Полтава. 313 лет битве, решившей судьбу России

46

Ровно 313 лет назад на Украине под городом Полтава решалось будущее России. Здесь сошлись армия Петра I и шведского короля Карла XII.

Предыстория


Пётр I стремился осуществить давние стремления России выйти к незамерзающим морям. С детства общавшийся с европейцами русский царь прекрасно понимал, как важно для страны иметь выход к этим морям. Речь шла о Балтийском и Чёрном морях. Первое к концу XVI века практически полностью оказалось под властью Швеции, а второе – Османской империи. Петру удалось найти союзников для борьбы за выход к Балтике. В итоге в 1700 году разразилась долгая война между Швецией, с одной стороны, и Россией, Польшей (вместе с Саксонией) и Данией с другой. В начале войны Карлу XII удалось нанести поражение всём трём противостоящим ему государствам.



Однако Петру I ценой больших усилий всего народа удалось создать сильную и хорошо вооружённую армию. Стремясь окончательно разгромить Россию шведский король с войсками решил выступить на Москву. В июне 1708 года войска Карла начали поход на столицу России.

В ходе этого похода русским силам удалось нанести ряд серьёзных ударов по шведам, лишив их провианта и фуража. В итоге Карл был вынужден искать выход из ситуации, так как без припасов идти на Москву не было смысла. Выходом Карл посчитал измену украинского гетмана Мазепы.

Полтавская битва


Поверив заверениям гетмана, Карл решил повернуть на юг, чтобы отдохнуть на Гетманщине, пополнить припасы и продолжить путь на Москву. Однако желаемого и обещанного Мазепой шведы тут не нашли. Большинство местного населения враждебно встретило чужеземцев.

Своим опорным пунктом для последующего наступления на север, на Москву, Карл решил сделать небольшой город Полтава, который казался «лёгкой добычей».

В апреле 1709 года войско шведов, насчитывавшее 35 тыс. человек, прибыло под Полтаву. На сторону шведов перешли и до десяти тысяч казаков. Однако подавляющая их часть осталась верна Петру. Несмотря на это, ни Карл, ни Пётр не решились использовать казаков в битве, так как, вероятно, не доверяли им.

За апрель-июнь шведы, по разным данным, 20 раз пытались овладеть Полтавой, но безуспешно. В начале июня под Полтаву прибыли и основные силы русской армии во главе с Петром, которые насчитывали до 50 тысяч человек.

Под Полтавой обе стороны решили дать генеральное сражение. Ранним утром (4 часа) 8 июля 1709 года шведская армия начала сражение. Однако после ожесточённого боя, когда инициатива переходила не раз из рук в руки, к 11 часам шведы все-таки были разбиты и стали бежать.

Остатки шведской армии были вскоре настигнуты войсками Петра и сдались в плен. Так перестала существовать одна из лучших в своё время европейских армий.

Карлу XII удалось скрыться в турецких владениях.
Потери русской армии составили более 4600 человек убитыми и ранеными. Шведы потеряли около 9000 убитыми и ранеными, а также более 20000 пленными.

Итоги


Полтавская битва стала переломным моментом всей Северной войны, длившейся около двадцати лет. Швеция так и не смогла более перехватить инициативу.

При этом Карлу удалось убедить выступить против России турецкого султана, что лишь отодвинуло во времени поражение Швеции.

Сами шведы рассматривают своё поражение в войне как переломный период истории своей страны, которая из империи превратилась в обычное небольшое европейское государство.

В битве проявили себя блестящими военачальниками такие петровские генералы как Б. П. Шереметев, А. Д. Меншиков, М. М. Голицын, Г. С. Волконский, Г. И. Головкин и многие другие.

С 1995 года день победы Русской армии над шведами под Полтавой стали отмечать как один из дней воинской славы России.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    10 июля 2022 08:17
    И все же стрельцы успели поучаствовать в главной войне Петра — Северной. Они бились под Нарвой (1700), при Эрестфере (1701), при Гуммельсгофе (1702), героически — при Фрауштадте (1706) и в других местах. Под Полтавой (1709) они входили в Ренцелев, Ямбургский и Каргопольский полки, доблестно сражались в гарнизоне укрепленного лагеря и на редутах, и не отступали. В боях Северной войны стрельцы доказали свою боеспособность. И после битвы стрельцы никуда не исчезли — их просто перевели в новые полки, и они продолжили свою службу в их составе. И все так же стреляли и умирали за царя.
    hi Мдя, за царя, а не за императора. Не перестроились. feel
    1. +17
      10 июля 2022 08:25
      Цитата: Mavrikiy
      Мдя, за царя, а не за императора. Не перестроились.

      Титул "Императора и Самодержца Всероросийского" учрежден в октябре 1721 года. Соответственно под Полтавой умирать "за императора" было несколько затруднительно. request
      1. +5
        10 июля 2022 08:31
        Цитата: Старший матрос
        Титул "Императора и Самодержца Всероросийского" учрежден в октябре 1721 года. Соответственно под Полтавой умирать "за императора" было несколько затруднительно.

        hi Виноват, погорячился, "вспылил, был не прав."(Обыкновенное чудо)
    2. +9
      10 июля 2022 08:40
      Заголовок статьи не соответствует реальному политическому и историческому смыслу Полтавской битвы.
      Там решалась судьба Швеции и лично Карла ХIi, а отнюдь не Российской империи. Уже тогда становилось понятно, что Швеция НЕ тянет войну против России ни по каким ресурсам, несмотря на «лучшую» армию в Европе. Да и пресловутая воинская слава Карла ХIi заработана в общем-то в победах над мелкими германскими княжествами, над раздираемыми вечной зрадой поляками и единственным серьёзным противником были русские, вот на России он зубы-то и обломал.
      В Европах же как… все друг дружку побеждали по много раз, в разных вариациях, союзах, униях и прочее. Поэтому и сдаваться привыкли быстро, чтоб большого урона инфраструктуре не нанести, повоевали и дальше - пить кофей да минуветы танцевать :))
      Исключений было всего два: Россия и Англия…
      1. +3
        10 июля 2022 09:35
        Огромный плюс, именно так. тут мы мускулы нарастили, да собственно а когда нас шведы били в одиночку? Я армию папы Петра Великого тоже считаю высококлассной.
    3. -2
      10 июля 2022 09:33
      Царь и есть император, производное от Цезаря, у немцев император кайзер, шибко по словесам отличается?
      1. 0
        10 июля 2022 14:08
        Цитата: Александр Саленко
        Царь и есть император, производное от Цезаря, у немцев император кайзер, шибко по словесам отличается?
        Хрень, ибо ухо режет. requestЦарство небесное, это империя небесная? fool
  2. +4
    10 июля 2022 08:20
    Насчет перелома в Северной войне сложно сказать.Ведь до этого был и бой при Лесной.После которого шведы изменили свой план.А после был и неудачный поход русских войск на Балту.
    1. +3
      10 июля 2022 08:47
      Цитата: dmi.pris
      .Ведь до этого был и бой при Лесной.

      Мдя, Лесная - мать Полтавы, как Сталинград - отец Курска. request
      1. -1
        10 июля 2022 08:56
        Да,это так.Карл отказался идти на Москву и двинул на юг.По "приглашению"Мазепы.Однако и после разгрома в Полтавской битае он сохранил ядро войска.И ушел в Бендеры. Они там еще не один год мозги туркам конопатили.А потом двинули в Польшу.
        1. 0
          10 июля 2022 09:36
          Тут ключевой вопрос, а на хрена он это сделал?
    2. +1
      10 июля 2022 09:28
      Цитата: dmi.pris
      Насчет перелома в Северной войне сложно сказать

      Скорее даже не перелом, а так получилось. Карл удрал, потерял темп, и, в итоге проиграл и войну, и корону, и жизнь... Но что то мне подсказывает, что даже если бы он победил под Полтавой, войну он проиграл бы все равно...он недооценивал решимость России победить в этой войне.
      1. +3
        10 июля 2022 09:39
        Он физически не мог победить под Полтавой, Пётр, в отличии от Карла, стратег. Карл атаковал не имея превосходства в силах, если под Нарвой такое проконало, не факт что всегда так будет везти. Карту сражения посмотрите, там эшелонированная оборона.
        1. +1
          10 июля 2022 11:06
          Цитата: Александр Саленко
          Карл атаковал не имея превосходства в силах, если под Нарвой такое проконало, не факт что всегда так будет везти. Карту сражения посмотрите, там эшелонированная оборона

          Я все это знаю. И какими силами велось сражение, и как была построена оборона.
          Писал о "невозможном" варианте, ну, вдруг бы Карл захватил Полтаву... И сражение пришлось бы вести в невыгодных условиях... Войну Россия все равно бы выиграла. Поскольку ее решимость и воля руководства были непоколебимы...
  3. +1
    10 июля 2022 08:23
    Знаменательное событие... определившее дальнейший ход истории России.
  4. +2
    10 июля 2022 08:24
    "Несмотря на это, ни Карл, ни Пётр не решились использовать казаков в битве, так как, вероятно, не доверяли им."
    Шведская армия - чисто европейская, русская - стараниями Петра1 приведённая к евро стандартам. Тактика европейских армий в те времена, не предусматривала возможность использования воинских формирований казачьего формата и опыта такого не было. Т.е. казаков просто не умели (шведы) и не хотели использовать в сражении.
    1. +8
      10 июля 2022 08:41
      Цитата: ИВЗ
      Тактика европейских армий в те времена, не предусматривала возможность использования воинских формирований казачьего формата и опыта такого не было.

      Да неужели?
      По крайней мере наши, отказались использовать только запорожцев. Донские и калмыцкие полки вполне себе действовали.
      Что касается шведов, то финские драгуны по тактике недалеко от казаков ушли.
      Причина именно в запорожцах. ни та ни другая сторона им не доверяла.
    2. 0
      10 июля 2022 09:40
      А европейская, сиречь лучшая? Чем стрелецкие полки принципиально отличались от солдатских?
  5. +6
    10 июля 2022 08:32
    Виват Победе! Именно этот день отмечался в Российской империи как День Победы. Родился в этом городе и позже вернулись и жили пока отца в 1986 не перевели в ЗабВО. В детстве практически половину поля битвы облазил, рядом с ним жили. Дождаться бы освобождения
  6. +2
    10 июля 2022 08:36
    Читал в новостях, что тамошние майданутые рогули хотят снести памятник Петру I , да и весь мемориал Полтавской битвы...
  7. +3
    10 июля 2022 08:46
    Гримаса истории, что город Полтава не находится в составе России am
  8. 0
    10 июля 2022 09:01
    Пётр I стремился осуществить давние стремления России выйти к незамерзающим морям.

    Вообще то Балтика замерзает.
  9. -1
    10 июля 2022 09:20
    автору -просто классический стиль и размер для энциклопедического. Коротко и достаточно что бы понять о чем и причины оного . Четыре.
  10. +1
    10 июля 2022 09:31
    Карл тупой гусар, как сказал то же самое о Генрихе 4 Александр Фарнезе. Куда ты, Карл. сунулся? Вот просто обороняй он Прибалтику, совсем бы нам стало тяжко, хорошо что нам попался тогда такой тупой король.
  11. +1
    10 июля 2022 09:53
    Своим опорным пунктом для последующего наступления на север, на Москву, Карл решил сделать небольшой город Полтава, который казался «лёгкой добычей».

  12. -2
    10 июля 2022 10:22
    В Швеции был праздник, когда Карл 12 умер.
    Он своими непрерывными и совершенно бессмысленными войнами полностью разорил страну.
    После него началось экономическое возрождение Швеции.
    1. 0
      10 июля 2022 12:11
      Странно почему вас минусят? На счёт праздника в Швеции не знаю, но то что своими войнушками он полностью разорил страну вхлам это историческая правда, как и то, что гос делами он не занимался от слова совсем. Пы сы экономический подъем там начался много позднее.
      1. 0
        10 июля 2022 13:09
        В Швеции популярна версия, что финальную пуля он получил от своих. Достал всех...
        (Типа, как табакерка об висок Павла Первого)
        1. 0
          10 июля 2022 15:43
          Да, слышал, и почему-то верится именно в неё)
  13. 0
    10 июля 2022 10:26
    ""...Сами шведы рассматривают своё поражение в войне как переломный период истории своей страны, которая из империи превратилась в обычное небольшое европейское государство..."".
    Видать именно поэтому шведы сейчас вспомнили о реванше над РОССИЕЙ и решили вступить в НАТО ?
  14. 0
    10 июля 2022 10:37
    Петр Великий как то несуразно распорядился плодами победы в Северной войне.Прибалтику выкупил(!) у побежденных шведов,Финляндию возвратил побежденным. Пришлось потомкам ещё трижды воевать со шведскими реваншистами пока те до 2022 года не успокоились!
    1. -2
      10 июля 2022 15:10
      Надо напомнить ( в очередной раз ), что "Петр Великий" - это самозванец, прибывший из Западной Европы вместо настоящего Петра 1. А история правления Исаакия написана романовскими сочинителями нашей истории Миллером, Байером, Шлецером и Ко. Что в этой "истории" правда, а что выдумка - разбираться, похоже, некому. Наша официальная "историческая наука" этим точно не занимается, а напротив : насмерть отстаивает прозападную версию событий. И эта статья тому подтверждение.
      1. 0
        10 июля 2022 18:29
        Я не понял из Вашего пассажа, что Полтавского сражения не было и победы тоже?
        1. -1
          10 июля 2022 20:19
          Сражение под Полтавой, может, и было, если есть на месте битвы массовые захоронения, а не как с Куликовым полем : " родственники на подводах отыскивали погибших и увозили на родину хоронить"... Исаакий в разгар битвы бежал, его едва догнали, чтобы сообщить весть о неожиданной победе. После были ещё битвы, где успех был на стороне шведов. Сомнения в значимости Полтавского побоища... И нет сомнений в трусости и низости самозванца.
          1. 0
            11 июля 2022 04:00
            Проясните,пожалуйста,откуда такая осведомленность?Дайте ссылку,список литературы,люблю,знаете ли ,альтернативную историю. Прикольно!
            1. -1
              11 июля 2022 09:30
              Прикольно ? Тогда вам по другому адресу - на ТНТ-шоу, например. Борис Башилов, "Робеспьер на троне...", к примеру, - еще больше "приколов" найдете для себя. Приятных развлечений !
      2. -1
        11 июля 2022 11:52
        Цитата: Магог_
        Надо напомнить ( в очередной раз ), что "Петр Великий" - это самозванец, прибывший из Западной Европы вместо настоящего Петра 1

        Агась.

        у Петра был 38 размер ноги при великанском росте (что крайне редко) и заменить это просто невозможно. У «самозванца» был такой же размер

        Флот построил, армию переделал, шведов победил... хороший такой самозванец, правильный yes
        1. -1
          11 июля 2022 17:26
          "Утро стрелецкой казни" - картина, казнь "собственного сына Алексея", жену сослал в монастырь, плохо говорил и понимал на "родном языке", и т.д. 38 размер ступни перевесит все сразу ! Сдаюсь ! Все же, читайте Башилова, который собрал в своей книге все "достижения реформатора", не подозревая о состоявшейся подмене царя во время Великого Посольства 1698 г.
          1. 0
            11 июля 2022 17:29
            Цитата: Магог_
            плохо говорил и понимал на "родном языке"

            А поподобнее никак с этого момента?

            Цитата: Магог_
            38 размер ступни перевесит все сразу

            Пока так.
            1. -1
              11 июля 2022 18:06
              Занудство - такой прием в споре. Вы еще посоветуйте перечитать учебник истории, и я тут же покраснею от стыда !
              1. +1
                11 июля 2022 18:09
                Цитата: Магог_
                Занудство - такой прием в споре

                Съехать с темы - это такой прием в споре. Не можете ответить - не надо, все мне с вами ясно request yes
                1. 0
                  11 июля 2022 18:39
                  Вы подавляете своим интеллектом ! Удар ботинклм 38 размера убивает всякого.
                  1. +1
                    11 июля 2022 18:42
                    Цитата: Магог_
                    Удар ботинклм 38 размера убивает всякого

                    Ну, вам, как видим - хватило yes
  15. -1
    10 июля 2022 10:53
    А в чем новость то?
  16. +1
    10 июля 2022 13:13
    313 лет спустя. Полтава-2. Смотрите скоро информацию от военных корреспондентов.
  17. 0
    11 июля 2022 23:18
    Не стоит преуменьшать значение этой победы. Швеция 17 века - это 80% мировой добычи железной руды и производства оружия из меди и стали. ВПК Швеции был экспортером №1 в мире. Как писали историки, "Шведская пушка изменила Европу".