Новый истребитель для ВВС России

Новый истребитель для ВВС России

Су-30СМ летчики получат менее чем через год после оформления заказа

Корпорация «Иркут» и ОКБ Сухого приступили к летным испытаниям многофункционального сверхманевренного истребителя Су-30СМ, предназначенного для поставки Министерству обороны России.

21 сентября 2012 года на аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Корпорация «Иркут» – состоялся полет первого самолета этого типа. Спустя четыре дня к испытаниям присоединился второй Су-30СМ. В обоих случаях первые полеты были достаточно длительными – порядка двух часов и прошли без замечаний.


Как заявил в августе президент корпорации «Иркут» Олег Демченко, поставки самолетов заказчику начнутся уже в 2012 году.

Контракт между Министерством обороны РФ и корпорацией «Иркут» на 30 Су-30СМ в период до 2015 года был подписан в марте 2012-го. В августе первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков сказал, что до конца года может быть заключен еще один контракт на вторую партию Су-30СМ.

Обращает на себя внимание относительно быстрая реализация контракта. Еще ни разу за последнее время ВВС не получали новый для себя тип самолета менее чем через год после оформления заказа. Это стало возможным благодаря трем факторам.

Во-первых, Су-30СМ – это эволюционное развитие хорошо отработанного за последние годы экспортного семейства Су-30МКИ.

Во-вторых, работу над вариантом самолета для ВВС России «Иркут» и ОКБ Сухого начали задолго до подписания контракта.



В-третьих, Иркутский авиационный завод в последние годы стабильно наращивал темпы серийного выпуска самолетов этого типа, параллельно совершенствуя технологии и расширяя производственную базу. Здесь удалось добиться рекордного для российской авиационной промышленности объема выработки на одного работающего – около четырех миллионов рублей в год.

Смысл закупки самолетов раскрыл министр обороны России Анатолий Сердюков, комментируя подписание контракта с «Иркутом»: «Предстоящее поступление в Вооруженные Силы современных сверхманевренных двухместных истребителей Су-30СМ существенно увеличит боевую мощь российских ВВС. Кроме того, технические возможности самолета позволят достичь более высокого уровня подготовки летчиков, что особенно актуально в связи с увеличением объема закупок боевой авиационной техники нового поколения».

Для боя…

Су-30СМ не только способны «увеличить боевую мощь российских ВВС», но и что очень важно – сделать это быстро. Эти истребители имеют современное бортовое радиоэлектронное оборудование, мощную РЛС с фазированной антенной решеткой и широкий арсенал высокоточного вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

В отличие от своих предшественников из семейства Су-27/Су-30, авионика СМ построена по принципу открытой архитектуры, что упрощает интеграцию в состав БРЭО новых систем и вооружений. По-видимому, часть таких задач уже решена, поскольку официально заявлено, что «специалисты ОАО «ОКБ Сухого» адаптировали истребитель под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания», а также «внесли изменения в состав вооружения».

Отметим, что ряд экспортных ракет для Су-27/Су-30 имеет более эффективные аналоги для внутреннего использования. Об этом, в частности, свидетельствуют недавние заявления корпорации «Тактическое ракетное вооружение» об окончании испытаний ракет Х-31АД и Х-31ПД. От экспортных предшественников они отличаются удвоенной дальностью, более мощной боевой частью и усовершенствованными системами самонаведения.

Будет нелишним добавить, что встречающийся в прессе тезис о том, что Су-30СМ является модификацией Су-30МКИ, не совсем точен. Облик экспортного семейства «иркутских» Су-30 нельзя рассматривать как нечто застывшее. Су-30МКИ поставлялись в Индию последовательно в трех «лицах» с дальнейшей доработкой машин из первых партий. Окончательный облик поставочных самолетов сформировался во второй половине 2000-х годов на малайзийских Су-30МКМ, получивших, в частности, современные оптико-электронные оборонительные системы. Кстати, представители «Иркута» в неофициальном порядке говорили о том, что прародителем СМ стал именно Су-30МКМ.

Не останавливались и проработки в области совершенствования БРЭО индийских машин, о чем свидетельствуют заявления о предстоящем появлении модернизированных истребителей под условным наименованием «Супер-30». Другое направление модернизации «иркутских» Су-30 – это оснащение их сверхзвуковыми ракетами большой дальности. И хотя информации по этим темам применительно к Су-30СМ нет, все эти направления дальнейшего совершенствования объективно создают новые возможности для ВВС России.

Су-30СМ с их уникальными на сегодня боевыми качествами позволяют создавать компактные авиационные группировки, одинаково хорошо приспособленные для борьбы с воздушным, наземным и морским противником. В этой связи вполне логичными представляются неофициальные сообщения о возможном развертывании Су-30СМ в составе группировки Черноморского флота России в Крыму, где число и состав авиационной компоненты ограничены межгосударственными соглашениями с Украиной.

…и для учебы

Анализа заслуживает и вторая часть заявления министра обороны о том, что «технические возможности самолета позволят достичь более высокого уровня подготовки летчиков, что особенно актуально в связи с увеличением объема закупок боевой авиационной техники нового поколения».

Здесь стоит обратить внимание на тот факт, что перспективные самолеты российских ВВС, такие как Су-35С и Т-50, имеют исключительно одноместные кабины пилота. Задачу первичного обучения летчиков для них позволяют решить новейшие Як-130. Однако подготовка летчиков выходит далеко за рамки обучения полету и применения оружия. Когда речь заходит о передаче боевого опыта, освоении тактики воздушного боя с реальным использованием всего арсенала вооружения, двухместные боевые машины могут оказаться незаменимыми.

Также следует добавить: Су-30СМ, Су-35С и Т-50 – это сверхманевренные истребители с управляемым вектором тяги, которых в боевом составе ВС России на сегодня нет. Очевидно, что двухместные Су-30СМ позволяют в более короткие сроки подготовить достаточное число пилотов для ВВС нового облика.

Подводя итог, сформулируем факторы, обусловившие, на наш взгляд, решение о закупке Су-30СМ Министерством обороны России:

  • достойные боевые и учебные возможности, которые можно наращивать, имея в виду и повышение эффективности ВВС РФ, и увеличение экспортного потенциала;
  • хорошая репутация семейства Су-30МКИ в мире, подтвержденная на учениях ВВС передовых авиационных держав мира;
  • отлаженное крупносерийное производство, обеспечивающее приемлемую и для заказчика, и для исполнителя стоимость самолетов.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 17
  1. мангуст 9 октября 2012 08:17
    хорош! да и новости радуют, перешли от слов к делу
    мангуст
    1. vaf 9 октября 2012 18:10
      Цитата: мангуст
      да и новости радуют,


      Даа, новости прямо...зашибись crying wassat

      В ближайшем будущем ВВС Индии приступят к развертыванию четырех новых эскадрилий истребителей Су-30МКИ. В настоящее время в штате Пенджаб на границе с Пакистаном готовится к формированию 10-я по счету эскадрилья самолетов «Су».



      Процесс формирования новой 15-й эскадрильи 'Flying Lancers' будет начат в декабре и она будет полностью боеготовой к середине следующего года, сказал командующий ВВС маршал Н.А.К. Брауни (N A K Browne).



      «В конце этого года, в декабре, - в начале следующего года мы приступим к формированию новой эскадрильи Су-30МКИ, базирующейся в Пенджабе. Это будет 10-я по счету эскадрилья самолетов «Су» и этот процесс займет, по крайней мере, шесть месяцев, т.е. с января по июнь», сказалон.

      Выступая на пресс-конференции перед 80-летием ВВС Индии Н.А.К. Брауни сказал, что ВВС будут развертывать новые эскадрильи самолетов «Су» в Восточном и Южном секторах.



      «Мы сформируем три-четыре новые эскадрильи истребителей «Су». Две новые эскадрильи будут базироваться в Восточном секторе. В настоящее время в этом секторе развернуты две эскадрильи самолетов Су-30МКИ», сказал он, отвечая на вопрос о развертывании истребителей на северо-востоке страны.



      О дальнейших планах ВВС по развертыванию Су-30МКИ он сказал: «Еще одна эскадрилья будет базироваться в Пенджабе, другая войдет в состав Южного командования с дислокацией в Танжавуре. Таким образом, мы будем располагать 13-14 эскадрильями истребителей «Су».

      vaf
      1. klimpopov 9 октября 2012 18:19
        Итого: я со счета сбился аж!
        Нужны были вчера они...
        То что у китайцев не получается

        А самолет красив!
        1. vaf 9 октября 2012 18:59
          Цитата: klimpopov
          То что у китайцев не получается


          Клим,приветствую,+! Кто сказал, что у Китайцев не получается? wink

          Производят с темпом 24 штуки в год и собираются наращивать.т.к. наши во всю продают им двигатели,да у них уже свои на выходе нормальном!!!



          Китайский истребитель Су-30МК2, с противокорабельной ракетой Х-31А. Су-30МК2 с РЛС «Жук-МС/МСЕ» может обнаруживать морские цели на дальности 300 км.

          Всего в Китай были поставлены 76 истребителей Су-30МКК для ВВС (в 2000-01 и 2003-04 гг.) и 24 истребителя Су-30МК2 для ВМС НОАК (в 2004 г.).




          vaf
          1. алекс 241 9 октября 2012 19:03
            Привет Сереж,наблюдаю,и молчу,потому что сказать нечего.
            алекс 241
          2. klimpopov 9 октября 2012 19:05
            Приветствую!
            Так я про плоскость складную. Или уже победили?!
            Если победили то с самолетом карабельного базирования у них все решено...
            1. алекс 241 9 октября 2012 19:13
              У них есть палубник J-15,на базе нашего СУ-33.
              алекс 241
              1. bask 21 октября 2012 13:43
                алекс 241,У них есть палубник.
                Необходим свой вариант самолёта.
                bask
    2. Mr.Advokat 10 октября 2012 07:17
      Видел одного из них, над городом пролетал. Большой такой, по фотографиям сложно представить - в жизни очень он впечатляет.
      Mr.Advokat
  2. Dedream 9 октября 2012 09:55
    подписали бы контракт на вторую партию...
    Dedream
  3. romb 9 октября 2012 10:20
    Не знаю почему, но каждый раз смотря на фото Су- 27... , ловлю себя на мысли, что навряд ли кто-то в будущем сможет создать машину столь же красивую в эстетическом плане.
    1. Benzin 9 октября 2012 11:21
      согласен ... и вооружение должно быть соответствующее ему еще бы 2 дальних кулака " пустил-забыл" для ослепления таких типов как е-3 сентри без вхождения в зону поражения ....в 2006 году я одному профессору (который еще к-13 разрабатывал ) крышу перекрывал на даче и он сказал что, разработки в этой сфере для р-27 прекратили как бесперспективные и упор на все=ракурсные начали делать типа р-77 и р-73 по принципу "лучше меньше да лучше"......
  4. NAV-STAR 9 октября 2012 12:13
    Птичка уж очень красива и резва.
  5. cucun 9 октября 2012 12:17
    Великолепная машина... Почти без слабых мест. А ведь еще Т-50 на подходе... good
  6. flanker7 9 октября 2012 21:52
    Радостно, что семейство Су27 получило достойное пополнение теперь уже в наших ВВС. Чистого им неба !!
  7. studentmati 9 октября 2012 22:32
    Всё очень прекрасно!!! Но тааак доолго... и неповортоливо... Как подтолкнуть Россию? Или опять долго будем запрягать и быстро поскачем? Видимо да! Русский Дух непоколебим!
  8. scorpiosys 10 октября 2012 00:29
    Когда говорят о "партии", читайте законы России, сколько человек - партия. А так - собрались мы тут просто и сидим...
  9. Bad_gr 15 октября 2012 19:40
    На мой взгляд, не плохое фото

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня