Зачем Т-80У резиновый фартук и лопухи на башне

66
Зачем Т-80У резиновый фартук и лопухи на башне

Совсем скоро советский танк Т-80У отметит сорокалетний юбилей несения боевой службы. Казалось бы, за такой большой период времени машина должна быть изучена вдоль и поперёк, но даже спустя столько лет можно встретить утверждения, что её резиновый «обвес» в виде фартука и лопухов нужен для усиления противокумулятивной защиты. Разумеется, это миф. Реальность куда прозаичнее: пыль и ещё раз пыль.

Танки пыли не боятся?


Танки, как и любые другие сложные изделия, имеют свои «детские болезни» – недостатки, неучтённые при проектировании и выявившиеся в ходе эксплуатации. Постепенно от них избавляются в ходе производства новых машин и путём модернизации уже выпущенных, но у Т-80 есть одна «болезнь», от которой полностью он так и не вылечился, и заключается она в высокой уязвимости газотурбинного двигателя (ГТД) при работе на местности, богатой лессовой пылью или, грубо говоря, песком.



На самом деле чувствительность к пыли не является прерогативой только советского танкового ГТД. Точно так же страдает и его американский коллега, устанавливаемый в танки «Абрамс». Лессовая пыль, попадая в силовую установку, под действием высочайшей температуры начинает спекаться в твёрдую массу, напоминающую стекло, и постепенно нарастает довольно толстым слоем на лопатках турбины и в газовом тракте, сужая его диаметр. Как результат: помпажные явления, нерегламентные скачки мощности и падение моторесурса. Избавиться от этого можно только усиленной очисткой воздуха. Но здесь, как говорится, палка о двух концах.

Газовая турбина в среднем может потреблять в 4–5 раз больше воздуха, чем поршневой мотор, поэтому фильтр будет забиваться куда быстрее. В США на это махнули рукой и оснастили «Абрамсы» двухступенчатыми кассетными фильтрами, которые нужно регулярно чистить вручную. Иногда настолько регулярно, если речь идёт о пустыне, что приходится проводить эту процедуру раз в час и даже чаще. Что же насчёт СССР, то тут ради экономии объёма моторно-трансмиссионного отделения и простоты эксплуатации решили применить бескассетные необслуживаемые фильтры. Внимания к себе они не требовали, но и пропускали значительное количество пыли – до 2–3 процентов.

Того качества очистки воздуха, которое могли обеспечить бескассетные фильтры, вполне хватало для совершения маршей в большинстве районов СССР, включая Сибирь и Дальний Восток. Но танк – всё же машина всепогодная и должна действовать даже в самых суровых условиях. Под это описание прекрасно подходит Средняя Азия с её огромной и негостеприимной пустыней Каракумы. Именно там, «вдохнув песка», дали слабину ещё предсерийные Т-80, двигатели которых еле отрабатывали сотню моточасов, а зачастую и меньше, тогда как в восточных районах РСФСР этот показатель находился на уровне 200–300 часов.


Испытания газовой турбины на «Объект 219» в пустыне Каракумы. Источник: otvaga2004.ru

Вносили свою лепту также глобальное потепление и строительство большого Каракумского канала для снабжения водой южных районов Туркменистана. В период с 1970 по 1980 годы, из-за повышения средней температуры воздуха, пылевой слой на танковых трассах в пустыне вырос с 80–270 мм до полуметра в некоторых местах. Кроме того, тот самый Каракумский канал, выступая в качестве локального охладителя горячих воздушных масс, стал причиной сильных ветров, которые естественным образом сказались на повышенной запылённости воздуха. Всё это не могло не повлиять на работу турбин Т-80, регулярно совершавших пробеги в этих краях. С этим нужно было что-то делать.

За время производства Т-80 было внедрено множество улучшений, касающихся пылезащищённости его двигателя. Из них можно отметить воздухозаборное устройство в корме башни, увеличивающее высоту забора воздуха – там, где меньше пыли; систему виброочистки и продувки двигателя сжатым воздухом; самоочищающиеся фильтры соплового аппарата; веерный выхлоп; режим «пустыня» со снижением температуры газов для предотвращения плавления пыли и прочее. Но, пожалуй, самым интересным здесь являются пылевые фартуки и лопухи. Дело даже не в их работе и эффективности, а в том количестве мифов, которыми они обросли.

Резиновые щитки от самой мелкой пыли


Чего только не придумывали и какие только волшебные свойства не приписывали этому резиновому комплекту, начиная от фантастических версий о снижении радиолокационной ЭПР и тепловизионной маскировки до противоснарядной защиты. О последней теории нужно поговорить немного подробнее.

Дело в том, резиновые щитки, что на лбу корпуса, что на башне, не обладают достаточной жёсткостью, поэтому если и смогут подорвать кумулятивный снаряд, то со значительным опозданием из-за того, что попросту согнутся под ударом. И не стоит забывать, что детонация кумулятивного боеприпаса на расстоянии менее чем полметра от основной брони только увеличивает его пробивную способность. Учитывая, что в нижней лобовой детали корпуса вообще нет комбинированного бронирования, фартук сделает только хуже. Теперь о главном.


Танк Т-80БВ. В лобовой части корпуса виднеется противопылевой фартук из двух резиновых листов. Источник: wikipedia.org

В процессе своей работы воздушный фильтр танка Т-80 довольно успешно отсекает почти все пылевые частицы размером 20 мкм и более, потому львиная доля всё-таки проникшей в двигатель пыли – это совсем уж мелкодисперсная фракция с размером частиц менее 2 мкм. Они практически не имеют собственной массы, точнее – она настолько мала, что их перемещение в пространстве целиком и полностью зависит от аэродинамических сил: куда ток воздуха, туда и они. Отфильтровать такую «мелочь» неконтактным циклонным способом невозможно, но именно она зачастую и становится причиной появления налёта в турбине.

В целом получаются вот такие вводные для задачи: крупные фракции пыли оседают в фильтре, а совсем уж мелкие, которые фильтрации не подлежат, из-за низкой собственной массы полностью подчиняются аэродинамическим силам. Почему бы не использовать эти силы для того, чтобы микроскопические пылинки вообще не попали в воздухозаборник? Проще говоря, без особых изменений в конструкции танка изменить «обтекаемость» его корпуса и башни, чтобы создать нужные завихрения воздуха, которые бы препятствовали попаданию пыли в воздушный тракт.

Для оценки предложенного метода решения проблемы даже проводились соответствующие эксперименты в гидродинамической трубе ГТ-400 ЦАГИ с моделью танка в масштабе 1 к 32. Там в движущийся поток жидкости вводились струйки различных красителей, чтобы определить характерные области обтекания модели. Выяснилось, что за башней танка, как раз над воздухозаборником, создаётся зона пониженного давления, которая в буквальном смысле втягивает в себя пылевые потоки. Их движение в основном идёт по трём направлениям: через днище танка с завихрением в корму, вдоль ходовой части по бортам и по крыше башни.


Имитация пылевых потоков в гидродинамической трубе. Под номерами указаны места установок пылезащитных щитков. Источник: журнал «Вестник бронетанковой техники» № 9 за 1987 год

Для того чтобы обуздать эти массивы воздуха, было предложено несколько вариантов «генераторов вихрей», из которых в конечном счёте получили распространение только два.

Первый: фартук в лобовой части корпуса. Его главная задача: разбить стройный пылевой поток, набегающий в лоб танка и проходящий под его днищем. Пыль, встретившись с ним, расходилась на три направления – по обоим бортам и в сторону башни. Также он служил гасителем пылевых султанов при езде по кочкам и ухабам.

Второй: те самые лопухи, установленные на блоках динамической защиты. Их назначение заключалось в придании башне более обтекаемой формы, чтобы сгладить возникающие вихри и направить их вдоль крыши и бортов без затекания в возвышающийся над ней патрубок воздухозаборного устройства. Помимо этого, лопухи отсекали и не давали подниматься вверх пылевым потокам, проходящим вдоль крыши корпуса танка.

Естественным дополнением к этой парочке из лопухов и фартуков были бортовые экраны, удерживающие под собой целые пылевые тучи, исходящие от движущихся катков и гусениц.

Теперь по эффективности и условиям применения. Все эти резиновые листы в полной мере работают только на марше, когда один танк проезжает и оставляет за собой пылевое облако, а второй танк въезжает в него, либо ветер дует таким образом, что весь песок летит в лоб. В этом случае запылённость в районе крыши моторно-трансмиссионного отсека удаётся снизить вплоть до 50 % и даже больше. При этом, чем больше скорость танка или ветра, тем выше эффективность. Но даже боковой ветер в принципе не помеха: пылевые экраны хоть и частично, но будут исполнять свои функции.


Танк Т-80У. В лобовой части корпуса установлен противопылевой фартук, а на блоках динамической защиты под аэрозольными гранатометами – резиновые щитки, прозванные в народе лопухами. Источник: wikipedia.org

Несмотря на то, что резиновые щиты на лбу корпуса применялись на более ранних сериях Т-80, например, на Т-80Б, полный комплект получили только танки Т-80У и их модификации. Так уж получилось, что эти машины стали своего рода мировыми рекордсменами по количеству «противопылевых» мер, но это дало свои плоды: ресурс турбин в условиях пустыни удалось увеличить как минимум до 300 моточасов. Этого вполне хватало для ведения боевых действий в южных районах. Да и военные не беспочвенно возлагали большие надежды на «Ушку» – всё-таки она была самым современным серийным танком на момент распада СССР.
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -10
    13 мая 2022 04:49
    Да мы считай войну выиграли благодаря танкам на данный момент,сколько бы не было у укров противотакнтовых ракет они не могут ничего сделать,у нас этих танков тысячи.И Мехводы красавчики оказались,обученные профессионалы,заменить Т-72 НА Т-90 И война была бы выиграна уже.Танк решает.
    1. +3
      13 мая 2022 05:37
      Цитата: Blacky
      Танк решает.
      Точнее - рулит feel
    2. +8
      13 мая 2022 06:28
      Ну не война, а СВО..До окончательной победы ещё далеко.Танкам-скорости, огня и маневра, танкистам- долгой жизни в бою..А Т-80-танк геморройнее в обслуживании, придирчивее к воздуху и топливно-смазочным веществам, вот это точно..В Арктике ему самое место, ну или зимой в Европе, но не в Азии.
      1. +9
        13 мая 2022 16:34
        В обслуживании Т-80 гораздо проще, чем Т-72 и тем более Т-64. И эту тему я уже не раз отмечал здесь на ВО в комментариях.
        1. +2
          13 мая 2022 17:04
          По ходовой части с Вами полностью солидарен..По обслуживанию ТСУ и прицельного комплекса разрешите на согласиться.
          1. +1
            13 мая 2022 19:00
            А в чём проблема обслуживание при цельного комплекса сложнее? Точку прожига дальномера подогнать?.
            И что такое ТСУ?
      2. +4
        15 мая 2022 14:49
        Самые грязные танкисты в учебках-это Т-64,затем Т-72 ..А танкисты Т-80 всегда были чистенькими.Объяснил по простому..и наглядно...
    3. +2
      13 мая 2022 12:31
      Решает не только танк, а тактика его применения. Пошлите в лобовую атаку и будет капут, а вот использовать в качестве передвижного орудия, используя укрытия, тут уже танк сила.
    4. +11
      13 мая 2022 13:34
      Цитата: Blacky
      Да мы считай войну выиграли благодаря танкам на данный момент

      Поздравляю с Победой! А вот у нас, в России, СВО ещё далека до завершения...
      Цитата: Blacky
      заменить Т-72 НА Т-90 И война была бы выиграна уже.Танк решает.

      Да что за война-то у вас там такая? Вот у нас, в России, СВО проводится не только танками, но и Калибрами, артой, мотострелками, ВКС, ВМФ, ПВО и т.д.
    5. Комментарий был удален.
  2. +7
    13 мая 2022 04:55
    самым интересным здесь являются пылевые фартуки и лопухи
    Так вот оно что, Михалыч !
    1. +5
      13 мая 2022 05:30
      Цитата: Uncle Lee
      Так вот оно что, Михалыч !

      Век живи, век учись! Обтекатели на танках, это по русски!
      1. +5
        13 мая 2022 05:48
        "Т-80 или как его прозвали "Летающий танк"" - вот поэтому и обтекатели ! good
        1. +1
          18 мая 2022 12:29
          Так это не лапухи, а крылья получается!!!
          Потому Т-80 и летает :))
  3. +7
    13 мая 2022 05:36
    Дяяяя....Аэродинамика танку так же важна как и для феррари. recourse
    1. +1
      18 мая 2022 08:40
      В технике мелочей нет.
  4. -8
    13 мая 2022 06:09
    Т-80 лучший танк у нас
  5. +9
    13 мая 2022 07:21
    На самом деле чувствительность к пыли не является прерогативой только советского танкового ГТД.
    К пыли чувствительны все двигатели, в том числе и танковые дизеля. Особенно двухтактные типа ТД, устанавливаемы на все танки выпущенные на территории нынешней Украины, то есть все серии Т-64, Т-80УД и е все его модификации.
    Проще говоря, без особых изменений в конструкции танка изменить «обтекаемость» его корпуса и башни, чтобы создать нужные завихрения воздуха, которые бы препятствовали попаданию пыли в воздушный тракт.
    А начиналось все резинового "гребня" НА МТО возле воздухозаборника танка Т-64
    1. Комментарий был удален.
  6. +15
    13 мая 2022 07:22
    Чего только русские не придумают, лишь бы нормальных воздухофильтров не делать.
    1. +16
      13 мая 2022 12:31
      Чего только русские не придумают, лишь бы нормальных воздухофильтров не делать.
      Ага, и любовь они придумали, чтобы за секс не платить.
    2. +4
      14 мая 2022 15:44
      Цитата: Мобик
      Чего только русские не придумают, лишь бы нормальных воздухофильтров не делать.

      Американцы сделали и что? Как автор пишет час-два проехал и стоп машина?
  7. +1
    13 мая 2022 08:33
    пылевой слой на танковых трассах в пустыне вырос с 80–270 мм до полуметра в некоторых местах
    А можно фото пыли в 250мм? Не сухой грунт, что траками в пыль перемалывается, а именно пыли. Дунул и она полетит.
    1. +12
      13 мая 2022 12:43
      У аграриев под "пылевой слой" понимается верхний сухой слой почвы, который при господствующих в данной местности ветрах (скорость) способен в виде дисперсной фракции (пыли) к перемещению в приповерхностном атмосферном слое. Определяется составом почв, силой (скоростью) господствующих в данной местности ветров, составом и плотностью растительного покрова, влажностью воздуха. В данном примере, судя по всему, увеличение скорости движения воздушных масс, снижение влажности из-за повышения среднегодовых температур, при прочих неизменных условиях (состав почв и растительный покров) создало условия для увеличения глубины перемещаего ветрами поверхностного слоя почвы (собственно и объёма пыли). Т.е. к "тракам" этот отрезок имеет мало отношения, скорее к условиям эксплуатации в условиях конкретного климата и местности. А при движении машины эти условия только усугубляются.
  8. Познавательная статья, даже и не подозревал до этого, для чего же нужны эти фартуки.
    1. +7
      13 мая 2022 16:39
      А вот у меня глубокие сомнения, что именно для этого.
      И почему резинотканевые щитки вокруг башни ставились на дизельный Т-72 по проекту"Рогатка"? Тоже борьба с пылью?
      Тогда почему их нет на Т-72Б3, Т-90 и даже на "Армате"?
      Да и на Т-80БВМ с уже нажитым положительным опытом в этом вопросе на Т-80У?
      1. Если честно, то не очень значимая тема. У меня вопрос к вам, как к спецу танкисту, почему не применяют Т-62, по-моему именно к нему был шрапнельный боеприпас, очень даже эффективный в городских боях и при прочесывании малоэтажной застройки и лесных массивов.
        1. +6
          13 мая 2022 22:10
          С Т-62 имел дело только в училище на тактике. Так что за снаряды к ним ничего не скажу. Ну и сталкивался с ними у соседей в 160тп Буданрва в Чечне. Единственное их преимущество перед современными машинами только в большем возимом боекомплекте. Почему потом в 42-й дивизии и поставили на воорудение Т-62 бандюков гонять. Но воевать им пришлось с грузинскими Т-72sim.
          После чего Т-62 из Чечни убрали.
          Наверное поэтому и нет этой устаревшей машины на вооружении.
          На Т-90 кстати есть снаряд с дистанционным подрывом.
          1. В теории, снаряд с дистанционным подрывом есть, а на практике, судя по видео из зоны боевых действий, его нет. И таки да, именно больший возимый боекомплект и выбор боеприпасов и есть преимущества этого танка. Показывали как-то его модернизацию с навешиванием защиты, но дальше демонстрации дело не пошло. По-моему, именно в ходе конфликта с Грузией, эти танки и продемонстрировали все свои преимущества и необходимость модернизации и дальнейшего использования. Если что, то считаю действия наших вооруженных сил и особенно танкистов, в том конфликте образцовыми и достойными наивысших похвал.
            1. +2
              14 мая 2022 11:11
              Именно в грузинском конфликте Т-62 показали, что исчерпали свой модернизационный потенциал. Как в огневой мощи, так и бронировании. А уж в эксплуатационных характеристиках он безнадёжно отставал от танков следующего поколения.
              Ну а по номенклатуре боеприпасов идентичны линейке Т-64/72/80/90.

