Вражеские танки Украины: серия Т-64

51

Т-64БМ «Булат». Источник: lostarmour.info

Масштабы украинской катастрофы


По официальным данным Министерства обороны РФ, к середине июня уничтожено более 3,5 тыс. бронемашин ВСУ и Нацгвардии. Сколько из этого числа приходится на танки, достоверно не известно. Характер российской спецоперации серьезно осложняет точный подсчет уничтоженных, либо временно выведенных из строя танков. Высокоточное оружие бьет по технике на удалении в несколько сотен километров от линии фронта. Если в первые месяцы многочисленные блогеры хотя бы частично раскрывали количественные и качественные потери танков, БМП и БТР в тылу, то сейчас на Украине – это уголовно наказуемо.

На данный момент остается верить пресс-службе Министерства обороны РФ и многочисленным фото- и видеосвидетельствам. Но данным из социальных сетей и мессенджеров доверять стоит очень условно.



Во-первых, на фотографиях изображены далеко не все уничтоженные или плененные бронемашины. Не будешь же на каждый подбитый украинский танк посылать репортера для фотофиксации акта гибели.

Во-вторых, фотографиями сравнительно легко манипулировать. Один сгоревший танк можно потаскать по окрестностям, запечатлеть под разными ракурсами и углами – пожалуйста, так рождается миф о полутора тысячах уничтоженных российских танков.

Западные счетоводы неизменно будут искусственно повышать потери российских войск и преуменьшать масштабы гибели бронетехники бандеровцев. Вместе с украинскими пропагандистами, эти бойкие ребята утверждают, что националисты каждый день выбивают не менее 12–15 танков союзных войск. Документально это ничем не подтверждается.

В-третьих, некоторые украинские машины на поле боя разбиты настолько фундаментально, что только специалисты могут определить принадлежность танка. Поэтому выгоревшие останки танка легко называть российской машиной – заинтересованная часть публики охотно съест дезинформацию. Позже, конечно, кто-то из экспертов опровергнет очередной фейк «ципсошников», но это уже не будет иметь никакого значения. Как известно, кто первый фейк выкинул, у того и «правда».


Т-64Б. Указана дата уничтожения. Источник: oryxspioenkop.com

В настоящее время фото- и видеосвидетельства в открытом доступе говорят о потере украинской стороной не менее 200 танков, половина из которых оставлена союзным войскам. Особо подчеркнем, что на самом деле бандеровских танков уничтожено гораздо больше, но представить данные объективного контроля не представляется возможным. Точный подсчет будет возможен только после окончания спецоперации и перехода под контроль союзной армии всей территории Украины.

Если с количественным составом уничтоженной техники все очень туманно, то с качественным – ситуация гораздо прозрачнее. И главную роль здесь играют танки серии Т-64.

Т-64 на службе у бандеровцев


На стороне ВСУ сейчас воюет весь цвет советского танкостроения и даже частично российские трофейные машины. Оценку эффективности и численности бандеровских трофеев оставим за рамками этого материала – здесь даже примерно не подойти к истине. А вот танки под «жовто-блакытным» флагом исключительно интересны.

Например, в Мариуполе националисты сняли с постамента и попытались отправить в бой самый древний танк из подборки – Т-64А. К чести харьковских конструкторов, бронемашина вполне сносно выполняла свои функции, правда, так и не добралась до сражения.

Выпускать первый в мире танк с 125-мм пушкой именно в этой модификации закончили еще в 1980 году. Даже если представить, что машину удалось бы повести в атаку, дожила бы она до первого гранатомета. Несмотря на то, что у Т-64А комбинированная броня, он напрочь лишен динамической защиты.

Так же с оголенной броней пошел в бой и единственный пока украинский Т-64Б, уничтоженный в конце апреля. Судя по фото, в машине традиционно сдетонировал боекомплект. Если говорить о бронировании, то на версии «Б» удалось усилить защиту за счет новой стали типа БТК-1Ш, изготовленной путем электрошлакового переплава. Без утолщения бронеплит удалось увеличить снарядостойкость на 10–15 %. Пушка получила новый ствол, усовершенствованное резьбовое соединение и модернизированную люльку. Остальные изменения касаются системы управления огнем и установки управляемого вооружения «Кобра».

Самым массовым украинским танком, потери которого достигают минимум 133 машин, является Т-64БВ. Всего на Украине числится не более 400 машин данной серии. И да, эта техника также родом из СССР. Впервые Т-64БВ поступили в войска еще в 1985 году, и главным новшеством конструкции была ДЗ «Контакт-1».

В общей сложности на каждый танк навешивали и встраивали 265 контейнеров со взрывчаткой. Харьковские инженеры утверждают, что стойкость к кумулятивным боеприпасам выросла в 2,2 раза, к бронебойно-подкалиберным – в 1,9 раза.

Боевое крещение танки получили летом 1992 в Бендерах, когда достаточно успешно противостояли молдавским «Рапирам» и гранатометам. Но если тридцать лет назад танк действительно был вполне современным, то сейчас он годится только для эпизодического использования в боях. Желательно – на удалении в несколько сот метров от ближайших противотанковых средств и танков союзных сил.

Другое дело, что немалая часть танков Т-64БВ в 2017 году прошла модернизацию и обзавелась рядом новшеств. «Контакт-1» изъяли и заменили украинским ДЗ «Нож». Кроме этого, танки получили новые приборы ночного видения, спутниковую навигацию и радиостанцию.

В общем и целом модернизировали до «образца 2017 года» чуть больше ста танков. Моторы оставили прежними (5ТДФ на 700 л. с.), и лишь небольшую часть танков оснастили 850-сильным 5ТДФМ. Масса машины превышает 42 тонны, и двигателя уже откровенно не хватает – удельная мощность всего 16,5 л. с./т. Для сравнения: у Т-72Б3 с дизелем В-92С2Ф удельная мощность уже 24,3 л. с./т.

К слову, подвижность танков в сражениях на Украине играет далеко не последнюю роль. Зависимость прямая – чем быстрее и приёмистее танк, тем он дольше живет.










Трофейные и уничтоженные Т-64БВ. Источник: oryxspioenkop.com

Следующей ступенькой развития концепции Т-64 на Украине стали «Булаты» (Т-64БМ), которых уничтожили уже не менее четырех экземпляров и два забрали в качестве трофеев.

На машинах установлена упоминаемая выше ДЗ «Нож», уничтожающая боеприпасы кумулятивной струей. Отзывы о данном изделии очень неоднозначные. Часть украинских экспертов считает «Нож» чуть ли не панацеей от РПГ, ПТУР и кумулятивных снарядов. Другие указывают на чрезмерную мощность ДЗ, когда от срабатываний взрывчатки на броне обрывает гусеницы, заклинивает башни и напрочь сносит все навесное оборудование.

«Булаты» получили 850-сильные моторы, что несколько улучшило подвижность. Остальные улучшения носят тактический характер – новая СУО «Иртыш», управляемые ракеты «Комбат», усовершенствованные приборы командира и наводчика. Одним из важнейших улучшений можно считать закрытую пулеметную установку на башне. Далеко не все российские танки оснащаются подобной «роскошью».

При описании машин серии Т-64 важно отметить, что тепловая заметность двигателей 5ТДФ и 6-ТД несколько ниже, чем у российских Т-72 и Т-90. Причина в особом рабочем цикле двигателя, большем расходе воздуха и специфической эжекционной системе охлаждения.








Т-64БМ «Булат». Источник: oryxspioenkop.com

Существует еще одна модификация – Т-64МБ2 «Краб», разработанная на «Харьковском конструкторском бюро машиностроения им. Морозова» (ХКБМ). Показали машины широкой публике только в прошлом году. К слову, несколько «Крабов» были уничтожены в Харьковском военном командном училище.

Ключевым преимуществом Т-64МБ2 является 1 000-сильный дизель 6ТД-1, который обеспечивает 45-тонному танку неплохую подвижность. Только вот размеры шестицилиндрового «чемодана» (сленговое наименование харьковских танковых моторов) не позволяют ему без проблем разместиться в компактном МТО украинского танка. Поэтому у всех «Крабов» есть особая черта – характерный горб над мотором, отчего пришлось на несколько сантиметров поднимать башню танка, иначе вращение орудия на 360 градусов оказалось бы невозможным. Для защиты оголившегося участка поставили подзабытый уже барбет, не позволяющий снарядам заклинивать башню. У Т-64БМ2, как и части «Булатов», смонтирован тепловизор.

Есть подозрения, что все новейшие «Крабы» уже уничтожены.



Вражеские танки Украины: серия Т-64

Т-64Б1М. Источник: oryxspioenkop.com

Экзотической модификацией «шестьдесятчетверки» стал Т-64Б1М, о которой шла речь в материале «Бандеровские бронированные уникумы спецоперации «Z».

Этот танк еще до 2014 года предназначался для армии Конго и представлял собой упрощенный Т-64БМ. У машины два характерных признака – присутствует только встроенная ДЗ и забашенная полка. Отмечается, что танк лишен управляемого вооружения. Как минимум четыре машины в исправном состоянии попали в плен.


Т-64БМ. Источник: lostarmour.info

Итог


Подводя итоги по серии Т-64, стоит сказать, что харьковские КБ, занимающиеся доработкой танков, оставили без внимания ходовую часть. При этом масса отдельных модификаций уже перевалила за 45 тонн. Изящная и максимально облегченная ходовая просто не рассчитана на такие перегрузы.

Выход из строя подвески и опорных катков – стал обычным явлением на поле боя.

Т-64 и его модификации – самые массовые, но далеко не единственные танки в ВСУ.

Ситуация такова, что танкистам приходится эксплуатировать и ремонтировать сразу три типа бронетехники, уходящей корнями к Т-64, Т-72 и Т-80.

Как минимум возникают сложности с тремя типами двигателей – турбопоршневыми с двумя коленчатыми валами, V-образными и газотурбинными. Это накладывает серьезные ограничения, особенно в условиях длительного военного конфликта.

Окончание следует...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    22 июня 2022 04:52
    Изящная и максимально облегченная ходовая просто не рассчитана на такие перегрузы.
    Выход из строя подвески и опорных катков – стал обычным явлением на поле боя.

    Слабость ходовой чуть ли не при создании отмечали, зря что ли на 72-йке катки здоровенные сохранили. Оптимум - это ходовая Т-80.
    Как минимум возникают сложности с тремя типами двигателей – турбопоршневыми с двумя коленчатыми валами, V-образными и газотурбинными.
    А у нас два типа, и что такого - горючка то одна (турбина на соляре спокойно ходит)!
    А вообще норм. Считаю что харьковского КБ быть уже не должно, хватит, вся оборонка в России!
    1. 0
      22 июня 2022 08:34
      Цитата: Владимир_2У
      Слабость ходовой чуть ли не при создании отмечали, зря что ли на 72-йке катки здоровенные сохранили.

      Не путайте холодное с плоским...
      1. 0
        22 июня 2022 08:43
        Цитата: svp67
        Не путайте холодное с плоским...

        катки не один из важнейших элементов ходовой танка?
        1. +2
          22 июня 2022 08:45
          Цитата: Владимир_2У
          катки не один из важнейших элементов ходовой танка?

          А там есть "неважные"? Уточните какие
          1. +1
            22 июня 2022 08:56
            Цитата: svp67
            А там есть "неважные"? Уточните какие

            Сперва уточните что холодное, а что плоское, в Вашем понимании...
            1. -1
              22 июня 2022 14:13
              Цитата: Владимир_2У
              Сперва уточните что холодное, а что плоское, в Вашем понимании...

              В моем понимании? В нем то, то Т-64 создавался тогда когда военные выдвинули строгое условие по общему весу танка. Морозову и его коллективу пришлось очень потрудиться, что бы суметь вписаться в эти требования и создать новый танк. Согласны их общий вес, среднего танка должен был быть не выше 40 тонн, уже при модернизации. К слову для тяжелого этот вес ограничивался 50 тоннами, так был отвергнут ИС-7 и на вооружении был принят Т-10.
              В процессе создания и эксплуатации Т-64 у нас пришли к концепции ОБТ, что автоматически убирало деление на средние и тяжелые, соответственно и весовые ограничения к танкам стали уже не столь категоричны. Потому , уже при создании Т-72 и Т-80 не гнались за экономией каждого грамма.
              Но и слабой ходовую Т-64А и особенно Т-64Б ни кто не считал. Мало того, её использовали при создании совершенно нового танка Т-74
              1. +5
                22 июня 2022 17:35
                Цитата: svp67
                Но и слабой ходовую Т-64А и особенно Т-64Б ни кто не считал.
                Ну на кого это рассчитано, а?

                «В итоге расход 4–5 торсионов в год на «вожденческую» машину УБГ считался нормой… Для сравнения скажу, что подобные же проблемы были и на Т-62, но их не было на Т-72 и Т-80… С торсионами иногда случались более серьезные казусы. Так, один из моих панцеров на учениях налетел на валун так, что не только сломало торсион, но и вырвало законцовку со шлицами на днище. Машину пришлось отправлять на БТРЗ в Кирхмезер (Кирхмезер расположен в ГДР. — Прим. Э.В.), снимать башню и наваривать законцовку». Вырыв срединной шлицевой опоры грозил гибелью механику-водителю, либо разрушением двигателю (В. Мураховский).

                О массовых случаях поломок торсионов говорили А. Балакирев и В. Брусков; о низкой надежности катков — А. Балакирев; о сбросе гусениц при движении Т-64 на песчаных грунтах с боковыми кренами — В. Кулагин, В. Брусков, И. Ашакин.


                Ходовая часть танка Т-64 – крайне капризная и, если можно так выразиться, неэксплуатабельная. При поворотах на первой передаче, на высоких оборотах и тяжелом грунте (мокрая пашня, танковая колея) невероятно высокий риск статься без гусеницы. На высоких скоростях, если чуть ослабла гусеница, и поворотах на более высоких передачах зрелище слетающей гусеницы с выворотом надгусеничных полок останется навсегда в памяти!
                Александр «Антипов» Капитан запаса Танковых Войск


                Цитата: svp67
                В нем то, то Т-64 создавался тогда когда военные выдвинули строгое условие по общему весу танка.
                Сами себе противоречите, подвеска создавалась под средний танк - но для основного она нормальная.

                Цитата: svp67
                Потому , уже при создании Т-72 и Т-80 не гнались за экономией каждого грамма.
                Ну да, не гнались, а Вы в курсе что ОПОРНЫЙ каток Т-72 - алюминиевый?
                1. +1
                  22 июня 2022 17:53
                  Цитата: Владимир_2У
                  Ну да, не гнались, а Вы в курсе что ОПОРНЫЙ каток Т-72 - алюминиевый?

                  Да знаю, диски катка изготовлены из высокопрочного алюминиевого сплава, с добавлением цинка Б-95 со стальными ребордами.
                  Цитата: Владимир_2У
                  Ну на кого это рассчитано, а?

                  Цитата: Владимир_2У
                  В итоге расход 4–5 торсионов в год на «вожденческую» машину УБГ считался нормой…

                  Каждый раз читаю и думаю, может мы в разных армиях служили...Да летели торсионы, но что б так часто... нет, да и замена их была намного проще чем на том же Т-62... во где это действительно спецоперация...
                  Цитата: Владимир_2У
                  Сами себе противоречите, подвеска создавалась под средний танк - но для основного она нормальная.

                  А в чем противоречие? Вы просто не понимаете сути. Название это "ширма", главное вес. Пока вес танка вписывался в 40 тонн, она вполне соответствовала, как только превысила 42-тонн, тут её прочностной запас и закончился
                  Цитата: Владимир_2У
                  На высоких скоростях, если чуть ослабла гусеница, и поворотах на более высоких передачах зрелище слетающей гусеницы с выворотом надгусеничных полок останется навсегда в памяти!
                  Александр «Антипов» Капитан запаса Танковых Войск

                  Вы вчитайтесь. Капитан запаса рассказывает как разгильдяйский экипаж, не следивший за своей боевой машиной терял гусеницу, с потерей надгусеничной полки, из-за того, что ленился проверить и подтянуть гусеницу, но виновата машина. К слову, если гусеница была ослаблена, то на больших скоростях на верхней ветви гусеницы гарантированна возникала волна, которая сносила надгусеничную полку и при прямолинейном движении. Это происходило и на танках Т-72 и Т-80.
                  1. +4
                    22 июня 2022 18:37
                    Цитата: svp67
                    Да знаю, диски катка изготовлены из высокопрочного алюминиевого сплава, с добавлением цинка Б-95 со стальными ребордами.
                    В СССР часто экономили на спичках, а тут на мобилизационный! танк ставить алюминиевые диски? За вес бились всегда, просто некоторые до иддиотии дело доводили.
                    Цитата: svp67
                    Каждый раз читаю и думаю, может мы в разных армиях служили..
                    Может в разных частях? Часть части рознь.

                    Цитата: svp67
                    Вы просто не понимаете сути.
                    Да уж где мне.

                    Цитата: svp67
                    Пока вес танка вписывался в 40 тонн, она вполне соответствовала, как только превысила 42-тонн, тут её прочностной запас и закончился
                    Вот именно, изначально слабая ходовка не имеющая запаса по модернизации. И многочисленные нарекания относятся не к 40+ машинам, а к 40-.

                    Цитата: svp67
                    Капитан запаса рассказывает как разгильдяйский экипаж, не следивший за своей боевой машиной терял гусеницу, с потерей надгусеничной полки
                    Давайте без домыслов. Потому что во время марша гусеницы, да ещё и "ажурные" тянутся, это даже мне известно.

                    Цитата: svp67
                    К слову, если гусеница была ослаблена, то на больших скоростях на верхней ветви гусеницы гарантированна возникала волна, которая сносила надгусеничную полку и при прямолинейном движении.
                    Насколько знаю, с введением поддерживающих катков от этой проблемы советских танков избавились.
                    1. 0
                      22 июня 2022 18:52
                      Цитата: Владимир_2У
                      Вот именно, изначально слабая ходовка не имеющая запаса по модернизации. И многочисленные нарекания относятся не к 40+ машинам, а к 40-.

                      Вы сами на этих танках служили? Вы их эксплуатировали?
                      Цитата: Владимир_2У
                      Давайте без домыслов. Потому что во время марша гусеницы, да ещё и "ажурные" тянутся, это даже мне известно.

                      Начнем с того, что на привалах есть пункт обязующий проверить машину и произвести мероприятия по ее техническому обслуживанию. Скорость на маршах не столь велика, обычно "летают" и сбрасывают гусеницы, это про одиночные машины.
                      И если уж на то пошло, то больше всех "тянулись" старые гусеницы танков Т-54...Т-62 с металлическим шарниром, по причине его изнашиваемости при движении, как то на танках использующих резино-металлический шарнир с этим дело обстояло значительно лучше
                      Цитата: Владимир_2У
                      Насколько знаю, с введением поддерживающих катков от этой проблемы советских танков избавились.

                      Вы плохо знаете тему разговора
                      Цитата: Владимир_2У
                      За вес бились всегда, просто некоторые до иддиотии дело доводили.

                      Да,да... Интересно, что бы Вы сказали про конструктора наших БМП-1/2... Вот где забег за сброшенной гусеницей дело, чуть ли не ежедневное, у молодых механиков
                      1. 0
                        23 июня 2022 04:03
                        Цитата: svp67
                        Вы сами на этих танках служили? Вы их эксплуатировали?
                        Нет, а Вы именно не Т-64 служили?

                        Цитата: svp67
                        Начнем с того, что на привалах есть пункт обязующий проверить машину и произвести мероприятия по ее техническому обслуживанию. Скорость на маршах не столь велика, обычно "летают" и сбрасывают гусеницы, это про одиночные машины.
                        А если перед привалом ситуация или сложный поворот? И Вы пропустили:
                        На высоких скоростях, если чуть ослабла гусеница, и поворотах на более высоких передачах зрелище слетающей гусеницы
                        Четко указано что повороты, и без ослабленной гусеницы, чреваты были сбросом. Сразу насчет русского языка - Обособляются (отделяются запятой в начале и в конце предложения и выделяются с обеих сторон в середине предложения) слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов. Так что сброс гусениц на повороте совершался и при идеальном их состоянии.

                        Цитата: svp67
                        И если уж на то пошло, то больше всех "тянулись" старые гусеницы танков Т-54...Т-62 с металлическим шарниром,
                        Ну блин и к чему это? Вы в курсе что до 98 г. гусеницы Т-72 были с открытым шарниром и последовательным соединением пальцами и следовательно тянулись с ужасной силой? А фееричных сбросов что то не упоминается. И разрушения надгусеничных полок тоже, кроме случаев затягивания посторонних предметов, пока не установили отбойный штырь.


                        Цитата: svp67
                        Насколько знаю, с введением поддерживающих катков от этой проблемы советских танков избавились.
                        Вы плохо знаете тему разговора
                        Возможно незнаком с такой проблемой на машинах с Поддерживающими Катками (потому что о ней вообще не упоминают), но для ходовой танков без ПК эта проблема общепризнана.

                        Цитата: svp67
                        Да,да... Интересно, что бы Вы сказали про конструктора наших БМП-1/2... Вот где забег за сброшенной гусеницей дело, чуть ли не ежедневное, у молодых механиков
                        Ну какое отношение имеет машина с узкой гусеницей и одинарными катками к танкам, да ешё и с молодыми механами? На Т-64 то механы поквалифицированнее были, думаю.

                        Ну и мнение намного (принципиально) более матерого танкиста, чем я разумеется. )))


                        Цитата: militarist63
                        Совершенно верно ! На Т-64А(Б) не служил, только на Т-62М и Т-72А, но были у нас офицеры заменившиеся из ГСВГ , где им довелось вкусить все прелести Т-64А(Б).... Так вспоминали этот продукт танкопрома , по большей части , лаконично матерно! И в отношении этой самой ходовой, и по части силовой установки. В ходовой весьма часто вылетали торсионы...
                      2. +2
                        23 июня 2022 04:57
                        Цитата: Владимир_2У
                        Нет, а Вы именно не Т-64 служили?

                        Спасибо, посмешили. Я не только на них служил в ГСВГ, но и четыре года изучал и эксплуатировал в Харькове, в училище... Так, что Ваше высказывание "мимо"
                        Цитата: Владимир_2У
                        Так что сброс гусениц на повороте совершался и при идеальном их состоянии.

                        Еще раз повторю, на моей практике такого ни когда не было. К слову, посмотрел биографию Мураховского, он был в Германии, лет на 10...15 ранее меня. Вполне допускаю, что тогда проблемы были, но это не значит, что к моменту начала моей службы конструктора и производственники их не решили
                        Цитата: Владимир_2У
                        Вы в курсе что до 98 г. гусеницы Т-72 были с открытым шарниром и последовательным соединением пальцами и следовательно тянулись с ужасной силой?

                        Простите про "открытый металический шарнир" на Т-72, Вам кто сказал?
                        Может на самых первых Т-72, в начале 70-х такие гусеницы с ОМШ на них и ставили, но к 80-м годам он вполне себе катался на гусенице с РЕЗИНО-МЕТАЛЛИЧЕСКИМ ШАРНИРОМ (РМШ). Да с последовательным соединением. Затем их перевели на гусеницу с параллельным соединением по типу Т-80, но без резиновой беговой дорожки.Хотя возможность использование ОМШ на них осталась
                        Гусеницы мелкозвенчатые, цевочного зацепления, с резинометаллическим (PMШ) или открытым (ОМШ) шарниром. Число траков в гусенице — 96. Ширина трака — 580 мм, шаг зацепления — 137 мм. Масса гусеницы с РМШ — 1698 кг, с ОМШ — 1430 кг. При необходимости на танке Т-72 могут использоваться также гусеницы с ОМШ, применяемые на танке Т-62, с установкой специальных венцов ведущих колес.

                        Я Вам больше скажу, на Т-72 вполне устанавливалась и гусеница от Т-64, как и наоборот... Видел такие танки, которые использовали "чужие" гусеницы. Да и когда служил на Дальнем Востоке у нас все Т-62М были на гусеницах с РМШ от Т-72

                        Цитата: Владимир_2У
                        Ну и мнение намного (принципиально) более матерого танкиста, чем я разумеется. )))


                        Цитата: militarist63
                        Совершенно верно ! На Т-64А(Б) не служил

                        Это достаточно. На Т-64 обучали в Харькове, все остальные училища изучали иные машины, поэтому офицеры, их выпускники откровенно НЕ ЗНАЛИ устройства и особенностей эксплуатации этого танка, потому многие её и боялись... Это я точно знаю, насмотрелся на офицеров выпускников в ГСВГ...
                      3. 0
                        23 июня 2022 05:42
                        Цитата: svp67
                        Спасибо, посмешили. Я не только на них служил в ГСВГ, но и четыре года изучал и эксплуатировал в Харькове, в училище... Так, что Ваше высказывание "мимо"
                        Я же не знаком с Вашей биографией! И поинтересовался с целью поинтересоваться, а не подколоть. hi

                        Цитата: svp67
                        Еще раз повторю, на моей практике такого ни когда не было. К слову, посмотрел биографию Мураховского, он был в Германии, лет на 10...15 ранее меня. Вполне допускаю, что тогда проблемы были, но это не значит, что к моменту начала моей службы конструктора и производственники их не решили
                        Возможно дело в личном везении. wink Кроме Мураховского упоминаются и другие фамилии.

                        Цитата: svp67
                        Простите про "открытый шарнир" на Т-72, Вам кто сказал? Или сами придумали?
                        Конечно же сам, всё сам.
                        Трак гусеницы с РМШ представляет собой стальную отливку, имеющую гребень, семь проушин — четыре с одной и три с другой стороны.... ....

                        Гусеница с открытым шарниром мелкозвенчатая, цевочного зацепления, состоит из 97 траков и такого же количества пальцев.

                        Трак гусеницы с открытым шарниром имеет два цевочных окна для

                        Гусеницы с РМШ и гусеницы с открытым шарниром устанавливаются на танк так, чтобы траки, лежащие на грунте, были обращены четырьмя проушинами вперед.

                        https://odetievbrony.ru/viewtopic.php?id=477#p3919

                        Цитата: svp67
                        Это достаточно. На Т-64 обучали в Харькове, все остальные училища изучали иные машины, поэтому офицеры, их выпускники откровенно НЕ ЗНАЛИ устройства и особенностей эксплуатации этого танка, потому многие её и боялись... Это я точно знаю, насмотрелся на офицеров выпускников в ГСВГ...
                        Со всем уважением, но если машину ругают строевые офицеры, а хвалят "академики" то с машина явно не проста в эксплуатации.
                        И косвенное. Сергей Суворов, Ваш тёзка кстати, в издании о Т-64, в главе об эксплуатации, ни словом не упомянул о проблемах подвески. Двигатель, запуск, даже подогреватель упомянуты, строго с посылом "инструкцию читать надо", а подвеска никак. Вообще никак. ТАК НЕ БЫВАЕТ. Выходит вопрос, а он был, просто проигнорирован, почему? Вывод простой, от инструкции, в случае откровенной слабости элемента, толку нет.
                      4. +1
                        23 июня 2022 05:55
                        Цитата: Владимир_2У
                        Со всем уважением, но если машину ругают строевые офицеры, а хвалят "академики" то с машина явно не проста в эксплуатации.

                        А я это не когда и не скрывал. Да, Т-64 для нашей армии, даже скажем так, для наших людей, оказался достаточно сложен. Он, при эксплуатации не прощал "ошибок", просто так взять из лужи воду и залить в него, как делали многие на гражданке при эксплуатации тракторов или те, кто пришел на него с Т-54...62, было чревато, в дальнейшем выхода движка из строя.
                        Так, что если на других танках еще можно было начинать инструкцию, чисто по русски, словами: "Ну, что пpидурок, ты его все таки сломал..." То это точно не про Т-64, его надо было изучать и знать до этого момента...
                        Цитата: Владимир_2У
                        Сергей Суворов,

                        Не имею чести знать такого
                        Цитата: Владимир_2У
                        в издании о Т-64, в главе об эксплуатации, ни словом не упомянул о проблемах подвески. Двигатель, запуск, даже подогреватель упомянуты, строго с посылом "инструкцию читать надо", а подвеска никак. Вообще никак. ТАК НЕ БЫВАЕТ. Выходит вопрос, а он был, просто проигнорирован, почему? Вывод простой, от инструкции, в случае откровенной слабости элемента, толку нет.

                        Странный вывод. А он только про Т-64 писал, про иные танки нет? И если писал, то что про их ходовую писал?
                      5. 0
                        23 июня 2022 06:03
                        Цитата: Владимир_2У
                        Возможно дело в личном везении.

                        Ну конечно...а рядом, так все сыпалось, это я просто не замечал... Вы поймите такое просто не возможно, любая поломка, любое ЧП в полку быстро становилось известно, тем более, что у нас в батальоне были самые опытные зампотехи, к ним часто приходили советоваться из других подразделений. Тем более, что служба в ГСВГ это постоянные учения и выезды на полигон, там техника постоянно была в деле
                        Цитата: Владимир_2У
                        Конечно же сам, всё сам.
                        Трак гусеницы с РМШ представляет собой стальную отливку, имеющую гребень, семь проушин — четыре с одной и три с другой стороны.... ....
                        Гусеница с открытым шарниром мелкозвенчатая, цевочного зацепления, состоит из 97 траков и такого же количества пальцев.
                        Трак гусеницы с открытым шарниром имеет два цевочных окна для
                        Гусеницы с РМШ и гусеницы с открытым шарниром

                        Основная гусеница танка Т-72 была с РМШ, ОМШ мог использоваться в случае необходимости, но при её эксплуатации уж точно лучше было не гонять
                      6. +2
                        23 июня 2022 06:34
                        Цитата: svp67
                        Сергей Суворов,

                        Не имею чести знать такого
                        Танкист с немалым опытом, военный учёный и интересный автор.
                        Цитата: svp67
                        Странный вывод.
                        По косвенным.

                        Цитата: svp67
                        А он только про Т-64 писал, про иные танки нет? И если писал, то что про их ходовую писал?
                        Разумеется писал. Ходовую Т-72 откровенно хвалил за надёжность, кроме нюанса о забиваемости на болотах из за близкого расположения катков. И упоминал о том, что при создании Т-72 уральцы ОТКАЗАЛИСЬ от ходовой Т-64 из за неустойчивости к каменистым грунтам.
                        https://booksprime.ru/books/tank-t-72-vchera-segodnya-zavtra/?ysclid=l4qfyq32qn137653805#dnld-block



                        Цитата: svp67
                        Основная гусеница танка Т-72 была с РМШ, ОМШ мог использоваться в случае необходимости, но при её эксплуатации уж точно лучше было не гонять
                        Да, было такое, но как оказывается и Т-62 как основную, имел гусеницу с РМШ, так что Ваше
                        Цитата: svp67
                        то больше всех "тянулись" старые гусеницы танков Т-54...Т-62 с металлическим шарниром, по причине его изнашиваемости при движении,
                        относится и к гусеницам с РМШ, а значит к определяющим факторам для сбрасывания не совсем годится.


                        Цитата: svp67
                        Ну конечно...а рядом, так все сыпалось, это я просто не замечал...
                        Ну сброс на ровном прямом ходу всё таки не рядовое событие. Однако о Т-72 таких случаев вообще не упоминается.
                      7. 0
                        23 июня 2022 11:23
                        Цитата: Владимир_2У
                        Ну сброс на ровном прямом ходу всё таки не рядовое событие

                        О котором я услышал только от Вас... Так, что действительно, событие не рядовое... Потому, что за все время эксплуатации такого не видел и даже не слышал об этом.
                  2. +4
                    23 июня 2022 06:01
                    Цитата: svp67
                    Пока вес танка вписывался в 40 тонн, она вполне соответствовала, как только превысила 42-тонн, тут её прочностной запас и закончился

                    Тут надо учитывать , что изначальный вес Т-64 был "аж" 34 тонны , и для такого веса подвеска и ажурные гусеницы были вполне соответствующими . Но вес начал расти с первых же модификаций ... и начались проблемы .
                    1. +2
                      23 июня 2022 11:25
                      Цитата: bayard
                      Тут надо учитывать , что изначальный вес Т-64 был "аж" 34 тонны ,

                      Ну, да, за время эксплуатации вес танка вырос более, чем на девять тонн, у Т-72 этот показатель значительно ниже.
                      1. 0
                        24 июня 2022 10:24
                        Раз уж у вас тут зашел спор о катках,вот вам мнение от украинского танкиста).на 6.40.
                      2. +2
                        24 июня 2022 11:27
                        Цитата: Lyutens
                        от украинского танкиста)

                        Ересь он несет. Пусть покажет хоть одно фото "разутого" Т-72 на Донбассе, таким образом. На Урале хватает и чернозема и глины, да столько и такого качества, что Украине только мечтать, и как то Т-72 за этим не разу замечен не был
                      3. +2
                        24 июня 2022 11:59
                        Ну вряд ли у него такое фото есть.К тому же каждый кулик хвалит свое болото,он на т64-бв ездит,понятно что ему эта машина ближе.
                      4. 0
                        24 июня 2022 12:37
                        Цитата: Lyutens
                        ему эта машина ближе.

                        Соглашусь. И тем не менее, Т-64 проигрывает Т-72 этот конфликт
                      5. +2
                        24 июня 2022 12:58
                        Ну как таковых танковых боев похоже и нет уже.За все время я лишь одну перестрелку т-64 против т 80 нашел(дрон заснял).И то наш т-80 был на видео невиден,просто написано что он поджег т-64.Этого парня просили некоторые умники заснять танковый бой,но он культурно послал-некогда в бою такой фигней страдать.Хотя судя по его ответам ,он много чего снимает,но до конца конфликта лишнее не хочет ничего выкладывать.
    2. +2
      23 июня 2022 00:18
      Слабость ходовой чуть ли не при создании отмечали
      Совершенно верно ! На Т-64А(Б) не служил, только на Т-62М и Т-72А, но были у нас офицеры заменившиеся из ГСВГ , где им довелось вкусить все прелести Т-64А(Б).... Так вспоминали этот продукт танкопрома , по большей части , лаконично матерно! И в отношении этой самой ходовой, и по части силовой установки. В ходовой весьма часто вылетали торсионы... А с этими маленькими, узенькими каточками желательно на песчаный грунт не заезжать , ибо была вероятнось потерять гусеницу, а то и две, после чего наступал технический трындец - танк фактически ложился на брюхо, т.к. эти опорные каточки легко проваливались в песок!(( После , порой негативного опыта запуска двигателей образцов Т-64, лёгкий запуск Т-62 и Т-72 "германцы" воспринимали просто с умилением! Зато они там (в ГДР) получили бааальшой опыт замены двигателей Т-64 - благодаря несовершенной системе воздухоочистки там угробить двигатель весьма легко, что и происходило на практике весьма часто!
      И все эти детские болезни Т-64А (Б) сохранялись весьма долго...., да и наврядли устранились!
      1. +3
        23 июня 2022 04:09
        Цитата: militarist63
        И все эти детские болезни Т-64А (Б) сохранялись весьма долго...., да и наврядли устранились!

        Спасибо, воспользовался Вашим комментом (частью) как аргументом, надеюсь Вы не против?
      2. 0
        23 июня 2022 05:18
        Цитата: militarist63
        Совершенно верно ! На Т-64А(Б) не служил

        Очень похоже на "не читал, но осуждаю"
        И на каком основании Вы тогда делаете выводы? На основании разговоров. Так я про любой танк могу Вам столько "страхов" поведать, благо послужить удалось почти на всей линейки, что не знай Вы их то же "бояться" начнете
    3. +1
      6 сентября 2022 21:46
      Позвольте не согласиться. Харьковское КБ вместе с городом должно работать на российскую оборонку.
  2. +16
    22 июня 2022 04:54
    Судя по фото, в машине традиционно сдетонировал боекомплект.

    Эта проблема не только ВСУ, но и российских танков. Вот как с ней борются наши.
    "Поэтому мы полный БК давно не возим. Только «конвейер» под ногами. Двадцать два снаряда вполне хватает! Потому как если «заптурят», то при открытых люках и пустой боеукладке есть шансы отделаться контузией, а вот если в немеханизированную боеукладку – а она по кругу башни стоит – попадет, то хана! Детонация. Башню сразу откинешь…
    Иногда, когда у «укропов» плотность средств противотанковых высокая, так вообще пять снарядов загрузишь, отвезешь, навалишь им, и снова за пятью возвращаешься."
    http://k-politika.ru/ukropy-nas-xorosho-znayut-kakuyu-rol-sygrali-tanki-pri-vzyatii-mariupolya/?utm_source=warfiles.ru
    1. +10
      22 июня 2022 05:14
      Удивительно живучий миф насчёт пользы открытых люков от кумулятивного боеприпаса :)
      1. +4
        22 июня 2022 05:24
        Характер российской спецоперации серьезно осложняет точный подсчет уничтоженных, либо временно выведенных из строя танков.
        ха... у Коношенкова,всё до копейки,каждый день !
        1. +4
          22 июня 2022 11:33
          Цитата: kytx
          Удивительно живучий миф насчёт пользы открытых люков от кумулятивного боеприпаса :)
          Основная причина открытых люков - контуженный человек плохо соображает и при покидании танка иногда не в состоянии открыть люк, если он на стопоре. Об этом здесь уже говорили.
          1. 0
            22 июня 2022 21:20
            Так и получают контузии именно от открытых люков! Хотя, при возгорание БК именно открытые люки могут спасти жизнь, да и с ситуационной осведомленностью командиров наших танков все не очень - так зачастую до самого начала боя в люках и торчат.
      2. 0
        22 июня 2022 05:25
        Цитата: kytx
        Удивительно живучий миф насчёт пользы открытых люков от кумулятивного боеприпаса :)

        Зависит от толщины брони, где то К-струя и всё, а где то чуть не половина всего взрыва вламывается. Думаю что для танков люки лучше закрытыми держать. hi
        1. +2
          22 июня 2022 11:33
          ударная волна от близкого взрыва замечательно заходит в боевое через открытые люки и запросто можно получить контузию.
      3. Dos
        +1
        22 июня 2022 15:52
        hi Ага! Сидеть будешь как живой ...
    2. +2
      22 июня 2022 05:27
      Цитата: riwas
      Вот как с ней борются наши.

      Как я понял в новейших модификациях Т-90 это решается вынесением доп БК из боевого отделения в забашенную корзину.
      1. +4
        22 июня 2022 09:36
        Да, примерно так.
    3. +3
      22 июня 2022 13:48
      Цитата: riwas
      Поэтому мы полный БК давно не возим. Только «конвейер» под ногами. Двадцать два снаряда вполне хватает!

      Логично. Больше возить и смысла нет, ибо перезарядка АЗ/МЗ распиханными по всему БО снарядами и зарядами прямо на передовой - это из рода фантастики. Всё равно для перезарядки надо отходить в укрытие - и ничего не мешает хранить БК там или подвезти его туда.


  3. +2
    22 июня 2022 06:44
    Как минимум возникают сложности с тремя типами двигателей – турбопоршневыми с двумя коленчатыми валами, V-образными и газотурбинными. Это накладывает серьезные ограничения, особенно в условиях длительного военного конфликта


    Автор опять перепутал названия двигателей. Турбопоршневых двигателей с двумя валами нет. Есть дизельные двигатели со встречными поршнями и двумя коленвалами и турбонаддувом. Названия двигателей Т-64 и Т-72, соответственно 6ТДФ 6-цилиндровый дизель с турбонаддувом форсированный с горизонтальным расположением цилиндров с встречными поршнями и двумя коленвалами и на Т-72 12-цилиндровый дизель с турбонаддувом В-46, с V-образным расположением цилиндров, потомок легендарного В-2.
    Есть газопоршневые двигатели с дизельным двигателем-компрессором без коленвалов, там мощность снимается с вала турбины, т.е. газотурбинный двигатель с поршневым мотор-нагнетателем, на танках они не используются.
    На Т-80 применяется газотурбинный двигатель с двумя турбонагнетателями, поэтому он трехвальный.
  4. +3
    22 июня 2022 07:08
    "Точный подсчет будет возможен только после окончания спецоперации и перехода под контроль союзной армии всей территории Украины." - просто безбрежный оптимизм после четырёх то месяцев с начала войны))
    1. -5
      22 июня 2022 09:06
      А там рано или поздно исчерпание ресурсов и зима, так что даже вдали от передовой станет очень холодно и голодно. Не говоря уже о том, что разведка не может не искать среди ВСУ генералов, готовых открыть фронт, или устроить переворот.
      1. -1
        22 июня 2022 09:45
        Разведка может искать, работа у неё такая. Найдёт ли? Так то верховный еще в начале войны обращался к генералам с предложением свергнуть "наркоманов" и взять власть в свои руки, с ними, мол, легче договориться. Призыв остался безответным уже 4 месяца)
        Про исчерпание ресурсов - это верно. Учитывая, что "коалиция Рамштайн" имеет более 50% мирового ввп, а РФ - около 2%, сразу же вспоминается поговорка, что пока толстый сохнет - тощий сдохнет.
  5. 0
    22 июня 2022 08:31
    При описании машин серии Т-64 важно отметить, что тепловая заметность двигателей 5ТДФ и 6-ТД несколько ниже, чем у российских Т-72 и Т-90. Причина в особом рабочем цикле двигателя, большем расходе воздуха и специфической эжекционной системе охлаждения.
    Меньше????????? Вот не соглашусь. Я бы еще поверил, что она меньше чем у Т-80 с ГТД, но не с Т-72.
    1. 0
      22 июня 2022 10:30
      Вот не соглашусь. Я бы еще поверил, что она меньше чем у Т-80 с ГТД, но не с Т-72.

      Да, соглашусь с Вами. Так как объемный КПД 2-х тактника намного меньше чем 4-х тактника.
  6. +3
    22 июня 2022 09:02
    Судя по фото, в машине традиционно сдетонировал боекомплект.


    Есть разница, взорвался танк сразу, или продолжал гореть после эвакуации или гибели экипажа, и в итоге бахнул БК. Очевидно, что в последнем случае уже нет разницы, просто танк выгорел, или башню оторвало, все равно на переплавку.

    Боевое крещение танки получили летом 1992 в Бендерах, когда достаточно успешно противостояли молдавским «Рапирам» и гранатометам.


    Че-го? Да там ЕМНИП было-то 2 попадания в танки, в т. ч. "рапирой" бок пробило.

    и даже частично российские трофейные машины. Оценку эффективности и численности бандеровских трофеев оставим за рамками этого материала – здесь даже примерно не подойти к истине


    А там может возникнуть вопрос, а что считать трофеями, т. к. даже разбитая вражеская машина, оставшаяся после боя уже трофей, возможно, он ремонтопригоден на месте, возможно, на заводе. А возможно, его через 2 часа бросили, и противник его обратно растрофеил, т. к. добить было некогда. Или добили, хотя перед этим фотографировались рядом с ним.

    Обычно, если экипаж бросает танк, то на это есть веская причина, и даже совершенно исправный танк, загнанный по башню в болото, не получится без серьезных усилий по его вытаскиванию.

    В целом для укров возможности по захвату в последние месяцы следует оценивать, как очень низкие, поле боя за ними не остается, колонны в засады не попадают.

    националисты каждый день выбивают не менее 12–15 танков союзных войск.


    Ну подбивать могут, благо целей у них хватает, это российским противотанкистам скоро не на чем будет тренироваться. Только 70-80% подбитых, скорее всего, быстро ремонтируются. Т. е. безвозвратные потери могут быть 2-4 ед. бронетехники в сутки. А самих укров, как я понимаю, ситуация такова, что технику прячут, и потери низкие, потом, подкопившись, прут в очередной наступ разом теряют 20-30 машин, и все повторяется.
  7. +2
    22 июня 2022 09:37
    О "Булатах" отзывы бандеротанкистов исключительно матерные, машина перетяжеленная - ходовка не выдерживает. По пересеченной местности на максималке ездить нельзя - ломаются торсионы, это о подвижности. Второй момент - уже неоднократно отмечали, что короба ДЗ на бандеровских танках висят, но они пустые. Т. е. только для красоты, это же касается танков полученных из Польши, говорили что их дооборудуют ДЗ, но под Лисичанском показывали без ДЗ.
  8. +2
    22 июня 2022 18:04
    Цитата: Bad_gr
    Цитата: kytx
    Удивительно живучий миф насчёт пользы открытых люков от кумулятивного боеприпаса :)
    Основная причина открытых люков - контуженный человек плохо соображает и при покидании танка иногда не в состоянии открыть люк, если он на стопоре. Об этом здесь уже говорили.

    Я не про это.
    Среди танкистов ходила легенда что при пробитии кумулятивом происходит перепад давления, а открытые люки как аварийный клапан сбрасывают давление. Сто раз опровергали что объема струи по отношею к внутреннему объему не хватит для создания избыточного давления, но все равно.

    Ну а так да. Если люки открыты шансов свалить больше.
    Видел как танкисты дёргают из танка после попадания, был удивлен их природной резвостью.
    1. +1
      22 июня 2022 18:10
      Цитата: kytx
      Среди танкистов ходила легенда что при пробитии кумулятивом происходит перепад давления, а открытые люки как аварийный клапан сбрасывают давление

      Это неправда, да.

      Цитата: kytx
      Если люки открыты шансов свалить больше

      Люки командира и наводчика открываются одной рукой за секунду.
      Люк механа - заметно дольше, но о нем сейчас речь не идет, как я понимаю. Обычно люк механа в бою закрыт.

      Цитата: kytx
      Видел как танкисты дёргают из танка после попадания, был удивлен их природной резвостью

      Вас туда посадить - еще не так побежите, поверьте.
      1. +2
        22 июня 2022 20:52
        Нисколько не сомневаюсь
  9. -1
    23 июня 2022 00:09
    Ну, российские танкисты воюют тоже на советском наследии, если что.Да конечно с числом потерянной бронетехники ЦИПСО у украинцев перегибает,но у них работа такая,это понятно.Не понятно,если у нас всё так замечательно, чего ж тогда туда погнали Т - 62 или Т - 80 БВ с хранения,не говоря уж о многочисленных примерах применения мягко говоря несвежих версий Т -72?)
    Вот этот пёрл особенно понравился)))):
    "Точный подсчет будет возможен только после окончания спецоперации и перехода под контроль союзной армии всей территории Украины"
    Родной , дай Боги Донбасс весь занять хотя - бы до конца года и Херсон отстоять)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»