Испанский солдат XVI века

141
Испанский солдат XVI века

Капитан ландскнехтов на гравюре неизвестного мастера с инициалами H. D., 1545 г.

В статье «Железный герцог» Альба. Начало боевого пути» мы говорили, что этот испанский гранд без предубеждения относился к людям незнатного происхождения, к таковым относились многие командиры его армии. Одним из них был Хулиан Ромеро де Ибаррола, который, начав службу простым солдатом, получил рыцарское звание от королей Испании и Англии, воинский чин maestre de campo и стал командующим Сицилийской терцией.

На родине он является олицетворением «простого героя», который всю жизнь служит отчизне – честно и без пафоса. Порой его называют «лучшим солдатом Испании», а иногда – «цепным псом» герцога Альбы. С восторгом рассказывают о героизме, проявленном во множестве сражений, и с ужасом – об «Испанской ярости» в Антверпене, который был разграблен подчинёнными Хулиана. Он был солдатом своей эпохи, и бессмысленно судить о нем с точки зрения нашего относительно «вегетарианского», но при этом весьма циничного и лицемерного времени. Сегодня мы просто немного поговорим об этом человеке.



Происхождение героя


Хулиан Ромеро был выходцем из бедной ла-манчской семьи, которая тем не менее претендовала на дворянское происхождение. В Испании со времён Реконкисты было непропорционально много дворян, предки которых когда-то получили звание идальго за военные заслуги – но и только: ни земли, ни денег к такому званию не прилагалось.

Более того, на северо-западе Испании есть историческая область Астурия, которая не была завоевана маврами. Многие её жители имеют светлую кожу (на предплечьях видны вены – пресловутая «голубая кровь») и серые или голубые глаза. И потому все астурийцы, независимо от рода занятий, считали себя дворянами. В знаменитом романе Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» можно прочитать:

«В услужении у хозяев находилась девица родом из Астурии… Погонщик и Мариторнес заранее уговорились весело провести эту ночь, и она дала ему слово, что, когда постояльцы угомонятся, а хозяева заснут, она придет сюда, дабы утолить его страсть и исполнить все, что только он от нее не потребует. А про эту славную девицу говорили, что такого рода обещания она исполняла даже в тех случаях, когда они были даны ею в глухом лесу, и притом без свидетелей, ибо упомянутая девица весьма кичилась дворянским своим происхождением, каковое, по ее мнению, не могла унизить служба в трактире, раз довели ее до этого превратности судьбы и выпавшие на ее долю несчастья».

Дворянским происхождением данная девица кичилась только потому, что была родом из Астурии.

Кстати, как видно по карте, в королевство Астурия входили также современные провинции Кантабрия и Страна Басков.


Королевство Астурия на карте


Административная карта Испании

Экономическое положение Испании в XVI веке


Хулиан Ромеро де Ибаррола родился в маленьком городке Уэламо недалеко от Куэнко (современная провинция Кастилия-Ла-Манча) в 1518 году. В это время главной отраслью сельского хозяйства Испании было овцеводство. Огромные стада овец (в общей сложности несколько миллионов голов) два раза в год перегонялись через весь полуостров: весной с юга на север, осенью – с севера на юг. В пути они часто уничтожали посевы на полях местных крестьян.

Влиятельному объединению крупных дворян-овцеводов Honrado Concejo de la Mesta (от латинского «animalia mixta» – смешение скота), созданному в 1273 году указом короля Альфонса X, было даровано право беспрепятственного перегона своих стад по всей территории страны. При этом крестьянам было запрещено огораживать поля, сады и виноградники по месту следования стад, а горожане не имели права перекрывать улицы. В том же Мадриде перегон скота многие годы осуществлялся через центр города.


Основные пути перегона стад Месты

Дело в том, что испанская шерсть пользовалась большим спросом во Фландрии, Франции и в других европейских странах, ее продажа за рубеж приносила большой доход, с которого платились налоги в казну. Короли, заинтересованные в получении возможно больших налоговых отчислений, покровительствовали Месте в ущерб земледельцам. Так, в 1489 году был издан декрет, согласно которому Места имела право использовать общинные пастбища по месту следования стад, а с 1501 года члены Месты могли заключать договоры постоянной аренды любого участка земли, где хоть какое-то время паслись их стада.

Часто под пастбища отдавались уже распаханные земли, и в 1528 году кортесы с тревогой констатировали факт резкого обеднения крестьян: отмечалось, что многие из них «близки к полному разорению». Общество Места, кстати, было упразднено лишь в 1836 году. В XVI же столетии довольно много крестьян, лишившись земли, превратились в батраков – пеонов, и вынуждены были работать за кров и пищу. Другие и вовсе покидали деревни, становясь разбойниками, бродягами или нищими.

Помимо шерсти, из Испании вывозили вино, оливковое масло, фрукты, кожи и металлы. Но главным экспортным товаром все же была шерсть, которая вывозилась из страны в ущерб местным мануфактурам. Из-за растущего вывоза шерсти, сукноделие в Испании не развивалось, а затем местные мануфактуры и вовсе стали приходить в упадок, не выдерживая конкуренции с изделиями нидерландских, английских и французских конкурентов. Состоятельные дворяне и купцы предпочитали импортную продукцию, испанские сукноделы выпускали в основном дешёвые и грубые ткани для небогатого местного населения.

За год до рождения героя нашей статьи (в 1517 году) в Испанию из Нидерландов приехал новый король – Карл I (с 1519 года – император Священной Римской империи Карл V). Он родился в Генте и в то время даже не знал испанского языка. С ним прибыли многочисленные советники-фламандцы, которые оказались на самых важных постах (в том числе и в церкви). В результате кортесы поначалу даже не хотели признавать Карла королём, и в 1519 году в Толедо выдвинули условия, поддержанные другими городами Кастилии: король должен был не покидать Испанию, обязывался не утверждать на государственных должностях иностранцев, обещал запретить вывоз за границу золота и лошадей.

Но Карл, избранный в том же 1519 году императором Римской империи, не выполнил своих обещаний, и в мае 1520 года отбыл в Германию, оставив наместником кардинала Адриана Утрехтского. Это вызвало восстания в ряде городов Кастилии, а также в Валенсии и на Мальорке. Особого интереса к своему королевству занятый европейскими делами Карл не выказывал.

По таможенному тарифу, утвержденному в 1546 году, везти шелк-сырец из Гранады в Геную стало выгоднее, чем в Кастилию. Иностранные купцы, вывозившие сырье за границу, получали такие прибыли, что Испанию стали называть «Индиями для иноземцев». В результате сформировалась стойкая тенденция к сокращению производства, которая сохранялась и при преемнике Карла – Филиппе II, хоть он и попытался запретить (безрезультатно) ввоз в страну иностранного сукна.

Во второй половине XVI века в Толедо закрылись многие шерстоткацкие и шелкоткацкие мастерские. Почти остановилось производство шелка в Гранаде и сукна в Сарагосе. Значительно сократилось производство сукна (а также снизилось его качество) в Сеговии и в Куэнке. В меньшей степени пострадало сукноделие и шелкоделие в Севилье, но продукция ее мастерских в основном вывозилась в колонии. Практически прекратилось производство дорогих тонких тканей, они теперь завозились из-за границы.

В Кордове и городах Андалусии пришли в упадок кожевенные мануфактуры. Золото и серебро, привозимые из колоний, до основных слоев населения не доходили. Более того, их приток способствовал удорожанию основных товаров, а существенная часть американских драгоценных металлов перетекала за рубеж, обогащая буржуазию Нидерландов, Франции и Англии, а также немецких и генуэзских банкиров.

А Филипп II, постоянно получающий золото и серебро из Америки, несколько раз вынужден был объявлять себя и государство банкротом. Дело дошло до того, что уже в начале XVII столетия в самой Испании золотые и серебряные монеты практически исчезли из обращения, а медные деньги страшно обесценились. Утверждают, что в то время вес медных монет, отдаваемых за восковую свечу, превышал вес этой свечи в три раза.

Регион Кастилия-Ла-Манча – родину героя, в Испании называют страной замков, ветряных мельниц, а также – «Землёй без воды». Как вы понимаете, сытой и богатой местность с таким названием в Средние века быть не могла. О бедных ла-манчских идальго, типичным представителем которых был Дон Кихот, Сервантес в начале своего романа пишет, что три четверти их дохода уходило на продовольствие.

Неудивительно, что Хуалин Ромеро уже в 15 лет вынужден был завербоваться в армию простым солдатом.

Начало военной службы Хуалина Ромеро де Ибарролы


Службу в армии Хуалин начинал во Фландрии – вначале барабанщиком, потом стал пикинером. Через два года его подразделение оказалось в числе войск, отправившихся в поход на Тунис, захваченный в 1534 году османским адмиралом Хайр-ад-Дином Барбароссой.


Вылазка войск Барбароссы у Ла-Голеты, фрагмент гобелена по рисунку Вермейена, 1555 г.

Этот поход был удачным: Барбаросса тогда бежал из Туниса, что, впрочем, не помешало ему очень скоро стать хозяином всего Средиземного моря. Из Туниса Хулиан Ромеро был переведен в Италию, где будущий испанский герой на протяжении 9 лет «тянул лямку» и, казалось, ничто не предвещало ему большого будущего.

Так представлено «Шествие ландскнехтов» на гравюре Никласа Штоера (первая половина XVI века).


Но были и романтизированные изображения, вот, например, гравюра Лукаса Кранаха Старшего, на которой в образе ландскнехта представлен сам Святой Георгий (40-е годы XVI века).


В 1542 году началась очередная Девятая (из десяти) Итальянская война (эти войны проходили в 1494–1559 гг.), в ходе которой летом 1544 года испанская армия осадила город Сен-Дизье, расположенный на северо-востоке Франции (вот такие тогда были Итальянские войны). 17 августа город был сдан, и находившийся здесь с испанскими войсками Хулиан отправился из Нидерландов по морю домой.

Некоторые считают, что Хулиан находился среди солдат, демобилизованных из испанской армии в связи с тем, что надобности в их услугах пока не было. По пути корабли с этими солдатами зашли в Дувр, где начальник Хуалина – дон Педро де Гамбоа, получил от имени Генриха VIII предложение перейти на английскую службу. Испания и Англия в те времена были союзниками, предложение показалось всем выгодным, и в составе английской армии оказался итало-испанский отряд из 300 конных стрелков.

Ценность они представляли прежде всего потому, что в совершенстве владели новым прогрессивным методом ведения боя, который назывался караколь (caracol, в переводе с испанского – улитка). От двенадцати до шестнадцати шеренг стрелков на лошадях почти галопом подъезжали к строю неприятеля на расстояние выстрела, солдаты первой шеренги стреляли поочередно из двух пистолетов и разворачивались, проезжая в тыл. Далее вступали в бой стрелки следующих шеренг. Когда свои выстрелы делали всадники последней шеренги, первая уже успевала перезарядить пистолеты. Этот боевой прием быстро стал очень популярен в Европе и французский маршал Гаспар де Таванн писал в мемуарах:

«С тех пор как при Карле V были изобретены пистолеты, немецкое дворянство, служившее до того в рядах ландскнехтов, село на коней и образовало эти эскадроны в 15 или 16 шеренг глубиной. Эти-то эскадроны и ходили в атаку, но не делали прорыва. Первая шеренга поворачивает налево, открывая дорогу второй, которая, в свою очередь, стреляет и так далее, образуя «улитку», чтобы снова зарядить свои пистолеты».


Иллюстрация из книги по военному искусству Йохана Якоба Валхаузена, 1616 г.

Поединок в Монтрёй-сюр-Мер


7 июня 1546 года между Англией и Францией был подписан мир, и тогда произошла одна из самых знаменитых дуэлей мировой истории. Хулиан Ромеро де Ибаррола выступил против своего соотечественника – капитана де Мора. Дело в том, что один из испанских отрядов, которым и командовал испанский дворянин – капитан де Мора (его звали то ли Антонио, то ли Кристобаль), поступил на службу к Франциску I. Это обстоятельство очень возмутило Хулиана, который высказал свои претензии де Мора: мол, что же ты... нехороший человек против родины и ее союзников воюешь.

Мора был знатным дворянином и очень возмутился «наездом» со стороны какого-то нищего идальго. Он ответил ему, что сражается на стороне честных католиков, а вот Хулиан Ромеро находится в армии мерзких еретиков и врагов церкви – протестантов.

В общем, горячие испанские мужики нанесли друг другу оскорбления, несовместимые с жизнью (по крайней мере, спокойной жизнью). Решили драться на дуэли, причем не только за себя, но и за монарших особ: Хулиан представлял Генриха VIII, Мора – Франциска I.

Идея такого поединка привела всех в буйный восторг, и в Монтрёй-сюр-Мер было организовано классическое (как в рыцарских романах) турнирное поле с трибунами, на которых в качестве зрителей появились Франциск с наследником, официальные представители Генриха VIII и множество специально прибывших аристократов из других стран. Иногда приходится читать, что поединок проходил в Фонтенбло, что кажется маловероятным.

Антураж был соответствующим – с герольдами и прекрасными дамами, гербами двух корон, роскошными костюмами зрителей. Участников поединка одели в доспехи с закрытыми шлемами, вооружили то ли готическими мечами, то ли напоминающими их ширококлинковыми рапирами, эстоками (предназначенными для уколов в ослабленные места лат) и дагами (кинжалы для левой руки, применялись при фехтовании).


Рапира, сделанная в Толедо около 1590 г. Как правило, рапиры имеют сложную гарду с системой парирующих петель и колец и защитной дужкой для кисти, могут иметь кольцевую или чашечную гарду


Различные виды рапир на иллюстрации книги Stone G. C. A Glossary of the Construction, Decoration and Use of Arms and Armor: in All Countries and in All Times


Готический меч – условное название, по классификации Окшотта такие мечи относятся к XV–XXII типам, имеют клинок граненого сечения и рассчитаны на точный колющий удар, пришли на смену мечам «романского типа»


Испанская дага, около 1600 года


Эсток, конец XV – начало XVI века, музей Армии, Париж (такие мечи называют также панцерштекерами или кончарами)

По воспоминаниям очевидцев, аристократ де Мора тогда изо всех сил демонстрировал свое благородство, а бывший рядовой ландскнехт Хулиан Ромеро – неукротимое желание победить. Поскольку Мора был кавалеристом, а Хулиан – пехотинцем, лишь недавно севшим на коня, чтобы на нем «караколировать», все полагали, что победа будет на стороне Франции. И, действительно, первую часть поединка выиграл де Мора. Вначале он выбил рапиру из руки своего противника, но затем бросил и свою – противники обнажили эскоты. Потом Мора под аплодисменты публики ловким выпадом убил коня противника.

Однако вовремя спрыгнувший с падающей лошади Хулиан почему-то не считал себя побежденным. Вопреки призывам Мора признать себя побежденным и закончить схватку, он просто бегал вокруг туши своего коня, уклоняясь от ударов. По одним источникам, Мора кричал, что не желает Хулиану зла, по другим – уверял его, что не хочет убивать.

Сходить с коня Мора почему-то не стал: то ли полагал, что в пешем поединке его противник окажется сильнее, то ли ждал от распорядителя сигнала об окончании поединка за его явным преимуществом. Эта пародия на рыцарский турнир продолжалась довольно долго, и Мора утратил бдительность.

В конце концов, выбрав момент, Хулиан в резком броске, перепрыгнув через труп лошади, смог ударить эскотом коня своего соперника. В момент спешивания Мора, он повалил его на землю, перерезал дагой ремни крепления шлема и приставил кинжал к горлу. Мора пришлось сдаться.

Многие знатные французские дворяне были недовольны таким исходом поединка, но благодарные зрители, в том числе и король проигравшей стороны, рукоплескали герою. Хулиан Ромеро получил от Франциска I золотую цепь, а расчувствовавшийся при известии о «своей» победе Генрих VIII даровал своему поединщику рыцарское звание с пожизненной рентой. Ее, правда, отменили при Елизавете I. Впрочем, по другим данным, звание рыцаря-баннерета (служащего сеньору под собственным знаменем) Хулиан получил в 1547 году после битвы при Пинки-Клу.

В следующей статье мы продолжим рассказ о Хулиане Ромеро де Ибарроле.
141 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    8 июля 2022 06:02
    Избавившись от "арабского ига", быстро довели страну до упадка.Завоеватели,арабы,завели шелкопрядство,ирригацию,библиотеки (бесплатные), университеты..Симбиоза, после Реконкисты не получилось..Даже шальное золото и серебро Америки не принесло процветания. "Жадность,Билли, погубила"(с)
    1. +8
      8 июля 2022 07:14
      шальное золото и серебро Америки
      Как раз таки оно и погубило.
      1. +4
        8 июля 2022 08:59
        У меня сложилось впечатление, что упадок Испании это всё же следствие империи. Так сказать первая страна, погубленная собственной империей.
        1. vet
          +6
          8 июля 2022 10:29
          У Карла I (V) прямо прослеживается аналогия с советскими генсеками: ресурсы системообразующих территорий (Испании и России) и получаемые сверхдоходы (в России - от природных богатств - не только сибирских нефти-газа), (в Испании - от шерсти и привозимых в Испанию американских золота-серебра) использовались для развития других стран, которые потом послали русских, и испанцев на три веселые буквы и объявили завоевателями, угнетателями, "кровавыми орками" и так далее.
          1. +3
            8 июля 2022 11:06
            Нет, не прослеживается
            Испания была бедна ресурсами.
            Ресурсной базой Испанской империи была только Америка. Но имперские обязательства росли быстрее доходов, которые вдобавок не были регулярными.
            Испания не была аналогом Москвы. Это "глобалистский проект" в чистом виде
            1. +4
              8 июля 2022 11:51
              Тут больше внутренние причины.Одна из них сокращение населения.Изгнали евреев и крещенных арабов-морисков, войны, голод,эпидемии и эмиграция части населения, тут кто куда, кто обратно в Африку,кто в Нидерланды,кто в Америку.Отсюда ,землю обрабатывать не кому, нехватка продовольствия,плюс высокие налоги на все то что у себя производили,производить было не выгодно,разве что для внутреннего рынка,меньше производишь меньше налог,а ввозимый товар стоил дешевле.Разваливаться начали из-за не разумной экономической политики.Первыми на себе почувствовали европейские колонии-Нидерланды,а уж потом и американские,когда казалось немного благоустроились.Да и весь 19 век Испанию трясло в революциях и династических войнах, как и впрочем и в 20-м, революции , гражданская война.В годы ВМВ, приподнялись на торговле вольфрамом обеим сторонам.Но в итоге , стали курортом Европы.
              1. +3
                8 июля 2022 12:03
                Да, были государства, которые очень хорошо "приподнялись" на Второй мировой. Шведы свой "социализм" на двух мировых войнах построили. Португалия увеличила свой золотой запас с 63 млн долларов в 1938 г. до 438 млн в 1946-м. Швейцарцы 8-9 мая 1945 года, наверное, горькие слезы лили. Да и американцы из Великой депрессии только на военных заказах вышли. Если бы не Вторая мировая, были бы Штаты, возможно, сейчас, второй Бразилией.
                1. +3
                  8 июля 2022 12:36
                  "Вольфрамовая лихорадка" в Испании много общего имела с "Золотой " на Аляске. Франко , еще тут жук был,Алозиевичу,вольфрам продавал исключительно за наличные и не по дешевке.
                  1. +1
                    8 июля 2022 15:08
                    "не по дешовке",вероятно,он Адальфу сказал:"сеньер Адольф,идеи фашизма - конечно хорошо,но идеи надо материально подкреплять. Иначе,другим продам"
                    1. +3
                      8 июля 2022 16:45
                      Франко, так же успешно продавал вольфрам англичанам..
                      1. +1
                        8 июля 2022 16:49
                        Вероятно,им говорил примерно так,но без идей фашизма
                2. +4
                  8 июля 2022 16:28
                  Цитата: ВлР
                  были бы Штаты, возможно, сейчас, второй Бразилией

                  В США, как ни в каких Европах, была развитая металлургическая промышленнось, химия, электротехника, авто- судо- и станкостроение. В годы первых пятилеток они нам поставляли целые заводы "под ключ". Ресурсы Америки были безграничны. Думаю, что сравнение со "второй Бразилией", у которой этого всего и сейчас нет, не совсем уместно...
                3. -3
                  19 сентября 2022 22:32
                  Какие глупости. Швейцарцы были вынуждены продавать Рейху то же золото за немецкие марки (не принимаемые никем больше в мире). Экспорт Швейцарии рухнул, как и импорт, ей срочно пришлось в 3 раза (!) увеличивать площадь сельхоз земель. Помимо этого, Швейцария много лет содержала огромное количество (более 100 тыс) интернированных самых разных национальностей, должна была кормить, одевать, обогревать их. Невероятно выгодное дело!
              2. +1
                8 июля 2022 15:12
                Алексей,а за курорт тоже надо платить. Они имеют не слабый бюджет за курорты.
        2. +3
          8 июля 2022 10:40
          Цитата: Engineer
          что упадок Испании это всё же следствие империи. Так сказать первая страна, погубленная собственной империей.

          Добрый день, можете более подробно раскрыть тезис? hi
          1. +10
            8 июля 2022 11:28
            Добрый день,
            Есть совершенно замечательная книга, которая легла в основу моих выводов.
            https://www.ozon.ru/product/ispaniya-doroga-k-imperii-3901431/?sh=HKGZKcij2Q
            Испания начала имперское строительство будучи разобщенной страной, не составлявшей не то что нации, но и народа. Астурийцы, баски, галисийцы, каталонцы и т.д. И все ненавидели условных "москвичей"- кастильцев.
            Теперь на это незрелое образование легли имперские обязательства.
            В результате произошла чудовищная деформация- собственная промышленность не развивается из-за глобалистского концепта в экономике. Испании нечего предложить империи кроме доблести своих солдат. Финансами рулят итальянцы, флот набирается из португальцев, басков, фламандцев. Торговля совершенно недостаточна и вице-короли Америки сквозь пальцы смотрят на торговлю с противником.
            Испанцы с разочарованием смотрят на собственный имперский проект в котором они одни из многих, а богатства постоянно утекают из-за того что обязательства превышают доходы.
            Современник с горечью отмечал, что бразильский сахар в период испанского владычества в Португалии на лондонской бирже в три раза дешевле чем на лиссабонской. Это при том что торговля с Англией через колонии запрещена.
            Сами испанцы признавали свою слабость в торговле и мореплавании, что означало по сути перекачку средств из Испании к тем кто умел и то и другое- Англии, Голландии, Франции.
            Был создан невероятно уродливый конструкт. Поколения индейцев в Мексике и Перу десятками тысяч умирали на рудниках , серебро утекало вышеупомянутым голландцам и прочим, организовавшим контабандную торговлю с "Индиями", которую Испания обеспечить в принципе не могла. А остальная часть оседала в итальянских банках, финансировавшим империю, жившую в условиях постоянного кассового разрыва. Мощнейший насос перекачивал деньги, а испанцы были в нем лишь крыльчаткой.
            Инвестиций в испанскую экономику было минимум. Имперский проект как он есть

            А когда после войны за Испанское наследство все величие рухнуло испанцы снова обнаружили себя в бедной разобщенной стране, но уже без славной испанской пехоты, которая стала полным отстоем. Страна просто надорвалась.

            И это без всякой "черной легенды" о "жестоких, мракобесных испанцах"
            1. +3
              8 июля 2022 11:39
              Испания начала имперское строительство будучи разобщенной страной, не составлявшей не то что нации, но и народа.

              Я правильно понял, что в силу сложившихся обстоятельств Испания стала империей раньше чем стала нормальной страной? и в соответствие с этим "база империи", то есть сама Испания по этой причине просто не смогла "потянуть" такую ношу?
              1. +2
                8 июля 2022 11:45
                Именно так.
                1. +2
                  8 июля 2022 11:49
                  Цитата: Engineer
                  Именно так.

                  Благодарю, книгу надо будет купить. hi
                  1. +3
                    8 июля 2022 11:52
                    Очень рекомендую. Выборочно сравнивал с оригиналом. Перевод 10 из 10. Фантастика
                    ЗЫ Автор живет в Испании и женат на испанке. Поэтому вполне свободен от исторического англоцентризма
                    1. +2
                      8 июля 2022 11:58
                      Цитата: Engineer
                      Перевод 10 из 10. Фантастика

                      Да, согласен, перевод - это архиважно. Недавно решил ознакомится с новомодной книгой "Против зерна": ужасный перевод, похоже слабо-обработанный гугл-перевод, не читабельно вообще. hi
                      1. +1
                        8 июля 2022 12:07
                        Может, там и в оригинале так себе?)
                        Очень уважаю Джареда Дэймонда, (Гумилев здорового человека laughing ) но язык сильно так себе. Тягучий, с самоповторами.
                        Бишоп, для сравнения, пишет о чисто технических вещах, узкой направленности, но кратко, емко, объемно и очень информативно
                        Намба ван для меня среди антиковедов.
                      2. +2
                        8 июля 2022 12:12
                        Цитата: Engineer
                        Может, там и в оригинале так себе?)

                        Возможно, английский у меня - на уровне "объясниться в отеле", поэтому ничего не могу сказать.
                        А Даймонд вроде нормально читается на русском, но может быть это заслуга переводчика.
                    2. +2
                      8 июля 2022 16:29
                      исторического англоцентризма
                      Какое замечательное определение!
                      Браво, Денис!
                      1. +1
                        8 июля 2022 16:52
                        Могу предположить, вы английских ученых не жалуете)
                      2. +2
                        8 июля 2022 17:02
                        От чего же, жалую. Но как Вы успели заметить, на примере Дэймода, в их трудах очень много "воды", то есть, "бла-бла-бла и с боку фактик". Мне гораздо ближе французская историческая школа.
                      3. +2
                        8 июля 2022 17:42
                        на примере Дэймода

                        "Так он болгарин" (с)
                        американец)
                      4. +2
                        8 июля 2022 17:49
                        Угу. Но инстинкт, заложенный "школой", не пропьешь.
              2. -3
                19 сентября 2022 22:38
                Только в 1469 году через династический брак (а потом - выморочное наследство) формально "обьединились" Кастилия и Арагорн. А ведь были и другие испанские государства. Они настолько успели кастомизироваться, что Каталония до сих пор считает себя отдельной нацией.
            2. +2
              8 июля 2022 12:31
              Астурийцы, баски, галисийцы, каталонцы
              По настоящее время в своих регионах разговаривают на местных языках, литературный испанский,для межнационального общения.
              1. +1
                8 июля 2022 12:37
                Это и есть один из тезисов. Играем в империю, а сами не единый народ от слова вообще. Про нацию даже не заикаюсь. А "титульная" народность- кастильцы повсеместно ненавидима.
                Где-то я уже это видел laughing
                1. +3
                  8 июля 2022 12:46
                  А казалось бы ,да?Столько времени прошло,сколько веков живут под одной крышей и не в федеративном, а унитарном государстве.Где за автономию,борятся в основном баски. У остальных есть движуха, но не такая. И все ни как не склеятся.
                  1. +1
                    8 июля 2022 14:18
                    Цитата: parusnik
                    У остальных есть движуха, но не такая. И все ни как не склеятся.

                    Ну может быть слухи об их сепаратизме несколько преувеличены?
                    1. +2
                      8 июля 2022 16:42
                      А я не преувеличиваю, что есть ,то есть, но движения не массовые,выйти из состава Испании особо не рвутся, да и не хотят,так ..преподавание местного языка,больше прав регионам..
                      1. +2
                        8 июля 2022 20:13
                        Когда я был в Каталонии - а это было незадолго до их референдума о независимости, мне показали вот такую наклейку - на машинах, на дверях и так далее:


                        И сказали: это каталонский ослик, знак местных патриотов (или - националистов, с какой стороны смотреть), которые будут голосовать за выход из Испании - в отличие от испанского быка. Мол, бык - сила, агрессия, а ослик - усердие и трудолюбие.
            3. +1
              8 июля 2022 16:39

              Испания начала имперское строительство будучи разобщенной страной, не составлявшей не то что нации, но и народа. Астурийцы, баски, галисийцы, каталонцы и т.д. И все ненавидели условных "москвичей"- кастильцев

              Все так!
              1. +3
                8 июля 2022 16:53
                Отлично, мой пост завизирован)
      2. +2
        8 июля 2022 10:34
        Цитата: 3x3zsave
        шальное золото и серебро Америки
        Как раз таки оно и погубило.

        Проклятый металл!!! laughing
  2. +4
    8 июля 2022 06:39
    Не только Дон Кихоту хотелось рыцарских поединков. Жажда зрелищ. А предлог всегда найдётся,
  3. +5
    8 июля 2022 07:00
    Эсток, конец XV – начало XVI века, музей Армии, Париж (такие мечи называют также панцерштекерами или кончарами)
    От себя добавлю, что при едином общем назначении эти клинки все же отличались друг от друга. Кончар имел ярко выраженную сабельную рукоять и гарду. Панцербрехер выделялся горизонтальной S-образной гардой, характерной для немецкой оружейной школы.
    Спасибо, Валерий!
    1. +6
      8 июля 2022 09:15
      Панцербрехер выделялся горизонтальной S-образной гардой, характерной для немецкой оружейной школы.

      Обрати внимание на заглавное фото к статье! В 1545-м эспонтоны уже были вполне себе распространены. Действительно, до начала 18-го века какие-то армии использовали протазаны, какие-то - эспонтоны. 18-й век (после Петра I) - уже эспонтоны у всех.
      1. +5
        8 июля 2022 10:42
        Цитата: Пане Коханку
        Действительно, до начала 18-го века какие-то армии использовали протазаны, какие-то - эспонтоны. 18-й век (после Петра I) - уже эспонтоны у всех.

        Эспонтоны победили! Я так и знал! laughing
        1. +4
          8 июля 2022 15:22
          Эспонтоны победили! Я так и знал!

          Кстати, интересно, почему... Проще делать лезвие? или...
          1. +4
            8 июля 2022 15:24
            Цитата: Пане Коханку
            или...

            может быть "теория заговора"? wassat
            1. +4
              8 июля 2022 15:33
              Просто эспонтоны от слова "понты".
              Но не те, которые моря, а те, что дороже денег.
              1. +5
                8 июля 2022 15:43
                Цитата: 3x3zsave
                Просто эспонтоны от слова "понты".

                Согласен, военному в каком-нибудь 18 веке без этого никак нельзя - засмеют!
                Выходишь ты на поле боя такой беспонтовый, а они вместо того чтобы стрелять - ржут laughing
          2. +1
            8 июля 2022 19:09
            Цитата: Пане Коханку
            или.

            Николай!Как угрожающе звучит это твоё:"или"? laughing
            Даже не угрожающе,но обличающе.
            -Поясните!!!Или??? laughing
            1. 0
              8 июля 2022 19:52
              Николай!Как угрожающе звучит это твоё

              Серж, есть правило. Что лизнул - твое!

              1. +1
                8 июля 2022 20:49
                Цитата: Пане Коханку
                . Что лизнул - твое

                Это ты мне брось!!!
      2. +1
        8 июля 2022 18:20
        А тут у народа вообще много всего всякого-разного.



        Привет, Николай! hi
        1. +2
          8 июля 2022 19:08
          Привет, Николай!

          Привет, дядя Костя! Последний, крайний слева ряд, интересен. Алебарда с 14-го века была универсальным оружием пехоты. Можно было и рыцарю живительных тумаков раздать, и своего коллегу-пехотинца уконтрапупить. Но 17-18-й века алебарда - уже такое же статусное оружие пехотных унтер-офицеров. А у артиллеристов был пальник. Короткое копье с не сильно выраженным лезвием, но там были гнезда для втыкания подожженных фитилей. Им артиллерийский унтер поджигал запал, им же и оборонялся от лютого врага, при случае.
          1. +2
            8 июля 2022 19:12
            Но 17-18-й века алебарда - уже такое же статусное оружие пехотных унтер-офицеров.

            А в бою они что с ней делали, выбрасывали (особенно в 18 веке)? Было оружие и посерьёзней. wink
            1. +1
              8 июля 2022 19:58
              А в бою они что с ней делали, выбрасывали (особенно в 18 веке)? Было оружие и посерьёзней.

              Вряд ли выбрасывали. По ряду источников, древки эспонтонов наши офицеры сожгли в кострах на бивуаках при переходе Сен-Готарда. В последнем славном суворовском походе! soldier
              Оружие, вообще не показанное в советских фильмах. А оно было. И, в общем, оно было нужным иногда. what Против всадника или пехотинца со штыком - шпажонкой много не навоюешь... Если ты помнишь, казаки использовали пики и во время Первой Мировой, и во время Гражданской. Ибо надо было быстро прорвать ощетинивающиеся штыками пехотные порядки. request
              1. +1
                8 июля 2022 20:13
                Оружие, вообще не показанное в советских фильмах.


                А где ж его взять-то было это оружие? Для "Войны и мира" и так Трёхлинейки переделывали, сколько смогли, чтобы хоть как-то были похожи на то с чем тогда воевали, а до эспонтонов руки уже не дошли. smile
  4. +6
    8 июля 2022 07:46
    hi Спасибо, Валерий. Прочитал с огромным удовольствием. Статья получилась захватывающе интересная. Великолепные иллюстрации.
    Здравствуйте, коллеги.
    1. 0
      8 июля 2022 19:24
      Цитата: Толстый
      Здравствуйте, коллеги.

      Привет Борисыч!
      В прошлых комментариях к вопросу Святослава,я судя по всему не "въехал в тему".Написал о тех кто будучи Героем Советского Союза попал в плен в период Великой Отечественной.Конкретно.Ну вот так показалось,что Святослава интересует именно тот период. hi
      1. 0
        8 июля 2022 19:41
        hi Сережа! Я понял. Давай оставим некоторые моменты вне всеобщего обозрения, тем более , что к Святославу ничто не мешает тебе прямо обратиться. Все давно посчитано, где, кто и за что. И опубликовано.
        Не обижайся, Сергей... Да мы, вкратце, уже и объяснились и практически все уже архивно-доступно, доступно и в сети...
  5. +4
    8 июля 2022 08:02
    1547 году после битвы при Пинки-Клу.
    Так себе битва,разборки между шотландцами и англичанами.Шотландцев в пыль..Неорганизованной и недисциплинированной (каждый командир,сам себе режиссер), слабовыраженной,хотя и многочисленной армии шотландцев,противостояла не большая,но хорошо организованная английская армия, которая показала прекрасное взаимодействие различных родов войск: пехоты,кавалерии,артиллерии,флота.
  6. +3
    8 июля 2022 08:15
    Спасибо за статью! Очень интересно! good
  7. +5
    8 июля 2022 08:19
    Он был солдатом своей эпохи, и бессмысленно судить о нем с точки зрения нашего относительно «вегетарианского», но при этом весьма циничного и лицемерного времени.

    Золотые слова, как же порой надоедают люди, лезущие со своей моралью в те времена, которые были не такими хорошими как расписано в романах, жизнь была тяжёлой, а понятие как личное пространство отсутствовало напрочь. Но честнее, хотя конечно и тогда были прохиндеи. Сейчас бы героя статьи не поняли: ты же наёмник, какая разница кому служить?
  8. 0
    8 июля 2022 10:05
    Про Ибароллу даже не слышал.
    Более известны у нас Ибаррури - Долорес и Рубен.
    Может потомки? Тран
    сляция фамилии через 4 века вполне возможна.
  9. +2
    8 июля 2022 11:06
    Св. Георгий Дюрера -явно не ландскнехт . Хотя бы потому , что последние никогда не носили полный доспех с поножами и сабатонами . Попробуй в таких походить пешком несколько часов
    Максимум - трехчетвертной , как на верхней гравюре . Да и пацан рядом держит шлем-арме , рядом валяется шпора . Не , не ландскнехт
    1. +5
      8 июля 2022 11:14
      Ну, по-крайней мере, гравюра Кранаха (не Дюрера) подписана, как святой Георгий - ландскнехт. Может не силен был художник в таких вопросах, а, может - "так видел". Считал, что святому именно такие доспехи и такое оружие полагаются, будь он хоть ландкнехтом, хоть римским преторианцем. И попробуй ему "так видеть" запретить.
      1. 0
        8 июля 2022 18:18
        гравюра Кранаха (не Дюрера) подписана, как святой Георгий - ландскнехт.


        Святой Георгий наёмник? smile

  10. +4
    8 июля 2022 12:17

    Это портрет кисти Эль Греко, где изображен "Хулиан Ромеро и его святой покровитель"
    1. +4
      8 июля 2022 12:29
      Да, об этом портрете и даже немного о святом - в следующей статье.
      1. +2
        8 июля 2022 12:40
        Героев статьи, надо знать в лицо laughing
    2. +1
      8 июля 2022 17:24
      А кто из них -- кто? Как близнецы ведь похожи.

      Привет, Алексей! smile
      1. +2
        8 июля 2022 17:34
        В следующей статье smile
        Специально выяснял, кто есть кто, и что за святой
        1. 0
          8 июля 2022 17:43
          Специально выяснял, кто есть кто


          У Эль Греко на всех картинах лица вытянуты и очень похожи, всё в силу особенностей его зрения. smile
          1. +2
            8 июля 2022 18:17
            hi Приветствую, Константин. Ну вот, а то "в живописи импрессионистов не не понимаю"....Зато в особенностях зрения гофмалера Веласкеса. Ага.
            Портрет инфанты Маргариты, возможно тебя удивит. Вполне круглолицая девочка, однако
            1. +1
              8 июля 2022 18:25
              А может у неё лицо само по себе было деформировано в другой проекции. laughing (шутка).
              Если большой лист лежит горизонтально, то все изображения получаются деформированными, поэтому частенько площадь для работы разбивают на квадраты, проще выдержать пропорции.
              1. +1
                8 июля 2022 19:00
                У каждого человека есть особенности зрения, например Серов видел почти 500 оттенков зеленого... Некоторые женщины видят в зеркале себя толстыми и худеют до смерти. Все бы "норм" но пару раз "наборы костей скупо обтянутых сухой кожей" я сподобился узреть... Особенности зрения? Ага. У меня только один вопрос в голове зашевелился. Парень у нее есть, Видел. Как жеж пережить такой девице семейную жизнь.
                ПС. Я многое не могу не воспринимаю в плане контроля веса. При росте 187 мне не удавалось никогда набрать больше 100 кг. laughing
                1. +1
                  8 июля 2022 19:18
                  "наборы костей скупо обтянутых сухой кожей"


                  Ну это же полный кошмар! Знал одну такую -- кличка была "Лена - королева костей", мужики её стороной обходили, потом вдруг нашелся любитель и женился, неисповедимы вкусы людские, а может у неё какое другое достоинство было, не знаю, да и узнавать не хотел. request
                  1. +1
                    8 июля 2022 20:17
                    Да, уж.. Где-то так...

                    Идеал красоты... Кира Найтли
                    1. +1
                      8 июля 2022 20:27
                      Идеал красоты... Кира Найтли


                      Кошмар!!! wassat И не только ночной.
                      1. +3
                        8 июля 2022 20:55
                        А это - Лесли Лоусон, более известная, как Твигги (Тростинка) - первая супермодель, в 60-ые всем казалось очень худой:


                        Рост 166 см, вес 40 кг.
                        Икона стиля 60-х. Дама-командор Британской империи. Две премии "Золотой глобус".
                        Согласитесь, ее худоба выглядит более естественной и привлекательной, чем у той же Найтли и многих других современных моделей. Потому что - "лань", а не "похудевшая корова".
                      2. +1
                        8 июля 2022 21:24
                        Потому что - "лань", а не "похудевшая корова".


                        Совершенно правильно. Она и в возрасте вполне себе и очень даже. smile

                2. 0
                  8 июля 2022 23:29
                  Цитата: Толстый
                  100

                  Эх,да конь мой вороной....
              2. +1
                8 июля 2022 22:35
                Не льсти себе "проекцией" Выпей пива! wassat (шутка)
                Ты видел портрет Кавеньянка на коне? Это "задница"!
                Генерал сидит на левретке переростке!
                .....
                Ну... кобылья башка превышает размером череп бойца
                1. +1
                  8 июля 2022 23:23
                  "Пейте пиво пенное -- морда будет здоровенная"(с)

                  Реклама в пивнухе на Печатникове переулке в Москве.

                  1. +1
                    8 июля 2022 23:58
                    Угу. Все "норм" Если б не принять во внимание , что кобылья башка превышает размером среднестатистическую голову всадника... немного... wassat
      2. +3
        8 июля 2022 18:40
        А это интрига, не буду раскрывать "тайну золотого ключика", автор раскроет во второй части, следите за рекламой.
        1. +2
          8 июля 2022 18:44
          Ничего, дождёмся. smile

  11. 0
    8 июля 2022 14:43
    Коллеги,Валерий,добрый день.
    Любопытная персона этот Хулиан. Начинает простым солдатом,а становится командиром терции. Кстати,что это такое? Терцио - три. Но сомневаюсь,чтоб он командовал тройкой
    1. +4
      8 июля 2022 15:05
      Терция - это самостоятельное воинское подразделение, а также боевой строй. Самыми крупными испанскими терциями были Фламандская (до 8 тысяч человек) и как раз Сицилийская - до 6 с половиной тысяч. А так - примерно три тысячи, на территории Испании - меньше, тысячи полторы. Состояла из пикинеров, мечников и стрелков.
      1. +1
        8 июля 2022 16:55
        Спасибо за ответ
    2. +3
      8 июля 2022 15:14
      https://topwar.ru/120797-ispanskie-tercii.html
      Хорошая статья про испанские терции.
  12. +1
    8 июля 2022 16:05
    Капитан ландскнехтов на гравюре неизвестного мастера с инициалами H. D., 1545 г.
    Очень даже известного Иеронима Декингера (Hieronymus Deckinger). Кроме того существует мнение, что на гравюре изображен не капитан ландскнехтов, о чем свидетельствует подпись, а некий рыцарь. И я бы склонился к этой версии, опираясь на трехчетвертной доспех персонажа, но меня смущает наличие у него кацбальгера.
  13. +2
    8 июля 2022 16:12
    Мора был знатным дворянином и очень возмутился «наездом» со стороны какого-то нищего идальго. Он ответил ему, что сражается на стороне честных католиков, а вот Хулиан Ромеро находится в армии мерзких еретиков и врагов церкви – протестантов.
    "Ни на кого Ромеро не "наезжал". Антонио Мора вызвал на дуэль Педро де Гамбоа, а Ромеро предложил последнему драться за него, как своего командира." ©
    1. +3
      8 июля 2022 16:46
      Видимо, разные версии. Я читал в нескольких источниках, что именно Ромеро послал оскорбительный вызов, причем не конкретно Мора, а его отряду - принимайте, кто хочет. Мора, как командир, решил лично защитить честь своих подчинённых и биться сам.
      1. +4
        8 июля 2022 16:54
        Pax vobiscum!
        Я в данном случае, лишь коммутатор.
        1. +1
          8 июля 2022 16:58
          Мой поэт,браво.
          1. +2
            8 июля 2022 17:03
            Мне-то за что?
            1. +2
              8 июля 2022 17:25
              Возможно, на всякий случай. wink
              1. +2
                8 июля 2022 17:30
                Эээ, нет, дядюшка, "браво" от Моей Прекрасной Незнакомки дорого стоит.
                1. +3
                  8 июля 2022 17:39
                  "Я здесь, Инезилья,
                  Я здесь под окном.
                  Объята Севилья
                  И мраком и сном.

                  Исполнен отвагой,
                  Окутан плащом,
                  С гитарой и шпагой
                  Я здесь под окном."(с)

                  1. +2
                    8 июля 2022 19:49
                    «До чего же мы несчастливы, царевны,
                    Нам законом запрещается любить,
                    В царских семьях уж такой порядок древний -
                    По расчету надо замуж выходить» (с).
                    1. +3
                      8 июля 2022 20:15
                      «До чего же мы несчастливы, царевны,


                      Да и царям тоже не сладко. sad

                      1. +3
                        8 июля 2022 21:48
                        «Имею я пирожных горы,
                        И есть, что есть, и есть, что пить,
                        Но крашу, крашу я заборы,
                        Чтоб тунеядцем не прослыть!» (с).
                      2. +2
                        8 июля 2022 22:03
                        "Тунеядцы, тунеядки
                        Все от пяток до бровей
                        Просто местные поганки,
                        Доморощенный Бродвей"(с)
                        Насколько помню цитату из Крокодила того времени.)))

                      3. +2
                        8 июля 2022 23:13
                        «— Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место» (с).
                      4. +3
                        8 июля 2022 23:27
                        "Ну, скажи, какая от тебя в жизни польза? Никакой, кроме вреда!"(с)

                      5. +2
                        8 июля 2022 23:49
                        «Толку было с него, правда, как с козла молока,
                        Но вреда, однако, тоже — никакого» (с).
                      6. +2
                        9 июля 2022 00:17
                        Ага, правильно. laughing

                  2. +3
                    8 июля 2022 20:27
                    Всеж- так и более:
                    Ночной зефир...
                    Струит эфир.
                    Шумит,
                    Бежит
                    Гвадалквивир.
                    Вот взошла луна златая,
                    Тише... чу... гитары звон...
                    Вот испанка молодая
                    Оперлася на балкон.
                    Ночной зефир
                    Струит эфир.
                    Шумит,
                    Бежит
                    Гвадалквивир.
                    Скинь мантилью, ангел милый,
                    И явись как яркий день!
                    Сквозь чугунные перилы
                    Ножку дивную продень!
                    Ночной зефир
                    Струит эфир.
                    Шумит,
                    Бежит
                    Гвадалквивир. (С)

                    Но:
                    и Исполнен отвагой,
                    Окутан плащом,
                    С гитарой и шпагой.... (с)
                    Великолепно! laughing drinks
                2. +3
                  8 июля 2022 22:28
                  Цитата: 3x3zsave
                  Прекрасной Незнакомки дорого стоит.

                  Эхххх,а был казак как казак! bully
                  Ох уж эти...незнакомки.
  14. +3
    8 июля 2022 20:33
    Мора был знатным дворянином и очень возмутился «наездом» со стороны какого-то нищего идальго
    , а разве , в то время дворянин не мог считать поединок с Недворянином, ниже его достоинства? ,,и мог отказаться от поединка?
    1. +4
      8 июля 2022 20:43
      Ромеро был из бедной семьи "дворян меча". Предку дали звание идальго за военные отличия и сказали - все, ты дворянин, иди паси свою единственную козу и ни в чем себе не отказывай. Таких дворян в Испании было полно - у которых кроме фамильной шпаги и гонора больше ничего и не было. Но право вызова на поединок Ромеро имел. К тому же он задел честь всего отряда Мора. И "стрелку забил по понятиям" (того времени). Пришлось капитану Мора идти разбираться.
      1. +2
        8 июля 2022 21:05
        Мора был знатным дворянином и очень возмутился «наездом» со стороны какого-то нищего идальго

        [/quote]
        [quote]Но право вызова на поединок Ромеро имел. К тому же он задел честь всего отряда Мора. И "стрелку забил по понятиям" (того
        ,,,понятно,спасибо good hi
    2. +2
      8 июля 2022 21:49
      hi Не мог, Сергей. "Идальго", владелец пары коз и 2 соток огорода - дворянин, Тем более, что наш герой, выступил за честь своего подразделения....

    3. +2
      8 июля 2022 22:05
      Что-то шляхетским гонором из окна повеяло. laughing
      1. +2
        8 июля 2022 23:29
        Продажность! Немудро, что повеяло, Холодает, окно можно закрыть... Комары летят.... drinks
        1. +2
          9 июля 2022 00:13
          Фиг там! Жара, аж всё плавится.
          1. +2
            9 июля 2022 00:20
            Все расплавилось, комары жруируют.... и галеон прфигачил в тумане.... Романтика! laughing ....
            1. +1
              9 июля 2022 00:34
              Надеюсь хоть там нет комаров. drinks

              1. +1
                9 июля 2022 16:58
                Константин... Мне этот монстер
                ... на зуб. Что там в грузе? Ром, сахар? wassat
                1. 0
                  9 июля 2022 20:01
                  "Корабль испанский трехмачтовый, Пристать в Голландию готовый: На нем мерзавцев сотни три, Две обезьяны, бочки злата, Да груз богатый шоколата, Да модная болезнь: она Недавно вам подарена."(с)
      2. +2
        9 июля 2022 04:46
        Цитата: Морской Кот
        Что-то шляхетским гонором из окна повеяло.

        И как он?Запашок?Гонористый? bully
        1. +2
          9 июля 2022 05:01
          А чёрт его знает. У нас наконец-то пошел дождь. Это прямо праздник какой-то! good fellow
          1. +2
            9 июля 2022 05:05
            Цитата: Морской Кот
            Это прямо праздник какой-то!

            На Москве два дня подряд "дождило".
            Салют,амиго!!! hi
            1. +2
              9 июля 2022 05:30
              Салам, эфенди! drinks
              1. +1
                9 июля 2022 06:19
                Цитата: Морской Кот
                Салам, эфенди

                Ууууу!Ну ты и обозначил.
                Напрашивается фраза Выбегайло:
                "Вы мне это бросьте!". laughing
              2. +2
                9 июля 2022 06:24
                Шалом, православные!
                Эко вас всех развезло от одного эпитета, которым я наделяю Веру.
                1. +1
                  9 июля 2022 06:37
                  "Мадам, причём здесь Вы? Любите Вы хоть чёрта!"(с) laughing

                  Мы давно уже забыли кто первый сказал "Мяу". request
                  1. +1
                    9 июля 2022 06:47
                    Sic transit gloria mundi
                    1. +1
                      9 июля 2022 06:56
                      "Глория" - по-русски - значит "Слава",-
                      Это вам запомнится легко."(с)
                      1. +1
                        9 июля 2022 07:00
                        "Лотос - это такой цветок,
                        А не стиральный порошок" (С)
                      2. +1
                        9 июля 2022 07:12
                        "Лотос - это такой цветок,


                        В любом случае стиральный порошок в хозяйстве полезней. laughing
                      3. +1
                        9 июля 2022 07:20
                        Это часом не иллюстрация к "Лисистрате"?
                      4. +1
                        9 июля 2022 07:27
                        Не, к "Одиссее" -- страна забвения. А из "Королей и капусты" не нашел нужной цитаты, глава там была "Лотос и бутылка". smile
                      5. +1
                        9 июля 2022 07:39
                        "Мне неизвестно, где я нахожусь,
                        что предо мной. Какой-то грязный остров,
                        кусты, постройки, хрюканье свиней,
                        заросший сад, какая-то царица,
                        трава да камни…" (С)
                      6. +1
                        9 июля 2022 07:50
                        "Остров Невезения в океане есть,
                        Весь покрытый зеленью, абсолютно весь..."(с)
  15. 0
    9 июля 2022 19:47
    Цитата: Engineer
    Есть совершенно замечательная книга, которая легла в основу моих выводов

    Книга и на самом деле замечательная! Скачал. Читаю ее второй день и не могу оторваться! Спасибо!
  16. +2
    9 июля 2022 23:52
    Мне, как астурийцу, статья очень понравилась, за что я очень благодарен г-ну Рыжову. В Астурии не было рабского населения со времен старейших королей, так как именно там берет начало монархия, восходящая к герцогу Фройлану, брату Альфонсо I, шурину дона Пелайо, победителя. мавров в знаменитой битве при Ковадонге даруют астурийцам привилегию идальгии, даже наследник престола получает титул принца Астурийского. Дело в том, что все астурийцы основаны на прописанном в книгах благородстве или чистоте крови.
    1. -1
      10 июля 2022 09:09
      Любопытно, что в регионе Кастилия-Ла-Манча людей со светлыми волосами и светлыми глазами больше, чем в Астурии или Кантабрии...
      1. +2
        10 июля 2022 11:59
        Я не знаю, каких людей вы видели в Астурии, это мой дедушка по отцовской линии
      2. +2
        10 июля 2022 12:06
        На этой карте показано дворянское население и рабское население. Ла-Манча всегда была регионом, населенным рабским элементом.
        1. +3
          11 июля 2022 08:51
          Asturias siempre en el corazón..... junto con Cantabria.
          Ando mucho por allí, sobretodo por las aldeas de acceso a los Picos de Europa , muchas aventuras en picó Uriellu, .... también pasó largas temporadas en valle quiros y teberga. En Cantabria conozco más la Cantabria oculta , un paraíso para la espeologia.....
          1. +2
            11 июля 2022 09:22
            Tampoco me voy fijando en los rasgos.... pero las gente con las que he tratado casi todos aldeanos son gente trabajada .... piel blanca, pelo y ojos oscuros.
            En Cantabria por poner un ejemplo Revilla sería un referente...media estatura, pelo oscuro y ojos oscuros ....y piel oscura
            1. +3
              11 июля 2022 10:05
              Si puedo asegurar que en el llamado campo de calatrava , los habitantes son de piel clara , pelo y ojos claros.... el motivo que no tengo claro; Puede ser en la independencia y la repoblación de la zona .... con gentes del norte ( navarros...)las órdenes religiosas - militares en la zona jugaron un gran papel en fijar asentamiento , siendo estas punta de lanza contra los moros....