Военное обозрение

Смертельная опасность танковых гусениц при ядерном взрыве

70
Источник: pinterest.ru

Источник: pinterest.ru


Как известно, уже более полувека одним из направлений повышения защищённости танков является защита от средств массового поражения, а в особенности от ядерного оружия. За долгие годы было разработано немало средств, спасающих экипажи и внутреннее оборудование боевых машин от проникающей радиации и радиоактивной пыли. Среди них можно отметить фильтро-вентиляционные установки, противонейтронные подбои и надбои, меры локального характера вроде расходуемых в последнюю очередь топливных баков около механика-водителя и прочее. Однако защитить можно не всё, и пример тому – танковые гусеницы.

Из названия данной статьи может показаться, что речь идёт о радиоактивной пыли, которая оседает на ходовой части при движении по заражённой местности, но это не так. Главная их опасность заключается в том, что после облучения нейтронами от ядерного взрыва они начинают «фонить» так, что длительное нахождение рядом с ними может привести к тяжёлым последствиям вплоть до смерти.

Тактическое ядерное оружие – главная угроза


Довольно широко распространено мнение, что ядерная война – это обязательный обмен сокрушительными ударами межконтинентальных ракет с разрушением всех крупных городов и гибелью десятков миллионов человек. И здесь напрашивается вопрос: зачем думать о какой-то там радиоактивности танков, если они превратятся в груду металлолома после «мегатонных» взрывов? Но это лишь один из сценариев.

Помимо стратегического оружия, в арсеналах ядерных держав полным-полно тактических боеголовок относительно небольшой мощности, которые устанавливаются в крылатые и баллистические ракеты, авиабомбы и даже умещаются в калибры ствольной артиллерии. Их применение может носить локальный характер, и необязательно будет сопровождаться тотальным ядерным Армагеддоном.

Макет ядерного снаряда 3БВ3 калибра 152-мм мощностью 2.5 килотонны. Источник: vk.com/traki_i_katki

Макет ядерного снаряда 3БВ3 калибра 152-мм мощностью 2,5 килотонны. Источник: vk.com/traki_i_katki

Целью тактических средств являются не только важные логистические пункты противника, центры управления, объекты инфраструктуры и т. д., но и вражеские войска в районах сосредоточения и на маршах. Именно в такой ситуации танк может попасть под действие ядерного взрыва.

Как говорилось ранее, мощность тактических зарядов сравнительно невелика, поэтому образуемая ими ударная волна, как поражающий фактор для бронетехники, отходит на второй план, уступая место нейтронному излучению. При этом, как правило, чем меньше «килотонн» в боеголовке, тем больше нейтронный поток. Усугубляет положение и тот факт, что боеприпасы данного типа взрываются непосредственно у земной поверхности.

Исследования показывают, что при наземном ядерном взрыве поток «тепловых» – наиболее опасных – нейтронов в 5–6 раз выше, чем при воздушном. Так же велико влияние и такого фактора, как повышенное содержание водорода в почве в близости от эпицентра: снег или мокрый грунт после долгого дождя могут дополнительно увеличить нейтронную нагрузку вплоть до 50 %.

Наведённая радиоактивность


Одна из главных опасностей нейтронов – это способность вызвать наведённую радиоактивность. То есть стабильные ядра химических элементов под их воздействием становятся нестабильными и начинают распадаться с выходом ионизирующего излучения различной энергии.

В состав типовой стальной брони обычно входят марганец, никель, молибден, ванадий и железо. Все эти химические элементы подвержены нейтронной активации с последующим появлением их радиоактивных изотопов, поэтому корпус и башня танка могут серьёзно облучить экипаж гамма-излучением. Однако опыты на экспериментальных ядерных реакторах, модулирующих нужный нейтронный поток, соответствующий ядерному взрыву, показали, что броня даёт только около 25 % от всей удельной радиоактивности танка. Куда же деваются остальные 75 %?

Активационные характеристики элементов типовой броневой стали. Источник: «Наведённая радиоактивность как фактор радиационного поражения личного состава танковых войск» Л.А. Ирдынчеев, В.Л. Рейтблат и др.

Активационные характеристики элементов типовой броневой стали. Источник: Л. А. Ирдынчеев, В. Л. Рейтблат и др. «Наведённая радиоактивность как фактор радиационного поражения личного состава танковых войск»

Некоторую часть, конечно, можно списать на опорные катки, внутреннее оборудование и мелкие внешние элементы конструкции боевой машины, но только некоторую часть. А вот основным «поставщиком» губительной радиации являются гусеницы.

Дело в том, что сплав, из которого изготавливаются эти элементы ходовой части, в большинстве случаев имеет повышенное содержание марганца – вплоть до 13–14 % против 1–2 % у броневой стали. Безусловно, марганец крайне важен, поскольку без него невозможно создание сталей с повышенными механическими характеристиками, но при «обстреле» нейтронами от ядерного взрыва он даёт в буквальном смысле лютый изотоп марганец-56 с относительно небольшим периодом полураспада 2,58 часа, но с выходом мощного гамма-излучения со средней энергией 1,18 МэВ, от которого в полной мере защититься можно только толстенным слоем свинца.

Активационные характеристики элементов типовой высокомарганцовой гусеничной стали. Источник: «Наведённая радиоактивность как фактор радиационного поражения личного состава танковых войск» Л.А. Ирдынчеев, В.Л. Рейтблат и др.

Активационные характеристики элементов типовой высокомарганцовой гусеничной стали. Источник: Л. А. Ирдынчеев, В. Л. Рейтблат и др. «Наведённая радиоактивность как фактор радиационного поражения личного состава танковых войск»

Тысячи рентген и отстойник


Здесь, конечно, нужно сделать отступление. Радиационный фон от гусениц исследовался при имитации подрыва ядерной боеголовки сверхмалой мощности 500 тн (0,5 килотонны) в тротиловом эквиваленте на дистанциях 305 и 125 метров от эпицентра, которые соответствуют зонам слабого и среднего повреждения. Слабые повреждения – танк после взрыва способен выполнять боевые задачи, либо требуется небольшой ремонт. Средние – танк сильно ограничен в боеспособности, требуется ремонт. Соответственно, для более мощных зарядов потребуются другие расстояния.

Уже первые результаты испытаний оказались довольно пугающими. Так, при подрыве ядерного снаряда на расстоянии 305 метров, что соответствовало зоне слабых повреждений, вплотную от гусеницы танка «фонило» примерно на уровне 120 Р/ч (рентген в час). Столь мощное излучение не везде можно было встретить даже в непосредственной близости от взорвавшейся Чернобыльской АЭС в 1986 году. Но это, собственно говоря, были лишь цветочки, потому что взрыв на расстоянии 125 метров (зона средних повреждений) активировал гусеницу настолько, что она выдавала уже 1 600 Р/ч.

Сейчас, конечно, такие единицы измерения, как рентген, практически не используются, да и отражают они не поглощённую дозу радиации, а экспозиционную, то есть просто фон. Но для примера можно отметить, что безопасный радиационный фон в целом не должен превышать 30 мкР/ч (микрорентген в час), а в одном рентгене их – 1 000 000. Подсчитать превышение от гусениц несложно.

Внутри танка ситуация немного лучше, поскольку экипаж защищён стальным массивом брони. Однако на полную изоляцию от гамма-излучения надеяться не приходится. В целом, если машина оказалась в зоне слабых повреждений, фон внутри находился на уровне 11–46 Р/ч. Если речь идёт о зоне средних повреждений (105 метров до эпицентра), то радиационная нагрузка возрастала до 75–410 Р/ч.

В общем, можно сказать, что экипаж танка, находясь внутри своей боевой машины, менее подвержен воздействию наведённой радиоактивности гусениц, хотя даже пара часов, проведённых при таком излучении, может привести к лучевой болезни средней и тяжёлой степени.

Другое дело, если танкисты или ремонтная бригада находятся снаружи и проводят ремонт танка. Здесь уже не избежать тяжелейших радиационных поражений, которые могут привести к смертельному исходу.

