Соперник Super Hercules из южного полушария

0
Соперник Super Hercules из южного полушария
Бразильская компания Embraer, с 2007 года создающая военно-транспортный самолет KC-390, за прошедший месяц неожиданно нашла несколько партнеров, которые в перспективе примут участие в этой программе. К ней решили присоединиться Чехия, Португалия, Колумбия и Чили, которые намерены в общей сложности закупить 24 такие машины. При этом Embraer, позиционирующая свое детище как более дешевую альтернативу американскому Super Hercules, рассчитывает на существенный рост заказов не только от латиноамериканских, но и от европейских государств.

НАДЕЖДЫ НЕ БЫЛО И ВДРУГ...

На протяжении последних трех лет грядущая судьба KC-390 была покрыта мраком неизвестности - Министерство обороны Бразилии, хотя и предложило Embraer разработать транспортник, размещать заявки на самолет не торопилось. Наряду с этим отсутствовали твердые гарантии, что машину приобретут другие страны. Вдобавок большая часть работ проводилась на собственные средства Embraer - бразильское правительство, изначально вложив в проект 33 млн долларов, поручило компании построить для своих ВВС только два прототипа КС-390 для испытаний.



Между тем полностью программа оценивается в 500-600 млн долларов. Эта сумма включает в себя проектные и опытно-конструкторские работы, а также изготовление тех самых прототипов транспортника. Следует также учитывать, что создание KC-390 (изначально носившего обозначение C-390) является неординарной задачей для Embraer: это будет самый крупный и тяжелый самолет, рожденный компанией за всю ее историю. Прежде фирма выпускала лишь учебно-тренировочные машины и региональные пассажирские лайнеры разных классов.

Embraer фактически оставалось рассчитывать на заинтересованность зарубежных военных ведомств. Это позволило бы и полностью компенсировать расходы на разработку самолета, и остаться с небольшой прибылью. Надеяться на крупный заказ со стороны отечественных ВВС не приходилось - с самого начала они объявили, что намерены заменить новыми KC-390 23 устаревших Lockheed Martin C-130 Hercules. Впрочем, компания сделал ставку на то, что другие государства заключат с ней крупные контракты на поставку транспортников, чтобы также получить достойного преемника много послужившим C-130.



Так, по словам вице-президента Embraer Луиса Карлоса Агилара, во всем мире в ближайшие десять лет будут списаны около 695 поизносившихся «Геркулесов», прямым конкурентом которых и является KC-390. Преимущество бразильского KC-390 перед американским C-130 заключается в стоимости при прочих практически совпадающих технических характеристиках. Предполагаемая цена одного транспортника Embraer будет равна примерно 50 миллионам долларов, в то время как самого дешевого «Геркулеса» - 80 миллионов.

Первый проблеск на горизонте замаячил в конце 2008 года, когда национальная поч- товая служба Бразилии Correios сообщила, что планирует купить пять самолетов KC-390, а позже разместить заказ еще на 20-25 таких машин. Транспортники предполагается использовать для перевозки посылок, писем и крупногабаритных грузов. Позже бразильское правительство решило выделить дополнительные финансовые средства на проект создания KC-390, а затем Министерство обороны Португалии неожиданно обнародовало планы о замене C-130 самолетами Embraer.

На исходе 2009 года к числу потенциальных покупателей KC-390 присоединились Франция и Швеция. Впрочем, всерьез полагаться на будущие заказы от этих государств не приходится - заявления о приобретении транспортника прозвучали в рамках бразильского тендера F-X2, в котором участвуют французский истребитель Dassault Rafale и шведский Saab JAS 39 Gripen. Фактически каждый конкурент обещал рассмотреть возможность подписания контрактов на поставку KC-390, если в состязании победит именно его самолет.

Дела у Embraer пошли в гору только в 2010 году, когда в июле Министерство обороны Бразилии объявило, что приобретет 28 новых транспортников для ВВС вдобавок к уже купленным двум прототипам. Дальше заключение соответствующих договоренностей пошло в ускоренном темпе. В конце августа Чили неожиданно подписала с Министерством обороны Бразилии соглашение о намерениях, в рамках которого будут выработаны условия участия страны в создании KC-390. При этом чилийские ВВС сообщили о готовности купить шесть транспортников.

В середине августа 2010 года министр обороны Аргентины Нилда Гарре заявила, что возглавляемое ею ведомство примкнет к реализации бразильской программы KC-390 и приобретет некоторое количество таких самолетов. Правда, точные цифры она не назвала. Согласно планам аргентинского руководства в ближайшие несколько лет военные расходы страны будут увеличены с 0,9 до 1,5 процента ВВП, а бюджет Министерства обороны при этом вырастет более чем на 50 процентов. Дополнительные средства намечается потратить на полное переоснащение сухопутных войск, военно-морских сил и ВВС.

1 сентября соглашение на закупку КС-390 заключили Министерства обороны Бразилии и Колумбии. ВВС последними сообщили о намерении приобрести 12 самолетов. Таким образом, число заказов на KC-390 практически в одночасье увеличилось до 46 единиц.

10 сентября 2010 года к проекту решила примкнуть Португалия, которая также заявила о готовности купить четыре бразильских транспортника. Кроме того, португальский министр обороны Аугусто Сантош Сильва подчеркнул, что его страна рассчитывает принять участие в разработке фюзеляжа и крыльев KC-390, включая аэродинамические расчеты, а также в создании оборудования обмена информацией.

Спустя четыре дня о желании присоединиться к проекту объявила Чехия - соответствующее соглашение о намерениях было подписано 14 сентября. Условия, выдвинутые Прагой, пока не определены. Чешская компания Aero Vodochody предположительно будет заниматься производством задней части фюзеляжа, дверей и отклоняемых носков крыльев.

На этом достижения бразильской Embarer не закончились - 24 сентября начались переговоры с Министерством обороны Объединенных Арабских Эмиратов.

ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА

Согласно основному проекту Embraer KC-390 сконструирован по компоновочной схеме высокоплана с Т-образным хвостовым оперением и двумя турбовентиляторными реактивными двигателями. В качестве вариантов силовых установок KC-390 рассматриваются двигатели PW6000 американской компании Pratt & Whitney и BR715 британской Rolls-Royce с тягой 75,6-98 килоньютонов. Они позволят самолету развивать скорость до 0,8 числа Маха (около 920 километров в час) и совершать полеты с полной загрузкой на расстояние до 2,6 тысячи километров.

Грузовой трап будет расположен в хвостовой части самолета, который сможет перевозить не только десант, но и различные виды техники. Грузоподъемность машины составит 23,6 тонны. Следует также отметить, что KC-390 помимо функций транспортника предстоит выполнять функции заправщика. Для этого машина получит гибкие шланги на концах крыльев, дабы производить одновременную заправку двух самолетов. Не исключено также, что в доработанном варианте KC-390 в хвостовой части появится и заправочная штанга.

Для сравнения: американский военно-транспортный самолет C-130J Super Hercules, предлагаемый Lockheed Martin в качестве замены устаревшим C-130 Hercules, построен по компоновочной схеме высокоплана с классическим хвостовым оперением. Машина оснащается четырьмя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce AE2100D3, которые позволяют самолету совершать полеты со скоростью 671 километр в час на расстояние до 5,2 тысячи километров. Грузоподъемность - 19-20 тонн в зависимости от модификации. C-130J выпускается в вариантах транспортника, заправщика, транспортника-заправщика, патрульного самолета и метеорологической лаборатории.

KC-390, очевидно, будет представлен несколькими модификациями. Так, если поступит заказ от Carreios, самолет построят в виде транспортника без возможности дозаправки других воздушных судов. Кроме того, некоторые из заказчиков могут заказать машину в виде заправщика, где грузовой отсек заменят дополнительными топливными баками. При этом бразильские СМИ не исключают возможности создания вариантов KC-390 для сухопутных войск и ВМС Бразилии. Впрочем, эта информация официально пока не подтверждена.

Embraer предполагает, что первый полет KC-390 состоится в 2014 году, а поставка первых серийных транспортников ВВС Бразилии начнется в 2016-м. В перспективе планируется открыть на территории стран - партнеров проекта производство деталей для КС-390, что позволит Embraer увеличить выпуск серийных самолетов. По оценке Embraer, ближе к разворачиванию серийного производства число заказов на KC-390 увеличится. В первую очередь клиентами бразильской компании станут страны Латинской Америки, большинство из которых уже начали реализацию собственных программ модернизации вооруженных сил.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»