Польские реактивные истребители первого поколения

69

В первые послевоенные годы подразделения противовоздушной обороны Войска Польского оснащались техникой и вооружением советского производства, и копировали структуру Советской армии. В 1949 году был принят семилетний план реформирования вооруженных сил. В том же году министром национальной обороны стал маршал Константин Рокоссовский.

После 1953 года количество военнослужащих в Войске Польском постепенно сокращалось. К 1958 году численность армии составляла примерно 300 000 человек, после чего она оставалась примерно на одном уровне до 1990 года. В 1956 году большая часть офицерского состава Советской армии покинула Польшу вместе с маршалом Рокоссовским.



До второй половины 1950-х подразделения противовоздушной обороны и истребительная авиация оснащались исключительно техникой и вооружением советского производства. После преодоления разрушительных последствий Второй мировой и восстановления польской промышленности был налажен выпуск собственных образцов, предназначенных для оснащения войск ПВО, и велось лицензионное производство реактивных истребителей МиГ-15 и МиГ-17.

Первые польские реактивные истребители


Польские военно-воздушные силы были оформлены как род войск в 1947 году, и на первом этапе три истребительных авиаполка имели на вооружении поршневые самолёты Як-9Т и Як-9П.


В 1950 году началось перевооружение на реактивные истребители. Первым реактивным самолётом ВВС Польши стал Як-17. Этот одноместный истребитель, как и «спарка» УТИ Як-17, использовались в качестве учебно-тренировочных при переходе к более совершенным машинам.

Реактивный Як-17 имел максимальную взлётную массу 3 240 кг. Турбореактивный двигатель РД-10А тягой 910 кгс обеспечивал максимальную скорость полёта 748 км/ч – то есть на уровне лучших поршневых истребителей. Дальность полёта с ПТБ – 717 км. Вооружение – две 23-мм пушки НС-23.

Польские реактивные истребители первого поколения

Учебно-тренировочный самолет УТИ Як-17 в коллекции Музея польской авиации в Кракове

Боевые Як-17 быстро устарели, были выведены с боевого дежурства во второй половине 1951 года и до конца 1953 года использовались в тренировочных целях.

Двухместные самолёты УТИ Як-17 эксплуатировались ВВС Польши до 1955 года. В 1957 году два УТИ Як-17 передали Авиационному институту, где создавался УТС TS-11 «Iskra». Одна «спарка» использовалась как источник запчастей, а другая после капитального ремонта получила гражданскую регистрацию и летала до 1960 года.

В 1951 году на вооружение ВВС Польши поступил истребитель Як-23. Этот самолет, как и Як-17, имел «рейданную» схему, но был спроектирован с нуля. Всего из СССР было поставлено 90 Як-23. Первоначально польское правительство планировало наладить лицензионный выпуск Як-23, но впоследствии от него отказались в пользу МиГ-15.


Истребитель Як-23 в Музее польской авиации в Кракове

Истребитель с максимальной взлетной массой 3 389 кг был оснащён двигателем РД-500 с тягой 1 590 кгс. Максимальная скорость полёта на большой высоте – 923 км/ч. Дальность полёта с ПТБ – 1 030 км. Вооружение – две 23-мм пушки. Из-за негерметичной кабины высотные характеристики Як-23 находились на уровне поршневых истребителей Второй мировой. Активная служба Як-23 в строевых эскадрильях продолжалась до 1954 года, после чего их стали использовать в учебно-тренировочных целях. Последние Як-23, числившиеся в резерве, списали в 1959 году.

В 1956 году вооруженные силы передали Авиационному институту два самолёта Як-23. Один разобрали на запчасти, а другому присвоили гражданские регистрационные номера, и этот самолет до ноября 1961 года использовался для летных испытаний и исследований.

Истребители МиГ-15 и МиГ-17 советского производства, а также польские модификации, созданные на их базе


МиГ-15 был одним из лучших реактивных истребителей первого поколения. Этот самолёт заслуженно пользовался популярностью в ВВС многих стран и принимал участие в ряде вооруженных конфликтов. Вполне естественно, что выдающейся по совокупности характеристик реактивный истребитель привлёк внимание командования польских ВВС.


Истребитель МиГ-15 ВВС Польши

Реактивный истребитель МиГ-15, оснащенный двигателем РД-45Ф, выдававшим тягу 2 270 кгс, имел максимальный взлётный вес 5 260 кг. На большой высоте самолёт мог разогнаться в горизонтальном полёте до 1 050 км/ч. Дальность полёта – 1 420 км. Истребитель имел герметичную кабину, и его потолок составлял около 15 000 м. Вооружение, рассчитанное на борьбу с американскими бомбардировщиками В-29, было весьма мощным: одна 37-мм и две 23-мм пушки.

Польские лётчики начали переучивание с Як-23 на МиГ-15 в середине 1951 года. Первоначально в Польшу поступали самолёты, изготовленные на советских и чехословацких заводах. Однако уже 17 июля 1952 года в воздух поднялся первый МиГ-15, построенный на авиазаводе компании РZL в городе Мелец. Первый послевоенный польский истребитель собственного производства получил обозначение Lim-1.


Взлетают истребители Lim-1

Освоение серийного выпуска МиГ-15 и двигателей для него очень сильно продвинуло польскую авиационную промышленность. До второй половины 1954 года удалось выпустить 227 реактивных истребителей Lim-1.

В 1953 году Польша получила истребители МиГ-15бис – усовершенствованный вариант МиГ-15. Этот истребитель был оснащён двигателем ВК-1 с тягой 2 700 кгс. Максимальная взлетная масса достигала 6 045 кг. Максимальная скорость – 1 076 км/ч. Дальность полёта – 1 800 км.


Истребитель Lim-2

Поставки МиГ-15бис польского производства под обозначением Lim-2 начались в конце 1954 года. До ноября 1956 года было построено 500 самолётов.

Эксплуатация МиГ-15, МиГ-15бис советского и чехословацкого производства осуществлялась параллельно с самолётами Lim-1 и Lim-2. Некоторые из этих машин прослужили более 20 лет. Первоначально они обеспечивали неприкосновенность воздушных границ Польши, но в связи с увеличением скорости полёта боевых самолётов стран НАТО морально устаревшие, но всё ещё крепкие истребители переоборудовали в истребители-бомбардировщики и разведчики, использовали их в учебных и тренировочных целях.

Параллельно с МиГ-15 в Польшу поступали двухместные учебно-тренировочные самолёты УТИ МиГ-15. После завершения серийного строительства Lim-1 и Lim-2 осуществлялся выпуск «спарок» SBLim-1 и SBLim-2. Самолёты не изготавливались заново, а переделывались на авиаремонтном заводе в Быдгоще из одноместных истребителей. Первый SBLim-1 был изготовлен в 1957 году, а головной SBLim-2 выпустили в 1960 году. Всего переделке подверглись 200 самолётов.


SBLim-2

По своим характеристикам польские УТС были близки к УТИ МиГ-15 и вооружались одной 23-мм пушкой.

Помимо SBLim-1 и SBLim-2, с 1961 по 1969 год осуществлялся выпуск двухместных SBLim-1Art и SBLim-2Art. На этих самолётах, предназначенных для корректировки артиллерийского огня и ведения разведки в прифронтовой полосе, во второй кабине не имелось приборов управления, а вместо них появились фотокамеры и столик для работы с картой.

Согласно польским данным, было сдано не менее 30 таких самолётов. Впоследствии часть их после капитального ремонта переделали обратно в учебно-тренировочные SBLim-2М и самолёты, предназначенные для зондирования атмосферы на предмет обнаружения продуктов ядерного взрыва.


SBLim-2М

SBLim-1 был выведен из эксплуатации в 1975 году, а SBLim-2 находились на вооружении до середины 1993 года. После ликвидации Организации Варшавского договора примерно полтора десятка Lim-2 и SBLim-2 продали на Запад. Некоторые самолёты удалось довести до лётного состояния, они до сих пор поднимаются в воздух и участвуют в различных авиашоу.

В 1956 году на завод в Мелец поступило четыре комплекта деталей советского производства, предназначенных для обучения заводского персонала сборке истребителей МиГ-17Ф. Параллельно на предприятии WSK Rzeszоw налаживалось производство двигателей ВК-1Ф. Первый самолет, собранный из советских деталей, был передан польским ВВС 18 января 1957 года. В середине февраля 1957 года началось производство истребителей Lim-5 – лицензионной копии МиГ-17Ф.


Истребитель Lim-5

13 февраля 1957 года польская военная авиация получила 3 самолета Lim-5. Всего в 1957 году удалось построить 222 самолета Lim-5. С 1960 года производство истребителей на заводе в Мелеце осуществлялось на двух сборочных линиях. При этом польские инженеры вносили в конструкцию разработанного в СССР истребителя различные изменения и усовершенствования. Производство самолетов Lim-5 продолжалось до 30 июня 1960 года. Всего было построено 477 самолетов в 19 серийных сериях. В это число также входят перехватчики МиГ-17ПФ, выпускавшиеся под обозначением Lim-5Р, и разведчики Lim-5R, оснащённые фотокамерой АФА-39.


Характеристики строящихся в Польше истребителей почти не отличались от МиГ-17Ф. Самолёт Lim-5 имел максимальный взлётный вес 6 075 кг. Максимальная скорость полёта – 1 047 км/ч, на форсаже – 1 154 км/ч. Высота полета – 16 600 м. Дальность полета с дополнительными топливными баками – 1 980 км. Встроенное вооружение: одна 37-мм и две 23-мм пушки.


Перехватчик Lim-5Р

Перехватчик Lim-5Р, оснащённый радиолокационным прицелом РП-5 «Изумруд», имел максимальный взлётный вес 6 350 кг. Наличие на борту радиолокационного прицела позволило осуществлять перехват при отсутствии визуального контакта с целью. Антенна передатчика располагалась над верхней губой воздухозаборника, а приемная – по центру воздухозаборника. На форсаже Lim-5Р мог разогнаться до 1 123 км/ч. Потолок – 15 800 м. Дальность с дополнительными топливными баками – 1 930 км. Вооружение – две 23-мм пушки.

В общей сложности до конца 1960 года было выпущено 129 Lim-5P. Впоследствии некоторые Lim-5Р оснастили держателями управляемых ракет К-13 (Р-3С), что повысило боевые возможности перехватчиков и позволило им находиться в строю до начала 1970-х годов.

В конце 1950-х на базе истребителя Lim-5 в заводском конструкторском бюро в Мелеце был создан самолёт, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск. Примечательно, что представители ОКБ им. А. И. Микояна забраковали польский проект после знакомства с ним. Но, несмотря на негативный отзыв головного проектировщика, в 1960 году началось серийное производство лёгкого ударного самолёта Lim-5М.

Для базирования на грунтовых аэродромах Lim-5М получил сдвоенные колёса шасси. Дистанцию разбега при взлёте сократили, благодаря использованию твердотопливных ускорителей, а дальность полёта повысили за счёт увеличения ёмкости топливных баков в более толстом крыле. Встроенное пушечное вооружение Lim-5М было таким же, как на МиГ-17Ф. Под крылом можно было подвешивать два блока на шестнадцать 57-мм НАР или 50–100 кг авиабомбы.

Однако из-за возросшего лобового сопротивления летные данные и управляемость самолёта Lim-5М ухудшились, в связи с чем в войсках его встретили прохладно. В результате лётных происшествий, случившихся в 1961–1964 годах, погибло восемь пилотов и разбилось 10 из имевшихся 60 самолетов. В 1964 году было принято решение переоборудовать неудачные Lim-5М в истребители-бомбардировщики Lim-6bis.

Исходя из опыта эксплуатации не слишком удачного Lim-5М, военные пришли к выводу о необходимости создания на базе Lim-5 истребителя-бомбардировщика Lim-6. Серийное производство этого самолёта началось в 1963 году. Улучшенный вариант, адаптированный для действий на малых высотах, получил обозначение Lim-6bis.


Истребитель-бомбардировщик Lim-6bis

Начиная с 1971 года часть перехватчиков Lim-5Р, сохранивших достаточный лётный ресурс, переоборудовали в истребители-бомбардировщики Lim-6М.

Истребители и истребители-бомбардировщики, созданные в Польше на базе советского МиГ-17Ф, в течение длительного периода времени составляли основу парка польских военно-воздушных сил, и ими были вооружены 17 истребительных авиаполков. Последние такие самолёты были выведены из эксплуатации в 1992 году. Истребители польской постройки также стояли на вооружении в ГДР, Болгарии, Египте, Индонезии и Гвинее-Бисау.

Первые сверхзвуковые истребители ВВС Польши


В конце 1950-х стало понятно, что имеющиеся реактивные польские истребители Lim-5 не в состоянии эффективно перехватывать днём сверхзвуковые самолёты, а перехватчики Lim-5Р в силу ограниченных возможностей бортового радиолокационного прицела имели очень скромные возможности вести самостоятельный поиск воздушных целей ночью.

В связи с этим правительство Польши в 1957 году приняло решение приобрести в СССР сверхзвуковые перехватчики МиГ-19П и МиГ-19ПМ, оснащённые радиолокационным прицелом РП-5. Освоение этих сверхзвуковых самолётов резко повысило возможности ПВО Польши по перехвату воздушных целей.

МиГ-19П был вооружен двумя 30-мм пушками и мог нести две пусковые установки ОРО-57К с 8 неуправляемыми ракетами С-5.


Сверхзвуковой перехватчик МиГ-19П ВВС Польши

На МиГ-19ПМ произошел отказ от пушек, и этот перехватчик был вооружен четырьмя управляемыми ракетами РС-2У (K-5M).


Сверхзвуковой перехватчик МиГ-19ПМ в Музее польской авиации в Кракове

Сверхзвуковой перехватчик МиГ-19ПМ имел неплохие для конца 1950-х летные данные, но был более требователен, чем МиГ-17Ф, к уровню подготовки пилотов. Максимальная взлетная масса МиГ-19ПМ составляла 9 400 кг. Два турбореактивных двигателя РД-9Б тягой каждый по 2 600 кгс (на форсаже 3 300 кгс) могли разогнать самолёт, несущий четыре ракеты, до 1 270 км/ч. Потолок – 16 800 м, дальность – 1 100 км, дальность полета с дополнительными топливными баками – 1 910 км.

В связи с ожидаемым поступлением истребителей МиГ-21 Польша приобрела 24 МиГ-19П и 12 МиГ-19ПМ. Эти перехватчики разделили между тремя истребительными авиаполками, в которых были сформированы «эскадрильи преследования».

В июле 1959 года польские пилоты на своих МиГ-19ПМ провели стрельбы управляемыми ракетами по беспилотным мишеням Ла-17 на советском полигоне Красноводск в Туркмении. Через год аналогичные стрельбы состоялись на полигоне Ашлук в Астраханской области.


Управляемая ракета класса «воздух-воздух» РС-2У (К-5М)

Ракета РС-2У, наводимая в луче бортовой РЛС, была разработана в середине 1950-х, и её первым носителем стал перехватчик МиГ-17ПФУ. В дальнейшем она использовалась в составе вооружения МиГ-19ПМ и почти всех модификаций МиГ-21. При длине 2 538 мм ракета весила 83,2 кг. Масса боевой части – 13 кг. Дальность стрельбы – до 6 км.

Вскоре после освоения польскими пилотами МиГ-19П/ПМ они приступили к боевому дежурству. Более высокая по сравнению с Lim-5Р скорость и большая продолжительность полёта позволяли быстрей выходить на рубеж перехвата и дольше находиться в воздухе.
В связи с переучиванием на истребители МиГ-21 все польские МиГ-19П/ПМ в 1965 году передали в 28-й истребительный авиаполк. Эти самолёты активно эксплуатировались до второй половины 1974 года. После чего снятые со списанных перехватчиков двигатели отправили в СССР, где их использовали для установки на радиоуправляемые мишени Ла-17, а планеры польских МиГ-19П/ПМ расстреляли на полигонах. Три самолёта сохранились в виде музейных экспонатов и памятников.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    17 мая 2022 04:17
    Нормальная статья по истории авиационной техники! good
    Хоть, что-то не про Украину.
  2. +1
    17 мая 2022 04:48
    Походу все страны Варшавского договора летали на разработках СССР, а своего ничего путевого толком не создали.
    1. +5
      17 мая 2022 05:30
      Цитата: мордвин 3
      Походу все страны Варшавского договора летали на разработках СССР, а своего ничего путевого толком не создали.

      Тут Вы не совсем правы, никто в ОВД кроме СССР истребители конечно не выпускал, но чехи делали очень неплохие реактивные учебно-тренировочные самолёты.
      1. +6
        17 мая 2022 05:36
        Цитата: Tucan
        чехи делали очень неплохие реактивные учебно-тренировочные самолёты.

        Вот и пусть бы и летали на своих дельфинах. ЯК-30 был лучше, но его зарубили в угоду чехам. Чисто политическое решение. Те же поляки свою Искру выпускали, а наши лучший среди них ЯК зарыли.
        1. +12
          17 мая 2022 06:33
          Цитата: мордвин 3
          Вот и пусть бы и летали на своих дельфинах. ЯК-30 был лучше, но его зарубили в угоду чехам. Чисто политическое решение. Те же поляки свою Искру выпускали, а наши лучший среди них ЯК зарыли.

          Як-30 может быть был и не хуже L-29, но в СССР в 60-е годы не имелось свободных мощностей для строительства своих УТС. Все советские авиазаводы были заняты выпуском боевых самолётов. Кроме, то производство самолётов в Чехословакии способствовало экономическому развитию и интеграции в рамках СЭВ.
          1. +1
            17 мая 2022 06:54
            Цитата: Bongo
            в СССР в 60-е годы не имелось свободных мощностей для строительства своих УТС.

            Тогда и нечего было огород городить.
            Цитата: Bongo
            Кроме, то производство самолётов в Чехословакии способствовало экономическому развитию и интеграции в рамках СЭВ.

            Да оно то и понятно. Лучше бы они побольше мотоциклов к нам гнали. Или пистолет СZ 75 вполне отличная вещь для армии.
            1. +1
              18 мая 2022 14:20
              Цитата: мордвин 3
              Лучше бы они побольше мотоциклов к нам гнали.

              Весь Север на Татрах освлоили.
          2. +9
            17 мая 2022 07:23
            Цитата: Bongo
            .

            hi
            Читаю и думаю: кто же написал такую интересную статью?
            Привык, что ты про ПВО долго писал wink
            С удовольствием изучил за утренним кофе good
            Спасибо за прекрасное начало дня!
            1. +10
              17 мая 2022 08:00
              Цитата: Mister X
              Цитата: Bongo
              .

              hi
              Читаю и думаю: кто же написал такую интересную статью?
              Привык, что ты про ПВО долго писал wink
              С удовольствием изучил за утренним кофе good
              Спасибо за прекрасное начало дня!


              Здравствуй, друг мой!
              Спасибо за добрые слова! drinks
              Но эта статья, как раз часть цикла посвящённого ПВО Польши.
              Свой очереди ждёт следующая.
              1. +5
                17 мая 2022 08:11
                Цитата: Bongo
                посвящённого ПВО

                Неточно выразился: ты чаще пишешь про ракетные, и пушечные комплексы для систем ПВО laughing
                1. +8
                  17 мая 2022 08:19
                  Цитата: Mister X
                  Неточно выразился: ты чаще пишешь про ракетные, и пушечные комплексы для систем ПВО

                  Дык, я начинал служить в 11-й ОА ПВО. Хотя и обслуживал специфическую аппаратуру, на ЗРК тоже насмотрелся, и влюбился в них.
                  1. +5
                    17 мая 2022 09:26
                    Дык, я начинал служить в 11-й ОА ПВО. Хотя и обслуживал специфическую аппаратуру, на ЗРК тоже насмотрелся, и влюбился в них.

                    Ну, теперь понятно, откуда у тематики многоуважаемого Bongo "ноги растут". laughing good Сергей, кланяюсь! Ждем продолжения! drinks
                    1. +5
                      17 мая 2022 13:05
                      Цитата: Пане Коханку
                      Сергей, кланяюсь! Ждем продолжения! drinks

                      Николай, здравствуй! Продолжение будет в ближайшее время.
                      Цитата: Пане Коханку
                      Ну, теперь понятно, откуда у тематики многоуважаемого Bongo "ноги растут". laughing

                      Ну, так я это и не скрывал. На сайте даже мои сослуживцы были.
                      1. +5
                        17 мая 2022 13:07
                        Николай, здравствуй! Продолжение будет в ближайшее время.

                        Хорошие циклы! drinks Спасибо!
                  2. +5
                    17 мая 2022 10:29
                    Цитата: Bongo
                    влюбился в них

                    Совет да любовь!
                    drinks
                    1. +8
                      17 мая 2022 13:09
                      С ПВО всё в прошлом, хотя я к этой теме до сих пор неравнодушен!
                      Цитата: Mister X
                      Совет да любовь!

                      Ты этой девушке скажи, Оля меня к ней даже ревнует!

                      Никогда не думал, что у меня будут отношения с кошкой!
                      1. +2
                        17 мая 2022 21:46
                        Цитата: Bongo
                        Оля меня к ней даже ревнует!

                        А моя Мася меня ни к кому не ревнует bully

                        Слева Боря (Джонсон)
                        Рядом Синяк (сын Байдена, Хантер) wassat
                        за ними Фуфа.
                        Она на кухне у ТВ все новости слушает laughing
                      2. +2
                        18 мая 2022 04:00
                        Цитата: Mister X
                        А моя Мася меня ни к кому не ревнует

                        Твои питомцы не пытаются вмешиваться отношения с супругой, и не начинают убивать кота, как только стоит его погладить.
                      3. +3
                        18 мая 2022 06:26
                        Цитата: Bongo
                        не начинают убивать кота

                        Эээ, не скажи...
                        Все время кажется, что Боря мне угрожает голосом Леонова:
                        - "Моргала выколю"!
                        Живём в страхе...
                      4. +1
                        18 мая 2022 08:50
                        Цитата: Mister X
                        Эээ, не скажи...
                        Все время кажется, что Боря мне угрожает голосом Леонова:
                        - "Моргала выколю"!
                        Живём в страхе...


                        Это что же такое ты пил? belay
                      5. +2
                        18 мая 2022 10:42
                        Цитата: Bongo
                        Это что же такое ты пил?

                        Сыну 34 года
                        Почему бы не попридуриваться на старости лет? wink
                      6. +1
                        18 мая 2022 15:57
                        Киса,ориентальной породы?
                      7. +1
                        19 мая 2022 00:02
                        Цитата: sh3roman
                        Киса,ориентальной породы?

                        Да, это классический орик. У нас их двое, оба шоколадного окраса. Кошка на редкость умная, а кот - это самое ласковое и покладистое существо в мире.
                      8. 0
                        19 мая 2022 10:20
                        Ориенталы,самые изумительные кошки из всех!!!!!хозяина любят,наверное, как собаки,если не больше, меня, к сожалению в прошлом, и встречал и провожал, и даже лечить пытался. Здоровья и удачи вашим кисам и Вам,как их другу, хозяином с ними нельзя быть.
                  3. 0
                    4 июля 2022 12:33
                    Цитата: Bongo
                    Дык, я начинал служить в 11-й ОА ПВО. Хотя и обслуживал специфическую аппаратуру, на ЗРК тоже насмотрелся, и влюбился в них.

                    А про РЛС не пишите? 95-97гг. Отдельная Радиолокационная рота.
              2. +6
                17 мая 2022 11:28
                Ура!
                Хоть будет, что в "творческом отпуске" читать!
                А что после Польши планируется?
                1. +6
                  17 мая 2022 13:12
                  Здравствуйте!
                  В комментариях к одной из прошлых статей меня попросили рассказать про поставляемые по ленд-лизу в СССР средства ПВО.
                  Но в цикле про ПВО Польши будет ещё несколько публикаций.
          3. +3
            17 мая 2022 09:59
            Все советские авиазаводы были заняты выпуском боевых самолётов.

            Так Польша просила лицензию у СССР на Як-30 . И даже игнорировала Л-29 . Полякам отказали . История настолько тухлятиной пахнет, что и ворошить её тошно. Кстати, энтузиастами того Яка создан прямой потомок идеи Як-30 - самолёт СР-10. Безупречная машина-парта опять не у дел. Задумали перейти на спорную американскую трёхступенчатую поршняга- Як-130 - основной .
      2. +2
        17 мая 2022 12:31
        Цитата: Tucan
        Цитата: мордвин 3
        Походу все страны Варшавского договора летали на разработках СССР, а своего ничего путевого толком не создали.

        Тут Вы не совсем правы, никто в ОВД кроме СССР истребители конечно не выпускал, но чехи делали очень неплохие реактивные учебно-тренировочные самолёты.

        Поляки выпускали свой учебно-тренировочный TS-11"Искра", который они использовали как лёгкий штурмовик.
        1. +4
          17 мая 2022 13:15
          Александр, здравствуйте!
          Цитата: Fitter65
          Поляки выпускали свой учебно-тренировочный TS-11"Искра", который они использовали как лёгкий штурмовик.

          TS-11"Искра" как штурмовик полно гов-но. Поляки это понимали, и до последнего держались за ударные машины на базе МиГ-17. Я специально не стал подробно останавливаться на польской ИБА. Акцент больше сделан на истребители.
          1. +3
            17 мая 2022 14:56
            Сергей, добрый вечер! Честно говоря коллега написал про, чешские УБСы , ну я и вспомнил про "польское чудо" которая "Искра"... Честно говоря сейчас не помню где я сей образец летака видел, толи в Пиле, толи в Мирославце. Там они как раз на Су-22м4 переходили. А я иногда к ним выезжал- прямую связь с нашим ЗКП осуществлял по Р-409МА , там правда кроме меня наша и Р-140М приезжала и Р-845... laughing drinks И вот не помню уже , толи на Пиле мы через через РД к КДП ехали, толи на Мирославце?... Старый уже laughing laughing laughing И там рядом с Су-22м4 эти Искры и стояли...Там же, по учениям, и эти LiМ-6 которые Бис садились для дозаправки, по ходу учений там то я и увидел их вживую, рядом...Говорили что борт №438 был самолёт комполка... laughing В своё время ,уже не помню где ( кажется в Скшидлатой Польске) проскакивали фото этого борта со всех сторон, что меня тогда( примерно 95-96 г.г.) и подвигло сделать из Шмеровского полена сей пипелац
            А это вот память о нашем общем с ними прошлом....
        2. 0
          18 мая 2022 15:59
          В югославии выпускали реактивные самолеты
          1. +2
            18 мая 2022 16:36
            Цитата: sh3roman
            В югославии выпускали реактивные самолеты

            По правилам название страны пишется с большой буквы- Югославия. Да в Югославии производили самолёт совместной с румынами разработки. J-22 Орао в СФРЮ и IAR 93 в Румынии .165 единиц произвели в СФРЮ, 86 -румыны.ПРичём что у одних что у вторых основа ВВС была советские самолёты, хотя что у тех и других можно было встретить и западные образцы авиатехники, а румыны если память не изменяет по лицензии французский вертолёт выпускали...
            1. -1
              18 мая 2022 21:29
              Насчёт большой буквы,это вот что занудство? Или что?
              1. +1
                18 мая 2022 23:42
                Цитата: sh3roman
                Насчёт большой буквы,это вот что занудство? Или что?

                Можете писать как хотите, даже без пробелов между слов...
  3. +8
    17 мая 2022 05:19
    автор определяется по заголовку) обычно мало интересовался польским реактивным самолетостроением, больше заводом в Свиднике. Гонористая Польша получила поистине царский подарок (сейчас таким так щедро не одаривают), в те годы она получила технологии: реактивные истребители, многоцелевые вертолеты до 6500 кг, лёгкие турбовинтовые самолеты укороченного взлета и посадки (м-28,а по рождению ан-28) и ан-2, даже единный для ввс стран ОВД УБС л-29 (кстати, Чехословакии тоже перепал хороший кусок пирога: л-39 и л-410 все ещё находятся в эксплуатации) в Польше был заменён на свой TS-11. Справедливости ради на Западе в то время тоже были менее прижимисты в плане технологий, но чтобы отдать компетенции по производству целых ниш вертолетостроения-это, конечно, небывальщина
    1. +9
      17 мая 2022 06:36
      Николай, здравствуйте! hi
      Полностью с Вами согласен. Более того, европейские страны НАТО были вынуждены создавать собственные проекты боевых самолётов, дабы хоть как-то снизить зависимость от американцев.
  4. +7
    17 мая 2022 05:35
    Сергею спасибо за отличную статью! smile
    Никогда особенно не интересовался авиацией, но эту было интересно читать. good
    Интересно, а на чём сейчас поляки летают?
    1. +8
      17 мая 2022 06:43
      Цитата: Морской Кот
      Сергею спасибо за отличную статью! smile
      Никогда особенно не интересовался авиацией, но эту было интересно читать. good
      Интересно, а на чём сейчас поляки летают?

      Костя, здравствуй!
      Рабочей лошадкой ВВС Польши в течении длительного времени являлись МиГ-21 различных модификаций. В конце 1970-х поляки получили полк МиГ-23МФ, но этот сложный в пилотировании и дорогой в обслуживании самолёт им не понравился. В конце 1980-х поступили первые МиГ-29, потом "двадцать девятые" Польша получала от Чехии и Германии. Сейчас они их добивают и в ближайшие пару лет спишут. Основным польским истребителем сейчас считается американский F-16C/D Block 52+ (48 единиц), так же ожидается поставка 32 F-35A.
      1. +7
        17 мая 2022 07:21
        «самолёт им не понравился» - оно не удивительно. Самолёт очень неоднозначный, конечно, шаг вперёд по сравнению с 21-м, но одновременно и в «сторону». recourse
        1. +9
          17 мая 2022 08:04
          Цитата: Сергей Валов
          «самолёт им не понравился» - оно не удивительно. Самолёт очень неоднозначный, конечно, шаг вперёд по сравнению с 21-м, но одновременно и в «сторону».

          В начале 1990-х в Хвалынке, что в Спасск-Дальнем наблюдал как меняли двигатель на МиГ-23МЛД. wassat Как-то мне техников жалко стало.
          1. 0
            17 мая 2022 15:46
            Через несколько лет после поступления МиГ-23 в войска прошла серия катастроф причиной которой стало разрушение центроплана вызванное усталостными трещинами. В результате выявилось что проблема была связана с качеством сварки. Проблему устранили, но сколько машин было выпущено с ней. Были проблемы и с «зубом» в корне поворотной части крыла. Переделка 23-го в 27-й повлекла целый шлейф весьма неоднозначных доработок. Вооружение изначально было слабым - 4 ракеты плюс пушка. А серия была сумашедшей - «Знамя труда» в конце 70-х выпускал почти по одной машине в день. А ведь был ещё Улан Удэ, которому помогал Иркутск.
      2. +6
        17 мая 2022 07:43
        Ну, понятно, американцы, это было ожидаемо. Своих истребителей больше не производят, хотя бы по лицензии?
        Передавай привет Ольге. smile
        1. +8
          17 мая 2022 08:12
          Цитата: Морской Кот
          Ну, понятно, американцы, это было ожидаемо.

          Ну, теоретически ещё могли быть "Ефрофайтеры", "Рафали" или "Грипены". Чехи и венгры например эксплуатируют Saab JAS 39 Gripen.
          Цитата: Морской Кот
          Своих истребителей больше не производят, хотя бы по лицензии?

          История польских истребителей закончилась на клонах МиГ-17. В 1960-е годы Хрущёв отказал полякам даже в лицензии на МиГ-21, хотя те слёзно просили. В 2000-е рассматривался вопрос создания и производства в кооперации с Россией на базе МиГ-29 собственного истребителя. Но не срослось...

          Последним заметным успехом польского авиастроения стал PZL M28 - польская версия Ан-28.

          Этот лёгкий транспортный самолёт укороченного взлёта и посадки в количестве 16 экземпляров закупили силы специальных операций США. Где он эксплуатируется под обозначением С-145А Skytruck.

          Оле привет передал! drinks
    2. +7
      17 мая 2022 09:30
      Интересно, а на чём сейчас поляки летают?

      Добавлю. Вроде, у них еще в составе ВВС есть старые истребители-бомбардировщики Су-22. Ну, это так, уже из разряда раритетов.
      1. +6
        17 мая 2022 13:20
        Цитата: Пане Коханку
        Добавлю. Вроде, у них еще в составе ВВС есть старые истребители-бомбардировщики Су-22. Ну, это так, уже из разряда раритетов.

        Вот с Су-22 не ясно. По моим данным они формально числятся на вооружении, но как мне известно эти самолёты уже не летают.
        Хотя для своего времени поставленные в Польшу экспортные Су-22М4 были очень даже не плохи.
        Кстати, их до 1990 года выпускали у нас в Комсомольске.
        1. +6
          17 мая 2022 14:01
          Хотя для своего времени поставленные в Польшу экспортные Су-22М4 были очень даже не плохи.

          Вполне возможно! Сергей, я в авиации не шибко силен, но думается мне, что концепция истребителя-бомбардировщика наиболее реализуется только сейчас, с развитием высокоточного оружия. Если неправ - поправляйте! drinks
          Кстати, их до 1990 года выпускали у нас в Комсомольске.

          На Родине Павла Сухого, на окраине города Глубокое (Беларусь) стоит памятник ему, предыдущая версия этого самолета - Су-17М.


          Кстати, почему тебе не сделать следующий цикл - "Отечественная послевоенная штурмовая авиация"? Там же и у Ильюшина были интересные проекты...
          1. +5
            17 мая 2022 14:08
            Цитата: Пане Коханку
            На Родине Павла Сухого, на окраине города Глубокое (Беларусь) стоит памятник ему, предыдущая версия этого самолета - Су-17М.

            А к Торопцу он отношения не имеет? wassat
            Там тоже "Сушка" имеется:
            1. +6
              17 мая 2022 14:12
              А к Торопцу он отношения не имеет?

              Сергей, приветствую! Это либо Су-9, либо Су-11 - перехватчик. Сейчас набрал в инете про памятник - это Су-9.
              1. +5
                17 мая 2022 14:21
                Цитата: Пане Коханку
                Сейчас набрал в инете про памятник - это Су-9.

                Честно говоря про СУ-9 ничего не знаю.
                1. +5
                  17 мая 2022 14:51
                  Честно говоря про СУ-9 ничего не знаю.

                  Это машина конца 50-х - 60-х годов.
                2. +3
                  17 мая 2022 17:22
                  Су-9 - это основная машина ПВО первой половины 60-х. Самолёт откровенно плохой, но других сверхзвуковых перехватчиков не было.
              2. +3
                17 мая 2022 17:19
                Если очень грубо - то Су-9 отличается внешне от Су-11 количеством балок под ракеты под крылом. Су-9 нёс 4 ракеты, Су-11 две. Су-11 было выпущено довольно мало, кажется ими были укомплектованы всего 3 полка, один из которых базировался в Хотилово.
  5. +7
    17 мая 2022 06:28
    «имел «рейданную» схему» - «реданную», от слова редан.
    1. +8
      17 мая 2022 06:44
      Цитата: Сергей Валов
      «имел «рейданную» схему» - «реданную», от слова редан.

      Опычатка request Благодарю за уточнение! hi
      1. +1
        17 мая 2022 10:18
        Благодарю за уточнение!

        Пожалуй ,стоит дополнить , что Як-23 при всём консерватизме ( редан, прямое крыло , негерметичная кабина ) получился очень лёгким . И даже с движком " Дервент" ( наша нелицензированная копия ) имел отличнейшую тяговооружённость , мог запросто сесть на неподготовленный луг и пользовался огромной популярностью в странах СЭВ .
        1. +4
          17 мая 2022 12:34
          Копия вполне себе лицензионная. Вместе с Дервентом 5/РД-500 купили лицензию на Нин 2/РД-45.
          1. 0
            17 мая 2022 13:55
            Копия вполне себе лицензионная.

            Если есть ссылка на документ, будьте добры. Пока приходится придерживаться "а фиг его знает"
            https://mikhailove.livejournal.com/23649.html
            "Однако, остаётся ещё много вопросов, лицензия была вроде бы продана, Роллс-Ройс пытался позже получить 207 млн. фунтов платежей по соглашению, но безуспешно"
            Точно известно, что часть двигателей разобрали, сняты размеры и образцы материалов и сплавов , было поручено изготовить чертежи .
  6. +4
    17 мая 2022 12:29
    Когда служил в СГВ, в Ключево, то помнится в Витково стояли LiM-6тые. В году 1987 ехали на учения на полигон Надажице, а там эти Лимы кружатся. Один из "стариков" говорит - блин прям как в годы шальной юности, во Вьетнаме... laughing
    1. +3
      17 мая 2022 16:55
      В году 1987 ехали на учения на полигон Надажице, а там эти Лимы кружатся.


      Мы встретили МиГ-17 в воздухе у Мазари-Шариф в 85-м . Увидел, узнал с удивлением -не поверил глазам . А второй из пары с грунтовой полосы с кучей пыли вслед как раз взлетал.
  7. +4
    17 мая 2022 12:32
    Добрый день Сергей,
    После ликвидации Организации Варшавского договора примерно полтора десятка Lim-2 и SBLim-2 продали на Запад.

    Интересно с какой целью? Коллекционерам? hi
    1. +8
      17 мая 2022 13:24
      Цитата: Mihaylov
      Добрый день Сергей

      Здравствуйте!
      Цитата: Mihaylov
      Интересно с какой целью? Коллекционерам?

      На загнивающем Западе очень не мало состоятельных людей интересующихся авиацией, и которые коллекционируют летающие раритетные самолёты. Кроме того, эти машины активно участвуют в различных авиашоу, где крутятся не малые деньги.
      1. +6
        17 мая 2022 14:10
        Цитата: Bongo
        Кроме того, эти машины активно участвуют в различных авиашоу

        Всегда хотел побывать на таком, но пока не довелось. hi
      2. +2
        18 мая 2022 16:06
        Ярчайший пример Манузакис в Германии, у него и искра польская была, но летать на ней у него не вышло
  8. +2
    17 мая 2022 13:00
    Цитата: Bongo
    Цитата: мордвин 3
    Вот и пусть бы и летали на своих дельфинах. ЯК-30 был лучше, но его зарубили в угоду чехам. Чисто политическое решение. Те же поляки свою Искру выпускали, а наши лучший среди них ЯК зарыли.

    Як-30 может быть был и не хуже L-29, но в СССР в 60-е годы не имелось свободных мощностей для строительства своих УТС. Все советские авиазаводы были заняты выпуском боевых самолётов. Кроме, то производство самолётов в Чехословакии способствовало экономическому развитию и интеграции в рамках СЭВ.

    Поляки вместо Искры готовы были выпускать Як-30, но им не дали. А Як-30 технический был лучший.
  9. -4
    17 мая 2022 13:06
    Абсолютно неправильное название материала. Это советские истребители в польских ввс
  10. 0
    17 мая 2022 17:35
    Фото с Lim-2. Самолет заметно блестит. Поляки лаком не покрывали?
  11. +1
    24 мая 2022 21:07
    вот еще один интересный экспонат.

  12. -1
    4 июля 2022 11:55
    Удивляет как легко Советская страна давала возможность своим союзникам научиться производить самолёты самостоятельно.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»