За кулисами испытаний Ил-76МД-90А

Итак, свершилось. Новый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А после нескольких лет разработки и строительства впервые поднялся в воздух. Через несколько дней после этого на ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП» состоялось подписание контракта на поставку российским вооруженным силам 39 экземпляров нового воздушного «грузовика». Это соглашение будет иметь положительные последствия и для заказчика, и для производителя. В будущем, вероятно, Минобороны дополнительно закажет еще некоторое количество новых самолетов этой модели.

Среди прочего события последних дней интересны тем, что подписанный в Ульяновске контракт, если верить некоторым средствам массовой информации, был чуть ли не невозможен. Дело в том, что в последних числах августа-месяца газета «Известия» опубликовала заметку, в которой приводились слова некого источника в военном ведомстве. Аноним рассказал газете о несоответствии самолета Ил-76МД-90А требованиям военных. Согласно этому источнику, в настоящее время прототип нового транспортника не имеет ряда специального оборудования, необходимого для эксплуатации в военно-транспортной авиации: это системы радиоэлектронной борьбы, вооружение, специальная авионика и т.д. Поэтому, подытожил источник, Ил-76МД-90А непригоден к использованию в военно-воздушных силах.

За кулисами испытаний Ил-76МД-90А
Ил-76МД-90А / Ил-476 на ЛИС завода "Авиастар", конец августа 2012 г. (фото - nik.duo, http://fotki.yandex.ru)



Тем не менее, несмотря на слова анонимного источника якобы из министерства обороны, контракт подписан и новые самолеты пойдут в войска. Официальные лица не комментировали публикацию в «Известиях», но из позиции военного ведомства, а именно из заключенного контракта, следует, что самолеты заказчика устраивают. Возможно, с определенными оговорками. Если озвученная анонимным источником версия и имеет какое-то отношение к действительности, то, скорее всего, специальное оборудование пока не установлено на опытном самолете и его места занимают массогабаритные имитаторы. Кроме того, по непроверенной информации, системы РЭБ, предназначенные специально для Ил-76МД-90А будут готовы только в следующем 2013 году. Так что выводы о непригодности самолета оказались, как минимум, очень сильно преувеличенными.

И все же наибольший интерес в проекте глубокой модернизации Ил-76 представляют его история и предпосылки к созданию. В середине прошлого десятилетия перед руководством военно-воздушных сил встала специфическая проблема: имеющиеся военно-транспортные самолеты устаревают, а закупка новых связана с рядом трудностей. Дело в том, что раньше производство транспортников Ил-76 велось на Ташкентском авиационном производственном объединении (ТАПО), которое после распада СССР стало собственностью другого государства. Несмотря на последний факт, фирма «Ильюшин» продолжала работать с ташкентским авиазаводом и создавать новые модификации самолета, однако у такого сотрудничества были определенные минусы. В первую очередь, компанию-разработчика не устраивало состояние ТАПО. Для производства большого количества самолетов требовалось значительно обновить оборудование завода. Но де-факто это оказалось невозможным: Узбекистан не мог в одиночку «потянуть» модернизацию производства, а Россия не желала вкладываться в зарубежное предприятие, пусть даже и с положительной отдачей для себя.

Стоит отметить, российская сторона несколько раз предпринимала попытки увеличить свое влияние на ТАПО. Так, в 2007 году был подписан документ, согласно которому Ташкентское авиационное производственное объединение в будущем должно было стать частью российской Объединенной авиастроительной корпорации. Дело, вроде бы, шло успешно, но менее чем через год после подписания первых соглашений Узбекистан отказался от продолжения передачи предприятия. После этих событий Россия продолжила начатое в 2006 году дело – полный перенос производства самолетов Ил-76 из Ташкента в Ульяновск. Дальнейшее развитие ситуации с самолетами Ил-76 было неоднозначным. С одной стороны, ульяновский завод действительно справился с производством еще одного типа авиационной техники. Но с другой, ТАПО, оставшись без новых заказов, терпит убытки и имеет долги в несколько десятков миллионов долларов. Иными словами, не совсем разумные действия руководства дружественной республики привели к тому, что чужой авиационный завод уже получил большой заказ и в будущем сможет добавить к нему другие контракты, а другое предприятие (причем свое собственное, что должно быть вдвое печальным) – на грани закрытия.

За кулисами испытаний Ил-76МД-90А
Прототип "01-02" Ил-476 / "изделие 476", Ульяновский авиазавод "Авиастар", не позже 02.08.2011 г. На верхних фото на дальнем плане машина "01-01" для статических испытаний (фото из архива Djoker, http://aviaforum.ru)


Рассмотрим, чем заказ на самолеты Ил-76МД-90А полезен для ульяновского завода «Авиастар-СП». По словам руководителя администрации президента России С. Иванова, контракт на строительство 39 новых транспортников обеспечит завод работой до 2018 года. Кроме того, ульяновские авиастроители собирают самолеты семейства Ту-204. За счет двух моделей самолетов «Авиастар-СП» в ближайшие годы будет иметь такую нагрузку, какую он не имел с распада Советского Союза. Стоит отметить, что почти четыре десятка машин – это скорее всего только первая часть общего заказа. Ил-76МД-90А разрабатывался с заделом на перспективу, и после сдачи последних самолетов в 2018-19 годах следует ожидать новые контракты. Общий объем заказов Ил-76МД-90А, а в более отдаленном будущем и новых модификаций Ил-76, можно представить, исходя из численности нынешнего парка этих машин. Российские военно-воздушные силы в настоящее время эксплуатируют более двухсот самолетов этого семейства. Кроме того, некоторое количество Ил-76МД-90А может быть заказано министерством по чрезвычайным ситуациям.

Нетрудно представить, какие экономические и социальные последствия будет иметь контракт. По договору на поставку 39 самолетов ульяновский завод «Авиастар-СП» получит около 140 миллиардов рублей. Вполне очевидно, насколько полезным будет такой контракт и как изменится уровень жизни сотрудников предприятия. Кроме того, подписанный 4 октября контракт является самым «тяжеловесным» соглашением на поставку авиационной техники в истории новой России. За последние двадцать лет ни разу военные или гражданские государственные организации не тратили на закупки новых самолетов столь колоссальные суммы.

Тем не менее, успехи самолета Ил-76МД-90А омрачаются некоторыми неприятными вещами. Во-первых, в настоящее время покупка этих транспортников обходится ощутимо дороже, чем модернизация самолетов до уровня Ил-76МДМ. Во-вторых, срок сдачи первых серийных машин может сдвинуться из-за возможных проблем с доводкой аппаратуры РЭБ и другого специального оборудования. Наконец, испытания начались совсем недавно и еще нельзя говорить, насколько их ход будет соответствовать плану, тем более что первый полет Ил-76МД-90А изначально собирались провести почти год назад. Будем надеяться, весь «лимит по задержкам» уже выбран и в дальнейшем программа испытания и строительства новых транспортных самолетов будет идти в точном соответствии с планом.


По материалам сайтов:
http://rg.ru/
http://ria.ru/
http://function.mil.ru/
http://odnako.org/
http://izvestia.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 46
  1. Гражданский 8 октября 2012 08:48
    Иными словами, не совсем разумные действия руководства дружественной республики привели к тому, что чужой авиационный завод уже получил большой заказ и в будущем сможет добавить к нему другие контракты, а другое предприятие (причем свое собственное, что должно быть вдвое печальным) – на грани закрытия.


    Снесут, распашут и помидоры будут выращивать, в край продадут условному противнику, который судя по Викиликс, это решение пролоббировал
    1. Братец Сарыч 8 октября 2012 09:45
      Ну, передали заказ - а выполнить-то смогут? Посмотрим, посмотрим, злорадствовать в любом случае не будем, хотя пока такой большой серии больших самолетов в России давно не делали (точнее, с союзовских времен не делали)...
      Братец Сарыч
      1. бук 8 октября 2012 13:42
        новый самолет наконец-то пошел в войска !!!
        УРА УРА УРА!!!!
        бук
        1. бук 8 октября 2012 19:24
          за что минусы!!!
          бук
          1. vaf 8 октября 2012 21:13
            Цитата: бук
            за что минусы!!!


            За БЛА_БЛА_БЛА!!! fool

            Самолёт ещё на этапе лётно-конструкторских, а у него уже в войсках.... negative
            vaf
            1. негоро 9 октября 2012 00:33
              Уважаемый VAF!Будьте снисходительны к непрофессионалам.
              негоро
              1. Ruslan67 9 октября 2012 01:09
                соглашусь с VAF-достали дилетанты! когда первый самолёт поступит в войска тогда и будем кричать ура!
  2. GG2012 8 октября 2012 09:38
    "...Но с другой, ТАПО, оставшись без новых заказов, терпит убытки и имеет долги в несколько десятков миллионов долларов..."

    Братья Узбеки постоянно не выполняют требование контрактов по срокам и по качеству работ. Вот единственная производственная(!) причина необходимости переноса завода. Контракт с Китаем сорван на два года. А штрафы платит Россия (!!!)
    А ещё есть политическая причина: Узбекская власть очень активно дружит с америкосами, и к тому же выявленна очень странная скоординированность между активностью амеровских спецслужб и проблемами на заводе.
    Местная власть это ни как не комментирует "Сющай! А я шта! А я кишь-мишь кушаю!"
    GG2012
    1. Братец Сарыч 8 октября 2012 09:43
      Вы бы поменьше фантазировали, причина там совсем в другом была...
      Братец Сарыч
    2. Джон из США 8 октября 2012 10:42
      К срыву сотрудничества, наверняка приложили руки западные спецслужбы.
      Джон из США
    3. viruskvartirus 8 октября 2012 11:46
      Вот парадокс, все страны бывшего союза стремились к независимости, а на деле все более независимой становится Россия. От Украины-в газовом вопросе (сегодня запустят вторую ветку северного потока), от Казахстана-в космической отрасли (накрылись договоренности о стартовых комплексах для Ангары и строится "Восточный"), ну вот и от Узбекистана...вот интересно не закрадывается у наших политиков мысль, что что то идет не так.
      1. Konsmo 8 октября 2012 15:30
        Большие денежные проекты лучше у себя делать. Это высокооплачиваемые рабочие места и налоги.
        Konsmo
        1. valokordin 10 октября 2012 07:34
          а Ведь в Ташкенте на заводе работали русские
      2. Летунъ 8 октября 2012 16:46
        Цитата: viruskvartirus
        вот интересно не закрадывается у наших политиков мысль, что что то идет не так.

        У наших политиков как раз всё идёт так, к сожалению в это время не так идёт у простых граждан. Думаю дяди с портфелями, которые угробили завод в Ташкенте хуже от этого жить не стали.
        Так же и на всём постсоветском пространстве, чем лучше жизнь у чинуш, тем в большей попе простой гражданин.
      3. негоро 9 октября 2012 00:38
        К независимости кроме прибалтов не стремился ни кто и если б алкаш Ельцын не инициировал закон о независимости России(непонятно от кого),может бы и стана не распалась.
        негоро
        1. алекс 241 9 октября 2012 00:42
          Извините за вопрос:Вы жили в прибалтике?
          алекс 241
      4. вакса 9 октября 2012 00:55
        Дело, конечно, идет не так, как хотелось бы, но не по нашей вине - у нас нет времени ждать, когда там примут стратегичекие решения - с кем быть и быть или не быть. Чувствительные прозводства придется создавать свои, а эти предприятия мы можем помочь загрузить другими заказами, что и надо не упускать из вида, т.к. их полный развал будет склонять к продажности дяде Сэму, благо его печатный станок не останавливается.
      5. BlackCat 10 октября 2012 22:28
        Цитата: viruskvartirus
        вот интересно не закрадывается у наших политиков мысль, что что то идет не так.....

        Так ведь причина очень простая:
        все высокотехнологичные производства держались на русских. После развала союза их из стран наших бывших Азиатских республик, попросту, выжили (словами, заставили уехать). После чего производства накрылись одним местом, а вслед за этим и местные остались без работы. Поэтому сейчас мы и видим азиатов на широких просторах России в качестве гасторбайтеров (чего в Союзное время абсолютно не наблюдалось).
        BlackCat
    4. гурт 9 октября 2012 06:46
      какие они нам братья...........всю историю были иждевенцами, только хлопок и вносили в общую казну
      1. BlackCat 10 октября 2012 22:32
        Цитата: гурт
        какие они нам братья...........всю историю были иждевенцами, только хлопок и вносили в общую казну

        Не только в Азии были иждивенцы. Грузия, к примеру, вообще никаких денег в союзный бюджет не переводила, только потребляла.
        BlackCat
  3. itr 8 октября 2012 10:27
    Как бы то ни было лучше Ильюшину помогать чем Антонову
    itr
    1. Lazer 8 октября 2012 12:19
      Это по типу, своя рубашка ближе к телу. Узбекистан и Украину, пытаются бортануть.
      1. BlackCat 10 октября 2012 22:41
        Цитата: Lazer
        Это по типу, своя рубашка ближе к телу. Узбекистан и Украину, пытаются бортануть.

        А что, логичней было бы закрыть свой завод, сократив рабочих, но дать работу рабочим другого государства ? Любое государство обязано в первую очередь беспокоиться о своих гражданах. Тем более, налоги на своё содержание оно получает именно от них, а не от соседей.
        BlackCat
    2. NickitaDembelnulsa 8 октября 2012 13:38
      Да не обязательно вовсе! Украина сама пока не справляется с ОКБ им. Антонова., ей надо в этом помогать! Ведь строить таких гигантов как Ан-124, Ан-225( Мало вероятно, но все же, и Ан-70 вместе - несоизмеримо проще!
      NickitaDembelnulsa
    3. Подполковник запаса 10 октября 2012 04:51
      ++++++++++. Однозначно - как говорит один мой знакомый политик))))))
  4. Vorchun 8 октября 2012 11:09
    39 новых машин, для одного округа мало, а с нашей территорией ... просто мизер.
    1. Vito 8 октября 2012 11:26
      Vorchun , Приветствую Вас.
      Цитата: Vorchun

      39 новых машин, для одного округа мало, а с нашей территорией ... просто мизер.

      Будем надеяться, что это только начало!
      drinks
      Vito
  5. Goldmitro 8 октября 2012 11:29
    Предельно ясно на примере ТАПО, что Запад всеми силами мешает восстановлению российского авиастроения, способного потянуть за соБой подъем всей промышленности, ибо план Запада - заставить Россию сидеть около нефтяной и газовой трубы и обслуживать их в его интересах, русским варварам отводится только это место в мировом распределении труда. А самолеты для России будет поставлять Запад, для этого авиапром России и был, практически, уничтожен с первую очередь, стараниями Ельцинских младораздолбаторов. Слава богу процесс востановления российского авиапрома со скрипом но ИДЁТ!
    1. негоро 9 октября 2012 00:42
      Будем наедятся что идёт.
      негоро
  6. cucun 8 октября 2012 11:42
    Для нового Ил 476 сорван проект по новой кабельной сети целиком. Проворовалось "Иркутавиа", которой дали эту разработку.... Увы.
    Сейчас передали на "Сухой". Думаю дела пойдут. Но сроки точно сдвинутся...
  7. Alex-UA 8 октября 2012 15:53
    Сделают пускай и погодя, но сделают, а самолеты Ил красивые
    Alex-UA
  8. Ботановед 8 октября 2012 16:09
    Я так понимаю, что Россия тихой сапой концентрирует у себя все, что Горби просрал. Да и в условиях вечных оранжево-розово-голубых революций все союзники как - то не очень надежны. Сегодня размещаем заказы на том же Мотор Сич - а вдруг завтра кому-то очень захочется сделать приятное НАТО. И будем давить на совесть, дружбу и братство.
    Нет уж, лучше пусть они давят на дружбу, а мы - на самообеспечение и новые технологии. Так надежней.
  9. Romeohihnic 8 октября 2012 19:12
    В ходе работ по программе проведена оценка современных требований основного заказчика – Министерства обороны России и других потенциальных заказчиков. Изменения в модернизированном Ил-76МД-90А коснутся, как бортового оборудования и систем, так и конструкции изделия.
  10. studentmati 8 октября 2012 22:11
    Туго дело идёт, очень туго. Но выхода нет, кроме как поднимать с колен наш авиапром, и делать свою электронику для него. Не дай Бог Рогозин и сюда доберётся и предложит закупать европейский Аэрбасовский транспортник.
    1. алекс 241 8 октября 2012 22:14
      Добрый вечер,давно Вас не было видно.Смотрите шире,не только РЭО,двигатели,эргономику и много чего.Самое главное что наработки есть,но промышленность на боку.
      алекс 241
  11. Shulz-1955 8 октября 2012 22:39
    Был-бы самолёт, а что к нему прилагается-доделают
    Shulz-1955
    1. алекс 241 8 октября 2012 22:42
      Грамотный подход,но как ни вешай на жигули мерседесовскую эмблему,он не станет мерседесом.
      алекс 241
      1. Shulz-1955 8 октября 2012 22:46
        А Мерседесы на войне не нужны, нужна надёжная техника, а этот самолёт-то, что надо
        Shulz-1955
        1. алекс 241 8 октября 2012 22:50
          Пока что это недооборудованный самолет,при дооборудовании его характеристики значительно снизятся.
          алекс 241
  12. негоро 9 октября 2012 00:28
    Первая ласточка мимо Погосяна,дай бог не последняя.
    негоро
  13. Klibanophoros 9 октября 2012 00:43
    Пусть конструкция и старенькая, советская но он офигенный!
    1. гурт 9 октября 2012 06:52
      видать война совсем близко,коль так быстро на вооружение принимают......
  14. knife 9 октября 2012 09:19
    Кто в теме - документацию в цифру перевели у изделия? А то далече были такие сообщения, а сейчас как то тишина по этому поводу.
    knife
    1. BlackCat 10 октября 2012 22:48
      Цитата: knife
      Кто в теме - документацию в цифру перевели у изделия?

      Всё в цифре. Из-за этого перевода в основном и была задержка с производством (такое объяснение в прессе встречалось не раз).
      BlackCat
  15. bddrus 9 октября 2012 10:14
    меня мучает вопрос ПОЧЕМУ 39, А НЕ 40???))) ну округлили бы или не знают куда сороковой потом девать?))
    1. BigLexey 9 октября 2012 14:20
      Цитата: bddrus
      меня мучает вопрос ПОЧЕМУ 39, А НЕ 40???))) ну округлили бы или не знают куда сороковой потом девать?))

      Это как в анекдоте:
      Приходит мужик в бар и просит бармена налить ему 7 рюмок.
      После выполнение заказа, просит бармена убрать первую и последнюю.
      На удивлённый вопрос бармена "Зачем?!", отвечает:
      - Первая всегда плохо идёт, а с последней я дурею...

      Так и здесь, решили заказать 40 штук, но от первого отказались сразу. Как говориться - первый блин всегда комом :-))))))))))))))))
  16. Farvil 9 октября 2012 15:01
    В стране есть деньги на которые можно отстроить страну с новыми технологиями в промышленности и сельском хозяйстве, рыбной промышленности,что мешает,это не компетентная власть и чиновники с неуёмной коррупцией,стыдно самая богатая страна которая может сама себя обеспечить всем,живёт убого,это западу нужна интеграция а не нам,это у них нет ресурсов а не у нас,пусть с нами интегрируются ,но на наших условиях.
    1. Kir 9 октября 2012 18:22
      Есть и кое-что поважнее природных ресурсов, это наш человеческий потенциал! коий включает как известно не только руки но и самое главное Мозги!! Достаточно посмотреть сколько отсюда "спёрли" интеллектуальной собственности и ещё продолжают!!!Как говориться "мозги" ваши а "вывеска" наша!!!
      Kir
  17. Konrad 9 октября 2012 19:42
    В статье упоминалось как минус, отсутствие вооружения. Не понимаю, зачем оно транспортнику ? Ну стояли пушечные спарки на машинах 50-х годов ( Ан-12 ), а сейчас зачем? Мессеры давно списали, а современный истребитель долбанет ракетой с такой дистанции, что пушкам и делать нечего.Только лишний вес + стрелок.
    Konrad
    1. sergey261180 9 октября 2012 19:44
      Вот и амеры так думают. Откуда на транспортнике пушки? Подлетают поближе...
      sergey261180
  18. wolverine7778 9 октября 2012 20:01
    Да, достигнуты отличные показатели и эта модификация - новое поколение самолетов. Шаг не маленький. Сохранились отработанные и обкатанные решения, но все от крыла и кабины, до двигателей и авионики усовершенствовано good
    wolverine7778
    1. Подполковник запаса 10 октября 2012 04:56
      Хотелось бы поближе посмотреть на "источник" газеты известия (с большой буквы не хочу писать). Нет там чего по их мнению. Мозга у них нет.
      Хочется большего количества таких (новых) самолётов, ох как хочется! И как можно быстрее. Кто знает производственный цикл одной единицы 76 ?
  19. scorpiosys 10 октября 2012 01:50
    Просьба меня извинить! Есть проблема общения из ЮФО. Как только я сообщаю, что я из города плывущего в ночи, меня сразу рубят, и не меня одного. Тема наличиствует с известного числа июля месяца, когда это все было, и когда была ночь 5000 потерь. Прошу меня извинить за многословие...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня