Ключевой компонент: ОДК внедряет новые технологии производства лопаток авиационных двигателей

53
Ключевой компонент: ОДК внедряет новые технологии производства лопаток авиационных двигателей

Лопатка турбореактивного двигателя на стадии производства

Россия является одной из немногих стран мира, способных самостоятельно разрабатывать и серийно производить авиационные газотурбинные двигатели. «Объединенная двигателестроительная корпорация» и предприятия из ее состава работают над перспективными проектами силовых установок и создают новые технологии их производства. Недавно стало известно о внедрении сразу двух новых изобретений в области изготовления лопаток.

Новые технологии


В конце 2019 г. в г. Рыбинск на базе предприятия «ОДК-Сатурн» был открыт крупнейший в стране специализированный центр по производству лопаток для газотурбинных двигателей. Продукцию этого центра планировалось использовать в основном при изготовлении отечественных моторов; часть изделий предназначалась для экспорта. В течение нескольких следующих лет производство должно было выйти на максимальную мощность и выдавать 900 тыс. лопаток в год.



В начале апреля 2022 г. «Ростех» сообщил о новых успехах в области двигателей. ОДК разработала и внедряет новые технологии производства лопаток. Предложено новое устройство закрутки лопаток и технология гибридной штамповки лопатки из двухфазного титанового сплава.

Два перспективных изобретения направлены на оптимизацию процесса изготовления. Они позволяют повысить точность и качество производства, а также снизить трудозатраты и исключить участие человека. При этом используемое производственное оборудование и оснастка без затруднений включаются в налаженные технологические процессы.


Опытный ПД-8 на испытательном стенде

Новые технологии уже используются при развитии нескольких перспективных проектов двигателей. Кроме того, рыбинский центр «ОДК-Сатурн» освоил новые идеи и теперь использует их в серийном производстве лопаток для существующей линейки двигателей. В будущем он должен будет расширить номенклатуру готовой продукции, выполненной на новых технологиях.

Новые технологии также показывают специалистам и широкой публике, и они получают заслуженные оценки. В марте их представили на международном салоне изобретений «Архимед-2022», где они удостоились золотой и серебряной награды.

Два изобретения


Первое новшество от ОДК – т.н. устройство закрутки лопаток. Это изделие разработано нашей промышленностью и используется вместе с отечественным производственным оборудованием; оно полностью интегрировано в технологический процесс. С помощью такого устройства осуществляется формирование обводов лопатки, причем достигается высокая точность и производительность.

Центр производства лопаток «ОДК-Сатурн» освоил новое устройство и методы его использования. Теперь его применяют для изготовления лопаток одного из перспективных авиационных двигателей. В планах расширение подобного производства. Имеющаяся линия сможет выпускать лопатки разных типов и размеров, в т.ч. крупногабаритных.


Выставочный макет изделия ПД-14

Второе изобретение ОДК – технология гибридной штамповки изделия из двухфазного сплава титана. Процесс изготовления лопатки начинается с предварительной обработки заготовки, предусматривающей ряд операций, в т.ч. прогрев до оптимальных температур. Затем заготовка поступает в пресс, который придает ей требуемую форму.

Особенность новой технологии состоит в том, что она формирует из титановой болванки т.н. двухфазный композит, составляющие которого имеют разные характеристики. Внешний слой такого металла приобретает твердость и прочность, позволяющие выдерживать нагрузки. При этом внутренняя часть детали сохраняет пластичность и гибкость.

Как и при других технологиях изготовления, гибридно-штампованная лопатка представляет собой монолитную деталь необходимой формы и массы. При этом готовое изделие имеет более высокие технические характеристики. Также оно положительно сказывается на параметрах двигателя в целом: достигается выигрыш технического и экономического характера.

Необходимо отметить, что две новые технологии стали результатом длительных и сложных научно-исследовательских работ с привлечением различных профильных организаций. С их помощью был создан научный и технический задел, который теперь находит практическое применение и положительно влияет на развитие двигателестроения.


Общий вид перспективного ПД-35

Практический результат


По данным «Ростеха», новые технологии производства уже используются при изготовлении турбореактивных двигателей ПД-8, ПД-14 и ПД-35. Эти изделия имеют разные технические характеристики, и это показывает универсальность и потенциал новых изобретений ОДК.

Названные двигатели предназначаются для ряда моделей и модификаций современных и перспективных самолетов. Так, ПД-14 разных версий используется в проекте среднемагистрального лайнера МС-21 и его вариантах. Также рассматривается возможность его использования в новой версии самолета Ту-204 или при модернизации других существующих образцов.

Перспективный ПД-8 планируется использовать на новых модификациях ближнемагистрального SSJ и многоцелевого Бе-200, выполняемых с учетом импортозамещения. Не исключается его внедрение на других типах в качестве замены недоступных изделий. Буквально накануне было объявлено о завершении стендовых испытаний такого двигателя. Вскоре начнутся новые испытания на автономных установках и летающих лабораториях, что приближает старт серийного производства и установки на самолетах.

Наиболее мощный двигатель ПД-35 планируют использовать в перспективных проектах дальнемагистральных широкофюзеляжных лайнеров. Уже проводятся испытания и отработка отдельных агрегатов такого двигателя. При этом самолеты под него еще не создаются. В этом случае работа ведется с прицелом на отдаленное будущее.


Опытный МС-21 с двигателями ПД-14

Можно предполагать, что сфера применения новых технологий не ограничится только перечисленными двигателями для гражданских лайнеров. Их будут включать в производство других моторов для получения тех или иных выгод и преимуществ. Вместе с этим будет расширяться и список самолетов, оснащаемых такими двигателями.

Кроме того, очевидно, что за устройством закрутки и штамповкой титанового композита последуют новые изобретения и технологии. Они вновь положительно повлияют на производство двигателей и характеристики готовых изделий. При этом речь опять будет идти о широком круге двигателей и самолетов.

Поводы для оптимизма


Таким образом, предприятия «Объединенной двигателестроительной корпорации» и смежные организации продолжают работу и показывают новые успехи. Создаются новые модели двигателей, проводятся их испытания и осуществляется их интеграция в проекты авиационной техники. Также развиваются производственные мощности, как за счет строительства новых объектов, так и при помощи перспективных разработок.

На новые проекты и технологии возлагаются большие надежды. В сложившейся ситуации развитие отечественной авиации, гражданской и военной, будет определяться только возможностями и компетенциями нашей науки и промышленности. К счастью, она не останавливает работу и делает все возможное для решения поставленных задач. Она сталкивается с известными трудностями и ограничениями, но последние новости позволяют проявлять сдержанный оптимизм.
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    19 мая 2022 04:44
    Экономичный и мощный двигатель это все для авиалайнеров.
    Было бы интересно конструировать самолет вокруг двигателя, а не пристраивать его к планеру.
    Нашей стране как воздух надо сейчас развиваться во всех сферах машиностроения... нужны новые точные станки, материалы, операторы и т. д.... нужно все свое чтобы не оказаться в тисках санкций запада.
    Только так мы выживем в этом мире.
    То что автор описал радует... благодарю за статью. hi
    1. +4
      19 мая 2022 06:31
      Я надеялся услышать в этой статье что-нибудь про керамическое покрытие лопаток горячей части двигателя. Вот это действительно новые технологии.

      . Работы в этой области активно ведут и специалисты Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), исследующие «поведение» новых конструкционных материалов и их структур, например, столбчатой керамики, в полетных условиях. В отличие от металла, она выдерживает температуры выше 1100°С и признана авиационными специалистами оптимальным материалом для защитных покрытий лопаток турбин – горячей части двигателя
      1. +4
        19 мая 2022 08:04
        про керамическое покрытие лопаток горячей части двигателя. Вот это действительно новые технологии.

        На самом деле это давно не ноу-хау и не новые технологии. Научные статьи на эту тему в специализированных журналах я встречал еще лет 10 назад. Возможность использования для керамического слоя ТЗП на основе цирконатов РЗМ испытана и отработана
        1. 0
          14 августа 2022 20:57
          Ка-52. Разницу между статьёй и изготовлением, не одно и то же самое.
      2. +2
        19 мая 2022 11:37
        Кем признана, какими конкретно специалистами...ссылку в студию...
    2. Eug
      +7
      19 мая 2022 06:38
      С хорошим двигателем и ворота полетят - одна из шуток двигателистов (2 факультет) ХАИ..
  2. +9
    19 мая 2022 04:51
    Как хорошо всё расписано и то делают и другое, а годы летят и двигателя всё нет и нет. У них главное процесс а не результат. Сколько этим двигателем занимаются ? Лет 10-20? А толку нет. А зарплата у Мантурова какая? Отрабатывает ли он её?
    1. +23
      19 мая 2022 05:30
      Работаю как раз полировщиком. Делаю лопатки на 99ое изделие, т. е. на АЛ 31Ф. Как делали всё ручками, так и делаем. Вводили роботов, да. Потом ручками переделывали.
  3. +11
    19 мая 2022 04:54
    Когда я учился, то на лекции по теории двигателя нам говорили, что технология ковки и штамповки лопаток для компрессора и турбины - это вчерашний день и что где-то в недрах британских лабораторий пытаются "вырастить" из кристаллов лопатки для ТРД. Раньше я следил за этими новинками, а потом бросил - было не до этого... Оказалось, воз и ныне там!
    1. Цитата: Luminman
      и что где-то в недрах британских лабораторий пытаются "вырастить" из кристаллов лопатки для ТРД

      В США используют точное литьё.
      1. +12
        19 мая 2022 07:00
        Не удивили.
        Точное литьё у нас используется ещё с 70-х.
        А капилярное охлаждение в монокристалической лопатке турбины мы сделали первыми.
        1. +4
          19 мая 2022 08:25
          Распил так и построен-берется старая советская наработка заворачивается в новую обертку,дальше заявка в Минпромторг,который и выкупает права на результаты мусорных НИОКР. Вся эта шайка уже довела страну до цугундера с критической зависимостью от иностранных поставщиков-достаточно вспомнить эпопею с ВАЗ,КАМАЗ,морских ГТД,вертолетных двигателей якобы российского производства.
          1. +2
            19 мая 2022 12:38
            Цитата: Luminman
            это вчерашний день и что где-то в недрах британских лабораторий пытаются "вырастить" из кристаллов лопатки для ТРД. Раньше я следил за этими новинками, а потом бросил - было не до этого... Оказалось, воз и ныне там!
            Плохо следили за новинками, если Вам неизвестно, что ещё на первых двигателях Су-27 стояли двигатели с лопатками турбины из монокристалов.
        2. Цитата: Б-15
          Точное литьё у нас используется ещё с 70-х.

          Такое "точное", что лопатки вручную дорабатывают шлифовщики.
      2. +1
        19 мая 2022 11:39
        Как конкретно называется тип литья...со ссылочкой :)
    2. +3
      19 мая 2022 06:47
      Не совсем.
      Проблемы остаются только с турбинными и, возможно, последней ступенью компрессора.
    3. 0
      22 мая 2022 12:15
      Лопатки монокристаллические у нас давно «выращивают».
      Даже при СССР так делали.
      По методу Бриджмена ( или ещё какому).
      Программное обеспечение ProCAST 2009.0: от проекта до изготовления
  4. +15
    19 мая 2022 05:10
    Автор, на Вашем фото МС - 21-300, что видно по надписи на борту. Эти машины идут с амеровским движком. С нашим ПД-14 идут машины МС - 21-310.
    1. +15
      19 мая 2022 05:32
      Ну видимо лень человеку было, примерно такое фото найти. Или человек не сильно в теме про что пишет.
      1. +7
        19 мая 2022 06:50
        Цитата: New-pechkin
        Или человек не сильно в теме про что пишет.
        Он еще и называет эти моторы турбореактивными, хотя они самые что ни на есть турбовентиляторные (если я правильно перевожу термин turbofan).
        1. +14
          19 мая 2022 07:15
          Если правильно, то двухконтурный турбореактивный двигатель с высокой степенью двухконтурности, а в простонародье - турбовинтиляторный.
        2. 0
          25 июня 2022 04:57
          Вы верно пишете, но это больше профессиональный термин, турбовентиляторы просто эволюционное развитие турбореактивных (коэффициент двухконтурности как показывает "вентиляторность" турбореативного двигателя.
  5. +9
    19 мая 2022 05:11
    Сдержанный оптимизьмь еще надо удержать в руках.. Или головах.
    А то стечет на паркет.
    Последний рывок в авиадвигателестроении позволяет со сдержанным оптимизьмомь смотреть в будущее.
    В 00ггтак писали.
    После 14г,санкции-так писали, планы какие то наметили.
    Опять вырываемся вперед.
    Серийных дв нет с 00гг.
    1. 0
      19 мая 2022 06:51
      Когда приступили к разработке ПД-14?
      А сегодня уже пошло начало серии.
      И это не 22 года, как Вы пишите.
      Получается подмена затраченных сроков. А мы сделали семейство несколько быстрее :-)
      1. +4
        19 мая 2022 06:55
        Когба приступили? Всегда.
        Смотрите пс90(?), ебн хвалил. В 90егг.
        Все знали о:самолет-5-7 лет. Двигатель - 10
        1. +6
          19 мая 2022 07:10
          Приказ и выделение средств на разработку выдали 12 лет назад.
          Для разработки потребовалось рассчитать и защитить концепцию.
          По ней стало ясно какие параметры должны быть у компонентов изделия. Отсюда следующие требования и новые НИОКРы по созданию этих компонентов.
          А первый инженерный когда выкатили?
          Поэтому не зная сути не пишите глупости.
          Что касается ПС-90, то подскажите, пожалуйста, какая версия, по счёту модернизаций, сейчас выпускается и насколько она отличается по параметрам от первых серийных?
          1. 0
            19 мая 2022 10:25
            Поставил не нужный+.
            Я про смысл жизни, а не кто когда получил аванс и открыл работы и так до ниокр.
            Задача - занять рынок авиаперевозок. Отставание от своих обещаний.
            Чужие летают за нашими облаками.
            А кто и че там и тут работал-пустое.
            Дворники каждый день и десятилетия убирают листья и окурки.
            Жизнь продолжается.
      2. +6
        19 мая 2022 08:32
        ПД-14,есть увеличенный ПС-12 начатый разработкой 90-х годах под перспективный Як-242 ,которому уже 30 лет.Саму программу ПД-14 инициировали как инструмент давления на PW для того что бы монополизировать рынок РФ в отношении продукции этой компании.Пермские моторы предпологалось уничтожить как независимого производителя ГТД-последняя попытка была в 2013 году.
  6. +26
    19 мая 2022 05:32
    Прочитал статью - как речь какого-нибудь генерального директора завода послушал. Максимум разных слов, чем сложнее, тем лучше, минимум конкретики(как цифр, так и фамилий).
    На сколько выгоднее новая технология?
    На сколько выше стойкость новых лопаток?
    Кто этим занимался и что за это получил?

    А фото в начале я, как технолог по мех. обработке, постеснялся бы людям показывать. То, что изображено, по-хорошему допустимо только для опытных работ...
    Зачем такой огромный станок? Можно гораздо меньше и вдвое дешевле использовать.
    Приспособление - в принципе хорошо. Аккуратно и грамотно сделано.
    Но - для опытных работ, собрано из кусков, как Лего, для серийного производства надо на основе этого делать другое.
    Цанговый патрон в шпинделе. Опять же удобен для опытного производства (не дорог при средних характеристиках, прост в работе, широкий функционал). Высокоточный цанговый патрон и цанги к нему стоят вдвое-втрое дороже средненьких.
    Для массового производства лопаток я бы рекомендовал термопатрон. Да дороже(средненького цангового), да на конкретный диаметр(стандартный) инструмента, да нужна твч установка для зажима/разжима(возможно одна на десяток станков), но высочайшая точность закрепления(важна как раз для "тонких" работ, по высокой твердости, для стойкости инструмента и шероховатости поверхности), возможны большие вылеты для доступа к сложным местам, держит "мертво", быстрота смены инструмента, не забивается стружкой.
    1. +4
      19 мая 2022 15:31
      Это же Ростех, огромные станки, цеха и т.д.. Выхлоп - единицы изделий.
  7. +2
    19 мая 2022 06:44
    Цитата: Bacha
    Работаю как раз полировщиком. Делаю лопатки на 99ое изделие, т. е. на АЛ 31Ф. Как делали всё ручками, так и делаем. Вводили роботов, да. Потом ручками переделывали.

    Давайте сравнивать корректно.
    99-е какие имеет температурные параметры? Какие лопатки делаете Вы, а какие имеют ввиду в статье?
    А разве Вы не знаете что при изменении условий техпроцесса можно снизив затраты и время получить негодное изделие?
    Повысили тут температуру штамповки турбинной лопатки. Результат - обрыв лопаток с жертвами.
    Поэтому без всесторонних испытаний внедрение новых технологий невозможно. Да и новое оборудование потребуется.
  8. +3
    19 мая 2022 07:42
    То что новые двигатели делают это хорошо, но почему не арестованы предатели и вредители которые пропихивали импортные двигатели и импортные самолеты? Почему под ПД-35 не проектируется широкофюзеляжный самолет? Или потом готовый двигатель будет валяться никому не нужный, пока не устареет. Почему не делается ПД-16 для Ту-204, Ил-76 и Ил-96?
    1. +3
      19 мая 2022 08:13
      Почему под ПД-35 не проектируется широкофюзеляжный самолет?
      Проектировался, вроде, совместный с китайцами дальнемагистральный CR-929, но потом всё заглохло.
      1. 0
        19 мая 2022 10:36
        Это будет китайский самолет, наши просто технологии им передали. А я про наш самолет, какой-нибудь Ил-96 с двумя двигателями или новой разработки как МС-21
        1. +3
          19 мая 2022 14:06
          Это будет китайский самолет,
          Это теперь будет китайский самолёт, а мыслился совместным. В частности, композитное крыло должно было быть нашим. Но что-то пошло не так.
          1. +1
            20 мая 2022 18:37
            Китайцы получили то что им нужно. Никогда такого не было и вот опять.
  9. +1
    19 мая 2022 08:19
    Что нужно понимать читая эту переможную заметку,а вот что:
    -на Сатурн запустили импортную линию литья по выплавляемым моделям-этой "новой" технологии уже более 5000 лет,и на прорыв это никак не тянет.
    -Горячею штамповку,хорошо известную из практики производства объявили невиданным сверхдостижением.
    А что же на самом деле?
    -Руководство ОДК намеренно включило в конструкцию ПД-14 ряд импортных агрегатов,что с учетом текущего момента тянет на диверсию.
    -Крутка лопастей- если лопасти литые то ничего закручивать не надо,то же и в отношении композитных лопастей.
    -Где морские ГТД обещанные "Сатурном" флоту с 2003 года?
    -Что реально производит "Сатурн" после завершения контрактов по Советскому Д-30 для КНР?
    Что в итоге:Бюджет облегчили на некоторое количество денежных знаков,путем проведения "мусорных" НИОКР.
    1. -1
      19 мая 2022 09:29
      что за чушь вы тут пишите и зачем?
      -на Сатурн запустили импортную линию литья по выплавляемым моделям

      во-первых, линия проектировалась ВИАМ и изготовлялась во Ржеве.
      этой "новой" технологии уже более 5000 лет,и на прорыв это никак не тянет.

      да, технология далеко не нова, но является развитием нашего двигателестроения. Нет повода выть "всепропало"
      -Руководство ОДК намеренно включило в конструкцию ПД-14 ряд импортных агрегатов,что с учетом текущего момента тянет на диверсию.

      ПД-14 разрабатывался с учетом реалий десятилетней давности и горланить про "учет текущего момента" нет никакого основания. И да, расскажите что конкретно по вашим данным из комплектующих ПД-14 производится за рубежом.
      -Где морские ГТД обещанные "Сатурном" флоту с 2003 года?

      Во-первых, в 2003 году все планы по морским ГТД для ВМФ связывались с Зарей, или с коломенцами, а не с Рыбинском. Но ДГТА для 22350 еще год назад прошли испытания.
      -Что реально производит "Сатурн" после завершения контрактов по Советскому Д-30 для КНР?

      чего??? в вашей альтернативной реальности ОДК живет лишь благодаря заказам из Китая? fool
      1. -3
        19 мая 2022 11:07
        Вам надо фантастические романы писать.
  10. +2
    19 мая 2022 10:12
    На мой личный взгляд не стоит сегодня слишком сильно увлекаться хоть и перспективными но очень дорогостоящими научными разработками. В первую очередь необходимо заткнуть дыры, которые образовались в результате санкций. Пускай решения данных вопросов не будут ультрасовременными, но на первое время этого достаточно. А в дальнейшем, когда самые насущные проблемы будут решены, тогда и настанет время для улучшений старых технологий.
    1. 0
      19 мая 2022 10:39
      ПД-14 разрабатывался в большей степени на продажу. Т.к. потребность местной авиапромышленности (на тот момент) были крайне малы, чтобы окупить НИОКР, сертификацию и развертывание производства. Отсюда и стремление заложить в него характеристики, позволяющие конкурировать на рынке авиадвигателей.
      1. +4
        19 мая 2022 14:46
        ПД-14 пойдет на продажу только после того как налетает несколько миллионов моточасов позитивной статистики. К тому же для его успешной продажи придется по всему миру создавать сервисную сеть с соответствующей логистикой запчастей. По тем темпам, которые демонстрирует сегодняшнее авиастроение, это - несколько десятков лет исключительно под крылом МС-21. И это - в лучшем случае.
        1. -1
          23 мая 2022 05:59
          только после того как налетает несколько миллионов моточасов

          глупость. Боинговский CF6 стал устанавливаться на 767 без всяких миллионов. Как и RB211. Как и десятки других двигателей основных производителей.
          К тому же для его успешной продажи придется по всему миру создавать сервисную сеть

          где вы этого понабрались? Никто не создает собственные сети. Это все решается с помощью лицензий. По поводу запчастей да, согласен. Большая проблема?
          1. +1
            23 мая 2022 07:29
            Вы наверное не совсем понимаете разницу между американским Боингом и российским ОДК. Вернее - совсем не понимаете. Американские (и западноевропейские) двигатели монопольно владеют практически всем мировым рынком, а российскому ПД-14 предстоит оттяпать у американцев какую-то дольку этого пирога. Нетрудно догадаться, что Запад постарается этого не допустить. Поэтому никаких лицензий ПД-14 не получит без суровой и длительной политической борьбы. Не говоря уж о чисто технической процедуре, которая тоже не за один год производится даже при самых благоприятных политических условиях.
            1. 0
              23 мая 2022 08:58
              уважаемый Михаил, не надо путать xpен с пальцем. Во-первых, Боинг НЕ производит авиадвигатели. Их производит Уитни и пратт, Дженерал электрик, Ролл-Ройс. А понятие "владеют" в отношении авиапроизводителя это слишком притянутое за уши. Ни Дженерал электрик, ни Ролл-Ройс не смогут пролоббировать доптребования в отношении именно российских авиадвигателей. Механизм один для всех. Во-вторых, одно дело требования к сертификации, а другое дело выдуманные требования к многомиллионному налету и наличию собственного сервиса.
            2. 0
              23 мая 2022 10:36
              Цитата: km-21
              Вы наверное не совсем понимаете разницу между американским Боингом и российским ОДК. Вернее - совсем не понимаете. Американские (и западноевропейские) двигатели монопольно владеют практически всем мировым рынком, а российскому ПД-14 предстоит оттяпать у американцев какую-то дольку этого пирога. Нетрудно догадаться, что Запад постарается этого не допустить. Поэтому никаких лицензий ПД-14 не получит без суровой и длительной политической борьбы. Не говоря уж о чисто технической процедуре, которая тоже не за один год производится даже при самых благоприятных политических условиях.


              ПД-14 уже получил все возможные международные сертификаты.Самолеты МС-21-310 с двигателями ПД-14 получат возможность выполнять международные рейсы.
              .Конструкторское бюро АО «ОДК-Авиадвигатель», входящее в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех, получило дополнение к сертификату типа двигателя ПД-14 образца 2020 года. Перспективный двигатель, который разработан и производится ОДК, полностью удовлетворяет требованиям Международной ассоциации гражданской авиации (ИКАО) по выбросам вредных веществ.

              Двигатель ПД-14 был впервые сертифицирован Росавиацией в 2018 году и на тот момент соответствовал нормам ИКАО. В январе 2020 года вступил в действие новый международный стандарт, в котором были изменены нормы дымности и эмиссии нелетучих частиц, что потребовало дополнительной сертификации.

              Измерение выбросов ПД-14 было выполнено c привлечением специалистов Высшей школы прикладных наук Цюриха, Швейцария (ZHAW). Совместная работа показала, что российский двигатель соответствует требованиям Тома II Приложения 16 ИКАО. Это подтверждено сертификатом соответствия, выданным Федеральным офисом гражданской авиации Швейцарии (FOCA).


              «Дополнение к сертификату типа двигателя ПД-14 — важный этап для развития всей российской авиационной отрасли, — отметил заместитель генерального директора — генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин. — Самолеты МС-21-310 с двигателями ПД-14 получат возможность выполнять международные рейсы. Второй важный момент заключается в том, что Россия теперь сможет поставлять на международный рынок воздушные суда с двигателями, произведенными ОДК».

              https://sdelanounas.ru/blogs/139332/
              1. +1
                23 мая 2022 11:06
                Вы можете этот двигатель хоть полностью обклеить всевозможными сертификатами. Но без самого главного сертификата - интереса реального покупателя этот двигатель продаваться не будет. А чтобы заполучить этот интерес, придется каким-то образом преодолеть интересы американских и европейских производителей, которые в свою очередь постараются этого не допустить. Их монопольное влияние на мировой авиационный рынок сделать это вполне позволяет даже несмотря на розовый оптимизм некоторых комментаторов данного форума.
                1. +1
                  23 мая 2022 11:12
                  Для начала неплохо бы вытеснить Боинги и Эйрбасы с российского рынка ,импортозаместив их МС-21-310 ,SSJ NEW и Ил-96-400М.Большое начинается с малого.Чтобы отжать рынок Европы и США так это пока нереально.
                  1. 0
                    23 мая 2022 12:20
                    Вот именно!
  11. +1
    19 мая 2022 16:27
    ПД-14 на Ту-204- интересная мысль.
  12. 0
    19 мая 2022 19:51
    Говорил вам дедушка Ленин-"Не слушайте. что вам говорят (пишут), смотрите, что они делают, это и есть их подлинные мысли"
  13. 0
    22 мая 2022 17:57
    Лопатки ГТД - это как процессоры в IT. А кому достались советские предприятия?
  14. 0
    18 октября 2023 09:23
    В концепции совершенно нового авиационного двигателя лежит прежде всего архитектура и алгоритмы обеспечения нового физического процесса. Тогда лопатки выполняют роль индуктивных элементов для формирования разности потенциалов на ее концах . Это значит ,что можно использовать и слабо радиоактивный материал. Это делается для того ,чтобы создать взрывной эффект на законцовках лопаток. Тогда получим и невероятный температурный импульс вне плоскости лопаток и дополнительный импульс для раскручивания всего ротора . Такая архитектура позволит создать и ядерный двигатель и ядерный реактор нового вида и вообще перейти на новое осмысление процесса и задач.