Пушки, бомбы и помехи. Боевые возможности военно-транспортного самолета Ил-76

66

Ил-76МД выполняет стрельбу по наземной цели, ноябрь 2021 г.

Главная функция военно-транспортного самолета Ил-76 заключается в перевозке людей и разнообразных грузов. При этом он имеет и другие возможности, прямо связанные с военным применением. Так, на борту самолета имеется набор систем и вооружений, при помощи которых он может защититься от нападения или атаковать намеченную наземную цель.

Для защиты и ударов


Будущий Ил-76 разрабатывался в конце шестидесятых годов по заказу ВВС СССР. Войска нуждались в самолете большой грузоподъемности, способном перевозить разнообразные грузы и обеспечивать высадку воздушных десантов. Предполагаемые функции и задачи оказали самое заметное влияние на облик, оснащение и характеристики получившегося самолета.



В частности, считалось, что в ходе десантной операции транспортному самолету придется прорывать противовоздушную оборону противника. В связи с этим ему требовались средства для самозащиты от радиолокационных средств, истребительной авиации и зенитных ракет. Кроме того, было предложено дать самолету ограниченные ударные возможности. Все эти требования были учтены в проекте.


Хвостовая часть фюзеляжа с пушечной установкой

Для предотвращения или затруднения обнаружения различными средствами самолет оснастили устройствами для отстрела дипольных отражателей и ложных тепловых целей. Бороться с истребителями или ракетами предлагалось при помощи кормовой пушечной установки. Также предусмотрели возможность применения свободнопадающих бомб.

Серийное производство Ил-76 стартовало в начале семидесятых, и одновременно с ним запустили процесс создания новых модификаций, продолжающийся до сих пор. В ходе развития базовой версии самолета выполнялась доработка конструкции, заменялись различные системы и приборы. Также совершенствовались средства защиты. Впрочем, кардинальные изменения не внедрялись.

Кроме того, в последние десятилетия наметился курс на отказ от некоторых систем защиты. Так, последний на данный момент вариант самолета Ил-76МД-90А не имеет кормовой пушечной установки. Кроме того, демонстрировавшиеся образцы этого типа, уходя с завода, не имели устройств отстрела ДО и ЛТЦ. Неясен и точный состав радиоэлектронного оборудования.


Четыре ствола


Самым заметным средством самозащиты Ил-76 является пушечная установка 9-А-503. Она размещена в хвосте фюзеляжа, под остеклением кабины, и предназначается для поражения воздушных и наземных целей в задней полусфере. Установка имеет дистанционно управляемые приводы наведения и несет две 23-мм двуствольные пушки ГШ-23. Каждое такое орудие показывает скорострельность 3-4 тыс. выстр./мин.

Кормовая установка управляется старшим воздушным стрелком, работающим в кабине рядом с ней. На его рабочем месте имеется оптическая прицельная станция с коллиматорным прицелом и пультом дистанционного управления. Также предусмотрен радиолокационный прицел «Криптон» с баллистическим вычислителем, упрощающий поражение скоростных целей. Антенна «Криптона» размещается внутри собственного обтекателя над остеклением кабины.


Учебная бомба под крылом

Пушечная установка предназначается для самозащиты от истребителей или ракет, атакующих из задней полусферы. Высокие характеристики двух пушек и наличие развитых систем управления обеспечивают высокую вероятность поражения такой цели. Кроме того, при полете на малой высоте ГШ-23 могут применяться по наземным целям, входящим в поле зрения стрелка. Однако в таком случае затрудняется поиск целей и сокращается время для атаки.

Защита от обнаружения


Уже в первых версиях проекта Ил-76 были предусмотрены меры по защите от радиолокационных и инфракрасных средств обнаружения и/или наведения. При дальнейшей модернизации такие системы сохранялись, но несколько раз менялся их состав и конфигурация.

Неизменным компонентом Ил-76 разных модификаций и серий, построенных для ВВС, являлась станция предупреждения об облучении СПО-10. По ее сигналам экипаж должен был использовать имеющиеся средства противодействия, состав которых менялся в разных сериях. В последних проектах модернизации ее планировалось дополнить ультрафиолетовыми датчиками предупреждения о ракетных пусках.


Цель поражена

При облучении РЛС противника или выявлении пуска ракеты самолет должен использовать автоматы отстрела пассивных помех. Изначально Ил-76 получали по четыре автомата АПП-50Р: два на обтекателях основных стоек шасси и два на бортах за ними. Все эти системы вмещали 384 патронов с ложными тепловыми целями или дипольными отражателями. Позже конфигурация и размещение автоматов изменялись. Так, поздние модификации получают пару таких устройств на фюзеляже, причем с сохранением прежнего боекомплекта. Также внедрялись аналогичные автоматы АСО-2И-Е7р.

Часть самолетов из разных серий и разных лет производства получала средства радиоэлектронной борьбы. На них ставились станции активных помех семейства «Сирень» или более поздние системы такого рода. Впрочем, несколько известно, большая часть построенных Ил-76 могла ставить только пассивные помехи.

Транспортник-бомбардировщик


Транспортный Ил-76 способен наносить бомбовые удары по наземным целям. Для этого на консолях крыла предусмотрены четыре универсальных балочных держателя УБД-3ДА. На каждом из них подвешивается по одной свободнопадающей бомбе калибра до 500 кг. Ввиду отсутствия необходимых приборов управления, самолет не может применять управляемое вооружение.


Сброс бомбы

За применение бомб отвечает штурман, работающий в носовой застекленной кабине. Сброс бомб осуществляется с использованием автоматизированного пилотажно-навигационного прицельного комплекса «Купол». Также имеется бомбовый прицел НКБП-7 с ручным управлением.

Оружие и практика


Системы защиты самолетов Ил-76 неоднократно проверялись на практике, как в учебных, так и в боевых условиях. В локальных конфликтах последних десятилетий самолеты сталкивались с угрозой переносных зенитных ракетных комплексов. В связи с этим экипажам приходилось постоянно применять автоматы АПП-50Р и ЛТЦ для них. Такая защита и грамотные действия экипажей дали желаемый результат – потери от ПЗРК за все время были минимальными.

В мирное время экипажи Ил-76 в основном решают задачи перевозки людей и грузов, а также участвуют в различных учениях. Кроме того, они регулярно получают возможность проверить свои навыки применения штатного вооружения. В ходе таких мероприятий штурманы атакуют наземные мишени при помощи учебных бомб, а стрелки ведут огонь из кормовых пушек.


Опыт подобных учений показывает, что Ил-76 имеет определенный потенциал в качестве ударного самолета. Бомбы калибра до 500 кг и 23-мм снаряды способны уничтожать живую силу, технику и постройки противника. Точность стрельбы и бомбометания в целом соответствует поставленным задачам и предъявляемым требованиям. Впрочем, по своим боевым качествам транспортный самолет существенно уступает специализированным бомбардировщикам. Пушечное и бомбовое вооружение рассматривается исключительно как вспомогательное средство.

Развитие продолжается


Военно-транспортный самолет Ил-76 предназначается для работы в сложных условиях и при наличии ряда серьезных угроз. В связи с этим с самого начала он имел средства защиты разного рода. Кроме того, предусмотрели возможность нанесения ударов по наземным целям. Такую конфигурацию и соответствующие возможности имеют почти все самолеты, имеющиеся в ВВС России

Тем не менее, условия работы и требования заказчика меняются. В рамках последней модернизации Ил-76МД-90А было решено отказаться от кормовой пушечной установки. При этом использовали другие агрегаты и получили новые возможности. И есть основания полагать, что выросший уровень защиты полностью компенсировал потери от удаления пушечного вооружения. Как будут развиваться другие элементы защиты и вооружения, покажет время.
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    22 июня 2022 16:07
    Опыт подобных учений показывает, что Ил-76 имеет определенный потенциал в качестве ударного самолета. Бомбы калибра до 500 кг и 23-мм снаряды способны уничтожать живую силу, технику и постройки противника.
    Очень бы не хотелось, что бы у кого то возникла идея проверить это в боевых условиях
    1. 0
      22 июня 2022 17:03
      https://topwar.ru/29617-il-76md-90a-ili-izdelie-476.html
    2. +3
      22 июня 2022 20:46
      Для чего проверять в боевых условиях, если точность зависит от высоты полёта. Чем выше, тем хуже.
      Точность в гектар, даже для ФАБ 500 глупость.
      А низко летать над полем боя на таком пепелаце равносильно самоубийству.
  2. sen
    +1
    22 июня 2022 16:14
    Есть еще самолет РЭБ Ил-76ПП.
    http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/samolety-spetsnaznacheniya/samolety-reb/samolet-reb-il-76pp/?
    1. 0
      23 июня 2022 00:25
      А ещё на базе Ил-76МД спроектирован топливозаправщик Ил-78. После перевода выпуска Ил-76 на завод "Авиастар-СП" в Ульяновске,на базе нового Ил-76МД-90А разработали и начали выпускать новый топливозаправщик Ил-78М-90А hi
    2. 0
      27 июня 2022 22:43
      Нет такого самолёта. Докладываю как инженер по РЭБ. В своё время пытались сделать из 76-й машине постановщик, но не вышло. Подвёл БКО "Ландыш". Тот самый "Ландыш", который поставили на Су-24МП и который не сумели довести до ума. Построили установочную серию в 10 машин и проект закрыли. Кстати, после распада СССР 9 сушек осталось на Украине. 76ПП существовал в единственном экземпляре. Аппаратуре РЭБ на 76-х место в музее. СПО-10 - страшный примитив, ей минимум полвека. АСО-2И, АПП - каменный век. Пора уже ставить на 76-й нормальный, современный бортовой комплекс обороны.
  3. 0
    22 июня 2022 16:19
    Надёжный самолёт. Надеюсь применять средства защиты ему не потребуется.
  4. +4
    22 июня 2022 16:24
    С 1971 г. ТАПОиЧ построил 957 бортов различных модификаций. В 80-е годы темп выпуска достиг 6 шт в месяц!В 2012 году правительством Узбекистана объявлен банкротом. Все филиалы стали самостоятельными предприятиями разного профиля.Терр.А в Ташкенте снесена,терр.Б : технопарк ,ТМЗ,жилая застройка. Андижан и Фергана сами по себе.
    1. +3
      22 июня 2022 20:49
      Пик производства был в 85-87 года, до 26 штук в год.
  5. 0
    22 июня 2022 16:26
    Пушки бомбам - не помеха!
    Золотые слова... wink
  6. -8
    22 июня 2022 16:27
    Такой планер нужно использовать только для сбрасывания негабаритных авиабомб и нестандартных взрывных устройств массой свыше 3000...5000 кг. (типа "Матерь всех бомб"). Станция помех есть на каждом самолёте. Но они не срабатывают! Самолёты сбивают. Нужны специальные аэ для проведения спецопераций по уничтожению ПВО передовых армий на пути следования ударных и военно-транспортных самолётов. Такие задачи когда-то выполняли авиаполки Ан-12ПП. Они были подчинены ГШ ВС СССР. Даже был опыт их успешного боевого применения против Израиля ('у целом).
    1. +4
      22 июня 2022 16:45
      Они были подчинены ГШ ВС СССР. Даже был опыт их успешного боевого применения против Израиля

      СССР с Израилем не воевал. Ну а действия арабов всех мастей против этой страны назвать успешными можно только с очень большой натяжкой, и то только потому, что Израиль всегда мог вовремя остановиться.
      1. -3
        22 июня 2022 19:52
        Не надо мне рассказывать историю СССР.
        У Израиля тоже нет ядерного оружия, но если потребуется он его применит.
  7. nnm
    0
    22 июня 2022 17:07
    Вопрос от дилетанта - а аналог АС - 130 нет смысла из него сделать ?
    1. +3
      22 июня 2022 17:21
      Цитата: nnm
      Вопрос от дилетанта - а аналог В-52 нет смысла из него сделать ?

      У Ил-76 дальность как у В-52Н и он способен нести КР ?
      1. nnm
        0
        22 июня 2022 17:25
        Поправился. Конечно, я АС-130 имел в виду.
        Да и пусть даже В-52 - а платформой для КР или гиперзвука нельзя сделать ?
        1. +6
          22 июня 2022 17:37
          Цитата: nnm
          Поправился. Конечно, я АС-130 имел в виду.

          У американцев есть C-5В Galaxy с грузоподъёмностью более 110 т, а также очень удачный C-17А Globemaster III с грузоподъёмностью более 70 т. Тем не менее ВВС США не собираются отказываться от В-52Н, производство которого завершалось в 1962 году. Бомбардировщик - это бомбардировщик, а транспортник - это транспотник. Разная концепция и разные задачи закладываемые на этапе проектирования. Что касается использования Ил-76 в роли бомбардировщика - то в современных условиях это бред. В локальных конфликтах себя неплохо проявил Ан-12. Но на нем бомбы подвешивали не под плоскостями, а грузили в на ленточный транспортёр внутри фюзеляжа. В качестве бомбовоза ВТС можно использовать только там где нет развитой ПВО. Иначе болезненные потери гарантированы.
          1. -7
            22 июня 2022 17:54
            Смешно читать подобное. Можно подумать, что Б-52 можно использовать при развитой ПВО противника. А потери Ил-76 нельзя назвать значительными даже в Афганистане, где ПЗРК у противника хватало с избытком.
            1. +3
              22 июня 2022 20:10
              А они по Афганистану и не летали, только из Союза на аэродром Кабула и обратно.
              В 1985 один, при заходе на посадку, один сбили (статистику по ним не смотрел, сбили, когда я там ещё работал).
              1. -6
                22 июня 2022 20:32
                Ну и что? Они разве должны были на низких высотах по всем провинциям барражировать? Хоть бы кто-нибудь в авиационных темах привел по-настоящему весомые аргументы, вроде того, что бомболюки нельзя устроить или запаса прочности не хватит. Самое большее, на что мнимые эксперты способны, так это сетовать на низкую защищенность, можно подумать она у B-52 лучше. Уровень дискуссии по содержательности напоминает писанину от Андрей ВОВ, что я участвовал и потому самый грамотный.
                1. +3
                  22 июня 2022 20:56
                  Цитата: СергейАлександрович
                  Уровень дискуссии по содержательности напоминает писанину от Андрей ВОВ,
                  Это Вы о чём ?
              2. +4
                22 июня 2022 21:16
                Сбили не один для статистики.
                Летали не только в Кабул,
                а еще и Кандагар, Шинданд, Баграм.
                1. 0
                  22 июня 2022 21:31
                  Цитата: Аркадий007
                  Летали не только в Кабул, а еще и Кандагар, Шинданд, Баграм....
                  Повидимому, полёты в эти города были связаны с прямыми поставками груза из Союза в конкретный город, но этот самолёт над территорией Афганистана был, всётаки, редкостью. Рабочими лошадками над территорией были Ан-26, Ан-12, ну и вертолёты (Ми-8, Ми-24, Ми-6).
                  1. +4
                    22 июня 2022 21:38
                    Опять мимо про редкость.
                    1. 0
                      22 июня 2022 21:51
                      Цитата: Аркадий007
                      Опять мимо про редкость.
                      Говорю исходя из того, что видел сам с весны 1983 по весну 1985 года За первый год я Афганистан изъездил вдоль и поперёк (особенно, правую половину).
                      Был период (1984г), когда из Союза была уйма прилётов грузовых самолётов - это во время операции на Паншере.
                      1. +7
                        22 июня 2022 22:10
                        Для точности - Панджше́рское уще́лье. Только наш полк за 9 лет выполнил 3248 вылетов в Афган на Ил-76. Плюс, минимум еще 6 полков летали в Афган на Илах. Каждый день из Тузели вылетало по 3-5 самолетов, плюс Кокайды, Фергана, Мары и всяко разное.
                      2. -1
                        22 июня 2022 22:27
                        Цитата: Аркадий007
                        Только наш полк за 9 лет выполнил 3248 вылетов в Афган на Ил-76. Плюс, минимум еще 6 полков летали в Афган на Илах.....
                        Такое впечатления, буд то бы мы о разных странах пишем. У меня бóльшая часть командировок по территории Афганистана была вертушками (с колонами гораздо реже), а поскольку я к авиации не равнодушен, то всё что стояло на аэродромах, я без внимания не оставлял. Всё, что я видел из грузовых - это Ан-26, Ан-12, Ан-32 (редко). Из боевых у нас МиГ-21 и Су-25, у афганцев Су-7Б. Попадались на стоянках Ил-28 (у афганцев), но летающими их не видел.
                        Повторюсь, это 1983-1985г (Андропоские времена).
                      3. +3
                        22 июня 2022 22:42
                        С 84-го был примерно год перерыва по полетам Илов. В связи с появлением Стингеров. Пока не захватили и не узнали его характеристики.
            2. +3
              22 июня 2022 20:58
              Тактика меняется и возможности ЗРК меняются. Вы бы еще вспомнили как Мамай с лука стрелял.
              1. -4
                22 июня 2022 22:45
                Это вообще к чему? Защита тоже совершенствуется, появляются комплексы наподобие "Витебска".
          2. +5
            22 июня 2022 20:55
            Ковровые бомбометания запрещены ООН, да собственно у него и нет лентопротяжного механизма.
            А на большее в боевой обстановке он не способен.
            На современном театре боевых действий ему места нет.
            Для десантирования ВДВ нет возможностей это анахронизм.
            1. -6
              22 июня 2022 22:47
              На бомбардировки окруженной промзоны выгоднее Ту-22 гонять, или всё же использовать для этого самолет с высокой грузоподъемностью, надежностью и моторесурсом?
              1. +2
                23 июня 2022 08:27
                По всем вашим рекомендациям складывается ощущение, что вы на рынке по продаже шапок, книжки про войну читаете.
    2. -5
      22 июня 2022 17:22
      Смысл есть, только никто не торопится с этим.
      1. +1
        25 июня 2022 02:07
        Смысл есть, только никто не торопится с этим

        Уже озадачились: Rapid Dragon.
        Декабрь 2021
        Над Мексиканским заливом экипаж самолета сбросил поддон, на который были погружены три макета крылатых ракет и одна боевая ракета, которая должна была поразить цель. Поддон был сброшен на парашюте, после чего произошло отделение ракет. Боевая ракета развернула управляющие поверхности, стабилизировала свой полет и включила двигатель, после чего направилась к цели.

        ВВС полагают, что эта система может использоваться и на других типах самолетов. Весной 2022 года запланирован пуск с тяжелого транспортного самолета С-17 Globemaster.


        https://www.defensenews.com/training-sim/2021/12/17/us-air-force-blows-up-a-target-with-a-cruise-missile-from-a-cargo-plane/
        Возможности канала передачи данный и Буве меняют правила:
        Раньше ввод полетного задания занимал десяток минут, по кабелю, теперь система боевого управления самолета получает обновленное целеуказание, передает эту информацию в уде запущенную ракету. Это был первый раз, когда новые данные о цели были переданы на борт ракеты во время полета.
        Смысл действительно есть:
        Предполагается, что подобное использование крылатых ракет может восполнить дефицит боевых самолетов. обеспечив поддержку войск в локальных конфликтах. При этом методы перенацеливания ракет в полете могут быть использованы и на других платформах.

        Самолётов ВТА много, бомбардировщиков не очень. Ну у них точно.
    3. +5
      22 июня 2022 17:25
      Думаю нет смысла.. Изначально он заточен под грузовик, а Б52 под бомбер. Да и какие задачи тогда ему при этом решать?
      1. -11
        22 июня 2022 17:29
        Да те же самые задачи, которые Б-52 решает. Не думаю, что вы владеете конструкциями самолетов настолько, дабы делать выводы о том, какой из них, и подо что заточен.
        1. +8
          22 июня 2022 17:30
          Большая ошибка делать выводы о человеке, его знаниях и умения, не зная его.
          1. -5
            22 июня 2022 17:50
            Иногда читаю, что вы пишите, ни одного комментария по существу вопроса, только претензии к собеседникам по поводу их участия. Выводы сделаны соответствующие.
            1. +5
              22 июня 2022 19:32
              Плохо читаете и выводы плохие делаете, но дело Ваше
              1. -5
                22 июня 2022 19:36
                Очередной пустой комментарий, что не стало неожиданностью.
            2. +4
              22 июня 2022 21:00
              Надо читать и думать.
              Даже луки были разные у монголов, а вы про самолеты рассуждаете.
              1. -5
                22 июня 2022 22:44
                Вообще то, имелись в виду пустые бессодержательные комментарии от оппонента. А вы про что?
    4. -4
      22 июня 2022 17:43
      примерный аналог - Ту-95
    5. -5
      22 июня 2022 19:51
      Сделать аналог АС-130 наши структуры не способны. Иначе бы его уже сделали. А кстати, кому это дело можно было бы поручить?
      1. -2
        23 июня 2022 08:40
        Сделать аналог АС-130 наши структуры не способны. Иначе бы его уже сделали. А кстати, кому это дело можно было бы поручить?

        Зачем только козе баян ? Или у вас есть странна агрессор на примете в которой ПВО отсутствует полностью, а ПЗРК настолько редкая штука что её в глаза не видели
  8. -2
    22 июня 2022 19:01
    Для запуска крылатых ракет был бы идеальный вариант.
    1. -1
      22 июня 2022 19:58
      Был бы. Их построили в конце 1970-ых .. начале 1980-ых в Ташкенте. Где теперь Ташкент? Правильно. Там же, где и Караганда.
      1. 0
        22 июня 2022 20:24
        Цитата: iouris
        Был бы. Их построили в конце 1970-ых .. начале 1980-ых в Ташкенте. Где теперь Ташкент? Правильно. Там же, где и Караганда.

        Есть авиастар Ульяновский, на нём производят новые Ил-76.
        1. +1
          22 июня 2022 23:53
          Я тоже слышал об этом (что производятся), но пока не видел.
  9. +2
    22 июня 2022 19:17
    две 23-мм двуствольные пушки

    характеристики двух пушек

    Так две или четыре ?
    1. nnm
      +4
      22 июня 2022 19:55
      Две двуствольных
      1. +1
        22 июня 2022 20:33
        Ну да. Спасибо.
    2. 0
      22 июня 2022 19:55
      Пушек две ГШ-23 имеет два ствола. Скорострельность посмотрите в Интернете, если интересно. Очень высокая. Достаточно высокая, чтобы эффективно расстрелять воздушную цель на эффективной дальности.
      1. +3
        22 июня 2022 21:04
        Большое НО - эффективная дальность 2-4 км.
        При пуске ракет с истребителя при минимальной дальности в 5 км.
        Потому их и сняли.
        1. -5
          22 июня 2022 22:50
          На кораблях автоматические пушки используют для отражения ракетных атак в том числе, так что не аргумент.
          1. 0
            25 июня 2022 02:17
            На кораблях автоматические пушки

            1. Там несколько другие пушки

            С собственной суо, но интегрированной с биус, баальшой ,очень
            2. Даже для ил -76 5 тонн многовато, да и где ее разместить «удобно»
            3. За редким исключением пкр дозвуковые
            4. Размеры пкр, наверное на порядок или в разы превосходят рвв
            5. Шансов, что попадание пкр в корабль «как слону дробина» ну и осколки или поражающие элементы очень много, а для ла- практически фатальны.
            5. Трудно на самолете организовать борьбу за живучесть после воздействия поражающих элементов, а корабль, как правило продолжит выполнение без.
        2. +2
          22 июня 2022 23:57
          Эффективная дальность где-то 1200...800 метров.
          Эта пушка устанавливалась на МиГ-21, -23, Су-24 и др., а также в подвесных поворотных пушечных установках (СППУ).
          1. +1
            23 июня 2022 08:20
            Значит эффективность противодействия ещё хуже.
  10. -2
    23 июня 2022 00:57
    Если мне не изменяет память,все Военно-транспортники СССР были приспособлены,вернее,уже при разработке кострукции в неё закладывалась возможность нанесения бомбовых ударов по наземным целям. По крайней мере,бомбодержатели и бомбовые прицелы к ним были сразу разработаны. Всё это шло ещё с ВОВ. Достаточно вспомнить,что наиболее массовым бомбардировщиком Советских ВВС времён ВОВ был транспортно-пассажирский Ли-2,доработанный до Ли-2НБ - ночной бомбардировщик. Да что там транспортные! Такой "экзотический" учебный самолёт как Ту-134УБЛ тоже при разработке сразу получил возможность для бомбометания - 2 держателя для учебного вооружения и возможность установки 4-х многозамковых бомбодержателей. На картинке - Ту-134УБЛ hi
    1. +2
      23 июня 2022 11:07
      Цитата: Vladislav 73
      Такой "экзотический" учебный самолёт как Ту-134УБЛ тоже при разработке сразу получил возможность для бомбометания....
      Этот самолёт разрабатывался как учебный для лётчиков самолётов Ту-22 и Ту-160, поэтому и бомбодержатели к месту (а что ещё должно быть у парты лётчиков бомбардировочной авиации ?)
      1. 0
        23 июня 2022 14:06
        Я в курсе для чего он разрабатывался. И написал что 2 держателя для "учебных" пособий под центропланом крыла,для лётчиков морской авиации оснащался имитатором крылатой ракеты Х-22М.А вот "настоящие" бомбодержатели как опция присутствуют,но не устанавливаются. К тому-же советско-амеровские договоры запрещают установку бомбодержателей на подобных самолётах. С них,как и с Ту-22М3 также демонтировано оборудование для дозаправки в воздухе. Ну как-то так hi
  11. +2
    23 июня 2022 03:17
    К какой войне готовятся? К первой мировой?
  12. -2
    23 июня 2022 13:13
    ...вот бы на его базе настоящий "ганшип" замутить...это был бы монстр.....
  13. -1
    23 июня 2022 16:26
    Цитата: Аркадий007
    Пик производства был в 85-87 года, до 26 штук в год.

    Сейчас такие темпы производства выглядят фантастикой.
  14. 0
    4 сентября 2022 08:24
    Да какие это специальные возможности!??? Любой адекватный пилот ИЛ-76 вам прямо скажет, что они летчики камикадзе тогда будут называться, а не пилоты ВТА! Только транспортировка, никаких воздушных десантов - это нонсенс в наших условиях (если только участие в локальных конфликтах в странах третьего мира, где нибудь в Африке)... Где то читал, что наши стратеги готовили чуть ли не 40 бортов для высадки под Киевом, но операцию отменили...,представляете, скольким бортам суждено было не вернуться!??? Если были потери, и причем существенные у вертолетного десанта, а там было более 200 бортов...., что тогда говорить о ИЛах!? У амеров есть самолет на основе С-130 в штурмовом исполнении, который себя хорошо проявил в Ираке, Афганистане...,но это опять же где, там, где нас нет! А что будет с ним в Европе..- крышка! Так и тут...