МиГ-31 – долгая история с возможным продолжением

103

Своим появлением самый, наверное, своеобразный самолет мира МиГ-31 обязан массовому появлению на вооружении США крылатых ракет. Штатный перехватчик того времени Ту-128 не то чтобы устарел, нет, это был самолет, который мог прослужить (и в итоге служил до 90-х) еще долго, но, видимо, хотелось чего-то такого, от чего все враги вздрогнут.

Вообще получилось. Голова у многих не перестает болеть от созданного микояновскими конструкторами в 70-е годы прошлого века. И повторить бы рады, да вот, что-то не очень получается. И угловатый, огромный, шумный (оценил, когда к нам на аэродром четыре 31-х прилетели в марте), заметный МиГ-31 все равно является причиной огромного беспокойства для тех, по чью душу он может прилететь.



Учитывая, что в мире нет самолетов, способных удрать от 31-го – есть, о чем беспокоиться.

В продолжении данного материала будет много прогнозов, основанных на изменении политической ситуации в мире, но сейчас мы совершим исторический технический экскурс. Просто так же заведено.

Итак, в 60-х годах, несмотря на наличие барражирующего перехватчика Ту-128 было принято решение о создании принципиально нового самолета с принципиально новой концепцией применения.


Ту-128 был самолетом, который действовал в тесной связи с системой ПВО, ориентируясь на работу с наземными РЛС. Новый самолет должен был уметь действовать вне радарной системы ПВО и предназначался в первую очередь для охраны арктических рубежей, где с РЛС было совсем плохо. Основным противником значились американские крылатые ракеты, которые новый перехватчик должен был обнаруживать и уничтожать на высотах от 100 метров и до 30 километров.

Плюс новый перехватчик должен был быть неимоверно быстр. Ожидалась скорость около 3500 км/ч плюс довольно продолжительное время полета. Однако разум победил и от создания двигателя, способного обеспечить скорость в 3 Маха и обладающего вменяемым аппетитом для надлежащей продолжительности полета, отказались по причине понимания того, что это просто невозможно. Потому советские военные удовлетворились тем, что у нового самолета скорость будет не ниже, чем у МиГ-25. Который, заметим, на тот момент вообще был быстрейшим самолетом в мире, выдавая около 3000 км/ч (2,83М).


МиГ-25

Для проектирования МиГ-31 был взят МиГ-25, но МиГ-31 - это не модификация, это совершенно другая машина, несмотря на имеющееся внешнее сходство. Внутри имелось очень много различий, в конструкции силового набора, шасси, новых двигателях Д-30Ф с форсажной камерой, нового навигационного комплекса, прицельного комплекса, РЛС и экипажа из двух человек.

Стоит сказать о двигателях несколько слов. Д-30Ф – это был шедевр в исполнении моторостроителей из Перми.


Основой были штатные двигатели Д-30 самолета Ту-134, которые пермяки смогли разогнать с 6 800 кгс тяги до 15 500 на форсаже. Так как двигатели потребляли просто огромное количество воздуха, воздухозаборники у МиГ-31 были намного больше, чем у двигателей Р15Б-300, стоявших на МиГ-25.

Ну и важнейшая составляющая нового перехватчика – РЛС СБИ-16 «Заслон», первая в мире РЛС с фазированной антенной решеткой на боевом самолете. «Заслон», созданный конструкторами НПО «Фазотрон», был способен сопровождать до десяти целей в воздухе и обстреливать ракетами с полуактивными ГСН с радиолокационным наведением четыре из них. Цели на поражение выбирались автоматически, с помощью бортового вычислителя «Аргон-К».

Прицельная система позволяла обнаруживать цели на расстоянии до 300 км, дальность автоматического сопровождения – 120 км. Углы сканирования ФАР +/-70 градусов по азимуту и от -60 до +70 градусов по углу места.

Кроме того, шикарной особенностью МиГ-31 была возможность при помощи автоматизированной системы передачи данных РК-РДЛН и АПД-518 передавать информацию об обнаруженных целях другим самолетам или наземным командным пунктам системы ПВО. То есть, МиГ-31 можно было использовать как самолет ДРЛОиУ

Помимо всего, на МиГ-31 разместили поисково-следящую систему с теплопеленгатором, который сопрягался с РЛС и мог выдавать целеуказание ракетам с ИК ГСН типа Р-40ТД и Р-60 с расстояния до 50 км. Теплопеленгатор располагался в специальном отсеке в носовой части фюзеляжа и в нерабочем состоянии убирался в специальный отсек.

Такой набор систем обнаружения и наведения потребовало нового оружия. Новым оружием стали ракеты Р-33 большого радиуса действия с дальностью поражения целей до 120 км. Четыре таких ракеты подвешивались к нижней части фюзеляжа в специальных выемках, плюс под крыльями располагались еще четыре узла подвески ракет.


То есть, по сравнению с Ту-128 или МиГ-25 новый самолет нес ровно вдвое больше вооружения. Плюс МиГ-31 вооружили шестиствольной пушкой ГШ-6-23 калибром 23-мм и с боекомплектом 260 снарядов, чего у предыдущих самолетов не было.

Навигационный комплекс получился весьма эффективным, но громоздким и сложным. Требовалось учесть очень много факторов, в результате чего стало понятно: ИНС, прицельно-навигационный комплекс, радиосистемы ближней и дальней связи – все это требует внимания больше, чем реально мог бы уделить пилот.

Один человек не мог эффективно одновременно пилотировать самолет, следить за тактической обстановкой, отслеживать работу систем самолета и работать с вооружением. Потому экипаж нового перехватчика состоял из двух человек - летчика и штурмана-оператора. Учитывая, какая роль отводилась штурману-оператору, для МиГ-31 было вполне справедливо высказывание о том, что летчик – это лишь доставщик до места работы штурмана.

Летчик и штурман размещались в кабине тандемом друг за другом на катапультируемых креслах К-36ДМ. Штурман-оператор реально был весьма загруженным человеком. Справляться с обязанностями ему помогали:
- система автоматического управления САУ-155МП;
- навигационный комплекс КН-25, состоявший из двух инерциальных систем ИС-1-72А и цифрового вычислителя «Маневр»;
- радиотехническая система ближней навигации А-312 «Радикал-НП»;
- радиотехническая система дальней навигации А-723 «Квиток-2»;
- аппаратура радионавигационных систем «Тропик» и «Маршрут»;
- бортовой автоматический комплекс обороны, включавший систему постановки пассивных помех и аппаратуру РЭБ.

МиГ-31 – долгая история с возможным продолжением
Рабочее место пилота МиГ-31


Рабочее место штурмана-оператора МиГ-31

Первый прототип был поднят в воздух летчик-испытатель А.В. Федоров 16 сентября 1975 года. После комплекса испытаний было принято решение о серийном производстве, которое началось в 1977 году.


Испытания МиГ-31 проходили сложно и не без потерь. В результате летного происшествия погиб «крестный отец» МиГ-31 А.В. Федотов и его штурман В.С. Зайцев. Но на смену им пришли другие, которые все равно заставили самолет летать. Меницкий, Орлов, Фастовец довели программу испытаний до завершения. Финалом стал перелет экипажа Таскаева и Попова через Северный полюс на Чукотку с дозаправкой в воздухе.


В конце программы испытаний была проверена возможность МиГ-31 отразить атаку множественных целей. Десять самолетов-мишеней «атаковали» Волгоград по фронту 100 км шириной. Все цели были сбиты четверкой МиГ-31.

В 1981 году МиГ-31 с РЛС «Заслон» был принят на вооружение. Самолеты пошли в боевые части, где началась плановая замена Су-15 и Ту-128 на МиГ-31. В основном в те, которые прикрывали Арктику и Дальний Восток.

Первой боевой задачей новых перехватчиков стала борьба с американскими высотными и очень быстрыми разведчиками SR-71.


«Черный дрозд» был одним из быстрейших самолетов того времени (до 3 000 км/ч, 3 300 км/ч на форсаже) с рабочим потолком до 26 км.

SR-71 действовали весьма своеобразно: самолет не скрываясь подходил к границам СССР, вторгался в воздушное пространство на несколько десятков километров. Советская система ПВО приходила в состояние боевой готовности, однако осуществить пуск по SR-71 просто не успевала, «Черный дрозд» уходил обратно.

Зато самолет американской радиотехнической разведки, который летал вне советского воздушного пространства преспокойно фиксировал параметры радиотехнических систем ПВО СССР.

МиГ-31 стал основным «погонщиком» «Черных дроздов», особенно в небе над Кольским полуостровом, где вообще летали представители многих стран НАТО. МиГ-31 в 1988 году выполнили 436 вылетов на перехват самолетов, шатавшихся возле границ СССР, из них 86 вылетов – по SR-71.

Летчики Камчатки в том же году вылетали на перехват 825 раз. «Орионы», «Черные Дрозды», RS-135 – МиГ-31 стал очень сложным объектом для любителей полетать рядом с границами.


С развалом Советского Союза роль МиГ-31 в охране и обороне воздушных границ совершенно не изменилась. Учитывая, что все части, на вооружении которых стояли МиГ-31 находились на территории России, численность самолетов, стоящих на вооружении новой России совершенно не изменилась. Как не изменились и функции.

В 1994 и 1999 годах МиГ-31 привлекались к выполнению задач по контролю воздушной обстановки над Чечней, выполняя функции самолета ДРЛОиУ. В 2000-х годах МиГ-31 неоднократно привлекались к отработке перехватов условного противника совместно с истребителями Су-30 и самолетами ДРЛОиУ А-50.

«Прогулки» Ту-22МР и Ту-95, прикрываемых МиГ-31 над акваторией Японского моря, вблизи границ Японии очень неплохо возбуждали японское общество и держали в тонусе.


В целом МиГ-31 показал себя очень эффективным самолетом. Но с другой стороны, это был очень непростой в эксплуатации самолет. С самого начала МиГ-31 преследовали аварии и катастрофы. С начала эксплуатации и по 2000 год зафиксировано 35 авиационных происшествий, из них 12 катастроф. Согласно проведенных расследований, 19 произошли по вине летчиков. В катастрофах погибло 16 человек.

Как ни странно, но основными причинами аварий оказались не конструктивные недоработки МиГ-31, а откровенно недостаточный налет экипажей. МиГ-31 весьма строг в управлении и не терпит резких эволюций РУДами и ручкой управления. Как показала практика, в аварии попадали летчики с недопустимо малым налетом в 30-40 часов В ГОД. Понятно, что кризисные времена, нехватка всего и так далее. Но в СССР летчик-истребитель летал 150-170 часов, а в США – около 200. МиГ-31, который был на порядок сложнее, чем МиГ-29 или Су-27 в управлении, ошибок, связанных с недостатком пилотирования, не прощал.

Улучшения, связанные с нормализацией ситуации в ВВС РФ, сказались в положительном ключе: с 2000 года по наше время с участием МиГ-31 зафиксировано всего 20 летных происшествий, из них катастрофами закончились 3. Погибло 5 человек.

В целом тенденция положительная, поскольку самолеты все-таки расходовали ресурс, тем не менее, отказов технической части было немного. По-прежнему, часто оказывались виноваты пилоты и сложные метеоусловия, но определенно аварий и катастроф стало меньше.

Противник высоко оценил самолет. Конечно, за новым перехватчиком следило много глаз, так что данные понемногу просачивались к тем, кому это было очень надо. Американские специалисты в открытую называли МиГ-31 «главной устрашающей силой СССР». Справедливо.

Пробовали предложить самолет и на экспорт. Модель МиГ-31 была показана на выставке в Маниле в 1990 году, а в натуральном виде самолет зарубежная публика увидела в 1991-м году на авиасалоне в Ле Бурже.

Конечно, после демонстраций МиГ-29 и Су-27 в Ле Бурже 1990 года, когда великий Виктор Пугачев просто убил всех зрителей своей «коброй» на Су-27, МиГ-31 не вызвал такого ажиотажа. Ну пара проходов, немножко высшего пилотажа… Зрители не ценили.

А вот профессионалы были в шоке. Надо же, эти русские снова смогли!


Учитывая, что самолет наши выставили со снятым обтекателем, продемонстрировав всем РЛС «Заслон» с ФАРом, было от чего обалдеть. Плюс шестиствольная пушка ГШ-6-23, в существование которой на Западе, мягко говоря, сомневались. И «Русские Фениксы», чудо-ракеты Р-33, тоже западные специалисты смогли увидеть не в макетах.

Конечно, надо было покритиковать. Специализированные журналы запестрели мнениями насчет того, что самолет покрашен, как трактор, а качество сварки оставляет желать лучшего и так далее. А в фазированную антенную решетку просто не поверили.

Но настоящие специалисты сделали свои правильные выводы: МиГ-31, несмотря на внешнюю схожесть с МиГ-25, совершенно другой самолет. Весьма мощный перехватчик и истребитель, который способен благодаря своим системам обнаружения и двигателям догонять и уничтожать любой боевой самолет на любой высоте. И нет никакого смысла в сравнениях МиГ-31 с каким-нибудь другим истребителем нового поколения. Не надо искать аэродинамические изыски или стелс-технологии. Их нет. МиГ-31 – это просто палач, жестокий и эффективный.


Да и действительно, зачем малозаметность самолету, от которого нельзя уйти? Зачем аэродинамические ухищрения, если двигатели разгоняют машину до умопомрачительных скоростей?

Но продать МиГ-31 кому-то за рубеж не получилось. Показы на авиасалонах, скажем так, были излишне оптимистичны. Кто мог купить из числа недрузей, тому самолет не продали бы. А кому можно было бы продать, тех отпугнула сложность машины.

Ну согласитесь, какие из Ливии и Сирии эксплуатанты МиГ-31? Они с 21-ми и 23-ми еле-еле душа в теле…

Так что единственной страной, кто купил МиГ-31 стал Китай. Но об этом мы поговорим в следующей статье, потому что 24 самолета, приобретенные ВВС НОАК могут сыграть весьма интересную роль в дальнейшем.

Всего построено 519 перехватчиков МиГ-31. Из них до наших времен дожили около 250 машин, из них 143 находятся в активной эксплуатации, остальные либо в резерве, либо на модернизациях.

ЛТХ МиГ-31

Размах крыла, м: 13,46
Длина самолета, м: 22,69
Высота самолета, м: 5,15
Площадь крыла, м2: 61,60

Масса, кг:
- пустого самолета: 21 820
- нормальная взлетная: 41 000
- максимальная взлетная: 46 200

Тип двигателя: 2 х ТРДДФ Д-30Ф-6 х 15200 кН на форсаже

Максимальная скорость, км/ч:
- на высоте 17 500 м: 3 000 (2,82М)
- на высоте 3 000 м: 1 500

Практическая дальность, км:
- без ПТБ: 2 150
- с ПТБ: 3 300

Боевой радиус действия, км
- при полете к на сверхзвуковой скорости: 720
- при полете на дозвуковой скорости: 1 200
- при полете с дозвуковой скоростью с ПТБ: 1 400
- при полете со скоростью 1М и с одной дозаправкой: 2 000

Продолжительность барражирования, ч
- с дозаправкой в воздухе: 6
- без дозаправки: 3,5

Практический потолок, м: 20 600

Экипаж, чел: 2

Вооружение:
- одна 23-мм пушка ГШ-6-23М (б/к 260 снарядов)
- 4 УР большой дальности Р-33
- 2 УР средней дальности Р-40Т и
- 4 УР малой дальности Р-60, Р-60М


На МиГ-31 установлена шестиствольная 23-мм автоматическая пушка ГШ-6-23М с боекомплектом 260 снарядов. Скорострельность пушки - 6000 выстрелов/мин.

Четыре УР большой дальности Р-33 размещаются в полуутопленном положении на пусковых устройствах АКУ-410, установленных на нижней поверхности средней части фюзеляжа. Масса ракеты 480 кг, масса боевой части - 47 кг, дальность стрельбы - 120 км.

На четырех подкрыльевых пилонах предусмотрена подвеска ракет Р-40 с радиолокационными или тепловыми головками самонаведения. В случае подвески ракет Р-40, количество ракет Р-33 на подфюзеляжных узлах подвески уменьшается до трех, потому что на одно место необходимо устанавливать контейнер с аппаратурой наведения ракет.

На внешних пилонах возможна подвеска четырех УР (по две на каждом) ближнего радиуса действия Р-60.

МиГ-31Б



Первая модификация самолета, была обусловлена тем, что перехватчику, на которого возлагались обязанности тяжелого истребителя дальнего сопровождения стратегических бомбардировщиков, необходимо было добавить дальности.

Самолет оборудовали выдвижной заправочной штангой и всем необходимым комплектом оборудования, в том числе и для дальних полетов.

30 июля 1987 г. летчик-испытатель Роман Таскаев и штурман-испытатель Леонид Попов пролетели на МиГ-31 над Северным полюсом по маршруту Мончегорск – Северный полюс - Анадырь (Чукотка). Две дозаправки в воздухе и полет в местности со сложной навигационной обстановкой показали прекрасные возможности МиГ-31Б к дальним перелетам. Полет длился 6 часов и 26 минут.

Конечно, это был практически экспериментальный полет, поскольку чисто физиологически приковать летчиков к креслам на 6 часов и ожидать от них четкого выполнения поставленных задач было бы неосмотрительно. Но с 1990 года все МиГ-31 оборудовались заправочными узлами на заводе-изготовителе.


Кроме того, было серьезно доработано вооружение. Толчок к этому дала история с Адольфом Толкачевым, который работал на западные спецслужбы и передавал секретные сведения о системах вооружений МиГ-29 и МиГ-31. Толкачев передал ЦРУ 54 секретные разработки в области электронного оборудования советских самолетов, за что был приговорен к расстрелу после разоблачения. Считается, что ущерб от действий Толкачева был серьезней, чем от Беленко, который угнал в Японию МиГ-25.

Все это вынудило оснастить МиГ-31 новой системы вооружения. В результате появился МиГ-31Б более мощными двигателями Д-30Ф-6, модернизированной РЛС, системой управления вооружением «Заслон-А», улучшенной бортовой электроникой и средствами РЭБ.

Ракетное вооружение было дополнено ракетами средней дальности Р-40ТД и ракетами ближнего радиуса Р-60.

Естественно, после предательства Толкачева, все ранее выпущенные модели МиГ-31 были доработаны до уровня МиГ-31Б.

МиГ-31БМ



Первый полет эта машина совершила в 1999 году. Представляла собой модернизацию перехватчика в многоцелевой самолет. МиГ-31БМ получил новую систему управления вооружением «Заслон-М», которая позволяла применять высокоточное оружие. За счет модернизации бортовой радиоэлектроники и новых систем вооружения эффективность МиГ-31 по сравнению с МиГ-31 выросла в два с половиной раза.

Дальность обнаружения воздушных целей доведена до 320 км, а дальность их поражения - до 280 км. Это очень серьезный показатель. Для сравнения, американский перехватчик F-14D «Томкэт» способен поражать воздушные цели на дальности не более 180 км.

В подфюзеляжных узлах разместили ракеты Р-33С или Р-37, кроме того, МиГ-31БМ вооружили наиболее прогрессивной ракетой средней дальности РВВ-АЕ (4 шт). Оставили старые, но проверенные Р-40ТД.


Кроме того, номенклатура вооружения была расширена за счет противорадиолокационных ракет Х-31П, Х-25МП или Х-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31 А (до шести), ракетами класса «воздух-поверхность» Х-59 и Х-29Т (до трех) или Х-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг. По сравнению с 3000 кг и МиГ-31 – более чем роскошно.

Считается, что МиГ-31БМ является единственным серийным истребителем в мире, способным перехватывать и уничтожать крылатые ракеты с эффективностью более чем 90%.

Планируется модернизировать до уровня МиГ-31БМ все имеющиеся на вооружении и в резерве самолеты семейства МиГ-31, за исключением МиГ-31К.


ЛТХ МиГ-31БМ

Размах крыла, м: 13,46
Длина, м: 22,67
Высота, м: 6,10
Площадь крыла, м2: 61,60

Масса, кг
- пустого самолета: 21 825
- нормальная взлетная: 42 400
- максимальная взлетная: 48 200

Тип двигателя: 2 х Д30Ф-6М с нефорсированной тягой х 16500 кН

Максимальная скорость, км/ч
- на высоте: 3 000 (2,83М)
- у земли: 1 500

Практическая дальность, км
- с ПТБ: 3 300
- без ПТБ: 2 500

Боевой радиус действия, км
- без ПТБ со скоростью 1М: 720
- с ПТБ со скоростью 1М: 1 200
- c ПТБ со скоростью 1М: 1 400
- c одной дозаправкой со скоростью 1М: 2 000
Практический потолок, м: 20 000

Экипаж, чел: 2

Вооружение:
- одна 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23 (260 патронов) боевая нагрузка - 9000 кг
- до 6 УР большой дальности Р-33С или Р-37,
- до 4 УР средней дальности Р-77 или РВВ-АЕ,
- 2 УР Р-40ТД,
- 3 УР «воздух-поверхность» Х-59 и Х-29Т или 2 Х-59М
- 6 ПКР X-31А
- до 6 противорадиолокационных УР Х-31П, Х-25МП или Х-25МПУ
- до 6 корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до 8 КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением

МиГ-31БСМ



Модернизация, которая включает в себя новую СУВ, БРЛС и модернизированную БЦВМ. Этот комплекс модернизаций позволяет обнаруживать цели на дальности до 320 км, сопровождать до 10 целей и обстреливать 6 целей на дальности до 280 км.

Изменения имеются в кабине экипажа. Появились многофункциональные дисплеи, а в кабине пилота установлен перископ и зеркала заднего вида для обзора задней полусферы.



Штурман получил три дисплея для отображения тактической, навигационной и радиолокационной информации.

Штанга и аппаратура дозаправки отсутствует.

МиГ-31K



Самая последняя модернизация МиГ-31. Это комплекс по применению гиперзвуковой аэробаллистической ракеты «Кинжал».

Истребитель получил новое бортовое оборудование, увеличенный запас топлива, специальную аппаратуру связи.

Ракета Х-47М2 «Кинжал» имеет значительный вес (около 4 тонн), что повлекло за собой смещение центра тяжести самолета и потребовало особой программы подготовки пилотов взлету с подвешенной ракетой.

С появлением «Кинжала» МиГ-31К переквалифицировался в тяжелый ударный самолет, фактически выполняющий роль первой ступени ракеты.

МиГ-31К поднимает Х-47М2 на высоту около 25 км и разгоняет ее до скорости 3 000 км/ч. Далее система управления помогает экипажу вывести самолет на оптимальный режим полета в плане скорости и высоты, и осуществляет пуск. После этого происходит компенсация потери массы и изменения центра тяжести самолета.


Летно-технические характеристики МиГ-31К не изменились по сравнению с МиГ-31БМ за исключением набора вооружения. При использовании Х-47М2 становится невозможна подвеска других ракет, так что весь набор вооружения МиГ-31К состоит из пушки ГШ-23-6 и ракеты Х-47М2.

Сорок пять лет непревзойденный самолет охраняет рубежи нашей страны. Совсем немного до настоящего юбилея. Строгий и сложный, но весьма эффективный и смертоносный самолет имеет все шансы с честью отметить полвека службы. Немногие самолеты могут похвастаться таким сроком службы, тем более – самолеты переднего края.

Но о перспективах МиГ-31 и ОАО «РСК МиГ» мы поговорим в следующей статье. И вторая часть будет ничуть не менее интересной, а возможно, даже более. Ведь речь пойдет не столько о дальнейших перспективах развития немолодого самолета, сколько о выживании и спасении "РСК МиГ" благодаря МиГ-31.
103 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    15 июня 2022 04:28
    Который, заметим, на тот момент вообще был быстрейшим самолетом в мире, выдавая около 3000 км/ч
    Быстрейшим боевым серийным самолётом, впрочем Блэкбёрд упомянут.
    МиГ-31, который был на порядок сложнее,
    На порядок, это в 10 раз, но если в двоичной системе то тогда конечно! laughing
    1. +13
      15 июня 2022 06:53
      прочем Блэкбёрд - не боевой самолет - а просто доставщик фотокамеры - оружия не имеет
      1. +11
        15 июня 2022 07:23
        Хороший обзор, отличного Советского самолета.
        1. +5
          15 июня 2022 08:55
          Присоединяюсь! С удовольствием прочитал, спасибо Роману good
      2. 0
        15 июня 2022 08:07
        Цитата: Lepsik
        прочем Блэкбёрд - не боевой самолет - а просто доставщик фотокамеры - оружия не имеет

        Вот поэтому он - просто быстрейший серийный самолёт.
      3. Комментарий был удален.
      4. 0
        16 июня 2022 21:23
        Был еще проект перехватчика Lockheed YF-12 с 4 ракетами. Но проект отменили.
  2. +6
    15 июня 2022 04:39
    Добротный, хороший обзор.
    1. 0
      16 июня 2022 13:28
      Согласен, хорошо проработанный аналитический обзор,спасибо Скоморохову.
  3. Eug
    +15
    15 июня 2022 04:49
    Смените, пожалуйста, подпись под второй "сверху" фотографией или саму фотографию - на ней явно МиГ-31 (см. двухколесное тандемное шасси), а подпись - МиГ-25...
    1. Eug
      +2
      15 июня 2022 05:56
      Ошибся - конечно же, под ТРЕТЬЕЙ "сверху" фотографией...
    2. +1
      15 июня 2022 09:21
      Согласен, очевидный ляп lol
    3. +3
      15 июня 2022 18:37
      а подпись - МиГ-25...

      Конечно ляп. Как и история появления МиГ-31. Он появился как ни странно потому, что стратосферный сверхзвуковой перехват оказался никому не нужен. Не пошла ни их "Валькирия", ни наша "сотка". И МиГ-25 остался без работы. А выкидывать такую платформу было жаль . Вот и слепили . Для барражирующего дальность мала для наших северных просторов от аэродрома до аэродрома , не вышло полноценной замены Ту-128 . А для фронтовой глубины сойдёт , да там и Cу-27 потянул бы, да ещё толком не "родился" . Ну, слепили и слепили , не выкидывать же приличный планер. Теперь вон под Кинжал забабахали.
      Один у него плюс - он был очень хорош для конца 70-х . Как никак такую дуру как "Заслон" засунуть в другой планер тогда было просто некуда.
  4. -12
    15 июня 2022 05:00
    МиГ-31 был отличным перехватчиком для своего времени. Сегодня самолет с таким чудовищным ЭПР это откровенный архаизм, он не представляет никакой угрозы для самолетов 4+, не говоря о поколении 5. Единственная задача которую он может эффективно выполнять это быть носителем Кинжала.
    Создать новый перехватчик не потянет наш бюджет, да и некому это делать, большинство разработчиков уже нет. Последним был уничтожен разработчик БРЛС этого самолета НПО Фазатрон, его здание снесли в 2020, а коллектив распустили.
    1. +3
      15 июня 2022 05:40
      Цитата: ramzay21
      Сегодня самолет с таким чудовищным ЭПР это откровенный архаизм, он не представляет никакой угрозы для самолетов 4+, не говоря о поколении 5.

      Рука-лицо! А против КР ничего, пойдёт?
    2. +10
      15 июня 2022 06:16
      он не представляет никакой угрозы для самолетов 4+, не говоря о поколении 5

      Ещё как представляет, пока его средства обнаружения и "длинная рука" превосходят таковые у противника.. Собственно - именно для этого он предназначался, а отнюдь не для ближнего манёвренного боя. Вы сравнивает несравнимое, самолёты завоевания превосходства над полем боя, ударные аппараты и чистый перехватчик. У них у всех - абсолютно разные задачи. И в своём классе - МиГ-31 почти совершенен..Что конечно отнюдь не отменяет надобность в его дальнейших модернизациях. Иначе - возможности дальнего поражения могут и сравняться, а вот тут - ему и правда придётся туговато..
      1. -6
        15 июня 2022 06:51
        У противника ДРЛО.
        И новейшие малозаметные истребители F-22, F-35, "Рафаль".
        1. +3
          15 июня 2022 21:55
          МиГ-31 можно было использовать как самолет ДРЛОиУ
          1. +2
            15 июня 2022 22:24
            А зачем? В размеры и скорости МиГ-31 никогда не влезет то оборудование, что влезет в нормальный самолет ДРЛО и он никогда не сможет столько находится в воздухе. Так зачем изобретать велосипед? Пока летают МиГ-31 надо было делать самолеты ДРЛО на базе стоящих без дела Ту-204 а не конструировать дорогую вундервафлю А-100
          2. -2
            16 июня 2022 04:18
            Никто в мире так не делает, строят ДРЛО на базе больших самолётов.
            А МиГ-31 ещё и отживает свой век, самым молодым больше 30 лет.
      2. +5
        15 июня 2022 11:08
        Цитата: paul3390
        И в своём классе - МиГ-31 почти совершенен..

        Почти совершенен был МиГ-31М, разработанный инженерами Горьковского авиазавода под руководством Миндрова. Самолет взлетел в 85-ом, а представили его руководству страны в 92-ом. Но кому он был нужен в то время...
        А ведь это был буквально прорыв. Он сбил цель на дальности в 300 км.! Брал на борт 6 ЗУР БД и 4 СД, Заслон-М обеспечивал дальность обнаружения до 320 км., ведение 24 целей и одновременную атаку 6 из них...
      3. 0
        15 июня 2022 19:20
        Ещё как представляет, пока его средства обнаружения и "длинная рука" превосходят таковые у противника.

        Как может РЛС Заслон, созданный в 70-х и на технологиях 70-х превосходить РЛС созданный в 2000-х? Это как сравнивать ламповый телевизор Рубин с телевизором LED LG.
        МиГ-31 сможет обнаружить Ф-35 на дальности не более 30 км, а Ф-35 обнаружит МиГ-31 с включенной РЛС на дальности 300 км в пассивном режиме, пилот Ф-35 сблизится на 100 км с нашим МиГом, пустит AIM-120 и уйдет, не приближаясь к МиГ-31 на менее чем 30 км. И наш пилот даже не поймет что произошло.
        По телевизору скажут что самолет самовозгорелся и наши уря-патриоты с кастрюлями на голове будут кричать что нет никаких доказательств что его сбил Ф-35. Все абсолютно также как с РКР Москва. Те кто дружит с головой понимают что в крейсер попали две ракеты, одна из которых не взорвалась, а уря-патриоты верят что крейсер самовозгорелся.
        1. +3
          15 июня 2022 22:49
          МиГ-31 сможет обнаружить Ф-35 на дальности не более 30 км,

          Отменили основное уравнение радиолокации постановлением ВЦСПС ? wink Даже уменьшение ЭПР в десять раз ( с 3 кв.м до 30 кв. см , хотя это немыслимая цифра ) уменьшит дальность только в 1,78 раза. Если было 180 км , станет 100 км.
    3. -19
      15 июня 2022 06:57
      Нам надо было строить единый истребитель для ВВС и флота, наподобие "Рафаля".
      А не плодить производные Су-27, МиГ-29, и Су-57 с прямым воздухозаборником, круглым соплом и непонятной радиоэлектроникой.
    4. +7
      15 июня 2022 11:24
      Цитата: ramzay21
      МиГ-31 был отличным перехватчиком для своего времени. Сегодня самолет с таким чудовищным ЭПР это откровенный архаизм, он не представляет никакой угрозы для самолетов 4+, не говоря о поколении 5. Единственная задача которую он может эффективно выполнять это быть носителем Кинжала.

      Вы просто не понимаете сути Пустошей назначения МиГ-31. smile
      Это - не МФИ. Это - перехватчик. Летающий ЗРК ДД в комплекте с РЛС ОВЦ. Его цели - КР и их носители, причём на ТВД, где с истребителями противника встретиться крайне сложно. Или же другие маломаневренные цели, потому как любая РВВ ДД - штука тяжёлая, и по маневрирующей цели попасть ею сложно.
      1. +2
        15 июня 2022 20:46
        Вы просто не понимаете назначения МиГ-31.

        Понимаю, но во первых они часто вылетают на перехват самолетов, и тогда им приходится встречаться с Ф-22 и Ф-35, во вторых обнаружить КР, да еще выполненных по последним технологиям, летящую над тундрой тем количеством самолетов практически невозможно.
        Если говорить о самолете предназначенном для обнаружения и перехвата КР, то дешевле и надежнее было бы построить адекватное количество самолетов ДРЛО на базе Ту-204, вооружив их ракетами ВВ, дальность обнаружения любых целей у него будет больше, это физика, находится в воздухе он может гораздо дольше и эксплуатировать их будет дешевле, не надо так часто Ил-78 гонять на дозаправки.
        1. +1
          16 июня 2022 08:12
          Он мог быть - и ДРЛО, и ПРЛО, и заправщик, и ракетоносец - ВВ, ВП.
          Дассо со своим "Фальконом" - вариант ракетоносца явно прорабатывали, даже на официальном сайте было, а теперь убрали).
          1. +1
            17 июня 2022 01:57
            Для патрулирования наших арктических берегов самолет ДРЛО с дальнобойными ракетами ВВ против крылатых ракет то что нужно. Но вы правы, из него не сделали ничего, слишком мало на этом можно распилить, а заниматься мелочевкой уважаемым людям из МО и ВПК не хочется, и не захочется пока их к стенке ставить не начнут.
            1. 0
              18 июня 2022 15:20
              И как ракетоносцы с ракетами воздух- поверхность.
    5. +2
      15 июня 2022 18:39
      Сегодня самолет с таким чудовищным ЭПР это откровенный архаизм,
      Почему? Зачем ему ЭПР на уровне "футбольного мяча"? Да он своей РЛС "светит" гораздо дальше, чем его обнаружат как летака.
      Да и основные цели для него не F-16 (список сами продолжите) , а "немного" потяжелее.
    6. 0
      15 июня 2022 21:35
      Цитата: ramzay21
      НПО Фазатрон, его здание снесли в 2020, а коллектив распустили.

      Столото их купил?
      1. 0
        18 июня 2022 19:13
        Столото их купил?

        Созданное в конце 2019 года ООО Айс девелопмент. Хорошие люди построят комплексы жилые, денег заработают, вам то современные радары не нужны.
    7. +1
      15 июня 2022 22:28
      Последним был уничтожен разработчик БРЛС этого самолета НПО Фазатрон, его здание снесли в 2020, а коллектив распустили.
      Разработчик "Заслона" жив, здоров и процветает, а НПО ФАЗАТРОН именно к процессу разработки никакого отношения не имело, и это советское НПО прекратил свое существование намного раньше 2020 года, указанного Вами!
      1. 0
        18 июня 2022 19:10
        Разработчик "Заслона" жив, здоров и процветает, а НПО ФАЗАТРОН именно к процессу разработки никакого отношения не имело

        Да, перепутал с МиГ-35, их первый отечественный БРЛС АФАР Жук АЭ разработал Фазатрон, и Арбалет для Ка-52, так что не велика потеря.
        это советское НПО прекратил свое существование намного раньше 2020 года, указанного Вами!

        Это здания снесли в 2020 а сотрудников то выгнали давно, в 2018. Просто хорошим людям их участок понадобился а нашей то стране современные производители и разработчики радаров не нужны, если что купим где-нибудь. Верно?
        1. +1
          18 июня 2022 23:37
          Спрашиваете верно ли? Да фиг его знает, потеря людьми работы не есть хорошо, но это теперешнее объединение, являющееся в какой-то мере преемником того советского НПО по моему мнению наследовало все самое худшее, что в нем было, и причины развала советского НПО нужно искать ещё в начале 80-х годов, поэтому как и о покойниках,,, лучше ничего не говорить.
          1. -1
            19 июня 2022 00:17
            Мой вопрос был нужны ли нашей стране недорогие и современные радары или нет. Ваш ответ как я понял не нужны.
            Уникальные специалисты этого предприятия не пропадут, старики уйдут на пенсию остальные могут пойти по стопам так же никому у нас не нужных специалистов по ракетостроению и строительству авианосцев их сейчас очень много работает и в Китае и в Индии и в США и за гораздо большие деньги.
            Что касается самого Фазатрона, то это уникальное предприятие в начале 80-х делало вещи которые во всем мире были в состоянии делать только в США и Франции, это предприятие умудрилось не просто выжить при Ельцине, но и разработать Арбалет для Ка-52 а так же разработать БРЭО с АФАР для МиГ-29 раньше чем разработали БРЭО с АФАР для Су-35.
            1. +1
              19 июня 2022 07:58
              Вы хотели прямой ответ, ну так получите, на том месте, которое продали, находится так называемый НИИР, который по большому счету давно уже ничего уникальное и серийное не создаёт! РЛС исходного Миг-29 - провал, спасла унификация с Су-27, в основе которой не они, афарный Жук - на бумаге и у блогеров до фига, а с "испытаний" в Индии ответ, реальные характеристики хуже заявляемых, где в войсках надвтулочные РЛС у вертолётов - нет, Миг-35 с щелевой антенной, хотя для него давно есть вариант с ФАР, но не от кошерного разработчика. Да и нет никакого АФАР для Су-35, только на операции мы видим на истребителях РЛС совсем другого разработчика, вот и получается как в старой присказке, кто-то работает на нас, а кто-то на ТАСС и унитаз...
    8. 0
      16 июня 2022 20:48
      А для уничтожителя конкретной цели в зоне действия своих ПВО в кратчайшие сроки ЭПР не помеха
  5. +3
    15 июня 2022 05:08
    На третьей фотографии у вас все же МИГ-31, о чем говорят подвешенные Р-33.
    1. 0
      15 июня 2022 09:24
      Просто беглый взгляд об этом говорит: шасси, корневые наплывы и т. д.
    2. +1
      16 июня 2022 00:04
      Не только. Двухколесная боковая стойка шасси тоже признак 31-го
  6. +12
    15 июня 2022 05:24
    Интересное было время, когда наша Родина - СССР, умела делать объекты мирового уровня практически любой сложности исключительно своими силами.. А нам говорят - типа тёмный совок, галоши там, кляты большевики, прочую ахинею..
    1. +8
      15 июня 2022 06:15
      Цитата: paul3390
      А нам говорят - типа тёмный совок, галоши там, кляты большевики, прочую ахинею..

      А кто говорит то ? Они так говорят , потому что сами ничего не создают. А если что-то и сделали , то опять же на базе советских наработок , что уже было сделано раньше , в конце 80-х , но дальше наступили смутные времена. Недавно хотели возобновить выпуск Миг-31 , но не смогли. Утеряны технологии и квалификация. Потому что сейчас в почёте эффективные менеджеры , типо Сердюкова или Слюсаря - продюсера певицы Глюкозы или чьи то сынки.
      1. +5
        15 июня 2022 06:19
        Правильно говорят в народе - мы живём на развалинах древней высокотехнологической цивилизации обладавшей невоспроизводимыми нонеча возможностями.. СССР.. То было время, когда на земле ещё жили боги.. Судя по их эпическим деяниям.. Советский народ. И нам, потомкам этих богов - должно быть крайне стыдно и пронзительно обидно за свою тотальную деградацию по всем параметрам..
        1. +6
          15 июня 2022 06:47
          Не соглашусь насчёт деградации. Если наша советская цивилизация была такая замечательная, то почему её не стало? Враги постарались, это конечно верно, но ведь мы от них такую защиту имели! Как же им удалось? Просто: они использовали пороки нашей системы. Главный из которых - незнание меры. Что толку в сверхскоростных истребителях, если в магазинах нет колбасы, а за импортными шмотками очереди до драк. Вот этими шмотками враги и победили СССР. Беленко, который угнал МиГ-25 в Японию, привёз нашим врагам не только самолёт, но и крайне важные сведения об СССР - там С КОЛБАСОЙ ПЛОХО! Враги поняли слабое место СССР, а дальше было дело техники. Зная, что мы со своими истребителями давно уже покупаем хлеб в США и Канаде за нефтедоллары и манипулируя ценами на нефть, они опустили наши доходы, а за ними и уровень жизни в СССР ниже плинтуса, и сумели его свалить. Вот это и не должно повториться. Нужно знать меру и не допускать перекосов. Нужен разумный баланс между истребителями и колбасой.
          1. +7
            15 июня 2022 06:54
            Даже боги не идеальны.. А не стало - по простой причине. Ну кто же мог ожидать, что нас предадут и продадут наши собственные же вожди? Начиная с хруща. Ибо ничем кроме откровенного вредительства - его действия назвать нельзя. Думаю - именно тогда часть нашей тогдашней элиты, недобитые товарищем Сталиным враги народа, и взяли курс на демонтаж СССР и социализма в обмен на западные ништяки.

            Иосиф Виссарионович-то не зря, ой как не зря постулировал, что по мере продвижения к коммунизму классовая борьба будет только усиливаться.. Знал, о чём говорил.. Только кто бы его послушал..
            1. -6
              15 июня 2022 07:20
              А если так, то нахрен он тогда такой нужен, коммунизм-то? Ведь чем сильнее будет "классовая борьба", тем хуже будет жизнь людей. А ведь коммунизм вроде бы для того и придумали, чтобы жизнь людей стала лучше! И тогда возникает непреодолимое противоречие: чтобы улучшить жизнь когда-нибудь в будущем, её необходимо резко ухудшить сейчас, в настоящем, вследствие "классовой борьбы". И мы оказались в замкнутом кругу: боролись за светлое будущее, а настоящее становилось всё хуже. Тем самым коммунизм полностью был дискредитирован, а СССР - обречён. И череда похорон советских вождей (с телетрансляциями!) были тому предвестниками.
              1. +1
                15 июня 2022 09:14
                Родину за колбасу продать....

                Даже не за бочку варенья, и корзину печенья.

                Продешевил.
                1. -2
                  15 июня 2022 10:22
                  Увы, духовное без материального долго быть не может.
                2. +1
                  15 июня 2022 11:37
                  Цитата: Maxim G
                  Родину за колбасу продать....
                  Даже не за бочку варенья, и корзину печенья.
                  Продешевил.

                  Так против базовых потребностей никуда не попрёшь. Нельзя 70 лет кормить народ обещаниями, что жить станет лучше, жить станет веселей - вы только поднатужьтесь ещё раз. Поднатужились. И не раз. И получили мясо по прописке и колбасу в Москве.
                  Ну не складываются у людей в головах речи о преимуществах социалистического строя и колбасные электрички. Особенно, когда произносят эти вдохновляющие речи лица, отоваривающиеся в спецраспределителях.
                  Народ и партия едины - раздельны только магазины. ©
            2. +2
              15 июня 2022 08:38
              «Ибо ничем кроме откровенного вредительства - его действия назвать нельзя» - наши успехи в космосе - вредительство? Создание ракетно-ядерного щита вредительство? Расселение бараков и коммуналок вредительство? В таком случае я за подобное вредительство.
              1. +4
                15 июня 2022 10:27
                А это точно всё при Хрущёве было создано и придумано? А не до него при Сталине, и Хрущёву лишь повезло дожить? Атомная бомба - при Сталине. Реактивная авиация - при Сталине. Вся научно-техническая база для прорыва в космос - при Сталине! Не дожил просто он до первого спутника и Гагарина.
                1. +3
                  15 июня 2022 11:39
                  Цитата: Pavel73
                  А это точно всё при Хрущёве было создано и придумано? А не до него при Сталине, и Хрущёву лишь повезло дожить?

                  На тонкий лёд вступаете, товарищ. Ибо с такой логикой и ГОЭЛРО, и индустриализация оказываются заслугами Николая II - не дожил просто он. wink
              2. 0
                15 июня 2022 11:18
                Да Хрущёв хоть немного начал думать о советских гражданах и о их комфорте, плохо что самодуром был.
                1. -4
                  15 июня 2022 13:25
                  Не был он самодуром, это советская пресса после его снятия таковым его представляла. Он весьма достойно вывернулся из Карибского кризиса, при чем с выгодой для СССР, а вот его предшественник скорее всего ввязался бы в войну. Просто Хрущев был типичным сталинским партработником, не лучшим и не худшим, других, как говорится, в стране не было.
          2. 0
            4 августа 2022 21:06
            Я с вами полностью согласен. Тот тип социализма, который был в СССР действительно зашел в тупик. Не повезло с реформаторами, а ведь сейчас, когда "нахлебались" капитализма эти реформы представляются не такими уж сложными, на первый взгляд. Всего-то надо было урезать аппетит военно-промышленного комплекса, который откровенно зажрался, а в области товаров народного потребления культивировать частную инициативу и конкуренцию. Но история не имеет сослагательных наклонений зато имеет сформировавшиеся традиции -реформы в России проводят через кровь и войну.
      2. +1
        15 июня 2022 11:55
        Недавно хотели возобновить выпуск Миг-31 , но не смогли. Утеряны технологии и квалификация.

        Я думаю дело не в этом. Технологию создания Ту-160 возродили и даже усовершенствовали, начали выпуск серии. Вряд ли можно сказать, что с МИГ-31 проблема сложнее.
        Скорее всего не стали возобновлять выпуск просто потому, что есть запас неа хранении. Плюс не все летные еще модернизированы. А если правдивы слухи о создании нового комплекса дальнего перехвата, то вообще возобновление серии 31-х не имеет смысла. Хотя, платформа очень не плоха модернизации.
        1. -4
          15 июня 2022 12:06
          Цитата: Wedmak
          Технологию создания Ту-160 возродили и даже усовершенствовали, начали выпуск серии

          Ту-160 сейчас не делают с нуля. Остался запас планеров , которые были на хранении. Начинка новая , но оболочка старая.
      3. 0
        22 августа 2022 19:58
        Цитата: Третий район
        Цитата: paul3390
        А нам говорят - типа тёмный совок, галоши там, кляты большевики, прочую ахинею..

        А кто говорит то ? Они так говорят , потому что сами ничего не создают. А если что-то и сделали , то опять же на базе советских наработок , что уже было сделано раньше , в конце 80-х , но дальше наступили смутные времена. Недавно хотели возобновить выпуск Миг-31 , но не смогли. Утеряны технологии и квалификация. Потому что сейчас в почёте эффективные менеджеры , типо Сердюкова или Слюсаря - продюсера певицы Глюкозы или чьи то сынки.

        Вот за будущее России , с учётом таких спецов, надо беспокоиться. Но кому это надо.
    2. -3
      15 июня 2022 10:51
      Джинсы не шмогла.. Накормить до сыта тоже.. По тому и развалилось все..
    3. -5
      15 июня 2022 11:16
      Так не умел же любые делать, даже пандусами обеспечить СССР не мог, а наклепать, не взирая не себестоимость сложных объектов “много” ума не нужно, особенно если закрыть границы и не разрешать частное предпринимательство. Вон в Египте пирамиды строили, тоже техническое чудо по тем временам.
    4. +4
      15 июня 2022 11:27
      Цитата: paul3390
      А нам говорят - типа тёмный совок, галоши там, кляты большевики, прочую ахинею..

      И кто ж такое говорит? Ну, кроме тех, кто даже две минуты выступления президента не смог осилить? Или тех, кто намеренно вырывает один абзац из выступления, дабы заработать очки на волне хайпа? wink
      В том-то и дело, что ВВП чётко разделил отличную оборонку и космос СССР и провал в области ТНП, символом которых (и только них) стали пресловутые галоши. Котлеты - отдельно, мухи - отдельно. ©
      Да, дорогие мои, да. Не надо дискутировать. Дело в том, что то, что мы производили (и руками махать не надо), было никому не нужно, потому что наши галоши никто не покупал, кроме как африканцы, которые должны были по горячему песку ходить. Вот в чём всё дело.
      У нас была оборонка – классная, сильная, и мы ею гордимся до сих пор. Мы благодарны нашим дедам и нашим отцам за то, что они создали после Великой Отечественной войны такую оборонку.
      Из зала: …И первый спутник.
      В.Путин: И первый спутник, и первый человек в космосе – это наша общая гордость, это достижения советской власти, которыми мы все гордимся. Это общенациональные достижения.
      Но товары народного потребления… Жириновский уже сказал об этом. Где они были? Их не было. Давайте не будем друг другу врать и народу. Народ‑то знает, что было и чего не было.
      1. 0
        3 июля 2022 12:17
        Ага, только почему то достижения оборонной и космической промышленности которые были заложены ещё в 50-е противоставляются продовольственнному дефициту 80-х.
        Думаю не стоит говорить что СССР при Сталине и при каком нибудь Горбачёв это две разные страны.
        В этом то и ложь (или подмена, если хотите). Заслуги советского Союза скидывают на "народ" что хоть и верно от части, но основную роль всё таки играли конкретные люди в руководстве и конкретные специалисты двигающие прогресс. А ошибки союза, размазывать на всю страну без учиться разности эпохи и руководства. Любят говорить о продовольственном кризисе, но что то не упоминают что в 60-е и 70-е такого дефицита небыло.
        Вот и выходит что специалисты и руководители 50-х годов тратили все усилия на подъëм страны после войны и расцвет новой жизни, а рывок сейчас очень популистки объясняют тем что народ так собрался. Хотя если подумать - а почему тогда народ не справился в 90-е?
        А когда речь идёт о недостатках позднего советского Союза, то почему то имена руководителей и министров которые вводили ошибочные законы, не указывают а скидывают всё на "ну это же советский строй" и показывают всё так будет то бы проблемы 80-х были проблемами на протяжении всей истории а не только в период правления КОНКРЕТНОГО руководства. Да и имена некоторых министров что довели советский Союз до кризиса упускают не из жалости, а из того что многие эти министры потом неплохотустроились и руководили уже в независимых странах СНГ в том числе и в России. Не будут же министры России первой половины 90-х говорить что в проблемах советского Союза и его развале они сами и виноваты.
  7. Eug
    -8
    15 июня 2022 06:03
    Но замена нужна, и, как по мне, оптимален возврат к концепции Ту-128 - с возможностью длительного барражирования в воздухе и возможностью поражать не только КР, но и их носители до пуска. Плюс внутренний отсек для ракет - этакий двухдвигательный Ту-160. В идеале - чтобы мог выполнять и функциюи МРА (на замену Ту-22М3).
    1. +6
      15 июня 2022 06:09
      Концепция МиГ-31 подразумевает БЫСТРОЕ прибытие на место перехвата или патрулирования.. Для экстренного затыкания дыр обычного ПВО. К тому же - постоянный барраж чего-то типа Ту-128 будет очевидно накладнее, нет? А совершить скоростной бросок в угрожаемую зону такой перехватчик явно не сможет..
      1. Eug
        -4
        15 июня 2022 08:18
        Если будет с изменяемой стреловидностью крыла и из положения "дежурство в воздухе" (в угрожаемый период) - сможет!
      2. +6
        15 июня 2022 08:49
        «обычного ПВО» - МиГ-31 и есть обычное ПВО.
        «постоянный барраж» - постоянное барражирование ни-кто ни когда не осуществляет, это не реально.
        «скоростной бросок в угрожаемую зону» - скоростной бросок - это дикий расход топлива, он осуществляется только для перехвата конкретной цели, и то далеко не всегда, ибо на возвращение домой топлива может не хватить. Зачастую вполне можно работать на крейсерской скорости на встречных курсах. Кстати Ту-128 был первый отечественный перехватчик который мог так работать.
    2. 0
      15 июня 2022 20:12
      Цитата: Eug
      Но замена нужна, и, как по мне, оптимален возврат к концепции Ту-128
      Я думаю,что Су-57 может взять на себя задачи Миг-31. У него есть и крейсерский сверхзвук, и мощный радар и дальнобойные ракеты.
  8. +8
    15 июня 2022 06:08
    На МиГ-31 установлена шестиствольная 23-мм автоматическая пушка ГШ-6-23М с боекомплектом 260 снарядов. Скорострельность пушки - 6000 выстрелов/мин.
    собственно вот она и есть -


    во всей красе)))
    И еще немного 31-го )) Те самые "выемки" для подвеса ракет -
  9. +1
    15 июня 2022 06:19
    Конечно, надо было покритиковать. Специализированные журналы запестрели мнениями насчет того, что самолет покрашен, как трактор, а качество сварки оставляет желать лучшего и так далее. А в фазированную антенную решетку просто не поверили
    Вспомнился анекдот... :Встречаются в "море-океяне" в надводном положении советская и американская подлодки... Американцы : Хэллоу, рашен ! Наши: Чтооо...? Креново покрашено ?! Торпеды товсь ! wink
  10. +9
    15 июня 2022 06:24
    Учитывая, что все части, на вооружении которых стояли МиГ-31 находились на территории России, численность самолетов, стоящих на вооружении новой России совершенно не изменилась.
    Если верить Википедии, то они были и до сих пор есть у Казахстана. Пару лет назад даже говорилось в новостях, что один из них разбился.
    Так что единственной страной, кто купил МиГ-31 стал Китай. Но об этом мы поговорим в следующей статье, потому что 24 самолета, приобретенные ВВС НОАК могут сыграть весьма интересную роль в дальнейшем.
    А вот Китай в том списке владельцев МИГ-31 не числится, и даже вообще не упоминается ни в русской, ни в английской версии.
    1. +5
      15 июня 2022 07:10
      Фото казахских МиГ-31 предостаточно, а в КНР их нет однозначно...
  11. +4
    15 июня 2022 06:45
    А вот профессионалы были в шоке. Надо же, эти русские снова смогли!

    Выставить на продажу все новейшие разработки СССР, в других странах за меньшее свинец в голову вгоняли
  12. 0
    15 июня 2022 06:58
    Цитата: paul3390
    Интересное было время, когда наша Родина - СССР, умела делать объекты мирового уровня практически любой сложности исключительно своими силами.. А нам говорят - типа тёмный совок, галоши там, кляты большевики, прочую ахинею..

    И сейчас наша родина Россия делает недостижимые для других машины, аппараты. Это и Гиперзвуковые ракеты, и реакторы на быстрых нейтронах, малогабаритные ядерные реакторы, ледоколы, космические станции, центрифуги и и многое чего ещё. Да это всё на основе знаний разработок учёных СССР. Но и достижения СССР также базировались на учёных, инженерах, ВУЗах заводах которые выросли из Российской Империи.
    1. +2
      16 июня 2022 09:13
      СССР создал систему образования.....в РИ было, к чему мы пока идем. Образование для элиты...
  13. +4
    15 июня 2022 07:01
    но МиГ-31 - это не модификация, это совершенно другая машина,

    Вот именно! Подпись поменяйте под третьим фото. МиГ-25 выглядит так.

  14. +4
    15 июня 2022 07:26
    Просто чудо что миг-31 никто не купил. Это надо было так предать и ненавидеть сей шедевр что бы умыслить его продажу за рубеж. Это просто абсурд. Такие произведения искусства обязаны до конца дней быть внутри страны .
    1. +2
      15 июня 2022 10:35
      Просто чудо что миг-31 никто не купил.

      Какое там чудо, самолет нишевый, несмотря на шедевральность. Мало кому подойдет, да и большинство из них завязаны на США. Остальным или избыточен или нет подходящих целей или просто слишком дорог и сложен.
      Насчет продаж тоже никаких проблем - Миг-25 продавали в свое время. Да и возможности експортной версии существенно урезаны.
      1. +2
        15 июня 2022 11:57
        Цитата: dzvero
        Миг-25 продавали в свое время.

        Ирак. Припрятанный от американцев МиГ-25
        1. +2
          15 июня 2022 16:20
          А также Индия, Ливия, Сирия, Алжир и Болгария. У нас, кажется, разведчики были. а/б Добрич и Балчик. Однажды видел - пролетел над центром города, праздник был, внушительно!!!
          1. 0
            3 сентября 2022 10:39
            4 штуки Миг-25 бьiли. Но тесно им бьiло в небе Болгарии. Обменяли на Миг-23.
  15. +1
    15 июня 2022 08:31
    Самолёты на скорости 1M не летают. 1M>Vполёта>1M
  16. 0
    15 июня 2022 09:40
    как я понял с дозаправками это слишком долгий полет как был решен вопрос с туалетом на нем ведро с собой не возьмешь?
  17. +2
    15 июня 2022 10:50
    Кроме того, номенклатура вооружения была расширена за счет противорадиолокационных ракет Х-31П, Х-25МП или Х-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31 А (до шести), ракетами класса «воздух-поверхность» Х-59 и Х-29Т (до трех) или Х-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг. По сравнению с 3000 кг и МиГ-31 – более чем роскошно.

    Автор путает МиГ-31М и МиГ-31БМ (хотя, чего еще ждать от Скоморохова ....). Ракеты воздух-земля предусматривались для опытного МиГ-31М, который так и не пошел в серию. МиГ-31БМ не несет оружия для действия по земле.
  18. 0
    15 июня 2022 12:24
    Сорок пять лет непревзойденный самолет охраняет рубежи нашей страны. Совсем немного до настоящего юбилея. Строгий и сложный, но весьма эффективный и смертоносный самолет имеет все шансы с честью отметить полвека службы. Немногие самолеты могут похвастаться таким сроком службы, тем более – самолеты переднего края.

    ...долгих лет службы на благо Родины!
  19. -1
    15 июня 2022 13:10
    А пушку надо снять. Это архитектурное излишество. Авионика - позапрошлый век (навигационно-тактический индикатор всё ещё катает бумажную карту?) Всё надо перевести на "цифру".
  20. 0
    15 июня 2022 16:18
    МиГ-31 стал основным «погонщиком» «Черных дроздов», особенно в небе над Кольским полуостровом

    Во! Молодость, молодость… Я ведь в 84-86 на том самом Кольском сидел и на ИКО глядел. А на нем вываливалась из-за пределов ИКО (600 км) «Чёрная дрофа» ( у нас такое почему-то обозначение было) и фигачила вдоль побережья. А ей на перехват выпрыгивали из Монча 31-е и сопровождали параллельными курсами.
  21. 0
    15 июня 2022 17:18
    А есть хотя бы примерный наряд КР противника через Арктику?
  22. 0
    15 июня 2022 18:04
    Хорошая статья!Вот только после слияния миг и су.Смогут ли создать достойную замену этому шедевру в лице миг 41? request
  23. 0
    15 июня 2022 19:43
    но, видимо, хотелось чего-то такого, от чего все враги вздрогнут.
    - да, согласен, - отличный повод, девочки так любят удивлять нарядами окружающих. Прочитав сие предложение, я не мешкая пролистал публикацию до конца, надеясь, что я ошибся и не угадал автора со второго предложения. Но нет.
  24. +2
    15 июня 2022 21:07
    В 1994 и 1999 годах МиГ-31 привлекались к выполнению задач по контролю воздушной обстановки над Чечней, выполняя функции самолета ДРЛОиУ.

    Кого он в чеченском небе дрлоОсил-то?
    Что характерно:
    http://www.airwar.ru/history/locwar/chechnya/av1/av1.html
    Ни слова о миг-31
    Итак, в 60-х….Основным противником значились американские крылатые ракеты,

    belay
    SLCM BGM-109 принята на вооружение в 1976
    LTV BGM-110 отказано в жизни в 1976
    Обе начали третировать в 1974.
    Загадка: как они могли быть основными противниками миг-31 в 60-х?
    Изначально истребитель разрабатывался для перехвата авиационных крылатых ракет[3][неавторитетный источник?]

    Неавторитетный источник в Вики- это pikability.
    ☝️Винегрет какой-то
    1. +1
      15 июня 2022 23:29
      Подтверждаю, лётчики с "Бедрового" перекрывали небо над Чечней.
      1. +2
        15 июня 2022 23:47
        Меня интересует от кого?
        Кто там летать-то мог?
        А кто мог: тот не взлетел и на земле горел .
        А уж в 1999 request орлы если только
  25. +1
    15 июня 2022 23:19
    Изначально были МиГ 31 (простые), потом МиГ 31ДЗ, потом МиГ 31Б.
    После модернизации в наше время, МиГ 31 (простые без дозаправки) превратились в МиГ 31БСМ, МиГ 31ДЗ И МиГ 31Б превратились в МиГ 31 БМ.
    В МиГ 31К пошли на модернизацию и те и другие.
  26. 0
    16 июня 2022 00:07
    Цитата: Pavel73
    Не соглашусь насчёт деградации. Если наша советская цивилизация была такая замечательная, то почему её не стало? Враги постарались, это конечно верно, но ведь мы от них такую защиту имели! Как же им удалось? Просто: они использовали пороки нашей системы. Главный из которых - незнание меры. Что толку в сверхскоростных истребителях, если в магазинах нет колбасы, а за импортными шмотками очереди до драк. Вот этими шмотками враги и победили СССР. Беленко, который угнал МиГ-25 в Японию, привёз нашим врагам не только самолёт, но и крайне важные сведения об СССР - там С КОЛБАСОЙ ПЛОХО! Враги поняли слабое место СССР, а дальше было дело техники. Зная, что мы со своими истребителями давно уже покупаем хлеб в США и Канаде за нефтедоллары и манипулируя ценами на нефть, они опустили наши доходы, а за ними и уровень жизни в СССР ниже плинтуса, и сумели его свалить. Вот это и не должно повториться. Нужно знать меру и не допускать перекосов. Нужен разумный баланс между истребителями и колбасой.

    Нужно просто правильно воспитывать своих детей. Просто вспомните фильм и книгу Вечный Зов, диалог Полипова и Лахновского
    https://www.youtube.com/watch?v=0dchtANDIIQ
    1. +1
      16 июня 2022 09:02
      Любая система госудрство-устройства должна развиваться и модернизироваться.....Китай смог сделать это.....СССР не смог.....
  27. +1
    16 июня 2022 09:00
    А почему нельзя ставить на МиГ31 тот же набор БРЭО, как и на Су35С (или Су57 в перспективе)?
  28. +1
    16 июня 2022 10:59
    Спасибо за статью! Ещё одно подтверждение того, что в СССР несмотря ни на что выпускались прекрасные самолёты! Да "кондовые", да прожорливые и да шумные, но передовые! И это было не сегоднешнее бла-бла а ФАКТ! И вот спустя столько лет самолёт-перехватчик начинают модернизировать... вот только не понятно подо что! С "зачем" можно предположить: ничего более "подходящего" нет в наличии! А почему и кто виноват???... Не, ну в самом деле, старый перехватчик модернизируют в средство доствки тактического оружия!!! Было бы всё понятно с модернизацией как перехватчика... а так "ни богу свечка..."
  29. +1
    16 июня 2022 18:35
    Своим появлением самый, наверное, своеобразный самолет мира МиГ-31 обязан массовому появлению на вооружении США крылатых ракет.

    Миг-31 - в первую очередь является развития Миг-25 который создавался для противодействия высотному сверхзвуковому разведчику SR-71 Blackbird и перспективным сверхзвуковым бомбардировщикам (напомню, Б-1А имел скорость как у Ту-160). Этот самолёт – высотный Сверхзвуковой перехватчик, прежде всего.
    К слову, только он имел неплохие шансы против «Дрозда», вооруженный ракетами Р-33), а не тем что подвешивалось под брюхо Миг-25.
    Крылатую ракету (обычную, не малозаметную) сверхмощная БРЛС МиГа видит аж с .. 30км. Су-35 завидует такой мощи, будучи способен разглядеть ту же КР с 35-40.
    Правда, в отличие от узкоспециализированного монстра, Су-35 может много чего ещё.
    С другой стороны, чем больше наименований военной техники, тем больше соответствующих производств, логистических цепочек и хлеба с икрой для руководящих ими чиновников. Страна богатая, на всех хватит good
    1. 0
      16 июня 2022 19:50
      Цитата: 3danimal
      Миг-31 - в первую очередь является развития Миг-25 который создавался для противодействия высотному сверхзвуковому разведчику SR-71 Blackbird
      Против Валькирии его делали.
      Цитата: 3danimal
      Крылатую ракету (обычную, не малозаметную) сверхмощная БРЛС МиГа видит аж с .. 30км. Су-35 завидует такой мощи, будучи способен разглядеть ту же КР с 35-40.
      Ссылочку бы, очень интересно.
      1. +2
        16 июня 2022 22:21
        Ссылочку бы, очень интересно
        Это данные начала 80-х годов, только автор этих цифр забыл упомянуть, что РЛС Миг-25 такую маловысотную цель не увидела бы вообще, да многие ЗРК не смогли бы достичь такой дальности обнаружения на фоне подстилающей поверхности.
  30. 0
    4 августа 2022 20:52
    МИГ-31- это заслуженная гордость России, но наверное сейчас уже нужен следующий шаг - гиперзвуковой самолет для работы в ближнем космосе.
  31. 0
    9 сентября 2022 20:16
    Несколько комментариев:
    1. Я в середине 80х служил в армии и мы "вели" Sr71 над Баренцевым морем в среднем 2 раза в неделю. Не про какие "заходы" в в.п. СССР я не слышал.
    2. Что касается дальних беспосадочных перелетов тактики, так американцы летали РЕГУЛЯРНО и ПАЧКАМИ по 10- 20 самолетов через Атлантику на F15 или F16. Только А10 делали промежуточную посадку на а.б. Лагенс. Т.о. у них любой лейтенант или старлей мог в памперсах просидеть в кабине по 8-10 часов (скорость КС135 или 10, которые их сопровождали)
  32. 0
    11 сентября 2022 08:30
    комментаторы, утверждающие что МиГ-31 устарел, не знают одной простой вещи, Foxhaund - истребитель ПВО, его основная задача - уничтожение крылатых ракет, идущих на малой высоте к цели, и с этими КР он справляется очень хорошо. Быстро выходит на рубеж атаки, видит много целей и с превышения отстреливает их.