              Для стрельбы из 115-мм танковой пушки У-5ТС применялись унитарные выстрелы: ЗУБМЗ, ЗУБМ4 и ЗУБМ5 с бронебой-ноподкалиберными снарядами ЗБМЗ, ЗБМ4 и ЗБМ6; ЗУБКЗ с кумулятивным снарядом ЗБК4 или ЗБК4М с взрывателем ГПВ-2 и 3УОФ1 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ11 с взрывателем В-429Е или В-429В.
              1. Конечно же танк устарел, устарел безнадежно, но к нему был шрапнельный снаряд ЗШ6. А насколько можно судить по видеорепортажам с Украины, снаряды с дистанционным подрывом и готовыми поражающими элементами не используются.
                1. 0
                  14 мая 2022 11:37
                  А как их использовать,если не видишь цели,по каждому шороху в кустах,ведь жить всем хочется, в том числе и врагу,вот и маскируются хорошо.
                  1. Их и используют, когда цели не видишь. Или когда цели видишь и их много.
                    БТРы в Мариуполе посылали по одному снаряду в каждое окно, так и шрапнелью можно бить по фасаду, одновременно по всем охватываемым шрапнелью окнам.
                    1. +2
                      14 мая 2022 13:06
                      Бред.
                      Некогда в городском бою высчитывать расстояние подрыва снаряда и эллепс рассеивания.
                      ОФ при подрыве внутри здания на основной установке взрывателя как раз именно так получается. Выносит все смежные стены. А небольшой частный домик разносит вхлам даже кирпичный. Так что пулять иголками по окнам смысла нет. Рожу в окно никто не суёт. За стенами прячутся. Даже если позиция в глубине комнаты, то она оборудована. Или кирпичом, или мешками с песком обложена.
                      Шрапнель эффективна только на открытой местности.
                      1. Это применительно к украинской специфике, когда разрушение несущих конструкций здания не всегда желательно.
                      2. +3
                        14 мая 2022 18:01
                        Если не разрушить конструкцию, из танка выкурить из неё врага не получится.
                        Только стрелковый бой накоротке.
                  2. +3
                    14 мая 2022 12:58
                    В танке шорох в кустах не услышишь laughing
                    Но по кустам лучше из пулемёта. Пробивная способность пули выше чем у двухграмового гвоздя.
                    А если ещё и ЗПУ закрытого типа, то 12,7 ну очень серьёзный аргумент. Особенно МДЗ. А если кусты дальше 500м, то и из открытой можно.
                2. +2
                  14 мая 2022 12:53
                  Первый раз о таком снаряде слышу. И те, кто служил на Т-62 ни разу о таком не упоминали.
                  И честно говоря, вообще не понимаю зачем танку шрапнельный снаряд.
                3. 0
                  18 мая 2022 08:47
                  Шрапнель - это прерогатива артиллерии больше при обороне в формате снарядов "последнего шанса". У танкового орудия несколько другая баллистика ресурс ствола и НАЗНАЧЕНИЕ. Шрапнель применима против идущей строем или цепью пехоты, в городской застройке как раз от неё толку мало - для этих целей танки имеют аж 2 пулемёта и мощный ОФС, способный одним выстрелом разнести весь этаж подъезда дома.
                  1. Зачем вы это пишите? Хотя бы прочли мои комментарии выше, но могу и повторить. Во-первых, есть опыт успешного применения шрапнели в Афганистане. Во-вторых, на Украине вы не можете разрушать многоэтажные здания в подвалах которых находятся мирные жители. По окнам многоэтажек можно, либо использовать снаряды с дистанционным подрывом, либо шрапнель с фиксированными установками. Если же здание малоэтажное или вы уверены, что мирных жителей там нет, то тогда конечно, можно использовать обычные фугасные снаряды.
                    1. 0
                      24 мая 2022 18:30
                      Шрапнель против застройки? Вы серьёзно??? Винтовочная пуля не пробивает стены обычной "хрущёвки". Шрапнель - это по сути тоже самое, даже с ещё более низкой скоростью. Какой смысл? Панельный дом вообще трудно сложить совсем, только прямым подрывом авиабомбы. Ну или долбить всей танковой ротой. Тем более нет смысла сравнивать кишлаки из глины и босых бородачей с "калашами" против нормально оснащенной армии в современном городе. Это вообще разные вселенные.
                      Давно назрела необходимость в создании специализированного "штурмового танка" для города.
                4. 0
                  18 мая 2022 20:27
                  А вообще я согласен надо добавить не только оф снаряд, А боеприпасы с готовыми элементами на танк. А на вертолёт вернуть на вооружение нары с8с с флешетами.

                  Понятия не имею почему их не применяют это же локальное оружие массового поражения.
            2. 0
              14 мая 2022 15:47
              Цитата: СергейАлександрович
              В теории, снаряд с дистанционным подрывом есть, а на практике, судя по видео из зоны боевых действий, его нет. И таки да, именно больший возимый боекомплект и выбор боеприпасов и есть преимущества этого танка. Показывали как-то его модернизацию с навешиванием защиты, но дальше демонстрации дело не пошло. По-моему, именно в ходе конфликта с Грузией, эти танки и продемонстрировали все свои преимущества и необходимость модернизации и дальнейшего использования. Если что, то считаю действия наших вооруженных сил и особенно танкистов, в том конфликте образцовыми и достойными наивысших похвал.

              У Т-62 куча проблем которые так и небвли решены. К тому же он исчерпал ресурс модернизации Ходовая не резиновая "растягиваться" не умеет
        2. 0
          18 мая 2022 20:24
          Что такое шрапнельеый у т62? Это дробовик что-ли?
  9. +5
    13 мая 2022 10:23
    и заключается она в высокой уязвимости газотурбинного двигателя (ГТД) при работе на местности, богатой лессовой пылью или, грубо говоря, песком.

    Т-80 наши предпочитают использовать в Арктике - долгая зима и на морозе заводить двигатель проще..
  10. +1
    13 мая 2022 10:35
    Каракумский канал пылит воздух для танков? Скорее один танк запылит песком этот канал. wassat
    1. +4
      13 мая 2022 12:56
      Не сам канал, конечно, а изменение скорости движения воздушных масс в прилегающих районах из-за измения температурного режима в райне русла канала. В зависимости от рельефа местности, эта "прилегающая местность" может быть значительной.
  11. 0
    13 мая 2022 10:54
    дали слабину ещё предсерийные Т-80, двигатели которых еле отрабатывали сотню моточасов, а зачастую и меньше, тогда как в восточных районах РСФСР этот показатель находился на уровне 200–300 часов.

    Вот так номер! Писали ,что у Т-34 низкая техническая надежность, а ресурс всего 150-200 моточасов. А окзывается он немного уступает Т-80?
    1. +5
      13 мая 2022 13:30
      Это предсерийные образцы 300 часов отрабатывали, а позднее ресурс гтд довели до полутысячи часов минимум.
  12. +3
    13 мая 2022 13:04
    Спасибо за интересную статью!

    Господа, может кто знает, как на тех же Абрамсах с ГТД решают аналогичные проблемы? На них козырьков и резиновых гребней не видел, хотя Абрамсы в пустынях с пылью покатались прилично.
    1. +9
      13 мая 2022 13:11
      Спасибо за оценку.

      На "Абрамсах" установлены кассетные двухступенчатые фильтры, которые не пропускают столько пыли, сколько наши бескассетные, поэтому и лопухи им не нужны. Правда чистить их вручную нужно вплоть до нескольких раз в час в пустыне.
      1. +1
        13 мая 2022 13:35
        Я правильно понимаю, что очистка и замена кассетных фильтров проще и быстрее, чем очистка турбины от пыли? Т.е. бескассетные позволяют дольше эксплуатировать технику без доп. ЗИПов и очистки, но цена этому - повышенный износ и необходимость длительного ремонта впоследствии?
      2. +2
        13 мая 2022 15:00
        Уже нет и раньше не было проблем,война в Заливе 1991 года показала самую высокую боеготовность танков Абрамс по сравнению со всеми танками Коалиции,а там были и танки Т-72.К тому же танк Абрамс постоянно совершенствуется,например самоочищающиеся кассетные фильтры и тд.
        1. +4
          13 мая 2022 15:26
          Решил сам параллельно поискать информацию о фильтрах Абрамса и наткнулся на любопытную статью, правда, аж за 1988 год. Наверное, сейчас конструкция фильтров поменялась, но на момент написания статьи на Абрамсах уже стояли самоочищающиеся фильтры - они состоят из двух частей, грубого внешнего предфильтра и круглой кассеты (в форме тора), которая вращается вокруг оси. Поступление грязного воздуха через фильтр происходит через одну секцию тора, в то время как вторая прокручивается в зону очистки, где она продувается воздухом через систему сопел. Вычищенная из фильтра пыль потом высасывается из кассеты, фильтр проворачивается чистой секцией в зону подачи грязного воздуха.

          Если кому интересно, ссылку могу скинуть в ЛС, сайт не пропускает ссылки в комментарии.
          1. +2
            13 мая 2022 15:31
            Спасибо,будьте любезны ссылку дать.
            1. 0
              13 мая 2022 16:13
              Напишите контакты в ЛС, пожалуйста, не знаю, где на ВО можно ссылку скинуть, везде сайт режет.
        2. 0
          14 мая 2022 15:58
          Нужно отметить что 72 у иракской армии были практически без защиты... но и так больше всего там сработала авиация и доллар
    2. +5
      13 мая 2022 16:48
      Потому что фартук и щитки не для этого.
      А на танках для пустынь, чтобы меньше пылили, катки прикрывают резино-тканевой юбкой почти до самой земли.
      Кстати это полезно, не только для двигателя, но и меньше демаскирует. Пыль поднятую колонной видно задолго до того, как услыших гул двигателей.
  13. +1
    13 мая 2022 16:32
    Интересная фантазия на тему резиновых щитков.
    У меня только ряд вопросов.
    Почему фартук не ставили на машинах первых серий, если он от пыли? Ведь с пылью начали бороться ещё на этапе испытаний. И даже продували танк в аэродинамической трубе.
    Почему они стоят на дизельном Т-80УД?
    И почему резинотканевые щитки вокруг башни ставились на дизельный Т-72 попроекту"Рогатка"?
    Но их не ставят на Т-90 и Т-72Б3, раз они эффективно помогают от пыли?
    Почему эти фартуки и щитки вокруг башни ставят украинцы на свои дизельные "Оплоты", "Булаты" и Т-72УА? Тоже с пылью борятся?
    Что же это мы на своих дизелях не боремся?
    1. +4
      13 мая 2022 19:35
      Не ставили фартуки и прочее на ранних Т-80 по той же самой причине, по которой не ставили и нормальное воздухозаборное устройство - дошли в процессе производства.

      По поводу УД, Булатов и прочее - я вам даже больше скажу, ВЗУ для них тоже было рекомендовано, впрочем как и для всех остальных машин. То, что наши от фартуков как минимум отказались - это для меня вопрос. Поляки на своих Тварды решили оставить фартуки, причём на последней модификации для выставок фартук дополнен экранами в бортах до земли.
      1. 0
        13 мая 2022 19:55
        Всем кому интересно по танковым ГТД и танку Т-80 рекомендую следующие книги.


      2. +2
        13 мая 2022 21:19
        ВЗУ появилось только наа У в 1985-м, а на БВ не ранее 1988. Хотя фартук был на Б изначально
    2. +3
      13 мая 2022 19:47


      Думаю, не сложно догадаться, что на первых сериях Т-80 было далеко не все и не в том виде, что на Ушке и поздних сериях ближе к концу 80х годов.
      1. +1
        13 мая 2022 21:23
        Повторю, что вопрос пыли и способов устранения её воздействия на ГТД встал на её испытаниях, а "чешуя" на башне только во второй половине восьмидесятых. Странно, что до такого простого решения так поздно дошли.
        1. 0
          13 мая 2022 22:31
          Цитата: Старый танкист
          Странно, что до такого простого решения так поздно дошли.

          Простые решения не сразу за решения считают. Опять же в Арктике или болотах Приморья с пылью дефицит и проблема не сильно доставала.
          1. +1
            13 мая 2022 23:44
            Это отговорки,на испытаниях наземной военной техники в обязательном порядке проходят через Каракумы,типа Теджен,Сакар-Чага и Кушка.
            1. 0
              14 мая 2022 01:38
              Не пойму чего Вы от автора требуете? Фразу "условно принять" никогда не слышали? Видимо так и было, прошел без замечаний (по пыли хотя бы) в средней полосе, в пустынных тестах хуже, но все равно работает. Вот и приняли с требованием довести в процессе..
  14. +1
    15 мая 2022 10:24
    80ка создавалась стремительно добежать до поганого острова и пляжей Португалии. Не чего ей в пустыне делать.
    Жаль,что не случилось.