Спецоперации: Рейд на остров Пеббл

13
В этом году отмечается 30-я годовщина одного из самых знаковых вооруженных конфликтов второй половины ХХ века — аргентино-британской войны за Фолклендские (Мальвинские) острова. В ходе фолклендской войны британское командование активно применяло подразделения сил специальных операций — специальной авиационной службы (SAS) и ее, если можно так сказать, военно-морского аналога — специальной катерной службы (SBS). Операции «Прелим», проведенной SAS на острове Пеббл и занесенной в разряд классических боевых операций специальной авиационной службы, посвящен этот материал.

Спецоперации: Рейд на остров ПебблОперация «Прелим» (Operation Prelim, что можно перевести с английского как «Вступительный экзамен») являлась составной частью более крупной операции «Саттон» (Operation Sutton). Она была запланирована британским командованием к проведению в период с 16 по 25 мая 1982 года десантной операции в районе заливов Сан-Карлос и Аякс и местечка под названием Порт Сан-Карлос, расположенных на западном побережье острова Восточный Фолкленд.

Операция «Прелим» стала первой со времен Второй мировой войны боевой операцией британского спецназа с задачей атаки аэродрома противника и первой крупномасштабной операцией специальной авиационной службы, после операции в оманском Джебель Акбаре в 1956 году.

Замысел операции «Прелим» принадлежит командиру авианосной группы во главе с авианосцем «Гермес» (оперативная группа 317.8) контр-адмиралу Джону Форстеру «Сэнди» Вудворду. Непосредственное руководство операцией осуществляли коммодор Майкл Клэпп, командир амфибийных сил 317-го ОС (оперативная группа 317.0), и бригадир Джулиан Томпсон, командир 3-й бригады «коммандос» королевской морской пехоты Великобритании. План операции был утвержден непосредственно командующим 317-м оперативным соединением — адмиралом сэром Джоном Дэвидом Элиотом Филдхаусом и директором SAS и бригадиром Питером де ла Биллье.

Главной задачей операции «Прелим» было уничтожение авиационной техники противника, дислоцированной на небольшом аэродроме, созданном аргентинцами на острове Пеббл. Если говорить более точно, то на острове была создана передовая оперативная база в составе аэродрома, небольшого укрепленного пункта и гарнизона морской пехоты. В него входили подразделения 3-го батальона морской пехоты «имени Илизара Виделы» численностью около 100 человек, имевшие на вооружении крупнокалиберные пулеметы и 75-мм безоткатные орудия.

Аргентинская база носила обозначения «база военно-морской авиации «Элефанте» либо также «авиационная база «Кальдерон» (Estacion Aero Calderon) либо она именовалась «авиационная база морской авиации «Кальдерон» — по аргентинскому варианту названия поселка на острове Пеббл — Пуэрто Кальдерон. Часто в позывных использовалось обозначение «Ла Паянка» (La Payanca), а командование аргентинской морской пехоты обозначало базу как «аэродром военно-морской авиации острова Бурбон». Остров Бурбон — аргентинский вариант названия острова в честь известной династии Бурбонов, которое не следует путать с применявшимся аналогичным названием — остров Бурбон — в отношении острова Реюньон.

Охота за авиацией

В книге «Призрачные войска: секретная история SAS», вышедшей в свет в 1998 году, бывший военнослужащий SAS Кен Коннор указывал, что наиболее важной задачей разведывательно-диверсионных групп SAS на Фолклендских островах была организация плотного слежения за любыми перемещениями аргентинских самолетов и вертолетов. «Одной из причин этого было то, что аргентинское командование во многом основывало свою оборонительную стратегию на использовании больших резервов войск и боевой техники, сосредоточенных в районе Порт-Стенли. Быстро перебрасывать же личный состав на наиболее угрожаемые направления должны были вертолеты, в том числе типа «Чинук». Такая тактика, по мнению аргентинского военного командования, должна была обеспечить успешное и эффективное отражение любых атак противника и срыв его воздушных и морских десантных операций».

Однако аргентинское командование понимало, что сосредоточить основные силы авиации на одном аэродроме — значит подвергнуть их вполне реальной и смертельной угрозе. Один массированный налет авиации противника, и активное сопротивление гарнизонов на Фолклендских островах было бы невозможным. В итоге каждую ночь аргентинские вертолеты и, по возможности, самолеты рассредоточивались вокруг Порт-Стенли с тем, чтобы снизить возможность их обнаружения и уничтожения. Места временной дислокации держались в строжайшей тайне и менялись каждый день.

Одна из разведывательно-диверсионных групп роты «G» специальной авиационной службы отслеживала перемещение вертолетов в районах к западу от Порт-Стенли, совершая многокилометровые броски. Дважды британским разведчикам удавалось обнаружить временные места базирования аргентинских вертолетов. Они вызывали свою авиацию, однако в обоих случаях британцев ожидала неудача — аргентинцы успевали перебазировать вертолеты. И только в третий раз британцев ждала удача — вертолеты были обнаружены и подверглись авиационному удару. В результате были уничтожены четыре аргентинских «стрекозы», в том числе и два «чинука». Это нанесло весьма ощутимый урон группировке аргентинских войск: мобильный резерв фактически остался без своих «лошадей».

Однако британское командование интересовали не только вертолеты. В преддверии десантной операции в заливе Сан-Карлос на повестку дня встал вопрос о необходимости нейтрализовать ударную авиацию противника, дислоцированную на ближайших аэродромах. Кроме основного аэродрома в районе Порт-Стенли на других островах находилось множество резервных взлетно-посадочных площадок, большая часть из которых представляла собой обычные поля или луга. Кроме того, появилась развединформация о наличии на острове поста РЛС.

«Никто не знал, насколько большую угрозу представляет для наших кораблей или для войск, которые должны были высадиться в заливе Сан-Карлос на Восточном Фолкленде, аэродром на острове Пеббл. Но когда было высказано предположение о наличии на острове РЛС, опасность этого места стала, несомненно, очень серьезной. Адмирал Вудворд считал, что РЛС может обнаружить главные силы британского флота в то время, как они будут вне зоны обзора РЛС на материке или на Восточном Фолкленде, тогда как аэродром находился всего в нескольких минутах полета, даже для поршневых штурмовиков, от планируемого места высадки основных сил десанта», — пишет Питер Рэтклифф, непосредственный участник операции «Прелим» в книге «Глаз шторма. Двадцать пять лет службы в SAS».

Беспокоили британское командование и легкие штурмовики IA-58 «пукара» и вооруженные учебно-тренировочные самолеты Т-34 С «турбо ментор», которые, как предполагала британская разведка, могли дислоцироваться на аэродроме на острове Пеббл. Конечно, «пукары», а их на острове Пеббл было пять или шесть штук, не могли противостоять в воздушном бою британским «харриерам», но имели вооружение, достаточное для нанесения мощных ударов по десантным отрядам: бомбы, НАР, контейнеры с напалмом, две 20-мм пушки и четыре 7,62-мм пулемета. Да и «турбо менторы» тоже представляли собой неплохие «противопартизанские машины». Четыре базировавшиеся на острове Пеббл машины имели дальность полета не менее 1200 км и могли нести блоки НАР LAU-6/68 для 70-мм НАР и два 7,62-мм пулемета. Поэтому самолеты необходимо было уничтожить, а аэродром — вывести из строя.

Данную задачу и было решено поручить роте «D» 22-го полка SAS. В состав выделенных для операции «Прелим» сил включили авианосец «Гермес», корабль охранения авианосца — фрегат УРО «Бродсуорд» одноименного типа, а также корабль огневой поддержки группы спецназа — эсминец УРО «Гламорган» типа «Каунти». Для координации артиллерийской поддержки спецназу придали капитана Кристофера Чарльза Брауна из 148-й артбатареи 29-го артиллерийского полка «коммандос».

Примечательно, что по признанию самих британцев, рейд на аэродром на острове Пеббл был рискованным мероприятием, причем сразу по нескольким причинам. Во-первых, в операции были задействованы большинство транспортных вертолетов британской группировки в Южной Атлантике. Во-вторых, в рейде принимала участие фактически треть всего британского спецназа, находившегося в районе Фолклендов. В-третьих, в состав сил, назначенных для операции, выделили старшего офицера по управлению огнем корабельной артиллерии и одного из всего лишь пятерых передовых наблюдателей для корректировки огня корабельной артиллерии, находившихся на тот момент «во всей Южной Атлантике». Наконец, в-четвертых, среди выделенных в оперативную группу для проведения операции боевых кораблей оказался и «бриллиант в короне» оперативного соединения британского флота, направленного к Фолклендским островам, авианосец «Гермес». Корабль пришлось ввести в прибрежную зону, где существовала высокая вероятность его атаки аргентинскими самолетами и, чего особо опасались британские адмиралы, подводными лодками ВМС Аргентины.

Остров Пеббл

Остров Пеббл (Pebble Island — английское географическое название) входит в группу Фолклендских (Мальвинских — для аргентинцев) островов и лежит несколько севернее острова Западный Фолкленд — одного из двух главных островов этого южноатлантического архипелага. Первые постоянные жители появились на острове в 1846 году. Главной его достопримечательностью являлась крупная овцеводческая ферма. «Всемирно знаменит» остров стал, по большому счету, лишь во время фолклендской войны 1982 года. Сначала — 15 мая — он стал местом проведения одной из классических операций британской SAS. А 25 мая в 10 милях к северу от него был потоплен эсминец УРО «Ковентри» типа «Шеффилд». В тот день аргентинские «скайхоки» двумя бомбами отправили на дно не прослуживший и десяти лет корабль стоимостью 37,9 млн. фунтов стерлингов.

Остров Пеббл — небольшой, площадью всего около 103,36 кв. км: в направлении с запада на восток он протянулся примерно на 30 км, а в наиболее широкой его части имеет всего 7 км. Наиболее высокая точка на острове — Ферст Маунтин — имеет высоту 277 метров над уровнем моря, на острове также находятся еще две господствующие высоты — Миддл Маунтин, 214 метров над уровнем моря, и Марбл Маунтин, 237 метров над уровнем моря. На востоке Пеббл от Западного Фолкленда отделяют проливы Тамар и Иннер, а на юге — проливы Пеббл и Кеппель. Форма острова — две крупные части, как бы соединенные узким перешейком. На последнем находится фактически единственное поселение на острове, носящее название Pebble Island Settlement — дословно «поселение острова Пеббл». На апрель 1982 года в нем проживало 22 жителя.

Аргентинцы именуют это поселение Кальдерон, рядом с ним они и построили аэродром с грунтовой ВПП. Точнее, аэродром там был и до оккупации острова аргентинскими войсками, последние просто расширили его возможности и соорудили оборонительные позиции. Всего имелось четыре пригодные для эксплуатации взлетно-посадочные полосы длиной 533,4 метра, 381 метр и две по 228,6 метра. Западная часть острова — холмистая, а восточная — изобилует болотами и небольшими озерами. К северу от поселения и перешейка находится большой залив Элефант, на побережье которого протянулся самый большой на островах, около 5 км, «белопесчаный пляж» с одноименным названием. Последний был выбран аргентинцами для высадки десанта и доставки вооружения, боеприпасов и оборудования для расширения аэродрома.

Подготовка

Первоначально на остров Пеббл, на котором предполагалось базирование группы аргентинских самолетов и вертолетов, высадилась разведывательная группа. В ночь с 11 на 12 мая на остров Кеппель, находившийся к югу от восточной оконечности острова Пеббл, вертолетами была высажена разведгруппа из состава роты «D» — командир группы капитан Тимоти Уильям Берлс. На следующий день группа при помощи «спецназовских» байдарок преодолела небольшой пролив и оказалась в районе интересующего объекта.

Следует указать, что численность группы капитана Берлса в разных источниках дается по-разному. Так, в книге Фрэнсиса Маккэя и Джона Кукси «Остров Пеббл: операция «Прелим» указывается, что группа включала 17 бойцов, тогда как в книге Питера Рэтклиффа «Глаз шторма. Двадцать пять лет службы в SAS» автор, непосредственный участник событий (входил в группу Mobility Troop), указывает, что в группе капитана Берлса было 8 человек — две боевые группы по четыре бойца. Бойцы группы входили в состав так называемой «лодочной группы», Boat Troop, роты «D» 22-го полка SAS и представляли собой специально обученных морскому делу специалистов, основной способ высадки которых на берег — по воде. Для чего бойцы проходят расширенную подготовку по использованию водолазного снаряжения и различных плавсредств — типа байдарок «Клеппер».

Группа сумела организовать несколько наблюдательных пунктов, в том числе — в непосредственной близости от аэродрома. В ходе наблюдения британские спецназовцы разведали объекты аэродрома, а также определили координаты оборонительных позиций аргентинского гарнизона. Причем в ходе разведки района Филипс Коув британцы обнаружили, что на их карты не нанесен достаточно большой «пруд», расположенный на некотором расстоянии от береговой черты. В случае проведения запланированной операции спецназа это могло стать весьма неприятным сюрпризом, поскольку именно на этом пляже планировалось высаживать отряд SAS.

В ночь с 13 на 14 мая командир разведгруппы капитан Берлс радировал в штаб: «Одиннадцать, повторяю, одиннадцать самолетов. Считаю реальными (т. е. не макеты. — Прим. авт.). Атака роты — следующей ночью».

После получения радиограммы 14 мая вся операция была разработана в деталях буквально в течение часа. Будущий генерал и командующий силами специальных операций Великобритании, а тогда — командир 22-го полка SAS и руководитель действий всех сил специальных операций в ходе фолклендской войны подполковник Хью Майкл Роуз, командир роты «D» SAS майор Седрик Норманн Джордж Дельвес, а также представитель командования в Херефорде, где располагалась штаб-квартира специальной авиационной службы, быстро обсудили детали операции и одобрили предложенный план. После чего Майкл Роуз занялся организацией необходимой поддержки со стороны флота.

Основная задача заключалась в уничтожении вражеских самолетов, а также находящихся на аэродроме летчиков и охраны. При этом считалось, что аргентинский гарнизон по численности превышал атакующих как минимум раза в два. Естественно, что адмиралы после страшного урока «Шеффилда» не стремились лишний раз подводить свои корабли близко к островам, подвергая их риску. Поэтому вертолеты, назначенные для высадки и эвакуации разведывательно-диверсионных групп, должны были действовать практически на пределе своей дальности.

Первоначально план был разработан следующим образом:
— первая группа, Mobility Troop, должна была непосредственно уничтожить самолеты, емкости с топливом, оборудование аэродрома, а также находящиеся там машины и прочую технику;
— вторая группа, Air Troop, должна была взять под контроль поселок;
— третья группа, Mountain Troop (командир — капитан Джон Хэмильтон, который погиб 10 июня 1982 года, во время спецоперации на острове Западный Фолкленд — ему было всего 29 лет), составляла группу поддержки и оперативного реагирования, в ее состав включили один минометный расчет;
— майор Дельвес и капитан Браун, офицер-корректировщик корабельной артиллерии, должны были располагаться в точке между поселком и восточной оконечностью аэродрома, поддерживая контакт со всеми группами спецназа, штабом и кораблем огневой поддержки, эсминцем УРО «Гламорган».

Второй группе, Air Troop, был придан командир высадки десанта от британского флота лейтенант-коммандер Роджер Эдвардс, который ранее бывал в здешних местах и хорошо ориентировался на местности. Из воспоминаний Эдвардса: «Я был здесь в 1973 году, прибыл на патрульном корабле «Эндуранс», и с моей супругой — уроженкой Фолклендских островов — много путешествовали. В частности, посещали остров Пеббл и другие острова на севере, там, где была ферма семьи моей жены. Я помогал SAS с оценкой местности. По данным разведки, на острове находилось 300–400 аргентинских военнослужащих. Получалось, что SAS будут уступать в численности десять к одному». На самом деле, конечно, аргентинцев было меньше — всего 144 человека, включая морпехов, летчиков и обслуживающий персонал.

Спецназовцы должны были высаживаться при помощи переоборудованных для обеспечения действий сил специальных операций вертолетов «Си Кинг» НC4 из боевого состава 846-й эскадрильи. Каждый такой вертолет мог брать на борт 27 бойцов и доставлять их на расстояние около 150 миль (порядка 240 км). Причем в спецназовском варианте экипаж вертолета включал двух пилотов, а не одного, как обычно. Это позволяло более эффективно решать задачи при высадке/эвакуации разведгруппы, а также в полете на сверхмалых высотах и в темное время суток.

В итоге для операции «Прелим» выделили три вертолета, которые должны были доставить на остров 42 спецназовца, майора Дельвеса, капитана Брауна и лейтенант-коммандера Эдвардса, с личным оружием, один 81-мм миномет L16 (масса 40 кг) и более чем 30 пластиковых контейнеров с минометными минами — по две мины в каждом контейнере, одна осколочно-фугасная, другая — с начинкой из белого фосфора. Масса контейнера — 8 кг, каждый спецназовец нес по одному такому контейнеру. Спецназовцы отправлялись на задание со следующим оружием: 5,56-мм автоматическая винтовка М16 (некоторые — с 40-мм подствольным гранатометом М203) или 7,62-мм пулемет, 9-мм пистолет «Браунинг — Хай Пауэр», один 66-мм ручной гранатомет М72, ручные гранаты, взрывные заряды, по три запасных магазина к М16 и многочисленные пулеметные ленты. Последние были у всех спецназовцев, а не только у пулеметчиков, — по 200–400 патронов на человека. У всех были индивидуальные аптечки.

Операция начинается

Первая фаза активной части операции «Прелим» началась в 20 часов 00 минут 14 мая. Эсминец УРО «Гламорган» покинул ордер оперативного соединения и взял курс на остров Пеббл. Полчаса спустя следом отправились авианосец «Гермес» и фрегат УРО «Бродсуорд». Эсминец, вооруженный ЗРК «Си Дарт», выполнял роль корабля ПВО, а вооруженный ЗРК ближней дальности «Си Вулф» фрегат — роль корабля противолодочного дозора и ближней ПВО. Британцам повезло — аргентинцы к тому времени не имели ни одного боеготового самолета «Нептун», использовавшихся для дальней разведки. Маневр трех кораблей остался незамеченным.

Затем ситуация стала осложняться. Ввиду штормовой погоды и ряда технических поломок (например, экипажу «Бродсуорда» пришлось сбрасывать ход, чтобы починить вышедший из строя ЗРК «Си Вулф», а один из вертолетов «Си Кинг» вышел из строя — пришлось срочно готовить замену) корабли не смогли вовремя прибыть в назначенную точку. Аргентинские РЛС, расположенные на острове Восточный Фолкленд, обнаружили отделившуюся от основных сил группу из трех кораблей. Лейтенанту Мареге была отправлена радиограмма соответствующего содержания.

Командиры «Гермеса» и «Гламоргана» не точно рассчитали время, которое им потребуется для занятия назначенных позиций. В результате кораблям пришлось занимать позиции «в ускоренном темпе», но не удалось нормально подготовить к вылету вертолеты. Все это в конечном итоге привело к задержке с началом операции на полтора часа, вплотную приблизив время вылета к рассвету. План операции пришлось корректировать. Теперь ее целью стало лишь уничтожение вражеских самолетов. «Аргентинский гарнизон даже и не догадывался о том, насколько им повезло и какой опасности они избежали», — писал в своих мемуарах Кен Коннор. Группа Air Troop, которой изначально предстояло атаковать поселение, теперь должна была занять позицию между аэродромом и поселком и при необходимости — отбивать атаки аргентинских морпехов».

В итоге в 2 часа 00 минут 15 мая авианосец «Гермес» сбавил ход, и через 25 минут к острову направились три вертолета. После чего авианосец и фрегат отошли, а «Гламорган» занял позицию в 6 милях северо-западнее аэродрома в готовности открыть артиллерийский огонь по разведанным целям и позициям противника.Вертолетчики, производившие высадку спецназовцев, следовали на предельно малой высоте. Причем вертолеты не были оборудованы радиолокационными станциями следования рельефу местности. Пилотам помогали новые очки ночного видения. Ударная группа высадилась в 3 часа 50 минут примерно в пяти милях от места назначения, в районе Филипс Коув, и чуть позже соединилась с находившейся на острове разведгруппой. Бойцы последней подобрали и оборудовали позицию для 81-мм миномета, с помощью которого планировалось «подсветить» местность осветительными минами, а затем — оказывать огневую поддержку. Кроме того, огневую поддержку разведгруппе во время операции оказывал эсминец УРО «Гламорган». Ровно в 4 часа 00 минут капитан Браун получил с эсминца радио, что корабль находится на позиции и готов оказать артиллерийскую поддержку. Вертолеты, доставив спецназовцев на остров, вернулись на «Гермес» для дозаправки и были готовны к вылету на эвакуацию отряда.

Самолеты уничтожены

После соединения с группой капитана Берлса отряд двинулся к цели операции. Первым шел капитан Берлс, игравший роль «провожатого», вместе с ним — майор Дельвес и капитан Браун, затем — минометный расчет, группа Air Troop, бойцы группы капитана Берлса, группа Mountain Troop и, наконец, группа Mobility Troop.

6 часов 10 минут — отряд достиг позиции, где предстояло установить 81-мм миномет. Минометный расчет был готов к открытию огня в 6 часов 15 минут. Чуть позже заняли свои позиции Air Troop и Mountain Troop, а вот третья группа… потерялась. Она уходила из зоны высадки последней, и ей не хватило «проводника». В итоге в темноте она отклонилась от курса. Впрочем, на ход операции это не повлияло. Группа Mountain Troop была резервной, поэтому она сменила позицию и занялась подготовкой к новой задаче.

На эсминце УРО «Гламорган» командование начинало нервничать. Чтобы не попасть под возможный обстрел с берега или атаку аргентинской авиации, кораблю необходимо было покинуть занимаемую позицию максимум с первыми лучами солнца — не позднее 7 часов 30 минут. Об этом с корабля сообщили майору Дельвесу и капитану Брауну, которые ответили, что группы пока все еще не заняли позиции для атаки. При этом на корабль радировали, что первым делом необходимо будет «подвесить» осветительные снаряды над целью ZJ5007 — то есть местом предположительного нахождения позиций аргентинских морпехов, а не бить осколочно-фугасными снарядами по наблюдательному посту на вершине Ферст Маунтин (цель ZJ5004), как планировалось изначально.
Капитан Браун запросил по рации огонь с «Гламоргана» в 7 часов 19 минут — через три минуты над островом расцвели осветительные снаряды, вылетавшие из орудийного ствола эсминца с интервалом 15 секунд. При первых же снарядах британские спецназовцы отчетливо разглядели, что на аэродроме стоят 11 самолетов: четыре «турбо ментора» из 4-й штурмовой эскадрильи ВМС Аргентины (А-401, А-408, А-411 и А-412), шесть «пукар» (А-502, А-520, А-523, А-526, А-529 и А-552) из 3-й штурмовой эскадрильи аргентинских ВВС, которые были перебазированы с аэродрома Гус-Грин в рамках операции по рассредоточению сил авиации, и один «Скайвэн» из авиации береговой охраны (РА-50, прибыл на остров Пеббл еще 30 апреля).

Капрал Армстронг и капитан Хэмилтон занялись «пукарами», устанавливая на них пластиковую взрывчатку. Самолеты «турбо ментор» также подрывали зарядами пластиковой взрывчатки. На каждую машину ставили два заряда: один под левым стабилизатором, второй — под двигателем, в нише носовой стойки шасси.

Интересно описание одного из сюжетов, приводимое в книге Фрэнсиса Маккэя и Джона Кукси «Остров Пеббл: операция «Прелим» и касающееся действий аргентинцев: «Капрал и двое морских пехотинцев двинулись к аэродрому, взобрались по склону и увидели картину — многочисленные темные фигуры стремительно метались между самолетами, останавливаясь на мгновение только чтобы дать очередь или метнуть гранату. Морские пехотинцы тихо двинулись к пожарному посту, были замечены двумя часовыми (последние находились на пожарном посту и с начала атаки никаких действий не предпринимали. — Прим. авт.), которые впустили их внутрь. Все быстро легли на пол, поскольку вокруг свистели пули».

Уже через несколько минут свет от горящих самолетов стал ярче, чем от осветительных мин — наступил рукотворный день. Вскоре все 11 самолетов были уничтожены, а также бочки с горючим и ящики с боеприпасами. Противник оказал «робкую» попытку сопротивления, но при первых же выстрелах майор Дельвес запросил по рации «Гламорган» открыть огонь осколочно-фугасными снарядами по цели ZJ5007, а своих минометчиков — подсветить район операции.

«Боевое рукоприкладство»

Потери среди британских «коммандос» были минимальными — трое раненых:
— капрал Дэви из группы Mountain Troop получил осколок 40-мм гранаты в ногу (его тут же перевязал коллега — штабной сержант Филип Каррас, санитар по боевому расписанию);
— капрала Армстронга ранило осколками от слишком близко взорвавшейся радиоуправляемой мины — командир аргентинского гарнизона лейтенант Марега, прибывший на место и не сумевший организовать при помощи своих деморализованных подчиненных отпор, отдал приказ взорвать заранее приготовленные заряды системы самоликвидации, и капрал Армстронг, устанавливавший взрывные заряды на шестую «пукару», А-523, оказался «в ненужное время в ненужном месте». Британские историки высказывают предположение, что лейтенант Марега мог предположить, что британцы захватывают аэродром и с рассветом на него сядут военно-транспортные самолеты с основными силами десанта, потому и взорвал мины — одна из них, кстати, уничтожила «Скайвэн»;
— наконец, при взрыве аргентинских мин контузию получил капрал Банкер (Corporal Bunker), причем ему не повезло уже второй раз, поскольку первое ранение он получил еще во время операции на Южной Георгии, когда оказался в упавшем вертолете «Уэссекс».

Как бы то ни было, задача была решена. Отряд стал отходить в зону эвакуации, а на «Гермес» было доложено о полном завершении операции и вызваны вертолеты.

Из воспоминаний капитана Кристофера Чарльза Брауна: «Мы уничтожили все самолеты, начали отход, тогда как самолеты взрывались и горели. Противник не предпринимал попытки контратаковать со стороны поселка или взять под контроль аэродром. Если бы у нас было больше времени, то попытались бы ликвидировать их, но была реальная опасность нанести урон имуществу местных жителей или даже убить кого-то из поселенцев. Но в реальности у нас просто не было времени, так что был подан сигнал к отступлению — ведь мы решили поставленную задачу. Уничтожение этих самолетов устранило угрозу будущей десантной операции. Мы отступили в безопасное место, были подобраны вертолетами «си кинг» и доставлены на «Гермес» к завтраку».
По данным британских источников, в 7 часов 45 минут эсминец «Гламорган» послал в цель последний снаряд. Последние залпы артиллеристы «клали», поставив стену огня между отходившими спецназовцами и поселком, где находился аргентинский гарнизон. Коммандер Ян Инскип из экипажа ЭМ УРО «Гламорган» вспоминал позже в этой связи: «Нам было необходимо покинуть огневую позицию — опасность росла тем больше, чем дольше мы здесь находились. Однако кэптен Барроу (командир эсминца. — Прим. авт.) решил, что мы находимся здесь, чтобы поддерживать SAS, а потому мы остались на позиции». Наконец, корабль на полном ходу покинул прибрежные воды — он и так задержался там на 15 минут дольше, чем планировалось. В это время спецназовцы уже садились на четыре «си кинга», подобравшие их в 2 милях (около 3,5 км) от аэродрома.

Из воспоминаний Питера Рэтклиффа: «Через два с половиной часа после первого выстрела мы вновь были на борту «си кингов» и направлялись обратно в море. Позади нас на ВПП лежали останки шести «пукар», легкого транспортного самолета «Шорт Скайвен» и четырех учебных самолетов «Ментор». Корабельная артиллерия обработала все остальные позиции противника, да так эффективно, что казалось, будто весь остров Пеббл оказался в огне. Наверное, сейчас тут было жарче, чем когда-либо на протяжении нескольких миллионов лет».

В общем и целом рейд на остров Пеббл вошел в сборник классических операций британской специальной авиационной службы. Наряду с теми, которые проводили в годы Второй мировой войны подчиненные Дэвида Стирлинга, создавшего в 1941 году SAS и командовавшего «группой дальнего действия в пустыне», во время операции против итальянских войск в Северной Африке. Задание было выполнено с филигранной точностью, в результате был существенно снижен риск для всей британской группировки перед проведением десантной операции в заливе Сан-Карлос. Остается добавить, что один из разбитых штурмовиков «пукар», А-529, был после войны вывезен в Порт-Стенли, где выставлен в местном музее. А один из «турбо менторов», сер. № 0729, был буквально спасен от «разбора на сувениры» местными мальчишками и передан Музею авиации ВМС Великобритании в Йеовилтоне.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    19 октября 2012 09:36
    Грамотная операция! Нужно анализировать и делать выводы, а полученные данные использовать!
    1. Леха е-мое
      +2
      19 октября 2012 13:48
      Операция -то грамотная да противник явно слабоват.Нет никакого боевого опыта.Не заминированы подходы к аэродрому ,посты наблюдения отсуствовали,техническое оснащение по защите аэродрома явно отсуствовала.Короче били аргентинцев как зайцев.
      1. +4
        20 октября 2012 01:35
        не согласен ни чем не были слабее Аргентицы.
        дело в другом кинули предъяву не на тех.
        если проанализировать события того времени война развернулась внезапно ...на то был расчет мол старый лев не сможет огрызнуться.
        САксы молодцы показали что еще могут и умеют
        аргентинцы получив ответный удар не вудержали
  2. бук
    +1
    19 октября 2012 15:03
    по 200–400 патронов. Хм маловато! в афгане самый нерадивый пулеметчик брал по 600 патронов , экономили на пайке,но брали патроны!!!
    1. 0
      20 октября 2012 01:35
      это было не война на суше а война на море
    2. 0
      28 ноября 2012 14:25
      КАЖДЫЙ боец брал патроны для пулемета 200-400шт.(думаю БК шел отдельной от этого строкой).
  3. wolverine7778
    0
    19 октября 2012 19:54
    Хм, аргентинцы хотели испытать на прочность М.Тэтчер, но мысль была не удачна, да и томми все таки умели воевать, у них кто бы что ни говорил, богатая военная история yes
    1. smprofi
      +3
      19 октября 2012 20:34
      в "Зарубежном военном обозрении" , "в те времена", был разбор войны. и была мысль: если бы Аргентина смогла перебазировать на острова хотя бы одно авиационное серьезное подразделение, то саксы ушли бы не солоно хлебавши.
      на все аргентинские войска были 6 шт ПКР АМ-39 Exocet. было выполнено 4 пуска - 2 цели (в том числе флагман эскадры) были потоплены.
      в другое время аргентинские самолеты использовали американские бомбы времен 2-й мировой - и тоже было потоплено несколько кораблей.
      аргентинские самолеты могли находиться в районе боевых действий около 5 минут и в воздушные бои с англичанами не вступали. в противном случае аргентинцы просто бы не вернулись на базу на материк. гарантировано. саксы этим пользовались: для перехвата аргентинцев поднималось 2 Harrier (один вооружен пушкой, второй - ракетами). удалось первому из пушки подстрелить аргентинца - хорошо, нет, израсходовал весь БК - "вступал в бой" второй, с ракетами.

      в общем... вроде как англичане победили, но показали себя не очень
  4. smprofi
    +2
    19 октября 2012 20:23
    может быть, может быть...
    только, помнится в "Зарубежном военном обозрении" в 82-83 годах было несколько статей по Фолклендской войне. типа разбор полетов. почему-то запомнилась фраза, что подразделения SAS не то, что не выполнили ни одной поставленной задачи, но и просто ни разу не вышли в намеченную точку в назначенное время. и именно эта война показала, что ролики о SAS не что иное как просто реклама.
    относительно недавно на Discovery Channel была передача как был облом с одной операцией SAS на Фолклендах. крутых пацанов в крутой экипировке (специально разработанной для SAS) высадили на ледник. через сутки их эвакуировали. за сутки (!) группа продвинулась на 1 (один) километр. один из участников той операции делился воспоминаниями: "Было ОЧЕНЬ ХОЛОДНО - -20°С!"

    после всего это... то, что пишет Питер Рэтклифф - пусть пишет. ему за это деньги платят. ну а реклама и хвалебные оды SAS, конечно же, нужны.
    1. 0
      28 ноября 2012 14:29
      Здесь с вами не согласен.SAS действительно элита.И мы не знаем КАК их высадили,КАКАЯ задача,КАК экипированы.Слишком много вопросов чтоб их осуждать за то,что они замерзли при "-20"....
  5. 0
    19 октября 2012 23:32
    Да провели операцию неплохо, но принцип: "Молодец против овец..." тут выпукло глядится. Видя на локаторе приближающиеся корабли в режиме боевых действий и ничего не предпринять - это по-аргентински!
  6. 0
    20 октября 2012 00:50
    Интересная тема автору плюс (я давно интересуюсь этой темой ) как ни как первая война (после 2 МВ) с практически равным вооружением и примением его массоваого.
    жаль что не вызывает такого ажиотажа в обсуждении а по итогом этой войны многие пересмотрели разитие флота.
    боюсь сделать выводы многие не интересуется историей
    1. smprofi
      0
      20 октября 2012 13:14
      не было там войны с практически равным вооружением
      4 аргентинских штурмовика заходили на классическое бомбометание времен 2-й мировой на эсминец УРО. во время захода - 3 первых были сбиты. 4-й проскочил и положил бомбу в корабль.
      у Аргентины управляемого современного оружия практически не было.
      пересмотрели разитие флота потому как АМ-39 Exocet показали свою эффективность. после этого действительно все кинулись разрабатывать и ставить на корабли комбинированные (ракетно-пушечные) зенитные комплексы