Европа может оставить США и Россию позади в плане производства вооружений

7
Европа может оставить США и Россию позади в плане производства вооруженийПосле того как из Евросоюза послышались слова о том, что на просторах Европы пора переходить к реальной интеграции, первый шаг в этом направлении решили сделать две мощных компании – EADS и BAE. Точнее сказать, хотели, было, решиться сделать, но пока процесс интеграции между ними натыкается на целый ряд подводных камней.

Для начала необходимо рассказать о том, что же из себя эти две компании представляют.

Так, EADS – это знаменитая европейская аэрокосмическая компания, которая работает над созданием целой группы объектов. В частности, специалисты компании работают над производством гражданских и военных самолетов и вертолетов, ракет и спутников. Компания EADS интегрирует в себе два огромных модуля: гражданский и военный. В компании заняты более 130 тысяч сотрудников, выполняющих буквально все этапы работы: от генерации идеи очередного гражданского или военно-космического детища до воплощения этой идеи в реальность. Чистая годовая прибыль этого европейского гиганта сегодня превышает 1 миллиард евро. Компания EADS в определенном объеме сотрудничает с Россией в плане модернизации Международной космической станции. В частности, на производственных мощностях EADS, штаб-квартиры которого находятся в Германии и Франции, выполняется создание модуля «Columbus» для той самой МКС. Сегодня EADS занимает второе место в мире по объемам реализации продукции в военно-технической и гражданской сфере после такого американского гиганта как Boeing.

Компания BAE Systems – это британская оборонная производственная компания, занимающаяся разработками в сфере самых различных вооружений, космонавтики, судостроения и информационной безопасности. Торговый оборот BAE Systems составляет около 22,5 миллиардов фунтов стерлингов, а выручка за первое полугодие составила около 8,3 миллиардов фунтов (более 10 миллиардов евро). Штатный состав компании включает в себя около 90 тысяч сотрудников.

И вот из Европы поступили новости о том, что EADS и BAE могут уже в ближайшее время соединиться, превратившись в одно целое. Такие новости из Евросоюза послужили тому, что цены на акции EADS взлетели более чем на 10%. Мировые биржи с воодушевлением восприняли известия о том, что на европейском финансовом поле может состояться столь грандиозная сделка. Однако экономическая эйфория быстро стала угасать, так как оказалось, что для реализации проекта по слиянию двух компаний, слишком много преград разного уровня. Рассмотрим эти преграды подробнее.

Первой преградой выглядит так называемое сочетание капитализаций двух идущих на объединение компаний. Планируется, что сама сумма операции по слиянию будет равняться 35 миллиардам евро. Капитализационные споры возникли буквально сразу же после объявления о потенциальном объединении. Дело в том, что британцы хотят провести интеграционный процесс в режиме 40%/60%. При этом 40% будет соответствовать доле BAE Systems. Такое положение вещей не устроило представителей EADS. По мнению германской стороны, доля EADS никак не может быть меньше 70%, потому что это не соответствует реальной финансовой конъюнктуре. Естественно, британцы не хотят продешевить, как и континентальные европейцы, а потому споры о распределении пакетов длятся по сей день.

Второй преградой можно назвать то, что слияние двух больших технических компаний способно привести к сокращению штата в интегрированном концерне. Если учесть, что уровень безработицы в некоторых европейских странах давно перевалил за 20%, то новые сокращения могут нанести еще больший удар по экономике Евросоюза. В частности, одной из первых может пострадать Испания, так как в европейский аэрокосмический и оборонный концерн (речь о EADS) входит и испанский госхолдинг SEPI. Даже пропорциональная система сокращений сотрудников предприятий EADS приведет к росту недовольства и росту протестных настроений. Кстати, уже сегодня европейские профсоюзы высказывают свою озабоченность по поводу возможного слияния двух крупных компаний. Дело в том, что владельцы контрольных пакетов акций компаний, говоря о слиянии, пока не гарантируют того, что оно не приведет к сокращениям.

Третьей преградой является нежелание Великобритании идти по курсу тотальной интеграции с континенталами, у которых финансовых проблем хватает. В этом плане Лондон, видимо, понимает, что если BAE Systems сольется с EADS, то это приведет к тому, что континентальный кластер нового предприятия получит выход на американское военное ведомство. Дело в том, что BAE Systems осуществляет совместную работу с Пентагоном в плане реализации проекта F-35. После слияния двух компаний еще не факт, что Пентагон захочет продолжать финансирование европейского объединенного концерна, который превратится в мирового лидера, обогнав американскую Boeing Company. Американцы явно не захотят, чтобы лишние европейские руки добрались до военного бюджета США, а уж руки к этому бюджету, очевидно, захотят приложить и французы, и немцы. В этой связи необходимо упомянуть и том, что думают по этому поводу британские эксперты компании «Эшелон». Они заявляют, что новый мегаконцерн априори направлен на создание жесточайшей конкуренции американским компаниям, занимающимся производством оружия. А насколько далеко готова пойти Великобритания (как главный союзник США) в плане составления Штатам серьезной конкуренции в сфере вооружений – большой вопрос.

В конце сентября главы оборонных ведомств Франции, Великобритании и Германии провели встречу в Никосии (Кипр) с целью найти решение по интеграции двух европейских компаний в одну. Помимо Великобритании свой скепсис по поводу целесообразности объединения EADS и BAE Systems высказывают и немцы. Их озабоченность вызвана тем, что у официального Берлина меньше финансовых рычагов управления в EADS. Такая ситуация сложилась вследствие того, что помимо немецкого правительства определенным пакетом акций обладает концерн Даймлер, у которого власти ФРГ никак не могут выкупить нужный объем ценных бумаг EADS. В то же время французское правительство имеет необходимые финансовые рычаги контроля, а значит, по мнению Берлина, может оказывать определенное давление на решения директората нового концерна.

Однако уже достигнуто одно решение, которое хотя бы внешне устраивает все стороны сделки (Великобританию, Германию, Испанию и Францию). Было решено, что правительства этих стран получат по так называемой «золотой акции», которая позволит каждой из стран налагать вето на решения, которые эту страну не устраивает. Четыре «золотых акции» позволяют уравнять шансы всех игроков, но позволит ли это преодолеть все остальные противоречия?

Сообщается, что уже ко второй декаде октября вопрос о слиянии может быть вновь поднят в Евросоюзе. Остается дождаться европейских решений, которые могут перекроить карту производства и реализации вооружений во всем мире.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    5 октября 2012 09:13
    Европа объединяется. Нам тоже пора, вместе с украинцами и белорусами, славяне вместе - СИЛА!
    1. nic
      nic
      +3
      5 октября 2012 14:07
      Украина и Белоруссия смотрят на шабаш "гостей" в Москве и по всей России, и думают: "Ну его нафик".
    2. staser
      0
      6 октября 2012 00:18
      России пора самой объединится, чтобы ее народы (в особенности связка русские и кавказкие народы) не бузили друг на друга, а шли плечом к плечу. Белорусиия и Украина (восточная) - это браться, но все-таки на данном этапе наши соседи.
  2. D.N.A
    0
    5 октября 2012 10:38
    Европа хочет тряхнуть стариной!!!
  3. borisst64
    +1
    5 октября 2012 13:48
    Европейские товары всегда отличались высокой ценой, высокие зарплаты и соц.выплаты даром не проходят. А производство вооружения не доверишь приезжим неграм и арабам. Так что непросто будет конкурировать на рынке.
  4. Kir
    0
    5 октября 2012 18:43
    Не факт, что сие "мероприятие" не создавалось под "биржевые" спекуляции!, в статье есть на то отсылка.Ну и желание потеснить "всемирного гегемона" явно не последнее.!Хотелось бы правда, что-бы гегемона потеснили, надорвались и развалились!Ну а Нам, надо объединяться со всеми разумно мыслящими пока не поздно и тож поучаствовать в борьбе за "лакомый кусок"!
    поживём увидим!
  5. +3
    5 октября 2012 22:27
    Совершенно непонятно, почему столь уважаемый автор из этого события делает вывод, вынесенный в заголовок.
    Вообще, если идет слияние и укрупнение ведущих игроков рынка, это свидетельствует о том, что дела у них идут не очень хорошо... Т.е. по отдельности они уже не тянут, надо объединяться... Тут же речь идет не о поглощении более слабого игрока более сильным, что происходит при росте, а о слиянии злостных конкурентов во имя выживания на рынке!
    А это признак проблем в обеих компаниях!

    С чего это вдруг они кого-то "оставят позади", совершенно непонятно...
    Причем, речь не идет о каких-то новых совместных проектах, типа общего истребителя 5-го поколения и т.п. ...Буржуи просто сливают капиталы!

    Как правило цель тут одна - уменьшение издержек. Т.е. объединят патентную базу, перестанут тратить деньги на борьбу друг с другом... уволят десятки тысяч рабочих с дублирующих производств... Нормальная политика во время кризиса...

    Владельцы этих компаний просто повысят эффективность бизнеса!

    ЗЫ: Вы еще скажите, что слияние Рено-Ниссан позволило им "оставить позади" GM и VW :) ...просто это был единственный способ хоть как-то выжить!
    :)
  6. Alex-UA
    +1
    8 октября 2012 16:25
    Обьединится нам недадут ни Европа ни США, да и Китай неособо "за". Все понимаю что альтернативы Таможеного союзау нет, а виш как нехотят ни Ющенко ни Янукович, не они на скрипке играют, так клоунами ходят.
  7. 0
    24 декабря 2012 13:41
    Все правильно. Но объединяться необходимо, преодолевая и Януковичей и другие факторы и Россия пытается это сделать, даже применяя драконовские методы, как в случае с ценами на газ для Украины. Ведь это делается не для того чтоб загнобить украинский народ, а для того чтоб нагнуть украинских алигархов и политическую элиту , котораяб как проститутка не знает под кого лечь.