Испытания ракет «Ангара»: реальные успехи и планы на будущее

106

Вывоз первой "Ангары-1.2ПП" для испытательного запуска, июнь 2014 г.

С 2014 г. проводятся летно-конструкторские испытания перспективного космического ракетного комплекса «Ангара». Ракеты-носители двух типов, относящиеся к разным классам, уже выполнили несколько испытательных полетов и подтвердили расчетные характеристики. Это позволяет готовить комплекс к полноценной работе по выводу реальной полезной нагрузки, а также строить планы на будущее.

В процессе подготовки


Проект КРК «Ангара» предусматривает создание нескольких унифицированных ракет-носителей с разными характеристиками. К настоящему времени две из них доведены до стадии летно-конструкторских испытаний и постепенно приближаются к началу полноценной эксплуатации. Это легкая ракета «Ангара-1.2» и тяжелая «Ангара-А5». Кроме того, разрабатывается два тяжелых носителя. От средней «Ангары-А3» ранее отказались в пользу нового проекта семейства «Союз».



Первые испытания отдельных агрегатов и компонентов прошли в середине двухтысячных годов. На рубеже десятилетий началась подготовка производства и строительство стартового комплекса. В 2009-2013 г. прототипы универсального ракетного модуля «Ангары» несколько раз применялись в составе южнокорейской ракеты KSLV-1. По итогам все этих работ в 2014 г. «Роскосмос» смог провести первые испытательные пуски.


Первый старт, 9 июля 2014 г.

В 2015 г., вскоре после первых испытаний, было принято решение о переносе производства ракет из московского Центра им. Хруничева на омский завод «Полет». При всей своей сложности, такой перевод позволял получить выгоды производственного, логистического и иного характера. Согласно ранее оглашенным планам, все мероприятия по подготовке производственных мощностей «Полета» будут завершены в ближайшее время, и уже в 2023 г. завод освоит полноценную серию.

Специально для ракет «Ангара» на космодроме Плесецк был построен новый стартовый комплекс. Его сдали в 2014 г. – за несколько месяцев до первого полета «Ангары-1.2». Позже объявили о необходимости строительства еще одного стартового комплекса с инфраструктурой для водородных ракет. Этот проект пока не реализован.

Прямо сейчас на космодроме Восточный подрядчик «Роскосмоса» строят второй комплекс для изделий «Ангара». Его завершат в ближайшем будущем, и в августе 2023 г. на нем состоится первый пуск ракеты. Полноценная эксплуатация сооружения начнется лишь в 2025-27 гг.


Тяжелая "Ангара-А5" на старте, декабрь 2020 г.

В прошлом существовал проект строительства еще одной стартовой площадки для КРК «Ангара», на космодроме Байконур. Из-за различных трудностей и разногласий реализация этой идеи несколько раз откладывалась, и судьба проекта решилась только в 2017 г. Согласно новым планам, стартовый комплекс будет построен в отдаленном будущем, но не для «Ангары», а для перспективной ракеты «Союз-5».

Первые полеты


Все мероприятия по подготовке к первому полету новой ракеты завершились к лету 2014 г. На космодром Плесецк было доставлено опытное изделие «Ангара-1.2ПП» («первый пуск»). В конце июня ракету поставили на стартовый стол и провели «сухой прогон» запуска. Первый пуск должен был состояться на следующий день, 27 июня, однако был остановлен из-за неполадок и перенесен на будущее.

Пуск состоялся 9 июля. Легкая ракета «Ангара-1.2ПП» успешно оторвалась от стартового стола и прошла по расчетной баллистической траектории. Вторая ступень вместе с неотделяемым макетом полезной нагрузки массой 1,43 т упала в заданном районе полигона Кура на Камчатке. Во время такого полета опытное изделие полностью подтвердило расчетные характеристики.


Пуск тяжелой "Ангары-А5" 27 декабря 2021 г.

23 декабря 2014 г. состоялся первый испытательный пуск тяжелой ракеты «Ангара-А5». На борту носителя находился разгонный блок «Бриз-М» с двухтонным макетом полезной нагрузки. Ракета успешно доставила оба изделия на низкую орбиту, после чего РБ вывел свой груз на геостационарную. Пуск был признан успешным.

Следующий запуск состоялся только через несколько лет – 14 декабря 2020 г. В этом мероприятии впервые использовалась тяжелая «Ангара-А5» омского производства. Как и ранее, испытания проводились с изделием «Бриз-М» и макетом космического аппарата. Процесс доставки такой нагрузки на заданную орбиту прошел без затруднений.

27 декабря 2021 г. состоялся следующий пуск «Ангары-А5», на этот раз частично успешный. Все системы ракеты отработали штатно и вывели нагрузку на опорную орбиту. Однако перспективный РБ «Персей» из-за неполадок не выполнил поставленную задачу.


"Ангара-1.2" с реальной полезной нагрузкой - спутником "Космос-2555", апрель 2022 г.

29 апреля 2022 г. состоялся второй запуск легкой «Ангары-1.2». При этом ракета впервые несла полезную нагрузку. Она успешно справилась с полетным заданием и вывела на орбиту спутник министерства обороны «Космос-2555». В ходе этого запуска перспективная ракета подтвердила расчетные характеристики, а также показала принципиальную готовность к решению реальных задач и полноценной эксплуатации.

Планы на будущее


Уже известно будущее проекта «Ангара». В начале прошлого года «Роскосмос» объявил, что обе версии ракеты «Ангара» в ходе первых пусков показали требуемую надежность, и это позволяет сократить программу испытаний. Вместо изначально запланированных 10 пусков будет проведено только 6. В конце года стало известно об отказе от шестого испытательного пуска.

Таким образом, программа испытаний двух вариантов «Ангары» почти завершена, и ракеты выходят на стадию полноценной эксплуатации. Легкая «Ангара-1.2» уже вывела на орбиту свою первую реальную нагрузку, и ожидается новый пуск такого рода, причем коммерческий. Во втором квартале текущего года ракета взлетит с южнокорейским спутником Kompsat-6. Этот старт мог состояться и ранее, но его несколько раз переносили из-за неготовности космического аппарата.


В самом конце 2021 г. стало известно, что в 2022-м Минобороны планирует провести два пуска «Ангары-А5». На борту ракет будут реальные спутники военного назначения – выводить массогабаритные макеты более не планируется. В феврале руководство Центра им. Хруничева рассказало, что тяжелый носитель уже привлек внимание новых заказчиков, и в результате этого могут появиться контракты.

С прицелом на более отдаленное будущее продолжается разработка нескольких модификаций тяжелой ракеты-носителя. Прежде всего, это «Ангара-А5П» и «Ангара-А5М» с повышенными характеристиками и/или возможностью несения пилотируемого корабля. Первые пуски этих изделий запланированы на следующий 2023 г., хотя и возможно некоторое смещение сроков. Испытания планируется провести на космодроме Восточный.

Следующий этап развития имеющейся конструкции – проект «Ангара-А5В». Эта тяжелая ракета получит ступень с двигателями на водородном топливе, дающими новый прирост характеристик. Ввиду большей сложности разработка такого проекта займет больше времени, и первый полет состоится не ранее 2027 г. В дальнейшем модификация «А5В» сможет стать основой для новых проектов, но о них пока говорить рано.


Реальные успехи


В силу разных причин, объективных факторов и внезапных проблем разработка перспективного комплекса «Ангара» серьезно затянулась. От старта проекта и до первого запуска реальной ракеты прошло почти два десятилетия. Тем не менее, с 2014 г. ситуация постепенно меняется. Перспективные ракеты регулярно отправляются в космос и дают поводы для оптимизма.

До недавнего времени речь шла только об испытательных пусках с макетами полезной нагрузки. Теперь же начинаются старты с реальными космическими аппаратами. Проведены первые запуски в интересах российского министерства обороны и готовятся новые, заказанные иностранными организациями. Все это показывает, что проект «Ангара» успешно справляется с поставленными задачами и продвигается вперед.

Однако в ближайшее время, перед началом полноценной эксплуатации, «Роскосмосу» и его предприятиям предстоит решить ряд важных вопросов. Кроме того, недавно добавились новые проблемы и затруднения. Удастся ли справиться с ними – покажет время. При этом ясно, что результаты дальнейших работ по «Ангаре» в немалой степени будут зависеть от успехов последних лет.
106 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -27
    12 мая 2022 17:04
    Смотрим и повторяем за SpaceX, раз нет ума у наших чиновников.
    1. +4
      12 мая 2022 17:30
      Мне вот интересны характеристики..чем Ангара отличается от Союза?
      1. +6
        12 мая 2022 17:55
        1. Полезной нагрузкой: Ангара-А5 22 тонны (чуть больше, чем у уходящего Протона), Союз - 7 тонн.
        2. Ценой. Ангара куда дороже.
        1. +2
          12 мая 2022 17:59
          Цитата: МБРШБ
          1. Полезной нагрузкой: Ангара-А5 22 тонны (чуть больше, чем у уходящего Протона), Союз - 7 тонн.
          2. Ценой. Ангара куда дороже.

          Собственно к этому и вопрос..если сопоставить
          Ангара куда дороже.
          с ценой за полезную нагрузку..не окажется ли, что овчинка выделки не стоит?
          1. +5
            12 мая 2022 20:22
            не окажется ли, что овчинка выделки не стоит?

            дык, процесс запущен, отступать некуда (прям как со спецоперацией). Пр-во "Протонов" прекращено, а тяжелые спутники и модули планируемой российской станции надо будет на чём-то выводить. Кило выводимой полезной нагрузки на Ангаре выйдет примерно в 2,5 раза дороже, чем на Протоне (в будущем разрыв планируют сократить). А Союзы-2 еще долго летать будут, лет 10-15.
            1. 0
              13 мая 2022 04:43
              Ну заканчивайте этот бред. "Протон" это серия. Больше 450 ракет и больше 350 успешных запусков. Фактически налаженный конвейер. "мы их печём как пирожки". Аля Хрущёв.
              "Ангара" сколько там запусков? Вот и делите их на десятилетия разработки.
        2. +4
          13 мая 2022 10:22
          Цитата: МБРШБ
          1. Полезной нагрузкой: Ангара-А5 22 тонны (чуть больше, чем у уходящего Протона), Союз - 7 тонн.


          "Ангара-А5" на низкую околоземную орбиту выводит около 24 тонн.

          Цитата: МБРШБ
          2. Ценой. Ангара куда дороже.


          Это ракетные комплексы различного класса.
      2. +4
        14 мая 2022 06:19
        Отличия огромны. Протон заправляют каким топливом, и он не взлетает над территорией России. Ангара запуски на территории России. А про цену Ангары она может стать дешевле только при массовом производстве. Штучный товар всегда дорогой.
    2. -2
      12 мая 2022 21:13
      Не стоит обвинять в отсутствии того, чем не обладаешь.
  2. 0
    12 мая 2022 17:47
    Позор длиною в 30 лет. Это все что нужно знать об этом проекте, который в силу развития новых технологий и пора сдавать в музей. Соотношение освоенных ресурсов к выхлопу приближается к бесконечности.
    1. -2
      12 мая 2022 17:53
      Судя по статье еще не все бюджеты освоили, еще поработают!
    2. +6
      12 мая 2022 17:56
      Цитата: JD1979
      Позор длиною в 30 лет. Это все что нужно знать об этом проекте, который в силу развития новых технологий и пора сдавать в музей

      Не могли бы вы развернуть свою мысль во всю ширь?
      Мне, как дилетанту в данном вопросе, интересно экспертное мнение.
      1. +1
        12 мая 2022 18:51
        ---в силу развития новых технологий
        а какие щас новые технологии? керосин и гептил на ракетах Маска? Дельта все еще использует водород, как у Ангары
        1. e_4
          +3
          12 мая 2022 19:14
          Ангара не водородная. А Маск пошел в сторону метана
          1. +1
            14 мая 2022 01:03
            Пошел то пошел. А где Раптор ? Ни одного пока на орбите. Мерлин - керосинка, так себе.
            1. -2
              29 июля 2022 15:26
              Маск ждал разрешение от FAA, долго ждал и получил его только в середине июня. Сейчас готовится первый (суборбитальный) запуск
              1. 0
                30 июля 2022 13:04
                Ни одного успешного пуска с прототипом в 3 двигателя. Кто ему разрешить сразу с полной конфигурации в 31 двигатель !? А кто страховать будет ? А без страховки низя пуск, FAA не дураки.
                1. -1
                  1 августа 2022 10:39
                  Ни одного успешного пуска с прототипом в 3 двигателя.

                  https://www.rbc.ru/technology_and_media/06/05/2021/609325689a7947f9cb09a2c4
                  А кто страховать будет ? А без страховки низя пуск, FAA не дураки.

                  Вопрос был не в страховке, а в каких-то редких лягушках или чём-то подобном. И вообще, с чего вы взяли, что без страховки нельзя?
                  1. 0
                    2 августа 2022 18:03
                    Конечно, лягушки. И обе стороньi - герои, лицо не потеряли wink В наше время лягушки правят бал. А насчет страховки - без оной на машине низя хоть метр прокататся, а тут дветьiщи тон топлива над голов людей ...
                    1. -1
                      3 августа 2022 10:28
                      1. Ваши домыслы мне абсолютно не интересны, тем более, что вы абсолютно не в курсе.
                      2. Без страховки? Да без проблем -- 800 рублей штраф всего. Но сравнивать автомобили и космос -- это конечно сильно! И очень хорошо говорит о вашей информированности по теме. Кстати, если исходить из вашей логики, то предыдущие запуски (это которые прыжки на 20 км с последующей посадкой) кто-то страховал, а потом, после удачного запуска, отказались? laughing
                      1. 0
                        5 августа 2022 00:44
                        "Прьiжки" бьiли максимум до 10 км. До одного полностью провальньiе. Все 10 прототипов SNxx сгорели на старте, в полете или сразу после приземления. Команде не достался НИ ОДИН двигатель для дефектовки, узнать как он работал. И тут замахнулись на субoрбитальньiй полет, сразу с 31 двигателем. Если вьi разбили 10 авто подряд, вам дадут повести автобус ? wink
                      2. 0
                        5 августа 2022 10:46
                        Вы или специально лжёте, или просто абсолютно не в курсе событий. Выше я уже приводил ссылку на полностью успешное испытание, для повторения пройденного материала приведу её ещё раз
                        https://www.rbc.ru/technology_and_media/06/05/2021/609325689a7947f9cb09a2c4
                        Так что вангую, что первый полёт будет в этом году
                      3. 0
                        7 августа 2022 13:42
                        Все до одного испьiтаний прототипов SNxx Спейсикс просмотрел на видео, прокручивал, замедлял, останавливал кадр. Там ни одного успешного испьiтания двигателя, а что еще, не бьiло. Все до одного сгорели. Команде не достался ни один цельiй зкземпляр для анализа. А они замахиваются на сборке из 31 штук и на суборбитальньiй !? Дикость. Бог им в помощь !
                      4. -1
                        8 августа 2022 10:04
                        Ставлю сотню баксов, что в этом году Спейс икс проведёт испытательный полёт Старшип wink
                      5. 0
                        8 августа 2022 23:15
                        У них слот зарезервирован на космодроме, вторая половина года. Суборбитальньiй. Стрельнуть то да. Но вряд ли получится. У них 31 двигатель, плотно упакованньiе. Там вибрации, перекрестное влияние по магистралям топлива и окислителя, газодинамические связи, влияние земли. Не одолеют, раз и с тремя не успели. Зря пропадут движки. Две недели назад тестили насосьi. На второй секунде бахнуло. Пока без последствий ...
                      6. -1
                        9 августа 2022 10:35
                        1. На Фалкон Хэви, если что, 27 двигателей, летают без аварий.
                        2. Даже если первый полёт будет неудачным, то в течение года-двух они отработают технологию и всё полетит. Вспомните, как все дружно ржали над ними, когда они пытались посадить первую ступень, как "иксперты" голосили, что это невозможно. А сейчас это рутина, и первые ступени летают по 13 раз.
                      7. 0
                        9 августа 2022 11:41
                        На Фалконе маленкие холодненкие Мерлиньi. А на Старшипе форсированньiе под самое не могу Рапторьi. Чрезмерньiе амбиции Маска. Гонится одновременно за всех параметров. Чтоб русскую школу двигателестроения переплюнуть. А опьiта нету. И надрьiвается.
                      8. -2
                        10 августа 2022 10:12
                        И переплюнет, и не надорвётся. Потому что всё, русская школа двигателестроения умерла. Ну или в процессе
                      9. 0
                        10 августа 2022 11:04
                        Ну смотрим. Полетит Раптор или нет. Ну, хоть раптор. А то со Старшипом все ясно - не видать ему не то что Марс, но и Луну. А обещали, ах как обещали .... laughing
                      10. -1
                        10 августа 2022 15:10
                        Напомню, то же самое несколько лет назад писали про посадку первой ступени. Так что смейтесь, пока смеётся, через несколько лет смеяться будет Маск, когда Старшип долетит до Луны wink
                      11. 0
                        10 августа 2022 23:12
                        Старшип до Луньi долететь не может. Для полета на Луну нужньi 4 ступени, 6 для возвращения. А у него всего две ступени. И после одинадцать лет разработки у него нет даже двигателя. Тут и акции падают, идут сокращения. Разработка замедляется, финансирование никак не улучшается.
                      12. -1
                        11 августа 2022 10:35
                        Зачем вы рассуждаете о том, чего не знаете?
                        1. Старшип будет дозаправляться на орбите
                        2. Двигатель есть, причём уже во второй версии
                        3. Спейс икс -- не публичная организация, её акции не торгуются на бирже
                        4. Про уменьшение финансирования и замедление разработки -- это ваши фантазии, ничего более.
                      13. 0
                        12 августа 2022 01:13
                        Чтобьi дозаправится Старшипу нужньi 1700 тон топлива. У него товароносимость 100 тон. Значит нужньi еще 17 стартов, только чтобьi получить конфигурацию на НОО. И 17 стьiковок. В орбите ! Совершенно безумная схема. Отвергнутая еще в 20-х годов теоретиками. В пользе многоступенчатой схеме.
                      14. -1
                        12 августа 2022 09:47
                        Такие, как вы, говорили, что вертикальная посадка первой ступени невозможна и экономически невыгодна wink
                        Что касается дозаправки, то емкость баков Старшипа -- 1200 тонн, а грузоподъёмность на НОО -- 150 тонн.
                        А если подходить к этому вопросу со стороны экономики, то 1 запуск СЛС будет обходиться США примерно в миллиард, т.е. запуск Старшипа должен стоить не более 125 миллионов. С учётом его полной многоразовости это более чем реально.
                        В любом случае надо подождать ещё несколько лет и посмотреть, кто из нас прав
                      15. 0
                        12 августа 2022 22:11
                        Пусть будут ваши числа. Получается 8 заправок. Сколько зто займет, 8 старта ? А какой зкипаж вьiдержить 8 стьiковок и заправок ? И все пройдет успешно и у них еще будут сильi самого малого - до Луньi слететь и вернутся ...
                      16. -2
                        15 августа 2022 09:50
                        "Пассажирский вариант Starship вмещает не менее 100 пассажиров в герметичном отсеке объёмом 1000 м³, что на 9% больше, чем у МКС."
                        Я не думаю, что поболтаться две недели на орбите при таком объёме корабля будет чем-нибудь затруднительным.
                        Поймите, серийное производство всегда эффективнее ручной сборки. Я был в музее Ламборджини, так у автомобилей 80-х годов такое качество сборки, что хочется плакать, все кузовные панели кривые-косые, зазоры гуляют по всей машине. Зато хэнд-мэйд! laughing Современные Ламбы (а марка сейчас принадлежит ВАГ) сделаны на порядок более качественно, хотя их и выпускают на порядок больше, чем раньше (5000+ в 2021 против 500 в 2006, за более ранний перилд данных не искал).
                      17. 0
                        18 августа 2022 15:23
                        DeepDiver За две недели 8 старта ? И 8 заправки ? Поболтаться то в объеме можно, но стьiковаться психика не вьiдержить напряжения. И ЦУП не вьiдержить. И космодром не вьiдержить, и запускающая команда тоже.
                      18. -1
                        18 августа 2022 15:46
                        Вы говорите с такой уверенностью, как будто вы всё это уже пережили на собственной шкуре! laughing
                        Поверьте, там сидят люди сильно умнее вас, которые всё просчитали и с инженерной, и с экономической, и с психологической стороны.
                        PS. Вы мне очень напоминаете одного моего знакомого, ярого хэйтера Маска. Теслу он хоронил несколько раз, Спейс икс у него -- отмывочная контора, и далее по списку. Мы с ним несколько лет уже не общаемся, но последнее, что я видел, был пространный опус о том, что Крю Драгоны жутко опасные, и что первый же их полёт закончится катастрофой
                      19. -1
                        18 августа 2022 22:39
                        Таких как вас - маскофеньi еще больше. Но не сравнивайте меня с незнакомьiм вашим другом. Я про теслу, фалкон, драгон нини. А вот Старшипу на орбите даже, не то что Марс - не летать. Никогда. Время покажет.
                      20. -1
                        19 августа 2022 11:42
                        Предлагаю пари: до конца 2024 года Старшип начнёт регулярно, т.е. не менее 3 раз в год, летать на орбиту Земли.
                        Ставка: 1000 USD
                      21. 0
                        19 августа 2022 23:41
                        А какие у него будут грузьi ?? 3 раза по 100 т, ну, хоть 50 т, в год, что такое будет вьiносить на орбите ? За год новую МКС ? А где ее модули ?
                      22. -1
                        22 августа 2022 09:49
                        Как минимум Старлинки будут выводить, и не по 50 штук за раз, а по 500
                      23. 0
                        22 августа 2022 12:04
                        Да, бьiл такой план. Но опоздал Старшип, не подоспеет. Еще двигатель Раптор не готов, у бустера ни одного полета. Еще много лет работьi. А деньги кончились, персонала сокращают. Главньiй конструктор давно уволился. Тесла как и весь автопром - еле вьiживает. Самому Маску уже 50 стукнуло, нет уже той пасионарности. Про Марс помалкивает. Я не злорадствую. Но пропаганда и ложь меня бесят.
                      24. -1
                        22 августа 2022 13:34
                        Я ваше уже предложил вам пари! wink
                      25. 0
                        22 августа 2022 14:58
                        Да мне деньги не нужньi :) Правда нужна, сейчас. Что произходит ? Почему черному говорят белое ? Почему есть темьi о которьiх не говорят ? Почему передовой техпроект превратили в культ ?
                      26. -1
                        22 августа 2022 15:38
                        Ну вот через пару лет вы и увидете, что Старшип летает и всё у Спейс икс прекрасно. А то, что вы в это не верите... извините, но это ваши личные проблемы
                      27. 0
                        22 августа 2022 23:38
                        "Надейся и жди", так ? Нет, хочу сейчас знать. Найдутся спецьi, объяснят что произходить.
                      28. -1
                        24 августа 2022 09:57
                        Цитата: stankow
                        Найдутся спецьi, объяснят что произходить.

                        Спецы уже всё поняли и ждут испытаний. А вот "спецы", российского розлива в основном, постоянно пишут про "афериста Маска", про "это невозможно", "это экономически невыгодно" и тому подобное.
                        Так кого именно вы хотите услышать?
      2. +4
        12 мая 2022 19:32
        Тут особо и разворачивать нечего.
        Носитель предназначен только для внутреннего употребления и в основном для нужд МО (собственно, МО и курирует проект).
        Никаких перспектив выхода на международный коммерческий рынок не имеет абсолютно. И из-за санкций, и из-за дороговизны.
        Надежды на снижение цены эфемерны, напротив, с каждой новой модификацией стоимость носителя (имеется в виду "пятерка", конечно) будет только возрастать.
        В общем носитель делается только потому, что ничего другого сделать в принципе не можем, а полутяж или условный тяж все-таки нужен. Тем же военным.
        С коммерческой точки зрения проект и носитель будут только поглощать деньги. Финансовой отдачи никакой.
        1. +4
          13 мая 2022 10:27
          Цитата: baik11
          С коммерческой точки зрения проект и носитель будут только поглощать деньги. Финансовой отдачи никакой.


          Неверно. Есть различные решения этого вопроса. Когда начнётся коммерческая эксплуатация, тогда и поговорим.
    3. +5
      13 мая 2022 10:25
      Цитата: JD1979
      который в силу развития новых технологий и пора сдавать в музей. Соотношение освоенных ресурсов к выхлопу приближается к бесконечности.


      Неверно. В этом космическом ракетном комплексы использованы все современные ракетные технологии. Новее не придумали еще.
      1. -1
        14 мая 2022 13:22
        Цитата: slipped
        Неверно. В этом космическом ракетном комплексы использованы все современные ракетные технологии. Новее не придумали еще.

        Да ладно. 30 лет. Для техники это приговор. Да и идеология так сказать построения всего семейства этих ракет уже не то что устарела, это уже египетская мумия.
        погуглите на досуге что сейчас разрабатывается в США: 3D печать корпусов, баков и главное двигателей. Возвращаемые ступени это само собой уже стандарт и ангара тут на дне, ну и последняя интересная технология для запуска мелочи буквально очередями - SpinLaunch. И последний гвоздь в крышку гроба - возвращаемые супертяжи. Всё. Для бизнеса, который сейчас составляет основную массу запусков ни один российский носитель ни в одном классе не интересен. А военным хватает и Союзов.
        1. +1
          14 мая 2022 16:41
          Цитата: JD1979
          Да ладно. 30 лет. Для техники это приговор. Да и идеология так сказать построения всего семейства этих ракет уже не то что устарела, это уже египетская мумия.


          Неверно. По той же технологии собираются баки и двигатели того же Falcon-9 или Вулкан.

          Цитата: JD1979
          погуглите на досуге что сейчас разрабатывается в США: 3D печать корпусов, баков и главное двигателей.


          В России уже давно печатаются на лазерных 3-D принтерах отечественного производства титановые шар-баллоны, некоторые элементы ракетных двигателей - головки, сопла.



          В обечайках корпусов ракеты "Ангара" используются прогрессивные алюминиевые сплавы, а сами обечайки фрезеруются на плоскости, затем скручиваются и варятся фрикционным методом,



          а те же топливные баки и шасси платформ спутников наматываются из углеволокна.

          Цитата: JD1979
          Возвращаемые ступени это само собой уже стандарт и ангара тут на дне,


          Возвращаемая ступень используется только в одном ракета-носителе в мире - в американском F9 и в его тяжелой модификации. Данная технология оправдывается только при массовом запуске - требуется не менее 10 пусков в короткие сроки - например при выводе больших созвездий однотипных космических аппаратов.

          Что касается УРМ-1 РН "Ангара" - то он тоже может быть многоразовым если это потребуется в процессе эксплуатации.

          Цитата: JD1979
          ну и последняя интересная технология для запуска мелочи буквально очередями - SpinLaunch.


          Данная технология запуска имеет сильнейшие ограничения по полезной нагрузке, так как на неё действуют дикие разнонаправленные ускорения в процессе раскрутки и запуска. Грубо говоря например тонкая электронная начинка научных приборов превратится в фарш или же придется создавать гермообъём с аммортизирующими жидкостями, что приведет к удорожанию. Данную технологию можно применять на Луне, где сила тяжести гораздо меньше, но опять же - там не нужно раскручивать запускаемый снаряд что-бы его запустить - достаточно сделать эстакаду с поэтапным разгоном для этого.

          Цитата: JD1979
          И последний гвоздь в крышку гроба - возвращаемые супертяжи.


          Супертяж опрадан только при наличии развитой космической инфраструктуры. Без неё - это чемодан без ручки.

          Цитата: JD1979
          Всё. Для бизнеса, который сейчас составляет основную массу запусков ни один российский носитель ни в одном классе не интересен.


          Неверно. Российские ракета-носители доставляют на орбиту коммерческую полезную нагрузку. Например в ближайшем будущем нами будет запущен коммерческий космический аппарат на отечественной платформе "Экспресс-1000Н" - спутник связи Ангосат-2. Что касается западной коммерческой ПН, то она создается на западных платформах в основном американского производства и запуск которых сегодня прямо запрещен на наших РН правительством США. Поэтому мы строим сегодня новый завод по производству коммерческой ПН различного класса и назначения отечественного производства для наших и иностранных покупателей.

          В то же время уже налажено серийное производство КА класса кубсат различных формфакторов, которые заказываются иностранными заказчиками.

          Цитата: JD1979
          А военным хватает и Союзов.


          Военные для своих запусков, кроме РН Союз-2 в ближайшем будущем будут использовать космический ракетный комплекс Ангара и конверсионный носитель Рокот-М.
          1. 0
            14 мая 2022 23:50
            Цитата: slipped
            В России уже давно печатаются на лазерных 3-D принтерах отечественного производства титановые шар-баллоны, некоторые элементы ракетных двигателей - головки, сопла.

            В том то и дело что некоторые. В США компания разрабатывает технологию изготовления двигателя только с помощью печати, как и всего остального, что может в разы снизить стоимость.
            Цитата: slipped

            Возвращаемая ступень используется только в одном ракета-носителе в мире - в американском F9 и в его тяжелой модификации. Данная технология оправдывается только при массовом запуске

            Так эта технология и нужна для коммерческих запусков, из-за большей дешевизны, что и подтверждает количество запусков, эта же технология и обеспечивает большую частоту пусков и позволяет запускать все что влезает в массо-габаритные ограничения а не только однотипные аппараты.
            Цитата: slipped
            Что касается УРМ-1 РН "Ангара" - то он тоже может быть многоразовым если это потребуется в процессе эксплуатации.

            "Может" как и "если" очень хорошее слово))) тут уже столько этих могло да нешмогло было... впору выпускать энциклопедию невыполненных обещалок.
            Цитата: slipped
            Данная технология запуска имеет сильнейшие ограничения по полезной нагрузке, так как на неё действуют дикие разнонаправленные ускорения в процессе раскрутки и запуска.

            Ну так она и делается для запуска мелочёвки, и вполне рабочая технология, пока запулили что-то около 10км в высоту - камера выжила. Если электроника выдерживает перегрузки в 60G, то переживет и запуск.
            Цитата: slipped
            Данную технологию можно применять на Луне, где сила тяжести гораздо меньше, но опять же - там не нужно раскручивать запускаемый снаряд что-бы его запустить - достаточно сделать эстакаду с поэтапным разгоном для этого.

            Вот и применят. Когда доберутся до Луны, уже будет готовая технология отправки к Земле грузов без использования топлива.
            Цитата: slipped
            Супертяж опрадан только при наличии развитой космической инфраструктуры. Без неё - это чемодан без ручки.

            Он оправдан если есть планы в первую очередь для создания этой самой инфраструктуры, а если осваивать только твиттер... Если нет программы, то... вот вам и Ангара и 30 лет))), а то что есть запускать, можно тоже отправлять тем, что уже есть.
            Цитата: slipped
            Неверно. Российские ракета-носители доставляют на орбиту коммерческую полезную нагрузку.

            Верно. Коммерция смотрит на цену. Что подтвержается значительным падением запусков Росбатутом коммерческих КА. итс статистика.
            Цитата: slipped
            Поэтому мы строим сегодня новый завод по производству коммерческой ПН различного класса и назначения отечественного производства для наших и иностранных покупателей.

            Опять же, кто раньше встанет, того и тапки. А учитывая околожопное состояние в электроннокомпонентной промышленности... заводу надо очень сильно постараться, что-бы не отправлять ПН класса "Бип-Бип"
            Цитата: slipped
            Военные для своих запусков, кроме РН Союз-2 в ближайшем будущем будут использовать космический ракетный комплекс Ангара и конверсионный носитель Рокот-М.

            Я ж и говорю, хватает того что есть, а Ангара это пока очень большое "когда" и "если".
            1. -1
              16 мая 2022 04:28
              Цитата: JD1979
              В том то и дело что некоторые. В США компания разрабатывает технологию изготовления двигателя только с помощью печати, как и всего остального, что может в разы снизить стоимость.


              Ключевые слова в ответе - "разрабатывают" и "может". Ты пытаешься это тут подать как свершившийся факт. lol У нас тоже разрабатывают.... а может и не снизит. Технологии ещё не настолько продвинулись, чтобы полностью печатать носители. Нет, напечатать конечно можно и сегодня laughing , но все покажут результаты наземных и лётных испытаний, которых еще не было.

              Цитата: JD1979
              Так эта технология и нужна для коммерческих запусков, из-за большей дешевизны,


              Зачем опять повторять то, что давно уже разоблачили как маркетинговый ход? Нет там большей дешевизны.

              Цитата: JD1979
              что и подтверждает количество запусков, эта же технология и обеспечивает большую частоту пусков и позволяет запускать все что влезает в массо-габаритные ограничения а не только однотипные аппараты.


              Неверно. Количество запусков прямо зависит от количества готовых космических аппаратов для этих запусков. Частота пусков зависит от количества доступных носителей на данный момент, а многоразовые они или нет - это не имеет значения.

              Цитата: JD1979
              "Может" как и "если" очень хорошее слово))) тут уже столько этих могло да нешмогло было... впору выпускать энциклопедию невыполненных обещалок.


              Может - это означает, что двигатель РД-191 - многоразовый. А сама ступень имеет возможность, при её небольшой модернизации, совершать управляемый спуск и садится на парашютах с вертолётным подхватом на конечном участке. Вопрос - стоит и "овчинка выделки" остается открытым.

              Цитата: JD1979
              Ну так она и делается для запуска мелочёвки, и вполне рабочая технология, пока запулили что-то около 10км в высоту - камера выжила. Если электроника выдерживает перегрузки в 60G, то переживет и запуск.


              Смешно, насколько ты далек от темы вопроса. Камера таки у него выжила на 10 км ))). Первая космическая скорость для выхода на орбиту Земли равна 7.9 км/сек и высота должна быть около 200 км. Электроника выдерживающая такие перегрузки баснословно дорогая и не всегда подойдёт для научных приборов. А вот снаряд для уничтожения космических аппаратов у них может получится.

              Цитата: JD1979
              Вот и применят. Когда доберутся до Луны, уже будет готовая технология отправки к Земле грузов без использования топлива.


              Вот наивный чукотский пацан ты. laughing Такая технология уже давно готова - рельсотрон называется. А топливо там плутоний, оно в ядерном реакторе используется, который эту фигню всю питает.

              Цитата: JD1979
              Он оправдан если есть планы в первую очередь для создания этой самой инфраструктуры, а если осваивать только твиттер...


              Для создания "этой самоё инфраструктуры" супертяж не нужен. Станцию МиР мы собрали без супертяжей, как и РС МКС.

              Цитата: JD1979
              Если нет программы, то... вот вам и Ангара и 30 лет))), а то что есть запускать, можно тоже отправлять тем, что уже есть.


              Вот уже много лет таким как ты, я тут говорю, что КРК "Ангара" - это замена Протона/Циклона. РН "Протон-М" будет летать до 2025-го года, еще 13 ракет осталось. Ракету "Циклон-2/3", после завершения её эксплуатации, до последнего времени успешно заменяли ракеты Рокот-М и Союз-2.1в. Именно поэтому с "Ангарой" никто никуда сильно не торопится, делают комплекс по мере возможности предприятия - вот подошли и к серийному производству.

              Цитата: JD1979
              Верно. Коммерция смотрит на цену. Что подтвержается значительным падением запусков коммерческих КА. итс статистика.


              Откуда вас таких зашоренных пропагандой набирают? Из какого инкубатора? Падение запусков коммерческих КА на тяжелых носителях "Протон-М" связано прежде всего с увеличением страховых издержек из-за аварийности этих ракет в середине прошлого десятилетия. И потребовалось два года, чтобы все проверить и исправить. А как только все поправили и ракеты стали летать успешно, как раз подоспели и санкции от производителя этих коммерческих КА.

              Средний "Союз-2", как запускал коммерческие КА так и запускает и сегодня там санкции уже менее ощутимы, так как мы наладили своё производство МКА. Что касается этого года, то все "гражданские" запуски сейчас перенесены на второе полугодие.

              Цитата: JD1979
              Опять же, кто раньше встанет, того и тапки. А учитывая околожопное состояние в электроннокомпонентной промышленности... заводу надо очень сильно постараться, что-бы не отправлять ПН класса "Бип-Бип"


              Судя по всему ты действительно - жертва либеральной (читай западной) пропаганды. laughing Мы только что запустили очередной сложнейший суперсовременный космический аппарат, а ты про "ПН класса "Бип-Бип"" lol

              Цитата: JD1979
              Я ж и говорю, хватает того что есть, а Ангара это пока очень большое "когда" и "если".


              Как только у наших военных появятся готовые, прошедшие все испытания, тяжелые космические аппараты, например на платформе "Экспресс-2000" или новой платформе массой более 3 тонн, так сразу. laughing
              1. 0
                16 мая 2022 12:05
                Цитата: slipped
                Ключевые слова в ответе - "разрабатывают" и "может". Ты пытаешься это тут подать как свершившийся факт. У нас тоже разрабатывают....

                Это где я писал про свершившийся факт? ))) пытаешься слиться?))) Факт - идет отработка технологии) Факт - напечатаны рабочие горячие части - сопло и камера сгорания. Факт - технология печати весьма универсальная и при использовании соответствующих материалов позволяет очень много.
                У нас разрабатывают...)) да пальцы на клавиатуре) десятки анонсов - да мы сразу базу на Луне сделаем, Да мы на Марс сразу, пока американцы повторят полет к Луне))) Да вы шаттлы списали, а мы тут новую "Федерацию" / "Орла" забабахаем))) ага "Где деньги Зин?")))
                Цитата: slipped
                Технологии ещё не настолько продвинулись, чтобы полностью печатать носители. Нет, напечатать конечно можно и сегодня , но все покажут результаты наземных и лётных испытаний, которых еще не было.

                Да ты шо?))) может в России и нет, но это не значит что другие стоят на месте)))
                Все к этому и ведется, в итоге и напечатают и покажут. А журналист с твиттером, так и будет про батуты рассказывать)))
                1. 0
                  16 мая 2022 17:32
                  Цитата: JD1979
                  Это где я писал про свершившийся факт? )))


                  Да тут - "погуглите на досуге что сейчас разрабатывается в США: 3D печать корпусов, баков и главное двигателей." Я так понял ты на этом акцент делаешь и мне неясно каким боком это все к современным РН, которые ты называешь "устаревшими". На это я тебе ответил, что уже сейчас у нас печатаются шар-баллоны на 3-d принтере для летающих ракет. Сегодня печатают. Уже. А не просто "разрабатывается". Так понятно?

                  Цитата: JD1979
                  пытаешься слиться?))) Факт - идет отработка технологии)


                  Странный вывод. У всех идёт отработка, а у нас еще и летает уже.

                  Цитата: JD1979
                  Факт - напечатаны рабочие горячие части - сопло и камера сгорания.


                  Вот в руках у этой тётки только что свеженапечатанное сопло и чё?



                  Цитата: JD1979
                  Факт - технология печати весьма универсальная и при использовании соответствующих материалов позволяет очень много.


                  Да ну. laughing Не всегда и не везде.

                  Цитата: JD1979
                  У нас разрабатывают...))


                  А ты типа слепой и не видишь фото выше? lol

                  Цитата: JD1979
                  Да вы шаттлы списали, а мы тут новую "Федерацию" / "Орла" забабахаем))) ага "Где деньги Зин?")))


                  А чё её бабахать, если вона лежит частями в цеху. laughing В следующем году первые пуски. Вот УСК "Амур" квалификацию пройдёт и сразу будут пускать.

                  Цитата: JD1979
                  Да ты шо?))) может в России и нет, но это не значит что другие стоят на месте)))


                  Действительно - слепой. laughing
                  1. -1
                    16 мая 2022 20:49
                    Цитата: slipped
                    Вот в руках у этой тётки только что свеженапечатанное сопло и чё?

                    И что на нём полететит и куда laughing Двигатели целиком не? Ты так и не догонишь, что речь идет о практически полной замене всего станочного парка и и сотен если не тысяч операций для изготовления материальной части ракеты на 3D-принтер. А не печать отдельных компонентов. Так кто из нас слепой? request
                    Большую часть предыдущего поста даже комментировать лень было, бред и фантазии)) особенно про цены и частоту запусков.
                    1. -1
                      17 мая 2022 12:23
                      Цитата: JD1979
                      И что на нём полететит и куда laughing


                      Космический аппарат. В космос. Тебе какая разница? В том же КБХА давно освоена методика производства с помощью 3D-печати смесительной головки и сопла двигателя 14Д23.

                      Цитата: JD1979
                      Двигатели целиком не?


                      Не. Остальное пока дешевле делать фрезой.

                      Цитата: JD1979
                      Ты так и не догонишь, что речь идет о практически полной замене всего станочного парка и и сотен если не тысяч операций для изготовления материальной части ракеты на 3D-принтер. А не печать отдельных компонентов.


                      Ты же начал разговор про наши "устаревшие технологии". А теперь говоришь о том, что еще не у кого нет. lol

                      Я же тебе показал, что 3D-принтеры для печати уже лётных изделий у нас имеются. Причем на вышевыложенном фото модель небольшая, есть и поболее.

                      Цитата: JD1979
                      Так кто из нас слепой? request


                      Скорее всего ты, раз стал вдруг выдавать желаемое за действительное. Я тебе даже 3D-печать баков сверхлегкой ракеты могу показать, но оно тебе надо? laughing

                      Цитата: JD1979
                      Большую часть предыдущего поста даже комментировать лень было, бред и фантазии)) особенно про цены и частоту запусков.


                      Ты прям как обезьянка, что глазки лапками закрыла laughing Если что-то не вписывается в твое видение мира, оно как-бы и нет, да? laughing Судя по всему - очередная жертва пропаганды.
        2. 0
          28 июня 2022 16:40
          У нас нет берегового космодрома,так что возвращаемые ступени пока нет прорывных технологий неактуальны.
        3. 0
          8 августа 2022 23:19
          Для космической техники 30 лет - зрелость. Через месяц стартует SLS Боинга, ну обещают. Движки RS-25, из Шатла. 45 летние. И что ? На Луну летать будут.
  3. 0
    12 мая 2022 17:52
    Грустно, но об отечественной исследовательской космонавтике можно забыть лет на 10 (кроме Луны-25). Как любитель космоса буду следить за зарубежными программами.
    Ну хорошо хоть то, что следующий пуск Ангары-А5 - с полезной нагрузкой, а не с очередной болванкой.
    1. +4
      13 мая 2022 10:28
      Цитата: МБРШБ
      Грустно, но об отечественной исследовательской космонавтике можно забыть лет на 10 (кроме Луны-25).


      Неверно. В текущей ФКП запланирован запуск АМС Луна-26 и АМС Луна-27. Кроме того на этот год запланирован пуск по программе "Ионосфера".
  4. -2
    12 мая 2022 18:06
    Легкая "Ангара" это анахронизм уже фактически , т.к легкие-средние РН однозначно должны быть в той или иной степени возвращаемы . В невозвращаемом варианте выходит слишком дорого ..
    Тяжелая "Ангара" пока еще будет иметь свою нишу, но и тут есть некоторый скепсис к области ее применения как нового изделия. В США разработали и разрабатывают супертяжи , .в.т.ч вовзращаемые супертяжи , в КНР разрабатывают супертяж - все это ракеты под конкретные задачи ближайшего будущего космонавтики , как то Марс,Луна,запуск крупных модулей для косм. станций. Просто тяжелый РН может оказаться недостаточно мощным для каких то передовых планов нашего космоса (Если таковые вообще предвидятся) , и в этом случае придется ужимать или откладывать (снова ?!) эти планы , либо ждать разработку супертяжа (т.е снова ждать и снова расходовать ресурсы, строить новые стартовые столы ,реорганизовывать производство итд).

    Фрагментационный запуск "Ангарой" с последующей сборкой на орбите также будет не всегда разумен и оправдан , т.к уже очевидно что мы покидаем МКС , но у нас еще не пахнет РОССом , который был бы тем передовЕЕ , чем бОльшее пространство и массу он имел бы в проектируемом варианте (так как нас если и интересует собственная станция, то уже большей частью в производственных и крупноисследовательских целях, а это уже совсем другой уровень площадей, резервирования,энергообеспечения итд) . В этом случае нам опять-таки нужен супертяж для адекбандеровская морда вывода элементов именно что ПЕРЕДОВОЙ станции ,сравнимой по времени эксплуатации с МКС . В противном случае мы рискуем сварганить "скорострел" или вовсе отложить эту задачу на годы --> все это чревато потерями для нашей космонавтики,которая и без того не в лучшей форме.

    "Ангара" безусловно интересное и нишевое изделие, но я бы поостерегся класть все яйца в корзинку к ней - нам нужно форсировать разработки по супертяжу и вовзращаемым ступеням легких и средних РН.
    Для тяжелой РН у нас найдется работа только в краткосрочной перспективе , более того, для этих задач нам вполне сгодились бы уже разработанные и многолетне эксплуатируемые образцы. За границами краткосрочной перспективы утилитарные задачи требуют бОльшую экономию или бОльшую грузоподъемность , а не это бесконечное толчение г**на в ступе на орбите,как мы привыкли делать.
    1. 0
      12 мая 2022 18:53
      --- В невозвращаемом варианте выходит слишком дорого ..
      возвращаемые ракеты Маска судя по тратам НАСА обходятся гораздо дороже чем одноразовые союзы
      1. +5
        12 мая 2022 19:40
        Речь не идет о тратах НАСА. Как договариваются между собой Маск и НАСА - их личное дело. А Маск вправе выставлять свои финансовые условия. Если они даже и завышенные в одном конкретном случае, значит они все равно устраивают обе стороны.
        Речь идет о стоимости пуска как такового с заявленной ПН. И вот в этом Маску, увы, нет равных сегодня. И не последнюю роль в снижении цены играет многоразовость первых ступеней и ГО. Плюс предельно дешевые двигатели, современные материалы и технологии сборки.
        1. 0
          12 мая 2022 19:55
          Первый пуск носителя НАСА дотирует Маска . А последующие пуски носителя идут "в рыночном режиме". Чем больше прыжков носитель сделал тем дешевле цена .
        2. +1
          14 мая 2022 01:08
          Никто никогда не видел фин отчет Спейсикса. Одни слова Маска.
      2. +2
        12 мая 2022 19:53
        Вы говорите о старой РН, развертывание производства и разработка которой давно уже была "отбита". Для рутинных нагрузок я также считаю что нам с горой хватило бы старых ракет - да ,они на токсичной паре (Протон) , да они древние (Союз) - но нам не нужно отбивать их запуски ,они давно сами себя окупили . "Ангара" в этом смысле ненамного уводит нас вперед - что в ней передового ? Переход на относительно экологический двигатель ? Модульная конструкция ?
        С нашей загрузкой косм. отрасли для нас возвращаемые варианты были бы весьма неплохи именно в ЭТОЙ нише , т.к "Восточный" находится куда ближе к акватории,чем тот же "Байконур" . Есть возможность приземлять ступени на плавучую платформу и относительно бюджетно их транспортировать .С нашим гомеопатическим количеством запуском легких-средних РН это позволило бы разгрузить отрасль от этих направлений и сфокусироваться на направлении супертяжа , без которого нам в 21 веке реально будет никак , если только мы и дальше не планируем взирать на крупные космические миссии зарубежных "партнеров".
        Тут дело не в том что мне "нравится Маск", дело в том, что у нас скромное финансирование и все более скромные запросы под запуски - тут нам неизбежно надо продумывать КАЖДЫЙ ШАГ наперед , и в таком подходе "Ангара" это явный лишний шаг. И не один.
        1. +3
          12 мая 2022 20:02
          Ангара походу это ракета для военных .
          1. +1
            14 мая 2022 01:10
            Чисто гражданских в природу нет.
        2. -3
          12 мая 2022 20:05
          "Ангара" - это не просто лишний шаг. Это тупиковый вариант. И принят он только потому, что ничего другого нет. Да, вариант дорогой. Да, однозначно не коммерческий и никогда им не будет. Но носитель подобного класса нужен МО. И что делать, если других нет? Как и возможности их сделать? К тому же эта работа позволила сохранить тысячи рабочих мест.
          А вот ваши надежды на возвращаемый вариант несбыточны. Уже говорилось, что на линейке двигателей Глушко сделать многоразовую ступень невозможно. А других двигателей нет. Имеется в виду легких, надежных, предельно простых и дешевых.
    2. +5
      12 мая 2022 18:54
      -- нам нужно форсировать разработки по супертяжу
      Что вы на них собираетесь возить?
      1. 0
        12 мая 2022 20:05
        Цитата: Lepsik
        -- нам нужно форсировать разработки по супертяжу
        Что вы на них собираетесь возить?

        Чтобы форсировать разработки, для начала их нужно начать. А пока всё отменено до создания новых технологий. Вообщем будут смотреть что у Маска получится со Старшипом.
      2. +4
        12 мая 2022 20:29
        Давайте по пунктам . После 24 февраля ,безусловно, "что возить" поубавилось, судя по всему надолго. Также ,безусловно, поубавятся и наши экономические возможности на реализацию наших планов.
        Однако сами задачи останутся - на них можно только закрыть глаза как мы уже привыкли . Или осуществлять.
        Итак - задачи под супертяж таковы :
        1)Анонсированное ранее "Возвращение на Луну". Первые проекты действительно обходятся без супертяжа , в том числе моя любимая ,никак не выстраданная до сих пор "Луна-25" . Однако тут надо понимать, что вслед за парой станций и ,возможно, Луноходом , беспилотным или пилотируемом облетом - неизбежные следующие шаги это пилотируемая высадка , стр-во лунной базы и прочие миссии, требующие КРУПНЫХ ЗАБРОСОВ. Все это до Луны "Ангара" за один пуск не осилит , многопусковой же план это явный анахронизм, неэффективность которого понимали еще в СССР во время "Лунной гонки". Таким образом без супертяжа наша новая "Лунная программа" обречена встать на этапе после пилотируемого облета Луны , и фактически ничего не даст ввиду этого.
        2)РОСС - не знаю будут делать или нет , но учитывая состояние дел по МКС и наш упадок взаимоотношений с США , учитывая нашу риторику по той же МКС - довольно скоро необходимость своей станции или участия в новом проекте может нарисоваться уже более чем реально. Отсутствие своей станции ограничит наш во множестве вещей ,в том числе в реализации многопусковых миссий , т.к нам попросту негде будет собирать оные на орбите. Все нужды производственно-экспериментального плана также будут ограничены , а учитывая то, что на небольших станциях мы уже обмусолили все что только можно за 50 лет - новая станция нам понадобится именно что С ЗАДЕЛОМ, то есть с достаточными площадями и ресурсом , в.т.ч ресурсом модернизации. Все это снова упирается в забрасываемую массу и габариты, ограниченные параметрами выведения РН . Крупная станция обеспечит наши нужды на много десятилетий , даже на орбите , мелкая не даст ничего нового но также влетит в копеечку.
        3)Миссии в солнечной системе - доколе мы будем довольствоваться тем, что вся научная инфа по СС достается американцам ? Вопрос отправки нашего Марсохода на красную планету давно стоит , мы снова будем тянуть лямку десятилетиями ? Наши аппараты не летали дальше орбиты Марса , это совсем не весело для первой космической державы. У нас попросту нет компетенций ,нам придется их нарабатывать . Для всего этого нам нужен супертяж , т.к крупные миссии собирают больше данных , их аппараты более надежны и быстрее добираются до цели .
        4)Миссии к астероидам - в данный момент ЯКА и НАСА активно щупают астероиды , если не брать в расчет "Вегу" , наши компетенции по отправке КА к кометам и астероидам просто никакие . Тут мы снова отстаем на десятилетия , нам нужно будет наверстывать это .
        5)Запуск телескопов. "Спектр-РГ" это безусловно мощная вещь, однако его масса уже фактически начинает приближаться к пределу массы вывода "Ангары" на ГСО (с учетом РГ) . То есть, для более мощных или надежных телескопов нам потребуется более мощный РН - мощнее "Ангары". Тот же "Джеймс Уэбб" который является аппаратом несколько иного назначения , тем не менее является отличным примером по массе -того , в каком направлении двигается сложная техника для научных изысканий. Его масса на 50% превосходит грузоподъемность "Ангары" на ГСО. Таким образом и тут нам придется разрабатывать супертяж в средней перспективе - тот же "Спектр-УФ" потяжелеет на 150 кило относительно "Спектра-РГ" как минимум.

        Можно было бы добавить сюда и "Нуклон" ,хотя разрабы и клянутся что для запуска там хватит 2х пусков тяжелых РН. Но судьба этого проекта сейчас находится в тумане целесообразности,увы.
        Так что задач даже навскидку для супертяжа хватает .
        1. +1
          12 мая 2022 21:05
          Допустим, задачи обозначены.
          И что с того?
          Как это поможет сделать супертяж?
          На пути его создания сегодня две основные проблемы.
          1). Полное отсутствие концепции. Никто не имеет понятия даже о том, какие двигатели ставить на носитель. На первую ступень. На вторую. Использовать ли ТТУ? Керосин? Метан? Водород на последней? На сегодня известно только то, что ученые дяди поставили на супертяже крест.
          2). Отсутствие денег. О ФКП 2016-2025 говорить нечего. Супертяжем там не пахнет. Но есть стойкое подозрение, что и следующая ФКП средств на это дело не выделит. По причине их дефицита. Который будет по причине санкций. Не до супртяжей всяких будет. Самый минимум и для МО. Наука - по остаточному принципу.
        2. 0
          12 мая 2022 21:33
          "Джеймс Уэбб" .... Его масса на 50% превосходит грузоподъемность "Ангары" на ГСО." -
          - ну, ГСО здесь как бы вообще не при чем. Аппарат даже тяжелее Вебба потянет на солнечную орбиту А-А5В, играючи. Все возможные исследовательские зонды (включая луноходы-марсоходы) тоже. Но на этом всё.
          Сверхтяж, как известно, перенесен с 2028 на "после 2035"), Союз-СПГ многоразовый примерно туда же. В лучшем случае будем следить за Маском лет пять, чтобы затем начать только проектирование подобного. Чтобы уж совсем не упасть ниже плинтуса, можно попытаться повторить Фобос-Грунт, пока Протоны остались, но даже это сейчас из области фантастики (((
    3. 0
      13 мая 2022 10:37
      Цитата: Knell Wardenheart
      Легкая "Ангара" это анахронизм уже фактически , т.к легкие-средние РН однозначно должны быть в той или иной степени возвращаемы . В невозвращаемом варианте выходит слишком дорого ..


      Нет. Для "дешевых задач" у нас через год запланирован запуск конверсионного носителя "Рокот-М", а "Ангара-1.2" - это проект на будущее, в том числе и в многоразовом варианте.

  5. +1
    12 мая 2022 18:46
    Вся фишка Ангары ..Это простота и технологичность сборки (сварки) блоков. И их можно клепать сотнями всеравно все подойдут. А экономика этого процесса это смотря как считать. Только мне не понятно как на этот процесс повлияют Союзы. В идеале канечно отказатся от Союзов но это большой риск потерять уникальную ракету и коллектив.
    1. +2
      12 мая 2022 20:10
      Цитата: zxc15682
      Вся фишка Ангары ..Это простота и технологичность сборки (сварки) блоков. И их можно клепать сотнями всеравно все подойдут. А экономика этого процесса это смотря как считать. Только мне не понятно как на этот процесс повлияют Союзы. В идеале канечно отказатся от Союзов но это большой риск потерять уникальную ракету и коллектив.

      В идеале вся линейка должна состоять из одной Ангары, и куча заказов быть. А так международных заказов не будет, внутрений рынок пусков сокращается, ещё и целая армада ракет желает конкурировать на внутренем рынке. От конверсионных и Союза, до всякой кучи новеньких разработок.
  6. +3
    12 мая 2022 18:51
    Ближайшие так лет 100 физика вывода груза на орбиту ну никак не изменится.Так же будут летать ракеты сжигая тысячи тонн топлива . Просто надо определится куда и сколько нагрузки отправить.
    1. 0
      12 мая 2022 20:35
      Ну список задач "навскидку" я на среднюю перспективу для нас обрисовал чуть выше. Там нам практически везде понадобится супертяж , иначе не будет прорыва. А прорыв нам нужен , т.к "тучные годы" для "Роскосмоса" остались позади , мы утрачиваем компетенции и очень скоро наша экономическая изоляция может дорасти и до научной .
      Подобные монструозные проекты это ведь в том числе и поддержка для отраслей импортозамещения , то ,что способно поддерживать прорывные НИОКРы и коллективы .
      Нам понадобится перейти на эту ступеньку т.к потенциал эксплуатации "советского наследия" уже практически исчерпан.
      1. 0
        12 мая 2022 20:49
        Цитата: Knell Wardenheart
        Ну список задач "навскидку" я на среднюю перспективу для нас обрисовал чуть выше

        Здесь иногда появляется парень с ником slipped. Пообщайтесь с ним, он действительно в теме космоса, в том числе российского. Пока что Вас слегка заносит, ИМХО.
        1. +4
          12 мая 2022 21:25
          Товарищ Slipped обещал мне "Луну-25" полтора года назад :-) Так уверенно обещал , вот также, был в теме . После этого я стал куда более скептически относиться к его провидческим способностям ) Чего и вам советую )
          1. +3
            12 мая 2022 21:40
            Товарищ Slipped лет несколько назад разместил тут схему перестыковки кораблей к Миру, которая через три дня совпала с реальной один в один.

            Я 10 лет отработал в ЦНИИМАШ, у меня там до сих полно знакомых, и не последних в организации людей. Но даже для них эта схема стала своего рода откровением.

            Вывод: товарищ Slipped очень неплохо информирован. А то, что он вам там "обещал" - я бы с удовольствием посмотрел бы на цитату. Часто люди ошибаются потому, что слышат не то, что им говорят, а то, что хотят услышать. Что-то мне подсказывает, что в вашем случае оно было именно так.
            1. 0
              12 мая 2022 22:01
              А можно железную проволку в ионных двигателях использовать как топливо?
              1. -2
                12 мая 2022 22:15
                Цитата: zxc15682
                А можно железную проволку в ионных двигателях использовать как топливо?

                belay belay belay

                Ай донт кнов, сейз Иван Сусанин (с)
                1. -1
                  12 мая 2022 22:24
                  Как так ...Самый распрастранённый элемент на земле?
                  1. +2
                    12 мая 2022 22:50
                    Цитата: zxc15682
                    Самый распрастранённый элемент на земле?

                    Железная проволока? А я думал - кремний.. ну, после кислорода, ессно laughing
            2. +1
              12 мая 2022 22:58
              Ну раз с удовольствием, то вот вам порция удовольствия.
              https://topwar.ru/173406-nasa-zajavila-o-gotovnosti-marsohoda-perseverance-k-zapusku-k-marsu.html#comment-id-10623895
              Тут у нас с товарищем Slipped'ом вышла небольшая дискуссия, в июне 2020 года (ну да,не полтора года ,а уже как 2 минуло) , и он обещает это коронное , я даже процитирую :
              У нас в октябре следующего года летит посадочная станция "Луна-25" и как раз в зону, которую мы разведали нашим прибором ЛЕНД - кратер Богуславского, на Южный полюс. А за ней и орбитер "Луна-26" в совместной с китайцами программе.

              Ну, так октябрь прошлого года был ужо 8 месяцев назад , а Луна-25,родимая, так и стоит ,возможно там же ,где и была те 2 года назад. На что ему тогда было отвечено ,я также процитирую
              Ах да, вы написали : " ... У нас в октябре следующего года летит посадочная станция "Луна-25"..."
              Вот если У ВАС оно реально полетит в октябре 2021 - то да, я сниму шляпу и скажу "был неправ". Надеюсь что и вашего оптимизма поубавится -если этого не случится .

              Позднее я ткнул товарища в написанное и наивно надеялся что его радужный ура-энтузиазм несколько поутихнет,но нет.
              У меня очень хорошая память, товарищ Репеллент. Я хорошо помню многие розовые сопли и ура-угар многих именитых местных жителей , и хотя сам безусловно не свят , иногда у меня возникает лютое желание щелкнуть по носу отдельно самоуверенные носы , считающие себя авторитетами .
              Потому что одно дело построить аппарат "хоть какой" и совсем другое дело выстроить схему планирования с учетом возможных будущих задач - вот этого мы давно уже не умеем должным образом , и все эти чоткие товарищи "в теме" упорно этого не догоняют . Им кажется если есть ядерное оружие -его обязательно используют "если что" , если есть "Луна-25" -то ее обязательно запустят , если есть "Адмирал Кузнецов" -значит в этом есть какая то скрытая от тщедушных обывательских умов супер задача, и в нужный момент ...аахх,ухх..
              Надо быть несколько менее уверенными в вещах , больше полагаясь на логику, нежели на солидную белую бороду и сведения от инсайдеров.
              1. +1
                12 мая 2022 23:10
                Цитата: Knell Wardenheart
                Луна-25,родимая, так и стоит ,возможно там же ,где и была те 2 года назад


                Статья от 20.11.2021.

                Кем бы ни был slipped, но он точно не Ванга и оперирует лишь той информацией, которая есть в наличии на данный момент.

                На 24 июля 2020 по фактической информации он был прав. А вы - нет. Как-то так получается request
          2. +1
            13 мая 2022 10:44
            Цитата: Knell Wardenheart
            Товарищ Slipped обещал мне "Луну-25" полтора года назад :-) Так уверенно обещал , вот также, был в теме . После этого я стал куда более скептически относиться к его провидческим способностям ) Чего и вам советую )


            "Жизнь - это то, что проходит мимо тебя, пока ты строишь свои планы". lol "Товарищ slipped" не отвечает за результаты испытаний железа на земле и уж тем более за работу инженеров и конструкторов по результатам этих испытаний. Перенос запуска "Луны-25" связан как раз с этим. "Два года" - это окно запуска. На сегодня запуск назначен на 22 августа этого года и уже сейчас эта дата вызывает сомнения. Почему - не скажу, так как еще рано. Нам не нужен второй Берешит или Викрам. laughing
  7. +1
    12 мая 2022 21:05
    Я лично будущее космонавтики представляю запуском контейнеров размером с железнодорожный вагон. С ресами для роботоризированного принтора каторый будет собирать конструкции на орбите.
  8. +1
    13 мая 2022 07:34
    То что ракета летает конечно хорошо, но не достижение. Всё таки ракеты научились успешно запускать ещё в 50-е
    Сложность с целой серией внутренних и внешних проблем ракеты. И если многие внутренние проблемы уже решили, остались только цена (вроде как после крупносерийного производства цена упадёт) и то что ракета не многоразовая (как показала SpaceX, многоразовость РН всё таки достаточно сильно влияей на цену запуска).
    А вот внешние проблемы, толком и не начали решать. И главная внешняя проблема - логика и концепция такого РН в современном мире. Идеей модульных ракет грезели с конца 60-х. А полноценно реализовать смогли со второй половины 80-х. Но современная гонка космических компаний показала, что многоразовость и использование технологий удешевлённого производства (3D печать деталей, конвеере производство деталей и механизмов, ставка на распространённые компоненты и материалы) больше влияют на уменьшение цены запуска, чем модульность. Ведь модульный подход не решает базовую проблему - каждый модуль (т.е. ступень) всё ещё одноразовый. А двигатель и все системы ступени, будут созданы лишь для разового использования. Но сделать Ангару рентабельной, можно без многоразовости. Хотя бы заняться удешевлением себе производства. Попробовать освоить ту же 3D печать для многих деталей и оптимизировать конструкцию и сборку ракет под сборку роботами (роботы всё таки в среднем работают дешевле чем люди без понижения качества цены).
    1. +1
      13 мая 2022 08:46
      Цитата: Усатый Кок
      сделать Ангару рентабельной, можно без многоразовости...

      Не исключаю такой возможности ! Вообще-то ,есть 2 пути для удешевления "космопусков"... 1.возвращаемость РН и ,возможно, "полезной нагрузки" ; 2. максимальное удешевление производства и самой конструкции... По второму пути пыталась пойти германская компания ОТРАГ, но ей не дали...!
    2. -1
      14 мая 2022 01:25
      Роботьi на щучном, уникальном производстве ? :)
  9. +1
    13 мая 2022 10:19
    Статья содержит ошибки и неточности:

    1. "Первые испытания отдельных агрегатов и компонентов прошли в середине двухтысячных годов." - в 2004-м году первый УРМ-1 был уже собран, поэтому "испытания отдельных агрегатов и компонентов" проходили гораздо раньше.

    2. "На рубеже десятилетий началась подготовка производства и строительство стартового комплекса." - перестройка строящегося комплекса под РН "Зенит" на космодроме Плесецк. Это и задержало первый запуск в итоге, т.к. оказалось сложнее сделать в тех реалиях.

    3. "Позже объявили о необходимости строительства еще одного стартового комплекса с инфраструктурой для водородных ракет. Этот проект пока не реализован." - по планам под водород будет модернизирован текущий СК.

    4. "Полноценная эксплуатация сооружения начнется лишь в 2025-27 гг." - по текущим планам - завершение комплексных испытаний это середина 2023-го года, эксплуатация с 2024-го года.

    5. "Согласно новым планам, стартовый комплекс будет построен в отдаленном будущем, но не для «Ангары», а для перспективной ракеты «Союз-5»." - работа по переделке старта РН "Зенит" на 45-й площадке Байконура силами Казахстана и ЦЭНКИ должна начаться летом этого года, там много переделывать не придется, так как у РН "Союз-5" тот же посадочный диаметр в СК. Первый пуск носителя должен состоятся на рубеже 2023-го - 2024-го года, причем 2024-й год сегодня уже более вероятен.

    6. "На борту носителя находился разгонный блок «Бриз-М» с двухтонным макетом полезной нагрузки." - с неотделяемым макетом полезной нагрузки массой в 2 тонны.

    7. "В этом мероприятии впервые использовалась тяжелая «Ангара-А5» омского производства. " - во втором пуске "Ангара-А5" один из УРМ-1 омского производства. Остальные УРМ были московские. В третьем пуске - все УРМ-1 омские.

    8. "29 апреля 2022 г. состоялся второй запуск легкой «Ангары-1.2». При этом ракета впервые несла полезную нагрузку. " - можно добавить было, что с новым модернизированным УРМ-2 под легкий носитель (он "стройнее" по сравнению с УРМ-2 для А5 или А3) и Агрегатным модулем, который является блоком довыведения полезной нагрузки, а по сути разгонным блоком.

    9. "Во втором квартале текущего года ракета взлетит с южнокорейским спутником Kompsat-6. Этот старт мог состояться и ранее, но его несколько раз переносили из-за неготовности космического аппарата." - не мог, так как ракета не была готова, кроме того во втором квартале текущего года не будет пуска - Южная Корея приостановила пуски своих КА с наших космодромов, это касается и второго CAS500.

    10. "В самом конце 2021 г. стало известно, что в 2022-м Минобороны планирует провести два пуска «Ангары-А5»". - только один пуск возможен в этом году и есть вероятность, что его перенесут на следующий год по готовности.

    11. "Прежде всего, это «Ангара-А5П» и «Ангара-А5М» с повышенными характеристиками и/или возможностью несения пилотируемого корабля." - отдельный носитель А5П не планируется, первый беспилотный запуск на орбиту ПТК НП "Орёл" состоится с помощью базовой А5, но уже с двигателями РД-191М. Все последующие пуски будут производится уже с носителем версии А5М.

    12. "Первые пуски этих изделий запланированы на следующий 2023 г., хотя и возможно некоторое смещение сроков.." - первые пуски ВА ПТК НП для испытания системы аварийного спасения корабля с макета РН "Ангара-А5НЖ" запланированы на конец 2023-го года, первый орбитальный запуск на 2024-й год.
  10. 0
    13 мая 2022 12:46
    "Согласно новым планам, стартовый комплекс будет построен в отдаленном будущем, но не для «Ангары», а для перспективной ракеты «Союз-5»."
    Что значит в отдаленном будущем? Проект Байтерек реализуется на 45 й площадке.
  11. 0
    14 мая 2022 00:35
    Рогозин: Еще одна тяжелая "Ангара" ночью покинула ракетный завод и ушла на космодром для продолжения летно-конструкторских испытаний https://t.me/rogozin_do/2727
  12. +1
    14 мая 2022 02:36
    Критики проекта стало чуть меньше, но поклонникам экспериментов Маска Ангара все еще спать спокойно не дает. Задачу повышения эффективности производства носителей в конкретных условиях страны он решает, и ладно. -Линейка заменяет и унифицирует несколько поколений носителей разных классов в интересах главного заказчика МО. Появившиеся за время начала работ новые подходы к концепции самой Ангары ничего не добавляют, но как перспектива на будущее будут рассматриваться по возможности, а она вовсе не безгранична.
  13. 0
    15 мая 2022 16:19
    При всей своей сложности, такой перевод позволял получить выгоды производственного, логистического и иного характера.

    Ну да, именно иного характера - цену на землю в Москве. Ещё 25 лет назад, когда стоимость двушки-хрущёвки стала равна стоимости шестикомпонентных тензовесов, мне стало ясно, что нашу авиакосмическую промышленность ожидают непростые времена.
    1. 0
      12 июля 2022 20:34
      А ведь "во время оно" - в СССР стоимость кооперативной трёшки была порядка 10 тыс руб.
  14. 0
    7 июля 2022 09:06
    In absolute vacuum, must the temperature be absolute zero = minus 273 centigrade?
  15. +1
    12 июля 2022 20:28
    Цитата: Netzer
    In absolute vacuum, must the temperature be absolute zero = minus 273 centigrade?

    Вакуум не имеет температуры. Температуру может иметь только вещество. Значение температуры определяется балансом потоков энергии, приходящих к веществу и уходящих от вещества.
  16. 0
    18 июля 2022 14:16
    Главная сегодняшняя задача Роскосмоса - обеспечение вывода на орбиту спутниковой группировки в интересах МО РФ. А будет ли при этом использоваться Ангара, Союз или Протон - не столь уж и важно.
  17. -1
    28 июля 2022 10:23
    СУБЪЕКТИВНО -наиболее перспективный путь , создание "орбитальной верфи" с так называемой "отверточной сборкой". Имею ввиду "крупное". Какой смысл 20 лет гонять и содержать на орбите МКС, что то там "исследуя в колбах" ?