Бессарабский десант

29 июня 1940 года советские парашютисты высадились в районе города Болград в Бессарабии. Именно этот десант стал знаковым в становлении отечественных ВДВ, 80-летие которых мы отмечаем в этом году.

Бессарабский десант


Камень преткновения


Падение Франции в июне 1940 года, безусловно, подстегнуло процесс перекраивания границ Советского Союза, поскольку резкое изменение баланса сил на европейском континенте в пользу фашистской Германии сделало и возможным, и целесообразным без оглядки на западных союзников реализовать договоренности 1939 года в рамках пакта Молотова – Риббентропа. Кроме того, необходимость быстрых и решительных действий правительства СССР диктовалась активной подготовкой вермахта, как тогда предполагалось, к высадке на Британские острова.
Естественно, что первыми в прицеле сталинской «освободительной» политики оказались Прибалтика и Румыния. В результате заключенных в октябре 1939 года договоров между СССР и прибалтийскими странами на территории последних уже находился 75-тысячный контингент советских войск, а потому присоединение этих государств к СССР после капитуляции Франции, с молчаливого согласия Германии, как говорится, было делом техники. А вот позиция королевской Румынии Сталину, напротив, доверия не внушала. И во многом потому, что камнем преткновения в отношениях двух стран уже без малого четверть века была Бессарабия, аннексированная Румынией в условиях хаоса гражданской войны в России. Весной 1940 года, спустя неделю после окончания советско-финляндской войны, председатель Совета Народных Комиссаров СССР В. М. Молотов прямо заявил на сессии Верховного Совета СССР: «У нас нет пакта о ненападении с Румынией. Это объясняется наличием нерешенного спорного вопроса о Бессарабии, захват которой Румынией СССР никогда не признавал, хотя и никогда не ставил вопрос о возвращении Бессарабии военным путем». В свою очередь, Коронный совет Румынии, в состав которого входили все бывшие премьер-министры, члены правительства и высший генералитет под председательством короля Кароля II, рассчитывая на англо-французские гарантии безопасности, полученные годом раньше, высказался против добровольной уступки Бессарабии Советскому Союзу. А в мае король, издав приказ о частичной мобилизации, обратился к Германии с просьбой о помощи в строительстве «Восточного вала» на границе с СССР. Одновременно в пограничных районах началось развертывание 1-й группы румынских войск, включавших в себя 3-ю и 4-ю полевые армии в составе шести армейских и одного механизированного корпуса и насчитывающих свыше 450000 человек. 1-я и 2-я полевые армии в составе трех армейских корпусов и трех отдельных дивизий, располагавшиеся на границах с Венгрией и Болгарией, планировалось использовать в качестве резерва.

Бессарабский десант


Вполне понятно, что такая группировка могла оказать довольно серьезное противодействие РККА, особенно если учесть, что СССР в то время вынужденно держал крупные силы в Прибалтике, а также на границе с Германией, Финляндией и Японией. Вот почему в случае войны с Румынией необходим был сокрушительный и молниеносный удар с применением современной военной техники и крепких, боеспособных частей, в том числе и воздушно-десантных войск…

Становление «крылатой пехоты»

Со 2 августа 1930 года, когда под руководством Л. Минова и Я. Московского высадился первый вооруженный парашютный десант, советские ВДВ прошли трудный путь своего становления. Уже 9 сентября 1930 года на учениях Ленинградского военного округа, в районе станции Сиверская, с воздуха посадочным способом бросили в бой с условным противником внештатный моторизированный отряд численностью 155 бойцов, оснащенный 20 автомобилями, 20 мотоциклами и 60 пулеметами. Командующий ЛВО М. Н. Тухачевский, наблюдавший за ходом учений, отмечал: «Заложен первый камень в строительство воздухо-десантных войск. За этим должно последовать формирование специальных воздухо-десантных соединений и создание авиации, способной осуществлять десантирование в больших масштабах… Авиация будет готова к высадке десанта лишь тогда, когда научится надежно обеспечивать выброску парашютного эшелона, которому предстоит захватить аэродромы и посадочные площадки… и когда она будет в состоянии обеспечивать действия воздушного десанта в глубине оперативной обороны противника…».

Бессарабский десант


В 1931 году, когда М. Н. Тухачевского назначили заместителем председателя РВС, он стал еще энергичнее продвигать идею создания внештатных парашютно-десантных отрядов. И 1 июля 1932 года в Детском селе (ныне Пушкин) под командованием М. В. Бойцова был сформирован первый штатный авиамотодесантный отряд, развернутый вскоре в учебно-опытный центр по подготовке инструкторов для РККА по парашютному делу и отработке оперативно-тактических норм. Он получил название 3-й авиационной десантной бригады особого назначения и включал в себя парашютный и мотомеханизированный батальоны, артиллерийский дивизион, три эскадрильи и подразделения обеспечения. А следом авиационные (парашютные) батальоны особого назначения появились в большинстве военных округов, и они ежегодно демонстрировали на учениях растущие масштабы десантирования и боевую выучку.

Так, если в 1934 году на маневрах в Белорусском военном округе было высажено одновременно 600 парашютистов, то уже в 1936-м на учениях Московского военного округа численность десанта достигла 2000 человек, да еще 3000 бойцов перебросили посадочным способом с 76-миллиметровыми горными орудиями, грузовыми автомобилями и танкетками. В том же году на маневрах Белорусского военного округа высадили с парашютом 1800 человек (к слову, впервые – в пятнистом камуфляже) и, кроме того, перебросили посадочным способом 84-ю стрелковую дивизию вместе с техникой. Весомым итогом этих учений стало формирование в Киевском военном округе 13-й, в Белорусском – 47-й авиационных бригад особого назначения, а на Дальнем Востоке – трех авиадесантных полков. Временным полевым уставом РККА 1936 года определялось, что «парашютно-десантные части являются действенным средством для дезорганизации управления и работы тыла противника. Во взаимодействии с войсками, наступающими с фронта, парашютно-десантные части могут оказать решающее влияние на полный разгром противника на данном направлении».

Уместно заметить, что к 1937 году Красная Армия занимала лидирующие позиции в создании боеспособных воздушно-десантных частей, что, как и следовало ожидать, вынудило Германию активизировать свои усилия в этом направлении. Но и командование РККА не почивало на лаврах: летом 1938 года началось формирование шести воздушно-десантных бригад на западных и дальневосточных рубежах страны.

Бессарабский десант


Одними из первых новым частям Красной Армии удалось получить боевой опыт: в августе 1939 года в районе реки Халхин-Гол 212-я воздушно-десантная бригада, будучи в резерве 1-й армейской группы, вместе с пехотой приняла участие в окружении японской группировки в боях за укрепленный пункт на высоте Фуй, где штыками и гранатами было уничтожено более 600 японцев. Во время «польского похода» в составе мобильного резерва Белорусского и Украинского фронтов находились три воздушно-десантные бригады, а в период советско-финляндской войны две воздушно-десантные бригады сражались в боевых порядках 15-й армии, пусть даже и в пешем строю, и внесли свою лепту в деблокирование советских войск, окруженных на восточном берегу Ладожского озера. К ноябрю 1939 года общая численность «крылатой пехоты» составляла 9420 человек. Характерно, что уже в 1930-е годы в Красной Армии выделяли три основных вида воздушного десанта: во-первых, парашютный, при котором выброска личного состава и техники производилась с высоты 600–800 метров, во-вторых, «бреющий», в ходе которого бойцов и технику сбрасывали на ровную площадку с бреющего полета в специальных тележках с хорошей амортизацией, и, наконец, смешанный. При десантировании формировалась парашютная боевая группа, которая после высадки обеспечивала приземление артиллерии и мотомеханизированных частей. В 1936 году воздушно-десантная бригада особого назначения имела в своем арсенале шесть 45-миллиметровых пушек, восемнадцать 82-миллиметровых минометов, шестнадцать легких танков, шесть бронеавтомобилей, тридцать две автомашины, шесть мотоциклов и, конечно, самозарядные винтовки, пистолеты-пулеметы, ручные и зенитные пулеметы, ранцевые огнеметы. Тогда же на вооружение был принят десантный парашют ПД-6, обеспечивающий как принудительное, так и ручное раскрытие. Позднее на его базе разработали модификации ПД-7, ПД-8 и ПД-10. Основным транспортным самолетом того времени служил четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3, вмещавший в себя 18 десантников в обычном варианте и 35 – в модернизированном.

Прутский поход

9 июня 1940 года директивой наркома обороны СССР С. К. Тимошенко было создано управление Южного фронта во главе с генералом армии Г. К. Жуковым, отличившимся в боях на Халхин-Голе. Начальником штаба назначили генерал-лейтенанта Н. Ф. Ватутина. Военную операцию, которая в дальнейшем получила название Прутский поход, планировалось провести силами трех армий: 5-й и 12-й – от Киевского особого военного округа и 9-й – от Одесского. В целом группировка насчитывала свыше 460000 человек, почти 12000 орудий и минометов, около 3000 танков и 2200 самолетов.

Советские войска начали концентрироваться на границе с Румынией якобы для участия в крупномасштабных учениях, а 22 июня Военный Совет фронта представил наркому обороны план операции по возвращению Бессарабии. Предполагалось сразу же после бомбардировки аэродромов нанести охватывающие удары войсками 12-й армии из района севернее Черновиц (ныне Черновцы) вдоль реки Прут на Яссы и 9-й армии из района Тирасполя южнее Кишинева на Хуши с целью окружения румынских войск в районе Бельцы-Яссы и под прикрытием 300 истребителей и конно-механизированной группы десантировать на 120 самолетах три воздушно-десантные бригады в районе города Тыргу-Фрумос. На море в боевую готовность приводился Черноморский флот. В случае отказа от военного разрешения конфликта и мирного отвода румынских войск за реку Прут части фронта должны были быстро занять новую территорию и взять под контроль эвакуацию из Бессарабии. Штаб разместили в Прокуроре, и к 27 июня 1940 года советские войска завершили свое развертывание. А накануне Советский Союз, заручившись поддержкой Германии, потребовал от Румынии немедленно вернуть Бессарабию, а также передать ему Северную Буковину.

При таком раскладе политических и военных сил Коронный совет счел благоразумным согласиться с территориальными требованиями СССР. И по договору Румыния должна была оставить в полной сохранности железнодорожный транспорт, заводское оборудование, запасы материальных средств.

28 июня войска Южного фронта перешли границу. Двигаясь за арьергардами румынской армии, они заняли Кишинев, Черновицы, Хотин, Аккерман и вышли к Пруту. Чтобы ускорить занятие юга Бессарабии и пресечь мародерство румынских частей, было решено силами 201-й и 204-й воздушно-десантных бригад, находившихся в 350 км от района высадки, захватить мосты через Прут.

Бессарабский десант


29 июня в течение двух часов свыше ста самолетов выбросили у Болграда более 1370 десантников 204-й бригады. Рассеянные на обширной территории, они с большим опозданием заняли сначала город и станцию Троянов Вал, а в последующие два дня после небольшого боя – порт Ренис и город Кагул. Днем 30 июня самолеты с 809 десантниками 201-й бригады появились над аэродромом города Измаил. После посадки 12 бомбардировщиков выяснилось, что аэродром не сможет принять весь транспорт, поэтому 509 бойцов выпрыгнули с парашютами, а три машины вынуждены были вернуться с десантом на базу. В течение нескольких часов Измаил был взят под контроль: десантники выставили охрану на границе, которая теперь проходила по реке Прут, заслоны на дороге, а также пресекли грабеж местного населения румынскими солдатами. И все это – с минимальными потерями: погибли 3 человека и еще 12 получили травмы. Однако начальник Управления боевой подготовки РККА генерал-лейтенант В. Н. Курдюмов, докладывая 24 июля 1940 года наркому обороны об итогах воздушно-десантной операции, подчеркнул крайне неудовлетворительную, на его взгляд, ее подготовку и проведение. Вот лишь некоторые выдержки из его доклада: «Воздушная переброска десанта проводилась по-мирному, без прикрытия боевой авиацией… Выброска проводилась неорганизованно… и очень растянуто… Воздушные бригады выбрасывались и высаживались, не имея никаких задач и указаний о характере действий… При использовании бригад не учитывалась степень их состояния и подготовленности… Пункты выброски командованию бригад стали известны лишь от командиров летных частей… Время на подготовку к операции от момента получения распоряжения и до вылета исчислялось 4 часами… Пополнение выброшенных бригад огнеприпасами и продовольствием по воздуху, а также эвакуация раненых и больных предусмотрена не была… Перечисленные недочеты в боевой обстановке неизбежно привели бы к провалу воздушно-десантной операции и к напрасной гибели людей». Оценка однозначно негативная и, пожалуй, не учитывавшая того, что 201-я, 204-я и 214-я воздушно-десантные бригады, обладавшие к тому времени боевым опытом, не имели достаточной практики десантирования. Но недаром говорят: нет худа без добра. Проанализировав все «за» и «против», советское командование пришло к выводу о необходимости более массированного применения ВДВ и увеличении численности воздушно-десантных частей. В условиях надвигающейся угрозы войны руководство РККА в марте 1941 года приступило к формированию пяти воздушно-десантных корпусов, каждый из которых имел в своем составе, помимо органов управления и подразделений боевого и тылового обеспечения, три бригады, артиллерийский полк и отдельный танковый батальон. Все они были дислоцированы на западных рубежах Советского Союза. А спустя два месяца после начала Великой Отечественной войны, 29 августа, «крылатую пехоту» выделили в самостоятельный род войск – войск, впереди у которых был долгий путь к Победе и которые поныне с честью выполняют возложенную на них миссию…
Автор: Евгений МУЗРУКОВ
Первоисточник: http://www.bratishka.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. borisst64 17 января 2013 09:49
    отечественных ВДВ, 80-летие которых мы отмечаем в этом году.[/color

    80-летие отмечали в 2010 году!!
    borisst64
  2. Ведмедь 17 января 2013 10:20
    Блин, ну почему у нас на военной истории такие интересые факты не рассказывали?!....
    Ведмедь
  3. Виктор 17 января 2013 11:26
    После присоединения Бессарабии и Буковины, в районе Рени-Измаил-Болград эти ВДБ остались там на постоянную дислокацию, и именно они, на момент начала ВОВ не только не отступили от границы СССР, а перешли на территорию Румынии, долбя в пух и прах румынские войска. И только после приказа ставки, были вынуждены отступить, чтобы не оказаться в окружении.
    А в г. Болград, Одесской области, стояла в советское время прославленная Свирская, Краснознамённая, Ордена Кутузова 2-й степени, 98-я гвардейская Воздушно-десантная дивизия ( ныне место дислокации г. Иваново, г. Кострома), в которой прошла вся моя служба. Спасибо за статью.
    1. Karlsonn 17 января 2013 15:41
      Виктор
      good

      на фото:

      Советский офицер во время разоружения румынских жандармов в Бессарабии.
    2. st.l-t 18 января 2013 21:25
      стояла до 1993г.,с 1993г. по 2003г. 1-я аэромобильная дивизия ЗС Украины(25-я ПДБр и 45-я АЭМДБр)
      st.l-t
    3. BARMEN 21 февраля 2013 01:12
      Сам там служил 97-99. drinks
      BARMEN
  4. sonovlad 17 января 2013 15:54
    Жаль не задавили румынских нациков полностью ни тогда ни в 1944-45 годах ,уж больно активно сейчас они двигают свою "Великую Румынию".
    sonovlad
  5. Дядька 17 января 2013 18:24
    Красиво решали геополитические вопросы в те годы, провели учения, показали свою силу и Румыния всё подписала, что требовалось. Сейчас не так, одна говорильня, может в Сирии покажем себя? Только бы без жертв среди личного состава...
  6. Borodach 17 января 2013 20:25
    Слава ВДВ!!!
    Borodach
  7. патриот2 17 января 2013 21:18
    Действительно такие факты нужно на Истории рассказывать в школе, может быть парни пойдут тогда в ВДВ по призванию! smile
    Автору огромное спасибо +++++
    патриот2
  8. knn54 17 января 2013 23:18
    «Года стирают время, даты, имена

    И к сожаленью старой жизни пламя гаснет

    Но кто-то вспомнит иногда, как в те далекие года

    Десант прозвали Войсками Дяди Васи…»

    Далеко не каждый отец пустит в боевую машину десанта (БМД) своего единственного сына и скинет эту махину с экипажем на парашютах к земле, с высоты облаков. А ведь до этого было лишь одно испытание с собаками в качестве подопытных животных! Всего одно! Да, собаки выжили, не пострадали. Но то — собаки…
    Бердская Бригада Специального Назначения ГРУ (воздушно-десантная) РАСФОРМИРОВАНА-только за это мытаря надо ставить к стенке.
    P.S А румыны-это не нация,это профессия.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня