ВВС США начинают проектирование истребителя следующего поколения NGAD

52
ВВС США начинают проектирование истребителя следующего поколения NGAD

Концепт истребителя NGAD с лазерным вооружением. Графика Northrop Grumman

Пентагон раскрыл новые подробности работ по перспективной программе NGAD (Next-Generation Air Dominance). Прямо сейчас участники начинают полноценную разработку будущего истребителя 6 поколения, а позже начнут готовить производство опытной машины. На эти работы планируют потратить несколько лет, благодаря чему серийные самолеты могут появиться в строевых частях до конца десятилетия.

По официальным данным


Программа разработки «истребителя следующего поколения» NGAD была запущена в 2015 г. В течение нескольких следующих лет ВВС США и их подрядчики проводили различные исследования и определяли требования к будущему самолету, его оптимальный облик и т.д. В сентябре 2020 г. стало известно, что в рамках программы был построен и испытан в воздухе некий демонстратор технологий. При этом полноценная разработка будущего авиационного комплекса не начиналась.



Новые сведения о проекте NGAD прозвучали 1 июня в ходе конференции американского Heritage Foundation. На мероприятии выступил министр ВВС Фрэнк Кендалл III. Издание Defense News приводит наиболее интересные его заявления, затрагивающие тему истребителя 6 поколения.

По словам министра, сейчас проект NGAD переходит на стадию «проектирования, изготовления и разработки» (engineering, manufacturing and development – EMD). В ходе этих мероприятий будет выполнен технический проект, по которому затем построят первый опытный самолет. Итогом начатой стадии станет запуск серийного производства и поступление техники в войска с последующим выходом на начальную оперативную готовность (initial operating capability – IOC).


Вариант NGAD от ВВС США

Технические подробности программы не приводились, но министр раскрыл некоторые другие любопытные данные. Так, Ф. Кендалл подтвердил, что NGAD по-прежнему рассматривается не как конкретный самолет, а как семейство систем или авиационный комплекс. На единой платформе и общих решениях создадут несколько образцов авиационной техники. В частности, планируется разработать пилотируемый истребитель и беспилотный «верный ведомый» для совместного использования с ним.

Проблема сроков


Также министр обратил внимание на сроки выполнения работ. По его словам, обычно от запуска EMD по новым самолетам до начальной готовности проходит около семи лет. С момента старта NGAD уже прошел этот срок, но пока речь шла только о предварительных исследованиях. Теперь же начинается разработка, и можно отсчитывать годы до завершения проекта. Ф. Кенделл ожидает, что IOC будет достигнута уже в этом десятилетии.

При этом министра не устраивают актуальные сроки выполнения работ. Ему хотелось бы, чтобы новые разработки быстрее проходили все этапы разработки и попадали в войска. Так, в текущей системе разработка нового изделия начинается с экспериментов и демонстраций технологии – и только после этого стартует полноценное проектирование. Ф. Кендалл заявил, что его «не интересуют демонстрации и эксперименты», если они не являются жизненно важными для проекта.


Перспективный истребитель в рекламных материалах Boeing

Необходимо как можно скорее переходить к проектированию, что позволит быстрее получить все желаемые результаты. Подобный подход, по мнению министра, сейчас требуется в нескольких перспективных областях. К примеру, необходимо ускорить работы по БПЛА для сопровождения пилотируемой авиации.

Относятся ли эти идеи и предложения к авиационному комплексу NGAD, не сообщается. При этом нужно учесть, что этот проект отличается большой сложностью и до сих пор находился на ранних исследовательских стадиях. Вероятно, теперь его не будут ускорять – по очевидным причинам.

Секретные разработки


Министр ВВС раскрыл общую информацию о текущих работах, но самые интересные данные о программе NGAD по-прежнему остаются закрытыми. Известны лишь некоторые особенности проекта, тогда как точные требования, состав семейства, облик летательных аппаратов и т.д. еще не раскрывались. Кроме того, пока не сообщалось о проведении конкурсного этапа и выборе одного из подрядчиков.

Впрочем, ВВС уже представляет примерный уровень цен на новую технику. В апреле Ф. Кендалл заявил в Конгрессе, что базовый истребитель семейства NGAD будет стоить сотни миллионов долларов – больше, чем любой другой современный боевой самолет или БПЛА.


Самолет и ведомый БПЛА. Графика Boeing

По известным данным, основой семейства станет летательный аппарат-платформа модульной архитектуры. Это будет малозаметный сверхзвуковой самолет с возможностью интеграции кабины пилота / пилотов или установки развитого автопилота с искусственным интеллектом. Предполагается, что именно для NGAD разрабатывается новый «адаптивный» двигатель Adaptive Engine Transition Program (AETP).

Точный облик самолета, способного выполнить требования Пентагона, остается неизвестен. В открытых публикациях фигурируют изображения двухдвигательного «летающего крыла» с внутренними грузоотсеками. Пилотируемая и беспилотная версии отличаются внешне только наличием фонаря кабины.

Прежде всего, в комплекс включается пилотируемый истребитель-бомбардировщик «6 поколения», по своим функциям похожий на существующие машины, но превосходящий их по характеристикам. Также должны появиться БПЛА разведывательно-ударного назначения, способные работать по одному или в группе, в т.ч. под управлением самолета. Очевидно, что представители семейства NGAD смогут взаимодействовать и с техникой других типов, а также работать в общих контурах управления межвидовыми группировками.


Один из вариантов истребителя, исследовавшийся в Лаборатории ВВС. Графика ВВС США

Разные представители семейства будут получать то или иное целевое оборудование, радиотехнические системы и вооружение. В частности, требуется радиоэлектронное оборудование нового поколения, такое как развитый набор средств освещения обстановки.

На первом этапе NGAD должен будет нести существующие средства поражения – управляемые бомбы и ракеты актуальных и перспективных типов. В дальнейшем не исключается интеграция оружия «на новых физических принципах». Если промышленность сможет решить соответствующие технические задачи, истребители и БПЛА вооружат лазерами или иными особыми средствами.

Прорывы и трудности


В целом речь может идти о ряде технических, технологических и тактических прорывов. Впрочем, официальная информация об особенностях и возможностях будущего семейства NGAD пока отсутствует, и это серьезно затрудняет реалистичные прогнозы и оценки.

Вполне вероятно, что реальный проект будет проще и скромнее высказываемых предположений. В ходе предыдущей исследовательской стадии ВВС и промышленность должны были определить реальность тех или иных предложений и пожеланий, а также уточнить окончательное тактико-техническое задание. От некоторых требований могли отказаться или отложить их выполнение на более поздний срок – ввиду излишней сложности.


NGAD в представлении художника из Lockheed Martin

Помимо технических задач ВВС и подрядчикам предстоит решить вопросы тактического и эксплуатационного характера. В первую очередь, придется создать и отработать методики совместной работы пилотируемых самолетов и БПЛА. Уже создан и испытывается целый ряд экспериментальных «верных ведомых». По всей видимости, опыт этих проектов учтут в беспилотной части программы NGAD.

Последние заявления министра ВВС могут указывать на то, что основные теоретические вопросы программы NGAD были успешно решены в ходе предыдущей исследовательской стадии. Подобные успехи дают возможность перейти к EMD, а также позволяют оценить сроки проведения всех следующих работ. При этом в Пентагоне проявляют определенный оптимизм и полагают, что новый проект займет столько же времени, сколько и предыдущие.

Смена поколений


Таким образом, ВВС США продолжают закупку современных истребителей и уже работают над авиационной техникой следующего поколения. Более того, сложный перспективный проект, к которому предъявляются особые требования, стартовал еще несколько лет назад и к настоящему времени успел пройти первые стадии.

Теперь Пентагон и подрядчики запускают полноценную разработку, а также составляют график работ на обозримое будущее. Новый самолет может появиться, пройти испытания, поступить в серию и попасть в войска уже до конца десятилетия. Конечно, если планы министерства ВВС реалистичны, а промышленность справится с их реализацией. При этом можно ожидать, что Пентагон и промышленность вскоре начнут публиковать новые любопытные данные о перспективном проекте.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    6 июня 2022 18:06
    what Вот неймется кому-то.
    1. +3
      6 июня 2022 19:02
      NGAD (Next-Generation Air Dominance)
      в переводе "Господство в воздухе нового поколения" Я так понял, что словом нового поколения они анонсировали :е поколение, но даже ТТТ для него еще нет. В общем можно было в конце добавить, что потом они возьмутся за разработку 7го поколения. Тут сразу поколениями оперируют. так для рекламы.
      1. +1
        6 июня 2022 19:17
        Истребитель для господства над господствующими, которые господствовали над другими господствующими, господствовавшими над теми в воздухе и световой меч с бантиком в придачу. В общем "пилите, Шура, пилите".
  2. -3
    6 июня 2022 18:10
    У нас тоже разрабатывают, вроде писали об этом. Важно чтобы Российский истребитель 6 поколения быв в том числе и в варианте вертикального взлёта. Таким образом выживаемость в случае конфликта резко повысится так как их можно будет использовать вне аэродромов. Кроме того как вариант на кораблях вместо вертолёта(для повышения обзорности РЛС).
    1. +18
      6 июня 2022 18:19
      Важно что-бы Росийский самолёт не был в количестве 10 штук, пока у противника их уже 800. Когда у нас будет эти 75 пак фа у них будет 3000 5 поколения и 200-300 уже 6 го !
      1. +5
        6 июня 2022 18:23
        Цитата: Gayver
        Важно что-бы Росийский самолёт не был в количестве 10 штук, пока у противника их уже 800. Когда у нас будет эти 75 пак фа у них будет 3000 5 поколения и 200-300 уже 6 го !

        Читал что в ВКС считают потребность в боевых самолётах 750 штук. А это бомбардировщики, штурмовки итд. Так что с их 3000 мы и не собираемся конкурировать числом. Да надо больше и побыстрее, но 1 к 1 мы не потянем конкурировать с США и НАТО по боевым самолётам.
        1. +6
          6 июня 2022 18:24
          Да хотя бы 1 к 10 построили бы
    2. -8
      6 июня 2022 21:16
      нет. F-35 STOL уже всех насмешил. не надо нам такого
      1. +2
        6 июня 2022 21:44
        Цитата: Sadok
        нет. F-35 STOL уже всех насмешил. не надо нам такого


        Смеются не от самолета - а по методичкам, кот орые всем юмористам раздали.
        F-35B - шикарная машина.
        И пилоты от нее без ума.
        1. -3
          6 июня 2022 22:15
          Разве? Вроде здесь были очень критические статьи и Ф35 и Ф22.
          1. +3
            7 июня 2022 11:14
            Цитата: Starr
            Разве? Вроде здесь были очень критические статьи и Ф35 и Ф22.


            Критическая статья могла быть здесь если она написана Бонго, - то да, она бы могла быть достойна внимания.
            Все остальные креатуры постоянных аффтаров - типа Рябова и прочих Митрофановых - на реальную ситуацию не влияют.

            А то, что в новостях - без авторства - идет сознательное искажение информации, и "подброс навоза на вентилятор" в виде полной отсебятины, от неназываемых переводчиков - так это сразу видно, ибо такие статьи реально интересующиеся люди, сразу находят в первоисточнике.
        2. -3
          6 июня 2022 22:24
          эта летающая табуретка по всем ТТХ уступает самолетам 60-х. От нее могут быть в восторге только пилоты хариерсов, но в реальной войне плавающие баржи ака авианосцы уйдут на дно первыми вместе со всеми табуретками на борту.
          1. +6
            6 июня 2022 22:49
            эта летающая табуретка по всем ТТХ уступает самолетам 60-х.

            Если разговор заходит о летающих ( пусть даже табуретках) то сравнивают ЛТХ fool
            Чего-то на «табуретку» он не очень похож

            1. 0
              19 августа 2022 15:52
              Кажется Харриер поувереннее взлетает и садится мягче, да?
              1. 0
                19 августа 2022 16:21
                Так масса и принцип совсем другие.
          2. 0
            16 сентября 2022 10:43
            плавающие баржи ака авианосцы уйдут на дно первыми вместе со всеми табуретками на борту.

            Если встанут в ряд, отключат системы защиты и активируют радиомаяки наведения? Тогда наверняка.
            А еще вы могли бы побить действующего чемпиона мира по боксу. Если его привяжут к стене или креслу, разумеется . no
            Поймите: бить одну АУГ пришлось бы всем флотом РФ. А таких авианосных групп 10-11. Подставляться же подходя к берегу они не будут.
            Океан невероятно велик, разглядеть что-то в нем сложно даже США и Китаю, при том, что у них в 3,5 и в 2 раза большие по сравнению с нашей спутниковые группировки. Зато у АВ в наличии до 10 кораблей охраны первого ранга, 4 современных самолёта ДРЛО и 70 палубных самолетов/вертолетов. В океане он малоуязвим и кране опасен.
        3. +5
          7 июня 2022 08:51
          Стара истина, не можешь сам - обосри работу другого и на душе станет легче)
    3. +3
      6 июня 2022 21:42
      Цитата: Лт. запаса ВВС
      У нас тоже разрабатывают, вроде писали об этом. Важно чтобы Российский истребитель 6 поколения быв в том числе и в варианте вертикального взлёта. Таким образом выживаемость в случае конфликта резко повысится так как их можно будет использовать вне аэродромов. Кроме того как вариант на кораблях вместо вертолёта(для повышения обзорности РЛС).


      Современный самолет требует в десять раз больше спецтранспорта, спецагрегатов, узлов и механизмов для проведения предполетного и послеполотного обслуживания.
      Также, ему нужно больше часов на эту подготовку.

      Смысла в выживаемости самолета - если отсутствует выживаемость обслуживающей инфраструктуры? Без которой самолет просто становится небоеспособен?
      1. +1
        7 июня 2022 14:42
        Не совсем так,и тому шведы с англичанами в пример.
        Современные машины-вертолёты и самолёты резко упрощают нагрузку на тыл и подготовку.Пример,все машины со встроенными ВСУ и генераторами кислорода и азота,модульностью РЭО и обслуживания по состоянию,роботизация процессов снаряжения и переход на электрификацию основных систем,выше надёжность а также усиленные разработки электромеханического шасси для ЛА и других систем,резко уменьшается количество наземной техники,по сути идёт только заправка топлива и подвеска вооружения.
        1. +2
          7 июня 2022 15:13
          Цитата: merkava-2bet
          Не совсем так,и тому шведы с англичанами в пример.
          Современные машины-вертолёты и самолёты резко упрощают нагрузку на тыл и подготовку.Пример,все машины со встроенными ВСУ и генераторами кислорода и азота,модульностью РЭО и обслуживания по состоянию,роботизация процессов снаряжения и переход на электрификацию основных систем,выше надёжность а также усиленные разработки электромеханического шасси для ЛА и других систем,резко уменьшается количество наземной техники,по сути идёт только заправка топлива и подвеска вооружения.


          Те же шведы, при создании нескольких поколений своих "Баз с цифрами", изначально делали все системно.
          Системно машины проектировали для возможности лесного обслуживания.
          Системно технику БАО проектировали для ттого же.
          Системно площадки на дорогах проектировали с возможностью базирования там как самолетов, так и техники.
          И люди готовились работать в лесу.
          И куча топлива уже размещена в лесу и генераторы к ней.
          Которые раз в неделю осматривает обходчик и раз в 2 недели делает перезапуск узлов и агрегатов.
          То есть это была огромная и системная работа.
          И только когда все части системы как простейший пазл изначально спроектирован и собирается легко - только тогда и будет толк.
          А когда хоть один компонент будет давать сбой - то вся система рассыпается и становится неработоспособной.
  3. 0
    6 июня 2022 18:15
    . На эти работы планируют потратить несколько лет, благодаря чему серийные самолеты могут появиться в строевых частях до конца десятилетия.
    . Так то и пятое поколение до ума не довели, не достигнута готовность в том объеме, которая были заявлены при представлении самой концепции изделия.
    И что теперь, по быстрому соберут в кучу то, что не было сделано, добавят чего то новенького для заманухи и опять .... НЕ ДО ДЕЛАЮТ?
    Впрочем, бабла освоят много, это факт.
  4. +3
    6 июня 2022 18:16
    В целом речь может идти о ряде технических, технологических и тактических прорывов.

    В целом эта хрень почище Фауста Гёте программы СОИ...Не один десяток лет можно «прорывать» бюджет, даром что деньги печатают дома...
    Сначала нужно обзавестись ИИ...А то получится, как с турецкими Байрактарами... feel
    1. 0
      7 июня 2022 12:19
      Пока не появится летный достаточно большой мощности комп с зачатками самообучения и возможностью самостоятельного ведения боя ,6 поколение рекламный ход
  5. -6
    6 июня 2022 18:17
    В противостоянии средств ПВО и авиации, выигрывает ПВО. Большого смысла пилотируемая авиация в боевых действиях не имеет. Это лишь средство доставки ракет для дальнейшего использования. Может кто-то скажет назначение истребителя-бомбардировщика 6 поколения в противостоянии с развитой державой. А против башибузуков и нынешней авиации хватает. Больше похоже на пиар эта раскрутка, чтобы не остаться без работы.
    1. +5
      6 июня 2022 19:18
      Цитата: Konnick
      В противостоянии средств ПВО и авиации, выигрывает ПВО.

      Спорный тезис.

      Цитата: Konnick
      Большого смысла пилотируемая авиация в боевых действиях не имеет.

      Это уже больше похоже на правду.

      Цитата: Konnick
      Может кто-то скажет назначение истребителя-бомбардировщика 6 поколения в противостоянии с развитой державой.

      Он вполне может стать полностью беспилотным. Без всяких "верных ведомых".
    2. 0
      6 июня 2022 20:04
      У ПВО есть преимущество в обороне. Но на чужой территории сложнее + авиация гораздо мобильнее, так что насчёт превосходства спорно.

      А назначение простое - не останавливаться в развитии, чтобы не отстать от конкурентов. Если вдуматься, то и пятое поколение не особо целесообразно, но тем не менее все развитые страны пилят его или пытаются пилить.
    3. +1
      6 июня 2022 20:35
      Стараются не входить в зону действия ПВО, вы совершенно правы. Это и сейчас видно в СВО. Вам +.
      1. -2
        6 июня 2022 22:00
        Стараются не входить в зону действия ПВО,

        Главное чтобы истребитель-бомбардировщик 6 поколения умел пускать НАРы с кабрирования...
    4. +6
      6 июня 2022 21:48
      "В противостоянии средств ПВО и авиации, выигрывает ПВО"///
      ---
      В противостоянии устаревшей авиации и ПВО
      выигрывает ПВО.
  6. +4
    6 июня 2022 18:20
    Я так понял, что основным признаком самолета 6 поколения, с которым уже определились, является его запредельная стоимость. Ну а все остальные ТТХ будут формироваться по принципу: "А бог его знает, что получится".
    1. +2
      6 июня 2022 19:22
      Цитата: Нафаня из дивана
      Я так понял, что основным признаком самолета 6 поколения, с которым уже определились, является его запредельная стоимость. Ну а все остальные ТТХ будут формироваться по принципу: "А бог его знает, что получится".

      Все по лучшим американским стандартам laughing
  7. +1
    6 июня 2022 18:26
    Году к 40-му может чего и начертят, ну а с производством fellow request fellow
  8. 0
    6 июня 2022 18:53
    как семейство систем или авиационный комплекс.

    Короче Пентагон лепит нового пингвина!Одна платформа и для ВВС и ВМФ и Морпехи ещё беспилотный вариант, возможно разведчик, даже заправщик laughing и все на одной платформе)
    1. 0
      7 июня 2022 08:54
      Не ну лучше конечно иметь ситуацию как, например, в РФ в виде "солянки" в танковых войсках.
    2. +1
      7 июня 2022 14:46
      А разве это плохо,унифицируемая платформа,сухопутники широко это применяют и флот подтягивается.
  9. -3
    6 июня 2022 19:11
    Не понимаю смысла на сегодня перспектив ИА.
    Все аналогичные задачи могут выполнять БПЛА.
    Стоимость обучения пилота сумасшедшая, а выхлоп единичный. ПВО-то тоже будет совершенствоваться.
    1. 0
      7 июня 2022 08:55
      Видимо пока не все задачи. Но безусловно ударные БПЛА будут доминировать чисто количественно
  10. 0
    6 июня 2022 19:17
    Великий распил бабла продолжается laughing laughing laughing
    1. +1
      6 июня 2022 19:24
      Нам то какой интерес до их распилов? У нас своих пилильщиков до одного овоща.
      1. 0
        6 июня 2022 20:43
        Ну и зря... чем больше у них распила тем нам лучше
  11. -2
    6 июня 2022 19:37
    Самолет-крыло бесперспективная машина из за низкой маневренности.
    Так что на этого "Gaда" ответим новыми физическими принципами :)))
  12. +1
    6 июня 2022 20:20
    Пиу-пиу-пиу...
    Тра-та-та-та-та!
  13. PPD
    0
    6 июня 2022 21:00
    А они уверены, что их представления о том какие машины нужны в будущем- правильны? Слов то много красивых- конкретика какая?
    1. 0
      6 июня 2022 21:51
      А они уверены, что их представления о том какие машины нужны в будущем- правильны?

      Они уверены. И наши уверены - идут по их стопам, только с задержкой в 20-30 лет.
  14. +3
    6 июня 2022 22:15
    Этим фоткам и данным уже с год.
    Естественно, все работают, выдают прожекты, идеи, направления...
    американцы чтото пробное ,вон , построили недавно....

    И Путин им 24 го сильнно помог, теперь то денег польется на проекты заметно больше.

    Имхо, описаловка и цена подходит больше тяжелому истребителю-ракетоносцу.
  15. +1
    6 июня 2022 23:49
    На первых двух картинках воздухозаборники будут в аэродинамической тени при больших углах атаки, что может привести к помпажу. Маневренности не получится.Такая схема только для бомбардировщика.
  16. +1
    7 июня 2022 08:33
    ВВС США начинают проектирование истребителя следующего поколения NGAD

    Очень дорогая вещь и эксплуатация тоже будет не дешевой. США постепенно утрачивает мировое господство. Смогут ли потянуть его производство в будущем, это вопрос.
  17. 0
    7 июня 2022 10:18
    Цитата: SovAr238A
    Цитата: Sadok
    нет. F-35 STOL уже всех насмешил. не надо нам такого


    Смеются не от самолета - а по методичкам, кот орые всем юмористам раздали.
    F-35B - шикарная машина.
    И пилоты от нее без ума.

    и ЯК-38 просто красавчик
  18. -3
    7 июня 2022 19:54
    До тех пор, пока продолжает работать советская еще операция, благодаря которой в США стремятся делать упор на анекдотическую "малозаметность", можно особо не париться. Это будет очередной летающий кирпич за охреналион баксов, достойный продолжатель традиции Ф 35. Вот когда они очухаются...
  19. 0
    16 июня 2022 03:09
    Непонятно только, что нового в этом новом поколении. Тактика группового взаимодействия тоже уже весьма старая разработка.
  20. 0
    17 июля 2022 23:01
    Какова будет его маневренность без вертикальных плоскостей ?
  21. 0
    19 августа 2022 15:39
    новый ястреб составит разницу в цене с предыдущим как переход от Фантома к F 18, т.е. от ляма к 18 млн примерно.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»