Оливковое масло в древности и сейчас

156

Оливки на дереве. Остров Кипр. Фото автора


«Война войной, а обед по расписанию.»
Прусский король Фридрих Вильгельм I

Кухня и её история. Сегодня все составные части нашей жизни связаны так тесно, что выделять из них что-то одно бессмысленно. Так и военная тема на ВО при безусловном её доминировании не может не затрагивать вопросы общечеловеческой культуры, и в том числе культуры еды. Тем более что воюем-то мы далеко не каждый день, а вот едим регулярно. Едят солдаты, едят генералы, хотя и не всегда по-солдатски, ели гоплиты и легионеры, ели рыцари и ландскнехты, все ели… И мне не раз писали, что неплохо было бы обо всём этом рассказать. Так что к циклам «Неизвестные войны», «Рассказы об оружии», «Великие правители» и ряду других добавится ещё один: «Кухня и её история». Где как раз обо всём этом и будет рассказываться. Причём, возможно, к этой теме подключатся и другие авторы ВО, почему нет – ведь существует масса интересных вопросов и «подтем», которые мне попросту не могут быть известны. Ну а начнём мы с истории одного очень важного продукта, без которого без преувеличения не состоялись бы в полной мере две величайшие цивилизации прошлого – греческая и римская. Этот продукт – оливковое масло!




Вот эта олива (справа) так стара, что… даже и не скажешь. О её возрасте говорит её ствол! Фото автора

Оливковое дерево – это настоящая основа жизни в Средиземноморье. Уже библейские упоминания о помазании прямо указывают на помазание именно оливковым маслом. Но кто придумал отжимать эти горькие плоды и открыл людям это масло? Увы, имя этого человека, как и изобретателя лука или колеса, до нас не дошло. Мы совершенно точно знаем, что оливки и оливковое масло были не только важным компонентом древней средиземноморской диеты, но и одной из самых успешных отраслей экономики в древности. Выращивание оливок распространилось с финикийской и греческой колонизацией от Малой Азии до Иберии и Северной Африки, а высококачественное оливковое масло стало важным товаром для торговли вплоть до римского периода и позднее. Олива как растение также имела очень широкое культурное значение: всем известна оливковая ветвь мира и оливковый венок победителя на древних Олимпийских играх.


А вот это совсем ещё молодая олива. Фото автора

Впервые оливки выращены около 5000 г. до н. э. или даже раньше на побережье Кармель в древнем Израиле. Здесь на месте неолитического поселения Кфар-Самир были раскопаны самые древние и простые оливковые прессы. Об успешном производстве оливкового масла свидетельствуют записи об экспорте его в Грецию и Египет на протяжении 3-го тысячелетия до нашей эры. Тогда Греция начала выращивать собственные оливки на минойском Крите и Кипре в эпоху позднего бронзового века, а затем и на материке. Естественно, что масла производилось больше, чем сами греки могли употребить, и они начали его экспортировать. Важность экспорта была настолько велика, что в знаменитых законах Солона (ок. 640 – ок. 560 до н. э.). оно значилось как единственный разрешённый к вывозу продукт. В процессе финикийской и греческой колонизации оливковые деревья выросли по всему древнему Средиземноморью, где всё, что им требовалось, было в изобилии. А нужно оливе немного: тёплое лето и относительно небольшое количество осадков, потому что это деревья выносливые.

Оливковое масло в древности и сейчас
Свежевыжатое оливковое масло выглядит так…

Деревья распространялись на новые территории путём посадки черенков или прививки одомашненных деревьев на дикие. Римляне сажали свои черенки на специальные грядки – вот даже как, и производили посадочный материал в огромных количествах. Долгоживущее и засухоустойчивое дерево было удобной формой выращивания, не требующей особого ухода. Производители оливок обычно сажали оливы среди фруктовых деревьев и вдобавок разводили скот, который пасли в оливковых рощах, чтобы иметь некоторый доход в случае неурожая оливок. Причём это был самый простой способ сохранить рощи от травы и сорняков. Остатки от отжима масла из оливок также можно было использовать в качестве корма, особенно для свиней.

С 1-го по 3-й век нашей эры римляне распространили выращивание оливок на более маргинальные районы выращивания, такие как центральный Тунис и западная Ливия, где требовались обширные ирригационные системы, чтобы сделать сельское хозяйство жизнеспособным. Зависимость римлян от оливкового масла иллюстрируется решением Септимиуса Севера собрать его как часть налогов, взимаемых с провинций, а затем перераспределить его в Риме. По мере расширения Римской империи рос и спрос на оливковое масло, а Константинополь стал одним из крупнейших его импортеров. Действительно, создание огромного количества оливковых ферм (и виноградников) в Сирии и Киликии для удовлетворения этого спроса приписывают именно региональному экономическому буму в 3-5 веках нашей эры.

В то время крупнейшими производителями оливок в древнем мире были Греция, Италия, Левант, северное побережье Африки, Испания и Сирия. Места, которые пользовались особенно высокой репутацией в античности для масла высокого качества, включали в себя такие районы, как Аттика и Беотика в Греции, Киренаика в Ливии, Самос и Венафрум в Италии.


Вот в таких амфорах его развозили по всему Средиземноморью. Музей моря в Айя-Напе, Кипр. Фото автора

Столовые оливки (сделанные съедобными путём засолки) ели, но большая часть произведённого урожая шла на изготовление масла. Хотя масло было обычным продуктом, оно не обязательно было дешёвым и, как и в случае с вином, имело разную степень качества. Оливковые деревья дают полный урожай только раз в два года, где-то с октября по декабрь, и греки считали, что чем раньше их собирают (когда они еще зелёные) и прессуют, тем чище масло. Тем не менее, части оливок позволяли продолжать расти, созревать, чтобы они стали чёрными, и, таким образом, от них можно нажать больше масла. Самое качественное масло, как и сегодня, получалось при первом отжиме, когда в смеси было минимальное количество косточек.


А грузили их вот в такие каботажные судёнышки. Музей моря в Айя-Напе, Кипр. Фото автора

Оливки давили либо ногами (в деревянных сандалиях), с использованием каменного ролика или в прессе. Известно, что в 6 веке до нашей эры использовалась балка, прикреплённая к стене, и каменный груз для увеличения давления и эффективности пресса. Самые ранние известные прессы в Греции происходят из Олинфа. Было раскопано несколько маслоделок, в которых для измельчения оливок использовались круглые жернова. Один из наиболее хорошо сохранившихся оливковых прессов происходит из эллинистического Аргилоса в северной Греции. По мере развития был добавлен ещё и ворот, чтобы опускать балку с большей силой.

Крупные сельскохозяйственные поместья подробно описаны таким римским автором, как Катон. Годовую доходность одного производителя он описывает в объёме от 50 000 до 100 000 литров масла. Римляне впервые использовали круглый каменный пресс (trapetum), который состоял из большой каменной чаши (mortarium), в которую накладывали оливки, а затем раздавливали под двумя вогнутыми камнями (orbes), прикреплёнными к центральной балке (cupa), на железной оси.


Вот так им торгуют в Турции сегодня…

Эти вращающиеся каменные мельницы часто использовали силу животных, в частности мулов, для дальнейшего повышения эффективности. Римляне также перешли от традиционных балочных и лебёдочных прессов к винтовым прессам, которые резко увеличили давление дробления.


А вот так в Турции торгуют свежими оливками…

После прессования масло сливали в большой каменный отстойник, установленный в полу прессового цеха. Здесь жидкая смесь воды, оливкового сока и масла оседала, а масло поднималось на поверхность, где его можно было снять с помощью ковша или, в качестве альтернативы, можно было открыть кран в основании резервуара, чтобы слить воду. Готовое масло хранили в терракотовых контейнерах. В прессовочной мастерской на Делосе нашли шесть больших пифосов, которые вмещали до 4000 литров масла. Есть записи, что масло, произведённое в Северной Африке, отправляли в Рим в кожаных бурдюках. Однако самым распространённым сосудом для хранения была амфора. На них очень часто ставили штамп с информацией, содержащей клеймо производителя, место изготовления или дату производства, а затем, если эти амфоры не использовались на месте, отправляли через Средиземное море обратно.


Римские стригили и сосуд для оливкового масла. Глиптотека Мюнхена. Фото Маттиаса Кабела

Мало того, что оливки и оливковое масло были важной частью средиземноморской диеты и процесса приготовления пищи (и до сих пор, конечно), масло, полученное из отжатых оливок, также использовалось для многих других целей. Греки и римляне использовали его для очищения тела после физических упражнений — намазывая его так, чтобы оно собирало грязь и пот, а затем соскабливая его с помощью металлического инструмента, называемого стригилем. Оливковое масло использовалось как топливо для терракотовых (реже металлических) ламп, как ингредиент для духов, в религиозных ритуалах, для массажа, как многоцелевая смазка и даже прописывалось… как лекарство.


Хорватский Апоксиомен (спортсмен, очищающий себя стригилем после состязаний). II—I в. до н. э. Загреб. Музей Мимара. Хорватия

Важность оливок для греческой культуры проявляется в появлении оливковой ветви на классических афинских монетах и её использовании в венках победителей на Олимпийских играх. Афиняне считали оливковое дерево подарком своей богини-покровительницы Афины, и именно это дерево росло на акрополе города. У них также была целая священная роща оливковых деревьев, из которых отжимали масло и помещали в уникально украшенные вазы-амфоры, которые вручались в качестве призов на ежегодном празднике Панафинеи.


Спор богини Афины с богом Посейдоном. Тот ударом трезубца создал для афинян источник пресной воды. Афина воткнула своё копье в землю, и выросла олива. Дар Афины был признан более ценным! Керамический сосуд с росписью. Лувр

Оливковые ветви стали символом мира. Геродот сообщает, что в начале V века до н. э. Аристагор из Милета нёс её, когда шёл за помощью к Клеомену во время ионийского восстания против Персии. Оливковые ветви также несли паломники, посещавшие священный оракул Аполлона в Дельфах. Римляне продолжили эту традицию и часто изображали бога Марса в его менее известном обличье миротворца с оливковой ветвью в руках.


Москва, 1913 год. В московском гастрономе Елисеевых (с именем которых связывают популяризацию в России «деревянного» и «прованского» масла в XIX веке) было организовано специальное подвальное помещение, в котором производили разлив оливкового масла и уксуса

В России вплоть до конца 19 века оливковое масло высшего сорта называлось прованским, низшего — деревянным. Потом на какое-то время в СССР купить его стало проблемой, однако на нём готовили шпроты. Ну а сегодня оливковое масло можно купить запросто, но следует знать некоторые тонкости, чтобы не выбрасывать зря деньги, поскольку масло это довольно дорогое.

Дело в том, что недели на залитом солнцем окне вполне достаточно, чтобы масло утратило все свои полезные свойства. Тёмное стекло лучше защищает продукт, однако тогда вы не видите, что берёте. Нужно искать наклейку DOP (Denominazione di Origine Protetta) – она такого ярко-голубого цвета с жёлтым, являющейся гарантией итальянского правительства, что продукт действительно из того региона, что указан на бутылке, и что его там же и разлили. Наклейка IGP (Indicazione Geografica Protetta) тоже неплохо. Но сегодня всё больше производителей, которые не желают связываться с «бюрократией наклеек», гордятся своим маслом и просто указывают на этикетке, где собрали их оливки и где масло разлили по бутылкам. Так что лучше всего ориентироваться на металлические ёмкости. В них даже не очень хорошее масло спустя какое-то время будет лучше, чем разлитое по стеклянным бутылкам.


Сбор оливок. Художник Антименес, ок. 520 до н. э. Амфора из Вульчи. Британский музей, Лондон

Не следует покупать масло, если оно не extra virgin, а также смесевые масла, где оливкового масла кот наплакал, и следить за датой выпуска, поскольку масло от длительного хранения прогоркает. У нас в России оливковое масло дорогое (и потому многим не нравится!), но оно и в Италии дорогое, хотя в меньшей степени. Дело в том, что в той же Тоскане одно дерево даёт в год всего лишь… 1 литр масла! Поэтому тут всё по поговорке: «дорого – да мило, дёшево – да гнило». Кстати, некоторые наши люди до сих пор жалуются на высокую стоимость оливкового масла, но при этом… считают возможным сходить в ресторан, причём не раз и не два. Так вот: один раз свой поход отмените, и вы сможете купить на эти деньги себе масла на целый год! И что же у нас после этого на самом деле дорого?


Три маркировки продукта, на которые следует обращать внимание (слева направо):
DOP – защищённое обозначение происхождения: этот товарный знак защищает название агропищевого продукта и территорию, на которой он был произведён. Именно условия окружающей среды, в которых производится продукт, делают его уникальным, поэтому важно, чтобы и эта территория, и это имя были защищены. Чтобы считаться ЗОП, необходимо, чтобы всё производство продукта осуществлялось в указанной области, и тот, кто его производит, должен следовать очень строгим правилам;
IGP – защищённое географическое указание: эта сертификация, в отличие от первой, не требует, чтобы все этапы производства проходили на одной и той же территории, поэтому продукт ЗГУ может иметь сырье из другого места, но считаться таковым, так как хотя бы на одном этапе производство должно располагаться в определённой местности;
SGT – гарантированная традиционная специальность: в этом случае нет ссылки на происхождение продукта, но эта сертификация направлена на улучшение традиционного состава продукта или производства

Ну и, конечно, всегда можно (даже сейчас!) поехать отдыхать в Турцию или на Кипр, там забраться в какую-нибудь горную деревеньку подальше от цивилизации и купить себе целую канистру превосходного оливкового масла по совершенно смешной цене. Которая опять же окупит вам значительную часть стоимости вашей поездки!

Сами итальянцы и греки жарят на нём всё и используют для выпечки вместо сливочного. Но в нашем случае грешно переводить на жарку такой ценный и полезный продукт, поэтому лучше всего готовить на нём салаты и соусы типа песто. Не надо, чтобы салатная зелень плавала в масле, но добавлять его в меру в порционный обеденный салат вместо майонеза сам бог велел! И вкусно, и быстро, и здорово, а живём-то мы ведь всего один раз!
156 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    3 июля 2022 04:08
    Признаться, никакой разницы между оливковым маслом и маслом подсолнечным, из Краснодарского края я не заметил...
    1. +14
      3 июля 2022 07:19
      Цитата: Luminman
      Признаться, никакой разницы между оливковым маслом и маслом подсолнечным, из Краснодарского края я не заметил...

      потому что нужно использовать extra virgin
      покупать рафинированное оливковое - деньги на ветер
      1. +2
        4 июля 2022 21:55
        Форма амфор интересна.
        Их же на стол не поставишь. Втыкались в почву?
        Хотя, ведь масло было нефильтрованным, такая форма позволяет слить с осадка, не взбаламутив его. Но хранить по любому пришлось в ящиках с песком.
        1. +1
          4 августа 2022 05:53
          При перевозке на судне амфоры прикапывались в балласт и не бились при волне
    2. +13
      3 июля 2022 10:29
      Цитата: Luminman
      Признаться, никакой разницы между оливковым маслом и маслом подсолнечным, из Краснодарского края я не заметил...

      Очевидно, Вам попалось масло из плодов оливок, произрастающих на северных склонах Краснодарских гор. Попробуйте продукт с южных. Хотя, нет. Лучше не пробуйте. laughing
    3. 0
      11 сентября 2022 11:14
      Оливковое масло это самый полезный продукт, вместе с хлебом можно до старости прожить на таком питании))
      С подсолнечным это будет невозможно)) в подсолнечном в разы меньше полезных веществ. Оно также вредно для сосудов и канцерогенно, так что даже сравнивать нет смысла.
      P.s. я тоже с Краснодара))
  2. +2
    3 июля 2022 04:35
    Пожаренная на оливковом масле картошка очень вкусная.
    1. +5
      3 июля 2022 10:01
      Она вкусная и на кукурузном масле, и на подсолнечном. Только надо уметь жарить.
      Картошка -- крупными ломтями, посыпается солью и обваливается в муке. А потом плотно укладывается на сковороде всего одним слоем, масла достаточно много. Правда, заморишься переворачивать. Я делаю это вилкой, осторожно, чтобы не повредить сковороду )))
      1. +3
        3 июля 2022 13:33
        "чтобы не повредить сковороду"я для этого использую деревянную лопаточку . У меня была и силиконовая,но деревянная экологичная и удобная. Уже с 10-года использую,а в прошлом году ," маленькая"(рост:152,а он 197)подарила мне бамбуковую. Весьма ,удобно
      2. +5
        3 июля 2022 16:04
        Цитата: депрессант
        и на подсолнечном. Только надо уметь жарить.
        Картошка -- крупными ломтями, посыпается солью и обваливается в муке. А потом плотно укладывается на сковороде всего одним слоем, масла достаточно много. Правда, заморишься переворачивать. Я делаю это вилкой, осторожно, чтобы не повредить сковороду )))

        Здравствуйте, Людмила Яковлевна! hi
        Это канцероген (на подсолнечном) + холестерол (мука) + добивание сосудов солью ))
        Диагноз: инфаркт на фоне онкологии или рак после инфаркта feel
        1. +12
          3 июля 2022 16:10
          "Все, что доставляет удовольствие либо незаконно, либо аморально, либо ведет к ожирению."
          1. +3
            3 июля 2022 16:12
            Привет, Антон! hi
            Если её пожарить без муки, соли, на оливковом масле, на тефлоновой сковороде, то все вкусно и не так вредно )).
            1. +3
              3 июля 2022 16:15
              Привет, Альберт!
              Без муки, я согласен, но как без соли-то?
              1. +2
                3 июля 2022 17:14
                Цитата: 3x3zsave
                но как без соли-то?

                Совсем чуть чуть можно
                Во время готовки
              2. 0
                6 июля 2022 22:19
                Закусывайте селёдкой и соли не надо...
        2. +2
          3 июля 2022 16:52
          Диагноз: инфаркт на фоне онкологии или рак после инфаркта


          Здравствуйте, Альберт! )))
          Да пишите уж "кракен", чего мелочиться-то! wassat )))
          1. +2
            3 июля 2022 17:15
            Ракоинфаркт ))
        3. +5
          4 июля 2022 21:42
          Цитата: Krasnodar
          Это канцероген (на подсолнечном) + холестерол (мука) + добивание сосудов солью ))
          Диагноз: инфаркт на фоне онкологии или рак после инфаркта

          Пить вредно, курить противно, помирать здоровым - жалко! laughing
          1. +1
            4 июля 2022 23:03
            Цитата: ботан.su
            Пить вредно, курить противно, помирать здоровым - жалко!

            А снится нам трава, трава у дома
            Зелёная, зелёная трава fellow
      3. +8
        3 июля 2022 23:09
        Цитата: депрессант
        Она вкусная и на кукурузном масле, и на подсолнечном.

        Сало здесь вне конкуренции.
      4. +4
        4 июля 2022 17:41
        Цитата: депрессант
        Она вкусная и на кукурузном масле, и на подсолнечном. Только надо уметь жарить.
        Картошка -- крупными ломтями, посыпается солью и обваливается в муке. А потом плотно укладывается на сковороде всего одним слоем, масла достаточно много. Правда, заморишься переворачивать. Я делаю это вилкой, осторожно, чтобы не повредить сковороду )))

        Не соглашусь!!!
        Все должно быть сообразно обстановке( обстакановке!))).
        Иногда, предпочтительнее картоха на тушенке. На сале... Как гарнир,- пожалуй, - да - " играем с маслами....
        И, почему никто не упомянул о самой Картохе?!
        Думаю, никто из адекватных не станет спор ть с этим тезисом. Брянская, "китайская", и т.д... По разному зреют, "лежат"( храняться), - наверняка, и лучшие
        вкусовые качества приобретают при особой приготовке...
        Молодость прошла на картофане в ВВУЗе. ( да, -гурман,)). - отличалась где, кто, как готовил....).
        Из личного опыта( самая вкусная там, - где голоднее,- опутим, пока...)
        1.Самая достойная картоха, имхо, на брянщине!( может быть, отдельные регионы РБ.(
        2. Готовить картофан наилучшим образом сподобились белорусы.( Всех таковых,- с Праздником!).
        3. От ситуации зависит: на зимней рыбалке и китайский, корейский горяченький сублемат на ура зайдет!( А культуры потребления уже нетуууу..)
        К пункту 2. Моя первая теща,- мудрая женщина,- прервала полет моей юношеской фантазии на тему " я знающий, я умелый, я образованный...( Просто,- умением жарить картофан!...Термодинамика, физика химия,- в обьемах доступных мне, не устояли перед оконечным результатом...)... А сколько ванн картохи в нарядах было начищенно!
        За эмоции прошу пардону.
        hi
        1. 0
          4 июля 2022 19:11
          За эмоции прошу пардону.

          Не напрягайтесь! Эмоции улучшают вкус -- и картошки, и содержимого стакана wassat )))
      5. +3
        4 июля 2022 20:59
        Цитата: депрессант
        Она вкусная и на кукурузном масле, и на подсолнечном. Только надо уметь жарить.
        Картошка -- крупными ломтями, посыпается солью и обваливается в муке. А потом плотно укладывается на сковороде всего одним слоем, масла достаточно много. Правда, заморишься переворачивать. Я делаю это вилкой, осторожно, чтобы не повредить сковороду )))

        Самая вкусная жаренная картошка только на сале!!! am
      6. +1
        6 июля 2022 05:19
        Самая вкусная - на сливочном ну и сало забыли. Хотя на сале - на любителя.
        А во времена дефицита и на говяжьем жире жарили. И ели с удовольствием. Сковорода в центре стола и вокруг вся семья с вилками yes
    2. +3
      3 июля 2022 10:02
      Никогда на оливковом не жарила..
      Я люблю для жарки: Благо
    3. 0
      12 июля 2022 18:15
      Спорный вопрос. В том смысле, что «о вкусах не спорят». smile
      Мне, как раз, жаренная на оливковом масле картошка совсем не нравится. При том, что оливковое масло присутствует в моей кухне в большом количестве.
      Так что «на вкус и цвет все фломастеры разные». laughing
  3. +6
    3 июля 2022 04:43
    Не исключено что в Средиземноморье потребляли и рапсовое масло, так как этот регион - место его происхождения.
    А эруковая кислота рапсомасла старых сортов рапса для диеты и образа жизни античности значения не имела - срок продолжительности жизни был меньше чем срок возможных отдаленных последствий для здоровья. При питании и жизни как в античности довольно сложно было получить ожирение или тромб для инфаркта.
    С чисто тогдашней военной точки зрения почти не портящиеся на жаре масла позволяли иметь запас "пищевых консервов" на кораблях торговых и военных экспедиций и для питания солдат - взяв на борт долгохранящийся груз пшеницы, масла, уксуса и вина для подмешивания в воду, можно было идти на край Ойкумены. Вечерами, наверное, проштрафившиеся моряки античности долго и нудно, по капитанскому указанию, дробили на терке зерно для варки утренней замасленной каши...
    1. +8
      3 июля 2022 07:17
      Цитата: ycuce234-san
      При питании и жизни как в античности довольно сложно было получить ожирение или тромб для инфаркта.

      в Древней Греции средняя продолжительность жизни была весьма немалой для той эпохи.

      Сократ 70 лет
      Аристипп 80 лет
      Платон более 75 лет
      Аристотель 62 года
      Диоген около 89 лет
      Фалес Милетский 94 года
      Ксенофонт более 74 лет
      Аристофан более 60 лет
      Антисфен более 79 лет
      Гиппократ 90 лет
      Солон более 76 лет

      список можно продолжить
      просто берите подряд известные имена того времени
      если не пал в бою или не погиб при иной оказии, то почти наверняка прожил немалую жизнь

      древняя цивилизация совершенно не случайно появилась в Греции
      греческая земля на самом деле предложила человечеству уникальные условия для проживания

      современники древних греков, проживавшие в менее комфортных условиях, не могли похвастать такой продолжительностью жизни
      1. +5
        3 июля 2022 07:32
        в Древней Греции средняя продолжительность жизни была весьма немалой для той эпохи

        Т.н. "среднеземноморская кухня", щедро сдобренная оливковым маслом и вином способствовало этому...
        1. +8
          3 июля 2022 07:58
          Цитата: Luminman
          "среднеземноморская кухня", щедро сдобренная оливковым маслом и вином способствовало этому

          В пределах Ойкумены это был рай на земле.
          Не зря древнегреческие боги выбрали себе штаб-квартирой Олимп и готовы были перебить друг друга за обладание этим тёплым местом.
        2. +5
          3 июля 2022 14:26
          Я бы и сейчас не отказался от вина и масла))) спасибо Олеговичу, хоть он отвлекает от потока лжи и прочего...... drinks hi
          1. +3
            3 июля 2022 22:31
            Цитата: Alien From
            спасибо Олеговичу, хоть он отвлекает от потока лжи и прочего...

            Вот в десяточку сказал! good В самую суть. drinks
      2. +7
        3 июля 2022 07:50
        Фалес Милтский, его упрекали в бесполезности философии, он предсказал хороший урожай оливок, скупил все масловыжималки и обогатился .
        1. +8
          3 июля 2022 08:08
          Да. Он так убедительно доказал, что философу разбогатеть не трудно, но не интересно.
          Впрочем, друзья у него были, чтобы помочь все оборудование закупить.
      3. +8
        3 июля 2022 08:13
        Сократа стоит убрать из списка. Умер не своей смертью.
        1. +5
          3 июля 2022 08:17
          Цитата: 3x3zsave
          Сократа стоит убрать из списка. Умер не своей смертью.

          +
          Но при этом прожил достаточно долго, чтобы служить примером древнегреческого долгожителя.
      4. +10
        3 июля 2022 14:36
        Ага, именно вышеперечисленные личности ( сократо- аристотели- гипократо- и прочие) от восхода и до заката работали на разного вида плантациях, в том числе и оливковых- здоровый, 12-16 часовой труд на свежем воздухе, полезная ограниченная еда и все такое- почему бы им и не жить столько лет. А вот зажравшиеся рабы, которые нихрена не делали те да, умирали даже несмотря на "средиземноморскую диету", в среднем, не дожив и до 40 лет. yes
        1. 0
          3 июля 2022 15:04
          Цитата: Улиточник N9
          зажравшиеся рабы, которые нихрена не делали те да, умирали даже несмотря на "средиземноморскую диету", в среднем, не дожив и до 40 лет

          Можно судить по задокументированные фактам.
          Либо по раскопанным останкам.
          Вы на чём основываете свои заключения?
      5. 0
        4 июля 2022 21:02
        Цитата: Наводлом
        древняя цивилизация совершенно не случайно появилась в Греции

        Что значит появилась? Древние греки в Грецию пришли из вне))) Как бы не парадоксально это звучало. Цивилизации появлялись в других местах...
        1. +2
          4 июля 2022 22:06
          Цитата: U_GOREC
          Древние греки в Грецию пришли из вне

          неверно
          1. пришли не на пустое место. догреческая цивилизация уже существовала
          2. пришли древнегреческие племена, если не ошибаюсь, не имевшие письменности
          3. цивилизация зародилась именно там, впитав в себя в том числе и местную культуру
          1. 0
            4 июля 2022 22:57
            Цитата: Наводлом
            Цитата: U_GOREC
            Древние греки в Грецию пришли из вне

            неверно
            1. пришли не на пустое место. догреческая цивилизация уже существовала
            2. пришли древнегреческие племена, если не ошибаюсь, не имевшие письменности
            3. цивилизация зародилась именно там, впитав в себя в том числе и местную культуру

            1.Только они её уничтожили...
            3. С вами многие бы не согласились от шумеров до китайцев...
            А, вообще, это спор сродни тому кто изобрёл радио - Попов, Маркони или Тесла...И это ещё не набежали альтернативщики, которые вам причешут за древних ариев Тартарии или не менее древних укров laughing laughing laughing
            1. +2
              4 июля 2022 23:15
              Цитата: U_GOREC
              1.Только они её уничтожили...

              это версия. не достоверный факт.
              вполне вероятно, что подчинили и впитали всё лучшее.
              именно поэтому признаки цивилизации, учёные выделяют по происшествию примерно полутора веков (могу ошибаться) после завоевания этих земель.

              Цитата: U_GOREC
              С вами многие бы не согласились от шумеров до китайцев

              Я писал о Греции именно как благодатном месте для зарождения древнегреческой цивилизации.
              Не отрицая при этом цивилизации Междуречья или долины Нила.
              Где, кстати, тоже сложились уникальные условия для благоприятного проживания людей.

              Трудно представить себе возникновение цивилизации в суровом климате, где вопрос выживания не оставляет места для искусства или философии.
    2. +2
      3 июля 2022 14:20
      "не портящиеся на жаре масла позволяли иметь запас "пищевых консервов"

      Поддерживаю. Тема оливкового масла как консерванта совсем статье не раскрыта. В жарком Средиземноморье масло до уксус позволяли хранить продукты.
      1. 0
        3 июля 2022 15:57
        В Монголии в погребениях хунну находят фрагменты изделий из древнеримского стекла.
        Возможно это не транзитные товары с торговых путей, вроде каури, а какие то остатки сверхдальних плаваний античности.
        Тогда когда нибудь следы греков и римлян найдутся на Русском Севере и в Сибири, как когда то подобное случилось с поселениями викингов и Троей.
        Соответственно - малопортящееся масло с пшеницей помогали таким путешественникам добраться туда, куда на быстропорте не доехать, например до широты, на которой можно вести промысел морского зверя для пропитания и так двигаться дальше и дальше - северные берега в те времена были пустынны и купить припасы им было просто не у кого. Ну и более поздние византийцы - те тоже ехали на севера на таких сухпаях.
      2. +4
        3 июля 2022 16:39
        Цитата: Sertorius
        Тема оливкового масла как консерванта совсем статье не раскрыта. В жарком Средиземноморье масло до уксус позволяли хранить продукты.

        Интересный ракурс.
        Но мне кажется, что плодоовощная консервация для тех греков была не актуальна.
        Зачем тратить излишки ценного продукта, который можно продать на рынке?
        А самый древний и дешёвый способ сохранения фруктов - сушка.
        Сухофрукты были очень популярны в советских крестьянских хозяйствах ещё каких-то 30-40 лет назад.
        1. 0
          3 июля 2022 23:26
          плодоовощная консервация для тех греков была не актуальна.

          Для хранения плодоовощной продукции те же итальянцы до сих пор используют уксус. Масло же позволяет сохранять белок. В первую очередь в масле хранили сыр.
          А самый древний и дешёвый способ сохранения фруктов - сушка

          Для сушки фруктов кроме солнца нужна обработка серой. Даже сегодня, покупая сухофрукты в магазине, можете быть уверены, что их серой окурили как надо. Поэтому в древности сушка не очень бюджетный способ консервации. Сушка не всегда оптимальный способ хранения. Особенно во регионах с влажным климатом.
          1. +4
            4 июля 2022 02:18
            Цитата: Sertorius
            Масло же позволяет сохранять белок. В первую очередь в масле хранили сыр.

            Поделитесь источником этой информации.
            У меня есть большие сомнения на этот счёт.
            Хранение традиционного сыра обычно происходило за счёт его просолки и опять же обезвоживания.

            Цитата: Sertorius
            Для сушки фруктов кроме солнца нужна обработка серой. Даже сегодня, покупая сухофрукты в магазине, можете быть уверены, что их серой окурили как надо

            Вы не правы.
            Не видели в селе заготовку сухофруктов?
            Использование двуокиси серы - это промышленный способ.
            При сушке фруктов в крестьянских подворьях этот способ не употребляется.

            Точно также как серный ангидрид, используемый в промышленном виноделии, не используется при домашнем изготовлении вина.

            Цитата: Sertorius
            Особенно во регионах с влажным климатом.

            Мы сейчас не о Греции?
            1. +2
              4 июля 2022 09:11
              Хранение традиционного сыра обычно происходило за счёт его просолки и опять же обезвоживания.

              Что имеем на выходе? Солёный сухой сыр. А как же с сортами, где необходимо предотвратить утерю влаги? Положить в масло. Это делают до сих пор в сыроварнях, погружая сыр в масло целыми головами. Источник информации - видел лично производство. Кстати, свежее мясо, у вас пролежит гораздо дольше, если его погрузить в масло. Проверено на личном опыте.
              Не видели в селе заготовку сухофруктов?

              Уже 10 лет живу в селе. Подавляющая часть населения России приобретает сухофрукты у друзей из Средней Азии. Там диоксида серы - от души. Домашние сухофрукты замечательные, но они быстро съедаются laughing , чтобы оценить их возможности к хранению. Шучу. Они темнеют и заветриваются без консерванта. Вино домашнее сам делаю. Без диоксида. Свои хитрости есть, чтобы оно простоял несколько лет. Но это не отменяет того факта, что в древности серой окуривали бочки перед заполнением вином. Впрочем многие и сейчас это делают. Источник надеюсь не нужен.
              Насчёт Греции не знаю. Я туда поеду когда по российскому паспорту можно будет. soldier
              1. +1
                4 июля 2022 09:21
                Цитата: Sertorius
                Что имеем на выходе? Солёный сухой сыр. А как же с сортами, где необходимо предотвратить утерю влаги?

                поинтересуйтесь сортами сыра в Древней Греции
                вы постоянно отвлекаетесь на современность, хотя предмет спора отстоит от неё на два с половиной тысячелетия

                Цитата: Sertorius
                Уже 10 лет живу в селе. Подавляющая часть населения России приобретает сухофрукты у друзей из Средней Азии. Там диоксида серы - от души

                опять двадцать пять
                лет тридцать назад сухофрукты лежали на каждом крестьянском чердаке
                такие как есть, натуральные, засиженные мухами
  4. -1
    3 июля 2022 05:13
    Конечно, оливковое масло заметно дороже, чем подсолнечное или рапсовое, но я на нём и жарю и добавляю его в салаты и им шашлык мариную и вообще много где использую. Кстати, нутриологи считают, что из растительных масел для жарки подходят только оливковое и рапсовое. А вот подсолнечное годится только для салатов, так как при нагревании выделяет канцерогены.
  5. +5
    3 июля 2022 05:14
    Цитата: Luminman
    Признаться, никакой разницы между оливковым маслом и маслом подсолнечным, из Краснодарского края я не заметил...

    Ага, и нерафинированое подсолнечное, лучше не магазинное, даже в гречееском салате, как по мне, куда как лучше.
    И Шпаковскому - запретить писать о жратве в будни! laughing Прочти я таккое в пн часов в 5 вечера, монитор бы обглодал
    1. +5
      3 июля 2022 08:19
      Цитата: Cowbra
      И Шпаковскому - запретить писать о жратве в будни!

      И написать статью о вреде курения.
      Это сколько же оливкого масла можно было бы закупить на сэкономленные деньги!
      Вот тут то и понадобился бы скребок для умывания.

      P.S.
      так и тянется палец за буквой "ъ" в слове "сэкономить"
      оказывается, правила не дозволяют
      1. +6
        3 июля 2022 08:22
        "Если с утра не закурить, то нафиг просыпаться?!"
        1. +4
          3 июля 2022 08:26
          Цитата: 3x3zsave
          "Если с утра не закурить, то нафиг просыпаться?!"

          да натощак
          как хорошо, уже два года не смолю
          впрочем, на британском флоте курение табака считалось профилактикой от некоторых болезней
          1. +10
            3 июля 2022 08:35
            да натощак
            Не, сначала кофию испить. А то оливки, оливки... Что нужно русскому человеку с утра? Либо кофе, либо пиво!
            1. +12
              3 июля 2022 08:56
              Цитата: 3x3zsave
              Что нужно русскому человеку с утра?

              Мне - унитаз. Все остальное - вторая очередь. smile
              Я не русский? smile
              1. +10
                3 июля 2022 09:07
                Унитаз - это общечеловеческая ценность! Мне странно, что ЮНЭСКО до сих пор не включила его в фонд культурного наследия!
                1. +7
                  3 июля 2022 09:38
                  Потому что нельзя, чтобы народ привык гадить в объекты культурного наследия. Если унитаз и Парфенон будут иметь один статус, то, боюсь, наше примитивное человечество и относится к ним будет одинаково.
                  1. +7
                    3 июля 2022 09:55
                    Если рядом с Парфеноном не будет унитаза, народ станет гадить прямо на колонны культурного наследия.
                    1. +4
                      3 июля 2022 10:30
                      А если будет? Выбирать между двумя культурными наследиями - унитазом и Парфеноном? Здесь у Парфенона явное преимущество - он по размеру больше, в одиночку за один раз никак весь не обгадишь. Боюсь, народ потянется к тому наследию, которое больше по размерам...
                      1. +6
                        3 июля 2022 10:37
                        Вот по этому общественные туалеты в Древнем Риме были монументальными сооружениями. Кстати являлись местами общественной жизни, пока негодяй Веспасиан все не опошлил.
                      2. +4
                        3 июля 2022 10:38
                        Цитата: 3x3zsave
                        негодяй Веспасиан все не опошлил.

                        Упсс!А Николай его святым считает?Где истина? laughing
                        Антон, приветствую! hi
                      3. +3
                        3 июля 2022 10:41
                        Привет, Сергей!
                        Работа у Коли такая...
                      4. +5
                        3 июля 2022 11:28
                        Не опошлил, а монетизировал. С современной точки зрения - вполне себе годяй. Почему на естественной человеческой потребности кушать зарабатывать можно, а на остальных - аморально? Двойные стандарты?
                        В ресторан ходить за деньги - нормально, в баню - нормально, не пошло, а сделал платные сортиры так сразу и всё опошлил.
                        Может вам и бордели бесплатные нужны? Как места общественной жизни?
                        smile
                      5. +4
                        3 июля 2022 11:34
                        То есть "хлеба и зрелищ" - на халяву, а погадить - уже за бабло? Вот с этого цинизма и началось падение великой империи!
                      6. +4
                        3 июля 2022 11:57
                        Моё мнение - падения великих империй начинаются именно с халявы, вернее с того момента, когда эту халяву начинают требовать.
                      7. +4
                        3 июля 2022 13:04
                        Интересная точка зрения. Нельзя ли апологетировать ее примерами, помимо Рима?
                      8. +3
                        3 июля 2022 14:23
                        Первое, что в голову пришло - Новгород времён падения республики.
                        Наличие слишком большого количества "пролетариев" в изначальном смысле этого слова - очевидный признак революционной ситуации.
                      9. +3
                        3 июля 2022 14:31
                        Возникает вопрос: были ли новгородские "пролетарии" люмпенами, как большинство римских граждан поздней империи?
                      10. +5
                        3 июля 2022 16:31
                        Насколько я представляю - были. Отсутствие возможности (или желания) нормально работать и содержать семью, проживание за счёт случайных или временных, сезонных заработков порождает отсутствие гражданской ответственности. При наличии гражданских прав, полученных от рождения получается ядерная смесь. Толпа без идей и интересов, агрессивная и неустойчивая, готовая на все и в первую очередь на предательство самой себя.
                        Ну да, наверное люмпены.
                      11. +3
                        3 июля 2022 16:40
                        Если еще учесть одинаковую зависимость от поставок продовольствия, то да, согласен, аналогия выстраивается.
                      12. +4
                        3 июля 2022 18:03
                        Главное сходство - имущественное расслоение, доведенное до степени крайности.
                      13. +2
                        3 июля 2022 18:09
                        Стала интересна численность населения Новгорода, в динамике. У Янина есть что-нибудь по этому поводу?
                      14. +4
                        3 июля 2022 18:48
                        Конкретно по численности населения мне ничего не попадалось. В Новгородской летописи есть сведения о том, что во время голода конца 20-х - начала 30-х гг. XIII в. в Новгороде в братских могилах было похоронено 10 000 человек. Конкретные и четкие сведения. Верить им или нет - дело вкуса, но пока никто эти цифры не опроверг. smile
                      15. +2
                        3 июля 2022 18:53
                        Мдааа. Малолюдно. И это крупнейший город на Руси.
                      16. +3
                        3 июля 2022 19:10
                        Для XIII в. вполне себе цифры. Нормальные. Тем более, Киев в то время был всё-таки заметно больше, по нему Толочко вывел цифру, вроде как 50 000 человек.
                      17. +2
                        3 июля 2022 19:14
                        Париж при Филиппе Августе - около 100 тысяч, перед чумой, в рамках тех же стен - 300 тысяч.
                2. +6
                  3 июля 2022 21:05
                  Унитаз - это общечеловеческая ценность!
                  Согласен, но только не унитаз, а водяной затвор к нему, S-образная трубка, не пропускающая запахи из канализации в помещение. До XIX века был неизвестен, после изобретения началось триумфальное шествие унитазов по странам и континентам.
            2. 0
              3 июля 2022 20:21
              лучше чай, с молоком.
            3. 0
              4 июля 2022 10:06
              Цитата: 3x3zsave
              Что нужно русскому человеку с утра?
              осознание себя, затем жена и пр. по порядку)).
          2. +3
            3 июля 2022 08:44
            Цитата: Наводлом
            впрочем, на британском флоте курение табака считалось профилактикой от некоторых болезней

            И употребление рома с джином - тоже...
      2. +4
        3 июля 2022 10:10
        И написать статью о вреде курения.

        Не надо статьи о вреде курения!
        Отрыла вчера новую пачку, а на ней крупно и безжалостно -- "Слепота"!
        Так вот оно в чем дело...
        Посмотрела на мир правым глазом и увидела, что мир в тумане.
        Курила, курю и буду курить.
        Иначе зачем жить?!? wassat ))))
        1. +6
          3 июля 2022 10:17
          Цитата: депрессант
          Отрыла вчера новую пачку, а на ней крупно и безжалостно -- "Слепота"!

          Когда курил, обходил сигаретные киоски в поиске пачек, от страшных фотографий на которых не тошнило бы.
          Вместо фотографии оскала чёрных зубов или поражённого раком лёгкого озадачивал продавщиц поиском чего-то нейтрального вроде изображения беременной женщины.
          Надо было видеть в этот момент приветливые лица продавщиц.

          Цитата: депрессант
          Курила, курю и буду курить.
          Иначе зачем жить?!?

          Шпаковский ответил на этот вопрос.
          Ради умывания оливковым маслом.
          1. +4
            3 июля 2022 10:28
            Цитата: Наводлом
            Когда курил

            Утро доброе!
            Личный вопрос.Тяжело бросалось? hi
            1. +5
              3 июля 2022 10:38
              Цитата: Фил77
              Личный вопрос.Тяжело бросалось?

              серьёзно бросал раз пять с разным результатом.
              от четырёх месяцев до четырёх лет.
              в предпоследний раз помог новомодный на тот момент айкос, с которого соскочить легче.
              1. +4
                3 июля 2022 10:43
                Ага!Спасибо!Я к чему?Душой то я ещё с "курильщиками",но вот умом?Тратить большие деньги в ущерб здоровью? Собственному?Так что потихоньку прихожу к мысли,что пора и остановиться. hi
                1. +4
                  3 июля 2022 10:47
                  но надо иметь в виду, что от айкоса у некоторых сердчишко начинает пошаливать.
                  так что не панацея
                  1. +4
                    3 июля 2022 11:01
                    Цитата: Наводлом
                    айкоса у

                    Пробовал.Не понравилось.Так что именно как вариант бросания подойдёт.Главное-решиться.
                    1. 0
                      4 июля 2022 10:11
                      Цитата: Фил77
                      Главное-решиться.
                      да, бросал по М.Твену не единожды, но как то проснулся и - не буду. Как отрезало. Без никаких приблуд. И всё. Просто - прекратил, помянуя, что алкоголизм(и пр. наркоманию) не излечить. Только перестать, а если начнёшь - будешь там же, откуда начал.
            2. +2
              3 июля 2022 15:41
              Господа!
              Способ бросить курить один- перестать курить (т.е.- вводить в организм никотин разнообразными методами: от сиги до жвачки).
              Лёгкий способ бросить - прочесть известную книжку. Мне помогло. Трижды.
              Конечно то что в очередной раз начинал курить снова- идиотизм и стечение обстоятельств. 8 лет не курил
          2. +3
            3 июля 2022 10:38
            Вместо фотографии оскала чёрных зубов или поражённого раком лёгкого озадачивал продавщиц поиском чего-то нейтрального вроде изображения беременной женщины.

            Долго смеялась. Беременность Вам, похоже, не грозит? wassat )))
            1. +5
              3 июля 2022 10:39
              Цитата: депрессант
              Беременность Вам, похоже, не грозит?

              возраст не тот wink
              1. +6
                3 июля 2022 10:50
                возраст не тот


                Вот ведь увёртливый! wassat )))
          3. +9
            3 июля 2022 10:40
            Цитата: Наводлом
            озадачивал продавщиц поиском чего-то нейтрального вроде изображения беременной женщины.

            Есть анекдот на эту тему:
            Молодой человек и девушка отходят от табачного киоска и рассматривают только что купленные пачки сигарет. У него пачка с надписью "Импотенция", у нее - "Рак молочной железы". Они переглянулись и поменялись пачками. hi
            1. +7
              3 июля 2022 10:42
              Цитата: Вежливый Лось
              Они переглянулись и поменялись пачками

              good
              граждане курильщики и гражданки курильщицы, объединяйтесь в семейные пары с твёрдыми убеждениями!
              1. +5
                3 июля 2022 10:57
                граждане курильщики и гражданки курильщицы, объединяйтесь в семейные пары с твёрдыми убеждениями!

                "Пою тебе, бог Гименей!
                Ты соединяешь невесту с женихом,
                Ты любовь благославляешь,
                Бог новобрачных,
                Бог Гименей, Бог Гименей!..."
                Одно плохо -- не благославляет тот Гименей дальнейшее совместное проживание в современных условиях. Благословил невесту с женихом, с чувством хорошо выполненного долга умыл руки и сам смылся )))
                Многое напоминает.
                1. +4
                  3 июля 2022 11:10
                  Цитата: депрессант
                  Одно плохо -- не благославляет тот Гименей дальнейшее совместное проживание.

                  Если в упряжке нет коренника, а только пристежные, то такая упряжка далеко не уедет.
                  Пристежные всегда смотрят в сторону.

                  А "супружество" и "упряжка" этимологические близнецы.
        2. +5
          3 июля 2022 10:25
          Цитата: депрессант
          Курила, курю и буду курить.
          Иначе зачем жить?!?

          Руки прочь от курильщиков! laughing
          И вообще!Доколе?Нас,пополнителей госбюджета гнобить будут? stop
          1. +2
            3 июля 2022 10:41
            Видела ролик -- обезьяны курят! С таким, знаете ли, видом -- раздумчиво и привычно )))
            1. +2
              3 июля 2022 10:51
              Цитата: депрессант
              обезьяны курят!

              Так ведь?Их угощают.А мы?На эту вредную привычку тратим собственные денюжки.И всё более и более немалые. recourse
              Да и к качеству "продукта" много вопросов.Раньше бывало по "духу"можно было определить кто курит импорт,а для кого "дым отечества сладок и приятен".Сейчас?Сравнить можно лишь с качеством пива.
          2. +7
            3 июля 2022 11:02
            Серега, валить надо с этой ветки! А то чую, дальше речь пойдет о вреде алкоголя и пользе резиновых женщин...
            1. +4
              3 июля 2022 11:46
              Цитата: 3x3zsave
              валить надо с этой ветки!

              Рановато.У моей ещё обед не готов. laughing
              1. +4
                3 июля 2022 12:53
                Ты, блин, прям как Лев Толстой!
            2. +4
              3 июля 2022 11:50
              Скорее об ассортименте первого. И этот разговор нескончаем.
              1. +4
                3 июля 2022 12:09
                Это точно. Сколько масла не бери, а за водкой бежать все одно придется.
        3. +4
          3 июля 2022 14:08
          Я в десятом начала курить,а когда ждала ребенка перестала курить и уже более 20 лет не курю. Секреты исправно покупала и прятала от себя. А потом раздаривала всем желающим
          1. +5
            3 июля 2022 14:34
            Цитата: Astra wild2
            Секреты исправно покупала и прятала от себя.

            Как я понимаю моим советом по поводу "авторедактора" Вы не воспользовались?Вот и получаются "секреты" вместо "сигарет"?
            Цитата: Astra wild2
            Секреты исправно покупала

            "-Павел Андреевич,вы шпион?
            -Видите ли,Юра...."(с) laughing
            1. 0
              4 июля 2022 06:10
              Знаю,что Болгаринов написал продолжение про Кольцова. В журнале,где-то видела продолжение ,но не читала. Кто-то говорил:совершенная ерунда. Как и продолжение Штирлица
              1. 0
                4 июля 2022 08:41
                Цитата: Astra wild2
                Кто-то говорил:совершенная ерунда.

                А если самой? Почитать,а?
                Цитата: Astra wild2
                Как и продолжение Штирлица

                Как понимаю,Вы дальше "Мгновений" не продвинулись?И судите по фильму?Точно?Сами не читали.Ну что же,всё предельно ясно. bully
                1. 0
                  5 июля 2022 06:35
                  Семёнова читала. О Кольцове нет,а Вы?
                  1. 0
                    5 июля 2022 06:48
                    Ну,а как иначе?Поэтому и берусь рассуждать.Читать и смотреть необходимо САМОМУ.А не брать на веру.
                    1. 0
                      5 июля 2022 12:29
                      Может,подскажите название?
                      1. 0
                        5 июля 2022 13:57
                        Цитата: Astra wild2
                        Й

                        0
                        Может,подскажите название?

                        Название чего? Постарайтесь выражаться более конкретно.Кто?Что?Где?Приметы? bully
                        Что именно Вы имеете в виду?
                      2. 0
                        5 июля 2022 14:03
                        Продолжение :"Адьютанта". Как называлась вторая,заключительная,книга?
                      3. 0
                        5 июля 2022 14:10
                        А Вы "это" имеете в виду?Ну какая же она "вторая заключительная"?"Под чужим знаменем",но у них ещё семь книг про Кольцова.Фишка легла вот и поехали ребята "продолжать".
                      4. 0
                        5 июля 2022 14:46
                        Цитата: Фил77
                        Под чужим знаменем"

                        Ошибочка вышла! recourse
                        Вторая книга носит название -"Милосердие палача".Запамятовал,давненько читал.
                      5. 0
                        5 июля 2022 15:29
                        Понятия не имела. В тот период читала:Семенова,Ревунов"Холмы России"(1 книга,второй не нашла) Маркосьянец:"К оружию"1 книга(второй нет)и у меня сформировалось,что у Болгаринов 2 книги о Кольцове написал
    2. +2
      3 июля 2022 13:58
      Вот модераторы и поставили Вячеслав Олеговича на воскресенье
  6. +4
    3 июля 2022 05:49
    Так это же дерево для Крыма!) Или там зима слишком холодная?
    1. +2
      3 июля 2022 06:18
      ну пальмы у нас выживают только в абхазии вроде
      1. +2
        3 июля 2022 11:21
        пальмы у нас выживают только в абхазии вроде

        В Новом Афоне была оливковая роща. Не знаю, как сейчас. Может, самосохранилась. В отличие от санаториев роскошной советской постройки. Типа сталинский ампир.
    2. +6
      3 июля 2022 07:48
      Естессно, холодная. Только на ЮБК может что-нибудь вырастет, но там и для людей места уже давно мало.
    3. +3
      3 июля 2022 10:49
      Цитата: SklochPensioner
      Так это же дерево для Крыма!) Или там зима слишком холодная?

      Там (на ЮБК) выращивают, правда, в относительно небольших, а посему нерентабельных для производства масла, объемах оливы, которые идут в маринованном виде на столы отдыхающих в санаториях и на сувениры туристам. А рощи там есть возрастом более 300 лет.
      1. +3
        3 июля 2022 14:12
        Самое старое оливковое дерево живёт на Крите. Ему больше 2000 лет.
        Археолог Тициа Вервер:

        "Оно уже стояло здесь, когда Рим горел в июле 64 года (пожар при императоре Нероне), когда Помпеи были погребены под толстым слоем вулканического пепла в 79 году нашей эры. Неподалёку обнаружены кладбища геометрического периода (900-700 гг. до нашей эры)".

        Дерево ежегодно посещают 20 000 человек.
        1. +2
          3 июля 2022 17:26
          Читал, что ему около 3000 лет. На другой стороне острова,где я обычно бываю
          1. +4
            3 июля 2022 17:48
            Да вот, говорят, старая олива в Гефсиманском саду, под которой Иисус провел ночь, решаясь на страшное дальнейшее, тихо погибает. Грибок ее точит какой-то. И сада давно уже нет.
            1. +1
              3 июля 2022 18:20
              Это в Краснодар
              1. +3
                3 июля 2022 18:35
                Точно!
                Вот сейчас придет Альберт и всё нам про ту оливу расскажет wassat )))
              2. +3
                3 июля 2022 19:36
                Привет, Саша!
                Окстись! Альберт уже 20 лет в России живет.
                1. +2
                  3 июля 2022 22:26
                  А Краснодар это,что Израиль?
  7. -2
    3 июля 2022 07:07
    климат. именно он определял соотношение времени жизни в начале цивилизации человеков.Сколько на выживание,а сколько на развитие. Кинул семя и на тебе или другой вариант -холодина,шкуры, огонь столетиями нужный выжить. Это вам не это .Времени умыться или погонять вшей нет, не то что амфоры или "илиаду" написать. От благоприятного климата ,без мороза почти всегда и пекла и успехи цивилизации ,в том числе кулинарные. Автор молоток.Тема оригинальная. У Цицерона ,кстати, было о упомянутом тут Катоне. Он уже был "на пенсии" и его спросили -Чем должен заниматься человек ? каким трудом? Хорошо разводить скот! А еще ? -просто разводить скот А еще? заниматься выращиванием полбы ! А если дать деньги " в рост"?Ответ -А убить человека?? Забавно да? Древние знали КАК опасна американско-еврейская "экономика"! И четко! Жду ,лично, о мясоедстве, .Оно нас "разобезьянило"
  8. +1
    3 июля 2022 07:56
    Если автор связывает питание и обороноспособность, что само собой понятно, то нафига нам впаривать про оливковое масло??у нас сто, армия его кушает? Основная масса населения?? Других насущных тем нет совсем?))
  9. +5
    3 июля 2022 08:14
    Нельзя не вспомнить и про спор Афины и Посейдона. Копьё, воткнутое в землю Афиной стало оливой. И признали ее победительницей.


    Про древесину оливы тоже не получается не вспоминать.
    Калипсо помогла Одиссею:

    «Выбрала прежде топор по руке ему сделанный, крепкий,
    Медный, с обеих сторон изощренный, насаженный плотно,
    С ловкой, красиво ему из твердой оливы сработанной ручкой» (с).
  10. +3
    3 июля 2022 08:34
    а вот Вы предложите краснодарцам , которые сами для своих нужд отжимает подсолнечное масло ,
    оливковое масло . То же самое сделайте и итальянцам , которые сами для своих нужд отжимает оливковое масло , предложив им подсолнечное масло . И русские и итальянцы оставят себе выбор того растительного масла , каким они пользовались столетиями . Краснодарцы - подсолнечное , а итальянцы
    оливковое .
    Продвижение в Россию оливкового масла , это тоже самое что и продвижение ,насаждение в Россию
    пиццы и блюд из пасты , гамбургеров . Все это имелось в меню россиян давным-давно в виде лепёшек . макарон по-флотски и котлет с булкой , что брали с собой на работу для перекуса .
    Вот что бы приучит итальянцев к гречке вместо чечевицы , не получается ни как . А что-бы итальянец
    ел русские грузди холодного засола , это тоже представить невозможно .
    И я не верю , что автором в деревнях Греции или Турции купленное оливковое масло высочайшего качества не будет горчить для вкусовых рецепторов Шпаковского . Будет , просто автор хотел хоть чем то
    выделится перед нами тут в статье , не выделившись не перед кем в тех деревнях Турции и Греции . Т.е давясь проглотив ему непривычное горькое оливковое масло !
    Да были мы там ещё до вас, господин Шпаковский и пробовали что это русскому горчит, а греку и турку-нет
    1. +3
      3 июля 2022 10:15
      Вот не любите Вы Шпаковскаго! Аж оливковое масло кушать не можете! wassat )))
      Только учтите, что Шпаковский ест всё, Вам придется жить впроголодь.
    2. +1
      3 июля 2022 10:20
      "Ел русские грузди" Не уверена растут ли грузди в Италии.
      Я живу в Краснодаре и почти каждый день бываю в Магните. Оливковое масло покупают и довольно много
      1. +1
        3 июля 2022 14:16
        "маленькая"довольно часто покупает оливковое. Ей нравится испанское
    3. +3
      3 июля 2022 11:47
      Цитата: север 2
      Да были мы там ещё до вас,

      Могу только лишь за Вас порадоваться.
  11. +4
    3 июля 2022 08:52
    Прочитал статью рано с утра и все утро ходу напеваю:
    Хасан: Если б ты знал, (Али-Баба!)
    Как я устал. (Али-Баба!)
    Али-Баба: Ставь кувшины во дворе,
    Отдыхать, иди скорей!
    Ты устал ужасно!
    Зейнаб: Ай, гляди на старика,
    Его ноша нелегка.
    Фатима: Гость похож на чудака,
    Что в кувшинах сорока?
    Хасан: Оливковое масло!

    А в мозгу звучит низкий голос Джигарханяна...
    Спасибо, Вячеслав Олегович. smile
  12. +1
    3 июля 2022 10:07
    Всем доброго дня. Не ожидала, что у Вячеслав Олеговича сегодня оливковое масло будет.
    Даже не знаю, где быть : тут или к Валерию идти
    1. +3
      3 июля 2022 10:22
      Цитата: lisikat2
      Даже не знаю, где быть : тут или к Валерию идти

      "Каждый право имеет право,
      на то,что слева и то,что справа...."(с)Далее по тексту. bully
      1. +3
        3 июля 2022 11:30
        Можно ещё и так:
        "Каждый мужчина имеет право налево !"
        Привет, Сергей!
        1. +3
          3 июля 2022 11:49
          Привет Александр!
          Хоть и ругают Макара,но песни у него БЫЛИ хорошие.ТЕКСТОВЫЕ.
          1. +2
            3 июля 2022 12:09
            Согласен. Где-то в нулевых его спросили: " как вы относитесь ( и какое-то политическое событие) ,а он отвечает- " я не политик, я музыкант ", а ему ещё вопрос - " ну у вас же песни, типо про это" .Он тогда ответил, что это просто песни. И мне кажется, ту его и повернуло.
            Тексты достойные.
      2. -1
        3 июля 2022 16:10
        Значит Вы меня благославили?
  13. +4
    3 июля 2022 10:27
    Ну, как изобрели оливковое масло?
    Некто массивный, напившись разбавленного вина, заметьте, на работе, стал неуклюж, заплелся ногами и с размаху сел на кучу собранных оливок. Жена, отстирывая хитон и будучи не в силах отстирать его обычными моющими средствами, гневно возопила, мол, ты, имярек, во что вляпался?
    А имярек, не будучи глупым, задумался.
    И сделал теоретический вывод. Затем подкрепил его НИОКРом. Получил результат. Но в историю не вошел по причине застарелой коррумпированности служащих патентного бюро.
  14. Комментарий был удален.
  15. +6
    3 июля 2022 11:12
    Доброе всем,ещё, утро!
    Лет 15 пользуемся этим маслом. Закрывает все кулинарные потребности.
    Не горькое и практически без запаха.


    В обед буду на нем жарить. Утром поймал

    [/center]
    1. +5
      3 июля 2022 11:19
      Хорошая форелька! Граммов 700-800?
      1. +3
        3 июля 2022 11:27
        33 см. Не взвешивал.
        Привет, Антон!
      2. +1
        4 июля 2022 20:24
        500-600...( Даже учитывя упитанность..((( hi angry
  16. +4
    3 июля 2022 13:54
    Самое ароматное и вкусное - Греческое оливковое масло!
    Но по содержанию ОМЕГА 3 - самое ценное, наше, родное ... Льняное масло!

    Спасибо за статью!
  17. +3
    3 июля 2022 15:14
    Автору моё почтение. Был бы девочкой, сам не понял бы как трусики сползли. А если серьёзно, спасибо Вам за подсказку как выбрать хорошее масло по оптимальной цене - мы с женой ломали голову нафига эти наклейки.
  18. +1
    4 июля 2022 09:08
    Да... упоминание средиземноморский диеты тут совсем не к месту ибо до середины 20 века эта "Средиземноморская диета" пища бедняков и голытьбы, у которой нет средств на нормальное питание.
  19. +2
    4 июля 2022 17:03
    По своему плебейству, так и не проникся оливковым маслом. Юзаю подсолнечное и не жужжу. Нравится значительно больше.
  20. 0
    6 июля 2022 08:50
    Такое впечатление, что статья наспех писалась, без вычитывания. Что обычно нехарактерно для автора.
    В то время крупнейшими производителями оливок в древнем мире были Греция, Италия, Левант, северное побережье Африки, Испания и Сирия.
    - Сирия это часть Леванта.
    Римляне также перешли от традиционных балочных и лебёдочных прессов к винтовым прессам, которые резко увеличили давление дробления.
    - может быть "резко увеличили силу отжима?"
    Здесь жидкая смесь воды, оливкового сока и масла оседала, а масло поднималось на поверхность
    -жидкая смесь не может оседать, тогда "жидкая смесь отстаивалась, масло поднималось на поверхность"
    Оливковое масло использовалось как топливо для терракотовых (реже металлических) ламп
    - а в стеклянных лампах масло нельзя было использовать? По моему мнению упоминание материала из которого изготовлены лампы не к месту.
    А по маслу- меня лично оливковое масло не впечатляет, подсолнечное более привычно.
  21. 0
    8 июля 2022 07:41
    Венок победителя был из лавра, с автора следующая статья про лаврушку