70 лет на службе: Орел против Медведя

51

Сразу забегая вперед оговорю некоторые вещи. Да, В-52 – это совсем не «Орел», это «Крепость в стратосфере», но для нашего повествования все-таки символы играют определенное значение, потому пусть «Стратокрепость» побудет «Орлом», тем более, что орел – символ США, такой же как медведь – символ России.

А про «Медведя» никак нельзя не написать, они практически ровесники, потому сперва мы поговорим об американском самолете, затем о советско-российском, а потом отдельно будет некий итог службы обеих машин, приближающихся к полуторавековому сроку жизни на двоих.



Согласитесь, они того стоят.

Итак, В-52 «Стратокрепость».

70 лет на службе: Орел против Медведя

В начале работ по созданию В-52 не было ничего такого «сверх»: обычный заказ на разработку самолета, который должен был бы сменить В-36 от фирмы «Конвэйр», который честно скажем, не удался.


Да, В-36 вошел в историю как самый огромный американский самолет, но его конструкция, особенно смешанной силовой установки, состоявшей из поршневых и турбореактивных двигателей, была весьма далека от совершенства.

Потому в «Боинге» просто решили создать новый самолет, никто, скорее всего, даже в самых смелых мечтах не мог представить, что машина примет участие в таком количестве конфликтов, прослужит столько лет и переживет всех создателей.

Все началось в далеком 1946 году, когда «Миротворец» В-36 только шел на испытания. Как чувствовали, что служить ему недолго. Были озвучены параметры: радиус действия 8 000 км, бомбовая нагрузка 4,5 тонны, высота полета от 10 км, скорость от 700 км/ч на рабочей высоте в 10 км.

«Боинг» легко победил в конкурсе и получил контракт на постройку модели. В конце концов, у фирмы уже был вполне приличный опыт создания таких самолетов: «Летающая крепость» В-17, «Суперкрепость» В-29 стали достойнейшими представителями класса дальних тяжелых и стратегических бомбардировщиков своего времени.

Союз атомной бомбы и В-29 стал новым шагом в военных доктринах двух стран, США и СССР, где на вооружение встал тот же В-29, но в советском копирайте Ту-4. На момент начала разработки В-52 этот самолет (В-29) стал единственным средством доставки атомных бомб на территорию потенциального противника.


Поршневая авиация близилась к своему закату. «Боинг» сделал ставку на самолет с турбовентиляторными двигателями, и не прогадал. Было рассмотрено более 30 различных вариантов комбинаций геометрий крыла и силовой установки, в итоге, использовав опыт бывших немецких авиаконструкторов Фогта и Гетерта, остановились на длинном стреловидном крыле и восьми турбореактивных двигателях под ним.

В октябре 1948 г. «Боинг» представила окончательный вариант проекта бомбардировщика, получившего модельный номер 464-49 с восемью ТРД JT3. Самолет имел взлетную массу 150 тонн, мог нести боевую нагрузку 4,5 тонны и имел радиус действия 4 930 км. Расчетная максимальная скорость составила 910 км/ч. В марте 1949 года с «Боингом» был заключен новый контракт, предусматривающий постройку двух опытных самолетов.

Первый полет прототипа ХВ-52 состоялся 15 апреля 1952 года. Этот момент нужно принимать за точку отсчета в жизни самолета.


Первый полет серийного В-52А состоялся 5 августа 1954 года, а на вооружение самолет начал поступать с июня 1955-го. Первые самолеты пошли в учебно-тренировочные академии, а с июня 1956 года В-52С начали оснащать строевые части.

Так вышло, что заложенный в конструкцию ресурс позволил не просто заменить на время устаревший В-36, но стать единственным до недавнего времени стратегическим бомбардировщиком США, способным решать задачи, присущие этому классу самолетов, а именно доставку боеприпасов стратегического характера до целей на территории противника.

Вообще жизнь у В-52 удалась в плане различных приключений. Самолет использовали не только по прямому назначению, но и как носитель многочисленных экспериментальных аппаратов (HL-10, M2F3, X-24) космического назначения, из которых потом вырастили программу «Спейс Шаттл», В-52 таскал на себе беспилотный разведчик Локхид D-21, на нем испытывали двигатели для «Боинга-747» и «Локхид С-5».


Но первым поистине историческим событием стал сброс с В-52 первой водородной бомбы в мае 1956 года.

В-52 наштамповал рекордов, которые более чем иллюстрировали возможности этой машины:
- в ноябре 1956 года выполнен беспосадочный перелет через Северный полюс длиной 27 000 км;
- в январе 1957 года три В-52 совершили групповой кругосветный перелет, пролетев за 45 часов и 19 минут 39 750 км;
- в январе 1962 года В-52 установил рекорд дальности полета без дозаправки, пролетев 20 168 км за 22 часа и 9 минут.


Естественно, несли бомбардировщики и штатную службу. Самолеты постоянно дежурили в готовности, совершали вылеты на боевое патрулирование и к 1991 году в общей сложности В-52 налетали более 6,5 миллионов часов. В различных происшествиях был потерян 71 самолет.

В 1991 году президент Джордж Буш-старший снял своим приказом В-52 с несения дежурства в состоянии готовности к ядерному удару в связи с распадом СССР.

Однако, до этого момента самолет успел и принять боевое крещение, и реально повоевать.

Конечно, использовали В-52 не по прямому назначению. Да, создавался самолет как стратегический бомбардировщик, оперирующий свободнопадающими ядерными бомбами. Других видов вооружений на тот момент не было. Высокой точностью, естественно, он не обладал, поскольку не было иного способа наведения, кроме оптических прицельных приспособлений. Однако, мощность атомных и ядерных бомб вполне прощала некоторое отклонение от точки атаки.

Первое боевое применение В-52 произошло во время войны во Вьетнаме 1965-1973 годов в качестве высотного бомбардировщика с обычными бомбами.


Самолет показал свою весьма высокую эффективность. В-52 за 7 лет войны совершили почти 126 000 вылетов, в результате которых армии Северного Вьетнама был нанесен большой урон. Стрелки В-52 сбили в вылетах 2 вьетнамских истребителя МиГ-21. Потери ВВС США составили 30 бомбардировщиков: 16 были сбиты зенитными ракетами, 2 истребителями, остальных были потеряны в результате летных происшествий, в том числе и по вине полученных повреждений.

Тактика «выжженной земли», которую проводили США с помощью В-52, вызвала резко негативную оценку всего мирового сообщества. Но и спустя много лет, несмотря на оснащение радиолокационными прицелами, в операциях в Персидском заливе и Ираке, В-52 использовался исключительно для ковровых бомбометаний.


Если говорить о месте В-52 в американской стратегии, то самолет был на голову выше, чем В-29, летал вдвое быстрее и выше примерно на треть. Однако уже в шестидесятых годах прогресс начал вносить свои коррективы. Появились зенитные ракетные комплексы, которые сделали высоту, на которой летал В-52 не такой безопасной, как хотелось бы.

В октябре 1959 года ЗРК С-75 с китайским расчетом (но под руководством советских специалистов) на высоте 20 600 метров был сбит разведчик RB-70D армии Чан Кайши. В мае 1960 года над Свердловском был сбит американский разведчик U-2. В октябре 1962 года над Кубой был сбит аналогичный самолет. А вообще уровень возможностей С-75 был продемонстрирован 16 ноября 1959 года, когда расчетом ЗРК был сбит на высоте 28 000 метров американский разведывательный аэростат. Ракеты прочно входили в обиход и полеты даже на весьма больших высотах перестали быть безопасным делом.

Американские разработчики не сидели сложа руки и совершенствовали возможности В-52. Для прорыва ПВО СССР на большой высоте самолет получил ракеты-цели ADM-20 «Quail» и управляемые крылатые ракеты North American GAM-77/AGM-28 «Hound Dog», последнее слово инженерной мысли на тот момент. GAM-77 могла нести боеголовку массой 750-800 кг на дальность 1100 км со скоростью 2,1М. КВО было просто жутким, около 1850 метров, но наличие термоядерной боеголовки это нивелировало. Ракеты-цели должны были принимать на себя удары советских ракет, уводя их в сторону от самолета.

Кроме того, всерьез рассматривались перспективы «обучения» В-52 маловысотному полету. Программа сожрала более 200 миллионов долларов, были укреплены узлы крепления крыльев и даже заменены сами крылья на многих самолетах, но получилось все частично. 190-тонный самолет мог совершать полеты на высотах до 300 метров со скоростью 600 км/ч, но это требовало огромных усилий от пилотов и большего количества топлива для двигателей.

В итоге В-52 применялся исключительно как высотный бомбардировщик.



ЛТХ B-52B

Размах крыла, м: 56,39
Длина самолета, м: 47,73
Высота самолета, м: 14,64
Площадь крыла, м2: 371,6

Масса, кг
- пустого самолета: 74 426
- нормальная взлетная: 123 377
- максимальная взлетная: 190 508

Двигатели: 8 х ТРД Pratt & Whitney J57-P-19WA тягой 4 762 кгс/5 490 кгс на форсаже с впрыском водно-метаноловой смеси

Максимальная скорость, км/ч : 1014
Крейсерская скорость, км/ч: 842
Боевой радиус действия, км: 5 780
Макс. скороподъемность, м/мин: 1450
Практический потолок, км: 14417

Экипаж, чел: 6

Вооружение:
- четыре 12,7-мм пулемета M3 или две 20-мм пушки M24A1
- бомбовая нагрузка – 19 504 кг


Хвостовая пулеметная установка 12,7-мм

Следующим шагом в разработках стали B-52G/H


Первый полет нового самолета состоялся в 1958 году. Это действительно был очень кардинально переработанный В-52В.

Переработана конструкция крыльев для увеличения объема топливных баков, установлены более мощные двигатели J-57-43W (как и в моделях Е и F), хвостовая пулеметная установка стала управляться дистанционно. Самолет получил новое навигационное оборудование и новые прицелы, плюс систему РЭБ «Kwail».

В-52G и В-52Н – первые специализированные носители ракетного оружия. Именно на этих самолетах появились AGM-28. Предполагалось сделать В-52 аэробаллистическими ракетами GAM-87 «Skybolt», но ракета не была принята на вооружение.

В семидесятых годах B-52G/H начали оснащать боинговскими ракетами SRAM с ядерной БЧ W-69 (100 Кт). Ракеты могли поражать цели на дальности до 160 км. Самолет мог взять на борт 8 ракет в грузовой отсек в специальной барабанной установке и еще 12 ракет можно было подвесить на внешних узлах. Ракеты предназначались для уничтожения центров ПВО противника, расчистки пространства для самолетов с ядерными бомбами на борту.


В 1971-1977 гг. на всех самолетах B-52G/H была установлена оптико-электронная обзорная система AN/ASQ-151, значительно повысившая боевые возможности самолета в ночных условиях, а также при использовании противником ядерного оружия (телевизионная аппаратура в сочетании со специальными шторками препятствовала ослеплению летчиков при ядерном взрыве).

В 1985 г. началось оснащение части самолетов B-52G приемниками спутниковой навигационной системы NAVSTAR. Тогда же на вооружение начали поступать крылатые ракеты ALCM, которые в принципе могли атаковать цели без захода в зону действия ПВО противника. Ракеты предназначались в первую очередь именно для объектов системы ПВО, после подавления которых следовал прорыв с последующим ударом свободнопадающими бомбами или ракетами SRAM.

Девяностые годы принесли бомбардировщикам новые ракеты AGM-86B с ядерной БЧ от «Боинга». Боекомплект составил все те же 20 ракет, 8 в барабанной ПУ внутри фюзеляжа и 12 на внешних узлах подвески. Тогда же В-52 получил на вооружение крылатые ракеты AGM-86С, оснащенными неядерными БЧ. Комплект вооружения был дополнен малозаметные стратегические крылатые ракеты AGM-129 (на барабанной ПУ в фюзеляже - 4 ракеты и еще 12 КР на внешних узлах подвески).

Некоторая часть B-52G была переоборудована под несение противокорабельных ракет «Гарпун». «Гарпуны» крепились только на внешних узлах подвески. Соответственно, B-52G мог нести 12 ПКР, либо вместо «Гарпунов» предполагалось применять высокоточные управляемые ракеты израильской разработки AGM-142 «Раптор».

С окончанием «холодной войны» начались сокращения парка В-52. Максимальное количество В-52 в строю Стратегического командования было в 60-70-х годах прошлого века. Тогда СК располагало более чем 600 самолетами. Но в течении восьмидесятых годов значительное количество бомбардировщиков В-52 серий B, C, D, E и F было снято с вооружения.

К началу 1992 года, когда стало понятно, что СССР практически развалился, на вооружении ВВС США оставалось 254 самолета В-52 (159 B-52G и 95 В-52Н), причем из них 33 B-52G были в комплектации для несения обычных бомб и ПКР «Гарпун».

В августе 1993 года на авиабазе Дэвис-Монтан в штате Аризона началось уничтожение 350 самолетов В-52 в соответствии с Договором по СНВ, подписанным ранее с СССР.



К 1994 году в строю ВВС США осталось 130 единиц В-52, но даже это был не конец. В итоге всех сокращений и разоружений в составе стратегической авиации осталось 85 самолетов. Еще около 20 самолетов находятся в резерве.

В основном это В-52Н, построенные в начале 60-х годов прошлого века. Однако в планах командования ВВС США сохранить на вооружении бомбардировщики до рубежа 2040 года.

Большая часть самолетов соответствует модификации В-52Н представляет собой самолеты-носители неядерного оружия. 18 машин доработаны под несение и применение «Гарпунов», 10 самолетов вооружены крылатыми ракетами AGM-142.

Все бомбардировщики оснащены системой управления сбросом неядерного вооружения ICSMS с универсальных узлов подвески. Система обеспечивает применение весьма широкого спектра современного высокоточного вооружения: ракет JASSM, корректируемых авиабомб JDAM, JSOW и WCM.

Но естественно, на любой из этих самолетов можно подвесить ядерные боеприпасы.


Вообще от того В-52 остался только фюзеляж, крылья и двигатели. Вместо пушек в хвостовой установке появилась система РЭБ AN/ALQ-172(V2), самолет оснащен системой спутниковой навигации GPS, но спутниковая система объединена с инерциальной навигационной системой, которая сможет продублировать спутниковую в случае выхода той из строя в случае ядерной войны. ИНС SPN/GEANS создана на лазерных гироскопах, что считается сегодня весьма совершенной системой навигации.

Заменена оптико-электронная прицельно-обзорная система на новую AN/ASQ-151, в составе которой имеется тепловизионная система переднего обзора и обзорная телевизионная система нового поколения. Все информационные табло и индикаторы заменяются с оранжево-красных на сине-зеленые, чтобы дать возможность пилотам использовать очки ночного видения типа MXU-810/U «Марк-4».

В наше время «Боинг» планирует модернизировать БРЭО самолетов В-52Н с использованием элементов оборудования новейших гражданских самолетов своего производства. В кабинах должны появиться многофункциональные ЖК-дисплеи и новые универсальные узлы подвески оружия.

Но это все возможно лишь в случае, если Конгресс США утвердит расходы на модернизации всех 66 бомбардировщиков, которым предстоит служить до 2040 года.

Есть, правда, одна проблема: двигатели. Известно, что наладить выпуск двигателей Pratt & Whitney J57-P-43WВ компания «Юнайтед Текнолоджис», которым принадлежит сегодня эта марка, не в состоянии по многим причинам. Имеющиеся в наличии на списанных самолетах двигатели кое-как поддерживают существование В-52, но их ресурс тает на глазах.

На выручку расписавшимся в собственном бессилии американцам пришли союзники. Фирма «Роллс-Ройс» согласилась предоставить свои двигатели «Роллс-Ройс» RB211-535E для оснащения каждого В-52 четырьмя такими двигателями, на которых, к слову, летают 747-е «Боинги». Двигатель не нов, но другого в обозримом сегодня просто нет.

Взлетная тяга RB211 составляет 19 400 кгс, а тяга двух TF-33 - всего 15 300 кгс. Благодаря повышенной экономичности британских двигателей, радиус действия В-52Н без дозаправки возрастет с 6500 км до 9600 км. Сократится также взлетная и посадочная дистанция.

В качестве донора для силовых элементов (пилонов и гондол двигателей) был выбран «Боинг-757», который в 2004 году перестали выпускать, но который летает до сих пор.


По сути, мы привыкли к образу В-52 как к чему-то древнему и архаичному. Дескать, все, что он может, так это вывалить гору бомб и создать где-то лунный ландшафт.

На деле же В-52 сегодня все еще актуален, поскольку может нести не только свободнопадающие бомбы, но и вполне современное ракетное вооружение.


Практика полетов самолетов В-52 с ядерными бомбами на борту делала их и в мирное время источником весьма повышенной опасности. В двух случаях катастрофы были весьма реальны: в 1961 году В-52 с двумя ядерными бомбами на борту упал близ Голдсборо (США), в том же году B-52F с двумя термоядерными бомбами на борту потерпел крушение недалеко от города Юба-сити в Калифорнии, а в 1966 году еще один самолет с четырьмя атомными бомбами упал в море после столкновения с заправщиком в районе города Паломарес (Испания). Бомбы были подняты на поверхность после длительной, сложной и дорогостоящей спасательной операции с применением глубоководных аппаратов.

Возникает наверняка встречный вопрос: почему тогда В-52 применялся, как В-29, то есть, для ковровых бомбометаний, на уровне Второй Мировой войны?

Все просто. Для ответа на этот вопрос надо просто посмотреть на список стран, против которых применялся этот самолет.

Вьетнам. 1965-1973
Ирак + Кувейт. 1991.
Ирак. 1996, 1998 и 2003.
Югославия. 1999.
Афганистан. 2001 – 2021.
Сирия. 2016.

Как видите, стран, у которых была бы система ПВО, способная оказать сопротивление массированным ударам авиации НАТО, ни у кого не оказалось. Исключение составляет Вьетнам, в котором США потеряли 30 самолетов В-52, успехи остальных стран более чем скромные. В Ираке официально был потерян один В-52 от действий иракской стороны и 6 самолетов получили повреждения.

То есть, особой нужды использовать дорогостоящее высокоточное оружие не было. Когда в рамках операции «Удар в пустыне» потребовалось нанести удары по электростанциям, два В-52 это спокойно сделали с помощью 12 крылатых ракет.
Кстати, в Сирии российская авиация тоже не особенно усердствовала в применении высокоточного оружия, оперируя в основном обычными свободнопадающими бомбами.

Цель, знаете ли, оправдывает затраченные на нее средства. Так что ковер из обычных дешевых фугасных бомб может быть если не эффективнее крылатых ракет, то дешевле в разы.

Так что сегодня, через 70 лет после своего первого полета, В-52 – это не архаизм, доживающий свой век потому, что конструкторская мысль США полностью деградировала. Нет, определенная деградация есть, тут нечего даже спорить, но в 1952 году В-52 действительно во многом обогнал свое время.

И даже сегодня, через 70 лет, несмотря на приличное количество проблем, связанных в первую очередь с возрастом и физической усталостью конструкции, это боевой самолет. Способный, при определенных условия выполнить поставленную задачу по ядерному удару в указанном районе.


Отмахнуться в «ура»-стиле можно. Дескать, да что там, древний артефакт от безысходности используют американцы. Древний – не значит «неспособный». Древний Су-24 знаете? Очень древний? А крейсера у нас больше нет на Черном море. Примерно то же самое и В-52. Да, он стар, но если будет необходимость, этот самолет точно будет претендовать на выполнение боевых задач.

Я еще скажу очень такую сакраментальную фразу: время было такое. По обе стороны океана было много очень умных, талантливых и правильно сориентированных идейно, людей. Которые свято верили в то, что одни защищают демократическое, а другие – коммунистическое будущее. И эти люди творили просто шедевральные самолеты и корабли, ракеты и танки. Это был не бизнес, это была реальная борьба за свое «завтра».

Потому и получались такие самолеты, как В-52 и Ту-95. Потому сейчас ни США, ни Россия и близко не могут подойти к созданию чего-то дальнейшего. Люди были другие.


ЛТХ B-52G

Размах крыла, м: 56,39
Длина самолета, м: 48,03
Высота самолета, м: 12,40
Площадь крыла, м2: 371,60

Масса, кг
- пустого самолета: 76 405
- нормальная взлетная: 137 272
- максимальная взлетная: 221 352

Двигатели: 8 х ТРД Pratt & Whitney J57-P-43WВ с тягой по 5 080 кгс (6240 кгс на форсаже)

Максимальная скорость, км/ч : 1 024
Крейсерская скорость, км/ч: 842
Перегоночная дальность, км: 12 836
Боевой радиус действия, км: 6 600
Макс. скороподъемность, м/мин: 1 661
Практический потолок, м: 14 326

Экипаж, чел: 6

Вооружение:
- четыре 12,7-мм пулемета М3
Бомбовая нагрузка до 22 680 кг

Всего было построено 744 самолёта B-52 различных модификаций, из них 71 самолёт потерян в результате лётных происшествий. Последний B-52H с серийным номером 61-0040 покинул цеха завода 26 октября 1962 года.
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    8 июля 2022 05:14
    Орел против Медведя
    Тут крокодил против медведя не устоял.(фильм "Ушаков")
    1. +6
      8 июля 2022 12:02
      Мне нравится как у него движки запускаются все одновременно... Время вывода из под удара существенно меньше других, почти как у истребителя.
      1. -1
        8 июля 2022 17:09
        Мне нравится как у него движки запускаются все одновременно...

        good
        Даже и не предполагал, что так…
        Думал в такой корове свой компрессор имеется.
  2. +2
    8 июля 2022 05:22
    То есть, особой нужды использовать дорогостоящее высокоточное оружие не было. Когда в рамках операции «Удар в пустыне» потребовалось нанести удары по электростанциям, два В-52 это спокойно сделали с помощью 12 крылатых ракет.

    Вижу противоречие.

    Древний Су-24 знаете? Очень древний? А крейсера у нас больше нет на Черном море.
    А это что за новости, уж не хочет ли автор сказать что "Москву" потопили авиацией?! Тут насчёт вины ПКР то обоснованные сомнения имеются.
  3. -16
    8 июля 2022 05:33
    Древний – не значит «неспособный». Древний Су-24 знаете? Очень древний? А крейсера у нас больше нет на Черном море.
    Бредить изволите? Крейсер потоплен спецами из НАТО, ПКР от НАТО.По другому никак.Причем здесь самолеты? fool Натовские ПКР запустили укропы с СУ? "Сиди я сам открою..."
    А у вас задача черного кабеля отмыть.... request Извините....
    1. +5
      8 июля 2022 06:05
      Бредить изволите? Крейсер потоплен спецами из НАТО, ПКР от НАТО.По другому никак.Причем здесь самолеты? Натовские ПКР запустили укропы с СУ? "Сиди я сам открою..."
      А у вас задача черного кабеля отмыть.... Извините....

      Так про то что крейсер потоплен су-24 и слова статье в нет. Тут иной посыл- крейсер 79 года, по боеспособности сравнивается с самолетом 70 года. И как показала практика если крейсер с ограниченной модернизацией не смог повлиять на ход конфликта, то СУ-24 до сих пор справляются с поставленными задачами
      1. -1
        8 июля 2022 08:24
        Цитата: kRISTAl
        И как показала практика если крейсер с ограниченной модернизацией не смог повлиять на ход конфликта

        С ПКР как главным оружием и не мог.
  4. +5
    8 июля 2022 05:34
    Спасибо Роман!
    Организация, технические детали, иллюстрации, слог - на высоком уровне.
  5. -11
    8 июля 2022 05:44
    По хорошему, тоже из пары ту-95 вытряхнуть держатели для ракет и под чугуний приспособить, а то все не как не можем укрепление укров уничтожить, а так пару пролетов и нет укреплений
    1. -1
      29 сентября 2022 13:37
      Тоесть Вы предлагаете стратегические бомбардировщики превратить в грузовики? Проще ИЛы 76е оснастить бомбоотсеком. И дешевле.
  6. +3
    8 июля 2022 06:06
    Как всегда, косноязычно, с многочисленными оЧепятками и ошибками. И, очень интересно, какие это "турбовентиляторные двигатели" ставились на В52?
    1. +2
      8 июля 2022 09:50
      И, очень интересно, какие это "турбовентиляторные двигатели" ставились на В52?
      - да, и ещё это:
      Взлетная тяга RB211 составляет 19 400 кгс, а тяга двух TF-33 - всего 15 300 кгс.
      - при чём здесь TF-33 я не понял по тексту совсем.
      1. +4
        8 июля 2022 17:21
        - при чём здесь TF-33 я не понял по тексту совсем

        102 самолета B-52H (Model 464—261) с TF33-P-3, затем с TF33-PW-3/103
    2. +7
      8 июля 2022 10:54
      Цитата: Grossvater
      И, очень интересно, какие это "турбовентиляторные двигатели" ставились на В52?

      А что Вы хотите от статьи, в которой написано, что до AGM-86B "полставторой" получил некие ракеты ALCM? wink
      Хотя ALCM - это название всей программы (и класса ракет - Air Launched Cruise Missile), по которой было разработано семейство AGM-86. И именно AGM-86B была первой КРВБ, поступившей на вооружение. А её предок AGM-86А статус operational так и не получила и использовалась только для лётных испытаний.
      1. +1
        8 июля 2022 17:58
        И именно AGM-86B была первой КРВБ, поступившей на вооружение.

        Справедливости ради КС-1: «Комета» (Миг-15)



        Если считать большой дальностью 140-160 км конечно request
        У американцев была McDonnell GAM-72/ADM-20 Quail на 650 км, но без заряда

        Опыт ее эксплуатации по сути и породил американские КРБД.

        А её предок AGM-86А статус operational

        В январе 1977 принято было решение о ее серийном производстве…
        но ее прибил, в середине 1977, проектJCMP
        In January 1977, the AGM-86A was cleared for full-scale production, but this was not to be, because 1977 saw another drastic change in the direction of the ALCM program.


        1. +3
          8 июля 2022 23:31
          Цитата: TreeSmall
          Справедливости ради КС-1: «Комета» (Миг-15)

          Вы правы - я неудачно сократил предложение. Должно быть:
          И именно AGM-86B была первой КРВБ проекта ALCM, поступившей на вооружение.
          Цитата: TreeSmall
          У американцев была McDonnell GAM-72/ADM-20 Quail на 650 км, но без заряда

          Так проект ALCM как раз и вырос из Quail.
          Сначала была ложная цель Quail. Затем янки решили засунуть ложные цели в тот же барабан, что и ударные SRAM - и появился проект SCAD. Но хотелки ВВС росли - и они решили сделать из ложной цели ложно-ударную, чтобы она не только отвлекала на себя ПВО, но и уничтожала ЗРК на больших, чем SRAM, дальностях. За базу взяли проект SCAD, к которому прикрутили ядерную БЧ и TERCOM, так как ИНС не хватало. Получившуюся "ложно-ударную цель" переименовали в проект ALCM. И в итоге получили КРВБ AGM-86А, "убившую" своего родителя SCAD - так как при наличии ударной КРВБ ложная цель схожего радиуса действия оказалась не нужна.
          Но ВВС захотели большего - и проект ALCM обзавёлся версией ERV с увеличенной дальностью. Которая не влезала в бомбовый отсек В-1, поэтому вокруг новой КР начались шаманские пляски.
          Цитата: TreeSmall
          В январе 1977 принято было решение о ее серийном производстве…
          но ее прибил, в середине 1977, проектJCMP

          Точнее, AGM-86А была убита своей же версией ERV - улучшенной AGM-86А увеличенной дальности, при модернизации которой были использованы флотские наработки по проекту SLCM (будущему "Томагавку"). Которыми флот поделился в ходе программы JCMP - унификации флотской и авиационной КР. SLCM "в целом" ВВС не устроила, но движок и система навигации пришлись ко двору.
          Ну а окончательно убил AGM-86А отказ от В-1, снявший прокрустово ограничение на пути ERV - длину бомбового отсека В-1. После этого ВВС окончательно отказались от "стоковой" AGM-86А в пользу версии ERV, ставшей AGM-86В.
          1. +1
            9 июля 2022 04:03
            AGM-86А была убита своей же

            Не… убита она была тем, чем я написал.
            И имя ей(ему) :УНИФИКАЦИЯ/ ЭКОНОМИКА/МАНАГЕРЫ.
            победили Набиулины, Силуановы и Грефы (хоть и американские они были. Суть не меняется!
            Инженеров скушали вши. И всегда скушают: потому как он-$ ( не важно , пусть ₽,€…), бумажка оправит миром)
            В принципе тогда и финишировала +/- инженерия США
            Ну а окончательно убил AGM-86А отказ от В-1, снявший прокрустово ограничение на пути ERV -

            Там же было предложено кое чего другое, коих влезало 18 vs 12… да, на наружной подвеске. но! Даже Байдену ( когда у него оставался разум) , в ТЕ времена, было понятно: В1-?(в любой ипостаси), с наружной или внутренней подвеской вооружения, НЕ СМОЖЕТ ПРЕОДОЛЕТЬ ПВО СССР.
            До Горбачева, точно… там уже «договорнички» пошли request
        2. +2
          8 июля 2022 23:55
          У американцев была McDonnell GAM-72/ADM-20 Quail на 650 км, но без заряда

          Вообще-то это ловушка-приманка,сильно повышает выживаемость бомбардировщика.
          1. +1
            9 июля 2022 04:05
            Вообще-то это ловушка-приманка,сильно

            По моему: я так и намекнул по русски, чёрным, по белому!
            Нет?
        3. +3
          8 июля 2022 23:59
          Опыт ее эксплуатации по сути и породил американские КРБД.

          Неверное заключение ,до этого были другие программы и система Норт Аме́рикан GAM-77/AGM-28 «Хаунд Дог»
          1. +2
            9 июля 2022 04:13
            Не спорю, но всё же
            кс-1 и GAM-72/ADM-20 Quail были ПОРАНЬШЕ!
            Я, собственно , лишь на замечание коллеги: о первых КРБД ВБ!
            Иначе вы меня скатите в болото «Мистель-1(2,3,4)» yes
            1. +4
              9 июля 2022 09:10
              Туше почтенный.Немного увлёкся.
              1. +3
                9 июля 2022 12:38
                drinks
                В спорах рождается истина
    3. +2
      8 июля 2022 17:27
      турбовентиляторные двигатели" ставились на В52?

      Power plant: Eight Pratt & Whitney engines TF33-P-3/103 turbofan

      ☝️Турбовентиляторным двигателем ☝️в популярной литературе обычно называют турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) с высокой (выше 2) степенью двухконтурности.
  7. +3
    8 июля 2022 06:32
    Да... Так и хочется сказать с одесским акцентом: "Сейчас такое уже не делают".
    Красивый самолет.
  8. 0
    8 июля 2022 07:25
    Вообще от того В-52 остался только фюзеляж, крылья и двигатели.


    "Сменщик", видно, (когда он таки появится) будет изначально адаптирован к сверхжестким антарктическим условиям - всю середину и весь конец 21 века будет происходить битва за Арктику и за неподеленный пирог ископаемых - Антарктиду.
  9. +3
    8 июля 2022 08:46
    Не люди были другие, а мотивировали людей по другому. Если мотивации к труду старательно сводить к нулю, то и результата соответственно не будет, никакого.
  10. +1
    8 июля 2022 09:39
    Фирма «Роллс-Ройс» согласилась предоставить свои двигатели «Роллс-Ройс» RB211-535E для оснащения каждого В-52 четырьмя такими двигателями, на которых, к слову, летают 747-е «Боинги». Двигатель не нов, но другого в обозримом сегодня просто нет.

    А функция "пиротехнического запуска" сохранилась? Это когда двигатель запускается пиротехнической шашкой, которая раскручивает турбину без внешних источников.
  11. -6
    8 июля 2022 09:57
    Все эти 70ти летние реликты заставшие И.В.Сталина в момент проектирования - изделия сомнительной ценности. По прокси или странам третьего мира - на здоровье. В крупной войне - это практически одноразовое изделие ,в отличии от баллистической ракеты обладающее огромной ЭПР и тихим ходом . На пунктах базирования это оч. приметные бандуры ,что также важно. И также в отличии от балл.ракеты самолет будет нести экипаж - погибать которому придется над полюсом или океаном , то есть эти люди в "час Х" будут фактически камикадзе . Потенциал этих изделий в ответном или в ответно-встречном ударе ничтожен , в концепции Первого удара они также будут одним из наиболее демаскирующих приготовление факторов. Летят долго , обнаруживаются далеко , покидание пунктов базирования точно не удастся скрыть.

    Во времена проектирования +несколько десятков лет это были хорошие,годные машинки - но потом пришли перехватчики , дальнобойные ракеты воздух-воздух, поверхность-воздух,дальнобойные РЛС, спутниковая разведка , и их существование должно было бы закончиться если бы не разнообразные конфликты, где были нужны бомбовозы против не слишком искушенных противников. Но поддержание десятков этих реликтовых машин сегодня - это НА МОЙ ВЗГЛЯД пустая трата денег и таланта их экипажей. Внутри конвенциальных конфликтов у них все уже ниша , внутри неконвенциального они просто будут смертниками.
  12. +8
    8 июля 2022 10:20
    Роман, как всегда, удивляет уровнем своей компетенции в вопросе. То у него турки F-15 Eagle, оказывается, по лицензии клепают. То 8 движков стратофортресса будут менять на 4 от 747 Боинга. А вот как оно на самом деле:
    По итогам тендера, ВВС США выбрали для ремоторизации своего парка бомбардировщиков В-52Н предложенный Rolls-Royce двигатель под военным обозначением F130, являющийся вариантом коммерческого двигателя BR725, используемого на бизнес-джете Gulfstream G650.

    Сейчас каждый бомбардировщик B-52H оснащен восемью двигателями TF33-P-103 производства первой половины 1960-х годов. Планируется подвергнуть ремоторизации все 76 наличных бомбардировщиков В-52Н с заменой на каждом восьми старых двигателей TF33-P-103 на восемь новых с максимальных сохранением конструкции мотогондол. Всего планируется приобрести 650 новых двигателей F130 (608 двигателей для ремоторизации 76 самолетов и, и 42 запасных двигателя).
    Источник: https://bmpd.livejournal.com/4403529.html
  13. +2
    8 июля 2022 10:25
    Нельзя считать нормальной практикой неоднократную публикацию в тексте одного рисунка. Кроме того, рисунки, как правило, нумеруются, а в тексте делаются ссылки на рисунок. Это требования соответствующего стандарта.
  14. +5
    8 июля 2022 14:11
    По первым строкам понятно чей опус, комментировать сеё творчество как-то в лом. Да и смысла не вижу. Но вот мимо такого, грешен, пройти не смог.
    Всего было построено 744 самолёта B-52 различных модификаций, из них 71 самолёт потерян в результате лётных происшествий.
    Роман вот, честно если сами не разбираетесь, что такое лётное происшествие, так хотя бы посмотрите в Википедии.
    Авиационное происшествие — событие, связанное с лётной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели либо серьёзным травмам какого-либо лица (лиц), существенному повреждению либо утрате этого воздушного судна.
    Как правило, среди авиационных происшествий различают:
    аварии — происшествия без человеческих жертв;
    катастрофы — с человеческими жертвами.
    Причём в описании лётных происшествий не указывается пункт как сбитый огнём противника. А как известно потери во Вьетнами составили
    ....Боинг B-52 «Стратофортресс»
    — ВВС: 48 самолётов в 1965—1973 годах;
    По другим (оф. американские данные) данным, потери составили: 31 самолёт, из них 17 сбитых в боевых действиях, 1 списанный из-за боевых повреждений, 11 разбившихся в лётных происшествиях, 1 списанный из-за небоевых повреждений и 1 сгоревший на аэродроме в Японии.
    Разницу "очучаете" - сбиты в боевых действиях и, утрачены в лётных происшествиях. Ну, а для желающих могу порекомендовать "оригиналы" этого "конспекта".
    http://www.airwar.ru/history/locwar/vietnam/b52/b52.html
    http://www.airwar.ru/enc/bomber/b52.htm
    http://www.airwar.ru/enc/bomber/b52g.html
    1. -2
      8 июля 2022 17:06
      Ну, а для желающих могу порекомендовать "оригиналы" этого "конспекта".

      Неужели все так плохо?
      recourse
      Навеяло:
      1. +3
        9 июля 2022 00:39
        Цитата: TreeSmall
        Неужели все так плохо?

        Ну не так чтобы плохо, ближе к не так уж и хорошо...
        1. +2
          9 июля 2022 04:20
          Философфф, вы однако.
          Впрочем:7 часов назад мне разжевали про Романа в телеграмме, со 100% доказательствами.
          Т.ч. СПС за бдительность.
          Правда мне сказали: ему, как с гуся моча. ГрЕфоманский синдром, так сказать yes
          1. +3
            9 июля 2022 08:29
            Да я уж не первый год пытался , доказать ему что он в авиации полный профан. Но надоело, и поэтому его статьи про авиацию даже не читаю. Просто даю ссылку людям на настоящие статьи о самолётах, которые проходя через ромину редакцию в лучшем случае остаются кратким изложением, но с ромиными отсебятизмами, а в постоянном изложении. бред сивой кобылы. Где призамене одинарного колеса на двойные у него уменьшатся диаметр стоики шасси. Или фирма Фокке-Вульф производит самолёты для кайзера в годы первой мировой.... Ну и так далее, и тому подобное. хотя про танки он перестал писать. после своей статьи про "Валентайн", где столько накосячил, что народ просто по всей стране так заплевал мониторы, что видать до него долетело. Танкистам повезло. Про танки прекратил. писать. А вот нам авиаторам-нет. laughing laughing drinks
            1. +2
              9 июля 2022 12:35
              А вот нам авиаторам-нет.

              Кара вам летуны.
              Не понятно за шо.
              Но это не так страшно.
              Меня тут Рябов Кирил впечатляет. Засыпать буквами, задавить зацикленными абзацами.. обычно : через 2 минуты -я спать.
              1. +5
                9 июля 2022 16:10
                Цитата: TreeSmall
                Меня тут Рябов Кирил впечатляет. Засыпать буквами, задавить зацикленными абзацами.. обычно : через 2 минуты -я спать.

                Только Даманцев, только хардкоррр!
                Аббревиатура на аббревиатуре сидит и аббревиатурой погоняет. smile
                1. 0
                  9 июля 2022 16:14
                  Не встречал. Где можно посмотреть? Рекомендуете?
                2. +1
                  10 июля 2022 04:15
                  Цитата: Alexey RA
                  Только Даманцев, только хардкоррр!
                  Аббревиатура на аббревиатуре сидит и аббревиатурой погоняет.

                  У каждого свой "любимый афтыр". laughing laughing drinks
      2. +2
        9 июля 2022 11:43
        Цитата: TreeSmall
        Неужели все так плохо?

        Отродясь такого не бывало, и опять то же самое. ©
        Комментарий с перечислением оригиналов очередной статьи в обсуждении творений данного автора уже стал традиционным. smile
        1. 0
          9 июля 2022 12:36
          Ну хоть админы не злобствуют.
          А так пушки пишет. Вы с коллегой пояснили, тоже странным показались ляпы. Значит не читать.
  15. +1
    8 июля 2022 17:23
    Очень маловероятно, что 8 движков будут менятт на 4.
    Чисто с точки зрения электрики и других систем в самолете. На каждом двигателе сидит свой генератор, который дает 1/8 энергии, потребляемой разными системами самолета. Спрыгнуть с 8 на 4 движка - это практически перепроектировать самолет с нуля. Никто этим заниматься не будет. Также, собственно, как и делать двухдвигательный Ил96
  16. +1
    8 июля 2022 19:02
    Очень живучая машина. В Вьетнаме от С-75 огреб, потеряв весь киль, но домой все-таки дошел.
    1. +5
      9 июля 2022 00:53
      Это не Вьетнам ,а испытания на малых и преступно малых высотах,из-за турбулентности и оторвало киль,есть докфильм про это,да и сама раскраска фюзеляжа говорит об этом.
      1. +5
        9 июля 2022 01:19
        Вот фото с тех испытаний.

  17. 0
    9 июля 2022 04:22
    Люди были другие.

    Трава зеленее, а пиво гуще.
    1. 0
      29 сентября 2022 14:16
      Мне почему то кажется, что густое пиво вряд ли будет вкусным. Хотя квас с мёдом, наверное получится интересным сочетанием.
  18. 0
    12 июля 2022 09:55
    Хорошая статья хотя с некоторыми ошибками/незнанямиы, но автору плюс.
  19. T90
    0
    19 августа 2022 09:30
    Очень интересно очень качественные фото делайте больше подобных статей
  20. 0
    29 сентября 2022 13:31
    И эти люди творили просто шедевральные самолеты и корабли, ракеты и танки. Это был не бизнес, это была реальная борьба за свое «завтра».

    Я такой человек, по крайней мере был им, мечтателем был, романтиком и изобретателем. Я предлагал инерционные двигатели, предлагал блоковые с щелевым соплом, являющимся частью механизации крыла. Но это всё было нахрен не нужно судя по тому, что мне отвечали. Если хотите конкретику, мне отвечали цаги им.Жуковского. Какой то дед на меня орал в трубку что я ерунду предлагаю и это невозможно. Видимо потому, что это не укладывалось в его картину мира уровня самолётов ЛАГ.