Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885 «Ясень»

Головная многоцелевая атомная подводная лодка (ПЛАРК) 4-го поколения «Северодвинск» пр. 885 типа «Ясень», вооруженная крылатыми ракетами, в ноябре 2012 года приступит к программе государственных испытаний в море. По итогам данных испытаний комиссия должна будет в декабре подписать акт о приеме подводной лодки в состав ВМФ России. В настоящее время ПЛАРК «Северодвинск» проходит заводские ходовые испытания, одновременно с этим на заводе «Севмаш» прошла плановая прострелка торпедных аппаратов лодки. Для вооружения новой ПЛА уже изготовлены 3 крылатых ракеты «Калибр» в варианте с дальностью стрельбы 2 500 км. Сверхзвуковой вариант данной ракеты с обычной или ядерной боевой частью на траектории полёта к наземной или надводной цели меняет профиль полета по курсу и высоте, при этом скорость полета боевой части ракеты после ее отделения еще больше возрастает и приближается к гиперзвуковой, что делает ее очень страшным оружием.

Крылатые ракеты «Калибр» – это высокоточное оружие, которое предназначено, по большей части, для борьбы с авианосцами противника. В соответствии с подписанными ОСК и Минобороны России контрактом в рамках Госпрограммы вооружений до 2020 года российский флот должен получить 7 ПЛАРК типа «Ясень», при этом 6 из подводных лодок будут строиться по усовершенствованному проекту 885М. Головной модернизированной лодкой серии является «Казань». При этом данная лодка станет первой ПЛА 4-го поколения, которая получит совершенно новое техническое оснащение, которое не имеет аналогов в отечественном кораблестроении.

В отличие от готовящихся к приему в состав российского флота стратегических ракетоносцев 4-го поколения проекта «Борей» – РПКСН «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», у которых впервые примененная на них техническая начинка составляет порядка 40%, у многоцелевой ПЛА «Казань» проекта 885М все узлы, системы и механизмы будут совершенно новыми, никогда прежде не применявшимися. По словам представителей ОПК, это совершенно новое, высокотехнологичное оборудование, которое не имеет аналогов в советском и современном российском кораблестроении. По своим ТТХ ПЛА «Казань» должна быть сравнима с самой высокотехнологичной и в то же время дорогой подводной лодкой в мире – американской многоцелевой ПЛА типа «Сивульф», при этом по уровню шумности и по ряду других критериев она даже обойдет конкурента.


Общая стоимость 7 подводных лодок проекта 885 «Ясень» превышает 200 млрд. рублей. По информации источников ИТАР-ТАСС, одна ПЛА проекта 885М стоит в 1,5-2 раза дороже подводных лодок проекта 955 «Борей».
Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885 «Ясень»
Крылатая ракета "Калибр"

Описание подводных лодок проекта 885 «Ясень»

Работы по созданию подводных лодок, относящихся к 4-му поколению, СССР начал одновременно с США еще в 1977 году. Первоначально планировалось создание лодок нескольких типов: многоцелевой, противоавианосной, противолодочной. Но позднее решено было ограничиться только многоцелевой подводной лодкой, которая была бы способна решать максимально возможный круг задач. Проектированием субмарины занималось КБ «Малахит», которое имело богатый опыт по созданию удачных многоцелевых подводных лодок. Новая ПЛА проекта 885 получила шифр «Ясень», по кодификации НАТО – «Granay». Закладка головного корабля серии «Северодвинск» состоялась 21 декабря 1993 года на «Севмаше» в городе Северодвинск. Постройка лодки по причине очень плохого финансирования была очень медленной. 12 сентября 2011 года головная лодка К-329 «Северодвинск» впервые вышла в море для проведения ходовых испытаний.

Основные характеристики ПЛА проекта 885: наибольшая длина – 120 метров, ширина – 15 метров, осадка – 10 метров. Полное водоизмещение – 11 800 тонн. Наибольшая подводная скорость – 31 узел. Экипаж лодки – 90 человек (32 офицера). Лодка оснащена всплывающей спасательной камерой, которая способна вместить весь экипаж.

Подводные лодки проекта 885 строятся по одновальной схеме. Прочный корпус лодок – стальной. Ядерная энергетическая установка данных субмарин относится к реакторам 4-го поколения. Мощность реактора составляет 200 МВт. Реактор построен по интегральной компоновочной схеме. Преимуществом такого решения является локализация теплоносителя первого контура в отдельном корпусе моноблока, а также отсутствие трубопроводов и патрубков большого диаметра. Данная схема предполагает применение оборудования, которое обладает очень высокой надежностью. По мнению некоторых специалистов, новые реакторы способны служить достаточно долгое время без перезарядки. Срок службы новых реакторов оценивается в 25-30 лет, то есть сопоставим со сроком жизни самой подводной лодки.
Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885 «Ясень»

ПЛАРК типа «Ясень» обладают полуторакорпусной конструкцией с легким корпусом только в носовой части лодки, а также с надстройкой в районе ракетных шахт. Прочный стальной корпус субмарины разделен на 9 отсеков. В первом отсеке расположен центральный пост с выходом в прочную рубку – всплывающую спасательную камеру, аппаратное оборудование гидроакустического комплекса и боевые посты. Вокруг первого отсека лодки и в нос от него расположена носовая группа цистерн главного балласта (ЦГБ, всего 5 цистерн). Во втором отсеке расположены казенные части торпедных аппаратов, а также стеллажи с боеприпасами. Здесь же находятся приводы выдвижных устройств и частично другое вспомогательное оборудование лодки. В третьем отсеке лодки на 4-х палубах расположено общекорабельное и различное приборное оборудование, такое как дизель-генераторы, насосы и преобразователи, холодильные машины. Четвертый отсек выделен под жилые и медицинские помещения, а также некоторые вспомогательные системы. Отсеки со 2-го по 4-й включительно составляют около 40% от всей длины прочного корпуса субмарины и не имеют легкого корпуса, а лишь легкую надстройку. За этими отсеками прочный корпус получает существенное сужение и двухкорпусное исполнение. Пятый отсек ПЛА – ракетный. В районе этого отсека находится цистерна быстрого погружения и средняя группа ЦГБ (4 цистерны). Шестой отсек лодки – реакторный, вокруг него находится специальная уравнительная цистерна, которая необходима для удержания лодки по глубине во время проведения ракетных стрельб. В седьмом (турбинном) отсеке расположено оборудование паротурбинной установки, автономные турбогенераторы, а также другое энергооборудование. Вокруг этого отсека расположена кормовая группа ЦГБ (всего 5 цистерн). Восьмой отсек субмарины используется для размещения механического, общекорабельного оборудования, также в нем расположен кормовой люк, за которым находится румпельное отделение с гидравлическими приводами кормового оперения лодки.

Вся носовая часть ПЛА типа «Ясень» выделена под размещение крупногабаритной сферической антенны гидроакустического комплекса. За обтекателем данной антенны выше конструкционной ватерлинии находятся носовые горизонтальные рули лодки. Хвостовое оперение субмарины выполнено по классической крестообразной схеме. Подлодка получила достаточно длинное ограждение выдвижных устройств «лимузинной» формы с интегрированной всплывающей спасательной камерой.

Прочный корпус подлодки выполнен из маломагнитной стали (толщиной до 48 мм). Сборка корпуса лодки осуществляется блочным методом с применением металлических тросовых демпферов, которые используются взамен традиционных резинокордовых пневматических. Оборудование корабля монтируется зональными блоками на специальных массивных рамах. Новый вариант компоновки блоков энергетической установки, а также систем охлаждения, электроснабжения, вспомогательного оборудования позволил уменьшить уровень шумности лодки на 10-15 Дб.

В конструкции лодки применяются вибропоглощающие слоистые балки, элементы воздуховодов и трубопроводов, пиллерсы, которые сокращают шумы на 10-30 Дб. Все оборудование крепится на вибропоглощающих сотовых каркасах, выполненных из композитных материалов. При этом каждый конструкционный блок дополнительно покрыт звукоизолирующими панелями. Сам корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием, которое снижает шумность лодки, а также уменьшает отражение сигналов гидролокаторов. Также на «Ясене» используется система активного гашения шумов в пределе дискретных составляющих частотой 50-500 Гц. Для снижения шумности лодки на малых скоростях движения применяется лишь гребной электродвигатель, в то же время главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту лишь на высокоскоростных режимах работы.
Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885 «Ясень»

Подводная лодка проекта 885 построена по одновальной схеме и оснащена 7-лопастным малошумным винтом, имеющим саблевидные лопасти (с композитным демпфированием). Винт обладает фиксированным шагом. Также лодка имеет 4 откидывающихся подруливающих устройства и носовые горизонтальные рули с закрылками, вероятнее всего, выдвижные.

Основным вооружением ПЛА являются крылатые ракеты вертикального пуска. На подводной лодке расположено 8 пусковых установок СМ-346 (по 4 на борт) для 24 ПКР П-800 «Оникс». Также возможно применение ракет 3М14 «Калибр» и 3М54 «Бирюза». Для сопряжения на борту подводной лодки различных ракетных комплексов была создана универсальная корабельная система управления стрельбой 3Р-14П, которая обеспечивает боеготовность ракетного комплекса лодки к пуску из холодного состояния аппаратуры в течение 4 минут. Наряду с этим был унифицирован и наземный комплекс оборудования, который предназначен для регламентного обслуживания ракет.

Помимо крылатых ракет на вооружении лодки находятся различные торпеды. «Ясень» имеет 10 торпедных аппаратов (по 5 на борт) калибра 533 мм. Боезапас торпед – 30 штук: УСЭТ-80, «Физик-1» (УГСТ) и др., а также КРБД РК-55 «Гранат» или «Бирюза» или ПЛРК «Водопад», а также мины. Торпедные аппараты лодки находятся в центральной части корпуса за центральным постом. На подлодке возможна установка 533-мм одноразовых неперезаряжаемых ПУ средств гидроакустического противодействия типа РЭПС-324 «Шлагбаум» для применения самоходных приборов гидроакустического противодействия (имитаторов подводных лодок) МГ-114 «Берилл» и МГ-104 «Бросок».

ПЛА проекта 885 оснащаются боевой информационно-управляющей системой «Округ», которая объединяет в режиме реального времени контроль информации о состоянии корабля, всех боевых систем, информации от средств наблюдения и целеуказания. Работа БИУС обеспечивается при помощи нескольких БЦВМ. «Округ» можете передавать и получать информацию с других кораблей при помощи защищенной звукоподводной системы передачи данных.

Источники информации:
-http://army.lv/ru/proekt-885/709/759
-http://www.submarinaa.narod.ru/885.html
-http://vpk-news.ru/articles/9273
-http://ru.wikipedia.org/wiki
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 61
  1. мангуст 12 октября 2012 08:29
    бандупутинаподсуд! просраливсеполимеры! авгулагесделалибылучше!
    мангуст
    1. Забво 12 октября 2012 08:54
      снизу на клавиатуре есть длиная клавиша , для пробелов fellow
    2. Rus_87 12 октября 2012 09:28
      Ну и за что же банду Путина под суд? За то что при нем стали строить АПЛ и многие другие виды вооружения, за то что эта самая "банда" подняла Россию с колен? За то что идет укрепление обороноспособности страны(пусть и не теми темпами как хотелось бы)? Кого и надо было под суд, так это меченного и бориску покойного, вот они то и, пардон, пр**ли все как вы сказали "полимеры"!
    3. nikoli25 12 октября 2012 10:40
      тебя под суд, просрали ельцин и гарбачев,а путину все восстанавливать приходиться
    4. Комментарий был удален.
  2. полковник 12 октября 2012 09:59
    В части, касающейся стоимости постройки лодок, источники ИТАР-ТАСС явно перегнули палку. Стратегические лодки (у нас РПКСН, у "них" - ПЛАРБ) ВСЕГДА значительно дороже многоцелевых!
    1. Bronis 13 октября 2012 11:23
      Не совсем перегнул. "Бореи" стоят в пределах 30 млрд. руб., первый "Ясень" обошелся где-то в 45-50 млрд. Дальше предлагается удешевить, но как оно будет, это вопрос. Лодка хоть и является многоцелевой, но это далеко не "Щука-Б", скорее что-то среднее между ней и "Антеем". Поэтому цена довольно высока. Скорее всего, дополнительно потребуется еще и проект-правопреемник "Щуки" - более дешевый и массовый.
  3. Delta 12 октября 2012 11:00
    По своим ТТХ ПЛА «Казань» должна быть сравнима с самой высокотехнологичной и в то же время дорогой подводной лодкой в мире – американской многоцелевой ПЛА типа «Сивульф», при этом по уровню шумности и по ряду других критериев она даже обойдет конкурента.

    Вы меня конечно извините, что снова огорчу, но не может подводное тело в 12 000 тонн водоизмещения создавать такой же подводный шум, как и тело в 9 000 тонн. А уж тем более - меньший шум. Особенно учитывая то, что на "Сивулфе" реализован водометный движитель
    1. Rus_87 12 октября 2012 12:44
      А вы знаете что реализовано на "Казани"? Вы ее строили, знаете все ее конструктивные особенности и параметры БРЭО? Нет? Тогда и не утверждайте, что как вы сказали "тело в 12000 тонн" не может быть тише "тела в 9000".
      P.S.
      И уж тем более если зашел разговор о шумности, сравнивать ее исходя только из водоизмещения, не то что глупо, вообще несуразно.
      1. Delta 12 октября 2012 13:04
        Ну вам конечно виднее. Особенно с точки зрения чистой физики. Если б вы ее хотя бы проходили в школе, то знали бы, что при одинаковой скорости не сможет слон двигаться так же тихо, как, скажем лиса. И это на сухопутье. Что уж говорить про воду и ее сопротивление, трение. На Ясене не реализовано никакого иного движителя, кроме гребных винтов, не позорьтесь. А значит и кавитации не избежать. А значит при одинаковой скорости у этих подлодок будет разная шумность
        1. Tirpitz 12 октября 2012 13:24
          смотрел передачу, так там про кавитацию рассказывали. еще не изобрели такие винты, что б без кавитации можно было двигаться. А звуки лопающихся пузырьков хорошо ГАКи засекают.
          Tirpitz
          1. leon-iv 12 октября 2012 15:27
            А как хорошо засекают?
        2. Rus_87 12 октября 2012 13:26
          lol Кстати слон, если хотите знать, движется практически бесшумно, в силу того,что у него на ступнях своего рода подушечки( negative если бы вы хотя бы биологию в школе проходили=))! На старых советских БТР-х тоже стоят водометные движители, и что они от этого по воде бесшумно ходят? Не смешите меня, водомет не панацея от шума, а средство его снижения, аналогичным средством на Ясене служит винт, спец формы и форма эта, как и технология его изготовления держится в строжайшей тайне! Но вам то все секреты оборонки известны, коль вы так уверенно утверждаете!
          1. Delta 12 октября 2012 13:34
            На этом "диспут" окончим. Насколько я помню, вам очень хочется всегда погорланить про то, что мы всех победим (так и хочется спросить про возраст). При этом технической аргументации и знаний - ноль. Про биологию - сказал,бы что смешно, если б не было так грустно, ибо я (случайно совершенно) сравнил слона и лисицу, а вы даже не вспомнили о том, что лисица считается одним из лучших охотников в природе и засечь ее крайне трудно любому животному. А на Ясене (еще раз) - гребные винты. И создают они шумоднозначно выше, чем водомет. Плюс надо вспомнить, когда Ясень начал создаваться. Так что сравнение с Сивулф - некорректно как минимум
            1. Rus_87 12 октября 2012 14:08
              Да да, согласен с вами, на Ясене гребные винты, а у сивулфа водомет, а еще у амеров такое чудо есть, как самолет невидимка, у него нет водомета,правда, но зато он абсолютно невидим, особенно для старых советских ЗРК, таких что были у Югославии и Ирака! Не надо прикапываться к винтам или водометам, шум от подлодки не только от этих устройств издается, коль вы у нас технически грамотный, должны понять о чем я(хотя человек, делающий однозначные выводы в пользу той или иной лодки на основе 2-х параметров-водоизмещения и типа движителя...еще и называет себя грамотным...). У нашей кошачьей серии тоже винты, однако это не мешает им напрямую конкурировать по шумности с тем же пресловутым сивулфом, причем тот факт ,что лодки 971 проекта по шумности ничем не уступают сивулфам признают сами же американцы!
              P.S.
              Если вам хочется верить в то, что американские подлодки самые бесшумные, мощные и т.д. верьте, переубеждать вас не стану, да и не вижу смысла. А еще у амеров самые непробиваемые танки, самые быстрые и невидимые самолеты и самые дальнобойные и точные ракеты! Куда нам отсталым варварам с нашими винтами, Т-90 и ПАК ФА...Короче действительно, полемику с вами продолжать нет никакого желания, ешьте гамбургеры в общем, они полезны fellow
              1. MURANO 12 октября 2012 21:58
                Цитата: Rus_87
                У нашей кошачьей серии тоже винты, однако это не мешает им напрямую конкурировать по шумности с тем же пресловутым сивулфом, причем тот факт ,что лодки 971 проекта по шумности ничем не уступают сивулфам признают сами же американцы!

                Не верьте американцам,они часто деньги так выбивают.
                А если серьезно-шумность 971 проекта только СОПОСТАВИМА с Лос.А,и то,только на небольших ходах.С ростом скорости 971 становиться мальчиком для битья.Лос имеет малошумную скорость примерно в два раза превышающую аналогичную у 971.Это и наша двухкорпусность и водоизмещение,и ГЭУ.
                MURANO
          2. Snake4 12 октября 2012 18:56
            Успокойтесь на счет винтов, многолопастные винты сложной формы, эффективные на малых скоростях вращения первыми применили американцы.
            У нас, начиная с последнего поколения осуществляется попытки использовать похожую компоновку, но пока это очень сложный технологический вопрос, все дело во фрезерном оборудовании, способном работать с заготовками больших размеров. сложных поверхностей и с высокими допусками.
            Поищите хотя бы полусказку про японские станки в 80-х.
            Snake4
        3. leon-iv 12 октября 2012 15:30
          а может всетаки больше играет роль обтекание? И из чего сделанна поверхность обтекаемого тела.
          Кстате а водомет откуда воду то берет? и чем он ее толкает.
        4. полковник 12 октября 2012 15:49
          Цитата: Delta
          А значит при одинаковой скорости у этих подлодок будет разная шумность

          Ребята, поймите, что основной составляющей шумов подводной лодки являются вовсе не шумы винтов, а совокупность шумов, создаваемых всем оборудованием, агрегатами, механизмами, приборами, аппаратурой и т.д. Когда лодка идёт на полном ходу, в некоторых отсеках нужно орать, чтобы расслышать друг друга. Всё это передаётся через обшивку корпусов в воду. Бывают и курьёзы: как-то на ходовых испытаниях одной лодки долго не могли определить источник какого-то необычного шума, пока не докопались до причины. Оказывается, на заводе один из сборщиков потерял здоровенный гаечный ключ, который завалился куда-то под обшивку и на определённой скорости хода просто-напросто дребезжал где-то между корпусами.
          1. Delta 12 октября 2012 16:21
            Полковник, все верно, винты - не главное в вопросе шумности. И тут как раз советские/российские подлодки проигрывают, имея двухкорпусную архитектуру, два ядерных реактора, две линии вала (это почти у всех проектов АПЛ, о Ясене уж ладно, промолчу, на ней все-таки хоть не два вала). Чтобы все оборудование разместить на борту нашим конструкторам почему-то (а американским при этом почему-то не потребовалось) потребовалось два корпуса: прочный и легкий. Наличие большого запаса плавучести вынуждает принимать в балластные цистерны АПЛ огромное количество забортной воды. Для того чтобы возить эту воду, требуются дополнительные энергомощности, дополнительные механизмы и системы, усиленные конструкции корпуса. Это создает дополнительный подводный шум, который демаскирует подводную лодку.. Вы не находите?
            1. Snake4 12 октября 2012 18:52
              Главная причина двухкорпусной компоновки - наличие в ТЗ на проект пункта об обеспечении непотопляемости при затопленииодного из отсеков.
              Данное троебование обязывает иметь ЦГБ и аварийные цистерны, с выравнивающим эффективным объемом одного отсека с оборудованием.
              Разместить такие емкости можно только добавив второй корпус, сохранив в прочном корпусе основное оборудование.
              Конструкторы уже пытались уменьшить силуэт и объем лодки, но это требование всегда не давало нормально жить, почитайте про проект 705
              Snake4
              1. Delta 12 октября 2012 18:57
                Да мне Лира хорошо знакома. Вы лучше расскажите почему Огайо имеет однокорпусную конструкцию и ни одна не тонула? так же как и Лос-Анджелесы, несмотря на количество лодок.
                1. Snake4 12 октября 2012 19:00
                  Не имею понятия, но судя элементарной логике, имеют оборудование, позволяющее разделить отсек внутри на герметичные части или компенсировать пробоину, например повышенным давлением.
                  Я не к слову о американцах, а о историчности наших традиций проектирования и военного заказа.
                  Snake4
                  1. Delta 13 октября 2012 18:51
                    Snake4
                    нет и не может быть такого оборудования (кроме обычной переборки между отсеками), которая разделяла бы какой-то из отсеков на отдельные подотсеки. Ну и давление...можно конечно отсек поддувать, так и делают при поступлении воды, но при серьезной пробоине, да на глубине в сотню метров - никакое давление не спасет - море затопит отсек за секунды. А весь "секрет" в том, что америкосы не делали ставку на большой запас плавучести. ЕМНИП у того же Лос-Анджелеса всего-то 10% против 30% у Батона, но Лосы не тонули ни разу, а советских/российских АПЛ погибло уже немало. И все тонули из надводного положения, кстати, и это при таком запасе плавучести
                    1. desava 13 октября 2012 19:43
                      Вот сколько Ваши комменты читаю и все более убеждаюсь в Вашей компетенции по поводу ПЛ. Готов подписаться под каждым Вашим словом. В особенности по поводу затопления отсека на глубине.
                    2. Snake4 15 октября 2012 11:24
                      То что америкосы не делали ставку на запас плавучести, далеко не секрет конечно, просто разница в подходах.
                      Есть подозрение, что все нештатные ситуации связаны у нас с попытками догнать, перегнать, успеть к очередному юбилею вождя, к первому мая и т.д.
                      Таким образом большинство аварий это либо заведомо превышение ресурса оборудования, либо безалаберное его использование.
                      Snake4
              2. desava 12 октября 2012 19:25
                С Вашего позволения добавлю про ТЗ: затопление одного отсека и двух ЦГБ с одного борта смежных с затопленным отсеком.
        5. мамба 12 октября 2012 16:13
          Цитата: Delta
          На Ясене не реализовано никакого иного движителя, кроме гребных винтов. А значит и кавитации не избежать.

          Кавитация вообще-то возникает при большой скорости обтекания поверхности тела жидкостью. Проблема эта давно решена большими много лопастными гребными винтами с саблевидными лопастями, вращающимися с малой угловой скоростью, т.е. на малых оборотах. Кроме того, на лопастях гребного винта применяются покрытия из специальных материалов, снижающие шумы и усложняющие условия возникновения кавитации даже на максимальных оборотах.
          мамба
          1. Delta 12 октября 2012 16:32
            Вы сами себе не противоречите? говорите, что кавитация - это явление, наблюдаемое при обтекании тела жидкостью и при этом говорите о решении проблемы с помощью винтов. А при чем тут тогда винты к обтеканию корпуса подлодки?

            Кавитация — (от лат. cavitas — пустота) — образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости (гидродинамическая кавитация), либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения (акустическая кавитация). Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырек захлопывается, излучая при этом ударную волну.

            Кавитация — это явление образования в жидкости небольших и практически пустых полостей (каверн), которые расширяются до больших размеров, а затем быстро разрушаются, производя резкий шум. Кавитация происходит в насосах, винтах, рабочих колесах (гидротурбинах) и в сосудистых тканях растений.
            Так как лопасти гидротурбины (в насосах) или лопасти гребного винта (в случае применения на суднах или подлодках) вращаются в жидкости, то возникают области низкого давления, поскольку вокруг лопастей жидкость ускоряется и следует за ними. Чем быстрее будут вращаться лопасти, тем ниже может оказаться давление вокруг них. Таким образом, достигается давление насыщенного пара, жидкость испаряется и образует небольшие пузыри газа. Это и называется кавитацией. Когда позже пузыри разрушаются, то они обычно приводят к очень сильным местным ударам волны в жидкости, которые могут сопровождаться шумами и могут даже повредить лопасти.

            Интересно было бы почитать как решили проблему кавитации, как в США так и в России, особенно на большой скорости плавания АПЛ.

            Кстати, получение возможно большего КПД винта уменьшением его оборотов находится в противоречии с требованиями снижения массы и габаритов паротурбинной установки
            1. мамба 12 октября 2012 17:05
              Цитата: Delta
              Вы сами себе не противоречите? говорите, что кавитация - это явление, наблюдаемое при обтекании тела жидкостью и при этом говорите о решении проблемы с помощью винтов. А при чем тут тогда винты к обтеканию корпуса подлодки?

              Я говорил о кавитации применительно к гребным винтам, а не к корпусу подлодки. Понятно, что именно на их лопастях в первую очередь и может возникнуть кавитация. А вот какая должна быть скорость подлодки, чтобы на поверхности её корпуса возникла кавитация? Наверное, такие подлодки появятся не скоро.
              Спасибо за экскурс в физику. Хоть я и электронщик, но эта информация мне известна.
              мамба
        6. desava 12 октября 2012 19:19
          Кавитацию можно избежать глубже погрузившись. Под действием более высокого давления пузырьки на лопастях будут образовываться при большей частоте вращения ГВ. Соответственно скорость бесшумного хода (если рассматривать источник акустичекого шума только явление кавитации) будет выше если ПЛ идет на большей глубине. Потому "Комсомолец" мог идти 16-ти узловым ходом не вызывая данного явления.
          Насчет влияния водоизмещения на скрытность Вы правы, как и говорил ранее в других постах - чем больше площадь смоченной поверхности - тем больше коэффициент присоединенного потока воды, гонимой за кораблем. Отсюда вытекают и другие демаскирующие факторы кроме акустического.
          1. мамба 12 октября 2012 21:10
            Цитата: desava
            Кавитацию можно избежать глубже погрузившись. Под действием более высокого давления пузырьки на лопастях будут образовываться при большей частоте вращения ГВ.

            Если рассматривать кавитацию по аналогии с закипанием воды, то Вы правы. Чем выше плотность воды, тем выше "температура кипения". Т.е. чем глубже, тем меньше вероятность возникновения кавитации при той же скорости подлодки. Или, как Вы правильно говорите, чем глубже, тем
            Цитата: desava
            скорость бесшумного хода (если рассматривать источник акустичекого шума только явление кавитации) будет выше
            мамба
          2. Delta 12 октября 2012 21:33
            Цитата: desava
            Насчет влияния водоизмещения на скрытность Вы правы, как и говорил ранее в других постах - чем больше площадь смоченной поверхности - тем больше коэффициент присоединенного потока воды, гонимой за кораблем. Отсюда вытекают и другие демаскирующие факторы кроме акустического.



