США передали двигатель для первого турецкого истребителя

60

Турецкая оборонная промышленность на фоне ряда успехов в разработке изделий военного назначения пытается создать первый национальный боевой самолёт. Одним из самых проблемных моментов этого проекта является силовая установка.

Турецкие инженеры уже один раз «обожглись», сделав ставку при создании собственного танка «Алтай» на немецкие двигатели, поставка которых была заблокирована властями ФРГ. Всё же было решено, как говорится, «наступить на те же грабли» – при разработке истребителя полагаться на западных партнёров, по крайней мере – на первом этапе реализации проекта.



Турбовентиляторный двигатель F110 был доставлен в Турцию из США для использования в прототипе национального боевого самолёта MMU

- отмечается в издании SavunmaSanayiST со ссылкой на Управление оборонной промышленности.

Предполагается, что самолёт с силовой установкой F110 будет выведен из ангара 18 марта 2023 года [процедура выкатки свидетельствует о готовности к наземным испытаниям]. Сведения о количестве переданных двигателей отсутствуют, однако имеется информация, что для тестовых испытаний будут поставлены 10 силовых установок, которые пойдут на оснащение четырёх машин (два двигателя останутся в запасе), три из которых должны быть готовы к концу 2026 года.

При этом при серийном выпуске самолёта MMU компания TAI [производитель] планирует использовать турбовентиляторный двигатель турецкой уникальной разработки

- указывается в издании, поясняя, что при благоприятном ходе работ истребитель с национальным двигателем будет готов в первой половине 2030-х годов.

60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    5 июня 2022 17:09
    Рано или поздно кинут Турцию, если пойдет против, для запада это норма.
    1. -9
      5 июня 2022 17:22
      Цитата: ARIONkrsk
      Рано или поздно кинут Турцию, если пойдет против, для запада это норма.

      Эрдоган это знает ,кому он обязан жизнью и тем ,кто он сейчас есть в мировой политике ..
      Бузит иногда ,но все остальное исполняет .. hi
      1. +7
        5 июня 2022 19:54
        Полагаю, Турция решила пойти по китайскому пути.
        Закупают чужие двигатели, лучшие из тех, что могут купить, и пытаются сделать свой аналог.
    2. 0
      5 июня 2022 17:24
      Ну так это не наши проблемы.Наш истребитель 5 поколения Су-57 уже боевые задачи выполняет. Турки свой только в следующем году выкатят. Первые кадры удара Су-57 по украинскому объекту. Предположительно, это первые кадры боевого применения новейшей управляемой авиационной ракеты воздух-поверхность Х-59МК2. Удары наносились по Дарницкому вагоноремонтному заводу на левом берегу Киева утром 5 июня.
      . Предположительно, это первые кадры боевого применения новейшей управляемой авиационной ракеты «воздух-поверхность» Х-59МК2.

      Видео по ссылке ниже.

      https://rusvesna.su/news/1654426429
      1. 0
        5 июня 2022 19:35
        еще пишут что это Изделие 305Э
        1. +1
          5 июня 2022 19:54
          Цитата: Toorik
          еще пишут что это Изделие 305Э


          Говорят, что Х-59МК2.
          .Стало известно, что в Сети были опубликованы видеозапись и фотографии удара российскими Су-57 по Дарницкому вагоноремонтному заводу в Киеве.

          Военный источник предоставил новостному порталу «Русская Весна» видеозапись, на которой можно увидеть первое боевое применение новейшей ракеты «воздух - поверхность» Х-59МК2. Об этом сообщает "Рамблер". Далее: https://news.rambler.ru/troops/48776448/
      2. 0
        6 июня 2022 09:43
        похоже, как мне оказалось, во второй части ролика ракета попала в смотрительную вышку, но летела по цеху. Как бы там не было я хочу больше таких видео, а лучше чтобы на ней была рожа Зеленского в конце
    3. 0
      5 июня 2022 19:36
      но к этому времени у Турции будет готовое изделие, останется только приготовить двигатель. Игра стоит свеч.
      1. +1
        5 июня 2022 19:42
        В следующем году выкатят прототип,а не готовое изделие.Как выкатили в 2021 году прототип "Разгрома" Су-75.Готовым изделием турецкий самолёт станет только к началу 30-ых годов после серии испытаний.Как он может быть готовым изделием,если даже не совершил первый полёт?Рафаль поступил на вооружение только спустя 15 лет после первого полёта.Су-57 первый полёт в 2010 году,на вооружение поступил в 2020 году.
        . Французский легкий истребитель четвертого поколения Rafale имел проблемную раннюю историю, поступив на вооружение через 15 лет после своего первого полета из-за трудностей в разработке и плохих результатов на экспортных рынках в последствии. А кто-то упрекает, что Су-57 долго вводя в строй, вон, дассовцы тоже долго до ума доводили свой истребитель.

        https://zen.yandex.ru/media/id/5bfae45c2524ba00aa55f259/pochemu-aljir-otverg-francuzskii-rafale-i-predpochel-rossiiskii-su30mka-dlia-modernizacii-svoego-istrebitelnogo-parka-62938d3e6d5c573433549198
  2. +19
    5 июня 2022 17:12
    У всех стран с отсутствием научной школы десятилетиями в двигателестроении - проблема с движками, а не планерами. Даже Китай смотрел с капающей слюной на Моторсич. Сейчас Моторсич никому помочь не может (вернее ему помочь никто не сможет уже). Вот турки и вынуждены искать движки у кого угодно...они даже на байрактары найти движки нормальные не могли. Так что как не было у них своей авиации - так и не будет. Учитывая инфляцию в этом году в 73,5% - желающих инвестироваться в них тоже не будет.
    1. +1
      5 июня 2022 17:15
      Сейчас Моторсич никому помочь не может (вернее ему помочь никто не сможет уже)

      Вчера одним глазом в телеграмме видел новость, что пытаются вывезти мощности Мотор Сич на Запад.
      1. +2
        5 июня 2022 18:00
        Что Китаю не достанется это хорошо, но кое-что и России надо [некоторые двигатели].
      2. JPV
        0
        5 июня 2022 19:35
        Походу там поляки подсуетились...своего нет, так у украинцев спивозьмут...
    2. 0
      5 июня 2022 19:25
      Цитата: Fisherman
      Моторсич никому помочь не может (вернее ему помочь никто не сможет уже).

      Ну почему же никто? Мы можем. И я думаю мы поможем восстановиться заводу. Думаю России он не помешает.
      1. 0
        5 июня 2022 22:34
        Согласен. Перевезти в Красноярск.
      2. 0
        5 июня 2022 22:55
        Если бы "Мотор-Сич" взяли первым рывком , как Херсон , то такой завод , да в целом состоянии , был бы просто царским приобретением для нашего авиапрома . А теперь его скорей всего "эвакуируют" либо в Польшу , либо в Турцию . С вероятностью 9\1 Польши против Турции .
        А что не успеют вывезти , постараются уничтожить при отступлении .
        Так что вряд-ли нам что-нибудь обломится от "Запорож-Сичи" и "Зоря-Машпроекта" в Николаеве (оттуда тоже вроде как оборудование вывозят .
        Так что придётся видимо , обходиться собственными силами и мощностями . А кадры и так потихоньку переманивали все эти 8 лет .
  3. +3
    5 июня 2022 17:16
    С Америкой такие проэкты нельзя начинать , да и с Европой очень опасно ведь они под Америкой ходят . Самый надёжный партнёр в этом деле это Россия, ещё не помню по крайней мере последние 20 лет чтоб Россия кого-то подвела в области вооружения и техники военной.
    1. +2
      5 июня 2022 19:01
      Иран с поставкой зрк.... hi
  4. +3
    5 июня 2022 17:19
    Ёжики плакали, кололись, но продолжали есть кактус!))
  5. +11
    5 июня 2022 17:19
    Серьезные проблемы их ждут на пути двигателестроения. Для истребителей, я имею ввиду. В мире пока только 4 страны осталось, способные разрабатывать и производить ГТД. И Россия - одна из них. МоторСич и его страну пребывания можно уже не считать.
    1. 0
      5 июня 2022 17:40
      Сев. Корея тоже интенсивно работает в этом направлении используя весь опыт советского двигателестроения, полученного при экспуатации и самостоятельном ремонте советской техники. Нет данных что они близки к окончательному успеху, но один из китайцев болтанул что Китай им помогает. Мотор Сич был бы в помощь и китайцам и корейцам - с ними бы поделились информацией.
    2. +2
      5 июня 2022 18:01
      Мотор и не делал движкт такого класса. А что , туретская копия F22 с F110 потянет на пятое поколение? И с почти нулевого сразу в пятое- это как?
      1. 0
        5 июня 2022 18:03
        Ну они из феодализма скаканули в капитализм - видимо думают что и здесь получится.
        1. +1
          5 июня 2022 18:37
          Мне такая же асоциация на ум сразу пришла. А про собственный двигатель пятого поколения еще смешнее , чем собственно сам планер lol
    3. 0
      5 июня 2022 18:34
      По факту две Россия и запад, или есть сомнения что на западе полная кооперация в данном вопросе между государствами сателлитами?
  6. +4
    5 июня 2022 17:26
    США терпит турков только из-за их выгодного географического положения. Может быть мы когда-нибудь и увидим операцию штатов по демилитаризации Турции.
    1. +2
      5 июня 2022 19:39
      Цитата: Пулково1942
      Может быть мы когда-нибудь и увидим операцию штатов по демилитаризации Турции.

      Скорее всего Штаты повторят попытку дворцового переворота. Правда Эрдоган серьезно подчистил сторонников Гюлена, и в первую очередь в ВС, особенно в ВВС. Но опасность сохраняется. Уж больно нью-султан своеволен и не желает плясать под американскую дудку. А это напрягает полосатоухих не по-детски. Так что, все возможно в нашем неспокойном мире...
  7. 0
    5 июня 2022 17:27
    Султану виднее...
  8. sen
    +2
    5 июня 2022 17:31
    США передали двигатель для первого турецкого истребителя

    О, у США есть рычаги давления на Турцию, так что Финляндию и Швецию примут в НАТО.
    1. -1
      5 июня 2022 18:18
      Финляндию примут в НАТО.
      Не понял,вас это радует?
  9. +1
    5 июня 2022 17:39
    Чем вызван такой аттракцион фантастической щедрости? матрасники решили купить Эрдогана?
    1. +4
      5 июня 2022 17:44
      Ну двигатель то явно не самой последней свежести - вряд ли американцы продали туркам самое самое современно разработанное.
      Первый прототип F110 аж из 1986 года. Первый носитель двигателя F-14. Так что-а.... winked Нету особой щедрости - этот двигатель всем продают кто в НАТО летает на F15, F16. Последняя модификация 110-GE132 (самая большая тяга) за рубеж поставляется только с особого разрешения и только особо доверенным партнерам по НАТО.

      https://ru.m.wikipedia.org/wiki/General_Electric_F110

      С таким же успехом можно было туркам толкнуть Д30 КУ. laughing
      1. +2
        5 июня 2022 18:20
        Бусы в обмен на золото - проверенная тактика наглосаксов. Вот и в матрасии намедни генерал Дэвид Болдуин (не путать с актером Алеком Болдуином, этот за нас, косит укроп прямо на съемочной площадке) предложил передать Украине западные истребители. С учетом обозначенной тактики - наверняка Спитфайры
        1. +1
          5 июня 2022 18:30
          Хорошо что не Утку братьев Райт предложил... lol
      2. 0
        5 июня 2022 20:42
        С учетом того, что у турок ничего такого нет, для этих и это много.
    2. +1
      5 июня 2022 17:46
      Деньги однако сильно надо!
      1. +2
        5 июня 2022 17:52
        Да эт понятно. Просто туркам впарили конечно нормальный двигатель, но отнюдь не инновационный, а ставить такое на "супер турецкий современный истребитель" все равно что лепить Neen на Су57.
        1. +2
          5 июня 2022 18:02
          Ну турки тоже не дураки и не замахиваются на "суперсовременный", с чего-то начинать надо.
          1. +1
            5 июня 2022 18:04
            Самый парадокс будет в том если у турок получится.
            1. +1
              5 июня 2022 19:09
              Воевать с технически отсталыми соседями вполне.
              Противостоять таким как РФ или Израиль задачи не стоит пока.
              Современный истребитель целая связка ключевых технологий, я даже не знаю есть хоть что-то у турков по списку.
              1. 0
                5 июня 2022 19:29
                Купят, совместно слепят, ... . Шанс есть.
  10. 0
    5 июня 2022 17:40
    США передали двигатель для первого турецкого истребителя
    А шо? Фы-35 по дешовке продать - жалко, а достойно, так у Турции грошей нема. А так.... Выход, может Турция шведов с финами в НАТО пустит.
  11. 0
    5 июня 2022 18:22
    При этом при серийном выпуске самолёта MMU компания TAI [производитель] планирует использовать турбовентиляторный двигатель турецкой уникальной разработки
    Турбовентиляторный двигатель F110 был доставлен в Турцию из США для использования в прототипе национального боевого самолёта MMU
    Всё же было решено, как говорится, «наступить на те же грабли» – при разработке истребителя полагаться на западных партнёров, по крайней мере – на первом этапе реализации проекта.
    Суровый турецкий грабельный гешефт не перестаёт удивлять. Наверняка у китайцев "схему работы" подсмотрели. bully
  12. +2
    5 июня 2022 18:25
    Самолет разрабатывается совместно с бае системс, движек совместно с ролс ройс. Американские будут ставиться пока свой не разработали, чтобы не терять время
  13. -1
    5 июня 2022 18:33
    Цитата: gansales
    Цитата: ARIONkrsk
    Рано или поздно кинут Турцию, если пойдет против, для запада это норма.

    Эрдоган это знает ,кому он обязан жизнью и тем ,кто он сейчас есть в мировой политике ..
    Бузит иногда ,но все остальное исполняет .. hi

    Исполняет конечно? Сколько надо было ждать свои опорные пункты из Сирии отодвинуть? В Идлибе даже в прямом столкновение с росийской армии вязялся. Вот такой друг! Сколько еще ударов ножом в спину от него надо получить чтобы поставить на месте. Для Украины понадобились 8 лет а для Турции?
  14. 0
    5 июня 2022 18:43
    США передали двигатель для первого турецкого истребителя
    . Всё правильно, авиадвигатель задача серьезная, мало кто может похвастаться успехами в этом деле.
  15. -1
    5 июня 2022 18:43
    Цитата: Nexcom
    Самый парадокс будет в том если у турок получится.

    Конечно, получится. Лично я не сомневаюсь. И их аэроплан даже будет летать.
  16. -2
    5 июня 2022 19:18
    Цитата: Влад69
    Мотор и не делал движкт такого класса. А что , туретская копия F22 с F110 потянет на пятое поколение? И с почти нулевого сразу в пятое- это как?

    По моему, турки слишком вдохновились своим байрактаром и замахнулись на архисложную задачу. Байрактар, да и любой другой их беспилотник, чуть сложнее самолётов, которые школьники клеили на станциях юных техников, в советское время. Слышу возражения типа, у нас и таких нет. Мы долго запрягаем.....куча опытных экземпляров, тяжело пустить их в серию.
  17. 0
    5 июня 2022 20:16
    Даже Китай столкнулся со многими трудностями в долгосрочной перспективе при разработке двигателей и создании самолетов. Не верю, что турки закончат этот прототип к 2023 году
  18. 0
    6 июня 2022 09:14
    Сейчас даже на гражданке нужно при проектировании самолета планировать два ТРД ...это наглядно видно на примере ССЖ и МС21.....все, что смогут недопоставить...недопоставят.
  19. amr
    0
    6 июня 2022 10:47
    Цитата: Fisherman
    Так что как не было у них своей авиации - так и не будет. Учитывая инфляцию в этом году в 73,5% - желающих инвестироваться в них тоже не будет.


    ну вы то по себе и своей стране не судите....

    у них когда-то и легкой промышлиности не было и химической, а потом тока на одних руинах совка скока подняли на одних спортивных костюмах и пластиковых стульях, точно так они замещают и машиностроение и станкостроение...

    ... у меня днюха была, подарили винтовку пневматическую, самая оптимальная цена/качество/доступность и тд...... оказалась турецкая Ханса! и шо не догонят думаете??
    1. 0
      7 июня 2022 09:12
      С другой стороны, готовые истребители уже покупать не хотят...и экспорт будет идти на урове отдельных узлов и систем оружия.......Странам с амбициями нужны компетенции....и свое собственное оружие.
  20. 0
    6 июня 2022 11:17
    Пока весь мир будет продолжать копировать F-22 или F-35 с опозданием на 30 лет, американцы могут спать спокойно. Своя школа - это когда ты придумываешь принципиально новые вещи, внутри и снаружи.
    1. 0
      7 июня 2022 09:15
      Ну есть мировой тренд на сейчас и завтра - стелс истребитель бомбардировщик.......вот облик и привели к идеалу.... Ф22, Ф35, Су57, Су75........БРЭО - ЖК экраны......все отличия плюс-минус в характеристиках (и то не значительно) 5-10%. Вот кто и сколько и на сколько их сможет делать самостоятельно.......и какое оружие. Вот в этом и разница.
      1. 0
        7 июня 2022 19:11
        Американцы решили, что надо перейти от Ф15 к Ф22, и сделали его, попутно объяснив всему миру почему это самое лучшее. Теперь они перешли на Ф35 (не будем спорить каков он на самом деле), опять же, нагнув всех в эту моду. Завтра они сделают опять что-то принципиально новое. Так что нет, мировой тренд - это не что-то объективное. Это заданное американцами направление. Это положение вещей надо менять. Принципиально новые идеи и их реализация должны начать исходить от нас. Мы до сих пор отстаём в процессах. Идеи у нас были, есть и будут, но как до реализации... долго, и оглядываемся на них.
        1. +1
          8 июня 2022 12:54
          Американцы и Ко имеют громадный опыт ударных миссий (он сравним с нашим опытом в ПВО) и требования к ИБ 5го поколения они знают лучше нас, как и к тактике применения. Кроме стелс покрытий, подход СССР в прокт 1,44 был схожим....может , был бы и стелс проект, но произошел перерыв на 20 лет. и мы имеем Су57....в нем все то же, но с поправкой на наши возможности и тактику.
          1. 0
            8 июня 2022 21:47
            Я слышал о некоторых революционных возможностях, которые закладывались в МиГ 1.42, который потом трансформировался в 1.44. Они не были реализованы. Авиастроение позднего СССР уже страдало несуверенностью мышления, поэтому конструкторам приходилось ждать пока противник придумает и реализует что-то, что потом нашим разрешалось копировать и улучшать вдогонку. Работ на опережение, похоже, не было. Подход у власти бы примерно такой: пока это не придумали американцы - это не нужно. Сейчас мы пока догоняем, но когда выйдем на опрежение, надо чтобы смелые идеи отечественных конструкторов рассматривались без оглядки на штаты, а наоборот - в свете того как мы оставляем из позади. В идеале добиться их отставания на шаг (поколение) или больше.
            1. 0
              10 июня 2022 10:02
              Это был советский взгляд (КБ МиГ) на 5е поколение....но по факту 4++....Су35С
              1. 0
                13 июня 2022 18:37
                Согласен. А почему советская школа не породила то пятое поколение, которое легло в Ф22 и Су-57? Или породила, просто проект не пошёл? Ведь американцы с середины 80х занимались по программе ATF, если не сказать с начала.
                1. 0
                  14 июня 2022 11:12
                  Как я читал....на тот момент были дискуссии про то, какие должны быть требования к 5 поколению. Это один из подходов и Стелс требования не выглядели как обязательные. Су57 это уже второй заход....и перед глазами был и Ф22 и Ф35 и получилось что то среднее. Плюс ресурсы позднего СССР (мы не могли позволить себе масштабные тендеры)