Военное обозрение

Качество вместо количества: планы развития авиационного парка ВВС США

16

Пентагон и Конгресс прорабатывают планы по развитию военно-воздушных сил на следующий год и отдаленную перспективу. С учетом сложившейся обстановки и ожидаемых угроз военное ведомство предлагает набор ключевых мер и решений, однако они не полностью устраивают законодателей. Это приводит к спорам и потенциально угрожает будущему ВВС. Тем не менее, два ведомства уже нашли общий язык по некоторым вопросам и рассчитывают на дальнейший прогресс в этой области.


Актуальные проблемы


Согласно доступным данным, парк ВВС США включает ок. 5500 летательных аппаратов всех классов и типов. В это число входят боевые, вспомогательные и специальные самолеты и вертолеты, разнообразные беспилотники, планеры и т.д., как в активной эксплуатации, так и на хранении. Такие количественные показатели соответствуют планам Пентагона и ставящимся задачам.

Большое значение имеет боеготовность ВВС. По данным издания Defense News, на начало 2022 ф.г. (осень 2021-го календарного) к решению учебных и боевых задач было пригодно 71,5% техники, числящейся в эксплуатации. Годом ранее этот показатель был на 1,2% выше.

При этом речь идет только о средних показателях по ВВС в целом. Некоторые образцы авиационной техники демонстрируют меньшую готовность и более высокие темпы ее падения. К примеру, в парке истребителей F-22A и стратегических бомбардировщиков B-1B в последние годы к немедленному выполнению задач было готово только 50-60 проц. техники, и этот показатель медленно сокращался.


Подобные процессы пока не оказывают критического влияния на состояние и возможности ВВС в целом. Однако оставлять их без внимания нельзя – в противном случае возникнут риски как для боевой авиации, так и для национальной безопасности в целом. В связи с этим на протяжении нескольких последних лет ВВС и Пентагон составляют различные планы и пытаются провести их через Конгресс.

Качество ценой количества


В начале апреля в Сенате прозвучали любопытные данные о возможных планах Пентагона. Один из сенаторов, ссылаясь на полученные документы, сообщил, что военное ведомство в течение пяти следующих лет собирается вывести из эксплуатации 1468 летательных аппаратов, из них 369 уже в этом году. За тот же период хотят приобрести всего 467 новых. Все это приведет к сокращению парка на 1001 ед. или на 15%.

ВВС никак не прокомментировали заявления в Сенате. При этом сразу возник повод для сомнений в озвученной информации. Дело в том, что в военном бюджете на текущий финансовый год предусматривается вывод только 150 ед. техники. Еще 100 ед. передадут другим ведомствам. Суммарно ВВС должны лишиться 250 машин – что на 119 меньше, чем утверждалось в Сенате. Как возникло такое расхождение, и откуда взялась информация о сокращении парка на 1001 ед., неизвестно.

Впрочем, Пентагон на протяжении последних лет действительно предлагал уменьшить активный парк и резерв за счет отказа от устаревшей техники. Под сокращение должны пойти самолеты и вертолеты, пока не выработавшие ресурс, но уже не соответствующие всем актуальным требованиям и «неспособные выжить в боях будущего». Сэкономленные средства должны пойти на перспективную технику.


К примеру, в изначальном проекте военного бюджета на 2023 ф.г. предлагалось списать 21 штурмовик A-10C и заменить их таким же количеством истребителей-бомбардировщиков F-16. 36 имеющихся истребителей F-22A не соответствуют требованиям боевого применения и используются в качестве учебных. 33 из них предлагается вывести из боевого состава. В составе ВВС имеется 31 самолет ДРЛОиУ E-3; из них собираются оставить в строю только 16.

Также предлагается списывать самолеты и вертолеты других типов, однако в этом случае речь идет только о плановом обновлении парка. Более старые самолеты и вертолеты будут выводиться в резерв или отправляться на утилизацию, а на их место будут поступать изделия нового производства и/или современных модификаций. При этом принципиальное изменение количества техники не предполагается.

В процессе согласования


В середине июня предложения Пентагона прошли через Комитет Сената по обороне. Законодатели лишь частично согласились с планами по развитию и переоснащению ВВС. Некоторые пункты о сокращении техники получили одобрение, тогда как от других придется отказаться.

Сенатский комитет одобрил списание 21 штурмовика A-10C. При этом самолеты, сохраняющие значительную часть ресурса, должны быть переданы Национальной гвардии. Также разрешена закупка истребителей F-16 для замены штурмовиков. Таким образом, сенаторы согласились с Пентагоном, который считает, что A-10C уже не соответствует актуальным требованиям и может выводиться из эксплуатации.


Предложение о списании 33 истребителей F-22A, используемых в качестве учебных, не одобрено. Сенат опасается, что такой шаг ударит по системе подготовки личного состава. В связи с этим ВВС должны представить подробный план развития парка учебных самолетов и подготовки личного состава. Если этот документ устроит законодателей, то Пентагон сможет вывести из эксплуатации свои F-22A.

Комитет Сената в целом не против списания устаревших самолетов E-3. Однако требуется принять меры по скорейшему созданию замены для них, чтобы ВВС не остались без критически важной техники. За счет экономии на списанных E-3 предлагается увеличить финансирование перспективного проекта E-7 Wedgetail. Однако и такие шаги не исключают возможные проблемы. Дело в том, что опытные E-7 ожидаются только в 2027 г. или позже – через четыре года после начала списания строевых E-3. Как следствие, любое промедление с новым проектом угрожает всему парку ДРЛОиУ.

Сенатский комитет одобрил не только списание и замену техники, но и увеличение закупок серийных образцов в следующем 2023 ф.г. Так, планы по приобретению истребителей F-35A увеличили на 7 ед., и ВВС за год получат 40 таких самолетов. Предусмотрено приобретение 10 самолетов РЭБ EC-37B. ВВС разрешат закупить 20 вертолетов HH-60W – вдвое больше их изначального запроса.

Следует отметить, что проект военного бюджета после прохождения через Комитет Сената не предусматривает радикального сокращения общей численности летательных аппаратов. Речь идет лишь о десятках самолетов или БПЛА нескольких типов. Нетрудно заметить, что все это не соответствует апрельской информации о грядущем списании 1001 единицы за пять лет.

В середине июля все эти процессы и предложения прокомментировал Белый дом. Административно-бюджетное управление офиса президента заявило, что оно решительно протестует против некоторых предложений Конгресса. Законодатели блокируют усилия Белого дома по сокращению «платформ низкого приоритета», и в контексте ВВС это приводит к увеличению бюджета на 840 млн долл. Отмечается, что проект военного бюджета составлялся с учетом всех нужд и возможностей, а любое его увеличение должно быть оправданным.


Стремление к лучшему


Таким образом, в настоящее время авиационный парк ВВС США в целом пребывает в хорошем состоянии и в основном соответствует требованиям и пожеланиям командования. При этом ситуация на разных направлениях отличается. К примеру, тактическая авиация отличается высокими показателями боеготовности, а состояние стратегической далеко от идеального.

Пентагон анализирует текущую ситуацию и предлагает различные меры по развитию ВВС. Эти предложения учитывают состояние имеющейся техники, процессы создания новой, а также актуальные и ожидаемые угрозы. И все предложенные меры отражаются в проекте военного бюджета, который прямо сейчас проходит через все необходимые инстанции.

Согласно последним новостям, Пентагон и Конгресс планируют сохранять численность парка ВВС примерно на текущем уровне, хотя и возможны некоторые сокращения. При этом необходимо постоянное и систематическое обновление парка, причем не только из-за выработки ресурса. Перспективные угрозы и вызовы заставляют уделять все больше внимания новым образцам, а также отказываться от устаревших или близких к потере необходимого потенциала.

По всей видимости, в ближайшем будущем в военный бюджет на 2023 ф.г. и в его часть, отведенную для ВВС, вновь будут внесены те или иные изменения. Могут поменяться объемы закупок новых самолетов или темпы списания старых. Однако общие тенденции, вероятно, останутся прежними. Будет сохраняться курс на повышение качественных показателей, в т.ч. за счет разумных сокращений количества.
Автор:
Использованы фотографии:
Минобороны США
16 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. алексей сидяйкин
    алексей сидяйкин 6 августа 2022 06:43
    +1
    Почитать автора так в ВВС автора прям сплошная благодать а вот штатовские аналитики далеко не в радужном настроении по поводу качества имеющейся в наличии техники. Хотелось бы более толковый разбор
    1. Kestrel
      Kestrel 6 августа 2022 18:48
      +4
      Тоже зашел почитать какой-нибудь толковый обзор, но получил статью Рябова из палаты мер и весов :)

      По поводу ситуации в ВВС США - только недавно видел очень любопытное видео про ситуацию с самолетами заправщиками. Старые КС-135 Стратотанкер начали заменять с середины 10-х годов на новые КС-46, но в итоге последние практически неприменимы в реальных условиях по причине множественных проблем с софтом и другими системами. Например, в новом заправщике стеклянную кабину оператора заправочной штанги заменили на комплект черно-белых видео-камер - в итоге экипаж столкнулся с сильным сужением углов обзора, засветами в солнечную погоду и сильным нарушением чувства глубины при взгляде на ситуацию через монитор.
  2. ТермиНахТер
    ТермиНахТер 6 августа 2022 08:05
    -4
    С учетом лоббизма и жадности матрасных корпораций, все перечисленное - набор благих намерений, в реальности будет очень грустно. Плюс СВО, которая выкачивает деньги из матрасного бюджета, как насос.
  3. Kuzja
    Kuzja 6 августа 2022 08:22
    0
    Странные расклады у них там по перспективам. В идеале самую устаревшую часть нужно было отправить в хохляцкую топку, потребовав взамен от конгресса бабок на закуп и разработку новейшей техники. Но тм, видимо, лучше видать. Нашим радужным...
  4. Бережливый
    Бережливый 6 августа 2022 09:13
    +3
    Интересно, почему ф22А невозможно модернизировать, или это действительно очень дорого?
    1. Андрей из Челябинска
      Андрей из Челябинска 6 августа 2022 11:23
      +5
      Цитата: Бережливый
      Интересно, почему ф22А невозможно модернизировать

      Очень похоже на то, что далеко не все в порядке с "флагманом мировой истребительной авиации"
      Создавали американцы суперистребитель, создавали, а построили всего только 187 серийных (195 всех) под сурдинку "мир во всем мире, СССР больше нет, будем делать более легкий дешевый самолет". Вроде бы, чего уж тут сложного - создать самолет попроще на имеющихся уже технологиях, но Ф-35 все еще не в строю, лечит детские болезни. Возникает вопрос - а были ли технологии отработаны? Затем - мир изменился да и вообще необходимо пополнение парка тяжелых истребителей, но США не реанимируют Ф-22, а штампуют Ф-15. Это как если бы мы, поставив на крыло и освоив Су-35, вдруг стали бы производить Су-27... А теперь вот еще и досрочный вывод из состава ВВС педалируется. К чему бы это?
      1. Wildcat
        Wildcat 6 августа 2022 13:22
        +4
        hi
        похоже на то, что далеко не все в порядке с "флагманом мировой истребительной авиации"
        Создавали американцы суперистребитель, создавали, а построили всего только 187 серийных (195 всех) под сурдинку "мир во всем мире, СССР больше нет, будем делать более легкий дешевый самолет"


        Там была немного другая история при Обаме/Гейтсе.
        Гейтс: "Среди всех моих решений этого рода особый интерес вызвало завершение производства истребителей стелс F-22, ограничив его 187 самолетами. Меня даже наградили прозвищем «убийцы F-22», но на самом деле эта программа постоянно сокращалась на протяжении долгого времени: ведь по проекту 1986 года предполагалось построить 750 самолетов. За почти двадцать пять лет эта программа практически уподобилась Юлию Цезарю – множество рук норовили нанести ей все новые раны. Каждый министр обороны, кроме меня, подступался к ней с ножом. Производители, кстати, подстраховались – поставщики и субподрядчики у них были в сорока четырех штатах, благодаря чему программу неизменно поддерживали восемьдесят восемь сенаторов. Легко представить, сколь кровопролитным получилось сражение за остановку программы.

        Помимо стоимости у меня были и другие претензии к F-22. Этот великолепный аппарат предназначался в основном для борьбы с аналогичными самолетами пятого поколения (предположительно китайскими), для ведения воздушных боев и подавления сложных систем ПВО. Но мы воюем вот уже десять лет, а этот самолет ни разу не вылетал на боевое задание. Я спрашивал защитников F-22 – даже если вспыхнет конфликт с Китаем, где мы собираемся базировать этот самолет ближнего радиуса действия? Неужели защитники программы думают, что китайцы не уничтожат авиабазы в Японии и других соседних странах, если американские самолеты будут взлетать оттуда? А в остальном, безусловно, нельзя не согласиться с пилотами – это действительно лучший истребитель в мире. После тяжелого «боя», в ходе которого президенту пришлось пригрозить своим вето, сенат в июле 58 голосами против 40 поддержал наше предложение прекратить производство, остановившись на 187 самолетах. Палата представителей в конечном счете тоже согласилась.
        "
        Ну и в то же время при Обаме "мы должны ускорить закупку истребителей стелс пятого поколения F-35 и приобрести больше истребителей F/A-18, чтобы полностью укомплектовать авиакрылья наших авианосцев, пока не встанут в строй все F-35; 700 миллионов долларов уйдет на развертывание новых элементов системы ПРО; 200 миллионов необходимо для модернизации шести эсминцев и оборудования их системой «Иджис»; также следует профинансировать строительство дополнительных эсминцев DDG-51 типа «Арли Берк» (первый такой эсминец сошел со стапеля еще при Рейгане, однако, после легкой модернизации, до сих пор остается лучшим кораблем своего класса); бюджет рассчитан на утроение числа студентов в наших военных кибершколах; в него включены приобретение воздушного заправщика следующего поколения и первые шаги по замене ядерных субмарин с баллистическими ракетами. Кроме того, мы намерены оценить потребность ВВС в новом бомбардировщике."

        Хотя, судя по воспоминаниям Гейтса, ВВС - от пилотов до командования - очень хотели еще больше Ф22.

        Но Гейтс при полной поддержке Конгресса разгребал неотложные нужды (чем Гейтс собственно очень гордится, ИМХО с немного театральными эффектами, включая слезы и вставание на колени.... но эффекты работали, надо признать, Конгресс денежки выделял быстро и много):
        - МРАПы (действительно, взрывной рост количества, скорость изготовления и доставки), "снижение потерь до 50%"

        - БПЛА ("нет, уважаемый министр обороны, нам больше БПЛА не надо, хватит... Иначе, если мы их сделаем сколько вы хотите... иначе они просто закроют собой солнце, а это неудобно");

        - "приведение в чувство" медицины, от "ну ка быстро в Афгане перешли от двухчасового стандарта эвакуации раненого о одночасовому", госпиталь Уолтера Рида "ремонт, меньше бюрократии и больше комфорта и животворящие лещи администрации "навылет"" до церемоний похорон по желанию родни (от закртытой до торжественной), с оплатой перелетов и так далее (ну тут есть фильм "Забирая Ченса").

        не реанимируют Ф-22, а штампуют Ф-15. Это как если бы мы, поставив на крыло и освоив Су-35, вдруг стали бы производить Су-27... А теперь вот еще и досрочный вывод из состава ВВС педалируется. К чему бы это?
        того, что есть и будет, ближайшие годы хватит, по их мнению, и на нас и на Китай. Приоритет даже не истребителям, а машинам с акцентом на ударные возможности, Ф35 и Б21.
        Вместо Ф22 в конечном итоге будет 6 поколение.
        1. алексей сидяйкин
          алексей сидяйкин 7 августа 2022 09:46
          0
          Особенно прекрасно это звучит что американские пилоты не в восторге от 35-х которые все ещё в доработке
    2. dzvero
      dzvero 6 августа 2022 11:32
      +2
      Говорят, что модернизация нужна чтобы вписаться в нынешнюю схему управления ВВС. Но для того надо менять практически всю авионику. Видимо, "просто вставкой" допольнительного модуля не обойтись. И, скорее всего, все упирается в цене вопроса.
      1. Андрей из Челябинска
        Андрей из Челябинска 6 августа 2022 11:35
        +5
        Цитата: dzvero
        Говорят, что модернизация нужна чтобы вписаться в нынешнюю схему управления ВВС. Но для того надо менять практически всю авионику.

        Вот и странно, согласитесь - для Ф-15 и Ф-16 Бог помнит какого года выпуска это возможно, а для Ф-22 - слишком дорого.
        1. dzvero
          dzvero 6 августа 2022 12:02
          +1
          Очень подозреваю, что авионика Ф-22 коренно отличается от таковой в Ф-15 и Ф-16. Последних модернизировали "малой кровью" по мере производства (крайние "блоки" по сути разные машины). А "навороченность" Ф-22 потребует разработку практически с нуля под новые стандарты. А судя по тому что их уже хотят постепенно вывести из строя, то игра явно не стоит свеч.
          Вообще-то ситуация в американской авиации интересная. Замена связки Ф-15/Ф-16 (Ф-22/Ф-35) откровенно провальная. Новым машинам еще предстоит слезть с кульмана в цеха. Вот и приходится продолжать выпуск старичков МиГ-25/МиГ-21 пардон, Ф-15/Ф-16.
          1. Flanker692
            Flanker692 7 августа 2022 22:14
            +1
            большинство (>20) из этих 33 машин - те что были повреждены во время тропического урагана на одной из баз. Они уже не жильцы ввиду отсутствия сборочной линии. Оставшиеся - по традиции из первой партии или с какими-либо дефектами (например, жесткая посадка на брюхо в результате ошибки), которые вывели их в состав "учебных" и на которые не распространялись программы по модернизации, а они есть для F-22. И очередная плановая должна завершиться в 2024г для тех машин, для которых это целесообразно (каждый год выводят с боевого дежурства часть из них на эти цели).
            C F-35 если коротко: в нулевых проблемы были серьезные и очень серьезные - перетяжелен на целую тонну, ограничения по маневрами, проблемы с ПО и т.д. и т.п. В Локхиде после "разбора полетов" уволили 3/4 топ менеджмента, отвечавшего за программу и влили еще хренову тучу на доработки (как и с F-22 когда-то). Сейчас, вот конкретно сейчас - все вполне хорошо: cотни на боевом дежурстве, сотни тысяч часов налета. цена летного часа только еще не доведена до целей, но сделала гигантский скачем в лучшую сторону и продолжает снижаться.
            F-35 останется в ВВС США минимум до 2050 года. Планы сейчас такие. Искать тут провал у меня не получается.
            Если F-15EX - старичок, то кто такой тогда Cу-35? ВВС США уже давно не закупает F-16, насколько я знаю. Все новые F-16 идут на экспорт и их производят уже давно значительно меньше F-35.
            1. dzvero
              dzvero 8 августа 2022 12:31
              0
              Если с F-35 все так хорошо, то почему еще не принят на вооружение официально? Может, из-за того что нет альтернативы на конвейре? Плюс ~800 замечаний разной степени серьезности. Плюс выявишаяся проблема с лопатками турбины на 600-ом часу.
              Основная проблема F-35 - слишком много новшества за раз. Отсюда и недоработки, и детские болезни. Единственный плюс - задел на будущее для инженеров и более внятное представление у командования к следующему поколению истребителей.
              Про F-15ЕХ и Су-35 - оба продукт модернизации "старичков". Очень хорошие машины.
              1. Flanker692
                Flanker692 8 августа 2022 19:50
                +1
                что значит не принят на вооружение? он давно достиг уровня боевой готовности и поставлен на боевое дежурство в том числе в ВВС США. Конкретно в штатах есть сложная бюрократическая процедура разворачивания "массового производства" оружия (чтобы ВПК не охреневал).

                F-35 сейчас не достиг уровня Milestone C. Cейчас "предсерийная" стадия ~130-150 машин в год (нам бы такие предсерийные темпы), т.к. еще не проводились испытания на специально строящемся для этого полигоне. Осенью этого 2022 года пройдут первые тестовые испытания полигона, потом уже тесты самолета на полигоне (вот такая у них волокита, зато понятно на что будет способен самолет). По существующим требованиям для Milestone C F-35 должен совершить там 64 полета. Новый полигон имитирует среду с перспективной авиацией и пво россии/китая. По плану они пройдут летом 2023 года и после этого конгресс сможет аргументированно выделять деньги на "массовое производство" (до ~250-300 самолетов в год). Напоминаю, что Cу-35ых по открытым источникам не больше 150 шт... было.
                По поводу 800 замечаний разной степени серьезности... вы вообще в курсе в каком году появился этот список? и уверены что он до сих пор такой? Сейчас построено 700+ самолетов, 600 000+ часов налета. Сколько нам всем известно о списке замечаний по Су-57? из-за чего упал первый серийный экземпляр? сколько их произведено серийных? 10+ будет? какой у них общий налет? Открытость и закрытость программ создает иллюзию успешности и неуспешности.
    3. Engineer
      Engineer 6 августа 2022 19:26
      +5
      Модернизировать F-22 возможно.
      https://theaviationist.com/2022/05/03/f-22-upgrades/

      Любой апгрейд авиации варьирует от очень дорого до безумно дорого

      Весной была инфа, что эти первые 33 раптора спишут чтобы освободить средства для NGAD
      https://eurasiantimes.com/replacing-the-mighty-f-22-raptors-us-air-force-wants-to-go-full-throttle-on-its-next-gen-fighter-jet-development/
      Может передумали, может передумали неокончательно. Вроде решили доводить до стандарта более поздних.
      https://www.airforcemag.com/house-moves-to-upgrade-not-retire-oldest-f-22s/
  5. iouris
    iouris 6 августа 2022 14:52
    -3
    Планы, планы, планы.
    Экономика трещит. Финансы поют романсы. Но главное - трещит социальная сфера.
    Кстати, везде.
    Здравствуй, о дивный новый мир после глобальной трансформации!
    Вы уже чипированы?