            ну вот как это объяснить детсадовским патриотам
          3. MURANO 12 октября 2012 21:52
            Цитата: desava
            Кавитацию можно избежать глубже погрузившись

            Так и есть.Вообще,для каждого проекта есть таблица зависимости скорости хода без кавитации от глубины.
            С кавитацией на винтах никто в обычной жизни не ходит.Или не должен.Все остальное-грамотность(или наоборот) командования ПЛ и трезвость laughing
            MURANO
            1. desava 13 октября 2012 03:51
              Не знаю есть ли в открытом доступе в нете, но у меня на руках следующая брошюра: "Проектирование корабельных движетелей" ВВМИОЛУ Дзержинского, В.В.Хрустин. Таблица существует для каждого проекта в виде графика, как упомянул уважаемый MURANO.
              И еще, хотелось бы напомнить, что к скрытности наша сторона и США подходят с разных сторон, и ихняя более привлекательна для проектировщика.
              1. desava 13 октября 2012 04:02
                Имел ввиду точность изготовления как деталей основного редуктора, так и вспомогательных механизмов. ЮСы правильно выбрали стратегию в проектировании по всей видимости..
      2. matvey.z 12 октября 2012 22:18
        Цитата: Rus_87
        сравнивать ее исходя только из водоизмещения,

        Delta и не сравнивал ТОЛЬКО

        Цитата: Rus_87
        12 000 тонн водоизмещения создавать такой же подводный шум, как и тело в 9 000 тонн. А уж тем более - меньший шум

        ПЛ- физический объект в водной среде.
        Обладает полями (физическими): гидроакустическим, магнитным, гидродинамическим, электрическим, низкочастотным электромагнитным, тепловым, оптическим

        Водоизмепщение в 12000 тонн больше 9000тн на 33,3%,СООТВЕТВТВЕННО ОБЪЕМ ТЕЛА(ПЛ ) больше.
        Болшие объем (примерно на 33,3%), БОЛЬШЕ ПОЛЯ (примерно на 33,3%).
        при прочих равных условиях активным гидролокатором,магнитометром,оптическим сенсором, тепловым датчиком ГАС в АКТИВНОМ режиме -ЕЕ обнаружить ЛЕГЧЕ , примерно на 1/6 (т.е. на 16-17%),так как объем больше на 33,3%, а площадт поверхности на 16-17%.

        Пассивной ГАС по шумам выступающих частей и обтеканию корпуса водой. (даже без кавитации)
        ТК есть градиент скорости, есть силы трения м/у слоем жидкости и корпусомПЛ, и далее м/у слоями жидкости, до зоны отсутствия возмущений.
        Т.е. бо'льшая ПЛ шумит при движениии больше, для нашего случая примерно на 16-17%.При условии ,что покрытие одинаково( как нет абсолютного отражателя,так и не "абсолютно" скользкого тела/покрытия)

        В статье скорее всего имелось ввиду: шум от винтов и от циркуляции теплоносителя в ЯСУ.Теоретически можно предположить,что винты нашей ПЛ "тише" и шумы от циркуляции ниже...
        Но только теоретически,тк по имеющейся информации по шумам винтов мы всегда проигрывали, по циркуляции следовательно тоже( тут шумы определябтся в основном насосм(если есть( Сравните грюнфос и ручеек,утрирую конечно) и КАЧЕСТВО ОБРАБОТКИ поверхности ...
        matvey.z
    2. MURANO 12 октября 2012 21:45
      Цитата: Delta
      но не может подводное тело в 12 000 тонн водоизмещения создавать такой же подводный шум, как и тело в 9 000 тонн. А уж тем более - меньший шум.

      Ну так однозначно тоже нельзя.Огайо значительно больше Лоса и, тем не менее,намного скрытней.
      Гидродинамические шумы-это как раз не те шумы,по которым,как правило, обнаруживается ПЛ.Потому,что на скоростях патрулирования он ниже шумов механизмов и пр.
      Большее водоизмещение в некоторых случаях способствует снижению шумности т.к. позволяет разместить на ПЛ системы подавления..Хотя,это истинно наш путь. smile
      MURANO
      1. desava 13 октября 2012 04:09
        Не мог обойти Ваш пост мимо - где еще существует трехкаскадная амортизация fellow
  4. Wolland 12 октября 2012 11:21
    Всему свое время, могущество России не спрячешь, да были такие как Горбачев и Ельцин, клоуны запада, но Вот сейчас Путин и у Запада он как кость в горле, какой же он плохой, все идет по плану как сказано у Гражданской обороны. Путин уже поднял Россию с колен, а скоро она и расправит плечи....
    Wolland
    1. desava 13 октября 2012 04:12
      На текущий момент мы в г....не. Посему перестаньте горланить и дуйте служить!
  5. NAV-STAR 12 октября 2012 12:13
    Побыстрее ее на вооружение, настоящее сокровище для ВМФ.
  6. Skavron 12 октября 2012 13:38
    Впечатляет! Я вобще не равнодушен к подлодкам...и мощь и скрытность - два в одном.
    Skavron
  7. silver_roman 12 октября 2012 14:48
    ого, капец она дорогущая, в 1.5-2 раза дороже борея -подводного крейсера стратегического назначения. кстати вроде должно было быть 8 штук, а уже 7. я надеюсь, что в будущем количество не будет сокращаться.

    и еще расстраивает тот факт, что наши сначала принимают подлодку,а потом практически сразу ее модернизируют, добавляю буковку М, а это уже выходи 2 головных корабля на один проект. что увеличивает стоимость проекта в целом. в море должны выходить образцы , которые не должны нуждаться в модернизации лет 5 хотя бы...

    http://topwar.ru/19889-korabl-dlya-eksperimentov.html - в этой статье автор как раз затрагивает эту проблему(к подтверждению моих слов и нкх претензий :-) )
  8. altman 12 октября 2012 15:34
    ...и все же , может , менее дорогие, но большего количества? what
  9. orkibotu 12 октября 2012 17:43
    да Путин красава
    orkibotu
  10. МОЛОДОЙ 12 октября 2012 18:03
    Именно лодки типа "Ясень" будут представлять серьезную угрозу для США. Согласно военной реформе до 2020 года будет построено свыше 50 лодок данного типа.
    МОЛОДОЙ
    1. Delta 12 октября 2012 18:21
      а почему не 100? laughing

      Молодой человек, когда эти лодки проектировались (а было это при богатом Союзе) и то от 6 до 9 единиц говорили. Хотя и цифру в 30 единиц называли. Но то ж когда было и уж никак не 50 корпусов....
      1. FoMaS 12 октября 2012 19:17
        Предполагается, что пр.885 будет единственным типом многоцелевой АПЛ в ВМФ РФ, если учесть постепенный вывод из боевого состава пр.971/945/949, то на совокупную замену должно потребоваться какраз 20-30 единиц.
        Или планировался/планируется ещё и другой тип в данном классе??
        -
        ps Delta, я как-то Вас спрашивал о реальной эффективности работы СОКС(Тукан), интересует максимально возможное гарантированное время обнаружения следа при стандартной гидрологической обстановке.
        1. Delta 12 октября 2012 23:23
          а это, собственно, к чему?
          1. FoMaS 12 октября 2012 23:42
            1) Про количество единиц пр.885 раз ещё при союзе их планировали не много, то разве есть/был другой проект?
            2) Повторение вопроса из другой темы на который Вы не ответили. smile
            1. desava 13 октября 2012 04:28
              А Вам уважаемые спецы известно назначение данных кораблей исходя не из википедии, а из внешнеполитической "стакановки"? Они уже являются орудием сдерживания.
        2. MURANO 13 октября 2012 12:02
          Цитата: FoMaS
          ps Delta, я как-то Вас спрашивал о реальной эффективности работы СОКС(Тукан), интересует максимально возможное гарантированное время обнаружения следа при стандартной гидрологической обстановке.

          Фома,никто тебе не ответит.Спецов по системе мало+тема-табу.
          MURANO
      2. МОЛОДОЙ 29 октября 2012 10:34
        Пардон, ошибся, 28 подлодок. 50 это кораблей))
        http://www.youtube.com/watch?v=p32g-2YPI4w&feature=related
        МОЛОДОЙ
  11. Гоша 12 октября 2012 18:07
    Цитата: altman
    ..и все же , может , менее дорогие, но большего количества?

    Ага по 10 штук на квадратный километр мирового океана. soldier


    А в остальном всё по ПЛАНУ. Скрутил дунул и пошёл.
    Гоша
  12. delakelv124 12 октября 2012 19:45
    девушки по вызову------ http://rlu.ru/a8z
    -
    заказ по телефону в анкете----- http://rlu.ru/a8z
    -
    Никаких смс!Никакой регистрации!
    -
    низкие цены, проверенные номерки--- http://rlu.ru/a8z
    -
    если все цыфры номера видны
    девушка сегодня РАБОТАЕТ
    если две последних цифры заменены на "хх"
    занята или выходной
    delakelv124
  13. Delta 12 октября 2012 21:33
    Цитата: desava
    Насчет влияния водоизмещения на скрытность Вы правы, как и говорил ранее в других постах - чем больше площадь смоченной поверхности - тем больше коэффициент присоединенного потока воды, гонимой за кораблем. Отсюда вытекают и другие демаскирующие факторы кроме акустического.



    ну вот как это объяснить детсадовским паториотам
  14. andrei332809 12 октября 2012 22:09
    а оружие в него грозное запихали.это душу греет. я сперва,грешным делом,подумал,что эти лодки под яхонты заточены.вот что значит думать грешным делом,а не головой
  15. почтальон 13 октября 2012 01:09
    Цитата: andrei332809
    Автор Юферев Сергей Сверхзвуковой вариант данной ракеты с ...полета боевой части ракеты после ее отделения еще больше возрастает и приближается к гиперзвуковой,

    Крылатая ракета "Калибр",изображенная на фото( 3М-54Э1), вот как она м.б. сверхзвуковой? с прямым крылом, без стреловидности по передней кромке крыла?
    А потом (БЧ) "приближается к гиперзвуковой?"
    БЧ. сама ,по себе...имя потенцию, разгоняется?
    баллистическая траектория была?НЕТ, она только у 91Р(ракето -торпед)
    Да и в ТТХ нет такого.
    2,9М (БЧ для3М-54Э), это еще не "приближение к гиперзвуку", который(по обще принятым меркам) начинается от 5М...
    Еще 73% пыжится и пыжиться.
    почтальон
    1. MURANO 13 октября 2012 11:51
      Цитата: почтальон
      Крылатая ракета "Калибр",изображенная на фото( 3М-54Э1), вот как она м.б. сверхзвуковой? с прямым крылом, без стреловидности по передней кромке крыла?

      Не предирайтесь. smile Вы же поняли,что речь про 3М-54(Э)
      MURANO
      1. почтальон 14 октября 2012 12:00
        Цитата: MURANO
        Вы же поняли,что речь пр

        Если честно-не понял. И сейчас не понимаю.
        3М-54(Э)и 3М-54(Э1) имеют дозвуковой маршевик ТРДД-50Б (да и по крылу видно)
        Вот у Э действительно третья ступень-БЧ развивает с/зв.скорость (но ни как не гипер).
        10% от траектории на с/зв не значит что ракета с/звуковая.
        сама ПКР(этот вариант) намного эффективнее монстра П-700. По моему мнению,конечно.
        почтальон
  16. maxiv1979 13 октября 2012 02:13
    сподобилсь, даведут ее слава богу до 2020 года, а может и не доведут, огромная дура, доведем Михалыч? огромная заплатят мож за нее, россияне и заплатят, наивняк)))

    шумность так и быть, будет спорить с сивульфом)) электронику не дадут такующе нам, а Михалыч? Русские ваньки пусть думают, что они лучшие, епрс)))
    maxiv1979
  17. негоро 13 октября 2012 23:10
    Просветите 8 ПУ, 24 ракеты,как производиться перезарядка?
    негоро
    1. Delta 14 октября 2012 01:37
      Примерно так же, как и в торпедном аппарате - выбирается нужная ракета (пусковая шахта универсальна), по 3 контейнера с ракетой на шахту, выстреливается, потом заряжается в шахту другой контейнер с ракетой. Все автоматизированно, "без рук". Кстати, "Ясень" изначально проектировался с боезапасом в 32 ракеты, а сейчас почему-то 24. То ли это потому, что изначально задумывались под "Гранат", а не под "Яхонт" (Оникс"), то ли где-то я чего-то не понял...

      А вот у "Улучшенного Лос-Анджелеса", у "Вирджинии" и советских лодок (пр.670, например) с вертикальными ПУ перезарядка не происходит. Сколько ракет в ПУ, столько и выстрелят.
      1. MURANO 14 октября 2012 13:52
        Цитата: Delta
        Примерно так же, как и в торпедном аппарате - выбирается нужная ракета (пусковая шахта универсальна), по 3 контейнера с ракетой на шахту, выстреливается, потом заряжается в шахту другой контейнер с ракетой.

        Как вы это себе представляете?Ракеты не в шахте и только перед выстрелом туда подаются?Если,как вы пишите,как в ТА.Я-не представляю.
        Уверен на 100%,что ракеты в контейнерах блоком загружаются в шахту(ну м.б.каждый контейнер,не пачкой)в базе.Как и у всех ПЛ.Какой вариант боекомплекта загрузили-с тем и в море.
        MURANO
        1. Delta 14 октября 2012 15:17
          шахт-то 8, а ракет 24. Негоро ж вопрос правильно задал. Как же может быть погрузка сразу нескольких ракет в одну шахту с базы?

          Вот слова представителя Севмаша:
          На лодке, ПКР «Оникс» расположены в восьми вертикальных шахтных пусковых установках СМ-346 (два ряда по 4 ПУ), производства Обуховского завода, с внутренним диаметром шахт 2 м и высотой 10 м, включающих по четыре транспортно-пусковых контейнера СМ-324. Крепление ТПК в шахтах осуществляется посредством расположенной вверху контейнера амортизированной платформы, трех ярусов элементов системы амортизации и устройства заштыривания. Электроразъем связи с бортовой корабельной аппаратурой подготовки к старту и управления находится у нижнего торца транспортно-пускового контейнера. Каждый ТПК герметичен и обеспечивает хранение ракеты в высокой степени готовности от ее изготовления до момента боевого применения, а также высокую эксплуатационную надежность и контроль состояния без извлечения из контейнера. Он не требует подвода рабочих жидкостей или газов, а также особых условий по микроклимату как в местах хранения, так и на борту АПЛ. Общий боекомплект ПКР комплекса П-800 на проекте 885 составляет 32 ракеты. Единственное расхождение по количеству ракет, но я об этом сказал выше

          А вот и сама установка (без шахты). Как я понимаю - револьверного типа
          1. MURANO 14 октября 2012 15:29
            Цитата: Delta
            Как же может быть погрузка сразу нескольких ракет в одну шахту с базы?

            Как и на Огайо mod.В чем сложность?
            Цитата: Delta
            Вот слова представителя Севмаша:

            Ну все ясно.ТПК загружаются в базе в шахту. При стрельбе открывается крышка шахты-а там 3 или 4(поглядим) ракеты в ТПК. Во общем,все как на Огайо mod.
            MURANO
            1. Delta 15 октября 2012 00:19
              а какой же тогда диаметр шахты, если все 3 контейнера "в небо смотрят"?
              1. MURANO 15 октября 2012 13:58
                Цитата: Delta
                а какой же тогда диаметр шахты, если все 3 контейнера "в небо смотрят"?

                На экспериментальном 670М в каждую шахту Малахита вставили по 3 ТПК Оникса.
                MURANO
                1. Delta 15 октября 2012 14:50
                  Как по мне - плохой выбор. Ибо чем больше диаметр шахты (если тут действительно "скрутка" контейнеров, сразу все в шахту смотрящие), тем меньше прочность корпуса. Куда лучше было бы предусмотреть смену. Я на схеме решил, что там револьверная подача реализована
                  1. MURANO 15 октября 2012 17:15
                    Цитата: Delta
                    Ибо чем больше диаметр шахты

                    Диаметр шахты меньше диаметра шахты на БДРМ.
                    Цитата: Delta
                    тем меньше прочность корпуса.

                    Я думаю,это учитывается в расчетах smile
                    MURANO
          2. Dog of war 12 января 2015 20:15
            Ошибочка, 32 КР, 8 Х 4, вот реальное фото этого "револьвера" http://militaryrussia.ru/i/284/339/JriF1.jpg , как видите, под ТПК 4 свободных места. И таки да, все 4 при открытии шахты готовы к стрельбе залпом, судя по величине крышек ПУ.
  18. Везучий 14 октября 2012 18:29
    красавица!!!)) hi
    Везучий
  19. Антон Гаврилов 2 апреля 2014 18:37
    Как минимум одна из лучших АПЛ в мире,по максимуму самая лучшая в мире в своем классе.Но сказать наверняка лучшая или нет весьма затруднительно.
  20. xAriy 5 ноября 2014 11:37
    Почему отказались от 650мм ТА?
  21. bezdonnyj 16 июня 2015 12:38

    Записал видео по АПЛ проекта Ясень
    bezdonnyj

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня