Гипотетическое авиастроение: преимущества и проблемы концепта F-36 Kingsnake

62

Гипотетический облик истребителя F-36

В марте прошлого года «альтернативный авиационный журнал» Hush-Kit представил концепт перспективного истребителя F-36 Kingsnake. Этот гипотетический проект предлагал оптимальный облик и методики разработки нового самолета для ВВС США, способного заменить устаревающий F-16. Очевидно, что такой концепт не получит никакого развития и вряд ли ВВС обратят на него внимание. Однако некоторые идеи этого «проекта» представляют интерес и требуют тщательного изучения.

Инициатива со стороны


В начале прошлого года представители ВВС США рассказали, что в ближайшем будущем начнется разработка нового истребителя для замены имеющихся F-16. Эти заявления привлекли внимание – и, среди прочего, стали поводом для публикации в Hush-Kit. Журнал предложил свой вариант перспективного самолета под названием F-36 Kingsnake («Королевская змея»).



Концепт F-36 прорабатывался силами редакции журнала с привлечением опытных британских авиастроителей. Одним из его авторов стал Стивен Макпарлин, специалист по аэродинамике, 22 года проработавший в RAE / DRA / DERA / QinetiQ. Также свой вклад внес участник разработки ряда боевых самолетов Джеймс Смит. Графические материалы по «проекту» выполнил художник Энди Годфри из Teasel Studio.

Основная идея концепта заключается в ускорении разработки и строительства самолетов за счет разумного сокращения требований и отказа от чрезмерно смелых идей. Предлагались новые организационные решения, которые помогут избежать характерных трудностей последних проектов. Кроме того, был проработан общий технический облик такого самолета.

Основные особенности и преимущества концепта F-36 описали на примере автомобилей. Существующий истребитель F-35 сравнили с суперкаром Ferrari, а F-22 – с более сложным и дорогим Bugatti Chiron. Однако ВВС США нуждаются в неком подобии Nissan 300ZX, и именно им должен стать Kingsnake, не столь дорогой, но эффективный.

Новые подходы


Характерной проблемой последних американских проектов было затягивание работ и рост стоимости. В связи с этим Hush-Kit предлагает несколько принципиальных нововведений организационного характера. Любопытно, что часть таких мер прямо отвергает сложившиеся принципы.


В первую очередь, заказчик должен составить разумные тактико-технические требования с минимальным уровнем рисков, а также «заморозить» их и не пересматривать в течение года. Главный исполнитель проекта должен выбираться без конкурсной стадии; он получает право самостоятельно искать субподрядчиков. То же касается и разработки двигателя. Предполагается, что это позволит сэкономить время и не увеличит стоимость работ.

Проект должен развиваться максимально быстро, чтобы вокруг него не начались политические спекуляции и не образовался пресловутый «казенный пирог» с сомнительными финансовыми процессами. За разработкой проекта должен следить специально назначенный «Царь луддитов» – технически грамотный и волевой человек, не склонный к карьеризму и неприятный в общении. Он должен пресекать попытки пересмотра технических требований в сторону усложнения и повышения рисков. Впрочем, не исключается дальнейшая модернизация за счет внедрения новых агрегатов и программного обеспечения.

Самолет должен создаваться под наименее крупную производственную площадку, не располагающую сложными технологиями. Соответственно, в конструкции должны использоваться только доступные материалы и компоненты, не требующие длительной разработки и освоения.

Упрощенная конструкция


Концепт F-36 предлагает строительство многоцелевого самолета-истребителя схемы «бесхвостка». Его характерной особенностью является отказ от малозаметности как одной из главных целей проекта. Как следствие, поколение такого истребителя придется понизить до «5-». Тем не менее, ожидаемые выгоды полностью покрывают возможные потери такого рода.

Предлагается самолет с выраженным фюзеляжем и дельтовидным крылом. Носовая часть взята у серийного F-16, а крыло напоминает плоскости экспериментального F-16XL. Дельтовидное крыло с ломаной передней кромкой должно улучшить аэродинамику и маневренность. У задней кромки крыла предусмотрены два киля с небольшим развалом наружу.

В хвостовой части фюзеляжа поместили доработанный и упрощенный двигатель F119 от истребителя F-22. Также рассматривались двигатели от F-15EX и F-35, но их посчитали нецелесообразными. Модификация F119 позволит получить нужные характеристики и ускорить работы. В частности, самолет сможет развивать скорость до 1,4 М без использования форсажа. Подключение форсажной камеры позволит разогнаться до 1,8-2 М.


Серийный F-16C из парка ВВС США

В носовой части самолета должны стоять РЛС AN/APG-83 с АФАР и оптико-локационная станция. Рабочее место единственного пилота организуется по принципу «стеклянной кабины». При этом используются индикатор лобового стекла и унифицированная нашлемная система индикации. Такой состав аппаратуры будет проще и дешевле, чем на нынешнем F-35.

Авторы проекта посчитали, что F-36 нуждается во встроенной пушке. Изделие M61 Vulcan поместили в правом наплыве крыла. Ракетное вооружение будет включать современные и перспективные образцы разных типов, в т.ч. изделия большой дальности. Не исключается работа по наземным целям при помощи ракет и бомб. Для оружия могут предназначаться внутренние отсеки и пилоны под крылом.

Перспективы и проблемы


Авторов концепта F-36 Kingsnake не ограничивали реальное тактико-техническое задание и утвержденный порядок разработки проектов. В связи с этим они выступили с достаточно интересными идеями во всех основных сферах, и эти предложения стоит рассмотреть подробнее.

Главная идея гипотетического проекта заключается в максимальном упрощении организации, разработки и конструкции. Это позволит сэкономить время и сократить затраты, однако ограничит достижимый уровень характеристик. По сути, на смену истребителю поколения «4+» предлагается машина класса «5-», но зато ее не придется долго ждать.

Предложен оригинальный подход к разработке и реализации проекта. Он исключает традиционную конкурсную часть, которая может занимать несколько лет. Кроме того, предусматривается «заморозка» технических требований – они не должны пересматриваться во время проектирования, т.к. за корректировкой задания всегда следует переработка проекта и выход за установленные финансовые и временные рамки. Любопытно предложение о «Царе луддитов», который будет защищать проект от переусложнения и сопутствующих рисков.

Курс на упрощение сказался на конструкции самолета F-36. В ее основе лежат наработки по существующей и экспериментальной технике, а также готовые или незначительно измененные агрегаты. Временные и финансовые выгоды такой конструкции очевидны. При этом, как показывают предварительные расчеты, правильный выбор узлов и агрегатов позволяет получить высокий уровень характеристик без проведения дополнительных проектов.


Несмотря на все меры по упрощению, существует принципиальная возможность оснащения Kingsnake самой современной авионикой, определяющей его боевые качества. То же касается и вооружений: истребитель получит старую пушку, а вместе с ней ракеты разных моделей, включая пока не существующие.

Впрочем, концепт от Hush-Kit имеет ряд серьезных проблем, которые фактически исключают его дальнейшее развитие. В первую очередь, это его происхождение. ВВС США пока не заказывали разработку замены для F-16, а предложенный F-36 является «инициативной разработкой». Более того, этот «проект» выполнен не авиастроительной компанией, а группой профильных журналистов и специалистов. Очевидно, что такой концепт не представляет реального интереса для Пентагона.

Предложенные методы разработки связаны с определенными выгодами. Но они требуют полностью перестроить существующую систему оборонных заказов и сопутствующих процессов. Такие предложения точно не устроят военное ведомство. Так, руководящие документы предусматривают проведение конкурсного этапа разработки и устанавливают другие аспекты создания новой техники. Маловероятно, что эти принципы перестроят ради возможной экономии денег и времени, а также при риске возникновения новых проблем организационного или коррупционного характера.

ВВС США намерены развивать 5 поколение истребителей и уже работают над следующим 6-м. Предложение о снижении поколения вряд ли найдет у них понимание. При этом следует учесть, что реальная замена для F-16 появится только к началу тридцатых годов, и к этому времени истребитель F-36 поколения «5-» попросту морально устареет. Этот факт предсказуемо скажется на мнении заказчика.

Кроме того, нетрудно заметить, что F-36 не имеет принципиальных преимуществ перед F-16. Речь идет только о росте отдельных характеристик и появлении некоторых новых возможностей. Технологический прорыв, подобный разнице между F-16 и F-35, не предвидится. Это очевидным образом снижает гипотетическую ценность Kingsnake для заказчика.

Гипотетическое авиастроение


Очевидно, что концепт истребителя F-36 Kingsnake от журнала Hush-Kit и британских авиастроителей так и останется на уровне общих идей и теоретических предложений. По целому ряду причин, он не имеет шансов на практическую реализацию. Более того, ВВС США могут даже не заметить его, как и массу других журнальных «прожектов».

Впрочем, в профильных отделах Пентагона, в смежных организациях и в авиастроительных компаниях уже идет проработка аналогичных идей и концепций. В следующем году ВВС собираются запустить разработку перспективной замены для F-16, и необходимо прорабатывать облик такой машины, а также составлять тактико-технические требования. Пока нельзя исключать, что в итоге ВВС потребуют некое подобие «бумажного» F-36, но этот вопрос прояснится только в будущем.
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    29 июня 2022 16:08
    F-16XL в новой редакции. Надо только вспомнить, по чему F-16XL не прошел.
    1. +3
      29 июня 2022 16:33
      Цитата: Pavel57
      F-16XL в новой редакции. Надо только вспомнить, по чему F-16XL не прошел.

      Кажется, что у такой публикации в журнале Hush-Kit была совершенно другая цель и именно с расчётом на то, что сторонние "кулибины" освежат инженерно-конструкторские стереотипы и закостенелость, наивно обсуждая те или иные конструктивные элементы изделия и предлагая своё видение решения проблем.
      Так сказать взгляд со стороны, из другой страны и из другой сферы деятельности.

      Мне вот например симпатичны летаки из к/ф "Аватар", но не зная как их собрать. Кто бы подсказа, был бы безмерно благодарен fellow
      1. +17
        29 июня 2022 19:04
        Цитата: кредо
        Мне вот например симпатичны летаки из к/ф "Аватар", но не зная как их собрать.

        Так это... Берете два Т-90МС, три "Тунгуски", напильник и 8 ящиков скотча... Скотч - который клейкая лента, а не спиртное, хотя тут без пузыря, конечно, не разберешься. drinks
        1. 0
          30 июня 2022 07:25
          Фэ-35 для "бедных родственников" получается.
        2. +1
          1 июля 2022 14:12
          Скотч все же нужен тот, который спиртное. А танки сматывать исключительно изолентой. Синей.
          1. +2
            1 июля 2022 14:50
            Цитата: MauZerR
            А танки сматывать исключительно изолентой.

            так-то да, но... Ничего не получится. Я забыл про пластилин!
    2. 0
      29 июня 2022 17:12
      Надо только вспомнить, по чему F-16XL не прошел.

      Потому что выбрали F-15E как ударник.
  2. KCA
    0
    29 июня 2022 16:09
    Есть-же готовый проект замены, Checkmate называется
    1. +1
      29 июня 2022 17:11
      Есть-же готовый проект замены, Checkmate называется

      Готовый? Хмм, я даже первый полет не видел. Во время то как летит.
      А сколько уже Су-75 построили?
      Года не прошло с момента как показали фанерный макет и готовым вариантом. Вот это я понимаю!
      1. KCA
        0
        29 июня 2022 17:23
        Вы читать и понимать прочитанное умеете? Готовый проект и макет не означает наличие лётного экземпляра, проект это теоретические разработка, макет для продувки в трубе, а вот лётный экземпляр это чуть-чуть попозже.
        1. -5
          29 июня 2022 17:49
          Готовый проект - завершенный проект. А это подразумевает под собой уже готовый, даже не прототип, а боевой самолет.
          В случае с Су-75 - это просто проект, теоретический.
          1. KCA
            0
            29 июня 2022 17:56
            Вот иха мать, проект это проект, а готовый боевой самолёт это законченный проект, а проект бывает удачный, неудачный, отложенный, да просто экспериментальный, как С-47 "Беркут"
            1. -6
              29 июня 2022 18:05
              Законченный, т.е. - готовый проект. А пока в "железе" нет проекта, то он просто теоретический. Будет в "железе", то уже другой разговор - практический.
              А вот будет ли удачный или нет - неизвестно. Ведь Су-75 хотят сделать с упором на экспорт, где высокая конкуренция.
            2. +1
              1 июля 2022 14:15
              В свое время С-47 наша авиационная пресса (в частности журнал "Авиация и космонавтика") не постеснялась назвать первым самолетом 5го поколения, который якобы обогнал F-22. Реальность расставила все на свои места.
    2. +2
      29 июня 2022 17:13
      Цитата: KCA
      Есть-же готовый проект замены, Checkmate называется

      Судя по предложениям, авторы проекта попали под обаяние Су-75: там тоже собираются все детали, узлы и агрегаты, а также техрешения, отработанные на Су-57 впендюрить в Шах-матера. Как говорится : сердито, но отнюдь не дешево!
      Второе, что меня (отнюдь не профи в авиастроении!) поколебало в правильности выбора журналистов, так это отсутствие СТЭЛС технологий в проекте. Этим одним они перечеркивают всю ТАКТИКУ ВВС США по ведению воздушного боя с технически равным противником. Без малозаметности янки сразу же потеряют фактор внезапности и преимущество первого удара. А, учитывая, что у F-36 сопло круглое, без УВТ, корпус не интегральной схемы, нерегулируемый воздухозаборник -- удачи в БМВБ ему не видать как своих ушей! Поэтому -- НЕ АЙС !!!
      Это суть мертворожденная идея оптимизации времени на проектирование, строительство и поставки продукта на авиарынок. Но кто захочет покупать "вчерашний день"!?
      Ведь сказано классиком: В карете прошлого далеко не уедешь! (с).
      ИМХО.
      1. KCA
        +2
        29 июня 2022 17:31
        Есть такая штука, как РОФАР, которой ЛЮБАЯ стелс технология по барабану, считается, что лидерами в разработке являются РОФАР Россия и Китай, а если уже есть прототипы РОФАР, накой хрен разрабатывать дорогую, но бесполезную технологию? РОФАР, как-бы даже по энергопотреблению выгоднее АФАР раз в цать, и меньше по размерам, опаньки, и старенькие самолёты ПВО СУ-27 получают РОФАР и СВВ-БД, ужос
        1. +2
          29 июня 2022 18:05
          Да, читал про это чудо локации. Учитывая, что Су-75 грозятся выпустить к 2023 году, то это сообщение говорит о том, что РОФАР у нас на подходе. И это не может не радовать!
          Перед началом серийного производства на Су-75 (как и на старшей версии) может появиться РЛС с радиооптической фазированной решеткой (РОФАР). Использование фотонов увеличит дальность обнаружения воздушных целей до 300−350 километров и позволит сопровождать до 20 целей одновременно, что, по сути, превращает истребитель в передвижную станцию ПВО, способную летать очень быстро.
          https://hi-tech.mail.ru/review/56302-fotonnyy-radar-i-sverhdalnyaya-raketa-chem-vooruzhat-novuyu-nadezhdu-rossiyskiy-/
          1. KCA
            0
            29 июня 2022 18:41
            Стационарные РОФАР немножко показывали ещё года два назад, и картинку с них, конечно, никакой конкретики, может и вообще деза, но время идёт, и, лично меня, как не специалиста, отказ наших ВКС от развития и внедрения АФАР наводит на некоторые мысли, надеюсь, не ошибаюсь
            1. +2
              29 июня 2022 19:54
              Цитата: KCA
              отказ наших ВКС от развития и внедрения АФАР наводит на некоторые мысли, надеюсь, не ошибаюсь

              Догадки юношей питают, отвагу старшим придают ...
              Так, что ли, перефразировали АС Пушкина? laughing
              1. KCA
                -3
                29 июня 2022 20:04
                Ну не идиёты-же создают СУ-35С, СУ-30СМ, СУ-57, вот была-бы АФАР прям вершиной радаростроения, неужто не смогли-бы поставить на поток, для МИГ-29 разработали-же, и ФАР впервые в СССР создали, но тут прям встряли, ну не поверю, что не смогли. АФАР имеет кучу недостатков, намбер ван - водяное охлаждение, неслабо на истребителе ещё и холодильник возить? Внешние блоки кондиционеров видели? Так вот такая-же хрень внутри самолёта, рядом с АФАР
                1. +1
                  30 июня 2022 10:03
                  Жидкостное охлаждение а не водяное ,стоит на многих РЛС,как ЩАР так и ФАР/АФАР,также и турбохолодильники,стоят на всех машинах несущие РЛС.СССР был одним из лидеров но не первый по ФАР,тот же В-1В Лансер тоже нёс РЛС с ФАР,причём куда более продвинутая .
          2. +3
            30 июня 2022 09:56
            До сих пор нет серийной АФАР,а Вы говорите о РОФАР,мечты.
        2. 0
          29 июня 2022 18:55
          А кем считается?
          КСА-реинкарнация Нексуса, штоле?))
          Тот все….теребонькал на убериарелку….которая и не применяется нигде кроме выставок да испытаний
          1. KCA
            +3
            29 июня 2022 19:27
            Я с 1990 КСА, ник никогда нигде не менял, в инете он светится с 1994 года, а где военные передовые разработки должны публиковаться? Дохрена светился "Калибр"? Все знали, что у СССР был "Гранат" в варианте ПКР, КР НК, был проект с ПГРК, а вот появление "Калибра" было нежданчиком, и ПКР, и НК и ПК, да и "Оникс" с одинаковой ПУ наводит на размышления, ну а теперь ещё и "Циркон" на фоне отстрела "Ониксов" по наземным целям, если я узнаю, что на полигоне Алмаз-Антей проходят испытания РОФАР, я вам, конечно, не сообщу, а узнать, случайно, могу
        3. 0
          29 июня 2022 19:17
          Цитата: KCA
          Есть такая штука, как РОФАР,

          А на какой частоте эта штука работает?
          1. KCA
            +1
            29 июня 2022 19:31
            Вот прям на всех, от 1Гц до 100ГГц одновременно
            1. +2
              29 июня 2022 20:36
              Цитата: KCA
              Вот прям на всех, от 1Гц до 100ГГц одновременно

              Такой фотон, размазанный по спектру аж на 99 ГГц? Круто. Я подозреваю, не только стелс-технология, но и учебники физики устареют сразу же, как только эта штука заработает.
              1. KCA
                -1
                29 июня 2022 20:48
                "КРЭТ писал о том, что радиооптические фазированные антенные решетки значительно расширят возможности современных средств связи и радаров – их разрешающая способность увеличится в десятки раз. Если у современного локатора частота излучения 10 ГГц, 3 см с шириной спектра 1-2 ГГц, то у РОФАР эта частота может составлять от 1 Гц до 100 ГГц одновременно."
                КРЭТ, конечно, сказочники, правда? Вы их за пояс заткнёте своими знаниями в области электромагнитных волн, вы академик уже, или пока кандидат? Свой учебник физики написали?
                1. +1
                  29 июня 2022 21:25
                  Цитата: KCA
                  КРЭТ, конечно, сказочники, правда?

                  Правда.

                  Цитата: KCA
                  Вы их за пояс заткнёте своими знаниями в области электромагнитных волн, вы академик уже, или пока кандидат?

                  Пусть продемонстрируют работающий прототип, показывающий чудо-свойства, которых не имеют уже существующие радары, работающие в диапазонах от 1 до 100 ГГц. Тогда посмотрим.
                  1. 0
                    30 июня 2022 10:25
                    Пусть продемонстрируют работающий прототип, показывающий чудо-свойства,

                    не надо юродствовать. Демонстраторы этой технологии испытывали то ли в прошлом году, то ли в позапрошлом.
                    1. 0
                      30 июня 2022 11:40
                      Цитата: Ка-52
                      не надо юродствовать. Демонстраторы этой технологии испытывали то ли в прошлом году, то ли в позапрошлом.

                      Вы не дочитали. Где продемонстрированные чудо-свойства?
                      1. 0
                        30 июня 2022 12:01
                        чудо-свойства заключаются в самом принципе. Сравните принципы радиолокации и принципы снижения радиолокационной заметности за счет поглощения и/или переотражения радиоволны с принципом зондирования мишени поляризованными фотонами. Пока что (думаю что не навсегда) стелс-технологии можно выкинуть на помойку. Я уж не говорю по то, что канут в лету основные конструктивные беды стандартных РЛС-антенн.
                      2. -1
                        30 июня 2022 12:06
                        Цитата: Ка-52
                        с принципом зондирования мишени поляризованными фотонами.

                        Поляризованные фотоны какой частоты?
                      3. +2
                        1 июля 2022 07:44
                        Поляризованные фотоны какой частоты?

                        я не разработчик РОФАРА и ни вектор, ни частота фотона мне не известны. Сам приемный канал с оптическим гетеродинированием обеспечивает ширину полосы до 100 МГЦ.
                        Я вот не понимаю этого бестолкового скепсиса. Явление физически изучено уже лет так 10 как. И нами и американцами. Сама идея использования РФТ вместо радиочастного коаксиального кабеля идеальна и уже давным давно используется на бытовом уровне. идея использовать в качестве зондирующего сигнала лазерный луч, модулируемый по амплитуде несущим СВЧ сигналом, вместо радиоволны - тоже технически не неразрешимая задача. Зачем вот эта вера в плоскую землю?
                      4. 0
                        1 июля 2022 08:04
                        Цитата: Ка-52
                        я не разработчик РОФАРА и ни вектор, ни частота фотона мне не известны.

                        "Говори о том, что знаешь. А чего не знаешь - о том не говори".

                        Цитата: Ка-52
                        Явление физически изучено уже лет так 10 как.

                        Какое явление? Фотоны? Их еще Эйнштейн изучал. Нобелевку за создание квантовой электродинамики выдали в 1965 году.

                        идея использовать в качестве зондирующего сигнала лазерный луч

                        Поздравляю вас. Вы только что изобрели лидар.

                        Цитата: Ка-52
                        Зачем вот эта вера в плоскую землю?

                        Вы меня спрашиваете?
                      5. 0
                        1 июля 2022 08:31
                        Поздравляю вас. Вы только что изобрели лидар.

                        дада, и как в лидаре осуществляется квантовая корреляция между радиоволнами и оптическим излучением?
                      6. 0
                        1 июля 2022 08:44
                        Цитата: Ка-52
                        дада, и как в лидаре осуществляется квантовая корреляция между радиоволнами и оптическим излучением?

                        Если бы я понимал, о чем вы говорите, я мог бы ответить что-нибудь внятное.
                      7. 0
                        1 июля 2022 09:14
                        ну чувак с идийскими корнями и статусом доцента по физике понимал. И поэтому лет 10 назад с коллегами на берегах Онтарио сваял то, что вы тут с таким упорством считаете неосуществимым request
                      8. -2
                        1 июля 2022 09:56
                        Цитата: Ка-52
                        ну чувак с идийскими корнями и статусом доцента по физике понимал. И поэтому лет 10 назад с коллегами на берегах Онтарио сваял то, что вы тут с таким упорством считаете неосуществимым

                        Поскольку я не понимаю, о чем вы говорите, а вы не можете ответить на мои вопросы, очень трудно сказать, насколько осуществимым является это невыразимое.
      2. +1
        29 июня 2022 21:20
        Без малозаметности янки сразу же потеряют фактор внезапности и преимущество первого удара.

        Количеством задавят
        1. на сегодняшний день авиапарк Военно-воздушных сил и Национальной гвардии США состоит из 5501 самолета
        2. КМП: F35: 95+11,F-18: 10+70+1+50, Harrier : 109+17
        Всякую шебуршень: топливозаправщик, конвертопланы, вертолеты, ВТА и трением не считаем
        3. Вмс палубная:
        Палубная авиация
        F/A-18A/B
        F/A-18C
        F/A-18D
        F/A-18E/F
        Кол-во =авианосцев* авиакрыло.

        ДАЖЕ СЧИТАТЬ ЛЕНЬ, их реально много и ~ всему авиапарку вкс рф.
        Без всякой мелочи типа дрло
        А, учитывая, что у F-36 сопло круглое, без УВТ, корпус не интегральной схемы, нерегулируемый воздухозаборник -- удачи в БМВБ ему не видать как своих ушей

        Времена Вьетнама: фантом против миг-15/21 давно прошли. Израиль это доказал много раз
        Генералы☝️ всегда готовятся к прошедшей войне
      3. 0
        30 июня 2022 06:09
        Судя по предложениям, авторы проекта попали под обаяние Су-75: там тоже собираются все детали, узлы и агрегаты, а также техрешения, отработанные на Су-57 впендюрить в Шах-матера. Как говорится : сердито, но отнюдь не дешево!

        вам бы еще знать, что по точно такому же принципу собирался F-35.
        Этим одним они перечеркивают всю ТАКТИКУ ВВС США по ведению воздушного боя с технически равным противником.

        а чем в настоящий момент F-16 и F/A-18 соответствуют "тактике ВВС США"?
        что у F-36 сопло круглое, без УВТ, корпус не интегральной схемы, нерегулируемый воздухозаборник - удачи в БМВБ ему не видать как своих ушей

        не пишите клише и штампы. Во-первых, у аэродинаимческие схемы "утка" из за большой площади несущих плоскостей и органов поперечного управления великолепная управляемость без всякого УВТ. Особенно если (раз уж плюнули на радиолокационную заметность) присобачят еще и ПГО. Во-вторых, с какой бухты-барахты вы решили, что у данной модели не интегральная аэродинамическая компоновка? Я вижу по картинки минимум 4 признака этой схемы. В-третьих, каким боком регулируемый ВЗ к маневрированию на больших углах атаки? Его задача убрать скачки уплотнений при полете на сверхзвуке. К тому же рампа DSI видна на боковой проекции
      4. +2
        1 июля 2022 14:20
        У F-35 сопло тоже круглое, у Су-57 - круглое, вернее осесимметричное сужающе-расширяющееся и имеет УВТ. Плоское сопло позволяет снизить ИК-заметность. Воздухозаборники F-35 тоже нерегулируемые, гуглите DSI-воздухозаборник. Проблема этого проекта - отсутствие правил площадей в формировании фюзеляжа, отсутствие внутренних грузоотсеков. Самолет технически отсталый, т.к. пытается просто реанимировать F-16XL, которому 30лет в обед.
    3. -1
      29 июня 2022 18:50
      Из тендерная документация документация через нашу площадку госзакупок не пройдёт…:сидят, наверное, рыдают, локти кусают
  3. 0
    29 июня 2022 16:10
    Ага и флагом Украины на хвосте, у кого-то фляга свисит
  4. sen
    +1
    29 июня 2022 16:12
    Его характерной особенностью является отказ от малозаметности как одной из главных целей проекта.

    Судя по обводам и желтому покрытию фонаря на первых двух картинках все же элементы стелс присутствуют.
  5. +3
    29 июня 2022 16:35
    Есть финальное серийное предложение для Индии Ф-21....на этом все. Никто не будет вкладывать бабло в королевскую кобру......за эти деньги есть Ф15ЕХ, который решит все вопросы. Если будет мало добавят новый УБС , который делали совместно с Шведами
  6. -1
    29 июня 2022 16:41
    Гипотетическое авиастроение: преимущества и проблемы концепта F-36 Kingsnake
    . Кто ищет тот всегда ... ну, не всегда, но иногда находит, что то интересное, стоящее.
  7. 0
    29 июня 2022 17:00
    Kingsnake - корользмей, корольпредатель, ...

    Они наверное какое-то наслаждение получают, придумывая такие названия своим пепелацам...
  8. +1
    29 июня 2022 17:03
    Когда автору нечего писать, он пишет....
  9. +2
    29 июня 2022 18:17
    Пока не появятся внятные требования заказчика к конструкторам всё это досужие бредни.Основные концепции проработаны ещё до 90х годов.
  10. +3
    29 июня 2022 18:32
    Что обсуждать то? Таких концептов любая фирма накидает с десяток.
    Фиговые прожекты, имхо, можно сразу отличить по фиговой 3д-графике - и на нее тоже денег жалеют.
    Да и неоптимальные контуры сразу навевают подозрения - что рисовал даже не любитель...
    1. 0
      29 июня 2022 19:50
      Да и неоптимальные контуры сразу навевают подозрения - что рисовал даже не любитель..
      Совершенно верно, рисовал школьник из авиамодельного кружка пионеров, пардон, скаутов.
  11. 0
    29 июня 2022 20:46
    Цитата: Pavel57
    кет не означает наличие лётного экземпляра, проект это теоретические разработка, макет для продувки в трубе, а вот лётный экземпляр это чуть-чуть попозже.

  12. 0
    29 июня 2022 21:26
    Не имеет смысла. Если использовать современную электронику, то цена готового экземпляра в производстве будет близкой к Ф-35, какой смысл его проектировать?
  13. +1
    30 июня 2022 00:07
    Не понял, за счет чего упрощение? АФАР, движок от F-22, БРЭО с наворотами от F-35 (сказали, что упрощенное, но все навороты перечислили. Да и глупо тратить усилия на упрощение сложного софта от F-35). Нет адаптации под моряков и все...
  14. -4
    30 июня 2022 06:09
    Концепт F-36 предлагает строительство многоцелевого самолета-истребителя схемы «бесхвостка». Его характерной особенностью является отказ от малозаметности как одной из главных целей проекта

    Вот только тогда вопрос а нафиг изобретать барана когда есть F-16 ?)
  15. +1
    30 июня 2022 10:15
    Материал такой нормальный ,но просто набор фантастических по своей сути противоречий .
    Как это все можно скомпоновать в одной машине ?
    1 Современный и дешевый
    2 Простой и сложный одновременно
    3 Не менять требования к самолету ,при том военные сами не знают что хотят получить
    4 Сложные и в то же время простые технологии
    1. 0
      30 июня 2022 10:27
      Не менять требования к самолету ,при том военные сами не знают что хотят получить

      ключевое то, что военные еще не сформировали свои требования. Процедурно это выливается в ТТР. Их нет в принципе request все остальное блаблабла и обсуждения очередной сфероконины
  16. +1
    30 июня 2022 12:00
    "нетрудно заметить, что F-36 не имеет принципиальных преимуществ перед F-16. Речь идет только о росте отдельных характеристик и появлении некоторых новых возможностей." Это основная причина, почему этот Ф36 абсолютно не нужен! negative если приспичит, то в Ф16 втыкаешь всё то, что хотели воткнуть в Ф36 и получаешь истребитель 4++++++++, который не хуже этого 5-! Ещё дешевле получится, причем соблюдая все заложенный инновационные принципы разработки Ф36: не каких тендеров (делает разработчик Ф16), минимум инноваций (самолёт вообще уже в серии) и характеристики не кто менять не будет (самолёт по другому всё равно не политики) lol
  17. 0
    30 июня 2022 17:16
    Почему воздухозаборники снизу? При установке кучи ракет, в тч гиперзвуковых снизу должно быть много места, а там итак шасси. Если стелз ещё в приоритете-снизу створки отсеков вооружений открываются( хотя непонятно-при этом вся стелз пропадает). На скорость и маневренность подвески мало влияют. Кстати, по характеристикам F-16 уступает многим европейским истребителям с одним-двумя двигателями. Про МиГ-29 вообще молчу. МиГ-35 конечно, халтура, а не следующий проект. Что неудивительно в РФ ничего толком не сделали. Все квадроголовые ведь в метрополию смотались.
  18. 0
    2 августа 2022 08:35
    А что это там за жовто-блакитный окрас на законцовке киля? У свидомых закончились непокрашенные канализационные люки в Европе и они решили "осчастливить" американский ВПК? laughing
  19. -2
    13 сентября 2022 18:21
    Предполагается, что это позволит сэкономить время и не увеличит стоимость работ.

    Кто сказал, что Пятиугольник заинтересован в снижении стоимости работ, с учётом куда приземлябтся его генералы после отставки drinks