Military Review

P. I. Engelhardt - a hero who died at the hands of the French invaders.

8
Speaking about the Russian partisan movement, it is impossible not to mention Pavel Engelhardt, a man of noble noble origin and a true patriot of Russia.


Pavel Engelhardt was born in 1774 year in a noble family living in the Porechsky district of Smolensk province. He was brought up in the land Cadet Corps, from which he was released in the rank of lieutenant in 1787 and went on to serve in the Military Collegium. Engelhardt resigned as a lieutenant colonel and went to live on his family estate, Dyagilevo, Smolensk Province.

P. I. Engelhardt - a hero who died at the hands of the French invaders.
Engraving J.-P.-M. Zhaze “Military execution. The shooting of Lieutenant Colonel Engelhardt "


During the French occupation of Russia in 1812, when the Napoleon captured Smolensk, Pavel Ivanovich together with several other landowners armed their peasants (and this, at least, 78 people of his yard people), organizing a partisan popular detachment. Engelhardt’s squad, skillfully led by them, inflicted quite serious damage to the enemy, robbing French carts and attacking certain groups of French who were looting throughout the county. According to eyewitnesses, Engelhardt himself had 24 killed French soldiers.

However, yielding to the French promises to release from serfdom and the acquisition of their own land in the event of the victory of Napoleon, the peasants betrayed Pavel Ivanovich, betraying him to the enemy.

Arrested Engelhardt before the trial was kept in the Spasskaya fortress in Smolensk. A French military court sentenced Pavel Engelhardt of 3 on October 12 to the execution - “to execution”.

After the sentence was passed, the French delayed for about two weeks more with its execution, in every possible way inclining the partisan hero to serve in the Napoleonic army, but Engelhardt was adamant - it was unbecoming for a Russian to betray his Motherland.

The details of his shooting, which happened on October 15, are known to us from a letter to his wife, father Nikifor, who confessed Pavel Engelhardt before his death and accompanied him to the place of execution at the Molokhovsky gates of the Smolensk fortress wall.

Here is what he writes: “He was calm all day and talked with a cheerful spirit about the death, appointed by fate, ... - Behind the Molokhovsky gates, in trenches, they began to read him the sentence, but he did not let them finish reading, shouted in French:“ lie completely, it's time to stop. Charge quickly and fall! Not to see more ruin of my fatherland and oppression of my compatriots ”. They began to blindfold him, but he did not allow him, saying: “Get out! No one saw his death, and I will see it. ” Then he briefly prayed and ordered to shoot.

The French here did not want to retreat from their plans, having shot Pavel Ivanovich’s leg, they promised to cure him if Engelgardt agreed to go to their side. And just get the final rejection, a volley of 18 charges was given, three of which pierced the body of the unfortunate hero. The final shot at the temple did away with the painful wounds of Pavel Engelhardt.

The mention of the exploit of Pavel Ivanovich Engelhardt is immortalized on a memorial plaque of one of the churches of the 1-th Cadet Corps, where this deserving memory of people once studied.

Noteworthy also история with another monument to Engelhardt. A widow of Pavel Ivanovich erected a modest monument at the place of his execution on the south side of the Smolensk Wall.

In 1833, the Russian emperor Nicholas I, already leaving the city, noticed this dilapidated monument and ordered the installation of a new monument.

The monument was cast from cast iron at the Aleksandrovsky Foundry and installed in the same place (after 1917, it was dismantled and disappeared in a hard time). The inscription was engraved on that monument: “Lieutenant Colonel Pavel Ivanovich Engelhardt, who died in 1812 for his loyalty and love for the Tsar and the Fatherland,” to which it is unnecessary to add anything.

Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. revnagan
    revnagan 6 October 2012 12: 00
    +4
    Yes, a terrible thing is social differences. For the landowner and his serfs, the priorities turned out to be different. If he declared his serfs free, gave them land, so that people would also feel like CITIZENS, and not cattle, and there would be no betrayal. But it turned out that Russia was different for the landowner and the serfs. I foresee a flurry of protest, they say, what about the partisan movement and the people's war against the invaders? That's right, there was heroism of the people, but the people (serfs) still hoped that after the enemy was driven away, the sovereign would grant freedom and land. And partly they fought for the future will. But it turned out, literally I really don't remember "... the peasants, our faithful people, may they receive a payoff from God ..."
    1. Nagaibak
      Nagaibak 8 October 2012 11: 46
      0
      "Here he declared his serfs free, gave them land, so that people would feel like CITIZENS, not cattle, and betrayal would not occur." -This is bullshit! Traitors would also be found among the citizens. By the way, not all peasants wanted to leave their landowners. After the release of the manifesto on the emancipation of the peasants in 1861, many did not want to leave their masters. They had their own reason for that. Here they were under the protection of the master and in a hungry year there was an opportunity to simply not die. And besides, not all landowners were satraps and sadists.
  2. omsbon
    omsbon 6 October 2012 13: 25
    +3
    Here is another story worthy of adaptation.
    Patriot, hero, man of honor and duty !!!
    1. Set
      Set 6 October 2012 13: 58
      +1
      Glory to the heroes, many more pages of the story are not open.
  3. Flooding
    Flooding 6 October 2012 14: 10
    +1
    Quote: revnagan
    Yes, the terrible thing is social differences. For the landowner and his serfs, the priorities turned out to be different. Here, he would have declared his serfs free, given them land, so that people would feel themselves also CITIZENS, not cattle, and there would be no betrayal.

    I was not familiar with this story. But I suppose that the nobleman described in the article did not have two or three serfs. A traitor is enough and one.
    So I would not draw such unexpected conclusions.
  4. vezunchik
    vezunchik 6 October 2012 15: 49
    +2
    And only three of the 18 soldiers fired!
    1. alexey garbuz
      alexey garbuz 7 October 2012 00: 35
      0
      The remaining fifteen missed.
  5. Kolyan 2
    Kolyan 2 6 October 2012 17: 37
    +2
    You know, I am ashamed, but I lived in Smolensk for 5 years, and I had never heard of him, although I had visited all the museums.
    1. wax
      wax 6 October 2012 19: 50
      +1
      There is a conscience, then a man! And I put you a plus, so I wrote parting words. Health and curiosity.

П. И. Энгельгардт – герой, принявший смерть от рук французских захватчиков.

Говоря о русском партизанском движении, нельзя не упомянуть и о Павле Ивановиче Энгельгардте, человеке благородного дворянского происхождения и настоящего патриота России.

Павел Энгельгардт появился на свет в 1774 году в дворянской семье, проживавшей в Поречском уезде Смоленской губернии. Воспитывался в сухопутном Кадетском корпусе, из которого в 1787 году был выпущен в чине поручика и отправился служить дальше в Военную коллегию. В отставку Энгельгардт вышел в звании подполковника и отправился жить в своё родовое поместье Дягилево Смоленской губернии.

П. И. Энгельгардт – герой, принявший смерть от рук французских захватчиков.
Гравюра Ж.-П.-М. Жазе «Военная казнь. Расстрел подполковника Энгельгардта»



Во время французской оккупации России в 1812 году, когда наполеоновцы захватили Смоленск, Павел Иванович вместе с несколькими другими помещиками вооружил своих крестьян (а это, как минимум, 78 человек его дворовых людей), организовав партизанский народный отряд. Отряд Энгельгардта, умело им руководимый, наносил довольно серьёзный ущерб неприятелю, грабя французские обозы и нападая на отдельные группы французов, которые мародерствовали по всему уезду. По свидетельствам очевидцев, на счету самого Энгельгардта было 24 убитых французских солдата.

Однако, поддавшись французским посулам об освобождении из крепостной повинности и обретению собственной земли в случае победы Наполеона, крестьяне предали Павла Ивановича, выдав его врагу.

Арестованный Энгельгардт до суда содержался в Спасской крепости в Смоленске. Военный французский суд приговорил 3 октября 1812 года Павла Ивановича Энгельгардта к казни – «к расстрелянию».

После вынесения приговора французы ещё около двух недель медлили с его исполнением, всячески склоняя партизана-героя к службе в наполеоновской армии, но Энгельгардт был непреклонен – негоже русскому человеку предавать свою Родину.

Подробности его расстрела, случившегося 15 октября, известны нам по письму своей супруге отца Никифора, исповедовавшего Павла Энгельгардта перед кончиной и сопровождавшего его на место расстрела за Молоховские ворота Смоленской крепостной стены.

Вот что он пишет: «Он весь день был покоен и с веселым духом говорил о кончине, судьбою ему назначенной, …– За Молоховскими воротами, в шанцах, начали читать ему приговор, но он не дал им дочитать, закричал по-французски: «полно врать, пора перестать. Заряжайте поскорей и пали! Чтоб не видеть больше разорения моего отечества и угнетения моих соотечественников». Начали ему завязывать глаза, но он не позволил, говоря: «Прочь! Никто не видел своей смерти, а я ее буду видеть». Затем коротко помолился и велел стрелять.

Французы и тут не хотели отступать от задуманного, - прострелив ногу Павлу Ивановичу, - пообещали вылечить его, если Энгельгардт согласится перейти на их сторону. И только получи окончательный отказ, был дан залп из 18 зарядов, три из которых пронзили тело несчастного героя. Окончательный выстрел в висок покончил со страданиями Павла Энгельгардта от болезненных ран.

Упоминание о подвиге Павла Ивановича Энгельгардта увековечено на мемориальной доске одной из церквей 1-го Кадетского корпуса, где когда-то обучался этот заслуживающий светлой памяти человек.

Примечательна также история с ещё одним памятником Энгельгардту. Вдова Павла Ивановича на месте его казни с южной стороны Смоленской стены соорудила скромный памятник.

В 1833 году российский император Николай I, уже выезжая из города, заметил этот ветшающий памятник и распорядился установить новый монумент.

Памятник был отлит из чугуна на Александровском литейном заводе и установлен на прежнем месте (после 1917 года он был демонтирован и сгинул в лихую годину). На том памятнике была выгравирована надпись: «Подполковнику Павлу Ивановичу Энгельгардту, умершему в 1812 году за верность и любовь к Царю и Отечеству», добавлять к которой что-либо излишне.

П. И. Энгельгардт – герой, принявший смерть от рук французских захватчиков.
Автор: Филипп Хорват


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. revnagan 6 октября 2012 12:00
    Да,страшная вещь - социальные различия.Для помещика и его крепостных приоритеты оказались разными.Вот объяви он своих крепостных вольными,надели их землёй,чтобы люди почуствовали себя тоже ГРАЖДАНАМИ,а не скотом, и не произошло бы предательства.А так оказалось,что Россия у помещика и крепостных была разная.Предвижу шквал протеста,мол как же партизанское движение и народная война против захватчиков?Всё верно,героизм народа был,но народ (крепостные),всё таки надеялись, что после того,как врага погонят,государь дарует волю и землю.И от части воевали и за будущую волю.Но получилось,дословно правда не помню"...крестьяне,верный Наш народ, да получат же мзду от бога..."
    1. Нагайбак 8 октября 2012 11:46
      "Вот объяви он своих крепостных вольными,надели их землёй,чтобы люди почуствовали себя тоже ГРАЖДАНАМИ,а не скотом, и не произошло бы предательства." -Это ерунда! Предатели нашлись бы и среди граждан. Кстати далеко не все крестьяне хотели уходить от своих помещиков. После выхода манифеста об освобождении крестьян в 1861 году многие не хотели уходить от своих господ. На то у них был свой резон. Тут они были под защитой барина и в голодный год была возможность попросту не сдохнуть. И к тому же не все помещики были сатрапами и садистами.
  2. omsbon 6 октября 2012 13:25
    Вот еще один сюжет достойный экранизации.
    Патриот, герой, человек чести и долга !!!
    1. СеТ 6 октября 2012 13:58
      Слава героям, ещё много страниц истории не открыты.
      СеТ
  3. Наводлом 6 октября 2012 14:10
    Цитата: revnagan
    Да,страшная вещь - социальные различия.Для помещика и его крепостных приоритеты оказались разными.Вот объяви он своих крепостных вольными,надели их землёй,чтобы люди почуствовали себя тоже ГРАЖДАНАМИ,а не скотом, и не произошло бы предательства.

    Не был знаком с этой историей. Но предположу, что у описанного в статье дворянина было не два и не три крепостных крестьянина. А предателя достаточно и одного.
    Так что я не стал бы делать такие неожиданные выводы.
  4. vezunchik 6 октября 2012 15:49
    И только трое из 18 солдат стреляли!
    1. алексей гарбузь 7 октября 2012 00:35
      Остальные пятнадцать промахнулись.
  5. Колян 2 6 октября 2012 17:37
    Знаете ,мне стыдно но я 5,лет прожил в Смоленске ине разу о нём не слышал хотя все музеи посетил.
    1. вакса 6 октября 2012 19:50
      Совесть есть, значит человек! И плюс вам поставил, вот и напутствие написал. Здоровья и любознательности.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня