Новинка для КМП США. Вертолеты CH-53K King Stallion достигли начальной оперативной готовности

9

Один из первых строевых CH-53K

Корпус морской пехоты США начинает обновление своего вертолетного парка. Имеющиеся транспортные вертолеты Sikorsky CH-53E Super Stallion, несущие службу с начала восьмидесятых годов, должны уступить свое место глубоко модернизированным Sikorsky CH-53K King Stallion. Первая эскадрилья на новой технике недавно достигла стадии начальной оперативной готовности. Благодаря этому появляется возможность запуска полномасштабного производства и поставок новых вертолетов.

Начальная готовность


О последних успехах в деле освоения новой вертолетной техники 25 апреля рассказал заместитель коменданта КМП по авиации генерал-лейтенант Марк Р. Уайз. По его словам, 461-я морская тяжелая вертолетная эскадрилья получила минимально необходимое количество новых вертолетов CH-53K и начала их опытную эксплуатацию.



22 апреля эскадрилья объявила о достижении начальной оперативной готовности своей новой техники. Это позволяет официально принять вертолет на вооружение КМП, а также открывает возможность полномасштабного серийного производства и переоснащения строевых частей.


Первый King Stallion на церемонии выкатки, 5 мая 2014 г.

К настоящему времени компания Lockheed Martin, которой принадлежит Sikorsky, наладила малосерийное производство новых King Stallion. Теперь она ожидает, что в 2022-23 гг. КМП примет необходимые решения и даст добро на запуск полномасштабной серии. В общей сложности заказчик и исполнитель планируют построить 200 вертолетов нового типа, причем небольшая часть этих планов уже выполнена.

Вертолеты CH-53K должны будут заменить в войсках устаревшие CH-53E и взять на себя их работу. Новым машинам предстоит перевозить личный состав и технику между сухопутными пунктами, с корабля на корабль или с моря на сушу и обратно. При этом существенный рост тактико-технических характеристик даст очевидные преимущества: King Stallion смогут брать более тяжелый груз и/или везти его на большее расстояние. Кроме того, большое значение имеет новизна таких вертолетов.

Перспективная модификация


Решение об обновлении парка тяжелых вертолетов КМП США было принято еще в середине двухтысячных годов. Имеющиеся CH-53E, построенные в восьмидесятых годах, были близки к выработке ресурса, и их пришлось бы списать в 2010-12 гг. Сначала предлагалось провести их капитальный ремонт и модернизацию, но затем решили разработать и довести до серии новую модификацию вертолета.


Кабина вертолета

Первый контракт между Пентагоном и «Сикорским» появился уже в 2006 г. и предусматривал как разработку нового проекта CH-53K, так и строительство более 150 вертолетов. Начало поставок серийной техники ожидалось в 2011-м, и к концу десятых годов переоснащение вертолетных частей могло завершиться.

Однако эти планы не были выполнены. Следующие несколько лет ушли на решение организационных вопросов, проектирование, подготовку производства и т.д. Эти процессы регулярно приводили к пересмотру графика и смещению новых этапов проекта вправо. Кроме того, КМП несколько раз пересматривал свои потребности в новых вертолетах.

Строительство опытных вертолетов стартовало только в начале десятых годов. Наземные испытания начались в 2013-14 гг., а первый полет прошел в октябре 2015 г. Параллельно осуществлялось строительство предсерийной партии техники, которая в дальнейшем должна была поступить на войсковые испытания. Как и ранее, на этой стадии график работ корректировался – теперь из-за выявляемых технических проблем.


В мае 2018 г. первый из CH-53K передали Корпусу морской пехоты для проведения собственных испытаний. Позже заказчик принял еще несколько машин. Поставляемая техника сначала передавалась испытательным подразделениям, а затем вертолеты попали в строевую 461-ю тяжелую эскадрилью.

Как сообщается, в ходе испытаний последних лет опытные и малосерийные CH-53K подтвердили все расчетные характеристики. Также они показали возможности по перевозке разнообразных грузов, в т.ч. с десантированием. Проводились тестовые дозаправки в воздухе, как пустого вертолета, так и с полезной нагрузкой.

Планы на будущее


Согласно актуальным планам, до конца двадцатых годов КМП должен получить 200 вертолетов новой модификации. К настоящему времени компания Sikorsky / Lockheed Martin построила и передала заказчику ок. 20 машин. Производство продолжается, и вскоре ожидаются новые серийные изделия.

Новинка для КМП США. Вертолеты CH-53K King Stallion достигли начальной оперативной готовности

Перевозка пассажиров

Компания-производитель сообщает, что на разных стадиях производства сейчас находится семь вертолетов. Три из них достроят и сдадут до конца года; остальные ожидаются в следующем. Имеющиеся твердые соглашения предусматривают строительство еще 42 машин. По 14 изделиям начата закупка материалов и агрегатов.

Пока производство вертолетов CH-53K ведется с ограниченными темпами. В «Локхид-Мартин» ожидают, что КМП инициирует полномасштабный выпуск техники только в следующем году. В таком случае компании придется выйти на темпы строительства 24-25 вертолетов в год – это позволит достроить все требуемые 200 ед. до 2030 г. включительно.

Фактические темпы строительства King Stallion будут выше, т.к. компания Sikorsky уже получила первый экспортный заказ. В самом конце прошлого года стало известно, что 12 новых вертолетов заказал Израиль. Четыре из них уже строятся и могут быть переданы заказчику в ближайшие месяцы. Ранее интерес к такой технике проявляли Германия и Япония, но заказы от них не последовали. Теперь ожидаются новые контракты, которые тоже потребуют расширять производство.


Перевозка автомобиля

Технические преимущества


Тяжелый транспортный вертолет CH-53K King Stallion представляет собой глубокую модернизацию более старого CH-53E Super Stallion. Он сохранил прежнюю схему и основные особенности конструкции. При этом под замену пошли все ключевые агрегаты, а прочие подверглись доработкам. Благодаря этому количество деталей в вертолете сократилось на 63% в сравнении с предыдущей модификацией. Ключевые летные, технические и эксплуатационные характеристики выросли.

В проекте CH-53K доработали планер. Он стал шире, что позволило увеличить полезный объем кабины на 15%. Силовая установка построена на основе трех турбовальных двигателей General Electric T408 мощностью по 7500 л.с. и нового главного редуктора, что дало 57-процентный прирост мощности.

Максимальная грузоподъемность выросла до 16,3 т на внешней подвеске и до 15,9 т в кабине. Увеличенная кабина позволяет перевозить автомобили, стандартные поддоны разных типов и т.д. Более крупные грузы, как и ранее, транспортируются на внешней подвеске. Кабина вмещает 30 пассажиров на сидениях вдоль бортов. В целом по грузовым возможностям новый King Stallion превосходит предыдущую модификацию Super Stallion.


Груз на внешней подвеске

На CH-53K используется современная авионика, в т.ч. цифровые системы управления, оптико-электронная обзорная система, разнообразные средства связи и т.д. Летчики работают в «стеклянной кабине» с большим количеством многофункциональных мониторов.

Приняты меры, направленные на упрощение и ускорение обслуживания. В первую очередь, они затрагивают конструкцию различных узлов и агрегатов. Внедрена современная автоматизированная система контроля. Она следит за работой систем и агрегатов, обрабатывает поступающие данные и выдает рекомендации по обслуживанию и ремонту. Кроме того, в войсках создается улучшенная логистическая система, призвана обеспечить надежное снабжение материалами и запчастями.

Ожидания и реальность


КМП США возлагает на новый вертолет CH-53K King Stallion большие надежды. Ожидается, что техника новой модификации станет удачной заменой для устаревших машин. За счет повышенных характеристик она даст войскам новые транспортные возможности при решении всех предполагаемых задач. Кроме того, положительным фактором станет количество новой техники: двум сотням новых CH-53K предстоит заменить ок. 130 устаревших CH-53E.

Впрочем, все желаемые результаты нового проекта удастся получить далеко не сразу. Переоснащение вертолетных эскадрилий КМП будет продолжаться до конца десятилетия. Соответственно, в течение нескольких следующих лет этим подразделениям придется использовать старые CH-53E Super Stallion – со всеми их проблемами и ограничениями.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    11 мая 2022 06:55
    Вот здесь ранее на ВО речь шла о системах защиты AN/ALE-47 вертолета CH-53K.
    https://topwar.ru/164849-vertolet-ch-53k-dlja-morpehov-ssha-uspeshno-prohodit-ispytanija.html
    1. +3
      11 мая 2022 12:09
      Благодаря этому количество деталей в вертолете сократилось на 63% в сравнении с предыдущей модификацией.
      Не въехал, это как больше пол вертолета теперь отсутствует? или объединили 3 детали в одну?
  2. 0
    11 мая 2022 08:26
    Цитата: Автор
    ..количество деталей в вертолете сократилось на 63% в сравнении с предыдущей модификацией.

    belay
    Это были ненужные детали - двигатель и прочая фигня)))
    Дьявол, он в мелочах...
  3. 0
    11 мая 2022 09:58
    А что грузоподъёмнее: CH-53K King Stallion или CH-47F Chinook?
    1. +3
      11 мая 2022 11:51
      CH-53K ~ 16 тонн;
      CH-47F ~ 11 тонн.
  4. +5
    11 мая 2022 12:02
    Насколько всё же долговечны модели тяжёлых траспортников. Первые "Чинуки" и "Стэллионы" поднялись в воздух в начале 60-х - и в разных модификациях выпускаются уже 60 лет.
  5. 0
    11 мая 2022 13:49
    И цена у этой красоты будет сказочная recourse
  6. -5
    11 мая 2022 15:00
    К сожалению США продолжают эскалацию угрозы полномасштабной мировой войны. Противостоять этой угрозе сможет только крупная антиамериканская коалиция на основе БРИК + Иран + ОПЕК. Если этим странам удастся договориться, то можно будет попытаться найти компромисс с США. В противном случае произойдет катастрофа.
  7. 0
    17 мая 2022 12:46
    Очень спорная машина. Вкрячивать третий двигатель для увеличение мощности, это получить "вечную любовь" с синхронизацией мощности.
    Ну и очень бы не хотелось, чтобы наше вертолётостроение свернуло на этот путь, когда эксплуатационные характеристики вертолёта режут в угоду рекламных.
    Как бы максимальная грузоподъёмность 16300 кг, но куда это пихать, в грузовую кабину сопоставимую по размеру того же Ми-38? Для сравнения, (длина 9,1 м, ширина 2,6 м, высота 2 м) у CH-53K против (длина 8,7 м, ширина 2,34 м, высота 1,82 м) Ми-38Т.
    Внешняя подвеска не панацея, головняк с пилотированием и ЛТХ режутся.