Военная полиция в России: перспективы создания

27
Министерство обороны России на днях отправило на согласование в силовые структуры новый законопроект, который носит название «О военной полиции». Согласно ему, в рамках военного ведомства предполагается создание фактически новой спецслужбы, которая будет иметь право проводить оперативно-розыскные мероприятия, возбуждать уголовные дела, вести расследования преступлений средней и небольшой тяжести, а также, будет иметь возможность принимать участие в проведении контртеррористических специальных операций и пресечении массовых беспорядков. Кроме того, в определенных случаях военная полиция будет иметь право проводить оцепление не только военных, но и гражданских объектов.

Законопроект был отправлен в Федеральную службу безопасности и Военную прокуратуру. В случае если он будет одобрен этими ведомствами, в дальнейшем он будет направлен на рассмотрение правительству, а затем внесен в Государственную Думу. И если законопроект будет принят, то уже с 1 декабря текущего года в России появится новая структура – военная полиция.

Сам документ состоит из шести глав и 34 статей. Для создания новой структуры в военном ведомстве, предполагается внесение изменений и поправок в уже существующие и действующие на данный момент законы, в частности, «О полиции», «О прокуратуре», «О судебных приставах», «об оперативно-розыскной деятельности», «Об обороне».

Законопроект говорит о том, что военная полиция будет находиться в составе армии, но в случае необходимости будет взаимодействовать с другими органами, в том числе правоохранительными, муниципальными и государственными. Если говорить о функциях нового формирования, то оно будет исполнять уголовные и дисциплинарные наказания относительно военных и гражданского населения, которое проходит военные сборы, обеспечивать безопасность движения транспорта в армии. Помимо этого, в функции военной полиции будет входить охрана объектов военного назначения, военных грузов, а также районов проведения маневров и военных учений. К полномочиям структуры будет относиться также проведение расследований преступлений средней тяжести, ведение оперативно-розыскной деятельности, производства по административным правонарушениям и разбирательства по делам о дисциплинарных проступках. Напомним, ранее все эти полномочия выполнял Следственный комитет.
Если говорить об основных задачах военной полиции, то они сводятся к выявлению, предупреждению и пресечению преступлений в вооруженных силах, в частности, в частях, учреждениях, гарнизонах и подразделениях. За военными полицейскими будет закреплена и комендантская служба, таким образом, они будут отвечать за военную дисциплину. Им же будут переданы функции автоинспекции в армии: согласование маршрута и регулирование движение военных колонн на улицах.

Прокуратура передаст новой структуре полномочия принимать, регистрировать и проверять информацию и тех преступлениях, которые либо уже были совершены, либо готовятся к совершению военнослужащими. Кроме того, военные полицейские смогут принимать процессуальные решения, предусмотренные Уголовным Кодексом. Они смогут проводить дознания и вести следственные мероприятия по уголовным делам. В обязанности военной полиции будет также входить содержание военнослужащих на гауптвахтах, в частности тех, которые подозреваются в совершении правонарушений, либо же осужденных военным судом, но приговор в отношении которых еще не вступил в законную силу. Кроме того, в тесной взаимосвязи с правоохранительными органами военные полицейские смогут вести розыскные мероприятия по поиску и задержанию лиц, которые самовольно покинули места прохождения службы. Также они будут вести поиск похищенного оружия, техники и боеприпасов, и осуществлять охрану высшего военного руководства.

Законопроект утверждает и то, что новый орган будет иметь возможность проводить экспертно-криминалистические мероприятия по уголовным делам, которые относятся к их компетенции. Военные полицейские также получат право принимать участие в контртеррористических спецоперациях, решать задачи, направленные на пресечении деятельности международных террористов.

Военная полиция будет иметь широкие полномочия в сфере задержания и доставки военнослужащих в медучреждения для освидетельствования и проведения действий по вытрезвлению, если они находились в общественных местах в нетрезвом состоянии. Точно такие же процедуры могут быть проведены в случае с употреблением наркотических средств военнослужащими. Кроме того, военная полиция сможет по письменному требованию получать необходимые справки, сведения, документы и прочую информацию, включая личные данные, если в таковых возникнет необходимость в рамках уголовного делопроизводства.

Компетенция военной полиции будет распространяться также и на объявление в розыск военнослужащих, совершивших правонарушение или же самовольно покинувших воинскую часть. Также сотрудники новой структуры будут иметь право проводить досмотр личных вещей и транспорта военных. Если возникнет необходимость, военные полицейские совместно с правоохранительными органами смогут проникать в жилища и на земельные участки как частных лиц, так и гражданских организаций, исключение в данном случае составят лишь консульские учреждения и представительства.

Силы военной полиции получат право проводить оцепление или блокировать не только отдельные воинские части, но и военные городки. Аналогичные действия могут быть предприняты и в отношении гражданских объектов, правда, для этого необходимо будет согласовать свои действия с МВД. В частности, подобные действия возможны в случае проведения мероприятий по ликвидации последствий катастроф техногенного и природного характера, аварий, в случае пресечения массовых беспорядков. Если необходимо обеспечить безопасность гражданского населения, военная полиция сможет оцеплять жилые дома и организации.

Военные полицейские будут иметь полное право применять силу, специальные средства и оружие согласно закону «О полиции», при этом перечень дозволенного оружия будет определен правительством.

Новая структура будет находиться в непосредственном подчинении генерального прокурора Российской Федерации. Если в результате действий сотрудника военной полиции военнослужащим, гражданским лицам или организациям будет нанесен ущерб, возмещение его будет проводиться в соответствии с законодательством. Все спорные действия военных полицейских можно будет обжаловать в военном суде или непосредственному начальству. Финансирование структуры будет осуществляться Министерством обороны России.

Необходимо отметить, что идеи относительно создания военной полиции возникали неоднократно и периодически озвучивались различными политическими силами. Впервые подобная инициатива прозвучала еще в 1992 году, однако тогда на практике она реализована так и не была.

Военные эксперты в целом положительно оценивают идею создания новой силы в структуре военного ведомства. Но большинство из них склоняется к мысли, что военная полиция будет достаточно эффективной, если все прописанные полномочия и функции будут реализованы в действительности, а не останутся лишь на бумаге. Так, в частности, по словам первого заместителя председателя комитета по обороне в Государственной Думе Сергея Жигарева, решение создать военную полицию весьма понятно и эффективно, потому как военная реформа проводилась по образцу западных государств, поэтому и контролировать армию должно соответствующее ведомство. Как отмечает Валерий Борщев, один из членов Общественной наблюдательной комиссии Москвы по контролю за соблюдением прав человека в местах заключения, идея создания военной полиции будет разумной только в том случае, если все полномочия будут строго прописаны в законодательстве.

По словам Игоря Коротченко, председателя Общественного совета при Министерстве обороны, перспективы создания военной полиции весьма хорошие. Конечно, существуют определенные проблемы с разграничением функций и полномочий, тем не менее, именно новая структура будет способна пресекать правонарушения либо же, если преступление уже совершено, оперативно проводить расследование. Он уверен, что российским вооруженным силам нужен эффективный орган, который будет способен решать все возложенные на него задачи, не декоративное формирование. Только в таком случае можно будет говорить о том, что в армии будет относительный порядок, который, в свою очередь повысит ее эффективность и престиж.

Использованы материалы:
http://www.utro.ru/articles/2012/10/10/1076932.shtml
http://www.kommersant.ru/doc/2041123
http://www.ria.ru/defense_safety/20121010/771139257.html
http://www.ria.ru/defense_safety/20121010/771038137.html
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    12 октября 2012
    Ну вот ещё один удар по безработице - появятся новые (наверняка хорошо оплачивыемые) рабочие места. smile
    И сколько интересно в сумме получится для охраны государственности - Полиция +Внутренние Войска +Военная Полиция+ что то ещё = ? Да, внутрениие враги государству гораздо опаснее внешних.
    1. grizzlir
      0
      12 октября 2012
      Нужна военная полиция или нет вопрос спорный.Лично моё мнение что нужна,но только у нас может выйти что хотели как лучше,а получилось как всегда.
      Цитата: Vorchun
      Полиция +Внутренние Войска +Военная Полиция+ что то ещё =
      Ещё,есть такая структура как ФСО.Черезвычайно раздутая и продолжающая раздуваться,так что военная полиция это бугорок на фоне горы ФСО.
    2. Припятчанин
      -2
      12 октября 2012
      ВВ надо свести к 4-м дивизиям(по одной на округ)+ОДОН+ЦСН ВВ+4 отряда спецназа(по 1 на округ),Из попавших под сокращение сформировать новые части ВДВ,Морской пехоты и пару общевойсковых(гвардейских;восстановить те,что были при СССР).
      Вот вам и военная полиция.
      1. janri
        0
        14 октября 2012
        ВВ прежде всего необходимы государству как противовес армии (т.е. минобороны)... Нельзя концентрировать силовую власть страны в одних руках, то бишь в руках министра обороны, иначе будет соблазн ее использовать в своих амбициозных интересах. Вспомните Жукова! Почему его после ВОВ убрали? Да потому, что в то время за ним пошла бы вся 10-ти милионная армия. Его просто боялись...
        Поэтому внутренние войска всегда (по умолчанию) предназначались для противодействия СА (РА), если бы те вдруг взбунтовались. И кстати, обратите внимание, почему войска Минобороны всегда располагаются все городов России, а войска ВВ как правило в пределах крупных административных центров.
        Поэтому одного ОДОНА(ОМСДОНА) и и четырех отрядов мало будет...
        Думайте сами.
        1. Припятчанин
          -1
          15 октября 2012
          И все-таки я настаиваю на том,что 170 тыс.ч-к слишком много
          Мало того,я не ограничился ОДОНом и 4-мя отрядами СпН.4-х ХОРОШО ПОДГОТОВЛЕННЫХ дивизий(по одной на командование.4 тыс.человек в каждой),подчиненных непосредственно Президенту) плюс вышеуказанных мною сил будет,я думаю,более чем достаточно.
          ВВ ,на мой взгляд,должна,помимо прочего,выполнять функции Жандармерии,а-ля Нац.Гвардия США(защита констиц.порядка),плюс контроль за ВС(это уже военная полиция)
          Для этих целей указанных мною сил более чем достаточно

          С уважением
          1. janri
            0
            17 октября 2012
            Цитата: Припятчанин
            на мой взгляд,должна,помимо прочего,выполнять функции Жандармерии,а-ля Нац.Гвардия США(защита констиц.порядка),плюс контроль за ВС(это уже военная полиция)


            Однако, согласен с Вами уважаемый "Припятчанин". ВВ РФ эти функции и выполняет кстати. Плюс еще и занимается антитеррором, и охраной наиболее важных гособъектов.
            Но! Возьмите хотя бы из открытых источников (Википедия) численность жандармерии во Франции, а-ля Нац.Гвардия США, ну и численность ВВ РФ, а затем тупо поделите площадь вышеупомянутых государств на количество своих бойцов... Результаты будут не в пользу России. И это учитывая то,что в РФ относительно более нестабильная внутренняя обстановка, а границы в РФ более агрессивные чем во Франции и США.
            На мой взгляд (который не является аксиомой и является частным), численности ВВ даже недостаточно.

            P.S. Дивизии в ВВ, по Закону не подчиняются напрямую Президенту. Хотя да, он является Верховным Главнокомандующим для каждого бойца, офицера и генерала.

            И Вам с уважением.
            1. Припятчанин
              0
              20 октября 2012
              Согласен.
              Тем не менее,некоторые задачи ВВ могут выполнять и солдаты СВ.
              Мало того,наши СВ,ВДВ и морпехи испытывают некий недостаток кадров (по сравнению с США)(к примеру,ВДВ и МП слишком малы,неплохо было бы иметь больше).В этих условиях хорошо подготовленные ВВшники,перекласифицированные в Десантников,морпехов,а ,может быть, в гвардейцев-мотострелков,сослужат Родине неплохую службу.
              Подчинение же ВВ напрямую Президенту позволит ВВ играть роли "противовеса МО внутри (а, может быть ,и не внутри) нее самой".

              Еще нужно проводить меры по "успокоения" некоторых групп населения ,к примеру футбольных фанатов или разного рода ультраправых.Ибо в вышеуказанных случаях, менты еле-еле справляются.
              Надо это пережить

              С уважением
    3. dimanf
      +1
      12 октября 2012
      Цитата: Vorchun
      И сколько интересно в сумме получится для охраны государственности - Полиция +Внутренние Войска +Военная Полиция+ что то ещё = ? Да, внутрениие враги государству гораздо опаснее внешних.



      скоро на каждого человека будет по одному надсмоторщику !
      как же боится КРЕМЛЯДЬ свой народ !
  2. itr
    +1
    12 октября 2012
    Военная полиция ! Круто !!! а комендачи куда ??? помоему ктото мается
    1. borisst64
      0
      12 октября 2012
      Цитата: itr
      а комендачи куда ???

      Так это их и переименуют.
  3. 0
    12 октября 2012
    Военные эксперты в целом положительно оценивают идею создания новой силы в структуре военного ведомства. Но большинство из них склоняется к мысли, что военная полиция будет достаточно эффективной

    Думаю, кто в армии был, тот не согласится...
    1. +1
      12 октября 2012
      Я в армии сейчас, и с подобной идее наоборот соглашаюсь.
  4. 0
    12 октября 2012
    Цитата: RedDragoN
    Военные эксперты в целом положительно оценивают идею


    Хорошо бы обнародовать фамилии и воинские звания этих экспертов. Надеюсь не Коротченко...
  5. Farn
    +2
    12 октября 2012
    Скоро в полициях всех этих и ВВ-шках будет половина населения страны. Сами себя же охранять будем непонятно от кого. Не все проблемы решаются силовыми путями. Думают если увеличить число подобных служб,то в государстве станет спокойнее? Прямо, щас. Сила действия равна силе противодействия
    1. janri
      0
      15 октября 2012
      Только факты из открытых источников:
      Численность войск минобороны около 1 млн. личного состава.
      Численность внутренних войск - 160 тыс. л\с.
      Ну и где же это половина страны уважаемый "Farn"?
  6. 0
    12 октября 2012
    Поддерживаю эту идею! Военная полиция - лишней не будет.
  7. 0
    12 октября 2012
    На самом деле идея очень хороша. Но вот какова будет реализация этой идеи? Хотелось бы верить в лучшее. Поживем - увидим.
  8. Kir
    0
    12 октября 2012
    Интересно, может кто осведомлён, но вроде теми-же функциями обладает во Франции жандармерия, так не проще ли на базе ВВ сие сделать с приданием дополнительных функций, если только их и без того уже нет, и переименованием последних, в духе времени, в Жандармерию!И на сём окончить.
    1. Припятчанин
      0
      12 октября 2012
      Вы правы.
      Надо было назвать сию структуру "Полевой Жандармерии",а-ля Дореволюции.
  9. Братец Сарыч
    0
    12 октября 2012
    Не наше все это, поэтому сомневаюсь, что толк из этого выйдет...
    Наверное, кто-то под себя, родимого, мутит всю эту канитель...
  10. +1
    12 октября 2012
    Военная полиция подчинена генеральному прокурору? Так тогда это не полиция, а подразделение прокуратуры Но тут же автор пишет, что эта служба будет находиться в составе армии? Непонятно.
    Всю "сознательную жизнь" армий различных народов мира за состояние воинской дисциплины и правопорядок во вверенных войсках отвечали ими командующие. Им подчинялись и особисты, и полицейские, и работой военных прокуроров они руководили, ставили им задачи, и приговоры военных судов командующий армией, фронтом утверждал. (единственно,все они по своей линии могли накатать "телегу", пожалиться на командира- единоначальника в высшую инстанцию, и это, наверное, правильно) А если плохо получается, то надо или менять командующего, или полномочий ему добавлять, по обстановке действовать.
    Потому что с древних времен всем разумным человекам стало ясно - эффективное военное руководство возможно лишь на основе единоначалия.
    И уголовное дело, прежде всего, должен возбуждать ни кто иной, как командир воинской части. А для контроля есть вышестоящее командование, военная прокуратура.
    Подразделение военной полиции в бригаде, гарнизоне- это орган соответствующего командира, выполняющий "черновую" работу по поддержанию порядка и воинской дисциплины, под его руководством,а не под руководством Ген. прокурора . Ген. прокурор, при всём к нему уважении, командовать не может и не должен.






    .
    1. motors
      0
      13 октября 2012
      Военой Полиции надо быть и в значемай мере називисимой от командира подразделения и чтобы она пресматревала чтобы сам командир соблюдал закон. В данном случае я не имею виду что ВП должна предератса к пустикам а чтобы небыла грубых нарушении. И невсегда командир подразделения имеет достаточна комептенции или реалной возможности повлеять на пресечения незаконних деиствии.
      Надо конечно и следить чтобы слишком непереплитатлись компетенции разних ведомств, но это уже другой вопрос.

      Я хорошо знаком с работай ВП и обычно эта элитное подразделения куда бирут високодисциплированих солдат и ВП ползуетса болшим авторитетам перед солдатами других подразделении.

      В принципе поевления ВП в составе РФ ВС должно толко улучшать положения с законостю в ВС.

      Извинаюс за свой русский. Как некак не радной язик
      1. 0
        13 октября 2012
        В российской армии от командира подразделения скоро уже никто не будет зависеть. laughing
        А на практике все должно выглядеть примерно так.
        Случилось ЧП в роте (батальоне) командир бригады назначает расследование,возможно возбуждает уголовное дело, информирует военную прокуратуру и направляет для расследования (задержания и водворения в КПЗ на гауптвахту) не внештатного дознавателя, а профессионального военного дознавателя- полицейского с группой "товарищей". Естественно, от командира роты они не зависят никак.
        1. ЭСКАНДЕР
          +1
          13 октября 2012
          Ага, а в реале – прикрываем задницы вышестоящего командования. Попробуй ты, сообщи реальное положение дел, а я посмотрю, что с тобой станется через некоторое время…
          Если уж Президент РФ поднимал вопрос о круговой поруке на местах «МВД-Губернатор», то уж в армии – чо смеяться то?...
          1. 0
            14 октября 2012
            Так одна из задач реформы, вроде бы и было сделать так, чтобы задницы не "прикрывались" не при каких обстоятельствах. Что бы честно несущий службу генерал, офицер не испытывал затруднений "сообщая реальное положение дел" и решительно действовал по закону.
            Но воз, похоже, и ныне там.
            А то круговая порука у командования, круговая порука в военной прокуратуре, у "молчи-молчи", даже в правительстве и то порука! wassat
            А вот у военных полицейских, там то другое дело, там поруки не будет. lol
            Военная полиция лишь исполнитель, дезертиров ловить, расследования проводить- вот её дело. Контролеры (не зависимые?) исполнения законов-военные прокуроры.
            К чему лишних контролеров плодить, когда "на земле" работать некому?
            Как старые боеприпасы ворочать так "ванек"- срочник, нету де профессионалов, денег и технологий то же нетути request
            Посмотрим что за штат будет в военной полиции, кто его займет и , главное, что делать будут.
    2. janri
      -1
      15 октября 2012
      Уважаемый тов. "алексеев", в Советской и Российской армии НИКОГДА особисты, военная прокуратура и как вы говорите полицейские не подчинялись командиру части. И уж тем более они не руководили ими и не ставили им задачи... У них были свои начальники, у них были свои задачи и функции. И это Вам скажет любой офицер (генерал) который был командиром части (соединения, объединения).
      Более того, командиры всегда побаивались и недолюбливали эти структуры... Потому,что это был надзор за их деятельностью.
      В одних руках сосредотачивать власть довольно опасно. Есть соблазн использовать эту власть и силу оружия в своих интересах.
      1. 0
        26 октября 2012
        Это, уважаемый, любой п....к знает, а не только генералы и офицеры- командиры частей. Конечно, сам совершаешь преступления, а на тебя телегу катят, откуда будет любовь? wink И бояться будешь, если совесть нечиста.
        Я не писал что прокуратура и особисты подчинялась командирам полков и отдельных батальонов. Но комедатская рота (т.е. полиция) им подчинялась. Но командующие , особенно в военное время, осуществляли обшее руководство и контроль всеми органами свое фронта, армии. И приговоры военных трибуналов утверждали. Поинтересуйтесь, кто, скажем, помиловал тов. Г.Котовского?
        И контроль нужен. Но прокуроры, полицейские не должны и не могут командовать. В нормальной армии командует один. Единоначалие там, понимаешь.
        А в ненормальной, в том числе и в СА, в годы оные, там дедовщина, коррупция, раграбление ВВТ и т. д. И это не смотря на наличие прокуроров и особистов и политотделов с секретарями и пропагадистами. request Они тоже политдонесения по своей линии отправляли.
  11. delakelv124
    0
    12 октября 2012
    девушки по вызову------ http://rlu.ru/a8z
    -
    заказ по телефону в анкете----- http://rlu.ru/a8z
    -
    Никаких смс!Никакой регистрации!
    -
    низкие цены, проверенные номерки--- http://rlu.ru/a8z
    -
    если все цыфры номера видны
    девушка сегодня РАБОТАЕТ
    если две последних цифры заменены на "хх"
    занята или выходной
    1. ЭСКАНДЕР
      +1
      12 октября 2012
      По Военной Полиции – лучше бы Налоговую Полицию возродили, чтоб денег на содержание Военной (и прочего другого) было достаточно (не в ущерб простым смертным с убогим соц.пакетом).
  12. -1
    12 октября 2012
    Цитата: ЭСКАНДЕР
    лучше бы Налоговую Полицию возродили


    От потому и ликвидировали,- чрезвычайно рьяно взялись за исполнение обязанностей. Шо ни тварь обнаруженная, то под прикрытием.
  13. лепольд
    -1
    12 октября 2012
    Жутко безграмотная статья, выдающая некомпетентность автора... очень жаль, что такое появилось на этом сайте...

    Автору- на будующее, перед написанием статей, читайте профильную литературу, рекомендую, например, для расширения кругозора ознакомиться с УПК и ФЗ "Об ОРД"... с уважением

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»