Lockheed U-2 vs С-75 «Двина»

Более полувека назад Центральное Разведывательное Управление США (ЦРУ) начало посылать в воздушное пространство СССР высотные стратегические самолеты-разведчики U-2, которые был оснащены специально созданной для их нужд фотосъемочной аппаратурой. Данные полеты продолжались практически 4 года и, в конце концов, стали причиной возникновения серьезного международного кризиса, который, по сути, и привел к их прекращению. Во многом именно полеты над территорией СССР американских самолетов-шпионов дали большой импульс развитию отечественных систем ПВО, которые и по сей день остаются лучшими в мире. Тогда на рубеже 50-60 годов прошлого века, главным врагом для высотных американских самолетов-разведчиков стал ЗРК С-75 «Двина», закрывший для них советское небо.

U-2 история полетов

Впервые американские самолеты приступили к фотографическому и электронному мониторингу советской территории еще в конце 1946 года. Начало этих полетов по времени совпало с началом Холодной войны и естественно было неслучайным. Первоначально такие самолеты поднимались в воздух только с Аляски и летали вдоль советских сухопутных и морских рубежей. При этом по мере усиления конфронтации между двумя странами, Министерство обороны США все сильнее настаивало на необходимости глубокой воздушной разведки территории СССР и его союзников. Со временем такие полеты действительно начались, но они приводили к большим потерям. Очень большое количество разведывательных самолетов было сбито в советском воздушном пространстве, меньшая часть над территорией КНР и другими государствами советского блока. Общая численность команд потерянных самолетов составила 252 человека, при этом судьба 138 летчиков так и осталась неизвестной.


Принимая это во внимание, в ЦРУ решили подписать с компанией Lockheed соглашение о постройке стратосферного разведчика. Так 22 марта 1955 года с фирмой был заключен формальный контракт. Согласно этому документу, компания Lockheed должна была построить 20 самолетов общей стоимостью 22 млн. долларов. В эту суммы не были включены расходы на создание реактивных двигателей, которые должны были приобрести ВВС, а также фотооборудования, которое ЦРУ планировало заказывать отдельно. Сроки контракта были достаточно жесткими, первый самолет Lockheed должна была поставить уже через 4 месяца, не позже конца июля.
Lockheed U-2 vs С-75 «Двина»

Реализация данного заказа стала настоящей технической эпопеей, многие из деталей которой так и остаются засекреченными. К примеру, топливо тех лет для реактивных самолетов на высоте в 20 000 метров начинало закипать и испаряться. Поэтому компания Shell в экстренном порядке создала авиационный керосин, имеющий стабилизирующие добавки. Модификация двигателей J57 компании Pratt & Whitney также стала нелегким делом, да и других проблем было предостаточно. Однако первый самолет все же был построен уже к 15 июля. Его, как и все последующие самолеты, строили в калифорнийском городе Бербанке.

Летные испытания новинки проходили в чрезвычайно быстром темпе и в глубоком секрете. Самолет взлетал и садился на дно высохшего озера в штате Невада, расположенном к северу от Лас-Вегаса. Поблизости от этого места располагался ядерный полигон, поэтому вся зона вокруг была закрытой. 29 июля 1955 года самолет-разведчик, которым управлял летчик-испытатель Тони Левиер, впервые покатился по летному полю. В сентябре того же года он сумел забраться на высоту в 19 500 метров. А в конце 1956 года сумел подняться более чем на 22 километра. 1 мая того же года U-2 в разобранном виде был переправлен на английскую авиабазу Лэйкенхит, где самолет был вновь собран и подготовлен к выполнению полетов.

Великобритания достаточно густонаселенная страна, поэтому было очевидно, что на необычный самолет достаточно быстро обратят внимание. По этой причине еще до начала первых полетов U-2 над странами Варшавского блока, американские спецслужбы провели масштабную маскировочную операцию. 7 мая директора НАСАNASA Хью Драйден сделал заявление о том, что Lockheed начал производство сверхвысотного самолета, который будет применяться для изучения озонового слоя, космических лучей и стратосферных воздушных потоков. Позднее широкой публике сообщили о том, что новые самолеты были включены в состав базирующейся в Великобритании 1-й эскадрильи метеонаблюдений. Также сообщалось о том, что такие самолеты будут летать и в «другие районы земного шара». Об СССР, естественно, не говорилось ни слова.
Lockheed U-2 vs С-75 «Двина»

В 1956 году советские части ВВС и ПВО еще не располагали ни истребителями, которые были бы способны забраться на высоту в 20 000 метров, на которой и летали U-2, ни систем ПВО, которые бы могли их там достать. Первые же миссии подтвердили неуязвимость самолетов. Была даже доказана способность самолета без помех летать в московском небе. В 1956 году американские самолеты-шпионы выполнили ряд полетов над СССР. В частности 2 полета прошли 9 июля, еще один состоялся 10 июля. В тот же день СССР официально направил США ноту протеста и президент Эйзенхауэр распорядился прекратить на время все рейды U-2 над советской территорией. Они были возобновлены лишь в июне 1957 года, причем в этот раз полеты проводились не в западной части СССР, а на Дальнем Востоке.

В сумме самолеты-разведчики U-2 проникали в воздушное пространство СССР 24 раза. Последний такой рейд под названием Миссия 4154, состоялся 1 мая 1960 года. Данный полет был санкционирован лично президентом Эйзенхауэром, который одновременно с этим отдал распоряжение после 1 мая не летать над территорией СССР. В итоге неуязвимый до этого самолет U-2 был сбит советской зенитной ракетой в районе Свердловска, а его пилот Пауэрс благополучно опустился вниз на парашюте и был пленен, о чем Хрущев официально объявил 7 мая.

В итоге советско-американские отношения в очередной раз претерпели кризис, который стал причиной отмены международной встречи с участием руководителей СССР, США, Великобритании и Франции, которая должна была состояться в Париже 16 мая. Пилот сбитого U-2 оставался в СССР в заключении до 19 февраля 1962 года, когда его обменяли на советского разведчика Вильяма Фишер, который был известен под именем Рудольфа Абеля.
Lockheed U-2 vs С-75 «Двина»

Всего за 4 года выполнения полетов над территорией СССР самолеты-разведчики U-2 сфотографировали 3 млн. 370 тыс. кв. метров советской территории или примерно 15% обшей площади страны. Всего было отснято 392 тыс. метров пленки, которая до сих пор хранится в архивах ЦРУ. Ценность данного самолета подтверждается хотя бы тем, что в 1962 году именно они подтвердили подготовку стартовых позиций для советских баллистических ракет на Кубе. В настоящее время современные модификации самолета «U-2S» и «TU-2S» продолжают находиться на вооружении американских ВВС. Предполагается, что они будут выведены из эксплуатации лишь к 2023 году. Также продолжается проектирование нового поколения радара Astor,
который используется на данных самолетах-разведчиках.

ЗРК С-75 «Двина»

ЗРК С-75 «Двина» (по кодификации НАТО – SA-2 Guideline) – советский подвижный зенитный ракетный комплекс. Главным разработчиком ЗРК являлось НПО Алмаз (генеральный конструктор А. А. Расплетин), а разработчиком ракеты – МКБ «Факел» (генеральный конструктор П. Д. Грушин). Комплекс был принят на вооружение в 1957 году. ЗРК С-75 мог уничтожать цели на дальности до 43 км, в диапазоне высот от 0,5 до 30 км, обладавших скоростями до 2 300 км/ч. Начиная с момента принятия на вооружение, данный комплекс постоянно совершенствовался. Последние его модификации способны уничтожать цели, летящие со скоростью до 3 700 км/ч.
Lockheed U-2 vs С-75 «Двина»

ЗРК С-75 в ряду отечественных средств ПВО занимает особое место, именно этот комплекс стал первым перевозимым. Он первым в мире принял участие в реальных боевых действиях и открыл счет сбитым самолетам противника. Именно с комплекса С-75 начались поставки отечественных средств ПВО за рубеж. ЗРК-75 стал наиболее применяемы комплексом за историю войск ПВО во всем мире. Данный комплекс в различных модификациях состоял на вооружении более чем 40 стран. За все время его выпуска было экспортировано порядка 800 дивизионов данного комплекса. Также С-75 производился в КНР по лицензии, где назывался Хунци-1 (HQ-1) и Хунци-2 (HQ-2).

Во многом первоначальный успех комплекса связан с его основным оружием – зенитной ракетой, которая была спроектирована в КБ Грушина. Выбор основных технических решений по ЗУР, получившей обозначение 1Д, во многом был определен обликом радиоэлектронной части ЗРК С-75. К примеру, использование узконаправленной антенны передачи команд на ракету, жестко связанной с блоком ориентируемых на воздушную цель основных антенн станции наведения, предопределило использование наклонного старта ракеты с разворачиваемых в сторону цели ПУ.

Для осуществления такого старта ракета должна была обладать очень хорошей начальной тяговооруженностью, которую ей мог обеспечить лишь твердотопливный ракетный двигатель (РДТТ). Напротив, при относительно длительном последующем полете до цели требования к значениям тяги были на порядок меньше. К тому же здесь требовалась высокая экономичность двигателя. В те годы этим условиям отвечал только жидкостный ракетный двигатель (ЖРД). Так было принято решение об использовании двухступенчатой схемы ракеты, которая была оснащена РДТТ, работающим на старте, и ЖРД, который работал на маршевом участке. Данная схема позволяла обеспечить ракете высокую среднюю скорость, а значит и возможность своевременно поразить воздушную цель.
Lockheed U-2 vs С-75 «Двина»

Для того чтобы определиться с аэродинамической схемой ракеты, конструкторы создали оригинальные методы расчетов. Они учли требования эффективной работы системы стабилизации, необходимой маневренности ракеты (допускалось применение радиокомандной системы наведения на цель) и контура управления, а также получения минимального аэродинамического сопротивления. В результате этого впервые в СССР для ЗУР была использована нормальная аэродинамическая схема. Одновременно с этим в передней части зенитной ракеты установили дестабилизаторы, которые увеличивали ее маневренность, а также позволяли регулировать запас ее статической устойчивости во время процесса доводки.

Применение нормальной схемы позволило на практике реализовать более высокие аэродинамические характеристики в сравнении со схемой «утка». Для такой схемы даже не было необходимости использовать элероны – управление ЗУР по крену осуществлялось с помощью дифференциального отклонения рулей. В свою очередь, достаточная статическая устойчивость и высокая тяговооруженность зенитной ракеты на стартовом участке обеспечили задержку управления по рысканию и тангажу вплоть до отделения ускорителя. В то же время для предотвращения неприемлемого ухода осей бортовых приборов на стартовом участке была обеспечена стабилизация ракеты по крену. Для этого расположенная в одной из плоскостей пара консолей стабилизаторов имела элероны.

ЗРК состоял из РЛС наведения, двухступенчатой зенитной ракеты, а также 6 пусковых установок, средств электропитания и транспортно-заряжающих машин. Именно из ЗРК С-75 был сбит самолет-разведчик U-2. 1 мая 1960 года американцы решили пролететь над Красной площадью во время первомайского парад. Самолет под управлением Пауэрса шел со стороны Средней Азии. При этом за самолетом неотрывно следила радиолокационная система ПВО СССР, о маршруте его полета докладывали лично Н. С. Хрущеву прямо на трибуну мавзолея. Под Свердловском самолет вошел в зону действия ЗРК и был сбит. На его перехват были поднята пара истребителей МиГ-17. По несчастливому стечению обстоятельств один из этих самолетов также был сбит ракетой комплекса С-75, при этом летчик погиб.
Lockheed U-2 vs С-75 «Двина»

Комплекс С-75 сыграл очень важную роль в становлении и развитии всех управляемых ракетных средств ПВО СССР. Он стал единственным в мире комплексом ЗРК, который успешно выполнял функцию обеспечения противовоздушной обороны во время ведения крупномасштабных боевых действий (Вьетнам, Египет). В настоящее время, как и самолет U-2, он продолжается оставаться на вооружении ряда государств.

Источники информации:
-http://vybory.org/articles/662.html
-http://www.mkonline.ru/2006-09/2006-09-11.html
-http://cris9.narod.ru/srk_s75.htm
-http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

[media=Без%20грифа%20«Секретно».%20Победитель%20фантомов]

Фильм рассказывает о разработках российских ученых, направленных на противостояние американским истребителям-шпионам. Одним из выдающихся конструкторов, создавшим лучшую в мире систему противовоздушной обороны, используемую позднее во многих горячих точках мира, был Петр Грушин, имя которого долгие годы было засекречено. Именно его ракетой в мае 1960 года под Свердловском был сбит сверхвысотный разведывательный самолет Локхид "У-2", считавшийся недосягаемым. Еще один самолет "У-2" был сбит ракетой Грушина над Кубой, в разгар Карибского кризиса. Впервые в мире ракетой Грушина была сбита баллистическая ракета. В США повторили подобное только через 23 года. Аналогов разработкам Грушина нет до сих пор.

Читайте также
Комментарии 10
  1. snek 6 октября 2012 09:58
    29 июля 1955 года самолет-разведчик, которым управляла летчик-испытатель Тони Левиер, впервые покатился по летному полю. В сентябре того же года он сумел забраться на высоту в 19 500 метров. А в конце 1956 года сумел подняться более чем на 22 километра.

    Во-первых, "Тони" - это прозвище, а настоящее имя - это Энтони ЛеВиер (Anthony W. "Tony" LeVier)
    Во-вторых, это мужчина

    В-третих, известна и дата первого полета (1 августа 1955).
    snek
  2. gregor6549 6 октября 2012 10:41
    Самолет У2 был выдающейся разработкой в области авиационной техники, что подтверждается и результативностью его разведмиссий в 50е 60 годы прошого века и его востребованностью до 20х годов 21 века. Немногие самолеты могут этим похвастать. А то что пару самолетов этого типа приложили к земле так тут такое дело: против лома нет приема если нет другого лома. Нашелся такой лом и против У2. Но пока его нашли У2 много чего успел. Да и сейчас видимо успевает. Зря бы его американцы на службе не держали. Слишком дорогое удовольствие держать такие птички за просто так.
    1. galeo88 7 октября 2012 08:33
      Не один лётчик НАТО, не за какие деньги сегодня на С-300 не полетит, не говоря на С-400. У-2 был отличный самолёт, для своего времени, как и МиГ-25.
      galeo88
  3. itr 6 октября 2012 10:47
    При в езде в Екатеринбург ракета стоит как напоминание
    itr
  4. почтальон 6 октября 2012 12:26
    U-2 уникальный аппарат, хотя и со своими тараканами: самостоятельно не может производить посадку (визуальную).Проблему решают так— при подлете к посадочной полосе, самолёт нагоняют 2 специальных автомобиля, в настоящее время это "Pontiac GTO" четвёртого поколения, и второй пилот (в одном из автомобилей), по рации дают указания пилоту к действию, после полной остановки,самолет заваливается на крыло(левое),затем на машине подвозятся отпадающие при взлёте стойки шасси, которые располагаются на концах крыльев.


    Как он при этом умудрялся садится на авианосец- ХЗ

    красив и функционален, создан для полета...
    почтальон
    1. Chicot 1 6 октября 2012 14:08
      Помимо "Pontiac GTO" на посадке U-2 сопровождают еще и машины других марок. Так что там "гоняют" еще и "Pontiac G8 GT", а еще "Chevrolet Camaro Super Sports"... Главное для этих машин то, чтобы они могли на дистанции менее чем 400 метров набрать скорость равную посадочной скорости U-2...
    2. Siga 6 октября 2012 20:11
      Каждая посадка - практически авиакатастрофа. Действительно уникальный аппарат.
      1. почтальон 7 октября 2012 23:12
        Цитата: Siga
        Каждая посадка - практически авиакатастрофа

        "управляемая!!!!
        Зато как летает
        почтальон
  5. Chicot 1 6 октября 2012 13:59
    U-2 летают до сих пор, и списывать в утиль их пока что никто не собирается. В настоящее время на нем установлены камеры со списанных SR-71A Blackbird, которые имеют лучшее разрешение при съемке, нежели цифровые... Обычная, так сказать его "рабочая высота" равняется 21 кэмэ...
    Одним словом старина еще живет. И даже воюет, принимая участие в локальных конфликтах и при подготовке и проведении разного рода спецопераций...
    Так что надо признать то, что инженеры и конструкторы "Локхида" создали поистине уникальную и удачную машину...
    1. Ortrega 6 октября 2012 15:00
      Цитата: Chicot 1
      Одним словом старина еще живет. И даже воюет, принимая участие в локальных конфликтах и при подготовке и проведении разного рода спецопераций...

      Так и старушку С-75 в утиль некоторые страны,тоже не списывают,живет и защищает небушко от таких чернозадых папараци yes
      А списывать не хотят так это по-тому,что деньги ещё не отработал,какие на него затратили lol
      Ortrega
    2. smprofi 6 октября 2012 17:24
      да, летают. вот засветились:




      Lt. Col. Alberto Cruz, 380th Expeditionary Operations Group deputy commander, congratulates Maj. Mark after he reached 2,000 flight hours in the U-2 Feb. 10, 2012. Mark, a Mobile, Ala., native, is deployed from Beale Air Force Base, Calif., to the 99th Expeditionary Reconnaissance Squadron.


      99th Expeditionary Reconnaissance Squadron входит в состав 380th Air Expeditionary Wing (380 AEW), базируется на Al Dhafra Air Base а ОАЭ.

      ну а по-более про U-2 Dragon Lady можно глянуть здесь: http://nnm.ru/blogs/smprofi/zona_51_prodolzhenie_chast_iib/
      smprofi
  6. Ortrega 6 октября 2012 15:05
    Статье ОГРОМНЫЙ ПЛЮС!
    Такие люди как Грушин,спасли нас,да и многие страны от захвата.
    Арабы просто обязаны ему памятник из золота поставить,сейчас то они знают кто
    кровлю на их крышу придумал.
    Ortrega
  7. Kir 6 октября 2012 19:15
    Спасибо автору за статью, а то в последнее время нечего положительного нет! А ещё бы в довесок не помешали бы сообщения вроде "самолёт скрылся в сторону моря", а то уж некоторые больно обнаглели в последнее время!!Да и побольше бы таких людей как Грушин и ему подобные!!
    Kir
  8. Димон-Львов 6 октября 2012 21:40
    Самолёт - как безногий альбатрос, так же хорошо летает и так же плохо садится.
    Каждая посадка по сути аварийная, этим пилотам надо давать медали за каждое удачное приземление... И, уверен, они до пенсии от стресса доживают далеко не все.
    Димон-Львов
    1. почтальон 8 октября 2012 00:46
      Цитата: Димон-Львов
      этим пилотам надо давать медали за каждое удачное приземление..

      Туда фиг просто так попадешь.
      Их долго учат и отбирают:
      -имели налет,минимум номинальных 1200часов (RMQ-1/9 Reaper не включает время на подготовку и"гражданские" часы налета) или 800 номинальных часов налета на Т-1 (Т-6, Т-34, Т-37, Т-38, Т-45, и т.д.) или 500 часов на истребителе
      И 500 часов налета в крыле (не дистанционно управляемых самолета) И 12 месяцев или 400 часов в качестве пилота в командном самолете миссии.
      -что бы влезли в кокпит( "антропометрические данные" - стандартная форма 88, Стандартная форма 600:рост стоя, рост сидя, расстояние от ягодиц до колена)
      -обучение на U-2 длится около 9 месяцев, и включает в себя проверку на T-38 Talon.
      -два месяца выполнение оперативных задач и два месяца продолжение обучения.
      почтальон

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня