Военное обозрение

Понтонный парк ПП-2005М

25

Грузовики со звеньями моста


На снабжении понтонных подразделений инженерных войск российской армии состоят разнообразные переправочные средства, в т.ч. понтонные парки разных типов. Последней разработкой в этой области является парк типа ПП-2005М. По основным функциям и возможностям он похож на парки более старых моделей. Однако ряд новых решений и компонентов позволил заметно повысить все основные технические и рабочие характеристики.

Последовательное развитие


Развитие отечественных понтонных / понтонно-мостовых парков и разработка новых систем такого рода осуществляется по эволюционному принципу. Каждый новый ПП / ПМП фактически представляет собой усовершенствованный вариант предыдущего, отличающийся конструкцией и составом основных компонентов. Так, в начале девяностых на снабжение инженерных войск поступил парк ПП-91, а в середине двухтысячных армия приняла модернизированный ПП-91М или ПП-2005.

Следующим шагом в развитии переправочных средств стал проект ПП-2005М (также встречается индекс ПМП-2005М). Он разрабатывался с середины двухтысячных годов конструкторским бюро «Вымпел» (г. Нижний Новгород) и заводом «Окская судоверфь» (г. Навашино, Нижегородская обл.) Целью этого проекта являлось обновление парка ПП-2005 и повышение всех основных его характеристик.


Спуск звена на лед

В начале десятых годов ПП-2005М прошел необходимые испытания, и в 2013 г. его официально приняли на снабжение. «Окская судоверфь» наладила серийное производство основных компонентов парка. Также к выпуску были привлечены другие предприятия, поставляющие отдельные агрегаты или готовую технику. Примечательно, что преемственность проектов и отсутствие кардинальных изменений упростили переналадку производства и позволили максимально быстро начать выпуск новых изделий.

Начиная с 2013-15 гг., министерство обороны регулярно сообщает о приемке новых парков и их последующей передаче в строевые части. При помощи новых ПП-2005М переоснащались подразделения всех военных округов, расквартированные в разных регионах. Освоение такой техники не вызывало никаких проблем, и в дальнейшем ее неоднократно использовали в ходе различных учений.

Обновленный состав


В основе проекта ПП-2005М лежала хорошо отработанная и проверенная временем концепция многокомпонентного понтонного парка. В его состав входит несколько десятков различных изделий и образцов техники разных классов и разного назначения.


Понтонеры готовят звено на льду

Транспортировка парка обеспечивается автомобилями КамАЗ-63501 в количестве не менее 40-42 ед. Четырехосные грузовики этого типа отличаются высокой грузоподъемностью и ходовыми характеристиками, соответствующими решаемой задаче. Они получают специальную платформу, лебедки и другие устройства для перевоза понтонных звеньев, катеров и иного имущества. Грузовик способен самостоятельно спускать звено или катер на воду, а также поднимать его обратно на грузовую платформу.

Для оборудования мостовых и паромных переправ используется т.н. звенья трех типов. Это 32 речных звена, составляющих основу любого парома или моста. Также имеются 4 береговых звена для организации съездов с парома. Самостоятельное перемещение обеспечивают восемь моторных звеньев и четыре буксирно-моторных катера. Речное звено для ПП-2005М было разработано заново, а другие компоненты заимствовали у других парков.

Новое речное звено по конструкции и виду похоже на существующие изделия. Оно выполнено из четырех корпусов-понтонов, соединенных при помощи шарниров с торсионами для раскрытия. Палуба звена представляет собой настил для передвижения или стоянки техники. Для соединения звеньев используются замки новой конструкции, отличающиеся повышенной надежностью и прочностью. Крайние понтоны звена оснащены подвижным обтекателем и дополнительными замками.


Работа на воде

Звено нового типа по своим габаритам не отличается от старых изделий. Его масса – 8,35 т. За счет обновления конструкции грузоподъемность увеличилась с 22,5 до 25 т. При максимальной нагрузке осадка звена достигает 650 мм.

Моторное звено МЗ-330 представляет собой самоходную платформу уменьшенных габаритов с собственной силовой установкой и водометным движителем. Моторное звено может соединяться с другими понтонами, перевозить груз до 10 т и создавать тягу на швартовых до 1800 кгс. Обеспечивается плавание со скоростью до 12 узлов при достаточно высокой маневренности.

Также для перемещения звеньев и паромов могут использоваться буксирно-моторные катера БМК-МТ и БМК-МО. Это плоскодонные суда малого водоизмещения, предназначенные для работы на мелководье и буксировки различных грузов. В носовой части катера предусматриваются устройства для соединения со звеньями, как отдельными, так и в составе более крупных конструкций. Как и другие средства, катер может перевозиться на штатном грузовике парка.


Паром из звеньев ПП-2005М с катером БМК-МО

Основные возможности


Понтонный парк ПП-2005М по своим возможностям принципиально не отличается от предыдущих систем своего класса. Он предназначен для быстрого выдвижения на заданный участок и наведения паромной переправы или создания понтонного моста. Характеристики звеньев позволяют создавать переправы через реки или иные преграды с ограниченной скоростью течения и слабым волнением. Как и ранее, расчетом парка является понтонно-переправочный батальон.

Звенья парка могут собираться в разные конструкции, в зависимости от требований к создаваемой переправе. Так, весь комплект звеньев может быть выстроен в один понтонный мост длиной до 268 м и шириной 14 м. Такой мост имеет две полосы движения и выдерживает нагрузку 120 т. За счет новой конструкции речных звеньев улучшена устойчивость к внешним воздействиям. Так, возможна работа переправы при течении до 3 м/с.

Звенья парка могут объединяться в паромы, перемещаемые моторными МЗ-330 или катерами БМК-МТ/МО. Из них можно составить восемь паромов грузоподъемностью 90 т, четыре более крупных на 190 т или два 380-тонных. В зависимости от особенностей водной преграды и груза, паром может иметь одинарную, полуторную или двойную ширину. Паромы на основе новых звеньев отличаются улучшенными характеристиками и устойчивостью.


Разгрузка парома

Характеристики отдельных звеньев и сборных конструкций позволяют переправлять любую технику и вооружения, состоящие на вооружении нашей армии. Грузоподъемность мостов и паромов соответствует массе различных автомобилей, в т.ч. с прицепами, боевых бронированных машин, артиллерийских и ракетных систем. В ходе некоторых учений понтонеры обеспечивали переправу даже подвижных грунтовых ракетных комплексов «Ярс», отличающихся выдающимися габаритами и массой.

В интересах армии


Таким образом, в последние годы подразделения инженерных войск осваивают понтонный парк новой модели, отличающийся рядом преимуществ. Современный ПП-2005М основан на хорошо известных и проверенных идеях, что упрощает его освоение. При этом новые решения, технологии и компоненты повышают его технические и рабочие характеристики.

Понтонные парки всех актуальных моделей, в т.ч. ПП-2005М, имеют особое значение для армии. Они обеспечивают преодоление различных водных преград и способны перевозить практически любую сухопутную технику и вооружение. Важность и необходимость таких средств неоднократно демонстрировалась в ходе учений, а сейчас подтверждается реальной военной операцией. При этом современный ПП-2005М уже успел показать свои преимущества перед предшественниками и продолжает поступать в части.
Автор:
Использованы фотографии:
Минобороны РФ
25 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Подкидыш
    Подкидыш 29 июля 2022 16:21
    +6
    Прочитал статью, но так и не понял чем новый ПМ лучше старого?
    1. Южноукраинец
      Южноукраинец 29 июля 2022 17:06
      +11
      Как минимум повышенной грузоподъёмностью с 22,5 до 25 тонн и новыми замками повышенной надёжности.))
  2. surey_andry2
    surey_andry2 29 июля 2022 16:57
    +6
    Однозначно кабина должна быть бронированная на носителе понтона. По ходу, прошли времена гражданских кабин
    1. ultra
      ultra 29 июля 2022 17:14
      +4
      Они прошли давно,только в нашем МО этого не заметили,как и многого другого.Может у них там со зрением плохо и на пенсию пора?
  3. tank_kv1
    tank_kv1 29 июля 2022 17:00
    +2
    Вопрос неспециалиста к офицерам инженерных войск: в связи со спецоперацией на Украине и массовым подрывом (повреждением) мостов противником при отступлении какой запас данной техники находится на складах? Ведь пока временный понтонный или другой мост заменят на отремонтированный стационарный сколько времени пройдет...
    1. ultra
      ultra 29 июля 2022 17:15
      0
      Не надо быть специалистом.Эти ПП выпускаются серийно и это позволит восполнить потери.
    2. garri-lin
      garri-lin 30 июля 2022 07:36
      0
      Понтон это понтон. Помимо них есть ещё комплекты быстровозводимых мостов. Которые собираются ну очень быстро а по остальным характеристикам не уступают капитальным. Как то смотрел репортаж с учений. Там пролет моста востановили за сутки. Железнодорожного. Востановили с рельсами.
  4. Romario_Argo
    Romario_Argo 29 июля 2022 17:44
    +2
    1 парк это мост длиной 286 метров = батальон
    а если нужен мост через Днепр 2 км это 8 парков = 4 полка
    т.е. нам нужно иметь в каждой армии Понтонную дивизию
    12 армий и 2 армейских корпуса = 14 х 8 = 112 батальонов = 32 км ширина Ла-Манша
    112х286=32032
    1. A.A.G.
      A.A.G. 29 июля 2022 19:13
      +3
      Цитата: Romario_Argo
      1 парк это мост длиной 286 метров = батальон
      а если нужен мост через Днепр 2 км это 8 парков = 4 полка
      т.е. нам нужно иметь в каждой армии Понтонную дивизию
      12 армий и 2 армейских корпуса = 14 х 8 = 112 батальонов = 32 км ширина Ла-Манша
      112х286=32032

      feel а Беренгов пролив?... hi
  5. Аркадий007
    Аркадий007 29 июля 2022 19:42
    -3
    А вот не проще в использовании, допустим, эти же понтонные секции, но каждая со своим мотором (лодочным).
    И пусть снуют туда-сюда. Мне кажется этот будет даже быстрее по времени.
    1. Алекс Крон
      Алекс Крон 29 июля 2022 19:52
      -2
      Подай рацпредложение.
    2. toha124
      toha124 29 июля 2022 20:28
      +2
      Можно и каждую с мотором. Но это а) дорого; б) увеличение штата (это добро кто-то должен эксплуатировать, в инженерных войсках и так номенклатура техники запредельная); в) концепция ПМП - это концепция большой войны и относительно простой конструкции (двигатели уж точно в военное время инженерные войска даже для агрегатного ремонта получать не смогут - у промышленности найдутся более важные задачи).
      1. Аркадий007
        Аркадий007 29 июля 2022 20:58
        -3
        Мотор стоит никак не дороже понтона. Увеличивать штат не надо, сейчас любой школьник моторкой управляет. Большая война дешёвой не бывает. А как быть тогда с самолетными двигателями, это тоже агрегатный ремонт или как?
    3. Адрей
      Адрей 29 июля 2022 22:25
      +3
      Цитата: Аркадий007
      А вот не проще в использовании, допустим, эти же понтонные секции, но каждая со своим мотором (лодочным).
      И пусть снуют туда-сюда. Мне кажется этот будет даже быстрее по времени.

      Просто представьте себе колонну идущую по мосту со скоростью 15 км/ч с интервалами между машинами 20 м. и паромы со скоростью 5 км/ч с интервалами 50 м. И все встанет на свои места. Не говоря о том, что для моста нужны только два подъезда, а для паромов при массовом использовании сколько фантазии хватит, что бы у одного места не толпились. Швартовка к берегу и отход от него не самая простая операция для плота hi
      1. Аркадий007
        Аркадий007 30 июля 2022 10:18
        -1
        А вот ПТС-М, если их укрупнить для перевозки танков чем плох?
        1. Адрей
          Адрей 30 июля 2022 10:25
          -2
          Цитата: Аркадий007
          А вот ПТС-М, если их укрупнить для перевозки танков чем плох?

          Вы хотя бы мой комментарий прочитали? там все +,- отмечены.
          Ничего там укрупнять не надо. Секции моста сборные. Хоть под пять танков соберите халабуду длиной 50 м. Только кто ее тащить будет со скоростью черепахи борясь с течением? hi
          1. Аркадий007
            Аркадий007 30 июля 2022 10:40
            -1
            Посмотрите ниже коменты nks (Alexey).
            Я нечто подобное имел ввиду.
            1. Адрей
              Адрей 30 июля 2022 10:48
              -2
              Цитата: Аркадий007
              Посмотрите ниже коменты nks (Alexey).
              Я нечто подобное имел ввиду.

              Подобные девайсы у многих армий есть. Вплоть до грузовиков амфибий с раскладывающейся платформой которые опять же могут сочленяться. Лень лазить по интернету. Но мост все равно лучше. Основное преимущество гораздо большая пропускная способность hi
              1. Аркадий007
                Аркадий007 30 июля 2022 11:20
                -1
                А когда они в кучу собираются перед прохождением и их начинают бомбить, что происходит с пропускной способностью?
                1. Адрей
                  Адрей 30 июля 2022 11:22
                  -2
                  Цитата: Аркадий007
                  А когда они в кучу собираются перед прохождением и их начинают бомбить, что происходит с пропускной способностью?

                  То же, что и с вашими медленными баржами. Любой мост и переправа должны прикрываться как с воздуха, так и от артиллерии противника. Как бы аксиома request hi
            2. Адрей
              Адрей 30 июля 2022 10:58
              -2
              Самоходный понтонный парк MFAB-F предназначается для наводки наплавных мостов грузоподъемностью до 54 т и длиной до 120 м, а также сборки перевозных паромов под грузы весом 60—70 т.
              Сори, картинку не могу загрузить request, но я уверен, вас в гугле не забанили laughing hi
        2. Alexey RA
          Alexey RA 30 июля 2022 16:02
          0
          Цитата: Аркадий007
          А вот ПТС-М, если их укрупнить для перевозки танков чем плох?

          ПТС для танков называются ПММ (разных моделей) и ПДП.
    4. Комментарий был удален.
    5. nks
      nks 30 июля 2022 10:17
      0
      Цитата: Аркадий007
      И пусть снуют туда-сюда.

      это просто вариант развертывания ПП в качестве парома. Он может быть уместным в зависимости от параметров переправы.
      Цитата: Аркадий007
      каждая со своим мотором (лодочным).

      Есть моторизованные ПП. Тут недавно была новость про PFM, который поляки законтрактовали. А еще у французов такая штука есть
  6. Sadok
    Sadok 30 июля 2022 13:49
    0
    это круто, молодцы. но служить там - не-не )) адовая работа
  7. Игораш
    Игораш 31 июля 2022 14:54
    -1
    Абсолютно ничего нового..заменили шасси и все тот же адский ручной труд солдат....Повышение грузоподъемности с 22 до 25 тонн никакого значения для стоящей на вооружение техники не имеет значение......А новые замки якобы повышенной надежности....да они и старые были надежны...А теперь повышенной...