Харьковские танки Т-64: почему новые движки дохнут быстрее предыдущих

50
Харьковские танки Т-64: почему новые движки дохнут быстрее предыдущих

Танк Т-64БВ

Узлы и агрегаты любой боевой техники, в том числе и танков, имеют свой ресурс, после окончательной выработки которого они требуют полной замены. В особенности это касается двигателя, как самого нагруженного элемента машины. В танковых частях процесс смены старого движка на новый чётко регламентирован и зависит от фактического износа, количества отработанных часов, ремонтов и прочего. Всё это не столь важно. Главное, чтобы новый двигатель отрабатывал свою норму, но с танками Т-64А/Б/БВ это правило почему-то не работало.

Воздушные фильтры убивают мотор


В одном из предыдущих материалов под названием «Зачем Т-80У резиновый фартук и лопухи на башне» мы рассмотрели, как немощные воздушные фильтры вызывают повышенный износ газотурбины и что пришлось с этим делать. Но эта проблема отнюдь не нова и проявилась даже на харьковских танках Т-64А/Б/БВ с их двигателями 5ТДФ. Масштаб бедствия, конечно, не столь велик, но имел и до сих пор имеет нехорошую тенденцию.



Про сам двухтактный дизельный мотор «шестьдесятчетверки» сказано уже немало, и добавлять тут нечего, поскольку есть как очевидные плюсы, так и жирные минусы. Большую часть его недостатков за годы производства всё-таки удалось устранить, но эксплуатационная надёжность оказалась не по зубам конструкторам, потому довести её до уровня V-образных двигателей танков Т-72 так и не смогли. Но в этом виноваты не только конструкционные изъяны самого движка.

Двигатель 5ТДФ. Источник: https://www.drive2.ru/b/1927866/

Двигатель 5ТДФ. Источник: drive2.ru

Вносит свой вклад и система воздухопитания, а именно – бескассетные необслуживаемые фильтры циклонного типа. В ходе создания как Т-64, так и Т-80 этим фильтрам придавалось особое значение по нескольким причинам.

Во-первых, по себестоимости и технологичности производства они обходили кассетные двухступенчатые воздухоочистители, применяемые на танках Т-72.

Во-вторых, были компактными и действительно занимали меньше места в моторно-трансмиссионном отделении, чем их визави на тагильских машинах.

В-третьих, их не нужно было обслуживать, что могло спасти экипаж от излишнего излучения в случае ядерной войны. Последний пункт, кстати, подтвердился в ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, когда сотрудники дезактивационных служб хватали лишние «рентгены», копаясь с радиоактивными кассетами фильтров ИМР-2.

Обратной стороной медали являлся повышенный пропуск пыли. Вообще, часто указывается, что фильтры Т-64 обладают КПД в районе 99,8 %, но по факту до 1–2 % пыли всё-таки просачивается в двигатель. В основном это частицы менее 20 мкм, которые трудно удержать циклонным способом. Как итог: одна из самых частых причин отказа движка – пылевой износ. Но в нашем случае важно даже не это.

В ходе войсковой эксплуатации харьковских машин выявилось одно странное на первый взгляд обстоятельство. Как и положено, старые двигатели танков согласно выработанному ресурсу заменялись на новые, однако эти новые моторы не отрабатывали порой даже половины часов и уходили в утиль по абразивному износу цилиндро-поршневой группы. Более того, установленные в третий и четвёртый раз двухтактники имели ещё меньший запас прочности. И дело здесь было не в браке или нарушении технологии производства.

Долговечность работы двигателей по износу цилиндро-поршневой группы на одном танке. Источник: исследование «Влияние системы воздухопитания на износ двигателей ВГМ» В.Х. Агабабов, О.Н. Георгиевский и др.

