Его Величество Миномет

78

Миномет – это просто и сложно одновременно. Вообще это самое удивительное оружие, изобретенное человечеством. Почему? Потому что принципиально до жути простое, но весьма эффективное.

Что такое классический миномет: опорная плита, ствол, сошки и прицел. Дешево, просто и очень сердито. Причем, от своего дебюта (массового, я имею в виду) в Первую Мировую до наших времен, прошло более ста лет. Аэропланы стали самолетами, причем, реактивными, винтовки стали автоматическими, пулеметы крупнокалиберными, появились РСЗО, тактические и крылатые ракеты, ядерное оружие.



А миномет, простите, как будто выпал из цивилизации. И, не зная о том, что развитие оружейной мысли идет все дальше и дальше, продолжает собирать кровавую дань по миру. Во время Второй Мировой войны, согласно некоторым исследованиям, именно на миномет пришлось около 50% потерь живой силы. Половина. А вторая половина – на совести всего остального оружия, пушек, бомб, стрелковки.

По сути своей, миномет очень странное явление. Его даже классифицируют в разных армиях по-разному.

Но имя миномету – Легион. Ибо многолик он и разнообразен.


Минометы нарезные и гладкоствольные, заряжаемые с дула и с казны, носимые, буксируемые и самоходные, автоматические и с ручным заряжанием. А существуют еще и минометы-гаубицы («Нона»), к минометам можно (и нужно) отнести автоматические гранатометы и даже подствольные гранатометы.

Всех их объединяет одно: навесной огонь по параболе, причем, более крутой, чем у тех же гаубиц. Мортирный, ибо именно от мортиры и произошел миномет.

Его Величество Миномет

Единственные, кого не надо относить к минометам, это гвардейские минометы «Катюша» всех моделей, поскольку они совсем не минометы, а очень даже РСЗО.

В целом, только описание всех видов, подвидов и частных случаев минометов достойно целой статьи. Но сегодня наша цель – ответ на вопрос об актуальности этого не очень молодого (учитывая мортирных предков) и совсем не технологичного вида оружия.

В условиях современной войны миномет вообще заиграл новыми красками по полной программе. Все восемь лет с Донбасса только и шли известия о минометных обстрелах. Нет, применяли и артиллерию, и РСЗО, но не в таких количествах.

Ответ прост: миномет не только дешев в изготовлении, потому что не требует ни хитрой электроники, ни дорогостоящих сплавов, у него есть иные преимущества. Миномет максимально мобилен. Минометы малых калибров запросто можно переносить или перевозить в совершенно не предназначенных для этого транспортных средствах. Крупные калибры в состоянии перемещать небольшие грузовички коммерческого назначения, которые есть во всех странах либо полюбившиеся еще с афганской войны полноприводные пикапы.


Потому сегодня применение миномета можно четко разделить на две части: военное и диверсионное. С применением миномета в войсках все понятно, с диверсионной частью разберемся чуть позже.

Легкая конструкция для военных – находка, ведь даже малую тактическую группу (от 8-12 до 20 бойцов) можно значительно усилить за счет минометов, играющих роль артиллерии.

Навесная параболическая траектория полета мины позволяет поражать противника на минимально близких (от 100-150 метров) дистанциях. Естественно, это для минометов малых калибров. Для больших калибров эта дистанция, естественно, больше, но все равно – миномет способен поражать противника «перед собой».

Конечно, артиллерийские орудия стреляют намного дальше. Но именно из-за особенностей конструкции артиллерийских орудий, что пушек, что гаубиц, огонь на близких дистанциях – это далеко не для всех орудий.

В этом плане миномет просто шикарен: для него не проблема неровный рельеф местности, городская застройка, необходимость вести огонь из низины по целям на возвышенности и наоборот. Миномет может закинуть мину даже на обратный скат холма или в укрытие. Опытному наводчику, как показала практика Чечни, не составляет большого труда забросить (пусть не с первой попытки) мину в окно многоэтажного дома.

Еще один нюанс: артиллерийская мина – хитрая штука. Так как ей не надо лететь на 30-40 км, то основную часть ее веса составляет боевая часть. Пороховой заряд выбрасывает мину из ствола на высоту, дальше она использует силу гравитации, и делает это неплохо так. Если посчитать фугасное воздействие мины калибром 120-мм, то получится, что она мощнее снаряда 152-155-мм. Да, на дистанцию снаряда ей не улететь, но оно и не особенно требуется.


Огонь по территории завода «Азовсталь» ведётся из российского 240-мм самоходного миномёта 2С4 («Тюльпан»)

Так что – ближняя дистанция, затрудняемая рельефом или застройкой, возможность стрелять снизу вверх, а главное – мобильность – вот основные козыри миномета. Плюс скорострельность, 10-15 у моделей с ручным заряжанием и до 120 у автоматического «Василька».

Очень важный момент: миномет способен обеспечить внезапность огневого налета и быстрый отход. Перевод того же 2Б11 опытный расчет делает за 1,5-2 минуты, практически не давая противнику возможности засечь, откуда ведется огонь. Но даже если огневой налет смогли увидеть, для того, чтобы прилетела «ответка», должно пройти время.

Смотрим. Тихо и незаметно, можно ночью (ПНВ в помощь) пара машин выдвигается на заранее присмотренные позиции, да так, чтобы между ними и целями оказался бы лесок, за которым можно спрятаться, из кузовов выкатываются минометы, устанавливаются, делают по 10-15 выстрелов, закатываются обратно в кузова и на полном ходу расчеты сваливают восвояси.


Сколько времени уйдет с момента остановки машин до начала движения? 10 минут. Хватит этого времени, чтобы противоположная сторона определила координаты и нанесла ответный удар? Обычно нет, потому что отсчет начинается с момента разрыва первой мины, а к этому времени остальные уже в воздухе, а расчеты пыхтят, заталкивая минометы обратно в машины.

Ни одно буксируемое артиллерийское орудие такой скорости не обеспечит. А самоходные орудия типа 2С1М1 «Гвоздика» или РСЗО БМ-21 «Град» не могут стрелять ближе 4 км. Плюс «Град», естественно, себя демаскирует первым же выстрелом.

Да, новая самоходная гаубица 2М34 «Хоста» может минимально стрелять на 1,8 км, это приличный показатель, но «Хоста» - это завтра, а миномет есть уже сейчас.

Применительно к описанной ситуации многие скажут, что велосипед уже придумали, и это «Нона». Да, «Нона», представляющая собой универсальный гибрид гаубицы и миномета, это просто шикарная вещь. И мину может положить в полукилометре от себя, и расчет/экипаж защищен хотя бы от пуль и осколков, и скорость вполне приличная.

Но вот если прикинуть, сколько минометов можно сделать из металла, который идет на постройку одной «Ноны», то становится понятно, отчего «Ноны» не так уж часто встречаются в вооружённых силах, если сравнить с обычными минометами. Стоимость самоходного миномета мало чем уступает стоимости гаубицы, а иногда и превосходит ее.


Потому верхом изобретательности с моей точки зрения стал самоходный миномет родом из Донбасса: мусоровоз с установленным в кузове «Васильком». Кто первый придумал, ополченцы или ВСУ, не знаю, но штука получилась убойная, если закрыть глаза на вонь.

Кузов мусоровоза – очень прочный, ничуть не уступает той же «Ноне». Обзор и сектор обстрела вполне приличный. «КамАЗ» о трех осях и двух мостах вполне проходим и быстр. Расчет в кабине помещается вполне нормально. Чего еще надо желать?


Так в 2015 году обе стороны противостояния доставляли друг другу неприятности именно с помощью таких машин.

Но миномет, пусть не 120-мм, а 82-мм, размещенный в разобранном виде в гражданском универсале может причинить много неприятностей. Именно тем, что его можно подвезти на дистанцию выстрела (3-4 км у того же 2Б14 «Поднос»), отстреляться и так же быстро увезти. Что такое 42 кг веса миномета? И полсотни мин.

Если говорить о сегодняшних реалиях, то это, вполне возможно, ожидает нас в самом ближайшем будущем. Тихий подход в область границы представителями Украины, отстрел мин по населенным пунктам и такой же быстрый уход обратно. То есть, то, что было продемонстрировано в Белгородской области, когда из гранатометов было обстреляно нефтехранилище Борисовского завода мостовых конструкций. Все то же самое можно будет устроить с помощью минометов, выстреливая по населенным пунктам какое-то количество мин.

Большого вреда это не причинит, если говорить о минах 82-мм. Мины 120-мм уже намного серьезнее, но здесь важнее не столько материальный ущерб, сколько возможная гибель людей. Плюс моральный эффект. Обстрел российской территории ВСУ, которая уже, если верить отчетам, близка к тому, чтобы остаться без техники.

Но после очередных перегруппировок в Белгородскую область начали прилетать снаряды «Градов», так что о минометах и диверсионных группах говорить пока преждевременно.

Для такой террор-деятельности миномет ничуть не хуже «Града». Разброс мин весьма приличный, так 120-мм на предельной дистанции в 8-9 км дает разброс кругом диаметром до 140 метров. Уничтожить что-то получится только благодаря приличному количеству выстрелов. И здесь еще один момент: артиллерийская мина – это очень дешевый инструмент нанесения ущерба.

Миномет – оружие весьма неточное, скажем так: максимально приспособленное для работы по площадям. Если мы берем какой-то гипотетический населенный пункт, то для мобильной террор-группы будет совершенно все равно, есть ли там военные или только гражданское население. Выпущенные мины все равно сделают свое дело. Миномет прекрасно разнесет постройки, инженерные сооружения, дороги, другие объекты инфраструктуры. Результат будет налицо.

Единственный недостаток такой операции – небольшое количество мин, которые может взять и безопасно для себя использовать каждый отдельно взятый расчет. Точная работа – это все-таки не для миномета, хотя…

Американцы, например, придумали технологию Precision Guidance Kit, благодаря которой обычные снаряды значительно «умнеют» и начинают походить на высокоточное оружие. Их мина ХМ395 которая наводится при помощи системы точного позиционирования, дает разброс 5-10 метров, что является просто волшебным результатом для артиллерийской мины.

Цена, правда, тоже волшебная. Стоимость одной 120-мм мины ХМ395 около 10 тысяч долларов. Конечно, с умным снарядом «Эскалибур» не сравнить, то тоже весьма немало. Ведь мина снабжена не только блоком позиционирования, но и управляющим блоком с подруливающими элементами. Зато ХМ395 позволяет поразить цель 1-2 минами вместо обычных 8-10.

Но это не наши реалии. У нас будет впереди задача по отлову мобильных террор-групп, которые продолжат обстреливать приграничные населенные пункты именно с помощью минометов.

Итого: высокомобильное, дешевое в производстве и обслуживании оружие, с дешевым же боеприпасом. Это плюсы.


Минусы, их реально немного. Основной – это точность. Плюсы явно перевешивают, а значит, миномет еще очень нескоро сойдет со сцены. Причем, не те новомодные изобретения, которыми занимаются ведущие производители вооружения в мире, которых я умышленно промолчал. Речь идет о той самой трубе с подносом и максимально просты прицелом, позволяющем отправить в полет в направлении к цели по параболе артиллерийскую мину с осколочно-фугасной боевой частью.

Как показало противостояние на Донбассе, Сирия и начавшиеся военные действия на Украине, миномет еще очень нескоро станет неактуальным средством поражения живой силы противника. «Король умер» мы услышим еще очень не скоро.
78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    16 мая 2022 04:00
    Автору - спасибо за статью.
    Есть ещё очень много интересных свойств у миномёта, информацию о которых в интернете не найдёшь, но для этого можно ещё одну статью писать.
    1. +3
      16 мая 2022 04:59
      Минусы, их реально немного.
      Особенно у миномета "Молот" feel !
      1. 0
        18 июля 2022 22:43
        Миномёт, чудо техники. Что есть, то есть. Гениальная простота.
        А автор - так, пустое место. Ниачём!
    2. +6
      16 мая 2022 07:46
      Switchblade можно считать родственником миномёта?
      Ведь пусковая установка похожа на миномет
      1. +14
        16 мая 2022 09:10
        Чего уж мелочиться? Р-36М - всем минометам миномет))
      2. 0
        16 мая 2022 09:49
        Родственником - нельзя, а альтернативой - можно. Принцип действия иной, массово-габаритные характеристики сопоставимы. Барражирующий боеприпас лучше подходит для диверсий/нападения, миномет - для обороны.
        1. +4
          16 мая 2022 09:56
          Цитата: Проктолог
          Барражирующий боеприпас лучше подходит для диверсий/нападения, миномет - для обороны.

          Автор статьи упоминает про диверсионные минометы, верно?

          Разве Switchblade разработан только для диверсантов?
        2. +1
          16 мая 2022 22:29
          Миномет подходит для любой боевой деятельности подразделения. Любой. Как автомат например.
      3. +1
        17 мая 2022 17:00
        Ну, тогда и это миномёт! laughing
    3. +11
      16 мая 2022 07:51
      Я не знаю почему но у нас забыли про 160-мм миномёт , особенно он актуален сейчас при штурме укрепов и Азовстали , по разрушительной мощи как авиабомба ,прост до безобразия ,дешёвый ,на хранении должны были ещё остаться!
      1. +2
        16 мая 2022 19:59
        Цитата: 73bor
        Я не знаю почему но у нас забыли про 160-мм миномёт , особенно он актуален сейчас при штурме укрепов и Азовстали , по разрушительной мощи как авиабомба ,прост до безобразия ,дешёвый ,на хранении должны были ещё остаться!

        Есть 240мм Тюльпаны.
        1. +1
          18 мая 2022 01:10
          Есть и к нему мина "смельчак" ! Только дорогая штука и в скорострельности проигрывает ,и вообще немного для других целей !
  2. -1
    16 мая 2022 04:07
    Да уж what из Сирии приходили видео поражения гражданских в населенных пунктах...очень неприятная штука.
    Интересно из минометов можно запускать барражирующий боеприпас?
    Идея вообще интересная... заложил в программу боеприпаса кооординаты обьекта и пальнул в его сторону... дальше он сам ищет дорогу к нему по наводке программы.
    1. +1
      16 мая 2022 22:30
      А что искать, раз координатьi есть ?
  3. +1
    16 мая 2022 04:12
    Так какой способ бррьбы с кочующими минометами? БПЛА в воздухе на постоянной основе? С парой ракет "воздух-поверхность"?
    1. 0
      16 мая 2022 05:19
      Давно напрашивается такой беспилотный ДРЛО.
    2. +6
      16 мая 2022 14:04
      БПЛА в воздухе на постоянной основе? С парой ракет "воздух-поверхность"?

      Глупо гоняться за мухами, если под окнами помойка. Проще убрать мусор. Американцы не следуют тактике, навязанной террористами ( а грузовичок с миномётом по застройке -именно это ) . Они разносят столицу, меняют обер-фюрера. И тот сам со страстью и рвением истребляет "борцов за свободу" при помощи другой половины " борцов за справедливость ".
    3. +2
      16 мая 2022 21:08
      Цитата: Ствол
      Так какой способ бррьбы с кочующими минометами?

      Артиллерийский радар, или звуко-оптический комплекс. На получение координат одиночной цели нужно около 5 секунд. А БПЛА пригодится для контроля или добивания если вдруг кто то успеет снятся.
  4. 0
    16 мая 2022 04:13
    Сейчас американцы начали поставки на Украину своих 60-мм минометов. Они еще дешевле и компактнее и поставить их могут в очень больших количествах. Это может стать проблемой.
    Причем в нашей армии нет таких компактных и легких минометов. Минометный калибр 50-мм забраковали еще во время ВОВ, причем как РККА, так и Вермахт.
    1. +2
      16 мая 2022 05:21
      В войну и от 82 мм были не в восторге. От всех мелкашек отказались в пользу АГСов и подствольников.
    2. +6
      16 мая 2022 05:36
      У Украине есть собственный 60-мм миномет для спецназа КБА118 «Камертон»
      https://topwar.ru/150156-bogi-vojny-na-donbasse-chast-2-karmannaja-artillerija.html
      ДНР также выпускает собственный 60-мм миномет
      https://topwar.ru/141808-sobstvennoe-oruzhie-donbassa.html
      1. 0
        16 мая 2022 06:06
        Но это в мизерных количествах. А США могут поставлять их сотнями, если не тысячами.
    3. +5
      16 мая 2022 06:39
      В новых американских 60-мм минометах используются мины снаряженные ВВ увеличенной мощности, которые по эффективности не уступают 81-мм.
    4. -1
      16 мая 2022 22:37
      Военньiе на 122 мм морщаться, переходят на 152 мм, куда тут 60 мм ? Не стоит расходьi на взрьiватель.
  5. +3
    16 мая 2022 05:23
    Автор забыл или не знал ,что для повышения точности огня есть "Весельчак". Не для всех случаев ,естественно.
    1. +2
      16 мая 2022 09:31
      Цитата: andrewkor
      Автор забыл или не знал ,что для повышения точности огня есть "Весельчак".

      Так и "Китолов" существует и созданная на его основе управляемая мина КМ-8 «Грань»...
  6. +6
    16 мая 2022 05:29
    О использовании минометов в городе.
    Миномет может стрелять через здания, благодаря тому, что мина падает вертикально. Добавите сюда беспилотник для корректировки и миномет может поражать цель, через здание, находясь с другой стороны здания. Калибр конечно лучше будет использовать побольше - 160 мм, по опыту боев в Сирии. 240-мм тоже годиться, но его скорострельность существенно меньше. Во время ВОВ минометы использовали для стрельбы по верхнем этажам зданий, мина взрывалась в верхней части траектории.
    1. +2
      16 мая 2022 09:30
      Цитата: riwas
      Миномет может стрелять через здания, благодаря тому, что мина падает вертикально.

      Скорей уж по крутой параболической траектории
    2. +1
      16 мая 2022 12:37
      Добавите сюда беспилотник

      По мне так это будущее развитие очень эффективного оружия(судя по событиям).Если создать модули (с программным обеспечиванием ,для вычисления и корректировки, работающие синхронно и в реальном времени)которые будут и на беспилотнике и у минометчика! То дешёвый миномет превратиться в
      мобильное высокоточное оружие даже у самых малых подразделений!А главное не дорогое!
      1. 0
        16 мая 2022 22:44
        Есть предел рассеивания мин, которьiй прогр. обеспечением не перейти. А еще минометчику все равно что видит бпла. Стреляет ком.батареи или другой офицер. Ему нужно видео цели и разрьiвов.
  7. +9
    16 мая 2022 05:39
    Миномет – оружие весьма неточное, скажем так: максимально приспособленное для работы по площадям.

    Смотря какой миномет. Для повышения точности стрельбы стволы современных минометов нередко делают нарезными. Например, американский 106,7 мм (24 нареза в стволе) миномет М30 (угол вертикального наведения ствола 45-65 градусов) или французский 120 мм (у мины поясок с "готовыми" нарезами) миномет MO-120-RT-61 (угол вертикального наведения ствола 30-85 градусов). Для последнего, французского миномета мина выполнена в форме артиллерийского снаряда, которая по сравнению с традиционной, каплевидной миной имеет большое наполнение взрывчатым веществом.
    https://bukren.my1.ru/publ/ware/minomet_w/2-1-0-65
    1. 0
      16 мая 2022 22:51
      Автор не прав. И гладкоствольньiй миномет весьма точное оружие. По одиночньiм целям очень даже успешно работает. По пулеметной ячейке например 7-8 мин 82 мм хватит.
  8. +11
    16 мая 2022 05:46
    Американцы, например, придумали технологию Precision Guidance Kit, благодаря которой обычные снаряды значительно «умнеют» и начинают походить на высокоточное оружие. Их мина ХМ395 которая наводится при помощи системы точного позиционирования, дает разброс 5-10 метров, что является просто волшебным результатом для артиллерийской мины.

    Не только. Противотанковые мины поражают бронированную технику в самую уязвимую верхнюю часть, где броня наиболее тонкая. В настоящий момент в мире разработано и стоят на вооружении несколько мин с ГСН. Наиболее известны противотанковые мины: 81-мм "Мерлин" с радиолокационной ГСН ММВ (Великобритания, дальность стрельбы 4,5 км) и 120-мм "Стрикс" с ИК ГСН (Швеция, дальность стрельбы 7,5 км с дополнительным зарядом). Российское унитарное предприятие "Конструкторское бюро приборостроения" разработало 120-мм осколочно-фугасную мину с лазерной системой наведения комплекса "Грань", который имеет лазерно-тепловизорный прицел. У России есть также на вооружении с аналогичной системой наведения 120-мм мина "Китолов-2М". Есть 240-мм "Смельчак".
    https://topwar.ru/25808-upravlyaemye-boepripasy-kitolov-2-i-kitolov-2m.html?
    https://bukren.my1.ru/publ/ware/asimm_otvet_1/2-1-0-82
    https://topwar.ru/18181-korrektiruemye-snaryady.html?
    1. +5
      16 мая 2022 08:04
      Цитата: riwas
      81-мм "Мерлин" с радиолокационной ГСН

      А чего же 120-мм "Гриффин" с радарной ГСН не упомянули ? В ФРГ одно время много работали над управляемыми 120-мм минами... Даже на Украине разработали 2 образца мин... : 1.120-мм мина с лазерным наведением; 2. 50-мм мина "Чёрный дятел" с телевизионным наведением... Кстати,"Китолов-2М" в калибре 122-мм и предназначен для 122-мм гаубиц Д-30 ! Для "Ноны" имеется 120-мм "Китолов-2"...
  9. +1
    16 мая 2022 06:30
    Боюсь показаться недалёким, но что мешает сделать самоходные миномёты на базе БМП-1, коих на базах хранения великое множество?
    1. +2
      16 мая 2022 07:43
      Это не имеет практического смысла. На БМП 1 хранения сейчас при необходимости устанавливают новые боевые модули, а миномет можно перевозить в десантном отделении. request
    2. +9
      16 мая 2022 08:48
      Я так слышал, что просто так на необорудованную технику можно ставить только легкие минометы. Про постановке чего ли бо белее-менее приличного "вышибает дно" или гнет крышу. В общем, нужно модернизировать, прямая установка не катит.
    3. +1
      16 мая 2022 22:16
      Основа слабовата... Приваривали плиту от "Подноса" к крыше корпуса .... после десятка выстрелов появлялись трещины в металле.
  10. +2
    16 мая 2022 07:19
    Только вот изобретенное не человечеством, а русскими.
  11. +8
    16 мая 2022 08:33
    1.Да, новая самоходная гаубица 2М34 «Хоста» может минимально стрелять на 1,8 км, это приличный показатель, но «Хоста» - это завтра, а миномет есть уже сейчас.
    2М34 ? Почему не знаю ? 2С34 "Хоста"-знаю! Кстати , "Хоста" производилась ,где-то, с начала 2000-х...так что -это не новинка ! И произведено их было не так уж и много ! ( Выявились некоторые недостатки при эксплуатации ...Вроде бы раскачивалась сильно во время стрельбы!)
    2. Потому верхом изобретательности с моей точки зрения стал самоходный миномет родом из Донбасса: мусоровоз с установленным в кузове «Васильком». Кто первый придумал, ополченцы или ВСУ, не знаю, но штука получилась убойная, если закрыть глаза на вонь.
    Какая вонь ? Они шо...миномёт бытовыми отходами для маскировки заваливали ? belay А если помыть ...кузов ? what Кстати , "Васильки " стали возить в кузовах "Камазов" и на корпусах БМП ,и палить с них ещё в Афгане в 80-е годы !
    3. Почему-то, пренебрежительно говорится о 82-мм минах... "Но новые песни придумала жизнь" ! Уже созданы мины ,повышенного могущества: 60-мм мины по эффективности приближающиеся к 82-мм минам ("старым") и 82-мм мины -к 120-мм минам ! А в целом,автор прав...о миномётах и минах можно ещё говорить и говорить !
    1. 0
      16 мая 2022 11:25
      Кстати , "Хоста" производилась ,где-то, с начала 2000-х...так что -это не новинка

      Гос. испытания "Хосты" и её модернизированной версии 2С34-1 закончились где-то в середине 2010-х.
      То, что Вы говорите про "начало 2000-х" в совокупности с "Вроде бы раскачивалась сильно во время стрельбы" заставляет меня полагать, что Вы о "Вене". У "Хосты" этих недостатков не было.
      1. +3
        16 мая 2022 11:53
        Вот,что я читал у Рябова Кирилла.... :
        Задание на разработку выдано в 2003 г. Разработка проекта 2С34 завершилась к 2008 году. Вскоре после этого «Мотовилихинские заводы» совместно с некоторыми смежными предприятиями приступили к производству новой техники. Спустя некоторое время новые боевые машины вышли на испытания, а затем были переданы войскам для проверки в ходе эксплуатации. Войсковые испытания проводились самоходно-артиллерийской батареей 1-го мотострелкового батальона 21-й отдельной мотострелковой бригады (Оренбургская область).

        На новую самоходку возлагались большие надежды. Ожидалось, что оснащение отработанного шасси новым боевым отделением с универсальным орудием позволит значительно повысить боевой потенциал артиллерийских подразделений. Тем не менее, в ходе войсковых испытаний были выявлены некоторые серьезные недостатки получившейся машины. Главные из них были связаны с используемым шасси. Осенью 2012 года стало известно, что на реальных характеристиках САО «Хоста» сказался подход к конструированию с широким использованием готовых агрегатов.

        По информации отечественной прессы, новая самоходка во время испытаний показала недостаточную устойчивость и скорострельность. Так, из-за использования старого шасси, разрабатывавшегося без учета особенностей нового орудия, САО «Хоста» во время стрельбы с большими углами возвышения раскачивалось, что сказывалось на точности стрельбы. Подобные проблемы в основном наблюдались при стрельбе в режиме «миномет», поскольку отдача в таком случае выше и имеет свою специфику распределения по агрегатам машины.

        Недостаточная устойчивость шасси также сказалась на скорострельности. Из-за необходимости внесения новых поправок и сложностей с заряжанием орудия в качающейся машине в ходе испытаний удавалось вести огонь с темпом не более 3-4 выстрелов в минуту.



        Сообщалось, что из-за выявленных проблем министерство обороны не планирует закупать новые самоходки 2С34. В качестве решения сложившейся проблемы называлась разработка новой версии машины на базе иного шасси, обеспечивающего требуемую устойчивость во время стрельбы. Тем не менее, насколько известно, вариант «Хосты» на новом шассе до сих пор не создан.

        К настоящему времени, по разным данным, было построено не менее 50 самоходных артиллерийских орудий 2С34 «Хоста». Эта техника была передана различным подразделениям сухопутных войск, где эксплуатируется до настоящего времени. Время от времени подобные боевые машины принимают участие в различных учениях.

        Сведения о дальнейших закупках подобной техники пока отсутствуют. Таким образом, постепенная замена имеющихся САУ «Гвоздика», планировавшаяся в первой половине прошлого десятилетия, пока откладывается на неопределенный срок. Тем не менее, и в такой ситуации сухопутные войска смогли получить новую технику с достаточно высокими характеристиками, хотя и не в полной мере устраивающую военных. Возможно, в ближайшем будущем проблема с недостаточно устойчивым шасси будет решена, что позволит начать строительство и поставки полноценных самоходных орудий, полностью отвечающих предъявляемым требованиям.
        1. 0
          16 мая 2022 12:34
          Я ни в коем случае не хочу оспаривать авторитет К.Рябова в вопросах артиллерийского вооружения на страницах "ВО", но согласно имеющимся у меня сведениям, литера "О1" документации на самоходное артиллерийское орудие 2С34-1 "Хоста" было присвоено только в марте 2015 года (т.е. ОКР по её созданию не могла быть закончена ранее данного срока).
          Собственно первоначальное техническое задание на выполнение ОКР "Дилема", в рамках которой и разрабатывалось САО 2С34, предусматривало завершение работ лишь в 2010 году. А Вы много знаете работ, завершенных нашей промышленностью точно в срок?
  12. -4
    16 мая 2022 08:38
    Ну с минометами реально много чего интересного.
    Ну во-первых, в отличие от мортир, сугубо осадного, и очень даже недешевого оружия, если например вспомнить монстров в Гражданскую в САСШ, миномет придуман как эрзац крепостного оружия, дешевого, по принципу голь на выдумки хитра, в Порт-Аптуре. Причем противопехотного, в каком виде и применяется. В первую голову, причем с момента возникновения и до сих пор.
    Во-вторых, что Укра сумела сделать невозможное - сделать эрзац, который по определению некачественный, так сделать эрзац эрзаца Молот laughing
    Ну и совершенно зря не упомянуто отдельное их направление - малошумные минометы для ДРГ, которым вообще скоро сотня лет...
  13. +4
    16 мая 2022 09:53
    Миномет в умелых руках,это убойная штука!И очень и очень неприятно попасть под его огонь...брррр...в свое время без всяких БПЛА умелые руки так мины клали в городской застройке,любо дорого было смотреть...
    НУ а по воспоминаниям ветеранов немецкие 6 ствольные минометы были очень очень эффективные.
    1. +9
      16 мая 2022 10:00
      Цитата: Андрей ВОВ
      немецкие 6 ствольные минометы

      "немецкие 6 ствольные минометы"-это РСЗО! Как и "реактивные миномёты" БМ-13 (Катюши) !
      1. 0
        16 мая 2022 10:04
        Ну скорее да..Вы правы,но все время их называли минометы..но тем не менее,крови эта штука попила нашим дедам не мало
        1. +4
          16 мая 2022 10:58
          В ВОВ применяли некую "штукенцию", которая по праву именовалась,на мой взгляд, "реактивными минами" ! Это немецкие фугасные 280-мм Wk Spreng u зажигательные 320- мм Wk Flat...

          Позднее, появилась "унифицированная" 300-мм мина... На базе трофейных реактивных мин в Ленинграде производили 280-мм М-28 и 320-мм М-30 ...
          Вообще-то , такие РСы тоже применялись из "многозарядных" установок типа РСЗО...

          Но есть инфа ,что применялись иной раз и "однозарядные" !
          В ДНР делали "однозарядные" установки "Китаец" с 300-мм "реактивными минами" !
          Вот ,с одной стороны, реактивные снаряды...а с другой-чем не реактивные мины ,а установка-не "реактивный миномёт" ? fellow
          1. +4
            16 мая 2022 11:12
            Бывало наши реактивные снаряды улетали вместе с такими рамками,
            1. +1
              16 мая 2022 18:22
              Ага yes , отец рассказывал, с военнопленными работал в качестве переводчика - russische häuser werfen - русские домами кидаются...
  14. 0
    16 мая 2022 09:56
    предложенный сценарий применения
    Тихо и незаметно, можно ночью (ПНВ в помощь) пара машин выдвигается на заранее присмотренные позиции, да так, чтобы между ними и целями оказался бы лесок, за которым можно спрятаться, из кузовов выкатываются минометы, устанавливаются, делают по 10-15 выстрелов, закатываются обратно в кузова и на полном ходу расчеты сваливают восвояси.
    подразумевает неравноценного противника, у которого, разумеется, нет ни ПНВ, ни, тем более, дронов с тепловизорами. "Лесок" - и нет проблем, застаем супостата врасплох!

    ...что-то это мне напоминает?
    1. 0
      16 мая 2022 10:02
      Это терроризм......а так, при городских боях, да еще и коптером и с обычными минами - страшное оружие.
    2. 0
      16 мая 2022 23:03
      И каков смьiсл от такой стрельбьi ? Испортить ночной отдьiх противника ? Пара стволов по 10-15 мин ? Несерьезно. Не стоит запись в журнале заводить. БД без участия пехотьi смьiсла не имеют.
  15. +2
    16 мая 2022 10:01
    Мы на стрельбах стреляли с "Василек" 82мм...страшное оружие, но, почемуто в последних конфликтах его не видно. Сняли с вооружения?
    1. +1
      16 мая 2022 10:06
      Работает и очень хорошо)) я с определенного момента цветы Васильки не очень люблю)))
    2. +4
      16 мая 2022 10:27
      Насколько мне известно, с вооружения не снимали ... хотя уже и не производится !"Донашивают" что имеется ! (Когда-то была попытка сделать по подобию самоходный 120-мм миномёт "Астра" с 6-зарядным "барабаном"... разработку прекратили,на вооружение не принят!)
      1. +1
        16 мая 2022 10:36
        Тут то попытки сделать 40мм АГС, то 57мм.....
    3. +1
      16 мая 2022 11:27
      Нет, ещё есть кое-где. Но в "перспективном облике российской армии" в свое время его не увидели, поэтому не производят и новых в воска не поставляют.
      1. +3
        16 мая 2022 12:25
        вообще, глупо....Мина 82мм есть...серийная....
  16. +11
    16 мая 2022 11:53
    Странные заявления порой делает Роман:
    Если посчитать фугасное воздействие мины калибром 120-мм, то получится, что она мощнее снаряда 152-155-мм.

    С чего бы это? what
    120-мм осколочно-фугасная мина для миномёта 2Б11 весит 16,8 кг и снаряжается 3,43 кг взрывчатки. 122-мм гаубичный ОФС весит 21,76 кг и снаряжается 3,67 кг взрывчатки. 152-мм ОФС для пушки-гаубицы Д-20 весит 43,56 кг и содержит 5,86 кг тротила.

    Таким образом утверждение уважаемого автора, что 120-мм мина по фугасному эффекту превосходит 152-мм снаряд не выдерживает критики. Другой вопрос, что при подрыве 120-мм миномётной мины при установке взрывателя на мгновенное действие по сравнению с 122-мм снарядом в большинстве случаев образуется более равномерное и густое осколочное поле, но превосходства по фугасному действию нет. По поражающему осколочному и фугасному действию 152-мм снаряд существенно превосходит 120-мм мину.
    1. +3
      16 мая 2022 12:39
      Полностью с Вам согласен. А ещё можно вспомнить, что более современные 152-мм снаряды к 2С19 (2А65) содержат ещё больше ВВ и это отнюдь не тротил smile
      1. 0
        16 мая 2022 23:24
        Смотря когда производили. В военное время и тротила даже подмешивают дешевьiм амоналом ...
        1. +3
          17 мая 2022 00:43
          Про военное время упоминать, мне кажется излишне. Там в ход шло всё, что могло взорваться после того, как прилетело к цели, хотя бы с 50%-ной вероятностью. Я ещё в 2000-х из "Подноса" стрелял минами с маркировкой "Ш" - шнейдерит 1944 года выпуска.
          Но мы ведь не о суррогатах говорим, а о современном серийном производстве, верно?
          1. 0
            17 мая 2022 11:23
            Да, именно. И в зтом серийном производстве хексоген не заливают. ТНТ наше все :)
            1. 0
              17 мая 2022 16:50
              Ну вот здесь Вы не правы.
              Тротил в чистом виде в современных 120-мм минах отсутствует.
              Самые распространенные мины индекса 53-ОФ-843Б, а также ОФ5, комплектуемые радиовзрывателями несут 1,4 кг (ОФ5 - 1,25 кг) ТД-50 - смеси тротила и динитронафталина в пропорции 50:50. Могут также снаряжаться аммотолом (60 или 20% тротила и, соответственно, 40 или 80% аммонийной селитры).
              Осколочно-фугасная мина 3ОФ36 из высокопрочного чугуна снаряжается 3,16 кг состава ТА-80 - смесью тротила (80%) с алюминиевой пудрой (20%).
              Ну а самая мощная из 120-мм мин - осколочно-фугасная стальная 3ОФ34 снаряжается 3,43 кг гексала А-IX-2 - того самого флегматизированного гексогена с алюминиевым порошком.
              И да, гексал не заливают, в отличие от тротила. Снаряжение производится методом порционного прессования.
              1. 0
                20 мая 2022 00:27
                Вот именно. Сколько заменителей, все для удешевления. А гексалом заряжают 1 из 50-ти мин. И только она может потянут на 152 мм. Если конечно тот на аматоле ...
    2. PCF
      0
      16 мая 2022 15:50
      Коллега, использование конкретных цифр и оперирование оными выдаёт в вас человека близко знакомого с темой, у меня есть вопрос(сам то я флотский, миномёты только на картинках видел) есть ли на вооружении РА взрыватели для мин, подобные американскому М734 ? Да, это для 60-мм миномёта, у нас самый маленький 82.
      Он позволяет производить 4 разных вида подрыва, от высоты 4 метра, примерно в метре от поверхности, на поверхности и с задержкой на полсекунды. Не знаю насколько он надёжно выполняет свои функции, но он точно расширяет возможности по поражению противника, даже срабатывая через раз.
      Как пишут вражеские голоса стоимость Unit cost: $230 (Fiscal Year 2005).
      Где наш "ответ Чемберлену" хотя бы для 120мм ?
    3. +5
      16 мая 2022 17:35
      Да нет... не странные заявления он делает: он, скорее всего, порет чушь а та - повизгивает, но это нормально. Ко всему привыкаешь.
      Потому верхом изобретательности с моей точки зрения стал самоходный миномет родом из Донбасса: мусоровоз с установленным в кузове «Васильком». Кто первый придумал, ополченцы или ВСУ, не знаю, но штука получилась убойная, если закрыть глаза на вонь.

      Т. е. ни "Нона", ни "Вена", ни "AMOS", ни какой-нибудь разборный горный миномет для ишачной тяги... Мусоровоз! Дальнейшее читалось с усталой улыбкой...
      Кузов мусоровоза – очень прочный, ничуть не уступает той же «Ноне».

      Прочный он если в нем мусор возить (в этом он даже превосходит "Нону") т. е. подвергать нагрузке близкой к статической. А отдача здесь это примерно как резко вертикально кинуть в центр кузова тонн 5-6 и почти мгновенно убрать. Это не 6-7-ми катковая гусеничка. Это другое. Подвеска из 1-2-х осей (марка мусоровоза не указана) под кузовом может сказать "ой!". Поэтому арту с большими углами ВН ставят ну минимум на БТРы (без специальных поглощающих отдачу устройств - с ними и на "Хаммер" можно затолкать). Миномет теоретически можно возить хоть в мусорнике, хоть в самосвале, хоть в цистерне. Но это не значит, что оттуда же нужно и стрелять. Это не ракета в трубчатой направляющей, здесь ствол "нагруженный" и своим закрытым торцом долбит в опору с той же силой, что и мину выбрасывает.
      Минусы, их реально немного.

      Но они логично вытекают из полюсов: дешево/просто? Готовьтесь подвозить мины фурами и молиться "богу рандома". Мало металла уходит на ствол? Нет давления - пушечной дальности и точности не видать как своих ушей. А мы управля... Тогда уже "дешево/просто" не получится и конкурировать придется в другой лиге: с дронами, гранатометами и ПТРК. И далеко не во всем классический миномет "превозможет". Зачем нужно это восхваление?
      1. 0
        16 мая 2022 23:29
        Меньшее давление при вьiстреле точность не портить, даже наоборот.
  17. +5
    16 мая 2022 12:01
    Если посчитать фугасное воздействие мины калибром 120-мм, то получится, что она мощнее снаряда 152-155-мм.

    Ох уж эти писатели.
    1. +5
      16 мая 2022 12:57
      Мне, как некоторым образом причастному, всегда хочется воскликнуть - "Ну так посчитайте! А я с удовольствием посмотрю на результаты расчетов и особенно- на их процесс" lol
  18. Комментарий был удален.
  19. 0
    16 мая 2022 20:32
    А чего ж только про американцев? А наша мина "Грань" себя как зарекомендовала?
    1. +1
      16 мая 2022 23:51
      Цитата: Богатырев
      А наша мина "Грань" себя как зарекомендовала?

      А какие рекомендации может получить то, чего,практически, нет ? В 2021 г. говорилось ,что "до конца 2021 г. завершатся гос.испытания двух образцов вооружения : 152-мм арт.снаряда "Краснополь-М2" и 120-мм мины "Грань"...! До конца 2021г. ! А когда началась СВО ? Правда,можно отметить ,что "опытные" образцы мины "Грань" известны ,довольно-таки,давно и "кое-где" уже применялись ...но это означает ,что произведено весьма малое количество! Хотя сообщалось об успешных результатах испытаний...
  20. +2
    16 мая 2022 22:25
    Начало неплохо, точно обозначеньi преимущества. Дальше, к сожалению - много неточностей. Много.
  21. 0
    2 июля 2022 07:41
    Нижегородский "Буревестник" 5 лет как разработал 82мм с бесшумным выстрелом. Десятку бы тысяч штук произвести. Мне шибко нравится ротный миномётик 40мм 1941г.в., но в нынешнем бесшумном исполнении от гранатомета "Балкан".
  22. -1
    10 июля 2022 21:57
    "Пулеметы стали крупнокалиберными". Да ладно? У каждого калибра своя задача. "Заряжаемые с дула". - без комментариев.
  23. 0
    20 июля 2022 19:14
    Мне кажется, что ствольная артиллерия во многом потеряет актуальность, как только промышленность освоит дешёвые головки наведения инерциального или ГЛОНАСС типа. Типа тех, которые вкручиваются вместо штатных взрывателей обычных мин и нурсов. В конце концов небольшой автомобиль или багги с несколькими направляющими от Града гораздо проще и дешевле гаубицы с тягачем. А возможность мгновенной смены позиций, распределенной позиции стрельбы и небаллистической траектории снаряда сделает контрбатарейную борьбу практически невозможной.
  24. 0
    24 июля 2022 20:38
    а расчеты пыхтят, заталкивая минометы обратно в машины....
    сколько минометов можно сделать из металла, который идет на постройку одной «Ноны», то становится понятно, отчего «Ноны» не так уж часто встречаются в вооружённых силах... Стоимость самоходного миномета мало чем уступает стоимости гаубицы, а иногда и превосходит ее.

    может хватит уже все баблом мерить - может пора и о людях подумать...
    утомили эти адепты "дешево и сердито"...
    это именно они создали то, что сейчас называется всрф...
    а вот испанский вариант, по принципу "недорого для людей и сердито", 120 мм миномет Alakran