Как танк Т-55 нефтью заправили

89
Как танк Т-55 нефтью заправили

Не нужно быть гением от военных наук, чтобы понимать, что топливо является одним из главных ограничителей свободы манёвра танковых соединений любого уровня, поэтому даже самые кратковременные сбои в его поставках могут обернуться серьёзными последствиями. А они бывают, и довольно часто. Немного сгладить ситуацию в этом случае позволяет многотопливность танковых дизелей, которые ограниченно, но могут работать на отличных от солярки видах горючего – бензине и керосине. Но что делать, если ни того, ни другого под рукой нет, а рядом есть нефтехранилище или нефтепровод? Можно попытаться заправить машины их содержимым, то есть нефтью.

Нефть в топливных баках


В Советском Союзе не скупились на испытания боевой техники, полигоны в самых разных уголках страны никогда не пустовали. Танковые трассы то и дело содрогались от гонявших туда-сюда колонн тяжёлых машин, а сами испытатели скрупулёзно записывали все достоинства и выявленные недостатки этих изделий оборонной промышленности. Однако один эксперимент явно выделялся среди общей массы. В ходе него инженеры и военные попытались узнать, как поведёт себя четырёхтактный дизельный двигатель, если в топливную систему залить нефть. В частности, особый интерес вызывало и то, сколько танк сможет проехать, и каковы будут повреждения мотора. В качестве подопытного взяли видавший виды Т-55.




Т-55, аналогичный испытуемому. Источник: arsenal-info.ru

Чтобы максимально исключить влияние таких внешних факторов, как время года и погода, экзекуцию решено было провести летом. В день испытаний было тепло: до +27 градусов по Цельсию в полдень. Вполне идеальные условия, которые должны были свести к минимуму загустение нефти.

Для начала танк заправили соляркой, завели и прогрели двигатель. К слову, стартовал мотор буквально с одного оборота, как и положено. Далее, чтобы проверить его тяговые характеристики, механик-водитель погонял танк по трассе и по подъёмам с различным углом, после чего остатки топлива из баков были слиты, а вместо него заправлена нефть прямиком из нефтепровода «Дружба», перегонявшего чёрное золото в страны Европы. Здесь и началась, как принято говорить, самая жесть. Стоит отметить, что и без экспериментов ясно: у нефти повышенная вязкость и иной фракционный состав, нежели у дизтоплива, поэтому проблемы с работой силовой установки будут в любом случае, и они начали проявляться практически сразу.

Складывалось впечатление, что машину телепортировали откуда-то из арктического мороза, где она простояла несколько суток. С первого оборота мотор уже не заводился – попыток было несколько, и в каждой из них требовалось от 4 до 8 прокруток коленчатого вала, чтобы четырёхтактник наконец начал подавать признаки жизни. Соответственно, выросло и время запуска: с 7 секунд на солярке до 45–60 секунд на нефти. Впрочем, если двигатель и стартовал, то это не означало, что он будет стабильно работать. На холостом ходу он быстро терял обороты и глох, поэтому механику-водителю пришлось постоянно следить за тахометром на приборной панели и быстро реагировать на отклонения его стрелки.

Снаружи танка был тот ещё перформанс. Когда движок начали прогревать перед началом движения, из выхлопной трубы повалил бело-сизый густой дым – нефть не успевала догорать в цилиндрах и в буквальном смысле испарялась в выхлопной системе на манер работы термодымовой аппаратуры. Даже плюсы отыскать можно: какая-никакая, но маскировка. Но затем, видимо, маскировка трансформировалась в акт устрашения противника и всех, кто был рядом с машиной.

Дым внезапно изменил цвет на чёрный и дополнился языками пламени, вылетавшими на полметра – так стало ясно, что силовая установка вышла на стабильные обороты. Как только водитель нажимал на педаль газа и танк трогался с места, выхлопная труба превращалась в некое подобие огнёмёта, выбрасывая пламя уже на полтора метра. Всё это зрелище сопровождалось громкими хлопками в моторно-трансмиссионном отсеке. В таком виде Т-55 и отправился на опытные забеги. Хотя забегами это назвать было сложно: при езде на 4–5 передаче быстро наступал перегрев и, как следствие, вынужденная остановка для охлаждения, да и обороты без конца шалили.

Тяга упала, расход вырос


Для того чтобы выяснить, насколько изменились тяговые показатели дизеля на нефти, на танке совершили несколько пробегов по бетонной трассе. Результаты оказались не очень-то обнадёживающими, но это и было ожидаемо, хотя тот факт, что машина хотя бы могла ехать и, пусть и плохо, но даже разгоняться до приличных скоростей и преодолевать некоторые подъёмы, вселял определённые надежды.

Новое «топливо» непременно сказалось на приемистости мотора, показатели которой катастрофически упали. Для примера можно взять такую простую дисциплину, как время разгона с места до скорости 30 км/час. С нефтью в баках Т-55 сделал это за 21 секунду, тогда как на солярке этот показатель находился на уровне 12,7 секунды. Максимальная скорость тоже пострадала: 46 км/час с разгоном за 51 секунду на нефти против 54,4 км/час за 35 секунд на дизельном топливе. Более подробное сравнение можно посмотреть в прикреплённой ниже таблице.

Сравнение показателей двигателя на дизельном топливе и нефти. Источник: журнал «Вестник бронетанковой техники» № 4 за 1987 год

Сравнение показателей двигателя на дизельном топливе и нефти. Источник: журнал «Вестник бронетанковой техники» № 4 за 1987 г.

Чтобы определить, по какой именно причине приемистость опустилась ниже плинтуса, нужно взглянуть на мощность севшего на «нефтяную диету» двигателя. Она упала практически на четверть: в среднем на 26,5 % и составляла 426,3 лошадиных сил вместо штатных 580. Пропорционально этому сократилась и удельная тяга: от 20 % на 2-й передаче до 33 % на 5-й.

Удельная тяга Fд по передачам с II по V. Сплошная линия – дизтопливо; штриховая – нефть. Источник: журнал «Вестник бронетанковой техники» № 4 за 1987 год

Удельная тяга Fд по передачам с II по V. Сплошная линия – дизтопливо; штриховая – нефть. Источник: журнал «Вестник бронетанковой техники» № 4 за 1987 год

Подъёмы дались испытуемой машине не менее тяжело. Например, работая на дизтопливе, Т-55 мог преодолеть подъём крутизной 10 градусов на любой передаче вплоть до 4-й включительно, но на нефти глох уже на 3-й. То же самое с бедолагой происходило уже на 2-й передаче, когда он пытался преодолеть 15-градусный подъём. Угол крутизны 20 градусов, как ни странно, на обоих видах горючего поддавался машине на 1-й передаче.

Преодоление подъёмов с углом от 10 до 20 градусов. Vо – начальная скорость подъёма; Vк – конечная скорость подъёма; Sп – путь подъёма. Числитель – дизтопливо, а знаменатель – нефть. Источник: журнал «Вестник бронетанковой техники» № 4 за 1987 год

Преодоление подъёмов с углом от 10 до 20 градусов. Vо – начальная скорость подъёма; Vк – конечная скорость подъёма; Sп – путь подъёма. Числитель – дизтопливо, а знаменатель – нефть. Источник: журнал «Вестник бронетанковой техники» № 4 за 1987 год

Завершались сравнительные испытания небольшим пробегом по твёрдой грунтовой трассе с покрытием из щебня. Повороты на ней были плавными, а подъёмы и спуски – самой минимальной крутизны. Здесь уже пытались вычислить среднюю скорость движения и такой же средний расход топлива. Эти данные практической пользы вообще не имели, но посмотреть на них стоит. Нефть дала среднюю скорость около 36,4 км/час, солярка – 41,2 км/час. Расход на 1 км пути у нефти составил 3,32 литра, а у дизтоплива – 2,6 литра.

После всех экзекуций остатки нефти были слиты из баков, а взамен заправлено дизельное топливо. На нём машина прошла 40 км. Водитель отметил, что работа силовой установки несколько улучшилась, хотя в целом оставалась нестабильной. Всё так же присутствовал сильный перегрев и чёрный выхлоп.

Вскрытие показало


Всего двигатель на нефти отработал 20 часов. Учитывая, какие нагрузки он испытывал и как понизились его характеристики, можно было предположить, что его внутренним элементам конструкции нанесён значительный ущерб, но на деле вышло иначе.

Осмотр показал, что цилиндро-поршневая группа находилась в работоспособном состоянии. Имелся увеличенный нагар на днищах поршней, а подвижность поршневых колец оказалась ограничена. Также крупные слои нагара появились на тарелках клапанов со стороны камеры сгорания.

В общем, ничего серьёзного. Зато выяснилась причина языков пламени из выхлопной трубы: в семи форсунках – всего их двенадцать – зависли иглы, от чего нефть не распылялась, а в буквальном смысле струилась. Это стало причиной неполного её сгорания в цилиндрах и догорания уже вне танка.

Из внешних систем можно отметить ротор масляной центрифуги, который, как и масляный фильтр, оказался чуть ли не под завязку забит твёрдыми и мазеобразными отложениями. Это было связано с тем, что вязкость масла по мере работы на таком нестандартном топливе увеличивалась в два раза. Плохо себя чувствовал и фильтр грубой очистки топлива, засорявшийся каждые 1,4–2,5 часа настолько, что полностью перекрывал ход нефти, от чего двигатель тут же останавливался.

Каков же был вывод из всего вышеперечисленного? Четырёхтактный дизельный двигатель действительно может работать на нефти. Да, тяговые характеристики упадут, фильтр грубой очистки топлива придётся чистить каждые полтора-два часа, да и больше 20 часов не покатаешься просто потому, что масло вообще перестанет поступать к трущимся частям из-за повышения вязкости и механических примесей, но танк тронется с места и поедет. И поедет не только Т-55, но и Т-72, и Т-90 – все они оснащены моторами одного семейства В-2, которое на практике доказало свою многотопливность.
89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    16 мая 2022 03:59
    заправлена нефть прямиком из нефтепровода «Дружба»,
    стал быть,нефтью "юралс" заправляли танк. а если на "брент" попробовать,или на "wti" ? lol
    1. +38
      16 мая 2022 04:14
      Испытали и узнали что во время боевых действий в самый безвыходный момент когда дизтоплива нет а есть цистерна с нефтью, и надо чтоб танк хотя бы пару тройку часов имел подвижность, можно и сырой нефтью заправиться и какое-то боевое задание выполнить. Кто его знает может этот способ кому-нибудь и пригодиться и сохранит жизнь..
      1. +2
        16 мая 2022 14:50
        Цитата: Borik
        Испытали и узнали что во время боевых действий в самый безвыходный момент когда дизтоплива нет а есть цистерна с нефтью, и надо чтоб танк хотя бы пару тройку часов имел подвижность, можно и сырой нефтью заправиться и какое-то боевое задание выполнить. Кто его знает может этот способ кому-нибудь и пригодиться и сохранит жизнь..

        Если предварительно не прогреть движок на соляре, он на нефти хрен запустится. Помню мы когда то решили опробовать мотоцикл "Восход" на авиакеросине. Холодный вообще не запускался, а предварительно прогретый даже ехал на нем, правда сильно дымил и еле тянул.
      2. +2
        17 мая 2022 01:59
        когда дизтоплива нет а есть цистерна с нефтью, и надо чтоб танк хотя бы пару тройку часов имел подвижность, можно и сырой нефтью заправиться
        А ежели есть цистерна со спиртом, то можно и танк, и экипаж заправить! wink
        1. +1
          24 мая 2022 20:09
          "Не так страшен русский танк, как его пьяный экипаж." Русская поговорка ).
    2. +27
      16 мая 2022 05:44
      Хорошая статья..Всё по теме, достаточно кратко, но ёмко. hi
      1. AUL
        +10
        16 мая 2022 08:08
        Смысл статьи: пиво лучше, чем вода - это да! Водка тоже, но дороже! laughing
    3. +5
      16 мая 2022 11:29
      стал быть,нефтью "юралс" заправляли танк. а если на "брент" попробовать,или на "wti" ?

      Я бы Грозненскую нефть рекомендовал, в отличие от Сибирской нефти "юралс" с большим содержанием серы, Грозненская - светлая нефть,практически готовое топливо. WTI тоже получше юралс.
      1. +3
        16 мая 2022 14:39
        Помню, еще учили матчасть Т-72, нам еще тогда доводили, что движок у Т-72 многотопливный: В-84-1....приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе ( Т-1,ТС-1,Т-2) и автомобильном бензине ( А-66, А-72 ).
        1. +5
          16 мая 2022 16:51
          в свое время, нам препод сказал, что т72 способен работать на всем - от кокосового масла до авиабензина, утрировал, конечно, но все-же.
          Отец, в свое время ошибся бочкой и заправил 401 москвич керосином, и тот поехал... правда дымил невозможно... быстро спохватились, слили, залили бензин и обошлось... но дымил еще долго.
          1. +7
            17 мая 2022 08:49
            Однажды, отдыхая на природе с палатками автоклубом, утром после возлияний решили запустить бензогенератор для запуска холодильника (привезли небольшой, чтобы продукты не пропали, а их было довольно много и в автомобильный не влез бы).
            Запускаем - не заводится, открутили крышку - сухо, за вечер и ночь половина бака ушла. Смотрю - рядом лежит 5-ти литровая канистра из полупрозрачного белого пластика. Явно не вода, значит бензин, другого не дано. Залили, запустили - работает как-то странно, глохнет периодически. Минут 15 потарахтел и опять заглох. Тут из палатки выползает помятое лицо и начинает нарезать круги по поляне с вопросом "Мужики, а куда делась канистра с коньяком, которую я специально для встречи приготовил, неужели всё выпили вчера, поверить не могу!".
            Мы с товарищем молча открыли бак, понюхали содержимое и по-тихому унесли генератор подальше в лесок и там вылили остатки коньяка, а то из нас самих бензин бы сделали, если б узнали.
            Так что китайский генератор тоже может работать на спиртосодержащей смеси. Правда недолго и нестабильно, но всё же. Так мы его проверили на "многотопливность"))
            Хороший был коньяк, крепкий)
    4. +3
      17 мая 2022 12:01
      В сортах особо не разбираюсь, но эксперимент проводили дилетанты! Нефть с месторождений разная фсегда! С местрождения под Большой Глушицей этот танк и сейчас бы ездил. Водители местных кразов, ленились ездить на свою АЗС за много км, заправляли нефть в бак сырую, после дегазации, через мелкую сетку летом.работали долго эти моторы потом
  2. Комментарий был удален.
  3. +16
    16 мая 2022 04:23
    В начале 90-х при общем развале армии нашим доблестным Алкашом, бензина нет, а дело делать надо. Часть ликвидировали, технику нужно гнать на погрузку ну и тд. Заправляли ЗиЛ-131 соляркой, в один бак литров 20 бензин, во второй дизтопливо. Двигатель заводили бензином, после того как разогрелся, переключали на второй бак, на дизтопливо. Коптил, плевался, но ехал. Главное не глушить. И перед тем как выключить двигатель перейти на бак с бензином.
    Не знаю что с движком после таких испытаний было. Но как оказалось в последствии всю нашу технику либо распродали на гражданку, либо она просто сгнила на базах хранения.
    Что касается описанных испытаний, то не понятно зачем это делать на танке. Если все подобные испытания производят на стенде. Поставили двигун и давай его курочить. Да и двигатель этот исследовали вдоль и поперек потому как на Т-55 стоял модернизированный В-2 отработанный за годы войны на Т-34. Уж тогда чем его только не заправляли.
    Так во время рейда на Тацинскую придумали смесь немецкого синтетического бензина с маслом. И ничего ездили.
    1. +4
      16 мая 2022 05:35
      Вполне с Вами согласен по поводу испытаний двигуна на стенде,дёшево и сердито.Сам я поработал в молодости на Барнаултрансмаше в ц190 сборочном и испытательном,как раз на обкатке Д12 и Д6 . Аспиранты из Политеха материал на диссертацию собирали,по присмотром военной приемки.
      Чего только не пробовали,не издевались. Результатов не знаю не допущен был.
    2. +7
      16 мая 2022 10:32
      Цитата: 28-й регион
      Что касается описанных испытаний, то не понятно зачем это делать на танке. Если все подобные испытания производят на стенде. Поставили двигун и давай его курочить.

      Ага... получают ресурс В-2 на стенде 100 часов, а в реале "в поле" он оказывается вполовину меньше. smile
      К тому же, преимуществом Т-55 на середину 80-х было то, что этих танков было много и они уже устарели. Практически бесплатный образец для испытаний.
      1. +6
        16 мая 2022 13:53
        По договорам СНВ все Т-55 подлежали утилизации.
        Уничтожали их путем подрыва 10 кг тнт в боевом отделении с последующей отправкой на переплавку. Насчет "устарели"-не скажу к 1984 году для Т-55 была разработан и испытан КАЗ "Дрозд", ПТУР "Кастет" с лазерной системой наведения, комплексы навесной ДЗ, системы аэрозольной маскировки и противодействия ПТУР. В версии Т-55АД он был вполне современным.
        Учитывая, что основным оружием танков супостата на тот момент была 105 мм нарезная пушка, которая стояла и на Меркаве и на Абрамсе. .
        1. +6
          16 мая 2022 15:19
          Цитата: Biggi_2006
          По договорам СНВ все Т-55 подлежали утилизации.

          Вы, видимо, имели и виду ДОВСЕ. Потому как Т-55 к стратегическому вооружению явно не относится.
          Что же до ДОВСЕ, то он относился только к технике, развёрнутой в Европе. А за Уральским хребтом договор силы не имел. Танкист к востоку от Урала не отвечает за договор, подписанный к западу от Урала. smile
          В результате Т-55 дожили до Сердюкова, причём некоторые даже в первой линии - в 18 пулад.
  4. KCA
    -7
    16 мая 2022 05:34
    Как-то в памяти всплывают описанные случаи во время ВОВ, когда Т-34 с В-2 заправляли вообще всем, что может гореть, а тут прям достижение, нефтью заправили, сейчас модно на растительном масле дизеля, дефицит рапса даже образовался, хотя в Крыму он хорошо растёт, может наварятся, и веники подешевеют
    1. +5
      16 мая 2022 07:12
      Цитата: KCA
      веники подешевеют

      Разве веники делают из рапса?
      Мой дед производил их из сорго.
      В пригороде Кишинева многие выращивали именно веничное сорго
      1. KCA
        -2
        16 мая 2022 07:33
        Да, попутал, соцветия похожи
        1. +6
          16 мая 2022 08:03
          Ничего страшного wink
          Я работаю в сельском хозяйстве.
          Подобрать подходящий гибрид рапса - уже большое дело.
          Масличность - одна из основных характеристик.
          Урожайность, Зимостойкость, Засухоустойчивость - также немаловажны.
          Есть рапс озимый, и яровой.
          В наших краях предпочитают озимый, французской селекции от RAGT и Lidea/Euralis.
  5. +5
    16 мая 2022 05:57
    Вроде бы первые опытные дизеля как раз на нефти работали. А в танк при острой необходимости лучше смесь заливать из разных топлив.
    1. +5
      16 мая 2022 07:15
      Цитата: BARKAS
      Вроде бы первые опытные дизеля как раз на нефти работали

      Вообще-то,действительно были дизельные двигатели ,работающие на нефти...Но не опытные,а специально созданные "для нефти" ! Если вспомнить историю,то Дизель делал свой движок "для угля" ! То есть , на смеси угольной пыли с воздухом ! Но..."не вышел каменный цветок" ! Первые работоспособные дизели работали на керосине... Но в начале 20 века были "на слуху" нефтяные двигатели Стюарта,появившиеся в конце 19 века. Они же полудизели,калоризаторные,керосиновые;т.к. были "всеядными" и могли работать ,практически , на всём ,что горит !
      1. +6
        16 мая 2022 08:34
        В штатном движке не хватало калильного зажигания и высокотемпературного керамического теплообменника с горелкой, чтобы движок стал "болиндером". При нагреве до 500 градусов тяжелого топлива в теплообменнике горелкой он не то что на нефти - на битуме из асфальтовой ямы асфальтозавода заработает, или на мазуте котельных и судов. Битум при 500 даёт вспышку а ниже текуч, не хуже воды.
        Вообще болиндеры будут перспективны для одноразовых беспилотников так как можно там применять керамический ДВС и заправлять его просто горючей массой в ампулированном виде.
        1. 0
          16 мая 2022 15:14
          что вы имеете в виду под "керамическим ДВС"?
          1. +2
            16 мая 2022 18:34
            ДВС из керамики. Сейчас это редкий вид движка и на массовой технике его нет так как его ещё плохо умеют делать долговечным, хотя работы ведут с 80-х.
            1. 0
              16 мая 2022 19:43
              я подозреваю что вы тайно имеете в виду так называемый адиабатный двигатель. но мне неизвестно ни об одном рабочем экземпляре.
              это ваши личные предположения или кто то создал хоть один образец?
              1. 0
                17 мая 2022 03:15
                Опытные делают с 80-х штучно. Не получается отладить для длительной работы - годы и годы как у коммерческого движка.
                1. 0
                  17 мая 2022 09:21
                  Опытные делают с 80-х штучно.
                  Я уже сорок лет интересуюсь этой темой. но не знаю ни об одном реальном экземпляре. мне кажется что там все легко и просто сделать.
                  не скажете ли вы в чем там основная проблема?
                  1. +1
                    17 мая 2022 13:19
                    Все что штучно сделано "в железе и глине" на экспериментальных производствах - оно в лабораторных стендах и на треках, а не на ДОП и не на конвейерах. Не устраивает пока в таких движках КПД и надёжность.

                    В авиации это GE Aviation FATE.
                    А сама история такого керамодвижка началась в 80-х и эти то движки штучные и испытывали ещё японцы и сейчас ими занимаются все кому не лень.
                    http://nippon-history.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st008.shtml
                    1. +1
                      18 мая 2022 08:45
                      Я надеялся услышать от вас ycuce234-san хот что-нибудь новое свежее - а это все те же. все эти опыты 80 годов мне давно известны, но с тех пор не произошло никакого движения вперед. а суть в том, что теплопроводность керамики примерно в тысячу раз хуже чем у металла, поэтому керамические стенки камеры сгорания ДВС неизбежно будут нагреты до 1000 С и значит в керамическом движке обязательно произойдет преждевременное калильное зажигание поэтому каждого кто пытается создать керамический бензиновый двигатель надо сразу записывать в . керамическим может быть только дизель!
                      но и тут загвоздки - температура смазки - масла не может быть больше 200-300 градусов а температура стенок керамики 1000 С поэтому никакое масло неработоспособно. лично я прорабатывал смазку из расплавленного металла сплав вуда с температурой плавления = 65 С или олова 237С
                      но есть другой вариант - делать керамическими только донышко поршня и крышку цилиндра а стенки цилиндра оставить металлическими охлаждаемыми. при этом в ВМТ площадь крышки и поршня 99% - а цилиндра - только 1% поэтому тепловые потери будут минимальны. но ни у кого не хватает ума догадаться об этом.
                      1. 0
                        18 мая 2022 09:06
                        Или реализуют раздельный впрыск воздуха и топлива - сначала в горячий пустой керамоцилиндр вводят бенз где он испарится а потом впрыснут воздух высокого давления в пары топлива. Словом - пусть потеют инженеры, пот роняя на кульманы...
                      2. 0
                        18 мая 2022 21:08
                        Впуск воздуха в ВМТ - это вообще дичайший бред который невозможно осуществить никаким образом. поэтому бензиновые керамические адиабатные двигатели в принципе невозможны - только дизели.
                        но суть в том что даже у них температура верхней части стенок цилиндра будет 1000 градусов - а значит масляная смазка невозможна. и вот эти уже сорок лет не могут решить эту проблему. ни о каких керамических двигателях после 80 годов и слыхом не слышно.
                      3. +2
                        18 мая 2022 22:23
                        Масло - это тоже (ставший очень привычным) "костыль", который в 19 веке всунули в движок, чтобы снизить трение. Да можно попробовать смазать сплавом - но это замена старого костыля викторианского образца на современный костыль со встроенным айфоном. Но сейчас всётаки занимаются самосмазывающейся керамикой со сверхнизким трением и может это и приведёт к успеху. Скорее преждевременная детонация более значима, чем трение, для высокотемпературных движков.
      2. +6
        16 мая 2022 09:01
        1899 год. Петербург. Мехзавод - построен ДВС (воспламенение от сжатия) мощностью 25л.с., работающий на НЕФТИ. Расход 240г. на 1. л. с. ч. Уже в 1903 году был построен ТЕПЛОХОД "Вандал" - 3 ДВС по 120л.с.
        1. +2
          16 мая 2022 14:03
          Тихоходные судовые дизели и сейчас работают на всем, что горит. Имея частоту вращения КВ -100 об/мин. .
          Проблема только с быстроходными высокофорсированными движками.
      3. +1
        16 мая 2022 13:45
        Цитата: Nikolaevich I
        были "всеядными" и могли работать ,практически , на всём ,что горит !
        Двигатели Стирлинга и Эриксона, то же работали на всём, что горит (двигатели внешнего сгорания).
      4. +1
        17 мая 2022 01:27
        Калильньiе двигатели на нефти бьiли до ВМВ. Заводились холостьiм охотничьiм патроном :)
    2. +1
      17 мая 2022 01:23
      Самьiй первьiй, стационарньiй дизель, инженера Рудольфа Дизеля, работал на угольном порошке :)
  6. 0
    16 мая 2022 06:06
    спасибо за статью
  7. -3
    16 мая 2022 06:25
    а вместо него заправлена нефть прямиком из нефтепровода «Дружба»

    Самое интересное место. Это вроде просверлили дырку в трубе, слили оттуда бочку нефти, а потом забили чопик? Или просто "бумага все стерпит".
    1. +1
      16 мая 2022 13:50
      Цитата: Нафаня из дивана
      Это вроде просверлили дырку в трубе, слили оттуда бочку нефти, а потом забили чопик?

      Не знаю, что там было на самом деле, но нефтепровод "Дружба" - это не труба. Точнее, не одна труба. Труб там очень много. И отводов тоже. Поэтому взять нефть из нефтепровода можно без просверливания дырки.
      1. +2
        16 мая 2022 14:10
        Труб там очень много. И отводов тоже.

        Нет в магистральных трубопроводов никаких отводов. Только на специальных заборно-раздаточных узлах. С вентилями, клапанами и датчиками расхода. Знаю. Поэтому и "докопался"
        1. 0
          16 мая 2022 14:22
          Цитата: Нафаня из дивана
          Нет в магистральных трубопроводов никаких отводов.

          Цитата: Нафаня из дивана
          Только на специальных заборно-раздаточных узлах. С вентилями, клапанами и датчиками расхода.

          Нет ли между этими двумя утверждениями противоречия?
          1. +2
            16 мая 2022 14:44
            Крантика, как у уличной колонки, что бы открыть и отлить - нет, от слова "совсем" Существует целая сложная система по недопущению несанкционированного отбора или разлива нефтепродуктов в природу.
            1. 0
              16 мая 2022 14:52
              Цитата: Нафаня из дивана
              Крантика, как у уличной колонки, что бы открыть и отлить - нет, от слова "совсем"

              Чем вентиль отличается от крантика?
              1. 0
                16 мая 2022 15:05
                Чем вентиль отличается от крантика?

                Развлекаетесь? Демагогией не интересуюсь
                1. 0
                  16 мая 2022 15:12
                  Цитата: Нафаня из дивана
                  Развлекаетесь?

                  Пытаюсь понять, почему нельзя получить нефть из нефтепровода на "специальном заборно-раздаточном узле". Или у любого потребителя, подключенного к нефтепроводу.
  8. -1
    16 мая 2022 06:36
    главных ограничителей свободы манёвра

    манёвр происходит от глагола манёврировать -БУ-ГА-ГА laughing
    1. 0
      16 мая 2022 15:30
      Цитата: asami1567
      манёвр происходит от глагола манёврировать

      Манёвр - от французского manœuvre.
    2. 0
      21 июля 2022 10:59
      для лиц, особо альтернативно одарённых есть слово маневрировать и соответственно маневр, а не манёвр
  9. fiv
    +2
    16 мая 2022 06:59
    Познавательно. Наверное, если подогреть нефть, двигателю было бы чуть полегче. А веники делают из проса. Так и называется - просо веничное
  10. Интересно, а Т-80 с газотурбинным двигателем нефть переварит?
    1. +1
      16 мая 2022 14:04
      Нет, на уровне форсунок и ТН застрянет. .
  11. -4
    16 мая 2022 08:46
    Короче, как всегда - советское будет работать с помощью ломика и такой-то матери даже у обезьяны. Представьте на его месте Абрама laughing
  12. -3
    16 мая 2022 09:36
    Цитата: 28-й регион
    В начале 90-х при общем развале армии нашим доблестным Алкашом, бензина нет, а дело делать надо. Часть ликвидировали, технику нужно гнать на погрузку ну и тд. Заправляли ЗиЛ-131 соляркой, в один бак литров 20 бензин, во второй дизтопливо. Двигатель заводили бензином, после того как разогрелся, переключали на второй бак, на дизтопливо. Коптил, плевался, но ехал. Главное не глушить. И перед тем как выключить двигатель перейти на бак с бензином.
    Не знаю что с движком после таких испытаний было.


    Что то мне подсказывает, что это обычные легенды. Ибо двигатель разработанный под работу только на одном виде топлива, не будет работать на другом. В дизеле воспламенение происходит от сжатия, в бензиновом от искры, соотношение топливо/воздух у смеси радикально отличается, степень сжатия тоже сильно отличается (примерно в 2 раза). Система зажигания в обычном бензиновом двигателе просто не воспламенит диз. топливо!
    1. +2
      16 мая 2022 11:05
      Ибо двигатель разработанный под работу только на одном виде топлива, не будет работать на другом.

      Дизель изначально можно считать многотопливным, зимняя и арктическая солярка это смесь собственно соляра и керосина, только в разных пропорциях. Любой дизель может работать на чистом керосине (не советую проверять, очень вредно для топливной аппаратуры) но в случае опасности можно.
      Судовые дизели изначально поектируются на разные сорта топлива, танкера на переходе потребляют нефть, но там очень серьёзная топливоподготовка проводится.
      1. +2
        16 мая 2022 11:23
        Цитата: Попандос
        Ибо двигатель разработанный под работу только на одном виде топлива, не будет работать на другом.

        Дизель изначально можно считать многотопливным, зимняя и арктическая солярка это смесь собственно соляра и керосина, только в разных пропорциях. Любой дизель может работать на чистом керосине (не советую проверять, очень вредно для топливной аппаратуры) но в случае опасности можно.
        Судовые дизели изначально поектируются на разные сорта топлива, танкера на переходе потребляют нефть, но там очень серьёзная топливоподготовка проводится.


        1. Вообще то, зимний/арктический дизель, это не смесь диз топлива с керосином. Хотя такой колхоз возможен и когда то так реально могли делать, сейчас нет. Для этого в диз топливо добавляют специальные присадки, связывающие влагу и парафины, и не дающие им замерзать/густеть.
        2. Древние и промышленные дизели, возможно и могут работать на керосине. Что то более менее современное без переделок - нет.
        3. Бензин и диз топливо по своим характеристикам сильно отличаются и без специальных работ, бензиновый двигатель на диз топливе никак не будет работать.
        4. Судовые дизели и многотопливные двигатели для спец техники очень сильно отличаются от обычных двигателей
        1. 0
          16 мая 2022 21:06
          Цитата: ZeeD
          Судовые дизели и многотопливные двигатели для спец техники очень сильно отличаются от обычных двигателей

          Смотря какие: если среднеоборотные, то - не сильно. А вот топливоподготовка и свойства масла - то да. Ну и сиденье-рулевая прокладка, естественно, другая устанавливается. yes
    2. +1
      16 мая 2022 14:07
      Керосин и уайт спирит воспламеняет, но детонация сильная. На смеси бензина и дизелюхи может и заработает, правда привет выпускным клопам, да и кольца залягут быстро
    3. +2
      17 мая 2022 07:31
      Цитата: ZeeD
      Что то мне подсказывает, что это обычные легенды. Ибо двигатель разработанный под работу только на одном виде топлива, не будет работать на другом

      В 1995 в вертолетном полку вся бензиновая техника ездила на керосине.Бензина давали по 5 литров на ЗИЛа 131 го - только чтоб запустился из бутылки под капотом.
      Поршня- горели, но сильно зависело от водителя.БАТ ИАС ездил исключительно на керосине.
      Бензина была 20 кубовая бочка на год на полк и 2 батальона.Всего одна....
  13. -1
    16 мая 2022 09:55
    В такой ситуации, по моему, топливный фильтр логично просто снять, чем чистить его каждый час
    1. +2
      16 мая 2022 14:08
      Тогда вылетит не 7 из 12 горшков, а все
  14. +1
    16 мая 2022 10:00
    На Кавказе есть светлые сорта нефти....их можно лить в такие моторы.
  15. +2
    16 мая 2022 10:07
    Но затем, видимо, маскировка трансформировалась в акт устрашения противника и всех, кто был рядом с машиной.

    Ахах))) вспомнился эпизод из мемуаров Д.А. Драгунского. Он писал про танкиста Василия Ускова и его танк №223 по прозвищу "Чёрт", двигатель которого выработал все положенные моточасы и в результате чадил так, как будто едет нее один танк, а вся бригада.
    Дым внезапно изменил цвет на чёрный и дополнился языками пламени, вылетавшими на полметра

    Блин, хотелось бы посмотреть на это)))
    1. +1
      16 мая 2022 13:11
      Примерно то-же бывает и с тепловозами - например https://www.youtube.com/watch?v=trKF55sy6EI
      Ищется по "тепловоз дал медведя" laughing
      1. 0
        16 мая 2022 14:11
        "Медведя дает"-движок изношенный, масло в камеру сгорания гонит. Или с турбины. Горит обычно масло. При нормальном стеохимическом соотношении гореть в выпускном тракте нечему.
    2. 0
      16 мая 2022 14:09
      Посмотри видосы как ушатанные тепловозы заводят, там пламя на 3 метра в небо бьет. .
  16. +2
    16 мая 2022 10:36
    вообще не понятные выводы...

    Имелся увеличенный нагар на днищах поршней, а подвижность поршневых колец оказалась ограничена. Также крупные слои нагара появились на тарелках клапанов со стороны камеры сгорания.

    В общем, ничего серьёзного. Зато выяснилась причина языков пламени из выхлопной трубы: в семи форсунках – всего их двенадцать – зависли иглы, от чего нефть не распылялась, а в буквальном смысле струилась. Это стало причиной неполного её сгорания в цилиндрах и догорания уже вне танка.

    Из внешних систем можно отметить ротор масляной центрифуги, который, как и масляный фильтр, оказался чуть ли не под завязку забит твёрдыми и мазеобразными отложениями. Это было связано с тем, что вязкость масла по мере работы на таком нестандартном топливе увеличивалась в два раза. Плохо себя чувствовал и фильтр грубой очистки топлива, засорявшийся каждые 1,4–2,5 часа настолько, что полностью перекрывал ход нефти, от чего двигатель тут же останавливался.


    Ничего серьезного?
    Вы сами серьезно это писали?
    1. +2
      16 мая 2022 14:04
      Цитата: SovAr238A
      Ничего серьезного?
      Именно. Я был уверен, что вообще не заведется, а движок - на чистку и переборку сразу. А тут - несколько часов отработал.
      1. +1
        16 мая 2022 14:31
        Цитата: bk0010
        Цитата: SovAr238A
        Ничего серьезного?
        Именно. Я был уверен, что вообще не заведется, а движок - на чистку и переборку сразу. А тут - несколько часов отработал.


        Ну это такое себе решение конечно.
        Это даже не фол последней надежды.
        Ибо если это средство спасения в экстренной ситуации - то может и стоит.
        Но как средство для продолжения выполнения боевой задачи, спорно - если только 100% знать, что этот бой - последний самый. И дальше потом ничего не будет.
        1. 0
          16 мая 2022 21:44
          Цитата: SovAr238A
          Ибо если это средство спасения в экстренной ситуации - то может и стоит.
          Мне почему-то кажется, что это проверяли не с какой-то реальной целью, а как в старом анекдоте про скрещивание слонов - "просто позырить".
    2. +1
      16 мая 2022 14:15
      Ну да, как минимум скинуть голову, заменить ТНВД. Ну и подозреваю на фоне маслянного голодания-задиры на вкладышах. По сути 20 часов работы-минимум ремонт с снятием двигуна
  17. +5
    16 мая 2022 10:39
    Снаружи танка был тот ещё перформанс. Когда движок начали прогревать перед началом движения, из выхлопной трубы повалил бело-сизый густой дым – нефть не успевала догорать в цилиндрах и в буквальном смысле испарялась в выхлопной системе на манер работы термодымовой аппаратуры. Даже плюсы отыскать можно: какая-никакая, но маскировка. Но затем, видимо, маскировка трансформировалась в акт устрашения противника и всех, кто был рядом с машиной.

    Дым внезапно изменил цвет на чёрный и дополнился языками пламени, вылетавшими на полметра – так стало ясно, что силовая установка вышла на стабильные обороты.

    Мехводы Т-64 понимающе улыбнулись. Кому - экзотика, а кому - повседневные тяготы и лишения воинской службы в весенний и осенний периоды. smile

  18. +3
    16 мая 2022 10:51
    Стоит отметить, что и без экспериментов ясно: у нефти повышенная вязкость и иной фракционный состав, нежели у дизтоплива

    И нефть очень сильно различается по сортам, есть легкая нефть, есть тяжелая. Чеченская нефть легкая и светлая, а арктическая тяжелая. На чеченской заведется, на арктической нет и кранты двигателю. Надо вешать в граммах - 844 грамма литр это чеченская, 910 граммов арктическая, Урал - 890 граммов. Солярка не более 860 граммов на литр.
  19. 0
    16 мая 2022 10:56
    На анекдот похоже!А трубу нефтепровода чем сверлили,что бы нефти набрать?...
  20. +4
    16 мая 2022 12:15
    Был у меня дизельный FORD RANGER с common rail.
    По ошибке на заправке залили бензин, получилось примерно 50/50 с дизтопливом.
    Сразу не понял этого, поехал, скоро почувствовал падение мощности, пока думал - доехал до дома в приличную горку.
    А потом напрасно заглушил. Завести не смог. Слил полностью бак, свежее дизтопливо и без последствий поехал FORD, хотя я уже был готов к худшему. Потом накатал еще 150.000 км и продал.
  21. -1
    16 мая 2022 13:57
    Но что делать, если ни того, ни другого под рукой нет, а рядом есть нефтехранилище или нефтепровод?

    На такой случай неплохо было разработать для войск мобильные нефтеперегонные установки. Достаточно удалить из нефти мазутно-битумную фракцию. Высокого качества топливо не получится, но все равно результат будет лучше, чем сырая нефть.
    1. 0
      18 мая 2022 02:54
      Вообще не совсем понятен этот эксперимент с сырой нефтью,я могу понять мазут или другие смеси,но нефть,нонсенс.Кстати нашёл таблицу испытания танкового двигателя на разных сортах топлива.
  22. +1
    16 мая 2022 14:34
    Зато выяснилась причина языков пламени из выхлопной трубы: в семи форсунках – всего их двенадцать – зависли иглы, от чего нефть не распылялась, а в буквальном смысле струилась.

    Если бы не зависли иглы в форсунках, то двигатель работал бы вполне нормально, а так и падение мощности и перегрев.
    Адаптировать топливную аппаратуру и всё будет работать вполне приемлемо.
  23. 0
    16 мая 2022 15:34
    Интересная статья,спасибо автору.Но у меня вопрос,проводились ли такие испытания с нефтью с другими танками,особенно интересно с дизелем танка Т-64 5ТДФ и ГТД-1000/1250 танка Т-80.Мне так думается,что ГТД-1000/1250 чувствовал бы лучше чем поршневые дизеля,хотя буду рад пояснениям и статьям.
  24. Комментарий был удален.
  25. +1
    16 мая 2022 23:00
    Мдя ... ТНВД и форсунки . ТНВД надо было перевести на другой угол опережения впрыска топлива , но с форсунками беда . Использовались многодырочные распылители , и из-за этого выход форсунок из строя . Были бы распылители на одно отверстие , которое открывалось иглой(как например на 4Ч 8,5\15) и было бы счастье .
  26. 0
    17 мая 2022 11:11
    В-2 легендарный движок. Помню препод расказывал, что палец в прицепной шатун, а там такая применена конструкция в КШМ, запресовывали с помощью бараньего жира. Еще со времен ВОВ. После пробовали мазать другими смазками - не получалось. Только при увеличении допусков посадки. А это падение ресурса ДВС.
  27. +1
    17 мая 2022 13:34
    Нефть нефти рознь. В нефти из "Дружбы" примерно 10% бензина, 10-15 керосина, 30 дизтоплива, остальное мазут и совсем тяжёлые фракции, они, кстати, и договаривались в выхлопе. А если взять трофейную арабскую, там тяжёлых вполовину меньше, заливай и вперед!
  28. +1
    17 мая 2022 16:53
    Непонятно только, что танкистам с этой инфой делать, смешивать нефтю с солярой?
  29. +2
    18 мая 2022 10:09
    Кмк, стоит разделять два процесса происходящих унутри цилидра дизельного двигателя. Первый, это сам рабочий процесс. Думается, что в дизеле пыхнет все и для В-2 с потомками основным препятствием для успешного пыханья будут достаточно высокие обороты и сложный, чувствительный к нагару, "авиационный" механизм газораспределения.
    Второй процесс, неготовность которого к перевариванию сырой нефти столь ярко описал уважаемый автор, это распыление топлива. Боюсь, что тут, если стоит задача расширить диапазон применяемого горючего, проще воткнуть второй ТНВД и второй комплект форсунок. Впрочем, допускаю, что можно обойтись развитой системой подогрева и фильтрации альтернативного топлива. Что займет больше места, сказать сложно.
  30. 0
    25 мая 2022 10:13
    Вчера ехал по Москве с таксистом чеченец и он рассказывал нам, что по рассказам его деда, во время отечественной войны в Чечне танки Т34 заправляли нефтью. Грозненская нефть очень легкая, по всей видимости вполне себе заменяла солярку для танка.
  31. AML
    0
    12 августа 2022 09:31
    Цитата: Biggi_2006
    "Медведя дает"-движок изношенный, масло в камеру сгорания гонит. Или с турбины. Горит обычно масло. При нормальном стеохимическом соотношении гореть в выпускном тракте нечему.

    Это вам повезло и вы криворуких мотористов не встречали. Моторист решил что медные шайбы под форсунки это роскошь. Соляра лилась
    из выхлопной литрами. Двигатель 2.0TDI. В нем нет топливной рампы. Каналы внутри блока.
  32. AML
    0
    12 августа 2022 09:34
    Цитата: smihko
    Вчера ехал по Москве с таксистом чеченец и он рассказывал нам, что по рассказам его деда, во время отечественной войны в Чечне танки Т34 заправляли нефтью. Грозненская нефть очень легкая, по всей видимости вполне себе заменяла солярку для танка.

    Скорее всего речь про белуя нефть. В ней нет битумных отложений.