Современная школа и армия

52

Как театр начинается с вешалки, так и армия начинается со школы. Именно в школе, как сказал М. Делягин, учат, в кого стрелять, а в армии – как стрелять.

В современном мире без адекватной, современной школы не может быть современной армии, ей просто неоткуда взяться. Люди не звери, с навыками не рождаются.



Вспоминается выражение о том, что Франко-прусскую войну выиграл школьный учитель. А И. В. Сталин говорил своим детям и их друзьям, что для тех, кто выбрал воинскую стезю, самое главное учить в школе русский язык для того, чтобы уметь четко и внятно формулировать приказы и самому их понимать.

Но вот как раз с этим и вопросы. Мне могут возразить, что «лично у нас прекрасный учитель», но я не про конкретного «замечательного педагога», а про систему. И систему образования не в 1968, 1986, 2000 или даже в 2010 году, а здесь и сейчас.

Систему, уровень которой постоянно падает, начиная от международных рейтингов и заканчивая тем, что мы видим каждый день.

Если сравнивать с периодом конца Советского Союза, то современный выпускник школы самый крутой отличник – в лучшем случае неплохой четвёрочник.

Побывав недавно в родной школе, я посмотрел на стенд тех, кто получил золотые медали. Вспомнил, как о тех, кто «шёл на медаль» в наше время, говорила вся школа, это были, правда, в основном девочки, но были они совершенными звездами знаний, и об этом знали все ученики. Бывало, что и они не получали медалей. И это в школе очень и очень высокого уровня образования по точным наукам. В советское время подавляющее большинство выпускников без репетиторов поступали в технические вузы, а тем более военные училища.

И вот на этом стенде я вижу жиденький поток медалистов (обычно в лучшем случае один человек в год), часто прерывающийся на несколько лет в советские времена, и нарастающий поток «медалистов» в наши дни, и чем ближе к нам, тем больше. Прямо по правилу, чем дальше от фронта, тем больше наград.

Да, бесконечная школьная реформа, которая идет без остановки уже тридцать лет, сделала свое дело. Образование стало громоздким, формально вестернизированным: учебники просто копируются с Запада, а что, никто же не проверит? С излишним количеством вариативности, где не надо, и отсутствием выбора, где надо.

Когнитивный диссонанс, разрывающей сознание всех граждан бывшего СССР, серьёзно влияет на обучение истории в школе. В школах часто не просто не хватает учителей по точным и естественным наукам, их часто совсем нет, но это совершенно никого не волнует: руководящие органы школьного управления укомплектованы полностью по штату. И вместо этого государство вносит безумную инициативу по преподаванию истории в начальных классах.

А неприятные вопросы по ЕГЭ чиновники обычно парируют шуточками-прибауточками, посмотрите пресс-конференции. Но проблема остается и, как результат, в той же армии современный офицер – это троечник советского периода. А с учетом уровня рядового состава и одного года службы, картина на деле вырисовывается не радужная.

Но странно если было бы иначе. Все мы родом из детства, а там вот такая школа. Школа, издерганная реформами, загнанная в рамки прокрустова ложа формализма. Повторюсь, хороших учителей немного, но не они определяют уровень подготовки, а система, которая не заточена на результат, а направлена на «правильное внесение в формуляр галочек и циферок».

С одной стороны, потогонная система ведёт к профессиональному выгоранию педагогов-энтузиастов своего дела. С другой стороны, лакирование действительности, отчеты, которые приятно видеть руководству. Вся структура, начиная с директора и выше, построена не как профессиональная система: результат/принятие решения/результат, а по принципу услужения.

Не могу представить себе в такой роли по отношению к «РАНО» всегда принципиального нашего директора, фронтовика и моего учителя истории Виктора Васильевича. Но здесь все объясняется просто: там – целью всех образовательных структур были знания, теперь – предоставление услуг, по мнению управляющих органов и всего госаппарата, в то время как граждане-родители хотели бы, чтобы их дети получали знания.

Повторюсь, частности и проблемы той, советской школы можно вынести за скобки, с точки зрения системы и статистики, какие-то «не те учителя» или «личный опыт» не отменяют систему, которая работала, и отсутствие системы сегодня как таковой.

Успех советской школы, о котором сегодня принято говорить с ухмылкой, был очевиден: СССР – стал сверхдержавой. Гуру менеджмента Ли Яккока писал в начале 80-х годов ХХ века:

Советский Союз и Япония направляют много сил на повышение уровня технологических знаний в своих странах, а мы за ними не поспеваем.

Этот прорыв в 80-х обеспечила школа предыдущих десятилетий. На вечный вопрос, ну и где тот Союз, заметим, что именно на его технологической основе удалось просуществовать всем республикам бывшего СССР, включая и РФ, почти 30 лет, и запас этот заканчивается, что мы видим наглядно сегодня.

Это школа будущего?


Совершенно логично говорит Президент РФ В. В. Путин:

Наши дети мечтают о России, устремлённой в будущее.

Но будущее, это то, что делается сегодня, «понедельник начинается в субботу».

Когда я пришел в школу – это было здание, олицетворяющее устремление в будущее. Да, оно было типовое для СССР, но новое, современное! С огромными лабораториями химии и физики. Многие, думаю, не только учились, но и учатся в таких зданиях до сих пор. Им уже лет по 50 и больше, потому что ничего более современного нет. Те редкие современные здания школ, которые я видел, не про будущее, а «типовые, комплексные, модульные» здания. Здания, где с легкостью могут разместиться и школа или, скажем, пенсионный фонд или фуд-ритейл.

Повторюсь, если мы говорим о будущем, то ему и должно соответствовать всё, в первую очередь школа. А типичная картина – это та, когда рядом с современным для 60-х годов ХХ века садиком или школой, возводится современный для 20-х годов ХХI века бизнес-центр или торгово-развлекательный центр. Приоритеты налицо.

Много лет муссируется вопрос о том, что вот-вот и мы введём в учебный процесс «астрономию». А, пока «идет процесс», Россия летает в космос на знаниях все тех же ровесников наших типовых школ 60–80-х годов, с космическими скоростями теряя свои позиции космической державы. Впрочем, как и армия имеет на вооружении в подавляющем большинстве технику, разработанную в те же годы, когда были построены эти школы.

Современная школа не учит главному: не дает знаний и не учит их уметь добывать, школа предоставляет услугу. Поэтому с каждым годом и падает уровень выпускников, те мимолетные победы России на школьных Олимпиадах уже ничего не меняют и достигаются не системой, а энтузиастами. Победители часто и не возвращаются уже в РФ. Победители, например, Олимпиады по робототехнике получают почему-то право учиться дальше в США. А замеряют по последнему!

Школа перестала воспитывать, там нет оценок по поведению, не вырабатывается ни коллективной ответственности, ни командного духа, ни элементарной сознательной дисциплины. Ни трудовых навыков и уважения к труду. Все в режиме «лайт», и дисциплина в таком же режиме. Педагогика совсем исчезла в рамках странной концепции предоставления сухой «государственной услуги».

В таких условиях и родители, особенно которые волнуются об уровне знаний детей, вынуждены быть вовлечены в процесс больше, чем можно себе представить. Наши родители в Советском Союзе работали на производстве, а не тратили свое время на восполнение пробелов, которые не обеспечивает школа из-за её бюрократической структуры: спасение утопающих, дело рук самих утопающих.

Теперь всё «образование» – это услуга, где каждый может или её получать, или не получать. Требования к учителям таковы, что для нормальной заработной платы нужно не педагогикой заниматься, а лишь следить за десятками параметров. Хотя все знают, что, с точки зрения управления, стремление соответствовать сразу множеству параметров одновременно приводит к тому, что их или никто не соблюдает, или выполняет в ущерб реальному делу.

К чему это приводит в армии? К тому, что в армию если и приходит новичок, то это молодой человек, лишенный духа коллективизма, совместного выполнения задания, личность, заточенная на решение формалистических задач, а не на их творческое решение, человек, у «которого уже сбит прицел», он просто не понимает, что такое цель как таковая. Не особо мотивированный, так как никакой официальной идеологии в государстве нет, а по жизни – в стране насаждается идеология денег, и только денег. Плюс полное непонимание, что такое дисциплина и самодисциплина. Люди реально не знают, что это такое, и не слышат… И что с этим делать? В текущих условиях я бы не хотел говорить об этом подробно, а подискутировать здесь есть о чём.

Формализм и жизнь


У школы, как системы, нет задачи сделать выпускника тем, кто может или сразу приносить пользу обществу производительным трудом, или, получив дополнительные знания и профессиональные навыки, приносить еще большее благо социуму. То есть иметь позитивную мотивацию.

Да это вообще не про пользу. Формальности соблюдены, ведомость заполнена, получены условные баллы за ЕГЭ, с точки зрения бюрократического подхода, это и есть результат.

Во многих школах, и чем дальше от центра, тем больше, уроки в старших классах напоминают сцены из американского фильма «Школа строгого режима». Впрочем, современная Россия вся как из американского фильма времен 80–90 годов ХХ века: джинсы, фастфуд, пицца, бургеры, ток-шоу, пресс-службы и т. д. Школа, действительно, как будто заболевает всеми болячками Америки, что объяснимо, капитализм он и в Африке капитализм.

Что тут можно обсуждать, когда и стандарт образования, введенный в РФ, совершенно американский, в основе которого тест – наше пресловутое ЕГЭ. Система, жестока критикуемая и в самих США. Вот что сообщает Джой Ито, венчурный капиталист и новатор-предприниматель, в нашумевшей книге «Сдвиг». Пишет он о внедрении в США системы образования, похожей на ту, что была в СССР, вместо ЕГЭ – Единого комплекса государственных образовательных стандартов (Common Core Standards):

Уже не первый год талантливые реформаторы от образования стараются изменить положение, но их усилия дают ограниченный, хотя и обнадеживающий эффект. К сожалению, создается впечатление, что прогресс идет в неверном направлении.
Программа «Знание – сила» (Knowledge Is Power Programm, сокращенно KIPP), основанная в 1994 году, к настоящему моменту охватывает 183 чартерные школы в самых неблагоприятных общинах страны. Школы KIPP, как их обычно называют, добились заслуживающих уважения результатов в сообществах, где обычные общественные школы потерпели неудачу. Упор в них делается на дисциплину, продленный учебный день, сбалансированное расписание уроков математики, чтения и письма, и время, отведенное на приготовление домашнего задания.
В 2013 году исследование Mathematica Policy Research выявило, что ученики KIPP в среднем за 11 месяцев обгоняют своих сверстников по математике и за 14 – по естественным и компьютерным наукам из программы Единого комплекса государственных образовательных стандартов (Common Core Standards).
Сорок пять штатов Америки приступили к внедрению новых задач, поставленных Национальной ассоциацией губернаторов, разработав в том числе внушительное количество стандартизированных тестов, призванных измерять то, что изучают школьники [ничего не напоминает? – Прим. авт.].
Но проблема, судя по растущей реакции экспертов из самых разнообразных областей, состоит (если воспользоваться некой метафорой) в том, что пока мы чиним мотор своего старенького «доджа», весь мир легким движением руки регулирует двигатель на базе холодного ядерного синтеза на своем новом лэндспидере [Land Speeder].

Если американцы чинят старенький «додж», боюсь указать, что именно чиним мы.

Как сильно назад отбросили нас отсутствие цели, формалистский подход (тоже ЕГЭ), безусловное обюрокрачивание этой сферы, бухгалтер вместо педагога и прочее и прочее.

А вот наше Министерство просвещения в конце 2021 года назло всем рекордам подтвердило, что ЕГЭ самый лучший критерий оценки, дающий возможность детям из регионов поступать в лучшие вузы.

Полностью игнорируя тот факт, что ЕГЭ не является критерием знаний, во-первых.

Во-вторых, «лучшие» вузы постоянно пытаются выстроить барьер из дополнительных экзаменов для таких вот «отличников ЕГЭ», который не то что вузовскую программу освоить не могут, но часть из них и русский язык знают с трудом.

В-третьих, зачем тогда вообще нам иные вузы, кроме столичных?

Ну а в-четвертых, в вуз и так берут практически всех подряд, кто может осилить определенную стоимость обучения.

Плюс безумные инициативы со стороны госмужей, повторяющиеся с периодичностью каждые три-четыре года, в стиле «а давайте восстановим ПТУ» или «снова введем конкурсы «строя и песни» и т. п., не имеющие отношения к современным реалиям.

На противоположной стороне находятся все «соблазны» современного технологического мира.

Использование в армии уже готовых специалистов всегда было важным этапом в экономии времени на подготовку воинов, и это при службе два года в сухопутных войсках и три в ВМФ.

Не буду голословно утверждать, но советский школьник был существенно лучше готов для службы в ВС, нежели современные ребята, начиная с мотивации. Опять же, речь идет о системе, а не отдельных случаях.

А я приведу еще и частный пример. Наш военрук смог своими силами построить при помощи шефов большой тир. Помню, как мы с энтузиазмом достраивали и обустраивали его, соревновались между собой на право убирать в тире: за это полагалась дополнительная стрельба. А потом учились стрелять и стреляли в нём до одури, пока были патроны или пока нас не выгоняли домой. Низкий ему поклон, нашему военруку, он давно ушел из жизни… А его детище, тир, превратился в заброшенный гигантский сарай.
В советский период тракторист из деревни был уже почти готовым танкистом, а теперь: нет деревни – нет тракториста, нет и танкиста. То есть танкист, конечно, есть, но на его подготовку уходит значительно больше сил и средств.

Нет гражданского морского флота, нет судоремонта, в сравнении с СССР, нет толком и ВМФ. И так далее. И так далее.

С другой стороны, на оператора, например, дрона идеально подходит геймер, с навыком обращения с джойстиком или тачпадом. Впрочем, и с этим при обучении в школе огромные проблемы, подавляющие большинство школьников умеют играть на смартфоне, но не являются уверенными пользователя ПК, а это разные вещи. Чего проще ввести в школьную программу быстропечатание, но…

К сожалению, система управления образованием, прошу прощение, просвещением, устроена так, что она ориентируется, как и весь госаппарат, на бумажные показатели, оторванные от жизни, которые придумали сами бюрократы, а не на реальный результат. Вся структура должна быть взаимосвязана, но сегодня это «лебедь, рак и щука». Школа – сама по себе, вузы – сами по себе, армия – сама по себе и т. д.

Посмотрим на статистику, которая показывает не «среднюю температуру по больнице», а соотношение экономических показателей и количество студентов вузов:


Если соотнести количество студентов в стране и ее место во всемирном разделении труда, то образовательный уровень упал катастрофически.

Нужно понимать, что мы живем в других современных условиях, в ином мире, нежели СССР в 70–80-х годах ХХ века, поэтому и система образования требует модернизированных подходов, но то, что происходит сегодня в этой сфере, адекватным «ответом на вызовы» назвать нельзя даже близко. В таких условиях можно ли говорить, что мы получим инженера, а уж тем более – будущего офицера, уровень которого будет соответствовать войнам ХХI века?

А все начинается со школы. Недаром русский народ мудро заметил: от осинки не родятся апельсинки.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    20 мая 2022 15:10
    Формализм и жизнь
    Так у нас теперь много где организации, учреждения, заведения и прочее, по форме, ОКАЗЫВАЮТ УСЛУГИ, того или иного профиля ...
    Это надо же, ПРОФИЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ??? шо это такое могёт быть?
    1. +9
      20 мая 2022 15:34
      Цитата: rocket757
      Формализм и жизнь
      Так у нас теперь много где организации, учреждения, заведения и прочее, по форме, ОКАЗЫВАЮТ УСЛУГИ, того или иного профиля ...
      Это надо же, ПРОФИЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ??? шо это такое могёт быть?

      А я вот не предлагаю никакой "модернизации" нынешнего российского образования а предлагаю решить вопрос кардинально - полностью отменить всё то, что было привнесено с т.н. "болонской системой образования" и вернуться к учебникам (с привязкой к произошедшим изменениям) и системе советского образования, вернуть десятилетку, школы, технические училища, техникумы, отраслевые институты и единичные университеты и посмотреть через десять лет на результат.
      От тридцати лет "преобразований" в образовании уже всех нормальных людей тошнит, а нам всё предлагают экспериментировать на наших детях.

      Похоже настала пора писать общероссийскую петицию в адрес Президента с требованиям возврата советской системы образования, буквально в течение ближайших двух-трёх лет и без раскачки.
      1. -6
        20 мая 2022 17:58
        Похоже настала пора писать общероссийскую петицию в адрес Президента

        Готова петиция. Сгодится ?
        "Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»

        Иной раз и почешешь репу... Умнейшие, "коллективнейшие" , высокоморальные , без ЕГЭ выращенные .... В 90-е такую "мораль и образованность" показали , что святых выноси.
        1. -4
          22 мая 2022 10:38
          Готова петиция. Сгодится ?
          "Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»
          Вполне, прям с языка сняли. laughing
      2. +4
        20 мая 2022 19:46
        Советская система образования не была идеальной, но во многом лучше того, что сейчас практикуется.
        НО, пытаются ввести её как есть, не можно!
        Она была целиком встроена в общегосударственную систему воспитания советского человека!!!
        Сейчас поломан связи человека с той правящей системой, которая есть ВЛАСТЬ БОГАТЫХ!
        Не, не, не сольются они в любовном экстазе, по объективным и субъективным причинам.
        Если изменить главное, то остальное последует естественным образом.
        А иначе, получится не жизнеспособная химера!
      3. -3
        21 мая 2022 23:50
        Советская система как-то не очень помогла сохранить СССР. А десятилетка не очень помогает тем, кто в 30 уже не помнит, что такое синус, объясняемый в 6-ом классе.
        1. +1
          23 мая 2022 11:33
          Цитата: EvilLion
          Советская система как-то не очень помогла сохранить СССР. А десятилетка не очень помогает тем, кто в 30 уже не помнит, что такое синус, объясняемый в 6-ом классе.

          А как советская система образования должна была помочь в сохранение СССР и чем нынешняя одиннадцатилетка прогрессивней в закрепление знаний в голове недорослей, считающих что только блогерство способно их обогатить и принести им успех в жизни?
  2. +5
    20 мая 2022 15:10
    Ой, не говорите, товарищ Ващенко Э.... Тоска, да и только... ВЕРНИТЕ СОВЕТСКУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ!!! Кричу, может и услышит кто, от кого это зависит.
  3. +9
    20 мая 2022 15:11
    Автор прав. Сейчас школа- предоставляет УСЛУГУ согласно ФГОС( федеральный гос. обр. стандарт). Профессия учителя не престижная, малооплачиваемая. Учителю сейчас приходится заниматься тоннами никчёмных отчётов и не нужной писаниной. Считаю, что пора полностью менять нынешнюю систему образования! Взять за основу советскую школу и улучшить согласно нынешним реалиям! ЕГЭ- это зло!!!
    1. +10
      20 мая 2022 15:23
      ЕГЭ- это зло!!!
      - ЕГЭ это хрень, а зло, это кто ввел ЕГЭ и до сих пор его поддерживает...
  4. sen
    +4
    20 мая 2022 15:35
    В таких условиях можно ли говорить, что мы получим инженера, а уж тем более – будущего офицера, уровень которого будет соответствовать войнам ХХI века?

    Так раньше важным было качество подготовки, а сегодня все определяют деньги.
  5. +5
    20 мая 2022 15:50
    Проблема современной школы не только в преподавателях, которые в силу разных причин (в том числе и отчётности) не желают, не могут преподавать. Само общество изменилось.
    Начнем с разграничений в школе прав и обязанностей и они имеются у всех в связке школа-преподаватель-ученик-родители. И при таком мы удивлены, что самый бесправный это преподаватель? Но это цветочки. Сейчас само образование во многом ориентировано, на самообразование: ребенка учат не повторению, а способности самостоятельно анализировать учебный материал. Да такой подход действительно облегчает преподавание и действительно будет работать с более менее взрослым (зрелым целеустремлённым и умеющим ставить перед собой не мечту, а задачу) человеком, но не с ребенком, который и сформулировать не может, кем он(а) будет. Все эти сопли: хочу быть блогером, ютубером и т.д. легко разваливаются и это очевидно.
    Самое странное, что все ругают ЕГЭ, а чем оно на сегодня отличается от имевших место ранее школьных экзаменов? Тем наверное, что к нему заранее старательно готовят детей? Так и раньше готовили старательно к экзаменам или не так? От ЕГЭ многое зависит, так раньше от итоговых оценок тоже многое зависело. И даже если согласиться с противниками ЕГЭ и убрать его то вместо него будет введен какой-то его аналог, а как иначе в массе определить уровень знаний выпускника школы в массе? Ничего кроме какой-нибудь формы экзаменов не придумано человечеством.
    Семья. Очень спорное утверждение
    В таких условиях и родители, особенно которые волнуются об уровне знаний детей, вынуждены быть вовлечены в процесс больше, чем можно себе представить. Наши родители в Советском Союзе работали на производстве, а не тратили свое время на восполнение пробелов, которые не обеспечивает школа

    Во первых при СССР особенно на его начальных этапах был в обществе запрос на образованного человека... И всё члены семьи ребенку говорили «учись человеком будешь», сейчас многие родители спокойно позволяют себе при ребенке рассуждать о необходимости познаний в ребенка в например геометрии.
    1. +1
      20 мая 2022 22:23
      Поздновато зашел. Вы написали все за меня. hi
      Цитата: Алекс2048
      Начнем с разграничений в школе прав и обязанностей и они имеются у всех в связке школа-преподаватель-ученик-родители.

      Именно. Одним дали все права (и это не учителя), другим оставили одни обязанности. Потом удивляемся результатам. И это не только в школе.
      Цитата: Алекс2048
      Самое странное, что все ругают ЕГЭ

      Что все прицепились к ЕГЭ? По моему, люди высказывающие свои мнения по этому поводу давно не в курсе событий. Сын прошлый год сдавал, было очень не просто, но тем не менее сейчас учится в институте. ЕГЭ давно уже не просто тест.
      Цитата: Алекс2048
      И даже если согласиться с противниками ЕГЭ и убрать его то вместо него будет введен какой-то его аналог, а как иначе в массе определить уровень знаний выпускника школы в массе?

      Я хорошо помню мое поступление в институт в 1990г. Кто то мне сейчас попробует сказать, что тогда коррупции не было? Как и ЕГЭ laughing
  6. -1
    20 мая 2022 15:56
    В советское время подавляющее большинство выпускников без репетиторов поступали в технические вузы

    Ну да, конечно. Вообще в вузы поступало не большинство, а в технические - тем более. Кстати, на многие специальности в советское время можно было поступить практически без экзаменов. Какие-нибудь "обработка металлов резанием" или "технология сварочного производства" популярностью не пользовались, приемные комиссии готовы были хватать абитуриентов прямо с улицы.

    Почти вся статья - несколько здравых мыслей и много безадресного нытья.

    Да, массовый уровень образования упал, но кто этому виной? Сами же дети учиться не хотят. Зачем штудировать математику с физикой, если перед глазами примеры всяких инстаграмеров, тиктокеров и прочих футболистов?
    1. +7
      20 мая 2022 16:59
      Сами же дети учиться не хотят. Зачем штудировать математику с физикой, если перед глазами примеры всяких инстаграмеров, тиктокеров и прочих футболистов?

      Дети не знают чего они хотят в силу того, что не знают особенности результатов того или иного выбора. Дети не могут сделать сознательного выбора. Я вот например что-то как-то не особо припоминаю случаев, чтоб дети в моем детстве (90 годы) говорили, что хотят в школу на уроки для получения знаний, которые им потом пригодятся в дальнейшем. Если в школу и говорили, что хотят то под этим никто не подразумевал, что хочет туда ради учебного процесса.
      Инстаграмеры и тиктокеры это наша реальность и их в обозримом будущем никто и никуда не уберет... Это как погода на улице снег или дождь, а может солнечный день на это мы не влияем (я про абсолютное большинство случаев, а не про разгон облаков в праздничные дни). Дети не хотят учится потому, что их родители этого не хотят. Можно сто раз говорить о том, что школа должна и якобы настоящий преподаватель должен организовать учебный процесс так чтобы ребенку было интересно, но даже в теории я себе это слабо представляю... Вот автор пишет про военрука и тир, и как им там нравилось. Да, мальчишкам и одной или двум девочкам из класса тоже наверное, но остальные девочки не участвовали и это осталось за рамками рассказа. Ещё видимо труднее сделать весёлым изучение точных дисциплин... Ах как весело строить некие тригонометрические функции на никому не нужной плоскости или объяснять взаимоотношение между магнитным полем и напряжением тока в катушке... Наука это скучно и как ребенок может выбрать между этим и блогером? Выбор ребенка основан, на повторении имеющегося примера. Имеющийся пример это родители, которые как правило не работают по полученной специальности. Итак первый шаг сделан пример родитель не ценящий полученное специальное образование. Второй шаг это родитель говорящий о том, что он не понимает сути тех или иных моментов в образовании самый простой пример родители говорящие, что не знают чем косинус от синуса отличается ребенку при этом сводят к тому, что в жизни это не пригодится, но напутственно кричат в догонку саду, надо по алгебре и геометрии иметь хорошие оценки ведь ты будущий архитектор... можно и без добавления про архитектора. И вот ребенок начинает халтурить шпаргалки или телефон очень исправляют ситуацию в журнале, но не в голове.
      К слову сказать в советское время побОльшей части люди проводили на работе 8 часов и остальное время посвящали семье. И мама как правило была тем, кто дома просматривал, а в начальных классах активно участвовал в том что ребенок делает домашнее задание. А сейчас мало того, что рабочий день мало где действительно нормирован, но в крупных городах имеются проблемы с общественным транспортом и дорога, до работы стала из-за «пробок» занимать больше времени. Всё это «ворует» время у семьи. Сами дети учатся зачастую в другом районе от места проживания. Всё это снижает родительский контроль за образовательным процессом.
      С другой стороны преподаватель, который набрал часов под самую завязку просто потому, что хочет не просто жить, а в целом не хуже остальных. Идея о том, чтобы классный руководитель сходил с классом организованно в кино ещё хоть как-то нормально. Но идея о том, чтобы с классом на природу уже никак не впечатлит любого преподавателя. Так как тут вступает противоречие между тем, чтобы отдых на природе был предельно безопасным его ответственностью личной за здоровье детей и самим отдыхом. Начиная с сообщения родителям о том, что на поход на природу нужно денег (и бесконечных почему столько или не столько и со скольки и до скольки) за нынешними детьми, как за тепличными растениями уход нужен... Не говоря уже о том, что есть ограничения по здоровью мы ведь упорно выращиваем общество инвалидов. Конечно извините, но многие (статистика в помощь) из тех кто ходит могли и дня не прожить просто в силу того, что роды были сложными. Инвалидам перестали отказывать в праве на жизнь прекрасно понимая, что это ярмо на шее общества. Раньше в этом плане было проще можешь живи, нет - извини мы тебя запомним вечно молодым.
      Вот и получается что преподавателю такие вещи как внекласные занятия не нужны.
      1. +2
        20 мая 2022 17:12
        Цитата: Алекс2048
        Итак первый шаг сделан пример родитель не ценящий полученное специальное образование.

        Согласен. Но, опять же, почему? А потому, что и дети, и родители прекрасно видят: образование в наше время по большому счету не нужно. Диплом - да, образование - нет.
        1. +4
          20 мая 2022 17:38
          образование в наше время по большому счету не нужно. Диплом - да, образование - нет.

          Согласен, но только отчасти.
          Первое и самое очевидное это то, что диплом не отражает наличие профессиональных навыков. Образование особенно высшее стало оторванным от производства. Ведь не секрет, что пришедшему выпускнику на производстве с ходу сообщают забудь чему учили, сейчас начнёшь учится.
          Второе менее очевидное это то, что специалистов с высшим образованием в таких количествах просто не нужно. По сути специалист с высшим образованием должен знать весь производственный процесс и уметь принимать решения о постановке задачи и применении тех или иных технологических операций для максимально эффективного достижения поставленной задачи. Специалист с высшим образованием это практически всегда должен быть руководитель. А что у нас?
          Третье самое неочевидное это то, что в России имел место переход от одной модели государства к другой и это наложилось на экономику страны. Специальности, которые гарантировали высокий уровень дохода и стабильную пенсию в одночасье стали не востребованы появилось много специальностей, которых вообще не было и они оказались крайне востребованы и оплачиваемы. Таким образом выбор сделанный человеком в начале обучения запросто приводил к тому, что все те знания которые человек получил оказались не востребованными.

          Вот пожалуй и весь фокус нашего: диплом есть, а знаний нет.
      2. +2
        20 мая 2022 22:33
        Мои аплодисменты good hi
  7. -1
    20 мая 2022 16:33
    Прочитал и задумался, а так ли плоха современная российская школа?
    Ведь нельзя выпускников школ и вузов рассматривать в отрыве от программы развития страны.
    Программистов наша обр. система готовит исправно и вполне приличного качества. Это факт.
    С учёными . МГУ, МФТИ и др вполне котируются во всём мире. С успехом выступают на международных олимпиадах и т.д.
    Многим ненавистна высшая школа экономики. Но я общался с её учащимися и даже вместе сдавал IELTS. Большинство активные способные ребята. То что наверх пробиваются не самые лучшие выпускники это не к вузу вопрос.
    Государству нужны учёные, программисты, юристы, экономисты. Оно их получает. Во многом даже приличного качества.
    Нужны инженеры-вот вам вагоны выпускников технарей. Качество так себе, ну так и работать они будут за 30 тыс. А вы что хотели?
    Ну а то что профтехучилища умерли это неизбежность. Идти,скажем
    ,в сварщики чтобы в 50 лет сидеть на сдельной оплате с тремором рук и ослабленным зрением, когда нормы оплаты устанавливают по профи в 30-40 лет? . Дурных нет.
    Ну и такой аспект. Школа не готовит к армии. Школа не может бороться с атомизацией, школа не развивает морально-волевые качества. Это не работа учителей. Это удел родителей. Времена военруков ушли безвозвратно.
    Нельзя войти в одну реку дважды.
    1. +2
      21 мая 2022 09:38
      Денис,
      доброе утро,
      хотел бы Вам ответить. Вчера не видел, что выложили статью, как раз преподавал, как приглашенный преподаватель из бизнеса, в ВУЗе (ни слова по истории). И опять, с учетом очень хороших ребят, видел проблему нашего среднего образования.
      Если Вы увидели в моей статье хоть признак моего желания "войти в туже воду", наверное я не так изложил.
      Школа - это социализация, в наше время конкретному родителю, это я вижу как родитель, плевать на интересы гос-ва, и гос-во в этом очень постаралось.
      А школа, как часть этой гос. системы, еще и усугубляет этот момент.
      Всего в статье не опишешь, я писал лишь про один момент, связанный с армией.
      Ошибка, в том числе и Вас, уж простите, частное (кто-то в МГУ или СПБГУ) выдавать за "и это очень не плохо", а вопрос заключается в СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ. А его нет от слова совсем.
      Кстати, я тоже могу привести примеры реально фантастических заводов у нас, где я бывал последнее время с консультациями, успехов в мировом масштабе на олимпиаде в робототехнике , но это "точечный рост" из которого в слабой экономически стране с безумной мировой конкуренцией, без системного подхода (исключая бюрократический формализм) ничего не вырастит.
      Короче: для меня как сторонника и практика системного подхода в управление, всё это - реликт XIX века, с такой телегой, как наша школа, вуз (как система) далеко не уедешь.
      Никакие "советские учителя" ничего нее вытянут, их впрочем уже и нет: нет Системного подхода с целеполаганием, что знают мои студенты и магистры, нет и современного управления, мы же в 21 веке!
      Что не понимают те, кто пишут про СССР: а там тоже была коррупция, "или "но он же развалился?",я устал об этом писать: многие явления были, в микромасшабах, но были.
      Сравните статистику по алкашам и нарикам?
      Но дело было в том, что это была страна "органического" развития, там было все естественно, сегодня это достояние истории: прошло 30 лет.
      Но, эта "органичность", как система, давала свои результаты. Смотрите мою таблицу...
      Сегодня это достояние только историков, а вот Система, это единственное, что может помочь развитию современного российского общества, начиная со школы, если конечно, нет скорого желания повторить путь Византийской империи, 1204 г., по моему мнению мы уже повторили...
      С уважением,
      Эдуард
      1. -1
        21 мая 2022 17:04
        Добрый день,
        Я обеими руками за системный подход.
        Но Во-первых, насколько объективен диагноз, который мы предъявляем нашей системе образования? Мы руководствуемся проверяемыми критериями или просто переносим наше недовольство происходящим?
        Во-вторых, система образования должна обслуживать долговременный план развития страны? А где с ним можно ознакомиться.?
        В-третьих, всё познаётся в сравнении. Что в США и Европе? Всё ли там лучше и насколько? И какими критериями руководствуются там?
        Вот и получается, что при отсутствии интеграции системы образования в нечто большее и без чётких критериев сравнения и оценки мы имеем не такую уж плохую ситуацию. Как по мне.
        Я субъективен, несомненно. Но и статья мне также показалась субъективной.
        С уважением,
        1. +1
          21 мая 2022 22:08
          Соглашусь, статья субъективна.
          Это же не план с P&L laughing
          С уважением,
          hi
  8. +8
    20 мая 2022 16:37
    Вернуть учебники Коровина с развалинами Пальмиры!
    Убрать ренегата Солженицина.
    Вообще, последний шанс, пока еще есть учителя, кто начал работать в СССР - они хоть помнят, как надо.
    И никаких судилищ над учителями, врачи вон своих не сдают, хоть тресни, а директора школ рады стараться, при первом же "вяканьи" "общественного мнения" рады "реагировать".
    Не судья должен быть неприкосновенен, и не депутат, а часовой на посту и учитель на своих уроках!
    1. 0
      20 мая 2022 22:39
      Цитата: faterdom
      врачи вон своих не сдают, хоть тресни

      Ну да, ну да...
      "Ох уж эти сказки. Ох уж эти сказочники" laughing
      Поинтересуйтесь в ближайшем СК, сколько у них человек по врачебным темам работает. laughing
      Ну и скольких приговорили заодно узнайте hi
    2. +2
      22 мая 2022 10:46
      Перестать водить детей на экскурсию в алкаш-центр
  9. -4
    20 мая 2022 17:14
    laughing
    Успех советской школы, о котором сегодня принято говорить с ухмылкой, был очевиден: СССР – стал сверхдержавой.
    ....
    Этот прорыв в 80-х обеспечила школа предыдущих десятилетий. На вечный вопрос, ну и где тот Союз laughing , заметим, что именно на его технологической основе удалось просуществовать всем lol республикам бывшего СССР, включая и РФ lol , почти 30 лет, и запас этот заканчивается, что мы видим наглядно сегодня.
    Мда, вторая статья сегодня как на подбор.

    Нет, конечно, до делирия И. Бондарева далеко, и проблем в сегодняшней школе много... и здравое зерно в статье есть...

    Но, как человек отучившийся в силу семейных обстоятельств в СССР в нескольких школах, от спецшколы в Москве до средней общеобразовательной в области, весьма далекой от Москвы, хотел бы заметить следующее. Выпускник школы сейчас, который хочет учится (и учится дальше, в том числе вне РФ), гораздо лучше подготовлен, чем выпускник в СССР.

    А вот любители развлечений, от алкашки до уголовки, весьма похожи друг на друга, что в РФ, что в СССР. Хотя сейчас тоже есть большой плюс: подростки больше в гаджетах сидят, "по подъездам" почти не "шляются", уровень уличной преступности (насильственной) снижен. Подростковых банд и элементарных драк "школа на школу" почти не видно.
    Но запрещенные субстанции, вместо древнего алко и клея, современные юные "разрушители себя" употребляют, как "не в себя", такого действительно раньше не было. С другой стороны, лечение сейчас тоже не как в СССР, а добровольное и часто - платное, так что "разрушители себя" долго не задерживаются на этом свете, за исключением детей очень богатых родителей.

    Так то жить и учится стало лучше, стало веселей!
    1. -2
      20 мая 2022 22:42
      Цитата: Wildcat
      Выпускник школы сейчас, который хочет учится (и учится дальше, в том числе вне РФ), гораздо лучше подготовлен, чем выпускник в СССР.

      Совершенно в точку hi
      И гораздо лучше мотивирован к этому
  10. 0
    20 мая 2022 17:20
    Во-вторых, «лучшие» вузы постоянно пытаются выстроить барьер из дополнительных экзаменов для таких вот «отличников ЕГЭ»
    Естественно, раньше был входной контроль - вступительные экзамены, а с наступлением эры ЕГЭ этот контроль отменили. Ведущие вузы выкручиваются, как могут - собеседования и т. д. Разумнее всего вернуться к прежней системе, но контингент учителей уже не тот - некому проводить школьные экзамены. Проще ЕГЭ оставить. И оставили.
    1. -4
      20 мая 2022 22:46
      Цитата: Авиатор_
      Естественно, раньше был входной контроль - вступительные экзамены, а с наступлением эры ЕГЭ этот контроль отменили. Ведущие вузы выкручиваются, как могут - собеседования и т. д.

      Я так понимаю, Вы оправдываете ВУЗы, что они принимаю меры по отсеиванию "недостойных" на входном контроле?
      А в чем собственно говоря проблема? Первая сессия и досвидос неуспевающие. Или это испортит статистику и показатели института? Можно за такое и по попе получить?
      1. +2
        21 мая 2022 08:34
        Я так понимаю, Вы оправдываете ВУЗы, что они принимаю меры по отсеиванию "недостойных" на входном контроле?
        Правильно понимаете. Начиная с самых первых университетов древности и до ЕГЭ входной контроль всегда был. Тратить семестр только для того, чтобы выгнать неспособных - непростительная роскошь. Это я Вам как зав.кафедрой МАИ говорю.
        1. +1
          22 мая 2022 12:32
          Цитата: Авиатор_
          Правильно понимаете. Начиная с самых первых университетов древности и до ЕГЭ входной контроль всегда был. Тратить семестр только для того, чтобы выгнать неспособных - непростительная роскошь. Это я Вам как зав.кафедрой МАИ говорю.

          Добрый день.
          С одной стороны Вы конечно правы, определенное роскошество здесь присутствует, но...
          Я не буду ничего утверждать, просто выскажу свое мнение. Первый курс обычно (из своего опыта и глядя на список предметов сына, а институт у нас один и тот же laughing) нагружен не профильными предметами, имеющими мало общего с предстоящей специальностью. На вскидку необходимый материал составляет 15-20/.
          Я прекрасно понимаю зачем это делается. Нас в свое время на первом курсе учили учится. Сейчас вроде бы смысл тот же, но дела с этим обстоят гораздо хуже. ИМХО hi
          Так почему бы и не воспользоваться этим, что бы так сказать "отделить зерна от плевел"?
          Но в этом случая возникнет ситуация, когда при наборе на первый курс в 400 человек на втором останется 300, а это надо как то объяснять наверх, ну и финансирование от этого наверняка пострадает.
          А по итогу, на выходе, мы имеем 75/ абсолютно посредственных "специалистов" с дипломами. И дай бог 50/ из них ни дня не будут работать по специальности.
          Ну а дальше... дальше будем продолжать говорить про кадровый "голод" и низкий уровень...
          С уважением hi
          P.S. И огреб же я минусов за свое мнение wassat
          1. 0
            22 мая 2022 13:57
            Андрей, недостатков в учебных программах, несомненно, уйма, главным является конечный результат - востребованность промышленностью. Если на первом курсе студент будет с самого начала видеть, что ряды Тейлора - это не пустая абстракция, а инструмент, который ему будет потом нужен, то и результат будет другой. У меня на кафедре почти все преподаватели (кроме одной) - внешние совместители, то есть основная работа у них в другом месте. Так и у меня самого. Поэтому мы стараемся их учить тому, что действительно нужно сейчас, а не через 300 лет. Насчёт выгнать тех, у кого продолжается "счастливое детство"- мысль хорошая, но она не находит понимания в деканате, хотя, конечно, выгоняем.
            1. +1
              22 мая 2022 20:10
              Цитата: Авиатор
              У меня на кафедре почти все преподаватели (кроме одной) - внешние совместители, то есть основная работа у них в другом месте.

              Этот момент можно только аплодисментами сопроводить. У нас множество преподавателей с учеными степенями которые практику видели только на практике.
              Тема обсуждения действительно многогранная, и что самое интересное, имеющая достаточно много вариантов решения. Но вот будут ли эти решения приняты? Будут ли они разумными? Я на это точно не повлияю. Вы?.. может быть.. Хотелось бы конечно увидеть свет в конце туннеля (и не от встречного поезда laughing).
              На этом попрощаюсь. С Уважением hi
      2. 0
        21 мая 2022 09:55
        Цитата: Адрей
        Первая сессия и досвидос неуспевающие.

        Гробить семестр на оболтуса, которого можно отсеять на экзаменах? И кому это надо?
        1. 0
          22 мая 2022 12:34
          Цитата: мордвин 3
          Гробить семестр на оболтуса, которого можно отсеять на экзаменах? И кому это надо?

          Добрый день. Ответил чуть выше hi
  11. -3
    20 мая 2022 17:31
    Опять та же песня. ДОЛОЙ ЕГЕ! ДОЛОЙ ЕГЕ!!!!
    А что вместо? Экзамены как в СССР (вот он, источник коррупции!!), дальше подготовительные курсы, репетиторы, по факт взятки за поступления в вузы, и т.д. и т.п.
    Вопрос автору: если брать поздний СССР, то во сколько обойдется абитуриенту поступление в московский вуз? Дорога, жилье, питание во время сдачи экзаменов?
    Без знания базы каким бы ты ни был гением далеко не уедешь.
    И по поводу экзаменов в СССР.
    Я сдавал экзамены после 8 класса, потом ушел в технарь. Мы сдавали алгебру письменно, геометрию устно (определение, теорема, решение задачи), сочинение, русский язык устно.
    Так вот, письменный экзамен тот же ЕГЕ, геометрия наполовину ЕГЕ, писать сочинение надо учиться года три минимум, то есть перекраивать всю программу обучения. Ну русский язык устно... знаете все таки лучше письменно.
    Экзамены у нас принимала комиссия - наш преподаватель, незнакомая тетя (говорят преподаватель из другой школы) и кто то из РОНО.
  12. +2
    20 мая 2022 17:32
    а направлена на «правильное внесение в формуляр галочек и циферок».
    Ага так и есть..
  13. +3
    20 мая 2022 17:32
    от осинки не родятся апельсинки
    Вишенка от тортика не далеко падает!
    Спасибо, Эдуард!
    На самом деле, все еще хуже, чем Вы описали, деструктивные процессы продолжаются...
  14. +3
    20 мая 2022 17:42
    Спасибо автору за статью. Прочитал с большим удовольствием.
  15. +2
    20 мая 2022 17:48
    Очень долгая тема, и очень противоречивая... Единственно, что, кмк, без обсуждений - ЕГЭ надо убирать хотя бы потому, что это шаблонное мышление, сейчас даже в электронике правит бал нечеткая логика, а в обучении шаблон. Всего две позиции, вкл и выкл, два варианта ответа, да или нет. А кто думать научит?Это старая хохма, что физик-теоретик докажет две противоположные вещи одинаково легко, а в литературе, истории или биологии четкой логики нет вообще, вы даже понятие биологический вид или смерть не опишете четко. Думать надо уметь, с ЕГЭ это не выйдет.
  16. +3
    20 мая 2022 18:17
    Лично я вживую не видел ни одной школы, построенной после распада СССР.
  17. +1
    20 мая 2022 20:29
    Об этом пишут уже лет 25, как только отошли от престроики, но....
    ....правительство на другой планете живет.....
    ...а начальники образования, писали - родственники и друзья финансистов-капиталистов....
    Итог ясен
  18. +4
    20 мая 2022 20:30
    Цитата: Алекс2048
    И при таком мы удивлены, что самый бесправный это преподаватель?

    У нас в школе был завуч . Ветеран Великой Отечественной войны . С тремя пальцами на
    ладони руки . За что получил прозвище "Трайдент". Не дай бог тебе первым нестись в
    школьную столовую на большой перемене за "Школьным" пирожным и стаканом чая
    (15 копеек мне мать на это выдавала) , поймает искалеченной рукой за воротник единой
    школьной формы ( такой синенькой с белыми пуговицами) , приподнимет в воздух за этот
    воротник , так что ноги у тебя , четвероклассника, в воздухе болтаются , и скажет :
    "Соблюдай школьную дисциплину". Очень дисциплинировало . И , кстати , мы его и
    боялись , и уважали .
  19. +1
    20 мая 2022 22:46
    Цитата: Адрей
    Цитата: faterdom
    врачи вон своих не сдают, хоть тресни

    Ну да, ну да...
    "Ох уж эти сказки. Ох уж эти сказочники" laughing
    Поинтересуйтесь в ближайшем СК, сколько у них человек по врачебным темам работает. laughing
    Ну и скольких приговорили заодно узнайте hi

    Я не "сказочник", картину мира знаю изнутри хорошо.
    Просто общепринятые нормы поведения (обе к сожалению): Главврач своих даже в случае преступной халатности выгораживает, или пытается это сделать, а директор школы при любой публичной вони учителя выпихиваетс работы "по собственному".
    1. 0
      21 мая 2022 06:29
      Цитата: faterdom
      Я не "сказочник", картину мира знаю изнутри хорошо.

      Не оспариваю, но по данной теме Вы видимо не в курсе.
      При наличие признаков противоправных действий проводится расследование СК РФ. Основным документом для открытия уголовного дела является заключение комиссионной экспертизы проводимой регионарным отделением бюро судебно-медицинской экспертизы. Регионарные бюро подчиняются напрямую Москве и никакого отношения к властям региона не имеют. Туда не то что какой то главный врач, туда глава департамента здравоохранения доступа не имеет!
      А на деле, главврачу выгоднее по быстрому "слить" фигуранта от греха подальше, или максимум постоять в сторонке и "не отсвечивать" дабы чего не вышло hi
  20. +2
    21 мая 2022 08:49
    Мы - общество. Все личные навыки должны способствовать общественной деятельности. В гражданской и в военной сферах, везде успеха добивается только спаянный коллектив. Ключевое слово - взаимодействие.
    Задача воспитания - научить человека жить и взаимодействовать в обществе.
    Задача образования - понимать мир и общество.
    Понимание мира и общества - следствие научного мировоззрения (которого пока нет).
    Причина отсутствия научного мировоззрения - зависимость науки от власти, работа науки в угоду власти, на поиск выгоды, а не на поиск истины. Пока оставим эту непосильную для единовременного решения задачу. Зайдем с другой стороны.
    Взаимодействие подразумевает взаимопонимание.
    Взаимопонимание возможно только при одинаковом понимании базовых категорий добра и зла.
    Что делать: повсеместно вводить единую мораль - в роддоме, в детском саду, в семье, в школе, в армии, на работе, в больнице, на кладбище. Нигде нельзя: творить зло, которого себе не желаешь; врать себе и людям; желать и брать чужое. Это известные базовые требования к личности, прописанные во многих источниках.
    Есть, по моему мнению, важнейший современный принцип: не ставь своё личное мнение выше общественного - не будь предателем. Помни, что истина отличается от твоего личного мнения тем, что не содержит ничего личного; служи истине, а не своей гордыне ... и т.д. (в моём личном списке ещё 17 пунктов), этот список должен быть дополнен мудрыми людьми и взят за основу воспитания, образования, отбора и расстановки кадров при любой деятельности: личной, общественной, государственной. В основу общества, в основополагающую главу Конституции должен быть вмонтирован Единый Светский Моральный Кодекс РФ - продукт коллективной свободы выбора, наша осознанная необходимость.
    НАША ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СЧИТАТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ ТОЛЬКО МОРАЛЬНОЕ.
    (Наши оппоненты с темной стороны горизонта считают справедливым только личную выгоду, а консолидированный запад уточняет: для него справедливо только то, что выгодно западу, любыми средствами и за чужой счёт - эту разницу в понятии справедливости должен знать и понимать каждый житель России).
    Нас учили для того, чтобы мы умели работать (всего лишь). Но моя школа отличалась тем, что к 9 мая вся учительская наполнялась божественным блеском и небесным перезвоном орденов и медалей, а на любом уроке в любом классе, в любую смену красной нитью проходила эта самая единая мораль, которую естеством своим проповедовали наши учителя, которая делала нас сплоченным и сильным народом. По мере естественного ухода из нашей жизни этого священного блеска, мгла, пришедшая с запада, окутала города, деревни, бескрайние просторы полей и лесов..., и исчезла моя страна.
    Возможно, что единая мораль поможет со временем разобраться с наукой и обрести научное мировоззрение, чтобы строить свою страну сообразно закону мироустройства, а не против него. Но сейчас всеобщая моральная очистка должна охватить всё общество (как недавно явленная программа «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА»), чтобы не брать в светлое будущее вирусы лжи, корысти, зависти, стяжательства, гордыни, либерализма, предательства и убийства. Надеюсь, что школа единой морали поможет нам понять этот мир, себя и свое место в этом мире и приобрести огромное число сторонников среди честных людей всего мира.
    Вот - моё предложение, если в нём есть хоть частица истины, помогите мне убрать оттуда всё моё личное.
    Здоровья и удачи всем нашим, кто на земле и в воздухе!
  21. 0
    21 мая 2022 11:19
    Хорошая и правильная статья. Спасибо автору. Действительно цель Советской школы было дать политехническое образование и воспитать "строителя коммунизма". А я был на собрании у дочери лет десять назад то директрисса вещала, что нужно вырастить конкурентно способную личность имеющую навыки и знания что бы ориентироваться в современной жизни. Вот так. Ничего не нужно изобретать в образовании, нужно вернутся к советской школе, которая собственно выросла из основ царского периода. Напомню: что бы закончить школу с золотой медалью нужно было с первого класса учится на одни пятёрки.
  22. -2
    21 мая 2022 23:49
    Еще один скулящий про долю в ВВП в 2%. Только почему-то стоило с Россией поссориться, и во всем мире уже кризис.
    1. 0
      22 мая 2022 10:49
      Ну да, прям кризис, кризис.
  23. -1
    23 мая 2022 07:40
    Статья не предлагает ничего нового, а просто вернуть старое. И самое главное, не приведены цифры даже приблизительно. Бесплатное образование- очень дорогое мероприятие. Хотелось бы понять какую статью бюджета предлагает сократить автор и добавить на образование?
  24. -1
    23 мая 2022 12:42
    Буду краток. Пора прекратить осуществление дебилизации подрастающего поколения с помощью, так называемой, "болонской системы" и вернуться к проверенной десятилетиями "классической русско - советской системе образования".
  25. -4
    23 мая 2022 13:20
    Статья, как бы помягче сказать, странная. Абсолютная несостоятельность советской школы - факт самоочевидный, просто потому, что развалили ее как раз те, кто в ней учился.
    о тех, кто «шёл на медаль» в наше время, говорила вся школа, это были, правда, в основном девочки, но были они совершенными звездами знаний

    И где эти "звезды" потом оказались? Девкам в школе медали давать бессмысленно: склад бабского ума бесполезен в реальной науке. Избыток баб в медицине и педагогике - это зло, а не благо.
    вопросы по ЕГЭ чиновники обычно парируют шуточками-прибауточками

    А чего они могут сказать, если это была инициатива С САМОГО ВЕРХА?
    современный офицер – это троечник советского периода

    Сравним с уровнем образования Жукова или Рокоссовского?
    частности и проблемы той, советской школы можно вынести за скобки, с точки зрения системы и статистики, какие-то «не те учителя» или «личный опыт» не отменяют систему, которая работала

    И результат ее работы - события 1991 года!
    победы России на школьных Олимпиадах уже ничего не меняют и достигаются не системой, а энтузиастами

    Качественная школа всегда держится на энтузиастах; абсолютное большинство пИдОгогов советского времени ничуть не лучше нынешних.
    Победители часто и не возвращаются уже в РФ.

    Логично: а чего им тут делать? Из России давно бы свалили вообще все, если бы их там ждали.
    Школа перестала воспитывать, там нет оценок по поведению, не вырабатывается ни коллективной ответственности, ни командного духа, ни элементарной сознательной дисциплины

    Знаете, очень подло требовать для школы право насилия над школьниками.
    Наши родители в Советском Союзе работали на производстве, а не тратили свое время на восполнение пробелов, которые не обеспечивает школа

    Школа тоже не обязана воспитывать ребенка ВМЕСТО родителей.
    в армию если и приходит новичок, то это молодой человек, лишенный духа коллективизма, совместного выполнения задания

    Логично, учитывая то, что армия в России недобровольная, т.е. то же самое насилие над гражданами.
    уроки в старших классах напоминают сцены из американского фильма «Школа строгого режима». Впрочем, современная Россия вся как из американского фильма времен 80–90 годов ХХ века

    Ну, это уж получше советских тюрем и казарм.
    Не буду голословно утверждать, но советский школьник был существенно лучше готов для службы в ВС, нежели современные ребята, начиная с мотивации

    Опять же, это просто сожаление об отмене рабства.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»