Фронтовой истребитель МиГ-29 – 35 лет в небе

МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum – точка опоры) – советский, теперь российский многоцелевой истребитель, относящийся к 4-му поколению, был создан в ОКБ МиГ. Свой первый полет совершил 6 октября 1977 года. В 1971 году в ОКБ МиГ был представлен проект легкого истребителя, который получил обозначение МиГ-29Д. Основной задачей, которая возлагалась на новый самолет, было обеспечение противовоздушной обороны стратегически важных объектов, небольших территорий, а также групп войск. В том же 1971 году в КБ МиГ приступили к детальной разработке проекта нового истребителя.

При создании нового истребителя конструкторам пришлось столкнуться с рядом трудностей, в частности в то время существовал запрет на доступ к мировым «ноу-хау», что серьезно ограничивало возможности бортовой электроники истребителя, а также вело к увеличению общего веса самолета. При этом управляемость истребителя была ограничена использованием возможностей классической механической системы управления. Некоторую ограниченность МиГ-29 его создатели смогли компенсировать за счет очень высоких аэродинамических характеристик и вооружения. В частности управляемые ракеты Р-73 класса «воздух-воздух» и по сей день обладают рядом непревзойденных технических характеристик, в частности высокой маневренностью и высокой дальностью полета.

Кроме этого, истребитель МиГ-29 был оснащен локатором Н-019 «Топаз», который позволял машине обнаруживать воздушные цели как в воздухе в свободном пространстве, так и на фоне земли. Помимо этого истребитель получил катапультные кресла К-36, которые обеспечивали пилоту возможность покинуть машину на скоростях от 75 до 1 500 км/ч (известны также случаи спасения летчиков и при больших скоростях, которые превышали 2 000 км/ч). Летные испытания машины, которые состоялись 6 октября 1977 года, подтвердили очень удачную конструкцию фронтового истребителя.


Фронтовой истребитель МиГ-29 – 35 лет в небе
МиГ-29

В МиГ-29 конструкторам удалось разрубить «гордиев узел» очень высоких требований к летно-техническим характеристикам истребителя при ограниченных экономических и технологических возможностях. От иностранных (даже современных) аналогов МиГ-29 отличается выдающейся маневренностью в уникальном диапазоне высот и скоростей, а также эффективной системой вооружения для участия в высокоманевренном воздушном бою, простотой в обслуживании и мощностью конструкции каркаса.

Истребитель МиГ-29

МиГ-29 является одним из лучших истребителей в своем классе. «Мечта любого летчика» – именно так об этом истребителе 4-го поколения отзывался летчик германских Люфтваффе. В 1988 году ГДР получила от СССР 24 истребителя МиГ-29, которые после объединения Германии оставались на вооружении 73-й эскадры. Эти самолеты прошли модернизацию и были сняты с вооружения лишь в 2003-2004 году. При этом машины не были списаны, их передали Польше. Хорошо отзывался об истребителе и канадский летчик Боб Уэйд, общий налет которого составляет более 6 500 часов. Он стал одним из первых западных летчиков, кому удалось пилотировать данный самолет.

После полетов на МиГ-29 канадец заявил: «Я поражен управляемостью и маневренностью данного истребителя, особенно его способностью изменять свою ориентацию в полете. МиГ-29 – это истребитель с потрясающей поворотливостью. Мне недозволенно сравнивать эту машину с каким-то конкретными западными истребителями, но я могу совершенно точно сказать о том, что характеристики русского истребителя при воздушном показе вплоть до участка малых скоростей полетной области ни в чем не уступают, а, возможно, и превосходят то, что можно выполнить на западных истребителях».

Истребитель МиГ-29 создавался как самолет для завоевания превосходства в воздухе в заданном районе боевых действий или на небольшом участке фронта. Основной его задачей была борьба с самолетами противника, прикрытие с воздуха тыловых объектов и скоплений войск, противодействие воздушной разведке противника в любое время суток, даже в сложных метеорологических условиях. Помимо поражения вражеских воздушных целей на малых и средних дистанциях, в том числе и на фоне земли, самолет мог использоваться для ударов по наземным и морским целям как подвижным, так и неподвижным.

