На четырёх российских верфях заложили шесть новых надводных кораблей и подлодок для ВМФ

92

Военно-морской флот России до конца года получит 46 боевых кораблей и судов обеспечения. Об этом сообщил главком ВМФ РФ Николай Евменов во время церемонии закладки новых подводных лодок на судостроительном заводе "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге.

В России прошел единый день закладки кораблей и судов для российского флота. Основная церемония с участием главкома ВМФ адмирала флота Николая Евменова прошла на "Адмиралтейских верфях", где были заложены очередные подводные лодки проекта 677 "Лада". Остальные закладки кораблей проводились в режиме видеосвязи, прошли они в Санкт-Петербурге, Комсомольске-на-Амуре и Зеленодольске.



Всего в общей сложности было заложено шесть новых надводных и подводных кораблей. На "Адмиралтейских верфях" заложили третью и четвертую серийные дизель-электрические подводные лодки проекта 677 "Лада". Новые субмарины получили название "Вологда" и "Ярославль". На Средне-Невском судостроительном заводе заложили корабль противоминной обороны проекта 12700 "Полярный". Это десятый тральщик серии, заложенный на заводе и первый для Северного флота.

На "Амурском судостроительном заводе" в Комсомольске-на-Амуре заложили второй корвет проекта 20385 из четырех законтрактованных для Тихоокеанского флота. Корабль получил название "Разумный". Предварительно корвет должен войти в состав флота в 2027 году.

На Зеленодольском судостроительном заводе имени А. М. Горького заложили два научно-исследовательских судна проекта 03182р для ВМФ РФ. Корабли получили названия в честь советского военачальника, адмирала, основателя школы советской военно-морской разведки, военного дипломата Леонида Бекренева и советского военно-морского деятеля, контр-адмирала, начальника разведки Военно-морского Флота СССР Бориса Бобкова.

Поздравляю с Днем России и еще одним очередным этапом развития Военно-морского флота нашей великой Родины. Мы с вами вышли на плановое, серийное строительство кораблей, подводных лодок и судов обеспечения

- заявил Евменов.
  • Адмиралтейские верфи
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

92 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    12 июня 2022 15:24
    На четырёх российских верфях заложили шесть новых надводных кораблей и подлодок для ВМФ РФ
    Молодцы.А чё ещё сказать?
    1. +9
      12 июня 2022 15:27
      Цитата: Наблюдатель2014
      Молодцы. А чё ещё сказать?

      России очень нужны эти корабли - даже раньше, чем мы их построим! yes
      1. +4
        12 июня 2022 15:32
        "У России два союзника" - было сказано когда-то и эти слова актуальны и сейчас. Для справедливости ради сегодня надо добавить и новых союзников soldier
      2. +2
        12 июня 2022 15:38
        России очень нужны эти корабли - даже раньше, чем мы их построим! yes
        yes Согласен
    2. +8
      12 июня 2022 15:30
      Только четыре боевых корабля, а не маловато ли будет. А где обещанные для Амурской верфи фрегаты.
      1. +2
        12 июня 2022 17:36
        Ну так их законтрактовать только в этом году должны. Вот будет в Августе "Армия 2022", там и подпишут. У нас же любят так делать.
      2. +2
        12 июня 2022 17:48
        Зато целое театральное представление с подписанием контрактов устроили, не хватает только столиков с выпивкой...
        1. +2
          12 июня 2022 19:03
          Всего там хватает, и столиков тоже, с выпивкой, это в первую очередь. Как так без фуршета и праздник не праздник.
      3. -3
        12 июня 2022 21:01
        А где обещанные для Амурской верфи фрегаты.

        зачем спешить (?) - и так нормально загружен заказами
        деньги тратить (?) - лучше размазать на бюджеты будущих периодов
        Амурский в 2022-2023 закончит с МРК пр 22800
        с 2024-2026 плавно начнет сдавать пр 20380/20385
        и где то в 2026 дадут заказы по пр.22350 возможно к тому времени модернизированному
      4. Комментарий был удален.
      5. +3
        13 июня 2022 01:52
        Фрегатов и так много заложено - столько движков для них еще долго не сделают. Смысл если коробки будут место на стапелях занимать ? Пока узкое место расшивают надо клепать корветы для всех флотов. 2 верфи их уже освоили, неплохо было бы еще на Янтаре начать их строить. Для ТОФ АССЗ строит - там все законтрактовано. А вот для БФ и ЧФ как раз можно пачку на Янтаре заложить. Чтобы добить на БФ до шестерки и для ЧФ штучек 12 . Все равно НАТО в случае чего нас через проливы не пустит , тч упор на обоих этих флотах надо делать на корабли бмз - корветы 2038х и мрк. А фрегатов штучки по 3 построить для ядра . Все вполне осуществимо и по деньгам не сильно дорого.
        1. 0
          13 июня 2022 05:21
          Цитата: g1v2
          Все вполне осуществимо и по деньгам не сильно дорого.

          Денег в России уже куры не клюют - сверхприбыль от энергоресурсов в этом только году будет 150 - 200 млрд. дол.
          У нас с производственной базой беда . Для тех же корветов ГЭУ (дизельную) по одной штуке в год делают !!! МРК без движков готовыми корпусами на плаву дожидаются в Пелле ...
          И никаких подвижек в лучшую сторону . Увы .
          Уже два года как заложили УДК в Керчи , но так за это время ни одной публикации о ходе работ . Вообще неизвестно идёт ли строительство ... а по идее корпуса должны быть почти выгнаны .
          Ладно хоть ДЭПЛ нового типа заказали ...
          1. +1
            13 июня 2022 12:38
            Деньги от энергоресурсов - это в основном валюта, которую так просто в внутренний оборот не пустишь. Только если потратить ее на импорт . А после разрыва с европой то, что нам надо, не особо продают. Вот почему так важно то, что газ теперь продается европе за рубли - их можно сразу в свою экономику пускать. Ну да это оффтоп. request
            Насчет производственной базы . У нас много узких мест. И их надо расширять - это не просто. В обычном авто - 30 тыс деталей где-то. Каждая деталь требует своего пр-ва. А это отдельная задача. Плюс у нас огромное кол-во импортозамещающих проектов идут одновременно. И авиация и судостроение и нефтегазопереработка и многое другое. Все это требует людей, денег и производственных мощностей. По мере решения задач , силы и средства будут перекидываться на другие . Флот тут к сожалению - не главный приоритет. Та же гражданская авиация важнее. request
            Что касается удк, то это абсолютно новый для нас класс кораблей. У нас нет школы их создания.Нет готового проекта. Зеленодольцы раньше крупных кораблей не проектировали. Залив находится в стадии восстановления и приведения в порядок . Таких крупных кораблей он тоже не строил. Готового проекта на руках у него нет, готовых узлов или их пр-в способных выдать их по требованию тоже нет. Тч в ближайшие годы я оттуда каких-то особых новостей не жду. Лично моя оценка , на создание первого удк уйдет примерно 10 лет. Плюс минус год. Следующий на год-два быстрее. И постепенно срок будет сокращаться. Но после этого мы получим школу стр-ва нового класса кораблей, еще одно кб способное проектировать корабли первого ранга,плюс один завод способный строить корабли 1-го ранга. Ну и кучу обученных кадров. Тч овчинка выделки стоит, но повторюсь если первый удк построят раньше чем через 10 лет я сильно удивлюсь. hi
            1. 0
              13 июня 2022 20:47
              До недавнего времени почти всю валютную выручку экспортёры обязаны были продавать на валютном рынке . За рубли . правда спрос уступал предложению . К тому же за ту же валюту можно закупать товары в Китае и Индии , в Индонезии и Турции . И недаром сейчас объёмы торговли с Китаем и Индией так растут .
              Цитата: g1v2
              Флот тут к сожалению - не главный приоритет. Та же гражданская авиация важнее.

              Гражданская авиация действительно важна , только что будут делать наши экспортёры , если корабли с нашим товаром начнут перехватывать военные корабли США , Англии и прочего НАТО ?
              А они уже грозят .
              И тут в помощь ТОЛЬКО ВМФ ... которого у нас почти нет .
              За 8 упущенных лет можно было бы построить к этому времени с десяток фрегатов в Китае тип. 54А с модернизацией под наши системы :
              - ГАК от корвета 20380 ,
              - от двух до четырёх УКСК на месте ПУ "Штиль"(они у них на 48 ячеек) ,
              - ПУ "Штиль перенести на шкафут - между рубкой и вертолётным ангаром ,
              - по бортам два "Дуэта" ,
              - "Пакет-НК" на месте китайских ТА .
              Скорее всего из-за носового обтекателя ГАС и несколько подросшего ВИ , скорость снизилась бы до 27 - 28 узлов , но это вполне допустимо для фрегата для ПЛО и эскорта .
              И китайцы предлагали нам построить до 20 таких фрегатов хоть корпусами с ГЭУ под наши системы вооружения , хоть целиком под ключ на своих верфях .
              А ещё они тогда (в 2015 г.) предлагали построить нам четыре (!) УДК тип 071 . Для нужд ТОФ они были бы в самый раз .
              При этом всё недорого и очень быстро .
              Наши башни и лампасы решили , что "будем строить сами" ... по сей день строят .
              Для керченских УДК нет ни проекта , ни ГЭУ , ни нормального подрядчика . Но деньги выделили в полном объёме ... и радостно взвизгнули Пилы .
              1. +2
                13 июня 2022 21:34
                Наша главная цель на сегодня - не корабли здесь и сейчас. Наша главная цель - привести наше судостроение в такое состояние, чтобы оно могло обеспечивать наш флот всеми потребными ему типами кораблей и судов на протяжении десятилетий. А чтобы привести верфи в такое состояние надо просто строить. request С проблемами, долго , с расшиванием узких мест , дороже чем можно было бы купить, но строить. И на этом стр-ве нарабатывать опыт, набирать людей и приводить предприятия в порядок. Создавать проекты и отрабатывать их. Пусть даже какие-то корабли мы получим и через 10 лет. Сам флот в данной ситуации вторичен по отношению к судостроению. Любой купленный корабль будет неактуален уже лет через 15. Плюс это подсаживание на чужое вооружение, что недопустимо для нас. Тч иностранные крупные корабли нам сейчас не нужны даже даром. Надо строить самим , создавать проекты и отлаживать пр-во. Чего-то недостижимого для нас тут нет. Тч справимся. От простого к сложному. И тогда через 15-20 лет у нас будет промышленность, которая сможет обеспечивать флот собственными кораблями в необходимом кол-ве десятилетиями. А любые попытки где-то перехватить приведут к тому что перехватывать придется постоянно. Какие у нас отношения были с ГДР, Польшей и Финляндией , которые строили СССР суда и корабли, а какие сейчас? Уверены что лет через 20 с Китаем не будет проблем? Я нет. Нельзя давать конкуренту такие рычаги. hi
                1. +1
                  14 июня 2022 00:13
                  Цитата: g1v2
                  Тч иностранные крупные корабли нам сейчас не нужны даже даром. Надо строить самим , создавать проекты и отлаживать пр-во. Чего-то недостижимого для нас тут нет. Тч справимся. От простого к сложному. И тогда через 15-20 лет у нас будет промышленность, которая сможет обеспечивать флот собственными кораблями в необходимом кол-ве

                  Это очень похоже на идеологию Витте о "поддержим отечественного производителя" . вот только противник никогда ждать , когда мы построим флот , не будет . Исторически нам НИКОГДА не давали построить полноценный Океанский Флот - всякий раз навязывали войну или совершали переворот . Вот и этот раз - когда была принята программа возрождения ВМФ и запланировано строительство новых корветов , фрегатов , эсминцев , УДК и в перспективе авианосцев ... они нас остановили переворотом на Украине и введением всевозможных санкций . В результате наши корветы не получили немецкие дизеля , фрегаты не получили украинские ГЭУ и в целом строительство флота у нас ВСТАЛО на 8 лет . И неизвестно сколько ещё простоит , ибо стимулированное извне казнокрадство и саботаж , парализовало многие проекты . Так "Звезда-Редуктор" так за 8 лет и не смогло наладить ни производство СТАРЫХ советских высокооборотных дизелей и редукторов к корветам и фрегатам . Все ГОЗ сорваны .
                  А теперь обратимся к Истории ... той самой безславной РЯВ . Помните из-за чего война была с позором и треском проиграна ... третьеразрядному тогда , государству ? Из-за запаздывания нашей судостроительной программы .
                  А почему такое случилось ?
                  Потому что Витте настоял на запрете (!) строительства остро необходимых боевых кораблей на зарубежных верфях . И у РИ в Артуре просто не оказалось вовремя нужного количества кораблей .
                  понимаете ?
                  Не оказалось нужного (!) количества кораблей на конкретном ТВД .
                  Если бы японцы подождали с нападением ещё год , то ТОФ оказался бы сильнее , господство на море японцы бы не захватили , десант в Корее не высадили , а все сражения проходили бы на территории Японских островов , после чего Япония вполне могла оказаться под русским протекторатом .
                  И вся мировая история пошла бы совершенно другим путём .
                  Не произошла бы революция 1905 г.
                  Не появилась бы Дума .
                  Не произошло бы создание Антанты .
                  Война в Европе прошла бы (скорее всего) без участия России , а РИ под конец той войны получила бы лучшие части Османской Империи вплоть до Палестины . И конечно - Черноморские проливы .
                  Следовательно не было бы повода для Февральской и тем более - Октябрьской революций .
                  К середине 30-х годов РИ стала бы первой экономикой мира и сильнейшей военной державой .
                  Дальше экстраполировать можно без меня .
                  А почему всего этого не случилось ?
                  "Потому что в кузне не было ГВОЗДЯ" .

                  У нас сегодня ТОФ совершенно голый , при том , что рядом Япония облизывающаяся на Курильские острова , военные базы США , стремительно растущий Китай ... и совершенно ... недееспособный ТОФ .
                  И если бы не ЯО и БРПЛ на наших ПЛАРБ и вообще ядерный статус , нас там давно бы не было .
                  А всё сообщение на Дальнем Востоке исключительно морем . Чукотка , Камчатка , Сахалин , Курильская гряда ... и почти полное отсутствие флота .
                  А если бы в 2015 г. правильное решение было бы принято , то в строю там - на ТОФ у нас было бы порядка 12 новеньких и очень боеспособных фрегатов . С ПЛУР , ПКР и КРБД в 2 - 4 УКСК . С вполне приличным ЗРК и очень неплохими противолодочными возможностями . А ещё там были бы УДК тип 071 , характеристик которых более чем достаточно для нужд ТОФ на ТВД .
                  И это было бы вовсе не в ущерб нашей собственной судостроительной программе , ибо наших судостроительных возможностей не хватает на перевооружение СФ , БФ и ЧФ . Я бы , на пример , часть из тех возможных для нас 20 фрегатов до 8 шт. отправил на ЧФ , половину которых можно было бы задействовать для служб в Средиземном море .
                  СФ кораблей боле-менее достаточно , а для Балтики достаточно корветов .
                  И у нас сегодня были бы вполне сбалансированные группировки на всех важных направлениях , было бы кого отрядить для конвоирования \ охраны наших торговых судов , осуществлять блокаду черноморского побережья и нести службы в Средиземном море .
                  А своё судостроение развивать конечно надо . но надо и понимать - в чём у нас узкие места . А места эти в нашем двигателестроении ... вернее в почти полном его отсутствии . И решить этот вопрос не удалось за все эти 8 лет , хотя бравурных реляций было более чем достаточно . А сами корабли класса фрегат , эсминец и тем более корвет наши судостроители вполне способны . Посмотрите на темпы строительства тех же черноморских фрегатов 11356 - 3,5 года от закладки до сдачи заказчику !!!
                  Все три .
                  И оставшиеся три были бы построены теми же темпами , но двигателей к ним уже не оказалось .
                  Отсюда другой вопрос - почему Украину не взяли в 2014 г. ?
                  Вместе с Николаевом и его "Заря-Машпроект" ?

                  Если руководитель не способен просчитать такие вопросы на несколько ходов вперёд ... то ему приходится через 8 лет вести тяжелую войну с огромными тратами и потерями .
                  И если в 2014 г. можно было обойтись почти без потерь и население встречало бы цветами ... то теперь в\на Крине-У 50% население страдает психическими расстройствами (затяжной психоз) или тяжелое психическое расстройство и им необходимо лечение . Да-да , это их внутренняя информация - 15 млн. всего и 4 - 5 млн. в тяжелом психозе .
                  Хороший план ?
                  Хитрый .
                  Я сейчас говорю о том , что можно сделать в текущий период , дабы оптимально воспользоваться имеющимися возможностями .
                  Цитата: g1v2
                  Плюс это подсаживание на чужое вооружение, что недопустимо для нас.

                  Да какое "чужое вооружение" ??
                  В Китае ?
                  Да там их китайского только корпус , ГЭУ , общекорабельное наполнение и ... всё остальное - НАШЕ .
                  Напоминаю - у нас нет судовых двигателей .
                  Вообще .
                  Те дизеля , что ставят сейчас - низкооборотные тепловозные .
                  А нам нужны среднеоборотные мощностью в 1,5 - 2 раза больше .
                  И у нас "Звезда-Редуктор" так и не может делать нормально и в приемлемых количествах ходовые редукторы .
                  Если сидеть у моря и ждать погоды , у нас последние советские БПК догниют .
                  И всё . request
                  Выход ?
                  Брать Николаев .
                  И приводить в чувства (если надо - в тюремной камере) агентов влияния и саботажников "Звезды без редуктора" .
                  И будут у России корабли .
                  hi
                  1. kaa
                    0
                    14 июня 2022 09:45
                    Цитата: bayard
                    Не появилась бы Дума .
                    Не произошло бы создание Антанты .

                    Антанту заключили ещё при отце Николая II, за 12 лет до русско-японской войны. Которая для октябрьского манифеста стала не причиной, а последней каплей. Сословное общество никогда бы не стало первой экономикой, всё это мечты о прошлом, которого не было. Да и Витте если и ограничивал, то не иностранную постройку, а морскую программу целиком - денег не хватало для трех морских театров.
                    Сами же пишете, "китайского только корпус , ГЭУ , общекорабельное наполнение и ..." - весь корабль то есть. Без двигателей это и будет подсаживание на чужое.
                    1. 0
                      14 июня 2022 21:14
                      Цитата: kaa
                      Антанту заключили ещё при отце Николая II, за 12 лет до русско-японской войны.

                      Это была не Антанта , а союз РИ и Франции , для сдерживания Германии . По слёзной просьбе Франции , и Россия тянула из Франции под этот договор технологии , в т.ч. судостроительные .
                      А Англия для РИ была стратегическим противником , Большая Игра ещё продолжалась , и в ходе РЯВ Франция была (условно , с ограничениями) нашим союзником , а Англия вооружала Японию - строила ей флот на своих верфях .
                      Антанта была создана после проигранной РЯВ и в процессе Первой Русской Революции . Никола-2 подписал капитуляцию перед Англией , по просьбе Франции вошел в ИХ союз (Антанта) , пошел на реформы и согласился на Думу .
                      После чего наступила оперативная пауза , пока Дума сформируется и окрепнет , чтобы свалить царя и монархию .
                      Для РИ вступление в Антанту было приговором войны с Германией . А ведь именно Германия для РИ в ходе войны сделала больше всех . и в ходе подготовки к войне , и в ходе оной - немецкие угольщики снабжали эскадру Рожественского .
                      Цитата: kaa
                      Сословное общество никогда бы не стало первой экономикой, всё это мечты о прошлом, которого не было.

                      Посмотрите темпы экономического роста РИ в те годы . И это оценочное суждение Ротшильдов и Баруха , именно тогда прозвучали слова о сдерживании России . Именно для этого ей придумали войну с Японией в максимально невыгодных условиях и в максимально уязвимый момент .
                      Цитата: kaa
                      Да и Витте если и ограничивал, то не иностранную постройку, а морскую программу целиком - денег не хватало для трех морских театров.

                      Эта фраза : "Поддержим отечественного производителя" принадлежит именно Витте , и именно насчёт увеличения (да вообще - размещения) заказов кораблей за рубежом . И этот родственник Ротшильдов (по бабушке) сделал всё , чтобы корабли не были построены вовремя и к сроку , даже те , что были заказаны . Саботаж был именно его инициативой . И именно за это (в т.ч.) царь Никола-2 назвал его "Мой личный враг" .
                      Вы читали его телеграммы , требовавшие задержки наших кораблей в Суэце ? Если бы его тогда послушали , то на ТОФ не оказалось бы ни "Цесаревича" с "Ретвизаном" , ни одного из "пересветов"(уж забыл кто именно там тогда стоял) , ни нескольких новых крейсеров .
                      Цитата: kaa
                      денег не хватало для трех морских театров.

                      Денег в РИ хватало , в конце концов в ходе самой войны РИ израсходовала ТАКИЕ средства (включая кредиты от Ротшильдов , организованные Витте) , что внешний долг составил 11 миллиардов золотых рублей . А один броненосей в постройке и полном боевом оснащении и снаряжении стоил от силы 20 млн.
                      А "Ретвизан" в США был построен и вовсе за 8 млн. руб. серебром (без учёта вооружения и полного снаряжения) .
                      И сегодня у нас таких "Витте" полон Кремль ... аж башни трещат .
                      И да - тогда строили корабли только для ТОФ , исключение - постройка трёх броненосцев на ЧФ (тогда строился головной) .
                      Цитата: kaa
                      Сами же пишете, "китайского только корпус , ГЭУ , общекорабельное наполнение и ..." - весь корабль то есть. Без двигателей это и будет подсаживание на чужое.

                      Я уже прежде приводил калькуляцию по возможной стоимости фрегатов китайской постройки .
                      Экспортная цена фрегата 054А = 186 млн. дол . , это дешевле , чем наши корветы . Корпус без вооружения и БРЭО будет стоить порядка 50 млн. (уловили) . И если оснастить его ГАК от 20380 , 2-мя - 4-мя УКСК , "Дуэтами" и "Пакетом-НК" , а так же штатными для наших 11356 РЛК и ЗРУ "Штиль" (на китайце тоже наш "Штиль" стоит) , то конечная стоимость корабля будет на уровне стоимости ... корвета 20385 ! Или даже несколько дешевле . Особенно если вся постройка будет вестись на китайских верфях для ускорения процесса и удешевления , ибо китайцы предлагали на выбор - поставка корпусами под нашу достройку , или полная постройка на их верфях с установкой наших систем вооружения .
                      Я бы выбрал второй вариант , и устанавливал бы у на лишь наиболее секретные системы (связь , шифрование , РЭБ , опознавание и т.п.) .
                      Вы спросите , "сколько же стоит корвет 20385 ?" .
                      Отвечу - порядка 400 млн. дол. (даю в долларах ибо цены в рублях плавают , а в долларах примерно стабильны) .
                      Фрегат предложенной мной комплектации стоил бы не более 350 млн. дол.
                      Для сравнения фрегат 22350 стоит 550 млн. дол.
                      И на что же чужое мы бы при этом подсели ?
                      Корпуса мы и сами варить умеем , и довольно быстро - темпы постройки 11356 тому примером . ГЭУ ?? Так у нас у самих такого нет , а китайцы ставят лицензионные французские дизеля (делают полностью сами) . ГЭУ довольно экономична и недорога . Но мы такие не можем .
                      Когда сможем ?
                      Когда научимся . Даже в СССР дизеля были не очень , и на торговый флот предпочитали ставить "Вяртсилу" .
                      Другое дело , что за эти безцельно потраченные 8 лет мы бы получили в строй порядка 12 таких кораблей . Темп строительства у китайцев по таким фрегатам - 2,5 года . Но с нашим оборудованием и вооружением уходило бы до 3 лет. А за это время ...
                      А за это время наша ОДК так и не разродилась ни ГЭУ для 22350 , ни ГЭУ для 22350М , ... и даже корветы обеспечить дизельными ГЭУ не в состоянии темпом выше 1 установки в год !!!
                      А чем воевать ?
                      А построй у китайцев , сейчас смело к тому что есть в Средиземке и Чёрном море , можно было бы прибавить 8 новеньких фрегатов .
                      А отечественная промышленность за это время целиком бы сосредоточилась на решении своих проблем и выпуском кораблей иных классов .
                      1. kaa
                        0
                        15 июня 2022 05:54
                        Цитата: bayard
                        Это была не Антанта

                        Ага, это была l’Entente. Вы же, надеюсь, понимаете, что после договора с Францией блок с Германией уже невозможен? Да и после Берлинского конгресса никаких симпатий к ней не сохранилось. Кстати, и в русско-японскую германское правительство ничем не выделилось в плане помощи РИ - все державы были конкурентами в поедании Китая. Угольщики все были частными поставщиками, часть даже от английских фирм.
                        Если бы денег в РИ для флота хватало - не сокращали бы 20летнюю судостроительную программу практически вдвое, верно?
                        Строили прежде всего Балтику и Черное море, на Дальнем Востоке затруднительно было базироваться с одним ремонтным доком. План на возможную войну предполагал переброску балтийской эскадры.
                        Цитата: bayard
                        этот родственник Ротшильдов (по бабушке)

                        т.е. снова всю воду из крана выпили? ну-ну.. Оказывается это не верфи завалили-затянули все сроки постройки по слабости промышленности, это Витте их под коленку пинал.
                      2. 0
                        15 июня 2022 16:12
                        Цитата: kaa
                        . Оказывается это не верфи завалили-затянули все сроки постройки по слабости промышленности, это Витте их под коленку пинал.

                        Витте много чего пинал , и не только под коленку , и сказки о "нехватке средств" были у него универсальной отговоркой .
                        И откуда у Вас такие симпатии к этому жулику (налог современного Чубайса\Кудрина\Грефа\Набиулиной и Сечина в одном флаконе ?
                        Цитата: kaa
                        Вы же, надеюсь, понимаете, что после договора с Францией блок с Германией уже невозможен?

                        Вовсе нет - союз с Францией был задуман Александром-3 как временный , для "острастки Германии" и перенятию современных технологий , в первую очередь в военном судостроении . После этого союз предполагалось не продлевать . Срок его действия Александр-3 видел в пределах "не более 15 лет" .
                        А Германия была нашим естественным , если не союзником , то партнёром" , в отличии от Англии . Англия была врагом и шла "Большая Игра" . И пользы от сотрудничества с Германией нам было гораздо больше . Даже собственно в военном судостроении . А уж сотрудничество с фирмой "Вулкан" , разработавшей для РИ паровые машины для крейсеров мощностью 20 000 л\с и уже после РЯВ - паровые турбины для наших новиков и линкоров ...
                        Цитата: kaa
                        Строили прежде всего Балтику и Черное море, на Дальнем Востоке затруднительно было базироваться с одним ремонтным доком. План на возможную войну предполагал переброску балтийской эскадры.

                        Конечно-конечно , именно поэтому судостроительная программа по которой строились "полтавы" , "пересветы" и "бородинцы" , называлась "Для нужд Тихоокеанского флота" . lol Все эти корабли строились именно для ТОФ и служить должны были именно так . Сама их конструкция подразумевала именно это . Особенно высокобортные (с улучшенной мореходностью) "Пересветы" и "Бородинцы" , а так же все крейсера Владивостокского отряда .
                        С 1895 г. было известно о объёмах и сроках выполнения судостроительной программы Японии , было ясно , что к 1903 г. все корабли для неё будут построены . И очевидно , что собственные планы надо было верстать именно под эту дату - готовность основных сил ТОФ к 1903 г. Но Витте настоял , что ради "экономии средств" срок готовности кораблей для ТОФ были назначены на 1905 г. (!) Именно к этому сроку должны были подойти "бородинцы" и новые крейсера , доставлены орудия береговой артиллерии для укрепления Ляодунского полуострова , Порт-артура и Дальнего .
                        А вместо подготовки Артура как военно-морской базы , углубления форватеров , дабы флот мог выходить из базы в любое время , а не только лишь в прилив ... не был построен сухой док !!! Но в то же время вах любимец Витте настоял на том , чтобы строился в первую очередь Дальний - на голом месте как торговый порт со всей инфраструктурой . И это накануне войны .
                        Про его телеграммы , запрещающие нашим кораблям выходить из Суэца в Артур , я уже писал .
                        Отечественные верфи не были способны строить корабли достаточно быстро ? Да , это так , но работы шли бы быстрей если бы не задержки финансирования от Витте . Если бы не мурыжили в Петербурге целый год (!) американского судостроителя Крампа , готового построить 2 броненосца и 2 крейсера , а его продержав почти год едва не лишили заказа вообще , а затем , выкрутив руки ценой , заказали только один броненосец и один крейсер . В результате потеряли почти год на согласование и заказанные корабли едва успели попасть на ТОФ .
                        Если бы строительство "бородинцев" финансировалось нормально , то минимум два первых из них вполне успели бы на ТОФ в 1903 г.
                        Если бы Крамп построил нам не один , а два "Ретвизана" .
                        Если бы "Ослябя" не был задержан в Суэце ...
                        Японцы просто не решились бы на войну со столь сильным флотом . А если бы решились , то были бы разгромлены на море и (возможно) вовсе утратили бы свой суверенитет .
                        А воду много кто пил , Кшесинская на себе (как говорили) целый броненосец бриллиантами носила .
                      3. kaa
                        0
                        16 июня 2022 07:33
                        Это вы из головы Александра III такое прочитали, 15 лет и баста? Стратегические союзы так просто не рвут. Там же срока не было, блок действует, пока существует Тройственный союз. А он распадаться не собирался. Германия, наш "естественный" партнёр, прокатила Россию на Берлинском конгрессе как могла, и постоянно вела торговую войну. Австро-Венгрия была наш ещё более партнёр на Балканах и вопросе Турции. Чтобы Россия вступила в союз с Германией нужно вначале, чтоб был разорван союз с Веной, в Берлине это вряд ли рассматривали.
                        Цитата: bayard
                        И откуда у Вас такие симпатии к этому

                        Странно, что вы, как любитель РИ так не любите человека, давшего империи ещё десяток лет существования.
                        Цитата: bayard
                        программа по которой строились "полтавы" , "пересветы" и "бородинцы" , называлась "Для нужд Тихоокеанского флота"

                        Лукавите? Полное её название "Программа состава флота для Балтийского моря и Тихого океана к 1901 г." Сокращение расходов и удлинение её сроков началось с 1886г без всякого Витте. Если вы про программу 1895-98г, то на неё тоже деньги с неба вдруг не упали, страна та же. К тому же, фатально затягивание её сроков на войну повлиять не могло: постоянно на Дальнем Востоке с одним доком броненосцы не стояли (в 1902м на Балтику для ремонта и модернизации перевели эскадру адмирала Штакельберга из 7 кораблей), а на Балтике уже была эскадра, способная усилить ТОФ. В том, что расстановку сил в 1902-03 годах Морской штаб благополучно провалил виноват только штаб. Будь у Рожественского ещё 10 кораблей, их так же бы расставили поодиночке по портам.
                        Ослябя.. если его что и задержало, так удар о дно в Гибралтаре, а не некая телеграмма. Отряд Вирениуса вернул глава морского штаба, при чём тут министр финансов.
                        Что японцы начали военные действия в единственное "окно" для этого в ближайшей перспективе я не спорю. Только справились они сами, без царских министров. Ваша теория заговора фактически предполагает, что русский Морской штаб координировал свои действия с японским для своего поражения.
                      4. 0
                        16 июня 2022 09:33
                        Цитата: kaa
                        Это вы из головы Александра III такое прочитали, 15 лет и баста?

                        Нет , из его слов по воспоминаниям офицеров Генерального Штаба .
                        Цитата: kaa
                        Там же срока не было, блок действует, пока существует Тройственный союз.

                        Инициатором союза с Францией была вовсе не Россия , а именно Франция после проигранной войны . Россия же пошла на него как на временную меру - для стабилизации ситуации в Европе и острастки Германии за её позицию на Берлинском конгрессе . И главный интерес у Александра-3 был именно в обретении компетенций в военном судостроении , а кроме как у Франции их тогда РИ получить было негде - с Англией шла жесткая "Большая Игра" .
                        Цитата: kaa
                        Австро-Венгрия была наш ещё более партнёр на Балканах и вопросе Турции. Чтобы Россия вступила в союз с Германией нужно вначале, чтоб был разорван союз с Веной, в Берлине это вряд ли рассматривали.

                        Австрия , как и Германия были прежде партнёрами по "Священному Союзу" , и обе подложили РИ свинью . Но это была геополитика - все хотели поделить "турецкое наследство" и интересы столкнулись . Уступи они тогда России , их интересам на Балканах и в Передней Азии уже не было бы места .
                        Но когда дело дошло до раздела "китайского пирога" , то интересы РИ и Германии очень хорошо друг друга дополняли . И это очень сильно нервировало Англию - два её стратегических конкурента могли составить союз против неё , а Франции не осталось бы ничего , кроме как присоединиться к ним ... Такого допустить в Лондоне не могли .
                        И первой надо было выбить из обоймы именно Россию . Чем они и занялись , начав выкармливать Японию в поединщики России на ДВ ... А Германию при этом склоняли к идее о необходимости "сдерживания России" . Кстати - сухопутную армию Японии готовили именно немецкие офицеры . А австрияки поставляли осадные орудия ... которые очень кстати были потоплены вместе с транспортом , их перевозившим . Англичане всегда были мастерами сталкивать между собой своих противников .
                        Цитата: kaa
                        Странно, что вы, как любитель РИ так не любите человека, давшего империи ещё десяток лет существования.

                        Я скорее "любитель" Советского Союза времён товарища Сталина . Но он то как раз и был продолжателем геостратегической линии Александра-3 .
                        Не повезло Миротворцу с сыном - ни умом , ни волей не вышел , и как результат похерил все начинания своего отца , угодил во все расставленные ловушки и в результате погубил и страну , и свою семью .
                        А Витте стал как раз "крёстным отцом" и повитухой Первой Русской Революции .
                        Кстати и то , что средства вместо строительства полноценной ВМБ в Артуре , были направлены на строительство торгового порта и города Дальний , тоже не без него приключилось . "В первую очередь нам нужен торговый порт в Китае с выходом на КВЖД . Тоговля наполнит казну и даст средства на военное строительство на ДВ" ... И в результате в Артуре даже фарватер не был углублён - не было средств . Не был построен сухой док ! В главной базе флота на Тихом океане !
                        Цитата: kaa
                        Лукавите? Полное её название "Программа состава флота для Балтийского моря и Тихого океана к 1901 г."

                        Это была программа строительства крейсеров , "рейдеров" и "полтав" . Позже она была дополнена , и все корабли по этой программе шли под грифом "Для нужд Тихоокеанского Флота" .
                        Вот только сроки исполнения сей программы по настоянию Витте были растянуты до 1905 г.
                        Один ли Витте был в этом виноват ?
                        Конечно нет . Не обошлось и без интересов высочайших особ . Ведь со своих промышленников куда проще было откаты брать , чем с иностранных подрядчиков (оттого и нашел себе покровителя и сообщника в этом деле жулик Витте) . А иначе откуда бы взяться миллионам на бриллианты Кшесинской ?
                        На той судостроительной программе (1896 г.) , носившей экстренный характер , многие хотели заработать ... и украсть . И ради того , чтоб украсть готовы были на многое . В том числе на растягивание программы на два лишних (фатальных для Империи) года .
                        Цитата: kaa
                        К тому же, фатально затягивание её сроков на войну повлиять не могло: постоянно на Дальнем Востоке с одним доком броненосцы не стояли (в 1902м на Балтику для ремонта и модернизации перевели эскадру адмирала Штакельберга из 7 кораблей),

                        Вообще-то во времена Штакельберга никакого дока во Владивостоке ещё в помине не было , он в 1904 г. (или самом конце 1903 г.) был достроен . Наши корабли до того доковались в Нагасаки . И эскадра Штакельберга уходила не на докование , а на плановый ремонт и модернизацию .
                        Цитата: kaa
                        В том, что расстановку сил в 1902-03 годах Морской штаб благополучно провалил виноват только штаб.

                        Штаб располагал только теми кораблями , которые у него были . И в реальных условиях он отправлял на ТОФ все готовые корабли . И не будь задержек с финансированием , первые два "бородинца" тоже могли оказаться в Артуре . И расклад сил в кораблях основных классов оказался бы безоговорочно на стороне России .
                        Но ведь Морской Штаб и недалёкий царь (которого только рождение наследника интересовало) даже не удосужились выкупить итальянских "гарибальдийцев" . И если дурь им шептпла , что "нам такие корабли не нужны" , то хотя бы ради того , чтоб они японцам не достались !
                        А они японцам очень даже кстати пришлись .
                        Вообще то они только после прибытия этих крейсеров в Японию окончательно решились на нападение . А до этого колебались .
                        Упорно готовились , но колебались .
                        А ещё им свезло в первой же ночной атаке вывести из строя два лучших броненосца и крейсер . А в Чемульпо уничтожить "Варяга" и "Корейца" . Ну как тут дальше не побеждать , когда победа сама в руки кидается ?
                        Цитата: kaa
                        Ослябя.. если его что и задержало, так удар о дно в Гибралтаре, а не некая телеграмма.

                        Задержки начались раньше - когда этому отряду навязали тащить в Артур "номерные миноносцы" , которые не держали волну , постоянно ломались , их взяли на буксир и ... один из них врезался в корму "Осляби" ... Встали на ремонт . Уж не во время ли тех манёвров "Ослябя" на мель наскочил (я сейчас точно уж не вспомню) .
                        А настаивал на том , чтобы тащили эти миноносцы , со словами "это главная надежда нашего флота" именно Витте . Он буквально бомбил Вирениуса своими телеграммами . Без этой обузы весь отряд - в полном составе прибыл бы в Артур во второй половине 1903 г. , и к началу БД они бы уже освоились на новом ТВД . И опять-же , на момент нападения у нашего флота было бы на один броненосец (пусть это был и "Ослябя") больше . А ведь именно такой малости и не хватило артурской эскадре во время боя в Желтом море ... Да и не дошло бы до того боя . Японцам просто не была бы отдана инициатива на море . Им не давали бы безобразничать у нашей базы . Не позволили бы провести десант , или по крайней мере воспретили бы снабжение этого десанта морем (если бы всё же прозевали высадку) .
                        Да , всё это на если бы , но именно это и делает очевидным , что поражение РИ было вовсе не предрешено изначально . Все условия для этого поражения долго и тщательно готовились . И у Японии было менее года ... скорее даже не более полугода , для начала войны . Иначе бы к лету в Артур прибыло очередное подкрепление (тот же "Ослябя" , один-два "бородинца" и группа крейсеров с миноносцами) и ... всё ... окошко возможностей захлопнулось бы навсегда .
                        И главной виной и причиной всего этого безобразия , головотяпства и прямого саботажа , был ... недалёкий царь-неудачник и по совместительству - страстотерпец , Николай-2 . Ибо каков поп , таков и приход . При его папе такое свинство вряд-ли было возможно .
                        Ибо был умён .
                        И имел ВОЛЮ .
                        Цитата: kaa
                        Ваша теория заговора фактически предполагает, что русский Морской штаб координировал свои действия с японским для своего поражения.

                        Может быть я Вас удивлю , но в Морском Штабе было очень много англофилов . И не только в МШ . А уж решать вопросы через своих агентов влияния Англия всегда умела .
                        Кстати , унять первую революцию в РИ удалось только после договорённости с Англией , что Никола-2 пойдёт на реформы и откажется (!!) от союза с Германией .
                        Как он должен был от такого отказаться ?
                        Через вступление в Англо-французский союз - Антанту .
                        И всё революционное движение и разгул террора как-то сразу ... утих .
                        Вам это ничего не напоминает ?
                        Ничто не ново под Луной .
                      5. kaa
                        0
                        16 июня 2022 13:17
                        Цитата: bayard
                        Но когда дело дошло до раздела "китайского пирога" , то интересы РИ и Германии очень хорошо друг друга дополняли

                        Не настолько, чтобы Германия сменила блок в Европе. Берлин вряд ли отбросил бы своего старого союзника (у них всё-таки даже язык один). Сближение с Россией к концу века не отменяла нашего неразрешимого конфликта интересов с австрийцами. Кто знает
                        Цитата: bayard
                        Витте стал как раз "крёстным отцом" и повитухой Первой Русской Революции .
                        Кстати и то , что средства вместо строительства полноценной ВМБ в Артуре , были направлены на строительство торгового порта и города Дальний , тоже не без него приключилось . "В первую очередь нам нужен торговый порт в Китае с выходом на КВЖД . Тоговля наполнит казну и даст средства на военное строительство на ДВ"

                        С другой стороны без него бы не было Транссиба, даже этой его одной колеи. Да и многих прочих железных дорог. Как капиталист он конечно желал трансформации монархии в конституционную. Набравший силу класс требовал себе часть влияния на государство. Что говорить, до октябрьского манифеста в РИ все партии были в принципе запрещены. Даже в виде кружков, где обсуждалась текущая политика.
                        Да и с портом Витте не так уж был не прав. Это же конечная цель всей корейской авантюры, незамерзающий выход к морю. Недооценил соседних хищников
                        Цитата: bayard
                        Уж не во время ли тех манёвров "Ослябя" на мель наскочил

                        Нет, он скрябанул грунт в Гибралтаре и тащился два месяца до итальянского порта ещё до встречи с Вирениусом. В доке окончательно выяснилось, что новый корабль пропускает морскую воду в котловые резервуары и уже требует кап.ремонта.
                        Цитата: bayard
                        Может быть я Вас удивлю , но в Морском Штабе было очень много англофилов . И не только в МШ

                        Более англофилов было только бюрократов и головотяпов. Дело клонилось к конфликту, а морские силы раскиданы. Зачем лучшие крейсера раскидали по портам, а Варяг вообще одиночкой в Чемульпо вместо сведения одной эскадрой? Уже надо было сжимать кулак, а не демонстрировать флаг. Будь там ещё 5-7-хоть10 броненосцев - ими лучше бы распорядились? Врагу конечно повезло с первой торпедной атакой, но даже без неё - какой план военных действий стоял у Старка? Вряд ли флот помешал бы японским транспортам, если задана главная установка «беречь и не рисковать». Поколебать её решился только Макаров личным авторитетом.
                  2. +1
                    14 июня 2022 15:16
                    Обширно. Ну попробую ответить покороче. Про русско-японскую войну у меня другое мнение. Причина не была в технологиях или нехватке кораблей. А в развале и деградации общества и офицерского корпуса. До этой войны сдачи в плен наших кораблей за всю историю можно было по пальцам сосчитать. А тут сдалась целая пачка и ничего никому за это не было. Каждый сухопутный бой мы проиграли , причем даже тогда когда у нас было преимущество и могли не проигрывать. Осада Порт-Артура закончилась позорной сдачей , перечеркнувшей всю осаду. Причина была в болезни общества и офицерского корпуса в том числе. Заблокировали бы японцы просто наши порты - ничего бы не случилось . А вот то, что они победили нас на суше - было решающим. Тч купили бы мы корабли или нет - просто у японцев было бы больше трофеев. Это была самая позорная война в нашей истории и в истории нашего флота. Мы проиграли и проиграли позорно . Не из-за техники или нехватки чего-либо.Через 40 лет взяли реванш. При сравнимых на данном твд силах. Потому что армия была уже иной и мозги были уже иные. Мое имхо , конечно.
                    ПМВ без нас не прошла бы. Мы были одним из основных участников и застрельщиков. Англосаксы могли бы не выполнять свои обязательства по отношению к франкам и отскочить, но мы - вряд ли.
                    По поводу ТОФ. С 15-го года прошло 7 лет . Что-то случилось там страшного? Японии для изменения Конституции , снятия ограничений и милитаризации нужно лет 5-8. На ядерную державу идти в одиночку она не сильно хочет. И вообще все усилия в тихоокеанском регионе у англосаксов и их союзников сосредоточены на Китае. Времени построить такой флот , какой нам там нужен у нас достаточно.
                    По поводу производственных проблем приведу пример АССЗ. Он долгие годы строил Совершенный. Почему? Просто он был закредитован много лет и из денег, выделенных на корвет гасил кредиты. Не гасил бы и стал бы банкротом и ничего не построил. Решили его финансовые проблемы, набрали людей и вот он уже ритмично строит корветы 2038х. Сдал уже 3 и четвертый сдаст в этом году. Причем и сроки и цену можно постепенно еще сократить. То же самое касается и других верфей. Проблемы там комплексные и постепенно решаются.
                    Что касается Звезды-редуктор , то насколько помню ее как раз банкротили. В этом году ее продали в мае, но подробности сделки непонятны. ОСК ее не купил , она досталась частнику. Почему ее не купила ОСК - хз. Что будет дальше увидим.
                    1. 0
                      14 июня 2022 23:23
                      Цитата: g1v2
                      . Заблокировали бы японцы просто наши порты - ничего бы не случилось .

                      Это главная ошибка в оценке той войны . Ход и исход войны решался господством на море . Япония - островное государтво , и для того , чтобы провести десантную операци. в корее им необходимо было заблокировать обе части нашего флота . Оба эти действия можно было провести только превосходящими силами , иначе владивостокская эскадра или корабли Порт-Артура перехватили бы десантные корабли японцев , а сам японский флот загнали бы в бухты и проливы Японского архипелага . Дальше была бы произведена полная блокада Японии с моря и осада её портов , бомбардировка баз и ... ускоренная переброска сухопутных сил на дальневосточный ТВД . В качестве оперативных баз нашего флота использовались бы порты Кореи , и всё закончилось бы поэтапным захватом японских островов по одному . Флот осуществлял бы блокаду остатков флота японского и вёл бомбардировку .
                      А почему так ?
                      Да потому , что если бы не задержки с финансированием строительства кораблей на наших верфях , если бы все возможности по заказу кораблей за рубежом были использованы , к концу 1903 года в Артуре было бы на на 3 - 4 броненосца (новейших) больше , и в два раза больше крейсеров . Этого было вполне достаточно , чтобы Япония даже не подумала начинать войну , а если бы сдуру решилась , но не имела бы никаких шансов на успех . Сама возможность её победы была обусловлена очень малым временным окном возможностей . И она им воспользовалась .
                      Теперь возвращаемся к дню сегодняшнему .
                      Здесь тоже критическим параметром является время и сроки . Своими собственными силами мы не способны были бех николаевских ГЭУ строить флот приемлемыми темпами , для обретения компетенций , разработки собственных ГЭУ , создания мощностей для их производства , отладка техпроцесса , испытания , выход на серийное производства ... короче это долго и трудно , а корабли предельно старые и изношенные . Чтоб не остаться совсем без флота , разумно закупить серию лёгких фрегатовПЛ-й направленности , и закупка у Китая - наиболее разумный вариант . Быстро , недорого , хорошо отработанный проект (в строю более двух десятков) . И при этом все боевые системы наши . Если учесть , что корпус\ГЭУ\наполнение общекорабельное будет стоить порядка 50 млн. , а монтаж наших систем вооружения ещё миллионов 20 , то вся остальная сумма пойдёт нашему - отечественному производителю систем и вооружений , а следовательно не менее 250 млн. дол из 350 млн. останется в РФ . Это же получается финансирование собственной оборонки в условиях невозможности строить корабли самостоятельно .
                      И в чём тут зависимость ?
                      От двигателей ?
                      Так своих всё-равно нет , хотели на корветы немецкие ставить .
                      Но сейчас целых 8 лет упущено .
                      По прежнему нет отечественных ГЭУ .
                      ОДК способна выдавать не более одной ГЭУ для корвета и одной (!) ГЭУ для МРК .
                      ВСЁ !
                      Цитата: g1v2
                      Почему ее не купила ОСК - хз.

                      Для продолжения саботажа по строительству кораблей Флоту .
                      Вернуть смертную казнь , ввести в правоприменительную практику военного времени Суды Военного Трибунала , и судить негодяев за измену Родине . Ибо саботаж и вредительство при выполнении ГОЗ и есть - измена Родине .
    3. +1
      12 июня 2022 15:49
      Цитата: Наблюдатель2014
      На четырёх российских верфях заложили шесть новых надводных кораблей и подлодок для ВМФ РФ
      Молодцы.А чё ещё сказать?


      Ну сказать можно то, что в советское время за 5 лет строили крейсер, а сейчас корвет. Соответственно вопрос строительства эсминцев и тем более авианосцев отпадает сам собой.
      1. +1
        12 июня 2022 16:07
        Цитата: 1976AG
        Соответственно вопрос строительства эсминцев и тем более авианосцев отпадает сам собой.

        И крейсеров тоже. А у нас, тем не менее - минус один крейсер.
        1. +1
          12 июня 2022 16:20
          Цитата: Грица
          Цитата: 1976AG
          Соответственно вопрос строительства эсминцев и тем более авианосцев отпадает сам собой.

          И крейсеров тоже. А у нас, тем не менее - минус один крейсер.


          Про крейсера я умышленно промолчат, потому что нынешние проекты эсминцев вроде как призваны заменить крейсера советских проектов и, если проекты современных эсминцев есть хоть в каком то виде, то крейсера, насколько я понял, даже не предполагается проектировать.
          1. -8
            12 июня 2022 16:38
            Да, дасяток-другой авианосцев России бы не помешал...
            1. +2
              12 июня 2022 16:57
              Цитата: Кот Александрович
              Да, дасяток-другой авианосцев России бы не помешал...


              Но к каждому авианосцу необходимо сопровождение из нескольких кораблей и явно не класса корветов. Если посмотреть сколько и каких кораблей мы сейчас строим, то задача явно невыполнимая. Про стоимость я даже не вспоминаю.
          2. 0
            13 июня 2022 01:49
            Цитата: 1976AG
            Про крейсера я умышленно промолчат, потому что нынешние проекты эсминцев вроде как призваны заменить крейсера советских проектов и, если проекты современных эсминцев есть хоть в каком то виде, то крейсера, насколько я понял, даже не предполагается проектировать.

            ну да. СуперГоршков - это по сути уже эсминец. А проект эсминца Лидер - чистой воды крейсер.
  2. -3
    12 июня 2022 15:25
    Не думаю, что закладывать много судов это хорошая идея в современных условиях, было бы лучше сосредоточить усилия в передачи флоту уже строящихся и ремонте и модернизации
    1. +3
      12 июня 2022 19:08
      На стапелях есть свободные места. Корпусные работы выполняют совсем другие рабочие, не те, что занимаются монтажом оборудования и достройкой. Зачем им простаивать. Верфи должны работать.
  3. +17
    12 июня 2022 15:25
    Хороший день, хорошие новости! 7 футов под килем.
    Ещё бы увидеть закладку перворангов, вот это вообще было бы счастье!

    П. С. Мне пофиг на минусы, но ощущение, что в новость залетел скакуас и все положительные комментарии отминусовал. Это они так с аХрессором воюют?! laughing
    1. +1
      12 июня 2022 20:05
      ...и не один. Молчат, ничего не комментируют - только минусуют. Не обращайте внимания...
  4. +2
    12 июня 2022 15:26
    Так держать
  5. +6
    12 июня 2022 15:32
    На четырёх российских верфях заложили шесть новых надводных кораблей и подлодок для ВМФ РФ
    . Всё делаем сами, это понятно.
    Много чего ещё необходимо делать самим, как для ВС, так и для народного хозяйства.
  6. 0
    12 июня 2022 15:34
    Вертоленосцы нужны, полезные корабли, с хорошими бытовыми условиями для Морской пехоты и всеавидящей рлс которую не заглушить
    1. -1
      12 июня 2022 15:59
      Цитата: Диверсант_ВМС
      Вертоленосцы нужны, полезные корабли, с хорошими бытовыми условиями для Морской пехоты и всеавидящей рлс которую не заглушить


      Для какой цели они нужны ?
      1. -7
        12 июня 2022 16:23
        Как мишень для противника.
      2. +4
        12 июня 2022 16:33
        У нас 5 бригад и 1 полк Морской пехоты. Проливы везде, разрывы между архипелагами и полуостровами и островами. Вы как собираетесь операции по высадке проводить? Или надеетесь что так все ОК и мир и жвачка, запремся под замок на материке, а там и трава не расти?
        Насчёт возможных мишеней как тут уже чел одни написал, он видимо забыл или не знал что есть умные военначальники которые перед высадкой используют массированные удары ВВС, артой, рсзо, выявляют с помощью дрло пво и пкр и подааляют их! Или так и привыкли воспринимать что это только так как мишень подставлять? Если подставляют где то это не значит что умных нет.
        1. -6
          12 июня 2022 16:46
          " Проливы везде, разрывы между архипелагами и полуостровами и островами. Вы как собираетесь операции по высадке проводить?"

          Вы для начала уточните где именно воевать собираетесь.

          "умные военначальники которые перед высадкой используют массированные удары ВВС, артой, рсзо, выявляют с помощью дрло пво и пкр и подааляют их!"

          И как показывает практика, мы уже три месяца их подавляем, да все никак не подавим. Или у нас нет умных военачальников, или с вашей логикой что-то не так. Абсолютно все цели выявить и подавить невозможно, а даже один комплекс ПКР отправит на дно не только вертолетоносец.
          1. +1
            12 июня 2022 17:14
            Сами понимайте, что объяснять если вы вообще не в теме, про бпла прям здесь на сайте 90 %писал что они на войне не нужны,и всем минус ставили кто иначе считал и что с Украиной не будет конфликта...
            1. -3
              12 июня 2022 17:22
              "Сами понимайте, что объяснять если вы вообще не в теме,"

              Отмазка на троечку. Когда аргументов нет, то остается позиция типа... я вот тут ляпнул, а вы как хотите, так и понимайте, но если вы со мной не согласны, то это не я не прав, а вы не разбираетесь в теме. Ниже Андрей из Челябинска свои сомнения хорошо сформулировал, а вот вам ответить нечем.
              1. -2
                12 июня 2022 17:26
                Так ты и впрямь никакой, флот строится, 5 бригад и 1 полк Морской пехоты должены быть обеспечены доставкой...
              2. -7
                12 июня 2022 17:28
                Да и это Ондрюшко из Челябинска вообще как и ты Нуль, либо от всу пишет, кто ж его знает? Тут речь о строительстве идёт, а вы предлагаете с Ондрюшко ничего не делать, Москва не сразу строилась
                1. -6
                  12 июня 2022 17:43
                  Цитата: Диверсант_ВМС
                  Так ты и впрямь никакой, флот строится, 5 бригад и 1 полк Морской пехоты должены быть обеспечены доставкой...


                  Доставкой на дно ? А они морпехи согласятся на такую доставку ? Хотя, кто ж у них спрашивать будет.

                  "Да и это Ондрюшко из Челябинска вообще как и ты Нуль, либо от всу пишет, кто ж его знает?"

                  Тыкать будете детям своим, пока они не вырастут и в ответ не тыкнут.
                  Я не специалист, но судя по вашему хамству, как единственному аргументу в этой дискуссии, вы в этом вопросе не больший специалист чем я.

                  "Тут речь о строительстве идёт, а вы предлагаете с Ондрюшко ничего не делать, Москва не сразу строилась"

                  И здесь тоже вы неправы. Я не предлагаю ничего не делать. Считаю, что лучше построить авианосец, он гораздо более практичен, хоть и требует гораздо больших затрат и серьезного корабельного сопровождения. Но в конечном счете, все зависит от того, какие вооруженные конфликты нам грозят и как конкретные корабли нам будут в них полезны.
                  1. 0
                    12 июня 2022 18:06
                    Вы все время возвращаетесь на круги свои, я вам ответил для чего это нужно, и как надо высаживаться а вы опять зачем и про дно... Бегать по кругу не охото, вы и впрямь с Ондрюшко Нуль, ничего личного, на вас давит негативный опыт тех кто не знаком видимо с тактикой и наукой военной, а я пишу как должно быть, вот в чем разница между нами
                    Разжевывать не далёким не приятно, уважаю людей умных
                    1. +1
                      12 июня 2022 18:14
                      Я видел, что вы написали о том, что нужно для успешной высадки, но вы не уточнили главного, как обеспечить подавление ВВС, артой, РСЗО, если эти цели находятся вне их досягаемости. А так то на словах оно, конечно все красиво, мы их всех разгромили и успешно высадились. Так что разница между нами в том, что вы смотрите на это как на компьютерную игру, а я пытаюсь представить как это будет выглядеть на практике.
                      1. +1
                        12 июня 2022 18:24
                        Вы как читаете,? Вкривь? Вкось? Как недосягаемы, если использовать весь потенциал? Дрло все видит и далеко, почему недосягаемы РЛС пво и пкр и сами комплексы с ракетами например в районе Одессы? Должен весь спектр подавления сведен в Асу. Дрло выявляет цели первая волна кр и баллистических ракет бьёт по РЛС , слепит ракетные комплексы, массированный удар ВВС в несколько волн подавляет все оставшееся, подняты вертолёты добивают оставшиеся средства противодействия, рсзо из подошедщих БДК касетами наносит удар по сектору высадки обезвреживая тем самым и мины, потом мины добивает змей горыныч, оставшиеся обезвреживают инженерно саперные подразделения, ну и происходит сама высадка как воздушным путем так и морским с БДК и вертоленосцев...
                        Самим понять никак?
                      2. -3
                        12 июня 2022 18:43
                        "Дрло все видит и далеко, почему недосягаемы РЛС пво и пкр и сами комплексы с ракетами например в районе Одессы? "

                        Так вы вертолетоносцы только из-за Украины считаете нужными ?? Вот уж воистину, гора родила мышь ! А без них мы никак не можем справиться, при нашем то богатом арсенале средств разведки и поражения ? Я же ведь не просто так спрашивал с кем вы воевать собираетесь.

                        "Дрло выявляет цели первая волна кр и баллистических ракет бьёт по РЛС , слепит ракетные комплексы, массированный удар ВВС в несколько волн подавляет все оставшееся, подняты вертолёты добивают оставшиеся средства противодействия, рсзз из подощенщих БДК касетами наносит удар по сектору высадки обезвреживая тем самым и мины, потом мины добивает змей горыныча, оставшиеся обезвреживают инженерно саперные подразделения, ну и происходит сама высадка как воздушным путем так и морским с БДК и вертоленосцы...

                        В теории да, все правильно и красиво, только на практике спустя три месяца боевых действий даже при круглосуточном воздействии на противника всеми средствами, в том числе и так любимыми вами вертолетами, до сих пор не уничтожены ни средства ПВО, ни ОТРК. Наша авиация до сих пор не может чувствовать себя в безопасности. А вы почему то решили, что вертолетоносцы способны выполнить эту работу, причем в очень короткий срок. Вы на них уповаете также, как украинцы на Джавелины с Байрактарами, только реальность показывает совсем другое, а вы упорно это игнорируете.
                      3. +1
                        12 июня 2022 19:27
                        Опять по кругу, я про то как надо, а не то как делают и что есть, уже в 5 раз пишу да вы талант про одно и тоже 40 раз, прям демагогия тотальная
                        Ну ещё упомяну в перспективе остров Гл
                        Готланд, возможно проливы в Чёрном море, Курилы, очень вероятно Кипр все тока начинается, идёт передел мира, хочу ошибиться конечно
                        Вертоленосцы нужные, ввс насыщать нужно, корвет, эсминцы, фрегат все э о нужно и много дрло и спутников и ещё разведка вся от тактической до стратегической, нужна цепь, не не звенья всей цепи, наше государство и строит флот исходя из ситуации, а вертоленосцы уже заложены так-то
                        А Одесса это Одесса, до пмр без неё никак, а по суше целая Николаевская обл, где на суше потерь может быть и больше чем с моря, в два фронта легче, правда здесь обойдёмся с бдк, их вполне достаточно
                      4. -2
                        12 июня 2022 20:04
                        "Опять по кругу, я про то как надо, а не то как делают и что есть, уже в 5 раз пишу да вы талант про одно и тоже 40 раз, прям демагогия тотальная"

                        Да это вы все никак не поймете, что наши делают все правильно, а ваши выкладки не более чем вымышленная реальность, к военной науке никакого отношения не имеющая. только абсолютно наивный человек, не имеющий представления о реальных боевых действиях может рассуждать как вы. Ваши рассуждения на уровне компьютерных игр, не более.
                      5. -2
                        12 июня 2022 20:10
                        Во даёте, наши заложили вертоленосцы уже, и я за них. Вы про что? Вы трезвы? Спросите тёк кто закладывал - зачем вертоленосцы!?
                      6. -2
                        12 июня 2022 20:13
                        https://iz.ru/1150939/roman-kretcul-anton-lavrov/universalnyi-desant-rossiiskie-vertoletonostcy-usiliat-vmf-v-2028-godu
                      7. -2
                        12 июня 2022 19:55
                        Нужна вся цепь, а не звенья одной цепи
                        Пардон выше за ошибки в тексте неудобно писать в общении
                2. 0
                  12 июня 2022 18:46
                  Цитата: Диверсант_ВМС
                  Ондрюшко из Челябинска вообще как и ты Нул

                  Нехорошо за глаза дурное писать.
                  Не по-мужски.
                  Такие вещи говорятся в глаза.
                  1. -3
                    12 июня 2022 19:31
                    Пусть приедет в Самара в глаза скажу
                    Вы и дет сада?
                    1. +1
                      12 июня 2022 20:23
                      Цитата: Диверсант_ВМС

                      Вы и дет сада?

                      Нет.
                      В дет саде вам бы сказали жёстче.
                      Я таких слов даже не знаю.
                      1. -3
                        12 июня 2022 20:33
                        Видимо из яслей, общаясь со всей России предлагаешь в глаза сказать, ясли и только
                      2. +2
                        12 июня 2022 20:54
                        Цитата: Диверсант_ВМС
                        Видимо из яслей, общаясь со всей России предлагаешь в глаза сказать, ясли и только

                        Я вам не тыкал.
                        Перестаньте писать глупости.
                        В формате ВО "сказать в глаза" разумеет написать в адресном комментарии.

                        Цитата: Диверсант_ВМС
                        Пусть приедет в Самара в глаза скажу

                        это слова того же человека, что потом ниже написал

                        Цитата: Диверсант_ВМС
                        общаясь со всей России предлагаешь в глаза сказать

                        Вы понимаете ведь, что это невозможно.
                        Отсюда и развязность вашего тона.
                      3. -4
                        12 июня 2022 21:01
                        Страшно подумать о том какой вы Дртеньян...
          2. -6
            12 июня 2022 17:17
            И да не на дно, как показала практика с Москвой две пкр попали и ниже ватерлинии обои и даже при детонации большинство в живых осталось, боевые действия понимаете ли
        2. 0
          12 июня 2022 16:47
          Цитата: Диверсант_ВМС
          Вы ка собираетесь операции по высадке проводить?

          Никак. Нет средств для обеспечения десанта.
          Цитата: Диверсант_ВМС
          Насчёт возможных мишеней как тут уже чел одни написал, он видимо забыл или не знал что есть умные военначальники которые перед высадкой используют массированные удары ВВС, артой, рсзо, выявляют с помощью дрло пво и пкр и подааляют их!

          Для высадки десанта в пределах дальности РСЗО и ствольной артиллерии вертолетоносец не нужен.
          Цитата: Диверсант_ВМС
          Проливы везде, разрывы между архипелага и и полуострова и островами.

          ПРошу все же уточнить, где именно Вы хотите высаживать десант. Я вот как-то плохо понимаю, какие такие десанты нам нужны на Балтийском море. Или в Баренцевом. А дальше Баренцева мы на северах надводными кораблями не уйдем, сил нет. Черное море? Планировать захват Проливов, как во времена СССР нам сегодня не с руки - ресурса такого нет, просто с тактическим десантом к берегам Турции, с ее весьма мощными ВВС - череповато, а против кого еще? Украину с Грузией кошмарить? Так жирно против нив вертолетоносец строить. Дальний восток? А там-то куда высаживаться? Если японцы на Курилы полезут, то у нас флота нет им в этом воспрепятствовать- ТОФ сейчас мизерный по составу, и против яповских ВМС не пляшет совсем. Тут свои берега прикрыть бы... Можно, конечно, ракетный аргумент достать вплоть до ТЯО, но и в этом случае десант как-то не на повестке дня
          1. 0
            16 июня 2022 17:02
            Я бы предположил, что может возникнуть возможность десантов на скандинавские острова.
            Это одна из немногих возможностей вести наступательную неядерную войну против НАТО, если такая необходимость возникнет. При этом СФ, наверное, всё же был и ещё долго будет мощнее, чем ТОФ. Так что будут возможности для обеспечения десанта.
        3. -4
          12 июня 2022 20:00
          Зачем армии РФ вертолетоносцы? Собрались нападать на кого-то?
      3. 0
        12 июня 2022 16:40
        Хотя бы для того чтобы морпехи месяц могли прожить в нормальных условиях при необходимости.
        1. 0
          12 июня 2022 16:59
          Цитата: Kaetani
          Хотя бы для того чтобы морпехи месяц могли прожить в нормальных условиях при необходимости.


          А может проще иногда им отпуск предоставлять ?
          1. 0
            13 июня 2022 10:59
            При чем здесь отпуск и месячное нахождение на десантном корабле в море? Разве Удк новый не лучше чем носорог для перехода с батальоном морской пехоты например с Балтики на Средиземноморье? Почему то у нас о комфорте никто не думает? Разве плохо когда солдат отправляется в наступление не замученный бытовыми условиями?? Или это изощрённый мазохизм? А нет стоп это садизм - потому что те кто не ратуют за комфорт солдат обычно с ними не находятся.
    2. -2
      12 июня 2022 19:10
      Вертоленосцы нужны,
      Опыт СВО операции показал, что не очень они и нужны. БДК все что смогли, это ходить галсами в море, а еще выполнять роль транспорта, и при этом хорошенько облажаться. Ни одной операции, кроме пусков ракет, Черноморский флот провести не смог.
    3. +2
      12 июня 2022 21:00
      Два строятся как десантные.
  7. -1
    12 июня 2022 15:51
    ...отлично!...и со сроками сдачи не затягивайте ..
  8. +1
    12 июня 2022 16:01
    Откровенно говоря, крайне удивлен и очень сильно удовлетворен. good Снимаю шляпу с большим уважением к участникам закладки кораблей. hi
  9. +3
    12 июня 2022 16:02
    На "Амурском судостроительном заводе" в Комсомольске-на-Амуре заложили второй корвет проекта 20385 из четырех законтрактованных для Тихоокеанского флота. Корабль получил название "Разумный". Предварительно корвет должен войти в состав флота в 2027 году.

    Пять лет на серийный корвет.
    Хотелось бы быстрее.
  10. +3
    12 июня 2022 16:09
    В списке нет ни одного мало мальски крупного корабля. Даже фрегаты уже не закладываем?
  11. -1
    12 июня 2022 16:18
    Военно-морской флот России до конца года получит 46 боевых кораблей и судов обеспечения.

    Я так понимаю, 45 "суден" (в смысле - уток подкроватных) до конца года в госпиталь завезут?
  12. 0
    12 июня 2022 16:24
    На безрыбье и рак рыба, но когда уже хоть один корабль первого ранга будет, без всяких почти.
    Такое ощущение что кроме АПЛ уже разучились все строить.(
  13. 0
    12 июня 2022 17:01
    Очень хорошо! Удачи в строительстве!
  14. 0
    12 июня 2022 17:50
    Цитата: 1976AG
    Цитата: Наблюдатель2014
    На четырёх российских верфях заложили шесть новых надводных кораблей и подлодок для ВМФ РФ
    Молодцы.А чё ещё сказать?


    Ну сказать можно то, что в советское время за 5 лет строили крейсер, а сейчас корвет. Соответственно вопрос строительства эсминцев и тем более авианосцев отпадает сам собой.

    Тогда уж продолжайте дальше, при проклятом царизме, линкор строили за 3 года. И что?
    1. 0
      12 июня 2022 17:54
      "Тогда уж продолжайте дальше, при проклятом царизме, линкор строили за 3 года. И что?"

      Как что ? Грустно все это как то. Надо как то менять ситуацию, иначе совсем без флота останемся. Или вас все устраивает ?
  15. +3
    12 июня 2022 17:57
    Тип 055 destroyer эсминец 13 тыс. Тонн водоизмещения
    Бортовой номер Название Судоверфь Спущен на воду Введён в строй Флот Статус
    101 南昌 / «Наньчан» Цзяннань 28 июнь 2017[23] сдан 12 января 2020[21] Северный В строю
    102 «Лхаса» Цзяннань 28 апрель 2018 сдан 2 марта 2021 Северный В строю[24]
    105 «Далянь» Даля́нь 3 июля 2018 сдан 23 апреля 2021 г.[25] Южный В строю
    106 «Яньань» Даля́нь 3 июля 2018 Южный В строю[16]
    103 «Аньшань» Цзяннань 15 сентября 2019 сдан 11 ноября 2021[26] Северный В строю
    Даля́нь 26 декабря 2019 Спущен на воду
    104 «Уси» Цзяннань 28 апреля 2020 сдан Март 2022 Северный В строю[16]
    Далянь 29 августа 2020 Спущен на воду
    Итого они могут по три штуки таких сдавать в год.
    1. +3
      12 июня 2022 18:05
      "Итого они могут по три штуки таких сдавать в год"

      Увеличить темпы строительства кораблей можно как за счет сокращения самих сроков строительства, так и за счет одновременного строительства двух или трех кораблей. Но во всех случаях нужны производственные возможности и кадры. У них такие возможности есть.
      1. +4
        12 июня 2022 18:21
        У них и материальные и людские ресурсы есть, так как начинали они с гражданского судостроения, на котором набили руку, строя сухогрузы и танкеры ни чем не хуже корейцев. И постепенно и параллельно переходили к военным. Ведь в 90-х они ещё у России закупали корабли, частично.
    2. +1
      13 июня 2022 11:01
      Потому что строгая политика и целенаправленная в отношении развития флота и армии. И ещё как понимаю фактор есть - расстрел за коррупцию
  16. -2
    12 июня 2022 19:57
    Нужен корабль фрегат или БПК (мореманам лучше знать)с ракетным и другим положенным по 1 рангу вооружением и назвать его "Москва".
  17. +1
    12 июня 2022 20:01
    Цитата: 1976AG
    Цитата: Наблюдатель2014
    На четырёх российских верфях заложили шесть новых надводных кораблей и подлодок для ВМФ РФ
    Молодцы.А чё ещё сказать?


    Ну сказать можно то, что в советское время за 5 лет строили крейсер, а сейчас корвет. Соответственно вопрос строительства эсминцев и тем более авианосцев отпадает сам собой.

    Дождутся, что японцы свою спецоперацию начнут на курилах.
  18. -1
    13 июня 2022 00:42
    А где новые фрегаты океанской зоны пр. 22350М , их нужно закладывать по 2-3 ед. каждый год, пока 40шт. на флот не поступит об авианосцах и супер эсминцах даже писать запретить.
    1. 0
      13 июня 2022 03:33
      В 2024 г., когда закончится модернизация верфи, для их постройки. Верфь предназначена, для строительства, сразу двух корпусов!)))
  19. 0
    13 июня 2022 03:32
    Единственная претензия, вовремя, без задержек сдать корабли и лодки!)))
  20. +1
    13 июня 2022 04:38
    Обратил внимание ещё вчера - не стал портить людям настроение.
    Праздновать нужно, когда вводят в строй...Это там и тогда и цветы, и аплодисменты, и шампанское о борт и ...премии за усердие и качество.
    А от этих «единых» мероприятий несёт откровенной показухой - ЕГЭ, единый день голосований, Единая Россия...Это на стадионе проводят старт по выстрелу из пистолета, а в деле идёт планомерное и последовательное свершение трудовых побед и каждый знает, куда приводит спешка...
    Закладка военных кораблей - здорово! good Особенно тех, которые необходимы по настоящему, а не по принципу: «делаем, что можем и умеем»...
    hi
  21. 0
    13 июня 2022 09:14
    Так держать, моя Россия!!
  22. +1
    13 июня 2022 09:53
    На начальной стадии проекта 20385 предполагалось выпустить около 20 кораблей такого класса.... В результате оборонная промышленность наладила целую производственную линию по выпуску штампованных деталей для новых корветов. Новые детали выполнялись из композитных и полимерных материалов. На начальном этапе разработок было заложено два корабля. Вторым корветом проекта 20385 стал «Проворный», заложенный в 2013 году. Однако экономическая ситуация внесла свои коррективы, в результате чего на сегодняшнем этапе проект 20385 представлен только двумя недостроенными корветами.

    Значит, 2 вместо 20... Значит, экономическая ситуация виновата... Может, и так. Но тогда, наверное, либо экономическая ситуация иногда позволяет строить и 20 вместо 2? А если нет, может, и не экономическая ситуация? А экономисты из ВШЭ?
  23. +1
    14 июня 2022 11:12
    Пять (5) лет на корвет водоизмещением 2500 тонн?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»