Военное обозрение

С юбилеем, наш дорогой «Крокодил»!

80

Эпиграфом к данной статье я хочу взять слова своего бывшего соседа, уже покинувшего нас, подполковника артиллерии Николая Семеновича Савинова. Мы часто с ним общались по-соседски, и однажды заговорили о музыке.


«Да… ерунда (примерный перевод) ваша музыка. И наша. Вот когда ты сидишь пять часов на дороге под прессом душманов, которые тебя закрыли с двух сторон и прессуют, и вдруг урчание со свистом, а потом вот этот «шмург» от НАРов, а ты не успел уши закрыть и полу оглохший орешь от восторга черт знает, что, потому что в горах, откуда по тебе лупили, распухают взрывы – вот это самая классная музыка».

Товарищ подполковник, имевший за Афганистан орден Красного знамени и медаль «За отвагу», плюс за свои африканские проделки «Октябрьскую Революцию» (я писал о том, как и за что вручали нашим военным этот партийный орден), в жизни толк знал и понимал. И если для него лучшей музыкой в памяти остался наш сегодняшний герой – не смею оспаривать.

Итак, Ми-24.


По мировой классификации он как бы вечно второй. Второй в мире специализированный ударный вертолет (после АН-1 «Кобра»), второй по массовости выпуска после АН-64 «Апач». Но в наших кругах он первый и более того, пользующийся до сих пор уважением и любовью по многим причинам, первая из которых - это НАШ вертолет. Весьма, кстати, весомая.

Начнем наш обзор с уже далеких 60-х годов прошлого века. Именно в те годы прогресс помчался семимильным шагами и концепции, появившиеся во время Второй мировой войны, начали потихоньку уходить в историю. Появились новые виды вооружений и новые принципы их применения.

То, что Михаил Леонтьевич Миль смог реализовать концепцию «летающей БМП», то есть, вертолета, способного не только перевозить отделение солдат вместе с оружием, но и оказывать этому отделению огневую поддержку – это просто говорит о том, что Миль был выдающимся гениальным конструктором.


Вообще на тот момент вертолета, отвечающего таким требованиям (переброска отделения солдат и огневая поддержка) в советских войсках не было. Ми-2 оказался явно неудачным, Ми-4 устарел и уходил на покой, Ми-22 из-за своих размеров и массы не отвечал требованиям задачи.

Нужен был новый проект.

Кстати, стоит отметить, что американцы не смогли скрестить «ужа и ежа» и потому по сей день пользуются парами специализированных вертолетов. Сперва это были транспортный UH-1 «Ирокез» и ударный АН-1 «Кобра», а потом им на смену пришли UH-60 «Блэк Хок» и АН-64 «Апач».

Но в те времена известнейшая фирма «Сикорский» выставила свой проект S-67, который был своего рода аналогом Ми-24, но вот армия не захотела ломать устоявшиеся традиции и от S-67 отказались.

Ми-24А


С юбилеем, наш дорогой «Крокодил»!

Первый полет: 1969

В ОКБ Миля был накоплен немалый опыт постройки вооруженных вертолетов, и ОКБ очень быстро подготовило два техпредложения. Первое - по семитонному вертолету с одним двигателем ТВЗ-117, и второе - по вертолету массой в 10,5 т с двумя такими же двигателями. В конкурсе приняло участие и ОКБ Камова, предложившего сухопутный вариант своего Ка-25.

Больше понравилась военным машина Миля, но вот вооружение категорически не устроило и Милю было предложено заменить пушку ГШ-23 на крупнокалиберный пулемет, а реально существовавшие ПТУР на только разрабатываемый комплекс «Штурм» с полуавтоматическим наведением на цель. «Штурм» потребовал замены прицельного комплекса, установки лазерного дальномера, стабилизированных прицелов летчика и оператора. Плюс встал впрос об установке на вертолет комплекса обороны.

В общем, реально получилась машина будущего. В проекте.

Как всегда, когда было очень надо, советские конструкторы продемонстрировали умение работать в очень быстром темпе. Летом 1969 года был собран первый экземпляр вертолета. Решение было принято просто шедевральное, новую машину решили максимально унифицировать с Ми-8 и Ми-14, отработанными и проверенными вертолетами.


Конечно, были и отличия. Лопасти несущего винта сделали короче, крыло, которое служило не только для подвески вооружения, но и создавало до 25% подъемной силы. Интересным решением стал наклон вала несущего винта на 2,5 градуса от вертикали вправо. Это было сделано для компенсации тяги рулевого винта при зависании или боковом скольжении, что по мнению конструкторов обеспечивало большую точность при стрельбе из неподвижного оружия.

Кабину экипажа сделали весьма оригинальной (она получила прозвище "веранда"): впереди сидел стрелок-оператор, а за ним, выше и со смещением влево расположили летчика.


Управление было общим, то есть, у оператора, который управлял пулеметной установкой, наводил ракеты и сбрасывал бомбы, был дублирующий комплект управления, и оператор мог в случае выхода из строя летчика взять управление на себя. В свою очередь летчик мог осуществлять пуск ракет и стрелять из пулемета, если тот находился в зафиксированном центральном положении.

Защищали экипаж боковые бронелисты кабины, лобовое стекло было пуленепробиваемым, бронирование имело сиденье летчика. Бронировались и капоты двигателей. Кроме того, экипажу выдавались каски и бронежилеты в качестве дополнительной защиты.

Кабина для десанта оборудовалась в средней части машины и вместе с кабиной экипажа образовывала герметичный отсек, снабженный кондиционерами воздуха и небольшим избыточным давлением. Это было бы полезно при пролете над зараженными после ядерного взрыва районами. Кабина десанта оснащалась грузовой стрелой с электрической лебедкой грузоподъемностью 1500 кг. Таким образом вертолет можно было бы использовать для перевозки различных грузов, в том числе и эвакуации раненых.

Шасси было сделано убирающимся, в отсеки, которые закрывались створками.

Двигатель ТВЗ-117 был в то время одним из лучших в мире и ничем не уступал американским и европейским. Взлетная мощность 2200 л.с., номинальная 1700 л.с. Если один из двигателей выходил из строя, то второй автоматически переходил во взлетный режим. Запас топлива в пяти протектированных баках составлял 2125 литров.

Еще один интереснейший момент: Ми-24 построили как вертолет намного раньше, чем его комплект вооружения. И «Штурм», и скорострельный крупнокалиберный пулемет готовы не были. Поэтому для испытания боевых качеств вертолета установили ПТУР «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулеметную установку НУВ-1 с пулеметом А-12,7.

19 сентября 1969 года Ми-24 произвел первый отрыв от земли и зависание. Государственные испытания начались в июне 1970 года и продолжались полтора года. Испытания велись очень активно и в целом подтвердили расчетные данные.


В варианте боевого вертолета, с вооружением и без десанта, Ми-24 при нормальной взлетной массе 11 тонн имел максимальную скорость 320 км/ч и крейсерскую - 270 км/ч, а в транспортном - 340 км/ч и 280 км/ч соответственно.

Но из-за задержек с вооружением первые 250 вертолетов, получивших название Ми-24А, пошли в войска с комплексами «Фаланга-М» и пулеметом А-12,7. Они поступили в войска под названием Ми-24А. Некоторое количество вертолетов было выпущено в качестве учебных Ми-24У. Эти машины отличались от Ми-24А отсутствием пулемета и установкой вместо него полноценного пилотажно-навигационного комплекса и стандартного комплекта управления.

Во время строительства первой серии Ми-24А был отправлен на испытания Ми-24Б, который отличался от предшественника пулеметной установкой УСПУ-24 со скорострельным пулеметом ЯКБ-12,7.


Установка управлялась дистанционно с помощью прицельного комплекса КПС-53АВ, пулемет Якушева-Борзова выдавал до 4500 выстрелов в минуту, в состав системы управления стрелковым вооружением вошел аналоговый вычислитель и был установлен модернизированный комплекс ПТУР «Фаланга-П» с системой наведения «Радуга-Ф». Все это повысило точность поражения целей в три раза, но вертолет был отклонен. Опыт эксплуатации Ми-24А в частях выявил весьма существенный недостаток: совершенно неудовлетворительный обзор с места пилота

ОКБ Миля отреагировало, создав к началу 1971 года совершенно новую носовую часть, где летчик и оператор располагались друг за другом на разных уровнях в изолированных бронированных кабинах.

Также было внесено изменение в конструкцию «по многочисленным просьбам» летчиков в виде перестановки рулевого винта с левой стороны на правую. Винт из толкающего стал тянущим, возросла его тяга, несмотря на то, что возросли и потери от обдува винтом балки.

Так сложился привычный нам вид Ми-24.

Экипажи отмечали хорошую управляемость и маневренность, впечатляющие пилотажные качества. Не обошлось без недостатков, вызывали нарекание двигатели с небольшим ресурсом и плохой обзор. Выяснилось, например, что при полетах ночью на малой высоте в плоских лобовых стеклах кабин отражались огни на земле, что ухудшало видимость и даже приводило к потере пространственной ориентации.

Новаторское убирающееся шасси тоже доставляло немало проблем. Ладно, летчики, привыкшие к Ми-8 или Ми-4 забывали его убирать после взлета, так было намного хуже, когда они забывали его выпустить перед посадкой!

Еще одним серьезным недостатком было отсутствие полноценного управления у оператора. В случае выхода из строя пилота посадить вертолет с места оператора могли только очень грамотные летчики.

Особенно вызывал нарекания откровенно устаревший комплекс управления вооружением от Ми-4. Точность попадания ПТУР не превышала 30%.

Тем не менее, вертолет пошел в войска и более того, его начали активно продвигать на экспорт, поставив в итоге в 21 страну. И за 20 лет «Крокодил» принял участие в трех десятках локальных конфликтов по всему миру.


Боевое крещение Ми-24 принял в ходе эфиопо-сомалийской войны в 1978 году. Дебют удался: так как у противостоящей стороны (Сомали) не было толкового ПВО, то Ми-24, в кабинах которых сидели кубинские летчики, подготовленные в СССР, творили на полях сражений откровенный беспредел. Победив сомалийцев, эфиопы тут же перешли к гражданской войне, в которой около четырех десятков Ми-24А приняли самое непосредственное участие. Вертолеты использовались вплоть до 1991 года, когда Эфиопия разделилась на Эритрею и Эфиопию.

В 1979 году Ми-24А оказались в составе вооружения армии Афганистана. С их помощью афганская армия боролась с моджахедами. Применение было весьма эффективным, поскольку у моджахедов практически не было ПВО, хотя потери были. Руководство Афганистана настоятельно просило СССР прислать еще вертолетов, но следующие поставки произошли только когда советская армия ввела свой контингент в страну.

В том же 1979 году при помощи Ми-24А ливийская армия наводила порядок в Чаде, где шла гражданская война между проливийской группировкой Г. Уэддея и режимом Х. Хабре.


Так начинался долгий боевой путь Ми-24, который продолжался не одно десятилетие.

ЛТХ Ми-24А


Диаметр несущего винта, м: 17,30
Диаметр рулевого винта, м: 3,91
Длина, м: 21,50
Размах крыла, м: 6,66
Площадь вращающегося винта, м.кв: 235,00

Масса, кг
- пустого: 7 675
- нормальная взлетная: 10 500
- максимальная взлетная: 11 000

Двигатель: 2 х ТВаД «Климов» ТВ3-117 х 2200 л.с.
Максимальная скорость, км/ч : 320
Крейсерская скорость, км/ч: 270
Перегоночная дальность, км: 1 000
Практическая дальность, км: 450
Практический потолок, м: 4 950
Статический потолок, м: 1 400

Экипаж, чел: 3

Полезная нагрузка: до 8 солдат, или 4 носилок с ранеными, или 1500 кг груза (максимально - 2400 кг) или 2000 кг на внешней подвеске.

Вооружение:
- один 12,7-мм пулемет А-12,7 (900 патронов)
Боевая нагрузка - до 1 275 кг на 6 узлах подвески:
- 4 х ПТУР 9М17М Фаланга-М;
- 4 х УБ-32А-24 (128 НАР С-5М1, С-5МО, С-5КБП, С-5КО и С-5-О);
- 8 х ОФАБ-100, 4 х ОФАБ-250, 4 х РБК-250, 2 х РБК-500, 2 х КМГУ-2, 2 х ОДАБ-500, 2 х ЗБ-500

Ми-24Д



Первый полет: 1972

Это полноценная работа над ошибками по итогам боевого применения Ми-24А. Кабина раздельная от Ми-24Б, новый противотанковый комплекс «Штурм-В». Вертолету присвоили название Ми-24В, но увы, в серию он не пошел из-за того, что доводка комплекса «Штурм-В» затянулась до неприличия.


Потому было принято решение выпускать вертолет с новой кабиной от Ми-24Б, но комплектом вооружения от Ми-24А. Назвали машину Ми-24Д и в 1973 году начали ее массовый выпуск. А в качестве бонуса вертолет получил еще противообледенительную систему, которая была с большим успехом испытана в том же 1972 году.


Всего с 1973 по 1977 годы было построено около 350 вертолетов Ми-24Д.

Ми-24П



Первый полет: 1974

Это был очень интересный эксперимент по увеличению стрелковой мощи вертолета. Изначально заказанный пулемет ЯКБ-12,7 был хорош для небронированной техники и живой силы, но для борьбы с БТР и БМП мощности 12,7-мм пули уже не хватало. Конечно, все зависело от того, в кого, под каким углом и с какого расстояния надо было стрелять, однако стало ясно, что для поражения легкой бронетехники нужен более солидный калибр и бронебойный снаряд.


В 1974 году в ОКБ Миля начали работать над этим вопросом и, надо отметить, отработали очень своеобразно, установив на вертолет пушку Грязева-Шипунова ГШ-30К или ГШ-30-2. Это было очень мощное и надежное оружие с просто восхитительной скорострельностью до 3000 выстрелов в минуту. Единственным минусом этой пушки был ее вес и размеры.


Естественно, о том, чтобы двуствольную пушку разместить на подвижной установке от 12,7-мм пулемета, речи не шло. Это не давали сделать и вес, и размеры, и отдача при стрельбе. Потому было принято решение установить ГШ-30К как на штурмовике Су-25 – неподвижно, а ведение огня возложили не на оператора, а на летчика, который мог наводить пушку всем корпусом вертолета. Гашетку вывели на ручку управления пилота.

Кроме того, пришлось удлинить стволы и оснастить их специальными насадками, которые выводили дульную волну за габариты вертолета.

Размещение такого монстра и доводка заняли целых пять лет, но в апреле 1981 года Ми-24П был запущен в производство.


Вообще реальное применение ГШ-30К показало ее некоторую избыточность. Для поражения основного большинства целей из «номенклатуры» Ми-24 было бы достаточно более легкой пушки калибром 30-мм.

Однако Ми-24П отработали свои задачи и в Афганистане, и во время обеих чеченских кампаний. Под маркой Ми-35П вертолет поставлялся и на экспорт.

Ми-24ВМ



Первый полет: 1999

Попытка модернизировать старый вертолет под изменяющиеся требования современности. Стоит отметить, что попытка была весьма серьезная: стеклопластиковые лопасти обеих винтов, новый комплект вооружения, бортовое оборудование, обеспечивающее круглосуточное применение.


Был уменьшен размер крыла, размах сократили до внешнего пилона, но на количестве несомых ракет это не отразилось: все те же 16 ракет, но более совершенные ПТУР «Атака». СОЭП-1В «Липа» была заменена на станцию защиты «Мак-УФМ». «Липа» защищала Ми-24 от ракет класса «воздух-воздух» с инфракрасной ГСН, а «Мак» был предназначен для работы против ракет ПЗРК с такими же головками. Поэтому новую станцию защиты разместили на нижней поверхности хвостовой балки, так как основной сектор появления ракет ПЗРК снизу-сзади.

Пушку ГШ-30К или пулемет ЯКБ-12,7 заменили на пушку ГШ-23, установленную на установке НППУ-23, которая обеспечивала подвижность ствола пушки -60/+60 градусов по углу места и +10/-40 градусов по азимуту.


Для того, чтобы работать в любое время суток, вертолет получил новый оптико-электронный прицельно-обзорный комплекс, очки ночного видения для экипажа и тепловизионный прицел.

Шасси было сделано неубирающимся. Да, убранное шасси давало прирост скорости на 10 км/ч и уменьшенный расход топлива, зато в случае невыпуска шасси при посадке в случае поломки или забывчивости экипажа вертолет реально выходил из строя надолго. Плюс неубирающееся шасси сэкономило 120 кг массы.

Радиооборудование боевой системы тоже подверглось изменениям. На смену комплексам «Штурм» и «Радуга-Ш» пришел комплекс «Тор-24» для наведения ракет «Атака», cнабженный лазерным дальномером и вычислительным центром БВК-24. Новая электроника позволила экипажу Ми-24 применять ракеты «воздух-воздух» 9М39 «Игла-В».

Естественно, параллельно с боевой модификацией машины существовали транспортная, способная перевозить 8 человек десанта и 1500 кг сопутствующих грузов, санитарная, позволявшая вывозить двух лежачих раненых на носилках и двух сидячих в сопровождении медработника. Санитарный вертолет оснащался кислородной аппаратурой и оперативным реанимационным блоком. Всего в ОКБ Миля было разработано пять вариантов вертолета Ми-24ВМ.

ЛТХ Ми-24ВМ


Диаметр несущего винта, м: 17,20
Диаметр рулевого винта, м: 3,84
Длина, м: 18,57
Высота, м: 4,39
Размах крыла, м: 4,77
Масса, кг
- пустого: 8 050
- нормальная взлетная: 10 900
- максимальная взлетная: 11 500

Двигатель: 2 х ГТД «Климов» ТВ3-117ВМА х 2 225 л.с.

Максимальная скорость, км/ч : 312
Крейсерская скорость, км/ч: 260
Перегоночная дальность, км: 1 000
Боевая дальность, км: 415
Практический потолок, м: 5 700
Статический потолок, м: 3 000

Экипаж, чел: 3

Полезная нагрузка: до 8 солдат или 4 носилок или 1500 кг груза (максимально - 2400 кг) или 2000 кг на внешней подвеске
Вооружение:
- 23-мм двуствольная пушка ГШ-23Л в установке НППУ-24 (б/к 250 патронов)
боевая нагрузка - 804 кг на 6 узлах подвески:
- 16 х ПТУР 9М120 «Атака-В», 2 х 9М39 «Игла-В», 4 х Б-8В20А (80 НАР С-8ДМ, С-8БМ, С-8ВМ, С-8КОМ, С-8С), 4 х Б-13Л1 (20 НАР С-13, С-13Т, С-13-0Ф), 4хС-24, 2 х ГУВ-1, 4 х ГУВ-8700, УПК-23-250, 8 х ОФАБ-100, 4 х ОФАБ-250, 4 х РБК-250, 2 х РБК-500, 2 х КМГУ-2, 2 х ОДАБ-500, 2 х ЗБ-500

Ми-24ПК(ВК)



Первый полет: 2000

Создавался параллельно с Ми-24ВМ как экспортный вариант для тех стран, у которых сложилась необходимость замены устаревших Ми-24 предыдущих серий на что-то более современное. Также имел обозначение Ми-35ПН или Ми-35ВН.

Главным отличием стала обзорно-прицельная система ОПС-24Н, обеспечивающая круглосуточное обнаружение и распознавание наземных и надводных целей, определение расстояния до цели при помощи лазерного дальномера, наведение управляемых противотанковых ракет комплекса "Штурм" или "Атака", прицеливание при применении стрелково-пушечного подвижного и неподвижного вооружения, а также неуправляемых ракет.

В состав ОПС-24Н вошла гиростабилизированная оптико-электронная система ГОЭС-342. Узнаваемый шар на стабилизированной турели в носовой части вертолета на месте, где раньше размещалась система управления ПТУРами «Радуга-Ш».


ГОЭС-342 четырехканальная, обрабатывает данные от телевизионных и ИК-каналов, ИК-пеленгатора, лазерного дальномера. Обеспечивает круговой режим обзора и в боевом режиме углы наведения +/-60 градусов, по азимуту -15/+45 градусов. Информация выводится на многофункциональные экраны летчика и оператора.

Кроме того, новинкой является пилотажно-навигационный комплекс КНЭИ-24, который значительно расширил возможности вертолета. КНЭИ-24 обеспечивает исчисление положения вертолета, используя данные спутников, либо по навигационным точкам, хранящимся в памяти системы.

Комплекс управляемого вооружения Ми-24ВК-2 позволяет экипажу ориентироваться на местности по изображениям, которые передаются на МФИ экраны с телекамеры круглосуточного применения. Возможности камеры обеспечивают распознавание цели типа «танк» днем с расстояния до 10 км, ночью не менее 4-6 км.

Экипажи вертолетов Ми-24ВК-2 имеют возможность осуществлять ночные полеты при помощи очков ночного видения ГЕО-ОНВ-1, которые позволяют обнаруживать и распознавать препятствия типа мачт ЛЭП, столбов линий связи, границ лесных массивов, отдельных деревьев и автомобилей на фоне травяной поверхности на дальности не менее 0,5 км.


Вертолеты Ми-24ВК-2 (Ми-35ВН) и Ми-24ПК-2 (Ми-35ПН) сегодня действительно очень перспективное решение именно для тех стран, которые привыкли к технике Миля и не имеют возможности приобрести более современные в техническом плане машины. Данные модернизации вполне отвечают современным требованиям в плане оснащения и могут оставаться актуальными не один десяток лет особенно в тех странах, где прогресс – дело условное.

Ми-24ПН



Первый полет: 2002

Вертолет, представляющий собой последнее слово ОКБ Миля в плане модернизации платформы Ми-24, прошедший боевое крещение во второй чеченской кампании.

Очень интересное решение в плане показателя «эффективность - стоимость». Здесь не только возможность продлить срок службы машине, как таковой, но и увеличение эффективности их службы. Главное – обеспечение круглосуточности и всепогодности применения боевых машин за счет тепловизионных систем.

В основе модификации Ми-24ПН лежит дооснащение старой, но прекрасно зарекомендовавшей себя обзорно-прицельной системы «Радуга-Ш» тепловизионной прицельной подсистемой «Зарево», разработанной на базе тепловизора «Ноктюрн». «Радуга-Ш» стоит на вооружении более 25 лет и к ней нет никаких претензий, оптические каналы вполне соответствуют современным требованиям. А вот каналы технического зрения необходимо было совершенствовать.

В итоге все вылилось в установку в дополнение к основной дневной системе ОПС 9С475 тепловизионной прицельной системы ТПП-9С475Н с тепловизионным пеленгатором, лазерным дальномером и блоком сопряжения с ОПС 9С475.

Вооружение практически не претерпело изменений, за исключением артиллерийской части. На Ми-24ПН была установлена двухствольная пушка 9-А-623К калибра 30-мм с боезапасом 250 патронов. Пушка устанавливалась на неподвижной установке НПУ-30.


В целом, Ми-24 в версии Ми-24ПН вполне актуален на любом поле боя, будь то общевойсковой бой на суше, контртеррористическая деятельность или поиск и уничтожение, например, десантных катеров.

В российской армии Ми-24ПН с 2004 года. Количество принятых армией вертолетов пока невелико и не превышает трех десятков. Однако, на фоне новых Ми-28Н и Ка-52 – это уже достижение. Стоимость модернизации Ми-24П в Ми-24ПН колеблется в районе 70 миллионов рублей, но вертолет по заверениям производителей, свободно прослужит еще не менее 10 лет. Кроме того, по подсчетам конструкторов-оружейников, эффективность применения Ми-24ПНв сравнении с Ми-24П выше не менее, чем на 50%.

ЛТХ Ми-24ПН

Диаметр главного винта, м: 17,30
Диаметр хвостового винта, м: 3,91
Длина, м: 17,51
Высота, м: 3,90
Размах крыла, м: 4,77

Масса, кг:
- пустого: 8 570
- нормальная взлетная: 11 300
максимальная взлетная: 11 800

Двигатель: 2 х ТВаД «Климов» ТВ3-117В х 2 225 л.с.
Максимальная скорость, км/ч : 320
Крейсерская скорость, км/ч: 270
Перегоночная дальность, км: 1 000
Боевая дальность, км: 450
Практический потолок, м: 4 500
Статический потолок, м: 2 000
Экипаж, чел: 3

Полезная нагрузка: до 8 солдат или 4 носилок или 1500 кг груза (максимально - 2400 кг) или 2000 кг на внешней подвеске

Вооружение:
- одна 30-мм пушка ГШ-30К (250 патронов)
- 16 х ПТУР 9М120 «Атака-В», 4 х ПТУР 9М114К «Штурм-В», 4 х УБ-32А-24 (128 НАР С-5М1, С-5МО, С-5КБП, С-5КО и С-5-О), 4 х Б-8В20А (80 НАР С-8ДМ, С-8БМ, С-8ВМ, С-8КОМ, С-8С), 4 х Б-13Л1 (20 НАР С-13, С-13Т, С-13-0Ф), 4 х С-24, ГШ-30К, 2 х ГУВ-1, 4 х ГУВ-8700, УПК-23-250, 8 х ОФАБ-100, 4 х ОФАБ-250, 4 х РБК-250, 2 х РБК-500, 2 х КМГУ-2, 2 х ОДАБ-500, 2 х ЗБ-500.


Ми-24 в модификациях участвовал в более чем 30 вооруженных конфликтах. Можно выделить самые известные:
- Эфиопо-сомалийская война (1977-1978) - первый случай боевого применения;
- Чадско-ливийский конфликт (1978-1987);
- Ирано-иракская война (1980-1988);
- Вторая гражданская война в Судане (1983-2002);
- Карабахский конфликт (1988-1994);
- Первая чеченская война (1994-1996);
- Вторая чеченская война (1999-2000);
- Иракская война (2003—2010);
- Гражданская война в Сирии (с 2011);
- Вооруженный конфликт на Украине и СВО на Украине.

Сегодня вертолет стоит на вооружении 57 стран мира.


В целом, карьера более чем впечатляющая. Для нас в первую очередь «Крокодил» - это неотъемлемый символ участия в гражданской войне в Афганистане, где вертолет весьма эффективно делал свою работу. То, что вертолет воевал по всему миру только делает ему честь, поскольку действительно, соотношение «цена/качество» у Ми-24 более чем замечательное.

Что касается сегодня, то, несмотря на наличие совершенно новых моделей ударных вертолетов, Ми-24 во всех ипостасях актуален, поскольку отвечает своей основной задаче: доставить на место десант и обеспечить ему огневую поддержку. И то, что вертолет вполне справляется с заложенной в него задачей, свидетельствует в первую очередь о том, что в ОКБ Миля умели делать боевые машины. И умеют до сих пор.


С юбилеем и вертолет, и КБ Миля, создавшего эту впечатляющую боевую машину! 50 лет в строю – это весьма много.
Автор:
80 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Аэродромный
    Аэродромный 23 июня 2022 04:11
    +22
    Слава Советским Конструкторам,что ещё сказать...50 лет в строю!
    1. Владимир_2У
      Владимир_2У 23 июня 2022 04:23
      +14
      Цитата: Аэродромный
      50 лет в строю!

      Да и послужит ещё - легенда живее многих!
      А вообще, глянув на заголовок удивился - подумал: еще бы "Ералаш" поздравили! laughing
      1. ROSS 42
        ROSS 42 23 июня 2022 05:25
        +19
        Цитата: Владимир_2У
        А вообще, глянув на заголовок удивился - подумал: еще бы "Ералаш" поздравили!

        Есть с чем. В этом году журналу «Крокодил» исполнилось 100 лет.
        «Крокодил» основан в 1922 году, сначала — как приложение к «Рабочей газете», и выпускался раз в неделю. Согласно мемуарам карикатуриста Бориса Ефимова «Десять десятилетий», вначале у этого иллюстрированного приложения не было названия (сам он просто называл его «Приложением»). В приложении имелась, по словам Ефимова, «сатирическая часть», которая «расширялась из номера в номер и вскоре „Приложение“ по существу превратилось в самый настоящий сатирический журнал, у которого только не было своего имени». Название «Крокодил» придумал молодой сотрудник «Рабочей газеты» Сергей Гессен. Константин Еремеев (первый редактор журнала) его поддержал.
        *****
        Что по теме? Хотели, могли, старались, любили своё дело. В результате получалось то, чего хотели.
        1. татарин 174
          татарин 174 23 июня 2022 06:16
          +3
          Гордость НАША!!!
          1. Татьяна
            Татьяна 23 июня 2022 11:59
            +2
            Ай, красавец! Трудяга! И действительно на мордашку и туловищем - "Крокодил"! good

            1. Татьяна
              Татьяна 23 июня 2022 12:12
              0
              Михаил Леонтьевич Миль смог реализовать концепцию «летающей БМП», то есть, вертолета, способного не только перевозить отделение солдат вместе с оружием, но и оказывать этому отделению огневую поддержку – это просто говорит о том, что Миль был выдающимся гениальным конструктором.

              Ай да Миль - гордость наша!
              Михаи́л Лео́нтьевич Миль — советский конструктор вертолётов и учёный, доктор технических наук (1945), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958)...
              Родился: 22 ноября 1909 г., Иркутск, Российская империя
              Умер: 31 января 1970 г. (60 лет).

              Выдающиеся авиаконструкторы Михаил Миль
            2. Bad_gr
              Bad_gr 23 июня 2022 18:49
              +3
              Цитата: Татьяна
              И действительно на мордашку и туловищем - "Крокодил"!
            3. lucul
              lucul 23 июня 2022 19:40
              0
              Ай, красавец!

              Для меня Ми-24 - это икона стиля русского оружия. Романский (русский ) стиль в дизайне для него ну крайне удачный.
            4. свой1970
              свой1970 1 июля 2022 12:25
              +1
              Служил в ОБАТО.Однажды наши летуны на стрельбах вышли вместо мишений на машины обеспечения...
              Хвостами покрутили - примерясь как долбануть но поняли что залетели не туда и свалили....
              До сих пор помню острое желание закопаться поглубже - когда на тебя Крокодил смотрит....
              Хотя мозг понимал что стрелять точно не будут- слишком народу много по плошадке заметалось lol
    2. Старый электрик
      Старый электрик 23 июня 2022 15:34
      +12
      8 июня 1982 года в Ливане сирийский вертолет Ми-24 «Крокодил» атаковал колонну израильской бронетехники. На помощь своим израильтяне вызвали пару истребителей F-4 «Фантом». Заходя на атаку, на расстоянии 8 км от Ми-24 «Фантом» выдал себя излучением радиолокатора. Вертолет запеленговал сигнал и выпустил две управляемые ракеты. Обе ракеты попали в цель, разнеся в клочья израильский истребитель.
      27 октября 1984 года, во время Ирано-иракской войны произошёл схожий инцидент. Действующие лица те же самые: «Крокодил» против «Фантома». Иранский истребитель выпустил по иракскому вертолету ракету, но последний летел так близко к земле, что ракета потеряла цель. Тогда иранец решил сбить противника старым добрым способом — из пушки. «Фантом» полетел навстречу Ми-24, но иракский летчик подошел к вопросу своей защиты основательно: с расстояния в 3,5 км он выпустил одновременно 32 НУРС. Иранский истребитель, конечно, пытался увернуться, но ракеты, летевшие фронтом в 150 метров на скорости в два раза, превышающей звуковую, не оставили ему никаких шансов. Пораженный «Фантом» разлетелся на запчасти и исчез с радаров.
      27 марта 2003 года колонна американской бронетехники из 39 машин двигалась в Эль-Фаллуджу. В составе колонны было 8 танков – 5 «Абрамс» мод. М1А2 и 3 мод. М1А1; 2 САУ М-109М; 2 БМП «Бредли» М3 и 7 М2; 12 лёгких колёсных БМП американских «морпехов» LAV-25А3; 5 БТР М-113; установка ПТУР «Хеллфайр» на базе БТР М-113 и две лёгких ЗРАК «Эвейнджер» на базе бронированных джипов «Хаммер». С воздуха колонну прикрывал ударный вертолет «Супер Кобра».
      В 17.45 колонна была атакована одним (!) иракским вертолетом Ми-24В. Через 7 мин. «Супер Кобра» догорала на земле, 2/3 личного состава выбыло из строя, а из техники остались танк «Абрамс» и одна БМП М3. Последовавшая за этим дуэль между F-18 и Ми-24В закончилась вничью.
      Уже 28 марта 2003 года иранский телеканал Аль-Арабиа показал выдержки из видеозаписи бортовой камеры иракского вертолёта, разгромившего американскую колонну накануне. Т.е. этот разгром амеровской колонны не фейк, а реальный бой, подтверждённый видеозаписью.
      Атака Ми-24В 27 марта 2003 года стала позорищем для американцев. Поэтому съёмочную группу Аль-Джазиры американцы не пустили к разгромленной бронеколонне, тем удалось заснять лишь дым над дорогой. После разгрома бронеколонны официальные версии американцев были одна «правдоподобнее» другой. Вначале было заявлено, что это горит скважина. Затем в швейковском стиле было заявлено, что это США героически уничтожили колонну иракской бронетехники, хотя типы машин опознавались и неспециалистом. Позднее США вообще сделали вид, что ничего подобного не происходило — это их официальная точка зрения по настоящее время.
      Интересная деталь. Оказалось, что 14,5 мм КПВ Ми-24 уверенно поражает все типы овских бронетранспортеров. И наоборот. В бою 27 марта 2003 года одна из БМП морпехов была оснащена 25мм пушкой, из которой на дистанции примерно 2 км в Ми-24 влепили 9 или 10 снарядов. Из них 4 попали в экранно-выхлопное устройство, один по двигателю, остальные по кабине. Один даже броню пробил. После чего ответным огнем LAV-25А3 порвало на портянки.
      У Саддама было всего 5 Ми-24В, уничтоживших за 11 боевых вылетов 96 ед. бронетехники, в том числе 43 танка. Когда ситуация стала безнадежной, их перегнали в Иран. На их перехват американцы подняли все, что могло летать в этом районе. Тем не менее, был подбит только один Ми-24 и то только после того, как расстрелял весь боезапас. Свои потери в этом бою американцы засекретили.
      1. Проктолог
        Проктолог 24 июня 2022 18:12
        +1
        Красивые истории (03.2003)! Не нашел, где посмотреть, проверить. Поможете ссылкой?
      2. Комментарий был удален.
    3. колумбийский_кокаин
      колумбийский_кокаин 23 июня 2022 19:42
      -12
      Цитата: Аэродромный
      Слава Советским Конструкторам,что ещё сказать...50 лет в строю!

      Слава, ага. Потом удивляемся, а чего все падает и разбивается..
      1. Касым
        Касым 24 июня 2022 22:26
        +1
        Колумбиец, этот вертолет, в отличие от своих западных аналогов, применяет АБ (авиабомбы) до ОФАБ 250 вкл - а это ... Я служил на авиаполигоне и видел в течении 2 лет его применение... В отличии от западных машин, он применяется как штурмовик. Когда такая д..у..ра летит на противника, то ... в штаны наложишь. Ми-24 может тащить более 100 НАРов - это РСЗО воздушного базирования, но более точная.
        Мишени на авиаполигоне в виде колонны танков, БТР или БМП крушит, как семечки.
        Ми-24 (Ми-35) еще долго будет в строю. Невероятная машина смерти. Самый универсальный вертолет в мире, т.к. и транспортный, так и боевой.
        "Тушите свет, глотайте пыль" - так мы его называли на авиаполигоне - после первых разрывов б\к хронометражисту нечего было делать, весь полигон в пыли. А если их звено или эскадрилья, выстраившаяся в "карусель" - это надо видеть?! hi
  2. KCA
    KCA 23 июня 2022 05:24
    +12
    Я до срочной авиацией не увлекался, да и знал всякого ничего, дядька получал журнал "Зарубежное военное обозрение", так что я больше всякие апачи рассматривал на картинках, но потом, когда над головой пролетали, сразу понял, что МИ-24 это "Крокодил" и СУ "-25" это "Грач", не зная ТТХ, эти машины какой-то мистический ужас внушали, сразу видно, что если такое на тебя зайдёт, то ппц, бежать не куда, когда два МИ-24 выскакивают в чистом поле на тебя с тихим шагом, не знаю, как режим двигателей называется, вот нет ничего, и вдруг над головой проносятся, а там НУРСов и прочей хрени столько, что глаза разбегаются, а рядом "Шилки" в автомате их ведут, уже понюхав "свой-чужой", красота
    1. Егоза
      Егоза 23 июня 2022 06:40
      +7
      Цитата: KCA
      эти машины какой-то мистический ужас внушали, сразу видно, что если такое на тебя зайдёт, то ппц, бежать не куда,

      Но ведь КРАСАВЕЦ!
      1. KCA
        KCA 23 июня 2022 06:51
        +1
        Не то слово, как будто развивали не боевые возможности, а ещё и моддингом занимались, и довели до совершенства, а конкуренты просто "Black Hawk Down", фильм, который наши не знаю как их назвать, переводят название фильма просто "чёрный ястреб", забывая давн, т.е. упавший, сбитый, обгадившийся и т.п.
  3. Eug
    Eug 23 июня 2022 05:27
    +13
    А с неба Крокодилы
    Разинув злую пасть
    Рисуют могилы
    Меняют "духам" масть
    С бубновой на крестовую
    Меняют духам масть...

    А. Бабенко "На караван"
    (из "афганского" фольклора)
    1. serg.shishkov2015
      serg.shishkov2015 23 июня 2022 06:25
      +6
      автор не указан, место- тоже
      *я вижу тебя сквозь сетку прицела!
      сквозь дымку от залпа ракет!
      я вижу тебя пока ещё целым-
      винтовку, чалму и бешмет!*
  4. serg.shishkov2015
    serg.shishkov2015 23 июня 2022 05:46
    +4
    Присоединяюсь к поздравлениям! Машина легендарная! Один раз удалось увидеть живьём! а на полке уже много лет стоит модель! Ми-24П! Рядом -не менее легендарная машина-Т34! в том -же масштабе ! Выглядит на фоне Ми-24 совсем маленьким! Троекратное ура!
  5. riwas
    riwas 23 июня 2022 06:24
    +10
    Но в те времена известнейшая фирма «Сикорский» выставила свой проект S-67, который был своего рода аналогом Ми-24, но вот армия не захотела ломать устоявшиеся традиции и от S-67 отказались.

    США оказались от десантной кабины. А насколько часто Ми-24 пользуются десантной кабиной? Может надо было иметь часть МИ-24 без десантной кабины и за счет этого повысить летные характеристики и вооружение вертолета?
    1. EvilLion
      EvilLion 23 июня 2022 08:13
      +4
      Никогда не пользовались, в Афгане он и с одним оружием взлетал с трудом.
      1. dauria
        dauria 23 июня 2022 11:06
        -2
        в Афгане он и с одним оружием взлетал с трудом.

        Что за бред ? До 87-го там ещё и бортач с ПКТ
        летал в составе экипажа . Плюс ЭВУ мощность сжирали. И при этом на БШУ брали 2 блока С-8 и две "сотки" ФАБ . За целый год был всего один случай ухода на малый газ по температуре - так там просто реально запредельную высоту попробовали выжать на висении .
        А кабина очень нужна и ТТХ нисколько не ухудшает , это просто бесплатный бонус пустого места . Его и в балке полно . Людей и барахло перебросить сразу при работе с площадки . Подсесть забрать или высадить . Или на картонной восьмёрке полетите караван досмотреть ?
        Свои "истребительные" мечты об "чистом штурмовике" оставьте компьютерным игрокам . А Ка и Ми-28 это пустая трата денег , которые следовало пустить на РЭО и вооружение модернизированной 24-ки .
        И самое смешное , что Як-9 всю войну провоевал с дополнительной "десантной " кабиной - и никто не ставит это упрёком . Наоборот даже.
        1. EvilLion
          EvilLion 23 июня 2022 12:51
          +4
          С головой дружите? Кабина - это объем, у которого есть стенки, веса там до фига прибавляется. Это без учета полной бредовости самой идеи многофункционального вертолета, т. к. строить Ми-24 в количествах близки к Ми-8 все равно не выйдет, он сильно дороже из-за управляемого вооружения, а как транспорт все равно раза в 2 хуже. При этом на поле боя у боевого вертолета хватает своих задач, чтобы отвлекаться еще и на работу автобусом. А у Ми-8, даже если он вооружен, основная задача доставить или забрать, если при этом пришлось стрелять, то это означает, что операция проходит не очень. Но если он забрал группу и вернулся, то задачу он выполнил, а попал он в кого-то НУРСами или нет, это дело десятое.

          Ну и да, когда летали на БШУ, то людей никто не брал. Во-1, не надо, во-2, он просто не взлетит в горах с полным БК и еще тонной мужиков в кузове. Мне вообще неизвестен ни один случай использования Ми-24 для десантирования. Подбирать кого-то из сбитых коллег может и подбирали, ну так и у Ми-28 есть пустое пространство в отсеке электроники, куда ЕМНИП человека 3 влезает.

          Бортмеханик - это вообще архаизм и доп. труп, в случае чего. Ка-50 делали со вполне конкретной целью, уменьшить число погибших при потерях машин.
          1. Bad_gr
            Bad_gr 23 июня 2022 15:04
            +3
            Цитата: EvilLion
            Бортмеханик - это вообще архаизм и .....
            В Афганистане на Ми-24 не раз видел стрелкá с пулемётом по правому борту.
        2. serg.shishkov2015
          serg.shishkov2015 23 июня 2022 13:23
          +3
          эту кабину на Як-9 реально использовали! техсостав перевозили, а в 1944 по автоматчику с ППШ посадили! Эскадрилья на сдавшийся вражий аэродром перелетела- и сразу с охраной! У Воронова в книге *Морские истребители* этот эпизод!
    2. макс702
      макс702 23 июня 2022 09:14
      0
      Попытались сделать в ми-28
    3. Antey
      Antey 23 июня 2022 14:26
      -1
      Ну вообще-то военные эксперты позже признали ошибочность концепции "летающей БМП". Особенно это ясно стало в Афганистане, когда из-за избыточного веса неиспользуемой десантной кабины вертолёт не мог сражаться высоко в горах и роль вертолёта огневой поддержки выполняли универсалы Ми-8. Лучше было бы вместо этой кабины разместить больше вооружения. Но увы, что сделано - то сделано. Карьера у юбиляра оказалась долгой и насыщенной.
      1. Bad_gr
        Bad_gr 23 июня 2022 15:07
        +3
        Цитата: Antey
        Лучше было бы вместо этой кабины разместить больше вооружения....
        У некоторых Ми-24 это пространство, использовали под дополнительный бак с топливом
  6. Eugen Alpine
    Eugen Alpine 23 июня 2022 06:40
    0
    Уникальная машина. Обожаю!
  7. Ros 56
    Ros 56 23 июня 2022 06:53
    +3
    Можно только снять шляпу пере гением конструкторской мысли М. Милем и его сподвижниками и низко поклониться. hi
  8. Андрей ВОВ
    Андрей ВОВ 23 июня 2022 07:06
    +1
    Да, красавец "Крокодил", его залпы не забуду..
  9. Cowbra
    Cowbra 23 июня 2022 07:47
    +2
    Я-всегда был земля. И маму яшу где пошел работать крокодил... Идите нахрен, красиво им. Страшно, сударь, до епаной икоты
    1. Кырс
      Кырс 23 июня 2022 16:45
      0
      Это смотря с какой стороны вы находитесь))
      1. garri-lin
        garri-lin 25 июня 2022 08:30
        0
        Да и со Своей стороны смотреть как Там замля пузырится жутко.
  10. EvilLion
    EvilLion 23 июня 2022 08:12
    -6
    Собственно единственная причина, почему он до сих пор летает - проблемы с Ка-50 и Ми-28, и затягивание замены, объективно же ничего хорошего в Ми-24 нет, концепцию и боевика и транспорта он с треском провалил. Зато выглядит эпично.
    1. макс702
      макс702 23 июня 2022 09:15
      +3
      Тот же КА-29 уделал его на испытаниях в хлам.. Но лоббировать Милевцы до сих пор не разучились..
      1. TreeSmall
        TreeSmall 23 июня 2022 12:30
        +3
        Тот же КА-29 уделал его на испытаниях в хлам.. Но лоббировать

        Ми-24 в производстве с 1971( работы по нему с 1967)
        Ка-29 серийный выпуск с 1984 ( работы с 1976-1978) и он для морпехрв.
        Как он мог «уделать» : загадка
        1. макс702
          макс702 24 июня 2022 07:32
          +1
          А из кого КА -29 вырос? Правильно из КА-25 особенно если учесть как костями Миль ложился дабы не допустить на армейскую поляну конкурента К проектированию транспортно-боевого Ка-29 по заказу ВМФ ОКБ Камова приступило в 1973-м.

          Необходимо отметить, что первый опыт проектирования транспортно-боевых вертолетов в интересах армейской авиации ОКБ приобрело в конце 1960-х в процессе конкурса, проводившегося министерством обороны. Тогда камовцы предложили на суд экспертов Ка-25Ф на лыжном шасси. Вооружение боевого аппарата включало 23-мм подвижную пушку с боекомплектом 400 патронов, шесть блоков НАР УБ-16, шесть ПТУР "Фаланга" и бомбы различного калибра. Проект получил одобрение институтов ВВС, однако окончательное решение заказчика все же склонилось в пользу другого участника конкурса - вертолета Ми-24.
          http://www.airwar.ru/enc/sh/ka29.html Ознакомьтесь весьма обширная статья.
          1. TreeSmall
            TreeSmall 24 июня 2022 10:10
            -2
            А из кого КА -29 вырос? Правильно из КА-25

            Хорошая попытка, но судья ее не защипывает «был заступ»
            Иначе я начну: а из кого Ми-24 вырос? Правильно из Ми-8 и Ми-14 ( даже детальки одинаковые и много есть)
            Ознакомьтесь весьма обширная статья.

            Так вы почти все рассказали, что важное
            hi
            1. макс702
              макс702 24 июня 2022 10:53
              +1
              Дык я о том что ми-24 что Ка-29 примерно в оно и тоже время разрабатывались ,КА получился гораздо лучше НО Миль с генералами работал лучше и как результат КБ выродилось, а армия получила не лучший вариант оружия..
              Статью вы явно не читали Там и и творится о сравнительных с МИ-24.
              1. TreeSmall
                TreeSmall 24 июня 2022 11:01
                0
                Нет не читал.
                Я, в принципе, только про утверждение изначальное. Оно не соответствует действительности. Остальное все вторично
                1. макс702
                  макс702 24 июня 2022 11:04
                  +1
                  " Не стал но осуждаю!" Классика .
                  1. TreeSmall
                    TreeSmall 24 июня 2022 11:22
                    -3
                    Я же не статью в приварил обсуждаю и осуждаю!
                    Я про
                    Тот же КА-29 уделал его на испытаниях в хлам..

                    И попытку переобуться в полёте ( Классика good )
                    А из кого КА -29 вырос? Правильно из КА-25

                    Для меня не принципиально ми-24 или ка-29. Я в вертолетах не очень.
                    Я только про напущенную причинно-следственную линию.
                    1. макс702
                      макс702 24 июня 2022 11:35
                      +2
                      Я утверждал что 24 не из 8 вырос? Нет! Или не было такого что на сравнительных испытания 24 был сделан в хлам? Было? Было, то что это было несколько позднее факта этого не отменяет, я про то что Ми-24 о нюдь не лучшее что дали нашей армии за что солдаты с Афгана оплачивают своими жизнями как и сейчас когда был полностью саботировал выпуск КА-50 и войсках оказался МИ -28 вдводел причем в гомеопатических количествах,пофукали время пока Милевцы военных облизовали вот и результат, а корни этого преступного процесса как мы видим ещё с 24го тянуться.
                      1. TreeSmall
                        TreeSmall 24 июня 2022 13:41
                        0
                        Смотрите: я ваш посыл понял, свою позицию высказал, причём ничего не передергивал, как вы пытаетесь на меня повесить.
                        Обсуждение прерываюсь, без обид, с вами не связано.
                        Просто у меня на этом сайте есть 2-3 «почитателя» ( могу предположить, что ☝️они с нетрадиционной сексуальной ориентацией)☝️, которые пасут меня и такие давние чаты, что-бы тяпнув пивка- влепить мне. “- “ .
                        Так, что бы и мне нагадить и оппонента ( вас в данном случае) подставить, вызвав мою обратную реакцию, и вам «-« влепить.
                        Посему: давайте завершим. Если вы считаете тема интересная и вы фактами можете показать коварство милевцев и ущерб для обороноспособности страны: пишите статью здесь. Я ( и многие) с удовольствием прочтут
                        hi
      2. EvilLion
        EvilLion 23 июня 2022 12:54
        0
        Ка-29 чисто транспортный. А конкурент Ми-24 на базе Ка-25 был очень слабым, т. к. делался под имеющийся движок, Ми-24 проектировался под еще не существующие прорывные движки ТВ3-117, которые, как известно, успешно пошли в серию.
        1. макс702
          макс702 24 июня 2022 07:33
          +1
          А это и есть возможность лоббирования когда дают возможность делать под то чего нет..
          1. TreeSmall
            TreeSmall 24 июня 2022 10:15
            +1
            Ну у нас то часто так делалось и в авиации и в наземной.
            А корабли под ЗРК, которого нет.
    2. okean969
      okean969 23 июня 2022 12:49
      -1
      Завидуйте, молча.
    3. Монар
      Монар 23 июня 2022 16:33
      0
      Сколько раз уже это слышал "грузовая кабина виновата, с треском провалился"...
      Ну вообще то 24-ка создавалась в первую очередь для Европейского театра военного действия. А там гор поменьше. И даже укороченные лопасти несущего винта (по сравнению с 8-кой) сочли приемлемыми.
      1. LastPS
        LastPS 25 июня 2022 21:12
        +1
        Это не принципиально, он все-равно не смог бы тащить полный подвес и десант, либо одно, либо другое. Концепцию летающей БМП можно было бы реализовать в виде специальной модификации МИ-8, а ударный вертолет должен быть без десантного отделения. Американцы не были идиотами, когда создавали кобру.
    4. ycuce234-san
      ycuce234-san 23 июня 2022 21:28
      -3
      Цитата: EvilLion
      концепцию и боевика и транспорта он с треском провалил. Зато выглядит эпично.


      Зато пространство кабины это резерв под опережающую модернизацию: для высокотехнологичной войны одна ветка и для локальной другая. В одном случаем может стать "летающим сервером поля боя" в сетевой войне Апокалипсиса а в другой в кабину можно поставить автомат заряжания и многократно перезаряжать пусковые НУРС в полёте, не возвращаясь на аэродром, прямо на месте применения вертолёта.
  11. kor1vet1974
    kor1vet1974 23 июня 2022 08:23
    +7
    С юбилеем, наш дорогой «Крокодил»!
    "Тяжкое" советское наследие! smile
  12. merkava-2bet
    merkava-2bet 23 июня 2022 10:37
    +1
    Прекрасная машина,но вот никак не пойму,зачем на неё ставили двухствольную дуру ГШ-30-2 с кучей проблем,а можно было воткнуть 2А42 того же калибра с меньшей массой и лучшей кучностью и к тому же с селективным питанием пушки,как на Ка-50, и был бы очень мощный и точный комплекс.
    1. abc_alex
      abc_alex 23 июня 2022 13:39
      0
      Цитата: merkava-2bet
      Прекрасная машина,но вот никак не пойму,зачем на неё ставили двухствольную дуру ГШ-30-2 с кучей проблем,а можно было воткнуть 2А42 того же калибра с меньшей массой и лучшей кучностью и к тому же с селективным питанием пушки,как на Ка-50, и был бы очень мощный и точный комплекс.


      А потому, что ГШ -- авиационная, созданная именно для ЛА. А 2А42 -- пушка для наземной бронетехники.
      1. merkava-2bet
        merkava-2bet 23 июня 2022 22:01
        +1
        Хорошо пушка НР-30,Вас устраивает.А главное сколько весит ГШ-30-2 и 2А42?Вес ГШ-30-2 105 кг а ГШ-30-2К 126 кг,вес пушки 2А42 115 кг,так в чём дело,в скорострельности?
        1. abc_alex
          abc_alex 24 июня 2022 11:32
          +1
          Цитата: merkava-2bet
          Хорошо пушка НР-30,Вас устраивает.А главное сколько весит ГШ-30-2 и 2А42?Вес ГШ-30-2 105 кг а ГШ-30-2К 126 кг,вес пушки 2А42 115 кг,так в чём дело,в скорострельности?


          Могу спросить, но не раньше октября. :)
          Сейчас на память -- вибрации. Мощные вибрации при стрельбе. У авиапушки конструкция такова, что вибрации меньше, а 2А42 конструировалась без оглядки на этот параметр.
          1. merkava-2bet
            merkava-2bet 24 июня 2022 15:47
            +1
            Хорошо,ГШ-301,отличается высокой точностью ,но отдача до 7500 кг при максимальном темпе в 1800 в/мин.
    2. макс702
      макс702 24 июня 2022 07:40
      +1
      Интересно почему не ставили пушку точно под брюхо вертолета точно скажем так под винтом ,в таком положении и привода не проблема сделать и доступ к БК и к самому агрегату .Кабина на 24 как и на остальных это позволяет.Этакая башенка наоборот, был бы обстрел на 360' и хоть 90' угол наводки..Да снизился бы объем и грузовой кабины но она и так ВСЕГДА пустая.. решили бы проблему огня в доме онку по уходящему вертолёту что являлось основной причиной поражения с земли..
      1. abc_alex
        abc_alex 24 июня 2022 11:34
        +1
        Цитата: макс702
        Интересно почему не ставили пушку точно под брюхо вертолета точно скажем так под винтом ,в таком положении и привода не проблема сделать и доступ к БК и к самому агрегату


        Вертолёт летит накренившись носом вниз.
  13. Ryaruav
    Ryaruav 23 июня 2022 10:42
    +1
    Мне кажется автор перепутал углы по азимуту с углами наведения в вертикальной плоскости
  14. merkava-2bet
    merkava-2bet 23 июня 2022 10:45
    +3
    Это полноценная работа над ошибками по итогам боевого применения Ми-24А.

    Какое боевое применение?
    Ми-24Д взлетел в 1972 году,и это исправление недостатков и проблем Ми-24А,а первое боевое применение вертолёта Ми-24А была Эфиопо-сомалийская война (1977-1978) - первый случай боевого применения
  15. Zaurbek
    Zaurbek 23 июня 2022 10:48
    0
    Вообще реальное применение ГШ-30К показало ее некоторую избыточность. Для поражения основного большинства целей из «номенклатуры» Ми-24 было бы достаточно более легкой пушки калибром 30-мм.


    Ее наверняка ставили для борьбы с танками....а таких целей у П не случилось.......
    1. serg.shishkov2015
      serg.shishkov2015 23 июня 2022 13:27
      +2
      эта пушка в Афгане очень хорошо пошла! Сразу отказались от ГУВов! снаряд дувалы побивал! лучше , чем АГ-17- калибр тот-же, а начальная скорость боеприпаса выше
  16. surey_andry2
    surey_andry2 23 июня 2022 12:07
    0
    В ливийско-эфиопской войне матрасники затрофеили Ми-24 в экспортном исполнении с доставкой в США
  17. WBond
    WBond 23 июня 2022 12:33
    -1
    ...отличная машина - отличный результат работы конструкторов и производственников!!!Молодцы!!!
  18. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
  19. iouris
    iouris 23 июня 2022 13:38
    0
    Хорошая конструкция - это только половина дела.
    Наблюдал действие пулемёта на полигоне из кабины Ми-24Д по цели типа "автомобиль". Скорострельность впечатлила, но линия разрывов имела длину метров триста, потому что боевое применение ведётся с предельно малых высот, а стабилизации ствола на точке прицеливания нет. Хорошо, если в автомобиль было хотя бы одно попадание. То же самое, наверное, наблюдается при пусках НУРС. Кроме того, рассеяние НУРС ниже, если скорость носителя высокая 850-900 км/ч. Скорость способствует стабилизации снаряда. Требовать от вертолёта поражать подземные укрытия вряд ли целесообразно. Но осколочные НУРС должны иметь дистанционный автоматически программируемый взрыватель для поражения живой силы.
    Опыт показывает, что основным видом вооружения вертолётов должны быть управляемые ракеты большой дальности. И пора делать достаточно хорошие оптико-электронные прицельные комплексы, позволяющие выявлять и распознавать малоразмерную цель днём и ночью. Некоторые УР должны быть сверхзвуковыми.
    Выживание вертолёта зависит от эффективности комплекса обороны. Но и минимизировать время пребывания в зоне действия ПВО противника необходимо. Также необходимо иметь развитую службу спасания экипажей сбитых вертолётов. В ВВС США эти подразделения эффективны и относятся к элите.
  20. Иван 1980
    Иван 1980 23 июня 2022 14:14
    -2
    С юбилеем, зачем сравнивать две разные машины МИ и КА это разные лошадки под разные задачи адскую Карусель лучше делает КА, бронирование лутше у МИ. КА проще посадить на корабль, МИ может взлетать с разбега при перегрузки когда в него много запихали
  21. реалист
    реалист 23 июня 2022 15:03
    -3
    50 лет это возраст зрелости !хороший получился инструмент.
    1. iouris
      iouris 23 июня 2022 20:52
      +5
      Это застой, а не зрелость. Представьте себе, что в 1986 году истребительная продолжает эксплуатировать улучшенную версию И-16. Нет ни МиГ-15, ни МиГ-21, тем более МиГ-31.
      1. dauria
        dauria 23 июня 2022 21:14
        0
        Представьте себе, что в 1986 году истребительная продолжает эксплуатировать улучшенную версию И-16. Нет ни МиГ-15, ни МиГ-21, тем более МиГ-31.

        Изобрели новый двигатель взамен турбовального ? Гравицапу , электротрансмиссию ? Может у американцев криогенераторы и криоэлектродвижки давно, а мы лаптем щи хлебаем ? Да кроме прорыва в электронике никаких "революций" и не было. Только доводка двухрядной поршневой звезды списала И-16. А появившийся турбореактивный уже списал точно также Ла-5-7-9 . Локаторы списали Миг-15 . А дальше опять застой . Как летал МиГ-25 или "Фантом" - лучше-то уже не летают . Только РЭО да ракетки лучше стали. Сейчас вон ЭПР озаботились . Если б не это , то платформы F-15 и Су-27, Миг-25 до сих пор бы работали . Впрочем и работают отлично .
        Нечего в Ми-24 обновлять , кроме РЭО и ракет . Всё там вылизано до блеска , лучше не придумаешь.
        1. iouris
          iouris 24 июня 2022 10:28
          +1
          Цитата: dauria
          Нечего в Ми-24 обновлять , кроме РЭО и ракет .

          Ми-24 - это не вертолёт, а "боевой авиационный комплекс (БАК)". Проще говоря, нужен новый БАК, а не "вертолёт". Вы согласны? А от "вертолёта" останутся только лонжероны и стрингеры (прошу не путать со стрингами!).
  22. iz odessy
    iz odessy 24 июня 2022 08:01
    0
    Содержательно. Конек автора такие статьи. Спасибо.
  23. iz odessy
    iz odessy 24 июня 2022 20:03
    0
    Цитата: Fitter65
    Можно было и просто написать: "Вертолёт Ми-24 с Юбилеем!!!" И дать ссылки на источники. Для Ми-24А http://www.airwar.ru/enc/ah/mi24a.html
    Ми-24В http://www.airwar.ru/enc/ah/mi24v.html
    Ми-24Д http://www.airwar.ru/enc/ah/mi24d.html
    Про прочие модификации знаменитого крокодила можно прочесть там же, на УГОЛКЕ НЕБА.
    Ну или приобрести такие издания.




    Есть ещё "Авиаколлекция 9-2010 - Боевой вертолет Ми-24" но это всё та же книга Н. Секача. Ну и конечно Aэроплан плюс №2 (МИ-24 Боевой вертолет ОКБ им. Миля)

    предугадываю, "просчитываю" ваше, "о источниках", сами ВСЁ читали то всё ?
  24. Себастьян Аристархович Перейра
    0
    24-ка и ее конструкторы пронзили мыслью десятки лет вперед ! Летай и дальше,"Крокодил" !!!
  25. неглавный
    неглавный 25 июня 2022 00:12
    +1
    Цитата: Старый электрик
    Интересная деталь. Оказалось, что 14,5 мм КПВ Ми-24 уверенно поражает все типы овских бронетранспортеров. И наоборот. В бою 27 марта 2003 года одна из БМП морпехов была оснащена 25мм пушкой, из которой на дистанции примерно 2 км в Ми-24 влепили 9 или 10 снарядов. Из них 4 попали в экранно-выхлопное устройство, один по двигателю, остальные по кабине. Один даже броню пробил. После чего ответным огнем LAV-25А3 порвало на портянки.

    Вот именно интересно, а где Вы видели на Ми-24 КПВ? И вообще про 25 мм это жесть! Даже ДШК 12,7 мм пробивали броню Ми-24. Всё зависит от дальности и углу попадания. А уж попадания в ЭПУ вообще ничем не грозит вертолёту, если осколки не сделают своё дело. А попадание в двигатель или кабину 25-мм снаряда это 100% гибель вертолёта! Экипаж ... если кто то выживет то может отмечать второй день рождения!
    1. garri-lin
      garri-lin 25 июня 2022 08:43
      +1
      Хоспадеееее!!! Там у автора поста общее количество уничтоженной техники больше чем количество едениц вооружения на борту вертолета. Включая снаряды.
      Хотя событье некое было.
      Думаю это был грамотно организованный "забой колонны". Возмодно даже артудар. Вертушка выступала в роли наблюдателя -корректировшика. И тупо, после всего, отработала по уцелевшим.
      Ну возможно изначально останлвила колонну ударом по головным машинам. Если местность позволяла.
  26. Иван Мак_2
    Иван Мак_2 25 июня 2022 13:14
    -1
    Интересно, имеются уже планы по закупкам вертолётов Ми-24/Ми-35 для МО с учётом последних событий?
  27. insafufa
    insafufa 27 июня 2022 09:31
    0
    C юбилеем наш крокодильчик
    Но у меня лично к этому вертолету двоякие чувства в 2002 году в веденском ущелье они нас чуть не отоварили приняв нас за боевиков. Спасло то, что в прямом эфире на их частоте после их игнора, что это свой я на татарском матом их покрыл, а потом по старой традиции уже сказав, что нет бога кроме аллаха на арабском вертушки развернулись с боевого курса со словами свой причем на неплохом татарском с башкирским акцентом. Оказалась командир ведущего вертолета с Екатеринбурга выпусник Уфимского вертолетного училища и неплохо так научился матерится laughing на татарском и башкирском с местным колоритом.
  28. komvap
    komvap 10 июля 2022 07:43
    0
    Сама концепция БМП ущербна.
    возможности размещения на борту Ми-24 десанта (в ту пору была популярна концепция использования боевого вертолета в качестве «летающей БМП»)
    оказались невостребованными.
    ..этому мешали невысокие несущие свойства достаточно тяжелой бронированной машины с набором вооружения (пустым он весил почти на 1,5 т больше Ми-8).
    С десантниками Ми-24 становился неповоротливым, да и для размещения бойцов в грузовой кабине больше подходили карлики — ее высота составляла всего 1,2 м.
    В Афганистане реализации подобных замыслов препятствовало еще и общее ухудшение летных качеств, особенно чувствительное при специфичных особенностях Ми-24.

    Нужны отдельно ударные вертолет, отдельно транспортные.