Фронтовой истребитель МиГ-29 – 35 лет в небе
МиГ-29СМТ

По словам главного конструктора истребителя М. Р. Вальденберга, МиГ-29 был спроектирован с учетом ряда конструктивных решений, которые удалось отработать на МиГ-23, но в то же время создание нового истребителя представляло собой шаг такого же значения, как и разработка в свое время истребителя МиГ-15 после самолета МиГ-9, который был реактивным первенцем ОКБ МиГ. Это был один из первых самолетов МиГ (наряду с перехватчиком МиГ-31), на котором появились двухконтурные турбореактивные двигатели (вместо одноконтурных, которые использовались на всех предыдущих самолетах компании), а также радиолокатор, обладающий способностью обнаружения целей на фоне подстилающей поверхности. Фронтовой истребитель МиГ-29 стал первой принципиально новой машиной, которая была создана под руководством генерального конструктора Р. А. Белякова (после кончины в 1970 году одного из создателей ОКБ МиГ – А. И. Микояна).

По многим параметрам МиГ-29 превосходил свои зарубежные аналоги – истребители «Мираж» 2000, F-16, F/A-18. Отличная аэродинамика, высокая тяговооруженность давали истребителю хороший разгон и скороподъемность, малые радиусы выполнения виражей, большие угловые скорости разворота, а также возможность совершения длительных маневров с большими перегрузками. Самолет может эффективно вести достаточно активный маневренный бой с использованием всеракурсных ракет, а также автоматической пушки, выполнять перехват разведывательных и ударных самолетов.

Легкий фронтовой истребитель МиГ-29 был оснащен 2-мя турбореактивными двигателями Туманского, которые использовали дожиг топлива и развивали на взлете тягу в 8 300 кгс. Двигатель истребителя был бездымным и обладал впрыскиванием воды при посадке, как и все остальные двигатели данного конструктора. Уникальной особенностью истребителя было то, что он мог подниматься в воздух с полной боевой нагрузкой на одном включенном двигателе, с включением второго двигателя уже в воздухе. Такой режим позволял сэкономить драгоценное время в случае взлета по боевой тревоге.

Фронтовой истребитель МиГ-29 – 35 лет в небе
МиГ-29М2

Огромные крылья МиГ-29 давали самолету массу преимуществ. Они обеспечивали истребителю высокую подъемную силу при сравнительно небольшой нагрузке на крыло. Результатом этого была его превосходная маневренность, а скорость разворота истребителя просто впечатляла специалистов. Крыло самолета было снабжено эффективными закрылками и полуоткрывающимися элеронами, а также полностью открывающимися предкрылками. Угол атаки МиГ-29 был сравним с углом атаки основного палубного истребителя США F/A-18 «Hornet».

Кабина истребителя была удивительно просторной и накрывалась сверху большим фонарем, что обеспечивала пилоту больший обзор, в сравнении с западными истребителями. Приборная панель истребителя была практически идентична аналогичной на тяжелом истребителе Су-27, что облегчало летчикам возможность перехода с одной машины на другую.

Истребитель мог нести на своей подвеске самое разнообразное вооружение. Не только ракеты класса «воздух-воздух», но и ракеты «воздух-поверхность», а также различное бомбовое вооружение. МиГ-29 – это универсальный самолет, который может как завоевывать превосходство в воздухе, так и наносить бомбовые удары по наземным целям.

Cовременный вариант модернизации - МиГ-29М

В 2005 году РСК МиГ» приступила к серийному производству многофункциональных истребителей нового унифицированного семейства, которые относились к поколению «4++». Все истребители данного семейства были унифицированы по своей конструкции, бортовым системам, силовой установке, радиоэлектронному оборудованию, а также комплексу вооружения. Унифицированное и модифицированное семейство истребителей будет еще достаточно долго пользоваться спросом на рынке вооружений. В состав данного семейства вошли:

Фронтовой истребитель МиГ-29 – 35 лет в небе
МиГ-29М с отклоняемым вектором тяги

– фронтовые истребители МиГ-29М (одноместный) и МиГ-29М2 (двухместный);
– корабельные истребители МиГ-29К (одноместный) и МиГ-29КУБ (двухместный);
– фронтовые истребители МиГ-35 (одноместный) и МиГ-35Д (двухместный).

Истребители МиГ-29М и МиГ-29М2 представляют собой многофункциональные истребители поколения «4++» обладающие увеличенной боевой нагрузкой, повышенной дальностью полета, а также расширенной номенклатурой бортового вооружения.

Основные технологическими и техническими новшествами, которые были внедрены на истребителях МиГ-29М/М2, стали:

– усовершенствованное крыло и фюзеляж;
– существенно уменьшенная заметность в радиолокационном диапазоне;
– цифровая комплексная электродистанционная система управления истребителем, имеющая четырехкратное резервирование;
– возросшая емкость топливной системы и наличие системы дозаправки самолета в воздухе;
– выросшая боевая нагрузка, размещаемая на 9 точках внешней подвески.

В настоящее время силовая установка истребителей включает в себя ТРДДФ РД-33МК, обладающие увеличенной тягой, а также оборудованные новой электронной системой управления с полной ответственностью (типа FADEC) и бездымной камерой сгорания. Двигатели самолета имеют модульную конструкцию и отличаются увеличенным ресурсом и надежностью. По требованию заказчика на самолете могут быть установлены модифицированные двигатели РД-33МК, оснащенные всеракурсным отклоняемым вектором тяги (ОВТ). Такие двигатели обеспечивают самолету решающее преимущество в современном маневренном воздушном бою.

Фронтовой истребитель МиГ-29 – 35 лет в небе
БРЛС «Жук-МЭ»

Самолеты МиГ-29М/М2 отличаются от своих предшественников повышенной надежностью узлов, систем и агрегатов и улучшенными эксплуатационными характеристиками. По сравнению с истребителями ранних серий, стоимость летного часа на новых машинах в 2,5 раза меньше.

Бортовое радиоэлектронное оборудование истребителей МиГ-29М/М2 основано на принципе открытой архитектуры на основе стандарта MIL-STD-1553B, что позволяет при желании заказчика установить на истребитель новое вооружение и оборудование как российского, так и иностранного производства. На самолете была установлена новая многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская БРЛС «Жук-МЭ», которая производится Корпорацией «Фазотрон-НИИР». Бортовая РЛС оснащена щелевой антенной решеткой. По сравнению с БРЛС предыдущих поколений, «Жук-МЭ» обладает увеличенной вдвое дальностью обнаружения целей, большим диапазоном углов обзора по азимуту, меньшим весом и более высокой надежностью. БРЛС «Жук-МЭ» в состоянии обеспечить одновременное сопровождение до 10 воздушных целей и одновременную атаку ракетами 4 из них.

Самолеты МиГ-29М/М2 оснащаются системой целеуказания пассивным головкам самонаведения противорадиолокационных ракет и многоканальной оптико-локационной станцией. Есть возможность установки на истребитель контейнеров с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой для подсветки расположенных на земле целей. В состав комплекса вооружений истребителя входят управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также неуправляемые ракеты, корректируемые и обычные авиабомбы, а также встроенная 30-мм автоматическая пушка.

Летно-технические характеристики МиГ-29М:
Взлетная масса истребителя, кг
- нормальная 17 500
Максимальная скорость, км/ч:
- у земли – 1 500
- на большой высоте – 2 400
Максимальное число М – 2,25
Практический потолок истребителя, м – 17 500
Максимальная перегрузка – 9g
Дальность полета перегоночная, км:
- без ПТБ – 2000
- с 3 ПТБ – 3200
- с 3 ПТБ и одной дозаправкой в воздухе – 6000
Тип двигателей: РД-33МК
Тяга на взлете, кгс 2х9000
Вооружение:
Число точек подвески – 9
Управляемые ракеты «воздух–воздух»:
- малой дальности 8хР-73Э
- средней дальности 6хРВВ-АЕ
Управляемые ракеты «воздух–поверхность»:
- общего назначения 4хХ-29Т(ТЕ)
- противокорабельные 4хХ-31А, Х-35Э
- противорадиолокационные 4хХ-31П
Корректируемые бомбы 4хКАБ-500Кр
Встроенная автоматическая пушка 30 мм – ГШ-301 (150 снарядов)

Источники информации:
-http://www.migavia.ru/military/MiG_29_M_M2.htm
-http://worldweapon.ru/sam/mig29.php
-http://www.calend.ru/event/4091/
- http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 27
  1. мангуст 5 октября 2012 08:50
    лебединая песня советской истребительной авиации
    мангуст
    1. crazyrom 5 октября 2012 21:13
      МиГ-29 это наша торговая марка, известен во всём мире.
      Даже в далёкой Бразилии все знают наш АК-47, а кто чуть по продвинутее - сразу вспоминают МиГ-29!
  2. Сахалинец 5 октября 2012 08:52
    МиГ29 и СУ27 великое наследие доставшееся нам от СССР! К сожалению сейчас уже уходит время этих красавцев, но будем надеяться истребитель 5-го поколения который придет на смену этим прославленным машинам, будет иметь такие же великолепные возможности и будет не менее успешно стоять на страже нашего неба.
    1. Гражданский 5 октября 2012 09:58
      проект ЛФИ так не развивается, как раз МиГ и смог бы его осилить... возможно
    2. SenZey 5 октября 2012 10:35
      Я думаю их время еще не ушло, еще долго будут летать по всему миру. Миг-21, Миг-23, Миг-27 летают до сих пор, а Миг-29 еще лат 20 пролетает.
      SenZey
    3. black_eagle 5 октября 2012 11:56
      Цитата: Сахалинец
      К сожалению сейчас уже уходит время этих красавцев

      Ой кажется, рано хороним! Задел для модернизации ОГОГО!!! Взять те же Су-35С и СУ-34, только приходят на вооружение, или же МиГ-35? разве он устарел?
      black_eagle
      1. Касым 5 октября 2012 14:21
        Сахалинец."К сожалению сейчас уже уходит время этих красавцев".
        Крайняя модернизация МиГ-29 - МиГ 35 по многим параметрам не уступает F-35 ( тяговооружение , скорость , маневренность ) , по моему мнению . Вот если бы его только запустили в большую серию . То еще бы ни один десяток лет он послужил бы Родине . Т-50 можно отнести к классу тяжелых истребителей , а вот МиГ-35 как раз для замены Миг-29 - легких истребителей .
  3. King 5 октября 2012 08:57
    МИГ-29 навсегда вошел в мировую история авиации.
  4. nik6006 5 октября 2012 09:24
    Отличная машина, красивая. Один из главных союзников России!
  5. аксакал 5 октября 2012 09:39
    Один из шедевров военной авиации, гордость совесткого авиапрома. России есть чем гордиться.
  6. King 5 октября 2012 10:04
    Огромная благодарность БЕЛЯКОВУ Ростиславу Аполосовичу за гениальный самолет.
  7. viruskvartirus 5 октября 2012 10:21
    И МИГовцы на месте не стоят, вот сделали 29к для Индии и для России 24 штуки собирают..плюс скандал с амерами по
    поводу МИГ-35 http://vz.ru/news/2012/10/4/601058.html.
    Сюда еще надо отнести разработку АФАР для МИГ-29 и соответственно
    МИГ-35 http://www.arms-expo.ru/049057054050124050056056048048.html так что
    МИГ жив что очень радует...

    "Эти самолеты прошли модернизацию и были сняты с вооружения лишь в 2003-2004 году. При этом машины не были
    списаны, их передали Польше. "
    Наверно один из них
  8. D.N.A 5 октября 2012 10:27
    Отличный самолёт опередивший своё время, вот только жаль что конструкторское бюро на данный момент без оборон заказа и КБ Сухого кажется будет монополистом. Если только зарубежный заказ спасёт предприятие.
    D.N.A
  9. Kibb 5 октября 2012 10:30
    Отличный самолет, достойный продолжатель дела 15ого и 21ого
    Kibb
  10. Wolland 5 октября 2012 11:12
    Внешний вид безупречен, не говоря о том что он способен делать..... Идеальный самолет, КБ вышло на высочайший уровень своего развития. Только Гордость за такого рода новости.
    Wolland
    1. borisst64 5 октября 2012 13:09
      Создание самолета как и песни, требует души, а программы моделирования только помогают. Без души и песня не звучит и самолет не летит. Надеюсь в КБ МиГ есть еще люди с душой.
      borisst64
  11. ZLU 5 октября 2012 11:18
    Миг-29 класика, у всех на слуху. Очень красивый самолет
    ZLU
  12. Andy 5 октября 2012 12:52
    красивый самолет,но это -"Двигатель истребителя был бездымным " вызывает сомнения.видел 29-е(кажется польские)неочень давно над таллинном в рамках натовской воздушной полиции так шлейф дыма заметный. кто имеет отношение к этим самолетам подскажите как с этим
    1. Dub4ik 5 октября 2012 16:12
      угу, тоже заметил smile
      1. Kibb 5 октября 2012 18:20
        Думается,что вопрос в составе керосина, не в качестве , а именно в составе.
        Kibb
    2. REZMovec 5 октября 2012 20:13
      Все "двадцатьдевятые" оставляют заметный черный шлейф за собой - это особенность двигателей, но не керосина.
      На авиашоу в честь 100-летия ВВС России даже коментирующий полеты полковник обратил на это внимание, когда в воздух поднялся новейший МиГ-29 СМ2, если память не изменяет. Дословно не повторю, но что-то типа: - "Вы видите, что с новыми двигателями МиГ-29 стал заметно меньше "дымить" в небе..."
    3. Darck 6 октября 2012 08:14
      красивый самолет,но это -"Двигатель истребителя был бездымным " вызывает сомнения.видел 29-е(кажется польские)неочень давно над таллинном в рамках натовской воздушной полиции так шлейф дыма заметный
      Да он на определеных режимах полета оставляет шлейф.
      что обеспечивала пилоту больший обзор, в сравнении с западными истребителями
      С какими именно ?у Ф16 обзор получше будет....
      Darck
      1. viktorR 8 октября 2012 15:35
        В точку. Опередили...
  13. sonovlad 5 октября 2012 12:57
    Про возможность взлёта на одном двигателе с боевой нагрузкой не знал. Впечатляет.
    sonovlad
  14. toguns 5 октября 2012 13:50
    самолет- легенда что ещё можно сказать про МиГ-29 good
    toguns
    1. saturn.mmm 5 октября 2012 20:52
      Цитата: toguns
      самолет- легенда что ещё можно сказать про МиГ-29

      Надеюсь на дальнейшую модернизацию и переход в следующее поколение.
  15. негоро 5 октября 2012 19:03
    А Канадец то как загнул,дескать Вы конечно отправили нас в ж... ,но наша ж... всё равно хорошая и вообще комментировать свою ж... не буду,а так конечно у Вас самолёт хороший wassat
    негоро
  16. cahekmosa 7 октября 2012 04:07
    классный самолет
  17. Alex-UA 8 октября 2012 16:15
    Страх наводит этот самолет, а устареет он нескоро......
    Alex-UA
  18. макс702 10 ноября 2012 13:38
    Без обид но от многих летунов с кубинки слышал не шибко лестные слова о Миг-29 Сушку хвалили а вот МИг ... говорили что по началу сырущий был и доводили его до ума почти 20 лет ... ( лобби у МИГовского бюро было очень мощное) Может щас неплох .

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня