Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа К-19. Проект 658 (Hotel-I class)

Опыт, который был накоплен во время проектирования и постройки первых советских атомных торпедных подлодок и дизель-электрических ракетоносцев пр. В-611 и 629, дал возможность приступить в середине 1950-х гг. к созданию первого отечественного подводного атомохода, имеющего на вооружении баллистические ракеты. Корабль был предназначен для нанесения ядерных ракетных ударов по портам, военно-морским базам, административным и промышленным центрам, расположенным не только на побережье, но и в глубине территории.

Чтобы сократить срок реализации программы, а также снизить технический риск при создании принципиально нового класса боевых судов, было принято решение разработать первую советскую атомную подлодку с баллистическими ракете на основе конструкционных решений, которые были реализованы на торпедной атомной подлодке проекта 627. Фактически, ракетоносец, который получил номер проекта 658, являлся лодкой «Ленинский комсомол» с дополнительным ракетным отсеком, врезанным в корпус.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа К-19. Проект 658 (Hotel-I class)
К-19



Партийно-правительственное постановление о создании ракетной атомной подлодки проекта 658 вышло 26.08.1956. Проектирование корабля поручили ЦКБ-18 (сегодня – Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»). К разработке конструкторской документации приступили в сентябре 1956 года. Руководил работами главный конструктор Ковалев С.Н. С самого начала работ над проектом зам. главного конструктора был Спасский И.Д., а главным наблюдающим от военно-морского флота – капитан второго ранга Мартыненко К.И. Техническое проектирование завершили в первом квартале 1957 года (эскизный проект подлодки не разрабатывался в связи с предельно сжатыми сроками, диктуемыми реалиями «гонки вооружений»).

Корабль, согласно первоначальным планам, предполагалось оснастить оружием, разработка которого уже подходила к концу – ракетным комплексом Д-2 и жидкостными ракетами Р-13, которые имели надводный старт (испытания данного комплекса, который первоначально разрабатывался для вооружения дизель-электрических подлодок проекта 629 были начаты в декабре 1958 года). Однако в 1958 г. решили приступить к разработке проекта, который предусматривал переоснащение подлодки более перспективными ракетами, имеющими подводный старт. Предполагалось, что новый комплекс установят на атомоходы в процессе модернизации и капитального ремонта.

Начало работ над первой советской ПЛАРБ совпало с аналогичными работами в Соединенных Штатах, где в 1956 г. начали реализовывать программу «Поларис». Но если в СССР подводную лодку проекта 658 рассматривали как некий синтез уже имеющихся технологий, то американским флотом создавалась принципиально новая система оружия, в основу которой заложили не имеющую аналогов малогабаритную твердотопливную баллистическую ракету с подводным стартом. Американская ракета по сравнению с советским аналогом обладала значительно большими возможностями. При этом первый носитель «Поларисов» – атомная подлодка с БР «Джордж Вашингтон», как и суда проекта 658, разрабатывалась на основе существующего проекта – торпедной АПЛ типа «Скипджек». Более того, во время постройки первой серии ПЛАРБ для ВМС США использовались уже готовые корпусные конструкции атомных подводных лодок, в результате чего головной подводный ракетоносец передали флоту 30.12.1959, на год раньше советского атомохода. Малые габариты «Поларисов», компактное и простое пусковое устройство позволили установить на «Джордже Вашингтоне» шестнадцать ракет (по восемь шахт в два ряда).

Ограниченная ширина корпуса ПЛАРБ 658-го проекта, перенятого от проекта 627, а также солидные размеры советских баллистических ракет, сложные и громоздкие стартовые устройства (обусловлено тем, что их разрабатывали по нормам проектирования артустановок для тяжёлых надводных судов), допускали установку ракетных шахт на подлодке только в один ряд. Три ракеты разместили в ограждении рубки, что привело к необычайно крупным, весьма далеким от оптимальных габаритам (с точки зрения гидродинамики).

По сравнению с торпедной подлодкой 627-го проекта, в конструкцию ракетной атомной подлодки было внесено несколько существенных изменений. Например, для управления на большой скорости применялись малые кормовые горизонтальные рули. Субмарина получила более живучую и малошумную электрогидравлическую систему для управления рулями. Было предусмотрено продувание главного балласта при помощи воздуха низкого давления. В реакторном отсеке внедрили автономную систему пожаротушения. Из-за требований обеспечения в надводном положении высокой мореходности, при предстартовой подготовке и пуске ракет, отказались от «торпедообразной» формы носовой оконечности субмарины и вернулись к традиционным штевневым обводам.

Первый ракетный атомоход советского производства, по сравнению с аналогичным американским судном, обладал более высокими скоростями надводного и подводного хода, лучшей боевой живучестью, увеличенной глубиной погружения, уступая ей по уровню скрытности и характеристикам информационных средств. Проект 658 весьма существенно проигрывал по отношению тоннажа корабля к массе ракетного вооружения. Если на американском «Джордже Вашингтоне» на каждую тонну «Поларис» А-1 приходилось чуть больше 30 тонн водоизмещения, то на лодке советского производств эта величина увеличивалась практически до 130 тонн.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа К-19. Проект 658 (Hotel-I class)


ПЛАРБ 658-го проекта относилась, как и другие отечественные атомные подлодки, к двухкорпусному типу. Прочный корпус субмарины был разделен на десять отсеков. Наружный корпус выполнялся по продольной системе. Таким образом, обеспечивалась значительная экономия металла и другие технологические преимущества перед применявшейся ранее на советских подлодках поперечной системой набора.

Уже во время серийной постройки часть субмарин оснастили шумопоглощающим покрытием наружной обшивки. Покрытие выполнялась из специальной резины, и затрудняло слежение за кораблем гидроакустическими системами противника, работающими в активном режиме (необходимо отметить, что подобные покрытия внедрили на ВМФ СССР впервые в мире). Однако, покрытие первого поколения были не очень прочным, и к 1970-м годам почти все суда 658-го проекта плавали «ободранными».

Субмарина имела главную энергоустановку мощностью 35 тыс. л. с., включающую 2 водо-водяных реактора ВМ-А мощностью 70 мВт (размещались последовательно в средней части в диаметральной плоскости судна друг за другом) с парогенераторами и 2 турбозубчатых агрегата 60-Д. Кроме того ПЛАРБ имела 2 электродвигателя «подкрадывания» ПГ-116 (мощность каждого 450 л. с.) и 2 дизель-генератора ДГ-400 с дизельными двигателями М-820. Субмарина оснащалась электрической системой постоянного тока (380 В, 400 Гц).

На корабле был установлен всеширотный навигационный комплекс «Сигма» имеющий астрокорректор. В состав гидроакустического вооружения входила гидроакустическая станция «Арктика» («Арктика-М») – первая отечественная гидроакустическая система с рефлекторной совмещённой антенной, которая обеспечивала работу в режиме измерения дистанции и шумопеленгования. В режиме шумопеленгования станция имела дальность 1…18 км, эхопеленгования – 8 км.

Торпедное вооружение атомной подлодки с баллистическими ракетами состояло из 4-х носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов (в боекомплект входило 16 торпед 53-61, 53-65К и СЭТ-65) и 2-х 400-миллиметровых кормовых малогабаритных торпедных аппаратов (6 торпед). Торпедные аппараты калибра 400 мм, предназначенные для ведения огня противолодочными торпедами, служили для самообороны и обеспечивали стрельбу на глубине до 250 метров. 533-миллиметровые могли использоваться на глубине 100 м. Система управления огнем – «Ленинград-658».

Подлодка для отрыва от противника могла применять МГ-14 (приборы гидроакустического противодействия), которые выстреливались из торпедных аппаратов. На смену им в 1967 году пришёл МГ-24 – самоходный прибор акустических помех массой 7 килограмм, используемый на глубине 30-40 метров в течение 30 минут. МГ-24 выстреливался через специальное устройство ВИПС. На вооружение подлодок в том же году поступил дрейфующий комбинированный малогабаритный прибор МГ-34, использующийся на глубинах 30-200 метров. Он также выстреливаемый через ВИПС.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа К-19. Проект 658 (Hotel-I class)


Подлодки 658-го проекта были оснащены ракетным комплексом Д-2 имеющим три баллистические ракеты Р-13 (инд. 4К50, обозначение на западе SS-N-4 «Sark»). Старт осуществлялся из надводного положения. Р-13 были первыми в мире специализированными баллистическими ракетами, предназначенными для вооружения подлодок. Одноступенчатая ракета, стартовая масса которой составляла 13,7 тонн, несла отделяемую головную часть, снаряжённую термоядерным зарядом большой мощности. Дальность пуска – 650 километров, круговое вероятное отклонение – 4 километра, что обеспечивало поражение только площадных целей (главным образом – военно-морских баз и крупных городов, находящихся на побережье). Для работы ракетного двигателя использовалось горючее ТГ-02 и окислитель АК-27И. Поскольку использованная, самовоспламеняющаяся при соединении, пара компонентов топлива являлась источником повышенной пожароопасности, было принято решение хранить в шахте ракету, которая заправлена только окислителем. Горючее находилось в специальных ёмкостях (для каждой из трёх ракет отдельная) вне прочного корпуса подлодки и на ракету подавалось во время предстартовой подготовки. Для управления стрельбой баллистическими ракетами использовалась система «Доломит-1».

На первых отечественных ракетных атомоходах условия обитаемости, в целом, от условий на больших дизель-электрических подлодках послевоенной постройки отличались незначительно. Впрочем, у каждого члена экипажа ПЛАРБ 658-го проекта имелось собственное спальное место (этого и сейчас нет у американских подводников, служащих на атомных подводных лодках третьего поколения типа «Лос-Анджелес»). Богатое содержание провизионных камер отечественных АПЛ в 1960-70-х гг. во многом компенсировало бытовые неудобства.

В 1960 году в ходе испытаний К-19 - головной атомной подлодки с баллистическими ракетами – при 80 процентах мощности реактора развили подводную скорость 23,8 узла, что, в пересчёте на 100-% мощность, обеспечивало скорость в 25,9 узлов. В октябре 1960 года были выполнены первые успешные ракетные запуски.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа К-19. Проект 658 (Hotel-I class)


Характеристики ракетного комплекса существенно ограничивали боевые возможности лодок 658-го проекта. От всплытия подлодки до пуска 3-й ракеты проходило около 12 минут, что делало судно, находящееся в непосредственной близости от побережья потенциального противника (обуславливалось малой дальностью полета баллистических ракет), отличной целью для американских противолодочных самолётов.

Появление в составе ВМФ СССР первых атомных ракетоносцев для военно-морской разведки США, разумеется, не осталось незамеченным. Вскоре новым судам было присвоено натовское обозначение «Hotel class».

Модификации

В 1958 г. была начата разработка нового РК Д-4 и ракет Р-21, которые могли стартовать с подлодки находящейся под водой и имели увеличенную дальность полета. Новая ракета в феврале 1962 года была продемонстрирована Хрущеву, а в следующем году ее приняли на вооружение. Это дало возможность начать перевооружение ПЛАРБ 658-го проекта комплексом Д-4. Модернизированным лодкам присвоили номер проекта 658-М.

Для размещения Р-21 использовали те же пусковые установки, что и для ракет Р-13, поскольку у них изначально был больший внутренний диаметр. Для старта Р-21 шахты заполнялись водой. Стартовая масса одноступенчатой баллистической ракеты составляла 19,65 тонн. Она могла доставлять на дальность 1420 километров 0,8-мегатонный боевой блок, КВО при этом составляло 1,3 километра. Поскольку на лодке устанавливался комплекс Д-4, необходимо было обеспечить удержание судна на заданной глубине при пуске ракеты из подводного положения (суммарное воздействие импульсов сил, которые возникали при ракетном старте, являлось причиной того, что лодка поднималась с текущей глубины почти на 16 метров, что затрудняло запуск следующей ракеты в залпе). Поэтому для ПЛАРБ проекта 658-М разработали так называемую систему удержания, обеспечивающую автоматическое сохранение заданной глубины.

Во время модернизации в конструкцию субмарины внесли и другие усовершенствования. Например, изменили корабельную КСППО (система предстартовой подготовки и обслуживания). Для предстартового заполнения кольцевого зазора (пространства между корпусом ракеты и стенкой шахты) водой были установлены спец. цистерны, оснащенные системой перекачки.

В 1965-1970 годах модернизацию и переоборудование по пр. 658-М выполнили в ходе капремонта семи подлодок (кроме К-145). При этом на Западе данным субмаринам присвоили обозначение «Hotel-II class».

Также велась проработка проекта А-658. В его рамках предусматривалось перевооружение подлодок 658-го проекта ракетным комплексом Д-5. Программу закрыли на стадии аванпроекта.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа К-19. Проект 658 (Hotel-I class)
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа К-19. Проект 658 (Hotel-I class)


ПЛАРБ К-145 в 1969-1970 годах модернизировали по 701-му проекту для заключительного этапа лётных испытаний баллистических ракет для подводных лодок Р-29. В центральную часть подлодки вставили дополнительную 15 метровую секцию корпуса, где разместили 6 шахт комплекса Д-9. Ограждение рубки также было удлинено.

В 1977 году при вступлении в силу американо-советского договора ОСВ-1 об ограничении ядерных вооружений, было решено снять стратегическое оружие с АПЛ проекта 658-М. На шести подлодках ракетные отсеки вырезали вместе с шахтами, а лодки переоборудовали по проекту 658-Т и переклассифицировали в торпедные (на западе «Modified Hotel-II class»).

АПЛ К-19 в 1976-79 годах была переоборудована в опытовый корабль проекта 658-С. его использовали для испытаний разных новых устройств и систем, в том числе предсерийных и опытных. Она была первой из подлодок проекта 658-М, с которой сняли ракетный комплекс. После этого субмарину перевели в класс подлодок спецназначения. Проект переоборудования субмарины разработали в ЦКБ-18. Эту лодку в 1979 г. решили использовать для испытаний систем радиосвязи подлодок. Первым образцом, который прошел гос. испытания, было буксируемое выпускное антенное устройство «Залом».

В 1980-х годах АПЛ К-55 и К-178 были вновь переоборудованы из торпедных по пр. 658-У (на западе было присвоено обозначение «Hotel-II SSQN class»). Она были трансформированы в корабли связи. Торпедное вооружение при этом было сохранено, однако боекомплект уменьшили в связи с размещением дополнительной аппараттуры.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа К-19. Проект 658 (Hotel-I class)


Программа строительства

Строительство первых советских ракетных атомоходов было начато на заводе №402 в Северодвинске. При серийной постройке судов впервые (применительно к атомным подлодкам) в нашей стране начал использоваться блочный метод постройки и другие технологические новшества. Первую подводную лодку 658-го проекта – К-19 – заложили 17.10.1958, на воду она была спущена 08.04.1959, а в строй вступила 12.11.1960. 06.07. 1961 Северный флот пополнился атомной подлодкой с баллистическими ракетами К-33, 12.08.1962 – К-55, 28.12.1962 – К-40, 15.05.1963 – К-16, 19.12.1963 – К-145,12.02.1964 – К-149 и 30.06.1964 – К-176. Таким образом, за шесть лет успешно реализовали широкомасштабную, уникальную для советского оборонного комплекса программу строительства серии из 8 атомных ракетоносцев, которые несли, в общей сложности, 24 БР с термоядерными боевыми частями большой мощности.

Статус на 2007 год

Две первые подлодки 658-го проекта, вступившие в состав СФ в 1960-1961 годах, были направлены в базу Западная Лица. Там они вместе с торпедными атомными подлодками проекта 627-А образовали бригаду. На основе данной бригады в январе 1962 года развернули 1-ю флотилию подводных лодок, состоящую из 2-х дивизий – Третьей (проект 627-А) и Тридцать первой (проект 658). Дивизию атомных ракетоносцев в 1964 г. перевели в Гаджиево (база Ягельная, губа Сайда) в состав Двенадцатой эскадры. Впоследствии эскадру преобразовали в 3-ю флотилию АПЛ.

Лодки К-55 и К-178 в 1963 и 1968 годах перевели на Тихоокеанский флот, где они состояли в сорок пятой дивизии атомных подлодок, базирующейся на Камчатке (субмарины к 1970 г. были модернизированы по проекту 658-М).

К-19 – первый советский ракетный атомоход – начал свою службу в конце 1960 г. 04.07.1961, во время учений «Полярный круг», когда подводный крейсер (командир капитан второго ранга Затеев Н.В.) следовал в заданный район Северной Атлантики, где ему нужно было произвести ракетный пуск, всплыв из-подо льдов Арктики, из строя вышел реактор левого борта – вспомогательный и главный циркуляционные насосы заклинились. В течение всего двух часов экипаж смог смонтировать нештатную систему для аварийного охлаждения реактора, ликвидировав, таким образом, угрозу его взрыва. Но во время борьбы за жизнь атомной подлодки тяжелые дозы облучения получили и погибли 14 человек. Подошедшим дизель-электрическим подлодкам и надводным судам удалось эвакуировать членов экипажа и отбуксировать субмарину в Западную Лицу. Во время ремонта, который проводился с 1962 по 1964 г., у судна заменили оба атомных реактора. Старые реакторы вместе с ядерным топливом затопили в бухте Абросимова. Сегодня такие действия выглядят кощунственной, но в 1960-е гг., в разгар американо-советского ядерного противостояния, обе противоборствующие стороны особого значения подобным вещам не придавали и исходили, главным образом, из соображений тех. целесообразности.

Трагедия, произошедшая на К-19, стала хорошим уроком для разработчиков ядерных энергоустановок: на всех проектируемых и действующих реакторах, аналогичных установленным на ПЛАБР К-19, были установлены штатные системы водяной аварийной проливки.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа К-19. Проект 658 (Hotel-I class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа К-19. Проект 658 (Hotel-I class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа К-19. Проект 658 (Hotel-I class)


ПЛАРБ К-19 после аварии 1961 года получила среди моряков прозвище «Хиросима» и заслужила репутацию «несчастливого» корабля. Необходимо отметить, что К-19 весьма активно оправдывала свою репутацию. 15 ноября 1969 года К-19 столкнулась в Баренцевом море с американской атомной подлодкой SSN-615 «Gato» (типа «Трешер»), которая пыталась вести скрытное слежение за атомоходом ВМФ СССР. Оба корабля были повреждены. На борту «Хиросимы» северо-восточнее Ньюфаундленда 24 февраля 1972 года вспыхнул пожар, повлекший за собой смерть 28 членов экипажа (выгорели 5, 8 и 9 отсеки). Очередной ремонт «невезучей» субмарины было решено превратить в эксперимент по определению мобилизационных возможностей судоремонтной промышленности: северодвинский судоремонтный завод «Звёздочка» смог завершить работы меньше чем за пять месяцев. Отремонтированная подлодка К-19 принималась прежним экипажем, недавно пережившим катастрофу. Для перехода в Гаджиево его «разбавили» моряками с других однотипных судов.

Возвращение подлодки К-19 в Гаджиево опять ознаменовалось чрезвычайным происшествием: во время входа в губу Сайда на борту судна опять вспыхнул сильный пожар – от дизельного двигателя вспыхнули сверхнормативные запасы краски и ГСМ, вывезенные с СРЗ и припрятанные в ограждении рубки. Экипаж ликвидировал пожар, жертв не было. Моряки на гаджиевских пирсах, наблюдая дымящуюся подлодку, окруженную буксирами и пожарными судами, понимающе переглядывались: «Хиросима» вернулась...» К-19 и в дальнейшем сталкивалась с неприятностями.

Служба других подлодок 658-го проекта проходила более благополучно. К-115 в 1963 г. совершила переход на ТОФ с Северного флота, пройдя подо льдами за шесть суток 1,6 тыс. миль. В 1968 г. подлёдный переход на Тихоокеанский флот совершила подводная лодка К-55. Особенностью данного перехода стало наличие штатного ядерного оружия на борту лодки.

Создание первых атомных подводных ракетоносцев и введение в состав флота дизель-электрических ракетных подлодок проекта 629, позволило за короткий промежуток времени заложить основы для подводной составляющей стратегической ядерной триады СССР. Кроме того, был создан некий противовес американским атомным подлодкам с баллистическими ракетами. Еще одним «положительным» фактором стало то, что потенциальный противник был вынужден начать реализацию комплексной дорогостоящей программы совершенствования собственных противолодочных сил.

Несмотря на устаревшее оборудование, высокую шумность, относительно низкие условия обитаемости, а также некоторые другие недостатки, подлодки пр. 658-М в 1970-х гг. оставаться боеспособными боевыми единицами флота, решающими задачи, поставленные перед ними. Эти корабли, патрулируя в непосредственной близости от американского побережья (иногда экипаж мог наблюдать в перископ берега Новой Англии), обеспечивали крайне малое подлётное время размещённым на них ракетам. Это затрудняло потенциальному противнику организовывать меры противодействия ракетному удару (но с другой стороны это делало возвращение атомоходов к родным берегам после выполнения поставленной задачи весьма проблематичным делом).

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа К-19. Проект 658 (Hotel-I class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа К-19. Проект 658 (Hotel-I class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа К-19. Проект 658 (Hotel-I class)



Служба пяти атомных подлодок с БР проекта 658-М (позже – проекта 658-Т) в составе СФ продолжалась до 1988-1991 гг. ПЛАБР К-16, -33, -40 и -149 были списаны в 1988-1990 годах. Они находились в отстое в Оленьей губе и Гремихе. Головная подлодка серии – К-19 – военно-морской флаг спустила последней, в 1991 г. Атомоходы до конца 1990-х гг. находились в отстое Полярный (в акватории СРЗ-10).

Основные тактико-технические характеристики атомных подлодок с баллистическими ракетами типа К-19 пр. 658:
Надводное водоизмещение – 4030 тонн;
Подводное водоизмещение – 5300 тонн;
Наибольшая длина – 114 м;
Наибольшая ширина – 9,2 м;
Осадка по КВЛ – 7,5 м;
Главная энергоустановка:
- 2 водо-водяных реактора типа ВМ-А, суммарной мощностью - 70 мВт;
- 2 ГТЗА-601;
- 2 ППУ ОК-150;
- 2 паровых турбины, суммарной мощностью 35000 л.с. (25700 кВт);
- 2 турбогенератора ГПМ-21, мощность каждого 1400 кВт;
- 2 дизель-генератора ДГ 460 В, мощность каждого 460 кВт;
- 2 электродвигателя экономного хода ПГ-116, мощность каждого 450 л.с.;
- 2 вала;
- 2 пятилопастных гребных винта;
Надводная скорость хода – 15 узлов;
Подводная скорость хода – 26 узлов;
Рабочая глубина погружения – 240 м;
Предельная глубина погружения – 300 м;
Автономность – 50 суток;
Экипаж – 104 человек (в т.ч. офицеров - 31)
Стратегическое ракетное вооружение:
Пусковые установки БРПЛ Р-13 (SS-N-4 «Sark») комплекса Д-2 или пусковые установки СМ-87-1 БРПЛ Р-21 (SS-N-5) комплекса Д-4 (после модернизации по проекту 658-М) – 3
Торпедное вооружение:
- 533-миллиметровые торпедные аппараты – 4 (носовых);
- 533-миллиметровые 53-61, 53-65К, СЭТ-65 – 16;
- 400-миллиметровые торпедные аппараты – 2 (кормовых);
- 400-миллиметровые торпеды – 6;
Минное вооружение:
- может нести вместо части торпед;
Радиоэлектронное вооружение:
- радиолокационная станция общего обнаружения – РЛК-101 «Альбатрос» (Snoop Tray);
Гидроакустическая система:
- «Арктика-М»;
- «Плутоний» миноискания;
- МГ-10 ШПС;
- «Яхта» звукоподводной связи;
Средства радиоэлектронной борьбы:
- «Накат» (Quad Loop D/F) РТР;
- «Ван» (Stop Light);
Средства ГПД:
- ГПД МГ-14, МГ-24, МГ-34;
Навигационный комплекс:
- «Сигма-658»;
- радиосекстант (Code Eye);
- ИНС;
- АРП-53 радиопеленгатор;
Комплекс радиосвязи:
- УКВ и КВ-радиостанции («Тантал», «Искра-1», «Графит-1» , «Оникс-П»);
- ДВ-радиоприёмник «Глубина»;
Радиолокационная станция госопознавания – «Нихром-М».

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа К-19. Проект 658 (Hotel-I class)

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа К-19. Проект 658 (Hotel-I class)


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. Trevis 13 октября 2012 15:05
    На удивление амеры сняли неплохой фильм о К-19. Мне даже понравилось.
    1. Delta 13 октября 2012 18:38
      А по-моему омерзительнее ничего не придумать.
      Авторы “втиснули” в один поход все аварийные случаи на нашей лодке в 1960-61 годах.
      Естественно, никакого противостояния старпома и командира не было и никто там наганами никому не угрожал (больная фантазия все-таки у америкосов).
      Задача этого фильма показать не мужество наших матросов, а как можно изощрённе показать какие плохие были коммунисты.
      Получилась полнейшая глупость, да и только. Самое интересное, что те моряки, которые действительно были на лодке в этот момент, посмотрев картину, сказали, что правда в этом фильме только, когда бутылка шампанского о борт не разбилась. На этом вся правдивость заканчивается.
      Про пьяных моряков на борту вообще нечего и говорить....

      Единственный толковый голливудский фильм про советских подводников - "Враждебные воды". Там, правда тоже матрос курит на борту прямо за обедом, на реактор Беликов "смотрит" через стеклышко и многое другое, но снято уже без коммунистического подтекста и технически более грамотно
      1. Андрей77 14 октября 2012 15:54
        Я не подводник, но американский фильм мне понравился. Про "злых коммунистов" там всего лишь пару эпизодов.
        1. Алекс 29 декабря 2013 00:03
          Цитата: Trevis
          На удивление американцы сняли неплохой фильм о К-19.

          Цитата: Delta
          А по-моему омерзительнее ничего не придумать.

          Абсолютно согласен с Delt-ой. Да и вообще, ничего хоть близко похожего на правду из Голивуда не вышло. Впрочем, оно и понятно: ущербные народы за неимением своей истории всегда обгаживают чужую. Комплекс неполноценности, однако.
  2. Днепропетровск 17 октября 2012 23:21
    Так это же Украинская подводная лодка Запорожье

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня