Советские БПЛА

52
Советские БПЛА

БПЛА на современной войне это и разведчик, и корректировщик, и штурмовик... Данные летательные аппараты заменяют целый спектр боевых самолетов поля боя, точнее, не заменяют, а дополняют. Чем они хороши? В первую очередь это дешевле самолетов, плюс не надо рисковать жизнями пилотов, подготовка которых обходится дороже стоимости самого самолета. ВВС вообще столкнулись в 20 веке с парадоксальной, на первый взгляд, проблемой – дорогие и сложные самолеты с пилотами, получавшими многолетнее сложное образование, априори не могут быть массовыми. Плюс потери их в случае масштабной войны восполнять трудно. Выходом из этого тупика и стали в итоге относительно простые и дешёвые массовые аппараты. Хотя изначальная логика была совсем иной.

Машины Туполева


В 1957 году началась проработка Ту-121 – беспилотного межконтинентального аппарата, управляемого автопилотом с помощью астронавигационной системы с дальностью 3880 км. Подобную идею прорабатывали многие, и у нас, и в США, в те годы МБР ещё не были панацеей, просто в силу долгой подготовки к старту и низкой точности. Опытный образец Ту-121 построили, он взлетел, но в 1960 году проект свернули. Повысилась дальность и защищённость баллистических ракет, и ниша тяжелого ударного беспилотного самолета-камикадзе оказалась просто невостребованной.



Но работы велись не зря – на базе Ту-121 вырос Ту-123, который тоже изначально проектировали для ударов на дальних расстояниях, но с 1960 года стали разрабатывать под систему «Ястреб» – дальней разведки. Для тех лет, когда спутники ещё не отслеживали поверхность планеты, идея была интересной и перспективной. Ту-123 летал в разных модификациях. Но только как опытные образцы. Довести до ума удалось следующий аппарат – Ту-139. По сути модификация Ту-123. Всего было построено 52 аппарата всех модификаций.

По настоящему серийным и массовым аппаратом Туполева стал Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс». Первых произвели начиная с 1979 года 172 единицы, вторых с 1982 года – 950 единиц. Эти аппараты и повоевали, правда, после распада СССР. В советские времена их скорее обкатывали в боевых условиях в Афганистане и Сирии, где один БПЛА был потерян. Основное же применение выпало на конфликт в Донбассе. В 2014 году один БПЛА сбили под Шахтерском, второй совершил жёсткую посадку в незапланированной точке. А во время СВО два Ту-143 перехватили ПВО РФ, а один, сорвавшись с контроля, долетел аж до Хорватии. Винить БПЛА в этом нельзя, их время к 2014 году давно прошло.

Проблемой семейства Туполева были размеры, реактивные двигатели и примитивная система управления. Для 70-х – 80-х годов это было нормально и вполне на уровне, но 90-е требовали уже другого подхода...

Лавочкин и другие


Необходимость разведчиков-беспилотников осознавали ещё в 50-е годы, и в 1956 году КБ Лавочкина начало разработку БПЛА-разведчика Ла-17Р. Точнее, не разработку, а переделку управляемой мишени Ла-17. Аппарат для тех лет вышел неплохой – 900 км/ч скорости, 260 км дальности, потолок 7000 м, минимальная высота – 100 м. Производство с 1963 года. На вооружении 10 лет, поставлялись в Сирию. Разведоборудование по тем временам было солидное:

«беспилотные разведчики могли нести фотокамеры АФА-40, АФБА-40, АФА-20, БПФ-21, АЩФА-5М, телекамеру «Чибис», аппаратуру радиационной разведки «Сигма».»

Ещё один проект разрабатывал МиГ, в этот раз – БПЛА-перехватчик. Р-500 должен был перехватывать скоростные (включая гиперзвуковые) цели. Интересный проект не довели даже до опытного образца по той простой причине, что гиперзвуковые ракеты, как и средства их перехвата, оказались за пределами возможностей техники начала 60-х.

Тем не менее, резюмирую, с тяжелыми БПЛА у нас было всё хорошо. Разрабатывались все типы – мишени, разведчики, ударные и даже перехватчики. До эксплуатации довели модели вполне на мировом уровне и даже выше, чисто количественно наш парк беспилотников был на мировом уровне.

Легкие БПЛА


Эльфы, Комары, Шмели, Пчелы... Израильские БПЛА 1982 года показали простую вещь – маленькие тихоходные аппараты способны давать информацию в быстром режиме гораздо лучше и эффективнее, чем тяжелые реактивные машины. Ниша тяжелых машин – зафронтовая разведка, ниша легких аппаратов – разведка фронтовая. СССР был брошен вызов, и на вызов ответили. Вообще, проработки легкого БПЛА шли ещё до сирийского поражения, но в порядке инициативном и неспешном. В определённом смысле бедой наших Вооруженных сил была ориентация на Третью мировую войну, а мелочи в эту концепцию не вписывались. Тем не менее:

1976 год – МАИ спроектировал сверхлегкий самолет весом 330 кг под названием Эльф. К 1979 году разработан его радиоуправляемый вариант. Имея скорость 195 км/ч и дальность 120 км, аппарат вышел неплохой, но в серию не пошёл – построено было всего два экземпляра.

1978 год – три студента создали в качестве дипломного проекта ПС-01 «Комар». 180 км/ч скорости, 100 км дальности и всего 90 кг веса. Комар успешно летал, но в серию также не пошёл. Было построено всего три экземпляра. А дальше дело доверили профессионалам в виде КБ Яковлева, которое и специализировалось на легких самолетах.

В 1983 году создан «Шмель-1», аппарат весом 130 кг. Скорость 140 км/ч, продолжительность полета – два часа, неплохие возможности:

«Оснащен сменными комплектами разведывательной аппаратуры, в состав которых входят телевизионная камера, тепловизионная камера, установленные на гиростабилизированной подфюзеляжной платформе. Телевизионная камера имеет переменный дистанционно изменяемый угол обзора (3 – 30 град.), поле наблюдения ИК датчика составляет 3,4 высоты полета. Разрешение тепловизионного датчика 3 мрад.»

Связь и управление аппаратом обеспечивались на дальности до 60 км. Построено 50 предсерийных экземпляров. А дальше была Пчела, по сути доведённый до совершенства Шмель, который уже уверенно летал в 1990 году, но на вооружение был поставлен только в 1997 году. Использовался в Чеченской войне, проявил себя неплохо.

Таким образом, легкие БПЛА мы создали, и образовавшееся отставание преодолевали. Но распад СССР и прекращение финансирования новых проектов вызвали провал в проектировании новых аппаратов. Оттуда и определённое отставание в количестве и качестве. В принципе преодолимое при нормальном финансировании и организации. И школа, и традиции у нас есть. Отставание СССР по БПЛА во многом миф.
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    14 июня 2022 04:15
    Помнится давно( лет 30 назад) была статья в Технике Молодёжи о разработке малых БЛА в США.Так вот заказ получил некий продвинутый авиамоделист! Не помню уж подробностей ,но за факт ручаюсь!
    1. -3
      14 июня 2022 08:20
      Отставание СССР по БПЛА во многом миф.

      СССР как всегда был мировой державой во всех вопросах.
      А сейчас... Меньше года назад, здесь на ВО "специалисты" поливали нехорошими словами "детские игрушки" БПЛА. Что уж говорить про 00-е.
      1. 0
        2 сентября 2022 17:18
        У меня иногда создаётся такое впечатление что тут многие работают, что называется на заказ. Читашь "статьи" и поражаешся галиматье которую некоторые авторы несут. а) Любое оружие поставляемое Хохлоschweinen - априори "устаревшее, маломощное и неэффективное" б) Войска увязли и продвижение 200м в день: "Замедление темпов войны и её затягивание это благо". в) Если у Российской армии чего то не хватает то значит этого и не надо. (в том числе про БПЛА). г) Гоним Т-62 на фронт "Так это хорошо". Просто иногда авторы тут гонят такое что по сравнению сними хохлоschweinenовские пропагандисты с выкопанным укрошумерами Чёрным морем - яркий пример красноречивых, логичный и вменяемых людей, такую ТОПОРНУЮ и глупую пропаганду которую тут гонят некоторые "Экс-перты". ещё поискать надо.
    2. 0
      7 сентября 2022 10:50
      Прям о юности своей сразу вспомнил) Родители мне выписывали журналы Юный техник и Технику молодежи. Ждал каждые выпуски с нетерпением и зачитывался)
  2. +1
    14 июня 2022 04:19
    А дальше была Пчела, по сути доведённый до совершенства Шмель, который уже уверенно летал в 1990 году, но на вооружение был поставлен только в 1997 году

    Куда ни ткни, буквально везде провал 90-х годов сказывается.
    1. +6
      14 июня 2022 04:30
      И одновременно - даже фантазии не хватает представить, что бы сейчас было на вооружении если бы Союз не распался...
      1. BAI
        +1
        14 июня 2022 12:51
        Хватает. Есть такая книга "Сломанный меч империи".
    2. AUL
      +12
      14 июня 2022 06:40
      Цитата: Владимир_2У
      Куда ни ткни, буквально везде провал 90-х годов сказывается.

      Сколько можно на 90-е кивать? Они кончились 30 лет назад! Так может, еще и татаро-монгольское иго вспомним?
      1. -4
        14 июня 2022 06:47
        ну вопервых не тридцать, а двадцать лет назад, да и степняков тоже можно вспомнить, хотя бы по части количества населения....
      2. -4
        14 июня 2022 07:07
        Цитата: AUL
        Сколько можно на 90-е кивать? Они кончились 30 лет назад! Так может, еще и татаро-монгольское иго вспомним?

        Тогда не заламывайте руки что БПА и прочего в Армии РФ не хватает.
        Цитата: Владимир_2У
        А дальше была Пчела, по сути доведённый до совершенства Шмель, который уже уверенно летал в 1990 году, но на вооружение был поставлен только в 1997 году
        1. AUL
          +3
          14 июня 2022 08:47
          Цитата: Владимир_2У
          Тогда не заламывайте руки что БПА и прочего в Армии РФ не хватает.

          1. А кто тут руки заламывает? Огласите весь список, пжлста!
          2. Расшифруйте, пжлста, логическую связь моего поста с вашим.
          1. -6
            14 июня 2022 09:51
            Цитата: AUL
            2. Расшифруйте, пжлста, логическую связь моего поста с вашим.

            Вы логическую связь отставания Армии РФ по БЛА с провалом 90-2010 годов не видите, а я вам что то объяснять должен. Смешно. Пчела в 90 разработана, и только в 97 принята.

            Цитата: AUL
            А кто тут руки заламывает? Огласите весь список, пжлста!
            Обычно кто 90-е с провалом науки и промышленности не связывает, тот особо страдает по нынешним нехваткам и недочетам. Если вы не из таких, то извиняйте.
            1. +3
              14 июня 2022 13:19
              Вы логическую связь отставания Армии РФ по БЛА с провалом 90-2010 годов не видите, а я вам что то объяснять должен.

              Логичнее написать "провалом 1985-2022 годов" и тогда и спорить ни о чем не нужно
            2. +2
              14 июня 2022 14:02
              Одна и та же "пчела " с БРЭ 80х и с БРЭО-2020х это очень разные аппараты. а между этими годами провал во всем...и в производстве и в способности армии покупать.
      3. 0
        14 июня 2022 08:41
        Они кончились 30 лет назад!

        Они кончились 21 год назад. А тот кто отказывается помнить и кивать, рискует наступить на те же грабли, на которые наступил даже не при ТМИ, но и всего 31 год назад. Так вижу))
    3. +5
      14 июня 2022 06:59
      Цитата: Владимир_2У
      Куда ни ткни, буквально везде провал 90-х годов сказывается.

      А вы не тыкайте wink У нас принято 90-е хвалить и памятники им ставить. lol
      Началось же все с Меченого, когда у нас в "официозе" появился в обиходе иностранный новояз в виде непонятного, но красивого слова "конверсия" fellow
  3. +7
    14 июня 2022 05:01
    Так себе статья negative Автор посшибал верхушки. Конкретики нет и технических данных нет.
    1. +1
      27 июня 2022 08:17
      И картинок(
  4. +3
    14 июня 2022 05:15
    Автор забыл упомянуть БПЛА "Крыло-2":
  5. +5
    14 июня 2022 05:54
    Чтобы преодолеть кризис в строительстве БПЛА России надо было воспользоваться опытом Китая, а именно изучить лучшие иностранные образцы и затем отталкиваясь от них строить уже свое, добавляя в конструкцию собственные оригинальные совершенствования.
    1. 0
      14 июня 2022 11:23
      Нечто похожее у нас начали делать. Была недавно статья про изучение купленных в Израиле беспилотников.
    2. 0
      27 июня 2022 08:19
      Да это не опыт Китая, так вообще все страны всегда делали, имея проблемы в каких-то сферах.
  6. +8
    14 июня 2022 06:05
    и примитивная система управления. Для 70-х – 80-х годов это было нормально и вполне на уровне, но 90-е требовали уже другого подхода...

    Это в чем выражалась "примитивность" системы управления (СУ) Туполевских 141/143, запущенных в серию в начале 70 годов? Аналогов им в то время просто не было. Сравнение же их СУ с СУ 20 годов 21 века говорит не о примитивности собственно СУ, а о примитивности мышления самого автора подобных заявлений.
    1. +4
      14 июня 2022 17:35
      Аналогов им в то время просто не было.

      Ryan Model 147A Fire Fly и Ryan Model 147B LIghtning Bug

      По большому счету первый нормальный это Interstate TDR-1: там и телекамера была и экран у оператора
      1. -3
        14 июня 2022 17:59
        Ryan Model 147 Lightning Bug – американский военный беспилотный летательный аппарат, разработанный в 1963 году компанией «Ryan Aeronautical».
        Проектирование американского военного беспилотного летательного аппарата модели Ryan Model 147 Lightning Bug началось в конце 50-х годов прошлого столетия. Данное воздушное средство предназначалось для одной единственной цели – использоваться в качестве воздушной мишени.
        Подробнее на: https://avia.pro/blog/ryan-model-147-lightning-bug-tehnicheskie-harakteristiki-foto

        Вы разницу между воздушной мишенью и разведывательным БПЛА, летающим по запрограммированному маршруту понимаете? Или просто хотите "придумать", что у американцев "тоже было, но лучше"? Не красиво!
        1. +1
          14 июня 2022 18:33
          Конечно понимаю.
          «Не читайте советских газет перед едой»
          1. Чего так поверхностно то
          только Ryan Model 147B LIghtning Bug? А не и Ryan Model 147A Fire Fly?
          Beginning in 1962, the Model 147 was introduced as a ☝️reconnaissance RPV (Remotely Piloted Vehicle, nomenclature of that era) for a United States Air Force project named Fire Fly

          Ryan Model 147 "Lightning Bug" low-altitude ☝️reconnaissance drone (AQM-34L)

          Мишени, ага fool

          В Китае и сев. Корее
          Или просто хотите "придумать", что у американцев "тоже было, но лучше"?

          У кого, чего болит… тот об этом постоянно зудит
  7. 0
    14 июня 2022 07:26
    Отставание СССР по БПЛА во многом миф.
    Осталось вспомнить работы Бекаури в «Особом техническом бюро по военным изобретениям специального назначения»,, с его опытами по телеуправлению в 30-е годы и понять, что СССР вообще был родоначальником
    1. +4
      14 июня 2022 16:57
      Цитата: svp67
      Осталось вспомнить работы Бекаури в «Особом техническом бюро по военным изобретениям специального назначения»,, с его опытами по телеуправлению в 30-е годы и понять, что СССР вообще был родоначальником

      Лучше не надо. А то сразу припомнят, чем всё кончилось: отлично выступавшие на довоенных показательных учениях катера волнового управления в войну сначала отстаивались на базах, а потом лишились аппаратуры и были переоборудованы обратно в обычные ТКА.
      А причина проста. Никто почему-то не подумал о маленькой детали: у противника в прикрытии кораблей может оказаться авиация. А для тех же "арадо" наш "амбарчик" - просто самоходная мишень.
  8. 0
    14 июня 2022 11:26
    Будем надеяться, что сейчас все уже осознали важность малых БПЛА. И в ближайшие несколько лет их производство поставят на поток.
    При этом они найдут применение не только в военной сфере, но и в гражданской. ИМХО, для слежения за очагами лесных пожаров, поиска пропавших. Для аэрогеофизических работ, а также картографирования местности. Да много вариантов.
  9. -1
    14 июня 2022 13:23
    Помню в 1990м, в ЦГВ , недалеко от Миловице , была вч , имеющая БПЛА , скорее всего ТУ. Запустили ,а он не туда , парашютировал прямо на Прагу. Что там сломал и кого то ранил .Время было к выводу. Горбачев с шеварнадзем упивались своими "миролюбивыми " инициативами, как деревенские дурачки. Случай лег в мотив "ускоренного вывода" ЦГВ
  10. +3
    14 июня 2022 13:50
    Не надо путать советские БПЛА с современными. Это две огромные разницы. Поэтому: мухи - отдельно, котлеты - отдельно.
  11. -3
    14 июня 2022 13:54
    Когда говорят про отставание в БПЛА я всегда изумляюсь - в чем проблема ? У нас что,утрачены компетенции по просчету аэродинамических конструкций ? Может мы композиты не умеем делать или алюминий разучились штамповать ? Может бензиновые двигатели малого размера у нас делать не умеют ? Камеры высокого разрешения ? Я реально не догоняю в чем проблема) Нет,конечно если стоит задача гнаться за ТТХ то наверняка есть препоны . А так задача сугубо утилитарная - развернуть массовый выпуск не каких то революционных изделий, а "рабочих лошадок" ,которыми необходимо насытить ВС. Для этого у нас имеется все или почти все - нужно только создать орг.момент и профинансировать.
    1. +4
      14 июня 2022 16:34
      С авиационными двигателями у нас проблемы были и есть, если хотя бы периодически заходите на сайты, подобные ВО, то не могли не встречать кучу инфы об этом, с электроникой, а значит - системами управления, защищённой связью, навигацией (как это не смешно, но автопром вынужден отказаться от приёмников ГЛОНАСС в производимых сейчас авто - спутники никуда не делись, а вот с компонентами, устанавливаемыми на самом автомобиле всё грустно) - ещё большие проблемы. Оптикой хорошей мы тоже никогда не славились. А сейчас, из-за санкций, широкая публика узнала, что и подшипники у нас в основном импортные, а как без них квадрокоптер изготовить, да и двигатель ЛА любого другого типа? Но корпус и крыло сможем сделать и сами, это так. Вот только польза от одного корпуса с крылом не просматривается.
    2. +1
      15 июня 2022 12:01
      Цитата: Knell Wardenheart
      я всегда изумляюсь - в чем проблема ?

      Проблема одна - уже во всём.
  12. +3
    14 июня 2022 16:47
    И школа, и традиции у нас есть. Отставание СССР по БПЛА во многом миф.

    Весьма оптимистичное утверждение насчёт школы и традиций, если автор в своей статье описывает последнюю разработку, датируемую 1990-м годом. И где, в каком морозильнике эти "школа и традиции" хранились десятилетиями? Получается, что те инженеры, которые участвовали в разработке БПЛА будучи вчерашними студентами, ныне уже подходят к пенсионному возрасту. Причём всю свою профессиональную жизнь они занимались совершенно другими задачами. Так что миф - это скорее о существовании неких школы и традиций. И миф вредный, так как ныне нужно не традициями кичиться, а беспардонно (благо - дополнительных санкций за патентные нарушения уже не страшны) копировать доступные зарубежные образцы, лишь на следующих этапах начав их усовершенствовать, и когда-нибудь - разрабатывать что-то своё. А пока - даже за единичное употребление в презентации любого изделия слов "неимеетмировыханалогов" нужно выводить к ближайшей стенке и без суда и следствия... высшую меру социальной защиты.
    1. +4
      14 июня 2022 17:02
      Цитата: УАЗ 452
      И где, в каком морозильнике эти "школа и традиции" хранились десятилетиями?

      Судя по известной истории с "Типчаком", морозильник точно был. Это когда уже в 2000-х армии попытались втюхать новейший и не имеющий аналогов БПЛА малой дальности со строчной камерой, причём комплекс из 6 БПЛА требовал четыре КАМАЗа. Когда стали разбираться - выяснилось, что ВПК просто смахнул пыль с разработки советских времён.
      Впрочем, в одном родной ВПК не соврал - комплекс действительно был не имеющим аналогов. За рубежом от такого отказались ещё в 90-е, а у нас альтернатив не было вообще.
      1. +1
        14 июня 2022 17:43
        Посмеяться хотите? Здесь сюжет про наш "уникальный и технологичный" (так в тексте - можете сами убедиться) бронепоезд "Енисей". У которого противовоздушеая оборона осуществляется так: «Обнаруживаем цель по оптическому прицелу, наводим, докладываем командиру, и после поступления команды начинаем поражать цель». А мы тут про БПЛА, понимаешь...
        https://tvzvezda.ru/news/20226141329-9fKPz.html
        1. +3
          14 июня 2022 18:07
          Ну что тут можно сказать... поскольку у меня и так уже три предупреждения было, то одни предлоги.
          Там ещё блиндирование из шпал и контейнерное железо изображают броневагон для стрелков. Хорошо хоть БМП-2 поставили вместо традиционного ПТ-76.
      2. 0
        23 июля 2022 20:24
        4 Камаза на 6 БПЛА - зто норма. Операторская, связь, транспорт, ремонт, бьiтовая, питание, охрана ...
        1. +2
          23 июля 2022 21:01
          Цитата: stankow
          4 Камаза на 6 БПЛА - зто норма. Операторская, связь, транспорт, ремонт, бьiтовая, питание, охрана ...

          Не-а. У "Типчака" это: антенная машина, операторская машина, транспортно-пусковая машина и машина технического обеспечения.
          Причём антенная машина обеспечивает одновременную работу только двух БПЛА из шести имеющихся.

          А вот комплекс тактических БПЛА здорового человека - с втрое большим радиусом действия, восьмикратно (!) большей продолжительностью полёта и переносной ПУ:
          БПЛА "Орлан-10" - 4 ед.,
          передвижной наземный пункт дистанционного управления,
          машина обслуживания и ремонтов с комплектами ЗИП
          1. 0
            27 июля 2022 18:43
            Да, вьi точно перечислили. А я - примерно, какие типьi нужньi. 4 машин никак не много, даже норма.
  13. Хорошая статья, не совсем полная, понятно, формат такой!Но есть глубина темы!
  14. -2
    14 июня 2022 19:25
    Реактивные БПЛА можно дооснастить БЧ, при наличии коррекции координат от спутника. А так, можно применять для вскрытия ПВО
  15. 0
    15 июня 2022 05:39
    Отставания в конструкциях может и не было, но опытный образец в реальных условиях не поможет, нужна серия.
  16. 0
    15 июня 2022 05:57
    Статья слишком сжатая. Ни фото, ни пояснений. Как эта махина Ту-141 садилась, например? В чём отличие от Ту-143?
    Слишком много вопросов, так мало ответов...
    1. +2
      18 июня 2022 22:54
      Ту-123 Ястреб не садился, на парашюте опускалась только носовая часть (целая фотолаборатория). А Рейсы 143 и 243 были в разных вариантах разведки. На мой взгляд самый сложный это фото разведка, привозил уже проявленные негативы большого формата, бери и печатай фотографии. Спокойно доставал Босфор из Крыма. Для своего времени наши беспилотники (БПЛА) это шедевр, современные так себе, они больше ДПЛА (дистанционно пилотируемый…), хотя БПЛА есть но мало, инерциалки нужны как минимум, надо как то ориентироваться в пространстве без спутника. По беспилотникам и их классам сейчас у народа в голове все в кучу (у вождей тоже). Для войн разной интенсивности и беспилотники нужны разные, то, что работает в Сирии на Украине и 5 минут не проживет.
      1. 0
        23 июля 2022 20:29
        "бери и печатай фотографии" ?? wink Вообще то фотограметристьi распознают цели и снимают координатьi по негативам или контактньiх копиях. На бумаге теряется резолюция и вносятся искажения.
  17. -1
    23 июня 2022 23:01
    Автор статьи правильно сказал :" Но распад СССР и прекращение финансирования новых проектов вызвали провал в проектировании новых аппаратов. Оттуда и определённое отставание в количестве и качестве. В принципе преодолимое при нормальном финансировании и организации."
    Будут техзадание и деньги - будут аппараты . Нет денег - нет аппаратов . И больше нечего добавить .
  18. 0
    23 июля 2022 14:24
    То была отсталая, по сравнению с Россией, передовая страна.
  19. -2
    11 августа 2022 06:30
    Непонятно кто в понимании автора по отношению к СССР -мы?
  20. 0
    28 августа 2022 16:39
    Как вывод. Ничего серьезного за период "после СССР" в массовом сегменте в России разработано и выпущено не было. Лет 5-10 назад бросились заделывать дыру и достигли определенных результатов. Отставание от США на сегодня - порядка 25-30 лет, особенно если принять во внимание их возможность управлять БПЛА, находясь на другой стороне земного шара...Не думаю, что С70 Охотник выйдет в массовый сегмент (сотни штук). Ну сделают штук 10-20 (может быть). Минусы этому топику новых Reaper' ов в ВКС точно не добавят...
  21. 0
    5 сентября 2022 10:59
    В первую очередь это дешевле самолетов,

    Можно сделат очень дешевие пилотуруемие самолети - дешевле чем средние и большие беспилотники.
    плюс не надо рисковать жизнями пилотов, подготовка которых обходится дороже стоимости самого самолета.

    Рисковат жизнь людей к сожалению на войну приходится. Если на первое место сохранение жизни людей, а не победа, то войну не надо начинат. Подготовка пилотов для легких, дешевих самолетов будет дешевая и короткая.
    ВВС вообще столкнулись в 20 веке с парадоксальной, на первый взгляд, проблемой – дорогие и сложные самолеты с пилотами, получавшими многолетнее сложное образование, априори не могут быть массовыми.

    Тогда надо возвратится к дешевие, простие самолети с пилотами с короткой подготовки. Такие ВВС могут бить весьма массовие - десятки тисяч самолетов. Мини и микро беспилотники можно заменит на небольше привязние аеростати которие будут еще дешевле и проще.