Военное обозрение

Потенциал и возможности автономных необитаемых подводных аппаратов Orca XLUUV

22

Общий вид изделия Orca XLUUV


В конце апреля в США был спущен на воду первый опытный автономный необитаемый подводный аппарат Orca XLUUV разработки компаний Boeing и Huntington Ingalls Industries. В этом году будут достроены еще четыре изделия, при помощи которых проведут полномасштабные и всесторонние испытания. В ходе этих мероприятий прототипы должны подтвердить расчетные характеристики и продемонстрировать способность к решению широкого круга задач с применением вооружений и специальной аппаратуры.

От чертежа до воды


Разработка будущего АНПА Orca («Косатка») велась по заказу ВМС США с 2017 г. в рамках программы XLUUV (Extra-Large Unmanned Undersea Vahicle). В начале 2019 г. победителем конкурсной стадии программы стал проект компаний Boeing и Huntington Ingalls Industries. Они получили контракты на продолжение разработки (43 млн долл.) и на строительство пяти опытных образцов (274 млн долл.)

В недавнем прошлом проект был успешно завершен, после чего началось строительство заказанной техники. Часть конструкций опытных Orca XLUUV изготавливается компанией HII в г. Хантингтон-Бич, после чего доставляется на соседний завод Boeing для дальнейшей сборки и установки оборудования. 28 апреля на воду спустили первый из заказанных образцов, а оставшиеся будут изготовлены до конца года.

Как сообщается, сначала прототипы пройдут ходовые испытания с целью проверки и доводки ключевых систем. В дальнейшем, после формирования всей «эскадры», начнутся испытания с применением того или иного целевого оборудования и вооружения. Сообщается, что сначала аппарат освоит установку морских мин. Затем планируется определить возможности «Косатки» при решении иных задач, а также сформировать оптимальные тактики их применения.

Потенциал и возможности автономных необитаемых подводных аппаратов Orca XLUUV

После завершения таких испытаний и исследований Orca XLUUV может пойти в серию. В отдаленном будущем ВМС США планируют создать крупный флот из АНПА, способный решать те или иные задачи в разных районах Мирового океана. Как скоро он появится, и что сможет делать, зависит от результатов недавно начатых работ.

Перспективный облик


Orca XLUUV представляет собой малую дизель-электрическую подлодку с автономными системами управления. АНПА построен в корпусе обтекаемой формы большого удлинения со скругленной носовой частью. В корме предусматриваются плоскости с рулями и водометный движитель. Длина изделия – 26 м при поперечнике ок. 3 м. Водоизмещение – 80 т.

Сообщается, что Orca оснащается дизель-электрической энергетической установкой с полным электродвижением. В надводном положении или под шноркелем АНПА будет вырабатывать энергию и подзаряжать батареи для подводного плавания. Максимальная скорость хода достигнет 6-8 узлов при экономической ок. 3 узлов. Автономность определена в несколько месяцев; на одной заправке горючим и с многократными подзарядками батарей дальность плавания достигнет 6500 морских миль.

Ключевым компонентом программы XLUUV является новая автономная система управления с набором необходимых датчиков и средств. В первую очередь, она отвечает за вождение аппарата по заданному маршруту с учетом возникающих ситуаций и факторов. Кроме того, система управления будет взаимодействовать с оператором и другими АНПА. За счет установки необходимых программных модулей будет обеспечено применение целевой нагрузки.


Церемония крещения и спуска на воду первого опытного АНПА Orca, 28 апреля 2022 г.

Для специального оборудования на «Косатке» предусмотрен отсек длиной 10 м; грузоподъемность – 8 т. АНПА сможет нести гидроакустические станции разных типов, разнообразные радиотехнические средства, включая РЛС и системы РЭБ, или иные приборы. Также рассматривается возможность размещения вооружений. Недавно было объявлено, что Orca XLUUV сможет нести и сбрасывать морские мины подходящих габаритов. Возможна интеграция торпед современных или перспективных типов.

Преимущества платформы


Целью проекта Orca XLUUV является создание многоцелевого автономного подводного комплекса. Его потенциал в значительной мере зависит от характеристик и возможностей базовой платформы, в роли которой выступает новый АНПА. Действительно, заявленные параметры и функции привлекают внимание и позволяют говорить о наличии тех или иных преимуществ.

Большое значение имеет необитаемое исполнение подводного аппарата – и именно по этой причине направление АНПА получает необходимое внимание и развивается. Отсутствие экипажа позволяет сократить габариты и массу конструкции, оптимально использовать внутренние объемы, а также максимально увеличить автономность.


Важным техническим достижением станет автономная система управления со всеми необходимыми функциями и возможностью их расширения. Такая система пройдет отработку, а затем найдет практическое применение на «Косатке». Затем наработки по этому проекту могут быть использованы при создании будущих АНПА.

Дизель-электрическая энергоустановка строится по хорошо освоенной схеме. При этом она должна дать высокую автономность и дальность плавания – хотя и ценой сокращения максимальной скорости. АНПА имеет полное электродвижение, что должно минимизировать шумность и затруднить обнаружение в подводном положении.

Возможности нагрузки


Тяжелый аппарат Orca способен нести различную полезную нагрузку, в т.ч. крупную и тяжелую – до 8 т в 10-м отсеке. Уже это является важным преимуществом перед другими современными АНПА. При этом специальное оснащение будет выполнено сменным, и установка нового модуля не должна отличаться сложностью.

В первую очередь, «Косатки» станут носителями гидроакустической аппаратуры. Она позволит аппаратам искать различные подводные цели, от подлодок противника до морских мин. Патрулирование будет осуществляться одиночными АНПА или группами. Во всех случаях большая продолжительность плавания повысит эффективность работы – за счет охвата большего района и обмена данными.


Опытное изделие в воде. Видна ниша для полезной нагрузки

Orca XLUUV может нести и радиотехническую аппаратуру – локаторы или станции постановки помех. При помощи групп АНПА с РЛС можно вести наблюдение за крупными районами открытого моря. Аппараты смогут оставаться на заданных позициях или перемещаться по требуемому маршруту. При необходимости, они смогут уходить под воду во избежание обнаружения или поражения. Таким же образом будут использоваться станции РЭБ.

АНПА с установленной гидроакустической или радиолокационной аппаратурой теоретически может заменить широкий круг других средств флота. Он может взять на себя задачи подлодок, патрульных самолетов и т.д. При этом в ряде случаев высокая автономность станет принципиальным преимуществом.

Большой потенциал имеет идея применения минно-торпедного вооружения. Получив ГАС и торпеду, «Косатка» сможет искать и поражать подводные или надводные цели. Крупные группировки таких АНПА с вооружением смогут стать эффективным средством подводной войны. Кроме того, аппарат сможет скрытно выполнять постановку или обезвреживание мин. Характеристики и возможности при этом прямо зависят от типа использованного вооружения.

Проект высокой сложности


В целом перспективный необитаемый подводный аппарат Orca XLUUV представляет большой интерес с точки зрения техники, эксплуатации и применения. Понятно, почему этот проект получил поддержку ВМС США и уже доведен до стадии испытаний. Кроме того, ясно, что будет сделано все возможное для его дальнейшего развития, вплоть до принятия техники на вооружение.


Однако перед Boeing, HII и различными структурами из состава ВМС стоят весьма сложные задачи. Высокий потенциал «Касатки» основывается на тех или иных новых решениях и технологиях, большая часть которых нуждается в отработке и доводке. Все они будут проверяться и отрабатываться в ходе ближайших испытаний, одиночных и групповых.

На следующем этапе при помощи нескольких Orca XLUUV будут прорабатывать тактику группового применения такой техники. Флоту и подрядчикам предстоит найти оптимальные методы работы, а также выявить и исправить возможные проблемы во взаимодействии нескольких АНПА и оператора. Высокая сложность этой части проекта приводит к соответствующим техническим рискам.

Цена прогресса


Таким образом, проект автономного необитаемого подводного аппарата Orca XLUUV успешно продвигается вперед и уже дошел до стадии ходовых испытаний. В ближайшем будущем ожидается появление нескольких новых опытных образцов и начало следующего, более сложного этапа испытаний. Он покажет реальные перспективы проекта, а также определит место новой техники в составе флота.

Как долго продлятся и чем завершатся эти работы, пока не известно. Однако можно предполагать, что ВМС и их подрядчики сделают все возможное для успешного завершения проекта Orca. Программа XLUUV обещает американскому флоту самые серьезные выгоды и преимущества – и они полностью оправдают все вложенные силы.
Автор:
Использованы фотографии:
Минобороны США, Boeing
22 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. антивирус
    антивирус 9 июня 2022 18:06
    0
    Если 5-10 таких смогут утащить наши посейдоны во впадины, подальше от сша-опасная весчь.
    А так - пусть тешатся. Это против судоходства в юж и вост кит морях
    1. KCA
      KCA 9 июня 2022 18:20
      0
      Смешно, максимальная скорость 8 узлов, что говорит о слабой энерговооружённости, и "Посейдон" с ЯСУ и называемой часто скоростью в 110 узлов, сколько Косатка без всплытия сможет тягаться с Посейдоном? Ну пускай неделю, а Посейдон лет 5-7
      1. Галеон
        Галеон 9 июня 2022 19:49
        +10
        Такие скорости обеспечивают режим скрытности. Вы думаете, наши ПЛ ходят с большей скоростью? Отнюдь. Автономность у этого пепелаца будет впечатляющей, ибо ему не нужна провизионка и кислород. Ну и докладывать железяке ежесуточно не обязательно, подвсплывая на сеанс связи. И торопиться ему некуда. Такими агрегатами можно флот любого государства прямо в базах передолбать при отработанном их применении. Так что скверная новость. Тем более при наших противолодочных и противоминных силах.
        Минусуйте, розовоочечники.
        1. KCA
          KCA 10 июня 2022 01:40
          -1
          Про скорость я писал для сравнения мощности дизельной Orca и Посе
          1. Галеон
            Галеон 10 июня 2022 12:53
            +2
            Я понял, что для сравнения. Но тут мощность на валу такая и не нужна. Посейдон задуман как умная сверхторпеда, а этот как ПЛ-робот.
            1. Адрей
              Адрей 10 июня 2022 15:28
              +1
              Цитата: Галеон
              Посейдон задуман как умная сверхторпеда,

              Как то сомнительно смотрится:
              1. В здравом уме, никто, я думаю не позволит управлять роботу режимами работы ядерного реактора (да и управляемый реактор в заявленные габариты посейдона наверно не влезет). Следовательно: пуск, выход на максимальный режим, путь к цели в один конец.
              2. Управление в пути следования в зависимости от обстановки маловероятно. Средства обнаружения и связи на максимальной скорости (см. пункт 1) видимо просто не применимы. Может конечно меня и поправят, что есть у нас ГАС уверенно работающие на скорости 100 узлов. Следовательно путь по заранее намеченной и разработанной траектории, учитывая глубину (для максимальной выживаемости) 1 км, лежащей вне зоны переменчивых приливно-отливных течений. Т.е, обычная, инерциальная система наведения.
              3. Учитывая заявленную мощь заряда, отклонение КВО 50-100 км не критично для данного девайса (что вполне укладывается в п. 2).
              В итоге приходим к суперторпеде-роботу с "мозгами" на уровне Фау-1 request
              Как можно понять из концепции "Касатки" - это совсем о другом hi
            2. Владимир Постников
              Владимир Постников 11 июня 2022 14:33
              +2
              Именно так, о чем я тут писал семь лет назад. Это не столько догадки, сколько анализ всплеска интереса в центральной прессе к подводным беспилотникам после публикации тут моей статьи "Промо проект "Полярный маршрут". Сопоставление той информации с конструкцией и наличием носителя позволили сделать такой вывод. А потом ... а потом был суп с котом. В общем Посейдон теперь больше не торпеда, а Государственная информационная система в области противодействия коррупции «Посейдон». Возможно, что именно работа над денежным потоком на эту торпеду кого-то навела на мысль, что именно такой Посейдон более востребован. Увы!
      2. TreeSmall
        TreeSmall 9 июня 2022 20:12
        +4
        ЯСУ и называемой часто скоростью в 110 узлов

        На 110 узлах он буде шуметь, так что и на Луне слышно будет.
        И все будут знать где он и куда направляется.
        Орион все равно быстрее
        5-7 лет ни один реактор не работает без обслуживания
        1. KCA
          KCA 10 июня 2022 02:08
          +2
          Вчера капитан "Арктики" сказал что загрузка топлива раз в 7 лет, у АПЛ на больший срок, 10 +/- лет, планируется довести время работы на одной загрузке до полного срока эксплуатации лет до 30-ти, обитаемая АПЛ в походе в среднем 2-3 месяца, естественно, когда она на базе проводят регламент, в том числе и реактора, но сколько в чрезвычайной ситуации можно обойтись без обслуживания нигде не указано, для необитаемой, естественно, постарались сделать автономный режим без обслуживания как можно больше, и сколько это лет тоже никто не скажет
          1. TreeSmall
            TreeSmall 10 июня 2022 08:25
            +2
            GE PWR S8G ( Огайо) перезагрузка топлива на 1/2 срока эксплуатации.
            USS District of Columbia (SSBN-826) :Работа реактора без перезагрузки топлива в течение всего срока службы.
            НО!
            Это не значит, что без обслуживания!
            - там на апл всегда кто-то бдит и смотрит
            - после похода на то, срок обслуживания больше чем в походе -потому и КОН у них ~0,5.
            А у нас итого меньше и много меньше.
            ——-
            —На «посейдоне» не может быть энергетическийклассический реактор, как на «Арктика» ( активная зона пар, турбина, генератор).
            Места нет, резерва массы нет.
            —если и есть, то что то другое малое, компактное, типа ритэгА.
            Этим не нужно обслуживание. Вояджер, марсоходы
            А если так, то до подкритический сборки: две /три/N части, не соединённые не дают энергию, почти не фонят. Обслуживание не треьуется.
            ——
            Впрочем я могу и ошибаться wink
            Тут есть «бэтман ночной» УдавКаа: он «ядерную физику,» особливо под хорошую закуску хорошо употребляет. Может он в курсе
            1. Pan_Hrabio
              Pan_Hrabio 10 июня 2022 09:41
              0
              У РИТЭГов очень небольшая по сравнению с обычными реакторами мощность - это скорее своеобразная батарейка, а Посейдон вроде как будет носиться на огромных скоростях.
              1. TreeSmall
                TreeSmall 10 июня 2022 10:33
                +2
                Я же написал «не знаю»
                Классического: реактор, контур теплоноситель,контур пар, генератор, Эл-во, винт= быть не может. Масса от 90 тонн этой плюхи + 110 узл на винте не достичь.
                РИТЭГ я привёл, как источник тепла. Конечно не будет преобразователя тепло->эл-во прямого с низким кпд.
                Те из слова РИТЭГ, убираем ТЭГ (термоэлектрический генератор)
                Могу предположить☝️ Только предположить: высокотемператорное ядро из какого нить полония -210 с его 400-500Вт/гр
                И проточка ( одноконтурная или 2х контурная, если кого-то будет волновать окружающая среда).
                Те классический ПВРД ( или ПУВРД), где «В» не воздух, а Вода.
                И обслуживать не надо request
                Но только не просто 210Po crying
                А то у него период полураспада 138 дней.
                Чего-то похитрее… дальше рассуждать не стоит: гостайне, а то можно повторить судьбу героя из фильма « Три дня Кондора»
        2. Владимир Постников
          Владимир Постников 11 июня 2022 14:52
          0
          "Никогда не читайте газет". Это я к тому, что информацию из СМИ извлекать возможно, но надо быть в теме. Но никогда не следует в своем анализе опираться на информацию в СМИ. Как правило, она ложная. Посейдон изначально планировался как торпеда, потому что никакой даже малюсенький цунами он сотворить не способен в принципе. Это было ясно изначально. Если случайно наткнулись на эту тему, а не следили за ней пристрастно, то Ваши аргументы, даже если они обоснованы, ничего не стоят уже только потому, что Вы анализируете то, чего нет.
          1. TreeSmall
            TreeSmall 11 июня 2022 16:43
            +1
            Я и телевизор не смотрю.
            Но думать, анализировать, высказывать своё мнение ведь можно? Разрешаете?
            Как бы ст.29 ( вроде) Конституции РФ+ здравый смысл ( бытия)
            1. Владимир Постников
              Владимир Постников 11 июня 2022 17:38
              0
              Цитата: TreeSmall
              Я и телевизор не смотрю.
              Но думать, анализировать, высказывать своё мнение ведь можно? Разрешаете?
              Как бы ст.29 ( вроде) Конституции РФ+ здравый смысл ( бытия)

              Да сколько угодно. Это была шутка, потому и закавычена. Не обижайтесь. Да и как я могу запретить кому-либо искать черную кошку в темной комнате, даже зная наверняка, что ее там нет. )))
  2. kot423
    kot423 9 июня 2022 18:09
    -4
    Высокий потенциал «Касатки» основывается на тех или иных новых решениях и технологиях, большая часть которых нуждается в отработке и доводке. Все они будут проверяться и отрабатываться в ходе ближайших испытаний, одиночных и групповых.

    В общем очередная вундервафля типа пингвина. Главное распиарить получше, а там "и так сойдет" ©
  3. Пулково1942
    Пулково1942 9 июня 2022 18:20
    +2
    Она позволит аппаратам искать различные подводные цели, от подлодок противника до морских мин.

    Таким образом хотят получить карту местоположения наших и китайских подлодок в режиме реального времени. За статью спасибо, прочитал с большим удовольствием.
  4. Андрей НМ
    Андрей НМ 9 июня 2022 20:06
    0
    Интересно, БС-64 или "Белгород" под себя эту штуку зацепить смогут? Второй момент - как дизель на зарядку работает? Это же нужно шнорхель вытаскивать на приличную высоту, чтобы волна не захлестывала, даже если там клапан стоит. Ну и на северах использовать такую штуковину проблематично, под лед её не пошлешь.
    1. AUL
      AUL 9 июня 2022 21:00
      0
      Это же нужно шнорхель вытаскивать на приличную высоту, чтобы волна не захлестывала, даже если там клапан стоит. Ну и на северах использовать такую штуковину проблематично, под лед её не пошлешь.
      А на "Феррари" на рыбалку и на дачу ездить неудобно - багажник маловат! Но машина, в целом, неплохая. laughing
    2. Аль Манах
      Аль Манах 9 июня 2022 21:04
      +1
      "Под себя?" Вы надеетесь, что там забудут поставить систему самоликвидации?
      1. Андрей НМ
        Андрей НМ 10 июня 2022 04:30
        0
        Вы надеетесь, что там забудут поставить систему самоликвидации?

        Это можно проверить только намотав ей чего-нибудь на винты. На самом деле вопросов интересных много. Как обеспечивается скрытность во время работы дизеля для зарядки АБ? Даже если он небольшой, он все равно прилично шумит и дает выхлоп. Да еще в это время наверняка идет обмен данными и идут сигналы управления. А по поводу перехвата Посейдонов - чем они будут их перехватывать, если Посейдоны будут на рубеже идти со скоростью под 100 узлов на глубине до 1 км? Придется побережье прикрывать сплошными минными полями и сетями. А если учесть, что наши стратегические ПЛ часто ходят подо льдами, то эти районы для подводных аппаратов, требующих подзарядки дизельгенератором при всплытии, не доступны.
  5. Ствол
    Ствол 9 июня 2022 21:03
    0
    Будут отслеживать районы ожидания Посейдонов. Чтоб во время Ч нанести по ним упреждающий удар. Без ядерной установки понадобится очень большое количество, чтоб создать сеть.