«Сущий ад». Как погиб меч Ямамото – 1-е ударное авианосное соединение

55
«Сущий ад». Как погиб меч Ямамото – 1-е ударное авианосное соединение

Авианосец «Йорктаун», поврежденный японскими бомбардировщиками в ходе битвы за Мидуэй

На Мидуэй


После сражения в Коралловом море (Как произошёл перелом в ходе войны на Тихом океане) японская Ставка не отказалась от планов развития наступления на австралийском направлении. 18 мая 1942 года японская Ставка направила директиву 17-й армии и Объединённому флоту об организации совместных действий по захвату Порт-Морсби, Новой Каледонии, Фиджи и Самоа. Японцы хотели нарушить коммуникации между США и Австралией. Но предварительно было решено провести операцию по захвату атолла Мидуэй, чтобы организовать более сильную противовоздушную оборону самой Японии.

Атолл Мидуэй располагается в центральной части Тихого океана. В атолл входят острова Сэнд (Песчаный) и Истерн (Восточный), а также небольшой островок Спит между ними. Атолл находится в западной группе Гавайского архипелага. Острова с 1867 года официально принадлежат США. Своё название (от англ. Midway – середина пути) атолл получил потому, что находится на полпути между Америкой и Японией. Перед войной здесь находился пункт заправки топливом для межконтинентальных авиаперелётов.



В ходе мировой войны острова получили стратегическое значение, так как были плацдармом США для сдерживания японского наступления далее на восток, к Гавайям, и для наступления самих американцев в центральной части Тихого океана, и против самой Японии. Японское командование стремилось захватить атолл, чтобы укрепить оборону Японских островов с востока и для развития экспансии в Тихом океане.


Японское верховное командование, планируя захват атолла Мидуэй и других островов в центральной части Тихого океана, выдвинуло идею совместить территориальные захваты с уничтожением в генеральном сражении основных сил американского флота, чтобы сохранить господство на море. К концу марта 1942 года в штабе Объединенного флота был составлен предварительный план операции.

Правда, морской Генштаб возражал, так как нельзя было достичь внезапности, как во время удара по Пёрл-Харбор. А американцы смогут использовать авиацию берегового базирования из-за близости атолла к Гавайям. Под нажимом главнокомандующего Объединенным флотом адмирала И. Ямамото морской Генштаб был вынужден дать согласие на проведение операции.

5 мая 1942 года, ещё до схватки в Коралловом море, японская Ставка отдала директиву по проведению операции, в которой Объединенному флоту во взаимодействии с сухопутными силами приказали осуществить оккупацию о. Мидуэй и ключевых пунктов в западной части Алеутских островов. Высадку десанта назначили на 6 июня. Основная часть операции – захват атолла, должна была начаться 4 июня с подавления вражеской обороны ударами морской авиации. Захват западной части Алеутских островов назначили на день раньше, чтобы отвлечь крупные силы американского флота на север. Предусматривался перехват и уничтожение главных сил вражеского флота, если они попытаются помешать десанту.

Чтобы исключить внезапное появление американского флота, между Гавайями и атоллом Мидуэй заранее разворачивались подлодки. В случае выхода американских кораблей из Пёрл-Харбора, они обнаруживались и подвергались атакам подводных лодок. Затем в бой вступали авианосцы, и довершали разгром противника линкоры.

Японцы старались обеспечить внезапность нападения, большое внимание уделяли маскировке и соблюдению тайны. Однако американцы давно уже вскрыли шифры японцев, осуществляли радиоперехват, и их разведка раскрыла замысел противника.


Японские палубные самолеты взлетают с авианосца «Хирю» накануне сражения у атолла Мидуэй


Истребители «Уайлдкэт» и бомбардировщики «Донтлесс» на палубе авианосца «Хорнет». Утро 4 июня 1942 г.

Японские силы


Для проведения этой стратегической операции на двух направлениях штаб Объединенного флота собирался привлечь максимальное количество сил. Всего, включая транспортные и вспомогательные силы, для проведения операции было выделено свыше 200 кораблей и судов. Включая главные силы японского ВМФ – 11 линейных кораблей, 8 авианосцев (4 тяжелых и 4 лёгких), 4 авиатранспорта, 22 крейсера (13 тяжелых и 9 лёгких), 66 эскадронных миноносцев и 21 подводную лодку. Также около 700 самолетов. Это была самая большая концентрация ВМС в истории Тихоокеанского региона. Эти силы были сведены в шесть соединений: четыре основных соединения, передовое соединение подводных лодок и соединение базовой авиации под общим командованием адмирала Ямамото.

На центральном направлении было создано авианосное ударное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 4 тяжелых авианосцев, 2 линкоров, 3 крейсеров, 12 эсминцев. Это был ударный авиационный кулак Японии. На борту авианосцев находились одни из самых опытных и закаленных в боях летчиков мира. Десантное соединение (силы вторжения на Мидуэй) под командованием вице-адмирала Нобутакэ Кондо, в состав которого вошли 15 транспортов (5 тыс. десантников), легкий авианосец, 2 авиатранспорта, 2 линкора, 10 крейсеров и 21 эсминец.

Для захвата Алеутских островов – Атту и Кыска – выделялось северное соединение вице-адмирала Мосиро Хосогая. В него входили 2 легких авианосца, 6 крейсеров, 12 эсминцев, 6 субмарин, 4 транспорта (2,4 тыс. солдат) и ряд других боевых кораблей и судов.

Главные силы японского Объединенного флота под командованием адмирала Ямамото разворачивались в 600 милях к северо-западу от атолла Мидуэй и должны были действовать так, чтобы одновременно обеспечить поддержку сил на центральном и северном направлениях. В их состав входили 7 линкоров, легкий авианосец, 3 крейсера, 21 эсминец, 2 авиатранспорта (они несли малые подлодки). В ходе операции из состава этих сил для прикрытия высадки десантов на Алеутские острова выделялось соединение прикрытия, в которое входили 4 линкора, 2 крейсера, 12 эсминцев.


Горящие судно и нефтяные резервуары на базе ВМС США Датч Харбор после японской бомбардировки


Горящие резервуары с топливом и разрушенные здания американской военной базы на Мидуэе


Один из уцелевших истребителей F4F-3 «Уайлдкэт» корпуса морской пехоты США после воздушного боя у атолла Мидуэй

Американские силы


Американцы знали о вражеской операции, поэтому своевременно осуществили развёртывание сил и подготовились к обороне. Однако, ввиду значительного превосходства сил противника, американцы считали, что потерпят поражение. Но собирались нанести максимальный урон японскому флоту, особенно авианосцам, и попытаться сорвать высадку десанта.

Еще за три месяца до начала сражения американцы стали энергично готовиться к схватке. Главнокомандующий Тихоокеанским флотом США Нимиц в начале мая посетил Мидуэй. Были приняты меры по усилению гарнизона атолла и строительству новых оборонительных сооружений. К началу сражения авиация на атолле была усилена 16 пикирующими бомбардировщиками корпуса морской пехоты, 7 истребителями, 30 летающими лодками морской авиации, также 18 тяжелыми бомбардировщиками Б-17 и 4 Б-26 из состава армейской авиации.

Всего на Мидуэе насчитывалось более 120 самолетов. Но этого было мало, чтобы отразить массированную воздушную и морскую атаку. Беда в том, как отмечал Нимиц, что атолл мог принять ограниченное число самолетов, примерно столько, сколько имел один авианосец.

Гарнизон составлял 3 600 человек. Значительно была усилена ПВО, полевая и противотанковая артиллерия. Прилегающие воды и побережье заминировали, установили проволочные заграждения. На атолл прибыло несколько торпедных катеров для патрулирования побережья. Подводный флот (около 20 субмарин) создал три дозорные линии в виде дуг на удалении 100, 150 и 200 миль от атолла. Авиация вела дальнюю разведку – до 700 миль.

Против вражеского флота адмирал Нимиц заблаговременно развернул два оперативных соединения в составе 3 тяжелых авианосцев (233 самолета), 8 тяжелых крейсеров и 14 эсминцев под командованием контр-адмиралов Ф. Флетчера и Р. Спрюэнса. Американцы успели восстановить боеспособность авианосца «Йорктаун», который был сильно повреждён в битве в Коралловом море. Для обороны Алеутских островов, кроме местных сил, было выделено 5 крейсеров, 14 эсминцев, 6 подлодок и большое количество авиации берегового базирования под общим командованием адмирала Р. Теоболда.

Нимиц принял смелое решение: он приказал оперативной группе линейных кораблей оставаться у западного побережья США. Грозные, но более медленные линкоры сковывали маневренность более быстроходных авианосцев. Также американцам не хватало самолетов, чтобы прикрыть свои линкоры с воздуха. То есть Нимиц отказался от доктрины, что основу боевой мощи флота составляют линкоры.

Таким образом, американцы уступали противнику главным образом в крупных артиллерийских кораблях (линкорах и крейсерах), огневой мощи. Однако они не сыграли большой роли в сражении. Превосходство японцев в самолетах на авианосцах было компенсировано американской авиацией берегового базирования. Американцы смогли подготовиться к битве, избежать лобового столкновения, которое вело к катастрофе. Японцы же находились в неведении относительно сил и планов противника.

Кроме того, японские субмарины заняли свои позиции с опозданием на трое суток, только 4 июня. Американские авианосцы в это время уже пересекли линию завесы и скрытно развернулись в районе, расположенном в 300 милях северо-восточнее от атолла. Это оказало серьёзное влияние на ход сражения.


Американский авианосец «Энтерпрайз» идет на полном ходу в море в первый день битвы за Мидуэй, 07:25. Снимок сделан с борта тяжелого крейсера «Пенсакола». Справа на заднем плане виден тяжелый крейсер «Нортхэмптон»

Начало сражения


24–27 мая 1942 года японский флот вышел в море. Главные силы Ямамото, авианосцы Нагумо и десант Кондо вышли из внутреннего Японского моря, северное соединение – из Оминато.

Боевые действия, как и планировали японцы, начались 3 июня 1942 года на алеутском направлении. С японских авианосцев «Рюдзё» и «Дзунё» поднялись самолеты для удара по американской базе Датч-Харбор. На следующий день японцы повторили удар. База была сильно разрушена. 7–8 июня японцы высадили десант на острова Кыска и Аттау. Он прошёл без особых проблем, так как на островах не было гарнизонов. Только через несколько дней американская авиация стала бомбить вражеский десант. Появление противника на американской земле вызвало большой резонанс в Америке.

3 июня американская воздушная разведка в 600 милях к западу от атолла обнаружила вражеский десантный конвой. После полудня его атаковали бомбардировщики Б-17, поздним вечером – летающие лодки, вооруженные торпедами, но без успеха. Повредили только один танкер. Эти атаки вызвали тревогу у Ямамото и его штаба на борту линкора, шедшего в составе главных сил. Но о них не сообщили адмиралу Нагумо и его авианосному соединению.

В результате Нагумо по-прежнему рассчитывал на эффект внезапности. Считал, что враг не знает об их присутствии и что вражеские авианосцы ещё далеко на востоке (подлодки о них не сообщили). Поэтому японцы, прежде всего, готовились к атаке и мало уделяли внимания поиску и разведке. Если бы все разведывательные самолеты взлетели вовремя, то они имели бы возможность обнаружить вражеский авианосец.

На рассвете 4 июня японские авианосцы подошли с северо-запада на 240 миль к Мидуэю. А после 4 часов утра в воздух было поднято 108 самолетов первой волны – 36 бомбардировщиков, 36 пикирующих бомбардировщиков и 36 истребителей эскорта. 9 истребителей висели в воздухе, прикрывая корабли, ещё 9 остались на палубе «Акаги». Вскоре японские самолеты были обнаружены американцами в 150 милях, а корабли – в 180 милях от Мидуэя. Японцы смогли пробиться к острову, нанесли серьёзный урон: уничтожили цистерны с топливом, взорвали склад с боеприпасами, разрушили здание электростанции на Истерне, лишив остров электроэнергии, и т. д. Было сбито 25 самолетов. Американцы потеряли почти все истребители. По японским данным, они потеряли во время атаки на остров 4 бомбардировщика и 2 истребителя.

Но японцы не смогли решить главную задачу – уничтожить американскую бомбардировочную авиацию, сохранилась и взлётная полоса. Также сохранялись артиллерийские позиции, то есть американцы могли нанести серьёзный урон десанту. Американские бомбардировщики и торпедоносцы вовремя поднялись в воздух и направились для удара по японским кораблям. Атаки начались около 7 час. 10 мин. и продолжались более часа. Но воздушные удары из-за несогласованности действий нескольких атакующих групп и отсутствия истребительного прикрытия не привели к успеху. Американские ВВС понесли тяжелые потери во время этих атак. Оставшиеся самолеты вернулись на остров, многие имели сильные повреждения.


Американские торпедоносцы Дуглас TBD-1 «Девастейтор» из 6-й торпедоносной эскадрильи готовятся к взлету с авианосца «Энтерпрайз» во время битвы за Мидуэй. Время 07:30–07:40 4 июня 1942 года. На снимке видны одиннадцать из четырнадцати «Девастейторов», взлетевших с «Энтерпрайза». Ещё три «Девастейтора» и десять F4F «Уайлдкэт» ожидают подъема на палубу

Битва титанов


В это время разведка сообщила Нагумо, что обнаружен вражеский авианосец. Тогда же вторая волна самолетов Нагумо уже находилась на взлетных палубах авианосцев «Акаги» и «Кага». А первая волна была ещё в воздухе. Нагумо решил очистить палубы от самолетов второй волны и посадить первую волну, чтобы заправить их горючим и боеприпасами, затем нанести массированный воздушный удар и уничтожить возникшую угрозу. «Акаги» и «Кага» должны были быть готовы к запуску самолетов к 10 час. 30 мин., «Хирю» и «Сорю» – не позднее 11 час. Это внешне правильное решение стало роковой ошибкой. В 9 часов Нагумо получил сообщение разведчика о приближении вражеских самолетов.

Тем временем адмиралы Спрюэнс и Флетчер, получив сообщения патрульных самолетов с Мидуэя о замеченных японских авианосцах, повернули корабли на запад-юго-запад навстречу противнику. В 7 часов они приняли сообщение об атаке противника на атолл. Американцы подсчитали, что около 9 часов японские самолеты вернутся на свои корабли. Можно было подловить врага, пока все авианосцы будут принимать и заправлять самолеты. На трёх американских авианосцах для удара по врагу подняли 126 бомбардировщиков и торпедоносцев, 26 истребителей. Но многие из них не смогли обнаружить противника и вернулись назад, так как Нагумо, приняв самолеты первой волны, повернул корабли на северо-восток.

Только три эскадрильи торпедоносцев практически случайно обнаружили и атаковали японские авианосцы. Японские истребители сбили 15 торпедоносцев с «Хорнета». 14 торпедоносцев с авианосца «Энтерпрайз» вышли к цели около 10 часов, но сброшенные ими торпеды прошли рядом с японскими кораблями. Третью торпедную атаку в этом бою провела эскадрилья торпедоносцев с «Йорктауна». Она также не смогла добиться успеха. Из 41 торпедоносца «Девастейтор» (устаревшая к этому времени машина) только четыре побитых машины вернулись на свои авианосцы.


Пикировщики SBD-3 «Донтлесс» 6-й разведывательной эскадрильи под командованием лейтенанта Эрла Галлахера вскоре после взлёта с авианосца «Энтерпрайз». Примерно в 7:45 4 июня лейтенант-коммандер Кларенс Маккласки с авианосца «Энтерпрайз» повёл свои самолёты в сторону японского флота. С ним шла 6-я разведывательная эскадрилья лейтенанта Эрла Галлахера и 6-я бомбардировочная эскадрилья лейтенанта Ричарда Беста, всего 30 пикировщиков «Донтлесс». Кроме этого, лейтенант-коммандер Макс Лесли поднял 17 пикировщиков «Донтлесс» из авиагруппы «Йорктауна». Это была 9-я американская атака японского авианосного соединения. Результатом этого вылета было обнаружение и атака японского флота с последующим потоплением авианосцев «Акаги», «Кага» и «Сорю»

«Сущий ад»


Однако вскоре противника обнаружили 50 пикирующих бомбардировщиков с авианосцев «Йорктаун» и «Энтерпрайз». Атака оказалась внезапной и сокрушающей. Все японские истребители в это время кружились низко над морем около «Хирю», отражая последнюю атаку торпедоносцев, и еще не успели набрать высоту. Пикирующие бомбардировщики на высоте 6 600 метров, укрывшись в надвинувшихся облаках, незамеченными вышли на ударную позицию прямо над «Сорю», затем перешли в крутое пике. Американцы добились нескольких попаданий в авианосцы противника.

В обычных условиях попаданий нескольких бомб было бы недостаточно, чтобы вывести из строя такие гиганты. Но корабли были застигнуты в тот момент, когда их лётные палубы были заполнены вооруженными и заправленными горючим самолетами, а другие самолеты в том же состоянии находились ниже. К тому же у японцев не хватило времени вернуть крупные 800-килограммовые бомбы в оружейные погреба. Вызванные огнем и детонацией взрывы боеприпасов и топлива, а также вспыхивающие один за другим самолеты, стоявшие крылом к крылу на палубе, вскоре превратили «Акаги» и «Кага», по словам капитана Футиды, «в сущий ад».

В течение 5 минут американцы смогли уничтожить 2 тяжелых авианосца противника – «Кага», «Акаги», а «Сорю» получил тяжелые повреждения. Повреждённый «Сорю» был добит американской субмариной. Погибло 137 японских самолетов. Американцы потеряли 69 самолетов.

Японский авианосец «Хирю» в это время находился значительно севернее и не был обнаружен противником. С него подняли 24 самолета, и они атаковали «Йорктаун». Американский флагман получил сильные повреждения. Затем последовала вторая атака, американский авианосец получил новые повреждения. 6 июня его атаковала японская субмарина. 7 июня «Йорктаун» затонул. Сам «Хирю» 4 июня попал под удар американских самолетов и был сильно поврежден. 5 июня японцы сами затопили авианосец. Командир 2-й дивизии авианосцев контр-адмирал Ямагути и командир авианосца «Хирю» капитан 1-го ранга Каку отказались покинуть тонущий корабль и погибли вместе с ним.


Американский авианосец «Йорктаун», поврежденный японскими бомбардировщиками в ходе битвы за Мидуэй. Фотография сделана с американского тяжелого крейсера «Астория». Авианосец получил 3 бомбовых и 2 торпедных попадания. Днем 6 июня 1942 года поражен еще двумя торпедами с японской подводной лодки I-168, утром следующего дня перевернулся и затонул, уже покинутый экипажем.


Команда покидает тонущий американский авианосец «Йорктаун», получивший два попадания японских авиационных торпед Тип 91. Справа стоит наготове эсминец «Бэлч»

Адмирал Ямамото собирался продолжить сражение и уничтожить главные силы противника. 5 июня он отменил высадку десанта на Мидуэй. Транспорты были направлены на северо-запад, а корабли 2-го флота должны были нарастить главные силы. Для этой же цели были отозваны авианосцы с алеутского направления. Но было уже поздно, американские корабли ушли на восток. 6 июня японские корабли повернули на юг, чтобы перехватить противника. Этот манёвр не дал результатов, 7 июня японский флот повернул к Японии.

Американцы не стремились продолжить сражение. Они только смогли добить один тяжелый крейсер противника. В ночь на 5 июня во время перестроения 7-й дивизии крейсеров, начатого из-за появления американской субмарины, крейсер «Могами» был протаранен крейсером «Микумой». На «Могами» была смята и загнута почти на 90° носовая оконечность вплоть до первой башни главного калибра, «Микума» получил лёгкие повреждения корпуса.

«Могами» и «Микума» утром 5 июня подверглись налёту 12 пикировщиков и 8 Б-17, но те в цель не попали. 6 июня три волны самолетов с авианосцев «Энтерпрайз» и «Хорнет» добились по 5 попаданий 500-фунтовых (227-кг) и 1 000-фунтовых (454-кг) бомб в каждый из крейсеров. «Могами» получил тяжёлые повреждения, на нём была разрушена пятая башня главного калибра, но смог уйти. «Микума» же лишился третьей башни главного калибра и потерял ход. К полудню пожар в машинных отделениях на нём дошёл до торпедных отсеков и вызвал взрыв снаряжённых торпед. Корабль был оставлен командой. На «Могами» погибло 90 человек, на «Микуме» – около 700.


Американские пикировщики «Донтлесс» подлетают к японскому крейсеру «Микума»



Горящий «Микума» при Мидуэе, 6 июня 1942 года

Итоги


Таким образом, американцы вскрыли замысел японцев, были готовы к битве и смогли нанести ВМФ и ВВС противника серьёзный урон. Японцы потеряли 4 авианосца, 1 крейсер, 332 самолета (в том числе 280 с потонувших авианосцев), около 2,5 тыс. человек личного состава (потеряны лучшие пилоты морской авиации). Потери США: 1 авианосец, 1 эсминец, 150 самолетов, около 300 человек.

«Пёрл-Харбор частично отмщен»,

– заявил адмирал Нимиц в своем первом коммюнике о битве.

«Возмездие не будет полным, пока японская морская мощь не будет сведена на нет. Мы достигли существенного прогресса в этом направлении».

Особенность сражения в том, что бои шли за пределами дальности действия корабельной артиллерии. Главные силы противников сближались на дистанцию не более 150 миль. Основной ударной силой выступили самолеты, в основном с авианосцев. Американцы не смогли добиться хорошего взаимодействия разных родов авиации. Боевые группы действовали разрозненно, без прикрытия истребителей. В итоге США в значительной мере просто повезло, бог войны был на их стороне.

В частности, адмирал Нагумо на борту «Акаги» имел в качестве двух главных помощников двух талантливых специалистов-летчиков: начальника оперативного отдела штаба 1-го авианосного флота капитана Гэнда Минору, автора тактического плана атаки Пёрл-Харбора, и капитана Футида Мицуо, боевого летчика, возглавлявшего воздушный удар в декабре 1941 года. Но перед решающим сражением Футида лежал в лазарете – в первый же день выхода флота в море у него вырезали аппендицит, а затем тяжело заболел Гэнда – воспаление легких. Так, накануне решающей битвы адмирал Нагумо остался без двух главных помощников, специалистов воздушной войны, на которых он привык полагаться.

Японцы слишком большие надежды возлагали на внезапность удара (хотели повторить Пёрл-Харбор), недооценили противника. Разведывательных данных было мало, операция велась почти вслепую.

«Мы практически не имели никаких разведывательных данных о противнике, – сказал адмирал Нагумо после Мидуэя. – До самого конца мы так и не узнали, где находится противник и какова его численность».

Ошибочным было решение распылить силы флота на два операционных направления. Авианосцы не были сконцентрированы в одном ударном соединении, чтобы создать подавляющее превосходство над врагом. Американцы, наоборот, смогли выставить свои главные авианосные силы.

Для японцев умерла легенда о непобедимости. 1-е ударное авианосное соединение – меч Ямамото и гордость нации – было разбито.

Успех на алеутском направлении не мог исправить поражение в районе атолла Мидуэй. В результате этой неудачи соотношение сил в Тихом океане менялось в пользу США, особенно в главной ударной силе флота – авианосцах. У Японии остался 1 тяжелый и 4 лёгких авианосца, у США – 3 тяжёлых. Японцы строили 6 авианосцев, американцы – 13 тяжелых и 15 эскортных. Япония лишилась возможности предпринять большое наступление на море, и довольно быстро утратила стратегическую инициативу. США получили возможность перейти в контрнаступление на Тихоокеанском театре.


Горящий японский авианосец «Хирю». 4 июня 1942 года авианосец был поврежден бомбами американских палубных пикирующих бомбардировщиков. Фотография сделана лейтенантом Киёси Онива с самолета японского легкого авианосца «Хосё». После попыток спасти авианосец команда покинула «Хирю», и он был потоплен торпедой с японского эсминца «Макигумо». Затонул 5 июня 1942 года, при этом погибли многие члены экипажа, оставшиеся на авианосце
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. kig
    +6
    13 июня 2022 03:11
    Об этом событии уже написано столько, что ничего нового добавить невозможно.
    1. +1
      13 июня 2022 14:24
      Цитата: kig
      что ничего нового добавить невозможно.
      Ну почему: до сих пор не понимаю, почему зная о нападении на острова, американцы не натаскали на него побольше базовой авиации (противник сам придет в радиус ее действия), а работали от авианосцев. Остров можно разбомбить, но не утопить. Кроме того, у базовой авиации тех. характеристики обычно повыше, так как нет ограничений, вызванных палубным базированием.
      1. +2
        13 июня 2022 14:51
        Цитата: bk0010
        Ну почему: до сих пор не понимаю, почему зная о нападении на острова, американцы не натаскали на него побольше базовой авиации

        Вы посмотрите, что такое Мидуэй. У него площадь - 6,23 квадратных километра:))))
        Цитата: bk0010
        Кроме того, у базовой авиации тех. характеристики обычно повыше

        А можно уточнить, у кого там именно ТТХ были выше?
        1. +1
          13 июня 2022 15:21
          Цитата: Андрей из Челябинска
          А можно уточнить, у кого там именно ТТХ были выше?
          B-25
          Цитата: Андрей из Челябинска

          Вы посмотрите, что такое Мидуэй. У него площадь - 6,23 квадратных километра:))))
          Срыли бы его тогда, и не морочили голову ни себе, ни японцам
          1. +5
            13 июня 2022 15:51
            Цитата: bk0010
            B-25

            Я извиняюсь, а при чем тут В-25? Этот самолет для морской войны непригоден. Вы покажите истребитель, пикирующий бомбардировщик, торпедоносец, которые бы превосходили палубные аналоги
            Цитата: bk0010
            Срыли бы его тогда, и не морочили голову ни себе, ни японцам

            Ну, попробуйте срыть атолл на досуге:))))))))
            1. 0
              13 июня 2022 17:35
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Вы покажите истребитель, пикирующий бомбардировщик, торпедоносец, которые бы превосходили палубные аналоги

              Странный вопрос. Истребители: P-38, Мустанг 1, Спит V.
              Патрульные самолеты - Каталина, PB4Y-1 Liberator, B-18B Bolo
              Торпедоносцы и бомбардировщики - пикировщики ВВС не использовались, в качестве торпедоносца использовался В-26. Естественно на бумаге он превосходил палубные аналоги.

              Другое дело, что это всё пустая теория. На месте береговой авиации у США на лето 42-го года была одна большая дыра, что подтверждается самоубийством В-26 с Мидуэя. По сути американская береговая авиация родилась на Гуадалканале.
              1. 0
                13 июня 2022 18:37
                Цитата: Негритенок
                Странный вопрос. Истребители: P-38, Мустанг 1, Спит V.

                Р-38 ни в чем не превосходил как истребитель те же Спитфайры - он уступал им. А Спитфайры имели палубную версию - Сифайр. Так что какого-то превосходства сухопутчиков над палубными я пока не вижу
                Цитата: Негритенок
                Патрульные самолеты

                Ну разве что.
                Цитата: Негритенок
                Торпедоносцы и бомбардировщики - пикировщики ВВС не использовались

                Почему? Vultee A-31 Vengeance к примеру. Примерно ровня Хеллдайверу, хоть и полетел годом позже
                1. +2
                  13 июня 2022 18:59
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  Р-38 ни в чем не превосходил как истребитель те же Спитфайры - он уступал им. А Спитфайры имели палубную версию - Сифайр. Так что какого-то превосходства сухопутчиков над палубными я пока не вижу

                  Странный аргумент. Думаю, вам известно, что у реального Нимица имелись для родины Ф4Ф и Ф2А, при чем не в облегченном береговом, а в тяжелом палубном варианте.
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  Ну разве что.

                  Каталины там, помнится, имелись и использовались. Вместо В-24 были В-17, но вот их как раз использовать правильно ещё не умели - они считались бомбардировщиками, а не разведчиками.
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  Почему? Vultee A-31 Vengeance к примеру.

                  Потому что не использовались. А конкретно с торпедоносцами и у палубной-то авиации было скверно, их единственной задачей было потратить на себя боекомплект Зеро. Штрафбат по-американски.

                  Но, повторяю, это разговор про то, что могло бы быть у бабушки. В реальности на лето 42-го в штабе Нимица было довольно приблизительное понимание возможностей береговой авиации, а у Арнольда такого понимания не было вовсе - и не появилось до конца войны, поскольку береговая авиация была ему совершенно не интересна. Соответственно, и матчасть на Гавайях была представлена набором довольно случайных изделий, которые использовались как бог на душу положит.
                  1. +1
                    13 июня 2022 19:23
                    Цитата: Негритенок
                    Странный аргумент. Думаю, вам известно, что у реального Нимица имелись для родины Ф4Ф и Ф2А

                    Разговор о том, что техника тех лет и размеры АВ позволяли базировать на них истребители/пикировщики/торпедоносцы без ущерба их качеству относительно сухопутных.
                    1. +4
                      13 июня 2022 19:40
                      Конечно нет, и вам прекрасно это известно. Помимо объективных обстоятельств: веса складных крыльев, повышенных требований к влзетно-посадочным и прочностным характеристикам - имеется и живой пример списанного на берег Корсара.

                      Другой разговор, что конкретно на начало лета 42-го конкретно на Гавайях помимо посредственного Ф4Ф у американцев имелись только не менее посредственные Р-39 и Р-40. Так что особой разницы для дела не было.
                      1. 0
                        14 июня 2022 18:07
                        Цитата: Негритенок
                        веса складных крыльев, повышенных требований к влзетно-посадочным и прочностным характеристикам

                        Что излечивалось установкой более сильного двигателя, избыточного для машин сухопутного базирования. В итоге получался более дорогой, но примерно соответствующий по своим ТТХ палубник. Теоретически, конечно, на том же двигателе сухопутная модификация могла показать лучший результат, но те же британцы таким не заморачивались - стоимость тоже имеет значение при массовом выпуске для ВВС.
                        Цитата: Негритенок
                        имеется и живой пример списанного на берег Корсара.

                        Ну, я не претендую на идеальное знание палубной авиации ВМВ, но, если мой склероз мне не врет, там была проблема в конструкции самолета, ограничивающая его возможности палубного базирования. А Хэллкет в итоге оказался ненамного хуже. Если вообще хуже.
                        Цитата: Негритенок
                        Другой разговор, что конкретно на начало лета 42-го

                        Так с этим никто и не спорит, это мы так... теоретизируем вокруг палубной авиации уже безотносительно к реалиям 1942 г
                      2. 0
                        14 июня 2022 18:40
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        более сильного двигателя, избыточного для машин сухопутного базирования

                        Ну здрасьте, приехали. М-105.

                        Думаю, Вы понимаете, что переформулировав этот тезис правильно мы получим: "Палубный самолёт либо уступает береговому, либо будет тяжелее и дороже для достижения тех же характеристик". Чудес не бывает.
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        если мой склероз мне не врет, там была проблема в конструкции самолета, ограничивающая его возможности палубного базирования

                        Проблемы заключались в паршивом обзоре и стервозном характере на взлете-посадке. Что было опасно на берегу, а на палубе верная смерть. Впрочем, голь на выдумки хитра - англичан эта коррида с самолётом подвигла сделать первые шаги к угловой палубе.
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        теоретизируем вокруг палубной авиации уже безотносительно к реалиям 1942 г

                        А что тут теоретизировать? Складные крылья, короткий разбег и посадка на финишер = больше веса, меньше полезная нагрузка. Больше веса = больше двигатель = больше веса. Если двигатель одинаковый - палубная модификация при прочих равных уступает береговой. Да, конкретно у американцев можно бы отвертеться, что их лучшим поршневым истребителем был Ф8Ф - спорно, но допустим. Но ВВС-то на шутингстаре уже бились летом 45-го.
                      3. 0
                        14 июня 2022 21:19
                        Цитата: Негритенок
                        Думаю, Вы понимаете, что переформулировав этот тезис правильно мы получим: "Палубный самолёт либо уступает береговому, либо будет тяжелее и дороже для достижения тех же характеристик".

                        Того, что он будет тяжелее и дороже, я и не оспаривал, но этим достигалось практически равное качество. При этом палубный самолет все же не столь массов, как самолет ВВС, почему с его удорожанием можно смириться, да, собственно, это и делалось.
                        В сухом остатке - палубные самолеты ВМВ вполне соответствовали своим сухопутным аналогам
                      4. 0
                        14 июня 2022 21:56
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        Того, что он будет тяжелее и дороже, я и не оспаривал, но этим достигалось практически равное качество.

                        Начались манёвры.
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        При этом палубный самолет все же не столь массов, как самолет ВВС, почему с его удорожанием можно смириться, да, собственно, это и делалось.

                        )))
                        Привет любителям дешёвых американских самолётов от фирмы "Рипаблик".

                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        В сухом остатке - палубные самолеты ВМВ вполне соответствовали своим сухопутным аналогам

                        Какая-то клоунада. Лучшие истребители лета 42-го года: Фока А-3, Густав, Спит девятка. Первый полет Ме-262. Безусловно лучшая палубная машина - Зеро А6М3.

                        Нет, не соответствуют.

                        Двух- и четырехмоторные ударные машины тем более оставляем за скобками.
                      5. 0
                        15 июня 2022 10:30
                        Цитата: Негритенок
                        Начались манёвры.

                        Негритенок, я сделал вполне конкретное утверждение
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        Разговор о том, что техника тех лет и размеры АВ позволяли базировать на них истребители/пикировщики/торпедоносцы без ущерба их качеству относительно сухопутных.

                        То есть я говорил о том, что палубная авиация тех лет могла хлестаться с авиацией сухопутного базирования, не проигрывая им в ТТХ. Я задавал своему оппоненту вопрос
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        Вы покажите истребитель, пикирующий бомбардировщик, торпедоносец, которые бы превосходили палубные аналоги

                        Что, простите, в этом непонятного? И тут приходите Вы и начинаете объяснять мне о том, что палубный самолет априори хуже сухопутного, потому что он тяжелее. Ваше утверждение уже переводит дискуссию в теоретическую плоскость - да, если взять самолет ВВС и адаптировать его к палубе без замены движка/иных конструкций, то он будет хуже.
                        Я с этим Вашим утверждением не спорил, но заметил, что эта "просадка" компенсировалась более мощным двигателем, так что в итоге ТТХ палубников все равно находились на уровне самолетов ВВС.
                        И в чем Вы увидели маневры, можно поинтересоваться?
                        Цитата: Негритенок
                        Какая-то клоунада.

                        Согласен.
                        Цитата: Негритенок
                        Лучшие истребители лета 42-го года: Фока А-3, Густав, Спит девятка. Первый полет Ме-262. Безусловно лучшая палубная машина - Зеро А6М3.

                        Вы сравниваете холодное с мягким. Сравнивайте самолеты в пределах одной страны, пожалуйста. Я ведь могу и сам сыграть в эту игру, и, используя Вашу логику, сравнить, скажем, американских палубников с нашими Як-3 и на этом постулировать превосходство палубной авиации в ТТХ над сухопутной... И не надо притягивать за уши сравнения удобного для Вас года - Вы берете 42-ой, когда американцы летали еще на старой технике. И позвольте спросить, что дает Вам основания считать Зеро лучше Сифайра?
                        Цитата: Негритенок
                        Двух- и четырехмоторные ударные машины тем более оставляем за скобками.

                        Ну почему? Если есть возможность сравнить палубный истребитель/пикировщик/торпедоносец с четырехмоторным аналогом ВВС - давайте сделаем это:)))))
                      6. 0
                        15 июня 2022 11:52
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        Если есть возможность сравнить палубный истребитель/пикировщик/торпедоносец с четырехмоторным аналогом ВВС - давайте сделаем это:)))))

                        Давайте. Торпедоносец - Бетти, Джилл, бомбардировщик - Фрэнсис, Джуди, Бифорт, Барракуда.
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        сделал вполне конкретное утверждение
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        Разговор о том, что техника тех лет и размеры АВ позволяли базировать на них истребители/пикировщики/торпедоносцы без ущерба их качеству относительно сухопутных.

                        Ваше утверждение было, скажем так, неряшливо. Его можно переформулировать аккуратнее, но вы полезли в бутылку со своим сифайром.
                      7. 0
                        16 июня 2022 09:58
                        Цитата: Негритенок
                        Давайте. Торпедоносец - Бетти, Джилл, бомбардировщик - Фрэнсис, Джуди, Бифорт, Барракуда.

                        ну, не буду про четырехмоторные, однако суть в том, что кроме дальности я не вижу существенных преимуществ. Скажем, Бетти имел лучшую защиту, но худшую маневренность чем джилл и ни тот ни другой, в общем не могли защититься от истребителей.
                        Цитата: Негритенок
                        Ваше утверждение было, скажем так, неряшливо.

                        На Ваше ИМХО и ничего сверх того.
                        Цитата: Негритенок
                        Его можно переформулировать аккуратнее, но вы полезли в бутылку со своим сифайром.

                        Он не мой, а флота Его Величества. К тому же в бутылку обычно помещают корабли, а не самолеты. И да, этот пример достаточно хорошо подтверждает мою точку зрения, так что решительно не вижу причин, по которым я не должен упоминать о нем
              2. +2
                13 июня 2022 21:14
                Цитата: Негритенок
                P-38,

                Как самолет для воздушного боя П-38 хорош на высоте или для свободной охоты.
                Цитата: Негритенок
                Спит V.

                Спитфайр 5 как бы британский самолет, откуда ему взяться на Мидуэе ?
                Цитата: Негритенок
                Мустанг 1

                П-51А был принят на вооружение Армии США в начале 43-го года. Вариант А-36 16 апреля 42-го года был только заказан.
                1. +1
                  13 июня 2022 21:35
                  Да я более-менее в курсе.
                  Цитата: Альф
                  Как самолет для воздушного боя П-38 хорош на высоте или для свободной охоты.

                  По воспоминаниям именно Лайтинг стал первым самолетом, давшим американцам превосходство над Зеро полгода спустя. Корсары появились несколько позже.
                  Цитата: Альф
                  Спитфайр 5 как бы британский самолет, откуда ему взяться на Мидуэе ?

                  Теоретически его недолго привести из Англии, в 42-м он уже не был в дефиците. Но на практике американцы истребителем ПВО не интересовались и эту возможность не использовали.
                  Цитата: Альф
                  П-51А был принят на вооружение Армии США в начале 43-го года. Вариант А-36 16 апреля 42-го года был только заказан.

                  Поэтому я и написал не П-51 а Мустанг 1. Весной 42-го он был только у англичан.
                  Ещё раз.
                  Цитата: Негритенок
                  Другой разговор, что конкретно на начало лета 42-го конкретно на Гавайях помимо посредственного Ф4Ф у американцев имелись только не менее посредственные Р-39 и Р-40. Так что особой разницы для дела не было.

                  Всё это разговоры про если бы у бабушки. На практике что у Нимица было, то он прислал. Прислал бы П-40 - ничего бы это принципиально не изменило.
            2. 0
              13 июня 2022 18:33
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Вы покажите истребитель, пикирующий бомбардировщик, торпедоносец, которые бы превосходили палубные аналоги
              P-38- и как истребитель и как пикирующий бомбардировщик.
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Ну, попробуйте срыть атолл на досуге:))))))))
              Ну ведь наверняка они его весь перекопали, готовясь к отражению десанта. Осталось только срыть ВПП и пустить океан в окопы и готово.
              1. +1
                13 июня 2022 19:28
                Цитата: bk0010
                P-38- и как истребитель и как пикирующий бомбардировщик.

                Я и ответил. Р-38 вообще был не слишком хороший истребитель, и уж точно не превосходил Хеллкэт, да и в качестве пикирующего бомбера до Донтлисса/Хэллдайвера ему было...
                Цитата: bk0010
                Осталось только срыть ВПП и пустить океан в окопы

                Придут злые японцы, восстановят ВПП
            3. 0
              13 июня 2022 18:44
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Я извиняюсь, а при чем тут В-25? Этот самолет для морской войны непригоден.
              Почему? Самый толковый самолет у штатов, ИМХО, конечно. Что мешало сделать из него тот же торпедоносец.
              1. +3
                13 июня 2022 19:29
                Цитата: bk0010
                Почему?

                Потому что горизонтальный бомбардировщик в те годы не мог эффективно попадать в корабли
  2. +4
    13 июня 2022 03:43
    Для японцев умерла легенда о непобедимости. 1-е ударное авианосное соединение – меч Ямамото и гордость нации – было разбито.

    Всегда надо помнить что фортуна войны изменчива и флюгер удачи может повернуться в сторону противника.
    Очень увлекательно автор описал события... благодарю за труд. hi
    В наше время очевидно что в морских баталиях главной ударной силой будут подводные ракетоносцы, авиация и ракетные войска...позволяющие на расстоянии не входя в клинч с противником уничтожать его.
    1. +2
      13 июня 2022 04:49
      Цитата: Леха с Андроида.
      В наше время очевидно что в морских баталиях главной ударной силой будут подводные ракетоносцы, авиация и ракетные войска
      А значит, авианосцы, ракетные крейсеры, и эсминцы скажут свое слово.
  3. kig
    +6
    13 июня 2022 04:25
    Цитата: Леха с Андроида.
    Очень увлекательно автор описал события... благодарю за труд

    Если заинтересовало, почитайте лучше вот это Лорд Уолтер "Невероятная победа", или "Мидуэй-1942"
    1. +3
      13 июня 2022 05:39
      Цитата: kig
      Лорд Уолтер

      Утро доброе!
      Хороший автор.Помню его по книге "Последняя ночь.".С Вашей рекомендацией согласен.
    2. +1
      13 июня 2022 09:39
      Футида тоже очень неплох.
      1. +1
        13 июня 2022 10:41
        Цитата: Сергей Валов
        Футида тоже очень неплох.

        Искал.Не нашёл. request
        Вы имеете в виду именно как автора?Или?
        "Тора,тора,тора."?
        1. +1
          13 июня 2022 14:05
          Цитата: Фил77
          Искал.Не нашёл.

          Собственно вот.
          М. Футида, М. Окумия. Сражение у атолла Мидуэй
          https://litgu.ru/knigi/military_history/14026-srazhenie-u-atolla-miduey.html
        2. +2
          13 июня 2022 14:13
          Привет, Сергей.)))
          Мемуары
          Футида Мицуо; Окумия Масатакэ (Fuchida Mitsuo; Okumiya Masatake)
          "Сражение у атолла Мидуэй".
          Футида писал книгу не один, а в соавторстве. hi
          1. +1
            13 июня 2022 18:04
            Я в курсе, у меня есть первое издание, просто по привычке так назвал.
      2. Комментарий был удален.
    3. +2
      13 июня 2022 11:48
      Цитата: kig
      Если заинтересовало, почитайте лучше вот это Лорд Уолтер "Невероятная победа", или "Мидуэй-1942"

      Лорд - это беллетризованная версия официальной американской истории Мидуэя. Увы, но с учётом "Разбитого меча", творение Лорда соотносится с реальностью примерно как одобренные ГлавПУРом книги по Прохоровке с работами Замулина. smile
      1. 0
        13 июня 2022 14:54
        Цитата: Alexey RA
        ГлавПУРом книги по Прохоровке с

        Ну.Спорно.По катастрофе "Титаника" и его книге об оной такое же мнение?А он когда писал книгу"Последняя ночь." встречался со свидетелями .
        1. +3
          13 июня 2022 20:01
          Цитата: Фил77
          Ну.Спорно.По катастрофе "Титаника" и его книге об оной такое же мнение?А он когда писал книгу"Последняя ночь." встречался со свидетелями .

          Проблема в том, что на время написания "Невероятной победы" японские документы никому вообще были не интересны - так что всё повествование шло в рамках официальной истории от победителей. Которым нужны были превозмогание и пафос, чтобы никто не задавал дурацких вопросов, типа "а почему удар с Мидуэя и АВ не был скоординирован", "как развалился удар с Мидуэя", "кто планировал подъём групп так, что страйки разваливались уже на взлёте", "куда пропали пикировщики "Хорнета" и почему их торпы нашли цель", "почему эскадрильям пришлось самим поодиночке искать цель", "почему один лишь Тэч смог в БВБ с "Зеро"", "что случилось с ПВО "Йорктауна".
          В результате у Лорда мы видим всю ту же официозную пафосную картину, как американские пилоты героически самоубиваются об японские "Зеро", но в последний момент прилетает кавалерия из-за холмов, случайно нашедшая цель, и практически перед самым взлётом японцев топит 3 из 4 АВ. Картина, конечно, красивая, но с реальностью совпадает мало.
          1. kig
            0
            14 июня 2022 03:23
            А еще есть воспоминания участника с американской стороны, некоего Tom Cheek, который вроде бы написал об этом книжку Кольцо кораллов A ring of Coral. Описывается конкретно день 4 июня 1942. Отдельной книги не нашел, но она есть вот тут
            https://www.pacificwar.org.au/Midway/TomCheek/Wildcat_V_Zero.html
            Язык английский, но можно воспользоваться яндексом.

            Впрочем, здесь имеется переводная версия https://author.today/work/144038
  4. 0
    13 июня 2022 04:45
    Командир 2-й дивизии авианосцев контр-адмирал Ямагути и командир авианосца «Хирю» капитан 1-го ранга Каку отказались покинуть тонущий корабль и погибли вместе с ним.
    Квинтэссенция японской жизненной философии. Предназначение жизни в том, чтобы умереть, и сделать это надо эстетично.
    Возможно, они даже сделали сэппуку до того как утонули.
  5. +3
    13 июня 2022 05:19
    Цитата: Наган
    Квинтэссенция японской жизненной философии. Предназначение жизни в том, чтобы умереть, и сделать это надо эстетично.
    Возможно, они даже сделали сэппуку до того как утонули.

    Сэппуку... это уже японское извращение... лучше умереть в бою от пули или снаряда врага... это более достойная смерть.
    А выпускать себе кишки и хрипеть потом в предсмертных судорогах... недостойно бойца.
    Хотя философия смерти у японцев резко отличается от нашей. what
    1. +3
      13 июня 2022 05:44
      Цитата: Леха с Андроида.
      выпускать себе кишки и хрипеть потом в предсмертных судорогах... недостойно бойца.

      Полный ритуал предусматривает наличие партнёра...с мечом.Как-то так.Вжик!И голова уходящего слетает.
      1. PPD
        +1
        13 июня 2022 13:24
        Или не слетает, а хммм..
        Наклоняется скажем мягко.
        Был там и такой " стиль"..
  6. +2
    13 июня 2022 09:44
    Мидуэй яркий пример того, как имея превосходство во всем можно умудриться оказаться слабее на поле боя и проиграть сражение.
  7. 0
    13 июня 2022 10:18
    В этом сражении гораздо больше вопросов, чем ответов. Даже сейчас, когда многие документы уже рассекретили и многие участники событий написали мемуары. Мне например, даже сейчас интересно, почему Нимитц так поверил своей разведке, что весь бой планировался исходя из развединформации. Ведь всего полгода тому назад разведка "прощелкала" удар по Перл - Харбору.
    1. +4
      13 июня 2022 12:11
      Цитата: ТермиНахТер
      Мне например, даже сейчас интересно, почему Нимитц так поверил своей разведке, что весь бой планировался исходя из развединформации. Ведь всего полгода тому назад разведка "прощелкала" удар по Перл - Харбору.

      А чего ещё было Нимицу бояться? Возможных точек для удара у японцев три.
      Алеуты. Их по причине отдалённости, слаборазвитой инфраструктуры и отвратительной метео решили оборонять по остаточному принципу - всё равно воевать там можно только летом, а в остальное время небоевые потери кратно выше боевых (что и произошло в реальности).
      Мидуэй. Атолл напичкали всем, что влезло на эти два клочка земли, да ещё и выдвинули 3 из 4 АВ ТОФ.
      Пёрл-Харбор и Оаху в целом. На середину 1942 года на острове сидят около 100 000 военнослужащих армии и флота. Костяк обороны - закопавшиеся в землю 24-я и 25-я пд с подразделениями поддержки. По факту на острове сидит кадровый армейский корпус. На аэродромах - около 350 самолётов, да ещё и "Леди Сара" со своей группой должна подойти. Эта дама вообще должна была успеть к Мидуэю, но умудрилась шесть суток принимать припасы и авиагруппу в Сан-Диего, пока не была выпнута оттуда начальственным рыком Нимица. Блин, да "Йорктаун" в два раза быстрее отремонтировали. smile
      А на все остальные точки США плевать. Самый страшный враг военных - конгрессмены и сенаторы - начал бы чесаться только если "Ямато" прошёл бы под мостом Золотые ворота. Американские командиры на ТО вообще воевали в уникальной ситуации, когда ход войны определялся военными, а не политическими соображениями... ну, не считая феномена МакАртура.
      1. +1
        13 июня 2022 12:37
        Весь план мог пойти на смарку, если бы японцы по какой - то причине задержались - ба на недельку. Соединения Флетчера и Спрюэнса, проболтавшись недельку в океане, ушли бы в Перл, а тут бы и самураи "подкатили" и бой пошел по совсем другому сценарию.
        1. +2
          13 июня 2022 13:42
          Цитата: ТермиНахТер
          Весь план мог пойти на смарку, если бы японцы по какой - то причине задержались - ба на недельку.

          В этом случае им бы пришлось заново организовывать всю операцию, что не прошло бы мимо радиоразведки. Японцы не смогли задержать операцию даже на пару суток, чтобы дать Нагумо время собраться - и в результате ему пришлось сократить время на обработку Мидуэя.
          По первоначальному плану оба первых удара палубной авиации – как по Датч-Харбору, так и по Мидуэю – должны были наноситься в один и тот же «День N−3», ранним утром 3 июня 1942 г. с разницей в два-три часа, максимум (Алеутские острова находятся значительно северней и рассвет наступает там раньше). Но за несколько дней до начала развёртывания выяснилось, что Первое Мобильное соединение вице-адмирала Тюити Нагумо не сможет выйти в море в назначенный день из-за задержек со снаб­же­нием и подготовкой его авианосцев к походу. Командиры некоторых других соединений также просили об отсрочке. Однако, общий план двух параллельных операций был слишком сложен, в нём было задействовано слишком много со­еди­не­ний, выдвигавшихся каждое своим маршрутом и по своему графику, чтобы его можно было оперативно скорректировать. К тому же, план был жёстко привязан к «Дню N» (который в свою очередь был привязан к фазе Луны и уровню прилива в районе Мидуэя), поэтому в плане был изменён лишь один пункт: даты выхода в море Первого Мобильного соединения – и, соответственно, первого авиаудара по Мидуэю – смещались на сутки вперёд. Весь остальной график остался прежним.
          Это создавало риск преждевременного обнаружения Соединения вторжения (что и случилось в реальности с Транс­порт­ной и Тральной группами) и потери если не стратегической, то тактической внезапности (хотя в реальности это не имело особого значения, так как американцы благодаря радиоразведке и так знали японские планы). Кроме того, у вице-адмирала Тюити Нагумо теперь было лишь два дня на подавление обороны Мидуэя с воздуха (вместо трёх по первоначальному плану), что тоже повлияло впоследствии на принимаемые им решения. Однако, было уже поздно что-то менять, адмирал Исороку Яма­мо­то и его штаб уже стали заложниками своего переусложнённого плана, который, вопреки известному афоризму генерал-фельд­мар­шала фон Мольтке, начал давать серьёзные сбои ещё задолго до столкновения с противником.
          © midnike
          1. 0
            13 июня 2022 20:24
            План был разработан и утвержден. Все что требовалось передать по радио - " - 7". И пусть Рошфорт ломает голову - что это значит.
      2. +2
        13 июня 2022 13:47
        Цитата: Alexey RA
        да ещё и "Леди Сара" со своей группой должна подойти. Эта дама вообще должна была успеть к Мидуэю, но умудрилась шесть суток принимать припасы и авиагруппу в Сан-Диего

        Там, насколько я помню, в основном командира ждали. И тут подгадил проклятый Вашингтон.
        Цитата: Alexey RA
        Самый страшный враг военных - конгрессмены и сенаторы

        В рассматриваемый период конгрессмены и сенаторы были нейтрализованы. Если Нимицу и повезло в этом смысле, то в том, что внимание великих геополитиков Рузвельта и Халла было сосредоточено на Европе. Вредить в Азии они начали только в самом конце, и то Рузвельт быстро двинул коней.
        1. +2
          13 июня 2022 14:00
          Цитата: Негритенок
          Там, насколько я помню, в основном командира ждали. И тут подгадил проклятый Вашингтон.

          По официальной версии - вела погрузку авиагруппы и припасов в ожидании адмирала Фитча.
          Впрочем, вопль Нимица "хватит ждать Фитча, быстро выметайтесь с базы и бегом сюда" и последовавший через сутки выход "Леди Сары" похоже означает, что к концу мая АВ погрузку закончил и ждал именно адмирала.
      3. 0
        13 июня 2022 21:24
        Цитата: Alexey RA
        Самый страшный враг военных - конгрессмены и сенаторы

        good
  8. +2
    13 июня 2022 11:28
    Основная часть операции – захват атолла, должна была начаться 4 июня с подавления вражеской обороны ударами морской авиации. Захват западной части Алеутских островов назначили на день раньше, чтобы отвлечь крупные силы американского флота на север.

    Опять эти легенды и мифы дедушки Лорда.
    Я не говорю про полностью пропущенные новые исследования Мидуэйской операции - но логика-то должна быть? Зачем отвлекать крупные силы американского флота на север, если задачей Мидуэя как раз и было уничтожение главных сил ТОФ США?
    А главное - в презираемых среднестатистическими американскими историками японских документах уже давно всё описано чётко и подробно:
    Ответ на этот вопрос был впервые опубликован в 1971 г. в 43-м томе издававшейся Национальным институтом военных ис­сле­до­ва­ний при Министерстве обороны Японии серии «Сенси Сосё» («Военная история»), посвящённом сражению при Мидуэе. Хотя, намёки на него встречались и в давно известных японских документах, в частности, в уже упоминавшихся «Япон­ских монографиях». Однако, американской (и вообще западной) историографией этот факт был замечен и оценён только спустя тридцать лет, уже в начале этого века (по-видимому, известным аме­ри­кан­ским исследователем Тихоокеанской войны Дж. Лунд­стро­мом) и впер­вые опубликован на английском языке лишь в 2005 г., в книге Дж. Паршалла и Э. Талли «Разбитый меч». Этот ответ оказался очень простым, хоть и несколько неожиданным: Алеутская операция началась на сутки раньше лишь потому, что на сутки задержалось начало Мидуэйской операции.

    По первоначальному плану оба первых удара палубной авиации – как по Датч-Харбору, так и по Мидуэю – должны были наноситься в один и тот же «День N−3», ранним утром 3 июня 1942 г. с разницей в два-три часа, максимум (Алеутские острова находятся значительно северней и рассвет наступает там раньше).
    © midnike
    Но гладко было на бумаге. Соединение Нагумо задержалось с выходом и, чтобы не ломать сложнейший план двух параллельных операций с участием в каждой нескольких соединений с различных баз, удар по Мидуэю был отложен.
  9. +3
    13 июня 2022 11:43
    В обычных условиях попаданий нескольких бомб было бы недостаточно, чтобы вывести из строя такие гиганты. Но корабли были застигнуты в тот момент, когда их лётные палубы были заполнены вооруженными и заправленными горючим самолетами, а другие самолеты в том же состоянии находились ниже.

    Полётные палубы были как раз практически пусты - АВ принимали и поднимали в воздух "Зеро", прикрывавшие соединение с воздуха. Для решения задач ПВО Нагумо пришлось привлечь даже истребители прикрытия второй волны - назначенных в ПВО по плану машин не хватило.
    Японцы потеряли 4 авианосца, 1 крейсер, 332 самолета (в том числе 280 с потонувших авианосцев), около 2,5 тыс. человек личного состава (потеряны лучшие пилоты морской авиации).

    А тут уже сказки дедушек Шермана и Нимица.
    Пилоты 1-й и 2-й ДАВ в большинстве своём пережили Мидуэй и нашли свою могилу уже позже, на Соломонах и прочих островах. Но американские историки заинтересовались японскими документами только в конце прошлого века, когда американская официальная история Битвы на Прохоровке у Мидуэя уже давно и прочно осела в головах исторического сообщества.
    Когда же копнули японские доки, то...
    Оказалось, что в распоряжении японским историков имеются подробные рапорты авиагрупп японских авианосцев, принимавших участие в боевых действиях Мидуэйско-Алеутской операции, а также списки личного состава авиагрупп этих авианосцев. На основании этих документов были составлены подробные поимённые списки и отслежена судьба большинства пилотов и других членов экипажей.

    ...ни о каких «сотнях погибших пилотов» речи не идёт. Даже суммарные потери всего лётного состава с трудом переваливают за сотню (это подсчёты М. Хорана, в японских источниках встречается цифра 98). Кроме того хорошо видно, что бóльшая часть пилотов (46 из 66) погибли не под бомбами американских пикировщиков, а в воздухе, то есть они были бы точно так же потеряны даже в случае более благоприятного для японцев развития событий.
    © midnike
    1. +1
      14 июня 2022 08:19
      Зато потерю 4 авианосцев разом восполнить было нечем, строить потом можно было много и упорно, но такая плотность сил уже не достигалась.
      1. +1
        14 июня 2022 13:43
        Цитата: EvilLion
        Зато потерю 4 авианосцев разом восполнить было нечем, строить потом можно было много и упорно, но такая плотность сил уже не достигалась.

        А вот это - да. Пилоты и самолёты у IJN ещё оставались. А вот количество и качество палуб резко сократилось. А что самое главное - новых больших палуб в сколь-либо значимых количествах до 1944 г. не предвиделось. И хотя к концу 1942 г. у янки положение было ещё хуже, но у них со стапелей уже начал сходить второй флот.
        Поражение при Мидуэе действительно стало для Японии катастрофой. Но далеко не по причине катастрофических потерь лётного состава. Они действительно были серьёзными и по количеству, и по качеству, но в реальности были даже меньше суммы потерь во время рейда на Пёрл-Харбор и сражения в Коралловом море. Однако пилотов «первой линии», то есть прошедших полноценный трёхлетний курс подготовки, у японцев всё ещё хватало. А вот достаточного количества авианосцев уже не было... И – что ещё страшней – и не предвиделось: если на американских верфях на тот момент строилось 3 эскад­рен­ных и 9 лёгких авианосцев, то на японских лишь 1 эскадренный, 1 лёгкий и 1 перестраиваемый из пассажирского лайнера, которые никак не могли компенсировать потери 4-х эскадренных авианосцев. В результате японский флот потерял спо­соб­ность «проекции силы» при массированной поддержке с воздуха, а вместе с этим и стратегическую инициативу. Теперь японцам оставалось лишь реагировать на действия противника, и те остатки воздушного меча Империи, которым не нашлось места на палубах немногочисленных оставшихся авианосцев, оказались на береговых аэродромах и были втянуты в много­ме­сяч­ную мясорубку в небе Гуадалканала, окончательно перемоловшую кадровую авиацию Императорского флота. Блицкриг был остановлен, началась война на истощение. Война, в которой у Японии уже не было никаких шансов на победу.
        © midnike
  10. 0
    14 июня 2022 08:17
    Самсонов, как обычно, накопипастил откуда-то. Впрочем, зимние фоты "Мидуэя" - это что-то с чем-то. Оказывается на тропических островах снег идет. laughing
    1. +1
      14 июня 2022 14:48
      Цитата: EvilLion
      Впрочем, зимние фоты "Мидуэя" - это что-то с чем-то. Оказывается на тропических островах снег идет. laughing

      Это, похоже, фифект фикции - особенности передачи песка на чёрно-белых фото. Вот официальная музейная фотография ВПП на Мидуэе:

      А вот - Кваджалейн, 1945 г.: