Танк Т-80У: точность стрельбы последнего достижения советской «оборонки»

43
Источник: ru.wikipedia.org

Танк Т-80У был принят на вооружение советской армии ещё в 1985 году, но его боевые характеристики не утратили актуальности и сегодня. В особенности это касается его системы управления огнём, которая на момент распада СССР считалась самой современной из находившихся в серийном производстве. Более того, именно ею впоследствии оснащались уже российские Т-90 образца 1992 года, поэтому взглянуть на её преимущества в сравнении с более простым комплексом танкового вооружения было бы довольно интересно.

Система управления огнём Т-80У


Как известно, на точность выстрела из танковой пушки влияет много факторов. В их числе ветер, который может сместить траекторию полёта снаряда, атмосферное давление, дальность до цели и её скорость движения, собственная скорость движения, угол крена танка, особенности баллистики снаряда и прочее. Учёт всех этих особенностей может значительно повысить шансы на успешное поражение противника с первого-второго выстрела. В ходе разработки системы управления огнём (СУО) для танка Т-80У, получившей название «Иртыш» в честь одноимённой реки, эти параметры, разумеется, учитывались.



Прицельная часть СУО 1А45 «Иртыш» состоит из трёх основных компонентов.

Первый – дневной прицел наводчика 1Г46 с лазерным дальномером. Через него производится измерение дальности до цели, а также наведение пушки и спаренного с ней пулемёта в дневных условиях. Он же используется для управления ракетами комплекса «Рефлекс», запускаемых через пушечный ствол.

Второй – ночной прицел наводчика ТПН-4-49 «Буран-ПА» на основе электронно-оптического преобразователя 2-го поколения с дальностью обнаружения целей до полутора километров. «Буран», конечно, не тепловизор, но одной из его особенностей является возможность работы в пассивном режиме без подсветки инфракрасным прожектором.

Третий – прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С, основанный на комбинированном прицеле-приборе наблюдения ТКН-4С. С помощью него командир танка может наблюдать за местностью и вести огонь из пушки и спаренного пулемёта, не вставая со своего рабочего места. Как и «Буран», ТКН-4С в ночных условиях может работать в активном режиме с подсветкой от инфракрасного прожектора, так и в пассивном – без подсветки.

Слева от пушки на крыше башни виден командирский ТКН-4С. Справа от пушки 1Г46. Позади него, правее, закрытый броневой крышкой – «Буран-ПА». Источник: ru.wikipedia.org

Слева от пушки на крыше башни виден командирский ТКН-4С. Справа от пушки – 1Г46. Позади него, правее, закрытый броневой крышкой – «Буран-ПА»

В состав системы управления огнём входит стабилизатор танкового вооружения 2Э42, обеспечивающий стабилизацию пушки и спаренного пулемёта в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Также в комплекте имеются преобразователь напряжения, блок переключателей, датчики крена, линейных ускорений, ветра и прочее.

Данные со всех датчиков, включая информацию о дальности до цели, обрабатываются электронным баллистическим вычислителем, который в автоматическом режиме выдаёт нужные поправки для стрельбы.

Стрельба Т-80У на полигоне. Источник: ru.wikipedia.org

Стрельба Т-80У на полигоне

Выбор оппонента


Как известно, в СССР на вооружении одновременно находились три основных боевых танка – Т-64, Т-72 и Т-80 в различных модификациях. Выбрать среди них оппонента для Т-80У, в принципе, не составляло большого труда. Лишь бы подпадал под два критерия: относительная «свежесть» модификации и наличие упрощенного прицельного комплекса. В этом плане отлично подходит Т-72Б. Фактически он является ровесником Т-80У, но при этом не имеет автоматизированной системы управления огнём.

Танк Т-72Б, аналогичный испытуемому. Источник: arsenal-info.ru

Танк Т-72Б, аналогичный испытуемому. Источник: arsenal-info.ru

Испытания


Сами сравнительные испытания этих двух машин, проводившиеся во второй половине 80-х годов в Средней Азии, назвать «тепличными» точно нельзя. Если для выявления максимальных технических возможностей танка по части ведения огня зачастую используются идеальные полигонные условия, то здесь речь идёт о войсковой эксплуатации танков, в ходе которой большая нагрузка приходится на экипажи: длительные марши перед стрельбой, различные погодные условия, жёсткие временные ограничения по поражению мишеней и прочее.

Первым пошёл Т-72Б.

За время испытаний эти танки совершили 348 выстрелов бронебойно-подкалиберными снарядами. Из этого количества «зачётными», то есть уложенными в регламент по времени на поражение и т. д., оказались только 303. Из 303 «зачётных» выстрелов было зафиксировано 101 попадание по мишеням. Соответственно, от общего количества выстрелов на попадания пришлось 29,02 %.

Кумулятивных снарядов танки Т-72Б истратили в количестве 165 единиц. Из них 150 выстрелов оказались «зачётными», а по мишеням попало и вовсе 38. От общего количества выстрелов на попадания пришлось 23,03 %.

Вторым на очереди был Т-80У.

Во время испытаний «Ушки» совершили 249 выстрелов бронебойно-подкалиберными снарядами. В зачёт пошли 229 выстрелов, а по мишеням попало 99. В данном случае на попадания пришлось 39,75 %.

«Кумулятивов» Т-80У отстреляли в количестве 102 штуки, а «зачётными» оказались 89. По мишеням попало только 30 штук. То есть от общего количества выстрелов попадания по мишеням составили 29,41 %.

Выводы


Может показаться, что различия в 6–10 процентов не очень-то существенны, но на деле они означают, что Т-80У в условиях, приближенных к боевым, обеспечивает частоту попадания подкалиберными снарядами на треть выше, чем у Т-72Б, а по кумулятивным – примерно на четверть. Здесь нужно отметить, что прицельный комплекс Т-72Б – это далеко не уровень Т-54/55, который Т-80У мог бы превзойти и в два раза. У «семьдесятдвойки» имеется и лазерный дальномер, и баллистический поправочник с комплектом датчиков, но в автоматическом режиме вся эта система не работает.

Превосходство автоматики, конечно, видно невооружённым взглядом. Но человеческий фактор нельзя исключать даже в этом случае. Так, типичными ошибками экипажей исследуемых танков стали: неправильный выбор типа снаряда на шкалах баллистики при заряжании пушки, неверное измерение дальности до цели, прицеливание по дальномерной марке и, скажем так, излишняя торопливость из-за ограничений времени на поражение мишеней.

На сегодняшний день Т-80У, несмотря на почти сорокалетний возраст, нельзя списывать в разряд безнадёжно устаревающих машин. По совокупности характеристик, таких как высокая мобильность, довольно хорошее бронирование в сочетании с динамической защитой, а также автоматизация подготовки выстрела из пушки, он вполне способен решать широкий круг задач в условиях современной войны.

Источники информации:
О. Н. Георгиевский, Н. С. Курбатов и др. «Влияние надёжности комплекса вооружения и квалификации экипажа танка на частость попадания в цель», 1989 г. Рассекречено экспертной комиссией ФГАОУ ВО «СПбПУ». Акт № 1 от 09.06.2020 г.
М. Барятинский «Все танки СССР». Том 3
А. С. Ефремов, М. В. Павлов и др. «История создания первого серийного танка Т-80 с газотурбинной силовой установкой»
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    28 июня 2022 04:51
    А что комментировать? подконтрольная территория расширяется,риски ударов рдг противника растут,её надо контролировать,вот и приходят танки второй волны,которые вполне могут не только отбиваться но и успешно атаковать противника на участках с мало интенсивными боями
    1. +17
      28 июня 2022 05:01
      вот и приходят танки второй волны

      Т-80У то танк второй волны ? Да по боевым свойствам он думаю и Т-72Б3 не проигрывает, особенно если учесть зоопарк модификаций этого самого Т-72Б3, ну и Т-90 подавно не уступает
      Так если подобными критериями судить то из танков первой волны у нас только т-90м и армата (которая как кот шредингера )
      1. +3
        28 июня 2022 07:09
        последнего достижения советской «оборонки»

        Других пока и не видали... request
        1. +4
          28 июня 2022 08:47
          Видали, правда в основном на парадах. Если вы про бронетехнику.
        2. +1
          28 июня 2022 09:22
          Цитата: Гражданский
          Других пока и не видали...

          Ну тогда посмотрите
          1. +1
            28 июня 2022 18:31
            Ну тогда посмотрите

            Сильно отличаются размерами...оптических приборов, до трети высоты самого танка эти скворечники. Отличная цель для пехоты эти дорогущие приборы. У Т-80У все поскромнее.
            1. 0
              29 июня 2022 07:19
              Цитата: Konnick
              Сильно отличаются размерами...оптических приборов,

              Да...и о чем это только поляки думали, когда немцы им этот танк "втюхивали"
              1. 0
                29 июня 2022 08:36
                Танк Т-90М, отличный противотанк, его на это затачивали. А против пехоты, а это основное назначение танка было, ему тяжело, поэтому мы и не видим этих танков на Донбассе. Здесь хватает танков с минимизированными оптическими приборами, такими как Т-80 и Т-62. Хотя нынешняя тактика боев показывает необходимость наличия штурмовых самоходных орудий, с нормальной броней и короткоствольной пушкой, способной бить по целям на дальности от 500 до 3000 метров с закрытой позиции, не выходя на визуальный контакт с противников, т.е. не подвергать себя опасности от ПТРК, а по целеуказанию от пехотного подразделения, которое эта САУ непосредственно поддерживает, бить по огневым точкам.
                1. +1
                  29 июня 2022 09:08
                  Цитата: Konnick
                  А против пехоты, а это основное назначение танка было, ему тяжело, поэтому мы и не видим этих танков на Донбассе.




                  На 2021 год...
                  4-я танковая дивизия
                  - 12-й танковый полк три танковых батальона – 93 танка Т-80У и Т-80УЕ-1.
                  - 13-й танковый полк три танковых батальона – 93 танка Т-80У и Т-80УЕ-1.
                  - Танковый батальон 423-го мотострелкового полка – 21 танк Т-80БВМ и 20 танков Т-80БВ.
          2. +3
            28 июня 2022 06:11
            Сами сравнительные испытания этих двух машин, проводившиеся во второй половине 80-х годов в Средней Азии, назвать «тепличными» точно нельзя.

            Неправильно выбран район испытаний. Для Т-80 по эксплуатационным характеристикам больше подходят зоны Заполярья, где завести дизельный двигатель проблематично.
            1. +6
              28 июня 2022 09:40
              Цитата: riwas
              Неправильно выбран район испытаний. Для Т-80 по эксплуатационным характеристикам больше подходят зоны Заполярья, где завести дизельный двигатель проблематично.

              Теперь осталось понять, как "неправильный район" повлиял на точность стрельбы обоих танков...
          3. +3
            28 июня 2022 09:11
            В ходе разработки системы управления огнём (СУО) для танка Т-80У, получившей название «Иртыш» в честь одноимённой реки
            Которая стала развитием СУО "Обь", то же в честь одноименной реки и устанавливалась на танки Т-64Б\Т-80Б.
            1. +4
              28 июня 2022 09:22
              стесняюсь спросить - а "Шилка" - тоже в честь одноименной реки? lol
              1. +4
                28 июня 2022 09:35
                Цитата: роман66
                стесняюсь спросить - а "Шилка" - тоже в честь одноименной реки?

                Это Вы у автора спросите, он же для чего на это внимание акцентировал... Хотя думаю, что да, как и "ТУНГУСКА"
            2. 0
              28 июня 2022 15:08
              Ну не "Москва-река" же или "Нева" называть если эти изделия в Омске излаживали...
          4. +3
            28 июня 2022 09:35
            В ГСВГ в конце 80-х проводились учения с боевой стрельбой с вкладного ствола. Командир роты для подстраховки раздал экипажам по нескольку дополнительных патронов.Когда посчитали дырки в мишенях ,оказалось ,что попаданий больше ,чем было выдано патронов. Разобрались ,выяснили в чем дело. Ротный получил люлей за то, что не верил в подготовку личного состава и технику.
            Не знаю какие танки были, но стрелять танкисты могут снайперски.
          5. +1
            28 июня 2022 09:37
            У Т80У пушка трясется как руки у алкоголика. Не знаю в чем причина этого явления, хотелось бы узнать у автора почему так происходит и как с этим бороться.
            1. +3
              28 июня 2022 12:03
              Цитата: MegaWattExpert
              У Т80У пушка трясется как руки у алкоголика.
              Неправильная настройка оборудования.
              1. +3
                29 июня 2022 10:11
                Цитата: Bad_gr
                Неправильная настройка оборудования.

                Да, сбитые настройки степени демпфирования и жесткости СТВ, но не только, бывает, что и не исправности МЗ, пушка или не может встать на гидростопор или сняться с него, а так же из-за того, что не было дано необходимого времени для раскрутки гироскопов, а червячную пару расстопорили... Но все это из-за плохой подготовки танков экипажем и личной подготовки
            2. +1
              28 июня 2022 13:47
              Скорее всего тряска была у прицела, он не был стабилизирован. По крайней мере, так было на БМП-2.
          6. 0
            28 июня 2022 10:33
            Процент попаданий крайне низкий. "Увеличение на 30%" боевую эффективность не повышает. Если танк идёт с базы хранения, то модернизации он не подвергался, натренированных экипажей нет. Таким образом, выживаемость на поле боя и эффективность, в целом, будут невысокими. Это требует применять танки с большими ограничениями.
          7. +9
            28 июня 2022 10:41
            Цитата: слава1974
            В ГСВГ в конце 80-х проводились учения с боевой стрельбой с вкладного ствола. Командир роты для подстраховки раздал экипажам по нескольку дополнительных патронов.Когда посчитали дырки в мишенях ,оказалось ,что попаданий больше ,чем было выдано патронов. Разобрались ,выяснили в чем дело. Ротный получил люлей за то, что не верил в подготовку личного состава и технику.
            Не знаю какие танки были, но стрелять танкисты могут снайперски.

            Именно тогда служил в танковом полку ГСВГ (в/ч 47280), командир нашего 3го батальона дал взятку оператору мишеней и тот клал мишени после выстрела "в ручном режиме". В результате батальон отстрелялся на "пять". Потому что комбату очень хотелось полковника и в Академию генерального штаба. Танки были Т-64А и Б.
            PS - и, кстати, насколько помню, стрельбы из вкладного назывались учебными, а боевые стрельбы это штатным снарядом из танкового ствола. Один раз даже ракетами из ствола стреляли, несколько лучших экипажей полка на полигоне.
            1. -1
              28 июня 2022 11:01
              Цитата: Antey
              Танки были Т-64А и Б

              Какой именно год, можно уточнить? В 88-м в Кантемировку из ГСВГ передавали Т-80УД, взамен забирали наши Т-64Б. Я застал лишь самое начало процесса request
            2. avg
              -2
              28 июня 2022 12:45
              Комбат - полковник, слушатель Академии ГШ... Это особенно умилило, сразу незабвенный Джаба Иоселиани вспомнился, тогда все грузины комбатами-полковниками были. wink
          8. +4
            28 июня 2022 11:21
            Странная статья. Вопросы к Автору: когда во второй половине 80-х проходили сравнительные испытания танков, по моим данным последние испытания с боевой стрельбой были 1983 год - Юрга, 1984 год - Цугол. После были только маршевые. Надеюсь, Автор меня поправит. Что касается О. Н. Георгиевский, Н. С. Курбатов и др. «Влияние надёжности комплекса вооружения и квалификации экипажа танка на частость попадания в цель», 1989 г. Рассекречено экспертной комиссией ФГАОУ ВО «СПбПУ». Акт № 1 от 09.06.2020 г., возникает вопрос, а не исследования ли это КБ Павлова? Если ДА, то и разговаривать об этом не стоит.
          9. 0
            28 июня 2022 13:38
            В ходе разработки системы управления огнём (СУО) для танка Т-80У, получившей название «Иртыш»

            Дурацкий вопрос с дивана: каждому танку национальная СУО? А общую единую сделать не судьба???
            1. +3
              29 июня 2022 09:56
              Цитата: Не_боец
              А общую единую сделать не судьба???

              Почему же судьба, в свое время именно Т-80У был принят как единый танк СССР, но с развалом СССР, эта идея как то то же "развалилась", хотя украинцы на заводе Малышева продолжали работы по его развитию, в а России эту СУО Т-80У адаптировали под Т-72 и получили Т-90...)))
          10. +9
            28 июня 2022 13:50
            "Т-80У, несмотря на почти сорокалетний возраст, нельзя списывать в разряд безнадёжно устаревающих машин"

            да что уж там, говорите прямо - ничего лучше с тех пор так и не сделали
          11. -3
            28 июня 2022 16:05
            Цитата: svp67
            Цитата: сибиряк54
            вот и приходят танки второй волны

            Вообще то танками Т-80У и Т-80УЕ1 вооружена одна из элитных дивизий ВС РФ - 4-ая гвардейская танковая (Кантемировская)

            Для элитной дивизии не нашлось более современных девайсов? winked lol
            1. -2
              6 июля 2022 17:55
              Цитата: Radikal
              Для элитной дивизии не нашлось более современных девайсов

              Каких, укажите?
            2. 0
              7 июля 2022 07:57
              Цитата: Radikal
              Для элитной дивизии не нашлось более современных девайсов?

              Ну я так и думал, что Вы и понятия не имеете, что это за боевая машина...
          12. +3
            28 июня 2022 17:12
            По моему диванному имху, процент попадания низковат, получается одна цель будет поражена в среднем с 3 выстрелов, далее - наличие тепловизора значительно облегчает или даже ускоряет поиск и обнаружение целей в условиях передвижения, в противном случае (нашем) командир танка должен заранее разведать местность, чтобы спрогнозировать где что может его поджидать, определить дальности до ориентиров, что бы выскочил, дал поправку выстрелил и (забыл) свалил. Короче подготовка экипажей должна быть на высоте. Когда танк телепается и начинает слепо вращать башней считай хана. И да, не смотрю танковый биатлон, тошно смотреть как наши стреляют, понятно стресс, вся фигня, но это же не автомат криво взял...
          13. +2
            28 июня 2022 20:38
            Не знаю далеко не танкист,но много прочитал мемуаров танкистов от ВО до Чечни.Так вот про Чечню,уже тогда командиры танковых соединений(взвода)писали ,что прицел Т-72 Б и др.плохой инуждается в замене.Вообще ребята очень скурпулезно описывают свои действия на блок постах,в засадах,контр засадах.Очень актуально.Хорошо описывается,как боевики меняли и подстраивались под нашу тактику и весьма успешно.Ссылка кому интересно Отвага 2004.
          14. -1
            30 июня 2022 12:06
            Цитата: avg
            Комбат - полковник, слушатель Академии ГШ... Это особенно умилило, сразу незабвенный Джаба Иоселиани вспомнился, тогда все грузины комбатами-полковниками были. wink

            Комбат был в звании майора. Но останавливаться на почётном пенсионерском звании подполковника не хотел. А полковника можно было получить только после академии. Ещё вопросы есть?
            1. 0
              6 августа 2022 16:40
              Правильнее сказать комбату хотелось в Академию.. Это белый ромб и серебряная конва. В Академии Генерального штаба кобаты не учатся...туда от командира полка, если СССР брать.
          15. 0
            30 июня 2022 12:09
            Цитата: Репеллент
            Цитата: Antey
            Танки были Т-64А и Б

            Какой именно год, можно уточнить? В 88-м в Кантемировку из ГСВГ передавали Т-80УД, взамен забирали наши Т-64Б. Я застал лишь самое начало процесса request

            1985-87. Т-80 видел живьём только один раз на полигоне. А наш полк при мне потихоньку перевооружался с "ашек" на "бэшки". За 2 года службы, кажется, только 1 или 2 танка в нашем батальоне заменили.
          16. -1
            6 июля 2022 19:46
            Цитата: svp67
            Цитата: Radikal
            Для элитной дивизии не нашлось более современных девайсов

            Каких, укажите?

            Т-90м "Прорыв". Распорядитесь, пожалуйста... lol
          17. 0
            16 августа 2022 03:46
            По весне попадалась статья - разговор с нашими танкистами в СВО. Т 80 они оценивали, как танк лучше, чем т72 в боевых условиях. В том числе из за большей скорости, позволяющей осуществлять отход или маневр быстрее противника, а также за лучшую мягкость хода, что влияло и на лучший результат при стрельбе (несмотря на стабилизатор пушки. По совокупности характеритстик т 80 по их оценке дает меньше потери, и выше процент пораженных целей.
            Отдельно он отмечал, что в условиях СВО не использовалась ни стрельба с закрытых позиций, ни стрельба птур через ствол.
            Зато использовалась как экперимент чехол-накидка, которая снижает теплозаметность танка. Использовалась пока не развалилась. О ее замене не писали.
          18. 0
            10 сентября 2022 17:32
            Viděl jsem dokumetární film na toto téma. Byl to koncert ale vím, že ne každá posádka dokáže být tak pečlivá. Je to nová doba pro nás starou generaci pohádková. am
          19. 0
            12 сентября 2022 18:22
            К сожалению, дизельное лобби едва не списал эти танки в утиль. Хотя по энерговооруженности Т-80 - двигатель 1500 л.с. - дизели отечественные едва к середине 2010-х годов сумели подползти.