«Торнадо-У» на Украине: хорошо, но мало

60

Импровизированный гантрак «Валькирия» на палтформе «Торнадо-У». Турель на крыше кабины не самопальная, а вполне заводская. Источник: telegram.org

Долгая дорога брони


Как изменится военная автомобильная техника российской армии после спецоперации? В самом оптимистичном варианте любой колесный транспорт получит минимальное противоосколочное бронирование. Военные действия на территории с растянутыми коммуникациями неизбежно требуют дополнительной защиты для каждого транспортного средства.

Особенно остро это ощущалось в первый этап спецоперации на Украине, когда практически отсутствовала линия фронта, а пути снабжения войск обстреливались вражескими войсками. Именно тогда появились не самые приятные фотосвидетельства кустарного бронирования КамАЗов и «Уралов» бревнами и стальными листами. Сейчас ситуация, похоже, выправляется – все меньше фактов уничтожения российских грузовиков. Во многом это связано с переходом спецоперации в позиционное противостояние, когда колонны снабжения не столь уязвимы.




















О том, как локально бронировать «Урал», знали еще в СССР. На фото экспонаты Музея военной автомобильной техники в Рязани. Автор: Виталий Кузьмин.

Как бы это банально ни звучало, но золотым стандартом российской армии должно стать бронирование кабин 80–90 % всего автомобильного транспорта. Мы гордимся мощной РЗСО «Град»/«Торнадо-Г», однако базовый носитель этого оружия – грузовой «Урал», до сих пор не бронирован. Машина нередко используется на переднем крае, идет в колонне с тяжелобронированными машинами, но не заслужила даже минимальной защиты.

О технике, задействованной в перевозке личного состава и буксировке артиллерии, можно вообще не говорить – грузовики бронируются в последнюю очередь. Сейчас не идет речь о MRAP класса «Тайфун-К» – это высокотехнологичная и дорогая техника используется совсем для других нужд. Кстати, возник риторический вопрос. А что случилось бы, если бы Министерство обороны РФ вместо одного «Тайфуна-К» заказало несколько бронированных «Уралов»?


Так должны выглядеть все армейские КамАЗы в зоне СВО. Источник: telegram.org


Или хотя бы так. Источник: telegram.org


А так – все «Уралы». Источник: telegram.org

Среди противников тотального бронирования всей армейской техники есть те, кто считает это излишним. Дескать, противник будет заранее знать о специфике машин в колонне и подготовится соответственно. Проще говоря, вместо АКМ возьмет «Утёс» или РПГ. Ответ прост – дополнительное бронирование рассчитано в том числе и на такой эффект.

Противник вынужден терять тактическую мобильность по причине утяжеления носимого арсенала. Где раньше бандиты успевали пробраться с легким вооружением, теперь придется пролезать с «карманной артиллерией», вплоть до ПТУРов. Из РПГ и управляемой ракетой еще и попасть надо в движущийся грузовик. А сейчас немалую часть колонны армейской техники можно эффективно обстреливать из ПКМ.

Конечно, эта ситуация выкристаллизовалась не сейчас – еще во времена Афганистана солдаты были вынуждены навешивать кустарную броню на свою технику. Чеченские кампании инициировали появление в армии бронированных «Федералов» разных мастей. Однако и этого оказалось недостаточно – большую часть машин получили внутренние войска и позже Росгвардия. Ниже представлены типовые приемы кустарного и вполне заводского бронирования армейских грузовиков.





«Торнадо-У» на Украине: хорошо, но мало

Бронировать технику своими руками приходилось уже в ходе спецоперации. Источник: telegram.org


Лоб КамАЗа бронирован крышкой моторно-трансмиссионного отделения МТ-ЛБ. Источник: telegram.org

Его величество «Тайфун-У»


Концепция использования бескапотных КамАЗов в передовых армейских частях уже не раз подвергалась критике. Все дело в конструкции грузовика, который на роль военного тянет на условную тройку. КамАЗ-4310, родоначальник современного семейства «Мустангов», это военная версия гражданского КамАЗ-5320. Концептуальных недостатков несколько. Прежде всего, бескапотная компоновка, уязвимая к подрыву на мине и СВУ. Откидывающаяся кабина не позволяет эффективно забронировать моторный отсек, да и откидывать для обслуживания многотонную бронеконструкцию – так себе занятие.

Водитель и пассажир защищены в передней плоскости лишь тонкой лобовой обшивкой и стеклом. Для стрелкового оружия это совершенно не проблема. Именно поэтому бойцам на Украине приходится навешивать на нос КамАЗа бревна, а порой и отслужившие своё бронедетали от другой техники.

Капотный «Урал», истоки которого уходят в конец 50-х годов, изначально разрабатывался как военный автомобиль, способный к буксировке артиллерийского орудия. Капот – это и защита от мины под колесом, и препятствие от оружейных пуль. Сама конструкция позволяет гораздо эффективнее бронировать кабину, а также интегрировать её с кузовом, превращая машину в бронефургон, наподобие «Урал-Витязь» для Росгвардии.

Расположение кабины за мотором не создает препятствий для двухрядной компоновки, что очень важно, например, при размещении минометного расчета. Уральцы реализовали схему с двойной кабиной на примере самоходного орудия «Флокс» и миномётного комплекса 2С12А «Сани».



Не видите ничего необычного? Это опытный «Урал» с бронированным обитаемым отделением от КамАЗа. Концептуальный предшественник «Мотовоза» и «Торнадо-У». Фото – Виталий Кузьмин.




Еще несколько поисковых вариантов бронирования Урала. Фото – Виталий Кузьмин.


Современная армейская линейка АО «Автозавод «Урал»

Во времена Советского Союза существовало разделение «обязанностей» между тактическими грузовиками «Урал» и КамАЗ. Первый всегда работал ближе к переднему краю, а второй оставался в относительном тылу. Но уже конфликт в Афганистане показал, что все эти условности ни к чему – под обстрел на фронте с одинаковой вероятностью попадают как «Уралы», так и КамАЗы. А раз так, то очень желательно, чтобы экипаж размещался в капотной бронированной машине.

Ситуация постепенно меняется и буквально в прошлом году в войсках стали появляться машины серии «Торнадо-У» Уральского автозавода. Не путайте эту технику с мертворожденным MRAP «Торнадо-У», который проиграл конкуренцию с машиной из Нижнего Тагила. Грузовик «Торнадо-У» – это старший игрок в широкой линейке грузовиков из Миасса.

Уральцы поставляют в Росгвардию защищенный автомобиль «Урал-Витязь», представляющий собой модернизированный вариант MRAP «Урал-ВВ». В гамме небронированных машин самый современный – это Урал с кабиной Next. Фактически это проверенные агрегаты серии 4320 в комфортном исполнении. Что важно, машина не бронируется в принципе, то есть предназначена для глубокого войскового тыла. В 2019 году успешно прошел испытания грузовик серии «Мотовоз-М», отличающийся каркасно-панельной кабиной. Это очень важно, так как плоские панели кабины позволяют без труда интегрировать броню.

Оцените индекс модели Урал-4320-7810-31/30 – все в лучших традициях отечественного нейминга. Как и Next, «Мотовоз-М» представлен в трех исполнениях – 4х4, 6х6 и удлиненный до 9,5 метров 6х6. Если бронировать «Мотовоз-М», то ему добавляется литера «О». Полная масса машин семейства может достигать 21,5 тонны при максимальной грузоподъемности в 10 тонн. И наконец, Урал-6370 «Торнадо-У» с каркасно-панельной кабиной, возможностью бронирования и полной массой в 33 тонны.

Грузоподъемность, в зависимости от варианта исполнения, до 16 тонн, то есть эта машина в советской табели о рангах стоит даже выше КрАЗов. «Торнадо-У» уже появился в спецоперации как в бортовом исполнении, так и в составе огнеметной системы ТОС-2 «Тосочка», поэтому стоит поговорить о нем подробнее.










Гантрак Урал-63706-0122 «Торнадо-У». Источник: telegram.org


Даже бронированный «Торнадо-У» нуждается в доработке. Источник: telegram.org

В 2012 году ГАБТУ обратилось к уральским автомобилестроителям с предложением за свой счет разработать семейство унифицированных армейских тяжелых грузовиков. В 2014 году подписали договор, а год спустя машину презентовали на «Армии-2015».

«Торнадо-У» комплектуется 412–440-сильным ЯМЗ-652 и (на момент 2015 года) частью импортных агрегатов: сцепление – Sachs, механическая коробка передач и раздатка – ZF, венгерские мосты Raba. Да и сам ЯМЗ – не что иное, как лицензионный Renault. В дальнейшем уральцы обещали заменить иностранные комплектующие отечественными аналогами. Можно точно сказать, что мосты у части «Торнадо-У» уже российские – в прошлом году в Миассе запустили цех с соответствующим производством.








Внутреннее убранство кабины «Торнадо-У». Источник: Наука и военная безопасность. 2021. № 1 (24)


Размещение оборудования в трехместной защищенной кабине:
1 – место для размещения аптечки; 2 – термос; 3 – место для размещения средств химической разведки; 4 – место для размещения средств защиты экипажа (общевойскового защитного комплекта); 5 – огнетушитель; 6 – приборы ночного видения. Источник: Наука и военная безопасность. 2021. № 1 (24)

Кабину в бронированном исполнении для тяжелых уральских грузовиков «Торнадо-У» и младших братьев «Мотовоз-М» разрабатывали совместно с «НИИ Стали». На машинах предполагается устанавливать три модификации кабины – стандартная однорядная трехместная, увеличенного объема также на трех членов экипажа и двухрядная пятиместная.

К слову, на Украине уже апробировали в боях новейшую огнеметную систему ТОС-2 «Тосочка», базирующуюся на шасси «Торнадо-У» с трехместной кабиной увеличенного объема. Каждая бронированная кабина – это боевой модуль. Не хватает только противоминных сидений с креплением к потолку и травмобезопасных подножек у пассажиров.

Кабина герметична, оснащена кондиционером, приборами ночного видения, радиостанцией, дозиметром и приборами химической разведки. Возможна установка бортовой информационно-управляющей системы и трех обзорных камер. Зеркала и бронестекла с электроподогревом.

Идеальных боевых колесниц, конечно, не существует. Можно лишь максимально приблизить машину к реальным условиям эксплуатации. Похоже, у ГАБТУ, АО «Автозавода «Урал» и АО «НИИ «Стали» это получилось. Осталось только дождаться массового появления бронированных «Торнадо-У» на фронтах Украины. Тем более что машины могут выполнять не только транспортные функции, но вполне боевые. Гантрак «Валькирия» тому явный пример.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
    1. +7
      3 июня 2022 08:02
      «Торнадо-У» комплектуется 412–440-сильным ЯМЗ-652 и (на момент 2015 года) частью импортных агрегатов: сцепление – Sachs, механическая коробка передач и раздатка – ZF, венгерские мосты Raba. Да и сам ЯМЗ – не что иное, как лицензионный Renault.

      И этим все сказано... помню в Афган собирали не деньги, а кроссовки. Думаю пора узнать что на ногах у действующих свошников. Тоже самое с МРАПами.
      1. +12
        3 июня 2022 08:14
        Цитата: Гражданский
        помню в Афган собирали не деньги, а кроссовки.

        Никто кроссовки не собирал, кто зарплату получал и имел в кроссовках нужду, тот сам и брал в дуканах, или трофеями.
        1. +2
          3 июня 2022 09:31
          Цитата: Владимир_2У
          Никто кроссовки не собирал, кто зарплату получал и имел в кроссовках нужду, тот сам и брал в дуканах, или трофеями.

          По разному бывало, есть даже в интернатах репортаж ЦТВ, где бойцы просят помочь и прислать кроссовки. Можете поискать.
          1. -1
            3 июня 2022 11:15
            Цитата: Гражданский
            репортаж ЦТВ, где бойцы просят помочь и прислать кроссовки.

            Процитирую великих laughing
            Цитата: Гражданский
            Советское не трогайте
          2. +2
            5 июня 2022 13:06
            Реально было такое, мы с Большой Земли просили привезти "КИМРЫ", были такие очень хорошие кросочи
        2. 0
          5 августа 2022 10:05
          Простите их, они просто попаданцы. Я уже представил как в Кундуз приезжают из союза волонтеры из комсомола и передают замам.по тылу кросовки., бронежилеты и каски..... А пафосные девушки собирают посылки для солдат в Союзе и берут шефство: Я помогаю 350 полку, а я 357....
      2. +2
        5 июня 2022 01:06
        мой товарищ сейчас там, в десанте, сказал затрофеили "иностранцев", у них обувь хорошая, легкая, в берцах не погонзаешь по окопам быстро
  2. +1
    3 июня 2022 05:43
    С 57 мм пушкой такая машина зверь... снесет всю вражескую пехоту в зданиях.
    Подьехал из укрытия разрядил боекомплект по противнику и быстро обратно на зарядку.
    1. +18
      3 июня 2022 06:19
      С 57 мм пушкой такая машина зверь... снесет всю вражескую пехоту в зданиях.
      Подьехал из укрытия разрядил боекомплект по противнику и быстро обратно на зарядку.

      Есть проблема, при стрельбе очередями сильная качка кузова. В Сирии для разгрузки гантрака с 57-мм пушкой использовали гидравлические упоры.
      1. +11
        3 июня 2022 08:50
        Не мешайте идиотам фантазировать...
        1. 0
          5 августа 2022 10:06
          Браво, в точку)))))))
      2. 0
        3 июня 2022 10:07
        Купить автокран, демонтировать кран и поставить 57мм.....
        1. +14
          3 июня 2022 11:36
          Во всех военных компаниях последнего времени применяются гантраки. Но все они кустарного производства. Почему промышленность к их производству не подключить ?
          Жаль ушли под списание старые ЗУшки

          Чем не гантрак ?
          1. -3
            3 июня 2022 23:26
            Гантрак дешевле и унифицирован с тем, что есть в войсках. Я не представляю как ЗСУ-57-2 использовать сейчас в регулярной армии, шасси 55-ки сейчас вообще нигде не применяется в войсках, логичнее было бы оснащать боевым модулем ау-220м или чем-то по типу башни от ПТ-76-57 имеющееся в войсках семейство бмп.
          2. 0
            5 июня 2022 14:31
            Сколько солярки на сотку кушает? Погуглите, и сразу ответ на свой вопрос получите. Тем более броня там 10-15мм, любой ККП бронерубку берет.
    2. +16
      3 июня 2022 13:28
      Цитата: Леха с Андроида.
      С 57 мм пушкой такая машина зверь... снесет всю вражескую пехоту в зданиях.
      Подьехал из укрытия разрядил боекомплект по противнику и быстро обратно на зарядку.

      Забавно даже, когда на днях обсуждали поставки британских бронированных грузовиков их назвали «шахидмобилями», а как наши - так «зверь-машина»…
      1. +1
        6 июня 2022 18:09
        у нас как обычно все не как у всех, не олигархи, а друзья, не шпиены, а разведчики ну и т.д. и т.п. у нас всегда- это другое...
  3. -1
    3 июня 2022 06:15
    Мы гордимся мощной РЗСО «Град»/«Торнадо-Г», однако базовый носитель этого оружия – грузовой «Урал», до сих пор не бронирован.

    Войны двигатель прогресса, в конкретном случае боевой опыт заставит наших разработчиков сделать бронированные варианты грузовой техники.
    1. +9
      3 июня 2022 08:50
      Не заставит...
  4. 0
    3 июня 2022 06:45
    вполне бы могли крепить на ступицу колёса "блин"(колпак) из алюминиевой брони несколько меньшего диаметра
  5. +4
    3 июня 2022 08:43
    Практически все проходят модернизацию "по смекалке". Через город прошло уже много всякой техники, те которые останавливаются даже на пару суток, ищут пути "наварить" дополнительные приспособления, - для "брони", "бревнышек", маскировки и прочее. Видимо, это запрещено верхами по месту дислокации, а при попадании к нам, командиры и работяги войны, на эти указания, просто плюют.
    Что радует, так это то, что с начала мая месяца «Торнадо-У» чаще стали включать в колонны снабжения. Правда гантраки (башеньки), устанавливали прямо у нас, - даже образовалась очередь, за их упаковкой, хорошо обработанные доски.
  6. -3
    3 июня 2022 08:48
    По моему всем уже давно ясно что руководство КАМАЗ и УРАЛ действуют в интересах западного капитала,а не армии.Установка импортных узлов и агрегатов иностранного производства,это преступление,а точнее ст.275 УК-измена.Реально мы видим что иностранному капиталу сливается последние сегмент рынка-оборонный.
    Пора вернуть их в государственную собственность,параллельно законодательно запретив использование иностранных агрегатов на гражданской и военной грузовой технике.
    1. +6
      3 июня 2022 09:32
      Цитата: Vladimir Michailovich
      Реально мы видим что иностранному капиталу сливается последние сегмент рынка-оборонный.

      Добро пожаловать в ВТО.
    2. +11
      3 июня 2022 12:28
      Цитата: Vladimir Michailovich
      По моему всем уже давно ясно что руководство КАМАЗ и УРАЛ действуют в интересах западного капитала,а не армии.Установка импортных узлов и агрегатов иностранного производства,это преступление,а точнее ст.275 УК-измена.Реально мы видим что иностранному капиталу сливается последние сегмент рынка-оборонный.

      А при чём тут промышленность? Что МО РФ в ТЗ прописало - то промы и сдали. Хочет МО дешёвый и надёжный грузовик сегодня - промышленность выкатывает иномарку. И МО его принимает.
      Если бы в ТЗ было прописано 100% использование отечественных комплектующих, то МО получило бы 100% отечественный грузовик... по цене самолёта, лет через пять, да ещё и с вечными детскими проблемами. А до этого армия ездила бы на бумажках.
      Цитата: Vladimir Michailovich
      Пора вернуть их в государственную собственность,параллельно законодательно запретив использование иностранных агрегатов на гражданской и военной грузовой технике.

      Ну ладно армия, но обычных-то граждан за что? smile
      И какое отношение форма собственности имеет к отсутствию запрета на использование иностранных комплектующих в военной технике? Что помешает частникам локализовать производство - если это будет обязательным условием участия в конкурсе на поставку техники МО?
      1. +3
        3 июня 2022 23:41
        Что помешает частникам локализовать производство - если это будет обязательным условием участия в конкурсе на поставку техники МО?


        Ничего, стоить только будет дороже и не факт, что поставщик захочет производство локализовывать. Вообще в зарубежных запчастях нет ничего плохого, особенно касаемо гражданского рынка, это только в союзе старались все свое производить, но там выбора не было особо. У России тоже выбора особо нет, на самом деле, если она решает такую политику проводить, разница только в том, что платить она особо не хочет за свою независимость. Предпринимателю глубоко наплевать на патриотизм и он не будет за свои деньги организовывать дорогущее производство условного сцепления для коробки передач, потому что он все подсчитал и понял, что это имеет гигантский срок окупаемости, а поэтому нерентабельно. Государство должно оплачивать издержки таких производств, либо делать серьезные послабления в налоговой части и предоставлять беспроцентные кредиты, тогда по каким-то позициям можно наладить производство. Это трудная и гигантская работа, которую никто не хочет делать.
        1. +2
          4 июня 2022 13:49
          Цитата: LastPS
          Ничего, стоить только будет дороже и не факт, что поставщик захочет производство локализовывать.

          Если поставщик захочет получить госзаказ, то у него выбора не будет. Но при этом госзаказчик должен понимать, что локализованная техника будет стоить совсем других денег или будет иметь другие характеристики.
          А насчёт дороже - так я об этом и пишу. Грузовики с западными комплектующими, уже стоящими в серии и производящимися десятками тысяч, по умолчанию будут дешевле, чем грузовики 100% отечественной комплектации - потому что у отечественных агрегатов в стоимость войдёт разработка + стоимость изделий малой серии всегда дороже.
          Цитата: LastPS
          Вообще в зарубежных запчастях нет ничего плохого, особенно касаемо гражданского рынка, это только в союзе старались все свое производить, но там выбора не было особо.

          Выбор был. Тот же ВМФ эксплуатировал движки "Зульцер" и "Вяртсиля", да и вообще заказывал суда вспомогательного флота в одной капстране. smile
          Цитата: LastPS
          Предпринимателю глубоко наплевать на патриотизм и он не будет за свои деньги организовывать дорогущее производство условного сцепления для коробки передач, потому что он все подсчитал и понял, что это имеет гигантский срок окупаемости, а поэтому нерентабельно.

          А я и не предполагаю капиталистического патриотизма и альтруизма. Я специально отметил, что если государство хочет получить для армии отечественную до последнего болта технику, то за это придётся заплатить. Иначе будет как с конкурсами, на которые никто не явился.
          Так что нужно не только прописать в ТЗ "сделано только в России", но и подготовиться к тому, что придётся доплатить за НИОКР, организацию производства и малую серию.
    3. +5
      3 июня 2022 16:49
      а по моему в 22ом году нужно не перепечатывать данные 15го года а уточнять что и как,а то получается что в 17ом году отчитались что иностранные комплектующие были убраны из состава Уралов,но автор этого не заметил
  7. -4
    3 июня 2022 09:15
    военная техника сегодня должна быть беспилотной.
  8. +23
    3 июня 2022 09:17
    Крайне удивляют метания МО по поводу ТЗ на армейский грузовик.
    Со времен Афгана понятно что должно быть в колоннах на чужой территории.
    Капот. Броня противопульная. Протектированные баки. Удобство эвакуации. Удобное размещение личного оружия. ( в двери вобще идеально).
    1. +5
      3 июня 2022 23:45
      Понятно было, ага, только лобби камазовскому глубоко насрать на это, поэтому в войска шли именно их машины, а не уралы. Вообще удивительно, что урал выжил в таких условиях.
      1. 0
        4 июня 2022 09:03
        Урал выжил именно благодаря понимающим людям. И это замечательно. Не приходится начинать с нуля.
  9. +35
    3 июня 2022 09:43
    Ппц конечно дорогие друзья . Смотрю фото и становится просто больно за нашу армию 21 века. У нас у председателя правления Русгидро по закону 13 зарплата 24 миллиона , министр промышленности за год 700 млн заработал а грузовики пластинами радиатоов отопления водители сами бронируют. Я бы дениску мантурова посадил в грузовик такой и рядом начальника автомобильного управления мо РФ и пусть сска везут грузы к колонне на передовой
    1. +12
      3 июня 2022 14:04
      Я б добавил что, ки из Русгидро,сговорились с немецким Фойт и вместо гидротурбин металлического завода-проталкивают иностранные,прикрываясь как фиговым листком локализацией,которая заключается в наляпывании шильдов!
    2. +2
      3 июня 2022 19:41
      При испытании моста во время хруста той самой булки проектировщика-изготовителя совали под оный мост. Вот этих прошареных господ и сунуть в кабину и пройтись по ней из КПВТ.
  10. +11
    3 июня 2022 10:10
    Для локальных конвликтов должны быть бронированные кабины на всех грузовиках....это еще с Афгана стало ясно.....Тем более у Урала - основной клиент - МО.
  11. +1
    3 июня 2022 11:17
    Интересно, а что у желдорвойск в таком случае?
  12. +7
    3 июня 2022 11:53
    Был же опыт чеченских войн и опять машины бронируют сами солдаты
  13. +11
    3 июня 2022 12:34
    Вообще-то все выглядит как-то достаточно позорно. Уже сколько войн прошло, а мы до сих пор никак не можем наладить производство бронированных грузовиков. Причем не то, чтобы "супер - пупер", а просто, начального уровня. А в зоне БД личный состав вынужден колхозить броню из г.. и палок.
    То же самое и про "гантраки" - колхоз колхозом, без всякого бронирования. даже начального уровня.
    1. +1
      6 июня 2022 18:23
      помнится в сов.учебниках все писали про косность царских генералов, то пулеметы не делали, то патроны жалели, и вот 75 лет сов.власти а теперь путинизма 3 десяток, а все то же самое!!!!! пехота верхом ездит, единственная в мире, на карт.броне, грузовики без брони с афгана, ну а сетуевина с бпла, тепловизорами и средствами связи только ленивый не сказал
  14. +2
    3 июня 2022 15:09
    Спасибо автору! Серьёзную проблему описал, правда только в том, нет у нас в нормальном количестве столь нужных автомобилей к сожалению.
  15. +12
    3 июня 2022 15:25
    Как всегда по РФ -вски..Распил бабла и ...единичные экземпляры...Непрофессионализм руководства страны обнажился до нижнего белья последних....Уже пованивает...Сколько яхт и миллиардов выведено за рубеж преданными делу Путина его соратниками за рубеж...А более 200 тонн золота утекли,так и не дав ответа на вопрос куда и за что....Зато Германия благодаря дармовому газу Путина свободно позволяет себе выделить 100 млрд.евро на собственную армию...И в этих деньгах немалая сумма тех самых газовых денег,которые приобрела Германия,продавая наш газ по цене вдвое дороже приобретенной цены....Конечно,може это и не является непрофессионализмом....Но тогда это -предательство....Хотя есть еще на Руси такое понятие,как просто ....Но не в этом случае....Будем надеяться,что Путин не остановится и не сольет то,что начато в Украине..
  16. +5
    3 июня 2022 15:54
    Сочетание "хорошо, но мало" подходит ко всей продукции нашего ВПК. Армата: хорошо, но мало; Су-57: хорошо, но мало; фрегаты 11356Р: хорошо, но мало....
    1. +7
      3 июня 2022 23:48
      Я бы сказал "хорошо - но нет". Потому что количество всего этого не заслуживает слово мало.
      1. +1
        4 июня 2022 19:27
        Самое удивительное, находятся люди, на полном серьёзе доказывающие, что "у нас на самом деле полно и Т-14, и Т-15, и Курганцев/Бумеранцев, и Су-57..., но специально МО РФ не сообщает их численность, запутывая НАТО". Такие "патриоты" страшнее врагов.
    2. +1
      5 июня 2022 14:32
      Мало - это мягко сказано.
  17. Eug
    +2
    3 июня 2022 16:55
    А почему двигатель - "лицензионный Рено"? Были же в России тутаевские дизеля приблизительно такой же мощности, довольно простые и надежные....
  18. +2
    3 июня 2022 17:26
    Почему рассматривается только Урал и Камаз?Ребята проблема куда шире и глубже,а Газ,Уаз,Маз?А отдельная проблема ТЗМ и заправщиков.Впервые увидел Урал (фото нельзя спец.машина),"экипаж"опытный,так они заказали и им "сделали сьемный комплект керамического бронирования.То что надо,особенно актуально,для техники не участвующей ге посредственно в первом эшелоне,но скажем так с "посещением"близко к передовой.
  19. +2
    3 июня 2022 18:54


    Вот еще из свежего. Источник - https://t.me/panzwaffle
  20. +5
    3 июня 2022 22:50
    Поправьте, если не прав. Из статьи понял, что бронированные грузовики, в основном, поставляются в Росгвардию. И остаточное идёт в адрес МО. Насколько знаю, Росгвардия предназначена для действий внутри страны. В т.ч. и для поддержания правопорядка.
    У меня вопрос (в принципе риторический), почему бронированные грузовики идут в Росгвардию, которая внутри страны пока ни с кем не воюет? Против кого они Росгвардии, да и зачем? Помним про Чечню и Дагестан, но сейчас такого нет. Да и массового вооружения населения автоматическим оружием вроде нет, и активных БД в стране не ведется. Почему бронированные грузовики (все 100%) не идут в адрес МО, которое как раз ведёт боевые действия на Украине, и где все вышеперечисленное есть, и такие грузовики именно там и нужны?...
    1. +2
      4 июня 2022 09:45
      Воякам бронированные были особо не нужны те кто принимает решения в них не ездят! У ВВ больше скажем так специфика ЛС другая больше контрактников и вообще персонал менее обезличен чем безвестные солдатики в армии, по этому руководство ВВ больше и заботится о них. Бронированная техника для перевозки это да в основном эхо Чечни и Дагестана пока раскачались то да се вот и по тому в ВВ больше оных чем в армии.. Вы еще вопрос задайте почему у частей из чечни все в полном шоколаде по части оснащения.. Все таки есть ощущение что основная причина это игры камаза в борьбе с уралом за военный рынок грузовиков по типу возни МИля проти Камова с пропихиванием вдоводела Ми-28 в войска.. Будем надеяться что нонешний конфликт все расставит по местам.
  21. +2
    3 июня 2022 23:00
    Не следует превращать грузовики в эрзац БТРы(хотя усиление определенных узлов нужно).
    Колоннам снабжения требуются БПЛА сопровождения и при необходимости боевая БТ.
    А вот бронированные транспортеры линии боевого соприкосновения нужны - но их лучше разрабатывать с нуля, а не обвешивать металлом грузовики.
  22. +2
    4 июня 2022 12:15
    По воспоминаниям ветеранов, во время ВОВ, представители предприятий выпускающих военную технику выезжали на фронт для консультаций. Получали информацию о проблемах эксплуатации и повреждениях из первых рук. Надо и сейчас ввести это в практику, пусть инженеры предприятий если не до передовой, то хоть до рембатов доберутся...
    1. +1
      6 июня 2022 18:28
      Да, это не при т.Сталине, летчики матом крыли самолет Лавочкина, а тот стоял, записывал в блокнот их замечания. Они правда, не знали кто тут перед ними стоял, но было как было.
  23. +1
    4 июня 2022 13:52
    Броня это лишний вес.То есть расход топлива и ресурса техники.В мирное время это вызовет излишние затраты.
    Думаю, все таки нужно оставить грузовики в исходной комплектации, и использовать их в мирное время.
    Но для войны изготовить специальное навесное бронирование и устанавливать его перед отправкой грузовиков в зону боевых действий.
    1. 0
      4 июня 2022 17:58
      Думаю, все таки нужно оставить грузовики в исходной комплектации, и использовать их в мирное время.
      Но для войны изготовить специальное навесное бронирование и устанавливать его перед отправкой грузовиков в зону боевых действий.


      Ваша идея хороша и здравая, но, отять же, придется под такое дело проектировать новую машину - с капотом, усиленной рамой,подвесской, трансмиссией и мотором. И центр масс пониже.
  24. +1
    4 июня 2022 17:35
    А какой смысл в гантраках в этой войне?
    1. +1
      7 июня 2022 14:24
      Тут вариантов два. Или четырехколесная повозка в качестве прицепа или полуприцепа, как для 57-мм С-60. Либо гантрак для быстрого покидания позиции. Прицеп позволяет использовать дорогостоящий тягач отдельно, и затем компактно располагать установку на позиции.
      А гантрак, как пример 120-мм САУ "Флокс", должен иметь для устойчивости быстро устанавливаемые аутригеры, а это, либо гидравлика, либо по типу быстрозажимных тисков. То есть гантраки, они же САУ, должны быть, но должны быть исполнены промышленно, а не закатыванием пушки или миномета в открытый кузов. Промышленный гантрак может и привод иметь полуавтоматический, или даже автоматический, с управлением из кабины.
  25. +2
    5 июня 2022 13:10
    Конструкторов кто проектирует такую технику и военспецов, выдающих тех задание на проект, надо в первые ряды на линию фронта. Тогда у них мозги гораздо правильнее будут работать. Уверен, что дорабатывать НЕ придется.
    1. +2
      6 июня 2022 18:31
      или хотя бы воен.приемку и создателя посадить в эти пепелаци, да обстрелять, хотя бы из рпк, и совсем по другому мысля рождаться будет
  26. 0
    9 июня 2022 17:09
    Я не знаю,либо в Генштабе одни "тормоза",либо им просто по фигу всегда было.Войн уже было столько,не считая Афган с нашим участием или Чечню,что пора уже давно укомплектовать свои ВС такими машинами, этого только совсем отбитый не может понять.Вариант не дорогой,только бронируй успевай.Нет,опять сотни погибших солдат и только сейчас и то кое - как начинает дело двигаться с мёртвой точки...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»