидаете к ним комментарии.
          Естественно, часть их Вам не нравится или может они в корне не верны. Не спорю.
          Но таков формат общения.
          Вы же сходу делите людей на дилетантов, историков и поклонников.

          "Дилетанты должны всегда прислушиваться к специалистам, вот в чем смысл."(с)

          Я считаю, что в т.ч. и дилетанты должны выслушать разные мнения.
          Сравнение историка с ремесленниками (автослесарь, стоматолог - это ремесло) не катит.
          Гагарин летал - Бога не видал! Тоже не аргумент.
          Удачи!
          Всегда жду с нетерпением Ваших статей .
          1. +2
            8 мая 2022 10:49
            Александр,
            учту. Сниму лейтмотив. Думал донести до читателя разницу, но если не надо, то и не надо.
            Про мнения: у меня нет такого механизма: нравиться/ не нравится по отношению к мнению в комментариях.
            Как жаль, что Вы этого не хотите понимаете, как и в истории: нет такого подхода нравится - не нравится.
            История - тоже прежде всего ремесло, как ремесло управление и т.д., так называется знаковая для всех историков книга Марка Блока - "Ремесло историка". laughing
            Всегда рад общению с Вами,
            С уважением,
            Эдуард
            1. +2
              8 мая 2022 11:18
              Наверное Вы меня не понимаете. И у меня нет такого "нравится- не нравится" . Любой человек волен высказаться. Не приемлю только агрессивную глупость. Всё-таки историк это профессия творческая,а если кто-то и относиться к ней как ремеслу - значит это и есть его уровень. hi
              1. +3
                8 мая 2022 12:12
                Александр,
                это Вы меня не понимаете, и мне жаль, работа историка прежде всего ремесло.
                Представьте, сидит человек, два года переводит Мемуары французского политика со старофранцузского, и еще 2 года делает комментарии по тексту. Далее корректрура, редактура. Год издаёт.
                Ремесло сплошное.
                А творческая это у писателей художественной литературы про историю, ничего против не имею, но историк не может написать "творчески":
                "в туманное летнее утро, Николай 2 или Сталин, стоял и думал о..."
                Где творчество у историка я не знаю?
                Хотя, мое мнение, все профессии прежде всего творческие, но люди не всегда могут разглядеть это творчество.
                С уважением,
                hi
                1. +3
                  8 мая 2022 12:46
                  Эдуард!
                  Два года изучать и анализировать это и есть творчество. Да, сложно и иногда муторно.
                  Если у Вас другое мнение - воля Ваша. Действительно, бывает проще ушел с работы,а там хоть трава не расти!
                  Мне один работник выдал перл:" Я ещё за эту зарплату и думать должен!?"
                  А Вы говорите - нет не творческих профессий! В первую очередь это отношение самого человека.
                  1. +2
                    8 мая 2022 13:07
                    Я же написал:
                    Хотя, мое мнение, все профессии прежде всего творческие, но люди не всегда могут разглядеть это творчество.
                    hi
  6. +3
    8 мая 2022 07:42
    Как и в нынешние времена, актуальным тогда был поиск идеологической составляющей. И тоже при Владимире... Эдуард hi благодарю за интересный материал.
    История напоминает совсем недавнюю ситуацию с Рогнедой и Полоцком

    Вы видимо писали про это, но я что то пропустил. Не напомните? Хотелось бы почитать.
    1. +3
      8 мая 2022 07:53
      Алексей,
      добрый день,
      я имел ввиду, что совсем недавно Владимир к Рогнеде "сватался".
      hi
      1. +3
        8 мая 2022 08:02
        Понятно. Спасибо hi
  7. +3
    8 мая 2022 08:01
    Есть ли жизнь на Марсе, нет ли. Науке это неизвестно...

    Вопрос места и точной даты принятия веры Святым Владимиром не столь существенный
  8. +6
    8 мая 2022 08:17
    Отсюда и замена не очень понятного Ждьберна на Анастаса, того самого, который был в Киеве главой Десятинной церкви, …

    У меня, лично раньше встречая данную нестыковку, всегда возникал вопрос, а может все проще.
    Авторы повести, достоверно знали очевидное, что варяг Жидьберн и священник Анастас были одним и тем же лицом. В одном источнике дано его мирское имя, а в другом церковное.
    С другой стороны, надо помнить, что все дошедшие до нас источники писались спустя почти век и более! Так что Эдуард прав, авторы и переписчики могли добавлять в текст «устное творчество». К слову необходимо понимать, что письменность только делала первые шаги, а рудимент родоплеменной культуры (усного сказания) был на пике расцвета!
  9. +5
    8 мая 2022 08:23
    Факт того, что Владимир вывез священников из Корсуня после его захвата..

    Боюсь, что румыны (образца Великой отечественной) нервно курят в стороне. Впрочем до румынов и табака оставалось веков пять, не менее!!!
    Вырастил князяшко Корсунь в чистую не удивлюсь, что вплоть до сковородок и котлов!!!
    1. +2
      8 мая 2022 09:09
      «Великое слово корсунцам храня,
      Князь не взля с них денег повинных,
      Но город поднес ему, в честь того дня,
      Из бронзы коринфской четыре коня
      И статуй немало старинных» (с).

      То есть, это оптимистический взгляд на жизнь? И одними подарками Владимир не обошёлся?
    2. +2
      8 мая 2022 19:25
      Курить можно не только табак laughing
      1. +2
        8 мая 2022 19:48
        Цитата: Болторез
        Курить можно не только табак laughing

        Конопля была ценным продуктом из которого вили веревки, так что боюсь наши пращуры стояли перед сложным выбором словить кайф - искурив амбар экспортного продукта или пойти вместо драной козы на алтарь родовому истукану курирующего ВВП племени.
        1. +3
          8 мая 2022 19:53
          Ещё скифы использовали соцветия конопли для торча, а соцветия( шЫшки am ) на верёвки не идут- отходы производства.
          1. +3
            8 мая 2022 21:21
            Цитата: Болторез
            Ещё скифы использовали соцветия конопли для торча, а соцветия( шЫшки am ) на верёвки не идут- отходы производства.

            Варвары, что с них взять, а ещё они штаны носили!!!
  10. +3
    8 мая 2022 08:49
    Очередной сборник православнутых сказок про жутко-жестоких язычников и их кровавые жертвоприношения. Как не вспомнить Императорское: "Когда последний камень последнего храма рухнет на голову последнего жреца..."
  11. +5
    8 мая 2022 09:11
    hi Эдуард, благодарю за статью! Вы написали в стиле "Кто увидит золото, не заметит Льва". Льва , так и не заметили, но ослепли от золота. P.S. Хотел написать другое, но прочитав комментарии, понял , что обсуждение пошло, по ложному пути.
    1. +3
      8 мая 2022 09:25
      Полностью поддерживаю, Алексей!
      1. +3
        8 мая 2022 09:36
        hi Антон, прочитал комментарии, все удовольствие от статьи пропало.Причем в статье все по делу и пример с Черным квадратом...Но комментаторов понесло, как воду по акведуку.
        1. +2
          8 мая 2022 09:39
          Но комментаторов понесло, как воду по акведуку.
          Причем, заметьте, уже далеко не первый раз. Как кто-то упоминает Малевича, все вокруг становятся великими искуствоведами.
          1. +3
            8 мая 2022 09:51
            Как кто-то упоминает Малевича, все вокруг становятся великими искуствоведами.
            Это так, но даже если бы Малевич не был упомянут,обсуждение увели в другую сторону.Вот жаль, что в учебных заведениях не преподаётся формальная Логика,кроме как в юридических. Хотя бы в усеченном преподавали бы..
            1. +4
              8 мая 2022 10:12
              Я бы не был столь категоричен, ибо если бы обсуждения не уводились от темы как бы я познакомился с камрадами и уж тем более встретился с ниме в реале?
        2. +2
          8 мая 2022 11:11
          Но комментаторов понесло, как воду по акведуку.

          Просто для многих из Малевича художник как из Владимира святой.
    2. +3
      8 мая 2022 09:28
      Добрый день Алексей,
      как Вы красиво!
      С уважением,
      hi
      1. +5
        8 мая 2022 09:44
        Добрый день Эдуард! Вам, наверное надо писать по другому laughing Народ, требует "Человека-паука", а не"Андрея Рублева"..Боже, что написал laughing сейчас, полетят каменюки.. laughing
        1. +7
          8 мая 2022 10:17
          Алексей,
          моя цель донести сложное простым языком, попытаться рассказать, что научное историческое исследование, это не просто "рассуждения на завалинке", а работа, работа и еще раз работа над текстом, переводом, в архиве и т.д.
          И не вина читателей, что они часто сталкиваются с текстом из Википедии, где просто переставили слова.
          Поэтому и уместно: "а я считаю, что...Наполеон, монголы, Александр Македонский были не правы".
          Но, что поделать.
          Поэтому я и редко выкладываю статьи, много времени на написание. если русская история для меня бывшая специализация: я тридцать лет в теме, то, например, по монгольскому циклу я перечитал всю современную историографию и все источники! Представляете объем, а тут тебе: "а я считаю все было не так..."

          Но, все равно - работа продолжается, читатель должен знать, что пишут современные историки по тем или иным темам, но написанное доступным языком.

          Благо, огромное количество людей поддерживает такую работу, за что я Все безмерно благодарен.
          hi
    3. +2
      8 мая 2022 09:38
      Алексей Анатольевич, доброе утро! )))
      Не печальтесь, обсуждение только началось, день ещё впереди.
      1. +3
        8 мая 2022 09:55
        love Доброе утро!Людмила Яковлевна,вряд ли оно пойдет , так как хотелось автору.Это помнится пародия на передачу Это Вы можете, идет обсуждение проблемы, вдруг раздается голос :А вот у моей тещи! и ..переключаются на тёщу..
  12. +2
    8 мая 2022 09:21
    Вопрос принятия веры, а точнее её смены, очень очень важен.
    И ясно, что кондачка такие вопросы не решаются.
    Описаный в летописях выбор веры и автор подвергает сомнению.
    Все русские летописи имеют строго религиозное направление. Мы же догадывается,где их писали!
    И по этому надо было выбрать "одну единственно правильную веру".

    "В ходе «рассмотрения веры» иудаизм был отвергнут по причине того, что не было государства у иудеев, ислам из-за «отсутствия радости в религии», как сказал князь Владимир:

    «Веселье Руси есть пити, не может без того быти.»"(с)
    Действительно крылатая фраза !
    В Каранне запрещено употреблять Хамр. Куда относят и алкогольные напитки.
    Вопрос с употреблением алкоголя в мусульманских странах многогранен. И тогда ,да и сейчас.
    Омар Хайям живший в 11-12 веках в своих произведениях воспевал запрещённые возлеяния. И не только он. Много поэтов мусульман придерживались таких же взглядов.


    Владимир был безусловно прагматичным политиком и к смене веры относился также.
    Чуть ранее, еще до Крещения Руси христианство приняли Польша,Дания и Венгрия  — давние соседи, с которыми Русь многое связывало.
    1. +3
      8 мая 2022 19:28
      Коран запрещает опьяняющие напитки из плодов и зерна,так что ром и текила вполне себе в законе laughing
      1. +4
        8 мая 2022 19:52
        Зато уважал «котиков». Коран говорит, что пророк Магомет когда надо было идти читать намаз отрезал рукав своего любимого халата, чтоб не разбудить домашнюю кошку!!!
        Католики подобной терпимостью не обладали.
        1. +3
          8 мая 2022 20:47
          Это универсально для многих цивилизаций. Первым приходит в голову старинная японская гравюра с тем же сюжетом. Только жертвой стало кимоно.
          1. +3
            8 мая 2022 21:24
            Цитата: Korsar4
            Это универсально для многих цивилизаций. Первым приходит в голову старинная японская гравюра с тем же сюжетом. Только жертвой стало кимоно.

            Сергей, честно не знал!!!
            1. +1
              8 мая 2022 21:35
              По-моему, когда Вячеслав Олегович про цубы рассказывал, эта картинка всплывала. И при оформлении «Записок у изголовья» тоже.
              1. +2
                8 мая 2022 21:40
                Значит пропустил!
                1. +3
                  8 мая 2022 21:55
                  Даже не цубы, а отдельно кимоно рассматривалось.

                  https://topwar.ru/175286-zanjatnye-tajny-kimono.html
        2. 0
          15 мая 2022 01:14
          То же самое читал и про римского императора Октавиана, и про Конфуция...оказывается и Магомет отметился...однако, как все они любили котят
      2. +4
        9 мая 2022 06:45
        Табуретовка - тоже хороший напиток и Коран не запрещает
        drinks
  13. +2
    8 мая 2022 09:36
    Кстати, о скульптуре Щербакова. Напрягала и продолжает напрягать неестественно вывернутая рука Владимира. Вижу фотографии, смотрю ролики, и возникает глухое чувство протеста. Скульптор, хоть бы швабру взял, что ли, и попробовал бы её вот так подержать.
    1. +6
      8 мая 2022 09:52
      Скульптор, хоть бы швабру взял, что ли, и попробовал бы её вот так подержать.

      Прямо совет в точку. Сам, когда рисую реконструкции, беру швабру в руки, что бы проверить ...
    2. +3
      8 мая 2022 11:18
      Скульптор, хоть бы швабру взял, что ли, и попробовал бы её вот так подержать

      Периодически захожу в мастерскую к скульптуру, сейчас он ваяет памятник оружейнику Федору Токареву с всеми прилагающимися образцами вооружения ну как и Владимир с Крестом, так и Токарев с ТТ. Как скульптур сказал, что измучился с этими винтовками и пистолетами, говорит быстрее твой скульптурный портрет сделаю чем руки с пистолетом. Сейчас творит пулемет МТ, в натуральную величину.
      1. +3
        8 мая 2022 11:26
        Вспомните фильм Деникена.
        Туземцы лихо сплели легкий самолет в натуральную величину -- из соломы, точь в точь! В мелких деталях. До сих пор поражаюсь -- вот же зрительная память у людей!)))
        1. +2
          8 мая 2022 11:29
          До сих пор поражаюсь -- вот же зрительная память у людей!)))

          Во-во, когда я спросил про картинки с пулеметом , он сказал,что все помнит...профессиональное.
  14. +2
    8 мая 2022 09:54
    У меня только один вопрос. После крещения Владимир стал Василием, почему же его до сих пор прозывают языческим именем?
    1. +5
      8 мая 2022 10:21
      добрый день,
      Хороший вопрос! как и всех остальных князей, кстати. Постепенно исчезли славянские имена, были заменены на христианские.
      Сам не знаю. Интересный вопрос, надо бы покопаться.
      У меня тоже христианское имя отличается от Эдуарда, но меня никто не называет по христианскому имени, но я и не князь laughing
      1. +3
        8 мая 2022 10:32
        Мне кажется в связи с этим в жизнеописании многих князей изрядная путаница, одни называют по крестильному имени, другие по языческому, а заграничные летописцы произносят на свой манер. И вот уже непонятно, это два князя или один и тот же.
        1. +4
          8 мая 2022 10:35
          И вот уже непонятно, это два князя или один и тот же.

          Редко бывает и такое.
          Владимир Красно Солнышко русских былин - это и Владимир Святой и Владимир Мономах
      2. +3
        8 мая 2022 10:40
        Брата зовут Тимур (мне так захотелось), крестили естественно Тимофеем.
        1. +2
          8 мая 2022 10:51
          Антон, приветствую!
          У меня у сына славянское имя, а в христианское - другое.
          hi
          1. +2
            8 мая 2022 10:56
            Мое почтение, Эдуард!
            У моих все христианские.
            У меня вдруг возник вопрос: а почему у Романовых при выписывании невест из за бугра традиционно при перекрещении было давать отчество Федоровна или Федорович, как в случае с Петром III?
            1. +3
              8 мая 2022 11:08
              Сам не знаю, где то вроде читал, но сейчас не вспомню request
            2. +4
              8 мая 2022 11:39
              Насколько знаю, в честь Фёдоровской иконы Божьей Матери, которая связана с Ипатьевским монастырем в Костроме, при избрании Михаила Романова на царство.
              1. +2
                8 мая 2022 11:40
                Спасибо, Сергей!
                1. +2
                  8 мая 2022 11:46
                  Там определенности нет. И судьба у иконы своя. И сейчас в кафедральном Соборе Костромы находится. Но в общую картинку вполне укладывается.
                  1. +2
                    8 мая 2022 20:55
                    Прикинь, а меж тем я сейчас практически диплом пишу...
                    1. +2
                      8 мая 2022 21:13
                      Чей? И на какую тему?
                      1. +1
                        9 мая 2022 03:38
                        Статью пишу, очередной "подход к штанге". В этот раз, вроде все получается. Ну а так, диплом - не диплом, а курсовик по истории я уже писал.
                      2. +1
                        9 мая 2022 07:26
                        Примерно так и понял. Решил уточнить. В дипломе нередко суть на паре страниц.

                        Кстати, у Умберто Эко есть меткая, и порой саркастическая книга «Как написать диплом». Заслуживает внимания.
                      3. +1
                        9 мая 2022 07:34
                        Спасибо, запомню.
              2. +2
                8 мая 2022 13:42
                Спасибо!!!!
                1. +2
                  8 мая 2022 14:47
                  У меня дома от бабушки именно Федоровская икона старообрядческого письма. Хотя про Кострому Андрей Борисович, наверняка, может гораздо больше рассказать.

                  Так что может быть толк и от отклонений в обсуждении. Пусть это и не устроит сторонников твёрдой дисциплины ума.
            3. +1
              14 мая 2022 08:22
              hi Антон. Все просто. Федор от греческого - "дарованный богом", "Милостией Божею"....
              1. +1
                14 мая 2022 08:36
                Привет, Борисыч!
                Именно эту версию я и предполагал, задавая вопрос.
    2. +2
      8 мая 2022 13:30
      Цитата: Гардамир
      У меня только один вопрос. После крещения Владимир стал Василием, почему же его до сих пор прозывают языческим именем?

      Извините, что встреваю в дискуссию. У русских князей было в основном три имени: родовое, данное при крещении и полученное перед посвящением в монахи.
      1. +1
        8 мая 2022 13:43
        По других понятно. Но этого выделяют, как Крестителя. Значит христианское имя для него наиболее важно в истории.
        1. +4
          8 мая 2022 14:23
          Цитата: Гардамир
          По других понятно. Но этого выделяют, как Крестителя. Значит христианское имя для него наиболее важно в истории.

          Мы не знаем как думал князь Владимир Святославович! В историографии он остался под языческим именем Владимир, в народной памяти как Владимир Красное Солнышко, в церковном пантеоне Святой благоверный князь Владимир, Владимир Креститель. При жизни всё-таки более вероятно был не князем, а каганом Владимиром. Впрочем даже в церковной литературе он каган, а не князь. Например, метрополит Иларион в своей похвале так и пишет «Кагану Владимиру»!
          Удивительно, но святым он становится в 14-15 веках, так что вносить путаницу в имя князя, думаю не актуально!
    3. +2
      8 мая 2022 20:08
      Цитата: Гардамир
      После крещения Владимир стал Василием, почему же его до сих пор прозывают языческим именем?

      Потому что,заочным крестным отцом князя Владимира стал византийский император Василий II,такова была практика крещения правителей,именно тех лет.
      Равноапостольный князь Владимир создал Русь,как преемницу Византии.
      1. +3
        8 мая 2022 21:28
        Равноапостольный князь Владимир создал Русь,как преемницу Византии.

        Создал не создал, но выбор был знаковым.
  15. +3
    8 мая 2022 11:01
    Здравствуйте, Эдуард! С генеральной линией трудно не согласиться, но во второстепенных моментах много неточностей. Например, откуда информация, что Игорь был принесён в жертву в священной роще? Лев Диакон пишет лишь о способе его убийства: с помощью двух деревьев, а русские летописи сообщают лишь о его убийстве вместе с дружиной. Так что это всего лишь ваше предположение.
    в конце Х в. такой розни между западной и восточной церквями не было, хотя трения уже начались.

    Не верное утверждение, т.к. по факту церковь раскололась ещё при Карле Великом (768-814), когда по его настоянию в западной её части была внесена правка в символ веры о том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына (filioque). А уже в 867 г. патриарх Фотий предал анафеме папу римского Николая, после чего следующий папа Адриан предал анафеме самого Фотия. Поэтому в 1054 г. был лишь зафиксирован факт уже давно случившегося раскола.
    Возможно, принятию христианства с запада, «от немцы», помешал заговор князя Святополка

    Принятию христианства с запада в первую очередь мешало то, что к тому времени многие русы со времен неудачного похода на Византию в 860 г. уже были крещены греками, затем крещение приняла Ольга со свитой и к тому же, ко времени правления Владимира, богослужение уже было переведено на славянский язык, в то время как западным славянам приходилось слушать в церквях непонятное бормотание на латыни.
    немец Рейнберн, епископ Кольберга (города Колобжега, Польша, ранее территория западных славян).

    На самом деле эта территория была и есть западно-славянская земля, а город был одним из центров поморян и назывался Колобрег. Кольбергом на свой лад его называли немцы, а шепелявые пшеки Колобжегом, так же они силезский Ратибор прозвали Рацибужем.
    С богами славян тоже есть вопросы.
    У западных славян, ободритов был Редегаст

    Святилище Радигоста находилось в земле лютичей, а если точнее племени ратарей, а не ободритов.
    Совершенно непонятны эти конструкции:
    Стрибог – главное божество у многих славянских племён, он же Род или Святовит

    Откуда такая информация?
    Вместе с созданием пантеона в Киеве, размещаются языческие божества и на покорённых территориях... Поэтому дядька князя Владимира Добрыня и установил в Новгороде кумира Перуна.

    Словене не были покорены варягами, а призвали их на основе договора.
    1. +1
      8 мая 2022 11:56
      Алексей,
      добрый день,
      ну Вы даете, столько вопросов laughing
      Просьба, не приписывать мне всё, что написано, я пишу на основе историографии, а не свои домыслы.
      Попытаюсь ответить:
      Лев Диакон пишет лишь о способе его убийства: с помощью двух деревьев, а русские летописи сообщают лишь о его убийстве вместе с дружиной. Так что это всего лишь ваше предположение.

      Работа: Фроянов И.Я. Древняя Русь. М.-СПб., 1995.
      Не верное утверждение, т.к. по факту церковь раскололась ещё при Карле Великом (768-814), когда по его настоянию в западной её части была внесена правка в символ веры о том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына (filioque).

      Не готов отвечать, так как это утверждение а не вопрос. Византия до середины 12 века имела каноническое общение с римским престолом, про разногласия понятно и про разницу в богослужение и про анафекмы и пр. Но это не могло служить препятствием, бормотание на латыне никак не помешало полякам, чехам или норвежцам.
      См. В.П. Лебедев Очерки внутренней истории Византийской-восточной церкви . в 2 т.
      На самом деле эта территория была и есть западно-славянская земля, а город был одним из центров поморян и назывался Колобрег.

      На самом деле мы пишем про Х век.
      Святилище Радигоста находилось в земле лютичей, а если точнее племени ратарей, а не ободритов.

      Спутал рарогов (ободритов) и ратарей. Спасибо.
      Откуда такая информация?

      Рыбаков Б. Д. Язычество Древней Руси. М., 1988.
      Словене не были покорены варягами, а призвали их на основе договора.

      В 988 г.?
      hi
      1. +1
        8 мая 2022 16:42
        Но это не могло служить препятствием, бормотание на латыне никак не помешало полякам, чехам или норвежцам.

        Про норвежцев говорить не буду, они немчура и взять с них нечего. А вот чехам латынь не могла мешать, т.к. они вначале использовали богослужение на славянском языке, поскольку в 874 г. их князь Боривой и княгиня Людмила приняли крещение от святого Мефодия. А вот у поляков проблемы из-за латыни были… В 1030-х гг. Польшу потрясло языческое восстание, которое едва не уничтожило христианство в стране. Подавить его получилось лишь с помощью русских и немецких отрядов. Адам Бременский признается, что никак не могли христианизировать и балтийских славян и это дело особенно продвинулось, лишь когда князь ободритов Готшалк стал переводить на славянский язык проповеди католических священников.
        На самом деле мы пишем про Х век.

        Эдуард, а я про какой век пишу? Конечно про Х! Тогда что по-вашему означает «ранее территория западных славян»?
        В 988 г.?

        Здесь вообще ничего не понял… В 988 г. варяги покорили словен? Согласно летописи словене и кривичи призвали варягов на княжение в 862 г. и стали платить им дань, но они не были покорены. А вот радимичей, уличей и других силой оружия приводили к повиновению. Вятичей так вообще ещё Владимиру Мономаху покорять пришлось.
        1. +2
          8 мая 2022 17:28
          Согласно летописи словене и кривичи призвали варягов на княжение в 862 г. и стали платить им дань, но они не были покорены. А вот радимичей, уличей и других силой оружия приводили к повиновению. Вятичей так вообще ещё Владимиру Мономаху покорять пришлось.

          Алексей, а Вы на каких работах основываетесь?
          Существуют множество версий в историографии, я вот приводил версию 19 века о "руси - хазарах" здесь в статье на ВО? Есть даже историографический обзор всех работ по данной схеме: про дани, словен и варяг: "ижели дают и посей день".
          Так какая концепция?
          hi
          1. +2
            8 мая 2022 18:16
            Алексей, а Вы на каких работах основываетесь?

            Эдуард, исхожу из текста летописи, где говориться, что с одними племенами варяги вошли в договорные отношения с уплатой дани, а других покоряли силой. Словене (как и кривичи), которых крестил Добрыня, среди покорённых племён не фигурируют. Согласно летописи, они действительно одно время были принуждены варягами к уплате дани, но затем силой оружия вернули себе свободу. Второй раз они подчинились варягам добровольно, на основе заключённого между ними договора. Даже само положение Новгородской (словене) и Псковской (кривичи) земель внутри Русского государства говорит о том, что они не были покорены силой, а всячески демонстрировали свои вольности.
            1. +2
              8 мая 2022 18:44
              Алексей,
              исхожу из текста летописи
              в таких дискуссиях не совсем подходит.
              Я Вам ссылки дал на анализ текстов дал.
              Здесь на ВО недавно выложил видение текста начальной летописи академика А.А. Шахматова "А были ли тот самый Рюрик". А с текстами Летописей мы знакомы прежде всего благодаря Шахматову. Он вообще считал, что призвание не было, что это поздняя вставка.
              Я не разделяю это мнение, но против текстологического анализа Шахматова надо быть как минимум такой же величиной в знание Летописей.
              hi
            2. +2
              8 мая 2022 21:36
              Даже само положение Новгородской (словене) и Псковской (кривичи) земель внутри Русского государства говорит о том, что они не были покорены силой, а всячески демонстрировали свои вольности.

              Немного сложнее. Новгородцы дважды поддерживали претендентов на Киевский стол. Первый раз самого Владимира Святославовича, второй - его сына Ярослава. Оба раза удачно. О полученных преференциях от первого мы ничего не знаем, а второй дал им Правду - договор о разграничении правовых полномочий.
    2. +3
      8 мая 2022 12:53
      Лев Диакон пишет лишь о способе его убийства: с помощью двух деревьев, а русские летописи сообщают лишь о его убийстве вместе с дружиной. Так что это всего лишь ваше предположение

      Есть ещё одна «разорван дикими конями»!
      Но по существу это все частности! Эдуард обращает внимание на «языческое жертвоприношение» князя Игоря, как рудимент родоплеменной общины.
      1. +2
        8 мая 2022 16:13
        Но по существу это все частности! Эдуард обращает внимание на «языческое жертвоприношение» князя Игоря, как рудимент родоплеменной общины.

        Согласен, что частности, об этом во вступлении и написал. Только нет ответа из чего следует, что это было языческое жертвоприношение, а не обычная казнь человека-преступника (с точки зрения древлян он нарушил заключенный ранее договор). Где источник информации подтверждающий, что это было именно жертвоприношение, а не обычное убийство поверженного врага?
    3. +4
      8 мая 2022 12:59
      Редко заходите, а жаль
      Совершенно непонятны эти конструкции:

      Стрибог – главное божество у многих славянских племён, он же Род или Святовит

      Рыбаков вроде как. Согласен, что его нужно как минимум фильтровать, а лучше вообще игнорировать. А то будем читать про "герои Беовульфа сражались антскими мечами"
  16. +1
    8 мая 2022 11:11
    А вот вопрос, зачем князю Владимиру понадобилось совершить поход именно в это время в Корсунь, остаётся открытым.

    А, может, вопрос нужно ставить так: зачем именно в это время Владимиру понадобился поход? Не в Корсунь бы пошёл, так ещё куда-то, и мы бы сейчас ломали головы, мол, почему именно в это время Владимиру понадобился поход в город имярек? Просто ему нужен был поход. Не Корсунь, так ещё град какой-то. Корсунь по неведомым нам причинам ему на душу легла. В тот момент.
    1. +1
      8 мая 2022 20:00
      Цитата: депрессант
      А вот вопрос, зачем князю Владимиру понадобилось совершить поход именно в это время в Корсунь, остаётся открытым.

      А, может, вопрос нужно ставить так: зачем именно в это время Владимиру понадобился поход? Не в Корсунь бы пошёл, так ещё куда-то, и мы бы сейчас ломали головы, мол, почему именно в это время Владимиру понадобился поход в город имярек? Просто ему нужен был поход. Не Корсунь, так ещё град какой-то. Корсунь по неведомым нам причинам ему на душу легла. В тот момент.

      Видимо были какие-то соглашения с Византией, так последняя на том этапе переживала парад сепаратистов.
  17. +1
    8 мая 2022 11:32
    Эдуард не думал что вы скатитесь до до такого гуано!!! Малевич у вас великий русский художник? И че он там кроме квадрата нарисовал? Ща пойду круг нарисую, поди тоже великим стану!
    1. -2
      8 мая 2022 12:13
      Цитата: burigaz2010
      Эдуард не думал что вы скатитесь до до такого гуано!!! Малевич у вас великий русский художник? И че он там кроме квадрата нарисовал? Ща пойду круг нарисую, поди тоже великим стану!

      Ну дык норманист же...
    2. -1
      8 мая 2022 12:27
      Ща пойду круг нарисую, поди тоже великим стану!

      Это плагиат. Малевич одновременно с Квадратом нарисовал к той же выставке и Серый Овал tongue
    3. +3
      8 мая 2022 12:54
      Цитата: burigaz2010
      Эдуард не думал что вы скатитесь до до такого гуано!!! Малевич у вас великий русский художник? И че он там кроме квадрата нарисовал? Ща пойду круг нарисую, поди тоже великим стану!

      Хотите бессмертия рисуйте «котиков»!!! laughing
      Ради Бога только не обижайтесь на шутку!!!
    4. +5
      8 мая 2022 13:05
      Михаил,
      я не хочу с Вами спорить.
      А факты таковы. Малевич бесспорно великий русский художник авангардист.
      Черный квадрат - революционный художественный манифест, о чем я и написал.
      Без Малевича не было бы развития Конструктивизма, как в Советской России, так и зарубежом.
      Ленинградский фарфоровый завод до сих пор выпускает посуду разработанную или созданную Малевичем, Суетиным, Стенбергом и пр.
      Это то редкое влияние русской культуры, которое мы наблюдаем в истории, на мировую культуру. Во всем мире с русским изобразительным искусством прежде всего ассоциируется "русский авангард", ну и икона, а потом может кого то и вспомнят. Хотя кроме Айвазовского и Маковского никого они и не знают.
      И вместо гордости за вклад русских художников-революционеров и их влияние на мировую культуру, люди превозносят своё невежество.
      Если не нравиться, значит не нравиться - право каждого, но зачем же так:
      Ща пойду круг нарисую, поди тоже великим стану!

      Михаил, без обид, Вы если сто кругов нарисуете, Малевичем не станете.
      1. +2
        8 мая 2022 14:29
        Тут я Вас, Эдуард, поддержу.
        "Черный квадрат" -- это не картина, это манифест, манифест супрематизма, предполагающего с помощью живописи показать уход от предметного бытия в эмпиреи духа. Дух первичен, физическая оболочка любого предмета, включая человека, вторична. Таким образом, Малевич положил начало искусству, в высшей своей фазе нашедшему выражение в абстракционизме.
        Дух -- всё, физическая оболочка -- ничто!
        И разве не было такого в период раннего христианства? Эти монахи, босиком, в рубищах, по морозу, вериги, плетками себя стегали, ходили целыми отрядами...
        Но поскольку абстракционизм подвергся огромному количеству насмешек среди публики, не желающей лишаться такого своего достоинства, как тело, и выглядеть, как великий, но бесплотный дух, и даже вездесущий Голливуд к насмешкам кинопленки приложил, то постепенно абсолютный абстракционизм стал сдавать свои позиции и выродился в наше время в так называемое "беспредметное искусство". На картинах предметы уже можно найти, но для этого надо напрячь воображение и, как полагает художник, поймать духовный кайф. И, знаете, что это напоминает? Посещение психиатра. "Скажите, что вы видите на этой картинке?"
        В любом случае Казимир Малевич положил начало этому грандиозному шороху своим "Квадратом" -- тому, который длится уже более века, и потому Малевич велик уже поэтому.
        1. -2
          8 мая 2022 22:01
          Цитата: депрессант
          Тут я Вас, Эдуард, поддержу.
          "Черный квадрат" -- это не картина, это манифест, манифест супрематизма, предполагающего с помощью живописи показать уход от предметного бытия в эмпиреи духа. Дух первичен, физическая оболочка любого предмета, включая человека, вторична. Таким образом, Малевич положил начало искусству, в высшей своей фазе нашедшему выражение в абстракционизме.
          Дух -- всё, физическая оболочка -- ничто!
          И разве не было такого в период раннего христианства? Эти монахи, босиком, в рубищах, по морозу, вериги, плетками себя стегали, ходили целыми отрядами...
          Но поскольку абстракционизм подвергся огромному количеству насмешек среди публики, не желающей лишаться такого своего достоинства, как тело, и выглядеть, как великий, но бесплотный дух, и даже вездесущий Голливуд к насмешкам кинопленки приложил, то постепенно абсолютный абстракционизм стал сдавать свои позиции и выродился в наше время в так называемое "беспредметное искусство". На картинах предметы уже можно найти, но для этого надо напрячь воображение и, как полагает художник, поймать духовный кайф. И, знаете, что это напоминает? Посещение психиатра. "Скажите, что вы видите на этой картинке?"
          В любом случае Казимир Малевич положил начало этому грандиозному шороху своим "Квадратом" -- тому, который длится уже более века, и потому Малевич велик уже поэтому.

          Людмила вы сами понимаете что написали? Хотя кому это я говорю!
        2. +1
          15 мая 2022 01:32
          Я сразу обозначу-я дилетант. Но если я возьму и измажу холст дерьм.ом (прошу пардону), объявлю "это" манифестом, что сейчас все искусство де.рьмо, то вы примете это? ... Не надо умножать сущностей сверх необходимого. Я считаю Малевич просто "прикололся"(встречал и такое мнение в обсуждениях))) А Эдуарду скажу: по поводу деления на спецов и дилетантов. Любой, мало-мальски грамотный психиатр, через полчаса после общения с любым человеком, способен поставить ему диагноз, по которому его (хотя бы на полгода) упекут в психушку. И как бы вы не были психически здоровы (и окружающие таким вас считали бы), вы НЕ сможете его опровергнуть. Никак. И ярлыки я , дилетант, тоже вешать умею. Я считаю всех, кто восторгается "ЧК" Малевича - эстетствующими деградантами... Вот так как-то))))
      2. 0
        8 мая 2022 21:57
        Эдуард, вот тоже без обид, кто такой малевич, и что за русский авангард? С чего бы это он стал великим? Кубики, кружочки, овалы, блин забыл че там ешо? Ну если вы считаете его великим, ну у каждого свое мнение!
  18. 0
    8 мая 2022 12:10
    Интересно хотя и не ново... там с крещением вообще дело тёмное имеются намёки на его двойное крещение сначала как арианина а потом в провославие. А вот почему византийцы обошли вниманием объясняется просто Русь видимо выбила под это дело такие преференции что получение веры от Византии как и священников на первоначальном этапе никаких политических выгод не давало. А раз нечем похвастаться то и смысла нет упоминать.
  19. -1
    8 мая 2022 12:16
    И да, как тут уже отметили, считать Малевича выдающимся профессиональным художником даже не смешно. Тем более, какое отношение имеет Малевич к Владимиру Красно Солнышко?
    1. +1
      8 мая 2022 12:29
      Тем более, какое отношение имеет Малевич к Владимиру Красно Солнышко?

      Обратитесь к автору статьи и его упоминании Малевича как художника не для всех убогих.
      1. +1
        8 мая 2022 22:28
        А автор предпочитает отмалчиваться видать...
    2. 0
      8 мая 2022 22:16
      Алексей с 9 вас, щас шпаковцы проснутся и все. Жил лейтехой так и помру похоже! Антону, дяде Косте, Владу большой привет!
  20. +2
    8 мая 2022 12:41
    Даже князя Игоря в 945 г. древляне принесли в жертву в священной роще: они привязали его к согнутым деревьям, а затем развязали их, тем самым разорвав его не части.


    Напомнило...

    - В такой приязненной атмосфере отец Орибазий не уставал проповедовать основы веры ни днем ни ночью. Пересказав мемногам весь Ветхий и Новый завет, Апокалипсис и Послания апостолов, он перешел к Житиям святых и особенно много пыла вложил в прославление святых мучеников. Бедный... это всегда было его слабостью...


    ....Преславный наш пастырь, проповедник и отче достойный, скажи нам, если только соизволишь снизойти к смиренным твоим слугам, попадет ли в рай душа каждого, кто готов на мученичество?


    - И святым ты хотел бы стать? - продолжал вопрошать старейший мемног.


    .....
    Конечно, сын мой.

    - Ну так мы тебе поможем!

    - Каким же образом, милые мои овечки?- спросил, улыбаясь, отец Орибазий, радуясь наивному рвению своей верной паствы. В ответ мемноги осторожно, но крепко взяли его под руки и сказали:

    - Таким, отче, какому ты сам нас научил!

    Затем они сперва содрали ему кожу со спины и намазали это место горячей смолой, как сделал в Ирландии палач со святым Иакинфом, потом отрубили ему левую ногу, как язычники святому Пафнутию, потом распороли ему живот и запихнули туда охапку соломы, как блаженной Елизавете Нормандской, после чего посадили его на кол, как святого Гуго, переломали ему все ребра, как сиракузяне святому Генриху Падуанскому, и сожгли медленно, на малом огне, как бургундцы Орлеанскую Деву. А потом перевели дух, умылись и начали горько оплакивать своего утраченного пастыря. За этим занятием я их и застал, когда, объезжая звезды епархии, попал в сей приход. Когда я услышал о происшедшем, волосы у меня встали дыбом.


    Станислав Лем. Путешествия Йона Тихого (отрывок).
  21. 0
    8 мая 2022 15:15
    Но дилетант или невежда этого не хочет знать, он упорно утверждает: и я так смогу.
    И он абсолютно прав.
    Это похоже на мысли людей, не знакомых с историей живописи
    Если для понимания картины требуются какие-то знания, тем более не простые знания, а истории искусства, то это не картина, а археологический артефакт, типа амфоры.
    И вообще, подобные заявления - гнилые понты, попытка придать цену дешевке. Полный аналог диалога, приводимого ниже.
    -Продается Mercedes-Benz S-класс, 2005, 420.000 руб.
    -Он хоть заводится? Едет?
    -Вы вообще философию s класса понимаете? Прежде чем покупать такие машины надо научиться понимать марку мерседес… Это вам не жигули, чтобы такие вопросы задавать.
    -Так он заводится или нет?
    -Нет.
    Возможно, принятию христианства с запада, «от немцы»
    Какое еще христианство с запада? Сами же пишете, что крещение Руси было до великой схизмы, христианство формально было единым.
    Русь крестилась у Византии потому что Европа тогда была совершенно дикой, единственный университет в мире (в западном мире точно) тогда был в Константинополе (гуглить по слову Пандидактерион), Владимиру за крещение обещали прислать образованных священников (обманули, конечно).
    1. +6
      8 мая 2022 17:43
      "Это похоже на мысли людей, не знакомых с историей живописи"
      Если для понимания картины требуются какие-то знания, тем более не простые знания, а истории искусства, то это не картина, а археологический артефакт, типа амфоры.


      Открою Вам страшную тайну. "Нравится - не нравится" - это из области инстинкта, доставшемуся человеку от животного мира.
      "Разбираться" - это социальный навык человека, потому что именно в процессе его, труда, человек и вышел из животного мира.
      Так вот, что бы разбираться в чем то, надо потрудиться: в живописи, музыке, токарном деле, той же археологии (вазы), ну и в "Мерседесах", если покупать б/у.
      А оставаться на уровне инстинкта никто не запрещает, только не надо свое "нравится- не нравится" подавать как истину в последней инстанции.
      hi
      1. 0
        8 мая 2022 22:41
        Интересно, а как вы объясните что в символе веры из о крещения Владимира указывается то что бог -сын (Христос) подобосущен Отцу?
        1. +1
          8 мая 2022 23:47
          Цитата: алексей сидяйкин
          Интересно, а как вы объясните что в символе веры из о крещения Владимира указывается то что бог -сын (Христос) подобосущен Отцу?
          Арианство, хоть и было разгромлено на Никейском соборе, но продолжало существовать еще долгие века (самый сомнительный вариант: если выбираешь религию, то нафига связываться с побежденной ересью?). Второй вариант - описка (в греческом "единосущен" и "подобосущен" различаются в одной букве). Третий вариант: Владимир - язычник, ему все эти заморочки по барабану, что дали, то и прочел (разборки константинопольских попов, наиболее достоверный вариант).
          1. 0
            9 мая 2022 08:22
            Третий самый маловероятный Владимир хоть и язычник но христиан хватало на Руси в том числе и среди дружины... Насчет описки тоже маловероятно, хотя очередной переписчик летописи мог и не заметить тонкости.
      2. +1
        8 мая 2022 23:37
        Цитата: Эдуард Ващенко
        Открою Вам страшную тайну. "Нравится - не нравится" - это из области инстинкта, доставшемуся человеку от животного мира.
        Черный квадрат не имеет отношения к "нравится- не нравится", он слишком примитивен для этого.
  22. amr
    -3
    9 мая 2022 10:34
    Цитата: Коте пане Коханка
    Присутствие на ВО материалов Эдуарда, для меня праздник! Впрочем я думаю, что не только для меня, но и многих завсегдатаев ветки «Истории».

    А больше негде размещать такие бредово неполноценные статьи?
    пытаться упихнуть язычество, выбор племен религий и богов в статью на 3 страницы?
  23. -2
    9 мая 2022 11:48
    По факту мы имеем проблему и угрозу со стороны кавказских гор и запада а в теории неудача языческих реформ.
    Для истории эзотеризма эволюции имеется один закон Что каждый гаплотип человека несет в себе свои знания.
    А кто пытается все это мешать в кучу тот просто тормоз жизни но видно это лишь космологический этап жизни земли. И китайцы Вас не одобрят! Китайцы уважают лишь тех построил китайскую стену.!