Крестовый поход Эдварда Плантагенета

135

Падение Акры, 1291 год

Статью «Эдвард I Плантагенет. Английский принц-крестоносец» мы закончили сообщением о бесславном завершении Восьмого крестового похода. 1 ноября 1270 года крестоносная армия, которой после смерти французского короля Людовика IX руководил король Сицилии Карл I Анжуйский, отплыла из Туниса в Европу, но английский принц Эдвард Плантагенет решил отправиться в Акру, чтобы помочь теснимому мамлюками Боэмунду VI – князю Антиохии и графу Триполи. Его экспедицию иногда называют Девятым крестовым походом.

В отряде английского принца было всего около тысячи человек, и с ним находилась любимая жена – Алиенора, однако эти обстоятельства его не смутили и не остановили.
С Эдвардом в Палестину отправился и прибывший в Тунис с Людовиком IX Теобальдо Висконти, выходец из Пьяченцы, который был знаком с этим принцем еще со времен Второй войны баронов против его отца – Генриха III. Несколько месяцев он будет исполнять обязанности папского легата в Акре, а в сентябре 1271 года будет заочно избран папой римским и войдёт в историю под именем Григорий X.



Крестовый поход Эдварда Плантагенета

Буонамико Буффальмакко. Изображение папы римского Григория X в соборе города Ареццо

Путь в Палестину


В ноябре Средиземное море уже было неспокойно, и потому Эдвард со своим отрядом перезимовал на Сицилии. Здесь он получил известие о тяжёлой болезни отца, однако поход решил не прерывать, отправив на родину двоюродного брата Генри. Тот, кстати, до Англии не добрался – умер в Италии. А Эдвард в марте 1271 года продолжил свое путешествие к Святой земле. По дороге его эскадра вынуждена была остановиться на острове Кипр, чтобы пополнить запасы питьевой воды и продуктов. Наконец, 9 мая 1271 года корабли Эдварда вошли в гавань Акры. Его брат Эдмунд Ланкастерский со своим отрядом прибыл туда позже – в августе 1271 года. Прибыл в Палестину и правитель Кипра Гуго III де Луизиньян, имевший также титул короля Иерусалима.

Девятый крестовый поход


К этому времени султан Бейбарс уже захватил замки Бланш-Гард и Крак-де-Шевалье, а теперь осаждал город Триполи и тевтонскую крепость Монфор.


Осада Триполи в 1289 году

Узнав о прибытии в Акру нового отряда крестоносцев, султан, не зная его точной численности, снял осаду с Триполи.

Летом 1271 года Бейбарс попытался захватить Кипр, однако во время похода на Лимасол 18 кораблей его флота сели на мель, их экипажи (до 1 800 человек) были захвачены в плен. Король Кипра Гуго III даже позволил себе написать Бейбарсу дерзкое и насмешливое письмо. Мамлюки пока не умели воевать на море, и потому христиане Кипра чувствовали себя относительно уверенно, правда, все меньше помышляя о помощи крестоносцам Палестины. В итоге Кипр все же был завоеван мамлюками, но случилось это лишь после военной кампании 1426–1427 гг. – при султане Барсбое. Кипрское королевство стало данником Египта, а в 1489 году мамлюки продали Кипр венецианцам, у которых его позже отняли османы.

Но вернёмся в Палестину, где в 1271 году все же пала резиденции магистров Тевтонского ордена – замок Монфор, который был разрушен мамлюками.


Руины замка Монфор на территории национального парка Нахал Кзив, Израиль

Понимая ограниченность своих сил, принц Эдвард искал союзников и даже вступил в переговоры с монголами.

Легенды об азиатском христианском государстве пресвитера Иоанна появились не на пустом месте. Внук Чингисхана Хулагу покровительствовал христианам несторианского толка, несторианство исповедовали его старшая жена Докуз-хатун и лучший полководец Китбуга.


Хан Хулагу и его жена несторианка Доктуз-хатун. Икона из сирийской Библии XIII века

С симпатией относился этот хан и к буддистам. Хулагу самовольно создал государство Иранзамин или Ильханат (Ilkhanate). В 1261 году оно было признано ханом Хубилаем, который даровал Хулагу титул «ильхан» (хан племени или улуса).


В 1271 году улусом Хулагу правил второй ильхан этого государства – Абага (Abaga Khan). Сын Хулагу и правнук Чингисхана, он был врагом мамлюков и так же, как отец, покровительствовал буддистам и несторианам. К нему и отправились послы Эдварда.


Хан Абага со своей женой, миниатюра Sayf al-Vahidi из отдела восточных рукописей Национальной библиотеки Франции

В конце октября 1271 года союзная крестоносцам монгольская армия темника Самагара (около 10 тысяч человек) вошла на территорию Сирии. Монголы дошли до Алеппо (Халеб) и на юг от него, разорив окрестные области, но после прибытия из Египта Бейбарса предпочли уйти за Евфрат с богатой добычей.

Эдвард сумел объединить под своим началом рыцарей христианских городов и воинских орденов – тамплиеров, госпитальеров и тевтонцев. Но численность этой армии была слишком мала для прямого столкновения в поле с многочисленными войсками Бейбарса. Действия отрядов Эдварда можно охарактеризовать, как рейды по вражеским тылам.

Вначале, в июне 1271 года, был организовал неудачный поход на Сен-Жорж-де-Лебен, в ходе которого крестоносцы понесли потери из-за некачественной пищи. Затем, пока основные силы мамлюков были отвлечены на отражение набега Самагара, Эдвард атаковал город Куагун, который защищали недавно поступившие на службу к Бейбарсу туркмены (пришедшие сюда под натиском монголов). Потери противника составили около1 500 человек, в том числе один из туркменских эмиров, добычей стали 5 000 голов скота. После этого, не дожидаясь подхода мамлюков, крестоносцы спешно отступили к Акре. Эдвард захватил также и Назарет, перебив мусульман, проживавших в этом городе.


Карта похода принца Эдварда

Но скоро всем стало ясно, что с такими силами мамлюков не победить. В мае 1272 года в ходе переговоров Боэмунда VI и Бейбарса удалось заключить перемирие на 10 лет, 10 месяцев и 10 дней. После этого крестоносцы стали уезжать из Палестины, покинул Акру и брат Эдварда – Эдмунд Ланкастерский. А на оставшегося здесь Эдварда в июне было совершено покушение: его попытался убить асассин, допущенный к принцу, поскольку заявил, что прибыл к нему для секретных переговоров. В завязавшейся борьбе Эдвард сумел его одолеть, но получил удар кинжалом в руку.


Принц Эдуард борется с асассином. Гравюра Гюстава Доре

Утверждали, что оружие асассина было отравлено, и жена Эдварда буквально спасла ему жизнь, отсосав яд из раны.


Joseph Martin Kronheim. Prince Edward and His Wife, 1868 г.

Однако, скорее всего, дело было не в яде, а в тяжёлой раневой инфекции. Поскольку асассин погиб, тайна покушения Эдварда и имя заказчика так и не были раскрыты.

Кстати, современные исследователи не уверены, что покушавшийся был именно асассином, то есть членом странной и таинственной военно-религиозной организации исмаилитов-низаритов, основанной Хасаном ибн Ас-Саббахом около 1100 года. Дело в том, что слово assassin к тому времени стало нарицательным и вошло во французский язык в значении «наемный убийца». Последний замок наследников «Старца горы» был разрушен ещё в 1256 году по приказу Хулагу (внук Чингисхана). К 1272 году военизированная организация хашашинов была окончательно разгромлена Бейбарсом. Возможно, последние хашашины ещё предлагали свои услуги, но членами когда-то могущественной организации они уже не были. То есть, если подосланный к Эдварду убийца когда-то имел отношение к асассинам, то теперь, вероятно, уже действовал в качестве обычного наемника, причем, как мы видим, не слишком эффективно и профессионально.

24 сентября 1272 года Эдуард навсегда покинул Акру, но последствия ранения давали о себе знать и во время плавания состояние Эдварда ухудшилось. Он вынужден был остановиться для лечения на острове Сицилия, где получил известия о смерти своего старшего сына Джона, а потом – и отца, Генриха III. Ситуация в Англии, которой пока управлял совет во главе с Робертом Бернеллом, была стабильной, и ещё не вернувшийся на родину Эдвард уже был провозглашен там королем.

В 1273 году Эдвард смог продолжить свой путь. Он заехал в Рим, где посетил своего старого знакомого – Теобальдо Висконти, теперь уже папу Григория X.


Через Савойю добрался до принадлежавшей ему Гаскони, где подавил восстание, поднятое местным аристократом Гастоном де Беарном. В Париже встречался с королем Франции Филиппом III.

В Англию Эдвард прибыл 2 августа 1274 года, 19 числа того же месяца была проведена церемония коронации.


Коронация Эдварда I, хромолитография, ХХ в.

Экспедиция в Палестину оказалась чрезвычайно разорительной: Эдвард не только потратил на нее все таким трудом собранные деньги, но и наделал долгов на 100 тысяч фунтов стерлингов.

Попытки нового крестового похода


В 1274 году состоялся Второй Лионский собор, на котором присутствовали послы ильхана Абаги. Папа римский Григорий X призвал христиан к новому крестовому походу, однако желающих отправиться в него в Европе теперь не нашлось.


Карл Фридрих Лессинг. «Последний крестоносец»

Эдвард I вполне успешно занимался делами своего королевства, однако о Палестине не забывал. И в 1287 году он вдруг снова дал обет принять крест. Непримиримый враг монголов и мусульман ильхан Абага уже умер – в 1282 году. Однако в это время в улусе Хулагу правил старший сын Абаги – хан Аргун, который был сторонником политического курса отца и в поисках союзников направил 4 посольства в Европу.

В 1289 году генуэзец Бускарелло де Гизольфи доставил королям Франции, Англии и папе римскому письма, в которых извещал о своей готовности начать новый поход против мамлюков зимой 1290 года и обещал предоставить европейскому войску до 30 тысяч коней, а также обеспечить крестоносцев продовольствием и фуражом.


Письмо хана Аргуна королю Франции Филиппу IV Красивому

До Лондона посол Аргуна добрался 5 января 1290 года. Эдвард ответил хану, что известит его о своей готовности начать новый поход. Но хан Аргун умер от инсульта 10 марта 1291 года (в возрасте от 36 до 41 лет), а в мае того же года мамлюкский султан аль-Ашраф Халиль захватил Акру и последние христианские земли Палестины.


Доминик Луи Ферреоль Папети. Осада Акры, 1291 г.

Новым правителем государства Хулагу стал другой сын хана Абаги – Гайхату.


Гайхату на миниатюре из Джами ат-таварих, рукопись XV в.

Гайхату находился под сильным влиянием буддистов и даже получил от них имя Иринджин Дорджи («Драгоценный дордже»), которое чеканились на его монетах.
Дордже в ведийской, индуистской и буддийской традиции – это священное оружие, палица или жезл, символ высшей власти и мужской силы, его синоним – ваджра.


Vajra, 10th-13th century AD, bronze. Museum of Vietnamese History

В Индуизме ваджра – оружие бога Индры.


Индра с ваджрой в правой руке. Konark Temple, 13th Century, штат Орисса, Индия

Буддийские прорицатели заявили Гайхату, будто ранняя смерть его брата Аргуна произошла из-за большого количества крови, пролитой этим ханом. В результате Гайхату пощадил даже заговорщиков, которые хотели посадить на престол царевича Анбарчи. Один из них, эмир Тогачар, получил высокую командную должность в армии.

Гайхату старался примирить различные религиозные общины, но выказывал пренебрежение к старым монгольским традициям и отдавал предпочтение мусульманам. Современники описывают этого ильхана, как склонного к алкоголизму сумасбродного и развратного педераста-педофила, пренебрегавшего государственными делами и управлением страной. В 1295 году Гайхату был убит одним из помилованных им заговорщиков – эмиром Тогочаром, который по монгольскому обычаю приказал задушить его тетивой лука – чтобы избежать пролития чингизидской крови.

И вот к этому странному ильхану Эдвард I отправил в 1292 году своих послов – для переговоров о координации действий против мамлюков. Посольство возглавлял Джеффри Лэнгли – рыцарь, который участвовал в последнем крестовом походе в составе отряда брата Эдварда – Эдмунда Ланкастерского. Как вы, наверное, уже догадались, Гайхату интереса к союзу с христианами и новой войне с мамлюками не проявил.

Не найдя союзников, Эдвард I отказался от планов по возвращению в Палестину и занялся проблемами своего королевства.
135 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    1 июня 2022 05:43
    Папа римский Григорий X призвал христиан к новому крестовому походу, однако желающих отправиться в него в Европе теперь не нашлось.
    Просто уже не по приколу было да и видимо с финансами туго стало. smile
    1. +5
      1 июня 2022 07:44
      Можно подумать, что раньше финансы на дороге лежали, а крестоносцами лень было нагибаться.
      Просто убавился религиозный фанатизм.
      Самые убежденные фанатики успели погибнуть, а не погибших осталось единицы
    2. -1
      15 августа 2022 00:13
      Был, в бесконечных стычках, выбит мужской генофонд христианства. Европа не смогла дать необходимое количество авантюристов
  2. +3
    1 июня 2022 07:33
    Доброе утро. Коллеги, до чего обидно бывает на не справедливость.
    Десять дней пролетели как два дня: только расслабляться ,а уже конец. По жаре на работу удовольствия...
    Или Гайхату: он помиловал Тогучара,а тот его задушил. Из "благодарности"
    1. +3
      1 июня 2022 07:41
      Утешайся, что к сыну ездила.
      Гайхатур себя мог утешить, что "пользовал"сколько хотелось полненьких мальчиков
      1. +6
        1 июня 2022 10:04
        что "пользовал"сколько хотелось полненьких мальчиков

        Екатерина, откуда Вы знаете такие подробности про полненьких? laughing
        1. +6
          1 июня 2022 10:29
          Не задавай женщине прилюдно интимных вопросов, это неприлично. sad

          1. +5
            1 июня 2022 10:32
            Не задавай женщине прилюдно интимных вопросов, это неприлично.

            Действительно... recourse Каюсь! Поелику несдержан в любопытстве своём! request Пойду голову пеплом посыплю. lol
            1. +4
              1 июня 2022 10:41
              Пойду голову пеплом посыплю.


              Чего жечь будем? bully
              1. +4
                1 июня 2022 10:57
                Чего жечь будем?

                Ведьму, конечно! request Как в старые добрые темные времена! yes
                1. +4
                  1 июня 2022 11:04
                  Цитата: Пане Коханку
                  Ведьму, конечно!

                  - Но она красивая!
                  - Хорошо. Но потом - сжечь! wassat
                2. +3
                  1 июня 2022 11:12
                  Выбор за тобой, мне всё равно -- блондинки, брунетки, рыжие -- просто люблю у костерка поседеть, попечь картошечку, покалякать с друзьями о жизни, водочки махнуть капелюшку. smile drinks
          2. +3
            1 июня 2022 11:41
            Цитата: Морской Кот
            Не задавай женщине прилюдно интимных вопросов, это неприлично

            Ну вот, Константин, зачем остановили: только сайт замер в тревожном ожидании "жареных фактов" wassat lol
            1. +3
              1 июня 2022 11:45
              Виноват, каюсь, больше не повторится! soldier wink
            2. +4
              1 июня 2022 14:20
              Ну вот, Константин, зачем остановили: только сайт замер в тревожном ожидании "жареных фактов"

              Сергей, не по теме статьи комментарий мой - по Вашему любимому Царскому селу.
              Я в Пушкине не был с 2019-го. Тут Ваш полный тезка только что нашел информацию, что Китайская деревня (а ее, вроде, еще Ринальди начал проектировать) - теперь закрытая территория. Мол, элитные апартаменты. Чего только не бывает...
              К слову, в Павловске есть потешный замок Бип (или Мариенталь), который Пал Петрович использовал для своих военных забав. Теперь - также частная территория, ресторан, отель... hi Наверно, взят в долгосрочную аренду?

              1. +4
                1 июня 2022 14:25
                Цитата: Пане Коханку
                в Павловске есть потешный замок Бип (или Мариенталь), который Пал Петрович использовал для своих военных забав

                Я бы тоже не отказался от замка для своих военных забав.. lol wassat
                1. +5
                  1 июня 2022 14:32
                  Я бы тоже не отказался от замка для своих военных забав..

                  И в придачу к замку - еще и пастУшки, для иных забав... wink
              2. +3
                1 июня 2022 14:26
                Тут Ваш полный тезка только что нашел информацию, что Китайская деревня (а ее, вроде, еще Ринальди начал проектировать) - теперь закрытая территория.
                Так и есть, и уже больше 10 лет.
                1. +4
                  1 июня 2022 14:32
                  Так и есть, и уже больше 10 лет.

                  Я вот тоже что-то вспоминаю, что она вечно огорожена была...
                2. +4
                  2 июня 2022 09:11
                  Антон, hi , в 2007 были в Пушкине на курсах повышения квалификации, ежедневные "моционы" в Царскосельском парке, с бутылочкой "Немиров". Уже тогда она (деревня) была огорожена, на территории иномарки премиум-класса стояли.
                  1. +2
                    2 июня 2022 09:13
                    Мое почтение!
                    Ну, я и говорю, что давно.
        2. +1
          2 июня 2022 06:19
          Читала в каком то романе
  3. +1
    1 июня 2022 07:44
    По статуе гражданина Индры не понятно, что за устройство эта "ваджра", но к нашим журнахлистам и чиновникам из мин.обороны не ходи - понятно, что это "оружие основанное на новых физических принципах".
    Кстати, королёк Эдвард I разумно занялся проблемами своего королевства в конце-концов, в отличии от нынешних мелкобриташек, которые суют свой длинный нос в наши "палестины".
    Статье плюс.
  4. +3
    1 июня 2022 07:55
    Папа римский Григорий X призвал христиан к новому крестовому походу, однако желающих отправиться в него в Европе теперь не нашлось.
    Еще бы, добровольцев поубавилось,рыцарям фортуны, маны нужны,"ох маны, маны" (с), а добираться? Авиалиний и жд линий нет,водным путем,деньги нужны опять,генуэзцам,да венецианцам всяким платить.Пешком.Тут то ж проблемы,пробираться к Латинской империи,через не дружественные территории..
    1. +3
      1 июня 2022 10:02
      Авиалиний и жд линий нет,водным путем,деньги нужны опять,генуэзцам,да венецианцам всяким платить.Пешком.

      Ага, а во время Второго крестового похода больше всех плакали нисколько не мусульманские граждане Востока, а, собственно, венгры и иные примкнувшие к ним жители юго-востока Европы, через который и шла к заветной цели воодушевленная высокой идеей разношерстная вороватая толпа с хоругвями и песнопением. Как те бродячие муравьи - все подчистую грабили... no
      Тут то ж проблемы,пробираться к Латинской империи,через не дружественные территории..

      В 1204-м до Латинской империи благородные поборники христианства таки добрались, и решили дальше не ходить - разграбили Константинополь. wassat
      1. +2
        1 июня 2022 10:43
        До Четвертого крестового похода Латинской империи не существовало.
        1. +3
          1 июня 2022 10:50
          Аааа, блин, попутал с Византийской... Прощенья просим!
          Димтиби дамтиби, мы радость хотели доставить! request
          1. +2
            1 июня 2022 10:53
            "Учись, студент! " (С)
            1. +3
              1 июня 2022 10:56
              "Учись, студент! "

              .. а то всю жизнь будешь ключи подавать! tongue drinks
      2. +4
        1 июня 2022 11:36
        Латинская империя образовалась после взятия Константинополя.С ней активно боролись Болгарское царство,Эпирская деспотия и осколки византийской империи на территории Малой Азии.
        1. +2
          1 июня 2022 11:41
          Латинская империя образовалась после взятия Константинополя.С ней активно боролись Болгарское царство,Эпирская деспотия и осколки византийской империи на территории Малой Азии.

          Я дремучий человек. belay Даже не знал, что некоторое время Константинополем правили, условно, "крестоносцы". Спасибо! drinks
  5. +5
    1 июня 2022 08:16
    Когда король английский 101 Эдуард, которого зову я просто Эдя
    1. +3
      1 июня 2022 10:07
      Когда король английский 101 Эдуард, которого зову я просто Эдя

      Что ж это Вы так про ихних англицких Эдуардов, Эдуард? laughing drinks Всем привет, хорошего дня!
      1. +4
        1 июня 2022 10:21
        И тебе привет! smile
        Что ж это Вы так про ихних англицких Эдуардов, Эдуард?

        Эдуарду лучше знать про остальных Эдуардов! laughing
        1. +5
          1 июня 2022 10:29
          Эдуарду лучше знать про остальных Эдуардов!

          Это точно! drinks Но наш Эдуард Ващенко - самый классный из всех Эдуардов! good drinks
          1. +5
            1 июня 2022 10:40
            Эдуардей него Эдуардов не бывает!!! drinks
  6. +3
    1 июня 2022 09:48
    В то время Средиземноморье было каким-то центром коловращения "культурной" жизни разных племён и народов: христиане резали мусульман, мусульмане резали христиан, и все вместе дружно резали евреев. А всё сводилось к одной простой и древней идее -- как бы побольше награбить. Тут и монголы подсуетились, как же без них, когда речь о мародёрстве заходит. На этом фоне странно выглядят европейские монархи, которые в финансовом плане больше теряли, чем получали. Святость святостью, а деньги никто не отменял даже тогда, но не у всех получалось жить по лозунгу "каждому по труду". wink
    1. +4
      1 июня 2022 10:24
      На этом фоне странно выглядят европейские монархи, которые в финансовом плане больше теряли, чем получали. Святость святостью, а деньги никто не отменял даже тогда, но не у всех получалось жить по лозунгу "каждому по труду".

      Дядя Костя, для меня в этом случае парадоксом выглядит Ричард Львиное Сердце. Посуди сам - на Англию ему было глубоко наплевать с колокольни Вестминстерского аббатства, только деньги сосал на свои личные половые нужды, англицким не владел, больше интересовался материковыми делянками на территории современной Франции. Ну да, сходил в поход, с переменным успехом занимался боксом с Саладином, выказал личную храбрость. Герой! Разругался с "монаршими братьями", сколько-то лет просидел в VIP-камере. Потерял часть французских заимок, в это же время англичане рыдают от правления принца Джона. Вернулся домой... Побежал отвоевывать свои шесть французских соток, втупую демонстративно выехал на рекогносцировку (сняв часть доспехов! я ж Великий Герой, блин!) замка Шалю, и получает арбалетный болт в незащищенную шею от мессира Пьера Базиля. angry
      И чего добился? Но, блин, герой! wassat
      1. +4
        1 июня 2022 10:39
        И чего добился? Но, блин, герой!

        Да ладно тебе. smile
        1. +3
          1 июня 2022 10:48
          "На маньяка-приключенца завсегда найдется квест! " (С)
          1. +3
            1 июня 2022 18:27
            "На маньяка-приключенца завсегда найдется квест! "
            (С)
            К Ричарду нашему, Львиное Сердце,это не посредственно относится.Не плохая бродилка получилась бы. laughing
            1. +3
              1 июня 2022 18:31
              "Жизнь" пройти - не два байта переслать!"(с)
              1. +4
                1 июня 2022 18:43
                "Жизнь" пройти - не два байта переслать!"(с)
                laughing good
                1. +3
                  1 июня 2022 18:51
                  А Вы не слышали? Это ж старый геймерский мем!
                  Из разряда: "Нормальные люди за угол заходят, а "думеры" сначала заглядывают".
                  1. +4
                    1 июня 2022 19:08
                    Слышал,но очень удачный коммент, к месту laughing
                    1. +3
                      1 июня 2022 19:26
                      Так вышло. Года два из своей жизни зависал в "виртуале"... Отсюда и никнейм.
                    2. +3
                      2 июня 2022 00:17
                      Слышал,но очень удачный коммент, к месту

                      Мы все вместе с Антоном, Михаилом и четой Линников лично Вам месяц назад передали привет, Алексей Анатольевич! yes drinks
      2. +3
        1 июня 2022 10:50
        Он еще по пути в Палестину между делом две войнушки устроил.
        1. +4
          1 июня 2022 10:59
          Он еще по пути в Палестину между делом две войнушки устроил.

          Ну, это просто так получилось.. случайно... request По крайней мере, он потом так говорил... laughing
        2. +4
          1 июня 2022 10:59
          Ну развлекался мужик как умел. laughing
    2. +4
      1 июня 2022 11:07
      Вопрос о практической стороне крестовых подходов, на мой взгляд, очень интересный и в общем виде его решать нельзя - каждый поход имел свои особенности, превходящие обстоятельства и т.п.
      Кто-то говорит о борьбе за торговые пути, кто-то о необходимости "утилизации" "лишнего" населения, кто-то придумывает иные причины прагматического характера...
      Одно ясно совершенно точно: в финансовом плане все крестовые подходы были абсолютно нерентабельны выгод своим участникам не приносили, только хлопоты. Разве что первый подход дал его участниками больше, чем потребовал, хотя и тут совершенно очевидно, что образованные первыми крестоносцами христианские анклавы в Леванте были сами по себе не жизнеспособны и требовали постоянной подпитки извне.
      Так почему они всё-таки раз за разом собирались и шли, несмотря на убытки, сложности, проблемы дома?
      Мне кажется, что основная причина этих постоянных турпоходов на восток лежит не в практической плоскости. Нам трудно это представить, но, видимо, люди по настоящему верили в бога и вера их была настолько сильной и искренней, что у многих практические соображения временно отступали на второй план и заставляли, в общем-то практичных и здравомыслящих людей раз за разом собираться и - вперёд на восток, ибо надо. А зачем надо, кому надо больше, кому меньше, а кому, может, и совсем не надо - об этом уже не думали. Именно, что "святость" для многих из них была важнее денег и проблем, порождаемых их отсутствием. Не для всех, конечно, но для очень многих. Сейчас такого примата идеального над материальными нет, и нам даже представить сложно, что кто-то, а особенно практичные и прагматичные европейцы когда-то сражались и умирали не за материальные блага, а за чисто духовные. smile
      1. +4
        1 июня 2022 11:13
        Мне кажется, что основная причина этих постоянных турпоходов на восток лежит не в практической плоскости. Нам трудно это представить, но, видимо, люди по настоящему верили в бога и вера их была настолько сильной и искренней, что у многих практические соображения временно отступали на второй план и заставляли, в общем-то практичных и здравомыслящих людей раз за разом собираться и - вперёд на восток, ибо надо. А зачем надо, кому надо больше, кому меньше, а кому, может, и совсем не надо - об этом уже не думали. Именно, что "святость" для многих из них была важнее денег и проблем, порождаемых их отсутствием.

        Хороший развернутый комментарий, но меня на такой же подробный ответ не хватит. В общем-то, соглашусь. Сознание было иным. drinks
        Сейчас такого примата идеального над материальными

        Идеальный примат.. материальный примат... про какой-то чудной обезьянник баете, Михаил! belay Я и видов-то таких не знаю! Только лемура-сифаку! request
        1. +5
          1 июня 2022 11:17
          Смотри внимательней. smile

          1. +3
            1 июня 2022 11:18
            Смотри внимательней.

            Это и есть идеальный примат? Который превалирует над материальным приматом? wassat
            1. +2
              1 июня 2022 11:25
              Я про обезьянник, а уж какой там сидит примат, нехай менты разбираются. laughing
          2. vet
            +3
            1 июня 2022 12:01
            Это фото "выпускницы" из 90-х, если вообще не постановочное. Сейчас все намного приличнее проходит. Безумные выходки пьяных выпускниц в России остались там же, где и пресловутые "Тагилы" турецких отелей - в далеком прошлом.
        2. +1
          1 июня 2022 12:00
          Цитата: Пане Коханку
          Я и видов-то таких не знаю! Только лемура-сифаку!

          Натурал ты или "би"
          Обезьянку не... трогай

          (с) С.Шнуров
          1. +2
            1 июня 2022 12:09
            Обезьянку не... трогай

            Не-не! stop Я ж не прп.Гайхату, который был страшен в алкогольном кумаре! wassat
            А то так можно и обезянью оспу подцепить, и обезяний триппер! wassat
      2. +2
        1 июня 2022 11:23
        Не для всех, конечно, но для очень многих.


        Это главное, и нет доказательств, что для многих, для тех, кто затевал походы возможно, а большинству святость была до лампочки.
        1. +2
          1 июня 2022 12:24
          Цитата: Морской Кот
          большинству святость была до лампочки.

          И Филипп Август, и Фридрих Барбаросса, и его внук Фридрих II Гогенштауфен, и Людовик Святой и Эдуард Длинноногий были вполне себе успешными правителями в своих землях, то есть, людьми неглупыми, энергичными и прагматичными - и все они отметились в крестовых походах. И это я перечислил только королей (и то не всех) и императоров, а были еще не менее влиятельные герцоги, графы, принцы и прочая аристократическая сволочь.
          Как раз среди аристократии, в первую очередь, и концентрировались самые циничные, прагматичные и трезвомыслящие деятели - профессия политика обязывает. И если уж среди этой братии сплошь и рядом попадались такие "романтики", то что говорить об обычных баронах, рыцарях и т.п.?
          Нет, среди рядовых феодалов идеи спасений Гроба Господня были еще более популярны, чем в среде высшей аристократии. И мне кажется, что именно эти идеи и были определяющими при организации крестовых походов.
          1. +2
            1 июня 2022 12:36
            самые циничные, прагматичные и трезвомыслящие деятели - профессия политика обязывает.
            Уильям Маршалл Пембрук I. Начинал безземельным рыцарем, закончил регентом королевства.
          2. +3
            1 июня 2022 13:29
            Нет, среди рядовых феодалов идеи спасений Гроба Господня были еще более популярны,

            Ну, и куда же со временем всё подевалось? "Святость" поистрепалась, победил чистый прагматизм, или там просто стало грабить дороже, чем в соседних "губерниях"? В том, что подвижники были в разных сословиях я не сомневаюсь, но... остальная толпа... request
            А так, ничего, вполне себе симпатичные люди. smile

            1. +4
              1 июня 2022 13:52
              Цитата: Морской Кот
              Ну, и куда же со временем всё подевалось?

              На смену наивному романтическому феодализму пришёл меркантильный капитализм со своей новой этикой. Бытие в очередной раз определило сознание. smile
              1. +5
                1 июня 2022 14:01
                Цитата: Хозяин Трилобита
                На смену наивному романтическому феодализму пришёл меркантильный капитализм со своей новой этикой.

                Вот-вот:

                Бытие в очередной раз определило сознание.

                Марксизм, как говорится, еще никто не отменял. hi
                1. +2
                  1 июня 2022 15:02
                  В курсе философии мы марксизм не изучали, время было такое - начало 90-х... no
                  Так что я интересовался этим вопросом исключительно самостоятельно...
                  Можете считать меня марксистом-самоучкой. smile
                  1. +4
                    1 июня 2022 15:05
                    Цитата: Хозяин Трилобита
                    В курсе философии мы марксизм не изучали, время было такое - начало 90-х... no
                    Так что я интересовался этим вопросом исключительно самостоятельно...
                    Можете считать меня марксистом-самоучкой

                    У нас его тоже свернули еще на первом курсе, но какие-то базовые понятия все равно в памяти всплывают. hi
              2. +4
                1 июня 2022 14:11
                пришёл меркантильный капитализм со своей новой этикой.

                И со своим звериным обликом laughing
                1. +2
                  1 июня 2022 14:52
                  Это сейчас он такой облик принял. Пока не появились транснациональные корпорации, капитализм был милым юношей, смелым, трудолюбивым, стремящимся к свободен и равенству. Это сейчас он старый, жирный и деспотичный, полтысячелетия назад он был совсем другим... smile
                  1. +3
                    1 июня 2022 15:20
                    Да-да, вот только мне почему-то вспоминается история семисотлетней давности, с Барди и Перуцци, и первым "мировым" финансовым кризисом...
                    1. +2
                      1 июня 2022 15:32
                      Цитата: 3x3zsave
                      стория семисотлетней давности, с Барди и Перуцци

                      А кто такие Барди и Перуцци?
                      Бивис и Бадхед семисотлетней давности? lol
                      1. +2
                        1 июня 2022 15:35
                        Флорентийские банкиры. Если мне удастся перевести материалы с итальянского, напишу об этом статью, в рамках грядущего цикла.
                    2. +3
                      1 июня 2022 17:32
                      Цитата: 3x3zsave
                      Барди и Перуцци,

                      Ну, по этих парней я ничего не знаю так что с этого момента надеюсь на вас и уповаю, как Бунша на родную милицию. smile
                      1. +3
                        1 июня 2022 17:34
                        что с этого момента надеюсь на вас и уповаю
                        По мере моих скромных талантов...
                      2. +2
                        1 июня 2022 17:44
                        Боюсь, что здесь дело не в скромности талантов, а в скромности их обладателя. smile
                      3. +2
                        1 июня 2022 17:50
                        Если честно, та тема, за котороую я взялся достаточно сложна в плане наличия материалов на русском, а те, что есть порой противоречат друг другу.
                      4. +1
                        1 июня 2022 18:16
                        А кому сейчас легко?Взялся за гуж - не говори, что не муж. smile
                        Не получится опубликовать - хоть так пришлите почитать, для общего развития. smile
                      5. +2
                        1 июня 2022 18:25
                        "Повел даму в душ - не говори, что не дюж"
                        Первый материал стоит в очереди на публикацию.
                      6. +1
                        1 июня 2022 18:41
                        А я на рыбалку собрался... Во, будет невезуха...
                      7. +2
                        1 июня 2022 18:47
                        А я раньше выходных и не ожидаю. Этот цикл весь пойдет под франшизой Шпаковского, а нынешняя редакционная политика - очевидна.
                      8. +1
                        1 июня 2022 19:46
                        Ладно. Просто если выйдет, а меня нет, будет обидно. smile
                      9. +2
                        1 июня 2022 19:51
                        Мне тоже будет обидно, тем паче, что стартовая статья, посвящена Вам.
                      10. +2
                        1 июня 2022 23:57
                        Мне тоже будет обидно, тем паче, что стартовая статья, посвящена Вам.

                        Вот так вот, да... recourse Ладно, Костер-Вальдау, я приревновал! angry
                        Джейме, устрою я тебе еще эпистолярное соло, как Полторачиха завещала! laughing drinks
                      11. +1
                        2 июня 2022 00:21
                        Мне тоже будет обидно, тем паче, что стартовая статья, посвящена Вам.

                        Зачем мне солнце Монако?
                        Для чего скажи мне луна Сен-Тропе?
                        (некая Люся Чеботина).

                        Зачем мне Костер... Вальдау...
                        Для чего, скажи, мне форпост Кингисепп? laughing drinks


                        Золотой Рыцарь, ты меня бросил! Ты меня бросил! laughing (аааа, сейчас уписаюсь). laughing Где мои фото в статье про известную усадьбу? ты меня бросил! И не написал!.... tongue drinks
                        Джейме, за это я подвергну тебя... своей любви и пониманию! laughing drinks
                        (многоуважаемая администрация - Антон - мой друг. Все хорошо. Дружеский подкол!) drinks
                      12. +1
                        2 июня 2022 06:40
                        Это за то, что я вас донимал и подкалывал? smile
                        Спасибо, приятно, хоть и не уверен, что заслужил такую честь. smile
                        До сих пор мне посвящались только замечания в дневнике красной ручкой, но это было давно. Вот, дожил... smile
                      13. +2
                        2 июня 2022 06:44
                        Это за то, что я вас донимал и подкалывал?
                        Угу. "Еж - гордая птица, пока не пнешь - не полетит".
                      14. +2
                        1 июня 2022 23:53
                        А я на рыбалку собрался...

                        А я шляпу хочу! am Вот такую вот, как у Виктора Ивановича, которому 10 ноября (в День Милиции) исполнится 71 год! Шляпу хочу, шляпу! crying

                        Очень хочу! И трость - чтобы совещания проводить! И тогда ни один сладкоголосый бородатый менестрель с лютней наперевес не посмеет меня подкалывать на сайте! angry (Антон - шучу! позволю...). wink drinks Тебе лично я закажу эспонтон! fellow
                        Кстати, приветствую Владимира-Балабола (он Вам ответил, Михаил). Ответьте. Дядька шибко умный. Наш, из Ленинграда. good drinks
                      15. +2
                        2 июня 2022 01:13
                        "Была бы шляпа, пальто из драпа,
                        А к ним живот и голова,
                        Была бы водка, а к водке глотка,
                        Всё остальное трын-трава"(с) soldier
                      16. +2
                        2 июня 2022 06:47
                        Тебе лично я закажу эспонтон!
                        Лучше "полуторник".
                      17. +2
                        2 июня 2022 11:51
                        Лучше "полуторник".

                        Я понял, у нас эпохи не совпадают. Я вместо своей бороды предпочел бы букли, а ты... а ты и так красивый! laughing drinks
                        Молодец! Так держать! Мы в ожидании!
                      18. +1
                        2 июня 2022 11:57
                        у нас эпохи не совпадают.
                        От слова "совсем")))
                      19. +3
                        2 июня 2022 13:47
                        От слова "совсем")))

                        Ну, ты меня вчера возбудил, конечно... Надо одну статью реанимировать... Еще с 2017-го года. yes
                        Но Михаила в качестве "музы" я тебе все равно не прощу! laughing drinks
                      20. +1
                        2 июня 2022 13:58
                        Кто ж виноват, что писать о Средневековье мне гораздо интересней, нежели о дворянских усадьбах?
                      21. +2
                        2 июня 2022 14:06
                        Кто ж виноват, что писать о Средневековье мне гораздо интересней, нежели о дворянских усадьбах?

                        Да это все понятно... yes
                      22. +2
                        2 июня 2022 15:08
                        Цитата: Пане Коханку
                        вместо своей бороды предпочел бы букли, а ты...

                        Букли...борода...
                        Главное это мундир!!! laughing
                      23. +2
                        2 июня 2022 15:20
                        Букли...борода...

                        Усы... Манишка... Фарада... laughing drinks

                        Кстати, разговор про покрой мундира - исключительно актуальный для 18-го века! Правдиво!
                      24. +1
                        2 июня 2022 20:48
                        Цитата: Пане Коханку
                        Усы... Манишка... Фарада...

                        Косичка...Мундир...Броневой... laughing
                        Какой потрясающий герцог! good
                      25. +2
                        2 июня 2022 06:57
                        Отвечу, но чуть позже. Там обстоятельный ответ требуется. smile
                      26. +2
                        2 июня 2022 14:43
                        Цитата: Пане Коханку
                        Шляпу хочу, шляпу!

                        Коль,а может..."федору"?Шляпа крутых парней.Да и смотрится вполне себе-авантажно,а? laughing
                      27. +2
                        2 июня 2022 14:56
                        Коль,а может..."федору"?Шляпа крутых парней.Да и смотрится вполне себе-авантажно,а?

                        Не-не, это тебе с Морским Котом больше пойдет! good drinks
                      28. +2
                        2 июня 2022 15:51
                        Цитата: Пане Коханку
                        это тебе

                        Не-не.Мой любимый головной убор-кепка. bully
                      29. +2
                        2 июня 2022 16:08
                        Не-не.Мой любимый головной убор-кепка.

                        А я думал - хоккейный шлем! drinks
                      30. +1
                        2 июня 2022 16:51
                        Цитата: Пане Коханку
                        хоккейный шлем!

                        Давно это было. belay
                      31. +2
                        2 июня 2022 16:18
                        Попяченная у Лужкова.)))
                      32. +2
                        2 июня 2022 16:50
                        Цитата: 3x3zsave
                        у Лужкова.))

                        Не-не.Лужков предпочитал изделия из кожи.Мне нравятся все-таки тканевые. laughing
                        Привет Антон! hi
                      33. +2
                        2 июня 2022 16:53
                        Привет, Сергей!
                        Летом белые хэбэшки носил, я помню фотки.
                      34. +2
                        2 июня 2022 18:49
                        Цитата: 3x3zsave
                        белые хэбэшки носил,

                        Да,конечно.

                        Но всё-таки любимая была вероятно эта.

                        Эх,нормальный мужик был.
                        Да и любили его.Свой!Не из назначенных "варягов".С прибамбасами конечно,но есть ли кто без них? bully
                      35. +2
                        2 июня 2022 19:10
                        У нас Матвиенко тоже любили, гнобили, конечно, но так, про себя...
                        Знаешь, я уже пятого "генерал-губернатора" любимого города переживаю, но готов признаться, что "Валька - пол стакана" сделала для города больше всех остальных, вместе взятых.
                      36. +2
                        2 июня 2022 17:12
                        Не-не.Лужков предпочитал изделия из кожи.

                        "На автомате" хотел добавить - "и латекса"... wassat
                  2. +5
                    1 июня 2022 18:47
                    капитализм был милым юношей, смелым, трудолюбивым, стремящимся к свободен и равенству.
                    "Помню мальчика с пальчика, очаровательный мальчишка. Доброе лицо, Гагаринская улыбка. И людоед - безумно кровавый тиран! Но была в этой тирании своя страшная зловещая красота, гармония противоречий! "(с) laughing
                  3. +2
                    1 июня 2022 22:28
                    Михаил, верно шутите. Именно с началом крестовых походов, кода европейская цивилизация вышла на просторы Средиземноморья и получила доступ к торговым путям в Индию и Китай (ранее этот доступ перекрывали арабы), появились в полном смысле транснациональные финансовые корпорации, которые обепечивали большими, дешевыми и длинными деньгами торговые операции. Не наличные деньги, а капитал в виде кредитов, вексилей и иных финансовых инструментов. Финансирование войн, таможенные барьеры, протекционализм , сращивание политики (власть имущих) и финансовых группировок именно тогда активно столо возникать и формироваться. Капитализм в сфере финансов (те использование денег как инструмент умножения денег) возник намного раньше промышленной революции. Именно тогда, можно сказать, возникло теневое правительство, не в смысле заговора, а в смысле формирования "закрытого клуба" финансистов, обладавших средствами более бюджетов королевств и ведущих свою, политику идущую когда в русле, а когда и против интересов тех или иных государств.
                    Финансовые системы развитых стран средневековья очень быстро стали иметь все черты современного финансового мира. Инструменты очень прихотливые и во-многом актуальные. Вплоть до производных от долговых обязательств, типа современных деривативов.
                    1. +2
                      2 июня 2022 09:36
                      Цитата: balabol
                      Михаил, верно шутите.

                      Ничуть.
                      Вы говорите о финансовых структурах, возникших в Европе вследствие контактов с Востоком, но это были не транснациональные корпорации, а, скорее некое подобие средневекового цеха. Объединение людей, занимающихся одним делом, не более того. Да, были тамплиеры, итальянские города, создавшие определенную финансовую, в том числе и кредитную систему, но и только. Транснациональной компанией (или корпорацией) это вряд-ли можно назвать - не было производства, единого управления...
                      Думаю, первой ТНК, и то, очень условно, можно назвать Ост-Индийскую компанию, хотя, скорее, она являлась прообразом классической ТНК, которые начали возникать только в XIX в.
                      Финансовая система средневековья была слишком капризной, неустойчивой, монеты меняли свой вес и, соответственно, стоимость, что порождало нестабильность, если хотите, "кустарность" любой кредитно-финансовой организации.
                      Конечно, попытки создания таких организаций являлись безусловно прогрессивными, их можно считать первыми шагами к зарождающемуся капитализму, но не более того. До первых ТНК и монополий было ещё далеко.
                      1. +2
                        2 июня 2022 09:41
                        Но одна ТНК все же была. Римская католическая церковь.
                      2. +2
                        2 июня 2022 09:57
                        Тогда не одна. smile
                        Был ещё константинопольский патриарх, да и мусульманскую церковь тоже не стоит забывать, хотя я не шибко в курсе как там у них дела обстояли в плане управления...
                      3. +2
                        2 июня 2022 10:47
                        Мне думается, что константинопольский патриархат не имел такого влияния на переферийные структуры как католическая церковь. В католицизме диоцез считался открытым при наличии хотя бы одного прихожанина.
                      4. +1
                        2 июня 2022 11:48
                        Если мы говорим о церквях в контексте корпораций, то есть коммерческих организаций, суть которых - извлечение прибыли, то для нас имеют значение только финансовые потоки, формируемые и направляемые этими организациями. Тут, что Рим, что Константинополь друг от друга мало отличались. Собирали бабло, концентрировали его в головном офисе, тратили по своему усмотрению. smile
                      5. +2
                        2 июня 2022 11:56
                        Имею, что возразить, но надо упорядочить свои мысли. Я подумаю и отвечу. Возможно не сегодня и не здесь.
                      6. +1
                        3 июня 2022 00:15
                        Михаил, мое замечание в основном касалось "капитализм был милым юношей, смелым, трудолюбивым, стремящимся к свободен и равенству".
                        Чем глубже знакомишься с историей экономики, тем больше понимаешь, что большие деньги всегда используют любые возможности, чтоб из денег сделать еще бОльшие деньги. Что тогда, что теперь. Не был никаким "милым юношей". Инструменты давления и достижения превалирования как были, так и остались (с учетом специфики времени и экономики).
                        Про транснациональность средневековых финансовых институтов - здесь нужно определится с терминами, характеристиками и критериями оценки, чтоб поставить точки над и. Но это выходит за рамки обсуждения в данном формате.
                        По поводу капризности финансовой системы средневековья, так за сотни лет в разных странах она была всякая. Если сравнивать с нашей современной, так кризисов за такое же время было меньше, инфляция ниже, пара золото серебро меняло соотношение но не так уж быстро, рынок очень чутко отслеживал ухудшение состава монет и охотился за стабильной. Еще раз хочу подчеркнуть, рыночно-финансовые инструменты были очень разнообразны. Некоторые остались до сих пор, другие умерли, какие-то мне просто непоняты. И, кстати, немонитарных денег (те не золотых/серебряных монет) а бумажных обязательств и тд было на рынке по объему в разы больше начиная с 13-14 века. И вот они то были подвержены всем колебаниям финансового рынка (как собственно и сейчас).
                        Короче, тема захватывающая и очень актуальная в свете современных событий.
                      7. 0
                        3 июня 2022 12:30
                        Капитализм, в первую очередь - производство, а не финансы. Товар - деньги - товар. И на ранних стадиях развития он действительно представлял собой довольно привлекательную модель, особенно на фоне феодального способа производства. В монстра он превратился значительно позже. Финансовые институты, на мой взгляд, ничего не определяют, поскольку являются обслуживающим инструментом производства, не более того.
                        Я к специалист по финансам, тем более по их истории, с этим вопросом лучше к Антону, но убежден, что развитие финансовых институтов, также как и, например, правоавх, суть не движущая сила, а показатель развития производительных сил.
                      8. +1
                        3 июня 2022 13:12
                        1. Капитализм характеризуется рядом черт, отличающим его от феодализма. Частная собственность на средства производства, характерный для этого формации способ производства, а также финансовую систему и др. Это неразрывный комплекс, диалектически взаимодействующих отдельных частей. Одно без другого не существует. (Меня, кстати, удивляет часто встречающаяся не сайте бескомпромиссность в суждениях. Или "так" или только вот "эдак". Хотя для людей с высшим образованием знание трех законов диалектики должно быть обязательным). Мгновенно, утром, сам собой капитализм не возник, он постепенно зарождался в предыдущие столетия. Окончательно стал "капитализмом" в промышленную революцию. Причем в разных странах в разное время и с разными особенностями. Но финансовая система, как наиболее мобильная и подвижная, сформировалась первой в период средневековья, обеспечив последний шаг рождения новой формации.
                        2. В вашем ответе пара опечаток, (наверно с телефона), поэтому не точно понятен смысл.
                      9. 0
                        3 июня 2022 14:06
                        С телефона. request
                        Все, что вы написали, в общем, правильно, мне даже стало непонятно из-за чего мы ведём дискуссию. smile
                        Всё так. Не сразу, постепенно, видоизменяясь по ходу дела, где-то быстрее, где-то медленнее, где-то так, где-то иначе... smile
                        Мои тезисы:
                        Капитализм при его зарождении и на ранних стадиях развития при том уровне производительных сил был вполне симпатичной и, главное, передовой формацией. Сейчас он другой - с точностью до наоборот.
                        Финансы, право и прочие общественные институты суть маркеры развития производительных сил, а никоим образом не собственно двигатель этого развития.
                        Будем спорить? smile
                      10. +1
                        3 июня 2022 19:12
                        Какой спор, обмен мнениями и краткое обсуждение аргументов.
                        Предыстория моего интереса следующая. Если принять тезис, что глобальная либеральная система - это прежде всего главенство мировых банков, а не технологий и производства, то встает вопрос а как так получилось? Как проходило развитие "Больших денег"? Не описание отдельных кейсов - кризис, великая перечеканка, изменение курсов серебро-золото итд, а собственно генезис системы от рождения до сих пор, инструменты формирования финансового доминирования. Понятие прошлого позволит взглянуть в будущее.м
                        Стоящих материалов - системных книг - мало, да и читаются туго. Ваше мнение знАчимо и интересно.
                  4. +2
                    2 июня 2022 01:09
                    Пора, пора уже реанимировать старенький броневичок, хотя бы "в одной, отдельно взятой стране". wink
                    1. +3
                      2 июня 2022 01:11
                      Пора, пора уже реанимировать старенький броневичок, хотя бы "в одной, отдельно взятой стране".

                      К броневичку Ленин нужен, дядя Костя!
                      1. +3
                        2 июня 2022 01:35
                        Свято место не бывает пусто -- найдём. smile
      3. +3
        1 июня 2022 11:32
        Кто-то говорит о борьбе за торговые пути, кто-то о необходимости "утилизации" "лишнего" населения, кто-то придумывает иные причины прагматического характера...

        Я бы добавил, эпоха начала крестовых походов это время окончательного формирования рыцарского сословия в Европе, а тут "если есть порох - дай огня" hi
        1. +2
          1 июня 2022 12:36
          Цитата: Mihaylov
          если есть порох - дай огня

          И это тоже. Но это уже ближе именно и "идеям", чем к "материям".
          Наиболее прагматично во время крестовых походов вели себя итальянские города - эти точно строго следили за своей выгодой и сугубой религиозностью не страдали. smile
      4. +3
        1 июня 2022 11:56
        люди по настоящему верили в бога и вера их была настолько сильной и искренней


        Да, тогда сражались за идею.
        1. vet
          +3
          1 июня 2022 12:03
          И за отпущение грехов - которых у большинства крестоносцев было так много, что даже они сами понимали - в рай не пустят. А в рай, ад и чистилище все-таки, верили.
      5. +5
        1 июня 2022 18:40
        Михаил,особенно орден тамплиеров, страдал "святостью".На содержание военного контингента , строительство замков,укрепления имеющихся на Ближнем Востоке, работали все европейские владения ордена.А как только, рыцари ушли оттуда, костлявые ручонки завистников, потянулись к их владениям, под благим предлогом, не мужеложники они , а не покланяются Бафомету? "и не откроесси, Вань? Отколь у тебя ето богасьтво? "(с)
        1. +2
          1 июня 2022 19:49
          Да там все не так просто... И тамплиеры, и прочие тевтоны. smile
          А тамплиеров мне не жалко. no
  7. +3
    1 июня 2022 09:48
    Повествование начинается с миниатюры... Надо отметить, что миниатюры тех времён содержали массу интересной информации. К примеру на этой, справа, прямо посреди дороги, несмотря на приближающихся всадников один человек, ухватив другого за низ рубахи, резко дернул рубаху вверх, и несчастный владелец рубахи оказался закукленным и беспомощным -- руки есть, а противостоять противнику не может! Типичный бандитский приём из современного арсенала обездвиживания.
    Читаю статью, но благодарна Валерию уже за миниатюру, долго можно рассматривать, узнавая многое о жизни Средневековья.
  8. +3
    1 июня 2022 10:00
    Всем желаю здоровья. Я за два дня соскучилась по хорошим материалам.
    "старался примерить различные религиозные общины" Для того времени более чем прогрессивный шаг.
    При некоторых обстоятельствах из него вышел бы неплохой правитель, но он интересовался совсем другим.
    Валерий, а приемник Гайхатур, вероятно, не отличался прогрессивным мышлением?
  9. vet
    +4
    1 июня 2022 10:16
    В отряде английского принца было всего около тысячи человек, и с ним находилась любимая жена – Алиенора, однако эти обстоятельства его не смутили и не остановили.

    "Под английским крестовым флагом и с девизом авось!" laughing
    (да простят поклонники этой рок-оперы А. Рыбникова).
    Однако, как интересы крестоносцев и монголов то пересеклись!
  10. +3
    1 июня 2022 11:18
    Современники описывают этого ильхана, как склонного к алкоголизму сумасбродного и развратного педераста-педофила, пренебрегавшего государственными делами и управлением страной.

    Дивное соцветие достоинств! wassat
    1. +3
      1 июня 2022 11:44
      Дивное соцветие достоинств!

      Алкаш на самоизоляции! request