В Новосибирске начались лётные испытания гибридной силовой установкой для проекта «Партизан»

59
В Новосибирске начались лётные испытания гибридной силовой установкой для проекта «Партизан»

Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина приступил к летным испытаниям гибридной силовой установки, предназначенной для проекта "Партизан".

В Новосибирске приступили ко второму этапу проекта "Партизан", в рамках которого создается транспортный беспилотник сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкой и активным обдувом несущих поверхностей. Специалисты института доработали силовую установку, установили на летающую лабораторию, в роли которой выступает самолет ТВС-2МС, новые трёхлопасные винты и доработали нижние закрылки, после чего приступили к испытаниям.



В течение июня летающая лаборатория совершила ряд пробежек по взлетной полосе, после чего последовали летные испытания, подтвердившие улучшенные характеристики. Одновременно динамическую модель демонстратора испытали в аэродинамической трубе. Далее в планах разработчиков создание летного экземпляра демонстратора технологий, который должен будет подтвердить способность нового транспортного БПЛА взлетать и садиться на неподготовленные площадки.

В целом по итогам реализации проекта "Партизан" до 2024 года планируется создание летающего самолёта демонстратора технологий (...) В настоящий момент в СибНИА завершается разработка рабочей конструкторской документации и ведётся процесс изготовления отдельных узлов и элементов для будущего демонстратора

- говорится в сообщении института.

Работы над беспилотником ведутся с 2019 года. Планируется создать БПЛА взлетной массой 3380 кг, способным доставить груз на расстояние до 1 тысячи километров. "Партизан" должен будет уметь взлетать с неподготовленных площадок размером 50 на 30 метров с учетом ограничений по краям (деревья и т.д.). Подъемную силу будет обеспечивать система активного обдува крыла.
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    28 июня 2022 09:47
    В Новосибирске начались лётные испытания гибридной силовой установкой для проекта «Партизан»
    Героический Ан-2, сколько он уже "издевательств" над своей первоначальной конструкцией выдержал, а все ни что ему на замену прийти не может
    1. +4
      28 июня 2022 09:53
      Это лаборатория.Реальный БПЛА будет несколько другим
      1. +7
        28 июня 2022 10:30
        Цитата: dmi.pris
        Это лаборатория.Реальный БПЛА будет несколько другим



        Модель для динамических испытаний...
        1. +3
          28 июня 2022 10:47
          О чем и речь.БПЛА будет меньше,чем сама летающая лаборатория.Общая схема,да-одинакова.Ан2-вес пустого-3500 кг.А взлетный от 4500..БПЛА взлетный вес 3400 кг..
    2. +2
      28 июня 2022 09:55
      Если этот самолёт отдаленно похож на АН2, то это совершенно не значит что между ними есть что то общее. Это самолёт построенный по схеме биплан, не более.
      1. +6
        28 июня 2022 10:11
        Цитата: Pivot
        Если этот самолёт отдаленно похож на АН2, то это совершенно не значит что между ними есть что то общее. Это самолёт построенный по схеме биплан, не более.

        Не смешите, этот самолет построен на базе Ан-2. А если быть точным, то
        Самолёт ТВС-2МС - это глубоко модернизированная версия труженика малой и сельскохозяйственной авиации СССР - биплана Ан-2.
        Разработка проекта ремоторизации Ан-2 в ТВС-2МС началась в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С. А. Чаплыгина (СибНИА, Новосибирск) в октябре 2010 года.
        Аббревиатура ТВС-2МС расшифровывается как "турбовинтовой самолёт - 2 члена экипажа модернизиция СибНИА". В названии машины пришлось отказаться от сокращения "Ан", так как оно зарегистрировано на украинское ГП "Антонов".

        Основной задачей модернизации ставился переход с авиационного бензина Б-91 и его аналогов на авиационный керосин ТС-1, за счёт чего было получено значительное снижение эксплуатационных расходов. Также требовалось увеличить межремонтный ресурс двигателя, обеспечить автономность и независимость от наземных служб при техническом обслуживании и подготовке воздушного судна к полёту, улучшить температурные условия в салоне и кабине экипажа. При этом должны были быть сохранены основные качества базовой машины.

        Из-за отсутствия в России современного экономичного и лёгкого двигателя, в СибНИА приняли решение установить на Ан-2 вместо поршневого АШ-62ИР турбовинтовой двигатель Honeywell ТРЕ-331-12 мощностью 1100 л.с. Двигатель может работать на различных видах топлива, включая авиационный керосин и автомобильный бензин.

        Одним из приоритетов ремоторизации машины являлось максимальное сохранение оригинальной конструкции Ан-2, поэтому изменению подверглась только его носовая часть. Установка нового двигателя с меньшей массой привело к изменению центровки самолёта, в связи с чем была разработана новая моторама и перекомпонован двигательный отсек для установки дополнительного оборудования. Новый удлинённый капот изготовлен из современных композиционных материалов.

        Технические характеристики ТВС-2МС
        Размах крыла, м
        Верхнего 18,17
        Нижнего 14,23
        Площадь крыла, м2 43,6
        Длина, м 12,40
        Высота, м 5,32
        Вес пустого, кг 2850
        Макс. коммерческая нагрузка, кг 1500
        Макс. взлётная масса, кг 5500
        Тип двигателя Honeywell TFE331-12
        Мощность двигателя, л.с. 1100
        Расход топлива, л/час 160
        Мин. расход топлива, л/час 119
        Макс. скорость, км/час 250
        Крейсерская скорость, км/час 200
        Макс. дальность полёта, км 1300
        Длина разбега, м 50
        Длина пробега. м 80
        Макс. высота полёта, м 6000
        Время набора высоты 3000 м, мин 7
        Кажущаяся совершенно архаичной полотняная обшивка крыла Ан-2 на практике даёт ему огромное преимущество. Её можно легко удалить и произвести ревизию всего силового набора, что невозможно сделать ни на одном современном самолёте такого класса. К тому же сегодня перкаль заменяют синтетической тканью, у которой уже абсолютно другие сроки службы. Самолёты с такой обшивкой эксплуатируются более 12 лет. К тому же тканевая обшивка позволяет Ан-2 иметь отличную весовую отдачу, с которой не сравнится ни один другой самолёт.
        1. -2
          28 июня 2022 10:14
          Если он построен на базе АН, то назовите хоть одну деталь от АН2 на этом самолёте.
          1. +2
            28 июня 2022 10:18
            Цитата: Pivot
            Если он построен на базе АН, то назовите хоть одну деталь от АН2 на этом самолёте.

            Если его делают путем переделки из штатных Ан-2, то сами подумайте

          2. +5
            28 июня 2022 10:21
            Если ниссан террано построен на базе рено дастера, то назовите хоть одну деталь от дастера! Ни о чём не говорит вам аналогия? По факту этот самолёт не что иное, как глубокая модернизация АН-2, да новые материалы, да электрика/электроника, но архитектурно это всё тот же кукурузник...
            1. 0
              28 июня 2022 11:04
              Отвечаю по ниссану Террано и Дастер, полностью остекление, силовой элемент, проводка, 98%салона, двигатель, трансмиссия, ходовая часть, там проще сказать чем эти автомобили друг от друга отличаются, Террано это бейдж инжиниринг Дастера. А теперь внимательно посмотрите на то что в статье и на то что на видео, это совершенно разные самолёты. То что на видео лет 5 или 7 тому назад признали бесперспективным.
              1. +1
                28 июня 2022 14:04
                Цитата: Pivot
                То что на видео лет 5 или 7 тому назад признали бесперспективным.

                Да, да, вот только проблема, этот "бесперспективный" эксплуатируется и летает, перевозя людей и грузы, а т о, про что Вы пытаетесь тут рассказать, а именно
                ТВС-2ДТС, вариант проекта ТВС-2МС, имеющего цельнокомпозитную конструкцию из углепластика пока так опытным и остается...

                Так, что внимательно разберитесь...
                1. -1
                  28 июня 2022 14:54
                  У этих самолётов нет будущего, от схемы биплан отказались уже есть предсерийный самолётик, на замену этих поделок.
                  1. +1
                    28 июня 2022 15:38
                    Цитата: Pivot
                    У этих самолётов нет будущего, от схемы биплан отказались уже есть предсерийный самолётик, на замену этих поделок.

                    Время покажет...
        2. 0
          28 июня 2022 10:41
          какой то период жизни много леталось на Ан2, много , и на тех кто детей в пионерлагерь и на тех кто на "химию" в Узбекистан...после чего аппарат неистребимо вонял навсегда. К чему это - не помню лень смотреть расход но двигатель родной позволял при "правильном ветре" оторваться где то с 250-300 метров, если командир толковый. Двигатель вами указанный как то не вписывается в "импортозамещение". С двигателями у нас всегда ,еще при СССР -была проблема
    3. +2
      28 июня 2022 10:09
      Цитата: svp67
      Героический Ан-2, сколько он уже "издевательств" над своей первоначальной конструкцией выдержал

      Что ни говори, но умели же раньше делать и особенно "двойки" - ПО-2, ИЛ-2, ТУ-2, Ан-2 и даже Ли-2 можно отнести к этой героической серии.
      1. +1
        28 июня 2022 10:21
        Цитата: tihonmarine
        Что ни говори, но умели же раньше делать и особенно "двойки" - ПО-2, ИЛ-2, ТУ-2, Ан-2 и даже Ли-2 можно отнести к этой героической серии.

        Ту да же Су-2 и Ще-2
        1. 0
          28 июня 2022 10:39
          Цитата: svp67
          Ту да же Су-2 и Ще-2

          И еще вспомнил про Ер-2 бомбардировщик.
          1. +2
            28 июня 2022 11:07
            Тогда и Петлякова надо вспомнить.
            1. 0
              28 июня 2022 11:12
              Цитата: Pivot
              Тогда и Петлякова надо вспомнить.

              Вот и общими усилиями вспомнили, сколько было знаменитых, героических "двоек" выпущено в СССР. Моща была, держава была от которой зависела вся жизнь Европы, да и многих стран мира.
            2. +3
              28 июня 2022 11:57
              Миля не забудем, МИ-2.
      2. 0
        28 июня 2022 21:28
        Ну Ли-2 все же скорее тройка - DC-3.
  2. +2
    28 июня 2022 09:48
    В Новосибирске начались лётные испытания гибридной силовой установкой для проекта «Партизан»
    Закончат, посмотрим.
  3. 0
    28 июня 2022 09:53
    Когда Ан-3 начнут выпускать?
    1. +4
      28 июня 2022 09:56
      его уже давно закончили выпускать....
    2. +4
      28 июня 2022 10:04
      Цитата: двп
      Когда Ан-3 начнут выпускать?

      Выпуск давно уже и начали и закончили
    3. -2
      28 июня 2022 10:22
      Цитата: двп
      Когда Ан-3 начнут выпускать?

      Так ТВС-2МС фактически его версия и есть
  4. +2
    28 июня 2022 10:00
    "Партизан" должен будет уметь взлетать с неподготовленных площадок размером 50 на 30 метров с учетом ограничений по краям (деревья и т.д.)
    Ограничений по краям какой высоты? Одно дело - кусты шиповника 2-3 метра высотой. И совсем другое - какой-нибудь вяз или кипарис высотой до 40 метров. Или ель - до 50 метров.
  5. -1
    28 июня 2022 10:01
    Сам ТВА запустить в серию не могут из-за отсутствия двигателя, но "на его основе" что собралист делать?
    Раньше это называлось
    ИАД
    (имитация активной деятельности)
  6. -2
    28 июня 2022 10:08
    Похоже, что-то стоящее разрабатывают. Интересно будет глянуть.
  7. +2
    28 июня 2022 10:13
    "Гибридность" или электротяга практически исключает применение на "северах" или в жарком климате. Это снижение надёжности, маленький ресурс и проблемы с утилизацией. Для чего создаются проблемы? Хорошо ещё, что проект идёт крайне медленно.
  8. -1
    28 июня 2022 10:14
    Может проще АН-2 производить начать, а потом модернизировать?
    1. -2
      28 июня 2022 10:35
      Ан-2 можно только купить в Китае (и то, если они продадут - мы ж под санкциями).
  9. +2
    28 июня 2022 10:31
    Ребята, не надо никаких гибридов и обдувов. Сделайте обычный самолет, который поможет решить транспортную проблему. Пуская он просто летает и перевозит людей и грузы, и больше ничего. А когда решится главная проблема, тогда можно и пофантазировать на отвлеченные темы.
    1. 0
      28 июня 2022 10:46
      Вы опять не понимаете. У них нет "транспортной проблемы". У них всё хорошо. Правда из-за "санкций" нельзя больше закупать гибридные силовые установки и авионику. Но может их отменят?
  10. +1
    28 июня 2022 10:59
    В Новосибирске приступили ко второму этапу проекта "Партизан", в рамках которого создается транспортный беспилотник сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкой и активным обдувом несущих поверхностей.
    Взлетает, буквально, с пятачка .... хотя, с полной нагрузкой, разгонятся придётся сильнее.
  11. 0
    28 июня 2022 11:13
    Хорошая, годная затея. Тут ряд людей ругался на гибридность в комментах - у этого тоже может быть объяснение. Если предположить что одной из задач этого изделия будет являться снабжение в условиях противодействия , то может статься что будет стоять и требование уменьшение тепловой заметности изделия - так что придется отказаться от ДВС. Это не значит что изделие будет летать исключительно на электромоторах , но это значит что в случае необходимости конструкция это предусматривает.
    1. +1
      28 июня 2022 12:46
      Чтобы изделие могло летать только на электромоторах, их мощность должна примерно соответствовать мощности ДВС. С учетом системы инверторов, масса такой гибридной СУ практически удвоится. Что же будет перевозить такой самолет - полезную нагрузку или электромоторы с аккумуляторами?
      1. -2
        28 июня 2022 12:57
        Уменьшат расстояние полета и/или полезную нагрузку. А так да, расплата за универсальность это всегда большие проблемы .
  12. -1
    28 июня 2022 11:32
    Цитата: Pivot
    Если этот самолёт отдаленно похож на АН2, то это совершенно не значит что между ними есть что то общее.

    Планер стопудовый от Ан-2, только с другим движком и авионикой. В годы своей далекой юности я такие обслуживал...
    1. -4
      28 июня 2022 11:50
      Планер стопудово не от Ан-2.
      "Проект" партизанский. Партизаны действуют в тылу.
  13. +2
    28 июня 2022 11:59
    Цитата: svp67
    Цитата: Pivot
    Если этот самолёт отдаленно похож на АН2, то это совершенно не значит что между ними есть что то общее. Это самолёт построенный по схеме биплан, не более.

    Не смешите, этот самолет построен на базе Ан-2. А если быть точным, то
    Самолёт ТВС-2МС - это глубоко модернизированная версия труженика малой и сельскохозяйственной авиации СССР - биплана Ан-2.

    Вы перепутали. Прототипы делают из того, что есть под рукой. Чтобы не заморачиваться с проектированием и изготовлением БОЛВАНКИ, на которую навешают новый движитель, с целью сравнения показателей бывшего, с предполагаемым самолётом. КАК сравнивать совершенно разные конструкции, в конце- концов? На уровне математических расчётов? Это не впечатляет. Поэтому и отмодернизировали хорошо известную, обкатанную конструкцию. Убедившись в полезности, и правильности расчётов в применении такого принципа (обдув нижней поверхности крыльев, с целью увеличения подъёмной силы при малых скоростях разгона) и новых качеств при замене главного двингуна, конечно, проектные работы будут продолжены, но, уже с учётом новых данных. Не факт, что новый аэроплан будет иметь много общего со своим предшественником.
  14. 0
    28 июня 2022 12:02
    Цитата: Knell Wardenheart
    Хорошая, годная затея. Тут ряд людей ругался на гибридность в комментах - у этого тоже может быть объяснение. Если предположить что одной из задач этого изделия будет являться снабжение в условиях противодействия , то может статься что будет стоять и требование уменьшение тепловой заметности изделия - так что придется отказаться от ДВС. Это не значит что изделие будет летать исключительно на электромоторах , но это значит что в случае необходимости конструкция это предусматривает.

    Нет, конечно. Какая тепловая заметность? О чём вы? Чтобы равноценно таскать груз, при одинаковых результатах, всё равно, какое тепло будет выделяться от ДВС или от электричества. КПД ДВС и КПД электрической установки равной мощности. Из законов физики, количество работы одинаково, а, следовательно и всё остальное то же.
    1. -1
      28 июня 2022 12:55
      КПД электроустановки все же несколько выше, и, что еще важнее, в отличие от ДВС источники тепла не сконцентрированы в одном месте (двигателе), а "размазаны" по всему самолету: греются и двигатели, и аккумуляторы, и инверторы. Поэтому, теоретически, тепловая заметность может быть несколько ниже за счет некой "размытости" сигнатуры.
  15. 0
    28 июня 2022 12:04
    и активным обдувом несущих поверхностей.

    Да, это позволит повысить аэродинамическое качество крыльев.
    1. 0
      28 июня 2022 12:43
      Качество - вряд ли, т.к. завихренный поток от воздушных винтов неизбежно вызовет рост сопротивления. А вот коэффициент подъемной силы увеличить может. Кстати, подобного эффекта можно гораздо эффективнее достичь применением системы управления пограничным слоем при соответствующей доработке механизации крыла. Только смысл это делать на нижнем крыле, имеющим почти 2 раза меньшую площадь?
  16. 0
    28 июня 2022 12:11
    Что означает "гибридная силовая установка"? В статье ни слова. В комментариях ни слова. Кто-нибудь объяснит, или целью автора публикации и комментаторов является исключительно "побазарить"?
    1. 0
      28 июня 2022 16:01
      Цитата: Владимир Постников
      "гибридная силовая установка"? В статье ни слова.

      А статья не про гибридную установку. Вы просто однобоко её читали.
      Здесь про проект "Партизан" - сверхкороткий взлёт-посадка на площадке 50х30 метров. Это позволит не заморачиваться с вертолётами и со всякими конвертопланами для полётов в неблагоустроенной местности.
      1. 0
        28 июня 2022 20:16
        Признаю, что не разглядел на фотографии из статьи электромоторов на нижнем крыле. И Вы полагаете, что короткий взлет и посадка окупят дополнительные габариты и вес в виде одного генератора, силовой аккумуляторной батареи, нескольких электродвигателей и преобразователя напряжения. Керосин для ГТУ как был, так и останется, естественно. Это точно будет выгоднее, чем вертолет? Вы уверены? Дело за цифрами. Арифметика - честная дама, все расставляет на свои места.
        1. 0
          29 июня 2022 19:18
          Цитата: Владимир Постников
          Вы полагаете, что короткий взлет и посадка окупят дополнительные габариты и вес в виде одного генератора, силовой аккумуляторной батареи, нескольких электродвигателей и преобразователя напряжения. Керосин для ГТУ как был, так и останется, естественно.

          Генератор в авиации уже совмещается со стартёром.
          Аккумуляторы нужны буквально на минуту работы, в момент разгона-отрыва. Они-же работают в момент запуска главного двигателя, а во время предполётного прогрева, производится восстановление заряда. При заходе на посадку, проще уменьшить шаг (тягу) основного винта и использовать мощность на выработку эл-энергии для обдувающих двигателей, что позволит уменьшить скорость...(уменьшение скорости в 2 раза уменьшает пробег-разбег в 4 раза).
          Цитата: Владимир Постников
          Это точно будет выгоднее, чем вертолет?

          Дополнительный вес очень мал и не сопоставим с весом топлива для полёта вертолёта, с аналогичной полезной нагрузкой.
          1. 0
            29 июня 2022 22:30
            Цитата: Genry
            Генератор в авиации уже совмещается со стартёром.
            Стартер - это стартер. И стартер-генератор означает, что это не та "гибридная силовая установка", которая подразумевает механический разрыв между тепловым двигателем и движителем. В Вашей версии этого разрыва нет. И, кстати, Ваша версия противоречит заголовку статьи.
  17. -1
    28 июня 2022 12:40
    За всю историю авиации не найдется, пожалуй, ни одного примера, когда гибридная силовая установка себя бы оправдала. Давая преимущества на кратковременных полетных режимах, все остальное время полета он просто становилась "мертвой массой" и источником дополнительного сопротивления.
    1. -1
      28 июня 2022 12:54
      Разработчики этого не знают. Они это не проходили.
    2. 0
      28 июня 2022 13:16
      Если Вы про подобную схему, то целью этих работ является разработка полностью электрических летательных аппаратов. "Гибридная" схема для транспортных самолетов не имеет никакого смысла ни сейчас, ни в будущем. Если автор статьи имел в виду эту схему, то либо он не понял сути разработки этой экспериментальной ЭУ, либо он сжульничал.
  18. -4
    28 июня 2022 13:20
    Так самолет этот вроде уже летал у УЗГА. Потом его вроде бы отобрали . какая то муть вокруг этого самолета . Манагеры (от правительства) пытаются обюджетить по больше денег.
    1. 0
      28 июня 2022 15:30
      Летают даже крокодилы. Этого недостаточно. ЛА должен быть сертифицирован по нормам лётной годности (НЛГ). А кто будет сертифицировать неэффективный аппарат?
      Нужен модельный ряд ДВС с перспективой использования технологий в автомобильной отрасли.
      Кстати, за сколько лет был разработан и передан в серийное производство Ан-2 и сколько уже лет "партизанят"? (это об эффективности).
  19. +1
    28 июня 2022 14:49
    Цитата: niksfromru
    КПД электроустановки все же несколько выше, и, что еще важнее, в отличие от ДВС источники тепла не сконцентрированы в одном месте (двигателе), а "размазаны" по всему самолету: греются и двигатели, и аккумуляторы, и инверторы. Поэтому, теоретически, тепловая заметность может быть несколько ниже за счет некой "размытости" сигнатуры.

    А разогретый ранее основной двигатель не "светит"? Или он не используется при подлёте к цели совсем? И разгоняют его после окончания выполнения задачи? Конечно, же не для этой цели. Разбег в 50 метров и при наличии деревьев на границах "аэродрома". Вот для чего огород городить.
  20. 0
    28 июня 2022 14:56
    Цитата: niksfromru
    За всю историю авиации не найдется, пожалуй, ни одного примера, когда гибридная силовая установка себя бы оправдала. Давая преимущества на кратковременных полетных режимах, все остальное время полета он просто становилась "мертвой массой" и источником дополнительного сопротивления.

    Хорошая машина - это только та, которая лучше всего выполняет ГЛАВНУЮ задачу, хотя бы и с потерей в характеристиках второстепенных. Сделать лучшую по всем параметрам не удастся никому, даже Богу. В разработке ЭТОЙ машины главное функциональное преимущество- летать с площадки любой автостоянки. Использовать этот беспилотник в условиях любого города. Радиус действия в 1000 км- это время его нахождение в воздухе. От чего бы ему не барражировать, наматывая эти 1000 км вокруг одного квартала, наблюдая и сообщая..... Это- как пример.
  21. -1
    29 июня 2022 20:59
    Мы всегда идём вперёд, не оглядываясь назад. А никому не приходило в голову использовать "Рус Фанер" для эти целей?
    Реечный каркас, оклеенный перкалем абсолютно невидим для РЛС.
    Я не говорю про У(По)-2 или Авро-504. Но авиамоделисты из школьных кружков могут изготовить "stelth" беспилотники с микрокамерой (задача производителям электроники), которые могут решать задачи наблюдения, наводки и видеоконтроля
  22. 0
    29 июня 2022 21:18
    Цитата: BSD-Fan
    Если ниссан террано построен на базе рено дастера, то назовите хоть одну деталь от дастера! Ни о чём не говорит вам аналогия? По факту этот самолёт не что иное, как глубокая модернизация АН-2, да новые материалы, да электрика/электроника, но архитектурно это всё тот же кукурузник...

    ...В калашный ряд. Любая конструкторская работа делается по Техническому Заданию. И в нём чётко оговаривается - что делается- модернизация, доработка, или новая разработка. Доработка не предусматривает широких изменений конструкции, и материалов, поэтому длительных проверочных испытаний после этого вида работ не делают. Модернизация- дело другое. И после этой работы, в наименование изделия вносится изменения. Например ТУ-22 М или 3М, или ещё как-нибудь. Здесь просто использовали корпус старика, чтобы не делать всё с нуля. Этот вариант летать не будет. Он- прототип, на котором будут проверяться конструкторские расчёты.