Глаза системы ПВО Польши в годы холодной войны: радиолокационные станции советского и польского производства

27
Глаза системы ПВО Польши в годы холодной войны: радиолокационные станции советского и польского производства

Кардинальная модернизация и резкий рост численности радиотехнических подразделений Народного войска польского произошли в 1960-е годы, после начала поставок из СССР сверхзвуковых истребителей-перехватчиков МиГ-21ПФ/ПФМ и ЗРК С-75. Для своевременного обнаружения воздушных целей, наведения на них перехватчиков и выдачи целеуказания ЗРК войсками Национальной ПВО использовались мощные радиолокационные станции, обеспечивающие контроль воздушного пространства над всей территорией страны и приграничными районами сопредельных государств.

Зенитным ракетно-артиллерийским полкам и бригадам войсковой противовоздушной обороны в основном придавались мобильные РЛС на гусеничном или колёсном грузовом шасси. Помимо приобретения радаров советского производства, в Польше был налажен выпуск собственных радиолокаторов.



Радиолокаторы советского производства


Одной из наиболее распространенных РЛС в радиотехнических частях ВВС Польши являлась П-35. Эта двухкоординатная станция была создана на базе РЛС П-30 в 1958 году.


Первая РЛС П-35 поступила в Польшу 1962 году, а в 1963 году на варшавском радиозаводе Radwar началось производство модифицированной радиолокационной станции, получившей обозначение P-35 Monika.


РЛС P-35 Monika в Музее польских военных технологий, Варшава

Согласно информации, опубликованной в польских источниках, РЛС P-35 Monika, работавшая в сантиметровом частотном диапазоне, имела импульсную мощность до 1 МВт. Антенный пост вращался со скоростью – 7 об/мин. Истребитель МиГ-17, летящий на высоте 1 800 м, мог быть обнаружен на дистанции 100 км. Максимальная дальность обнаружения – до 350 км. В связи с тем, что на развёртывание станции требовалось не менее 10 часов, она обычно располагалась на стационарной позиции. Всего в Польше было выпущено более 100 РЛС P-35 Monika. Эксплуатация радиолокаторов этого типа продолжалась до начала 1990-х.


В паре с РЛС П-35 в 1960–1980-е годы использовался радиолокационный радиовысотомер ПРВ-11, работавший в сантиметровом частотном диапазоне. Радиовысотомер предназначен для определения таких параметров, как азимут, дальность и высота при совместной работе с радиолокационными станциями кругового обзора.


Радиовысотомер ПРВ-11

При высоте полёта более 6 000 м дальность обнаружения МиГ-17 составляла 210 км. При высоте 500 м – 50 км.

В начале 1980-х для контроля воздушной обстановки радиотехнические подразделения ВВС Польши начали использовать двухкоординатные РЛС П-37. Эта станция являлась продолжением линии развития РЛС П-20, П-30 и П-35. Но по сравнению с этим радарами П-37 имела лучшую помехозащищённость и точность измерения.


РЛС П-37

Станция П-37, работающая в частотном диапазоне 2 695–3 115 МГц, имеет импульсную мощность 700 Вт. Дальность обнаружения крупных высотных целей – до 250 км. Скорость вращения антенны: 3–6 об/мин. Для измерения пространственных координат РЛС может сопрягаться с высотомерами ПРВ-11 и ПРВ-13.


Радиовысотомеры в Музее польских военных технологий, Варшава

Радиовысотомер ПРВ-13, созданный на базе ПРВ-11, работал на частотах от 2,5 до 2,7 ГГц. Импульсная мощность – 1,6 МВт. Максимальная дальность – 310 км.


Радиовысотомер ПРВ-13 на позиции

Самыми «дальнобойными» в радиотехнических войсках Польши были РЛС метрового диапазона семейства П-14. В годы холодной войны Советский Союз поставил 14 РЛС П-14Ф и 8 станций 5Н84А «Оборона–14».


Антенный пост РЛС 5Н84А «Оборона–14»

РЛС П-14Ф «Фургон» являлась транспортируемой модификацией РЛС П-14 «Лена» и предназначалась для дальнего обнаружения и измерения дальности и азимута воздушных целей при работе в составе АСУ или автономно. Подвижность РЛС дальнего обнаружения П-14Ф была достаточно условной. Основные элементы станции размещались на пяти транспортных единицах (два полуприцепа с аппаратурой, два с антенным оборудованием и три прицепа с системой энергоснабжения). Очень крупная антенна представляла собой параболическое зеркало размером 32х11 м. Антенный пост устанавливался на подготовленной площадке.


РЛС П-14Ф работала в диапазоне частот 160–185 МГц. Импульсная мощность – до 900 кВт. Темп обновления информации – 10 и 20 с. Истребитель МиГ-17, летящий на высоте 10 000 м, мог быть обнаружен на дистанции 300 км. Дальность обнаружения крупных высотных целей достигала 540 км. Верхняя граница зоны обнаружения – 45 км.

РЛС 5Н84А «Оборона–14» имеет улучшенную помехозащищённость и более высокую точность измерения. Часть электронных блоков выполнена на полупроводниках. Станция размещается на шести транспортных единицах (два полуприцепа с аппаратурой, два с антенно-мачтовым устройством и два прицепа с системой энергоснабжения).


Станции дежурного режима семейства П-14 обычно работали совместно с радиолокационными высотомерами ПРВ-9, ПРВ-11, ПРВ-13 в интересах зенитно-ракетных полков и бригад, оснащённых ЗРК: СА-75М, С-75М/М3, С-125М/М1А, С-200ВЭ.

В силу низкой мобильности и больших габаритов, уязвимость всех модификаций РЛС семейства П-14 была очень высокой, а сами они фактически являлись станциями мирного времени. Впрочем, эти недостатки во многом компенсировались очень значительной дальностью обнаружения и большим ресурсом. Эксплуатация станций 5Н84А продолжалась в Польше до начала 2000-х годов.

В конце 1970-х – начале 1980-х в войска на вооружение польских РТВ поступило пять радиолокационных комплексов 5Н87 («Кабина-66») и 64Ж6 («Кабина-66М»).

РЛК «Кабина-66» в экспортном исполнении включал в себя два радиолокационных дальномера, технический пост, индикаторную и модуляторную аппаратуру, прицеп с запасным имуществом и измерительной аппаратурой, четыре радиовысотомера ПРВ-13, два запросчика государственной принадлежности, радиотрансляционную линию РЛ-30-1М, дизель-генераторные электроустановки, автокран. Комплекс выдавал потребителям три координаты цели: азимут, дальность, высоту.


Радиолокационный дальномер 5Н87 в Музее польских военных технологий, Варшава

РЛК 5Н87 обеспечивал обнаружение истребителя МиГ-21, летящего на высоте 15 км на дальности 380 км. Верхняя граница зоны обнаружения – 54 км. Темп обзора – 6 об/мин. В модернизированном РЛК 64Ж6 удалось улучшить помехозащищённость комплекса и отказаться без снижения производительности от одного дальномера и одного высотомера.


Развёртывание пяти радиолокационных комплексов 5Н87 и 64Ж6 во второй половине 1980-х позволило значительно расширить возможности применения ЗРК С-75М/М3 и С-200ВЭ по высотным целям и повысить устойчивость управления боевыми действиями зенитно-ракетного полка (бригады) в условиях применения противником различного рода помех.

Широкое распространение в польских РТВ получили советские мобильные радиолокаторы П-12, П-15 и П-18.


РЛС П-12

Мобильные РЛС метрового диапазона семейства П-12 были очень многочисленными в странах, дружественных СССР. Серийно выпускались буксируемые модификации и на базе автомобилей ЗиЛ-157.

При мощности в импульсе 180 кВт РЛС П-12 обеспечивала обнаружение самолетов на дальности 180 км. Высота обнаружения – до 25 км.

В ходе разработки создатели станции пытались реализовать возможность определения не только дальности и азимута, но и высоты полёта. Однако в войсках для этого использовались специально созданные радиолокационные высотомеры.

Радиолокаторы П-12 поставлялись в Польшу совместно с ЗРК СА-75М, С-75М и С-125, но впоследствии служили и в подразделениях РТВ военно-воздушных сил.

Радиолокационная станция П-15 стала первой советской РЛС, специально предназначенной для обнаружения воздушных целей на малой высоте. Двухкоординатный радиолокатор дециметрового диапазона на шасси автомобиля ЗиЛ-157 при импульсной мощности 300 кВт был способен фиксировать летательные аппараты на дальности до 140 км, при высоте от 500 до 3 000 м.


РЛС П-15

Маловысотные РЛС П-15 придавались зенитным ракетным дивизионам С-125 и использовались в радиотехнических батальонах военно-воздушных сил.

Двухкоординатная РЛС метрового диапазона П-18 создана в 1971 году на основе РЛС П-12МП путём перевода её электронной части на новую элементную базу. Одновременно было осуществлено сопряжения РЛС с созданной к тому времени новой радиолокационной системой опознавания государственной принадлежности «Кремний-2М». Высокие технические характеристики, удобство эксплуатации, надёжность, хорошая ремонтопригодность и высокая мобильность обусловили широкое распространение РЛС П-18.


РЛС П-18 в Музее польских военных технологий, Варшава

Вся аппаратура станции размещена на базе двух автомобилей «Урал-375». На одном из которых размещается радиоэлектронная аппаратура с рабочими местами операторов, на втором – антенно-мачтовое устройство. При отсутствии помех РЛС П-18 способна обнаружить высотную воздушную цель на дальности до 260 км.


В войсках Национальной ПВО Польши РЛС П-18 придавались ЗРК С-75М3, а также радиотехническим батальонам войсковой ПВО.

Примерно в одно и то же время с РЛС П-18 в Польшу поставлялись мобильные радиолокаторы П-40 на удлинённом гусеничном шасси АТ-Т. Всего в составе двух отдельных радиотехнических батальонов ВВС, четырёх зенитно-ракетных полков «Куб» и бригады ЗРК «Круг» имелось два десятка РЛС П-40.


РЛС П-40 в Музее военной техники, Варшава

Все элементы самоходной РЛС П-40 размещены на одной машине, весившей в снаряженном положении 36 т. Радиолокационная станция, работающая в сантиметровом диапазоне, обеспечивает обнаружение истребителя МиГ-21 на дальности 70 км при высоте полета цели 500 м, 150 км – при высоте 6 км и 180 км – при высоте 12 км.


Обычно в радиотехнических частях, где эксплуатировались радиодальномеры П-15, П-18 и П-40, имелись буксируемые радиовысотомеры ПРВ-9 и ПРВ-16Б.


ПРВ-9

Радиовысотомер ПРВ-9, работавший в диапазоне частот от 5 до 9 ГГц (сантиметровый диапазон), имел импульсную мощность до 800 кВт. Дальность обнаружения цели типа МиГ-17, летящей на высоте 200 м, составляла 60 км. На высоте 5 000 м – 150 км.


ПРВ-16Б

Высотомер ПРВ-16Б на шасси автомобиля КрАЗ–255Б работает в сантиметровом диапазоне волн и имеет защиту от воздействия активных и пассивных помех, метеообразований и протяженных местных предметов. Максимальная дальность – 300 км. Высотомер ПРВ-16Б собственной дизельной электростанции не имел. Питание высотомера осуществляется от источника питания РЛС П-40.

Во второй половине 1980-х командование Войска польского предполагало улучшить радиолокационное обеспечение зенитных ракетных полков С-125М/М1А, С-75М/М3 и бригады С-200ВЭ за счёт приобретения в СССР трёхкоординатных РЛС СТ-68У (19Ж6). Также эти станции должны были выдавать целеуказание многоканальным ЗРС С-300ПМУ, которыми предполагалось заменить устаревающие ЗРК С-75М.


РЛС СТ-68У

Радиолокационная станция СТ-68У, работающая в частотном диапазоне 2 850–3 200 МГц, имеет хорошую мобильность и высокую помехозащищённость. Кроме того, для точного определения координат ей не требуется радиовысотомер. Эта РЛС способна эффективно работать по маловысотным целям, в том числе таким сложным, как крылатые ракеты, в активных и пассивных помехах при наличии интенсивных отражений от земли и в сложных метеоусловиях, и одновременно сопровождать до 30 целей. При импульсной мощности передатчика 360 кВт имеется возможность обнаруживать цель с ЭПР 0,1 м², летящую на высоте 100 м, на расстоянии 46 км, на средних и больших высотах – на расстоянии 160 км.


РЛС СТ-68У в Музее польских военных технологий, Варшава

Польские военные планировали приобрести 10 РЛС СТ-68У. Однако до ликвидации ОВД была получена одна станция. В настоящее время она выведена из работы и находится в Музее польских военных технологий в Варшаве.

Радиолокационные станции польского производства


В 1956 году в Варшавском институте промышленных телекоммуникаций началось проектирование стационарного радиолокатора, предназначенного для контроля воздушного пространства в окрестностях аэродрома. Уже в 1958 году на аэродроме Окенец начал работать первый польский радар такого назначения.

Стационарный радиолокатор, получивший наименование AVIA-А, положил начало целому ряду успешных польских разработок. Эта станция работала на частоте 1,3 ГГц, имела импульсную мощность 600 кВт и антенну с параболическим рефлектором размахом 12 м. Самолёт типа Ли-2, летящий на высоте 3 000 м, мог быть обнаружен да дистанции более 200 км. За несколько лет опытной эксплуатации первая РЛС семейства AVIA отработала более 50 000 часов.

В 1967 году в Окенце запустили усовершенствованный радиолокатор AVIA-В. Он работал на той же частоте, что и опытный прототип, но был мощней, имел лучшую надёжность и помехозащищенность. Импульсная мощность РЛС AVIA-В достигала 1,5 МВт, дальность обнаружения – 240 км. В 1969 году радар AVIA-B был установлен в аэропорту Лавица. В 1973 году модернизированная РЛС AVIA-BM была размещена в Полтуске (40 км к северу от Варшавы). Появление буквы «М» в название означало добавление ещё одного канала – метеорологического.

РЛС AVIA-B поставлялись на экспорт в Чехословакию, ГДР, Сирию и Кубу. Так, две таких станции до 1991 года работали в ГДР на аэродромах Котбус и Нойбранденбург.


В 1970–1980-е годы осуществлялся выпуск улучшенных радаров AVIA-С/D. Всего было выпущено полтора десятка РЛС этих модификаций. Благодаря прогрессу в радиоэлектронике, часть элементной базы перевели на твердотельную электронику и ввели дополнительный третий резервный приёмопередающий канал, обеспечивающий работу в системе с двойным частотным разнесением даже в случае выхода из строя одного из каналов. Улучшилась селекция сигнала на фоне отражений от наземных объектов.

Антенна РЛС имела параболический рефлектор размером 13×9 м. Антенна, размещённая на вышке высотой 20 м, вращалась со скоростью 10 об/мин. Импульсная мощность 800 кВт. РЛС АВИА-С позволяла с вероятностью 80 % обнаруживать объекты с ЭПР 5 м² на расстоянии 300 км. Рабочая высота до 25 км.

Радиолокационная информация выводилась на индикатор диаметром 45 см. Передающее и приемное оборудование находилось в изолированных кондиционируемых помещениях. Изображение передавалось в диспетчерскую по экранированному кабелю длиной не более 5 000 м.

Параллельно с созданием стационарной РЛС AVIA специалисты Института промышленных телекоммуникаций вели разработку семейства мобильных и стационарных радиолокационных станций под кодовым названием Jawor. Эти РЛС должны были иметь значительно лучшие технические параметры, чем станции семейства Nysa. Опытная эксплуатация первой мобильной РЛС Jawor началась в 1961 году.

В связи с тем, что в то время в Польше не выпускались автомобили подходящей грузоподъёмности, первый мобильный радар Jawor был установлен на грузовике Tatra 111 (выпускался с 1942 по 1962 год). Часть РЛС Jawor выпустили на шасси Tatra 138.


РЛС Jawor на шасси Tatra 111

Станция Jawor работала в частотном диапазоне 1–2 ГГц. Мощность в импульсе – 1 500 кВт. Дальность: 150–200 км.


Радиолокационный комплекс Jawor-Bogota на позиции. Справа – РЛС Jawor, слева – высотомер Bogota. В центре – автомобиль с кабиной оператора

РЛС Jawor в паре с радиовысотомером Bogota образовывал трёхкординатный радиолокационный комплекс, который использовался для обнаружения воздушных целей и наведения на них истребителей. С 1963 по 1969 год на предприятии WZR-RAWAR построили несколько десятков комплексов Jawor-Bogota.


Радиолокационный высотомер Bogota

Радиовысотомер Bogota сантиметрового диапазона, выполненный на электровакуумных приборах советского производства, представлял собой дальнейший вариант развития станции Nysa-В. Мощность в импульсе – 700 кВт. Дальность обнаружения истребителя МиГ-17, летящего на высоте 4 000 м – 200 км. Погрешность измерения – менее 700 м.

В 1967 году началось производство РЛС Jawor-M. Основные изменения заключались в переводе части электронных блоков на полупроводниковые элементы и использовании элементов памяти. Размах антенны увеличился до 9 м. Хотя дальность обнаружения изменилась незначительно, улучшилась точность измерений и помехозащищённость. В качестве базы использовался чехословацкий грузовик Tatra 138.

Дальномер Jawor-M работал совместно с высотомером Bogota-М, часть электроники которого также перевели на транзисторы. РЛК на базе станций Jawor-M и Bogota-М использовался в Войске польском до 1988 года.


РЛС Jawor-M

Производство мобильного радара Jawor-2M (иногда обозначался как Justyna) началось в 1973 году. Он стал представителем третьего поколения радиолокационных станций семейства Jawor. До 1978 года было построено более 50 станций этого типа. Существовали мобильная, буксируемая и стационарная модификации. Основные блоки мобильной РЛС разместили на трех автомобилях Tatra 148. Время развертывания мобильной РЛС – 90 минут, буксируемой модификации – до 180 минут.


РЛС Jawor-2M

РЛС Jawor-2M работала в дециметровом диапазоне и имела параболическую антенну с размахом 16 м. Дальность действия – 350 км. Потолок – до 35 000 м. Антенна может вращаться со скоростью: 3, 6, 9 об/мин.

Радары Jawor-2M использовались в Войске польском до 1998 года. Помимо версии Jwor-2M, были созданы и другие варианты.


В 1975 году появилась РЛС Jawor-2MМ, а в 1984 году – Jawor-M2ML. Эти варианты отличались новой элементной базой, улучшенными средствами отображения информации и связи. Оба типа стояли на вооружении до 2005 года.

Для работы в паре с РЛС Jawor-2M/2ММ/M2ML предназначался высотомер RW-31, разработанный в 1972 году на базе ПРВ Bogota.


Радиовысотомер RW-31 в Музее ВВС Польши в Демблине

Радиолокатор RW-31 имел импульсную мощность 800 кВт. Дальность – до 240 км. Комплект оборудования размещался на трёх автомобилях Tatra 148 и двух прицепах.

В радиотехнических батальонах, придаваемых истребительным полкам и дивизиям ВВС Польши, с 1975 года эксплуатировались радиовысотомеры Narew (RT-17).


Высотомер Narew

Этот радар cантиметрового диапазона обычно использовался стационарно в окрестностях аэродромов. Импульсная мощность передатчика составляла 900 кВт. Дальность обнаружения до 250 км. Для увеличения дальности действия и снижения влияния рельефа местности при работе по маловысотным целям антенна размещалась на 13–25-м вышках.

В 1988 году после трёхлетних войсковых испытаний на вооружение Войска польского поступила РЛС нового поколения NUR-31 (также обозначалась как N-31 и Justyna-82). В качестве колёсной базы использован автомобиль Tatra 815 VVN.


РЛС NUR-31

Характеристики РЛС NUR-31 по сравнению с радарами семейства Jawor-2M изменились не много, но большая часть электронных блоков построена на интегральных микросхемах. Размер параболической антенны 9×2,5 м. Станция оснащалась новыми индикаторами отображения воздушной обстановки, сильно облегчающими работу операторов, и средствами автоматизации, обеспечивающими сопровождение, выдачу информации и построение маршрутов 32 целей. РЛС NUR-31 может быть развёрнута расчётом из 5 человек за 25–30 минут.

Станция NUR-31 оснащалась системами защиты от пассивных и активных помех. При импульсной мощности 400 кВт истребитель МиГ-21, летящий на высоте 4 000 м, мог быть обнаружен на дистанции 200 м. Хотя этот радиолокатор дециметрового диапазона изначально был двухкоординатным, для воздушных объектов, оснащённых транспондерами, он является трёхкоординатным.

При взаимодействии РЛС NUR-31 с высотомером NUR-41 получался трёхкоординатный радиолокационный комплекс, информация с которого могла транслироваться потребителям в автоматическом режиме.


Радиовысотомер NUR-41

Радиолокационный высотомер NUR-41 работает в дециметровом частотном диапазоне. Размеры антенны – 10×2,2 м. Мощность передатчика в импульсе – 600 кВт. Дальность – 250 км. Точность определения координат – 200 м.

Автоматизированные системы управления


Для управления истребительной авиацией и зенитными ракетными войсками Польша получила от СССР АСУ «Воздух-1П/М», «Вектор-2ВЭ», «Алмаз-2/3».

В 1970-е годы польское предприятие WZR RAWAR с использованием наработок по ЭВМ RODAN-10 приступило к созданию собственной автоматизированной системы управления войсками ПВО, сопрягаемой с советской АСУ «Воздух-1М».

В 1980-е годы на КП ПВО появились АСУ польского производства DUNAJEC, предназначенные для автоматизированного отображения и обработки информации, поступающей с радиолокационных станций. Обмен данными в системе происходил по выделенным линиям со скоростью передачи 60–200 бит/с.

Усовершенствованная система DUNAJEC-Z была построена на основе ЭВМ ASM-10, в которой использовались 8-разрядные микропроцессоры INTEL 8080. Вслед за стационарной аппаратурой DUNAJEC-Z в конце 1980-х последовал её мобильный вариант DUNAJEC-Р.


Интерьер кабины DP-20 АСУ DUNAJEC-Р

Обмен информацией в системе осуществлялся с использованием радиорелейных станций советского производства и по кабельным линиям связи. В сети обмена использовался советский протокол, функционально аналогичный натовскому LINK-11.

Аппаратура управления, созданная в Польше в рамках программы DUNAJEC, на момент своего появления соответствовала самым высоким требованиям. Её эксплуатация продолжалась до 2004 года.

Структура и численность радиотехнических войск


В 1965 году во всех польских подразделениях радиотехнических войск эксплуатировалось 213 радиолокаторов различных типов. Организационно радиотехнические подразделения ВВС и Национальных войск ПВО (объектовая ПВО) подчинялись разным командованиям, но обменивались данными. Радиотехнические войска обеспечивали получение необходимой информации о воздушной обстановке, её обработку и передачу на пункты управления. Вся информация, получаемая с радиолокационных постов, начиная с 1967 года могла транслироваться по кабельным и радиорелейным линиям связи на Центральный командный пункт, расположенный в посёлке Пыра под Варшавой.

В польских ВВС радиолокационные роты именовались «эскадрильями управления полётами». Первоначально техника радиолокационных рот размещалась на территории, примыкающей к аэродромам, но впоследствии для снижения уязвимости, в случае внезапного нападения противника и повышения боевой устойчивости, радиолокационные посты стали размещать на некотором удалении. В 1964 году началось оснащение командных пунктов истребительных полков аппаратурой автоматизированного наведения «Воздух-1П». В конце 1960-х три радиотехнические роты преобразовали в радиотехнические батальоны, дооснастив их дополнительной техникой и передав в распоряжение авиационных дивизий.


Схема размещения постоянно действующих радиолокационных постов и КП ПВО по состоянию на 1970 год

В состав радиотехнического батальона истребительного авиационного полка по состоянию на середину 1980-х входили: две станции радиолокационного обнаружения и наведения средней дальности семейства Jawor или П-35/37, или NUR-31; одна РЛС П-12, две РЛС обнаружения низколетящих целей, шесть радиовысотомеров советского или польского производства.

Передача первичной радиолокационной информации обеспечивалась аппаратурой ВП-02У. Для наведения самолётов использовалась аппаратура РП-11. Имелось два подвижных пункта управления и наведения РПДН-1 или РПДН-2. Связь с истребителями гарантировали четыре радиостанции Р-824. Для взаимодействия с другими подразделениями и связи с вышестоящими КП имелось 10 радиостанций Р-118, Р-137, Р-140.

В 1980-е годы в радиотехнических подразделений ВВС Польши имелось: 53 радиолокационных дальномера, 59 радиовысотомеров, 21 радиолиния (РЛ-30), 21 подвижный пункт управления и наведения, 2 аппаратных комплекса полуавтоматического сбора информации от подчиненных полков (РП-03У), 6 комплектов аппаратуры полуавтоматического приема и автоматической передачи информации (РП -02У), 6 комплектов аппаратуры наведения истребителей (РП-11).


Типичный радиотехнический пост ВВС Польши состоял из двух радиолокационных станций обнаружения и наведения, сопряженных с двумя радиовысотомерами, одного комплекта аппаратуры передачи радиолокационного изображения (РЛ-30) и подвижного пункта управления и наведения. Очень часто РЛС устанавливали на естественных или искусственно созданных холмах. Пункты управления и часть аппаратуры связи разместили в укреплённых железобетонных бункерах.

В середине 1970-х были сформированы три радиотехнические бригады, которые круглосуточно полностью контролировали воздушное пространство над страной, обеспечивая сплошное радиолокационное поле на средних и больших высотах. В составе бригад имелось 14 радиотехнических батальонов, 14 рот управления, а также 43 радиолокационные роты.


Схема размещения постоянно действующих радиолокационных постов и КП ПВО по состоянию на 1992 год

Пика своего развития польские РТВ достигли в конце 1980-х. После развала Восточного блока, сокращения ЗРВ и ВВС количество радиолокационных постов на территории Польши существенно уменьшилось. Однако, в отличие от других стран, входивших в ОВД, это сокращение не носило обвальный характер. Более того, польская радиоэлектронная промышленность продолжила разработку и производство собственных радиолокационных станций, и на момент вступления в НАТО Польша имела достаточно плотную сеть радиолокационных постов, увязанных в единую автоматизированную систему управления.

Продолжение следует…
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    10 июня 2022 05:26
    множество радиодеталей в РЛС как польского так и советского производства,были производства концерна "тесла",чехословакии.
    1. +6
      10 июня 2022 07:31
      Цитата: Аэродромный
      концерна "тесла",чехословакии.

      Интересно, в Чехии, или Словакии товарный знак Тесла ещё существует?
      Ведь а США действует другая Tesla.
      Речь о защите товарных знаков
      1. +4
        10 июня 2022 09:07
        Товарный знак есть.
        Существует
        Но «Тесла» не будет являться тз.
        Хотя и предлагали расшифровывать как сокращения слов «телекоммуникация» и «слаботочная техника».

        Это имя собственное.
        Компания Ньютон или Максвелла, допустим.
        А народная «Тесла» раньше звалась Elektra Praha
    2. +5
      10 июня 2022 07:38
      Цитата: Bongo
      РЛС P-35 Monika имела импульсную мощность до 1 МВт.
      Максимальная дальность обнаружения – до 350 км.
      Антенный пост вращался со скоростью – 7 об/мин.

      Станция П-37 имеет импульсную мощность 700 Вт.
      Дальность обнаружения – до 250 км.
      Скорость вращения антенны: 3–6 об/мин.

      hi
      Более новая РЛС обладала более скромными характеристиками?
      1. +4
        10 июня 2022 09:01
        Более новая РЛС обладала более скромными характеристиками?

        Дальность обнаружения ~корень четвёртой степени из мощности излучателя.
        А 350 или 250 это только высоколетяшие ( земля она «кривокруглая»)
        Так как дальность меньше: можно и обороты поменьше (С=2*пи*R)
        Зато она более помехозащишенная и может сопровождать цели на малой высоте.
        Да и на вид, не как ленд-Лисовская из Америки request
      2. +5
        10 июня 2022 12:16
        Цитата: Mister X
        Более новая РЛС обладала более скромными характеристиками?

        Здравствуй, мой наблюдательный друг!
        Возможно ты заметил, что у этих станций разная мощность передатчика? Кроме того, дальность обнаружения очень сильно зависит от высоты полёта и ЭПР.
        1. +5
          10 июня 2022 15:00
          Цитата: Bongo
          ты заметил, что у этих станций разная мощность передатчика

          Конечно заметил: у старой - более мощный передатчик.
          Отсюда и мой вопрос )
          1. -4
            10 июня 2022 17:54
            Не заморачивайтесь на опровержениях. В статье столько ляпов, что не хватит и трёх статей на поправки...
            1. +2
              10 июня 2022 18:10
              Цитата: Шарнхорст
              В статье столько ляпов, что не хватит и трёх статей на поправки...

              Поаккуратнее с критикой, Герхард.
              Модератору стоит лишь один раз задуматься: что германский крейсер делает на российском сайте?
        2. Здравствуйте Сергей.
          не большое замечание по поводу
          На одном из которых размещается радиоэлектронная аппаратура с рабочими местами операторов
          Там находились и спальные места а также места для приема пиши ,а также игровой стол.
          Конечно все это не по уставу было но тем не менее решил поделиться
    3. +4
      10 июня 2022 09:16
      Все помним при СССР:
      «Куплю конденсаторы фирмы Tesla»
      «Приобрету усилители Tesla (Чехословакия)»
      Тесла это же:
      Пражский филиал Филипс ( Электра) + Always, Elektrotechna, Metallix-Roentgen, Prchal-Ericsson, Radiolelektra, Radiotechna, Telefunken, Telegrafia, Triotron, братиславские Siemens-Radio, Tungsram, а также предприятия из других городов: Lorenz, Mikrofona, IDEAL Radio, Siemens-Halske.
      Германия Гитлера оооче Always, Elektrotechna, Metallix-Roentgen, Prchal-Ericsson, Radiolelektra, Radiotechna, Telefunken, Telegrafia, Triotron, братиславские Siemens-Radio, Tungsram, а также предприятия из других городов: Lorenz, Mikrofona, IDEAL Radio, Siemens-Halske. Германия 2МВ очень много в протекторате Чехии и Моравии производила
  2. +5
    10 июня 2022 06:51
    Ещё не начав читать эту статью, я уже знал кто автор. Кто ещё кроме Bongo возьмётся за такую тему?
    1. +5
      10 июня 2022 09:30
      Ещё не начав читать эту статью, я уже знал кто автор. Кто ещё кроме Bongo возьмётся за такую тему?

      Поэтому Сергей и узнаваем. yes Что сказать? Молодец Бонго! drinks
      1. +6
        10 июня 2022 12:19
        Цитата: Пане Коханку
        Поэтому Сергей и узнаваем.

        Да, только это мало кому интересно!
        Цитата: Пане Коханку
        Что сказать? Молодец Бонго!

        Спасибо! Надеюсь тебе понравилось. drinks
        1. +5
          10 июня 2022 13:22
          Спасибо! Надеюсь тебе понравилось.

          Ну конечно! drinks "Бонго берет тему и начинает ее копать, выпуская подробные циклы". yes
        2. +2
          10 июня 2022 16:10
          Цитата: Bongo
          Да, только это мало кому интересно!

          Я старательно все прочитал, но если честно мало что понял. Извините, так как гуманитарий! drinks
          Радиовысотомер Bogota
          Богота - это же столица Колумбии? laughing
  3. +2
    10 июня 2022 08:52
    Радиовысотомер предназначен для определения таких параметров, как азимут, дальность и высота

    Ошибка наверно.
    РВ не определяет азимут и дальность: ему выдаёт их РЛС, «мозги» РВ вычисляют угловую скорость и.. ну и тд
    РВ формирует однолепестковую игольчатую диаграмму направленности, узкую в обеих плоскостях и более узкую в вертикальной плоскости. По азимуту РВ даже цель ( предположу) не найти ( устанешь)
    1. 0
      10 июня 2022 18:23
      Вы не совсем в теме. У оператора высотомера на рабочем месте два индикатора. На ИКО (индикатор кругового обзора) может выводиться обстановка от сопрягаемой РЛС в системе координат азимут-дальность. На ИВ (индикатор высоты) выведены координаты дальность-высота собственно РВ. ПРВ-13 и -17 с гидравлической системой качания антенны могли использоваться как маловысотные РЛС кругового обзора. Для этого в цикле из трёх оборотов ППК антенна ступенчато изменяла на один оборот угол места на один градус. В этом режиме поиск цели оператор вёл по ИКО, на который выводилась собственная информация.
      «мозги» РВ вычисляют угловую скорость
      Единственный мозг был только у оператора, в плане того что не было никакого спецвычислителя. При сопряжении с АСУ в качестве координаты цели можно было снять угол места, но не угловую скорость.
      1. +2
        11 июня 2022 03:01
        Вы не совсем в теме

        Я же не утверждал обратное!
        Спасибо, что конкретизировали, ткнули так сказать.
        Написал же по русски чёрным на интернете
        Ошибка наверно

        Спать хочется, потом раздую глубже, что мыслю об этом Кратко:
        РЛС обзора это так ( крутить на 360 градусов этим «лезвием», относительно перпендикуляра к поверхности земли

        И эта штука определит и азимут и дальностьдо цели
        РВ- это так:

        Я рукокрив но понятно.
        Крутить вокруг перпендикуляра к оси рлс кругового обзора.
        Как не старайся : азимут не определить.
        На счёт «мозгов» не согласен, не СРП, но ганглий точно есть:
        Так как вряд ли оператору нужно типа
        преобразователь аналог-цифра – ячейка Д2ПВ3;
         устройство ЧПВ (череспериодное вычитание) – ячейка Д2ИП27;
         сумматор и цифроаналоговый преобразователь – ячейка Д2ИМ15

        Но не утверждаю. Надо читать, тк я « просто не в теме».
        После, ок?
        1. 0
          11 июня 2022 03:21
          Во как многА пишешь, так по губам получаешь

          Радиовысотомер «Вершина» предназначался для измерения высоты целей как при сопряжении с двухкоординатными РЛС, так и автономно. Антенная система и приемо-передающая аппаратура высотомера были смонтированы на вращающейся кабине (КЗУ-16). В зависимости от варианта модернизации в его состав включались индикаторная кабина и электростанция.

          Радиовысотомер осуществлял измерение высоты полета целей в зоне угла места от +0.5 до 30° - до 34000 км. Высотомер ☝️мог работать в секторном режиме обзора по азимуту (☝️секторы - 15°. 75°, 165°), в режиме кругового обзора со скоростью вращения антенны 67.5 об/ мин или в режиме ручного сопровождения. Частота качания зеркала антенны в вертикальной плоскости подбиралась от 10 до 30 двойных взмахов в минуту - в зависимости от условий работы.
  4. +4
    10 июня 2022 12:38
    первый мобильный радар Jawor был установлен на грузовике Tatra 111 (выпускался с 1942 по 1962 год).
    Ну вот чехи в своём репертуаре - и нашим, и вашим. Статья интересная, автору - респект.
  5. +7
    10 июня 2022 12:47
    Добрый вечер, Сергей! Посмотрел на знакомые Голенюв и Витково, с которыми у нас шёл постоянный обмен. Метеосводки, цели, честно говоря сейчас уж и не помню какая у нас с ними радиосеть по передачи воздушных целей была. Бывало и не раз, идёт контрольная, особенно в выходные, мы уже минуты 2 как данные на КП даём, тут "паны" звонят "пшиятели" дайте начальные по цели, они как всегда спали или думали что опять учебка идёт... Сколько помню , когда ещё солдатом дежурил, потом уже когда сам ДСом ходил постоянно было. Мы им- а вы чего не дежурите-то в сети на постоянку? В ответ - а зачем, если есть вы... А сейчас вот "лучшие союзники США". Даааа...
    PS. Чуть не забыл , будучи в плену воспоминаний. Как всегда good good good !!!!
    1. +6
      10 июня 2022 12:51
      Александр, добрый вечер!
      Цитата: Fitter65
      сейчас вот "лучшие союзники США". Даааа...

      В настоящее время на территории Польши постоянно функционирует 6 мощных стационарных радаров NUR-12М и RAT-31 DL, которые увязаны в общую информационную сеть ПВО НАТО. Но об этом будет в следующей части.
      1. +6
        10 июня 2022 12:58
        Раньше были увязаны в нашу систему ПВО. Вернее все мы были увязаны в систему ПВО Варшавского Договора.
        1. +5
          10 июня 2022 13:00
          Цитата: Fitter65
          Раньше были увязаны в нашу систему ПВО. Вернее все мы были увязаны в систему ПВО Варшавского Договора.

          Отчасти. В Польше функционировала собственная АСУ известная как "Дунай".
          1. +6
            10 июня 2022 13:25
            У нас тоже была своя зона ответственности, тем более что мы относились вообще к ВВС. За некоторые цели отвечали мы, за не которые паны. Поэтому хотя у нас в Ключево, Колобжеге, и Хойне стояло на БД дежурное звено, но оно не всегда уходило на перехват. Мы "чисто помогали" панам, хотя и взаимодействовали тесно.
  6. +5
    10 июня 2022 15:27
    Пёстрый набор радаров был в Польше. Про какие-то я знала. Модернизированные П-37 до сих пор работают на аэродроме Дзёмги.