Наилучшим выходом из ситуации, если танк побывал рядом с эпицентром ядерного взрыва, является его отправка в отстойник и выдержка в течение суток. За это время самые «злые» радиоактивные изотопы практически полностью распадутся, что сбережёт жизни и здоровье экипажам и обслуживающему персоналу.
Автор:
70 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Аэродромный
    Аэродромный 23 июня 2022 04:29
    +17
    Наилучшим выходом из ситуации, если танк побывал рядом с эпицентром ядерного взрыва, является его отправка в отстойник и выдержка в течение суток. За это время самые «злые» радиоактивные изотопы практически полностью распадутся, что сбережёт жизни и здоровье экипажам и обслуживающему персоналу.
    так и сделаем...спасибо !)))
    1. Гражданский
      Гражданский 23 июня 2022 08:03
      +3
      Уже пора проводить учебные тревоги наверное...
  2. Владимир_2У
    Владимир_2У 23 июня 2022 04:32
    +8
    Однако нюанс! О наведённой радиации читал конечно, но чтоб такие ужасы, откуда не ждали!
    Заслуженный плюс.
    А вот вопросик - к "Катерпиллерам" как обуви, это надеюсь не относится? А то уважаю эти "Гусеницы" laughing
  3. U-58
    U-58 23 июня 2022 05:43
    +16
    Статья в очередной раз наглядно демонстрирует бесчеловечность ЯО.
    Поэтому всеми силами надо исключать возникновение ситуаций, когда его применение будет иметь целесообразность.
    Короче, пусть будет мир во всём мире!
    1. Ингибитор_Коррозии
      Ингибитор_Коррозии 26 июня 2022 01:09
      0
      Ситуация уже создана. Осталось только дождаться применения. От нас уже ничего не зависит в этом плане. Не применим мы - применят по нам. Кто первый покажет бесчеловечность - тот и останется победителем. А все остальные так и будут - в ужасе.
      Боеголовки уже заряжены всеми сторонами конфликта на Украине - поэтому, ждём...
      Напоминаю, сторон гораздо больше, чем две.
    2. t7310
      t7310 29 июня 2022 07:11
      0
      Нам нужен мир, эх, желательно весь...
  4. Нафаня из дивана
    Нафаня из дивана 23 июня 2022 06:21
    +4
    Наилучшим выходом из ситуации, если танк побывал рядом с эпицентром ядерного взрыва, является его отправка в отстойник и выдержка в течение суток. За это время самые «злые» радиоактивные изотопы практически полностью распадутся, что сбережёт жизни и здоровье экипажам и обслуживающему персоналу.

    Применение ядерного оружия рядом с танком означает, что все мы умрем, но только с разницей в несколько часов, в "лучшем случае" недель. Это если строго исполнять нормы радиационной безопасности, применять средства индивидуальной защиты и прочую ерунду.
    1. Тарелка
      Тарелка 23 июня 2022 09:24
      +4
      Не все. Негры в Африке останутся точно: их ядерным оружием бомбить никто не будет. Это как минимум. Учитывая дефицит ядерного оружия, вряд ли ядерный конфликт как-то серьёзно заденет тех, кто в нём не участвует, кроме как радиоактивными ветрами.
      1. Seamaster
        Seamaster 23 июня 2022 22:38
        +2
        Ну, дык помрут через 2-3 недели. От голода. Если помрут все ы\полуы и русские, то кто пришлет неграм гуманитарку? А сами они себе добывать пропитание разучились давным-давно.
        1. Тарелка
          Тарелка 24 июня 2022 08:54
          +1
          Сократятся миллионов до двухсот и научатся. Добывали же раньше как-то.
          Как вообще можно голодать на континенте, почти что повсеместно позволяющем снимать по 3 урожая в год? Ну ладно Сахара там, хорошо, пустыня, всё понимаю. Но есть же и зоны джунглей, где растительность от природы дико прёт. Наверное, если там помидоры посадить, в деревья блин превратятся. У нас в теплице вон и то полтора метра набирают в высоту. А уж как там огурцы завьются и представить боюсь. Ну или арбузы.
          1. igor_sabadah
            igor_sabadah 25 июня 2022 22:11
            0
            В джунглях нет еды для человека, а то что есть им добывается с громадным трудом.
            1. Тарелка
              Тарелка 25 июня 2022 23:17
              -1
              Я понимаю. Но смысл в том, что джунгли демонстрируют наличие условий для роста растений и огромный запас питательных веществ в почве. Выжег всё, как в Европе некогда начинали, и поставил поле. И вспахивай его теперь каждый год.
              1. Storog Dvornik
                Storog Dvornik 27 июня 2022 04:37
                +1
                Знакомый в конце 80х в Нигерии работал, так там наши мужики котлован экскаватором вырыли карпа выращивать для еды, через 5 месяцев сами жрали и неграм карпов продавали, зелень прёт махом, рыба жиреет на глазах... Вот откуда там карпы взялись не помню...
                Старая поговорка про Африку и её жителей - Ветер есть, кокосы с пальм попадали - урожай... Ветра нет - голод...
                Негры, и вообще жители южных регионов такие по жизни, украсть, продать могут легко, трудится нет...
                Дети природы, одно слово...
              2. igor_sabadah
                igor_sabadah 10 июля 2022 15:44
                0
                два три года и надо выжигать новое..
      2. militarist63
        militarist63 27 июня 2022 23:50
        -1
        Учитывая дефицит ядерного оружия, вряд ли ядерный конфликт как-то серьёзно заденет тех, кто в нём не участвует, кроме как радиоактивными ветрами
        Серьёзно ??! Их (негров) не заденет??! Этого дефицита (и не бомбя африканцев) вполне хватит всей планете Земля кирдык сделать! А вы им какие-то жалкие ветра радиоактивные пророчите!
  5. Pavel73
    Pavel73 23 июня 2022 06:22
    0
    Цитата: U-58
    Статья в очередной раз наглядно демонстрирует бесчеловечность ЯО.
    Поэтому всеми силами надо исключать возникновение ситуаций, когда его применение будет иметь целесообразность.
    Короче, пусть будет мир во всём мире!

    Англосаксам поганым это объясните. А то им всё неймётся, чешется в одном месте.
    1. татарин 174
      татарин 174 23 июня 2022 06:28
      +2
      Цитата: Pavel73
      Англосаксам поганым это объясните. А то им всё неймётся, чешется в одном месте.

      А как им объяснить??? Только наглядный показ на них подействует. Наверно.
      1. Pavel73
        Pavel73 23 июня 2022 07:01
        -4
        Да, видимо только так. Сначала подземное испытание. Не поймут - тогда в атмосфере. И чтоб куча HD камер, со всех сторон. Чтоб было красочно, во всех подробностях, что сгорит, что будет просто снесено. И показать, как нечто само собой разумеющееся, в выпуске новостей.
        1. BlackMokona
          BlackMokona 23 июня 2022 07:40
          +5
          Цитата: Pavel73
          Да, видимо только так. Сначала подземное испытание. Не поймут - тогда в атмосфере. И чтоб куча HD камер, со всех сторон. Чтоб было красочно, во всех подробностях, что сгорит, что будет просто снесено. И показать, как нечто само собой разумеющееся, в выпуске новостей.

          Т.е нарушить или выйти из договора о запрете ядерных испытаний?
          Так они в ответ начнут свои активно испытывать.
          1. Pavel73
            Pavel73 23 июня 2022 07:58
            -6
            Да, начнут. А там должен возобладать разум. Или мир будет свободным, то есть без всяких "гегемонов" и "вассалов", или его не будет.
            1. Тарелка
              Тарелка 23 июня 2022 09:27
              +4
              Ну в Америке подумают и скажут: "Зачем нам мир, в котором нет Соединённых Штатов?"
              1. Pavel73
                Pavel73 23 июня 2022 10:58
                -5
                Нет, они прекрасно знают, что их Штатам и вообще англосаксонскому миру ничего не грозит. Они прекрасно понимают, что их противники - вменяемые, и не станут бить первыми или провоцировать на первый удар. Всё они прекрасно понимают! Поэтому не скажут они так.
                1. Тарелка
                  Тарелка 23 июня 2022 12:18
                  0
                  Богатство Штатов зиждется на том, что они такой весь из себя гегемон - мировой центр. Лишение статуса гегемона это ж больнейший удар будет. Не знаю даже, переживут ли они.
                  1. Pavel73
                    Pavel73 23 июня 2022 12:24
                    -2
                    Ничего страшного для США в этом нет. Способ облегчить "болезненность" хорошо известен: отступив в одном, сделать мощный рывок в другом. Именно так США сделали в 1969-1972: рванули на Луну (мощный подъём патриотизма и авторитета), а затем ушли из Вьетнама (что на фоне лунного триумфа уже воспринималось не столь тяжким провалом). Так же они поступят и сейчас. Маск и "Артемида" наготове.
                    1. BlackMokona
                      BlackMokona 23 июня 2022 12:58
                      -1
                      Цитата: Pavel73
                      Ничего страшного для США в этом нет. Способ облегчить "болезненность" хорошо известен: отступив в одном, сделать мощный рывок в другом. Именно так США сделали в 1969-1972: рванули на Луну (мощный подъём патриотизма и авторитета), а затем ушли из Вьетнама (что на фоне лунного триумфа уже воспринималось не столь тяжким провалом). Так же они поступят и сейчас. Маск и "Артемида" наготове.

                      Из Вьетнама они ушли после большой военной победы и подписанного мирного договора, после чего с почётом и под фанфары вышли. Это и стало смягчающей пилюлей, а не Лунная победа.
                      Все эти фотки с толпами и тд. Это уже вывоз гражданских, дипломатов и своих друзей из руководства Южного Вьетнама. Армия уже несколько лет как ушла к этому моменту из страны.
                      В целом неудачный исход Пасхального наступления вынудил руководство Северного Вьетнама активизировать переговоры с американскими представителями в Париже, чтобы дать США возможность скорейшего выхода из войны на «почётных» условиях. К июлю 1972 года коммунисты контролировали около 10 % территории Южного Вьетнама[90] по сравнению с 40 % восемью годами ранее, до начала американского вмешательства[91].

                      Переговоры достигли больших успехов в октябре, когда речь шла уже о конкретной дате подписания перемирия. Однако камнем преткновения стала позиция южновьетнамского президента Тхиеу, заставившего американскую делегацию выдвинуть явно неприемлемые для северовьетнамской стороны предложения. В середине декабря представители Северного Вьетнама отказались от продолжения переговоров. Чтобы заставить их вернуться к переговорному столу и уже согласованным до вмешательства Тхьеу условиям будущего договора, США провели двухнедельную кампанию ковровых бомбардировок городов Северного Вьетнама, в основном Ханоя (Linebacker II), самую мощную за всю войну. В начале января 1973 года переговоры возобновились.

                      27 января 1973 года было подписано Парижское мирное соглашение, по которому американские войска покидали Вьетнам (к этому времени все сухопутные боевые части уже были выведены, и в стране оставалось 24 тыс. американцев). Выполняя подписанное соглашение, 29 марта того же года США завершили вывод своих войск из Южного Вьетнама.
                    2. Тарелка
                      Тарелка 23 июня 2022 17:00
                      +1
                      Плюс к товарищу выше смягчу ваши ожидания от Маска. В ближайшие годы на Марс он не полетит явно. Можно, конечно, сказать, что он там что-то скрывает, но... не по-американски это - не афишировать свои передовые достижения. Фалкон Хэви это да, это мощная ракета. Самая грузоподъёмная из действующих, на сколько я знаю, рабочая и частично многоразовая. Но спроса даже на неё всё ещё нет. Я верю, что Маск может закончить в ближайшее время Биг Фалкон Роккет, притом частично многоразовой, если не полностью.
                      Но Маск видать понимает, что спроса на эту ракету не будет, поэтому и выпустил рекламу: "БФР довезёт вас до Австралии из Нью-Йорка за полчаса".
                      Кроме ракеты для полёта людей к Марсу нужна ещё и серьёзная защита. Характерно, что о защите от Маска я ничего не слышал. Вообще. О двигателях, о ракетах, о строительстве... даже о ядерных ударах по полюсам Марса. Но ничего о защите от солнечного ветра.

                      Артемида более реальна, да. Толстенные слои мы кое-как дотащим до Луны и на химических двигателях, смонтируем и будет счастье. Если они и правда это реализуют, то буду только рад этому. Но в НАСА что-то даже SLS запустить не могут.
                      1. BlackMokona
                        BlackMokona 25 июня 2022 07:18
                        0
                        Цитата: Тарелка
                        Плюс к товарищу выше смягчу ваши ожидания от Маска. В ближайшие годы на Марс он не полетит явно. Можно, конечно, сказать, что он там что-то скрывает, но... не по-американски это - не афишировать свои передовые достижения. Фалкон Хэви это да, это мощная ракета. Самая грузоподъёмная из действующих, на сколько я знаю, рабочая и частично многоразовая. Но спроса даже на неё всё ещё нет. Я верю, что Маск может закончить в ближайшее время Биг Фалкон Роккет, притом частично многоразовой, если не полностью.

                        Маск сам создал спрос, текущие его планы это Старлинк второго поколение. По тонне+ на спутник, 48 тысяч штук. 48 тысяч тонн на орбите, при том что спутники он делает из дешёвых комплектующих, поэтому их потребность менять раз в 5 лет. Каждые пять лет по 48 тысяч тонн это вкусный спрос.
                      2. Тарелка
                        Тарелка 25 июня 2022 07:56
                        0
                        Надеюсь на его успех, но пока Хэви так больше и не полетела, увы.
                      3. BlackMokona
                        BlackMokona 25 июня 2022 11:19
                        0
                        Цитата: Тарелка
                        Надеюсь на его успех, но пока Хэви так больше и не полетела, увы.

                        У Хэви много заказов и прибывают новые. Просто нагрузки для неё не готовы. Но в этом году обещают три пуска. Всё же никто не верил в ракету, и не делал под неё грузы. Как только тестовые пуски завершились, все стали только работать.
          2. ORE
            ORE 23 июня 2022 17:33
            0
            Может просто уран перестать им поставлять, а казахов как то приструнить. Казахи им еще и из урана нужны.
            1. BlackMokona
              BlackMokona 25 июня 2022 11:22
              0
              Цитата: ORE
              Может просто уран перестать им поставлять, а казахов как то приструнить. Казахи им еще и из урана нужны.

              Из Австралии, Канады и Африки пойдёт уран.
              1. ORE
                ORE 25 июня 2022 13:22
                0
                Не в таких количествах, и не так качественно переработанный.
                1. BlackMokona
                  BlackMokona 25 июня 2022 20:21
                  0
                  Цитата: ORE
                  Не в таких количествах, и не так качественно переработанный.

                  Как бэ в сверхчистых материаялах РФ отстаёт от запада. Что часть проблемы электроники. А количество легко наращивается. урана в мире много ещё.
  6. riwas
    riwas 23 июня 2022 06:39
    +1
    Смертельная опасность танковых гусениц при ядерном взрыве

    Я читал давно, что США рассматривали сценарии применения тактического ядерного оружия и почти всегда они приводили глобальной ядерной войне. Поэтому США не уделяли такое внимание тактическому ядерному оружию и у нас сложилось по тактическому ядерному оружию большое преимущество.
  7. KCA
    KCA 23 июня 2022 06:40
    +1
    Наведённая радиация это хрень, пугалка для обывателей, да, есть такое, нейтронное излучение вызывает нестабильность элементов, лично раз 100500 проходил мимо кладбища железяк с наведённой радиацией, ограждённых просто деревянным забором, лежат себе и лежат, но никто ужос-ужос не кричал, даже на фоне чернобыльской истерики, не так уж легко стабильные элементы заставить излучать, вы откуда взяли цифры излучения от гусеницы в 1600 Р/Ч? Этож охренеть как много, радий массой с гусятку в разы меньше излучает, а радий это ппц, Мария Жолио-Кюри до сих пор в свинцовом саркофаге лежит, после исследований радия
    1. ycuce234-san
      ycuce234-san 23 июня 2022 07:38
      +1
      Испытывали то наверняка высокомарганцевые гусли из доядерной эпохи, которые были в наличии в тот момент.
      С другой стороны, после испытаний не стали производить исключительно колёсные бронемашины, которым эта проблема не свойственна.
    2. KCA
      KCA 23 июня 2022 08:00
      +1
      Упс, Мария была Сколодовская-Кюри, дочка её Ирен была Жолио
    3. Alexey RA
      Alexey RA 23 июня 2022 10:13
      +1
      Цитата: KCA
      Наведённая радиация это хрень, пугалка для обывателей, да, есть такое, нейтронное излучение вызывает нестабильность элементов, лично раз 100500 проходил мимо кладбища железяк с наведённой радиацией, ограждённых просто деревянным забором, лежат себе и лежат, но никто ужос-ужос не кричал, даже на фоне чернобыльской истерики, не так уж легко стабильные элементы заставить излучать, вы откуда взяли цифры излучения от гусеницы в 1600 Р/Ч?

      Читаем внимательно:
      Безусловно, марганец крайне важен, поскольку без него невозможно создание сталей с повышенными механическими характеристиками, но при «обстреле» нейтронами от ядерного взрыва он даёт в буквальном смысле лютый изотоп марганец-56 с относительно небольшим периодом полураспада 2,58 часа, но с выходом мощного гамма-излучения со средней энергией 1,18 МэВ, от которого в полной мере защититься можно только толстенным слоем свинца.

      То есть, излучает гусеница сильно, но недолго. И об этом в статье тоже говорится:
      Наилучшим выходом из ситуации, если танк побывал рядом с эпицентром ядерного взрыва, является его отправка в отстойник и выдержка в течение суток. За это время самые «злые» радиоактивные изотопы практически полностью распадутся, что сбережёт жизни и здоровье экипажам и обслуживающему персоналу.

      Если же выдержать гусеницу столько, сколько лежат железяки на кладбище, она тоже безопасной будет.
      1. KCA
        KCA 23 июня 2022 15:11
        0
        В гусятках 13% марганца, Mn 56 источник бета-излучения, протоны из него вылетают, гамма излучение вообще ни о чём, на порядок, или пару, лень искать, меньше чем у Mn 54 и Mn 52, но при облучении нейтронами получается Mn 56. Если танк побывал рядом с эпицентром ядерного взрыва и экипаж выжил, уже нечего бояться, вперёд и с песней, броня нонче композитная, в том числе и с ПНД, а ПНД тормозит нейтроны лучше всего, внутри ничего не наведётся
        1. Alexey RA
          Alexey RA 23 июня 2022 15:47
          0
          Цитата: KCA
          броня нонче композитная, в том числе и с ПНД, а ПНД тормозит нейтроны лучше всего, внутри ничего не наведётся

          И по бортам тоже? Гусянка-то будет светить через самую тонкую (кроме кормы) часть бронезащиты. Сколько там - миллиметров 70-80? Одна надежда на подбой.
          1. KCA
            KCA 23 июня 2022 16:18
            +1
            Так чем светить? Гамма излучение у активных изотопов магния не большое, а бета, или тем более, альфа это кровельное железо задержит, в Чернобыле солдаты лопатами с крыши выкидывали, там марганец 56 был-бы вообще не замечен, есть задача, нужно выполнить, а разбираться что и как будут РХБЗ
        2. fiv
          fiv 24 июня 2022 14:16
          0
          Бета-излучение это электроны. Или позитроны. Протоны - это альфа.
          1. KCA
            KCA 24 июня 2022 14:33
            0
            Эмм, позитроны, как-бы, аннигилируют с электронами и одновременно излучение обоих частиц невозможно, если позитроны вообще есть, умники до сих пор спорят, это частица, или волна, и вообще где оно?
            1. fiv
              fiv 24 июня 2022 19:28
              0
              В зависимости отреакции излучается или электрон, или позитрон. Не вместе.
  8. Кариб
    Кариб 23 июня 2022 07:01
    +3
    Спасибо. Жесть полная. Действительно все считают и изучают микрорентгены и их превышение, а тут десятки рентген. Никогда не задумывался. Видимо на танке надо объезжать эпицентр, сторонкой. После взрыва выводить и бросать танк на сутки. Причём никакая дезактивация не поможет, а только дополнительно облучит дезактиваторов.
    ТОлько и остаётся чёрный юмор... "А также накрываться белой простыней а автомат держать на вытянутых руках, что б плавящийся металл не капал на обмундирование..."
    1. igor_sabadah
      igor_sabadah 25 июня 2022 22:13
      0
      Основной поток нейтронов в момент бабаха, так что после взрыва уже не особо страшно
  9. Горный стрелок
    Горный стрелок 23 июня 2022 07:56
    +2
    Автор все правильно посчитал, однако не так страшен черт... Это какой плотности надо огонь ядерным оружием, чтобы танков таких оказалось много? Ну и ... Когда на полигонах проводились испытания с реальными боеприпасами и реальными танками, откуда и появились противорадиационные подбои, наведенная радиация как то не очень замечалась... Не помню в публикациях ничего про гусеницы. Видимо, энергетический спектр нейтронного излучения при взрыве и из реактора разные...
    1. Alexey RA
      Alexey RA 23 июня 2022 10:15
      +4
      Цитата: Горный стрелок
      Это какой плотности надо огонь ядерным оружием, чтобы танков таких оказалось много?

      Дык, старые нормы времён Холодной войны - одна СБЧ на батальон. Плюс милые особенности ЕТВД, типа ядерных фугасов.
      Не зря герметизацию, наддув и ФВУ лепили на всё, что можно.
    2. Винни76
      Винни76 23 июня 2022 19:35
      0
      Цитата: Горный стрелок
      Это какой плотности надо огонь ядерным оружием, чтобы танков таких оказалось много? Ну и

      Скорее всего это касается БМП, МТЛБ и прочих всяких тракторов
  10. ААК
    ААК 23 июня 2022 08:10
    +1
    Интересно, а по какой причине написана данная статья, начинаем готовиться?
    1. Алексей Брылев
      Алексей Брылев 23 июня 2022 09:06
      +1
      В принципе к этому идёт. Применению тактического ЯО. Может ещё пронесёт но не факт. Полезно знать.
  11. Алексей Брылев
    Алексей Брылев 23 июня 2022 09:05
    +1
    Отправка в отстойник тоже предполагает контакт с танком. Похоже придётся их сразу бросать на некоторое время.
  12. fiv
    fiv 23 июня 2022 09:10
    +6
    Изотоп Mn 56 распадается с излучением бета-частицы.В большинстве случаев для защиты от бета-частиц достаточно экрана из оргстекла толщиной в 1-2 сантиметра, или металлического листа толщиной 3-5 миллиметров. Пробег высокоэнергетичной (50 Мэв) в воде - 20 см. Что-то много неоправданной жути в статье.
    1. fiv
      fiv 23 июня 2022 10:00
      +1
      И еще. Марганец 56 образуется при бомбардировке нейтронами железа 56, то есть обычного железа. Которое есть не только в гусеницах.
    2. dunkan
      dunkan 24 июня 2022 17:25
      0
      56Mn
      Half-life, hr
      2.58
      Mode of decay and energy
      (MeV)
      b-: 2.86; 1.05; 0.75
      y : 0.85; 1.81; 2.12
  13. merkava-2bet
    merkava-2bet 23 июня 2022 10:08
    +1
    Интересная статья ,спасибо.Радиация ,точнее наведенная радиация подстёгивает разработку полимерных гусениц и опорных катков,а также перспективное направление бронеаллюминия в качестве несущего корпуса для БТТ с использование навесной модульной брони с полимерными и бронекерамической бронёй,а также внутренняя компоновка полимерных топливных баков ,типа противонейтронной капсулы.
    Был бы рад увидеть продолжение этой темы,особенно перспективные направления и материалы в повышении радиационной стойкости БТТ.
    1. Эдуард Перов
      28 июня 2022 03:23
      0
      Броне алюминий фонит после нейтронов страшнее стали. Будет и об этом материал.
  14. Romario_Argo
    Romario_Argo 23 июня 2022 11:11
    0
    отправка в отстойник и выдержка в течение суток

    автор не учёл правило трех 777
    через 7 часов радиоактивность падает в 10 раз
    7х7, через 49 часов в 100 раз
    через 14 дней в 1000 раз
    бомбоубежища как раз и рассчитаны на 15 дней пребывания
    про воздушный подрыв согласен,
    статья была в 2018 году на ВО Дмитрия Верхотурова "Постапокалипсис". Сказки о радиации
    раздел: Стр-р-рашная радиация (там как раз по теме статьи)
    https://topwar.ru/145198-postapokalipsis-basni-o-radiacii.html
    1. Винни76
      Винни76 23 июня 2022 19:43
      +1
      Цитата: Romario_Argo
      автор не учёл правило трех 777
      через 7 часов радиоактивность падает в 10 раз

      Первых семи часов при 120 Р/час вполне достаточно, чтобы о дальнейших часах уже не волноваться
  15. Knell Wardenheart
    Knell Wardenheart 23 июня 2022 11:24
    0
    А ведь замена гусениц это потенциально одна из ходовых операций в случае этих самых "средних повреждений".
  16. BAI
    BAI 23 июня 2022 11:31
    +1
    поскольку экипаж защищён стальным массивом брони.

    От радиации экипаж спасает не броня, а специальная противорадиационная защита.
    1. dunkan
      dunkan 23 июня 2022 13:28
      +1
      Такой слой резины, содержащей бор, который поглощает нейтроны.
  17. blackcat
    blackcat 23 июня 2022 13:11
    +2
    Я так понимаю ситуацию , надо бросать этот долбаный фонящий танк и валить подальше , а через пару суток пусть им химики занимаются , а ремонт потом laughing
  18. iouris
    iouris 23 июня 2022 13:41
    0
    К работе в условиях радиоактивного заражения нужно привыкать быстро, потому что жить будешь недолго. И смерть будет мучительной.
  19. acetophenon
    acetophenon 23 июня 2022 14:27
    +5
    По-русски же написано: наведённая! Потоком нейтронов! При ядерном взрыве! После - совсем другое дело! Ладно, главное - другое.
    Радиационный фон от гусениц исследовался при имитации подрыва ядерной боеголовки сверхмалой мощности 500 кг (0,5 килотонны) в тротиловом эквиваленте на дистанциях 305 и 125 метров от эпицентра
    Голубчик! Какие 500 кг! 500 тонн! При взрыве 500-тонного заряда на таком расстоянии танкисты превратятся в консерву! А танк в груду металла.Им эта радиация будет... по пояс!
    1. Эдуард Перов
      24 июня 2022 01:06
      0
      Опечатался про 500 кг, поправим. Сам только сейчас заметил это.

      По поводу расстояния: вы огненными шарами диаметром по 500 метров от мегатонных бч меряете? Даже подрыв 5 килотонн, в 10 раз больше заявленного, подразумевает зону средних повреждений на расстоянии 400-600метров от эпицентра. При этом после ремонта танк может выполнять работу. Собственно говоря, по этой причине даже проводили исследования возможности опрокидывания танка ударной волной, где, к слову, более лёгкие бмп одержали победу.
  20. svp67
    svp67 23 июня 2022 14:46
    +1
    Помимо стратегического оружия, в арсеналах ядерных держав полным-полно тактических боеголовок относительно небольшой мощности, которые устанавливаются в крылатые и баллистические ракеты, авиабомбы и даже умещаются в калибры ствольной артиллерии.
    еще существуют ядерные мины...(((
    1. iouris
      iouris 23 июня 2022 20:57
      +1
      Кстати, да: мина 50 Мегатонн - это сильный аргумент против оккупации. Эдакий сухопутный "Посейдон", торпеда, которой даже не надо никуда плыть.
  21. Алексей Z
    Алексей Z 23 июня 2022 17:56
    +1
    Цитата: Pavel73
    Нет, они прекрасно знают, что их Штатам и вообще англосаксонскому миру ничего не грозит. Они прекрасно понимают, что их противники - вменяемые, и не станут бить первыми или провоцировать на первый удар. Всё они прекрасно понимают! Поэтому не скажут они так.

    Уже не уверен.
  22. Комментарий был удален.
  23. ln_ln
    ln_ln 30 июля 2022 17:40
    0
    В конструкции современных танковых гусениц с резинометаллическим шарниром высокомарганцевая гадфильдова сталь не используется. На фото, вроде, Лео2, так изготовитель гусеницы для него Диль Дефенс никогда такую сталь не использовал.