«Ляонин» и «Викрамадитья»: азиатская авианосная гонка

Последние несколько недель оказались особо богатыми на новости относительно двух кораблей одного класса и похожего происхождения. Из Китая пришли известия о принятии в строй военно-морских сил НОАК нового авианосца «Ляонин», а с Баренцева моря поступили сообщения о некоторых неприятностях в ходе испытаний индийского корабля «Викрамадитья». У этих двух кораблей довольно много общего. Проекты обоих авианосцев были разработаны в Советском Союзе и в определенной мере являются родственными друг другу. Так, «Викрамадитья» принадлежит к проекту 1143.4, а «Ляонин» – проекту 1143.6. Кроме того, оба корабля в начале девяностых годов пережили ряд неприятных событий, которые в итоге предопределили их судьбу. Будущий «Ляонин», носивший тогда имя «Варяг», по договору Украины и Китая был продан последнему, а российский «Адмирал Горшков», будучи готовым к службе, после модернизации перешел Индии.

«Ляонин» и «Викрамадитья»: азиатская авианосная гонка
Крейсер "Ляонин" (бывш. "Варяг") на китайской военно-морской базе Далянь (бывш. русский порт Дальний)


На этом пути кораблей разошлись и все совпадения в основном касаются трудностей с осуществлением планов новых хозяев. «Варяг», согласно первоначальным заявлениям, должен был стать базой для некого плавучего развлекательного центра. Однако покупка ценой около двадцати миллионов долларов долго не могла попасть в руки адресата. Дело в том, что во время буксировки корабля из Черного моря к китайским берегам в дело вмешалась Турция, отказавшаяся пропускать пусть даже и недостроенный, но авианосец через Босфорский пролив. Тем не менее, вопрос был решен, хотя на это понадобилось почти полтора года. Еще несколько лет будущий «развлекательный центр» находился на ремонте на одной из верфей Китая. Но, как оказалось, первоначальные заявления о предназначении купленного корабля не соответствовали фактическому положению дел. К середине прошлого десятилетия стало ясно, Пекин не намерен отдавать недостроенный боевой корабль под нужды праздных людей, а будет завершать строительство именно с целью использования плавательного средства в военном флоте.


С тех пор прошло несколько лет и произошел ряд событий. Среди прочего стоит отметить непростой путь Китая к собственному палубному истребителю. По имеющимся данным, на самых ранних стадиях разработки нового самолета Пекин планировал лишь использовать полученный из-за рубежа опыт, но основную массу конструктивных моментов сделать самостоятельно. Однако уже в конце девяностых, как раз в то время, когда шли переговоры с Украиной на предмет продажи «Варяга», все эти идеи были отброшены. Официальные представители китайской администрации обратились к России с просьбой продать некоторое количество истребителей Су-33. В ходе переговоров количество необходимых самолетов сократилось до нескольких единиц, после чего российская сторона отказалась от поставок. Это решение было мотивировано нежеланием отдавать Китаю технику в том количестве, в котором она явно не способна использоваться для военных целей, но может послужить материалом для реверс-инжиниринга. Немного позже стало известно, что Украина вместе с авианосцем продала Китаю один из прототипов Су-33 – самолет Т-10К. В 2010 году Китай объявил об окончании конструкторских работ над собственным палубным истребителем Shenyang J-15, особо отметив, что он не является копией советской/российской машины, а стал дальнейшим развитием истребителя Shenyang J-11. Пикантности ситуации добавляет тот факт, что упомянутый J-11 по сути – копия советского Су-27.

По состоянию на начало октября 2012 года авианосная программа Китая выглядит следующим образом. Единственный корабль, способный нести самолеты, не так давно принят в строй ВМС НОАК, продолжаются некоторые незначительные доработки его оборудования, а новый палубный истребитель пока только проходит испытания. На первый взгляд, ничего особенного, тем более, для страны, которая раньше не имела авианосцев. В то же время, ситуация смотрится неоднозначно. Введенный в строй «Ляонин», как утверждает командование флота, является только учебным кораблем. Но тут возникает справедливый вопрос: кого и чему на нем будут учить? Авианосец имеет ряд характерных особенностей, отличающих его от других боевых кораблей. Однако в случае с «Ляонином» почти все эти особенности использовать невозможно; как минимум, пока. В первую очередь, следует отметить отсутствие истребителя-палубника. После доработок и модернизации бывший «Варяг» лишился пусковых установок для противокорабельных ракет. Таким образом, если брать вооружение корабля, то морякам остается учиться пользоваться лишь зенитными ракетами и пушками, а также противолодочными бомбометами. Очевидно, что подобную подготовку моряки могут проходить и на других кораблях. Последний «пункт» подготовки, о котором может идти речь, касается обучения личного состава эксплуатации специальных систем, предназначенных для авиации. Однако состав оборудования «Ляонина» таков, что применение этого оборудования, равно как и обучение пользованию им, практически невозможно без самолетов и летчиков. Так что все тренировки могут быть сведены к обслуживанию установленной аппаратуры и учебным тревогам. То же самое относится и к той части экипажа корабля, которая отвечает за действия авиационной группировки.

Рассуждая на тему авианосца без самолетов можно прийти к нескольким вопросам и выводам. Среди прочего, часто задается и такой вопрос: если «Ляонин» еще не готов к полноценной эксплуатации, пусть даже и учебной, зачем так спешили принять его в строй? Одним из вариантов ответа на этот вопрос является версия, касающаяся конкуренции ведущих стран азиатского региона. Одновременно с достройкой и переделкой «Варяга» на другой верфи (российский завод «Севмаш») шла перестройка еще одного корабля того же класса – авианосца «Адмирал Горшков», который после всех изменений получил новое имя «Викрамадитья». Ситуация с индийским кораблем гораздо проще, чем с китайским. Хотя бы по той причине, что палубные самолеты и вертолеты для индийского авианосца уже существуют и производятся серийно. Более того, появлялась информация, гласящая, что при необходимости садиться и взлетать с палубы «Викрамадитьи» без особой подготовки сможет почти любой самолет со взлетным весом до 25 тонн. Если это правда, то при желании индийское командование сможет заменить российские истребители МиГ-29К на другие самолеты той же весовой категории. Естественно, хотелось бы, чтобы такие контракты, если они будут, достались российским производителям авиационной техники.

«Ляонин» и «Викрамадитья»: азиатская авианосная гонка
Авианосец «Викрамадитья» на испытаниях (фото http://barrakuda63.livejournal.com)


Стоит признать, авианосец «Викрамадитья» не смог обойтись без проблем. Пару недель назад появилась новость о нем, вызвавшая бурные обсуждения. СМИ сообщили, что во время ходовых испытаний случилась поломка энергетической установки корабля. Некий анонимный источник в «Рособоронэкспорте» поведал журналистам о характере неполадок. По его словам, из-за проблем с теплоизоляцией из строя вышли семь из имеющихся восьми паровых котлов, из-за чего корабль пришлось буксировать в порт для длительного ремонта. Эта неприятная новость распространилась по средствам массовой информации и личным блогам, обрастая все новыми и новыми деталями. Однако в самом начале октября-месяца появилась информация «с другой стороны». В блоге Центра анализа стратегий и технологий опубликованы сведения, полученные от индийской прессы. Среди прочего упоминается и история с котлами. Как выяснилось, во-первых, повреждения получили не семь, а всего три котла из восьми. Во-вторых, они не полностью вышли из строя. Выпадение 5-10% теплоизоляционной кирпичной кладки сначала заставило моряков ограничить общую мощность энергоустановки корабля до 70% от максимальной, а затем и до 50%. На таком режиме работы котлов «Викрамадитья» не только сохранил ход, но и смог разогнаться до 22 узлов – скорости, на которой уже разрешается производить взлет и посадку. Максимальная скорость, достигнутая кораблем на испытаниях до инцидента с кирпичами, достигла 27,8 узла, что немного меньше расчетной. В настоящее время улаживаются вопросы, касающиеся восстановления полной работоспособности энергетической установки авианосца. Скорее всего, вместе с кирпичом во время ремонта будут использоваться традиционные для российского кораблестроения асбестовые материалы.

Ситуация с некачественной теплоизоляцией уже является предметом разбирательств соответствующих организаций и, вероятно, скоро мы узнаем, что там случилось на самом деле. А тем временем «Викрамадитья» пройдет дополнительный ремонт и приготовится к походу на свое новое место службы – порт Мумбаи. Сроки сдачи корабля заказчику пока не слишком понятны. Существует мнение, что авианосец отправится в Индию не ранее следующей весны. В доказательство этой версии приводится следующий расчет: если ремонт обкладки котлов начнется прямо сейчас, то завершится он, как минимум, к началу зимы или даже позже, а к тому времени выйти в поход не позволит ледовая обстановка. Так что менее чем через год, скорее всего, уже следующим летом, «Викрамадитья» станет флагманом индийского военно-морского флота. Причем, в отличие от китайского собрата, будет полноценным боевым кораблем с авиационной группой на борту.

В целом, с китайским и индийским авианосцами сложилась прелюбопытная ситуация. Один из них уже приступил к службе, но пока не может полноценно выполнять даже учебные задачи. Второй, в отличие от него, может быть в скором времени принят в строй ВМС Индии, но требует ремонта энергетической установки и некоторых небольших «штрихов». Эти факты могут стать причиной самых разных мыслей, в том числе и довольно неоднозначных. К примеру, почему Китай уже эксплуатирует авианосец, а самолеты до сих пор не готовы? Сложно удержаться от ответа, связанного с новой гонкой вооружений, идущей в Азии. Конечно, принятие Китаем в строй первого своего авианосца должно повысить престиж страны. Естественно, если не распространяться об отсутствии летательных аппаратов для него. Вопрос государственного престижа может быть перенесен и на Индию, с той разницей, что в ее военном флоте уже было два авианесущих корабля. Первый из них – «Викрант» английского производства – уже 15 лет как выведен из состава флота и служит плавучим музеем, а второй под названием «Вираат» (тоже построен англичанами) ждет прибытия «Викрамадитьи», после чего будет списан. Стоит отметить, что помимо двух новых авианосцев Китай и Индия планируют еще строить корабли этого класса. Так, на верфи индийского города Коччи с 2006 года по совместному российско-индийскому проекту строится авианосец «Винкрант», который планируется спустить на воду вскоре после принятия в строй «Викрамадитьи». Дальнейшие планы Индии на строительство авианосного флота пока не оглашались. Китай, в свою очередь, тоже собирается расширить авианосный парк и, по старой традиции, особо не распространяется на предмет подробностей этого расширения.

Так или иначе, появление в Азиатском регионе сразу двух новых крупных боевых кораблей еще не раз станет поводом для новостей, рассуждений и споров. Ну а пока одни испытывают самолеты, другие чинят теплоизоляцию и готовятся к сдаче нового боевого корабля. Правда, тут есть еще и третья сторона – это Россия. При помощи контракта с Индией наши кораблестроители намерены восстановить утраченные умения, необходимые для строительства авианесущих кораблей. Если вспомнить недавние заявления политического и военного руководства страны о начале нового проекта авианосца, такие навыки и технологии точно не будут лишними.


По материалам сайтов:
http://rg.ru/
http://lenta.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://vpk.name/
http://militaryparitet.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 14
  1. Karavan 5 октября 2012 08:16
    «Ляонин» и «Викрамадитья»: азиатская авианосная гонка

    Вертолетоносец без самолетов, умеющих взлетать с палубы корабля и мертвый груз с испорченным двигателем, обложенным дешевыми кирпичами. НАСЛЕДИЕ СОВЕТСКОЙ ИМПЕРИИ, Делайте ваши ставки, господа!
    1. Varnaga 5 октября 2012 08:41
      Какой еще мертвый груз? Кто Вам про дешевые кирпичи сказал, Вы видели на них ценник и есть с чем сравнивать? «Викрамадитья» вскоре станет полноценной боевой единицей, а вот китайскому до этого не дойти никогда, ему и двузначный номер присвоили, как чисто учебному. Полноценные авианосцы у Китая появятся в следующих кораблях, проект которых разработан в Невском ПКБ.
      Вот кстати свежая инфа про «Викрамадитью»
      Источник bmpd в индийских средствах массовой информации, близкий к ВМС Индии, поделился с нашим блогом кое-какой небезынтересной информацией о ходе и некоторых результатах завершившегося первого этапа испытаний перестроенного для Индии авианосца Vikramaditya (бывший тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Горшков").

      Согласно индийскому источнику, в ходе испытаний авианосец Vikramaditya находился в море 108 суток (включая пребывание на стоянке на внешнем рейде Североморска), с 8 июня по 23 сентября 2012 года, пройдя за это время суммарно около 12500 ходовых миль. На борту корабля находилось около 2000 человек экипажа и сдаточной команды, включая 287 индийцев. В ходе испытаний с палубы корабля был совершен 41 полет (цикл посадки и взлета) самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Всего для проведения самих испытаний (включая облеты корабля) и их обеспечения было совершено 218 полетов самолетов и вертолетов различных типов (включая полеты МиГ-29К/КУБ с палубы), причем от ВВС России к испытаниям привлекались в том числе истребители МиГ-31 и самолеты ДРЛО А-50 (оба типа - для отработки взаимодействия с радиоэлектронными комплексами корабля). Отказов и инцидентов с авиатехникой в ходе испытаний не было.

      Источник отметил безотказную работу во время испытаний авиатехнического оборудования российского производства, включая аэрофинишеры. Из 41 посадки на корабль самолетов МиГ-29К/КУБ, 70 процентов посадок было выполнено с зацеплением второго троса аэрофинишера (из трех тросов). Зацепление второго троса считается наиболее оптимальным при выполнении посадки, и это свидетельствует о хорошем уровне подготовки российских летчиков-испытателей и о способности систем корабля с высокой точностью осуществлять наведение самолетов при посадке.

      Испытания установленных на корабле различных радиоэлектронных комплексов в целом также были успешными, несмотря на отдельные проблемы. Практически все комплексы радиоэлектронного оборудования подтвердили свои заявленные характеристики.

      Касаясь проблем с котлами корабля, индийский источник сообщил, что выпадение кирпичной кладки котлов из-за деформаций подложки кладки привело к тому, что максимальная производительность котлов в ходе испытаний была ограничена сперва уровнем 70 процентов, а затем и вовсе 50 процентов. Уровень производительности котлов в 50 процентов позволял поддерживать максимальный ход корабля лишь в 22 узла - минимально допустимый для проведения полноценных взлетно-посадочных операций самолетов. Испытаний на полный ход (29 узлов) вообще провести не удалось, максимальная достигнутая скорость составила лишь 27,8 узла. В целом выпадение кирпичной кладки котлов составило от 5 до 10 процентов от общего количества кирпичей. К настоящему времени индийская сторона дала согласие на восстановление подложки теплоизоляции котлов с использованием асбокартона, применявшегося для этой цели ранее на котлах этого типа.

      Были также проведены успешные ходовые испытания Vikramaditya на штатной крейсерской скорости 18 узлов. При этом корабль продемонстрировал хорошую управляемость и маневренность. Корабль хорошо держит курс и показал хорошие мореходные качества при реальных штормовых условиях.
    2. Гражданский 5 октября 2012 09:16
      а как могло быть прекрасно... в строю флота СССР "Горшков", "Кузнецов", "Варяг" и уже атомный "Ульяновск"... сила уходит в Азию
  2. Сахалинец 5 октября 2012 08:27
    Хоть уже и обсасывали. Китайский Варяг, сейчас это самоходная невооруженная баржа с большой командой потенциальных смертников.
    Индийский Горшков после устранения недоделок, будет полноценным легким авианосцем с действующим авиакрылом.
    И что тут сравнивать?
    Варяг, китайцы должны смонтировать посадочную систему и запустить в производство палубные самолеты... сейчас у них ничего нет... я вообще не удивлюсь, что киты так и не смогут реально использовать этот корабль в качестве авианосца.
    1. Karavan 5 октября 2012 08:29
      Так и навзал я сей корабль не авиа, а вертолетоносцем!
      1. crazyrom 5 октября 2012 21:43
        Самое прикольное что у них гонка на наших кораблях! Мы опыта поднаберёмся пока им корабли старые продаём, и ещё не такие отгрохаем авианосцы, сами америкашки завидовать будут.
        1. Башкаус 6 октября 2012 00:03
          Хочется надеятся, что потренируемся на кошках, а потом...
          Башкаус
  3. Vito 5 октября 2012 09:00
    Ну не знаю всех нюансов Китайского кораблестроения, но уверен что они его все таки до ума доведут. Долго они его достраивали, но достроили же, так и с самолетами будет и с аэрофинешорами они разберутся и летчиков своих на крыло поставят, не сегодня так завтра, не завтра значит послезавтра, но это произойдет.
    Да на верфях у них еще и собственный авианосец заложен и строится, вот так!
    Vito
    1. PN 5 октября 2012 16:46
      У меня шурин механиком на судне китайской постройки ходил. Судну 5 лет, но говорит такое ощущение, что ему уже лет 25. И очень не рациональное использование имеющегося пространства.
      PN
    2. Братец Сарыч 5 октября 2012 16:56
      И я думаю, даже верен, что доведут до ума - упорный народ, прямо скажем...
      Братец Сарыч
  4. НикНик 5 октября 2012 13:11
    Развеселила фраза "до инцидента с кирпичами"
    НикНик
  5. PN 5 октября 2012 16:42
    Varnaga, не быть ему полноценным боевым кораблём. А если и быть, то не долго. Индусы очень сильно накололись с его ремонтом-модернизацией. Да, кой чего там стоит новое, но очень много и старого, морально устаревшего оборудования. Когда восстанавливали некоторые приборы, то тупо не знали где взять такие же новые. Выходили на заводы которые когда то их выпускали, те в ответ смеялись, что они это уже лет как 20 не выпускают. Более того, даже станки на которых его делали давно уже в переплавку отправлены. ЗИП по всей стране к нему собирали. Вместо того, чтобы установить один микроконтроллер они шкафы с релейной схемой управления восстанавливали. Проблема с котлами, это всего лишь верхушка айсберга косяков о которой известно из СМИ, а сколько там маленьких не критичных но назойливых косяков...
    PN
    1. негоро 5 октября 2012 16:50
      Косяки лучше изучать на чужой матчасти.И ещё очень интересно.что мешает китайцам купить у нас корабельные МИГи?
      негоро
      1. Varnaga 5 октября 2012 19:11
        PN, согласен чуть более чем полностью, тем не менее для нас здесь есть существенные плюсы:
        -сохранение конструкторской школы и опыта
        -отработка авиационного крыла
        -ну и собственно гешефт от развода индусов)
        Если я что то забыл или не прав-поправьте, пожалуйста)
  6. Братец Сарыч 5 октября 2012 16:55
    Зачем противопоставлять Китай и Индию в этом вопросе? Эти авианосцы никогда не встретятся в бою даже в теории! Если и случится заваруха, то только на суше, но и то маловероятно...
    Братец Сарыч
    1. Андрей из Челябинска 5 октября 2012 22:42
      Цитата: Братец Сарыч
      Эти авианосцы никогда не встретятся в бою даже в теории!

      Вот как раз в теории - встретятся 100500 раз :))) Мы уже сейчас об этом говорим, а когда оба корабля войдут в строй/обретут боеспособность и Индия и Китай явно будут мериться.....полетными палубами:)))
  7. 16 обрспн 6 октября 2012 01:07
    вперед россия!!!!!!!
    16 обрспн

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня