Вооружение и боевые возможности вертолета Sikorsky Raider X (США)

109

Опытный Raider X на стадии строительства, март 2022 г.

В рамках программы армии США Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA) компания Lockheed Martin / Sikorsky разработала перспективный разведывательно-ударный вертолет Raider X. В настоящее время на одном из заводов компании завершается строительство первой опытной машины этого типа. В следующем году ей предстоит выйти на испытания и подтвердить расчетные характеристики, а также продемонстрировать свои боевые возможности. При этом в «Сикорском» уже сейчас готовы показать вертолет в боевой конфигурации.

На стадии строительства


О разработке вертолета Raider X для программы FARA впервые сообщили в октябре 2019 г. Тогда же раскрыли основные особенности этого проекта и показали первые компьютерные изображения будущей машины, в т.ч. с вооружением, готовым к применению. Впрочем, подробная информация об оружии и сопутствующих системах на тот момент не публиковалась.



В марте 2020 г. армия США из пяти предложений по программе FARA выбрала наиболее удачные. Дальнейшее развитие должны были получить проект Raider X и вертолет Bell 360. Компании-разработчики получили заказы на завершение проектирования и строительство опытной техники. Согласно изначальным планам, летные испытания двух машин должны были стартовать в 2022 г., однако затем их сдвинули на 2023-й.

На днях, в последних числах июня компания «Сикорский» рассказала о текущих работах и последних успехах своего проекта. Так, на заводе в г. Уэст-Палм-Бич (шт. Флорида) ведется строительство первого опытного образца. К настоящему времени он готов примерно на 90%, и предприятие располагает уже 98% необходимых деталей и компонентов. Строительство осуществляется под контролем армии, и процедуры приемки выполнены на 50%.


Сборка продолжается: вертолет в конце июня 2022 г.

Очевидно, что поставка оставшихся 2% деталей и выполнение 10% строительства не займут много времени. Однако официальные лица пока не готовы назвать точные сроки завершения строительства и выхода вертолета на летные испытания.

Компания-разработчик опубликовала две фотографии опытного вертолета в сборочном цеху. Они показывают, что сборка фюзеляжа завершена, но он еще нуждается в покраске. Машина стоит на собственном шасси. Частично собрана несущая система на основе оригинальной втулки винта. Продолжается монтаж внутреннего оборудования и оснащения.

Кроме того, вертолет уже получает вооружение – артиллерийскую установку и балочные держатели для ракет. При этом пока отсутствуют все необходимые обтекатели и, вероятно, аппаратура управления вооружением. Также очевидно, что перед фотосъемкой на вертолет подвесили макеты управляемых ракет.

«Земля-поверхность»


Согласно требованиям программы FARA, перспективный вертолет должен иметь возможность вести наблюдение за наземными объектами, выявлять цели и применять по ним то или иное вооружение. Проект Raider X соответствует таким требованиям, что отражено в рекламных материалах и показано на примере строящегося прототипа.

Под носовой частью фюзеляжа помещается подвижная пушечная установка. Она получает кожух с характерными обводами, указывающий на снижение малозаметности. Позади нее присутствует дополнительный обтекатель; вероятно, в нем вертолет в полете должен прятать стволы орудия. Опытный образец в цеху пока не имеет кожухов и обтекателей, но уже получил орудие, что позволяет рассмотреть некоторые особенности конструкции.


С пушкой и ракетами

Raider X оснащается 20-мм трехствольной автоматической пушкой. Это может быть серийное изделие M197, используемое на разных зарубежных вертолетах, либо его доработанный вариант. Орудие размещено на подвижной установке с возможностью наведения в двух плоскостях. Вероятно, имеется режим стрельбы вниз назад на пролете. Пушка M197 и ее производные могут использовать выстрелы 20х102 мм с осколочно-фугасными и бронебойными снарядами разных типов.

Позади кабины, в центральной части фюзеляжа, предусматривается многофункциональный грузовой отсек. Он оснащен боковыми створками, открываемыми вверх и в стороны. С внутренней стороны на каждой створке помещены пилоны и балочные держатели для ракетного вооружения. В полетном положении створки закрыты, и оружие находится внутри фюзеляжа. Это улучшает аэродинамику вертолета и уменьшает заметность. Перед применением вооружения створки поднимаются, в результате чего ракеты оказываются «на внешней подвеске».

На подвеске вертолет сможет нести разные изделия. На рекламных изображениях демонстрировался боекомплект в виде двух ракет AGM-114 Hellfire и четырех малогабаритных бомб на каждом борту с размещением оружия в два яруса. Недавние фотографии показывают использование двухярусных держателей с четырьмя ракетами Hellfire на борт. Вероятно, реальные вертолеты смогут использовать и другое оружие.

При помощи пушки вертолет Raider X будет способен атаковать незащищенные и легкобронированные цели на наклонной дальности не более 1,5-2 км. Скорострельность до 1500 выстр./мин. повышает вероятность поражения малоразмерных объектов. Ракеты AGM-114 увеличат радиус стрельбы до 11 км и, в зависимости от модификации и оснащения, смогут поражать бронетехнику или иные объекты.


Другой вариант боевой нагрузки

Боевая нагрузка вертолета Raider X пока не называлась, но опубликованные материалы позволяют оценить ее. Так, общая масса восьми ракет AGM-114 достигает 400 кг, к которым нужно прибавить вес снарядов для пушки. Соответственно, общая полезная нагрузка вертолета должна достигать или превышать 500 кг.

Перспективная платформа


Боевые качества нового авиационного комплекса будут зависеть не только от состава и характеристик их вооружения, но и от самого вертолета. Главной целью проекта Raider X является повышение летно-технических характеристик, но предусматриваются и иные меры. Все это должно сделать новый вертолет удачной и эффективной платформой для оборудования и вооружения.

Вертолет Raider X построен по оригинальной схеме, известной как Sikorsky X2. Он получил несущую систему с двумя соосными винтами противоположного вращения диаметром 12 м, обеспечивающими подъем и полет на малых скоростях. Разгон до повышенной скорости обеспечивается отдельным толкающим винтом в хвосте. Привод всех винтов осуществляется при помощи одного турбовального двигателя General Electric T901 мощностью 3000 л.с. через редуктор оригинальной конструкции.

Ожидается, что вертолет с взлетной массой не менее 6 т сможет развивать скорость более 250 узлов (от 460 км/ч). Практический потолок будет на уровне 2,7-3 км. При этом Raider X сохранит все возможности обычных вертолетов. Он сможет висеть, летать с малой скоростью, выполнять энергичные маневры и т.д.

Raider X и другие образцы программы FARA предназначается для ведения разведки наземных целей. В связи с этим ему требуется многоцелевой прицельно-навигационный комплекс, включающий аппаратуру различного назначения и имеющий потенциал для модернизации.


Особенности схемы Sikorsky X2

По всей видимости, основным средством наблюдения и обнаружения станет оптико-электронная станция с дневным, ночным и лазерным дальномерным каналами. Кроме того, с ее помощью будет обеспечиваться применение ствольного и ракетного вооружения. Модель этого изделия и способ его размещения неизвестны. Более того, в опубликованных материалах такой агрегат пока не замечен. Возможно, «шар» с оптикой будет выполнен убираемым, чтобы не ухудшать параметры заметности. Кроме того, нельзя исключать, что оптику интегрируют в пушечную установку, за счет чего получат некоторые технические преимущества.

В состав ПрНК должны войти средства связи и интеграции в контуры управления войсками. Данные о найденных целях должны передаваться штабу, огневым средствам или другим потребителям с минимальной задержкой или даже в режиме реального времени. Кроме того, данные и целеуказание должны идти и в другом направлении – от прочих средств разведки на борт вертолета.

Впрочем, точный состав бортового радиоэлектронного оборудования и его возможности пока остаются неизвестными. Можно говорить только об основных функциях и общем потенциале. Кроме того, демонстрируются разные конфигурации вооружения, что в некоторой мере раскрывает эту тему.

В ближайшем будущем


Проект Raider X от Sikorsky / Lockheed Martin успешно продвигается вперед. Строительство первого опытного образца подходит к концу, и в обозримом будущем он сможет впервые подняться в воздух. Затем пройдут сравнительные испытания, по результатам которых Пентагон выберет наиболее удачную разработку для дальнейшего развития и будущего переоснащения армейской авиации.

Сможет ли Raider X победить в текущем конкурсе – неизвестно. Однако компания-разработчик делает все возможное для этого и уделяет необходимое внимание всем основным направлениям. Уже разработана новая необычная воздушная платформа, и теперь она получает вооружение. Пока это только макеты, но в будущем предполагается использовать и реальные изделия всех необходимых типов.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

109 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -28
    1 июля 2022 16:20
    Ну бармалеев гонять сойдет.
    В реальной боевой обстановке-ноль.
    1. +9
      1 июля 2022 23:54
      Цитата: Gippo
      Ну бармалеев гонять сойдет.
      В реальной боевой обстановке-ноль.

      Простите, а хоть какую-то аргументацию можно услышать? feel
      1. +5
        2 июля 2022 00:09
        Простите, а хоть какую-то аргументацию можно услышать?

        Не дождётесь.
        Зато первый
        1. +5
          2 июля 2022 10:12
          Зато первый
          Лëгкое недержание. Бывает.
          1. +3
            2 июля 2022 23:40
            Цитата: Пижон
            Лëгкое недержание. Бывает.

            Это другое! Такой вот ниочёмный ура-патриотизм сейчас в тренде!
    2. 0
      11 августа 2022 00:03
      Для всех "специалистов" хочу отметить что етот вертолет не заменяет "Апач" или Команч, а Black Hawk!!
      и такая скорост впоне возможна благодаря коаксиальний ротор.
      Вот как дела, дорогие 'авио-експерти'
      Вертолет неплохой для висаживание специальних сил, их евакуация и т.д.
      Пушка и несколко упр. ракети добавили чтоб вертолет смог прямую поддержать десант, если понадобитса, иначе надо специально позивать безпилотник типа например Predator....
      1. -1
        17 августа 2022 15:15
        Какой десант? Как видно из схемы на месте десанта находится подвесное оружие.
  2. sen
    -5
    1 июля 2022 16:24
    Вооружение и боевые возможности вертолета Sikorsky Raider X (США)

    Малозаметность, ЭПР сколько? Скорость приличная для вертолета "от 460 км/ч". На какой высоте он собирается летать с такой скоростью, чтобы не быть сбитым ПВО? Какие бронирование и системы самозащиты?
    1. -5
      1 июля 2022 17:03
      Чем поможет ему скорость в 460 против пво? Несовсем понятно? Против шилки чтоли
      1. +10
        1 июля 2022 17:45
        Цитата: Умник
        Чем поможет ему скорость в 460 против пво?
        Сократит время экспозиции...быстрее за естественную преграду спрячется, чтобы не отсвечивать ПЗРК... bully
        1. +7
          1 июля 2022 18:28
          Цитата: Удав КАА
          Сократит время экспозиции...быстрее за естественную преграду спрячется, чтобы не отсвечивать ПЗРК..

          Главное время наращивания сил и средств. Время реакции на вызов, подлетное время, а так то на такой скорости на предельно малой высоте прятаться в складках, не совсем комфортно.
          1. +7
            1 июля 2022 20:34
            Для "совсем комфортно" существуют системы автоматического огибания рельефа местности. Даже ночью. Думаю, для них не проблема.
        2. +1
          1 июля 2022 22:28
          368 кмч на ми 24 70хгодов сильно хуже чем 460? С точки зрения пво??????
          1. 0
            7 июля 2022 21:05
            На 345 км/ч такая вибрация была, что РУ невольно отклоняется назад. До критической точки разрушения (по сопромату) не доводил, жить хотелось))))
        3. -3
          2 июля 2022 09:26
          Сократит время экспозиции...быстрее за естественную преграду спрячется, чтобы не отсвечивать ПЗРК... bully
          Какой же ты глупый. Чтобы быстрей маневрировать вертолёт скорость сбрасывает. yesА что говорить о этом?
          1. +4
            2 июля 2022 12:14
            Цитата: Наблюдатель2014
            Какой же ты глупый. Чтобы быстрей маневрировать вертолёт скорость сбрасывает.

            Ну, слава всевышнему! наконец-то УМНЫЙ нашелся...
            Только блин, очень невнимательный: Экспозиция -- это время пребывания под наблюдением. При чем здесь маневры? Имелось в виду "прошмыгнуть" по-быстрому и спрятаться за елками (как вариант).
            Но у нас есть УМНЫЙ !!! Он решил, что легкий небронированный вертел должен МАНЕВРИРОВАТЬ в прицеле ПЗРК и др. ЗОС на МАЛОЙ скорости. Типа -- "смотрите, какой я из себя весь невозможный! А вот и не попадете!!!"
            Хоть и ник у тебя, блюдатель, пехотный, но ничего ты в тактике огневой поддержки мотострелковых подразделений не рубишь... Видать, как Василий Иванович, "академиев не кончал"! А туда же -- ярлыки развешивать...Одним словом : БЛЮДАТЕЛЬ !!! laughing
        4. +2
          2 июля 2022 10:57
          Цитата: Удав КАА
          Сократит время экспозиции...быстрее за естественную преграду спрячется

          Да Вы на состав его вооружения посмотрите - 8 "Хелфайров" и пушечка 20 мм. Без брони .
          Скорость высокая ?
          Ну у винтовых противопартизанских штурмовиков она ещё выше .
          И полезная нагрузка выше .
          А малозаметность ... Если сегодня БПЛА из композита ЗРК видят и бьют , то с такой дурындой - с соосным винтом и винтом в заднице , с широкой кабиной ... ну как такой пропустить ? Такое "чудо" разве что для спецопераций против наркоторговцев ... да и у тех и "Стингеры" и ЗУшки найдутся - шумеры по любому продадут .
          Я думаю , что если нашему Ка-52 в задницу вставить пропеллер , то он тоже полетит заметно быстрей . А вот остальных полезных качеств (защищённость , состав вооружения и боевая нагрузка) не утратит .

          А может просто вернуться к недорогому турбовинтовому однодвигательному штурмовику ?
          Его и забронировать можно .
          Он и на любой грунтовке сядет\взлетит , и отработает по противнику не хуже любого вертолёта , и скоростью вертолёт превзойдёт , и в полезной нагрузке не уступит , и дешевле будет кратно , и пилотов готовить на них можно будет быстрее и дешевле ... Одни плюсы .
          Пытались .
          Но опять неправильно - пытались сочинить нечто типа Ил-2 с движком в 1000 - 1500 л\с ... а такого движка в России нет . request Пытались даже от "Ауруса" двигатель для такого штурмовика прикрутить ... упирается "Аурус" ...
          Отложили . recourse Дескать вот сочиним движок для Ка-62 , он то как раз подойдёт ... А он не сочиняется никак .
          А ведь сегодня такие штурмовики на ПМВ вполне бы пригодились .
          И что же делать ?
          ВКЛЮЧАТЬ МОЗГИ .
          В позднем СССР тоже велись разработки , предлагались концепты такого "мобилизационного штурмовика" - по опыту Афганистана . И там были очень интересные предложения .
          В том числе и компановочные .
          Для начала переносим винт с носа на задницу ... и о чудо - винт уже не мешает разместить в носу целую батарею с хорошим БК (под крылья и фюзеляж всё остальное на выбор.
          Хвост - двухбалочный , как у "Байрактара" .
          Двигатель ...
          А вот с двигателем замарачиваться вовсе не стоит - берём штатный двигатель от вертолёта (Ми-8\17\24\35\28...) ... Скажете избыточная мощность ?
          А что она нам ДАЁТ ?
          А даёт она нам возможность хорошо забронировать кабину и все жизненно важные органы .
          И взять больший боекомплект , топлива ...
          А так же лучшую тяговооруженность , а значит маневренность , приёмистость , а следовательно - живучесть .
          В результате получаем штурмовик с прекрасным обзором кабины , бронированный , с хорошей полезной нагрузкой и боевым радиусом и с самым распространённым двигателем в мире . Нашим двигателем .
          И всё это за половину \ треть стоимости боевого вертолёта .
          Лётчиков можно готовить в обычных аэроклубах , как прежде в ДОСАФ , на общественных началах . А доучивать за 1,5 - 2 года в лётных училищах по спец. программе .

          ... И НАПОЛНИТСЯ НЕБО САМОЛЁТАМИ . fellow yes bully
          1. +2
            2 июля 2022 12:05
            А малозаметность ... Если сегодня БПЛА из композита ЗРК видят и бьют

            Видят на какой дистанции?
            Вы же понимаете, что снижение ЭПР уменьшает дальность обнаружения ЛА? А это уже тактическое преимущество.
            1. 0
              2 июля 2022 15:37
              У таких вертолётов как правило маловысотный профиль полёта , а следовательно наземные РЛС будут его видеть на дистанции лишь в несколько десятков (до 10 - 15) км. , а на такой дистанции никакая "малозаметность" для наших РЛС не работает . Тем более в метровом диапазоне он будет виден вообще без особых ограничений (наш основной диапазон для дежурных сил РТВ ПВО) , да и в дециметрах он будет виден очень хорошо.
              Я ведь не даром указал на такие его особенности , как два соосных и толкающий винты - они сами по себе являются радиоконтрастными , и большую остеклённую кабину - сама кабина и всё что в ней тоже нарушают идеологию малозаметности . Так что на насыщенном ПВО ТВД такие вертолёты вряд-ли будут иметь какое-то особое преимущество . Поэтому если они и будут приняты на вооружение или просто пойдут в серию , то использовать их будут для специальных операция , там где их не ждут и против гораздо менее развитого противника . И это точно не наш случай .
              Да и мал он для таких задач , полезная нагрузка всего 500 кг. + пушка ... всего 8 "Хелфайров" . А вот для ССО , корпуса МП , ЦРУ , как инструмент первого обезоруживающего удара по неожидающему такого , противнику , чтобы проложить путь воздушному и\или морскому десанту , вполне .
              1. +1
                2 июля 2022 21:12
                Тем более в метровом диапазоне он будет виден вообще без особых ограничений (наш основной диапазон для дежурных сил РТВ ПВО)

                Вы видели размеры РЛС метрового диапазона?
                Планируете натыкать их
                Через каждые 50 км или чаще?
                Возить в работающем режиме с колоннами техники? no
                (до 10 - 15) км. , а на такой дистанции никакая "малозаметность" для наших РЛС не работает

                Надо просто считать: РЛС «Панциря» видит условный «Апач» с 40 км (если он достаточно высоко летит).
                При снижении ЭПР в 200 раз, дальность обнаружения снижается в 3,76 раза, до 10,6 км. То есть, меньше, чем дальность поражения новым «Хеллфайром».
                РЛС на «Райдере» будет как и у «Апача» над втулкой винта, так что он спокойно наведется и отстреляется ПТУР с АРЛ ГСН.
                как два соосных и толкающий винты

                Винты композитные, радиопрозрачные в основном.
                Напомню, что ЭПР «Команча» был в 200-300 раз ниже, чем у «Апача».
                большую остеклённую кабину - сама кабина и всё что в ней тоже нарушают идеологию малозаметности

                Поэтому ее делают с золотым напылением. Как на Ф-22.
                Да и мал он для таких задач , полезная нагрузка всего 500 кг. + пушка ... всего 8 "Хелфайров"

                Да, «Апачу» он тут заметно уступает. Возможно решат что-то. Или нет.
                1. 0
                  3 июля 2022 04:06
                  Цитата: 3danimal
                  Вы видели размеры РЛС метрового диапазона?

                  yes
                  Цитата: 3danimal
                  Планируете натыкать их
                  Через каждые 50 км или чаще?

                  Посмотрите внимательно на параметры "Гармони" и П-18 .
                  Цитата: 3danimal
                  Надо просто считать: РЛС «Панциря» видит условный «Апач» с 40 км (если он достаточно высоко летит).

                  У "Панциря" "мм" диапазон и с ним такие фокусы пройти могут , с этим столкнулись в Сирии и приняли меры - чувствительность к малозаметным и малоразмерным целям повысилась . Возможно был изменён диапазон радара обнаружителя , возможно алгоритмы обработки сигнала . И как правило в паре с подобным ЗРК работает РЛС "м" или "дм" диапазона - опыт Ливии .
                  Цитата: 3danimal
                  При снижении ЭПР в 200 раз, дальность обнаружения снижается в 3,76 раза, до 10,6 км.

                  Если вертолёт идёт на ПМВ скрываясь в складках местности , то и обычный вертолёт может быть обнаружен на такой + дальности , всё зависит от подстилающей поверхности (рельефа) и позиции РЛС .
                  Цитата: 3danimal
                  Поэтому ее делают с золотым напылением. Как на Ф-22.

                  При этом напыление препятствует проникновению зондирующего сигнала внутрь кабины , но само напыление сигнал отражает , т.е. работает как металлизированная поверхность .
                  Цитата: 3danimal
                  Да, «Апачу» он тут заметно уступает. Возможно решат что-то. Или нет.

                  Я же говорю , что это вертолёт для специальных операций , более скрытный , но менее вооруженный и защищённый .
                  Но и средства обнаружения не стоят на месте .
                  1. +1
                    3 июля 2022 04:32
                    Посмотрите внимательно на параметры "Гармони" и П-18

                    Видел и они не впечатляют.
                    П-18 архаичная техника внушительных размеров (уменьшить невозможно).
                    На марше охранять колонну НЕ может, двухкоординатная, неточная (значительные отклонения в определении координат цели, сотни метров).
                    И повторю: вы собираетесь наставить этих РЛС через каждые 30-50км? Кстати, как у них с минимальной высотой цели?

                    По Гармони: неизвестна ее «рабочая» ЭПР цели, малогабаритная РЛС всегда будет уступать тому же «Панцирю». В том числе - в точности, смотрите: погрешность до 100м, как вы собрались наводить ракету с помощью РК (если речь о Панцире)?

                    И опять проблема: что помешает запеленговать РЛС (прожектор в темноте) заблаговременно и задавить с помощью ПРР?
                    Применять «Райдеры» будет страна с самыми крупными ВВС..
                    При этом напыление препятствует проникновению зондирующего сигнала внутрь кабины , но само напыление сигнал отражает , т.е. работает как металлизированная поверхность .

                    Все это здорово, но есть данные по «Команчу», можно проводить аналогии.
                    У "Панциря" "мм" диапазон и с ним такие фокусы пройти могут , с этим столкнулись в Сирии и приняли меры - чувствительность к малозаметным и малоразмерным целям повысилась

                    Нельзя отменить общие принципы радиолокации. Снижение ЭПР в Х раз (в сравнении с рабочей ЭПР РЛС) уменьшает дальность обнаружения в «корень 4й степени из Х» раз.
                    Я же говорю , что это вертолёт для специальных операций , более скрытный , но менее вооруженный и защищённый .

                    Как и «Команч». Но он нёс в стелс-снаряжении только 6 ПТУР, так что «Райдер» чуть превосходит его в этом.
                    В штурмовом варианте на RAH-66 устанавливались доп пилоны для ещё 8 ПТУР. Предположу, что схожее решение применят на новом вертолёте.



                    Позади откидных створок как раз есть место для крыльев с подвесами для вооружения.
              2. 0
                6 июля 2022 00:51
                Цитата: bayard
                Так что на насыщенном ПВО ТВД такие вертолёты вряд-ли будут иметь какое-то особое преимущество

                Любая техника в современной армии, это не сферический конь в вакууме (СКВ), а инструмент СИСТЕМЫ. И если присутсвуют допуски и поблажки в определенных аспектах требований к инструменту, то лишь потому что в СИСТЕМЕ есть другие инструменты, закрывающие этот пробел за него. Это позволяет удешевить стратегическое планирование и нарастить объемы серии.
                А пытаться из каждого отдельно взятого инструмента слепить убервафлю - это либо обреч инструмент на мелкосерийность из за цены, либо он устареет пока его доведут до производства.

                В данном случае - нафига ему лезть под РЛС ЗРК? Потому что глупец командир послал? Ну значит не нужно держать глупцов в армии. И нужно ПЛАНИРОВАТЬ боевые действия, как любую рабочую деятельность, а не посылать личный состав "ордена добывать".
                То есть зачистить театр действий сначала от ПВО и ВВС противника, особенно когда в СИСТЕМЕ есть 100500 инструментов для этого, а потом уже посылать на зачистку остальной техники вертолеты.

                Побеждает в войне не тот у кого убервафля толще, а тот у кого мозги живее.
                1. +1
                  6 июля 2022 07:33
                  Да тут весь спор о достоинствах и месте нового американского вертолёта на потенциальном поле боя . Отсутствие приемлемого бронирования и ограниченность боекомплекта на фоне малозаметности , говорит о том , что место ему в операциях специальных , преимущественно вне зоны деятельности развитой ПВО . А всё остальное - софистика .
                  В СССР такой проект - малозаметного и при этом хорошо бронированного и вооруженного вертолёта велись на рубеже 80-х \ 90--х годов в КБ Камова . И все эти формы и решения у США в основном от того проекта . Ну и желание получить таки вертолёт с соосным винтом , без рулевого . Хотели давно , были проблемы со сложностью редуктора , но они его таки получили, пусть пока и в виде прототипа .
                  А для наших ВКС было бы полезным получить лёгкий но защищённый штурмовик с винтовым движителем , желательно с турбовинтовым двигателем (с поршневыми у нас совсем швах) , и желательно , чтобы этим двигателем был ВК-2500 , как наиболее распространённый и отработанный . Такой штурмовик стал бы хорошим подспорьем и на ТВД , и в контртеррористических операциях , в помощь ударным вертолётам и штурмовикам реактивным . Я об этом тоже написал .
                  И такой штурмовик давно хотели бы получить и ВКС , и ФСБ , и пограничники .
    2. +1
      1 июля 2022 17:31
      Малозаметность, ЭПР сколько? Скорость приличная для вертолета "от 460 км/ч". На какой высоте он собирается летать с такой скоростью, чтобы не быть сбитым ПВО? Какие бронирование и системы самозащиты?
      Думаю не высоко.Не сильно выше чем у пары Ми 24 что по Белгороду отработали.Больше скорость.Меньше времени против них если выше залетят на огневой контакт против этого изделия.Он же не всегда на максималке летает bully
      1. -1
        1 июля 2022 18:45
        Все упирается в стоимость самой машины и часа ее полётного времени. Лично я думаю, что разведывательные и разведывательно- ударные функции вертолетов уже, фактически ушли к БПЛА. Смысла в этом вертолете нет.
        1. +1
          2 июля 2022 11:10
          Цитата: Улиточник N9
          Смысла в этом вертолете нет.

          На Сикорском долго запрягали , подсмотрев концепт в линейке перспективных проектов КБ Камова .
          Но сделали , уже летает (без оружия , только концепт) ... И что с ним теперь делать ?
          Единственное на что он сгодится - для специальных операций . Это не полноценный боевой вертолёт и в современном конфликте долго ему не прожить ... А вот для ЦРУ ... Может быть для корпуса МП - для сил специальных операций .
          А нам в ответ надо сделать обычный турбовинтовой штурмовик . Но сделать хорошо , не дорого , но сердито и доступно . А главное - много .
          И сразу будет счастье .
          1. +2
            2 июля 2022 12:05
            Турбовинтовой штурмовик так же бесполезен в современных условиях. Для спецопераций типа спецслужб он не подходит, так как не обладает вертикальным взлетом и не может зависать- что является основной функцией в спецоперации. Как штурмовик поля боя, турбовинтовой штурмовик уязвим из-за чрезвычайного насыщением поля боя лёгкими ПЗРК. Наличие пилота или даже двух на турбовинтовом штурмовике, тоже очень уязвимый фактор- слишком дорого обходится потеря каждого пилота сейчас. Ну и турбовинтовой штурмовик бесполезен сейчас из-за насыщения поля боя дальнобойной артиллерией и РЗСО, как и тактическими ракетами с высокой точностью попадания, что делает ненужным функцию штурмовки передней линии и колон войск на марше именно чрезвычайно уязвимыми самолётами и вертолетами. БПЛА разного назначения в перспективе с ИИ+ вот будущее авиации поля боя. Классическая пилотируемая авиация фактически уже, умерла. Многие просто не могут ещё это осознать и принять как факт.
            1. 0
              2 июля 2022 16:19
              Цитата: Улиточник N9
              Классическая пилотируемая авиация фактически уже, умерла.

              Цитата: Улиточник N9
              БПЛА разного назначения в перспективе с ИИ+ вот будущее авиации поля боя.

              А Вы уверены , что это наш случай ?
              Какова тактика применения ударных вертолётов над полем боя и во время атаки позиций противника , или вражеских колонн на марше ?
              Заход на цель на ПМВ укрываясь за складками местности и на полной скорости . У цели горка , захват , удар , крутой разворот и снова на ПМВ . И всё это на полной скорости .
              Что из этого не способен сделать турбовинтовой штурмовик ? Способен всё из перечисленного , а с учётом , что у него скорость в 1,5 - 2 раза выше , то и выйти на цель , и ретироваться после удара он сможет ещё более успешно . А зависать над полем боя никто не будет - сейчас для вертолёта это верная смерть . И если картинку цели ему в режиме реального времени передаст БПЛА , то и на обнаружение \ захват цели у него уйдёт минимальное время .
              В чём у него преимущество над БПЛА ? Ударным ?
              В полезной нагрузке и в том , что он способен действовать на ПМВ и на скоростях , недоступным вертолётам .
              Сегодня рано утром (около 7-00) над донецком пролетел штурмовик (или ФБ) и сбросил на противника что-то тяжелое (по звуку далеко , но через землю отдало очень сильно) . Надеюсь по бункеру , надеюсь попал .
              А вот БПЛА такой боеприпас не потянет .
              А если какой и потянет , то будет сбит ещё на подходе к цели , ибо профиль у БПЛА высотный или средневысотный . А турбовинтовой штурмовик сможет на ПМВ и большой скорости (500 - 700 км\ч) выйти к цели и сбрость с кабрирования или пролёта одну-две ФАБ-500 или ФАБ-250 . При метании с пролёта желательно использоват бомбы с тормозными парашютиками , дабы штурмовику успеть выйти из-под зоны поражения своих бомб . И это всё есть в наличии , это штатное вооружение штурмовой и бомбардировочной авиации .
              И стоить такой штурмовик будет в 2 - 3 раза дешевле ударного вертолёта , будет прост и дешев в обслуживании , лёгок в пилотировании , а обучение пилотов на такой самолёт займёт заметно меньше времени .
              И он нужен не для замены ... скажем вертолётов над полем боя , или реактивных штурмовиков , он их очень органично дополнит , заполнит ту нишу , в которой вертолёты будут хуже , а штурмовики не всегда смогут оказаться вовремя , ибо привязаны к аэродромам . А винтовые штурмовики смогут базироваться и на грунтовых полосах , на участках дорог , с любого ровного поля . И на вынужденную они сядут где угодно , и катапульта поможет если что .
              Идеология "маленькой армии" в ходе текущей СВО с грохотом провалилась , а все новые средства вооружения стали слишком дорогими , сложными , их долго\дорого\сложно восполнять при потерях , их сложно осваивать .
              ПЗРК ?
              А вертолётам они не мешают ?
              А ведь вертолёты менее скоростные машины . И по определению - маловысотные . И бомбу с кабрирования не бросят ... ракету пустят ... так и винтовой штурмовик так сможет . Но он проще , дешевле , может быть массовым , неприхотлив к местам базирования , на него легче готовить лётчиков . И он может то , что недоступно для ударных БПЛА . Очень удобен как самолёт для контроля территорий , противопартизанский , противодивверсионный . У такого самолёта есть своя изрядная ниша , где он будет лучше любого другого типа летательного аппарата . Такой самолёт хотел и заказывал СССР (но не успел) , и такой самолёт сделали США , а затем и ряд других стран мира . И очень довольны таким недорогим и неприхотливым инструментом .
              Но у нас сегодня , к сожалению , это многие не могут осознать и принять ... как факт .
              1. +1
                3 июля 2022 10:30
                Ничего вы не поняли. Про вертикальный взлет и посадку и режим висения я писал в плане его крайней необходиости для СПЕЦОПЕРАЦИЙ. Или вы собрались высаживать и забирать диверсантов с винтовых штурмовиков? Так же не не поняли, что самый главный недостаток ЛЮБОГО самолета- его пилот или пилоты- слишком медленно возобновляемый ресурс, при условии потерь.. То, что вы описываете это было актуально 30-20 лет назад. Сейчас войска насыщаются малогабаритными средствами ПВО быстрой реакции и эффективного наведения и поражения. Которые и дальше будут развиваться и во все большем количестве насыщать войска, особенно на марше и на передовой линии. В общем то о чем вы пишете- прошлый век, сейчас наступила эпоха СЕТЕЦЕНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ БОЯ. Прочитайте что это, если не знаете. То есть наступила эпоха беспилотников, автоматизированных систем и искусственного интеллекта объединенных в единую систему. Причем все это для того чтобы осуществить мгновенную реакцию всех средств на изменение действий противника, что предполагает массовое применение постоянно барражирующих средств обнаружения контроля и поражения с мгновенной реакцией на команды. В таких условиях для пилотируемой авиации взлетающих с аэродромов, контролируемых подобными средствами противников- нет места.
                1. -1
                  3 июля 2022 13:57
                  Цитата: Улиточник N9
                  Про вертикальный взлет и посадку и режим висения я писал в плане его крайней необходиости для СПЕЦОПЕРАЦИЙ. Или вы собрались высаживать и забирать диверсантов с винтовых штурмовиков?

                  Так речь ведь не о десантном , а о ударном вертолёте . И отнюдь не вместо ударных вертолётов , а для их дополнения .
                  И это мобилизационный потенциал - за вдвое-втрое меньшие деньги получить ударный аппарат не уступающий ударному вертолёту и превосходящий его по скорости в 1,5 - 2 раза . К тому же на порядок более простой в обслуживании и в разы дешевле в эксплуатации .
                  Цитата: Улиточник N9
                  Так же не не поняли, что самый главный недостаток ЛЮБОГО самолета- его пилот или пилоты- слишком медленно возобновляемый ресурс, при условии потерь..

                  И снова скажу , что это тоже имеет мобилизационный потенциал . Особенно если возродить опыт ДОСАФ и любительских авиашкол для лёгкой авиации . Такой штурмовик гораздо проще в освоении и пилотировании , и если брать человека , получившего лётную практику на любом легкомоторном самолёте , его за короткое время можно переучить на такой штурмовик . А если брать обучение на такую машину с нуля , то срок будет раза в два меньше , чем на реактивный истребитель или штурмовик .
                  Цитата: Улиточник N9
                  То, что вы описываете это было актуально 30-20 лет назад.

                  А чем времена принципиально отличаются ?
                  Цитата: Улиточник N9
                  Сейчас войска насыщаются малогабаритными средствами ПВО быстрой реакции и эффективного наведения и поражения. Которые и дальше будут развиваться и во все большем количестве насыщать войска, особенно на марше и на передовой линии

                  Так и раньше было так же - ПЗРК были в боеукладке каждой БМП\БТР , колонны сопровождали "Шилки" и "Адские молотилки" , "Стрелы-10" и "Тунгуски" ... в чём разница то ??
                  Как тогда могли сбить "Крокодила" при атаке колонны , так и в будущем сбить атакующий винтовой штурмовик возможность будет . Вот только такой штурмовик будет в 2 - 3 раза дешевле , а срок подготовки пилота для него в 1,5 - 2 раза меньше срока подготовки пилота боевого вертолёта . А любого пилота-любителя можно переучить на него за несколько месяцев .
                  Не ?
                  Не заходит ?
                  Цитата: Улиточник N9
                  В общем то о чем вы пишете- прошлый век, сейчас наступила эпоха СЕТЕЦЕНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ БОЯ.

                  В компьютерные стрелялки играть будем ?
                  А на поле боя роботы ?
                  Я восемь лет на войне и роботов не видел .
                  Цитата: Улиточник N9
                  Прочитайте что это, если не знаете. То есть наступила эпоха беспилотников, автоматизированных систем и искусственного интеллекта объединенных в единую систему.

                  Мой очень близкий друг создал одну из первых в РФ (а скорей всего всё же первую) АСУ межвидового взаимодействия для ТВД масштаба армия-фронт . Это был инициативный проект Дальневосточного Военного Округа , а он руководителем этого проекта . На учениях 2008 г. "Взаимодействие" (так вроде называлось) АСУ блестяще справилась в условиях максимально приближенных к боевым . Так что я немного знаком с темой .

                  Цитата: Улиточник N9
                  То есть наступила эпоха беспилотников,

                  smile И для ВС РФ наступила ?
                  Цитата: Улиточник N9
                  автоматизированных систем и искусственного интеллекта объединенных в единую систему.

                  yes
                  Угу , только тему моего друга сразу после учений закрыли , а причастных вывели за штат и вскоре уволили на досрочную пенсию ... Три экземпляра той АСУ остались в качестве резервных , ибо показали бОльшую надёжность , чем штатные ... А ещё через несколько лет появилась подобная система в масштабе страны ...
                  Но вот опять же о беспилотниках , они у нас точно есть ? Или только планируются ?
                  А мавиками подразделения и расчёты насыщены ?
                  А они у нас производятся ?
                  А как со средствами защищённой связи ?
                  Точно новая эпоха уже здесь и сейчас ?
                  А управлять эта система (АСУ с "искуственным интеллектом") кем будет ?
                  На поле боя ?
                  Откуда информацию черпать и что будет исполнительным инструментом ?
                  На поле боя ?
                  Ударные вертолёты ?
                  Реактивные штурмовики с дальних аэродромах ?
                  Или винтовые штурмовики с ближайшей лужайки или участка дороги ?
                  И какая для АСУ разница !??
                  Главное чтобы инструмент оказался под рукой , как можно ближе к цели и имел возможность выполнить боевую задачу .
                  Цитата: Улиточник N9
                  Причем все это для того чтобы осуществить мгновенную реакцию всех средств на изменение действий противника, что предполагает массовое применение постоянно барражирующих средств обнаружения контроля и поражения с мгновенной реакцией на команды.

                  А противник Вам позволит над ним "постоянно барражировать" ?
                  А если позволит , значит и винтовому штурмовику не помешает , ибо нет у него на данном ТВД соответствующих средств обнаружения , контроля и поражения .
                  И на пилота в кабине не подействуют средства РЭБ , ему не перехватят управление , и его штурмовик сможет нести кратно или на порядок больший боекомплект , чем любой ударный БПЛА ... Кроме разве что того монстра , что КБ Сухого готовит .
                  Цитата: Улиточник N9
                  В таких условиях для пилотируемой авиации взлетающих с аэродромов, контролируемых подобными средствами противников- нет места.

                  Скажите мне пожалуйста , что сегодня со всем этим зоопарком барражирующих , разведывательных и ударных БПЛА ВСУ , делает войсковая ПВО ВС РФ ?
                  А так же средства отечественной РЭБ ?
                  Я скорее поверю словам , что при такой насыщенности ПВО и средств РЭБ , средневысотным (и высотным) БПЛА в ударной версии на поле боя места почти не остаётся .
                  Они до него как правило не долетают .
                  А вот штурмовики (и вертолёты) , даже реактивные , на ПМВ задачи вполне себе выполняют . Причём как на скоростях 700 - 950 км\ч , так и на скоростях 200 - 300 км\ч .
                  Так ЧТО помешает штурмовику с винтом , на скорости 450 - 700 км\ч выполнить те же задачи , выполняя полёт на той же ПМВ ?
                  При том , что его место базирования будет ближе к ТВД , чем аэродром штурмовика реактивного ?

                  Подумайте , прежде чем ответить .
                  А мне за 8 лет войны на Донбассе такие вещи просто очевидны . И в моём предложении такого штурмовика и такого двигателя для него , учтены все реалии современной капиталистической , не очень умной и с торгашеской психологией , современной РФ .
                  Тем более что попытки создать подобный штурмовик уже в наше время , тоже были , но так и не нашлось подходящего двигателя ... Потому что искали двигатель в 1000 - 1500 л\с , а таких не будет ещё долго .
                  А вот двигатель в 2200 - 2400 л\с есть , отработан , сериен и универсален . Просто штурмовик нужно делать чуть крупнее , защищённей , тяговооруженней , чем думалось раньше .
                  И крайне желательно убрать винт в задницу - дабы не мешал размещению вооружения и приборов наблюдения (той же ОЛС).
                  1. 0
                    7 июля 2022 21:21
                    Сударь, позвольте Вас поправить... Наш (б/у Украинский ТВ3-117) современный двигун (ВК-что-то) для вертолетов дает намного больше 1250 л.с. от материнских . А чем Вас не устраивает амер-ский Тандерболт с пушкой со стволом более 7-ми метров. Там даже планер и силовую подбирали к этому орудию) Хорошие характеристики для фронтовой/штурмовой авиации
                    1. +1
                      8 июля 2022 10:35
                      Цитата: helicop-man
                      Сударь, позвольте Вас поправить... Наш (б/у Украинский ТВ3-117) современный двигун (ВК-что-то) для вертолетов дает намного больше 1250 л.с.

                      Посмотрите мои комментарии на эту тему выше , где я более подробно описывал предлагаемый штурмовик . Именно ВК-2500 мощностью 2400 л\с(2700 в форсированном режиме) предложен мной по причине его наличия , доступности и достаточной отработанности . И создавать штурмовик вокруг имеющегося двигателя , а не искать под несуществующий планер воображаемый двигатель . Большая мощность позволит сделать штурмовик более приёмистым , маневренным и скоростным , получить хорошее бронирование и хорошую полезную нагрузку .
                      В позднем СССР шла проработка такого штурмовика по опыту войны в Афганистане , и тогда были предложены очень интересные компановочные схемы . В том числе двухбалочный планер с толкающим винтом . Это позволяет обеспечить хорошую обзорность пилотской кабины , размещение пушки\пушек\пулемётов в носу , хорошо забронировать кабину . И это (толкающий винт) обеспечит полную свободу и удобство применения вооружения , в отличие от ситуации с тянущим винтом .
                      Цитата: helicop-man
                      . А чем Вас не устраивает амер-ский Тандерболт с пушкой со стволом более 7-ми метров.

                      Мне очень нравится наш "Грач" Су-25СМ . Но реактивному штурмовику нужен аэродром с твёрдым покрытием , который не организуешь враз на любой удобной лужайке\поле . Поэтому и у реактивных штурмовиков , и у ударных вертолётов Армейской Авиации , есть своя ниша и область применения . Винтовой штурмовик занимает промежуточное положение по скорости и боевым возможностям , но при этом будет обходиться и в создании , и в эксплуатации , гораздо дешевле обоих , и будет очень неприхотлив к условиям базирования . Он может создаваться для Армейской авиации , для Пограничных Войск , Береговой Охраны , для ФСБ (контртеррористических операций) , и для Сил Специальных Операций и будущего (намерения создать такое были) Экспедиционного Корпуса .
                      Это предложение именно для дополнения существующих типов штурмовиков и наращивания ударных возможностей авиации поля боя , и там где применение штурмовиков реактивных было бы неудобным или избыточным .
                      Цитата: helicop-man
                      . Так чем Вас не устраивает амер-ский Тандерболт с пушкой со стволом более 7-ми метров.

                      Тем , что он американский , что он до сих пор остаётся на вооружении , и что его возможно придётся сбивать над полем боя .
                      Я люблю отечественное .
                      И Су-25СМ всё же лучше .
        2. +1
          3 июля 2022 06:45
          Похоже, это будет вариант Ф-35 из мира вертолётов.
          Замена и UH-60, и AH-64.
          На выбор: ставить отсек вооружений или пассажирскую кабину.
          Машина скорее всего будет стоить как оба вышеперечисленных вертолета вместе взятые.
          Но бюджет вполне позволяет.
          Тех же Ф-35 запланировано к закупке 2100 штук, 800 произведено, темпы - 15 машин в месяц.
          Решат перевооружаться на Raider Х - точно также построят новые заводы для массового производства.
      2. +5
        1 июля 2022 20:44
        Крейсерская скорость Ми-24 что на 5 метрах высоты, что на 300, одна - 270 км/ч. К Белгороду они шли вообще по оврагам и руслам речушек, что ниже барометрического "0" высоты
    3. +1
      2 июля 2022 12:02
      По ЭПР «Команча» озвучивалось, что она меньше чем у «Апача» в 200-300 раз.
      По «Райдеру» пока не было данных.
      1. 0
        5 июля 2022 21:01
        Цитата: 3danimal
        По ЭПР «Команча» озвучивалось, что она меньше чем у «Апача» в 200-300 раз.

        Это Вы про ЭПР несуществующего вертолета ("Команч") вещаете?
        1. 0
          6 июля 2022 03:37
          Про ЭПР 2х летающих прототипов, да.
          Про меры по снижению РЛ заметности, которые универсальны и работают.
          1. 0
            6 июля 2022 21:01
            Цитата: 3danimal
            Про ЭПР 2х летающих прототипов, да.

            А нахрена что-то о прототипах? Прототип отнюдь не серийный боевой экземпляр. А боевого серийного "Команча" не существует, не получился боевой серийный из прототипа. А раз нет серийного боевого, то смысл говорить о его ЭПР, о ЭПР несущуствующего вертолета.
            Цитата: 3danimal
            Про меры по снижению РЛ заметности, которые универсальны и работают.

            Ага, только результат работы разный получается для разных объектов. "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги."
            1. 0
              7 июля 2022 02:58
              С-57 долгое время существовал только в виде прототипов и ничего страшного.
              (Даже сейчас, из 10 самолетов только 1-2 серийных).
              Расчеты снижения малозаметности имелись и они известны.
              1. 0
                7 июля 2022 22:25
                Цитата: 3danimal
                С-57 долгое время существовал только в виде прототипов и ничего страшного.

                А "Команч" вообще не существует, нет его. А Су-57 - есть и будет. И причем тут Су-57, если речь идет о ЭПР несуществующего "Команча"?
                Цитата: 3danimal
                Расчеты снижения малозаметности имелись и они известны.

                Хорошая мысль, только вот "Команча" нет, несмотря на все расчеты снижения маллозаметности и то, что они известны.
                1. 0
                  8 июля 2022 02:58
                  вот "Команча" нет, несмотря на все расчеты

                  Программу закрыли, вот и все. Хотя вертолёт был в высокой степени готовности к серийному производству.
                  Появились БПЛА, необходимость в дорогом малозаметном вертолёте отпала.
                  Понастроили больше ударных Апачей D и Е, плюс беспилотников.
                  И причем тут Су-57

                  Аналогии. Параметры Су-57 ещё лет 8-9 назад были вполне известны и определены, но ещё долгое время он существовал лишь в качестве летающих прототипов.
                  Отличие от RAH-66 - что его программу не прикрыли.
                  1. 0
                    8 июля 2022 23:44
                    Цитата: 3danimal
                    Программу закрыли, вот и все. Хотя вертолёт был в высокой степени готовности к серийному производству.

                    А чего закрыли?
                    Появились БПЛА, необходимость в дорогом малозаметном вертолёте отпала.

                    Не-е-е. программу закрыли в 2004 г. И задачи БПЛА решает другие. БПЛА здесь непричем.
                    Понастроили больше ударных Апачей D и Е, плюс беспилотников.

                    Задачи Команча и Апачей различались, потому и стали создавать Команч. БПЛА здесь совсем непричем, тем более, в 2004 году, когда закрыли Команч.
                    Аналогии. Параметры Су-57 ещё лет 8-9 назад были вполне известны и определены, но ещё долгое время он существовал лишь в качестве летающих прототипов.
                    Отличие от RAH-66 - что его программу не прикрыли.

                    Раз отличие, значит - не аналогия. А раз не аналогия, то Су-57 здесь не уместен. Мы о Команче, о несуществующем вертолете, для которого Вы озвучили ЭПР. Намекну - неверную ЭПР.
                    1. 0
                      9 июля 2022 17:22
                      Намекну - неверную ЭПР.

                      Рассчитываю, что вы озвучите добытые вами сведения. Очень интересно.
                      А чего закрыли?

                      Ваш вариант request
                      1. 0
                        15 июля 2022 21:44
                        Цитата: 3danimal
                        Ваш вариант

                        "Команч" не выполнил требования на по РЛ ни по ИК заметности. Сделать вертолет с очень низкой ЭПР невозможно из-за вращения движения лопастей винтов. Как ни пытались, но даже в лабораторных условиях по винту не получается менее, ЕМНИП, 0.1 м^2/
                      2. 0
                        16 июля 2022 15:00
                        Команч" не выполнил требования на по РЛ ни по ИК заметности.

                        Откуда у вас данная информация?
                        Система снижения ИК заметности, реализованная в RAH-66 - лучшая из существующих (попробуйте оспорить).
                        Сделать вертолет с очень низкой ЭПР невозможно из-за вращения движения лопастей винтов.

                        Лопасти могут быть композитными, радиопрозрачными.
                        И я не говорил о каких-то конкретных значениях, а лишь о том, что ЭПР Команча была в 200-300 раз меньше, чем у Апача, что вполне реалистично, учитывая разницу в дизайне.
                        As intended, it would have functioned as a stealth helicopter, incorporating a number of different techniques and technologies in order to reduce its radar cross-section (RCS) along with other areas of visibility and detectability. The exterior surfaces of the RAH-66 were faceted and covered with both radar-absorbent material (RAM) coatings and infrared-suppressant paint; as a result of these combined measures, the Comanche's RCS was stated to be 360 times smaller than that of the AH-64 Apache. The acoustic signature of the helicopter was also reported to be noticeably lower than comparative helicopters; this reduction had been partially achieved through the adoption of an all-composite five-blade main rotor and pioneering canted tail rotor assembly.

                        https://en.m.wikipedia.org/wiki/Boeing–Sikorsky_RAH-66_Comanche

                        Тут вообще называется разница в 360 раз.

                        Как ни пытались, но даже в лабораторных условиях по винту не получается менее, ЕМНИП, 0.1 м^2/

                        В какой лаборатории? Lockheed?
                        И даже 0,1 м2 - даёт значительное преимущество в сравнении с ЭПР обычных ударных вертолётов.
  3. +11
    1 июля 2022 16:31
    Похоже новая эпоха вертолётостроения. Перспективно. не отстать бы.
    1. -6
      1 июля 2022 17:15
      это не вертолет, это атожир, повторение пройденного
      1. +6
        1 июля 2022 18:23
        Это не автожир, это винтокрыл вроде опытного КА-22, но на новом технологическом и аэродинамическом уровне.
  4. +3
    1 июля 2022 17:07
    Ожидается, что вертолет с взлетной массой не менее 6 т сможет развивать скорость более 250 узлов (от 460 км/ч).

    Серьезная скорость, для достижения которой и была выбрана соосная схема с более короткими винтами.
    1. +1
      1 июля 2022 17:53
      Цитата: Konnick
      Ожидается, что вертолет с взлетной массой не менее 6 т сможет развивать скорость более 250 узлов (от 460 км/ч).

      Серьезная скорость, для достижения которой и была выбрана соосная схема с более короткими винтами.

      Однако у него всего один двигун! Не мало ли будет 3000л.с. на 6 тонн? потом, ну как-то уж скромно -- боевая нагрузка всего 500 кг ! Понимаю там 1000 кг, хотя бы ! а то всего 500 кг. Это что, "легкая кавалерия" в разведке, что ли? Все завязано на скоростные качества. Про бронирование ни слова (кевларовое наверняка будет), значит не вертушка поля боя. Если это "глаза в небесах", то зачем всадника посадили? БПЛА намного дешевле бы обошелся...Или они заранее узнали о нашем "не имеющей аналогов" РЭП и решили не рисковать техникой по напрасному? bully
      1. +5
        1 июля 2022 18:31
        Цитата: Удав КАА
        что, "легкая кавалерия" в разведке, что ли?

        В первом абзаце статьи так и написано:
        перспективный разведывательно-ударный вертолет Raider X.
      2. +2
        1 июля 2022 20:51
        Да нифига не мало. Наши ТВ3-117В в районе 1250-1400 л.с. на 1 двигун. Итого - 2500 на борт. При взлетной массе Ми-24 12,8 тонн. А тут - 3000 кобыл на 6 тн......
        1. +1
          2 июля 2022 07:10
          это где такие данные про мощность? там же 2х2400 л.с. и в максималке 2х2700
          1. 0
            13 июля 2022 19:41
            В тетрадке про ТВ3-117
      3. 0
        6 июля 2022 05:31
        Один двигатель вообще вызывает вопросы - а как же с живучестью? Их должно быть два, есть отличные готовые образцы от Апача/Блэкхока.
        Либо существующий нужно делать мощнее (что не убирает вышеупомянутый вопрос).
        Я бы вообще предложил делать этакий “Joint Helicopter”.
        Способный заменить и Апач, и Kiowa, и UH-60.
        Для ударных миссий - устанавливать доп пилоны позади откидных, как предполагалось на «Команче».

        Разведка - достаточно встроенных откидных пилонов. Или кабина вместо них на заменителе Блэкхока.
        Сразу из минусов - «рядная» кабина, вместо тандема.
        Понятно, что для заменителя UH-60 это лучше, но не для ударника.
        Вариант - 2 модуля с кабинами, кроме модулей центрального отсека (пассажирский/разведывательно-ударный).
        Ещё минус - пушка. ИМХО, 30мм с чуть сниженной баллистикой на Апаче - лучше.
        Можно использовать снаряды с программируемым подрывом, кумулятивные, и это при всех плюсах турели и с хорошей точностью.
    2. 0
      1 июля 2022 18:32
      Соосная схема выбрана скорее для того чтобы не ставить рулевой винт - компенсатор разворачивающего момента, как у AH-56 Cheyenne
      1. +6
        1 июля 2022 18:50
        Соосная схема выбрана скорее для того чтобы не ставить рулевой винт - компенсатор разворачивающего момента, как у AH-56 Cheyenne

        При соосной схеме, при одинаковой подъемной силе требуется меньший диаметр винтов. При одинаковой величине подъемной силы, скорость набегающих концов винта, меньше у вертолетов с меньшей длиной винта, поэтому срыв потоков воздуха с концов винта происходит при большей скорости вертолета чем у вертолета традиционной схемы
        1. +3
          1 июля 2022 19:00
          Извините, этого я не знал. Спасибо.
        2. +6
          1 июля 2022 21:00
          Там много плюсов - при отсутствии РВ нет дополнительного отбора мощности на компенсацию реактивного момента, улучшение коэффициента тяги НВ за счет двух плоскостей подъемной силы, отсутствие аэродинамической ассимметрии в управлении и т.п.)
        3. +2
          2 июля 2022 00:14
          Это ещё и просто красиво


          А типовой схемы: винтами бы точно воду микшовал при таких кульбитах
      2. +1
        2 июля 2022 12:24
        Цитата: ИВЗ
        Соосная схема выбрана скорее для того чтобы не ставить рулевой винт - компенсатор разворачивающего момента,

        Так куда там столько механики лепить, если в корме толкающий винт поставили. Если еще и вал для рулевого протянуть через балку -- хвост отвалится ! bully
        А соосная схема позволяет вертелу даже боком летать. Да и ЦТ практически совмещен с ЦВ, что снижает инерцию и крутящие моменты. Так что, соосники верткие и быстрые. Посмотрел на "оригинальную" компановку и не увидел там тяг автомата "перекоса". А наши все никак от них избавиться не могут. Неужто янки умнее нас оказались!? belay
        1. +1
          7 июля 2022 21:47
          При всем уважении добавлю механики в понимание конструкции вертолетов соосной схемы. Плюсы я озвучивал ранее. Минусы, если интересно: 1. бОльшая вероятность попадания в вихревое кольцо (аэродинамика); 2. конструктивно-технологическая сложность главного редуктора (кинематика). Самая болевая точка любого вертолета. При возникновении проблемы с редуктором (обороты, температура) - 10 минут, и ты на фото с черной рамкой. И 3-е (механика, рычаги-моменты): автомат перекоса соосной схемы НВ. Очень сложный в обслуживании и в 2-раза тяжелее автомата перекоса старых моделей.
  5. -2
    1 июля 2022 17:30
    Интересно мнение профессиональных летчиков, инженеров-вертолетостроителей, обслуживающего персонала и т.д.
    Нужна ли так такая большая скорость?
    1. +3
      1 июля 2022 18:34
      Это не к ним, это к военным тактикам. Инженеры хоть ТРД прикрутят...... Взять к примеру советские экранопланы
    2. +2
      1 июля 2022 19:10
      Цитата: Maxim G
      Нужна ли так такая большая скорость?

      Это же вертолёт и указанная скорость максимальная. Он же может и на месте зависать и медленно ползти.
      Интересно другое - его отношение к ПЗРК, "Стингеру" и другим.
      1. +2
        2 июля 2022 12:33
        Цитата: Starover_Z
        Интересно другое - его отношение к ПЗРК, "Стингеру" и другим.

        Да бог с ним, со стингером! yes
        Главное, что у них есть против нашей СОСНЫ !
        Как его композитные бока наши 23, 30 мм снаряды переваривают. Я про 57 мм не говорю, ибо не по нутру такие пельмени даже ЛБЦ, не то что вертунам.
    3. +3
      1 июля 2022 19:22
      Цитата: Maxim G
      Интересно мнение профессиональных летчиков, инженеров-вертолетостроителей, обслуживающего персонала и т.д.
      Нужна ли так такая большая скорость?

      Я не летчик, но считаю, что большая скорость дает больше шансов выжить над полем боя в моменте выхода из-под удара или после пуска своей ракеты.
      1. +3
        1 июля 2022 21:11
        Для средств ПВО и ПЗРК разницы на таком диапазоне скорости нет. Догонят в любом случае. При стрелковом противодействии - да, эффект есть
      2. +3
        2 июля 2022 00:12
        бОльшая скорость -это ещё и время выхода на рубеж атаки, или ухода с оного, или прибытие в зону бд.
        Скорость всегда хорошо
        1. 0
          5 июля 2022 21:08
          БОльшая скорость -> бОльшая высота полета -> бОльшая вероятность поражения на бОльшем удалении от рубежа атаки.
          1. -1
            5 июля 2022 21:50
            Не вижу логической связи с бОльшей скорости и бОльшей высоты полёта.
            Чай не сверхзвук,а?
            ПКР гарпун идёт на 850 км/ч на высотах до 3 х метров, Х-35/Р-360 на 15м и с горской в 100м
            Минобороны во вторник, 3 мая, опубликовало видео, на котором показан фронтовой бомбардировщик Су-24М. На кадрах самолет наносит удар по украинским позициям на предельно малой высоте.


            а этого так "легко сбить" , потому как бОльшая скорость?
            ага

            бОльшая вероятность поражения на бОльшем удалении от рубежа атаки.

            FIM-92 Stinger дальность поражения 4,5 км
            высота полета 10м

            высота полета 50м

            более 10 км надо бежать к цели
            1. 0
              5 июля 2022 22:29
              Цитата: TreeSmall
              Не вижу логической связи с бОльшей скорости и бОльшей высоты полёта.
              Чай не сверхзвук,а?
              ПКР гарпун идёт на 850 км/ч на высотах до 3 х метров, Х-35/Р-360 на 15м и с горской в 100м

              А здесь тема разве не про вертолет? Или для Вас аэродинамика вертолета, самолета с изменяемой стреловидностью крыла и ракеты крестокрылой схемы одинаковая?
              1. -1
                5 июля 2022 22:54
                Кто-то писал про
                БОльшая скорость -> бОльшая высота полета -> бОльшая вероятность поражения на бОльшем удалении от рубежа атаки.

                Я про бОльшие высоты.
                Самолёт приведён специально.
                Вертолеты привести на ПМВ?
                И дальность видимости и радиогоризонт у вертолёта отличаются от самолета?
                Или стингер / верба по вертолёту дАльше работают?
                Аэродинамика вертолёта конечно другая:
                У него нет скорости сваливания да и экранный эффект практически отсутствует.
                И как это связано с бОльшей вероятностью поражения?
                1. 0
                  6 июля 2022 20:55
                  Цитата: TreeSmall
                  Я про бОльшие высоты.
                  Самолёт приведён специально.

                  Зачем? Самолет не имеет никакого отношения к обсуждаемому объекту.
                  Цитата: TreeSmall
                  Вертолеты привести на ПМВ?

                  Речь о том, что с ростом скорости полета надо увеличивать высоту. Для безопасности надо. Что даст видео с вертолетом на ПМВ? Хотя, вот тот сбитый в самом начале украинский Ми-24, который сначала приняли за российский, хорошо было видно, что летел быстро и высоко.
                  Цитата: TreeSmall
                  И как это связано с бОльшей вероятностью поражения

                  Вероятность поражения всегда зависит от высоты полета цели. Та вероятность поражения, которую Вы обычно читаете в характеристиках - это усредненная по зоне поражения. Боевому вертолету надо летать очень низко и медленно для выживания.
    4. +3
      1 июля 2022 21:08
      Только для оперативного реагирования при постановки задачи на выполнение полетного задания) Если необходимо срочно нанести удар (километров за 200), то обычный вертолет будет у цели через 45 минут, а данный пепелац - через 25. Хотя есть Калибры и прочие шняжки.
      1. 0
        5 июля 2022 21:10
        Цитата: helicop-man
        Если необходимо срочно нанести удар (километров за 200), то обычный вертолет будет у цели через 45 минут, а данный пепелац - через 25.

        За 200 км используется самолет, который будет у цели за через 12 минут.
        1. 0
          13 июля 2022 19:39
          А он сможет высадить ДРГ?
          1. 0
            15 июля 2022 20:19
            Цитата: helicop-man
            А он сможет высадить ДРГ?

            Во-первых, речь шла о необходимости
            срочно нанести удар (километров за 200)
            , а во-вторых, если вертолет будет лететь на большой скорости, то он вряд-ли долетит до точки высадки незамеченным.
            1. 0
              16 июля 2022 22:46
              Во-первых, высадка десанта - одна из задач АА, во-вторых, на маленькой скорости он не менее заметен)))))) Тут поможет только полет на ПМВ (предельно-малой выстое), лучше на метре-полтора. На скорости 250-270 можно спокойно так ходить. Только потом кусты или злаковые с "бороды"(прицельный комплекс спереди-справа) снимать надо.
  6. +1
    1 июля 2022 18:04
    Вот узнать примерно стоимость его?
    1. 0
      1 июля 2022 18:32
      Чего узнавать: Апач, в зависимости от версии, - 50-60млн$$$. И сам ЛА не самая дорогая его часть.
  7. +4
    1 июля 2022 18:30
    Что то теоретики запутались:
    То ударные вертолёты и штурмовики уже всё.... То делается что то среднее, не бронированное, но с пушкой и хотим ей ещё по кому то стрелять.

    Тут уже а10му и су25 не дают из пушек стрелять.....
  8. +3
    1 июля 2022 18:40
    20мм пушка по современным реалиям устарела, а так машина прорывная в вертолетостроении
    1. -1
      4 июля 2022 15:19
      Причем, прорывная, больше в гражданском и транспортном использовании
  9. -9
    1 июля 2022 19:05
    Сикорский шкурой оказалсЯ
    1. +6
      1 июля 2022 19:22
      Сикорский - давно умер. Русский инженер из русского города Киева (знаете такой город?). Волею судеб оказался в США (американцы ж тупые).
      1. -10
        1 июля 2022 19:40
        Потому и шкура. Ничего - у Камова и Миля лучше даже
        1. +1
          4 июля 2022 14:43
          Ну Вы и твёрдый орешек.
          Сикорский покинул Родину после и из-за революции 1917 года.
          1. -1
            4 июля 2022 16:46
            И что м того? Их там много таких было.
      2. +1
        2 июля 2022 22:19
        Волею судеб оказался в США (американцы ж тупые).
        Ну так главный конструктор ДС-3 и B-29 Асен Йорданов вообще болгарин
    2. +2
      1 июля 2022 19:24
      Цитата: Novosibirsk
      Сикорский шкурой оказалсЯ

      В чем именно ?
  10. -6
    1 июля 2022 19:21
    Настоящая "вундер-вафля". Не верю, что это мог "сочинить" нормальный человек.
  11. -5
    1 июля 2022 20:30
    Ничего особенного, удачи в догонке Камова
  12. +1
    2 июля 2022 00:04
    Развитие идей КБ Камова на современном технологическом уровне, однако.
  13. 0
    2 июля 2022 00:21
    Что-то напоминает
    1. +3
      2 июля 2022 01:08
      Цитата: МятныйПряник
      Что-то напоминает
      А мне вспомнился вот такой вертолёт
      AH-56 Шайенн.
      Первый полёт в 1967г, движок 1 - Т-64-GE-16 2580 кВт, крейсерская скорость 370км/ч, максимальная скорость 408км\ч
      Проект закрыт в 1972г, выпущено 10шт.
      Вспомнился толкающий винт.
      Но вместо Шаенна в армию взяли Апача AH-64...
      hi
  14. -1
    2 июля 2022 07:14
    А теперь самое интересное. Какая цена СЕРИЙНОГО ОБРАЗЦА ...который будет поступать в войска...если сумеет пройти все госиспытания....хотя мы знаем как они проходят эти госиспытания на примере Ф-35. Так что в лучшем случае появятся несколько десятков....а в худшем вообще вся программа запорется.
    1. 0
      26 сентября 2022 21:05
      Цена в т.ч. зависит не только от НИОКР, но и от зарплаты на заводе. Учитывая, что в США инженер-разработчик зарабатывает в час порядка $100-120, а сборщик на линии (в зависимости от квалификации 40-70), то ежу понятно, что эта машина будет в 2.5-3 раза дороже Ка52
  15. +2
    2 июля 2022 11:00
    «Земля-поверхность»...
    Это как в контексте вертолета? Стрельба на стоянке? Может все же "воздух-поверхность"?
  16. +1
    2 июля 2022 11:24
    Она получает кожух с характерными обводами, указывающий на снижение малозаметности.

    Исправьте опечатку.
  17. 0
    2 июля 2022 14:09
    Технически вертолëт очень интересный. Но вот с точки зрения применения вопросы. Он создаëтся по программе замены лëгкого многоцелевого вертолëта LittleBird. Но вот проблема. Он не сможет заменить его. Новый вертолёт конечно быстрее и чуть малозаметнее чем "птичка", но вот выполнять операции по быстрой высадке и подбору десанта в городе он не сможет. Просто потому что он значительно БОЛЬШЕ и ТЯЖЕЛЕЕ чем "LittleBird". А полëты в городе с проведением десантаи ретрансляции сигнала, одна из наиболее часто используемых операций что выполняется птичками. Новый же вертолëт либо будет неспособен их выполнять либо будет выполнять хуже. В итоге выходит так что этот вертолëт будет хорош в разведке (и то, есть вопросы о том смогут ли имея ТРИ винта сохранить приемлемо низкую ЭПР) но больше ни в чëм. С десантом он справляется хуже птички, так как последний маленький и манëвренный, способен выполнять быстрые посадки на очень сложных рельефах (например в лесостепной или городской местности). Функции ретранслятора губительны, так как будут делать его заметным, а значит всё ухищрения для стелса окажутся бесполезными. Как штурмовик он плох, его обыгрывает даже "чёрный ястреб" у которого боевая нагрузка выше. Не говоря уже о том что 20 мм. авто пушка не актуальна по калибру уже лет 15-20.
    В итоге из вертолëта может выйти хороший разведчик. Но вот с остальными задачами прогресса либо нет, либо даже регресс.
  18. 0
    2 июля 2022 21:11
    Над проблемой скоростного вертолёта работают не одно десятилетие. Но основное противоречие так и не решено. Чем больше скорость вертолёта, тем хуже он на режиме висения.
    Взять тот же Ми-24 который хоть и строился с учётом создание Ми-8 имеет свою несущую систему. НВ всего 17 с копейками петров, против 21 у Ми-8. При этом (простите за неточности по памяти) обороты НВ у Ми-24 выше, 240 об/мин против 190. За счёт этого максимальная скорость достигла 335 км/ч (Ми-24В/П).
    Но платой за это стала высотность. И хотя с нормальным взлётным весом Ми-24 может залезть на 5000 метров, это динамический потолок. Статический увы и ах. Если на уровне моря ещё терпимо, то в горах грусть и печаль.В Афгане мы как самолёты короткого взлёта работали.
    А здесь разработчики динамический потолок в 3000 заявили. Это значит только одно, такой пепелац вертикально сможет взлетать только на уровне моря в условиях стандартной атмосферы. В горах подавай ему аэродром для разбега, иначе никак. О режиме висения и говорить нечего.
    Закономерный вопрос, а зачем тогда городить такой сложный как по конструкции, так и по управлению аппарат, если вполне реально построить под такой скоростной диапазон самолёт укороченного взлёта и посадки?
    1. 0
      5 июля 2022 21:05
      Цитата: vovochkarzhevsky
      Над проблемой скоростного вертолёта работают не одно десятилетие.

      Да не нужен скоростной вертолет, кроме как в спасательной и поисково-спасательной операциях. Просто в вертолетостроении в рассматриваемом классе некуда двигаться в развитии, кроме как в увеличение скорости.
  19. -2
    2 июля 2022 23:09
    Это вроде тот самый, который анонсировался года 2 назад как сверх-скоростной?

    Помнится пиарился еще "наш ответ", но с тех пор както приглохло.
  20. 0
    9 июля 2022 20:40
    С таким остеклением, как на веранде- это точно военный винтокрыл?
  21. -1
    6 августа 2022 16:38
    «Земля-поверхность»

    Это как?!
  22. 0
    31 августа 2022 15:00
    Помнится восхищались супер вертолётом Команч, только где он?
  23. 0
    26 сентября 2022 20:44
    Фирма Сикорский - создатель первого в мире вертолета. Наработки и опыт у них точно есть

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»