Завершились стендовые испытания сделанного в России двигателя для пассажирского самолета SSJ-100

79

Новые силовые установки ПД-8 предназначены для импортозамещенной версии российского пассажирского авиалайнера «Суперджет 100» и самолета амфибии Бе-200. Теперь завершились стендовые испытания этого сделанного в России двигателя для пассажирского самолета SSJ-100.

Такое сообщение опубликовала пресс-служба Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), входящей в структуру госкорпорации «Ростех».



Стендовые испытания первого опытного образца двигателя ПД-8 прошли успешно.

Подтверждены работоспособность двигателя и его систем, основные параметры, заложенные в техническое задание, правильность конструкторских решений

- говорится в сообщении пресс-службы.

В ходе испытаний проводились запуски агрегата и проверялась его работа в различных режимах, чтобы определить основные параметры.

В корпорации отмечают важность данного этапа создания двигателя, который будет использоваться российскими гражданскими самолетами, в первую очередь, импортозамещенной версией SSJ-100. В дальнейшем предстоит испытывать отдельные его узлы на специальных установках.


В феврале в «Ростехе» сообщали об успешных стендовых испытаниях газогенератора перспективного отечественного двигателя ПД-8. Этот узел состоит из компрессора, турбины и камеры сгорания.
  • ГК "Ростех", ОДК
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    11 мая 2022 12:27
    На фото: Блин ! Сколько трубочек, проводов, веревочек - и как инженеры не путаются ?!
    1. -20
      11 мая 2022 12:28
      Кто сказал, что не путаются. Путаются, поэтому двигателя ещё нет.
      1. +21
        11 мая 2022 12:56
        Путаются, поэтому двигателя ещё нет.

        Инженеры, что с них возьмёшь. Думают , вот и путаются. А наши технари втроём два движка за день перекидывали . И всё потому , что не мудрствовали . laughing
        Да этим конструкторам наверняка каждая трубочка со всеми изгибами снится , что Вы придолбались . Не глиняный горшок лепят . Эту штуку потом лет 30 промышленность будет сотнями клепать .Халтурить права нет у них .
        1. -5
          11 мая 2022 15:07
          Когда во Вьетнаме в 1979 году наши технари с МиГ-21 увидели как вьетнамцы меняют двигатель на F-5E буквально за 20 минут, он заплакали.
          Не зря "технота" придумала поговорку: "Конструктор - Сухой, самолёт - "сырой", а техник - мокрый".
          Справедливости ради следует сказать, что на Су-17 и Су-24 КБ Сухого пыталось многое сделать для повышения эксплуатационной технологичности.
          Ну а с двигатлЯми и компрессорАми есть крупные проблемы. Отрасль практически была почти уничтожена.
          1. 0
            12 мая 2022 09:52
            Цитата: iouris
            Когда во Вьетнаме в 1979 году наши технари с МиГ-21 увидели как вьетнамцы меняют двигатель на F-5E буквально за 20 минут, он заплакали.

            Смотрел как-то фильм про палубный F-8 , так там техники двигатель за 8 или 10 минут снимали , по моему это вообще рекорд . Очень удобный в этом плане самолёт был .
      2. -16
        11 мая 2022 13:22
        Путаются над ними, потрму 10лет и не могут свой в серию пустить..
        В 90е гг ельцину пд90 показывали. Тогда говорили "самолет 5-7 лет, а двигатели-10 лет разрабатывают.
        Как начали 15 лет назалд разработку ссс100-сразу свой двигатель гнать надо было
        1. +13
          11 мая 2022 13:37
          Цитата: антивирус
          Как начали 15 лет назалд разработку ссс100-сразу свой двигатель гнать надо было

          Тогда, с подачи "западных партнеров", другую мантру использовали - "зачем что то разрабатывать, если можно купить?" Типа, это быстрее и дешевле. Вот теперь это нам боком выходит.
          1. -1
            11 мая 2022 13:56
            Головой это нам выходит.
            1. +16
              11 мая 2022 16:19
              Тогда, с подачи "западных партнеров", другую мантру использовали - "зачем что то разрабатывать, если можно купить?" Типа, это быстрее и дешевле. Вот теперь это нам боком выходит.

              Поправочку внесу: это не с подачи западных партнеров, это с подачи наших либералов и демократов, которые на прикормке у запада сидели! И такие есть до сих пор у власти. Саботажники!
              1. +1
                12 мая 2022 14:32
                Это было условием при внедрении западных технологий и условие пропуска на западный рынок.. То что кинули то в принципе и по другому быть не могло . Но некоторые компетенции благодаря этому охранили, а так бы вообще вопрос было бы хоть что-то .. ВЫ просто вспомните то время ..А вот как до этого дошли совсем другой вопрос.
                1. -1
                  12 мая 2022 20:36
                  какие например компетенции сохранили?
                  1. -2
                    13 мая 2022 09:36
                    Да даже само производство самолетов на современном уровне, вот например в Японии аналог 100того так производить не смогли хотя у них в распоряжении были любые ресурсы мира , и технологии и оборудование и специалисты, а в результате полный провал..
                    1. -1
                      13 мая 2022 09:53
                      Без ССЖ был Ту-334 и летал,вполне себе.Да и зачем налаживать производство на военных заводах в Иркутске и Комсомольске,когда есть ВАСО,КАПО,Авиастар а был еще Саратов.Вся эпопея с ССЖ -называется просто-предательство.А тот кто поддерживает это -пособник предателя.
                      1. -3
                        13 мая 2022 10:45
                        Вся эта эпопея сохранила нам авиацию.. Почему никто не помнит какое это было время? Причины упадка совсем другие.. А вот то что ССЖ вполне себе сделали и есть самое удивительное! Вам было бы лучше если бы в нашей стране вообще не было бы производства пассажирских самолетов,а к этому все и шло..
        2. 0
          11 мая 2022 13:45
          Не порите чушь, ей больно. Это все топменеджеры. К примеру, мой сын учился в штутгардской аэрокосмической академии и лет 6 назад показывал мне фото из немецкого учебника. ИЛ-76 с двумя родными движками и двумя новыми, в 2 раза толще, в Самаре разработанными. В серию тогда не пошли, не надо было. Кстати, спросить надо, что на новом, этого года стоит.
          1. +3
            11 мая 2022 14:14
            Цитата: БойКот
            Кстати, спросить надо, что на новом, этого года стоит.

            ПС-90А
            1. +1
              11 мая 2022 16:21
              ИЛ-76 с двумя родными движками и двумя новыми, в 2 раза толще

              Странно, обычно когда испытывают движки один вроде только ставят.. Не?
              1. -2
                11 мая 2022 16:50
                Их же четыре, по одному новому под каждым крылом.
                1. 0
                  12 мая 2022 10:25
                  А как быть, если испытуемые движки дадут сбой или откажут? Один всегда ставят испытуемый и три старых, проверенных! На трех движках Ил-76 летает вполне себе, что уже очень опасно, когда только два работает!
                  1. -1
                    12 мая 2022 13:55
                    Для симметрии. Новые значительно большего диаметра, центр тяги ниже, чем у старого. Образуется крутящий момент (пример - Боион 737 МАХ) что не есть хорошо, и совсем никуда, если этот этот момент ещё асимметричный. Чисто аварийный режим.
                    1. +2
                      12 мая 2022 19:18
                      Цитата: БойКот
                      Новые значительно большего диаметра, центр тяги ниже, чем у старого.
              2. 0
                12 мая 2022 14:34
                Да врет он , на летающей лабе всегда один движок , путь хоть чем то подтвердит сию фантазию..
        3. +1
          11 мая 2022 13:58
          антивирус
          Как начали 15 лет назалд разработку ссс100-сразу свой двигатель гнать надо было

          Что надо было гнать ? При либеральном правительстве РФ только газ и нефть надо было гнать на запад. А авиационные двигатели надо было покупать за кордоном. Например:
          двигатели Pratt & Whitney — американский производитель авиационных двигателей для гражданской и военной авиации (компания входит в «большую тройку» производителей авиадвигателей вместе с британской «Роллс-Ройс» и американской «Дженерал Электрик». Может в новых условиях российское двигателестроение продвинется вперед.
      3. +5
        11 мая 2022 15:54
        Цитата: iouris
        Кто сказал, что не путаются. Путаются, поэтому двигателя ещё нет.

        Двигатель уже есть. Он только не прошёл полный цикл всех испытаний. Шутка неудачная.
      4. +3
        11 мая 2022 22:56
        Цитата: iouris
        Путаются, поэтому двигателя ещё нет.

        Тень на плетень не стоит наводить. Двигатель есть. Это даже не макет, а опытный образец двигателя - действующий.
    2. +17
      11 мая 2022 12:36
      Цитата: Uncle Lee
      ! Сколько трубочек, проводов, веревочек - и как инженеры не путаются ?!

      Когда живешь, спишь и дышишь рядом с двигателем, то и путаться не приходится.
      1. +3
        11 мая 2022 12:46
        Цитата: tihonmarine
        Цитата: Uncle Lee
        ! Сколько трубочек, проводов, веревочек - и как инженеры не путаются ?!

        Когда живешь, спишь и дышишь рядом с двигателем, то и путаться не приходится.

        Если не маркировать, то обязательно запутаешься.
        1. +3
          11 мая 2022 13:46
          Starover_Z : Если не маркировать, то обязательно запутаешься.

          Очень много зависит от специалистов на сборке и монтаже оборудования. Вот наглядный пример с гироскопами в 2013г:
          RG. RU / Роскосмос назвал причину аварии ракеты "Протон-М" с тремя спутниками Глонасс. Как сообщил заместитель руководителя Роскосмоса, председатель аварийной комиссии Александр Лопатин, на ГКНПЦ имени Хруничева была допущена неправильная установка датчиков угловых скоростей, которые помогают контролировать положение ракеты в пространстве. В частности, в ходе расследования выяснилось, что три из шести датчиков оказались перевернуты на 180 градусов: грубо говоря, поставлены "вверх ногами".
    3. +3
      11 мая 2022 12:55
      Думаете, все это будет на реальном самолете?
      Эот испытания. Там куча всяких датчиков к каждому узлу двигателя.
    4. +3
      11 мая 2022 14:54
      Цитата: Uncle Lee
      На фото: Блин ! Сколько трубочек, проводов, веревочек - и как инженеры не путаются ?!


      500 специальных датчиков.
      «Программа испытаний включала замеры параметров для оценки температурного состояния, прочности и вибрационной стойкости деталей и узлов двигателя в процессе работы. Проведена проверка его воздушной, масляной и топливной систем. Данные о состоянии деталей и узлов опытного двигателя ПД-8 снимались в ходе испытаний с помощью 500 специальных датчиков. Полученные с их помощью данные подлежат дальнейшему анализу для оценки работоспособности основных узлов и систем», — сказал генеральный конструктор АО «ОДК» Юрий Шмотин.

      http://www.sdelanounas.ru/blogs/146726/
  2. +10
    11 мая 2022 12:27
    Очень хорошая новость!
  3. +11
    11 мая 2022 12:30
    Молодцы пермяки! Очень необходимый движок для Сухого Супер Джета и для Бе-200. Главное, не сильно сдвигать сроки "вправо".
    1. -3
      11 мая 2022 12:46
      Надеюсь все сдвижки вправо уже произошли, т.к. это семейство двигателей разрабатывается ещё с начала двухтысячных, уже около 20-и лет.
    2. +1
      12 мая 2022 21:23
      Не пермяки, а рыбинцы. За двигатель ответственнен Сатурн
  4. ***
    Нам разум дал стальные руки-крылья,

    А вместо сердца – пламенный мотор...
    ***
    1. -1
      11 мая 2022 13:19
      Пока импортный, если точнее
      1. +4
        11 мая 2022 15:11
        Цитата: А Вам Зачем
        Пока импортный, если точнее
        Если точнее, то наполовину импортный.
        Двигатель PowerJet SaM146 (СМ 146).
        Французская компания «Snecma» отвечает за горячую часть двигателя — газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления, «Сатурн» изготавливает «холодную» часть двигателя (вентилятор и турбину низкого давления) и выполняет общую сборку.
        Отказы, в основном, по французской части двигателя..
        1. -1
          12 мая 2022 14:37
          По слухам отказы были запрограммированы конструкцией.. Дабы не плодить конкурента, а вот контракт очень грамотно составили по нему французов привлечь не возможно..
  5. -10
    11 мая 2022 12:35
    безаварийного неба этому двигателю! почему то в России никак не могут создать и сделать свой двигатель уже ни одно десятилетие (исключение РД 80) , а ведь у нас масса институтов и ученых тьма , а воз и ныне там! Может сейчас пройдёт прорыв в двигателестроении ( дай то Бог!!)
    1. +2
      11 мая 2022 13:18
      Цитата: divan
      почему то в России никак не могут создать и сделать свой двигатель уже ни одно десятилетие (исключение РД 80) ,

      Создать-то могут. да весь вопрос в их ресурсе, уровню шума и количеству потребляемого топлива на единицу мощности.
      Надеюсь ПД-8, ПД-14 и ПД-35 будут избавлены от этих недостатков.
      1. +5
        11 мая 2022 13:48
        ПД-14 создали. У него все параметры соответствуют современным требованиям и по ресурсу,и по шуму,и по топливной эффективности.Через 2 года начнут испытывать ПД-35.
        . МОСКВА, 27 дек - РИА Новости. "Ростех" намерен приступить к испытаниям отечественного авиадвигателя большой тяги ПД-35 в 2024 году, заявил РИА Новости первый заместитель генерального директора госкорпорации Владимир Артяков.
        "Правительство выделило средства на подготовку опытного производства и организацию необходимой стендовой базы для ПД-35. Двигателей такой размерности и мощности в истории отечественной авиации еще не было. Сфера его применения – широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты, например, российско-китайский CR-929, а также самолеты-транспортники большой грузоподъемности. В 2024 году планируем приступить к его испытаниям", - сказал он.
        Как отмечал ранее в декабре глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, начало сертификации авиадвигателя запланировано на 2027 год.

        https://ria.ru/20211227/dvigatel-1765635814.html
  6. sen
    +7
    11 мая 2022 12:36
    Завершились стендовые испытания сделанного в России двигателя для пассажирского самолета SSJ-100

    А свои гражданские самолеты нужны срочно, так как Запад санкции не отменит и после спецоперации.
  7. +3
    11 мая 2022 12:37
    ...отличная новость!...ускоряться надо!
    1. +2
      11 мая 2022 12:47
      Не надо ускоряться, с Ил-112 и его двигателем уже наускорялись - самолет упал, экипаж погиб...
      1. +1
        11 мая 2022 12:54
        ..надо не в ущерб качеству естественно
      2. +8
        11 мая 2022 13:14
        на ПАО Ильюшин сменили уже весь старший манагерский состав. Посмотрим к чему это приведет.....
  8. +12
    11 мая 2022 12:42
    Запустят ПД-8 в серийное производство и ещё одну из "кормушек" у запада прикроют.
    А то подвязались для нашего самолёта движки делать и то плохонькие оказались. А это репутация и доверие к конечному продукту. Вообщем ну нафиг таких контрагентов.
    1. -6
      11 мая 2022 12:53
      Весь бортовой пилотажно-навигационный комплекс и прочее оборудование (а это наверное 70% стоимости самолёта), авиационные тренажёры - это тоже "кормушка запада".
    2. +1
      11 мая 2022 13:42
      Цитата: К-50
      Запустят ПД-8 в серийное производство и ещё одну из "кормушек" у запада прикроют.

      А что там прикрывать? От "кормушки" они сами отказались, введя санкции.
  9. +25
    11 мая 2022 12:56
    Имею к этому непосредственное отношение. Отчасти - гордость берет: это МЫ сделали. Получилось не хуже, чем у французов. Сейчас идет отработка и оптимизация технологии. А сколько сил и нервов потрачено, когда рабочий день с 7 утра до 3 ночи...
    P.S. Мы не Пермь, мы смежники.
    1. +8
      11 мая 2022 12:58

      vch62388 (Жёлтый)
      Сегодня, 12:56
      НОВЫЙ
      0
      Имею к этому непосредственное отношение. ..
      Тогда удачи, и новых творческих успехов! good
      1. +3
        11 мая 2022 13:07
        Мы стараемся...
    2. +1
      11 мая 2022 13:13
      Низкий поклон Вам...
  10. +1
    11 мая 2022 13:10
    Шустро они от испытаний газогенератора к испытаниям двигателя добрались
    1. +9
      11 мая 2022 13:22
      Так холодная часть французского SaM-146 производится полностью в России,а SaM-146 это аналог ПД-8,у нас не было только своей горячей части,то есть газогенератора и как только его успешно испытали,то просто взяли холодную часть от SaM-146 и получился ПД-8.
      1. +4
        11 мая 2022 13:45
        Цитата: neworange88
        Так холодная часть французского SaM-146 производится полностью в России

        Можно уточнить, производится полностью из российских комплектующих или какие то французские детали используются? hi
        1. +3
          11 мая 2022 13:51
          У SaM-146 горячая часть французская,а холодная часть российская.Разделение труда.Французы производили только горячую часть.
          1. D16
            0
            11 мая 2022 19:43
            ЕМНИП коробка привода агрегатов там тоже не наша.
            1. 0
              12 мая 2022 00:40
              Цитата: D16
              коробка привода агрегатов там тоже не наша.

              Информация с Вики
  11. +2
    11 мая 2022 13:14
    Ну самое главное - всем четко понимать!
    Что это испытания первого опытного двигателя.
    Завершение стендовых испытаний первого опытного образца ПД-8

    До серийного выпуска еще как минимум 2 года.
    1. +2
      11 мая 2022 13:42
      1,5 года до серийного выпуска.По крайней мере по нынешним планам.
      . Ранее глава ОАК Юрий Слюсарь сообщал, что первый полет импортозамещенной версии самолета SSJ 100 с новым двигателем ПД-8 планируется на начало 2023 года.

      Полностью импортозамещенная версия самолета SSJ 100 с российским двигателем ПД-8 появится в конце 2023 года, отмечал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Планируется, что ПД-8 заменит французско-российский двигатель SaM-146.

      https://tass.ru/ekonomika/14594261
    2. 0
      11 мая 2022 17:33
      А все эти тендеры, госконтракты на закупки где цена завышена в 3-4 раза хороши только с коррупционной точки зрения?
      В военное время когда все надо здесь и сейчас такое не приемлемо ?
      Эти законы во всех госструктурах работают. Но думаю они вредны в сегодняшних
      условиях.
      Что надо - взяли тут же купили. Быстро и четко.
    3. -1
      13 мая 2022 00:42
      как минимум 5...
  12. +1
    11 мая 2022 13:18
    Давайте, давайте скорее! Очень нужен этот движок! Очень нужен! Даже не столько самолёту- как нам всем россиянам! good drinks
    1. +5
      11 мая 2022 13:48
      Цитата: senima56
      Давайте, давайте скорее!

      Изготовление такого агрегата не терпит суеты и торопыги там не нужны.
  13. 0
    11 мая 2022 13:59
    Это хорошо, но, по моему, этот двигатель нужен был еще вчера.
  14. amr
    -1
    11 мая 2022 14:57
    я уже про эти движки последние лет 10 на каждой неделе слышу, а то и по 2-3 раза, но так и не вижу как на них летают наши самолеты!
    одни лозунги и урякричалки!
    1. -1
      11 мая 2022 15:10
      SSJ - это Боинг через Бразилию. С чего вдруг на нём будут устанавливаться российские комплектующие?
  15. +1
    11 мая 2022 16:52
    Цитата: антивирус
    В 90е гг ельцину пд90 показывали. Тогда говорили "самолет 5-7 лет, а двигатели-10 лет разрабатывают.


    интересно Ельцин хоть понял что перед ним двигатель а не новая модель мощного самогонного аппарата благодаря которому можно веселее и на ложках играть и оркестром дирижировать.
    И вообще демонстрация кому-то не говорит о том что на реализацию или серийный выпуск дали или дадут денег.
  16. 0
    11 мая 2022 16:56
    Цитата: neworange88
    У SaM-146 горячая часть французская,а холодная часть российская.Разделение труда.Французы производили только горячую часть.

    Таким образом, можно понимать, что у франции теряется часть производственного процесса который они могли использовать для своего производства? Тогда точно они самоубийцы.
    1. D16
      0
      11 мая 2022 19:40
      Тогда точно они самоубийцы.

      Чойта? Снекме заказали только газогенератор, они его сделали на базе М88 от Рафаля. В Рыбинске к нему сделали свою холодную часть. Учитывая гораздо более низкую серийность чем планировалось изначально и кучу всплывшего при эксплуатации геморроя, для французов это был чемодан без ручки, с которым они с радостью расстались, воспользовавшись предлогом.
      1. -1
        13 мая 2022 00:46
        В М88 горячая часть американская ,от GE.Для двигателя ССЖ французы изначально планировали поставлять холодную часть.Производство горячей части экспромт СНЕКМА,после отказа Пермских моторов. Отсюда и результат.Россияне подопытные кролики.
    2. -1
      12 мая 2022 08:22
      Французы делали бусы для индейцев...Они своё бабло срубили и Россию тормознули...
  17. 0
    11 мая 2022 20:38
    А вот это славно, это очень радует. Раз этот двигун осилили, значит и другие вслед пойдут.
  18. 0
    12 мая 2022 08:20
    То что заявляет Ростех - нужно минимум на 2 делить...Сплошные манагеры и просто ворьё...Вот когда будут испытания под крылом и результаты - тогда и нужно что-то мяукать...
    1. -1
      13 мая 2022 00:50
      Лучше на нуль поделить.результат скорее всего и не планируется,так как в ССЖ полностью заменить все импортные агрегаты невозможно.ситуация антологичная обсуждаемой была с двигателем для ПАК ДА-распилили 40 млрд.руб.,погоняли движок взятый из музея.да и делу край...
  19. +1
    12 мая 2022 08:45
    Завершились стендовые испытания сделанного в России двигателя для пассажирского самолета SSJ-100

    Промежуточные успехи это неплохо. Но главным результатом может считаться только серийное производство. И самой больной нашей проблемой в этом вопросе является традиционно громадный разрыв между первым и вторым.
  20. -1
    12 мая 2022 16:03
    Цитата: vch62388
    Имею к этому непосредственное отношение. Отчасти - гордость берет: это МЫ сделали. Получилось не хуже, чем у французов. Сейчас идет отработка и оптимизация технологии. А сколько сил и нервов потрачено, когда рабочий день с 7 утра до 3 ночи...
    P.S. Мы не Пермь, мы смежники.

    Напишите статью, пожалуйста. Тема очень важная, так как очень многие сомневаются в успешности именно пд-8, в отличие от уже почти готового пд-14
  21. 0
    12 мая 2022 17:00
    Хорошая новость, только вот чем авиастроителей не устроил ПД-14,это кажется уже отработанный двигатель для самолетов подобного класса.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»