Понтонный парк ПП-2005М

25

Грузовики со звеньями моста

На снабжении понтонных подразделений инженерных войск российской армии состоят разнообразные переправочные средства, в т.ч. понтонные парки разных типов. Последней разработкой в этой области является парк типа ПП-2005М. По основным функциям и возможностям он похож на парки более старых моделей. Однако ряд новых решений и компонентов позволил заметно повысить все основные технические и рабочие характеристики.

Последовательное развитие


Развитие отечественных понтонных / понтонно-мостовых парков и разработка новых систем такого рода осуществляется по эволюционному принципу. Каждый новый ПП / ПМП фактически представляет собой усовершенствованный вариант предыдущего, отличающийся конструкцией и составом основных компонентов. Так, в начале девяностых на снабжение инженерных войск поступил парк ПП-91, а в середине двухтысячных армия приняла модернизированный ПП-91М или ПП-2005.



Следующим шагом в развитии переправочных средств стал проект ПП-2005М (также встречается индекс ПМП-2005М). Он разрабатывался с середины двухтысячных годов конструкторским бюро «Вымпел» (г. Нижний Новгород) и заводом «Окская судоверфь» (г. Навашино, Нижегородская обл.) Целью этого проекта являлось обновление парка ПП-2005 и повышение всех основных его характеристик.


Спуск звена на лед

В начале десятых годов ПП-2005М прошел необходимые испытания, и в 2013 г. его официально приняли на снабжение. «Окская судоверфь» наладила серийное производство основных компонентов парка. Также к выпуску были привлечены другие предприятия, поставляющие отдельные агрегаты или готовую технику. Примечательно, что преемственность проектов и отсутствие кардинальных изменений упростили переналадку производства и позволили максимально быстро начать выпуск новых изделий.

Начиная с 2013-15 гг., министерство обороны регулярно сообщает о приемке новых парков и их последующей передаче в строевые части. При помощи новых ПП-2005М переоснащались подразделения всех военных округов, расквартированные в разных регионах. Освоение такой техники не вызывало никаких проблем, и в дальнейшем ее неоднократно использовали в ходе различных учений.

Обновленный состав


В основе проекта ПП-2005М лежала хорошо отработанная и проверенная временем концепция многокомпонентного понтонного парка. В его состав входит несколько десятков различных изделий и образцов техники разных классов и разного назначения.


Понтонеры готовят звено на льду

Транспортировка парка обеспечивается автомобилями КамАЗ-63501 в количестве не менее 40-42 ед. Четырехосные грузовики этого типа отличаются высокой грузоподъемностью и ходовыми характеристиками, соответствующими решаемой задаче. Они получают специальную платформу, лебедки и другие устройства для перевоза понтонных звеньев, катеров и иного имущества. Грузовик способен самостоятельно спускать звено или катер на воду, а также поднимать его обратно на грузовую платформу.

Для оборудования мостовых и паромных переправ используется т.н. звенья трех типов. Это 32 речных звена, составляющих основу любого парома или моста. Также имеются 4 береговых звена для организации съездов с парома. Самостоятельное перемещение обеспечивают восемь моторных звеньев и четыре буксирно-моторных катера. Речное звено для ПП-2005М было разработано заново, а другие компоненты заимствовали у других парков.

Новое речное звено по конструкции и виду похоже на существующие изделия. Оно выполнено из четырех корпусов-понтонов, соединенных при помощи шарниров с торсионами для раскрытия. Палуба звена представляет собой настил для передвижения или стоянки техники. Для соединения звеньев используются замки новой конструкции, отличающиеся повышенной надежностью и прочностью. Крайние понтоны звена оснащены подвижным обтекателем и дополнительными замками.


Работа на воде

Звено нового типа по своим габаритам не отличается от старых изделий. Его масса – 8,35 т. За счет обновления конструкции грузоподъемность увеличилась с 22,5 до 25 т. При максимальной нагрузке осадка звена достигает 650 мм.

Моторное звено МЗ-330 представляет собой самоходную платформу уменьшенных габаритов с собственной силовой установкой и водометным движителем. Моторное звено может соединяться с другими понтонами, перевозить груз до 10 т и создавать тягу на швартовых до 1800 кгс. Обеспечивается плавание со скоростью до 12 узлов при достаточно высокой маневренности.

Также для перемещения звеньев и паромов могут использоваться буксирно-моторные катера БМК-МТ и БМК-МО. Это плоскодонные суда малого водоизмещения, предназначенные для работы на мелководье и буксировки различных грузов. В носовой части катера предусматриваются устройства для соединения со звеньями, как отдельными, так и в составе более крупных конструкций. Как и другие средства, катер может перевозиться на штатном грузовике парка.


Паром из звеньев ПП-2005М с катером БМК-МО

Основные возможности


Понтонный парк ПП-2005М по своим возможностям принципиально не отличается от предыдущих систем своего класса. Он предназначен для быстрого выдвижения на заданный участок и наведения паромной переправы или создания понтонного моста. Характеристики звеньев позволяют создавать переправы через реки или иные преграды с ограниченной скоростью течения и слабым волнением. Как и ранее, расчетом парка является понтонно-переправочный батальон.

Звенья парка могут собираться в разные конструкции, в зависимости от требований к создаваемой переправе. Так, весь комплект звеньев может быть выстроен в один понтонный мост длиной до 268 м и шириной 14 м. Такой мост имеет две полосы движения и выдерживает нагрузку 120 т. За счет новой конструкции речных звеньев улучшена устойчивость к внешним воздействиям. Так, возможна работа переправы при течении до 3 м/с.

Звенья парка могут объединяться в паромы, перемещаемые моторными МЗ-330 или катерами БМК-МТ/МО. Из них можно составить восемь паромов грузоподъемностью 90 т, четыре более крупных на 190 т или два 380-тонных. В зависимости от особенностей водной преграды и груза, паром может иметь одинарную, полуторную или двойную ширину. Паромы на основе новых звеньев отличаются улучшенными характеристиками и устойчивостью.


Разгрузка парома

Характеристики отдельных звеньев и сборных конструкций позволяют переправлять любую технику и вооружения, состоящие на вооружении нашей армии. Грузоподъемность мостов и паромов соответствует массе различных автомобилей, в т.ч. с прицепами, боевых бронированных машин, артиллерийских и ракетных систем. В ходе некоторых учений понтонеры обеспечивали переправу даже подвижных грунтовых ракетных комплексов «Ярс», отличающихся выдающимися габаритами и массой.

В интересах армии


Таким образом, в последние годы подразделения инженерных войск осваивают понтонный парк новой модели, отличающийся рядом преимуществ. Современный ПП-2005М основан на хорошо известных и проверенных идеях, что упрощает его освоение. При этом новые решения, технологии и компоненты повышают его технические и рабочие характеристики.

Понтонные парки всех актуальных моделей, в т.ч. ПП-2005М, имеют особое значение для армии. Они обеспечивают преодоление различных водных преград и способны перевозить практически любую сухопутную технику и вооружение. Важность и необходимость таких средств неоднократно демонстрировалась в ходе учений, а сейчас подтверждается реальной военной операцией. При этом современный ПП-2005М уже успел показать свои преимущества перед предшественниками и продолжает поступать в части.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    29 июля 2022 16:21
    Прочитал статью, но так и не понял чем новый ПМ лучше старого?
    1. +11
      29 июля 2022 17:06
      Как минимум повышенной грузоподъёмностью с 22,5 до 25 тонн и новыми замками повышенной надёжности.))
  2. +6
    29 июля 2022 16:57
    Однозначно кабина должна быть бронированная на носителе понтона. По ходу, прошли времена гражданских кабин
    1. +4
      29 июля 2022 17:14
      Они прошли давно,только в нашем МО этого не заметили,как и многого другого.Может у них там со зрением плохо и на пенсию пора?
  3. +2
    29 июля 2022 17:00
    Вопрос неспециалиста к офицерам инженерных войск: в связи со спецоперацией на Украине и массовым подрывом (повреждением) мостов противником при отступлении какой запас данной техники находится на складах? Ведь пока временный понтонный или другой мост заменят на отремонтированный стационарный сколько времени пройдет...
    1. 0
      29 июля 2022 17:15
      Не надо быть специалистом.Эти ПП выпускаются серийно и это позволит восполнить потери.
    2. 0
      30 июля 2022 07:36
      Понтон это понтон. Помимо них есть ещё комплекты быстровозводимых мостов. Которые собираются ну очень быстро а по остальным характеристикам не уступают капитальным. Как то смотрел репортаж с учений. Там пролет моста востановили за сутки. Железнодорожного. Востановили с рельсами.
  4. +2
    29 июля 2022 17:44
    1 парк это мост длиной 286 метров = батальон
    а если нужен мост через Днепр 2 км это 8 парков = 4 полка
    т.е. нам нужно иметь в каждой армии Понтонную дивизию
    12 армий и 2 армейских корпуса = 14 х 8 = 112 батальонов = 32 км ширина Ла-Манша
    112х286=32032
    1. +3
      29 июля 2022 19:13
      Цитата: Romario_Argo
      1 парк это мост длиной 286 метров = батальон
      а если нужен мост через Днепр 2 км это 8 парков = 4 полка
      т.е. нам нужно иметь в каждой армии Понтонную дивизию
      12 армий и 2 армейских корпуса = 14 х 8 = 112 батальонов = 32 км ширина Ла-Манша
      112х286=32032

      feel а Беренгов пролив?... hi
  5. -4
    29 июля 2022 19:42
    А вот не проще в использовании, допустим, эти же понтонные секции, но каждая со своим мотором (лодочным).
    И пусть снуют туда-сюда. Мне кажется этот будет даже быстрее по времени.
    1. -2
      29 июля 2022 19:52
      Подай рацпредложение.
    2. +2
      29 июля 2022 20:28
      Можно и каждую с мотором. Но это а) дорого; б) увеличение штата (это добро кто-то должен эксплуатировать, в инженерных войсках и так номенклатура техники запредельная); в) концепция ПМП - это концепция большой войны и относительно простой конструкции (двигатели уж точно в военное время инженерные войска даже для агрегатного ремонта получать не смогут - у промышленности найдутся более важные задачи).
      1. -4
        29 июля 2022 20:58
        Мотор стоит никак не дороже понтона. Увеличивать штат не надо, сейчас любой школьник моторкой управляет. Большая война дешёвой не бывает. А как быть тогда с самолетными двигателями, это тоже агрегатный ремонт или как?
    3. +3
      29 июля 2022 22:25
      Цитата: Аркадий007
      А вот не проще в использовании, допустим, эти же понтонные секции, но каждая со своим мотором (лодочным).
      И пусть снуют туда-сюда. Мне кажется этот будет даже быстрее по времени.

      Просто представьте себе колонну идущую по мосту со скоростью 15 км/ч с интервалами между машинами 20 м. и паромы со скоростью 5 км/ч с интервалами 50 м. И все встанет на свои места. Не говоря о том, что для моста нужны только два подъезда, а для паромов при массовом использовании сколько фантазии хватит, что бы у одного места не толпились. Швартовка к берегу и отход от него не самая простая операция для плота hi
      1. -2
        30 июля 2022 10:18
        А вот ПТС-М, если их укрупнить для перевозки танков чем плох?
        1. -2
          30 июля 2022 10:25
          Цитата: Аркадий007
          А вот ПТС-М, если их укрупнить для перевозки танков чем плох?

          Вы хотя бы мой комментарий прочитали? там все +,- отмечены.
          Ничего там укрупнять не надо. Секции моста сборные. Хоть под пять танков соберите халабуду длиной 50 м. Только кто ее тащить будет со скоростью черепахи борясь с течением? hi
          1. -2
            30 июля 2022 10:40
            Посмотрите ниже коменты nks (Alexey).
            Я нечто подобное имел ввиду.
            1. -2
              30 июля 2022 10:48
              Цитата: Аркадий007
              Посмотрите ниже коменты nks (Alexey).
              Я нечто подобное имел ввиду.

              Подобные девайсы у многих армий есть. Вплоть до грузовиков амфибий с раскладывающейся платформой которые опять же могут сочленяться. Лень лазить по интернету. Но мост все равно лучше. Основное преимущество гораздо большая пропускная способность hi
              1. -2
                30 июля 2022 11:20
                А когда они в кучу собираются перед прохождением и их начинают бомбить, что происходит с пропускной способностью?
                1. -2
                  30 июля 2022 11:22
                  Цитата: Аркадий007
                  А когда они в кучу собираются перед прохождением и их начинают бомбить, что происходит с пропускной способностью?

                  То же, что и с вашими медленными баржами. Любой мост и переправа должны прикрываться как с воздуха, так и от артиллерии противника. Как бы аксиома request hi
            2. -2
              30 июля 2022 10:58
              Самоходный понтонный парк MFAB-F предназначается для наводки наплавных мостов грузоподъемностью до 54 т и длиной до 120 м, а также сборки перевозных паромов под грузы весом 60—70 т.
              Сори, картинку не могу загрузить request, но я уверен, вас в гугле не забанили laughing hi
        2. 0
          30 июля 2022 16:02
          Цитата: Аркадий007
          А вот ПТС-М, если их укрупнить для перевозки танков чем плох?

          ПТС для танков называются ПММ (разных моделей) и ПДП.
    4. Комментарий был удален.
    5. nks
      0
      30 июля 2022 10:17
      Цитата: Аркадий007
      И пусть снуют туда-сюда.

      это просто вариант развертывания ПП в качестве парома. Он может быть уместным в зависимости от параметров переправы.
      Цитата: Аркадий007
      каждая со своим мотором (лодочным).

      Есть моторизованные ПП. Тут недавно была новость про PFM, который поляки законтрактовали. А еще у французов такая штука есть
  6. 0
    30 июля 2022 13:49
    это круто, молодцы. но служить там - не-не )) адовая работа
  7. -1
    31 июля 2022 14:54
    Абсолютно ничего нового..заменили шасси и все тот же адский ручной труд солдат....Повышение грузоподъемности с 22 до 25 тонн никакого значения для стоящей на вооружение техники не имеет значение......А новые замки якобы повышенной надежности....да они и старые были надежны...А теперь повышенной...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»