Безумие анабаптистского Мюнстера

113
Безумие анабаптистского Мюнстера
Иоганн Лейденский в образе Давида повергает Голиафа. Иллюстрация анабаптистского сочинения «Newe Zeitung»

Как мы помним из предыдущей статьи, лидер нидерландских анабаптистов Мельхиор Хоффман, объявивший себя ветхозаветным пророком Илией, был арестован в Страсбурге и провёл остаток жизни за решёткой. Но в германском Мюнстере в это время уже обосновались два его «апостола» (посланника) – Ян Матис из Харлема и лейденец Ян Бокельзон. Они объявили этот город Новым Иерусалимом и призвали в него своих сторонников.


Ян Матис (Johhan Mathis) на гравюре ван Зихема. На заднем плане – его смерть во время осады Мюнстера


Иоганн Лейденский (Johann von Leiden – Beukelszoon), гравюра Генриха Альдегревера

Узнав об аресте учителя, Матис без малейших угрызений совести объявил его лжепророком, а себя – пророком истинным, назвавшись Енохом. Он относился к той группе анабаптистов, что хотели сами построить Царство Божие на грешной земле.

Победа анабаптистов в Мюнстере


В это время в Мюнстере боролись две партии – католиков и лютеран. Анабаптисты поддержали последних и постепенно оказались во главе всех протестантов города. Благодаря их агитации, в феврале 1534 года за 8 дней здесь повторно крестилось более 14 тысяч человек.



В одной из хроник можно прочитать об этом:

«Лица христиан расцвели. Все на базаре пророчествовали – даже дети 7 лет. Женщины делали удивительные прыжки. Безбожники говорили: они безумны, они напились сладкого вина.»

Деятельность анабаптистов Мюнстера не осталась без внимания местных властей. Князь-епископ Франц фон Вальдек, являвшийся сеньором этого города, собрал трёхтысячную армию, которая подошла к городу 9 февраля 1534 года, но не рискнула вступить в бой с выступившими против неё отрядами анабаптистов. А 10 февраля у Мюнстера произошло редкое атмосферное явление – гало: над городом видели три солнца.


Ложные солнца над Мюнстером, изображение из «Аугсбургских диковин», около 1552 г.

Анабаптисты сочли это знамением их грядущей победы, на их противников, напротив, гало оказало деморализующее влияние.

В результате 21 февраля на выборах в городской совет сторонники Матиса получили большинство голосов и смогли поставить во главе Мюнстера своих сторонников либо лиц, сочувствующих им. Среди них был и купец Бернхард Книппердоллинг, бургомистр Мюнстера с 1533 года, ставший тестем и меченосцем Иоганна Лейденского.


Бернхард Книппердоллинг на гравюре Генриха Альдгревера, 1536 г.


И. Бэр. Иоганн Лейденский крестит девочку. За ним с мечом стоит Книппердоллинг. 1840 г.


Монета Мюнстерской коммуны с лозунгом «Один Господь, одна вера, одно крещение»

Уже 24 февраля в Мюнстере начались погромы: разрушались церкви и монастыри, фанатики разбивали статуи, жгли иконы, выбрасывали на улицу мощи святых. Помимо церковных, были уничтожены статуи, окружавшие базарную площадь, вместе с иконами сжигались старинные рукописи и светские картины, разбивались музыкальные инструменты.

А 27 февраля дошло и до изгнания «безбожников», которыми объявили всех, не принявших учения «пророка». Экстремистски настроенный Матис требовал их казни. Сохранивший остатки разума Книппердоллинг выступил против, резонно заявив:

«Все народы объединятся тогда против нас, чтобы отомстить за кровь убитых.»

Наконец, стороны пришли к согласию: изгнать из города тех, кто не принял второе крещение, разумеется, изъяв всё их имущество.

Девизом анабаптистов, врывающихся в дома оппонентов, стали слова: «Долой детей Исава! Наследство принадлежит детям Иакова».

Очевидцы вспоминали, что в этот день шёл мокрый снег, а изгоняемым не позволили даже тепло одеться.

Затем дошло и до «справедливого раздела имущества». Местная хроника так рассказывает об этом:

«Они единодушно порешили, что все имущество должно быть общим, что каждый должен отдать свое серебро, золото и деньги. В конце концов, все это и сделали.»

Впрочем, в «единодушии» жителей Мюнстера возникают большие сомнения. Единодушны по данному вопросу, вероятно, были местные и пришлые люмпены. Более или менее состоятельные горожане восторга явно не испытывали. Своих противников анабаптисты грабили очень охотно, а вот со своим имуществом расставались без энтузиазма, и процесс его обобществления затянулся на два месяца. Но семь диаконов, назначенных для наблюдения за исполнением этого приказа «пророка Еноха», были неумолимы и непреклонны. Были отменены все долги, прекращено внутреннее денежное обращение, все были уравнены в получении продовольствия и прочих товаров.

Но Матису уже и этого было мало. Расправившись с католиками и лютеранами, он обратил внимание на тех анабаптистов, что повторно крестились последними. Таковых оказалось 300 человек. Самозваный пророк объявил, что «Господь разгневан и требует жертвы». Несчастных заперли на несколько часов в одной из разгромленных церквей, но потом всё же отпустили. Горожане стали доносить на недостаточно благочестивых соседей, начались репрессии против инакомыслящих. Казни стали в Мюнстере явлением вполне обыденным и при этом были достаточно массовыми. Так, уже накануне падения этого города, 3 июня 1535 г. были казнены 52 человека, 6 и 7 числа того же месяца – по 18 человек. Были и совсем уж дикие случаи, когда тело одного из обвиняемых по имени Нортхорн было разрублено на 12 частей, а его сердце и печень съел один из голландских анабаптистов.

Начало осады Мюнстера


Князь-епископ фон Вальдек обратился за помощью к обеспокоенным правителям окрестных земель – и получил её, в основном в виде оружия (в том числе – пушек) и снаряжения. Активно вербовались ландскнехты. Пехотинцам обещана месячная плата в 4 эмденских гульдена в месяц, конным воинам – 8. Кроме того, наёмникам обещано, что взятый город будет отдан им на целых 8 дней. Вождей анабаптистов и членов городского совета приказано было взять живыми.

В начале марта 1534 года началась 14-месячная осада Мюнстера, который был хорошо укреплён и имел большие запасы продовольствия (это не было заслугой лидеров анабаптистов).

Моральный дух осаждённых в первые месяцы осады был очень высок, чего нельзя сказать о солдатах епископской армии. Более того, анабаптисты часто и успешно совершали вылазки, нападая на вражеский лагерь.

Гибель Яна Матиса и явление «царя Иоганна Лейпцигского»


5 апреля 1534 года погиб вождь анабаптистов Мюнстера – Ян Матис. Накануне, во время трапезы с единоверцами, ему было видение, что он должен, подобно библейскому Самсону, вызвать неверных на бой. Ничуть не сомневаясь, он вышел за ворота с дюжиной добровольцев – все они, естественно, были убиты вражескими солдатами. Теперь настал звёздный час лейденского скорняка Яна Бокельзона, который заявил:

«Господь пожелал, чтобы Матис умер, дабы вы не верили в него больше, чем в Бога. Взамен он даст вам другого пророка, который будет еще могущественнее.»

После этого Бокельзон замолчал на три дня, а «разомкнув уста», объявил, что получил Божественное откровение о том, что именно ему и надлежит заменить Матиса. А «пророк» по имени Дюзеншнур сообщил о видении, будто Ян Бокельзон должен стать царём всей земли до тех пор, пока престол не займёт сам Господь Бог. Так скорняк из Лейдена стал ещё и царём Мюнстера, получив две золотые короны – царскую и императорскую. Городской совет был распущен, Мюнстер был поделён на 12 частей, во главе которых были поставлены «герцоги», избранные по жребию. По странной и счастливой «случайности» все «герцоги» оказались либо близкими новому «царю» «пророками», либо голландцами – земляками Яна Бокельзона, который отныне стал именоваться Иоганном Лейденским. Помимо прочего, Иоганн Лейденский заявил, что «всё высокое будет уничтожено» – в результате были снесены верхушки колоколен и башен.

«Апостолы» Мюнстера


Даже из осаждённого Мюнстера в соседние области отправлялись проповедники и прокламации с призывами присоединяться к анабаптистам этого города:

«Пусть никто не думает ни о муже, ни о жене, ни о ребенке, если они неверные. Не берите их с собой, они бесполезны Божьей общине.»

Говорилось в них и о райской жизни в Мюнстере:

«Беднейшие из нас, которых раньше презирали как нищих, ходят теперь в богатых нарядах, как высшие и знатнейшие. Бедные стали Божьей милостью так же богаты, как бургомистры и богачи.»

В книге «Реституция или восстановление истинного христианского учения, веры и жизни» утверждалось, что Эразму Роттердамскому, Лютеру и Цвингли лишь приоткрылась истина, которая «воссияла» в Матисе и Иоганне Лейденском.

А в «Книжечке о мести» содержались открытые призывы к борьбе с «нечестивой властью»:

«Вспомните о том, что они (представители власти) нам сделали; все это должно быть им воздано той же мерой, какой и они мерили. Внимайте и не считайте грехом то, что не грех.»

Известно, что посланники мюнстерских «пророков» добирались даже до Берна и Цюриха.

Проповедь «апостолов» Мюнстера имела успех. В Кельне тогда «перекрестилось» 700 человек, в Эссене – 200. Мюнстерские анабаптисты по призыву местного «пророка» Иоанна Дюзеншнура открыто явились в город Сест и едва не захватили его. В городе Волленхов близ Утрехта на помощь мюнстерцам собрались 1600 анабаптистов, которые были с трудом рассеяны властями. Под Гроннингеном около тысячи вооруженных анабаптистов, направлявшихся в Мюнстер, были разбиты войсками герцога Гельдернского. Этот же герцог перехватил и уничтожил эскадру анабаптистов, которая направлялась к Девентеру. Утверждают, что в нижнесаксонском городе Варенбург анабаптисты вели себя так вызывающе и нагло, что его бургомистр осмеливался появляться на улице лишь в сопровождении многочисленных стражников.

В гавани Амстердама власти захватили 21 корабль с анабаптистами, которые намеревались плыть в Мюнстер. Около трёх тысяч человек, в числе которых были женщины и дети, были размещены в лагере на острове Энс, многие из них погибли от голода и болезней.

В Фризландии в 1535 году местные анабаптисты захватили один из монастырей, который с большим трудом был отбит местными властями: во время штурма императорские войска только убитыми потеряли 900 человек. В том же 1535 году из осаждённого Мюнстера в Амстердам отправился Ян Ван Геель, который 12-13 мая поднял в городе восстание и даже сумел захватить ратушу.

Многожёнство


Наконец, «пророки» осаждённого Мюнстера пришли к выводу о целесообразности учреждения многожёнства, необходимость которого обосновывали ссылками на Ветхий завет и ветхозаветных патриархов. К тому же и женщин в Мюнстере, после убийств и изгнания противников анабаптистов, оказалось в два (а по некоторым данным – и в три) раза больше, чем мужчин. Был издан закон, согласно которому все женщины детородного возраста были обязаны иметь мужа. И начался делёж женщин, сопровождавшийся многочисленными изнасилованиями и самоубийствами несчастных девушек и женщин. Непокорных женщин публично казнили на городской площади, одной из таких жертв стала девушка, отказавшаяся стать 17-ой женой Яна Бокельзона, уже именовавшего себя Иоганном Лейденским. Несчастную женщину объявили в том числе и еретичкой: ведь истинная христианка не могла отказаться от «семейного счастья» с «избранником Божьим». Утверждают, что Бокельзон лично отрубил ей голову, а остальные жёны в это время стояли рядом и пели церковные гимны.


Иоганн Лейденский казнит женщину, не пожелавшую стать его 17-ой женой

Всего же у Иоганна, в конце концов, оказалось 18 жён, одной из них стала Дивара – вдова Яна Матиса. Дело дошло до того, что отцы и братья некоторых женщин 29-30 июля 1534 года подняли восстание, которое возглавил член городского совета кузнец Мёлленхеке. Однако на сторону Иоганна встали его земляки – те анабаптисты, что пришли из Голландии и Фризии. Восставшие были казнены. Руководивший расправой над связанными противниками Иоганн Лейденский – Бокельзон кричал:

«Кто сделает первый выстрел, окажет услугу Богу.»

После подавления этого восстания были развернуты репрессии, направленные на подавление любого инакомыслия. Началось переименование городских улиц, а новорождённые получали странные, часто только что изобретённые имена. Напомним, что всё это происходило во время осады Мюнстера, которую вели войска, собранные князем-епископом Францем фон Вальдеком.

Осада Мюнстера


Император Священной Римской империи Карл V в это время готовился к операции по изгнанию османского адмирала Хайр-ад-Дина Барбароссы из Туниса и не мог оказать противникам анабаптистского Мюнстера существенной помощи. Время шло, дисциплина в армии осаждавших падала, появились больные и дезертиры.

Наконец, было принято решение о штурме, который был назначен на 26 мая. Но уже 25 мая отряды, стоявшие напротив ворот Юдефельде, желая войти в город первыми (и первыми начать его грабить), самовольно пошли на приступ. Увидев это, в наступление пошли и другие отряды армии князя-епископа.


Штурм Мюнстера на гравюре Эрхарда Шона, около 1535 г.

Результат оказался вполне предсказуемым: осаждённые легко отбили этот приступ и даже сами перешли в контратаку, во время которой они вывели из строя 26 орудий и уничтожили большое количество пороха. Совершенно удручающим было и соотношение потерь: 14 погибших со стороны осаждённых против 200 убитых ландскнехтов епископской армии. Боевой дух осаждающей армии снизился ещё больше. Но ширилось недовольство и в осаждённом Мюнстере, где в июле, как мы помним, началось внедрение многожёнства и состоялся «делёж женщин».

На новый штурм осаждающая армия решилась лишь 31 августа 1534 года. Наравне с мужчинами Мюнстер защищали тогда также женщины и дети. В некоторых местах атакующие были близки к успеху, особенно на участке между воротами Нойбрюкен и Кройц, где была разрушена крепостная стена. Но и этот штурм был отбит.

В декабре 1534 года на Вестфальском земельном сейме в Кобленце мюнстерских анабаптистов официально приравняли к туркам. Было также решено в течение полугода выделять на осаду мятежного города по 15 тысяч гульденов.

Между тем ситуация ухудшилась и в Мюнстере, где уже явственно ощущалась нехватка продовольствия, и в осаждающей его армии, где начались эпидемии.

Некоторые из вождей анабаптистов предлагали прорываться в Нидерланды. Чтобы сэкономить продовольствие, из Мюнстера изгнали всех стариков, инвалидов, детей и часть женщин. Около 400 из этих изгнанников были казнены по приказу князя-епископа и его союзников – курфюрста Кёльна и герцога Клева. Около 300 человек были помилованы после отречения от ереси. Несколько сотен погибли от голода на ничейной полосе между стенами Мюнстера и лагерем осаждавших его войск. В Мюнстере осталось около 5 тысяч боеспособных мужчин.

Моральный дух защитников Мюнстера был подорван. Началось дезертирство, некоторые из этих перебежчиков дали ценные сведения о слабых местах в обороне города.

Падение анабаптистского Мюнстера


Решающий штурм города был начат в ночь на 25 июня 1535 года. Нападавшим помог сильный ливень, во время которого «невозможно было отличить небо от земли». Перебив стражников, прятавшихся от дождя в караульных помещениях, авангардный отряд нападавших открыл ворота. По Крестовой улице ландкнехты двинулись к Соборной площади, где находился склад оружия и боеприпасов. Даже в этих условиях анабаптисты оказали яростное сопротивление, потеснив прорвавшиеся в город войска. Некоторое время исход сражения висел на волоске, тем более что ворвавшиеся в Мюнстер части не смогли сообщить остальным войскам, что они уже в городе, и те не пришли им на помощь. Не зная об этом, Иоганн Лейденский вступил в переговоры, предлагая противнику выход из города без оружия. Эта затяжка времени оказалась роковой: с рассветом ситуация прояснилась и осаждавшие с шести сторон ворвались в город. Мужество защитников Мюнстера, в рядах которых сражались и женщины, удивило даже их противников, но силы были слишком неравными. Последний отряд анабаптистов во главе с Берндтом Крехтингом защищал храм святого Ламберта.


Bernd Krechting на рисунке Генриха Альдегревера

Наконец, поверив обещаниям сохранения жизни, сдались и эти воины – и были перебиты, едва сдали оружие. В 6 часов утра 25 июня Мюнстер пал. Из пяти тысяч его защитников в плен были взяты всего 700. Многие из них оказались потом гребцами на средиземноморских галерах. Ян Бокельзон и его «меченосец» Бернхард Книппердоллинг сдались в плен, под пытками отреклись от своей веры и были казнены на городской площади. Тела Бокельзона, Книппердоллинга и Крехтинга были выставлены в повешенных на церкви Святого Ламберта железных клетках, которые изготовил дортмундский кузнец Бертольд Людингхаусен.


Мюнстер, клетки на башне церкви святого Ламберта

Анабаптисты были полностью скомпрометированы по всей Европе и фактически оказались вне закона. Но группа анабаптистов, известных как меннониты, во второй половине XVI века всё же была признана в Нидерландах. Известный американский генерал и президент Дуайт Эйзенхауэр был потомком немецких меннонитов, семья которых эмигрировала в США в 1841 году. Впрочем, есть сведения, что его мать стала «свидетельницей Иеговы». В настоящее время, помимо меннонитов, существуют ещё два религиозных течения анабаптистского толка: амиши (аманиты) и гуттериты.
113 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    2 июля 2022 04:50
    Интереснейшая история... благодарю автора за это повествование о спрятанных в шкафу скелетах Европы... которую нам часто ставят в пример как цивилизованное общество.
    Именно в этих историях надо искать разгадку поведения современной Европы... как схожи иногда поступки людей из разных эпох в наше время. request
    Нет слов.
    1. +4
      2 июля 2022 13:33
      "как схожи иногда поступки" дак история развивается по спирали.
    2. +1
      2 июля 2022 20:49
      Согласен. Хорошая статья.
  2. +6
    2 июля 2022 04:58
    Среди них был и купец Бернхард Книппердоллинг

    Книппердоллинг переводится с голландско-вестфальского диалекта, как подмигивающая кукла... wink Повеселился!
  3. +11
    2 июля 2022 05:56

    И. Бэр. Иоганн Лейденский крестит девочку. За ним с мечом стоит Книппердоллинг. 1840 г.
    А меч-то у Книппердоллинга палаческий... Или это такая аллегория?
    Спасибо, Валерий!
    1. +1
      2 июля 2022 11:26
      Вы, разбираетесь в мечах?
      1. +2
        2 июля 2022 11:31
        Здравствуйте, Катя!
        Хуже чем Окшотт или Петерсон, но, да, разбираюсь. Тем более, что мечей с тупым наконечником всего два вида.
        1. +1
          2 июля 2022 13:57
          Я бы не обратила внимание на острие меча. Мечь и мечь, а какой наконечник..
    2. +5
      2 июля 2022 11:49
      Картина XIX века, вряд ли кто-то мог с уверенностью сказать, какой меч был у этого Иоганна Лейденского (Книппердоллинг был его меченосцем). Но, если предположить, что художник разбирался в истории того времени, рассуждать он мог следующим образом. Бокельсзон, похоже, в отличие от Матиса, был не бесстрашным фанатиком, а, скорее, пройдохой. Тот же Матис под пытками бы вряд ли от учения отрекся, не тот тип. Бокельсзон лично не сражался - предпочитал отправлять на смерть других. Известно, что в момент решающего штурма он прятался в башне и сдался живым - хотя, на что мог рассчитывать и на что надеялся? И был он в Мюнстере одновременно и пророком, и царем, и высшим судьей. Поэтому Бэр и меч мог ему дать не боевой, а палаческий - как символ власти над жизнью и смертью всех горожан.
      1. +1
        2 июля 2022 11:55
        Поэтому Бэр и меч мог ему дать не боевой, а палаческий
        Но явно не шведский церемониальный.
    3. +3
      2 июля 2022 13:49
      Антон, приветствую :"такая алоегория" может быть и аллергия, но скорее всего : Бэр в мечах разбирался как баран в библии и нарисовал как видел.
      Вообще-то к 1840"мечь палача"ещё не везде гельетина" схвала". В некоторых городах ещё могли быть очевидцы :" казни мечем", подобные мечи могли оставаться в :ратушах, тюрьмах. Так что ему было, где увидеть
      1. 0
        2 июля 2022 13:52
        подобные мечи могли оставаться в :ратушах, тюрьмах.
        У нас в Артмузее этих мечей, как блох на дворняге.
        1. +3
          2 июля 2022 14:47
          Пожалуй, тогда уже были подобия музеев.
          Пётр свою "кунсткамеру" на 100 лет раньше создал
        2. +2
          2 июля 2022 17:09
          Это точно, у нас в запаснике этого железа тоже хватало. Был даже меч, подаренный Гитлеру германскими промышленниками, довольно симпатичное изделие украшенное синими сапфирами, правда без ножен.
          На фото с ним Юра Шокорев, кстати, автор очень неплохих книг по оружию.

          1. +1
            2 июля 2022 18:08
            Дядя Костя, в руках у твоего друга роскошный "полуторник" (очень такой хочу!), но никак не экзекуторский меч.
            1. +2
              2 июля 2022 18:50
              А я в них, в мечах, не разбираюсь, потому у меня в руках именно то оружие, которое я хорошо знаю и которому доверяю.
              1. +2
                2 июля 2022 19:06
                Это "тридцать четвертый" или "сорок второй"?
                1. +2
                  2 июля 2022 20:01
                  "Соток второй", он у нас был в единственном экземпляре, а вот "Тридцать четвёртых" было несколько. smile
                  1. +2
                    2 июля 2022 20:06
                    И как тебе "сорок второй", в сравнении с "тридцать четвертым"?
                    1. +3
                      2 июля 2022 20:28
                      Так ведь я не стрелял ни с того, ни с другого, а по личному впечатлению МГ- 42 легче "тридцатьчетвёрки", ствол меняется быстрее и проще, количество деталей меньше, соответственно выше надёжность. А в остальном, "сороквторой" известен своей бешенной скорострельностью в 1200 выстрелов в минуту, за что его и прозвали "циркуляркой гитлера" или попросту "пилорамой". Да и в производстве он был на 305% дешевле "тридцатьчетвёрки".
                      А после войны его кто только ни копировал:
                      сами немцы --VG-3: югославы -- Zastava M53: австрияки -- Steyr MG-74.
                      Все эти пулемёты до сих пор на вооружении во многих странах мира.
                      1. +1
                        2 июля 2022 20:45
                        Я из них тоже не стрелял. Но мне удача улыбнулась глубже. Довелось пострелять из "Штейр-Солотурн S1-100"...
                      2. +2
                        2 июля 2022 21:00
                        Повезло, я его только в руках подержал в музее Вооруженных Сил , тяжелый, зараза. smile
                        Штайер - Солотурн S.1-100 ибн МР 34(ö)
                      3. +2
                        2 июля 2022 21:17
                        Ну, мне много чего повезло, и не повезло тоже...
                        Весь свой опыт практической стрельбы, я бы с удовольствием обменял на час фехтования от Ханса Талтьхоффера.
                      4. +2
                        2 июля 2022 21:41
                        свой опыт практической стрельбы,

                        Сейчас это может быть намного полезней, чем все навыки от Ханса Талтьхоффера... к сожалению.
                        Да, и спасибо тебе за фото и ролики, посмотрели с удовольствием. smile Я был только на Белом море, на ББС (ст. Пояконда), а Маша в тех краях вообще не бывала. Но у меня все снимки чёрно-белые, 1984 год, нечем было снимать в цвете. Но твои фото мне напомнили всё суровое очарование тех мест, только вот вода совсем не помнится такой синей. love
            2. +3
              2 июля 2022 19:53
              ну, кто бы Алоизычу палаческий дарил бы....так себе шутка, могли и не понять..
              1. +1
                2 июля 2022 20:01
                В руках Шокорева, нормальный рабочий меч.
  4. +6
    2 июля 2022 05:57
    Психиатрические лечебницы уже в те времена были чуть-ли не в каждом крупном городе «просвещённой» Западной Европы и, судя по всему, их количества было явно недостаточно.. А мы сейчас удивляемся..
    1. +3
      2 июля 2022 08:37
      Психиатрические лечебницы уже в те времена были чуть-ли не в каждом крупном городе «просвещённой» Западной Европы
      Стало интересно, на чем основано данное заявление?
      1. +5
        2 июля 2022 09:27
        Привет Антон! drinks
        Вернулся?
        "Психиатрические лечебницы уже в те времена были чуть-ли не в каждом крупном городе «просвещённой» Западной Европы "(с)
        Да лихо загнул! Я не удивился бы,если бы ещё написали,что на Руси такой напасти не было. laughing
        На сколько я знаю, спец.лечебниц в средневековой Европе не было.
        В описываемое время, городской магистрат строго регулировал содержание психических больных (естественно буйных)
        Содержались буйные дома, в домах ,где брались за их содержание,в тюрьмах, спец.камерах.
        Упомянутый ранее Савонарола, тоже внёс свой вклад в развитие психиатрии.
        1. +2
          2 июля 2022 09:49
          Привет, Саша!
          Я не только вернулся, я со вчерашнего дня на работу вышел.
          Относительно "скорбных домов". Они известны в Европе с XII века. Но их создание носило эпизодический и несистемный характер. Временной разрыв упоминаний таких заведений в хрониках составляет 70-100 лет. И создавались они скорее для защиты пациентов от социума, нежели наоборот.
          1. +1
            2 июля 2022 09:59
            "Скорбный дом" .
            Определённые учреждения создавались при монастырях и при непосредственном участии некоторых орденов. Может где-то они так и назывались. Но обязанность содержать буйного возлогалась на его семью, а если денег не было,то магистрат брал на себя эти обязанности.
            1. +4
              2 июля 2022 10:07
              Не спорю.
              К слову, критерии психического здоровья были сильно смещены относительно современных норм. Ту же Жанну д'Арк сложно назвать здоровой.
              1. +3
                2 июля 2022 10:22
                Кто из нас вообще здоров?
                У меня знакомая защитила кандидатскую и докторскую по психиатрии, а потом ушла из профессии- разочаровалась!
                Нам трудно понять психологию средневекого человека т.к. она формировалась совсем по другому.
                По этому д`Арк мы считаем не вполне нормальной
                1. +2
                  2 июля 2022 12:08
                  "кто из нас вообще здоров". Камрады, приветствую.
                  Свядощ говорит:"понятия норма не существует.... безумный может быть совершенно уверен, что как раз то он нормальный"
                  1. -1
                    2 июля 2022 19:59
                    Один из психиатрических больных сказал мне, это было очень давно, посмотрим,что вы будете делать, когда нас станет больше вас!
              2. +1
                2 июля 2022 12:00
                Антон, пожалуйста, Жанну оставьте в покое
                1. +1
                  2 июля 2022 12:05
                  Да, ради Бога! Про нее только ленивый не писал. Мне же лично более интересно ее окружение: Ла Гир, д'Серайль, д'Рэ, Бусико...
                  1. 0
                    2 июля 2022 13:21
                    Например, я не писала.
                    Ла Гир, д'Рэ, более привычное:*Жиль де Рец. Он же"синяя борода"
                    1. +2
                      2 июля 2022 13:25
                      Он же"синяя борода"
                      Моя жизнь уже никогда не будет прежней!
                      1. 0
                        2 июля 2022 13:52
                        Прямо таки философское заключение
                      2. +2
                        2 июля 2022 14:03
                        И не говорите.
                        "А умище! Умище-то куда девать?!" (С)
                    2. +1
                      2 июля 2022 18:30
                      Цитата: lisikat2
                      'Рэ, более привычное:*Жиль де Рец. Он же"синяя борода"

                      Четыре года назад у Валерия здесь же,на ВО была статья о нём.Имеете желание-прочтите.
                      Венсан Кассель конечно в роли д'Рэ диво как хорош! good
                      1. +2
                        2 июля 2022 19:14
                        Да, называлась, кажется, "Черная легенда Жиля де Рэ"
                      2. +1
                        2 июля 2022 19:36
                        Абсолютно точно!

                        А перед нею был цикл о рыцарских орденах.
                        Валерий,моё почтение! hi
                      3. +1
                        3 июля 2022 08:36
                        Спасибо надо будет глянуть
                2. +1
                  2 июля 2022 19:46
                  И еще, Катерина...
                  Прежде чем мне возражать, удосужтесь почитать что-нибудь по теме, а не судить после просмотра х/ф не самого лучшего французского режисера.
                  1. +1
                    3 июля 2022 08:40
                    У него так зрелищно было и мы купились
                    1. +1
                      3 июля 2022 08:45
                      У него так зрелищно было
                      Но в историческую канву не укладывается от слова "совсем"! Хотя Винсент Кассель в роли Жиля д'Рэ - хорош!
        2. -1
          2 июля 2022 14:01
          "Содержались буйные дома" Я читала, что в монастырях держали
          1. +3
            2 июля 2022 19:56
            Анджей Сапковский

            Башня шутов
            ...рекомендую категорически( хотя и про психов там чутка)
            1. +1
              2 июля 2022 23:02
              Сапковский еше в первом цикле предупреждал...
  5. vet
    0
    2 июля 2022 07:33
    Изложенное ещё раз доказывает, что европейцы - старые народы, которые в XVI веке пережили то, что русские в начале XX. Аналогии просто бросаются в глаза. И потому критика европейцев в сторону русских - это шипение подъездных старух, которым очень не нравятся проходящие мимо молодые парни и девушки - потому что те не хотят в 25 лет вести себя, как в 80. Но будущее за молодыми. Немцы, французы, голландцы и прочие уходят, в 21 веке на их территории будут жить совсем другие люди, возможно, даже и не христиане.
    1. +2
      2 июля 2022 12:12
      "европейцы старые народы", возможно, я старый романтик, но предпочитаю, чтоб было как от господа пошло:в Европе белые, а прочие в Азии и Африке
      1. +3
        2 июля 2022 12:49
        Да кто же против, но вот только белые чего-то размножаться расхотели - в отличие от "черных" и "цветных". Я когда в последний раз в Испании был, меня в Барселоне поразило количество белых женщин с "черными" и "цветными" детьми. Предполагаю, что большинство были туристками, потому что местные, по идее, по Рамбле или Барселонете днём в рабочее время не должны "рассекать" (в отличие от местных негров, которым только там шляться и полагается). Видимо, европейские мужики уже своим женщинам и ребенка сделать не могут. Больше другими европейскими мужиками интересуются. А те, что ещё могут - сильно не стараются. Помню фотографию, которой иллюстрировали проблемы демографии в Германии: немецкая пара с одним ребенком и рядом турецкая - с пятьми.
        1. +3
          2 июля 2022 13:05
          потому что местные, по идее, по Рамбле или Барселонете днём в рабочее время не должны "рассекать"
          Если дело было в августе, то вполне. Август в Испании - сезон массовых отпусков.
        2. 0
          2 июля 2022 14:12
          "Размножаться расхотелось" 2 варианта:1) жара влияет на сперматозоиды, считается, что за 120-150 лет в Европе стало жарче;2)
          повысилось благословение общества :сейчас у каждого есть гаджет и в свободное время люди смотрят в гаджеты, а в странах третьего мира ... Мужчины смотрели не в гаджеты, а в сами знаете куда
          1. +3
            2 июля 2022 14:36
            Причины демографического кризиса в Европе намного глубже и серьезнее.
            1. +2
              2 июля 2022 18:47
              Добрый день, Валерий! smile

              в феврале 1534 года за 8 дней здесь повторно крестилось более 14 тысяч человек.

              Это какое же население было в городе, если по головам считать, не слишком ли много? А в остальном статья хороша и читать было интересно, только осадок остался, ощущение какого-то массового психического заболевания у многих тысяч людей. Хотя, таких примеров хватает, "грабьте награбленное" и "что моё - оно моё, а твоё - общее" - эти лозунги всегда привлекали человеческое стадо и толкало его на любое преступление, тем более ежели всё проходило не просто как банальный грабёж, но ещё и под прикрытием какой-то "высокой" идеи.
              1. +3
                2 июля 2022 19:04
                Ну, учитывая, что в конце осады в городе оставалось 5 тысяч боеспособных мужчин и некоторые количество женщин (после высылки стариков, детей и немощных) население где-то в 20 тысяч кажется вполне вероятным: крестились не все, "отказников изгнали. В Антверпене примерно в это время было около 104 тысяч жителей, но это - один из самых богатых городов Европы тех лет. Мюнстер был торговом партнёром Любека и Магдебурга, эти города во время осады даже пытались выступать посредниками. То есть, Мюнстер - в те времена богатый и процветающий город, потом, после этих событий, подзахирел.
                Ну, а люди - они всегда одинаковые. Марксизма не было - они под религиозными знамёнами. попытались уравниловку в которой некоторые особи "более равны" создать. "Идейно" грабят - под благовидным предлогом и если есть возможность - и сейчас с огромным удовольствием.
                1. +1
                  2 июля 2022 20:05
                  "Ничто не ново под луною:
                  Что есть, то было, будет ввек.
                  И прежде кровь лилась рекою,
                  И прежде плакал человек,
                  И прежде был он жертвой рока,
                  Надежды, слабости, порока."(с)
                  1. +1
                    3 июля 2022 08:47
                    Вам +:в самую точку
                    1. +1
                      3 июля 2022 08:52
                      Спасибо, Катя, но это не мне, а Николаю Карамзину. smile
          2. +5
            2 июля 2022 17:45
            Цитата: lisikat2
            сами знаете куда

            Правильно Катя!
            Все мужики сами знаете "хто".
            Вот уж вас женщин воистину не поймёшь!То"куда уставился кобелина проклятый?!",то "сижу я перед ним козлом,вся такая воздушная и благоухающая,а он паразит в телефон уставился!".Не?Не так? laughing
            1. +3
              2 июля 2022 18:12
              "Бегут красотки резвые,
              Эротикой дыша,
              А их мужья нетрезвые,
              Не могут ни шиша,
              Для мужа надевается,
              Прозрачное белье,
              А он, гад, напивается,
              Потом всю ночь блюет!" (С)
              )))
        3. -1
          2 июля 2022 20:02
          Весьма спорное и однобокое утверждение.
      2. +4
        2 июля 2022 17:21
        Цитата: vladcub
        господа пошло:в Европе белые, а прочие в Азии и Африке

        Дружище,а не "белые" ли немного раньшее по всему миру шлялись,а?Не?"Бремя белого человека" несли.Сейчас пришла "ответка". laughing
  6. +5
    2 июля 2022 07:35
    Рыжову -благодарность с занесением с личное дело. Историческое ,очередное, свидетельство, правильности слов ,приписанных ВИЛу -церковь, опиум для народа
    1. +3
      2 июля 2022 07:46
      Дело не в церкви: у нас сумасшедшие тоже были всегда, но в общей массе их было немного, поэтому все остальные видели, что они сумасшедшие..
      1. +1
        2 июля 2022 07:57
        на каждое сумасшествие -есть причина,и есть даже мотив. Здесь даже плохо видящему понятно -церковь, и только
      2. +1
        2 июля 2022 09:42
        Скажем так у общества не было запроса на всяких пророков и прочих. Когда ты сыт, в тепле, и есть полное ощущение справедливости в этом мире тебе плевать на этих юродливых. Ну а если нет, хочется перемен то тогда да, они будут иметь успех.
        1. 0
          2 июля 2022 14:16
          "Когда ты сыт" В каждом обществе найдутся завистники:у соседа машина круче или женщина красивая
    2. +4
      2 июля 2022 08:28
      -церковь, опиум для народа
      "Религия - опиум народа" эту фразу впервые сказал идеолог христианского социализма англиканский священник Чарльз Кингсли, понимая под опиумом,не одурманивающее средство, а успокаивающее smile
      1. -3
        2 июля 2022 08:36
        не важно, тем более кингсли. Ленин, для нас был светочем мудрости и он как раз сказал церковь , а попов предлагал расстреливать ,жестко конечно,но основания были, если вспомнить их толстые морды в самоварном золоте и стабильное подпевание власти . "Никононизма" больше не будет , пока
        1. +3
          2 июля 2022 10:09
          Да не говорил, он так.. laughing Ссылку тогда приведите...где это у него так сказано дословно..-церковь, опиум для народа
          1. +4
            2 июля 2022 10:34
            Вот сижу и думаю: кого Остап Ибрагимович цитировал, Кингсли или Ленина?)))
            1. -1
              2 июля 2022 10:54
              а ведь точно ++++
            2. +4
              2 июля 2022 10:56
              Вот сижу и думаю: кого Остап Ибрагимович цитировал, Кингсли или Ленина?
              )))

              "Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия - род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь."
              В.И.Ленин "Социализм и религия" (как видим, ни каких"церквей" тут нет) Кингсли-идеолог христианского социализма. Христианский социализм в Советской России, не строили. Следовательно, Остап Ибрагимович, своеобразно интерпретировал фразу В.И.Ленина "Религия есть опиум для народа", почем опиум для народа, т.е . почем сивуха для народа.
              1. -1
                2 июля 2022 12:07
                казустика. так себя загоняете . зачем? очевидно ведь в том мире где кингсли и где ленин религия и есть церковь, ею внушаемый бред ,эффективный по причине вполне объяснимой,по 2м причинам ,привлекающим человеческое 1. вечная жизнь, пусть загробная 2. следствие УСЛОВИЙ первой -прощение грехов . Точка
                1. +1
                  2 июля 2022 12:24
                  религия и есть церковь
                  Отнюдь. И вся история Реформации тому доказательство.
                  1. -2
                    2 июля 2022 12:43
                    забавно. не видите причинно -следственной связи между церковью и реформацией? совсем? или она, реформация, обособленный исторический процесс от церкви? есть это в ее истории?
                    1. +3
                      2 июля 2022 13:07
                      Я, коллега, не вижу по какой причине Вы уравниваете церковь и религию.
                      1. +3
                        2 июля 2022 13:14
                        В "Айвенго", кажется, звучит английская поговорка "Подальше от церкви - поближе к Богу".
                      2. +1
                        2 июля 2022 13:21
                        Често говоря, не помню. Но к тому времени церковь, как организующее начало европейского Средневековья, уже начала сдавать свои позиции.
                      3. +2
                        2 июля 2022 13:30
                        Да, точно есть, сейчас проверил, только немного наоборот:

                        Коли тут точно живет вор, стало быть, правду говорит пословица: «Чем ближе к церкви, тем дальше от господа бога». Я готов прозакладывать свою шапку, что это так и есть. Послушай-ка, что за песнопение в этой келье подвижника.
                        В эту минуту отшельник и его гость во все горло распевали старинную застольную песенку с таким припевом:
                        Эх, давай-ка чашу, начнем веселье наше
                        ,
                      4. 0
                        2 июля 2022 14:19
                        Валерий, я не уверена, что это из Айвенго. Хотя, там есть пару моментов, где можно ее помянуть
                      5. +3
                        2 июля 2022 14:31
                        Это именно из "Айвенго": эпизод, когда Ричард Львиное Сердце инкогнито зашел к "брату Туку", сообщнику разбойчников Робин Гуда.
                      6. 0
                        3 июля 2022 08:51
                        Я перечитывала Айвенго 5 назад, но такую фразу пропустила
                      7. +3
                        2 июля 2022 15:13
                        Антон, не обращайте внимания, не видите,"самсоновец" laughing
                      8. +3
                        2 июля 2022 15:16
                        Здравствуйте, Алексей!
                        Звучит как "петлюровец".)))
                      9. +3
                        2 июля 2022 15:22
                        iz odessy ,здрассссссти... laughing Добрый день...! hi Один из тех наверное, кто памятники Ленину, там, скидывал..теперь умничает.. laughing
        2. +3
          2 июля 2022 11:28
          а попов предлагал расстреливать
          Или все таки кассиров?
      2. -1
        2 июля 2022 11:56
        "Религия-опиум народа" По-моему это сказал Август Бебель
  7. +4
    2 июля 2022 08:04
    Мюнстерские события, безусловно шокируют, но была ли эта история типичной в истории Реформации или отклонением от нормы? В осаде Мюнстера, принимали участие, как католики, так и протестанты. Мюнстерские события, можно считать отголоском Крестьянской войны в Германии 1524−1525 гг., во время которой, особую роль играли анабаптисты, особенно в пропаганде новой жизни.
  8. +4
    2 июля 2022 08:42
    Спасибо, Валерий. Настойчивые ассоциации с пролетариатом, которому нечего терять, кроме свои цепей.
  9. ANB
    0
    2 июля 2022 10:22
    Идёт война, а они улицы переименоаывают.
    Что-то это мне напоминает.
  10. 0
    2 июля 2022 10:53
    они были средневековыми строителями коммунизма ;)
    1. +3
      2 июля 2022 12:18
      Ну если Бокельзон коммунист то я убежденный антикоммунист.
      1. +3
        2 июля 2022 12:26
        Ща "тетка Татра" приволочется!)))
        Привет, Слава!
        1. +2
          2 июля 2022 14:42
          Приветствую. Скажешь, что будет защищать Бокельзон?
          1. +3
            2 июля 2022 14:50
            Нет, заклеймит тебя "врагом коммунистов".
  11. +1
    2 июля 2022 11:51
    Всем доброго дня.
    Меня давно занимает вопрос: массового психоза.
    Происшедшее в Мюнстере, иначе чем массовый психоз не назовёшь. Ведь, немцы и голландцы Вообще-то люди здравомыслящие, а тут на них как порчу навели
    1. +2
      2 июля 2022 11:58
      Меня давно занимает вопрос: массового психоза.
      У Валерия была статья на предмет массовых психозов в Средневековье, поищите.
    2. 0
      5 июля 2022 00:16
      hi Избыток лизергиновой кислоты в продуктах питания, точнее алкалоидов спорыньи в ржаном хлебе весьма способствует массовому психозу, будто "порче" наведенной... request
      "Подсчеты свидетельствуют о том, что в период с 591 по 1789 год в Европе произошло 132 эпидемии эрготизма. При этом во Франции, например, в 922 году эпидемия унесла жизни 40 000 человек, а в 1128 году в одном только Париже — 14 000 человек.
      Эпидемиолог и историк из Мерилендского университета Мери Матасян, изучив и проанализировав архивные материалы, в своей книге "Яды прошлых лет. Грибки, эпидемии и история" установила прямую зависимость вспышек народного недовольства, бунтов, восстаний от распространения спорыньи, вызываемого климатическими условиями. Так, событиям 1789 года предшествовала необычайно суровая для Франции зима, которая ослабила сопротивляемость озимой ржи, а последовавшее затем влажное лето благоприятствовало размножению спорыньи. объясняются и вспышки "охоты на ведьм". Так, больше всего гонений на ведьм было в европейских странах с прохладным и влажным климатом, где основой сельского хозяйства была рожь, а отличительные признаки одержимости, по которым опознавали нечистую силу, поразительно напоминают симптомы поражения центральной нервной системы, вызываемые отравлением спорыньей. Также она отмечает, что последующее широкое культивирование картофеля уменьшило долю ржи в рационе и тем самым весьма положительно отразилось на здоровье людей."
      1. 0
        5 июля 2022 08:29
        Неожиданно и интересно.
    3. -1
      8 июля 2022 14:39
      Кто здравомыслящий? Немцы с голландцами! Самое зверьё религиозное!!! Да вообще, зверьё, хуже только бельгийцы. Наберите: "бельгийское Конго" или "Леопольд II".
  12. +1
    2 июля 2022 12:48
    "проповедь" апостолов " Мюнстере имела успех "это можно объяснить с точки зрения психологии:всем свойственно верить в чудеса:вон " в три девятом царстве" Все как сыр в масле катаются. А тут конкретно указывается :"царство "- Мюнстер
    "ходят теперь в богатых нарядах, как высшие знатнейшие".
    Воззвание, составлено толково. В любом городе найдутся люмпены и им сказать: в Мюнстере все нищие ходят как бургомистр. Они туда бегом по бегут.
  13. 0
    2 июля 2022 14:39
    Цитата: 3x3zsave
    Меня давно занимает вопрос: массового психоза.
    У Валерия была статья на предмет массовых психозов в Средневековье, поищите.

    Нет уж спасибо: мне в 21 веке уютней. При всей дороговизне и всём мнимом или реальном произвола власти, я ТУДА НЕ ХОЧУ!!!!
    1. +2
      2 июля 2022 15:40
      Вот по этому, Катя, я и разбираюсь в мечах...
  14. 0
    2 июля 2022 16:54
    разум человеческий не обладая знаниями физики химии философии выдает такие кульбиты это что то
  15. -1
    2 июля 2022 17:46
    Иоганн Лейденский казнит женщину, не пожелавшую стать его 17-ой женой

    Во тараканы в головах европейцев водились в те времена recourse
  16. +1
    3 июля 2022 11:21
    Жесть..клетки с трупаками на церкви - это ,конечно, очень по-христиански.
    По сабжу - ересь она и есть ересь , темные века..
  17. 0
    7 июля 2022 13:54
    А в википедии на эту тему маленькая и очень нейтральная статья.
  18. 0
    8 июля 2022 10:38
    Историю пишет победитель. Протестантский север победил католический юг и теперь, во всеобщем сознании, все ужасы религиозной борьбы, особенно инквизиция, у большинства люде стойко ассоциируются с католическими странами. Особенно с Испанией. А ведь и протестанты отжигали не по детски.
    Да, последняя казнь по приговору инквизиции была в Испании, если не путаю, в 1826 году. Нет, это надо осознать! В лапотной России вовсю творит Пушкин, в "цивилизованной" Европе бедную тётку вешают.
    Но это Испания, задворки Европы, ещё не отошедшие от перепетий наполеоновских войн.
    Но вот последняя казнь на костре была в "кулюторной" и чопорной Женеве. В 1782, если не ошибаюсь году.
    Следите за руками: у нас Ломоносов двадцать лет как помереть успел, а там...
    Вот так то!
    Уже не первый раз настоятельно рекомендую к прочтению: Заиконников, "История Запада. Колониальная эра". Если на ЛитРес за совершенно смешные деньги.
    Удивительное сочетание академичности и доходчивости изложения. В ней с многочисленными примерами убедительно доказавается, что вся эта. Мать их! "Свобода", всегда за чей то счёт. И вообще, очень интересно написано.