История военного мундира. Проблема красных штанов…

156

Французские кирасиры на поле боя помогают своему раненому товарищу. Цветное фото 1914 года! Даже в начале Первой мировой войны солдаты французской армии продолжали носить красные штаны!

«А вдруг они подумают нарядить нас, как зуавов? Будь я проклят, если запишусь тогда в их войско! Я же буду чувствовать себя девчонкой в этих широких красных штанах! Они, ей-богу, как две капли воды похожи на женские фланелевые панталоны.»
«Унесенные ветром» М. Митчелл

История форменной одежды. Насчёт красных мундиров – всё понятно: это красивый верх! Это впечатляет и своих, и чужих. А вот как насчёт красных штанов? Когда они появились, в каких армиях были особенно популярны и как долго использовались? О том, что красные штаны носили российские гусары Сумского полка и австрийские генералы, мы уже рассказывали. А вот как насчёт всех остальных?


Сам государь-император Петр Первый расхаживал в красных штанах. Одна из оловянных расписных фигурок, продающихся в сувенирных магазинах Санкт-Петербурга. Фото автора

А с «остальными» было так: красные штаны носили петровские артиллеристы, бывшие в красном с головы до ног; саксонские лейб-гвардейцы около 1700 года; саксонские артиллеристы и гусары середины XVIII века; прусские босняки около 1760-го, и австрийские пограничники этого же времени, одетые в красное тоже с головы до ног! Российские кавалергарды 1764-1794 гг. тоже были в красных лосинах, как и их предшественники 1724 года, хотя было их сравнительно немного.




Униформа российской императорской армии: слева – гренадер около 1740 г. Тёмно-зелёные мундиры русская пехота получала с 1720 года. В 1730-е годы матерчатые гренадерки получили лобовой щиток с гербом полка; справа – гренадер 1762 г. При Петре III униформа по покрою и цвету во многом основывалась на прусских образцах. Большая часть этих нововведений была отменена ещё в 1762-1763 гг. при царице Екатерине II. Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. Uniformen europaischer Armeen. VEB, Berlin, 1978. P. 105

Красные штаны при зелёном мундире с красными же отворотами и обшлагами были у российских артиллеристов и гренадеров около 1740 года, но вот уже в 1758 году у артиллеристов их отменили. Но зато Потемкин в своей новой униформе опять ввёл их, хотя лишь для гренадер и для зимне-весенне-осенней униформы. Летом все солдаты щеголяли в униформе «зимнего покроя», но сшитой из белого фламского полотна.


Мушкетер российской императорской армии около 1790 г. (слева), справа – егерь. Справа вверху – гренадер 1799 г. Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. Uniformen europaischer Armeen. VEB, Berlin, 1978. P. 157

Пехотный мундир, введённый по инициативе Г. А. Потемкина в 1783-1786 гг. в ходе нового обмундирования русской армии, оказался весьма практичным и намного опередил форменную моду того времени. Он состоял из короткой зелёной куртки с небольшим воротником, краями на пуговицах и красными лацканами. Длинные брюки с кожаной отделкой внизу были гораздо удобнее, чем прежние бриджи или гетры. На новом головном уборе широкая «гусеница» из жёлтой шерсти с проволокой внутри должна защищать от сабельных ударов. Две полоски ткани, свисающие сзади, должны защищать шею от солнца и дождя. Но их также можно было повязать вокруг ушей и завязать на шее узлом, при этом они одновременно служили шарфом и наушниками. Пехотинцы получили погон на левое плечо. Аналогичную форму получила и кавалерия.


«Потемкинские» инженеры, минеры и пионеры были в красном с ног до головы! Из книги Якова фон Люде. «Изображение мундиров российского императорского войска». Художник и гравер Х. Г. Г. Гейслер. СПб., 1793


Карабинер в потемкинской униформе. Из книги Якова фон Люде. «Изображение мундиров российского императорского войска». Художник и гравер Х. Г. Г. Гейслер. СПб., 1793

В это же время в красного цвета кюлотах щеголяли французские инженеры-географы и британские пехотинцы 1742 года, но мода на них у англичан быстро прошла. Зато в них была облачена португальская пехота этого же времени, а затем и революционные гвардейцы 1789 года, бравшие штурмом Бастилию. Наполеоновские уланы в отдельных полках получили красные мундиры и красные брюки с синими лацканами. Но… это всё были либо отдельные полки, либо специфические подразделения.

История военного мундира. Проблема красных штанов…
Ещё один «красноармеец» – французский уланский офицер (справа). Кадр из кинофильма «Гусарская баллада»

Внешний вид военной униформы во Франции значительно изменился с введением указа 1829 года о красных брюках, которые с тех пор стали характерными для французской армии. В первой половине XIX века кивер претерпевал различные изменения, в результате которых он стал более узким и цилиндрическим.


Французский гренадер около 1837 г. Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. Uniformen europaischer Armeen. VEB, Berlin, 1978. P. 203

В принципе получилось красиво: тёмно-синий (индиговый) однобортный мундир с красным воротником и красными эполетами, кивер с красным верхом и… красные брюки навыпуск. И униформа такой расцветки настолько французам понравилась, что они воевали в ней и на редутах Севастополя, и против пруссаков в 1870 году! Менялась она лишь в деталях, цветовая гамма оставалась неизменной!


Французский гренадер императорской гвардии Наполеона III (слева); французский пехотинец (стрелок) около 1865 г. (в центре); пехотинец в парадной форме около 1870 г. Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. Uniformen europaischer Armeen. VEB, Berlin, 1978. P. 239

Наполеон III сформировал имперскую гвардию в 1854 году. Гренадеры гвардии изначально носили синий мундир с белой каймой и традиционную шапку из медвежьей шкуры. Но в 1860-х годах у гвардейцев он стал длиннее, чем у линейной пехоты, а шапки заменили на более демократичные (и дешёвые) кивера.


Драгун императорской гвардии около 1857 г. Зелёный цвет мундира остался характерным для французских драгун. Широкие голенища носила вся французская кавалерия до начала ХХ века. Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. Uniformen europaischer Armeen. VEB, Berlin, 1978. P. 241

В 1856 году кивера стали ниже, а в 1860 году в моду вошли широкие (и опять же красные!) шаровары в стиле зуавов. После того как в 1867 году было отменено различие между элитными и обычными ротами, вся линейная пехота стала носить красные погоны. С 1867 г. стал обязательным серо-голубой плащ с пелериной. В 1868 году был введён низкий кивер, обтянутый красной тканью, но в полевых условиях обычно носили красную фуражку.


Естественно, что некоторые парижские коммунары в 1871 году тоже были одеты в красные штаны из добротного армейского сукна – кто с убитого версальца снял, кто получил с армейского военного склада. Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. Uniformen europaischer Armeen. VEB, Berlin, 1978. P. 245

Интересно, что мода на костюм «а ля зуав» распространилась и за океан. Зуавами, как читатели ВО уже, конечно, знают, были одеты многие волонтерские полки федеральной армии Севера. Однако были солдаты в красных штанах и среди их противников – конфедератов-южан.

При этом чисто южная любовь к ярким цветам сочеталась у них с романтической любовью к громким и «внушающим ужас» названиям.

«Точно такие же споры разгорелись и по вопросу о цвете и форме обмундирования. «Клэйтонские тигры», «Пожиратели огня», «Гусары Северной Джорджии», «Зуавы», «Территориальные винтовки» (последнее — невзирая на то, что кавалерию предполагалось вооружить пистолетами, саблями и охотничьими ножами, а вовсе не винтовками), «Клэйтонские драгуны», «Кровавые громовержцы», «Молниеносные и беспощадные» — каждое из этих наименований имело своих приверженцев»,

— так описывает Маргарет Митчелл процесс выбора названия для одного из добровольческих подразделений южан. В любом случае кроме солдат, одетых в серое сукно, у южан были и «зуавы» в красных штанах.


Добровольческие формирования южных штатов: 1 – Мэрилендские гвардейские зуавы, 2 – «Пеликаны» – зуавы из Пенсильвании с изображением пеликана на пряжке ремня, 3 – «Тигры-зуавы» тоже из Луизины, 4 – Заувы Мак-Клеллана, 5 – кадеты-зуавы из Чарльстона, 6 – кадеты-зуавы Чичестера. Иллюстрация из книги Лилианы и Фреда Функенов «Энциклопедия вооружения и военного костюма. Войны на Американском континенте. XVII-XIX века. Война за независимость. Гражданская война. Американо-мексиканская война. Пехота. Военно-морской флот. Освоение Дикого Запада. М.: Астрель, 2003. С. 23

Но красные штаны носили не только «опереточные зуавы», но и вполне эффективные конные шассеры (егеря) французской армии. Так, готовясь к операциям во внутренних районах Алжира, французское правительство решило сформировать регулярные части легкой колониальной кавалерии, которые могли бы противостоять удивительно мобильным воинам пустыни. В составе пехотного полка зуавов в 1830 г. были сформированы два эскадрона африканских егерей, каждый численностью около 120 человек. Они состояли в основном из французов и лишь нескольких арабов. Их снаряжение и вооружение были такими же, как и у столичных егерских частей, но обмундирование лучше приспособлено к местным условиям. Эскадроны были верхом на выносливых арабских лошадях, хорошо переносивших перипетии каменистой и песчаной пустыни. Помимо африканских егерей, из кавалеристов, уволенных с османской службы, было сформировано несколько эскадронов сипаев численностью около 100 человек. Большинство солдат были арабами, офицеры в основном французы.


Добровольческие формирования северных штатов, также носившие красные штаны: 1, 2 и 4 – солдаты и офицер (в центре) «Элсуортских зуавов-кадет», которых также называли «Чикагские зуавы-кадеты» или просто «Чикагские зуавы». 3 – сержант 14-го полка волонтеров штата Нью-Йорк. Куртка с тремя рядами пуговиц, которую носили с красным кушаком, обшивалась красными выпушками и по покрою походила на голубую куртку французских зуавов. Ремень надевали поверх кушака. 5 – солдат 11-го полка Нью-Йоркских волонтеров или 1-го полка «Огненных зуавов», созданный Эфраимом Эльмером Элсуортом, который затем был убит в 1861 г. в возрасте 24 лет и получил печальную привилегию быть первым офицером северян, погибшим на полях сражений. 6 – солдат 44-го полка Нью-Йоркских волонтеров или «Мстителей Элсуорта». Зуавы стали использовать обычную форму армии северян после того, как их первая яркая униформа пришла в негодность. Но вот офицеры и унтер-офицеры зуавов никогда не носили форму регулярной армии Соединенных Штатов! Иллюстрация из книги Лилианы и Фреда Функенов «Энциклопедия вооружения и военного костюма. Войны на Американском континенте. XVII-XIX века. Война за независимость. Гражданская война. Американо-мексиканская война. Пехота. Военно-морской флот. Освоение Дикого Запада. М.: Астрель, 2003. С. 77

Алжирские повстанцы во главе с Абд Эль-Кадером нанесли несколько серьёзных поражений французским войскам. Воины на быстрых лошадях наносили внезапные удары по разрозненным заставам и растворялись в горах и пустыне. Чтобы противостоять партизанской тактике повстанцев, к 1839 году французы сформировали четыре полка африканских егерей, по шесть эскадрилий в каждом, и после долгой и изнурительной войны Абд Эль-Кадер признал своё поражение в 1847 году.


Конный егерь Африканского корпуса 1864 г. Рис. из книги: V. Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P. 207

Во время Балаклавского сражения в 1854 году 4-й Африканский егерский полк атаковал Федюкинские высоты и заставил замолчать русскую пушку, облегчив тем самым печально известную атаку Легкой бригады, а в 1864 году семь эскадронов 1-го, 2-го и 3-го полков были отправлены в Мексику в составе экспедиционного корпуса, сопровождавшего эрцгерцога Максимилиана. Они оказались удивительно эффективными, поскольку привыкли к схожим климатическим условиям и партизанской тактике в Северной Африке. В своей полковой истории егеря записали войны на трёх континентах: в Африке, Европе и Америке.

Во время Франко-прусской войны (1870-1871) отличились атакой во фланг прусской пехоты у Седана. В 1887 г. были сформированы ещё два полка, а в начале Первой мировой войны их количество было увеличено до восьми.

Но – и это следует особо подчеркнуть – ни опыт Англо-бурской войны, ни опыт Русско-японской не заставил французское командование отказаться от красных штанов, красных кепи и синих, заметных издали мундиров и шинелей! А кирасиры так и вовсе продолжали носить полированные блестящие кирасы. То есть униформа французской пехоты в начале Первой мировой войны была в основном такой же, как и в 1870-1971 гг., несмотря на незначительные изменения. В 1884 году кивер был заменён легкой фуражкой с обязательным… красным верхом! А кирасирский шлем не претерпел серьёзных изменений вплоть до начала Первой мировой войны.


Французский пехотинец в шинели, 1914 г.; кирасир. Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. Uniformen europaischer Armeen. VEB, Berlin, 1978. P. 269

За это они и поплатились, и исправлялись уже «по ходу действия»! Но это уже совершенно другая история.

Продолжение следует…
156 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    28 мая 2022 04:20
    Доброе утро, друзья!
    День начался с красивой и интересной статьи, good за что гран мерси Вячеславу! smile

    Добавлю ещё немного красных штанов. wink

    Походная форма Иностранного легиона в Мексике.




    Французские шассеры.

    1. +5
      28 мая 2022 05:24
      Присоединяюсь к добрым словам Дяди Кости!!! Утро доброе и Вячеславу Олеговичу спасибо!
      Красные штаны - давно будоражащая тема наших камрадов, достойная искреннего внимания и изучения. Так что при формальном первенстве в отвественности армии «наличия красных штанов» у артиллеристов Петра I, в «дар» за подвиг под Нарвой получили наши лейб-гвардейцы Семёновский и Преображенский полки.

      Гренадер Преображенского полка и фузилёр Семёновского полка, напротив стоит унтер-офицер Преобраденец.



      Артиллеристы..
      1. +3
        28 мая 2022 08:52
        Доброе утро всем! )))
        Хотя какое оно доброе -- весенний дубняк, да такой, что приходится включать по две газовые горелки ежеутренне. Синоптики говорят, что продлится сие как минимум до конца мая, а то и дольше. И глядя на все эти красные мундирчики вперемешку с красными штанами, задаю себе вопрос: "Они что -- совсем не мерзли? А шинели где?"
        И вот Владислав представил что-то вроде шинелей...
        Я, человек своего века, скептически смотрю на эти тряпочки -- способны ли согревать в снегах. Ну да, ну да, США целиком лежат южнее Сочи, Африка сами знаете где, но в Европе бывает зима.
        1. +2
          28 мая 2022 10:54
          "Способны ли согревать..."
          И даже более чем! Обмундирование тогда изготовлялось из шерстяного сукна... сложности были, скорее, с обмундированием летним. Одеть всю армию в хлопок (хлопок - колониальный товар) могло не каждое государство. Немецкая форма образца 36 года для ЕропейскогоТВД была суконной, а ХБшными были печально известные коричневые рубашки африканской формы... С траны Европы, не имевшие заморских колоний, могли использовать шерсть и лен... ну и м.б. шелк - для господ офицеров.
          1. +2
            28 мая 2022 11:17
            Спасибо, дорогой коллега, за пояснение! )))
            Я, к примеру, даже зимой по морозу не выше 12 градусов хожу в плаще при наличии пальто. Так удобнее. Надо полагать, шинель стесняет движения воина.
        2. +3
          28 мая 2022 11:41
          Здравствуйте, Людмила Яковлевна!

          Сейчас тепло. Да и дождь не всегда накрапывает. Цветут яблони и другие розоцветные. Красиво.

          А когда чай пьёшь, ещё и весело.
          1. +2
            28 мая 2022 13:00
            Здравствуйте, Сергей! )))
            А в субботу чай пить всегда весело. Это же маленькое счастье -- не ехать на работу в офис.
            1. +2
              28 мая 2022 14:01
              Это смотря какой офис. А чай между работой особенно радостен.
              1. +1
                28 мая 2022 14:42
                Кстати, наша яблоня на поляне ещё не раскрыла бутоны. Дождливо, прохладно, выжидает момент, а потом как обольется бело-розовым цветом от земли до макушки! И... помните, я рассказывала, какой у нас тут был ураганчик -- то ли в прошлом, то ли в позапрошлом году?. Слива под моим восточны окном едва не погибла, листья, ветки, почернели, свернулись, ожила-таки в этом году! Сбросила черное, оделась в зеленое, отцвела уже верхними ветками.
                Знаете, что самое прекрасное в Центральной России? Её природа!
                1. +1
                  28 мая 2022 15:02
                  Очень красива сейчас Яблоня Недзведского. Рододендроны не очень обильны, но тоже хороши.
                  1. -1
                    28 мая 2022 17:19
                    Да Вы ботаник! )))
                    А я всего лишь хотела сказать, что мы в соответствии с нашей природой то умираем, то возрождаемся. Вот таков он, резко-континентальный климат...
                    А одуванчики! Нынче одуванчики особенно хороши и обильны. Жду урожай )))
                    1. +1
                      28 мая 2022 19:51
                      Люди многолики. А одуванчики - очень хороши.
        3. +3
          28 мая 2022 14:48
          Ткани и сукно для гусарских мундиров
          ЖЖ
          history_costume
          "Фабрики выпускали сукно трех сортов: армейское, гвардейское, офицерское, а также каразею. Армейское сукно было толстым, рыхлым и ворсистым, его изготавливали из простой (российской) шерсти. (Оно было очень похоже на шинельное сукно для рядовых Советской Армии.) Цены на него в зависимости от качества обработки колебались от 65 до 84 копеек за аршин. Сукно по 65 копеек шло на шинели , плащи для гусар и походные рейтузы, сукно по 72 копейки - на чакчиры , сукно по 84 копейки - на ментики , доломаны для строевых чинов и на сюртуки для нестроевых.
          Гвардейское сукно изготавливали из шпанской и полушпанской шерсти. Оно было более тонким и не таким ворсистым. В соответствии с этим изменялись и цены: от 2 до 3 рублей за аршин. Из двухрублевого сукна в лейб-гвардии Гусарском полку шили ментики, из трехрублевого - доломаны и чакчиры."
          1. +2
            28 мая 2022 16:33
            Кстати, красный цвет формы русской армии имел скорее темный, краповый оттенок, ннжели алый... Связано это с тем, что для окраски сукна использовался краситель из корней марены, более дешевый нежели кошениль...
  2. +14
    28 мая 2022 05:02
    Не быстро этот элемент одежды сходит со страниц истории.
    «Офицеры» начинаются:

    «За трудовую сознательность, рабоче-крестьянскую дисциплину и преданность мировой революции, а также за призовую стрельбу и понимание текущего момента наградить курсанта Алексея Трофимова красными революционными шароварами» (с).

    И Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке» незабываем.
    1. +10
      28 мая 2022 05:25
      И Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке» незабываем.


      Это точно! laughing



      Привет, Сергей! smile
      1. +4
        28 мая 2022 07:13
        Привет, Константин! Кадр, смотря на который не удержаться от улыбки.
        1. +5
          28 мая 2022 07:32
          Ага, а песенка просто шедевр. laughing

          "Hа морском песочке
          Я Марусю встретил,
          В розовых чулочках,
          Талия в корсете."(с)
          1. +3
            28 мая 2022 07:45
            Тоже про морской песок вспоминает. Опять же - за обувью следит.
            1. +3
              28 мая 2022 08:19
              Башмаки на войне первое дело. Штаны и всё прочее, по необходимости, и с трупа снять можно, а вот подобрать обувь уже проблема. Так что молодец Попандопуло. yes
              1. +3
                28 мая 2022 08:27
                А если, что то такая красота и на пулемёт выменивается. По секрету от пана атамана.
                1. +6
                  28 мая 2022 08:59
                  Так это смотря какой пулемёт. laughing
                  Вот этот я бы и сам на приличные башмаки обменял.
                  1. +4
                    28 мая 2022 11:38
                    А когда пулемёт казенный, а штаны свои, то всякие казусы случаются.
                    1. +4
                      28 мая 2022 11:42
                      На том и стоит земля русская! laughing drinks
                      1. +2
                        28 мая 2022 11:47
                        На чем она только не стоит, а все равно наша.
                      2. 0
                        29 мая 2022 05:52
                        Это точно. Как в старом анекдоте: "Здесь хорошо, сынок, но там наша родина". request
                      3. -1
                        28 мая 2022 20:13
                        На том и стоит земля русская


                        Костя!!!!!!!!!!!
                        Я поняла! Я поняла, откуда взялась запятая после слова "пилят" в моем комментарии к вашему. В результате чего моё замечание приобрело двусмысленный характер.
                        Костя, Вы будете смеяться, но запятую поставил робот! Только сейчас дошло. Дело в том, что слово "пилЯт" -- это уже укоренившийся аналог матерного. Робот его так и воспринял и в соответствии с грамматическими правилами поставил запятую. На днях -- в кои-то веки! -- я написала вполне безобидный комментарий к статье Скоморохова, взяв цитату из его статьи. В цитате упоминалось название формирования, засевшего в подвалах завода в Мариуполе, а потом сдавшегося в плен. В цитате название было написано по-украински. Робот не пропустил! Написал мне: "Недопустимое содержание", имея в виду, очевидно, что запрещено формирование. В статье можно, в комментарии -- нельзя. Я пожаловалась Скоморохову, он только руками развёл. Мол, пути робота неисповедимы.
                        Вот так! wassat )))
                      4. 0
                        29 мая 2022 05:50
                        : "Недопустимое содержание",


                        Сталкивался с этим не раз, и на вполне безобидном содержании текста. recourse
                  2. +2
                    28 мая 2022 14:55
                    А может быть это была "кортофелекопалка" Браунинга М1895/1914 "Кольт"?
                    1. +3
                      28 мая 2022 16:40
                      Это, похоже, "Шош"... Машина, заслужившая исключительно отрицательные отзыаы пользователей....
                      1. -1
                        28 мая 2022 22:03
                        В фильме "Свадьба в Малиновке" нет уточнения по модели пулемёта обмененного на красные галифэ!
                      2. -1
                        29 мая 2022 05:31
                        Так я же не за фильм, а за "суровую правду" жизни. laughing drinks
                      3. -1
                        29 мая 2022 05:29
                        Совершенно верно, это "Шоша" и отзыв правильный.
                    2. -1
                      29 мая 2022 05:30
                      Браунинг я бы не променял и на пару штанов. laughing
                      1. -1
                        29 мая 2022 18:11
                        А "ручник" от "Мадсена"
                        на сколько "галифэ" тянул?
                      2. -1
                        29 мая 2022 19:25
                        А хрен его знает, я же сказал, что меня только обувь интересует.
    2. +10
      28 мая 2022 05:39
      Привет Сергей!
      Решения по принятию нового форменного обмундирования принижается на верху. По собственному опыту знаю, что они имеют иногда такие изыски, что обывателю искренне не понятны.
      Например я лично до сих пор не понимаю идеолога, который ввёл в повседневную форму следственного комитета - золотые погоны!! В парадной вопросов нет, но каждый день!!!?


      Либо малиновая форма сотрудников Роспотребнадзора!
      Да-да «краснознамённые штаны» наше все!!!

      1. +5
        28 мая 2022 06:12
        Это не совсем малиновая. Это... "цвет максимального доверия". Писал об этом... Всем доброго утра, хотя лично у мене оно и пасмурное. Едем семейно на дачу помидоры сажать, горох, фасоль... много чего! Потом вернусь - буду писать очередную статью.
        1. +7
          28 мая 2022 06:25
          Мы уже давно всё высадили в теплицах, теперь знай-поливай, таскаюсь со шлангом и лейками по огороду, зато к зиме всё своё будет. smile
          И у нас каждый день дождь. request
          1. +4
            28 мая 2022 08:04
            Цитата: Морской Кот
            всё высадили в теплицах

            В теплицах-то и у нас уже все растет: и помидоры, и перец, и баклажаны., и салат с рукколой и базиликом. Урожай редиски уже убрали. Сварили суп из боты и сделали песто из нее же. А эта должна быть уличная посадка.
            1. +4
              28 мая 2022 08:16
              А эта должна быть уличная посадка.


              У нас пока на улице одни цветы и лук с чесноком, лук уже хаваю.
              А вообще, я не спец, тут Маша командует. smile
              1. +2
                28 мая 2022 19:47
                Лук и у нас уличный уже растет, но едим тепличный. А ещё рукколу, салат, еще какие-то зеленюшки, ботву редиски... Первый урожай редиски уже сняли. Много сегодня посадили...
                1. +3
                  28 мая 2022 20:22
                  Вячеслав Олегович, у меня вопрос по вот этому фото.

                  Справа вверху – гренадер 1799 г. Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. Uniformen europaischer Armeen. VEB, Berlin, 1978. P. 157
                  Если это Русская императорская армия (как указано в подписи в статье), то по гренадеру справа-вверху вопросы, ибо указан 1799 год.
                  1. Двое погон. Уже форма Александра. 2. Фалды мундира - форма Павла. 3. Воротник - вообще черт-те знает что.
                  С учетом того, что книга писалась в эпоху до-интернета, думаю, форма изображена неправильно. Впрочем, в ту эпоху у всех историков были многочисленные ошибки.
                  Есть трехтомник Леонова и Ульянова "Регулярная пехота" - про нашу пехоту. Могу переслать.
                  С уважением, Николай. drinks
                  1. +2
                    28 мая 2022 20:32
                    Рисунок, как Вы сами понимаете, Николай, имеет источник и очень может быть, что он неверно дает изображение. Но... трехтомник это для "науки".Хотя, безусловно, спасибо. Здесь важнее дать общее представление... Вы интересуетесь эпохой Павла Первого. Может быть напишите материал про униформу его армии? Это было бы очень интересно! Кстати, я хотел эту фигуру с рисунка убрать. И не убрал только из-за профиля каски "потемкинца". Чтобы уравновесить рисунок . А вот надо было убрать.
                    1. +3
                      28 мая 2022 21:06
                      Здесь важнее дать общее представление... Вы интересуетесь эпохой Павла Первого. Может быть напишите материал про униформу его армии?

                      Спасибо за пожелание, я когда-нибудь дойду до этого, тем более, есть материалы, которые мы с Антоном отсняли. Еще я скачал издание Висковатова выпуска конца 19 - начала 20 века. Ну, и иные материалы.
                      Но это все надо изучать... пока руки не доходят. Реформы Потемкина для меня так вообще темный лес, но Павел их не терпел. request
                      А форма, думаю, англичанами на картинке все-таки неверно воспроизведена. Книга писалась в эпоху до-интернета! request
                      В этом случае (кто где в источниках неверно пишет) интересно сравнить издания одного из ведущих наших исследователей бронетехники - Коломийца. Вы даже с ним вместе печатались, вместе со Свириным, Широкорадом и т.д. в одних номерах журналов, каждый по своей тематике. Ваша была - про иностранную технику, помню. hi
                      Так вот, в ранних изданиях про царские броневики Коломиец упоминает, что по проекту полковника Гулькевича были созданы ДВА бронетрактора.
                      Фото из Вашей статьи, 2020-й. Видимо, рисовал многоуважаемый А.Шепс?
                      drinks
                      https://topwar.ru/170264-tankovyj-panoptikum.html


                      В последующем издании (я купил книгу в 2015-м) указано, что бронетрактор был таки ОДИН!
                      И правильно. А причина одна - каждый броневик в те годы получал гордое название, как военный корабль. fellow Просто Коломиец, пока не изучил все данные, не знал, что искомый образец несколько раз менял названия... request Вот и написал про две машины! hi
                      Да, к слову - википедия на данный момент все еще говорит про ДВА трактора, ориентируясь на старый источник. am
                      Ну, тут сказать нечего, смерть Екатерины Второй в википедии тоже до сих пор (год прошел!) ориентируется на 9.45, хотя была в 21.45. Какого-то лешего в ссылках те педерасты, кто верстал, ориентируются на французского педераста Анри Труайя... negative ну, Вы поняли... Хотя четко было сказано в источниках слово "пополудни". negative
                      Про таблички в музеях - вообще молчу, там еще и клинических незнаек часто набирают в хранители залов.

                      В общем, все источники... нужна проверка им! request
                      1. 0
                        29 мая 2022 07:34
                        Цитата: Пане Коханку
                        Просто Коломиец, пока не изучил все данные, не знал, что искомый образец несколько раз менял названия... Вот и написал про две машины!

                        Все верно. Просто все проверять - статей не писать. Попросту времени не хватит. Но по униформу Павла - если напишите, будет чудесно! Тем более, что есть хорошие фото из музея.
          2. +3
            28 мая 2022 17:25
            высадили в теплицах,
            laughing tongue ,, hi
            1. 0
              29 мая 2022 05:10
              высадили в теплицах

              Да ладно Сергей, у нас на открытом грунте помидоры в принципе не растут, только в парниках и теплицах. Впрочем грех жаловаться у знакомые в Пуре в теплице даже картошку выращивают.
        2. +2
          28 мая 2022 09:03
          "цвет максимального доверия". Писал об этом...

          Это когда было-то? Я не встречала, хотя статьи ваши, Вячеслав Олегович, читаю крайне внимательно. И... Это надо же! "Цвет максимального доверия" у сотрудников Роспотребнадзора! Тех самых, которые по команде ВОЗ были определены следить за выполнением распоряжения по обязательному ношению масок и вообще за всеми. Смотрящие! И если такой цвет, напоминающий кровь, вызывает доверие, то, видимо, только в сравнении с цветом полицейских мундиров.
          1. +5
            28 мая 2022 11:16
            Когда смотрю на "Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой" - картина нидерландского и французского художника Винсента ван Гога, иногда думается, хорошо , что тогда ковида не было, как бы он маску носил?
            1. 0
              28 мая 2022 16:37
              Так же как Эвандер Холифилд...
          2. +1
            28 мая 2022 18:42
            Было! Моя дипломница проводила исследование по ПР-воздействию униформы на население. Потом об этом была статья, причем недавно.. Обратите внимание многие врачи одели форму именно такого цвета! А от приставы носят голубой небесный цвет -это цвети максимального дистанцирования. Черный - максимальная угроза. Красный - доминирование. Фиолетовый - творческий. Лиловый - цвет нереализуемых сексуальных фантазий... Этому всему мы учили пиарщиков, чтобы людьми управлять... Например: презентация нового товара журналистам мужчинам - пиарвумен в лиловом, авария канализации - в красном... Там много всяких хитростей. Есть теорпия и практика бликфанга... Можно сделать так, что когда вы говорить 80% людей вас не поймут, хотя вы все говорите правильно.
            1. +4
              28 мая 2022 18:47
              Лиловый - цвет нереализуемых сексуальных фантазий...
              "Скромненкий "синий чулочек"..." (С)
              А Бастинда-то не знала!
              1. 0
                29 мая 2022 20:27
                По этому и не мылась...
                А бедные мигуны всю жизнь страдали, но детишков делали...
      2. +4
        28 мая 2022 07:20
        Привет, Владислав!

        Все повторяется.

        «И в женах, дочерях – к мундиру та же страсть!
        Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!» (с).
      3. +1
        28 мая 2022 16:37
        "Серый цвет бордо"?(с)
      4. -1
        28 мая 2022 16:38
        Ну и клоуны...
    3. +1
      28 мая 2022 17:08
      Явившись в штаб и сдав документы, мы были приняты командиром полка. Глядя на наши красные штаны, он неодобрительно заметил:
      – Мои бойцы не любят командиров в красных штанах. Что было делать? Эти штаны были у нас единственными, других курсантам не выдавали.
      Жуков Г.К. Воспоминания и размышления.
      1. +1
        28 мая 2022 21:17
        Жуков Г.К. Воспоминания и размышления.

        ЕМНИП, Попель писал о том же. Штаны выдавались красным курсантам с запасов царских гусар.
    4. +2
      28 мая 2022 18:55
      Не быстро этот элемент одежды сходит со страниц истории.

      Заигрывание с милиционером, Александр Вахрамеев. 1920.

      1. +1
        28 мая 2022 19:05
        Петр Дмитриевич Покаржевский (1889 -1968). "Красный дозор" 1923
        1. +1
          28 мая 2022 19:51
          Павел Петрович Соколо́в-Скаля (1899—1961) "Даёшь Варшаву!" 1929 г
          1. +1
            28 мая 2022 19:53
            Михаил Иванович Авилов (1882—1954) "Красный командир Дундич в бою" 1929 г.
            1. 0
              28 мая 2022 22:35
              \topwar.ru/uploads/posts/2022-05/1895870_original.jpg[/img][/center]
              Константин Демьянович Китайка (1914—1962) "Григорий Иванович Котовский" 1950
  3. +8
    28 мая 2022 05:42
    "А если у меня много КЦ есть, я имею право носить малиновые штаны!" smile
    1. +10
      28 мая 2022 06:29
      Не знаю как с малиновыми, а вот с желтыми всё понятно. laughing

      1. +6
        28 мая 2022 07:33
        Е. Леонов на фото в брюках от матросский белой робы. Пока новая, роба жесткая и имеет желтоватый оттенок, затем от стирки белеет и становится более мягкой.
      2. +3
        28 мая 2022 08:07
        Анекдот: Петька, зачем рубаху в красный цвет красишь? Крови не видно, Василь Иваныч! Подранят меня беляки, а крови не видно и я герой! - А-а-а, теперь я понимаю, почему у Котовского штаны желтые!
        1. +2
          28 мая 2022 08:26
          ... у Котовского штаны желтые!


          И голова лысая...

        2. +1
          28 мая 2022 09:07
          А отчего спина бывает вся белая? wassat )))
          Ну могу же и я задавать глупые вопросы!
          1. +3
            28 мая 2022 10:33
            Привет, Люда! love

            Цитируете Людоедку Эллочку? laughing
            "А у Вас вся спина белая."(С)))))
            1. +3
              28 мая 2022 10:51
              Здравствуйте, Костя! love )))
              В каждой женщине, вне зависимости от её темперамента, содержится людоедка Эллочка.
              В той или иной мере.
              Иногда так и тянет сказать: "Хо-хо, парниша!"
              1. +2
                28 мая 2022 11:10
                Иногда так и тянет сказать: "Хо-хо, парниша!"
                laughing good
                1. 0
                  28 мая 2022 11:21
                  Бывает, бывает, Алексей Анатольевич!
                  Но сдерживаюсь. Мужчин надо уважать )))
                  1. +3
                    28 мая 2022 11:27
                    Но сдерживаюсь.
                    А может зря? laughing Так иногда, ради прикола..Хотя может Вы и правы.С чувством юмора, у мужчин всегда было плохо, могут и не оценить. laughing
                    1. +1
                      28 мая 2022 12:07
                      Вот Вы пропустили посыл "Мужчин надо уважать". А зря. Я привычно уважаю мужчин, я ведь пол-жизни прожила в Абхазии. Женатого уважают, если у него не меньше трёх детей. Потому что он Отец, он содержит большую семью. Вчерась была дисскуссия в соседнем разделе о демографии. Ясно, что вымирают именно русские, а они лучшие воины. Правительству нужно пушечное мясо. Но все закричали: "Мать! Мать! Нужно возрождать уважение к матери!" А к Отцу -- не надо? Отец всему голова, он потенциальный Воин, защитник. Хоть в какие штаны его одевай -- хоть в красные, хоть в цвета современного камуфляжа. Мать его детей -- приложение к нему. Потому я никогда не отнесусь неуважительно к мужчине. Да, сказать "Хо-хо!" иногда хочется, но табу wassat )))
                      1. +4
                        28 мая 2022 12:09
                        Да, сказать "Хо-хо!" Иногда хочется, но табу
                        Табу, так табу.. love
                      2. +2
                        28 мая 2022 13:44
                        Нужно возрождать уважение к матери!" А к Отцу -- не надо?
                        По этому поводу Гоблин (Д. Пучков) замечал - "есть т. н. Комитет солдатских матерей. А почему нет комитета солдатских отцов?". Кстати, эту НКО "Комитет матерей" ещё не запретили? Давно пора.
                      3. 0
                        28 мая 2022 14:45
                        Как не запретили? По моим прошлогодним сведениям, запретили. Ну, или прижали им хвост.
                      4. 0
                        28 мая 2022 15:28
                        По моим прошлогодним сведениям, запретили.
                        Вот и хорошо. Как-то мимо меня прошло данное отрадное действо властей.
              2. +5
                28 мая 2022 11:25
                В каждой женщине....... содержится людоедка Эллочка.


                Знаю, давно здесь живу... laughing

                1. 0
                  28 мая 2022 12:10
                  Пилят, Вас, Костя? Бывает? wassat )))
                  Ай-ай-ай! Такого хорошего!
                  1. +6
                    28 мая 2022 13:27
                    Цитата: депрессант
                    Пилят, Вас, Костя?

                    Фу, показалось...
                    Сначала прочитал слово "пилят" с удалением на "я" - "пилЯт" и запятая после этого слова ввергла меня в ступор, превратив его из глагола в междометие. wassat
                    Пора, пора мне в отпуск...
                    Или нет, не так.
                    ПилЯт, пора мне в отпуск!
                    laughing
                    1. +2
                      28 мая 2022 14:48
                      Запятую не иначе враг человечества подсунул! По правилам грамматики не должно было ей появиться на свет в этом месте wassat )))
                    2. +2
                      29 мая 2022 05:59
                      Странно, но мне тоже вспомнилось слышанное давным-давно на на Центральном рынке от одного ары -- другому: "Ну ты, пилят нерусский!". laughing
                  2. +1
                    29 мая 2022 05:57
                    Да нет, скорее я кого-то пилю, но делаю это нежно и соблюдением "техники безопасности". smile
  4. +9
    28 мая 2022 07:14
    Всем камрадам привет, петербуржцев с Днём города. drinks smile
    А вот скажите, коллеги, у кого есть красные штаны в гардеробе сейчас?
    Может у дам есть красные юбки? smile
    А вообще по материалам Вячеслава Олеговича напрашивается комплексное исследование на тему как в европейских армиях 18-19 вв. выбирались цвета для мундиров (слово какое-то... полуцензурное. Мунд-дир... Фу!) и для штанов. Какие цвета чаще использовались для одного, какие для другого...
    А вообще, Вячеслав Олегович, почему такое сугубо внимание именно красному цвету? Нет, серьезно? Просто одиозность самого цвета или нас ждут
    и остальные цвета по очереди?
    PS
    Шутки на тему фильмов "Офицеры" и "Кин-дза-дза" мне тоже сразу в голову пришли. smile
    1. +8
      28 мая 2022 07:29
      Привет, Михаил! На одних фильмах выросли. Ничего не поделать.
      1. +6
        28 мая 2022 08:51
        Это и называется "единое культурное пространство". smile
        Игорь Данилевский часто в своих лекциях как пример этакого кода, пароля, по которому можно узнать своих, приводит фразу, вычитанную им на какой-то стене в Москве - народное граффити. smile Фраза звучит так: "Мэрия бессмертна!" Для того, чтобы её правильно понять нужно быть носителем именно нашей культуры, но что поймут археологи, которые раскопают эту надпись лет через пятьсот?
        Или культурное пространство сохранится?
        1. +5
          28 мая 2022 09:30
          у кого есть красные штаны в гардеробе сейчас?
          "Все это великолепие разбивалось о маленькую бумажку, прилепленную у входной двери магазина: «Штанов нет». — Фу, как грубо! — сказал Остап, входя. — Сразу видно, что провинция. Написали бы, как пишут в Москве: «Брюк нет». Прилично и благородно. Граждане довольные расходятся по домам. А тут — «штанов нет»."(с)
          Единое культурное пространство, говорите?)))
          1. +3
            28 мая 2022 12:53
            Цитата: 3x3zsave
            Единое культурное пространство, говорите?)))

            Ну да, а что вас смутило? Будем обсуждать границы этого пространства, его содержание или поставим по сомнение сам факт его существования? smile
            1. +4
              28 мая 2022 12:57
              Меня смутило то, что в коментариях, нижнюю часть мужского костюма все называют штанами и никто - брюками.
              1. +6
                28 мая 2022 13:32
                Я сельский, мне можно. laughing
                1. +4
                  28 мая 2022 13:38
                  Это все объясняет!)))
        2. +7
          28 мая 2022 10:24
          "Мэрия бессмертна!"


          Плагиат !!!
          1. +8
            28 мая 2022 12:59
            Не плагиат, а отсылка. smile
            Но понять смысл этой отсылки и увидеть в слове "мэрия" слово "мафия" с лёгкостью может только тот, кто жил в СССР. smile
            1. +1
              29 мая 2022 05:55
              В этом смысле нам, жившим в то время, гораздо проще оценивать нынешнюю ситуацию. smile
              1. +1
                29 мая 2022 09:23
                А чего её оценивать? smile
                Мир меняется и становится "не таким", каким был, а хуже или лучше... Мне, как клиническому оптимисту кажется, что лучше.
                1. +1
                  29 мая 2022 09:36
                  А чего её оценивать?

                  Приходится, меня она, эта ситуация, касается непосредственно, к сожалению.
                  1. +1
                    29 мая 2022 12:18
                    Общая ситуация - она всех касается непосредственно. А конкретные события... Тут да, могут быть варианты - кого-то больше, кого-то меньше. Если ты про Украину, то я умолкаю - не хочу эту тему тут муссировать. Могу своё мнение в личке изложить, если интересно, но лично я предпочел бы этой темы вообще не касаться. Когда-то Виктор Николаевич написал мне, что с симпатичными ему людьми о политике предпочитает не говорить - правильные слова мудрого человека.
                    1. +1
                      29 мая 2022 13:30
                      Согласен, не стоит. Да и разговоры эти ничего не изменят.
        3. +6
          28 мая 2022 11:36
          Надеюсь, русский язык сохранится.
          Но какое литературное произведение будет символом начала нашего века - затрудняюсь ответить.

          И страшно представить, какой тогда будет темп жизни.
          Впрочем, регресс совсем не исключён.
          1. +5
            28 мая 2022 13:04
            Мы не футурологи, к счастью. smile
            Но лично мне кажется, что прогресс неизбежен. smile
            1. +5
              28 мая 2022 14:02
              Технический прогресс - да. Но как за ним успеть.
          2. +4
            28 мая 2022 13:36
            Но какое литературное произведение будет символом начала нашего века -
            Донцова
            1. +4
              28 мая 2022 14:02
              К счастью, не все тиражами определяется.
              1. +4
                28 мая 2022 14:07
                Предложи свои варианты авторов?
                Конан Дойл тоже считал себя автором исторических романов, однако...
                1. +3
                  28 мая 2022 15:00
                  Например, Умберто Эко. Думаю, Рубцова ещё можно считать современником. Из прозы нашей Маканина упоминал.

                  Допускаю, что «Гарри Поттер» останется.

                  Вопрос, что будут читать через 500 лет. И кому придёт в голову постоянно цитировать.

                  Как Омара Хайама переводы заиграли в западном мире.
                  1. +3
                    28 мая 2022 17:36
                    Допускаю, что «Гарри Поттер» останется.
                    Винни Пух, Карлсон и Алиса рыдают в уголке!
                    1. +1
                      28 мая 2022 19:56
                      Линдгрен приходило в голову назвать. И Булычева тоже. А Кэррол все же другая эпоха.

                      Не выходят сейчас в Толстых журналах выпуски «Анны Карениной».
                      1. +1
                        28 мая 2022 20:13
                        А ныче есть "толстые журналы"?
                      2. +1
                        28 мая 2022 21:16
                        “Новый мир» и «Наш современник» выходят.

                        Только задумался - когда последний раз держал в руках свежий номер.

                        Только исследовательские журналы листаю. Да и то уже к электронным версиям приаык.
        4. +1
          28 мая 2022 17:22
          Или культурное пространство сохранится?
          Не сохранится. Сохранилось ли культурное пространство персонажа Вашей повести? Однозначно, нет. Это и есть та самая историческая психология, "в которой мало кто разбирается" (С)
          1. +3
            28 мая 2022 19:07
            Я не был бы столь категоричен. Тема сложная, но, думаю, что частично сохранилось. В какой степени - об этом можно спорить, но некоторые понятия наших предков, свойственные именно им, пошли сквозь века и дошли до наших дней практически неизменными.
            Например, отношение к закону. В нашем культурном пространстве человек, если норма некоего закона противоречить его понятию о справедливости, как её понимает лично он, легко и без сожаления преступает закон и считает себя правым, а наказание незаслуженным. И окружающие его люди думают, как правило, также.
            Отсюда, например, афоризмы, типа "наш человек не ворует, а компенсирует убытки, причиненные ему государством". А пошло все это ещё со времён митрополита Иллариона с его "Словом о законе и благодати", где он четко говорит о примате морали над правом. С тех пор в этом плане ничего не поменялось, на мой взгляд. smile
            Так что вопрос насчёт сохранения культурного пространства сложен и, боюсь, в общем виде нерешаем. smile
            1. +2
              28 мая 2022 19:15
              Угу. "Вы делаете вид, что принимаете законы, мы делаем вид, что их исполняем." Отсюда "русский бунт, бессмысленный и беспощадный". И вывод: во всем виноват Рюрик!)))
              1. +1
                29 мая 2022 09:33
                Цитата: 3x3zsave
                во всем виноват Рюрик!)))

                Это, если он норманн. Если же славянин, то прав и только так и нужно было.
                Хотя митрополит Иларион и жил при Ярославе. smile
            2. +2
              28 мая 2022 19:29
              Например, отношение к закону.
              А я-то все думаю, чего меня при встрече с ДПСниками, так и подмывает выжать педаль газа в пол? Оказывается культурная парадигма срабатывает! В следующий раз попробую поговорить с ними об этом...))))
        5. +1
          28 мая 2022 18:58
          Фраза звучит так: "Мэрия бессмертна!" Для того, чтобы её правильно понять нужно быть носителем именно нашей культуры,
          Это скорее шиболлет географически локализованного поколения.
    2. +6
      28 мая 2022 07:53
      А вот скажите, коллеги, у кого есть красные штаны в гардеробе сейчас?

      Улыбну камрадов!
      В 3 или 4 классе на Новый год мне перепало быть «Котом-сапогах». В тему пришлись «красные сапоги» мамы в свое время купленные ею на толкучке в Шувакише! laughing
      1. +5
        28 мая 2022 08:57
        Коты в сапогах и мушкетёры в то время все были в маминых сапогах. smile
        А вот я в третьем классе новый год был чёртом. Рога из папье-маше (мокрые газеты), а костюм из черных колготок - мама сшила. Был и длинный пушистый хвост...
        1. +4
          28 мая 2022 10:18
          Был и длинный пушистый хвост...

          Несчастного кота ободрали, нехристи?!!! wassat
          1. +3
            28 мая 2022 13:09
            На такой хвост, какой у меня был, трех котов нужно, а таких тощих, так и все пять, причем целиком. smile
            Я так понимаю, что хвост был из какой-то старой искусственной шубы... smile
            1. +2
              29 мая 2022 05:15
              Цитата: Хозяин Трилобита
              На такой хвост, какой у меня был, трех котов нужно, а таких тощих, так и все пять, причем целиком. smile
              Я так понимаю, что хвост был из какой-то старой искусственной шубы... smile

              Гы, а Михаил Грету Тунберг всё-таки побаивается!!! laughing
              Не удержался съерничал!
              1. +2
                29 мая 2022 05:46
                Так Грету боятся все нормальные люди, она ведь и покусать может. wassat
              2. +1
                29 мая 2022 09:05
                Если честно, ребята, вас, кошачьих, я боюсь больше. Грету можно отодрать экологической крапивой по филейным частям и порядок, а с вами этот номер не пойдет. smile
    3. +4
      28 мая 2022 09:14
      почему такое сугубо внимание именно красному цвету?

      Когда-то в нашей группе молодых специалистов, осваивающих цеха новомодного завода, был один такой, который, комментируя международные матчи (неважно какие, футбол, хоккей), с обывательской наглостью обитателя городских предместий говорил: "Наши в красном!" И ржал, как конь. До сих пор недоумеваю.
      1. +2
        28 мая 2022 13:13
        Цитата: депрессант
        До сих пор недоумеваю.

        А теперь и я... smile
        Что в этом смешного, тем более, что наши часто бывали и в белом... smile
        1. +1
          28 мая 2022 14:50
          Издевался над коммунистической идеологией. А потом, такие, как он взли -- кто власть, кто недра.
    4. +2
      28 мая 2022 18:31
      Цитата: Хозяин Трилобита
      А вообще, Вячеслав Олегович, почему такое сугубо внимание именно красному цвету? Нет, серьезно?

      Самый энергетичный! У Гёте есть эссе о цветах...
      1. +1
        28 мая 2022 18:42
        Самый энергетичный!
        Самый расшатывающий человеческую психику.
      2. 0
        28 мая 2022 19:23
        Любой цвет "самый какой-то". smile
        При этом восприятие цветов крайне субъективно. Если не ошибаюсь, ещё Джон Леннон сказал: "Red is the color, that makes me blue". smile
        Лично меня красные цвет тоже вгоняет в грусть, иметь его в своем гардеробе я не соглашусь, максимумом красного, что я носил в своей жизни был и остаётся пионерский галстук. smile Олицетворением силы и мощи для меня, например, является синий цвет, красный же, скорее является олицетворением беспокойства, нестабильности...
        1. 0
          28 мая 2022 19:40
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Олицетворением силы и мощи для меня, например, является синий цвет, красный же, скорее является олицетворением беспокойства, нестабильности...

          Всегда были люди в чем-то исключительные... Но в данном случае речь идет о массе. Я пару раз например, использовал в своей практике цветовое давление и бликфанг. Сокрушительное воздействие это имело, причем на моих коллнг-доцентов кафедры ПР! Очень забавная история. Но долго рассказывать...
  5. +2
    28 мая 2022 09:21
    Цветное фото 1914 года!
    Вообще-то, первая цветная фотография была сделана Максвелом и Сеттоном в 1861 году. Первопроходцем цветной фотографии в России стал С. М. Прокудин-Горский, еще до ПМВ.
  6. +3
    28 мая 2022 10:45
    Да вот такой он, красный цвет, широко применяемый для пошива военной формы в 17 -- 18 веках.
    Никто не качал права человека! Человеческая жизнь ничего не стоила. Врочем, она вряд ли стоит чего-то и в наше время, но хоть пытаются изобразить обратное...
    А тогда?
    Тогда было так.
    Нет, красный цвет не предназначался для того, чтобы в воина мог легко прицелиться противник. 100% функциональности красного цвета действительно состояли в том, чтоб кровь не была видна. С учетом методик тогдашнего боя. Ряды противников сходились на расстояние менее 50 метров и в упор расстреливали друг друга. Первые ряды гарантированно -- смертники, либо тяжело раненые, истекающие кровью на глазах своих товарищей. Вид крови, обильно пропитывающей одежду, покрашенную в цвет, отличный от красного, у многих людей вызывает не только естественные оцепенение и страх, но приводит к возникновению паники у еще не раненых наступающих солдат, следует резкое падение боевого духа, атака может захлебнуться, противник победит.
    Бесчеловечно? Жестоко? Ну, было, было. И есть. Вне зависимости от цвета формы.
  7. +2
    28 мая 2022 11:46
    продолжали носить красные штаны!
    Красные штаны - 3 раза "Ку"!
  8. +4
    28 мая 2022 12:31
    Насчёт "по ходу действия" - не совсем так, французская армия активно экспериментировала с формой защитного цвета ("бурская", "резеда", "Детайль" - собственно говоря, голубые шинели изначально пошли из не списанного в утиль дивизионного комплекта формы, пошитой по схеме Детайля).

    Но экспертное сообщество и абсолютно все СМИ Франции заклеймили эти эксперименты, как "оскорбляющие человеческое достоинство", а то и как попытку интендантов навязать четыре комплекта формы под четыре времени года.
    Похожая ситуация была и с полевыми кухнями, Игнатьев по этому поводу пишет чистую правду, которая проверяется по французским архивам.

    И, после начала войны, красные штаны все равно производились бы, если бы не оказалось, что производители краски "гаранс" из кошенили давно обанкротились, и ткань теперь в нужный цвет красят импортной синтетической краской из Германии.
  9. +2
    28 мая 2022 16:34
    Прости господи-вспомнилась форма солдат и сержантов в СА. Цветные пришиваемые погоны,петлицы,шевроны-тот кто все это сохранял на довольствии-предатель.Оно потом и подтвердилось в 1991-1993 году.Сейчас получше конечно-но повседневная форма-камок цвета раздавленного кузнечика-зачем,для чего?Опять экономия?Ну и не знаю кто как, но камок в качестве парадной формы да еще с белыми перчатками и ремнями это днище...
    1. 0
      29 мая 2022 00:31
      Цветные погоны и петлицы нашивались на повседневную форму одежды. На полевой форме погоны и петлицы были "защитного" цвета.
      А сочетание "камуфляжа" с элементами парадной формы - от недостатка финансирования.... и то - есть куда еще деньги девать. smile
      1. 0
        29 мая 2022 10:03
        Слышь,у солдат и сержантов-никакой полевой формы не было-только повседневная,а полевая только у офицеров.Сейчас де-факто тоже самое-полевую только сделали повседневной,но отказались от парадки-оптимизаторы хреновы.
        1. 0
          29 мая 2022 17:57
          Это в каком году их не было?
          На том же х/б цветные погоны и петлицы спарывали, лычки нашивали темно красного галуна, эмблемы и пуговицы были окрашены в зеленый цвет, бляха ремня РПС тоже! В какой армии служил, веселый?
          1. 0
            29 мая 2022 20:15
            Ты эти сказки рассказывай кому нибудь другому.Я тебе говорю как было в 99% частей СА. Да и повседневная форма разве не должна отличаться от полевой?За ХБ и кирзачи надо было расстрелять Устинова,как впрочем и Язова,да и Горшкова-тупые скоты грезили освободительными походами. А в РА еще и ПШ убрали-оптимизация...Один камок на все случаи жизни...
            1. +1
              29 мая 2022 20:56
              Походу, в разных СА служили...
              А парадку особо не жаль... на присягу и на дембель только и одевали. А"комок" у нас только инженерная разведка носила... тот же КЗС в редкость был.
              1. -1
                30 мая 2022 08:12
                Увальнительные и пост №1 у Боевого знамени части-парадка.Парадка была кстати ничего,только вот в жаркую погоду как?89 году только разрешили солдатам и сержантам в рубашках ходить с погонами как сверчкам.
                1. +1
                  30 мая 2022 13:22
                  - В 89м... Как бы не раньше! С лета 86 го где то. Меня на Ярославле -Московском отловил тогда патруль, но не за короткий рукав, а за то, что китель в руках нес... А вот с увольнительными беда была - до ближайшего города больше часа на электричке! А так - лес кругом...
                  1. 0
                    30 мая 2022 14:26
                    Я служил вообще в месте которое отстояло на 40км. от ближайшего райцентра да и тот монгольский:).Сходишь в соседний полк и вся увольнение:)
                    1. +2
                      30 мая 2022 14:31
                      О! У меня одноклассник служил в Дархане, в пехоте... smile
                      1. 0
                        30 мая 2022 16:35
                        Да в Монголии много частей было-3 ТД(Чойболсан,Булган,Сай-Шанд),1 МД(Баганур) но и много чего еще,даже одна кадрированная ТД дивизия СибВО. Там был натуральный концлагерь-ехал на дембель с ребятами от туда-офицерье собаками травили солдат.
                      2. +1
                        30 мая 2022 21:30
                        - Хренассе... what У нас был взвод "собачников" так они на своих зверях вокруг периметра зимой катались! laughing
                        - Оденут старую робу поверх, по два-три поводка в руки - и погнали...
                        - По одному то псу выгуливать лениво - а так всем весело! Собаки матроса волоком тянут...
                        - Кстати, 1 МСД или 12я?
                      3. -2
                        30 мая 2022 22:08
                        1МСД значит одна МСД:)-номер -не могу знать.Вики клевещет что было 2 ТД и 3 МСД-память подводит.Вывели в 1989.
                      4. 0
                        30 мая 2022 23:05
                        Во! А то я в себе усомнился... smile 1я МСД - это Калининград...
  10. +1
    30 мая 2022 11:44
    Vladimir Michailovich (Vladimir Michailovich), saygon66 (Константин) - уважаемые камрады по "В.о."! Много раз просил всех, кто вступает в спор по истории указывать: когда, в каком роде и виде войск, в какой стране, в какой местности, на какой должности служили. У меня вот, в начале 80-ых годов прошлого века, не было полевой формы. Первую зиму в Азии на технике работал в техничке: куртке ватной с цигейковым воротником и матерчатым поясом с металлической пряжкой в виде рамки серого цвета, и ватных ползунках тёмно-серого цвета и валенках серых с галошами. А вторую зиму в БССР в простроченных зелёного цвета: штанах ватных и телогрейке ватной, с воротником-стоечкой, с воздушными петлями на пуговицах, с ремешком матерчатым и металлической пряжкой на спине телогрейки (для регулировки объёма) образца 30-ых или 40-ых годов 20 века, но в кирзачах обычных. Совсем без петлиц и без погон, и ремень поясной на техничке зимой не носили.
    1. +2
      30 мая 2022 13:28
      - Срочную в 84-86, Ярославская область, отдельная рота сопровождения военных грузов. Ватную стёганку, как во втором случае, выдавали зимой, под шинель, при заступлении в караулы... smile
    2. -1
      30 мая 2022 14:17
      87-89,ЗабВО-Монголия(Борзя,Булган,Эрденет,Сосновая).51 ТД 468ТП,МСБ,1МСР. У вас был в первом случае танковый зимний комбез-очень хорошая вещь.Полевой формы не было,кроме МВ и НО. Зимой у остального ЛС -полушубок,ватные штаны,валенки.Особенно "удобно" в такой форме занимать место в люке КБМ(БМП-1,2).За это конечно надо было расстрелять все командование ВС СССР,в 80-х. Главная проблема обеспечения в СА и РА-все формы довольствия для всех военнослужащих! от генерала до солдата не должна иметь принципиальных отличий.
      1. +2
        30 мая 2022 14:38
        -Мне генеральские бруки с лампасами и туфли на резинках никогда не нравились! no smile
  11. 0
    6 августа 2022 09:27
    В принципе получилось красиво: тёмно-синий (индиговый) однобортный мундир с красным воротником и красными эполетами, кивер с красным верхом и… красные брюки навыпуск.


    Можно сделать небольшое предсказание - у новых видов войск в будущем, не связанных с необходимостью маскировки, вполне может возродиться такая вот форма. Например - у военных космонавтов.
  12. 0
    10 октября 2022 18:55
    «Пеликаны» – зуавы из Пенсильвании с изображением пеликана на пряжке ремня" - как-то похожи на вермахт в своих серых мундирах.