Долговечность работы двигателей по износу цилиндро-поршневой группы на одном танке.
Источник: В. Х. Агабабов, О. Н. Георгиевский и др. «Влияние системы воздухопитания на износ двигателей ВГМ»

Даже бескассетным фильтрам нужна чистка


На топливо и систему смазки грешить было бесполезно, поскольку проблема проявлялась даже при самой тщательной и аккуратной эксплуатации танков, а вот сами воздушные фильтры не внушали доверия. Регламент замены двигателя не предусматривал смену воздухофильтров, поэтому они оставались на танке долгие годы. Выводы напрашивались сами собой.

Для системы воздухопитания танков Т-64 характерно так называемое «замасливание» – попадание масла, топлива или продуктов их горения в циклонный аппарат фильтров, от чего последние начинают активно пропускать пыль, значительно теряя в своих свойствах. Происходит это из-за многих факторов, среди которых можно выделить три.

Первый фактор – износ уплотнителя компенсатора в системе газохода, из-за чего часть выхлопных газов, а у «шестьдесятчетверки» они густые, смолистые, попадает в моторно-трансмиссионное отделение. Из-за того, что воздушный тракт у танка не полностью изолирован от моторного отсека, выхлоп всасывается через фильтры и замасливает их. Статистика показывает, что около 40 % случаев выхода компенсатора газохода из строя стали причиной предельного износа цилиндро-поршневой группы движка. Если же говорить в общем, то примерно в 75 % случаев отказу двигателя предшествовал этот неисправный компенсатор.

Второй фактор – работа двигателя танка в закрытом пространстве. Как известно, основное место обитания боевых машин в воинских частях – это ангары. Там же осуществляется и старт силовой установки, и её прогрев. Поскольку выхлопным газам из замкнутого объёма деваться особо некуда, они активно всасываются воздушной системой, в результате чего на циклонах образуется конденсат. Усугубляется это дело зимой при впрыске масла для облегчения пуска.

Третий и, пожалуй, самый главный фактор: течь ГСМ в моторно-трансмиссионном отделении. Из-за различных неисправностей в МТО частенько подтекает топливная система, система смазки и гидроуправления трансмиссией. Поскольку двухтактник отличается высокотемпературными режимами работы, масло и топливо начинают испаряться, попадая в фильтры.

Промывка циклонного аппарата, как перед заменой двигателя, так и в ходе эксплуатации, практически не приносит никакой пользы. Можно, конечно, отмыть сильно замасленный циклон, но идеального результата всё равно не добиться. Дело в том, что для его качественной очистки требуется специальное оборудование для контроля очистки воздуха, а также датчики предельного сопротивления воздуха на выходе и на входе в фильтр. Ничего из этого в широком использовании (читай – войсках) не было и нет до сих пор. Впрочем, даже если бы и было, то никто этим пользоваться не станет.

Всё это приводило к тому, что фильтры медленно, но верно накапливали загрязнения и теряли в производительности. Из-за того, что они на всём протяжении службы танка практически никогда не меняются, и происходит та самая ситуация, когда первый двигатель успевает отрабатывать приличное количество часов, а второй, третий и четвёртый, получая в наследство усиленный пропуск пыли из грязных фильтров, начинают умирать, не отработав даже половины положенного срока.

Долговечность работы двигателей с различными схемами воздухопитания. Источник: исследование «Влияние системы воздухопитания на износ двигателей ВГМ» В.Х. Агабабов, О.Н. Георгиевский и др.

Долговечность работы двигателей с различными схемами воздухопитания.
Источник: В. Х. Агабабов, О. Н. Георгиевский и др. «Влияние системы воздухопитания на износ двигателей ВГМ»

Была рассчитана даже вероятность «долгожительства» силовых установок. Так, например, первый двигатель имеет шанс отработать 800–900 часов в районе 22 %. Вышедший ему на смену второй доживёт до того же показателя с вероятностью 2–4 %, а третий – 4 % до 600–700 часов. Перспективы, согласимся, не очень радужные. И касается на самом деле это не только пресловутых Т-64, но и других машин с аналогичной системой фильтрации воздуха – танков Т-80УД и их модификаций. Разве что долговечность будет колебаться в ту или иную сторону в незначительных пределах.
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +23
    26 мая 2022 03:31
    А почему одновременно с заменой двигателя не произвести заодно и замену фильтра? Я думаю будет дешевле чем гробить новый движок?
    1. +8
      26 мая 2022 06:35
      Тоже возник этот вопрос. Судя по первой таблице, за девять лет работало 4 двигателя. С заменой системы фильтрации при замене двигателя, вышло бы 2 двигателя на 12 лет.
      1. +6
        26 мая 2022 21:41
        Цитата: Bacha
        вышло бы 2 двигателя на 12 лет.

        Все таки считать надо моточасы, а не года. 3 отремонтированных движка за 3 года намотали 907 моточасов (302 часа в год), а первый двиг - за 6,3 года только 742 моточаса (118 часов в год).
      2. -6
        26 мая 2022 23:14
        Цитата: Bacha
        Тоже возник этот вопрос. Судя по первой таблице, за девять лет работало 4 двигателя. С заменой системы фильтрации при замене двигателя, вышло бы 2 двигателя на 12 лет.

        Это если дело на самом деле в фильтре. Замасленные воздушные фильтры удерживают больше пыли, не так ли? И вообще: что за такие смешные ресурсы у движков - они из дерьма и палок построены?
    2. +5
      26 мая 2022 06:41
      Цитата: SaLaR
      А почему одновременно с заменой двигателя не произвести заодно и замену фильтра?

      К слову, вопрос не праздный.
      1. -5
        26 мая 2022 12:09
        Там противник пишет, что типа наши Т-62 с доп защитой привезли на СВО? Врут опять или как?
        1. +9
          26 мая 2022 19:15
          Не совсем в СВО - они в тылу, в Запорожье светились. Наверное, для резервистов ЛДНР, что тылы охраняют поставили. Все же 62 для блокпоста получше будет, чем старая БМПшка.
          1. -11
            26 мая 2022 20:53
            В Запорожье и резервисты ЛДНР? Это вряд ли. Там в соседнем то ЛНР "неродная" милиция воевать отказывается и я их прекрасно понимаю.
            1. +4
              27 мая 2022 16:44
              Цитата: d4rkmesa
              В Запорожье и резервисты ЛДНР? Это вряд ли. Там в соседнем то ЛНР "неродная" милиция воевать отказывается и я их прекрасно понимаю.

              Я Вам более того скажу, уже из Харковщины был официальный материал о развертывании мобилиз.полка из резервистов ЛДНР.
    3. +7
      26 мая 2022 07:05
      Тут автор начал "пули лить" мешая домыслы с фактами.
      Да, воздухан 64-ки замасливается, засасывая выхлопные газы и для промывки его нужен специальный стенд - грлмоздкая ванна с моторчиком для циркуляции моющего раствора. А мыть лучше уайт- спиритом, раствор стирального порошка хуже. Это и есть прихотливость.
      Да ещё в 5ТДФ и т.п. дизелях много факторов для поаышенного износа. Это и очень высокий уровень литрового форсирования,
      склонность к перегреву и пр.
      1. +2
        26 мая 2022 16:56
        Попадалась информация, что на поздних Т-64 циклонный фильтр дополнили кассетами с фильтрующим элементом.
        К слову, на Т-72 (да и на Т-62 уже было) воздухоочиститель то же, циклоны содержит перед кассетами с проволочной набивкой (на Т-62, если правильно помню, циклонов было 64 штуки)
      2. +5
        27 мая 2022 04:04
        Или комментатор домыслы льёт. Как там у Высоцкого... "во мне Эзоп ещё не воскресал, что хотел сказать, то и сказал". Ясно указано, что новые двигатели отрабатывают меньше предыдущих, так что форсирование и перегрев тут не при чем. Мытье фильтров тоже не при чем, поскольку оно не помогает избавиться от накопления загрязнений. Авторы исследования рассматривали Киевский ВО с его танками, и вот внезапно подумали, а что если не чистить вообще фильтры никогда, чтоб потом пришёл через 35 лет комментатор и сказал, что они просто уайт-спиритом не помыли.
    4. +6
      27 мая 2022 15:55
      Тут комплекс проблем, возникающих при замене двигателя. 1. Не чистится циклонный воздухофильтр (лень же). 2. Попадание пыли/песка во впускной тракт двигателя при установке и подсоединении воздушного тракта-условия в боксах явно не как на заводе. 3. Более напряженная работа замененного двигателя: радиатор старый, с накипью уже. Его кто-нить чистит? А 5ТДФ и его братьев с эжекционной системой охлаждения (вентилятора нет)
      очень легко можно перегреть-прощай, ресурс. Проблема комплексная и связана с кривыми руками при эксплуатации. С точки зрения инженерии, ресурс не должен сильно отличаться при прочих равных условиях.
    5. 0
      31 мая 2022 14:10
      Цитата: SaLaR
      А почему одновременно с заменой двигателя не произвести заодно и замену фильтра? Я думаю будет дешевле чем гробить новый движок?

      Так это, как обычно, не инженерная проблема, а административная. СССР давно уже был брежневский, то есть чиновно-тупой. А у этого СССР была тупиковая проблема - модернизация и внесение изменений. Выпустили новую, очень хорошую, часто не имеющую аналогов технику. А вместе с нею выпустили гору нормативки, с нормами расхода и огромными списками потребных деталей и прочей комплектухи. И все.
      Заменить в этих бумагах болт М6 на М8, значило исписать бумаги вдесятеро больше. Примерно по обьему как десять человек. При этом нужно было собрать тысячи подписей, которые никто не хотел давать, принимая на себя ответственность. Поэтому все советское техническое хозяйство было кривое, сырое и слабенькое. Просто потому, что хронически недоработанное! Еще на самом заводе можно было что то делать (просто каждый замененный болт = одному инфаркту директора) , то со смежниками ситуация была полностью мертва.
      Чиновники...
  2. +4
    26 мая 2022 03:40
    Человек без питья проживёт три дня, а без воздуха три минуты. У танка выходит наоборот, на плохой горючке быстро скопытится, а с хреновым воздухом ещё побарахтается.
    Но всё таки думаю что падение культуры производства на укрии сказалось.
    1. -1
      26 мая 2022 17:15
      Цитата: Владимир_2У
      Человек без питья проживёт три дня,...
      Лично знаю двоих, кто без питья и пищи обходился семь дней (сухое голодание).
  3. -7
    26 мая 2022 04:26
    А разве в армии РФ используются танки Т-64 и их модификации? Их вроде после 2012 начали списывать?
    А может автор озаботился условиями эксплуатации танков ВСУ?
    1. +28
      26 мая 2022 06:17
      А чисто с технической точки зрения неужели не интересно?
      1. +9
        26 мая 2022 06:49
        А чисто с технической точки зрения неужели не интересно?

        Так это статья из раздела "История техники"? Спасибо.
        В нете уже давно опубликованы дневники А.А.Морозова, где буквально по дням расписана история Т-64 и его многострадального двигателя.
        1. +4
          26 мая 2022 17:21
          Цитата: Нафаня из дивана
          В нете уже давно опубликованы дневники А.А.Морозова, где буквально по дням расписана история Т-64 и его многострадального двигателя.
          Совсем не истина в последней инстанции, как и записки Яковлева о своих самолётах.
          Объективное мнение может быть только когда выслушал мнение многих и обобщил сказанное.
          1. +3
            26 мая 2022 17:32
            Совсем не истина в последней инстанции, как и записки Яковлева о своих самолётах.

            В отличие от Яковлева, который писал свои мемуары "для народа", Морозов писал свои дневники "для себя". Они были опубликованы после его смерти его наследниками. Кстати в них он не хвалит ни себя, ни танк. Просто записки конструктора, который в силу разных обстоятельств, оказался в творческом кризисе.
    2. +18
      26 мая 2022 06:27
      А разве в армии РФ используются танки Т-64 и их модификации? Их вроде после 2012 начали списывать?

      Используются в армиях ЛНР/ДНР на сегодняшний день. В большинстве случаев трофейные как я понимаю.
    3. +9
      26 мая 2022 06:39
      Цитата: Нафаня из дивана
      А разве в армии РФ используются танки Т-64 и их модификации?

      Проблемы, показанные автором указанны, как пример применения циклонных бескассетных воздушных фильтров и о проблемах, при их применении надо знать
    4. +6
      27 мая 2022 04:07
      Вы меня раскрыли, отправляю в Киев шифровки через топвар, как шпионы через номерные радиостанции. wassat
    5. +4
      27 мая 2022 15:05
      Вы меня раскрыли, отправляю в Киев шифровки через топвар, как шпионы через номерные радиостанции. wassat

      Сарказм, если что wink
    6. 0
      30 мая 2022 14:00
      Нафаня, вы видимо не застали периода, когда тут вольготно себя чувствовали комментаторы с Украины. Одной из их любимых тем было "какое г о вно ваш Т-72, по сравнению с эталоном технического совершенства -- Т-64". В том числе очень много внимания уделялось "технически совершенному" мотору. А когда комментаторы начинали приводить статистику отказов и вообще всю эпопею с этим провальным агрегатом, "украинскими экспертами" немедленно поднималась идея, что "кривыми руками лапотных ванек можно угробить любое совершенство", ну или, говоря более корректно, проблемы с моторами Т-64 это не дефекты конструкции, а издержки неправильной эксплуатации.

      Автор этой статьи довольно наглядно демонстрирует обратное: проблема с моторами танков Т-64 проистекают именно из дефектов конструкции танка. В частности из логики агрегатирования машины. Ведь вопрос, которым задаются выше комментаторы вполне логичен: а зачем было делать воздушный фильтр мало что необслуживаемым, так ещё и несменяемым? Почему не определить для него ресурс, аналогичный мотору, и не менять в рамках регламентных процедур? Согласитесь, замена мотора танка это довольно сложная операция, не думаю, что в рамках этой процедуры не было возможности заменить воздушный фильтр, пусть он и не обслуживаемый.

      Анализировать ошибки важно, чтобы иметь чёткое понимание чего не надо делать.
      1. 0
        30 мая 2022 14:20
        Я в одном из своих коментов выше написал, что прочитал историю создания танка Т-64 в опубликованых дневниках А.А.Морозова. Кроме того имеются замечательные мемуары Л.Н.Карцева, в которых он рассказал свою версию создания Т-64 и "вдоль и поперек" указал его достоинства и недостатки, в т.ч. и действия ГАБУ по проталкиванию его в войска. Так что локальный вопрос, описанный автором в данной статье лично мне малоинтересен.
        1. +1
          30 мая 2022 16:37
          Я три дня скакала вслед за вами, чтобы сказать как вы мне безразличны. :)
  4. -1
    26 мая 2022 06:31
    А интересно в Российской армии сейчас используют Т-64, их же вроде не мало была на базах хранения.Танк то хороший современный, не старьë как Т-54, 62
    1. 0
      26 мая 2022 17:22
      Цитата: Yak28
      А интересно в Российской армии сейчас используют Т-64....
      Ушли под списание.
  5. +10
    26 мая 2022 07:14
    Двигатель не оппозитный, то бишь "боксёр", а ПДП. Это, как говорят в Одессе, две большие разницы. 2-х тактные двигатели, такого уровня форсировки, ни когда не отличались высоким ресурсом. Нужно исходить из того что сгорание топлива в цилиндрах 2-х тактника происходит в два раза чаще чем у 4-х тактника. В реальности, при хороших условиях, ресурс 2-х тактника будет в 1,5...1,7 раза ниже чем у 4-х тактника, что в общем то и видно по таблице. Так что ничего сверх естественного. Если делать ПДП-двигатель так 4-х тактным, подобные варианты были в истории моторостроения. Если хочется долго и нудно заниматься доводкой двигателя, займись 2-х тактным ПДП-двигателем, эмоций будет через край.
  6. D16
    0
    26 мая 2022 07:20
    И касается на самом деле это не только пресловутых Т-64, но и других машин с аналогичной системой фильтрации воздуха – танков Т-80УД и их модификаций. Разве что долговечность будет колебаться в ту или иную сторону в незначительных пределах.

    Газовая турбина не замасливает воздушные фильтры. По крайней мере до выхлопа 5ТДФ ей далеко.
    1. +4
      26 мая 2022 12:29
      Т-980УД оснащен 2-х тактным дизелем 6ТД.
      1. D16
        +1
        26 мая 2022 18:27
        Сорри. Я был не внимателен.
  7. +7
    26 мая 2022 09:48
    Уверен, что выход из строя двигателя сейчас одна из последних причин выхода из строя танка т-64.
  8. -3
    26 мая 2022 09:51
    И это конструкторы? Это роботы с прямой извилиной к цели, и жёсткими шорами на мозгу, мысль в лево, мысль в право под запретом! Остаётся одна мысль прямо, и почему же они всё быстрее и быстрее изнашиваются? Это 21-й век деградации человечества!
  9. +4
    26 мая 2022 10:18
    Про сам оппозитный двухтактный дизельный мотор «шестьдесятчетверки» сказано уже немало

    Ну видимо мало говорили recourse
    Раз оппозитным автор его называет
  10. 0
    26 мая 2022 11:04
    Промывка фильтров - в наставлении цела глава, обустройство станции промывки и пр.
  11. -6
    26 мая 2022 11:21
    Привет украинским танкистам! Время почитать рекомендации есть?
    1. Комментарий был удален.
      1. 0
        26 мая 2022 14:14
        Цитата: Lyutens
        На ютюбе есть украинец-танкист с 15 летним стажем.

        Не подскажите название канала?
        1. +3
          26 мая 2022 16:00
          Shawshank Redemption.
  12. +2
    26 мая 2022 16:31
    Спасибо за статью. Было интересно даже мне, далеко не танкисту.
  13. +6
    26 мая 2022 17:10
    И все таки, почему не меняли фильтр при замене двигателя? Отправив этот фильтр на завод для капремонта если выкинуть вместе с двигателем жалко.
    Религия не позволяла?
    1. +1
      26 мая 2022 17:29
      Цитата: Ua3qhp
      И все таки, почему не меняли фильтр при замене двигателя
      Его достаточно хорошенько промыть. И не забывать это делать время от времени.
      1. +3
        27 мая 2022 04:10
        Как видим, недостаточно. Танки обслуживались согласно всем регламентам, как и промывка фильтров. Помогло? Нет.
        1. 0
          27 мая 2022 10:13
          Странно. Кроме плохой работы воздухоочистителя ничего в голову не приходит, изнашиваться там нечему, только забивка грязью.
  14. +3
    26 мая 2022 17:17
    И сколько тот фильтр стОит, что его нельзя поставить абсолютно новый при замене двигателя? А то значит движки меняют, а воздухан всё тот же? Ну такая себе "экономия"...
    1. +3
      27 мая 2022 04:12
      Не много стоит. Просто дохнуть двиги начинают в очень не близкой перспективе. Потому и не закладывали в регламент.
  15. +1
    26 мая 2022 20:11
    Авиационный дизельный , довоенной немецкой разработки, на танк...Они и накладки керамические на поршни, чтоб не прогорали, и то, и се, тупик. Какие уж фильтры...
  16. Комментарий был удален.
  17. 0
    15 марта 2024 08:48
    Больше интересует где они их берут в условиях войны и уничтожены ли наконец производственные мощности.